Как можно познакомиться поближе с учителем. Классный час "знакомство с классом"

Ситуация знакомства учителя русского языка с новым классом в начале учебного года достаточно частотна. Представим себе такую конкретную ситуацию: учитель получает новый класс, допустим, четвертый. Накануне нового учебного года он узнает, кто вел этот класс, знакомится с учителем, получает от него информацию об учащихся в целом, о некоторых ребятах в частности. В школе известно, что учительница держала ребят «в руках», но на уроках других учителей (когда ее замещали по болезни, а также на уроках музыки, изобразительного искусства, физкультуры) дети вели себя шумно. Итак, первый урок русского языка в начале учебного года. Нужно представиться и познакомиться с классом – это основная задача начального этапа урока. Конечно, «как начинать разговор – надо каждый раз решать самому, в зависимости от многих обстоятельств, которые иногда приходится взвешивать и оценивать за считан-

ные секунды,– пишет Д. Б. Кабалевский.– Я всегда кажусь себе в эти секунды шахматистом, который оказался в цейтноте, еще не успев начать партию» 1 . И для того чтобы суметь сориентироваться и достойно сыграть партию, необходимо серьезно готовиться к этим первым минутам общения с классом – от них многое зависит. Прежде всего учитываем психологию восприятия нового учителя: «В первый раз неизбежно предстать перед своими слушателями {в нашем случае – учениками четвертого класса) как неизвестный им человек, которого они сперва обязательно будут внимательно разглядывать, изучать его рост, прическу, одежду, всю фигуру, будут прислушиваться не столько к тому, что он им говорит, сколько к тому, как звучит его голос, какова его манера разговаривать. Следовательно, надо продумать свой костюм, прическу и главное – что и как сказать детям» 2 .

Анализ показывает, что рассматриваемый момент общения может включать в разной последовательности и в разных сочетаниях различные смысловые компоненты.

Рассмотрим их.

Приветствие. Например: «Здравствуйте, ребята!», «Добрый день, ребята!», «Здравствуйте, дорогие четвероклассники (мальчики и девочки)!»

С особой осторожностью следует молодому учителю употреблять обращение дети, так как четвероклассники не считают себя детьми, что вполне понятно: они проучились уже три года в школе.

Представление. Например:

«Меня зовут... Я буду преподавать у вас русский язык и литературу»; «Давайте познакомимся: меня зовут... Я буду учить вас русскому языку и литературе.

А сейчас откройте ваши дневники и запишите мою фамилию, имя, отчество (я записываю на доске). Я только в этом году закончила МГПИ им. В. И. Ленина, но я надеюсь, что вы меня не подведете...»

Поздравление с новым учебным годом н пожел ания.

Если поздравление и пожелания будут выражены стандартно (например: «Поздравляю (разрешите поздравить) вас с новым учебным годом! Желаю успехов в учебе»), можно совсем отказаться от этих компонентов высказываний. Лучше найти свои слова, попытаться заговорить с детьми уже здесь своим языком, например: «Поздравляю вас: вот и стали вы на год взрослей и начинаете учиться в средних классах школы»; «Поздравляю вас с переходом на следующую ступеньку обу-

1 Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1977, с. 37.

чения, где учить вас будет не один, а много учителей и где вы узнаете много нового и интересного...»

Знакомство с классом. Например;

«Мне очень хочется побыстрей вас узнать. Я думаю, что через неделю я всех вас буду знать по фамилии. А пока у меня к вам просьба: напишите о том событии, которое произошло с вами этим летом или о каком-нибудь случае, который вам запомнился...»

«Познакомлюсь я с вами в процессе работы и уже сегодня на уроке, когда вы будете отвечать на мои вопросы...»

«Я уже немного знаю вас, так как говорила с вашей учительницей. Она мне сказала, что очень любит ваш класс, потому что вы веселые ребята и вместе с тем умеете работать».

«Есть ли среди вас ребята, которые первый раз пришли в этот класс? Как тебя зовут? Мы с Сережей пока в одинаковом положении: еще никого не знаем. Я не буду читать фамилии по списку. Когда вы будете отвечать, называйте себя, а я постараюсь запомнить».

Призывы, требования. Их тон, характер сугубо индивидуальны. Например:

«У меня такая особенность, ребята. Первое – не могу работать в шуме. Второе – не люблю делать замечаний, особенно дважды. Третье – люблю ставить «пятерки», но, конечно, заслуженные».

«Русский язык – интересный предмет, но и трудный. Поэтому, чем внимательнее вы будете меня слушать, чем больше мы будем выполнять практических заданий, тем легче вам будет готовиться к урокам дома. На уроке вам нужны будут учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, дневник. Проверьте, все ли у вас сегодня есть?»

«Мне бы очень хотелось, чтобы на уроки русского языка и литературы мы с вами приходили в приподнятом настроении, бодрые, хорошо подготовленные, чтобы занятия наши были нам в радость».

Характеристика и задачи предмета. В данном случае также важно не употреблять общих фраз, говорить просто, но заинтересованно.

«До этого вы учились чтению и письму, и всем понятно, зачем. А зачем специально изучать язык, на котором все мы умеем говорить и даже писать? Как вы думаете?»

«Чему мы будем учиться на уроках русского языка и литературы? (Пауза.) Прежде всего – думать. А как мы выражаем свои мысли? С помощью языка, с помощью устной и письменной речн. Родной язык вы слышите с детства. Значит ли это, что вы научились владеть им в совершенстве? Недавно я ус-

лышала: «Эй, положь ручку на место!» (Как бы мимоходом.) Я думаю, объяснять не надо, что тот, кто так сказал, не владеет нормами литературного языка и не очень вежлив. А вот другие слова – на русском языке (читаю: «У лукоморья дуб зеленый...»). Конечно, это не значит, что к концу десятого класса мы с вами заговорим стихами (хотя, может быть, кто-то из вас станет поэтом), но научиться чувствовать красоту родного языка мы можем. Послушайте, как хорошо о богатстве родного языка сказал писатель Константин Георгиевич Паустовский: «Нет ничего в окружающей нас жизни, в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.» И т. д.» (читаю наизусть).

Любому учителю порой приходится входить в совершенно новый класс. А иногда и сами дети лишь 1 сентября впервые знакомятся друг с другом. И не всегда это первоклашки. Иногда новыми оказываются, например, профильные классы, классы во вновь открывшейся школе. В таких случаях знакомство между детьми можно провести неформально, используя специальные игры, хорошо известные вожатым летних лагерей.

Игры на знакомство

7–9 лет

У каждого возраста – свои особенности, и их необходимо учитывать при подборе игр. «Игры на знакомство» помогут создать благоприятную обстановку, раскрепостить детей и познакомить их в творческой и оригинальной форме.

Мячик
Для знакомства ребят младшего школьного возраста подойдет игра «Мячик». Ведущий держит в руках мяч и говорит:
Разноцветный мячик
По дорожке скачет,
По дорожке, по тропинке,
От березки до осинки,
От осинки – поворот –
Прямо к Саше в огород! (имя одного из играющих.)
С последними словами ведущий бросает мяч вверх. Участники, чье имя было названо, должны поймать мячик. Тот, кто поймал, становится ведущим. Если названо имя участника, которого нет в игре, то мяч ловит ведущий и делает следующий бросок.

Это – я
Еще один вариант игры на знакомство для младшего возраста – игра «Это – я». Играющие становятся в круг. Ведущий находится в центре и называет два имени (кого-то из присутствующих детей), одно – мужское, другое – женское.
Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это – я» – и меняются местами. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим.

11–13 лет

Здравствуй
Ребят 5–8 классов можно познакомить с помощью игры «Здравствуй».
Все участники становятся в круг лицом плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга.
Встретившись, дети пожимают друг другу руки, говорят: «Здравствуй» – и называют свои имена. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

Кто есть кто
Другой вариант игры на знакомство называется «Кто есть кто?». Каждый игрок получает лист бумаги и карандаш. За пять минут после сигнала ведущего игроки должны познакомиться друг с другом, узнавая имена и кто кем хочет стать (будущая профессия). Узнавать можно все что угодно – любимый цвет, любимую музыку, домашних животных и т.п. Полученные данные записываются на листе бумаги. Выигрывает тот, кто успеет больше узнать и записать.

Откроем сердца друг другу
Можно использовать игру под названием «Откроем сердца друг другу». Каждый игрок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет свое имя. Ведущий идет со шляпой по кругу. Игроки громко называют свои имена и опускают сердечки в шляпу. После этого ведущий второй раз проходит по кругу.
Теперь задача игроков – достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать его хозяину.

Телефон доверия
Коллективному знакомству учеников поможет игра «Телефон доверия». Участники садятся парами, мальчики напротив девочек. Девочки шепотом сообщают свои имена мальчикам, сидящим с ними в паре. После этого мальчик, сидящий в первом ряду, тихо говорит соседу имя своей напарницы, так, чтобы не слышали остальные мальчики. Второй игрок сообщает третьему имя первой девочки и имя той, что сидит напротив него, и т.д.
Последний мальчик должен вслух назвать имена всех девочек. Если имя названо правильно, то девочка встает, если нет, то девочка остается сидеть. После этого девочки узнают имена мальчиков и называют их. Выигрывает та команда, которая будет наиболее точной.

14–16 лет

Суета сует
Для знакомства старшеклассников хорошо использовать игру «Суета сует». Всем участникам игры раздают карточки, которые разделены на 9–25 клеток. В каждой клетке записано задание. Суть игры – записать в каждую клетку имя человека, который любит рыбу, держит дома собаку, ходит в походы и т.п. Тут открывается простор для вашей фантазии. Чем неожиданней будут задания, тем лучше.
Используя эту игру, педагог не только познакомит учеников, но и сумеет провести первичную диагностику в классе, – все зависит от того, какие вопросы будут записаны в клетки-задания. Можно выявить любителей рисования, пения, игры на гитаре. В этой игре нет победителя, хотя возможно отметить тех, кто раньше всех выполнит задание.

Мой напарник
Более свободная форма игры на знакомство называется «Мой напарник». Участники разбиваются на пары. Им дается 3 минуты, за которые они должны как можно больше узнать друг о друге. Потом все садятся в круг, и каждый из игроков рассказывает о своем напарнике. Стиль изложения – любой. Поощряется оригинальность.

Лгун
Необычный вариант знакомства старшеклассников – игра «Лгун».
Эта игра тоже поможет вам лучше узнать друг друга. Необходимо 5–8 человек. Подготовьте бланки в количестве, равном числу игроков. Бланки должны содержать примерно такие вопросы:
– Самое далекое место, где мне удалось побывать, это – ________________ .
– В детстве мне запрещали делать _____, а я все равно делал.
– Мое хобби – ____________.
– Когда я был маленький, я мечтал стать .
– У меня есть одна плохая привычка – .
Листочки с этими вопросами раздаются каждому игроку, и каждый должен заполнить их, отвечая правдиво на все вопросы, кроме одного. То есть один ответ будет неправильным, ложным.
Когда все заполнят свои анкеты, игроки начинают по очереди читать вслух свои ответы. Задача остальных игроков угадать, какой из ответов игрока ложный. Пусть они запишут их вариант на противоположной стороне их анкет. Узнайте номер ложного ответа и присудите очко всем угадавшим ложный ответ. Выигрывает тот, кто набрал больше всех очков.
Можно поменять правила. Вместо одного неверного ответа из пяти писать четыре неверных, а один верный.

Снежный ком
Для того чтобы дети лучше запомнили имена друг друга, можно использовать игру «Снежный ком». Участники игры садятся или становятся в круг таким образом, чтобы они могли видеть друг друга. Все по очереди называют свое имя.
Каждый последующий игрок называет имена всех предыдущих игроков, прибавляя к ним свое. Например, первый участник называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое, и так далее до последнего игрока, который должен назвать имена всех, кто находится в кругу.
Варианты игры:
Помимо своего имени, каждый игрок называет качество, которое начинается на первую букву имени или соответствует его характеру. Например: Вера – верность, Сергей – смелый, Наталья – нежная...
Каждый игрок, называя свое имя, входит в круг играющих, совершая какое-нибудь движение – взмахивая рукой, прихрамывая, наклоняясь и т.п. Следом за ним все играющие делают шаг в круг, называя имя предыдущего игрока и повторяя при этом его движение.

Карточки
Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека, например: «Я люблю петь», «У меня есть собака», «Я занимаюсь волейболом». Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы были заполнены все клетки.
В упражнение следует включать те качества, которые важны педагогу: интерес к профильной деятельности («Я люблю театр»), группы по увлечениям («Я люблю читать фантастику») и пр.

Я умею, могу научить, хочу научиться
Более сложный вариант знакомства, который тоже поможет учителю провести диагностику в новом классе – игра «Я умею, могу научить, хочу научиться». Игроки сидят в круге. Каждый на листочке пишет ответы на три вопроса: что я умею, чему могу научить, чему хочу научиться.
Далее все игроки разбиваются на пары, обмениваются листочками и готовят презентацию друг другу на 1–2 минуты в любой форме (речь, стихи, песня, этюд и др.).

Еще несколько десятков игр на знакомство вы сможете найти на сайте «Игробанк».

Многие начинающие учителя, студенты-практиканты педагогических вузов испытывают страх перед ученической аудиторией, неуверенность в своих коммуникативных возможностях и сомнения в своей способности установить контакт с классом и позиционировать себя как учителя. Если молодому педагогу не удастся мобилизоваться и собраться с духом, даже методически верно составленный урок может оказаться под угрозой срыва. А робость и нерешительность учителя ученики могут истолковать как недостаточный профессионализм и отсутствие необходимой компетентности.

Готовиться к первому уроку необходимо с первого дня учёбы в педагогическом вузе. Очень важна психологическая подготовка, необходимо участвовать в разнообразных научных конференциях, где студенты могут понаблюдать и отработать приёмы работы с аудиторией. Чтобы справиться со страхом публичных выступлений, полезно участвовать в студенческой самодеятельности, КВН, конкурсах и даже просто задавать вопросы преподавателю во время лекции.

Подготовка у уроку

Уверенности обычно придаёт наличие следующих составляющих хорошего урока:

  1. Безупречный внешний вид, который, естественно, начинается с ванной комнаты и гигиенических процедур. Не следует недооценивать данный пункт, т.к. ученики всегда оценивают внешний вид учителя и достаточно критично относятся к имеющимся недостаткам. Какая-то погрешность, несуразная деталь может стать причиной появления у учителя клички и поводом для насмешек. Оптимальный костюм для мужчины – классический деловой с галстуком; для женщины – строгий костюм с юбкой или брюками.
  2. Знание своего предмета (или, в крайнем случае, хорошее владение темой урока). Согласно исследованиям, эрудиция учителя, глубокое знание своего предмета для учащихся важнее его личностных характеристик. Ученики уважают педагогов, которые хорошо ориентируются в своем предмете, и предпочитают строгих и требовательных учителей, которые обладают широким кругозором и дополняют материал из учебника интересными фактами.
  3. Хорошо продуманный и выученный план-конспект урока. В то время как опытные учителя могут ограничиться общими набросками хода урока, начинающим учителям рекомендуется продумывать все этапы урока (включая предполагаемые ответы учащихся) и время, отведённое на каждый этап. Полезно иметь в запасе несколько дополнительных игровых упражнений по теме урока на случай, если задания, предусмотренные планом-конспектом, будут исчерпаны задолго до конца урока.
  4. Хорошая дикция. От всех предыдущих пунктов будет мало толку, если учитель не владеет своим голосом и говорит слишком тихо, невнятно, медленно или быстро. Повышение или понижение громкости речи, паузирование, эмоциональность помогает привлечь внимание к важным моментам урока, разбудить интерес учащихся, создать соответствующее настроение, установить дисциплину и т.д. Не ленитесь отрепетировать весь или некоторые моменты урока перед зеркалом или сокурсником.

Итак, вы привели себя в порядок, повторили ещё раз тему урока, ознакомились с дополнительной литературой, продумали и подготовили отличный план-конспект урока, всё отрепетировали и стоите на пороге классной комнаты, вооружённый знаниями, энтузиазмом и указкой. Что делать дальше, как вести себя, на что обратить внимание?

Проведение урока

  1. Вход в класс, первое впечатление. Этот момент очень важен, излишняя суетливость, спешка не прибавят вам веса в глазах учащихся. Входите с чувством собственного достоинства, сложите журнал и сумку на учительские стол и стул и привлеките внимание учащихся (прочистив горло, слегка постучав по столу и т.п.). Кивком или взглядом дайте ученикам понять, что они должны встать и поприветствовать вас. Не пренебрегайте этим моментом и воспринимайте эту церемонию как должный и непременный знак уважения. Более того, он настраивает на рабочий лад и способствует установлению необходимой субординации.
  2. Знакомство. Если это ваша первая встреча с классом, представьтесь (фамилия, имя и отчество), запишите ваше имя и отчество на доске. Чтобы снять напряжение, расскажите для начала о своих требованиях, правилах работы на уроке, критериях отметок, затроньте организационные моменты. На первое время, чтобы быстрее запомнить своих учеников, попросите их написать свои имена на карточках (лучше приготовить их заранее, чтобы ученикам не пришлось рвать листы из тетрадей, а вам не пришлось терять время в этот момент) и поставить их перед собой на парте. Ученики любят, когда учитель называет их по именам. Можете использовать творческий подход и подготовить упражнения для того, чтобы «сломать лёд» и познакомиться поближе.
  3. Стиль работы. Не старайтесь сразу стать друзьями с учениками, многим учителям это не только мешает объективно оценивать знания «лучших друзей», но и в некоторых случаях может приводить к срыву урока. Не стоит либеральничать, «заигрывать» с учениками, обещать награды за хорошее поведение и отличную учёбу: это обязанности учащихся, а награда – отметка. Не допускайте фамильярности и панибратства в отношениях с детьми.
  4. Ни в коем случае не пытайтесь завоевать авторитет, запугивая и унижая учеников, подавляя их своим авторитетом и всезнайством. Не старайтесь «подловить» учащихся на мелочах и не злоупотребляйте неудовлетворительными отметками (отметки вы ставите в первую очередь себе как учителю) – это признак неопытности и некомпетентности.
  5. Делая паузу в работе, чтобы дать ученикам отдохнуть от работы, ни в коем случае не рассказывайте анекдоты, лучше заранее подготовьте познавательную историю или лёгкую игру, при условии, что вы сможете вернуть дисциплину в класс после игры. Если вы не уверены, то лучше провести традиционную физкультминутку.
  6. Выставляя отметки, комментируйте, сначала обязательно похвалите за старание, а потом кратко выскажите замечания.
  7. Заканчивая урок, не кричите домашнее задание детям вдогонку: они должны дождаться вашего разрешения, перед тем как покинуть класс.
  8. Обязательно заполните журнал, согласно нормативным требованиям запишите дату проведения урока, тему, домашнее задание. Как шутят опытные педагоги, урока можешь ты не дать, но записать его обязан!

Начало нового учебного года или семестра, знакомство с новой группой или первое занятие со старой после долгого перерыва – события одновременно волнующие и пугающие. Сколько бы лет вы ни преподавали, испытывать чувство «бабочек в животе» перед 1 сентября — дело хорошее и похвальное, потому что это означает лишь одно — you DO care ☺.

Каждому знакомству с новой группой предшествует огромное количество вопросов: какие ученики будут в моем классе, какие у них интересы, что они любят, почему учат английский, и, конечно же, понравлюсь ли я им?!

Уверена, что любой преподаватель хочет на первом занятии попасть на одну волну со студентами, расположить их к себе и произвести хорошее впечатление.

Атмосфера

1. Music connects people . Перед уроком создайте благоприятную атмосферу с помощью….музыки!

Для студентов знакомство с новым преподавателем тоже стресс. Переступить порог пустой и тихой классной комнаты в ожидании нового, незнакомого преподавателя (а вдруг он окажется злым и страшным серым волком?:) действительно nerve-racking . Если же перед самым уроком вы включите приятную, радостную, негромкую музыку на английском языке, это поможет снять напряжение и разрядить обстановку

2. Преобразите классную комнату. Было бы здорово украсить аудиторию постерами, цепляющими и вдохновляющими цитатами на английском языке, смешными картинками — другими словами всем, что будет занимательно и полезно вашим студентам. Будьте уверены, они с большим интересом будут разглядывать и обсуждать эти плакаты.

3. Smile and positive attitude. Не забывайте улыбаться, будьте спокойными и расслабленными. Сегодня тот редкий случай, когда вам не нужно вводить новую грамматику и объяснять разницу между Present Perfect и Past Simple.

Just have fun and get to know your students

Цель первого урока

Основная цель любого первого урока – знакомство преподавателя с группой, установление того самого первого контакта, а также знакомство студентов друг с другом.

Разрабатывая материалы для 1-го урока, имейте в виду следующие моменты:

— откажитесь от грамматических упражнений – оставьте повторение грамматики на следующий раз;

— выбирайте activities коммуникативного характера, направленные на разговор, обмен мнениями, общение;

— чередуйте индивидуальные, групповые и задания в парах.

Начало урока

— Hello, my name is Nana and I will be your teacher this term. And what is your name?

— My name is…

-Nice you meet you, …! How are you today?

-…

Подойдите к каждому ученику, улыбнитесь, поприветствуйте его/ ее и спросите, как его/ее зовут, как дела. Уделите каждому хотя бы чуточку внимания☺

Nametags

Естественно, вы не сможете сразу запомнить, кого как зовут. Так же и ваши студенты. Поэтому попросите своих учеников написать их имена на заранее подготовленных вами карточках.


Nametags вам пригодятся не только для того, чтобы запомнить, кто есть кто. Это отличный инструмент для формирования групп и пар.


Идеи для 1-го урока в новой группе

Вам с учениками нужно узнать друг друга поближе, не так ли? Хотелось бы это сделать интересно и креативно, поэтому ловите следующие задания:

# 1. Знакомство

Заранее подготовьте листы бумаги с нарисованной звездой.

Попросите своих студентов написать свое имя в центре звезды. У каждого окончания звезды ученики должны написать интересный/необычный/смешной факт о себе.

Выполните это задание вместе с вашими учениками — им будет приятно узнать что-нибудь об их преподавателе☺

Если вы работаете с детками, дайте им задание не написать, а нарисовать то, что они любят (предмет, хобби и т.д.)

# 2. Расскажи о себе

Попросите каждого из учеников написать свое полное имя на английском языке , затем на каждую букву своего имени придумать слово, которое каким-либо образом его/ее характеризует.

Например, мое полное имя Наринэ:

N — nice

A – apple (cause it´s my least favourite fruit)

R – runner (i am into running)

I — introvert

N – Nizhny Novgorod (my hometown)

E – English teacher

# 3. Get to know each other

Разделите класс на пары. Для этого поместите карточки с именами в одно место (например, в коробку), перемешайте и не глядя тяните по 2 карточки. Те, кого вы вытянули, будут работать вместе.

За определенное время каждая пара должна будет узнать друг о друге как можно больше информации (можно кратко обозначить темы, о которых они могу говорить). Затем каждый студент должен представить своего напарника новой группе.

# 4. Truth or lie

Пришло время узнать, как ваши студенты провели летние каникулы. Для этого задания вам понадобятся небольшие листочки бумаги, на которых будет написано “truth” или “lie”. Каждый ученик тянет листочек и кратко рассказывает, как провел лето — в зависимости от того, что написано на карточке, ученик говорит либо правду, либо выдумку.

Остальные задают дополнительные вопросы, чтобы угадать говорит ли он/она правду или нет.

# 5. Final part

Думаю, что под конец будет здорово, если ученики возьмут инициативу в свои руки и примут участие в организации своего учебного процесса.

Для этого разделите класс на группы. Каждой группе выделите ватман, карандаши, фломастеры, то есть все что нужно для творчества. Попросите их придумать и написать правила поведения в классе (for example: listen to others ), их обязанности (for example: clean up the space after the class is over ), поставить цели, которые они бы хотели достичь (by the end of this term I will… ). Затем попросите их презентовать свои работы, после чего выделите для каждой работы свое почетное место в классе.

В конце урока обязательно поблагодарите ваших студентов за активность, похвалите их, спросите, есть ли у них вопросы и т.д. Не забудьте похвалить и наградить себя за прекрасно проведенный первый урок — вы заслужили! И после такого отличного начала я уверена, что и весь учебный год пройдет не менее успешно!

1 класс

Урок – знакомство «Первый раз в первый класс!»

Цел ь : создание благоприятной психолого-педагогической среды в классе на этапе вхождения ребёнка в школьную жизнь.

Задачи:

  • организация знакомства учителя с классом;
  • индивидуальное знакомство с каждым учеником;
  • создание условий для каждого ученика;
  • формирование чувства единства у учащихся;
  • создание предпосылок для возникновения положительной мотивации к дальнейшему совместному обучению.

Оборудование:

  • плакат с изображением клумбы;
  • цветы, вырезанные из цветной бумаги. На них написано имя учителя и имена всех учеников

1.Приветствие учителя.

Первое сентября, первый осенний день. Посмотрите в окно.…Ещё ничто не говорит о приходе осени, лишь кое-где появились жёлтые листья и чаще идёт дождь. Но всё равно не спутаешь этот день ни с одним другим, потому что на всю страну гремит школьный звонок.

Прозвенел он и в нашем лицее. Но прежде чем рассказать о том, чем мы будем заниматься, что нас ждёт впереди, я хочу поздравить вас с началом школьной жизни. С большим нетерпением, с огромным волнением ждала я этот день, ждала я это мгновение, когда все вы сядете за парты, когда все мы соберёмся вместе в этом классе и я скажу вам:

Здравствуйте, дети! Я ваша учительница Светлана Николаевна. Я рада видеть вас сегодня такими нарядными, радостными, а кого-то и серьёзными. В ваших глазах я читаю вопрос: «А что ждёт меня в школе?» На уроках вас ждёт много интересного, вы будете играть и учиться. Вас будут учить прекрасные учителя, с которыми вы ещё познакомитесь.

2.Знакомство друг с другом.

Со мной вы познакомились, а друг друга ещё не знаете. Конечно у каждого своё имя, и сразу бывает трудно запомнить, как кого зовут. Но ведь сложно разговаривать с человеком, если не знаешь своего имени. А мы будем вместе учиться, и поэтому надо знать всех ребят своего класса.

Давайте познакомимся. Когда я скажу «Три- четыре!» каждый по команде скажет своё имя. Ну-ка, попробуем! (Дети выкрикивают своё имя.)

Ой, вроде бы громко кричали, а я ни одного имени не расслышала!

Давайте попробуем по-другому. Скажем свои имена тихим шёпотом. (Дети говорят шёпотом.)

Опять что-то не то. Никто не кричал, а я ничего не расслышала.

Наверное, ребята, дело в том, что все говорят одновременно. Вместе работать хорошо, играть весело, петь здорово, а вот отвечать плохо: когда все сразу говорят разные слова, то ничего не понятно. Давайте попробуем говорить по очереди, по одному и послушаем, как зовут мальчиков и девочек нашего класса. Я буду подходить к каждому из вас, и тот, до чьего плеча я дотронусь, громко и чётко назовёт своё имя. У меня в руке цветы с вашими именами, каждому я дам один из цветов. (Идёт знакомство)

Спасибо! Теперь все имена были слышны?

Перед вами лежат цветы с вашими именами. Слушайте внимательно задание. Цветы помогут вам их выполнить.

Давайте вырастим на нашей доске большую цветочную поляну. Сначала я посажу свой цветок. Мальчики, поднимите цветы. Выйдите к доске те, чьи имена начинаются на буквы А, Д, В.(Дети выходят и приклеивают на лист свои цветы)

Прошу выйти к доске всех, кого зовут…

А теперь пойдут сюда…

Девочки, поднимите и вы свои цветы.

К доске пойдут те девочки, имена которых начинаются на буквы А, И, С (Дети выходят)

Ребята, посмотрите, как много цветов у нас получилось, так же много, как и вас. И мы все один класс. Вот он какой - наш класс!

Игра «Назови имя»: указываю на ученика, все хором кричат его имя.

Игра-знакомство «Снежный ком» с родителями. Каждый называет имена всех предшествующих игроков и своё.

3. Знакомство с кабинетом.

Ребята, наш класс – это все мы, а ещё наш класс – это комната, где мы находимся. Посмотрите, какой он замечательный, светлый, уютный! Но вы здесь совсем недавно и ещё не совсем к нему привыкли, правда? И он к нам тоже ещё не привык: ждёт, присматривается - будем ли мы его любить, заботиться, не обидим ли его. Ваши родители сделали здесь ремонт. Давайте скажем им «Спасибо!»

Игра «Пол, нос, потолок»: дети должны указывать тот предмет, который называет ведущий, а не тот, который он показывает.

4. А как вы думаете, только ли у каждого из нас есть имя?

Назовите имя нашего города.

Сколько лет нашему городу? Когда мы отмечали День города?

Что вы знаете о своём городе?

Назовите имя нашей страны.

Какой большой праздник наша страна отмечала в мае?

Да, уже 65лет нет войны. Все люди могут счастливо жить, работать. Дети могут учиться, играть. Мы не хотим войны.

5. Знакомство с учебными вещами.

Но мы ведь не со всеми познакомились. Про кого же мы ещё забыли?

Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать.

1.Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Полочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолёт

И большущий пароход! (Карандаш)

2.То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать…

Что такое я? (Тетрадь)

3.Говорит она беззвучно

И понятно и не скучно

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь вчетверо умней. (Книга)

4.Отгадай, что за вещица –

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет – сеет семена.

Не на поле, не на грядке –

На листах твоей тетрадки. (Ручка)

5.До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог. (Ранец)

6.В чёрном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц? (Мел)

7.По чёрному белым

Пашут то и дело.

Потрут тряпицей –

Чистая страница. (Доска)

Молодцы! Какие качества нужны каждому школьнику?(Внимание, смекалка).

Игра. Поиграем и проверим, какие вы внимательные и смекалистые.

Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечать «Я».

  • Кто любит шоколад? (квас)
  • Кто любит мармелад? (ананас)
  • Кто любит груши? (апельсин)
  • Кто не моет уши? (бензин)

6.Прощание.

Сегодня мы замечательно поработали и даже поиграли.

Понравился вам урок?

А что особенно понравилось?

7.Домашнее задание.

Ребята, я задаю вам первое домашнее задание. Нарисуйте то, что вам сегодня понравилось.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!