Как мужик двух генералов прокормил основная мысль. Методическая разработка по литературе (7 класс) на тему: М.Е

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 7 классе

Районный семинар

для заместителей директоров

по учебно-воспитательной работе,

16.02.2012

ТЕМА: М.Е.Салтыков-Щедрин – наш современник

(Анализ «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

ЦЕЛИ УРОКА: образовательные

  1. углубить знание учащихся о юморе и сатире, об авторской иронии, гиперболе, гротеске, особенностях сатирического повествования;
  2. на основе языкового анализа данной сказки подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказок Салтыкова-Щедрина.

развивающие

  1. сформировать умения самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения;

воспитательная

  1. воспитать читателя с активной гражданской позицией;

ЭПИГРАФ УРОКА: Я писатель. И в этом моё призванье.

Салтыков-Щедрин М.Е.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: учебник-хрестоматия, красочные иллюстрации, экран и проектор, презентация, музыкальное сопровождение.

ТЕХНОЛОГИИ УРОКА: 1. Групповая технология.

2. Информационно-коммуникационная технология.

3. Здоровьесберегающая технология – элементы.

4. Игровая – элементы.

5.Личностно-ориентированная.

6.Проектная.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

  1. Опрос. Эвристическая беседа:

- Сегодня мы с вами подведем итог нашей работы за несколько предыдущих уроков по творчеству замечательного русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина. И по результатам плодотворной работы создадим литературный буклет-путеводитель в мастерскую писателя-сатирика из тех материалов, что лежат у вас на столах.

Итак, на этом уроке мы с вами прочитаем и разберём «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», но сказка эта не будет похожа на те, что знакомы нам с детства. Сегодня мы обращаемся к сатирической сказке Салтыкова-Щедрина. Сказки этого автора предназначены для «детей изрядного возраста от 7 до 70 лет».

Давайте вспомним, используя справочный материал, что же такое сказка? В каком разделе литературы она изучается, какими художественными особенностями она обладает, каковы её признаки?

(Сказка – повествовательное произведение устного

Народного творчества о вымышленных лицах и

Событиях.)

Вы совершенно правы, в глубокой древности из уст в уста русский народ передавал вымышленные истории, их то и прозвали сказками. С принятием христианства на Руси их записали на бумагу. Так, сказки стали нравоучительным жанром фольклора, устного народного творчества, о вымышленных событиях и лицах. Однако русские писатели гораздо позднее стали обращаться к этому жанру литературы. Вспомним тех авторов, которые попробовали себя на почве писательства литературной сказки…

(Литературную (авторскую) сказку впервые пробуют писать Василий Андреевич Жуковский «Спящая царевна», Александр Сергеевич Пушкин «Золотой петушок», Пётр Павлович Ершов «Конёк-Горбунок», Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник», «Алёнушкины сказки», Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек», Михаил Юрьевич Лермонтов «Незабудка» турецкая сказка «Ашиб-Кериб», Михааил Евграфович Салтыков-Щедрин.)

Замечательно, о творчестве последнего мы сегодня и поговорим. Как вы знаете, писательство в России XIX века не было пр о фессией. Многие из литераторов служили. Знаете ли вы, чем з а помнился в Вятке (нынешнем Кирове) чиновник губернского правления? Тем, что никогда не брал взяток, чем существенно о т личался от большинства чиновников.

Имя этого чиновника было Михаил Евграфович Салтыков. По приезде в Вятку он не был еще известным писателем-сатириком. Он был молодым чиновником, которого отправили в ссылку за опубликованную им повесть «Запутанное дело».

А что вы знаете о писателе?

(Он рос в помещичьей среде, с детства наблюдал жизнь крепостных, видел, как крепостное право уродует людей, понимал жестокую несправедливость такого устройства.

В семье будущего писателя пеклись лишь о достатке, о карьере. Щедрин вспоминал: «Между моими няньками, которые пестовали мое детство, не было ни одной сказочницы. Вообще весь наш домашний обиход стоял на вполне реальной почве, и сказо ч ный элемент отсутствовал в нем. Детскому воображению прих о дилось искать пищи самостоятельно, создавать свой собственный сказочный мир, не имевший никакого соприкосновения с наро д ной жизнью и ее преданиями, но зато наполненный всевозмо ж ными фантасмагориями, содержанием для которых служило б о гатство, а еще более - генеральство. Последнее представлялось высшим жизненным благом...»

Что же это были за люди? Отец - Евграф Васильевич Салтыков - был отпрыском старинного, но небогатого дворянского рода. С е мья постепенно беднела, и, чтобы поправить материальное пол о жение, сорокапятилетнему Евграфу Васильевичу была найдена невеста - пятнадцатилетняя Ольга Михайловна Забелина, дочь состоятельного московского купца. Брак был неравным и несча с тливым.

Но подчиненное по отношению к мужу и его сестрам полож е ние Ольги Михайловны прошло вместе с ее молодостью. Очень скоро она стала очень умелой и властной хозяйкой огромного им е ния, которое благодаря ее усилиям перестало разоряться и даже расширилось. Колоритная фигура матери, ее хозяйственность, расчетливость до прижимистости, властность и хитрость в отн о шениях с окружающими отразились во многих произведениях писателя.

Мать, несмотря на властность и жесткость по отношению к сыну, очень любила его и дала ему отличное домашнее образов а ние. К шести годам Михаил легко общается на французском и н е мецком. Быстро выучивается писать по-русски.

С Царскосельским лицеем, где шесть лет учился Салтыков-Щедрин, связаны его первые литературные опыты. В Лицее на каждом курсе объявлялся очередной продолжатель Пушкина. В своем классе им стал Салтыков. По окончании Лицея молодой человек сотрудничает с «Современником», «Отечественными з а писками»: пишет рецензии, стихи. Он решил стать литератором.

После публикации первой повести критического направления Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку. После ссылки, через 15 лет Салтыков-Щедрин служит вице-губернатором в Рязани, а п о том в Твери, где он активно содействовал продвижению крест ь янской реформы. Он заявил хозяевам губернии: «Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа, ... Очень слишком даже будет!» Он возбуждает несколько уголовных дел по фактам жестокого обр а щения с крестьянами. Его боятся местные помещики.

В 1862 г. он оставляет службу и переезжает в Петербург, чтобы полностью отдаться литературному и журналистскому делу. Он печатает романы, повести, сказки. О сказках мы и поговорим по д обнее.

Сказки Салтыкова-Щедрина особенные, они предназначены думающему читателю. Сам писатель говорил, что писал их эзоп о вым языком, свойственным, как вы помните, жанру басни. Ро д нят щедринские сказки с баснями юмор, ирония, переходящая в сарказм. В основе сказок Щедрина лежат русские национальные особенности характеров героев и жизненных обстоятельств. С о рвались они, как это свойственно сатирическим произведениям, на злобу дня. Но крупный художник тем и отличается, что он умеет в конкретном случае увидеть и выявить то, что связано с общей жизнью человечества.)

  1. Аналитическая беседа

- Прекрасно, творчество Салтыкова-Щедрина отражает картину целой эпохи. Писатель сатирически с помощью аллегорий, приема переноса мира людей на мир животных, изобразил нескончаемую вереницу чиновников, помещиков, генералов и министров. А какие произведения Михаила Евграфовича мы читали?

(Медведь на воеводстве, Карась-идеалист, Медведь на воеводстве, Дикий помещик, Премудрый пискарь, Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил)

А о чём эти сказки, ребята?

(Они либо о покорном, но талантливом народе, боящемся возразить глупой и невежественной власти, либо о невежественных начальниках)

А чем сказки Салтыкова-Щедрина отличаются от народных сказок?

(Они сатирические, то есть высмеивающие пороки)

Так, сказки Салтыкова-Щедрина высмеивают пороки, людей живших в 19 веке. Правильно?

(да)

Правильно, а в каком веке живем мы с вами?

(в 21 веке)

А понятны ли нам, живущим в 21 веке сказки писателя, жившего 150 лет назад?

(да)

Так почему же нам в 21 веке так близки и понятны сказки Салтыкова-Щедрина?!

(потому что они отражают идеал настоящего героя

Времени-активного сильного)

Можем ли мы назвать Салтыкова-Щедрина нашим современником?! А кто вообще такой современник?

(это тот, кто живёт в одно время с кем-то)

Или же живут его произведения, его мысли живут воедино с нами…

Итак, обратите внимание на наш литературный буклет, тема сегодняшнего урока М.Е.Салтыков-Щедрин – наш современник. «Я писатель. В этом моё призвание».

Давайте попробуем через язык сказок Салтыкова-Щедрина приоткрыть завесу тайны литературного дара писателя.В конце 60-х годов 19 века формируется стиль произведений Щедрина, его «эзоповский язык» , помогающий избегать жесткой цензуры.

Ребята, в наших листках, найдите это понятие. Прочтем. Что оно значит?

Естественно, что жанр сказки был выбран Салтыковым-Щедриным неслучайно. Некоторые писатели, Толстой, Гаршин, также пробовали себя в жанре литературной сказки, однако Салтыков-Щедрин – единственный писатель, которому удалось плодотворно работать в жанре политической сатирической сказки.

Ребята, а в чем особенность сатирической сказки?

(Она высмеивает какой-либо порок)

Так вот, сказки Щедрина - это сказки скорее для взрослых, «для детей изрядного возраста», как сам писатель их называл, ведь не каждый ребёнок может понять и прочувствовать злую насмешку автора над правительственной политикой, скрытую в аллегорических образах.

4. Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Ну а открывает сказочный цикл писателя сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

В сатирическом произведении отрицательное всегда изображается крупным планом. Автор показывает и осмеивает с одной стороны полную неприспособленность генералов к жизни, их привычку пользоваться плодами чужого труда, праздное пустословие важных персон, а с другой стороны, покорность и угодливость мужика.

(просмотр фрагмента мультфильма)

Ребята, понравился вам мультфильм?

(да)

- В том, что перед нами сказка сомнений нет, однако какие сказочные элементы свидельствуют об этом, ну-ка откройте-ка наш буклет, он обязательно вам поможет ?

(Зачин – жили да были;

Присказки – по щучьему велению, по моему хотению;

Музыкальная интонация;

Просторечные слова и поговорки – «С нами крестная сила», «Надобно пищу принять», «сыщут нумер», «Господи, да что же это такое!» ;

Волшебство – генералы чудесным образом оказались на острове, мужик в пригоршне суп варит, откусил генерал второму генералу орден и проглотил;

Сказочная концовка – «…и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!»)

Все так. А вот теперь давайте-ка поразмышляем над вопросом, почему же Михаил Евграфович называет свою сказку повестью?

(Потому что повесть– это жанр прозы, воспроизводящий естественное течение жизни , в сюжете обычно нет интриги, все крутится вокруг одного главного героя, который раскрывается в ряде эпизодов.)

Конечно, делая акцент в названии на слово п овесть , Салтыков-Щедрин хотел лишь указать, что за этими смешными образами генералов и покорного покладистого мужика скрывается естественное течение жизни России середины 19го века , и нет интриги в том, чтобы угадать безвольный, покорный, но безмерно талантливый народ в образе мужика, и невежественных чиновников в образе генералов..

Построена сказка на принципе антитезы. А что это такое?

(Антитеза - противопоставление явлений понятий, контрастных образов)

В чем заключается антитеза «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил?»

(Неприспособленность и глупость генералов противопоставлена смекалке и находчивости мужика.)

Молодцы. Обратимся к тексту сказки. Прочтем начало повести. Миша, пожалуйста.

Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, что в скором времени, по щучьему велению по моему хотению, очутились на необитаемом острове…

Кто герои повести и как их характеризует автор?

(Два генерала, высокопоставленные чины, однако глупы и легкомысленны)

А служили генералы, по велению Салтыкова-Щедрина, в регистратуре. Само понятие «регистратура» появилось неслучайно. Сначала писатель поместил их служить в инспекторский департамент, но впоследствии место службы было обобщено одним понятием «регистратура». Это было сделано и из цензурных соображений, и для того, чтобы показать типичность этих служебных мест и людей, которые в них служат.

А какие люди состоят в регистратуре на службе?

(Интеллектом генералы не блистали: «там (в регистратуре) родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали»)

Верно. Оказавшись на необитаемом острове, генералы блуждают в поисках сторон света и еды. Какой приём слышится в словах автора:

Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? – сказал один генерал.
- Да, - отвечал другой генерал, - признаться я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!

И Р О Н И Я – насмешливое лукавое иносказание

Совершенно верно, а ещё где в тексте автор иронизирует над героями?

Салтыкова-Щедрина искренно забавит выход из ситуации, найденный одним из генералов с поиском сторон света: разойтись направо и налево, а все потому, что «кроме регистратуры, служил еще в школе военных кантонистов учителем каллиграфии и, следовательно, был поумнее…».

Какую газету находят генералы на острове?

(Московские ведомости)

О каких новостях узнают из неё генералы?

(«Вчера, - читал взволнованным голосом один генерал, - у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на сто персон с роскошью изумительною. Дары всех стран назначили себе как бы рандеву на этом волшебном празднике. Тут была и „шекспинска стерлядь золотая“, и питомец лесов кавказских, - фазан, и, столь редкая в нашем севере в феврале месяце, земляника...»)

Какую полезную информацию узнают генералы из Московских ведомостей?

(Даже газета, которую находят генералы на необитаемом острове, и та бессодержательна, подстать генералам.)

Неторопливые блуждания и разговоры генералов неожиданно заканчиваются кровожадной сценой - попыткой генералов съесть друг друга. При описании этой сцены автор использует гротеск: (предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер).

Давайте прочтём её.

…Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их…

Мучения генералов заканчиваются, когда генерала (учителя каллиграфии) осеняет еще одна «гениальная» мысль.Какая?

(найти мужика)

А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика? …Мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!

Как мы можем обозначить момент появления мужика?

(Появление мужика - кульминационный момент.)

Конечно, это кульминация. В чём проявляется авторская идея с появлением мужика?

(Сцена появления работника подчинена авторской идее - показать и горько усмехнуться при виде рабской покорности мужика, безропотно обслуживающего генералов)

Приведем примеры из текста безропотной покорности талантливого, смекалистого и умелого мужика невежественным и глупым генералам…

Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег…

…И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! И выстроил он корабль - не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой.

Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки…

Каким представляется вам мужик?

(Смекалистым, находчивым, покорным)

Однако мастерство, находчивость, смекалка мужика не радует Салтыкова-Щедрина. Почему?

…Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!)

Так, серьёзнейшая политическая проблема и боль автора за свой народ становятся рядом в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» и красной нитью путем аллегорий, гротесков и иносказаний проходят через сказку для детей незаурядного возраста.

5. Тестирование (закрепление)

Ну а теперь время самостоятельной работы. Далеко впереди у нас государственная итоговая аттестация, однако тесты нас нисколько не страшат. 5 заданий вашему вниманию и всего 2 минуты на выполнение. Приступайте.

6. Физкультминутка

Время вышло, положите работы одна на другую в центр стола.

А теперь, прежде чем перейти к самому ответственному этапу урока, немножко отдохнём, внимательно проследите глазками за появляющимися на экране предметами.

7. Кульминационный этап урока (Систематизация знаний по творчеству Салтыкова-Щедрина – составление литературного буклета)

Вот и пришло время собрать наш литературный буклет воедино. Внимание на экран. Здесь 5 загадок, отгадав их и посовещавшись, вы правильно выстроите порядок листов в вашей книге, для начала попробуем составить коллективно по одной книжице, а в случае удачи, создадим такую же для каждого, и она обязательно вам поможет получить отличную оценку.

Звучит музыка.

  1. Тема нашего урока.
    1. Мой вопрос совсем не трудный,
    Он про жанр литературный.
    Волшебство, фольклор, добро
    Отгадайте-ка его…

    2. Жил да был, родился, вырос,
    В школу с армией сходил.
    Записал все на папирус
    И в учебник угодил.

    3. Третий лист узнать несложно:
    Красный цвет, красивый шрифт,
    Там найти Эзопа можно,
    Вам поможет алфавит.


4. У врача приём особый,
Принимает балом мэр,
Салтыков-Щедрин с приёмом
Угодил на жёлтый цвет…

5. Три героя, антитеза,
Да еще три главных среза,
Аллегория, гротеск-
Анализируем здесь текст.

6. Вроде в прошлом жил писатель,
Но таланта почитатель
В наше время без труда
Отыскался на века.

Ну вот буклет и готов… ребята, получился у нас краткий путеводитель по творчеству Салтыкова-Щедрина?

(да)

Поможет он вам в изучении творчества писателя?

(да)

8. Итог урока.

Яркая красочная наша книжечка-помощница. Давайте-ка полистаем и вспомним все о чем сегодня говорили. Как называется наша книга? Какому жанру отдал последние годы жизни Щедрин?

(сатирической сказке)

Однако на уроке мы ставили вопрос «Можно ли назвать Салтыкова-Щедрина нашим современником.» Какой ответ вы даете сегодня?

(Да)

Откроем последний лист нашего литературного буклета. В чем современность произведений Салтыкова-Щедрина?

(потому что каждый гражданин вне зависимости от времени должен переживать

И болеть душой за судьбу своего народа так, как это делал Салтыков-Щедрин)

Книга щедринских сказок - это живая картина российского общества, раздираемого противоречи я ми и по сей день.

9. Домашнее задание

Подготовить сообщение по любой из страниц буклета



Писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в 1869 году написал сказку под названием «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Она вошла в его сборник сказок и впервые была опубликована в журнале «Отечественные записки»

Хотя она и называется повестью, но, тем не менее, является сказкой, ведь в «Повести» присутствуют различные сказочные мотивы. Например, начинается она словами: «Жили да были…», что свойственно для русских сказок.

И далее часто встречаются разные «сказочные» выражения, вроде «по щучьему велению» или «ни в сказке сказать, ни пером описать!». И в самом повествовании встречаются события, которые не могли произойти в реальной жизни.

Однако это и не совсем сказка. Ведь герои сказок обыкновенно вымышленные персонажи, вроде Ивана Царевича или Василисы Прекрасной, а здесь герои – вполне реальные генералы и мужик. И сами генералы живут в Санкт-Петербурге, а не в вымышленном тридевятом царстве, и на необитаемом острове, на котором они оказались, находится газета «Московские ведомости».

Попав на необитаемый остров, генералы оказываются в совершенно беспомощном положении, несмотря на то, что там было много различной еды: плодов, рыб птиц.

Ведь генералы сами ничего не умели, и полагали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». В лице этих двух генералов Салтыков-Щедрин показывает, каким было большинство богачей того времени: ленивыми, беспомощными и глупыми. Ведь даже в газете «Московские ведомости», которая была главной газетой того времени и в которой писали о самых важных событиях, ни о чём кроме еды, не пишется.

Пробыв на острове некоторое время, генералы решают найти мужика, сказав, что «мужик везде есть, стоит только поискать его!». И действительно, в скором времени они его находят. А он, хоть и был намного сильнее обоих генералов, сразу же начинает им служить им и даже сам себе вьёт верёвку. Ведь и в жизни крестьяне за многие века притеснений настолько привыкли рабски служить своим господам, что уже и не понимали, что можно жить как-то иначе. А генералы, несмотря на все старания мужика, даже не поблагодарили его и называли «тунеядцем». И по возвращении единственной наградой мужику были «рюмка водки да пятак серебра», хотя оба генерала и были богаты.

Это отличная повесть, которая хотя и предназначена для прочтения детьми, но всё же в ней поднимаются серьёзные, недетские темы.

Обновлено: 2017-06-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Урок «М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тема и идея сказки»

Цель:

    Обучающая: определить тему и идею сказки, сопоставить образы генералов и мужика, изображенные в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    Развивающая: развивать умение анализировать литературное произведение, сравнивать литературные персонажи.

    Воспитывающая: воспитывать потребность ценить труд людей.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: усвоение новых знаний

Прогнозируемый результат: учащиеся знают тему и идею сказки, сравнили образы генералов и мужика

Ход урока

I .Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания. Работа над развитием памяти

1) Викторина «Кто лучше знает сказку?»

1.Как два генерала оказались на необитаемом острове?

2. В чём мужик варил суп?

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

5. Кем этот мужик работал в Петербурге?

6. Какой предмет проглотил из генералов за неимением ужина?

7. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

8. Из чего мужик сделал силки для птиц?

9. Как генералы вернулись домой?

10. На какой улице в Петербурге жили два генерала?

11. Чем генералы наградили мужика?

III . Новая тема.

Работа над развитием памяти, речемыслительной деятельности

1) Словарная работа

Невежество – отсутствие знаний, некультурность.

2) Вступительное слово

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор затронул очень серьезную проблему: почему одни люди живут за счет других? Почему люди безропотно подчиняются другим? Что делать, чтобы подобного не было? В «Повести…» автор обвиняет общество, в котором такое возможно. Чтобы избежать цензуры, он пишет повесть в виде сказки.

3) Вопросно-ответная беседа

Почему генералы оказались на необитаемом острове? (Генералы «оба были легкомысленны», т.е. несерьезны, и за это неожиданно для себя наказаны.)

Что вы можете сказать о «биографии» генералов? (У генералов нет семьи, нет близких.) «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились и воспитывались и даже состарились, следовательно, ничего не понимали, - говорит о них сатирик. Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю.

Как крестьян выпускали на «волю»? (Значительно обобрав их)

Как генералов выпустили на «волю»? (Обеспечили солидной пенсией)

Что символизирует необитаемый остров? (Символ перемен, символ новой жизни. Не случайно там оказались не только генералы, но и мужик.)

Почему генералы взволнованы? (Лишились привычного комфорта)

Что происходит с генералами?

4) Вывод: генералы начинают понимать суть вещей. Но у них нет сноровки, нет упорства, нет привычки трудиться, хотя они не раз слыхали библейскую заповедь – в поте лица добывать свой хлеб. Но они привыкли к мысли, что хлеб для них должен добывать кто-то другой.

5) Работа с текстом.

Чтение со слов «Сказано – сделано.» на с. 271 до слов «Делать нечего, пришлось возвращаться на условленное место с пустыми руками»

6) Вопросно-ответная беседа

Что генералы нашли на острове? (газету «Московские ведомости»)

Подумайте, почему Салтыков-Щедрин так настойчиво говорит о состоянии голода у генералов?

7) Работа с текстом

Чтение эпизода, как генералы нашли мужика, как он выглядит: «Под деревом, брюхом кверху и положив голову под кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы» на с. 274

8) Вопросно-ответная беседа

Каково было состояние мужика на необитаемом острове? (Мужик совершенно спокоен – он отдыхает от трудов)

Как отреагировали на это генералы? (Даже отдых воспринимается как вина, и негодованию их нет предела.)

Что предпринимает мужик, чтобы прокормить генералов? («1. Полез на дерево и нарвал генералам … самых спелых яблоков, а себе взял одно – кислое.» 2. «…покопался в земле – и добыл оттуда картофелю» 3. «извлек огонь» 4. «из собственных волос сделал силок и поймал рябчика»

5. «… развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришла даже мысль: «не дать ли тунеядцу частичку?»

Почему мужик при всем изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое?

ΙΥ. Закрепление новой темы

1) Вопросно-ответная беседа

Как служит мужик генералам? («…стал в пригоршне суп варить», свил веревку, а генералы привязали его к дереву, чтобы спокойно спать.

Как мужик распорядился своей свободой? (он не может победить своей психологии раба и даже гордится тем, что умело служит генералам»

Что требуют от мужика генералы? (Чтобы доставил домой на улицу Подьяческую)

Почему мужик стал даже гордиться тем, что его трудами не гнушаются генералы? (Мужик полностью утратил чувство человеческого достоинства. Он рад, что сумел угодить генералам)

2) Работа с текстом. Чтение эпизода как они добрались до Петербурга.

3) Вопросно-ответная беседа

Помогли ли генералы мужику? (Ни разу не помогли ни словом, ни делом, и даже не забывали ругать мужика за его тунеядство.)

Что ожидало генералов в Петербурге? («Поехали в казначейство, и столько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!»

Как отблагодарили мужика генералы? («Выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

Почему генералы и мужик по-своему несчастливы?

Ребята, а цените ли вы труд тех, кто вокруг вас: родителей, учителей, одноклассников?

Цените ли вы себя? Знаете ли вы свои достоинства?

Учащиеся записывают, а потом зачитывают свои достоинства.

4) Вывод.

Знать свои достоинства – значит знать дорогу в будущее. Человек может преуспеть там, где он силен. Следовательно, ему надо заниматься тем делом, которое по душе. Нужно знать свои сильные стороны и развивать их.

V. Подведение итогов, комментирование оценок

VΙ. Домашнее задание.

Выразительное чтение отрывка на стр. 276

Произведение «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» было написано известным русским писателем Михаилом Евграфовичем Салтыковом-Щедриным в 1869 году. К этому времени сатирика уже отправляли в ссылку за вольнодумие, но и после возвращения из неё Салтыков-Щедрин писал довольно смелые для того времени произведения. Опубликовать повесть в России удалось с большим трудом, преодолевая запреты цензуры. Благодаря стараниям И. С. Тургенева произведение Салтыкова-Щедрина уже в 1881 году было издано в Париже на французском языке.

Несмотря на то, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» присутствуют фантастические элементы, это произведение относится к литературному направлению реализм . Одним из любимых жанров Салтыкова-Щедрина была сказка , и писатель создал удивительные произведения, в которых присутствует волшебство. Но это действительно уникальные повести: в них автор обличает истинную сущность помещиков своего времени, насмехается над их неприспособленностью, обнажает сущность такого социального явления, как взяточничество. Поэтому «Сказки для детей изрядного возраста» считаются реалистическими . Если до Салтыкова-Щедрина писатели обращались к сказкам, чтобы уйти от действительности в фантастический мир, то этот грандиозный сатирик показывает окружающий мир без прикрас. Эту мрачную действительность сглаживает лишь сказочный стиль написания.

Композиция произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» очень похожа на композицию большинства народных сказок. Она состоит из трёх элементов: сказочный зачин «Жили да были» , предвещающий развитие фантастических событий; кульминация , то есть, встреча генералов с мужиком; развязка , «счастливый» конец, в котором генералы получают большую сумму денег, а мужик – рюмку водки да пятак серебра. Автор, иронизируя, отмечает жизненную несправедливость: власть, не ударившая палец о палец, купается в золоте, тогда как простой народ, выполняющий всю работу, остаётся ни с чем.

В сказке можно условно выделить две сюжетные линии : до появления мужика и после. В первой линии Салтыков-Щедрин раскрывает образы генералов . Мы видим, что герои схожи, но автор всё равно наделил каждого из них особенным характером: если первый генерал просто глуп и ленив, то второй ещё и груб. Этот факт указывает на замысел автора: изобразить генералов, как типичных людей, имеющих власть, но при этом не безликими существами.

Во второй сюжетной линии центральное место занимает образ мужика, а также взаимоотношения между ним и генералами. Писатель противопоставляет мужицкие старания лени и беспомощности людей, находящихся выше его по званию.

Проанализировав основные сюжетные линии сказки, можно утверждать, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» показаны два противоположных социальных слоя: народ и власть. Во взаимоотношениях этих двух лагерей и заключена главная проблема произведения.

Второй лагерь представлен двумя генералами, которые всю свою жизнь прослужили «в какой-то там регистратуре» , «ничего не понимали» и ничего не умели. Салтыков-Щедрин с первых строк произведения начинает высмеивать представителей власти с их непомерной гордостью и при этом чрезвычайной неприспособленностью. Создаётся образ исключительно отрицательных персонажей, эгоистичных и ленивых. Автор специально не наделяет их именами, чтобы показать типичность таких интеллигентов.

В первый же лагерь автор помещает всего одного героя: безымянного мужичка, который безмолвно подчиняется всем приказам генералов. Писатель наделяет его сказочными способностями: то он делает силок из собственных волос, то печет провизию на костре, созданном из двух кусочков дерева. Салтыков-Щедрин подчёркивает, что как бы генералы не ругали его, мужик никогда не говорил слова поперёк. Автор с грустью рисует литературный образ трудолюбивого народа , который привык беспрекословно подчиняться властным лицам.

Почему же Салтыков-Щедрин выбрал жанр сказки , хотя он ставит в произведении такие сложные темы, как социальное неравенство, злоупотребление властью, жизненная несправедливость? Таким образом писатель обходил строгие законы цензуры. Если бы Салтыков-Щедрин попробовал опубликовать свои мысли в рамках публицистической статьи, то его бы немедленно отправили в повторную ссылку. Таким образом, написание сказок, под которыми скрыта ужасающая действительность, помогло ему иносказательно выразить своё отношение к важнейшим проблемам того времени, сделало его новатором в области русской реалистической прозы.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - это сатирическая сказка , в которой поднимаются важнейшие проблемы, не потерявшие своей актуальности и в наше время.

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткое содержание
24.10.2014 5025 640 Альтергот Светлана Ивановна

Целевая установка: Сегодня на уроке мы постараемся раскрыть, какова основная идея сказки Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один Мужик двух Генералов прокормил»
Тестирование на знание текста:
1. Чем по дороге в Петербург Мужик двух Генералов кормил?
А) киселем
Б) селедками
В) вяленой воблой
Г) булками
2. Какую газету читают на острове два Генерала?
А) «Уединенный пошехонец»
Б) «Московский телеграф»
В) «Московские ведомости»
Г) «Московские новости»
3. Как Генералы отблагодарили Мужика за верную службу?
А) дали вольную
Б) взяли в Петербург в лакеи
В) выслали рюмку водки да пятак серебра
Г) назначили пожизненную пенсию
4. Как пытался заглушить голод один из Генералов?
А) сосал палец
Б) ел землю
В) откусил у другого Генерала орден
Г) жевал перчатку
5. Какой была штатская профессия одного из Генералов?
А) учитель танцев
Б) учитель каллиграфии
В) учитель словесности

Беседа:
1. Как определяет жанр этого произведения Салтыков-Щедрин? Как называется это произведение?
2. Какие признаки сказки имеет это произведение?
3. В чем необычность этой сказки? Что явно не вписывается в жанр сказки? («Московские ведомости», «регистратура», «Большая Подьячая»)
4. Вам хорошо известно сказочное устойчивое выражение «мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Где оно обычно находится в сказке?
В «Сказке о мертвой царевне..» А.С.Пушкина читаем:
И никто с начала мира,
Не видал такого пира.
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
В сказках не имеется в виду ни еда, ни застолье – это лишь концовка, которая имеет смысл, что добро победило, зло наказано. А у Салтыкова-Щедрина как?
Художественное рисование.
5.Как вы представляете себе главных героев – Генералов?
6.Дайте характеристику Генералам. Какие они? Какие качества характера в них доминируют?
Заполняется схема:
Генералы
Глупость
Невежество
Никчемность
Пустота
7.Что говорит Салтыков-Щедрин о регистратуре, в которой служили Генералы? Почему ее упразднили? (В никому не нужной регистратуре служили ненужные люди. Всю жизнь они провели над составлением никому ненужных бумаг)
Дописываем в схему:

Цели:
1.Способствовать пониманию идейного содержания «Повести о том, как один Мужик двух генералов прокормил», усвоению едкого щедринского сарказма;
2. Помочь увидеть авторскую позицию, осмыслить иносказательность сказки, почувствовать глубину сатирических образов.
3. Содействовать обогащению словарного запаса учащихся образными средствами языка.
5. Воспитывать непримиримость ко злу, насилию, тупости.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!