Как начать говорить в стиле 19 века. Речевой этикет в российской империи

Утомилась я... На лошадях сегодня занималась...
- И как поездили? Вы вновь перестарались...
- Это нормально. Но очень уж устала...
- Не говорите мне про это. Я б посмотрел как вы б деревья с досками тоскали...
- А вдруг... Возможно, вы ещё посмотрите на это...
- Смешно, смешно... Может ещё выберем и место?!
- А что смешно-то?
Не нравится вам что-то?
- Боюсь у вас силёнок-то не хватит, госпожа.
- А может занимаюсь я, и на обычную сударыню совсем и непохожа...
- А что ж вы раньше не сказали мне, мадам?
- О, господин, sorry, я забыла... Совсем я позабыла всё. Но а теперь я всё сказала вам...
- Да вы меня просто поразили этим. Придётся проверять....
- Конечно, сударь, без проблем смогу я это показать.
- Сударыня, вы напросились просто, как справитесь я не понимаю...
- Ах, господин... Уж я то знаю...
Но покажу всё вам, безусловно...
- И как же, леди, интересно?
- Как скажете лишь вы мой благородный сударь.
- Госпожа вы меня смущаете.Я вам просто поверю без проверки, а то вдруг...
- И что же вдруг, позвольте вы спросить, мой друг?!
- Вдруг вы надорвётесь...
- Да нет вы что, за меня не беспокойтесь...
О, достойный славы, рыцарь. Я вас за всё благодарю!
Но всё же, запомните слова мои, возможно, будут вам они нужны.
- Конечно, я запомню эти alles...
- Alles? Это что? Французский или ж нет-с?
- Это немецкий! Стыдно не знать, сударыня.
- Простите, знаю лишь французский. Научите, вы, и меня?
- Да,конечно!Лишь одно ваше слово и всё я сделаю для вас.
- Merci. Когда первый урок? Вы сможете мне на неделе выделить хоть час?
-Не знаю,не знаю... Все забито. Не только ж вы изволили милость учить этот язык, сударыня.
- Ну что же, выделите время для меня. Ведь знаете, как буду благодарна вам я.
- Ну хорошо,уговорили.Так уж и быть, если завтра сможете, то можно.
- Возможно, если французский раньше я закончу. И пенье в храме я. Если с трапезы пораньше я уйду. Возможно...
И после трапезы успеть мне надо платье вновь переодеть...
- О боже, что вы! Много дел у вас, как и всегда. Вам, наверное, все и не успеть...
- Не знаю точно я сейчас. Все планы завтра я продумаю. Так поздно думать... Нет..никак. Ведь утро всё же мудренее.
- Тогда до завтра...Спокойной ночи. Сладких снов. Пишите завтра как надумаете, так будет лучше и вернее...
- Спокойной ночи. Сладких снов. Поспите, сударь.
А то устали всё же... Я напишу,вам как с французского вернусь
- Договорились госпожа...
А вам поспать уж не пора?
- Вы позаботиться решили обо мне? Не знаю я ещё.. не знаю... А что мне правда уж пора?
- Конечно ведь знаете, что дороги вы мне.
Я думаю что да, а то не выспитесь и будете ходить, будто во сне...
- Конечно, знаю, сударь, как и вы мне. Пойду подушку взобью...
И лягу я, тогда посплю...
Ах, как же смущена я.. утром встаю, по саду я иду
И видите меня вы...Такую сонную...
- Хоть сонную или ж не сонную, а все равно красивую...
Давайте пора уже, пора!
- Пойду я ночью думать, обо всём мечтать.Теперь уж я ушла...
До завтра, сударь мой!
- До завтра, госпожа!
11.05.14

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

На вопрос как говорили в России 19 века? А то мне нужно написать письмо такое как оно было бы в 19 веке заданный автором Впросонках лучший ответ это Эпистолярный жанр.
Письмо - это особый (эпистолярный) жанр речи. Оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т. д.
Частные письма делятся на официальные (переписка частных лиц и организаций) и неофициальные (переписка друзей, знакомых, родственников) .
Частными неофициальными письмами считаются письма хорошо знакомых корреспондентов, друзей, родственников, т. е. людей, поддерживающих неофициальные отношения. В женской переписке, как, впрочем, и в мужской, обращение и подпись зависят от степени близости отношений и бывают самыми разнообразными. Например:
Дражайший и уважаемый братец!
Милостивый государь Павел Васильевич!
Преданная к услугам вашим К а т ь к а.
Примите мое усердное и глубочайшее почтение и признательность. Анна Виноградская.
Композиционно письмо состоит из трех частей:
1) зачина (обращения, приветствия)
2) информационной части
3) концовки.
Стилистический энциклопедический словарь раскрывает содержание этих частей письма:
зачин (дата, место, откуда отправляется письмо, приветствие, обращение) ;
основная информационная часть (повод к написанию письма);
концовка (прощание, просьбы, пожелания, подпись, приписки) .
Жанр письма диктует большую стереотипизированность выражений, чем устное общение, отсюда особый, свойственный эпистолярному жанру набор этикетных выражений.
Характерной частью русского письма является описание состояния переписки. Она является постоянным элементом многих писем, потому что так же, как обращение и приветствие, определяет общий тон и стиль письма, устанавливая нужный контакт с адресатом.
Описание состояния переписки может вестись в следующих контекстах:
1) констатация наличия / отсутствия письма, например: Я получила твое письмо, милый Митинька, на этих днях, но так как крестьянин уже уехал, а на меня напал один из моих приступов лени, я и не спешила с ответом. (Н. Н. Пушкина- Д. Н. Гончарову) .
2) выражение радости, удовлетворения, неудовлетворения по поводу имеющейся переписки, например: Выдери уши господ братцев за то, что они нас забыли, и напомни г-ну Сержу его прекрасные обещания. Что касается Таши, она единственная, кому я прощаю (что не пишет) в виду ее положения, а т о б ы и з а н е е п р и н я л а с ь. (А. Н. Гончарова- Д. Н. Гончарову) .
3) упреки адресату за его молчание, например: Уже очень давно, дорогой Дмитрий, мы не получали вестей от тебя, что с тобой, что ты поделываешь- я совершенно не знаю. (Е. Н. Гончарова- Д. Н. Гончарову) ; Так как мне решительно нечего делать сегодня утром, дорогой Дмитрий, пожалуй я поболтаю с моим шалопаем братцем, который все же мог бы за месяц, что он вдали от нас, подать признаки жизни, фи свинтус, фи неблагодарный, фи невоспитанный! (А. Н. Гончарова- Д. Н. Гончарову)
4) извинения по поводу длительного молчания со стороны пишущего, например: Я не отвечала тебе на последнее письмо, дорогой Дмитрий, потому что не совсем оправилась после родов. (Н. Н. Пушкина- Д. Н. Гончарову)
Письмо составляет ту же устную беседу, тот же разговор между отсутствующими, только на бумаге, - писали в 1887 году.
Письмо из девятнадцатого века
Мария Сидорова
"…а погоды нонче снежные, морозные,
да искристая такая благодать,
да на розовом-то небе… нежно-розовом –
ну ни облачка, ни тучки не видать…
…а дрова у нас сосновые, смолистые,
печка жаркая, родимый, приезжай…
без тебя мне неохота перелистывать
книжку дедову да старый календарь.
…а дорожка к нам жемчужной лентой стелется,
больно ясные у нас настали дни…
подряди коней, покуда не метелица,
да тулуп овчинный крепче запахни.
…а окошки-то в дому узорна инея,
в этом сЕребре кружочек продышу,
прошепчу тебя по отчеству по имени,
все-то глазоньки мои я прогляжу…
…приезжай…

Милостивая государыня …………!

Отступая от
общепринятого обыкновения – говорить в подобных письмах комплименты, хотя Вами
и вполне заслуженные, позволяю себе следовать велению сердца и спешу поздравит
Вас с днем Вашего рождения, при пожелании Вам долгих-долгих лет и безмятежного
счастья.

Не решаюсь думать, что Вы сомневаетесь в моей безграничной к Вам преданности и в том
глубочайшем почтении, с которым имеет честь быть

Вашим покорным слугою ………….

*****
____________________________________________________________________________________
Автор не я.
Если это Ваша девушка, то Вы можете частично использовать любовные письма великих классиков. Например, А.С.Пушкин - Невесте Н.Н.Гончаровой:

Москва, в марте 1830 г.* (город и дату нужно изменить )

Сегодня - годовщина того дня, когда я вас впервые увидел; этот день... в моей жизни...

Чем боле я думаю, тем сильнее убеждаюсь, что мое существование не может быть отделено от вашего: я создан для того, чтобы любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы - одно заблуждение и безумие. Вдали от вас меня неотступно преследуют сожаления о счастье, которым я не успел насладиться. Рано или поздно, мне, однако, придется все бросить и пасть к вашим ногам. Мысль о том дне, когда мне удастся иметь клочок земли в... одна только улыбается мне и оживляет среди тяжелой тоски. Там мне можно будет бродить вокруг вашего дома, встречать вас, следовать за вами...


Иллюстрации: Влад Лесников

Это слово, равно как и выражение «Эй ты, шляпа!», не имеет никакого отношения к головным уборам, мягкотелой интеллигенции и прочим стандартным образам, которые возникают в нашей с тобой голове. Словечко это пришло в жаргонную речь прямиком из идиша и является исковерканной формой немецкого глагола «schlafen» — «спать». А «шляпа», соответственно, «соня, раззява». Пока вы тут шляпен, ваш чемодан драпен.



Семинаристы, изучавшие латинскую грамматику, имели к ней серьезные счеты. Взять, например, герундий — этот почтенный член грамматического сообщества, которого в русском языке просто нет. Герундий — нечто среднее между существительным и глаголом, причем применение сей формы в латыни требует знания такого количества правил и условий, что нередко семинаристов прямо с занятий уносили в лазарет с мозговой горячкой. Взамен семинаристы стали называть «ерундой» любую нудную, утомительную и совершенно невнятную чушь.


3 Непуганый идиот

Большинство людей, страдающих врожденным идиотизмом, обладают той счастливой особенностью, что их довольно трудно напугать (равно как и убедить пользоваться ложкой и застегивать штаны). Уж больно стойко они не желают впитывать извне любую информацию. Выражение же пошло гулять с легкой руки Ильфа и Петрова, которые в своих «Записных книжках» обогатили мир афоризмом «Край непуганых идиотов. Самое время пугнуть». При этом писатели просто спародировали название очень популярной тогда книги Пришвина «В краю непуганых птиц»*.

* — Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Кстати, слово «идиот» также имеет восхитительное происхождение. Две с половиной тысячи лет назад в Греции «идиотами» на общественных собраниях вежливо именовались граждане, которые не занимались политикой, не принадлежали ни к какой партии, а вели тихую мирную жизнь. В общем, как видим, с тех пор мало что изменилось »



Почему-то большинство людей (даже те, кто на самом деле читал Шекспира) полагают, что эти слова принадлежат Отелло, задушившему свою Дездемону. На самом же деле шекспировский герой был кем угодно, но только не циником: он скорее бы удавился сам, чем ляпнул подобную бестактность над трупом любимой. Фразу эту говорит другой театральный мавр — герой пьесы Шиллера «Заговор Фиеско в Генуе». Тот мавр помогал заговорщикам добиться власти, а после победы понял, что вчерашним соратникам плевать на него с высокой генуэзской колокольни.




Процесс метания мелкой стеклянной дребедени перед свиньей — затея действительно идеальная в своей бессмысленности. Но в оригинальном тексте Библии, откуда и выцарапана эта фраза, ни о каком бисере речи не идет. Там-то говорится о людях, которые бросают в кормушку свиньям драгоценный жемчуг. Просто когда-то слова «перл», «бисер» и «жемчуг» означали именно жемчуг, разные его сорта. Это потом уже промышленность навострилась штамповать копеечные стеклянные шарики и обозвала их красивым словом «бисер».




Образ изюминки — некой маленькой пикантной детали, которая придает ощущение остроты и необычности, — подарил нам лично Лев Толстой. Именно он ввел впервые в оборот выражение «женщина с изюминкой». В его драме «Живой труп» один герой говорит другому: «Моя жена идеальная женщина была... Но что тебе сказать? Не было изюминки, — знаешь, в квасе изюминка? — не было игры в нашей жизни».


7 Последнее китайское предупреждение

Если ты родился раньше 1960 года, то ты и сам прекрасно помнишь происхождение этого выражения, ибо не забывается такое никогда. А вот последующие поколения уже были лишены счастья наблюдать за противостоянием США и Китая на рубеже 50-60-х годов XX века. Когда в 1958 году Китай, возмущенный тем, что авиация и флот США поддерживают Тайвань, опубликовал свою гневную ноту, названную «Последнее предупреждение», мир вздрогнул от ужаса и затаил дыхание в ожидании третьей мировой. Когда спустя семь лет Китай издавал уже четырехсотую ноту под тем же самым названием, мир выл от восторга. Так как, кроме бумажек с грозными словами, Китаю нечего было противопоставить Штатам, Тайвань все же сохранил независимость, которую Пекин не признает до сих пор.




Было бы не очень понятно, каким образом процесс подавания питья связан с понятиями «наверняка» и «гарантированно», если бы не сохранились списки уголовного жаргона XVIII-XIX веков, в которых выражение «пить дать» значится синонимом слова «отравить». Ибо отравление - это действительно один из самых надежных и безопасных для убийцы способов отделаться от мешающего человека.



Йота — это буква греческого алфавита, обозначающая звук [и]. Изображалась она в виде крошечной черточки, и сплошь и рядом ленивые переписчики просто выкидывали ее из текста, так как и без йот всегда можно было понять, о чем идет речь. Мы же не ставим точки над «ё», правда? Автором фразы является Иисус Христос, который обещал иудеям, что Закон не изменится «ни на йоту», то есть будут исключены даже самые ничтожные изменения.


Знай, кого цитируешь Н. А. Некрасов Как дошла ты до жизни такой?
Сеять разумное, доброе, вечное.
Это многих славный путь.
Русские романсы Вернись, я все прощу.
Молчи, грусть, молчи.
Обидно, досадно.
М. Ю. Лермонтов Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
Одна, но пламенная страсть.


Да, мы тоже сперва думали, что эти слова — обычная фраза из лексикона пожарного, который, осматривая обгорелые руины, выдвигает версию умышленного поджога. Так вот: ничего подобного! У афоризма есть совершенно конкретный автор — знаменитый журналист Михаил Кольцов, который опубликовал в 1924 году в «Правде» фельетон «Все в порядке». В фельетоне бичуются нравы американских нефтяных магнатов, туда-сюда раздающих «пахнущие керосином» взятки.

11 Жив, курилка!



Знаменитое выражение, о котором все знают, что оно принадлежит поэту Пушкину, на самом деле принадлежит не Пушкину. Это приговорка из популярной некогда детской игры. Дети, стоя в кругу, быстро передавали друг другу горящую лучинку и напевали: «Жив, жив курилка! Еще жив курилка!» Тот же несчастный, в чьих руках курилка потухал, считался проигравшим и должен был выполнить какое-нибудь глупое, а порой и небезопасное задание — например, подсыпать противной Амалии Яковлевне нюхательного табаку в ночной чепец.


12 Рояль в кустах

А вот эта фраза на самом деле авторская. Взята она из ставшего знаменитым скетча Горина и Арканова «Совершенно случайно». В этой сценке юмористы изображали принципы создания репортажей на советском телевидении. «Давайте же подойдем к первому случайному прохожему. Это пенсионер Серегин, ударник труда. В свободное время он любит играть на рояле. И как раз в кустах случайно стоит рояль, на котором Степан Васильевич сыграет нам Полонез Огинского».


13 Страсти-мордасти

Словечко стало популярным благодаря Горькому, назвавшему так один из своих рассказов. Но Горький, который не отличался способностями к словесным изыскам, придумал его не сам, а стащил из оптимистичной народной колыбельной, которая целиком звучит так:

Придут Страсти-Мордасти,
Приведут с собой Напасти,
Приведут они Напасти,
Изорвут сердце на части!
Ой, беда! Ой, беда!
Куда спрячемся, куда?

В общем, если «Спокойной ночи, малыши!» решат наконец сменить свою песенную заставку, у нас есть что им предложить.


14 Танцевать от печки


А здесь мы имеем немного печальный, но поучительный пример того, как от целого писателя не осталось почти ничего. Вот тебе что-нибудь говорит имя Василия Слепцова? Не расстраивайся, ты не один такой. Слепцова сегодня знают лишь эрудированные специалисты по русской литературе. Ему просто не повезло: он родился и жил одновременно с Толстым, Достоевским и прочими Тургеневыми. Вот и остались от Слепцова в памяти народной три слова. В романе «Хороший человек» герой вспоминает, как в детстве его мучили уроками танцев — ставили к печке и заставляли идти танцевальным шагом через зал. А он то скосолапит, то носок вывернет — и опять его гонят танцевать от печки.


15 Филькина грамота



В отличие от Тришки с кафтаном или Кузьки с его загадочной матерью, Филька — личность вполне историческая. Это глава Русской православной церкви, митрополит Московский Филипп Второй. Был он человеком недальновидным, забывшим, что наипервейшей обязанностью московского первосвященника является усердное отдавание кесарю кесарева, вот и полаялся на свою беду с царем-батюшкой Иваном Грозным. Вздумал, понимаешь ли, разоблачать кровавые злодеяния царского режима — принялся писать правдивые рассказы о том, скольких людей царь запытал, замучил, пожег и потравил. Царь обозвал митрополитово писание «Филькиной грамотой», побожился, что все Филька врет, и заточил Фильку в далекий монастырь, где митрополита почти сразу и прикончили подосланные убийцы.


Знай, кого цитируешь А. П. Чехов Волга впадает в Каспийское море.
Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда.
Сюжет, достойный кисти Айвазовского.
Небо в алмазах.
На деревню дедушке.

В. И. Ленин Всерьез и надолго.
Н. В. Гоголь Не вытанцовывается.
Невидимые миру слезы.
Прекрасное далеко.
Есть еще порох в пороховницах.

16 Тихой сапой



Сапа — это заимствованный из французского термин, обозначавший в российской армии мину, бомбу, а также любую взрывную работу. Тихой же сапой именовался подкоп под стены осажденного города или укрепления неприятельского лагеря. Такой подкоп саперы вели незаметно, обычно ночью, чтобы последующий громкий бум стал для противника совершенной неожиданностью.


17 Богема



Творческая интеллигенция, красивая жизнь, гламур и прочие фуршеты — все это не имеет никакого отношения к богеме. Настоящая богема, которую имели в виду парижане, употребляя сие слово, — это отсутствие жилья и работы, куча детей, пьяная жена в обнимку с гостями, никакого режима, всюду хлам, бардак, беспредел и грязные ногти. Потому что слово «богемиан» означает «цыганский», а на русский язык «богема» идеально точно переводится как «цыганщина».


18 Кретин

Слова порой прыгают от смысла к смыслу, как львы по тумбам дрессировщика, и усаживаются в самые неожиданные комбинации. Вот, к примеру, был во Франции доктор по фамилии Кретьен, что значит «христианин». Не то чтобы частая, но и не слишком редкая фамилия (у нас вон целое сословие крестьянами, то есть христианами, назвали). Но именно этого врача угораздило впервые сформулировать диагноз «синдром врожденной недостаточности щитовидной железы». Отныне болезнь эту стали называть по фамилии ученого «кретинизмом», а больных, соответственно, кретинами. То есть христианами.


19 Страдать херней


Возможно, у нас будут неприятности из-за того, что мы в своем благочестивом издании такую нецензурщину написали. Хотя, если разобраться, ничего неприличного в слове «хер» нет. Так называлась в церковнославянском алфавите буква «х», а также любой крестик в форме буквы «х». Когда крестом вычеркивали ненужные места в тексте, это называлось «похерить». Старый алфавит со всеми азами и буками окончательно отменили в начале XX века, и слово «хер», выйдя из использования, через полстолетия превратилось в синоним коротенького слова на «х» (ты знаешь какого). А заодно стало казаться непристойным и распространенное выражение с похожим корнем — «страдать херней». Hernia по-латыни означает «грыжа», и именно этот диагноз добрые военные врачи чаще всего выставляли детям обеспеченных мещан, которым не хотелось служить в армии. Каждый пятый горожанин-призывник в России в конце XIX века исправно страдал херней (крестьянам же херня чаще всего была не по карману, и их забривали куда активнее).


20 Места не столь отдаленные

В «Уложении о наказаниях» 1845 года места ссылок были разделены на «отдаленные» и «не столь отдаленные». Под «отдаленными» подразумевались сибирские губернии и в дальнейшем Сахалин, под «не столь отдаленными» — Карелия, Вологодская, Архангельская области и некоторые другие места, расположенные всего в нескольких днях пути от Петербурга.

О поклонах

По поклону легко отличить человека хорошего тона от человека, не получившего воспитания. Поклон, прежде всего, есть долг вежливости; чем старше, заслуженнее лицо, которому мы кланяемся, тем и выражение нашего уважения должно быть почтительнее. Товарищу своему, однолетке или сослуживцу, можно поклониться как найдем удобным.

Но есть случаи в жизни, когда от выражения вежливости или от поклона, как знака уважения к известному лицу, нередко зависит целая карьера человека. Не низкопоклонничество, составляющее дурную черту заискивающего человека, проповедуем мы, но говорим, что приличный поклон служит лучшей рекомендацией порядочности человека. Не говорим ли мы иногда: «Как он мне сухо поклонился» и внутренне остаемся этим недовольны; и, наоборот, симпатизируем лицу, которое встречает нас радушным поклоном.

Следовательно, по самим движениям мы определяем то или другое настроение человека. Нередко по первому поклону мы определяем характер человека, степень его воспитания.

Остановимся на объяснении тех движений, которые впоследствии могут дать нам возможность являться в общество со всеми видимыми признаками хорошего тона и утонченной вежливости. Официальный поклон делается так: несколько шагов вперед, шаг вправо или влево, куда представится удобнее, другая нога придвигается к первой, наклоняется голова, при этом грудь как бы вдавливается, отчего вы делаете невольный шаг назад и уже, отступая, становитесь во весь рост и поднимаете голову. При этом надо заметить, что, подходя к особе, которой желаете поклониться, еще до поклона вы должны смотреть прямо в лицо. Поклон не обязательно должен быть настолько вычурным. Но он всегда должен быть четко выраженным и не оставлять сомнений в своей природе. Дамы всегда кланяются только легким наклоном головы.

Если особа, которой надо отдать поклон, застает вас сидящим, то следует встать, сделать шаг направо или налево и наклонить голову.

Когда входите в комнату, в которой находятся хозяин или хозяйка дома, вы должны прежде всего поклониться им, а уж потом остальным присутствующим. Проходя через комнату, где кто-нибудь есть, но нет хозяев, которые помещаются в соседней комнате, вы делаете поклоны на ходу, направо и налево, если присутствующие размещаются по обе стороны. Эти поклоны на ходу делаются так: чтобы поклониться направо, вы выдвигаете правую ногу вперед, поворачиваете немного туда корпус и несколько наклоняете голову; если налево – выдвигаете левую ногу.

При каком бы ни было поклоне вы не имеете права протягивать первым руку даме, пока она не подаст ее сама, точно так же и лицу старше вас и вышестоящему по положению. Если в комнату входит дама или иное лицо, которому следует отдать поклон, вы должны найти случай поклониться первым.

Знакомым нужно кланяться везде, где бы не пришлось их встретить.

Не нужно дожидаться, чтобы человек, стоящий в обществе ниже вас, кланялся вам первый. Вышестоящий человек, следующий правилам учтивости и благородный по своим душевным качествам, отличается той любезностью, с которой он исполняет этот долг вежливости.

Встречая даму, идущую одну или под руку с незнакомым вам лицом, нужно ждать, чтобы она дала вам знак рукой или глазами, что позволяет вам поклониться ей.

Не ответить на чей-нибудь поклон – величайшее невежество. Ответить на чей-нибудь поклон небрежным кивком и с покровительственным видом – значит выказать самомнение.

Являясь в многолюдное собрание, на бал или раут и войдя в зал, где сидит хозяйка дома, старайтесь добраться до нее, медленно продвигаясь среди гостей и приветствую мимоходом поклонами своих знакомых; не останавливайтесь с ними и не пускайтесь в разговоры, прежде чем раскланяетесь с хозяйкой и хозяином. Поклон, назначенный хозяйке, должен быть изящным и сделан по всем правилам.

О светской беседе

Справедливость мысли: речь – серебро, молчание – золото, подтверждается часто. Личность, желающая жить в обществе и быть с людьми в хороших отношениях, должна усвоить искусство уметь во время молчать.

Конечно, под этим не подразумевается безусловное молчание, потому что всякая личность, принадлежащая к хорошему обществу, не должна быть молчалива или односложная в своих ответах. Напротив, чтобы быть хорошим собеседником, надо уметь приятно и хорошо говорить, иначе можно прослыть за особу ограниченную. Искусство говорить приятно, давать разумные и удовлетворительные ответы выказывает гибкий ум собеседница; в разговоре скорее всего выказывается образованный человек – вот эти-то качества сравнивают с серебром.

Есть уменье слушать, но не меньшую важность составляет искусство молчать. Как часто можно отметить в жизни факты, где какое-нибудь неосторожное слово или необдуманное суждение портило карьеру и даже жизнь человека. Каждый, желающий быть принятым в хорошем обществе, должен взять за правило умение молчать.

Редко говорят о предметах, большею частью разговор касается личностей.

К сожалению, в характере человека имеется странная черта: мести перед дверью соседа и не замечать того, что делается у себя. Это качество имеет каждый человек; но требование хорошего общества состоит в том, чтобы подавить это влечение; поэтому требуется от каждого оставлять это качество при себе. Могут возразить, что и в самом лучшем кругу встречаются злые языки – это, конечно, даже слишком справедливо; но также верно, что там это замечается только за единичными членами; остальные же видят в болтливости о ближнем погрешность против хорошего тона.

Чаще всего эта черта замечается у женщин; между ними она распространена больше, нежели между мужчинами. Они рассказывают и расспрашивают не из участия, а просто из любопытства. Кто интересуется делом, сам принимает участие в нем и на этом основании расспрашивает, тот хочет узнать, поучиться, объяснить себе непонятные вещи. Любопытная, наоборот, совершенно равнодушно относится к предмету; ее заботит личность, которой касается это дело; она хочет ее критиковать и, если возможно, осудить. Таких людей следует всегда остерегаться.

Действительно, образованный человек, настоящий друг, будет всегда избегать подобных вопросов и обходить их, но так деликатно, чтобы мы не могли упрекнуть его в равнодушии к нашей личности и обстоятельствам. Его сочувствие искренно, глубоко, и только боязнь обидеть нас или неприятно затронуть наше самолюбие не дозволяют ему нас спрашивать.

Это одна сторона искусства вовремя молчать, но есть и другая.

Есть другого рода любопытство, не ставящее целью пользоваться затруднительным положением другого для возвышения своей собственной личности. Во многих случаях любопытная хочет только слышать, чтобы рассказать дальше, распространить и через это сделаться интересной. Такие могут говорить о каждом знакомом; они знают все, что делается в кругу родственников и знакомых.
Не менее серьезна, чем болтливость, страсть навязывать свои советы. Есть множество людей, очень легко дающих свои советы, хотя никто их о том не спрашивает. Им кажется, что они знают все лучше других. Человек, считающий себя непогрешимым, - несносный собеседник, и эти непрошенные советы – та же неделикатность, только в другом виде.

Хорошо говорить и уметь поддерживать разговор – большое искусство. Особы, бывающие в обществе, должны уметь говорить о пустяках. Женщин очень часто обвиняют в излишней болтливости. Но болтовня не должна быть синонимом сплетен. Она отлично может обойтись без порицаний. Представительница дома, умеющая завести оживленный, приятный разговор и поддерживать его, может быть уверена в благодарности гостей.

Все политические и религиозные вопросы легче всего приводят к спору и могут разрознить самых лучших друзей. В гостях, где сходятся личности с различными взглядами и убеждениями, следует таких разговоров избегать, а придерживаться предметов, доступных общему пониманию и имеющих интерес для присутствующих. Поэтому общие вопросы науки и искусства составляют благодарный предмет для разговоров в обществе.

Не следует говорить только об одной погоде или, как это случается в дамском кругу, о хозяйстве и сопряженных с ним неприятностях; разговор должен легко переходить от одного предмета к другому, затрагивая таким образом, самые разнородные вещи, оправдывая старую немецкую поговорку: «Кто много приносит, тот каждому что-нибудь уделит».

О чем же говорить? В обществе не может быть недостатка в материалах для разговора – это новости дня, празднество, новейшие литературные произведения, художественная выставка, пьеса в театре и т.д. Занимательность разговора зависит не от предмета, о котором говорят, а от способа, как о нем говорят. Самый незначительный предмет разговора часто дает повод к остроумным замечаниям; верный такт умеет переходить незаметным образом от одного предмета к другому, не прерывая внутренней связи между ними, продолжает нить разговора и дает возможность другим сделать подходящее замечание, которое, вместе с тем, служит новой завязкой для продолжения разговора.

Есть несколько основных правил благопристойности в разговоре , которым надлежит следовать:

Избегать слишком большого количества слов, объяснений, отступлений от предмета; все это неприятно и выводит из терпения слушателя.

Говорить просто и никогда не горячиться, начинать говорить не иначе как в свою очередь и стараться не перебивать говорящих.

Всегда принимать сторону справедливости и правоты, призывать к ним других с кротостью и снисходительностью, которые не имеют ничего общего с принуждением.

Никогда не завладеть самому всем разговором.

Предоставить высказаться тому, кто говорит, и начинать говорить не раньше, чем собеседник кончит говорить.
Избегать, по возможности, говорить шепотом тому, возле кого сидят.

Говорить мало, но кстати. Большой говорун утомляет собеседников, молчаливый человек наводит скуку.

Не говорить о себе. Что можем мы сказать о себе благопристойного? Если мы станем говорить о наших добродетелях или о наших талантах, то делаемся скучными и смешными.

Когда кто-нибудь говорит, не вынимать из кармана письма, не смотреть на часы, не барабанить пальцами, не напевать про себя.

Не принимать в разговоре принужденный вид; всегда следует говорить приятным, спокойным и благородным образом.

О визитах

В отличие от прихода в гости визит – краткое посещение. Цель визита – дань вежливости, необходимость просто навестить знакомого. Визит не должен длиться менее четверти часа, иначе есть основания подумать, что вы не специально зашли, а забежали между делом, случайно проходя мимо. Но и растягивать визит на час и более, если только хозяева не приглашают настойчиво вас остаться, неприлично. Обычно визиты наносят с полудня до 20 часов.

Визиты бывают с целью знакомства (о них стоит предупредить заранее), бывают прощальными, когда человек, надолго уезжая, посещает знакомых, ответными, визиты с целью выразить соболезнование. В визите весьма важны его цель, точность и соответствие обстановке.

Визиты предписываются этикетом, и учтивость делает их обязательными для каждого порядочного человека. Визиты имеют то преимущество, что сближают людей, устанавливают и поддерживают между ними отношения более задушевные, нежели деловые, в которых главную роль играют личный интерес или обязанности службы.

Обязательными визитами считаются следующие :

1) лицам, которые оказали нам какую-либо услугу: это визиты признательности;

2) лицам, у которых вы были на обеде или на вечере, визиты обязательны.

3) Визиты к друзьям и знакомым, когда судьба посылает им какую-нибудь радость или счастье: это визиты поздравительные;

4) Визиты друзьям и знакомым, когда их постигает какой-нибудь несчастный случай: это визиты соболезнования.

5) Считается также обязательным посетить друзей и хороших знакомых, когда они больны; они же в свою очередь, как только выздоровят, должны делать первые свои визиты тем лицам, которые их чаще всех посещали.

Дамы могут делать утренние визиты в скромном костюме, вечером же следует являться в более нарядном костюме; если в доме, в который отправляются с визитом, этот день назначен для приема, то требуется изящный наряд.

Визиты после званого вечера или обеда делаются спустя или две, но не позже 15 дней.

Получив приглашение на вечер, обед и т.п., обязательно надо сделать визит лицам, пригласившим вас, все равно, воспользовались ли вы этим приглашением, или нет.

Женщина вообще должна избегать делать визиты мужчинам; допускается это только в том случае, если женщина вынуждена сделать мужчине визит из чувства благодарности, ли же когда между ними существует старинная дружба, основанная на глубоком уважении.

Подойдя к дверям квартиры тех лиц, к которым вы направлялись с визитом, первым делом нужно смахнуть с платья пыль и вытереть ноги о половик. Затем следует позвонить или постучать, но не слишком громко, а так, чтобы звон или стук был услышан. Если после того, как вы позвонили или постучали два-три раза, с некоторыми промежутками, никто не отворяет, то вам следует удалиться, оставив свою визитную карточку, загнув предварительно левый угол ее, что означает, что вы были лично.

Когда приходит новый посетитель, или же когда кто-нибудь из посетителей уходит, должно встать с места и не садиться до тех пор, пока не сядет хозяйка дома. Если во время вашего визита приезжает новый посетитель, вам следует немедля встать и откланяться хозяину, если же последний станет вас удерживать, останьтесь, раскланяйтесь с вошедшим гостем, хотя бы он не был вовсе вам знаком и сделайте шаг назад, чтобы не мешать ему приветствовать хозяина и переброситься с ним первыми фразами.

Когда пригласят гостя сесть, займите свое прежнее место и старайтесь принять участие в общем разговоре, чтобы не ставить хозяина в неловкое положение, но никогда не возобновляйте рассказа, прерванного появлением нового гостя; разве если сам хозяин настолько заинтересован этим рассказом, что попросит вас возобновить его и в таком случае должно коротко передать гостю суть дела, чтобы он мог следить за рассказом.

Если благодаря любезности хозяина или хозяйки, визит ваш был гораздо продолжительнее установленного срока, уходя не забудьте поблагодарить за отличие, вам оказанное, и при этом скажите хозяевам что-либо лестное и приятное.

Вслед за удаляющейся дамой мужчине не должно тотчас уходить и прощаться с хозяйкой, а следует подождать несколько минут, чтобы дать время ушедшей даме выйти из дома. Исключением может быть только приглашение уходящей дамы сопровождать ее. В таком случае должно немедленно раскланяться с хозяйкой и следовать за дамой.

Обязанности хозяина, а еще более хозяйки дома состоит в принятии визитов с учтивостью и непринужденностью, притом таким образом, чтобы все было прилично и приятно, чтобы каждый был доволен вами и оставлял вас с искренним желанием вскоре опять с вами увидеться.

Если принимает визит хозяин дома, то он должен взять стул и сесть напротив посетителя. Если же обязанность эту принимает на себя хозяйка дома и если при том посещает близкая знакомая, то она должна посадить последнюю возле себя. Когда делают визит несколько дам, в таком случае первое место надо предложить старшей из них, а потом сажать других дам.

Если к вам явятся новые знакомые в первый раз, вы должны отдать визит не позже, как через неделю; более продолжительная отсрочка отдания визита считается равносильной нежеланию познакомиться, если не было особых препятствий, о которых следует упомянуть и извиниться.

Язык веера

Язык веера, появился во Франции в эпоху Людовиков, а потом перекочевал вместе с веером и в Россию. Хотя веер находился в руках женщины, знать все тонкости тайного языка должен был мужчина, которому адресовались послания. Это был тайный язык влюбленных, поэтому в портретах XVIII века изображения дам с веером встречаются не часто, а если они и есть, веер, как правило, «молчит» (он закрыт). Это вполне объяснимо: портрет предназначался для потомков, и подробностей интимного характера в нем отражать не предполагалось.

Значение цвета веера

белый означает невинность; черный – печаль; красный – радость, счастье; лиловый – смирение, искренность; голубой – постоянство, верность; желтый – отказ; зеленый – надежду; коричневый – недолговременное счастье; черный с белым – нарушенный мир; розовый с голубым – любовь и верность; веер, вышитый золотом – богатство; шитый серебром – скромность; убранный блестками – твердость и доверие.

Движения веером

Чтобы выразить веером согласие "да"– следует приложить веер левой рукой к правой щеке.

"Нет" – приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.

"Ты мой идеал" – дотронуться открытым веером до губ и сердца.

"Я тебя люблю" – правой рукой указать закрытым веером на сердце.

"Я вас не люблю" – сделать закрытым веером движение в сторону.

"Я к вам не чувствую приязни" – открыть и закрыть веер, держа его перед ртом.

"Мои мысли всегда с тобою"– наполовину открыть веер и провести им несколько раз по лбу.

"Верить ли вашим словам?" – закрытый веер держать у левого локтя.

"Будьте осторожны, за нами следят" – открытым веером дотронуться до левого уха.

"Мои слова не должны быть переданы другим" – правой рукой держать открытый веер и прикрыть им левую руку.

"Твои слова умны" - приложить закрытый веер ко лбу.

"Хочешь меня выслушать?" – открыть и закрыть веер.

"Выскажись яснее" – наклонить голову, рассматривая закрытый веер.

"Не приходи поздно" - правую сторону открытого веера держать перед тем, с кем ведется разговор, а затем быстро закрыть его.

"Я не приду" – держа веер левой стороной перед тем, с кем идет речь, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника.

"Я жду ответа" – ударить веером по ладони.

"Я буду исполнять твои желания" – открыть веер правой рукой и снова закрыть.

"Мужайся!" – открытый веер приложить к груди.

"Делай как я хочу" – закрытый веер держать посередине.

"Не приходи сегодня" – провести закрытым веером по наружной стороне руки.

"Ты меня огорчил" – быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками.

"Прости меня" – сложить руки под открытым веером.

"Я хочу с тобой танцевать" – открытым веером махнуть несколько раз к себе, т.е. поманить.

"Я сделалась недоверчива" – барабанить закрытым веером по ладони левой руки.

"Молчи, нас подслушивают" – дотронуться закрытым веером до губ.

"Приходи я буду довольна" – держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой.

Если собеседник, пользующийся особенным расположением просит веер, то ему следует подать его верхним концом, что означает не только симпатию, но и любовь. Для выражения же презрения, веер подается ручкой, т.е. нижним концом. Подать же веер открытым не следует, так как это означает просьбу или же просто напрашивание на любовь.

http://projects.goldenforests.ru



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!