Как научиться быть самим собой. Хороший человек – удобный человек? Не бойтесь прослыть «сложным» человеком

Когда сравнивают с клоуном, это редко бывает комплиментом. Скорее, в голосе звучит осуждение, или даже издевка. Слава Полунин сделал клоунаду делом своей жизни. Он не боится быть смешным, но при этом наполнил жизнь тонкой философией внутреннего счастья. Он знает, как быть самим собой даже в ярком колпаке и огромных ботинках. Его секреты – вовсе не секреты. Это рассказ о счастье дурака, собранном из простых советов.

Слава Полунин – актер, клоун, мим с мировым именем. В жизни он яркий, обаятельный человек. Но и он время от времени испытывает сомнения в правильности своей жизни. Вот как Полунин рассказывает о своем методе, который сам назвал «опустить ноги в воду»:

Каждые 12 лет я меняю свою жизнь. И когда решаю, чем хочу заняться, я уезжаю на месяц в деревню, к реке, чтобы в тишине подумать о жизни. Я просто сижу на берегу и слушаю себя. Размышляю, кто я такой. Потом начинаю все с нуля и иду дальше.

Это его личный способ понять себя. Для того, чтобы понять, как стать самим собой не нужно буквально садиться на берег реки. Река вполне может быть воображаемой. А для небольших ежедневных радостей совсем не обязательно примерять красный клоунский нос. Есть еще несколько рецептов для понимания. Выберите для себя свой, любимый.

Что такое быть собой

Быть собой - это способность человека ощущать себя привычно, легко, без внутреннего морального напряжения. Позволить себе самовыражаться - основная задача, которую человек ставит для улучшения своей самооценки. В каждом заложен тип поведения, который определяет его имидж в обществе.

Если личность хочет соответствовать чужим требованиям - она ограничивает свой потенциал. Право говорить, действовать, быть в определенном настроении - все это исходит от души. Если человек злоупотребляет своим поведением для достижения корыстных целей - тогда окружающие стремятся навязать свое мнение. Эгоизм присущ как самому индивиду, так и связанным с ним людям.

Свой путь каждый выбирает по ценностям , которые сформировались в процессе взросления. На пути самореализации важным является мотивация. Именно она является сильным стержнем человека, без которой трудно достичь конкретного результата. Рамки индивидуальности определяют роли, которые личность занимает в обществе.

Многие считают, чтобы быть собой один тип поведения должен распространяться на все . Это в корне неверно, ведь в рабочей обстановке нам необходимо проявлять доброжелательность к клиентам, а уже в кругу друзей, семьи мы можем быть настоящими. Требования всегда существовали, чтобы разграничить деятельность человека.

Как быть и стать самим собой

Отключить внутреннего критика

Мы не любим, когда нас критикуют. Но самозабвенно критикуем собственную внешность и способности. Но еще хуже, когда мы начинам критиковать себя за то, чего еще не совершили. Вместо того, чтобы обдумать решение проблемы, мы тратим всю энергию на бубнеж «внутреннего критика»:

«Ты не сумеешь выучить английский язык, ведь у тебя нет к этому способностей».

«Тебе не стоит начинать вести свой блог, таких умных пруд пруди».

«Идиот, ты снова опоздаешь, впрочем, как всегда».

Как поступить? Внутренний критик часто говорит голосом родителей, учителей, воспитателей. Избавиться от него навсегда не удастся. Дайте ему имя, а когда он снова начнет говорить назидательным голосом, заставьте его замолчать. Пусть следит за своим языком.

Приготовьтесь, сейчас будет больно

Как бы странно это не звучало, мы часто пляшем под чужую дудку. А желание стать самим собой всегда идет вразрез с интересами окружающих, поэтому оно редко находит радостный отклик и поддержку со стороны.

Как, сотрудник отказывается от переработки, потому что хочет успеть в спортзал?

Что значит у тебя свидание? Ведь ты всегда выгуливаешь мою собаку?

Действуя по чужой указке, мы вкладываем свою энергию в жизнь других людей. Часто совсем неблизких. Но чтобы сказать четкое «нет» нужно накопить не сто, а тысячу процентов (да простят нас математики) внутренней энергии. Сыграть уверенность не получится. Оппонент сразу же раскусит слабину и начнет давить до тех пор, пока вы не сдадитесь.

Как поступить? Сначала пройдите через испытание мысленно. Прокрутите слова, позы, жесты, постройте диалог так, чтобы прийти к желаемому результату. Если не получится с первого раза, пробуйте снова.

Доска почета под названием «Я – красава»

Часто мы слышим совет: «напишите список проблем…». Зачем? Зачем нужно концентрироваться на несделанном, на неудачах и огорчениях. Зачем смотреть новости и пить валидол? Зачем общаться с нытиками и заражаться их пессимизмом?

Если сделать собственную доску почета. Можно убить сразу двух зайцев: начать гордиться собой и раскрасить собственную жизнь. Научитесь записывать все хорошее в дневник. Не глобальное, а мимолетное: улыбку ребенка, красивый цветок, сделанную работу.

Как поступить? Время от времени выписывайте самые значимые поступки на разноцветные стикеры и украшайте ними вашу доску почета имени себя. Такой простой прием поможет копить радостное и прекрасное в ежедневной жизни.

Учитесь у лучших – у детей

Дети – лучшие наставники. Они радуются всему: снегу, солнцу, яркой обертке, косому домику из пластилина. Они улыбаются в 40 раз чаще взрослых и дарят радость всем вокруг.

Что делает взрослый человек? Начинает подавлять свои эмоции, хмурится чаще, чем улыбается. А как же еще, ведь можно услышать в ответ: чего лыбишься, как дурак. А дураком прослыть не хочется.

На этот счет есть притча: Старого Учителя никто никогда не видел грустным. Когда ученики спросили его, как ему удается все время радоваться жизни, он ответил: «Все просто. Я просыпаюсь каждый день и спрашиваю себя, что сегодня выберу: печаль или блаженство?»

Как поступить? Наблюдайте за детьми. Улыбайтесь просто так.

Живите в своем темпе без оглядки на окружающих

Парадокс, но от женщин часто слышим: я вышла замуж (родила ребенка) не потому, что хотела этого, а потому что все вокруг уже это сделали. Признание собственного темпа, своих желаний называют взрослением. Но и в зрелом возрасте многие поступки совершаются не по внутреннему желанию, а по чужим скоростям.

Как, тебе уже 35, а ты еще не коммерческий директор?

Издания полны рассказов о том, как люди в 50-60-70 лет садятся за парты, осваивают новую профессию и достигают мировой славы. Иногда в тех сферах жизни, о которых даже не задумываются. Они успевают стать самим собой для своего собственного счастья.

Темп жизни зашит в генетический код. Различают не просто разных людей, разные культуры. Так, например Америка, Италия – это в большинстве своем шумные экстраверты. Японцы – вдумчивые интроверты. Чтобы понять какой темп жизни нужен вам не обязательно быть японцем или американцем.

Как поступить? Почитайте об интровертах и экстравертах. Примите свои особенности, чтобы быть собой.

Не бойтесь прослыть «сложным» человеком

«Расслабься, будь проще» – советчики любят поучать да еще при этом покровительственно похлопывают по плечу. Простыми людьми легче управлять. Их проще переубедить сделать то, что выгодно окружающим.

А чем плохо быть сложным? Сложные люди не усложняют жизнь без надобности. Они не всегда носят замысловатую одежду или без конца рассуждают о живописи. Сложные люди объемнее чувствуют и реагируют. Они как духи: есть «Ландыш» и «Шанель №5». И у того и у другого масса поклонников. Но они разные.

Как сказал доктор Хаус: «Я не грустный, я сложный. Но девушкам это нравится»

Как поступить? Разрешите себе быть сложным. Просто скажите вслух: «Разрешаю».

Эти совет помогут стать самим собой: понять себя, договориться, подружиться. Занятие это непростое и часто к работе не приступают по одной банальной причине: за отсутствием мотивации. Так вот.

Внешней мотивации нет, иначе ее давно бы уже продавали в яркой упаковке

В магию «волшебного пинка» верят серьезные взрослые люди. Они ходят с тренинга на тренинг, ждут, когда ведущий-кудесник наконец-то скажет нечто такое, что поможет им понять себя получше, полюбить, и, наконец, начать жить по своим правилам. К сожалению, внешней мотивации не существует. Иначе ее уже бы запаковали в яркую коробку, разрекламировали и продавали за большие деньги. И покупали бы. Ведь покупают чудо-лекарства для похудения без диет за 7 дней.

Почему работают мотивационные тренинги? Потому что участники путают понятия мотивации и стимулирования. Цель мотивационного тренера – разбудить участников от спячки. «Спячка» — это состояния низкой энергии. Когда , а дела откладываются. Для этого даже придумали специальный термин – прокрастинация, который в переводе буквально означает «завтра».

Так вот, тренер создает такие условия, когда участникам просто некуда деваться. Они делают то же самое, что могли бы сделать самостоятельно, но постоянно откладывали. Делают, удивляются, вдохновляются, кричат «я могу» и бегут творить дальше.

Вот тут и начинаются проблемы с внутренней мотивацией. Если ее нет, жизнь застывает в тот момент, когда прекращается внешнее стимулирование. И человек, который выбежал из зала с горящими глазами уже через пару дней укладывается на диван и снова начинает мечтать о лучшей жизни.

Вывод. Поиск внутренней мотивации – наипервейшая задача. То, что способно вас заставить встать с дивана и есть проявление истинного «Я». Одного ответа на вопрос как быть собой не существует. Сколько человек – столько уникальных личностей, столько же понятий о достижении счастья, столько же рецептов внутренней мотивации. Кто-то приходит к себе через творчество, кто-то через медитацию, а кто-то надевает яркие ботинки и начинает смешить других. К этому нельзя быть готовым или не готовым. Рано или поздно это случится. Нужно пробовать.

Вопрос. Порой люди надевают маски, скрывая за ними истинное лицо. Казалось бы, это только ширма, за которой прячется человек в силу ряда причин. Но нет, все намного серьезнее. Ведь он выдает себя за чужака.

Ведя двойную жизнь, оставшись в одиночестве, человек может разоблачиться и оголить душу. Но, находясь в обществе, он вновь перевоплощается в привычного героя и продолжает существовать в придуманном мире, в новом амплуа, вживаясь в роль. При этом старается казаться правильным и положительным, не замечает совершаемых ошибок.

Хорошо ли это? Или все же стоит смыть грим, показав истинное лицо? На эту тему и поговорим в нашей статье, рассмотрим практические рекомендации.

Как быть самим собой

Первый вопрос, который мы постараемся осветить. Но прежде порассуждаем, что значит оставаться собой.

Это крайне сложно. Ведь человек, который пребывает в этом состоянии:

  • находится в гармонии с самим собой;
  • спокоен и уравновешен;
  • чувствует внутренний комфорт.

Но человек все же может быть неодинаковым. То есть расслабленным в дружеском кругу и серьезным, собранным и организованным в рабочей обстановке. Допустим, то, что вы принимаете клиентов с улыбкой, вовсе не говорит о вашей лицемерности. Это правила этикета. Люди, не желающие выполнять определенные требования, оправдываются фразой «необходимо оставаться самим собой». Это зачастую упрямые и неадекватные граждане.

Данный пример говорит о том, что конкретная ситуация формирует разное поведение. И это норма. Главное - не играть. В момент излишней, показной, неестественной скромности или наглой развязности человек вызывает у окружающих чувство дискомфорта. У них появляется желание покинуть его общество или свести к минимуму диалог.

Теперь становится немного понятным, как быть самим собой. Просто нужно делиться настоящими эмоциями и показывать те чувства, которые вами руководят в действительности. Окружающие оценят вашу искренность.

А теперь поговорим о том, как стать самим собой

Ответ на этот вопрос стоит искать внутри себя. Это может занять очень много времени. Поэтому, прежде всего, необходимо спросить себя, зачем вам это, ради чего стоит оставаться самим собой.

Нужна конечная цель, которая будет выступать вашим мотиватором. Именно она поможет скорее приблизиться к мечте. Но сначала определимся, какой он, тот счастливчик, которому удалось этого достичь.

Характеристика человека, который стал самим собой

Ему присущи следующие черты:

  1. Осознанное поведение. Действует разумно, знает, что он делает и для чего.
  2. Гармония с собой и окружающим миром. Человек всегда спокоен и уравновешен.
  3. Улыбка и блестящие глаза.

Такие люди делают то, что им нравится, именно в этом и проявляется осознанность действий. Они счастливы, буквально светятся изнутри.

Живой этому пример - дети. Они радуются любому моменту, смех искренний, слезы тоже.

Поэтому стоит почувствовать себя ребенком и окунуться в приятные воспоминания, снова вкусить прелесть жизни. Начать себя исследовать, докапываться до своего «Я», отбрасывая все ненужное.

Необходимо действовать. Находить себя через любимое дело, занятие. Если оно захватывает вас, полностью окуная в рабочий процесс, и при этом приносит моральное удовлетворение и счастье, вы на правильном пути.

Пожелания следующие:

  1. Не стоит показывать наигранную безупречность и требовать этого от других, бояться совершения ошибок и проявления негативных чувств. Это приводит к внутреннему заточению.
  2. Нужно понимать, что свобода - это ответственность. Находя путь к себе, необходимо держать ответ за каждое совершаемое действие, прислушиваться к внутренним убеждениям.
  3. Мечтайте. Меняйте свою жизнь, воплощая желания в реальность, достигайте поставленных целей.
  4. Разрушайте психологические преграды, убирайте все с пути, что мешает вам.
  5. Работа над собой - еще один дельный совет. Только чтения статей и книг по данной проблеме мало, нужно неустанно трудиться над собственным эмоциональным и внутренним состоянием.

Как быть самим собой? Эффективные методики

Они помогут быстрее преодолеть путь познания самого себя. Проделывать необходимо в неделю один раз.

Первое упражнение: «Ваша сумка»

Понадобится бумажный лист и карандаш, а также любая ручная кладь. Займет около пятнадцати минут.

Необходимо разложить содержимое на столе, после чего:

  1. Из всех вещей отобрать три, которые наиболее ярко смогут раскрыть вашу личность, характер, предпочтения, качества. Если одной недостает, можно визуально представить ту, что носят в своей сумке большинство людей.
  2. Теперь напишите, не отвлекаясь на грамотность, о каждой вещи, каким образом она раскрывает вас.
  3. После прочтите текст и постарайтесь понять, что узнали о себе нового. В какой степени это занятие поменяло ваше мировоззрение. Не делайте быстрых выводов, нужно дать себе время на раздумья.
  4. Упражнение можно проводить и с вещами, которые содержатся в ящике вашего стола, бардачке машины, на полке шкафа и так далее.

Это упражнение учит фокусировать мысли на самом себе, чтобы лучше себя понять.

Вторая методика: «Вымышленный персонаж»

Займет столько же времени. Необходимо придумать киногероя, персонажа из книги или мультяшного, только он должен напоминать вас настоящего в данный момент.

Для выполнения берем те же атрибуты. Итак, начинаем:

  1. Пишем, что общего у вас с Нужно обратить внимание на внешнее сходство, одинаковые черты характера, любые жизненные ситуации, будь то работа, семья, личная жизнь или все, о чем вы подумали, которые можно сравнить.
  2. Затем изложите найденные отличия, исходя из вышеприведенного материала.
  3. Потом в той же письменной форме расскажите, хотели бы в реальности познакомиться с этим человеком, да или нет, почему. Перечитав, подумайте, что нового узнали о себе.
  4. А теперь нужно представить героя, на которого вам хотелось бы походить. И проделайте те же действия. Пробежавшись по тексту, подумайте: вы стали больше на него похожи, чем ранее? И в какой степени сможете использовать этот перечень предложений для изменения своей личности в будущем времени, чтобы быть таким, как вам хочется?

Цель этого упражнения та же - лучше себя понять.

Третье упражнение: «Ваши чувства»

Займет двенадцать минут. Нужно остаться одному в тишине. Постараться со стороны объективно описать свои чувства.

Приступим:

  1. Буквально тремя предложениями охарактеризуйте свое эмоциональное состояние, настроение.
  2. Теперь осветите физические ощущения, напряжение в мышцах, боль, усталость. И как это взаимосвязано с вашими эмоциями и чувствами?
  3. Затем переходим к психологическому состоянию, как оно сопряжено с вышеперечисленными аспектами?
  4. После этого опишите совершаемые поступки. Есть ли у вас желание действовать определенным образом? Может, появилась возможность чего-то избежать, на ком-либо сорваться, обняться и так далее.
  5. Задача этого тренинга - научиться детально описывать ваше состояние на трех уровнях: эмоциональном, психологическом и физическом. После этого необходимо еще раз все прочесть и сопоставить написанное с реальностью. То есть с теми чувствами, которые вы испытываете в действительности.

Это упражнение поможет научиться разбираться в собственных чувствах, уметь их описывать, а также поспособствует развитию навыков самовыражения и творческому мышлению.

Иногда сложная жизнь опять вынуждает надевать маски, и тогда возникает вопрос о том, как снова стать самим собой.

Все очень просто. Нужно проделывать эти методики регулярно, постоянно совершенствоваться. А как быть самим собой всегда?

Дадим несколько дельных советов:

  1. Не стоит бояться показаться настоящим.
  2. Не нужно стесняться своих недостатков, они есть у всех.
  3. Не отчаивайтесь, на смену ненастьям приходит удача.
  4. Обращайте сложные ситуации в простые. Не стоит нервничать, соблюдайте спокойствие, представив, что подобное вам приходилось решать.
  5. Быть самим собой поможет простая, понятная всем речь.
  6. Познавайте окружающий мир, задавая себе и отвечая на сложные жизненные вопросы.
  7. Запомните одну истину, что всем нравиться невозможно.
  8. В диалоге соблюдайте зрительную дистанцию и не сходите с нее.
  9. Ищите друзей, с которыми совпадут ваши интересы.

Нужно познать свой внутренний мир и принять себя таким, каков вы есть. Уверенность, свобода и позитивное настроение сорвут все существующие маски и позволят не играть, а жить по-настоящему.

Почему не каждый может быть Человеком?

Все мы – люди, но не каждый из нас Человек с большой буквы «Ч», это не опечатка. Только часть россиян может похвастаться своей человечностью и человеколюбием, а именно из этого можно понять, каким именно человеком вы являетесь. Почему же не каждый может назвать себя Человеком с гордо поднятой головой? Потому что не хранит в сердце к людям, не готов смириться с чужими пороками и недостатками, которые могут раздражать, не понимает, почему других и помогать им. Перечислять можно без перерыва, но для чего попросту писать то, о чем и так знает почти каждый.

Интересно вот что: каждый Человек может видеть в себе недостатки, назвать их, но ни слова не сказать о недостатках своих друзей, близких, знакомых и малознакомых людей. А вот простой человек всегда скажет, какие все вокруг, укажет им и собеседникам на недостатки, но забудет, что у самого есть и свои недостатки, или же посчитает их совершенно незначительными по сравнению с недостатками других. Отсюда становится понятно, что не каждый человек может стать Человеком! Однако, если вы хотите измениться, то все это в ваших силах, стоит только лучше присмотреться к другим на наличие достоинств и к себе на наличие недостатков.

Как стать настоящим Человеком.

Человеком быть не тяжело, достаточно им правила, которые не превратят вас в животное, а оставят на уровне Человека. Для начала необходимо научиться быть честным с собой и с окружающими. Это не только по-человечески, но и проще для жизни, вам не придется вспоминать, о чем вы соврали и что утаили.

Что стоит отнести сюда:

  • не врать людям (даже во благо),
  • не утаивайте то, что может быть важным и то, что вы считаете не важным для себя,
  • не обманывайте себя, не обманывайтесь по отношению к людям,
  • не забывайте отдавать долги, если пришлось одолжить.

Что еще говорит о вас, как о Человеке, как стать Человеком? Это вежливость. Старайтесь разговаривать с людьми так, как было бы приятно вам, иначе вы не сможете стать человечнее. Вежливость – это умение не «совать нос» не в свое дело, правильно отвечать, учтиво разговаривать, чувствовать разницу в возрасте, поле, значимости и пр. Старайтесь здороваться первым, а не ждать, когда поприветствуют вас, пропускайте пожилых людей вперед, придерживайте им двери, подавайте руку при необходимости девушкам, женщинам, детям и старикам, чтобы им было удобнее спуститься с лестницы, даже если вы незнакомы, уступайте сидячее место в общественном транспорте нуждающимся в этом.

Важно, чтобы стать человеком, быть трудолюбивым. Без труда вы не только становитесь глупее и теряете хороший внешний вид, но и перестаете ценить жизнь, людей и труд окружающих. Старайтесь работать столько, сколько позволяет здоровье, не считайте года до пенсии. Работа – это важно для Человека, чтобы не погибнуть, чтобы «цвести».

И обаятельный. Умейте выслушать людей, умейте правильно рассказать свою историю, умейте посмеяться, где необходимо и промолчать, где это требуется. Чаще улыбайтесь, улыбка раскрывает в вас потенциал доброты и человечности.


45. Сознание и самосознание человека

Человек мыслит и знает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе собственного индивидуального развития человек первоначально осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития - и свои мысли о предметах и дейст­виях. Он осознает себя как личность. Самосознание предпо­лагает выделение и отличение человеком самого себя, своего «я» от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании само­сознания существенную роль играют ощущения человеком соб­ственного тела, своих движений, действий. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключа­ется не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулирова­нии требований общества, предъявляемых к отдельному чело­веку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру. Продукты труда являются как бы зеркалами, из которых навстречу нам лучезарно сияют наши сущности: ребенок, говорит Гегель, бросает камни в реку и восхищается расходящимися по воде кругами как неким делом, в котором он получает возможность созерцать свое собственное творение.

Самосознание теснейшим образом связано с таким духовным феноменом, как рефлексия (порой эти понятия употреб­ляются как синонимы). Под рефлексией имеется в виду прин­цип человеческого сознания, ориентирующий его (человека) на осмысление собственных духовных процессов, нередко кри­тический анализ духовного и душевного состояний в их про­тиворечивости, направленности чувств, побуждений и мысли; раздумья над приемами своей мысли и их социальной значи­мостью. Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразны­ми - от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Познавая себя, человек никогда не остается вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования. Оно появи­лось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека, чтобы он умел оценить свои поступки, слова и мысли с точки зрения определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уро­ками научила человека осуществлять самоконтроль и саморе­гулирование. Регулируя свои действия и предусматривая ре­зультаты этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

46. Диалектика процесса познания. Агностицизм и его истоки.

Характеризуя важность рассмотрения познавательной проблематики, необходимо сделать несколько замечаний.

Первое . Деятельность человека носит, как правило, осмысленный характер (иногда говорят осознанный характер, и это правильно). Но почему-то мы недостаточно внимания обращаем на то обстоятельство, что в основе этой деятельности (осмысленной, осознанной) находится знание. Познавательный (гносеологический) компонент лежит если не в основе, то по крайней мере находится в начале человеческой деятельности. Именно правильное начало обеспечивает базу для эффективного познания, именно от начала зависит истинность знания и, как следствие, результаты практики.

Второе. В условиях современной динамичной жизни много и справедливо говорят о кризисе в области методологии, а это напрямую связано с наукой, которая существенно влияет на реальную жизнь людей. Извечный вопрос, как усилить познавательные возможности человека, повысив тем самым эффективность его деятельности, остается, безусловно, актуальным. Несмотря на трудности познания, связанные со сложностью, неисчерпаемостью и противоречивостью окружающей нас действительности, с наличием ошибок в ходе чувственного восприятия, возможностью искажений реальности в процессе абстрагирования, наше время не является исключением в поиске эффективных средств и способов познавательной деятельности. Вот почему необходимо обратиться к проблемам, которые возникают при рассмотрении процесса познания, так как от их эффективного решения зависят результаты практической деятельности людей.

Третье. Процесс познания, а точнее его результат – знание, имеет еще один очень важный ценностный аспект. Смысл его очень удачно выразил К.Э. Циолковский, который писал: "Большая разница – знать и не знать. Положим, я сейчас беден, терплю голод и холод. Но если я знаю, что через 10 лет меня ожидает богатое наследство, то мне легко перенести мою нужду. Я уже буду счастлив одним ожиданием счастья. Это ожидание придаст мне силы и бодрость. Даст энергию, которая может принести в жизни плоды. Напротив, безнадежность отнимает силы, отнимает радость и даже убивает". Таким образом, знание оказывается связано с социальным оптимизмом.

Изучение феномена познания предполагает раскрытие природы и особенностей исследуемого процесса. Психические познавательные процессы, используемые как модель познавательных процессов в психологии, далеко не исчерпывают процесс познания; проблема рождения и функционирования знания затрагивает немало других наук, прямо или косвенно занимающихся исследованием процесса познания, его сущности, содержания, форм и особенностей протекания. Обусловленное практикой требование исследования процесса познания сопутствовало всей истории развития человека и общества. Начатый на заре формирования науки анализ анатомии познавательного аппарата или последующие попытки систематизации и осмысления приобретенных знаний были нацелены на раскрытие сущности и механизма познавательного акта. Следует заметить, что познание функционирует на уровне отношений "субъект - объект", формирование которых связано с эволюцией форм отражения материи.

Теория познания изучает:

    возможность и структуру самопознания материи (формы, ступени, уровни), объективно детерминированную структурой познаваемой реальности;

    структуру соотношения объективного и субъективного в мысленных отражениях действительности (истина, заблуждение);

    характер мысленных отражений с точки зрения их детерминации, проверяемости и ценностной определенности.

При всей остроте познавательных проблем, при всей их пестроте, обусловленной разными (порой полярными) школами в гносеологии, все же можно выделить некоторые узловые, которые обозначаются как основные проблемы теории познания.

Первая проблема - выяснение природы самого познания, выявление основ и условий познавательного процесса. Переводя эту проблему для понимания в более упрощенное русло, можно поставить вопрос: а почему, собственно, ум человека ищет объяснений происходящего? Безусловно, ответов может более чем достаточно: по причине практической, в силу потребностей и интересов и т. д.

Но не менее важна и вторая часть проблемы - выяснение условий познавательного процесса. К условиям, при которых возникает познавательный феномен, относятся: 1) природа (весь мир в его бесконечном многообразии свойств и качеств); 2) человек (мозг человека как продукт той же природы); 3) форма отражения природы в познавательной деятельности (мысли, чувства). Если все три компонента в наличии и во взаимосвязи, феномен познания возникает. В противном случае говорить о познании проблематично.

Необходимо определиться также и с понятием "отражение", которое лежит в основе осмысления процесса познания. Упрощенное понимание этого термина приводит к вульгаризации диалектики познания. Под отражением понимается процесс взаимодействия, при котором одни материальные тела, процессы, явления своими свойствами и структурой воспроизводят свойства и структуру других материальных тел, процессов, явлений, сохраняя при этом след взаимодействия. Осмысливая понятие отражения, необходимо обратить внимание на следующие положения.

    При отражении в живых системах (а человек относится к таковым) нет жесткой связи при воспроизведении (фотографического эффекта).

    Формы отражаемого и отражающего настолько разнятся, что по этой причине и возникает вопрос о степени соответствия, который в свою очередь выливается в учение об истине.

Вторая проблема гносеологии - определение конечного источника знаний, характеристика объектов познания . Эта проблема распадается на ряд вопросов: Откуда черпает познание свой исходный материал? Что такое объект познания? Какие бывают объекты познания? Говоря об источнике познания, мы можем с достаточным основанием утверждать, что внешний мир доставляет в конечном счете исходную информацию для обработки. Под объектом познания обычно в широком смысле понимается то, на что направлено познание - материальный мир (природный и социальный), окружающий человека и включенный в сферу деятельности людей и их отношений.

В большом массиве объектов познания можно выделить первичные, вторичные и третичные.

Первичным объектом познания (а соответственно и конечным источником знаний) всегда выступает определенная часть, фрагмент материального мира. Однако поскольку в процессе отражения первичных объектов формируется сознание, возникают его образы, постольку возникают вторичные объекты познания (и соответственно вторичный источник знаний). Таковыми и выступают сознание и его образы, а шире – все духовные процессы, духовный мир людей. Наконец, можно говорить и о третичных объектах познания – объектах, которые специально создает и изучает человек в процессе научно-теоретической деятельности. К таковым следует отнести понятия "точка", "идеальный газ", "плоскость" и т.д.

Общество является особым объектом познания. В силу этого социальное познание, в частности, отличается гораздо меньшей, по сравнению с естествознанием, стандартизацией языка исследования, отсутствием четкой алгоритмизации в исследовательском поведении, наличием достаточной свободы выбора конкретных способов или средств решения познавательных проблем. В социальном познании в большей мере, чем в естественнонаучном познании, проявляется личность исследователя с его жизненным опытом, с особенностями его видения явлений и их оценки, его мышления и воображения. Одна из особенностей социального познания заключается в том, что здесь имеет место взаимодействие собственно научного исследования с обыденным сознанием ("здравым смыслом"), с различными вненаучными формами "практического" ценностного сознания и познания. Все это говорит о том, что общество является особым объектом познания.

К третьей проблеме теории познания можно отнести проблему субъекта познания. Что такое субъект познания? Какую роль играет субъект в процессе взаимодействия с объектом? Вот круг вопросов, как бы обозначающих суть этой проблемы.

Субъект познания - это личность, социальная группа, общество в целом. В процессе познания происходит объективизация субъекта - т.е. гносеологические действия субъекта, направленные на получение знаний, адекватно воспроизводящих объективную реальность и выражающихся прежде всего в языке. Субъект вносит свои коррективы в познавательный процесс, как минимум, по двум направлениям:

    по линии индивидуальной субъективности (когда мы приписываем объектам познания свойства и качества в соответствии со своими потребностями и интересами);

    по линии "коллективной" субъективности (субъект всегда реализует свой познавательный интерес в определенных социальных условиях и несет на себе их печать).

Абстрагироваться от этих влияний при выделении объекта познания невозможно.

Следует сформулировать ряд положений, касающихся особенностей субъектно-объектных отношений.

    Основа отношений "субъект-объект" - практическая деятельность. В ходе ее развития осуществляется становление познавательного (гносеологического) отношения.

    Субъект деятельности превращается в субъект познания, объект деятельности - в объект познания. Законом развития субъектно-объектных отношений служит процесс дифференциации познания, выделение его различных областей.

    Специфика познания зависит прежде всего от объекта, которым являются природа и общество.

    Общество является особым объектом познания, т.к. исторический процесс - деятельность преследующих свои цели людей. Познание в таком случае выступает как самопознание.

    Важной особенностью субъектно-объектных отношений является их социально-исторический характер.

Формулировка четвертой проблемы теории познания может звучать так: каковы содержание, формы, закономерности процесса познания? Как идет развитие знания? На сегодня наука выделяет чувственное и рациональное познание, видит познавательные возможности интуиции. Есть ли закономерности данного процесса? Если да, то каковы они? Каковы противоречия процесса познания, как они решаются?

Пятая проблема связана с оценкой результатов познания. Что есть истина? Как соотносятся истина и заблуждение? Как добывается истина и каковы ее критерии?

Говоря об основных проблемах классической теории познания, нельзя не упомянуть и о принципах, на которых она базируется, в их числе:

    принцип познаваемости мира;

    принцип определяющей роли практики;

    принцип отражения, который включает в себя следующие идеи: всеобщности отражения; отражаемое первично, отражающее вторично; отражение - это диалектический процесс; познание - высшая форма отражения; образы отражения субъективны по форме, объективны по содержанию; исходный и конечный пункт познания - практика.

Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о том, что «человек может стать самим собой... через свою практическую деятельность, общение».


Человек... осознаёт себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдаёт себе отчёт в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознаёт предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития - и свои мысли о предметах и действиях. Он осознаёт себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру...

Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остаётся вполне таки же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии... Рефлексия - размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного...

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными - от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т. п. Познавая себя, он никогда не остаётся таким же, каким был прежде...

Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

(А.Г. СпаркинД. Сорос )

Пояснение.

Могут быть приведены следующие примеры:

1) предприниматель основал фонд помощи больным детям и реализует свою потребность в гражданской активности, проявлении милосердия;

2) общение с психологом помогло человеку преодолеть тяжёлые жизненные обстоятельства;

3) после производственной практики студент понял, что правильно выбрал профессию.

Могут быть приведены другие примеры



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!