Как научиться чревовещанию в домашних условиях. О.Ю.Ермолаев-Томин — Учимся возвращать дыхание носом во время речи

Чревовещание – это искусство делать неодушевленные предметы как будто бы живыми. В данной статье вы найдете советы и указания, как стать хорошим чревовещателем.

Шаги

    Научитесь говорить, не двигая губами. Приложите палец ко рту, как будто хотите призвать кого-то к тишине. Это поможет вам предотвратить движение губ. Далее проговорите алфавит. Вы заметите, что такие буквы, как "б", "ф", "м", "п", "ю", "в" и "у" заставляют губы шевелиться. Чтобы предотвратить это шевеление, вы должны найти замены. Например, "б" как "д" или "г", "ф" произносите как "с", "м" как "н", "но" или "нё", "п" как "кл" или "т", "у" как "оу", "в" как "з", а "ю" как "йу". Вам может показаться, что новые слова с заменой звучат смешно, однако если научитесь произносить слова, делая ударение на слог без этой буквы, слово будет звучать естественно.

    Измените голос. Убедительный "внутренний" голос должен звучать отлично от вашего. Послушайте свой голос. Вы говорите громко или мягко? Быстро или медленно? У вас низкий или высокий голос? Старайтесь, чтобы голос вашего партнера отличался от вашего в большинстве пунктов. Чтобы изменить голос, вам нужно задействовать иные функции тела. Например, если во время речи вы ущипнете свой нос, вам голос изменится.

    • Один из отличных способов изменить голос – выдыхать воздух носом, а не ртом во время речи.
    • Еще один способ – стараться, чтобы звук шел глубоко из горла или из диафрагмы. Для этого притворитесь, что хотите закашлять или что поднимаете что-то тяжелое. Вы заметите, что мускулы вокруг вашего живота напряглись. Теперь, попробуйте заговорить, задействовав эти мышцы. В результате получится глубокий, резкий голос, который также можно усовершенствовать, в зависимости от типа личности выбранного вами персонажа.
    • Выбирайте свой "внутренний" голос очень внимательно, чтобы он подходил к типу личности вашего партнера. Если он(а) остроумный(ая), сделайте голос быстрым, без заиканий. Если же персонаж глупый и медлительный, пусть говорит низким, медленным голосом. Голос поможет лучше охарактеризовать героя и вдохнуть в него жизнь.
  1. Вдохните жизнь в нового друга. Определитесь, какого партнера вы хотите. Его личность должна обязательно отличаться от вашей, чтобы создать иллюзия, что вы не один и тот же человек. Если вы добрый, ответственный человек, сделайте своего партнера озорным балагуром. Просто выберите что-нибудь, на чем можно сделать контраст.

    Придумайте куклу, подходящую под характер. Например, если вы придумали молодого и энергичного персонажа-мальчика, не выбирайте куклу в виде старого деда или девушки. Убедитесь, что вы выбрали правильного партнера.

    Убедите себя, что ваш партнер живой. Как только вы сможете убедить себя, вам будет проще убедить аудиторию. Постарайтесь убедиться, что с того момента, как вы достанете его/ее (из коробки, кровати и т.п.) и возьмете контроль, кукла станет оживать. Пусть рассказывает истории о том, как у нее дела, о своих мыслях, походах в школу и т.п. Не смотря на то, что технически, это всё придумываете вы, так вам будет проще поверить, что в вашем партнере есть жизнь.

    Тщательно одушевляйте партнера. Существует множество систем управления куклами, но лучший вариант для новичков (и даже для профессионалов) – управление с движением головы. Будьте внимательны при покупке куклы, чтобы не купить вариант с ниткой на шее для управления ртом. Купите ту, где вы должны просовывать руку в спину, хвататься за палочку, прикрепленную к голове и дергать за рычажок, чтобы управлять ртом. Это ключ к оживлению персонажа. Когда ваш партнер будет говорить, убедитесь, что его/ее рот двигается при каждом произносимом слоге. Так же заставляйте партнера двигаться во время речи. Так аудитория поверит, что он-она настоящий(ая). Однако не забывайте следить за количеством движений. Если ваш персонаж молод и энергичен, двигайте его головой быстро и трясите, во время речи. Но если это престарелый человек или сонный ребенок, голова должна двигаться медленно и не часто. Убедитесь, что голова не дергается слишком часто во время речи, иначе это будет отвлекать аудиторию от сути разговора. Понаблюдайте за настоящими людьми, чтобы передать похожую мимику персонажу.

  2. Получайте удовольствие. Для чревовещателя большое значение играет увлеченность, или даже страсть, к своему занятию. Вы всегда должны оттачивать мастерство. Ежедневная практика в итоге сделает вас превосходным чревовещателем. Кроме того, вам не обязательно во время тренировки только сидеть и разговаривать с партнером. Играйте в игры, смотрите фильмы, приносите куклу на семейные посиделки и встречи с другими людьми. Увлекаетесь ли вы чревовещанием для себя или ради карьеры, всегда получайте удовольствие. Иллюзия воссоздания жизни не приходит легко, однако вы должны поверить в своего партнера, чтобы оживить его/ее.

    • В каждом из нас есть крупица маленького ребенка. Аудитория хочет поверить, что ваш партнер реален, так что не совершайте проделок или действий (например, не крутите голову на 360 градусов), которые могут напомнить зрителям, что персонаж не реален.
    • Смотрите на себя и вашего партнера в зеркало во время тренировки, чтобы отметить, что вы делаете правильно, а что нет. Также попросите друзей или членов семьи понаблюдать за вами и высказать свое мнение.
    • Постарайтесь говорить с куклой, как с реальным человеком в рамках его характерных особенностей. Например, если кукла смешная, представьте, что разговариваете с другом-весельчаком.
    • Старайтесь двигать всем телом партнера, а не только головой. Например, заставьте его ерзать у вас на коленях или на стуле. Если он/она не будет двигаться, это будет выглядеть нереалистично для зрителей.
    • Если вы новичок в этом деле, много тренируйтесь. Спустя годы вы сможете овладеть этим мастерством в совершенстве.
    • Помните, большинство зрителей оценивает ваше выступление, а не то, какая клевая у вас кукла.
    • Посмотрите выступления известных чревовещателей, например, Джеффа Дюнхема (Jeff Dunham), понаблюдайте за их действиями.
    • НИКОГДА не корите себя. У вас все получится!
    • Чтобы не двигать губами, сожмите зубы, просунув между ними язык.
    • Старайтесь наносить бальзам для губ перед выступлением. В случае, если вам понадобиться приоткрыть рот, он легко откроется.
    • При прикосновении к губам, старайтесь удерживать средний и указательный палец у уголков рта.

    Предупреждения

    • Не покупайте куклу со множеством функций лишь ради этих функций. Вполне вероятно, что вы не будете их часто использовать. Кроме того, это довольно дорого, а также у вас могут возникнуть проблемы с управлением. Помните, лучшие чревовещатели, как как Эдгар Берген (Edgar Bergen) и его партнер Чарли МакКарти (Charlie McCarthy) использовали совершенно простых кукол.
    • Не используйте куклу, чтобы оскорблять кого-либо. Это не только грубо, но и очевидно, что это ваши слова.
    • Если у куклы много функций, убедитесь, что вы используете их лишь в случае необходимости. Некоторые чревовещатели двигали глазами, бровями и даже ушами своих кукол во время речи. Это очень отвлекает и смущает аудиторию.

    Что вам понадобится

    • Вам понадобится кукла с двигающимся ртом и головой. Если вам необходимо потренироваться перед покупкой, возьмите куклу, одеваемую на руку или нечто похожее, сделанное в домашних условиях. Очень известный чревовещатель (Shari Lewis) использовал в качестве партнера куклу, подобную той, что надевают на руку, и выступал на радио, телевидении, во множестве театров и клубов.
    • Вам понадобиться много упорства, страсти и оптимизма, чтобы создать иллюзию жизни.
  • Голосообразующие аппараты
    • Каталог аппаратов
    • ХРОНОС
    • Hronos Electrolarynx
    • Servox Eco
    • Servox Digital
    • TruTone
    • TruTone Plus
    • Romet R 310
    • Как разговаривать с аппаратом
    • Отзывы пациентов
    • Вопрос специалисту
    • Денежная компенсация
  • Аксессуары
    • Каталог Servona
    • Нашейные фартуки Servox
    • Нашейные фартуки Trachea Норм
    • Нашейные фартуки Romet
    • Накладка Tracheofix
    • Накладка Romet
    • Накладка Tracheofix Plus
    • Салфетка Trachi-Wipe для ухода за трахеостомой
    • Накожный коннектор Servox
    • Коннектор-пластырь Provox
    • Компресс для трахеостомы
      • Компрессы Tracheokompresse AL
      • Компресс (повязка) Metalline (Металлинэ)
    • Защита для принятия душа
    • Аккумулятор Servox, запчасти
    • Держатель TruTone handsfree
    • Искусственный нoc
      • Искусственный нос
      • Servox TNF искусственный нос
      • Servox TNP искусственный нос
      • Кассета Servox HME Modul
      • Модуль (HME) Provox (арт. 7290; 7291)
      • Tracheolife искусственный нос
      • Thermovent T PORTEX искусственный нос
    • Прибор для обоняния
    • Ёршики для чистки канюлей
    • Шейные ленты
    • Трахеостомические трубки
      • Трахеостомические трубки
      • Portex Blue Line
      • Portex Blue Line C без манжеты
      • Сменная канюля для трубки Portex
      • Трахеостомические трубки Sumi
      • Фенестированные трубки Portex
      • Линейка для подбора трубки
    • Распорка для стомы
    • Голосовой клапан
    • Аспирационный катетер Sumi
    • Маски для ингаляции
    • Хирургический отсасыватель
      • Отсасыватель медицинский
      • Отсасыватели Armed 7E
      • Отсасыватель Armed 7D
    • Трахеостома? Жизнь продолжается
  • Восстановление голоса
    • Голосовая реабилитация
    • Голосообразование
    • Принцип работы гол.об. аппарата
    • Протезы гортани
    • Provox
    • Пищеводная речь (псевдоголос)
  • Ларингэктомия
    • Анатомия гортани
    • Рак гортани
    • Лечение рака гортани
    • Ларингэктомия
    • Трахеостома
    • Трахеостома и дети
    • Уход за канюлей
    • Уход за трахеостомой
    • Санация дыхательных путей
    • Приспособления для трахеостомы
    • Коротки канюли (кольцо, клапан, воронка)
    • Искусственное дыхание через трахеостому
    • Реабилитация чувств
  • Как купить

Гортань имеет высокие компенсаторные возможности.

Формирование пищеводного голоса представляет собой комплекс процессов по созданию нового компенсаторного фонационного органа и изменения условно- рефлекторных связей в ЦНС, которые существовали до операции ларингэктомии. Пищеводная речь является альтернативой нормальной речи и позволяет вернуть онкологических больных после полной экстирпации гортани к нормальной жизни.Успешность реабилитационного обучения зависит от обширности произведенной операции ларингэктомии (без затрагивания сфинктера пищевода и нервов, иннервирующих моторную верхнюю часть пищевода). Желание пациента восстановить утраченную речь является дополнительным положительным фактором.

Таким образом, реабилитационная программа ларингэтомированных пациентов сводится к нескольким составляющим:

1. Логовосстановительные занятия

2. Психотерапия. Зависит от состояния больного и заключается в создании положительного психологического настроя.

3. С близким окружением больного также проводятся психологические тренинги, направленные на выработку у них правильного отношения к заболеванию, к необходимости максимальной реабилитации, включая восстановление речи и возвращение в социум.

Создание искусственного фонационного органа заключается в формировании в пищеводе пациента нового физиологического образования — псевдоголосовая щель. Чтобы производить звуки с помощью пищевода, необходимо, чтобы стенки пищевода могли смыкаться и размыкаться. Кроме того для произнесения речи нужно научиться задерживать в пищеводе большое количество воздуха.

После операции ларингэктомии всем больным предлагают пройти курсы логопедических занятий, где можно научиться данным навыкам и получить возможность управлять новым голосовым аппаратом.

имитация рвотного движения с открытым ртом, в положении лёжа, несколько раз подряд.

из положения стоя наклониться вперед, руки свободно опустить и пытаться произнести звук «Ы»; при этом язык должен быть зажат между зубами, мышцы живота напряжены, диафрагма приподнята.

Первыми словами, которые больной сможет произнести, будут те, которые начинаются на согласные «Т», "П" или «К». Занятия длятся не больше 5 минут.

Вентрология, чревовещание не имеет отношения к пищеводной речи. Это умение разговаривать, не шевеля губами, основанное на высоком владении голосовыми связками и дыханием. Губы чревовещателя во время разговора не шевелятся, и, хотя он использует обычные органы речи, кажется, что звук идет из живота.

Предлагаем Вашему вниманию п особие для людей, живущих с постоянной или временной трахеостомой «Трахеостома? Жизнь продолжается!»

Купите любой товар из каталога нашего интернет-магазина и получите бесплатно печатное издание книги «Трахеостома? Жизнь продолжается!»

Как научиться чревовещанию в домашних условиях

Это удивительное искусство — говорить не раскрывая рта — родилось в Древней Иудее. И хотя с тех пор минуло три тысячи лет, чревовещание (или вентрология) поражает нас не меньше, чем древних иудеев и египтян.

Однажды в одном берлинском ресторане разыгралась любопытнейшая сцена. Посетителей было мало. В глубине зала за столиком сидел человек средних лет, а у его ног лежала собака, не сводившая с хозяина глаз. Тот отправлял в рот кусок за куском. И вдруг собака ясно и громко спросила: «Что же ты ничего мне не даешь? Я ведь тоже проголодалась». «Можешь и подождать. Марш под стол!» - строго ответил хозяин.

Собака повиновалась, но из-под стола продолжала высказывать свое неудовольствие: «Ты мне всегда говоришь подожди, а потом бросишь голую кость, и все. Пользуешься тем, что я собака. Это просто бессовестно с твоей стороны», Сидевший невдалеке англичанин застыл от удивления. Еще бы! Собака говорила человеческим голосом! Англичанин попросил продать ему говорящую собаку. Хозяин запросил огромные деньги но англичанина это не смутило. Собака, почуяв неладное, стала визжать. А когда англичанин надел на нее ошейник и собрался увести, отчетливо произнесла: ‘ «Ну, раз так, то с этой минуты я не скажу больше ни слова!». И только потом тайна раскрылась: собака была самой обыкновенной, а говорил за нее хозяин, известный немецкий артист-вентролог Шрейбер.

Латино-греческое название «вентрология» произошло от слов «вентер» - живот и «логос» - слово. Но говорить животом на самом деле невозможно. Вентрологи, как и все люди, пользуются голосовыми связками.

Англичанин Стивен, удивлявший своими выступлениями людей около двухсот лет назад, считается первым профессиональным вентрологом. Сначала Стивен? был. драматическим актером, но заметного, успеха на этом поприще добиться не смог. Слава пришла к нему, когда он стал чревовещателем. «Диалог с головами» - так назывался его номер.

На сцене устанавливались бюсты из папье-маше. Нижняя челюсть у всех была подвижной. Каждый бюст изображал человека, принадлежавшего к какому-нибудь сословию. Были тут придворные врачи, адвокаты, лавочники, крестьяне, рыбаки. Артист прогуливался между бюстами и разговаривал с ними. Бюсты тоже не молчали (за них, понятно, говорил Стивен): бросали реплики, спорили с артистом и друг с другом.

Выдающимся вентрологом был и французский артист Александр Ваттемар. Он приехал в Петербург в 1832 году, затем побывал в Москве и снискал своими необычайно яркими выступлениями широкую известность. Знаменитый знаток старины Михаил Пыляев писал о Ваттемаре: «Много чудесного в народе рассказывали про одного наезжавшего в Петербург иностранца — чревовещателя. Говорили, что раз он довел будочника, стоявшего на часах, до того, что тот стал ломать будку алебардой, полагая, что в углу скрывается нечистый. В другой раз довел бабу, несшую в охапке дрова, до полного отчаяния, разговаривая с ней из каждого полена».

Наверное, не было на свете вентролога, которому не задавали бы вопрос: можно ли любому человеку научиться вентрологии или для этого требуются какие-то особенные качества? Раньше считалось (да и теперь кое-кто считает), что вентрологом может стать всякий человек. Было бы желание. Но опыт свидетельствует об обратном. Для того, чтобы говорить не шевеля губами, надо, по меньшей мере, иметь особое строение голосового аппарата. Это — дар Божий. Подтверждением может служить тот факт, что в семьях профессиональных вентрологов дети далеко не всегда оказываются способными к чревовещанию.

По мнению врачей, гортань, голосовые связки одаренного вентролога имеют в своем устройстве какие-то отклонения от нормы, увы, не заметные человеческому глазу. Этого, однако, мало. Чревовещатель должен уметь правильно, экономно расходовать при разговоре набранный в легкие воздух. Дыхание для чревовещателя — настоящее искусство. И научиться ему тоже может не всякий человек.

У обыкновенных людей слова произносятся при участии языка и губ. Вентрологу пользоваться губами нельзя. Он может применить лишь так называемую «внутреннюю дикцию». Она формируется посредством усиленной работы гортани, мягкого неба, языка. И при этом настоящий чревовещатель должен владеть самыми разными голосами: ребенка, старика, мужчины, женщины, найти свой голос для того или иного «говорящего» предмета. Вентролог говорит не шевеля губами. Но это совсем не значит, что лицо его должно быть лишено мимики, выражения. Если лицо актера — застывшая маска, это не чревовещатель.

И еще одно, может быть, самое загадочное качество: способность придавать голосу, как говорят вентрологи, полётность. Опытный вентролог может заставить звук лететь в любом направлении, так, чтобы «заговорили» книжный шкаф, стол, стулья. И зрителям должно казаться, что звук исходит именно из этого предмета.

Смущаясь, Маккабей обращался к зрителям с просьбой не мешать ему, пока он будет разговаривать со своим приятелем Джоном, якобы сидящим на пятом ярусе. Глядя вверх, артист спрашивал: «Джон, ты там?». Не услышав ответа, спрашивал снова: «Джон, ты где?». И тут из партера кто-то выкрикивал густым басом: «Наверху никого нет!». Это, конечно, произносил сам вентролог, но звук слышался из партера.

Маккабей опять просил публику не мешать ему. Тогда из ближнего ряда слышался сердитый женский голос: «Да нас просто дурачат!». И в этот момент со всех концов зала раздавались возгласы возмущенных «зрителей», почем зря ругавших артиста. Понятно, что и эти возгласы тоже произносил разными голосами Маккабей, не раскрывая рта. Он вконец «смущался» и покидал сцену под гром аплодисментов.

Первым русским профессиональным вентрологом был Григорий Михайлович Донской. Он родился в 1865 году, рос в нищете, без отца. Как и многие цирковые артисты того времени, убежал из дома, пристал к балагану и прошел все ступени нелегкого пути к мастерству. Увидев, еще мальчишкой, выступление заезжего вентролога, он решил во что бы то ни стало научиться чревовещанию. Но учиться было не у кого. До всего приходилось доходить самому. В конце концов Донской стал замечательным чревовещателем.

Григорий Михайлович обычно работал с двумя куклами: Джоном - комиком в рыжем парике и Паулиной — дамой в буклях, вечернем платье и в длинных перчатках. Куклы затевали спор, высмеивали друг друга. Донской вмешивался в перепалку.

Потом Донскому пришла мысль ввести в номер живую «говорящую» собаку. Он усаживал ее за стол и вел с ней разговор на пяти иностранных языках! Иллюзия, что собака говорит, раскрывая пасть, была полная. Со своей «чудо-собакой» Донской объехал чуть ли не всю Европу.

Григорий Михайлович прожил долгую жизнь. Умер он в 1956 году в возрасте 90 лет. Конечно, он мечтал, чтобы кто-то из его детей тоже стал артистом-вентрологом. Этот дар проявился лишь у одной из его дочерей — Марии. Она стала замечательной чревовещательницей. А ведь раньше вентрология считалась только уделом мужчин.

Многие видели выступления Марии Донской с ее любимым «партнером» - куклой Андрюшей, бойким и озорным «мальчиком». Талантливым вентрологом оказалась также дочь Марии Григорьевны - Евгения. Нередко они выступали дуэтом. И всегда с неизменным успехом.

Учимся возвращать дыхание носом во время речи

Ниже представлено несколько очень простых , позволяющих в очень короткие сроки овладеть носовым дыханием во время речи. Дышите так как Вы дышите обычно до начала выполнения упражнения, а затем строго следуйте инструкциям.

Упражнение 1

Проговаривайте вслух любое стихотворение или читайте любой текст — лучше короткими фразами. Например говорим обычным голосом:

Пауза. Рот закрывается, челюсти не сильно, но смыкаются. При этом двумя руками Вы держите свои губы, так, чтобы они не разомкнулись. Т.е. мешаете губам разойтись. Хотите Вы того или нет – Вам придется вдохнуть носом. После возврата дыхания носом – отпускаем губы и говорим далее:

Когда не в шутку занемог

Пауза. Рот закрывается, челюсти не сильно, но смыкаются. При этом опять двумя руками Вы держите свои губы, так, чтобы они не разомкнулись.

После возврата дыхания носом – отпускаем губы и говорим далее:

Он уважать себя заставил

Пауза. Рот закрывается, челюсти не сильно, но смыкаются. При этом опять двумя руками Вы держите свои губы, так, чтобы они не разомкнулись. После возврата дыхания носом – отпускаем губы и говорим далее…..

Вначале упражнение не должно занимать более 3-5 минут. Желательно выполнять это упражнение 5 – 6 раз в день. Если после проговаривания одной строчки стихотворения у Вас остается много воздуха – то говорите две строчки подряд. Если опять остается много воздуха – говорите подряд три строчки. Но ни в коем случае не старайтесь устанавливать рекорды проговаривания как можно большего числа строк на одном дыхании. Для этого есть далее специальные упражнения на специальных текстах. Здесь же Ваша задача – научиться возвращать дыхание носом во время речи.

Конечно держать губы руками не эстетично. Поэтому это упражнение следует выполнять дома или там где Вас никто не видит. Однако цель упражнения не в том, чтобы приучить Вас держать губы руками, а в том, чтобы у Вас сложилась модель (паттерн) того, как Вы возвращаете дыхание носом во время разговора. Именно эта поведенческая модель должна закрепиться.

Можно модифицировать упражнение так, что губы не держатся руками, а сильно поджимаются в щель слегка приоткрытых зубов. Эту модификацию упражнения можно применять и на людях. И говорить им о пользе возврата дыхания носом.

Упражнение 2

Это упражнение называется «чревовещание». Это очень важное, хорошее, нужное и полезное во всех отношениях упражнение. Автор этого упражнения Анатолий Иванович Попов. Позиция «чревовещания» в дальнейшем используется очень часто в разных упражнениях, в том числе и в пении.

Суть упражнения в том, что любой текст или стихотворение произносится с закрытым ртом. При этом зубы слегка прижаты друг к другу, а губы раскрываются и двигаются так, как они привыкли двигаться при произнесении той или иной буквы. Например: буквы «О» и «У» — губы бубликом сводятся к центру рта, а при произнесении буквы «И» — губы растягиваются в улыбку.

Запомните – и это один из основных принципов системы правильного дыхания – никогда дыхание не должно тратиться до конца. Иными словами – в легких всегда должен оставаться запас воздуха – примерно 1/3 от того, что было в начале речи или пения.

В этом упражнении не нужно следить за губами – они сами будут делать свое дело. Самое важно здесь – внимательно следить только за тем, чтобы челюсти оставались сомкнутыми все время. В таком случае – хотите Вы того или нет – вы вынуждены будете возвращать дыхание носом.

Встаньте так, чтобы спина была прямая. Не сильно распрямите плечи. Не сильно сожмите челюсти. Вдохните носом. Не разжимая челюстей говорите:

Мой дядя самых честных правил

Когда не в шутку занемог

Он уважать себя заставил

Правда у меня была одна ученица у которой были зубы – мягко говоря не очень красивой формы и она ухитрялась со сжатыми челюстями возвращать дыхание ртом прежде всего за счет дыр между зубами. Но этот случай очень и очень редкий. В таком случае надо включать интенсивное внимание или пользоваться упражнением номер 1.

Это упражнение лучше всего выполнять – 5-7 минут

по 5-6 раз в день. Можно чередовать первое и второе упражнения. В этом случае перерыв между упражнениями – полчаса – час.

Подчеркнем, что вначале это упражнение дается достаточно трудно, поскольку оно уж очень непривычно прежде всего по технике выполнения, да и звучание кажется несколько иным. Но на самом деле это легкое упражнение – как только преодолеется первоначальное ощущение неудобства, все дальнейшее пойдет на автомате. Более того, я рекомендую начать читателям начать говорить со своими близкими именно на чревовещании. Представьте себе диктора телевидения – который произнося текст ни разу не откроет рот. Все просто умрут от изумления. А зря. Я сейчас немножко забегу вперед и скажу, что позиция «чревовещания» это и есть основная позиция системы Анатолия Ивановича Попова – «физвокализ». Именно на этой позиции пел великий певец Георг Отс.

Упражнение 3

Это упражнение Ольги Георгиевны Лобановой. Мы дадим это упражнение еще раз ниже несколько в другой модификации. А пока модификация № 1 упражнения Лобановой.

Обычным образом, как Вы делаете это всегда читайте любой текст или стихотворение. Как только Вас потянет на вдох — после двух – трех строчек стихотворения, максимально откройте рот, но не в ширину (по горизонтали), а по вертикали, за счет интенсивного отвода нижней челюсти вниз и назад к шее. При этом язык постарайтесь поставить в такую позицию, как будто бы Вы зеваете. В такой позиции неба и гортани очень широко открываются носовые проходы и возврат дыхания естественно, легко и очень быстро осуществляется носом. Такой прием возврата дыхания используют большинство певцов.

Упражнение вначале кажется очень трудным. Поэтому делать его подряд более 3-4х раз не рекомендуется. Упражнение делать 2-4 раза в день. При выполнении всех упражнений всегда соблюдайте «золотое» правило йогов – последовательность и постепенность.

Подчеркнем, что максимальная эффективность от всех трех вышеприведенных упражнений будет только тогда, когда Вы ни на секунду в течении всех тех часов, когда Вы бодрствуете – будете помнить о том, что дыхание следует возвращать только через нос. В таком случае Вам будет достаточно двух – четырех дней, чтобы был выработан устойчивый навык правильного, профилактического дыхания. Подчеркнем, что такой способ дыхания можно и нужно рассматривать как медитацию. Именно с помощью подобной медитации на процессе правильного дыхания Будда достиг просветления под деревом Бодхи.

Итак – напомним еще раз. Цель всех трех упражнений одна – выработать устойчивый, сохраняющийся навсегда навык возврата дыхания носом во время разговора.

И на этом большинству читателей можно книжку закрыть. Почему? Во-первых – культура дыхания в общении обеспечена. Во-вторых – сделан первый и очень важный шаг на пути выработки основного навыка профилактического дыхания, а также оздоровления организма. УРА!

Успехов!

Источник : О.Ю.Ермолаев-Томин — Профилактическое исцеляющее дыхание

Чревовещание – это удивительная способность говорить с зажатыми губами. Оно родилось в Иудее. И несмотря на то, что с того времени прошли тысячелетия, чревовещание современного человека поражает не меньше, чем иудеев.

«Говорящая собака»

В одном из немецких ресторанов была разыграна любопытная картина. Посетителей было довольно много. В зале за столом сидел человек среднего возраста, а у его ног лежала собака, которая не сводила глаз с хозяина. Тот отправлял в свой рот один кусок за другим. И вдруг собака громко и отчетливо произнесла: «Что же ты не даешь мне ничего? Вообще-то я тоже голодна». Хозяин сказал ей подождать и отправил пса под стол.

Собака покорно выполнила команду. Однако из-под стола продолжала говорить о своем недовольстве: «Ты всегда меня просишь ждать, а потом делишься только голой костью. Ты просто бессовестный хозяин». Один посетитель просто застыл от удивления. Тогда он попросил хозяина продать ему свою говорящую собаку. Тогда владелец животного потребовал огромные деньги, но посетителя это не спугнуло. А когда ее новый хозяин надел на нее ошейник, она недовольно сказала «Я больше не вымолвлю ни слова». И только потом раскрылась тайна: собака была обычной, это говорил ее хозяин – чревовещатель Шрейбер.

Обучение чревовещанию

Скорее всего, на свете не было ни одного чревовещателя, у которого бы не спросили: любой ли человек может научиться этому умению? Многим интересно, нужны для этого какие особые качества?

Ранее было актуальным мнение, что чревовещателем может стать любой желающий человек. Для этого просто нужно упорно трудиться и пройти соответствующее обучение. В действительности чревовещание – это способность, которую далеко не все могут освоить в полной мере. Чтобы говорить, не разжимая рта, нужно, по крайней мере, обладать особым строением голосового аппарата. Это настоящий Божий дар. В качестве подтверждения этим словам служит факт, что у профессиональных чревовещателей не все дети имеют способности к данному искусству.

Врачи полагают, что голосовые связки и гортань одаренного чревовещателя имеют в своей организации некие отклонения от нормы, которые невозможно увидеть человеку. Этого все равно мало. Чревовещателю необходимо уметь экономно и правильно расходовать воздух, набранный в легкие при разговоре. Для чревовещателя дыхание должно быть настоящим искусством. Ему научиться также могут не все люди.

Слова у обычных людей произносятся с участием губ и языка. Вентрологи не могут использовать губы. Они могут только пользоваться внутренней дикцией. Она формируется благодаря усиленной работе гортани, языка и мягкого неба. Настоящий чревовещатель при этом должен уметь извлекать разные голоса, к примеру, старика, ребенка, мужчины, женщины, найти голоса для всех якобы говорящих предметов. Вентрологи говорят, не разжимая рта. Однако этот вовсе не означает, что их лица должны быть лишены выражения. Если лицо на вид как маска, то это уже не чревовещатель.


Чревовещание или вентрология – это настоящее искусство иллюзии. Чревовещанию как таковое обучить нельзя. Эту способность могут развить только люди, кому от природы дано особое строение горла.

Чревовещание известно с давних времен. Обладателей удивительной способности называют чревовещателями или вентрологами. В 18 веке чревовещание приписывали проискам нечистой силы. Считалось, что в животе человека жили демоны и черти. Что уж говорить о более ранних временах? Жизнь чревовещателей тогда была не сладкой. Их казнили или ссылали. А вот физиологический механизм чревовещания был раскрыт намного позже.

Чревовещание или вентрология – это настоящее искусство иллюзии. Чревовещанию как таковое обучить нельзя. Эту способность могут развить только люди, кому от природы дано особое строение горла. Однако это не означает, что технику чревовещания освоить нельзя. Это может попробовать каждый. Во многих странах выходят специальные учебные пособия по этой науке.

А в целом, дар чревовещания чрезвычайно редок. Все вентрологи изучают технику чревовещания. Они учатся перестраивать свой речевой аппарат посредством специальной тренировки гортани с голосовыми связками, зева, глотки и полости рта с языком и нёбом. Вентролог — тот же самый артист-иллюзионист. Он создает слуховую иллюзию. Если перед вами окажется профессионал своего дела, то вы не заметите, что он говорит сам. Вам будет казаться, будто его голос идет изнутри или со стороны.

Следует отметить, что одним из требований к артисту-вентрологу является умение придавать звуку полетность. Выступая, чревовещатель должен создать у публики впечатление, что его кукла-партнер говорит сама. При этом чревовещатель должен придать своему голосу стереофоничность. Ведь выступают такие артисты, как это часто бывает, не с одной, а с несколькими куклами. К каждой из них следует подобрать подходящий голос, его тембр, громкость. А менять голоса приходится ни раз.

Выступление чревовещателя обычно длиться не более 5 минут. Больше выдержать им трудно. Напряжение – то на сцене можно сравнить с работой синхронного переводчика! Ведь говорить без умолку, да и еще с закрытым ртом – сложное занятие. Голосовые связки, да и горло в целом, очень напрягаются. Кстати говоря, артисты после концерта полдня разговаривают шепотом.

Примечательно отметить, что чревовещатели не могут произносить многие буквы с закрытым ртом, приходится все время подбирать слова. Вентролог всегда перебрасывается с куклами короткими репликами. Русские чревовещатели, произнося диалог, составляют текст, где слова по большей своей части произносятся без губных согласных б, п, м. Иллюзия становится ярче, что диалог сопровождается мимической игрой чревовещателя. Она помогает скрыть минимально необходимые движения губ. Именно эта артистическая игра делает вентрологию искусством, а не просто иллюзией и трюком.

Видео на английском языке, включите субтитры.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!