Как научится делать гроул, петь гроулингом. Самый сложный звук

Можно добиться, куря по несколько пачек в день и запивая большим количеством алкоголя. Мнение не выдерживает никакой критики, если учесть, что любое травмирование связок, как , так и (в том табачный дым и ОРВИ), равнозначно запрету работы с голосом.

Не копируйте своих кумиров. Как нет двух одинаковых , так не будет одинаковых рыков. Попытка подстроиться под кого-то может только навредить, поскольку голосовой аппарат в неестественном для него режиме, испытывает чрезмерные нагрузки. Ищите свой собственный тембр, отличный от всех остальных.

Гроул – это не крик на низких частотах. Пытаясь добиться рычащего звука таким образом, вы только надорвете связки – они не рассчитаны на такую нагрузку, тем более рык зависит не от тех , которые вы напрягаете. Ваша – разработать ложные связки.

Гортань в момент гроула должна работать как при отрыжке. Воспроизведите те же ощущения, как при отрыгивании, запомните их. Затем напрягите мышцы живота, словно поднимаете что-то тяжелое. Не прибегая к помощи основных связок, тихо произнесите звук «и». Держите гортань в том же состоянии, что на предыдущем упражнении, прибавьте к нему положение зевка. С первого раза у вас не получится, поэтому повторяйте, пока не добьетесь результатов. Не увеличивайте громкость. После первой повторите упражнение на гласную «у». Следите, чтобы зев был открыт, диафрагма активно выталкивала воздух из легких, а мышцы живота ее поддерживали. Эта позиция вам должна быть знакома, если вы занимались оперным вокалом: требования к положению голосового аппарата совпадают, поскольку оно является оптимальным и требует от связок наименьшего напряжения.

Видео по теме

Обратите внимание

В первые месяцы занятий возможны болевые ощущения в области гортани. Это связано с неправильным положением голосового аппарата в момент звукоизвлечения. Обратитесь к педагогу по экстремальным видам вокала и спросите его совета по устранению причины. Если вы не исправите дефекты сейчас, впоследствии голос не прослужит вам долго.

Источники:

  • как правильно петь гроулом

Вокальная техника гроулинг (мелодичное произношение рычащих звуков) довольно распространена в современном мире и научиться ей хочет достаточно много музыкантов. Обращаясь за помощью к профессионалам, они и не подозревают, что овладеть данной техникой можно самостоятельно, выполняя некоторые простые задания (тренировки). Практические советы о том, как научиться гроулингу, представлены в данной статье.

Инструкция

Первое, что следует знать при самостоятельном обучении гроулингу – это то, что вы должны иметь абсолютно здоровое . Если вы на момент обучения охрипли или имеете любое другое заболевание гортани, о гроуле следует забыть до полного выздоровления.

Сожмите горло в определенной точке так, чтобы проходящий поток воздуха создавал необходимую вибрацию, а, следовательно, выходил звук.

Направляйте поток воздуха через ложные связки, расположение которых чуть выше основных, извлекая изо рта указанные звуки.

Прижмите сильно язык к небу.

Подбородок опустите вниз. Должно ощущаться напряжение нижней челюсти.

Сделайте губы трубочкой и выдохните. При этом должен получиться своего рода рык.

Произносите по указанной выше схеме – «у».

Сама по себе музыка является неизменным спутником человека вот уже многие тысячелетия. Возраст первых найденных инструментов (флейт из костей животных) - десятки тысяч лет. Вероятно, тяга к мелодии, пробуждающим эмоции звукам и упорядоченному ритму заложена в человеке на генетическом уровне. Впрочем, как и во многих других высокоразвитых животных. Сегодня мы с вами нырнём глубже в океан музыки: узнаем, что такое гроулинг. Кто впервые начал петь в такой манере? Можно ли ей научиться? Чем отличается скриминг и гроулинг? Ответы на эти вопросы также содержатся в этой публикации.

Музыка

В последние десятилетия среди музыкальных направлений появилось огромное количество новых жанров. Не все они стали популярны. Но большинство из них объединяет такая черта, как неформальность. Её можно считать яркой приметой времени. Достаточно сложная для восприятия, но относительно мягкая классическая инструментальная музыка больше не является основой и мейнстримом современной культуры. Теперь метал и их разновидности. В этих направлениях существует довольно много различных стилей вокала. Один из них - гроулинг. Что это такое? Каковы его отличия от иных похожих стилей пения? Можно ли ему научиться?

Определение

Гроул, или гроулинг, - это один из приёмов пения, который осуществляется с «расщеплением» голосовых связок, в результате чего получается своеобразное «рычание». Само собой, используют его лишь в тех стилях музыки, где такой вокальный эффект уместен. К примеру, в грайндкоре, дэткоре, блэк- и дум-метале. И хоть этот способ использования своего голоса известен давно, особую популярность он получил в последние годы. Гроулинг - это техника, к которой ради эксперимента прибегают многие рок- и метал-группы. Правда, не всегда удачно. Проще говоря, это грубое и агрессивное «рычание», которое любят далеко не все поклонники тяжёлых стилей музыки. С тем, что это такое, мы разобрались. Теперь же кратко расскажем историю появления этого вокального приёма.

История

Впервые подобным стилем пения своих поклонников обрадовала группа Hellhammer в 1982 году. Позже нечто подобное можно было встретить в ряде американских коллективов, выступающих в жанре готик-, дум- и дэт-метал. В двух последних всё чаще можно встретить своеобразный коктейль из грубого мужского гроулинга и чистого высокого женского вокала. Такое сочетание наиболее популярно. Хотя гроулинг - это приём, который в наше время можно услышать и в женском исполнении. Правда, довольно редко, в силу особенностей анатомии речевого аппарата. Поэтому женщины чаще используют другой «агрессивный» способ пения под названием «скриминг».

Если говорить о таких разновидностях метала, как блэк- и дэт-метал, то порой встречаются виртуозы, которые используют своеобразное сочетание скриминга и гроулинга. Также этот стиль часто используют как дополнение к иным агрессивным и экстремальным приёмам пения и игры на музыкальных инструментах. Тяжёлый, низкий, рычащий бас, за которым иногда сложно разобрать слова, - именно это и есть гроулинг. Как научиться ему, мы рассмотрим чуть ниже. Но сначала для правильного понимания предмета более подробно разберём технику гроулинга.

Техника

Если говорить о научном определении, то гроулинг можно назвать диафрагмальным басом. Такой вокальный приём в своей основе содержит извлечение звуков на опоре от диафрагмы во время сильного выдоха и дальнейший процесс расщепления голосовых связок. Именно сочетание всего этого и создаёт эффект грубого и страшного рычания. И кстати, довольно часто путают гроулинг и скриминг. Разница между ними, безусловно, есть. Так, скриминг - это очень высокий хрипящий вопль, в технике которого также используется метод расщепления голосовых связок. Но очень часто вокалисты используют его неправильно. В итоге получается обычный высокий визгливый крик. Ну а что такое гроулинг, мы уже знаем.

Безопасность

Также нельзя забывать и о том, что у всех, кто начинает практиковать скриминг, первое время наблюдается боль в горле. И порой очень сильная. Правда, со временем болезненные ощущения проходят. Главное - наладить технику исполнения. Но, если дискомфорт остаётся спустя долгое время, это верный признак того, что вы поёте неправильно. Также нужно следить за дыханием - при неправильной его постановке обязательно будет возникать сильное головокружение в результате А что касается негативного влияния этой вокальной техники на голос в целом, то доказательств этого факта нет, поскольку при правильном скриминге связки практически не участвуют в генерации звука.

Гроулинг: как научиться?

Научиться этому вокальному приёму могут практически все. И для этого вовсе необязательно от природы иметь низкий и грубый голос. Но, само собой, если таковой имеется, то гроулить с его помощью будет гораздо проще. И звук получится более насыщенным и сочным. Также на период занятий нужно исключить из рациона холодное питьё, равно как и слишком горячее.

И важно помнить - несмотря на то что можно отыскать массу роликов и статей с заголовком «Гроулинг для начинающих», действительно хорошую и безопасную для связок технику можно получить лишь на практических занятиях с тем человеком, который уже обладает этим умением. Но всё же мы рассмотрим одну из наиболее популярных методик:

  1. Для начала следует научиться технике обычного вибрирующего вокала. Подойдёт для этого стиль как обычного, так и прогрессивного рока или одной из разновидностей метала. На этом этапе наиболее важно научиться контролировать дыхание, соблюдать баланс между напряжением голосовых связок и диафрагмы. Если пытаться «рычать» именно связками, то ничем хорошим это точно не закончится. Для выталкивания воздуха нужно использовать по большей части диафрагму. А сами связки следует оставлять расслабленными.
  2. Перед тренировкой и после неё желательно пить что-то тёплое. Также делать это можно и между песнями. И лучше избегать алкоголя и молока.
  3. Всегда нужно «разогреваться». Не стоит пытаться гроулить без вокальной и отчасти даже общей разминки. Можно использовать для этой цели артикуляционную гимнастику, дыхательную методику Стрельниковой или упражнения других разработанных для вокалистов систем.
  4. Глубоко вздохните, а затем вытолкните из лёгких часть воздуха, напрягая миндалины и горло. Делать это нужно одновременно, но без сильного напряжения. Следует пытаться издавать гортанный и высокий звук, постепенно снижая тональность, возвращаясь к обычному стилю пения, а затем - наоборот.
  5. Представьте, будто от диафрагмы сквозь грудь и нёбо проходит мощный столб воздуха. При этом гортань нужно держать открытой и расслабленной. Подобная техника значительно улучшит уже наработанные навыки гроулинга и придаст им мелодичности.
  6. Воздух нужно толкать животом. В идеале гроулинг - это когда вся сила пения должна исходить исключительно от диафрагмы. Точно так же происходит и у оперных певцов. В этом помогает прямая спина и расслабленные мышцы вокруг позвоночного столба. Затем глубоко вдохните и мощно выдохните, издавая рычание с открытыми голосовыми связками.

Заключение

И самое главное - не стоит печалиться, если гроулить не получается. Это умение приходит со временем. Необходимо тщательно тренироваться. К тому же каждый певец использует свой стиль. Его нужно просто найти. Хорошим подспорьем будет также прослушивание профессионального гроулинга во время тренировок - так как нашему телу знакома своеобразная эмпатия, то организм будет пытаться принять то же положение, которое свойственно поющему «рядом». Это вместе с прямым сравнением звуков и их перениманием может сильно облегчить задачу. Итак, теперь мы знаем, как научиться этой технике и что для этого нужно. Кроме того, мы ответили на вопрос, чем отличаются друг от друга скрим и гроулинг.

Звуку [р] всегда уделялось особое внимание. Пожалуй, именно с ним возникает больше опасений и проблем.

Чтобы произнести этот звук, мышцы артикуляционного аппарата ребёнка должны обладать определённой силой, и сам малыш должен достаточно ловко владеть и управлять ими. Эти навыки развиваются с возрастом, с опытом, поэтому нормой является не произносить [р] до 5 лет. До этого возраста дети часто пропускают или заменяют непослушный звук на [л], [й], [в].

Родителям стоит забеспокоиться, если малыш уже начал «рычать», но звук звучит непривычно, «не по-русски» (картавость, носовое [р] и др.), или заменяется на неправильные звуки. В этом случае помощь логопеда требуется до достижения ребёнком пятилетия.

Правильное произношение

Можно самостоятельно проверить, правильно ли ваш ребёнок произносит звук [р]. Попросите ребёнка порычать и убедитесь в том, что:

  • рот лишь наполовину открыт;
  • между зубами есть щель;
  • язык распластан «лепёшкой», его кончик поднят к альвеолам (бугоркам за зубами), середина языка приподнята, но между ней и нёбом есть свободное пространство; боковые края прижаты к верхним коренным зубам;
  • голосовые связки участвуют в образовании звука;
  • воздух выбрасывается из легких с силой, заставляя кончик языка вибрировать.

Почему это происходит и как помочь ребёнку

Так как для правильного произношения звука [р] требуется слаженная работа нескольких частей артикуляционного аппарата, в том числе точные движения разных частей языка, то и причин нарушения достаточно много.

Недостаточно длинная «уздечка» — подъязычная связка, мешающая языку подняться вверх. Это нарушение традиционно исправляется подрезанием «уздечки». Оперативного вмешательства можно избежать, занимаясь специальными упражнениями, растягивающими «уздечку» и развивающими мышцы языка.

В дополнение можно делать массаж: ухватив большим и указательным пальцами «уздечку» в самом низу, медленно проводить пальцы к кончику языка, слегка потягивая «уздечку». За один подход упражнение следует повторить несколько раз. Делается оно 4-5 раз в неделю.

Слабые мышцы языка. Этот недостаток легко исправляется с помощью артикуляционной гимнастики.

Недостаточное владение языком , неумение делать целенаправленные движения. Здесь также помогает специальная гимнастика.

Слабые лёгкие , не умеющие выдавливать воздух с достаточной силой. Такому ребёнку можно купить свисток или дудочку. Можно предложить игры, где требуется сильно дуть: например, задувать ватные шарики в ворота.

Нарушения фонематического слуха. Это нарушение достаточно серьёзное и требует кропотливой работы. На помощь опять приходят упражнения и игры.

Очевидно, что в этих ситуациях лучшим решением будет обращение к специалисту – логопеду. Но если очевидных нарушений нет, если ребёнок не страдает задержкой речевого развития, то в силах родителей помочь ребёнку с произнесением этого сложного звука.

Корректировка

Ребёнку будет легче понять, как правильно произносить [р], если он прочувствует это собственным артикуляционным аппаратом. Помогите ему, используя его или свои пальцы.

Попросите малыша открыть рот на полтора-два пальца и поднять язык к нёбу, максимально натянув «уздечку». Затем большим и указательным пальцами прижмите боковые края языка к нёбу. Следите за тем, чтобы пальцы не касались середины языка и «уздечки». Следующей задачей ребёнка является выдувание воздуха с максимально возможной силой, при этом надо работать и голосовыми связками.

Если всё сделать правильно, то язык станет толстым, и вы услышите звук, похожий на [тж] или сразу на [тр] ([др]).

Пусть ребёнок запомнит, как надо ставить язык. Для этого надо регулярно проделывать это упражнение. Постепенно следует начинать пробовать произносить [р] без помощи пальцев. Иногда для этого требуется, чтобы ребёнок просто поднёс руку ко рту. Это связано с недостатком уверенности в собственных силах, которая увеличивается от одного только ожидания помощи.

Если не удается добиться результата этим способом, можно прибегнуть к другим. Для корректировки звуков существуют специальные артикуляционные упражнения. Они направлены на усиление артикуляционного аппарата и улучшение работы с ним.

С помощью упражнений сначала учатся произносить отдельный звук [р], затем в игровой форме автоматизируют его в слогах, после чего переходят к словам. Для этого существуют различные игры, скороговорки, стихи.

Когда удастся справиться с [р],переходят к его мягкому варианту. Здесь обучение происходит при помощи подражания: долгий [р] соединяют с гласными [и], [я], [е], [ё], [ю] и произносят слоги, растянув губы как бы в улыбке.

Избегайте ошибок

Как уже упоминалось, [р] – сложный звук. Если ребёнок научится вибрировать не языком, как этого требует норма, а мягким нёебом или «язычком», звук получится неправильным. У ребёнка выработается стереотип произношения, нарушить который будет сложно.

По той же причине не учите ребёнка произносить [р], подражая вам. Велика вероятность того, что он начнет использовать неправильные части артикуляционного аппарата.

Если уж вы решите самостоятельно делать упражнения и научить вашего малыша «рычать», не торопите его. Некоторым детям требуется достаточно много времени для того, чтобы произнести правильный звук. Но если за месяц занятий вам не удалось продвинуться, или звук выходит неверный, обращайтесь к логопеду.

Нет, не то чтобы я сама хотела, но просто интересно. Можно ли научиться низкочастотно рычать, что называется, «по бумажке», с нуля — или сначала следует освоить какие-то техники пения, дыхания?.. Чуть позже я попробую провести опрос среди брутальных вокалистов и попытаться выяснить, как они достигли вершины искусства. Пока же — небольшой самоучитель по данному виду экстремального вокала, единственный толковый из существующих в рунете. Написал это несколько лет назад вокалист группы InSKYnity из города Прокопьевск — с тех пор мануал неоднократно тиражировался на специализированных сайтах и на форумах… но… вдруг кто-то решит попробовать именно сегодня? Вот текст, а результатами, надеюсь, поделитесь.

Гроулинг или гроул - прием пения c расщеплением связок в некоторых экстремальных музыкальных стилях, в основном в блэк-, дэз- и дум-метале, а также в грайндкоре и дэзкоре. Звучит примерно как утробный рык, исходящий из области живота вокалиста. Научно гроулинг можно назвать диафрагмальным басом. Данный вокальный прием основывается на пении на опоре от диафрагмы при сильном выдохе воздуха из низа живота с дальнейшим расщеплением ложных связок - так достигается эффект рычания. В силу физических особенностей гроулинга звук получается весьма низким по тону.

У людей, недавно начавших использовать гроулинг, часто наблюдаются болевые ощущения в области гортани, которые со временем проходят (сказывается неправильное звукоизвлечение). При неправильной постановке дыхания (то есть при частом вдохе-выдохе слишком большого объема воздуха) возможно головокружение. Пагубное влияние гроулинга на вокальные данные певца весьма условны, и имеют место лишь при неправильной технике звукоизвлечения, излишнем напряжении, различных вирусных заболеваниях, болезнях горла.

Разрушаем мифы

Если ты думаешь, что для того, чтобы иметь хороший гроул, нужно пачками курить беломор и ведрами пить всё, что горит (неразбавленный спирт, водка, портвейн «Три топора», бензин — нужное подчеркнуть, недостающее дописать) — ты ошибаешься. Вообще забудь о том, что разнообразные вредные привычки или вещества, негативно воздействующие на связки, могут поставить или улучшить тебе гроул. У тебя просто прогниет весь твой голосовой аппарат и ты разнесешь его в клочья попытками рычать. Для гроула нужно здоровое горло. Кстати, если у тебя ангина или еще какое-либо заболевание горла — о гроуле забудь до выздоровления.

Далее. Пиво. Кто-то говорит, что оно помогает гроулу. Возможно, и помогает, но это скорее допинг. Пиво через какое-то время сушит горло и вызывает привыкание. Со временем ты уже не сможешь без него обходиться, и твой гроул будет нуждаться в пивном подкреплении через каждый куплет. Не думаю, что при исполнении быстрых композиций ты сможешь со скоростью пылесоса выливать в себя по стакану пива между куплетами. Да и при длинном сет-листе, есть большая вероятность того, что ближе к концу выступления ты уже будешь лежать под стойкой микрофона в пьяном делирии. Так что, с разумной точки зрения, пиво и гроул несовместимы. Учись работать без допингов.

У многих новичков есть привычка — учась гроулить, они сравнивают себя с каким-нибудь своим идеалом, вроде Денвера, Криса Барнса, Мауризио Иаконо и т.д. Это ошибка. Не бывает двух одинаковых гроулов, запомни. Начинающие часто впадают в отчаяние от того, что у них не получается звучать также, как и их любимцы. Ну извините, мастера гроула рычат уже не первый год, у них куча опыта, голосовой аппарат натренирован — это раз. Во-вторых, каждый гроул уникален. Твой в том числе. И если у тебя не получается копировать кого-то, это не значит что у тебя не получается гроулить. К тому же не забывай, что многие вообще «примачивают» гроул специальными эффектами на студии. Хотя бывает полезно вслушиваться в чей-либо стиль, чтобы найти там что-то интересное для себя с технической точки зрения. Стремись вырабатывать свой уникальный стиль.Также подмечу, что обладатели от природы низкого голоса могут извлечь более низкий и сочный гроул, соответственно. Но, если твой голос не такой низкий, как скажем у Тиля Линдемана или Йохана Эдлунда, это вовсе не значит, что тебе не судьба гроулить. Со временем придет все.

Урок первый

1) Первые звуки.
Не думай, что узнав основы, вы сразу же сможете гроулить вокальные партии Cannibal Corpse или Deicide. Для начала нужно научиться понять сам механизм рыка и освоить извлечение основных звуков. Многие думают что гроул — это орание на низких частотах. А вот и нифига – поори так, и посмотрим, что станет с твоими связками. В лучшем случае — охрипнешь.

Традиционный гроул, по сути, ничто иное, как отрыжка. Да-да-да, именно отрыжка — механизм тот же. Кстати, можешь поотрыгивать немного, чтобы прочувствовать, какие именно части твоего горла задействованы в этом звуке. Только делай это подальше от людей — тебя могут неправильно понять.

Итак, научимся извлекать основные звуки. Самый первый и легкий шаг — звук «и-и-и» или «у-у-у». Скажем сразу: не подключай свой голос к звукоизвлечению. Вообще, чтобы гроулить, не обязательно орать. Начни с тихой громкости. Главное — понять механизм, а потом уже, регулируя поток воздуха и/или добавляя свой голос, ты найдешь нужное звучание.

Касательно того, какие же части горла образуют гроул, сказать точно довольно-таки сложно. Есть мнение, что гроул достигается путем направления потока воздуха на мягкое небо, кто-то говорит о ложных связках, которые расположены чуть выше основных. Я же склонен ко второму варианту. Многие говорят о важности дыхания. Да, оно важно, но на более поздних этапах. Для начала научись просто извлекать звуки.

Попробуем извлечь звук «у-у-у» или «и-и-и». Скажу сразу: с первого раза может и не получится, но… терпение и труд все перетрут. Со временем ты адаптируешься как физически, так и психологически — и все будет идти как по маслу.

Итак, нам необходимо сжать горло в определенной точке, чтобы проходящий поток воздуха вызывал необходимую вибрацию, а следовательно, и звук. Сильно прижми кончик языка к небу. Одновременно с этим подбородок должен выпукло опустится вниз, а кадык подняться вверх, к подбородку. Ты должен ощутить напряжение под нижней челюстью. Теперь сделай губы трубочкой, как при произношении обычного «у», и выдохни. Просто выдохни. Должен получиться рык, если все было сделано правильно. Вибрация и рык должны исходить из той области, где у тебя окажется кадык. Звук «и», произносится по той же схеме, только уже без губ трубочкой. При звуке «и» чуть-чуть подними уголки губ, словно слегка улыбаешься. Но только чуть-чуть! Иначе звук смажется. Со временем ты научишься контролю за гроулом.

На начальных этапах, возможно, в горле будет першить, или потянет на кашель. Со временем это пройдет. Как я уже писал выше, ты привыкнешь физически, и все неприятные ощущения исчезнут. Если же неприятные ощущения не исчезают после длительного периода упражнений — ослабляй сдавливание и напряжение. Больше экспериментов. И о-о-о-очень важный совет: пей воду! — связки не должны быть сухими. Это особенно важно на начальных этапах, когда горло еще не привыкло к новым способам звукоизвлечения. Но и позднее, когда овладеешь определенным мастерством в рыке, не забывай про воду. Даже если чувствуешь, что все в порядке и сухости нет, все равно сделай пару глотков. Не даром на концертах около барабанной установки стоит куча бутылок с водой…

Урок второй

Итак, если тебе удалось овладеть основными звуками, можно переходить к более сложному: извлечению других гласных. Трудность в том, что их нужно извлекать без упора языка. Язык — на начальных этапах это своего рода поддержка. Со временем ты отучишься от него.

Учись фиксировать положение подбородка и кадыка, удерживать необходимое напряжение в горле. Звуки «о», «а» и прочие пытайся извлечь от начальных «и» или «о». Просто убери язык и произноси эти звуки так, как произносишь «о» или «а» в обычной речи. Пока никакого голоса, просто поток воздуха через горло.

Больше практикуйся. И для этого не обязательно рычать на всю квартиру. Просто поставь в нужное положение гроулообразующие части голосового аппарата и, при небольшом потоке воздуха, гроуль себе что-нибудь под нос.

Овладев основами, начинай произносить отдельные слова. Кстати, некоторые шипящие нельзя произнести гроулом, так что не напрягайся по этому поводу (это как нельзя сказать звук «п» с открытым ртом). Попробуй другие варианты. Например, в том месте, где есть шипящие, перейти на скрим, или в букве комбинировать простой вокал и гроул. Шипящее «ЩЕ» можно пропеть так: «щ» сказать нормально, а «э» — гроулом. Если сможешь сделать это быстро, слушатели даже не заметят.

Кстати, существует мнение, что после правильного гроула остается ощущение, словно горло и надгоратнную полость кошки поцарапали. Да, в принципе, я с этим согласен. Но это ощущение возникает после сильного и длительного гроула.

Итак, мы научились традиционному гроулу. На рык здесь влияет степень сдавливания, сила дыхания и добавление чистого вокала. Вперед, комбинируй-экспериментируй, вырабатывай свобственный стиль.

Урок третий

Вот, теперь о дыхании. Оно имеет огромное значение. Правильное дыхание помогает рационально расходовать воздух и держать стабильный воздухопоток, что дает ровный, сильный гроул. Многие говорят о том, что они гроулят животом или желудком. На все 100% неправильная формулировка! Они просто выдыхают из области живота или желудка. Гроулить там нечем, хотя если у кого-то получится издать что-то рычащее из желудка, сквозь пищевод… То он просто мутант! «Гроул» даже легче выходит с другого конца пищевода, но никак не из желудка. В общем, «гроула желудком» или животом не существует — не впадай в заблуждение. Существует выдох из этой области, рык от живота, но никак не животом.

Поначалу автор этой статьи сам не особо верил в то, что дыхание особо нужно в гроуле — вроде бы и без особых техник удавалось хорошо извлекать звук. Но однажды попробовав гроулить «от живота», понял, что многое терял раньше.

Итак, научимся правильно дышать. Большую роль здесь играют мышцы пресса. Выдохни, опустоши от воздуха нижнюю часть легких и живота. Живот должен оказаться как бы вдавлен, но не втянут (не создавай вакуум)! Теперь неспеша набери воздух в нижнюю часть легких и живота. Но в пределах разумного! Чтобы тебя не раздувало как жабу и ты не выглядел, словно беременная женщина. Важен не объем, а точка концентрации. Теперь, выдыхая, как бы выдавливай воздух снизу вверх, работая прессом, слегка приподнимая, вслед за потоком, диафрагму. Но не должно быть никаких резких толчков. Плавно, неспеша выдыхай, оставляя пресс чуть напряженным. Снизу вверх, словно перекатывая воздух. Ты не забыл, что нужно рычать? Не просто выдыхаем, а с рыком. Да, и не кушай особо плотно перед концертами и репетициями. Такое дыхание давит на желудок, можно проблеватья или продристаться. А то и прямо на сцене…

Если все делаешь правильно, твой гроул должен выходить равномерным и продолжительным. Не теряй концентрацию. Поначалу кажется, что трудно следить за тем, чтобы воздух набирался в нужную точку. Уже скоро ты будешь делать это автоматически, бессознательно, и все будет получаться легко и естественно.

Итак, основы получены. Теперь можно брать тексты песен твоих любимых исполнителей и пытаться гроулить — поначалу отдельные строки. Потом, приноровившись, — куплеты, а там и целые песни. А может, даже и альбомы…

Кстати, если ты собираешься исполнять композиции в стиле funeral doom metal, то дыхание важнее всего. В этом стиле необходимо тянуть звуки равномерно, без скачков и провалов.

Гроул на расщеплении

На мой взгляд, самый полезный материал по этому типу гроула — небольшой видеоурок Игоса из Аматори. Он все хорошо и понятно объясняет.

В этом виде гроула самое важное — дыхание, открытая гортань и расщепление связок. Нет-нет, не пугайся этих слов. Все намного проще, чем ты думаешь!

О дыхании ты уже знаешь. Но в этом типе гроула оно особенно важно, так как без потока воздуха нужной силы не будет вибрации связок, а будет просто гулкий рев раненого медведа. Не забывай: одна из главных прелестей гроула, наравне с силой и низким звучанием — это вибрация.

Итак. Дыханием мы уже владеем, а что значит «открытая гортань»? Вспомни ощущение, когда ты зеваешь — кадык уходит вниз, а горло расширяется. Открытая гортань очень важна при расщеплении, так как она позволяет связкам спокойно вибрировать, создавать звук, не задевая друг друга и не принося неприятных болевых ощущений. Кстати, в этом виде гроула вода очень важна, так что не забывай смачивать связки.

А теперь о расщеплении. Что же это? Вспомни голоса Луи Армстронга (песню «What A Wonderful World» помнишь?), Высоцкого, Круга, группы Бутырка. А чего смешного? Это расщепление. А если бы они пели с открытой гортанью и дыханием от живота, то был бы гроул на расщеплении. Хотя Высоцкий гроулом — это перебор:)

Итак, для начала научимся расщеплять связки. Мне кажется, это умеют делать многие. Когда у тебя першит в горле, вспомни, как ты пытаешься его прочистить? Ты делаешь этакое рычащее «кххРРРРРм-кхРРРРРм». Вот этот самый звук «РРРР» и является основой расщепления.

Есть еще один способ поймать момент расщепления. Встань, расслабься (только не упади). Расслабь тело, руки. И главное — расслабь рот, язык и горло. Теперь слегка подпрыгни на носочках, одновременно хлопнув над собой в ладоши, и в этот момент, как собачка, произнеси что-то вроде «вввввуф!» или «аааааф!». Ты почувствуешь грубый, вибрирующий звук от связок. Главное на этом этапе — понять, как же достигать расщепления.

Когда ты научился расщеплять связки, можно пытаться гроулить. Итак, помним: дыхание и открытая гортань. Начни с продолжительных звуков «а-а-а» или «о-о-о». Учти, тренироваться тихо не получиться, здесь иной механизм. Но это и не значит, что нужно орать. Не перенапрягайся. Чрезмерный поток воздуха только портит гроул.

Возможно, поначалу, у тебя будут неприятные ощущения вроде покалывания или легкого сдавливания в районе связок. Не переусердствуй с тренировками, так как при этом гроуле связки могут очень сильно пострадать при неправильных начальных нагрузках, или если ты не используешь открытую гортань. Кстати, учись держать концентрацию на открытой гортани, следи за тем, чтобы связки вибрировали свободно.

На звучание здесь влияет смещение кадыка чуть выше или чуть ниже, уровень расщепления и изменение объема рта, работой губ или челюстей. Также важно положение головы. Как ты думаешь, почему у Денвера из Аматори микрофон всегда расположен выше его рта, и поет он как бы снизу микрофона? Потому что когда он гроулит, он держит линию рта и горла прямо — всегда открытая гортань+он получает нужный ему звук. Экспериментируй.

Смешанный гроул а-ля Барни Гринуэй (Napalm Death)

Здесь все просто. Здесь идет не смешивание гроула с чистым вокалом, а наоборот — смешивание чистого вокала с гроулом. Основа — чистый голос. Попробуй гроулить как обычно, только не сильно сдавливая горло. А теперь, одновременно, добавляй свой чистый голос. Смешивай. Если не получается, убирай часть гроула. Этот стиль рыка, на мой взгляд, самый легкий. Главное здесь — найти нужную пропорцию между гроулом и голосом. А если еще и умудриться добавить расщепления (да, такое возможно, но при должном уровне мастерства), то получается крайне красивый, звонкий гроул. А можно получить и булькающий, но это тоже путем экспериментов. Кстати, получить булканье на смешанном гроуле проще, чем на традиционном.

Squealing или «хрюканина»

Основа — традиционный гроул. У тебя не получится изображать из себя кабана и хрюкать, если ты не овладел как следует традиционным гроулом. Итак, здесь ты поднимаешь кадык до предела вверх. Сильный упор языка поначалу будет твоим главным помощником. Здесь главное — не внятность произношения, а смачность похрюкивания. Основные звуки в хрюканине — «у» и «и», что-то другое здесь произнести крайне сложно, иначе весь свинячий звук теряется.

Итак, ты сделал все вышеперечисленное, прижал язык, поднял кадык. Сдавливание максимально (но разумно). Поехали! Пытаемся произнести что-то вроде «уи-уи-уи». Контролируй себя с помощью диктофона (диктофон на мобильнике — лучший помощник в самоконтроле). Очень важно положение твоих губ. Они должны быть напряжены и слегка вытянуты вперед.

Если уж ты и не будешь играть в грайндкор-группе, то наверняка сможешь повеселить друзей или шокировать обывателей своими поросячьими наклонностями:)

Заключение

Ну что ж, я попытался максимально подробно объяснить, как овладеть разными видами гроула плюс дал некоторые основные советы. Все остальное ты приобретешь и поймешь со временем и опытом.

Открою напоследок еще один метод выработки и постановки своего стиля. Если ты не можете овладеть каким-то элементом, бывает полезно поставить своего любимого исполнителя и подпевать. Часто бывает так, что в процессе повторения сам неожиданно понимаешь, что и как делать. Вслушивайся.

Обобщим напоследок:
1) Не копируй никого, вырабатывай свой стиль.
2) Не насилуй горло табаком и алкоголем
3) Пей воду
4) Дыши правильно
5) При расщеплении держи гортань открытой

И в финале — небольшой видео-мануал на тему правильной артикуляции в гроулинге. На английском, но вроде все понятно.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!