Как называется космический корабль. Советский космический корабль "Восток"

Космический корабль "тысячелетний сокол" со вселенной Star Wars
До того как стать Тысячелетним соколом, этот корабль был обычным коррелианским грузовиком, выкупленным Лэндо Калриссианом. Лэндо почти полностью изменил грузовик, сделав множество модификаций, в том числе установив гипердвигатель. Однажды на Беспин прибыл Хан Соло и, поставив против Калриссиана, выиграл Сокол. Внеся ещё несколько значительных изменений, Соло начал проворачивать аферы с контрабандой наркотика спайса и завербовал нового штурмана - старпома(помощника) вуки Чубакку.

Корабль "Enterprise"
вымышленный звездолёт Звёздного Флота класса «Конституция» из сериала «Звёздный путь». В течение 40 лет его использования прошёл модернизации, как минимум два ремонта. С его помощью были произведены путешествия во времени, что сделало его самым известным кораблем Звездного Флота того периода. Главные достижения произошли во время пятилетней миссии (2265-2270) под командованием Джеймса Т. Кирка.

"Пожинатель"
Основные истребители всех живых существ в истории известной Вселенной, биомеханическая раса, которая периодически появляется для уничтожения всей разумной органической жизни (в игре фигурирует временной промежуток в 50.000 (по всей видимости - земных, поскольку в играх серии данная информация так или иначе сообщалась представителю человечества) лет, но он вряд ли он постоянен для всех циклов). Термин «Жнец» не является самим названием расы, а был придуман для их обозначения Протеанами, согласно информации Властелина (живого неорганического корабля - авангардной силы Жнецов, оставленной ими до своего возвращения). В игре, Жнецы обитают в «тёмном пространстве», которое находится за пределами нашей галактики. Возвращение в Млечный путь происходит через масс-ретранслятор, которым является гигантская космическая станция Цитадель. Сюжет игры вращается вокруг предотвращения их вторжения в галактику.

Космический аппарат, используемый для полетов по околоземной орбите, в том числе под управлением человека.

Все космические корабли можно разделить на два класса: пилотируемые и запускаемые в режиме управления с поверхности Земли.

В начале 20-х гг. XX в. К. Э. Циолковский в очередной раз предсказывает будущее освоение космического пространства землянами. В его работе «Космический корабль» встречается упоминание о так называемых небесных кораблях, основное предназначение которых - реализация полетов человека в космос.
Первые космические корабли серии «Восток» создавались под чутким руководством генерального конструктора ОКБ-1 (ныне ракетно-космическая корпорация «Энергия») С. П. Королева. Первый пилотируемый космический корабль «Восток» смог доставить в космическое пространство человека 12 апреля 1961 г. Этим космонавтом был Ю. А. Гагарин.

Основными задачами, поставленными в эксперименте, были:

1) изучение воздействия условий орбитального полета на человека, в том числе и на его работоспособность;

2) проверка принципов конструирования космических кораблей;

3) отработка конструкций и систем в реальных условиях.

Общая масса корабля составляла 4,7 т, диаметр - 2,4 м, длина - 4,4 м. Среди бортовых систем, которыми был оснащен корабль, можно выделить следующие: системы управления (автоматический и ручной режимы); система автоматической ориентации на Солнце и ручной - на Землю; система жизнеобеспечения; система терморегулирования; система приземления.

В дальнейшем наработки, полученные при реализации программы космических кораблей «Восток», позволили создать намного более совершенные . На сегодняшний день «армада» космических кораблей очень наглядно представлена американским многоразовым транспортным космическим кораблем «Шаттл», или Space Shuttle.

Нельзя не упомянуть про советскую разработку, которая в настоящее время не используется, но могла бы составить серьезную конкуренцию американскому кораблю.

«Буран» - так называлась программа Советского Союза по созданию многоразовой космической системы. Работы по программе «Буран» начались в связи с необходимостью создания многоразовой космической системы как средства сдерживания потенциального противника в связи с началом американского проекта в январе 1971 г.

Для реализации проекта было создано НПО «Молния». В кратчайшие сроки в 1984 г. при поддержке более тысячи предприятий со всего Советского Союза был создан первый полномасштабный экземпляр со следующими техническими характеристиками: его длина составила более 36 м при размахе крыльев в 24 м; стартовая масса - более 100 т при массе полезного груза до
30 т.

«Буран» имел в носовом отсеке герметичную кабину, которая могла вместить около десяти человек и большую часть аппаратуры для обеспечения полета на орбите, спуска и посадки. Корабль был оснащен двумя группами двигателей в конце хвостового отсека и в передней части корпуса для маневрирования, впервые была использована объединенная двигательная установка, которая включала топливные баки окислителя и горючего, термостатирования наддува, забора жидкости в невесомости, аппаратуру системы управления и пр.

Первый и единственный полет космический корабль «Буран» совершил 15 ноября 1988 г. в беспилотном, полностью автоматическом режиме (для справки: «Шаттл» до сих пор совершает посадку только на ручном управлении). К сожалению, полет корабля совпал с тяжелыми временами, которые начались в стране, и в связи с окончанием «холодной войны» и отсутствием достаточных средств программа «Буран» была закрыта.

Начало серии американских космических кораблей типа «Шаттл» было положено в 1972 г., хотя ему предшествовал проект многоразового двухступенчатого летательного аппарата, каждая ступень которого была похожа на реактивный .

Первая ступень выполняла функцию ускорителя, которая после выхода на орбиту заканчивала свою часть задачи и возвращалась на Землю с экипажем, а вторая - являлась орбитальным кораблем и после выполнения программы также возвращалась на место старта. Это было время гонки вооружений, и создание корабля такого типа считалось главным звеном в этой гонке.

Для запуска корабля американцы используют ускоритель и собственный двигатель корабля, топливо для которого размещено во внешнем топливном баке. Отработавшие ускорители после приземления на используются повторно, с ограниченным количеством стартов. Конструктивно корабль серии «Шаттл» состоит из нескольких основных элементов: воздушно-космический самолет «Орбитер», ракетные ускорители многоразового пользования и топливный бак (одноразовый).

Первый полет космического корабля из-за большого количества недоработок и конструктивных изменений состоялся лишь в 1981 г. В период с апреля 1981 по июль 1982 г. была проведена серия орбитальных летных испытаний корабля «Колумбия» во всех режимах полета. К сожалению, в серии полетов кораблей серии «Шаттл» не обошлось без трагедий.

В 1986 г. во время 25-го по счету запуска корабля «Челленджер» произошел взрыв топливного бака из-за несовершенства конструкции аппарата, в результате которого погибли все семь членов экипажа. Лишь в 1988 г., после внесения ряда изменений в программу полетов, был осуществлен запуск космического корабля «Дискавери». На смену «Челленджеру» в эксплуатацию был введен новый корабль «Эндевор», который осуществляет свои рейсы с 1992 г.

Мы не пассажиры корабля по имени «Планета Земля». Мы - его команда.

Маршалл Маклухан, канадский философ

Что будет, если сложить воедино все фантастические корабли, придуманные фантастами 20 века, и вывести формулу идеального звездолета? Ржавый титановый корпус с табличкой «Тысячелетний пепелац», солнечный парус (а на случай штиля - солнечные весла), генератор темной материи, цветного ситца и туалетной бумаги, а также управляющий всем этим безобразием Искусственный Интеллект модели Windows 2050 с манией величия и приятным женским голосом, отсчитывающим время до взрыва корабельного реактора.

О да, у нас получился бы славный корабль. Одноногий киборг-боцман, не расстающийся с флягой дейтерия, включал бы на ночь бортовые огни (чтобы мы не врезались в кого-нибудь на досветовой скорости, а на сверхсветовой - в нас), а капитан нервно тыкал бы пальцем в разноцветные кнопки на панелях командного мостика и кричал: «Где здесь прикуриватель?».

Тему сегодняшней статьи предложили: Юлия Коржавина - студентка из Москвы, посещающая под псевдонимом «Лаик», и Николай Телеснин - московский школьник, известный как «Коул».

10. Платиновая селезенка

Постойте, откуда в космосе появилось огромное спелое яблоко? А теперь это уже вантуз! Чашка чая! Мусорное ведро! Бабушкины очки! Удивленный кашалот! Черт возьми, когда же коэффициент вероятности вернется к единице и этот корабль вновь станет нормальным?

Форма корабля из недавней экранизации напоминает чашку чая (объект интенсивного броуновского движения, на котором удобно моделировать принцип невероятности).

Название : Золотое Сердце
Генеральный конструктор : Дуглас Адамс.
Порт приписки : цикл «Путеводитель «Автостопом по Галактике».
Похожие корабли : отсутствуют, похожее устройство - усилитель вероятности Трурля (Станислав Лем, «Кибериада»).

Из корабельного журнала:

Экспериментальный корабль, украденный Президентом Галактики Зафодом Библброксом. Его главный элемент - двигатель невероятности. Представьте себе, что существует фантастически малая вероятность того, что какая-либо частица материи вдруг окажется не на своем месте, а где-нибудь около Альфы Центавра. Двигатель «Золотого Сердца» доводит корабль до состояния бесконечной невероятности, когда он может присутствовать в любом виде в любой точке Вселенной, и мгновенно переносит его именно туда, куда желают пилоты.

К сожалению, после невероятностного полета люди становятся очень растерянными и подавленными, ведь пока работает двигатель, они могут превратиться в плюшевый диван, ядерную боеголовку, фруктовый пирог или горшок с петуниями. Именно поэтому ради комфорта пассажиров кабина «Золотого Сердца» практически полностью изолирована от невероятности.

Почему 10 место:

Потому что все равно как-то не по себе.

9. Поднять перископ!

Этим подводным лодкам не страшны глубинные бомбы. Они при всем желании не способны затонуть. Их часы выставлены на время - московское, а экипаж гордится Россией и периодически дает врагу прикурить.

«Желтая подводная лодка» Битлз агитировала за мир во всем мире. Русский «Геродот» ничего не имеет против. Но лишь при условии, что космос будет наш.

Название : Геродот (тип Х-крейсера)
Генеральный конструктор : Александр Зорич.
Порт приписки : трилогия «Завтра война».
Похожие корабли : истребители Стракха (игра Wing Commander 2), «Непокорный» (цикл «Звездный путь»), звездолет Слартибартфаста (Дуглас Адамс, «Жизнь, Вселенная и все остальное»).

Из корабельного журнала:

«Да!» - сказал нам Саша Зорич. - «Я, конечно, патриот, но секретный русский крейсер будет назван «Геродот». Этот новейший боевой корабль 27 века умеет «зависать» в подпространстве (Х-матрице), а отечественное «качество» сборки с лихвой компенсируется талантом наших инженеров, способных отремонтировать любой агрегат при помощи кайла и зубила.

Как это ни грустно, но на звание первого в истории российской космонавтики гибрида космического корабля и подводной лодки претендует не «Геродот», а станция «Мир». Идею подпространственной субмарины трудно назвать самобытной, однако русский писатель Зорич исполнил ее так здорово, что его Х-крейсера можно поставить в один ряд с самыми известными звездолетами мировой фантастики.

Почему 9 место:

А почему, собственно, космос будущего должен быть оккупирован иностранными кораблями? «Х-крейсер» Александра Зорича - озорное русское «чу!» самонадеянным буржуям и обнаглевшим инопланетянам.

8. Япона мать

Самая страшная вещь в космосе - боевой японский звездолет. Даже если вы сможете посрамить его, как неопытную гейшу, и порвать в клочья, как лепестки сакуры, то пить сакэ и радоваться победе все равно не стоит. Будьте уверены - выжившая самурайская команда дружно сделает себе харакири и с воплем «банзай!» направит свою полуразрушенную посудину в ваш флагман.

Чудо-оружие землян. А для пассажирских перевозок нужно поднять со дна «Титаник».

Название : Ямато
Генеральный конструктор : Лэйдзи Мацумото.
Порт приписки : цикл аниме «Космический линкор Ямато».
Похожие корабли : Аркадия (цикл аниме «Космический пират капитан Харлок»), Галактический экспресс 999 (одноименный цикл аниме), Наследие (анимационный фильм «Планета сокровищ»).

Из корабельного журнала:

Линейный корабль Ямато, затонувший в 1945 около Окинавы, был одним из самых мощных боевых судов за всю историю человечества. В 22 веке внутри него тайком построили космический корабль, и эта музейная ценность вновь стала самым сильным аргументом флота - но на этот раз космического. Вскоре злобные обитатели планеты Гамилон на своей шкуре убедились, что слово «Ямато» применительно к ним означает «япона мать» - единственные два слова, которые противник успевает произнести перед смертью.

Почему 8 место:

Ямато - не просто «крейсер «Аврора» в космосе», а один из самых известных космических кораблей в аниме.

7. Чёрт знает что

Хотите верьте, хотите - нет, но первопроходцами гиперпространства будут сатанисты. Зачем нам лететь к Проксиме Центавра, если существует корабль, в который вселилось древнее зло, а инженер, построивший его, раньше был сыном дьявола в «Омене»?

Сердце корабля - адский колобок с подсветкой.

Название : Горизонт событий, Сквозь горизонт
Генеральный конструктор : Филип Айснер.
Порт приписки : фильм «Горизонт событий».
Похожие корабли : корабль ада (игра Doom TNT: Evolution).

Из корабельного журнала:

«Горизонт событий» - звездолет с экспериментальным двигателем, создающим миниатюрную черную дыру. В ходе первого испытания корабль пробил пространство-время и исчез, а через некоторое время «вынырнул» на орбите Нептуна. Бортовые камеры зафиксировали, что сразу после перехода в другое измерение на его борту началось повальное веселье - члены экипажа принялись убивать, насиловать и пожирать друг друга. Как выяснилось позже, «Горизонт событий» угодил прямиком в ведомство Вельзевула, из-за чего стал разумным, но немножко злым.

Горизонт событий с точки зрения астрофизики - граница вокруг черной дыры, из которой не может вырваться даже свет.

Почему 7 место:

«Горизонт событий» - один из немногих кораблей, который побывал у черта на рогах в буквальном смысле этого слова.

6. «Лада» овердрайв

«Пепела» по-грузински означает «бабочка». Но чтобы найти хотя бы отдаленное сходство между кораблем, занимающим почетное место в середине нашего рейтинга, и бабочкой, нужно либо искренне ненавидеть насекомых, либо регулярно пить чай с грибами.

На самом деле пепелац был сделан из хвоста Ту-104.

Название
Генеральный конструктор : Георгий Данелия.
Порт приписки : фильм «Кин-дза-дза».
Похожие корабли : торговое судно Мелнорм (игра Star Control 2), аппарат Лося (Алексей Толстой, «Аэлита»), ТАРДИС (сериал «Доктор Кто»).

Из корабельного журнала:

Если концерн АвтоВАЗ протянет еще хотя бы 200 лет, то он обязательно наладит конвейерную сборку пепелацев. От современных «Жигулей» пепелац будет отличаться лишь внешним видом, оставаясь, по сути, все тем же ржавым ведром, внутри которого тесно, душно и тревожно, как на войне. Летать он будет плохо и недолго, однако, если вы потратите кучу денег и установите на него гравицаппу, то сможете перенестись в любую точку вселенной - подальше от того места, где вместо нормальных звездолетов делают такое нечеловеческое кю.

Топливо пепелацев называется луц. Обратите внимание на эмблему компании Лукойл - одного из крупнейших отечественных производителей нефтепродуктов.

Почему 6 место:

Помесь деревенского сортира, вертолета и телепортационной кабины - самый смешной и нелепый корабль, которому нет аналогов в мировой фантастике.

5. Не свой

Кто сказал, что люди не готовы к первому контакту со злобными инопланетянами? Для этого даже был придуман специальный корабль: огромное количество отсеков, лабиринт коридоров, тупой бортовой компьютер и маленькая команда без оружия. Не хватает только коврика с надписью «Добро пожаловать» в главном шлюзе и нагрудных табличек, где указывалась бы пищевая ценность каждого члена экипажа.

«Меняю один завод по переработке алюминия на футбольную команду из Чужих». Роман Абрамович.

Название : Ностромо
Генеральный конструктор : Рон Кобб, Крис Фосс, Ридли Скотт.
Порт приписки : фильм «Чужой».
Похожие корабли : Асгард (Роберт Хайнлайн, «Астронавт Джонс»), Хантер Грацнер (фильм «Черная дыра»), Тахмасиб (братья Стругацкие, Мир Полдня).

Из корабельного журнала:

«Ностромо» в переводе с итальянского означает «боцман». Вопреки распространенному заблуждению, сам корабль не очень велик (порядка 300 метров в длину), однако он тащит за собой огромный перерабатывающий завод с 20 миллионами тонн руды. Во время рейса команда из 7 человек находится в анабиозе и просыпается лишь по запросу бортового искусственного интеллекта «Мама». Например, тогда, когда на их пути появляется планета, на планете - древний корабль, в корабле том - яйца Чужих, а в яйцах Чужих - смерть, но не Кащея, а всего экипажа, кроме храброго офицера Эллен Рипли и кота по кличке Джонс.

Почему 5 место:

Один из самых известных кораблей «первого контакта», причем не крейсер или разведчик, а заурядный грузовой тягач. Ему не нужны пушки, ведь главные события этой истории развиваются внутри - во всех смыслах этого слова.

4. Lexus после тюнинга

Сколько же фумитокса нужно против такого насекомого?

Название : Lexx, самое мощное оружие разрушения в двух Вселенных
Генеральный конструктор : Пол Донован.
Порт приписки : сериал Lexx.
Похожие корабли : космическая амеба, Хранитель Ориона (игра Master of Orion), корабли зергов и тиранидов (игры Starcraft и Warhammer 40000), Левиафаны (сериал Farscape).

Из корабельного журнала:

Биомеханический убийца планет «Лекс» - мечта сексуального маньяка, злой брат-близнец «Энтерпрайза» из сериала «Звездный путь». Запоминающиеся декорации «Лекса» на самом деле были найдены продюсерами в помойке около секонд-хенда. Проголодались? Ступайте к раздатчику, который выдаст вам порцию полужидкой дряни. После ее употребления вам наверняка захочется навестить футуристичный биоунитаз. Последний благодарно примет все, что вы ему предложите, а вам в этот момент лучше не думать о замкнутом цикле жизнедеятельности «Лекса» и о том, из чего же было сделано пюре, которое вы только что съели.

Почему 4 место:

Lexx - не только фильм ужасов для тех, кто в детстве отрывал мухам крылья, но и невероятно удобный инструмент для заочного редактирования астрономического справочника. Перефразируя сказку о волке и семерых козлятах, можно сказать: «Сейчас как дуну, сейчас как плюну - планета ваша и развалится».

3. Колумбиада

Николь, открой форточку, душно!

Название : снаряд «Колумбиады»
Генеральный конструктор : Жюль Верн.
Порт приписки : «С Земли на Луну».
Похожие корабли : корабли марсиан (Герберт Уэллс, «Война миров»).

Жюль Верн очень любил инопланетян. Он был образованным человеком и знал, что на Луне нет воздуха и воды, а значит, лунатикам живется несладко. Чтобы хоть как-то помочь голодающим зеленым человечкам, Верн засунул в огромный артиллерийский снаряд трех упитанных американцев и выстрелил им из супер-пушки в сторону ночного светила.

Из корабельного журнала:

Барон Мюнхгаузен впервые оседал ядро, Ганс Пфааль летал на Луну в кабине воздушного шара, а Жюль Верн решил, что одно другому не мешает. Известный провидец ошибся лишь в одном - вместо того, чтобы усадить Барбикена, Николя и Ардана на мортиру, развернутую задом наперед, он засунул этих бедолаг в алюминиевый снаряд со всеми удобствами, опустил его в трехсотметровую пушку и скомандовал не сакраментальное «Поехали», а короткое «Пли!».

В тот раз американцы промахнулись мимо Луны и, облетев ее, вернулись на Землю. Сотню лет спустя им повезло, и они вдоволь напрыгались по ночному светилу.

Почему 3 место:

Один из первых «научно обоснованных» космических кораблей в истории фантастики.

2. USS Санта-Барбара

Давным-давно, в далекой-далекой галактике летал краснознаменный броневичок, построенный на орбитальных верфях имени Циолковского. Капитаном был лысый интеллигент с двойной фамилией, а под его началом находился экипаж, составленный по заветам третьего Интернационала: малахольный андроид с харизмой ожившего покойника, слепой негр в кресле пилота и инопланетный специалист по улаживанию конфликтов, сильно смахивающий на какодемона из игры Doom. Прогрессивное человечество послало их «туда, куда еще никто не ходил», а предприимчивые американцы из нашей реальности сняли об этом фильм, как всегда переврав оригинальный сюжет.

Корабль похож на камбалу, потому что с такой аэродинамикой ему проще преодолевать сопротивление космического вакуума.

Название : USS Enterprise
Генеральный конструктор : Уолтер Мэттью Джеффери.
Порт приписки : цикл «Звездный путь».
Похожие корабли : NTE-3120 «Защитник» («В поисках галактики», 1999), «Конкордия» (компьютерная игра Wing Commander), «Космический Бигль» (Альфред Ван Вогт, «Путешествие Космического Бигля»).

Из корабельного журнала:

Что такое «Энтерпрайз»? Представьте себе круглый павильон, в котором заперты американские дипломаты и разношерстный обслуживающий персонал. Туда периодически подпускают всякую дрянь - маньяков, предателей, таинственных посланцев и цирковых уродов, изображающих инопланетян. Стоит только обитателям павильона дотронуться до пульта управления, как тут же включаются спецэффекты - помещение горит, взрывается, а потом к нему подъезжает огромный кубический контейнер с арабскими дипломатами и начинается аль-ибн ассимиляция.

Почему 2 место:

8 сентября этого года «Звездному пути» исполняется 40 лет. Самый известный корабль из самого долгоиграющего космического сериала и один из наиболее успешных проектов за всю историю телевидения.

1. Столетняя выхухоль

И, наконец, 1 место занимает космический корабль с оригинальным дизайном в стиле «летающая тарелка положила глаз на крышку от унитаза». Любители фантастики отлично знают его команду - бывшего плотника, устанавливавшего декорации в павильонах LucasArts, и двухметрового чернобыльского суслика по кличке «Чува-а-а-ак» .

Корабль оборудован по последнему слову техники 1977 года. У него даже есть спутниковая тарелка.

Название : Тысячелетний Сокол
Генеральный конструктор : Джордж Лукас.
Порт приписки : сага «Звездные войны».
Похожие корабли : Серенити (сериал «Светлячок», фильм «Миссия «Серенити»), Кобра Марк 3 (серия игр «Элита»), Planet Express (сериал «Футурама).

Из корабельного журнала:

«Это твой корабль? Ты храбрее, чем я думала», - сказала Лея контрабандисту Хану Соло. Действительно, «Тысячелетний Сокол» считается одним из самых быстрых кораблей во вселенной, но летать на нем зачастую небезопасно. Оборудование выходит из строя в самый неподходящий момент, а для ремонта гиперпривода нужно обладать недюжинной силой и нечеловеческим интеллектом, дабы суметь как следует врезать по контрольной панели.

Достоверно известно, что Джордж Лукас придумал внешний облик «Сокола», откусив часть гамбургера и приладив сбоку крупную оливку (кабину корабля). Этот кусок пищи превратился в кореллианский транспортник YT-1300 - шуструю посудину из серии «сделай сам». Ее базовая модель имеет более чем средние характеристики, но если применить к ней отвертку и немного фантазии, то недоеденный бутерброд с оливкой превращается в гоночный грузовик с замашками боевого истребителя.

Хан Соло выиграл этот корабль в карты (сабакк - аналог игры «21», или «очко») и слегка «доработал его напильником» - форсировал двигатель, поставил поворотные оружейные турели (как на бомбардировщиках времен второй мировой) и обустроил подпольные тайники для нелегальных грузов.

Почему 1 место:

Самый известный корабль «Звездных войн», классический пример «приключенческого звездолета», способного одинаково эффективно перевозить контрабанду и взрывать гигантские боевые станции.

Кому свойственно: ESA, NASA, Китай, Япония

Оба названия — «Розетта» и «Филы» — имеют отношение к расшифровке древнеегипетских иероглифов. Название «Розетта» происходит от знаменитого Розеттского камня — каменной плиты с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами, два из которых написаны на древнеегипетском языке (один иероглифами, другой демотическим письмом), а третий — на древнегреческом. Ученые использовали Розеттский камень для расшифровки древнеегипетских иероглифов: древнегреческий был им хорошо известен, и, сопоставив тексты, специалисты смогли прочитать новый язык.

Hans Hillewaert Компьютерная модель аппарата «Розетта», фото: DLR German Aerospace Center. Розеттский камень, фото: Hans Hillewaert

Имя спускаемого аппарата «Филы» было выбрано в ходе конкурса, проведенного в 2004 году среди жителей стран — участниц проекта. Это название острова на реке Нил, где был обнаружен обелиск с иероглифической надписью, упоминающей царя Птолемея VIII и цариц Клеопатру II и Клеопатру III. Обелиск также помог ученым расшифровать древнеегипетские иероглифы.

При помощи «Розетты» и спускаемого аппарата ученые надеются понять, что происходило со Вселенной в первые моменты ее существования, отсюда и выбор имен.

Кстати, их миссия к комете Чурюмова — Герасименко оказалась настолько успешна, что ESA продлило ее до осени 2016 года.

Дань древней мифологии отдают не только в Европе, но и в Китае. Лунный модуль «Чанъэ» и его верный спутник шестиколесный луноход «Юйту» в позапрошлом году спустились на поверхность Луны и сообщили миру много нового о нашем естественном спутнике. Чанъэ — имя китайской лунной богини, а Юйту (переводится как «нефритовый заяц») — странное существо, которое всегда сопровождает Чанъэ.

wikimedia Лунный модуль «Чанъе-3» с луноходом «Юйту» на борту. Изображение: CNSA/SASTiND/Xinhua/Marco Di Lorenzo/Ken Kremer, богиня Чанъэ улетает на Луну, худ. Жэнь Шуайин/Wikimedia

Другие космические аппараты Китая тоже имеют отношение к мифологии этой огромной и непонятной страны, и их имена очень поэтичны: «Шеньчжоу» — «Небесная ладья», «Тяньгун» — «Небесный дворец», «Шеньлун» — «Божественный дракон» и, наконец, ракета-носитель «Чанчжэн», что означает «Великий поход».

Все названия состоят из двух иероглифов и имеют исторический, а иногда и философский (причем понятный только самим китайцам) смысл. Например, «Шеньлун» — девиз царствования единственной императрицы за всю историю Китая, У Цзэтянь, а также императора Чжун Цзуна.

Японцы почитают свою мифологию не меньше соседей. Второму японскому искусственному спутнику Луны было присвоено имя «Кагуя» (название по традиции было выбрано общественностью) — так звали лунную принцессу из старинного японского сказания. А после того, как от «Кагуи» успешно отделились два малых спутника, их официально назвали «Окина» и «Оюна» в честь старика со старухой, в той же сказке приютивших у себя лунную принцессу.

JAXA Компьютерная модель японского аппарата «Кагуя», изображение: JAXA. Кадр из анимационного фильма «Сказание о принцессе Кагуя»/Studio Ghibli

Европейцы в любви к своей мифологии не одиноки. В начале космической эры корабли и миссии называли именами древнегреческих и древнеримских богов: первая пилотируемая программа США называлась «Меркурий», а в ходе программы «Аполлон» американские астронавты шесть раз высадились на Луне.

Но с тех пор NASA забыло Грецию и Древний Рим.

Древних европейских богов иногда вспоминают другие страны: те же японцы дали своему космическому паруснику имя ИКАРОС (Икар), которое по традиции является английской аббревиатурой: Interplanetary Kite-craft Accelerated by Radiation Of the Sun (межпланетный парусный аппарат, движущийся за счет солнечного излучения).

Корабли в честь кораблей

Кому свойственно: ESA, NASA

Нередко, называя новые аппараты, космические агентства увековечивают значимые морские суда прошлого. Например, европейский посадочный модуль «Бигль» назван в честь корабля, на котором путешествовал Чарльз Дарвин. В отличие от «настоящего» «Бигля» миссия его космического последователя провалилась: после неудачной посадки на Марсе он пропал и сравнительно недавно был найден орбитальными аппаратами.

ESA Посадочный модуль «Бигль» покидает аппарат «Марс-Экспресс», изображение: Medialab/ESA. Корабль «Бигль», на котором путешествовал Чарльз Дарвин, акварель Оуэна Стенли

Самые последовательные «почитатели» морского транспорта — шаттлы. Все космические челноки названы именами кораблей, которые чем-то прославились.

Первый шаттл, «Колумбия», носил имя парусника, на котором капитан Роберт Грей в 1972 году исследовал внутренние воды Британской Колумбии (сегодня территории штатов Вашингтон и Орегон). Следующий за ним «Челленджер» назвали в честь морского судна, совершившего первую глобальную океаническую научную экспедицию в 70-х годах позапрошлого века. Оба эти челнока потерпели аварию и взорвались. Шаттл «Дискавери» носит имя одного из двух судов знаменитого британского капитана Джеймса Кука. Второе судно Кука — «Индевор» — дало имя последнему из челноков. Четвертый по счету шаттл носит громкое и, казалось бы, ничего не значащее название «Атлантис» (Атлантида), был назван так в честь первого американского парусного судна, которое было специально построено в 1930 году для исследования биологии, геологии и физики моря.

Любопытно, что самый первый, пробный шаттл, прототип будущих челноков, который никогда не покидал пределов земной атмосферы, первоначально предполагалось пафосно назвать «Конституция» в честь 200-летия конституции США. Однако по результатам голосования зрителей страшно популярного в те времена сериала «Стартрек» он был назван «Энтерпрайз» (инициатива) — такое имя носили вымышленные звездолеты вселенной сериала.

«Звездные войны» тоже «поучаствовали» в названии реальных космических кораблей. Их знаменитый «Тысячелетний сокол» (Millenium Falcon) стал прототипом для серии ракет-носителей «Фалькон», созданных американской частной космической компанией SpaceX.

Lucasfilm Ракета-носитель «Фалькон-9», фото:CRS-6. «Тысячелетний сокол», кадр из франшизы «Star Wars»/Lucasfilm

Романтические названия

Свойственно: NASA, Япония, СССР/Россия

Очень часто корабли носят романтические имена. Например, «Нозоми» (надежда), японский зонд, отправленный к Марсу в 1998 году, знаменитые американские марсоходы «Спирит» (дух), «Опортьюнити» (возможность). Последние два летели в паре — имена им в 2003 году придумала в рамках традиционного конкурса NASA 9-летняя девочка Софи Коллинз. Кстати, родилась она в Сибири и была удочерена американской семьей из Аризоны.

Прямо сейчас ползающий по Марсу аппарат Curiosity (любопытство) был назван по итогам интернет-голосования. Предлагавшиеся варианты были сплошь поэтичными: Adventure (приключение), Journey (путешествие), Pursuit (стремление), Perception (восприятие), Wonder (чудо) и так далее.

Романтический флер улавливается и в именах обоих «Вояджеров» (путешественники), направившихся за границы Солнечной системы 30 с лишним назад. Причем это название выбрали сами организаторы миссии из NASA — проводить конкурс названий среди граждан тогда было не принято.

Человек и телескоп

Свойственно: NASA и ESA

В космонимике (несуществующая наука о названиях космических аппаратов) есть еще один набирающий силы тренд — присваивать кораблям имена великих людей. Именем французского астронома назван сатурнианский зонд «Кассини», именами Планка, Хаббла, Гершеля и Кеплера NASA окрестило самые знаменитые космические обсерватории и собирается продолжать эту традицию дальше: в 2018 году приступит к работе еще один американский космический телескоп «Джеймс Уэбб», носящий имя второго руководителя Американского космического агентства.

Европейцы предпочитают ученым деятелей искусства. Так, космический зонд «Джотто», который создавался для пролета мимо кометы Галлея, назван в честь художника Возрождения Джотто ди Бондоне, который изобразил эту комету на фреске «Поклонение волхвов». В том же тренде находится европейский грузовой корабль «Жюль Верн».

wikimedia Компьютерная модель зонда «Джотто», изображение: Andrzej Mirecki/Wikimedia, Джотто ди Бондоне «Поклонение волхвов»

Патриотические

Свойственно: Китай и СССР

Космическая эра началась с непримечательного «Спутника», и скромное название тут же разлетелось по всему миру, став из имени нарицательного именем собственным. Затем пошли «Востоки» и «Восходы», которые, по-видимому, символизировали начало космической эры и преимущество Востока перед Западом. Их сменили «Миры» и «Салюты», обозначавшие главные ценности советской идеологии.

wikimedia Модель корабля «Восток», фото: Георгий Елизаров/Wikimedia

Китай тоже страдает вирусом патриотизма. Взять хотя бы ракету-носитель семидесятого года «Дунфанхун» («Алеет Восток») и уже упоминавшийся «Чанчжэн» («Великий поход»), хотя в отношении последнего есть некоторые сомнения из-за многозначности названия.

Бюрократические

Свойственно: СССР/ Россия; ESA, Индия

Россия, Европа и отчасти Индия частенько называют свои космические аппараты сухо и бюрократически. Отправляя очередной аппарат к Луне, в СССР часто называли его просто «Луной» с соответствующим номером. Россия продолжила традицию: к Марсу пытался улететь «Марс» («Марс-96»), к Фобосу — «Фобос» («Фобос-Грунт») и так далее. Европейцы тоже склонны к казенным названиям: достаточно вспомнить зонды «Венера-Экспресс» и «Марс-Экспресс». Индия, недавно вошедшая в пул космических держав, тоже не чурается этой традиции и называет свои корабли без изысков, но на языке хинди, что придает названиям национальный колорит — «Чандраяан» (лунный корабль) и «Мангальяан» (марсианский корабль).

ESA Сборка аппарата «Марс-Экспресс». Фото: ESA

Одна из космических сенсаций МАКСа - новый пилотируемый космический корабль: на авиасалоне впервые представлен полномасштабный проектно-компоновочный макет его возвращаемого аппарата. О том, каким будет новый "звездолет", корреспонденту "РГ" рассказал президент-генеральный конструктор РКК "Энергия" им. С.П. Королева, член-корреспондент РАН Виталий Лопота.

Виталий Александрович, что представляет собой новый корабль?

Виталий Лопота: Он отличается от нынешних "Союзов". Стартовая масса корабля при полетах к Луне составляет около 20 тонн, при полетах к станции на низкой околоземной орбите - около 14 тонн. Штатный экипаж корабля - четыре человека, в том числе два космонавта-пилота. Габариты возвращаемого аппарата - длина (высота) около 4 метров без учета раскрытых посадочных опор, максимальный диаметр - около 4,5 метров. Длина всего корабля - около 6 метров, поперечный размер по развернутым панелям солнечных батарей - около 14 метров.

Макет возвращаемого аппарата близок к "настоящему"?

Виталий Лопота: Скажу так: он приближен к штатному изделию. Ведь какое назначение макета? Проверить и отработать технические решения по размещению и монтажу приборов и оборудования, по интерьеру гермокабины, обеспечению безопасности полета, эргономике, удобству и комфортности для размещения и работы экипажа. Посетители МАКСа смогут сравнить этот макет с возвратившимся из космоса спускаемым аппаратом современного корабля "Союз ТМА" (высота около 2,2 метра, максимальный диаметр около 2,2 метра).

На каком этапе сегодня работы по проекту нового корабля?

Виталий Лопота: Все идет по графику. Завершена экспертиза технического проекта корабля. На заседании Научно-технического совета Роскосмоса проект одобрен. Теперь на очереди выпуск рабочей документации и изготовление материальной части, в том числе макетов для экспериментальной отработки и штатного изделия для летных испытаний.

А чем отличается наш корабль, скажем, от американских "пилотников"?

Виталий Лопота: Из создаваемых американских кораблей в наибольшей степени готовности находятся Dragon и Orion. В ближайшее время к ним может присоединиться и грузовой Cygnus. Корабль Dragon предназначен только для обслуживания МКС. В связи с тем, что космические технологии для решения этой задачи достаточно отработаны, Dragon был создан относительно быстро и уже совершил несколько полетов в беспилотном грузовом варианте.

Задачи для корабля Orion более масштабные, чем у корабля Dragon, и во многом совпадают с задачами создаваемого российского корабля: основным назначением корабля Orion являются полеты за пределы околоземных орбит. Оба этих американских корабля и новый российский корабль имеют схожие компоновочные схемы. Эти корабли состоят из возвращаемого аппарата "капсульного" типа и двигательного отсека.

Сходство случайное?

Виталий Лопота: Конечно, нет. Это следствие единства взглядов американских и российских специалистов на обеспечение максимальной надежности и безопасности полетов при существующем уровне технологий.

Скажите, какие изменения внесены в проект в связи с пилотируемым полетом на Луну?

Виталий Лопота: Основное изменение связано с необходимостью обеспечения теплового режима возвращаемого аппарата при входе в атмосферу со второй космической скоростью. Если прежде расчеты производились для скорости около 8 км/сек, то теперь - на 11 км/сек. Новое требование по задаче полета привело к изменению теплозащиты аппарата. Кроме того, для обеспечения полета корабля к Луне на нем устанавливаются новые навигационные приборы, двигательная установка с двумя маршевыми двигателями тягой по 2 тонны каждый и увеличенным запасом топлива. Бортовые радиотехнические системы будут обеспечивать связь корабля до дальности примерно 500 тысяч километров. Следует заметить, что при полетах на низких околоземных орбитах, высоты которых не более 500 километров, дальность радиосвязи на два-три порядка меньше.

А правда, что разрабатывается вариант для сбора космического мусора?

Виталий Лопота: Корабль предназначен для полетов к Луне, транспортно-технического обслуживания околоземных орбитальных станций, а также для проведения научных исследований в ходе автономного полета по околоземной орбите. Программа таких исследований будет разрабатываться ведущими научными организациями страны. В нее могут войти и вопросы ликвидации космического мусора. Но вообще это отдельная задача, требующая соответствующей детальной проработки.

Сможет ли новый корабль лететь на Марс и астероиды?

Виталий Лопота: Не исключено, что корабль будет использован для транспортно-технического обслуживания межпланетных экспедиционных комплексов, доставки на них экипажей и возвращения их на Землю, когда эти комплексы находятся на околоземных орбитах. В том числе высоких.

Новый корабль будет уютнее для экипажа, чем "Союзы"?

Виталий Лопота: Безусловно. Хотя бы такой пример: свободный объем возвращаемого аппарата, приходящийся на одного космонавта, увеличится по сравнению с "Союзом" почти в два раза!

Когда начнутся наземные испытания макетов корабля?

Виталий Лопота: Уже в следующем году, после заключения государственного контракта с РКК "Энергия" на выпуск рабочей документации.

Какие новые материалы и технологии будут использоваться при создании нового корабля?

Виталий Лопота: В конструкции корабля много инновационных материалов: алюминиевые сплавы с повышенной в 1,2-1,5 раза прочностью, теплозащитные материалы с плотностью, которая в 3 раза меньше по сравнению с применяющимися на кораблях "Союз ТМА", углепластики и трехслойные конструкции, лазерные средства обеспечения стыковки и причаливания и т.д. Возвращаемый аппарат корабля создается многоразовым в результате реализации принятых технических решений, в том числе за счет вертикальной посадки на посадочные опоры.

От разработки крылатых космических кораблей специалисты отказались совсем? В чем преимущества несущего корпуса?

Виталий Лопота: Создание корабля по схеме "капсула" обусловлено техническим заданием Роскосмоса. В то же время после завершения программы "Шаттл" в США и нескольких странах мира снова активно развивается "крылатая" тематика (например, в США несколько многомесячных полетов на околоземной орбите выполнил беспилотный корабль Х-37В). В связи с этим РКК "Энергия" не исключает продолжения работ по "крылатой" тематике в будущем.

Серьезная проработка схемы "несущий корпус" проводилась в РКК "Энергия" по заданию Роскосмоса в рамках темы "Клипер". Потенциальные преимущества "несущего корпуса" заключаются в большем боковом маневре при спуске с орбиты, чем у капсулы, а также в несколько меньшем уровне перегрузок. Однако "платой" за это являются конструктивная сложность, связанная с необходимостью наличия аэродинамических управляющих поверхностей в дополнение к реактивной системе управления, а также сложность обеспечения торможения в атмосфере Земли при входе со 2-й космической скоростью. В то же время "несущий корпус", как и капсула, нуждается в парашютно-реактивной системе посадки.

Сколько кораблей будет построено и когда может состояться первый старт такого корабля?

Виталий Лопота: Мы предполагаем, что достаточно построить пять возвращаемых аппаратов с учетом многоразовости их использования и предполагаемой программы полетов. Двигательный отсек корабля является одноразовым, поэтому он будет изготавливаться для каждого полета отдельно. При наличии соответствующего финансирования первый беспилотный отработочный старт может состояться в 2018 году.

Как будет называться новый корабль?

Виталий Лопота: В настоящее время название выбирается. Каждый желающий может предложить свой вариант, из которых впоследствии будет принят самый удачный.

Раздаются призывы пересмотреть бюджет российской пилотируемой космонавтики. Мол, на нее расходуется слишком много - до 40-50 процентов бюджета Роскосмоса. Ваше мнение?

Виталий Лопота: Расходы на пилотируемую космонавтику - это "вложение в будущее", доступное только для самых развитых стран мира. Кроме того, давайте внимательно посмотрим: если сравнивать российский и американский бюджеты на пилотируемые программы, то наш на порядок меньше. Более того, расходы России в этой части уступают не только суммарным расходам различных ведомств США, но уже и расходам стран Западной Европы. Однако пилотируемая космонавтика - это не только старты и полеты пилотируемых кораблей и станций. Это во многом еще и поддержание в работоспособном высоконадежном состоянии наземной космической инфраструктуры и ее эксплуатация. Это поддержание и развитие ракетных и производственных технологий. Это научно-исследовательские, проектно-поисковые работы для обеспечения эффективной реализации действующих и формирования будущих космических программ, в том числе фундаментальные работы, которые находят приложение и в других областях человеческой деятельности.

Например, многие результаты работ Института медико-биологических проблем, полученные при решении задач обеспечения длительных полетов человека в космос, применяются для лечения болезней и послеоперационной реабилитации пациентов. Поэтому если все проанализировать, то "чистая" доля пилотируемой космонавтики в суммарном космическом бюджете России составляет не более 15 процентов.

Тормозить всегда легко, а конкуренты нам только скажут "спасибо". Тем более, что в России пилотируемая космонавтика уже приносит немалые валютные средства в бюджет: именно на российских кораблях "Союз" обеспечивается доставка зарубежных астронавтов на МКС и последующее их возвращение на Землю.

визитная карточка

Лопота Виталий Александрович возглавляет Ракетно-космическую корпорацию "Энергия" имени С.П. Королёва с июля 2007 года, являясь ныне ее президентом и генеральным конструктором. Он же - технический руководитель по лётным испытаниям пилотируемых космических комплексов и заместитель председателя Госкомиссии по таким испытаниям.

Родился в 1950 году в Грозном. Закончил Ленинградский политехнический институт (ЛПИ, ныне - университет) и аспирантуру при нем. Там же, с должности младшего научного сотрудника, началась его карьера исследователя и ученого: руководил кафедрой, отраслевой научно-исследовательской лабораторией, Центром лазерной технологии. В 1991 году стал директором и главным конструктором Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК).

С его приходом в РКК "Энергия" получили импульс работы корпорации, направленные на создание автоматических космических систем и средств выведения мирового уровня. Для российских и зарубежных заказчиков ведутся перспективные разработки специализированных спутников на базе универсальной космической платформы. Разрабатываются ракетно-космические комплексы нового поколения, в том числе сверхлёгкого класса, на основе заделов предприятия по теме "Энергия-Буран" и другим. Реализуется проект транспортного космического модуля с ядерной энергоустановкой.

В.А. Лопота - член-корреспондент РАН, доктор технических наук. Имеет свыше 200 научных трудов, около 60 патентов на изобретения. Является членом президентского Совета по науке, технологиям и образованию, а также Совета генеральных и главных конструкторов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!