Как понять когда пишется не и ни. Когда пишется "не" а когда "ни" с разными частями речи

Сегодня мы рассмотрим проблему правильного употребления частиц «не» и «ни». Первое, что следует запомнить — обычно «не» применяется для обозначения отрицания, в то время как «ни» — для его усиления.

Так, например, «не» нужно писать здесь: «я не знаю, о чем идет речь», в то время как «ни» нужно будет в такой фразе: «я не знаю ни о чем из того, о чем вы говорите». Как в первом, так и во втором примере имеется отрицательное сказуемое, в которое входит частица «не» — «не знаю», однако во втором случае имеется местоимение с «ни», которое и выполняет функцию усиления отрицания. Поэтому если в предложении имеется отрицательное сказуемое, то все подобные усилительные конструкции употребляются только с «ни»: «не видно ни души», «ни разу не слышал об этом». Это правило верно и для местоимений и наречий, с которыми «ни» пишется слитно: «никогда не встречался с ним», «никто не сможет переубедить меня».

«Ни» ставится и в том случае, если в предложении нет отрицательного сказуемого, но оно подразумевается: «на небе ни звездочки». «Ни» (но не «не») может употребляться и для усиления утвердительного смысла: «Как мы ни уговаривали его, он не соглашался», «Кого ни спроси, каждый готов высказать свое мнение».

Если нужно написать предложение, где отрицательная частица повторяется, то в этом случае нужно использовать «ни»: «Здесь ни грузовик, ни трактор не проедет», «Музыка играла ни тихо, ни громко». В этом случае «ни» может быть заменена сочетанием «и не»: «Музыка играла и не тихо, и не громко», поэтому употреблять перед «ни» союз «и» не нужно (хотя это и не возбраняется). Двойное «ни» входит в некоторые устойчивые словосочетания: «ни рыба ни мясо», «ни жив ни мертв», «ни то ни се». Заметьте, в этих примерах перед вторым «ни» запятая не ставится.

Кроме того, «ни» пишется в сочетаниях: «во что бы то ни стало», «откуда ни возьмись», «как ни в чем не бывало» и т.д.: «Было решено во что бы то ни стало провести акцию протеста», «Отряхнувшись, Барсик как ни в чем не бывало побежал дальше». «Не» пишется в следующих сочетаниях: «едва ли не», «чуть ли не», «далеко не», «отнюдь не», «нисколько не», «ничуть не», в союзах «не то… не то», «не то чтобы… а»: «Это далеко не так очевидно, как кажется», «Василий Петрович не то не услышал, не то не понял моего вопроса».

И, наконец, последнее: чтобы понять, какую частицу писать в сочетаниях типа «как бы ни» — «как бы не», «сколько ни» — «сколько не» и подобных, нужно разобраться, к чему именно примыкает эта частица. Если к союзу — тогда пишется «ни», если к сказуемому — то «не». Проверить это достаточно просто: в первом случае сочетание можно опустить без изменения смысла, во втором — нельзя. Например: «Не кто иной, как Иванов, выполнил это задание» (можно оставить просто: «Иванов выполнил это задание», смысл тот же) и «Никто иной не мог выполнить это задание» (здесь ничего опустить нельзя).

"Не с разными частями речи" - одна из тем в русском языке, которые всегда вызывают затруднения. И дело здесь не столько в сложности самой темы, сколько в объёме информации, которую нужно запомнить: для существительного не всегда подойдут правила, используемые для глагола, а пытаться определять слитное и раздельное написание причастия по аналогии с глаголом - вообще одна из грубейших ошибок! Что же делать, чтобы быть уверенными в своих знаниях и не ошибаться?

Частица и приставка

Для начала нужно чётко разграничить частицу не и приставку не- . Частица всегда пишется раздельно, приставка же выделяется соответствующим знаком при морфемном разборе слова и является его структурной частью. На основе этого строится общее правило: не с разными частями речи пишется слитно, если данное слово без не просто не употребляется (ненавидеть, ненастье, непобедимый, нежданный и т. п.). Обнаружить такие слова в тексте отнюдь не сложно, поэтому с ними трудностей обычно не возникает.

Правописание с существительными, прилагательными и наречиями

В одну большую группу объединяются существительные, прилагательные и наречия, оканчивающиеся на (холодно, быстро ). Правописание частиц не с разными частями речи в данном случае целиком и полностью совпадает.

Итак, не пишется раздельно:

  1. Если есть противопоставление с союзом а (не горячо, а холодно; не друг, а враг; не свежий, а чёрствый ).
  2. Со словами отнюдь, вовсе, далеко (отнюдь не осторожность; вовсе не холодный; далеко не просто ).
  3. При двойном отрицании (ни для кого не ново; никому не интересная новость ).
  4. При отрицании двух признаков подряд (не высок и не низок ).

Слитное написание не- с разными частями речи возможно в двух случаях:

  1. Если можно подобрать синоним без не- (недруг - враг, недалёкий - близкий, немного - мало ).
  2. Если употреблен союз но в сочетаниях наподобие неглубокая, но быстрая . Союз но является противительным, однако в отличие от союза а он может означать не противопоставление, а сопоставление не взаимоисключающих признаков.

Причастие

Продолжаем изучать правописание частиц не с разными частями речи. Правило, касающееся причастия, смело можно назвать одним из самых противоречивых, потому что именно с ним обычно возникают наибольшие трудности. Но попробуем разобраться.

Слитно не- с причастием пишется в таких случаях:

  1. Если нет зависимого слова (непросохшая трава ; невыполненное задание ).
  2. Если нет противопоставления (непрочитанная книга ; неизданная рукопись ).
  3. С наречиями меры и степени очень, крайне, абсолютно, почти, совсем, чрезвычайно, совершенно, весьма (крайне необдуманное решение ; почти ненарушенный порядок ).
  4. Если причастие образовано от глагола с приставкой недо- (недопонятый, недомытый ).

С раздельным написанием не тоже несложно разобраться:

  1. Если есть зависимое слово (не написанное (как?) вовремя сочинение; не пришедший (когда?) сегодня ученик ).
  2. Если имеется противопоставление (не придуманный, а реальный сюжет ).
  3. Если причастие имеет краткую форму (история не выдумана, книга не прочитана ).

Только раздельно!

Существует несколько ситуаций, в которых возможно только раздельное написание не с разными частями речи. Некоторые из них являются своеобразными правилами и заучиваются детьми в начальной школе, другие же практически не встречаются.

  1. Со словами, которые пишутся через дефис (не по-товарищески, не юго-восточный ).
  2. С прилагательными в сравнительной степени (не лучше, не хуже ).
  3. С относительными, притяжательными прилагательными, а также прилагательными вкуса и цвета (не зимний; не мамин; не чёрный ).
  4. С числительными (не один, не второй ).
  5. С глаголами (не пошёл, не смог ).
  6. С деепричастиями (не умея, не думая ).
  7. Со служебными словами: предлогами и частицами (не только, не с ним, не из-за него ).

В дополнение к четвёртому пункту: очень важно не путать причастие и прилагательное, потому что в случае краткого прилагательного правописание не будет подчиняться другим правилам. Сравните: девушка талантлива и образованна и группа образована . В первом случае на то, что слово образованна является прилагательным, указывает стоящее рядом слово той же части речи, к тому же по смыслу понятно, что это не деепричастие (девушку не образовали, а она умна). Во второй же ситуации видно, что группу кто-то создал, образовал, т. е. она образована . Следовательно, обусловлено различное правописание не разными частями речи, к которым относятся омонимичные слова.

Местоимения

Рассуждая о правописании не с разными частями речи, остановимся на личных и отрицательных местоимениях. В случае с ними всё очень просто: если есть предлог - пишется раздельно (не с кем ), если же его нет - слитно (некогда ).

Недо- и не до

Один из самых сложных пунктов этого правила - правописание глаголов с приставкой недо- и глаголов с частицей не и приставкой до- . Имеются в виду слова вроде недоедать и не доедать , которые на первый взгляд абсолютно одинаковы, но с точки зрения грамматики писаться должны по-разному.

Приставка недо- обозначает законченное действие, результат которого не соответствует норме (некоторые лингвисты говорят, что любое слово с этой приставкой обозначает что-то плохое): недоедать (есть мало), недооценивать (недостаточно высоко ценить), недоговаривать (скрывать правду).

В свою очередь, частица и приставка характеризуют прерванное действие: не доесть (не успеть закончить трапезу), не договорить (не закончить речь), не доплыть (не закончить плавание) .

На первый взгляд всё не так уж и сложно, но иногда возникают ситуации, когда выбрать между двумя вариантами непросто.

Не против ни

Другая спорная тема - "Правописание не и ни с разными частями речи". Благо здесь не так много нюансов, так что разобраться в правилах будет несложно.

Частица не употребляется для:

  1. Выражения отрицания (не понял, не мой ).
  2. Под ударением в местоимениях (нѐкому, нѐкогда ).

Тогда как частица ни :

  1. Усиливает отрицание (не было видно ни света, ни дома )
  2. Употребляется не под ударением в местоимениях (никтó, никогдá )
  3. Используется в сложноподчинённых предложениях для усиления утверждения (куда бы мы ни поехали, нас везде встречали радостно ).

В принципе, всё не так уж и сложно, некоторые задания подобного плана выполняются исключительно на уровне интуиции, но всё же знание теории может существенно облегчить задачу.

Повторяем

Для того чтобы закрепить правило, лучше повторить весь материал. Важно понимать, какие образуются сочетания с не разными частями речи. Таблица поможет вспомнить всё самое главное.

Раздельно

Существительные, прилагательные, наречия на

1. Синоним без не-

2. Не употребляющиеся без не-

1. Противопоставление с союзом а

2. Отнюдь не, вовсе не, далеко не

3. Двойное отрицание

Причастия

1. Без зависимого слова

1. С наречиями меры и степени

2. С зависимым словом

Прочие части речи

1. Со словами, которые пишутся через дефис

2. С глаголами и деепричастиями

3. С краткими причастиями

4. С притяжательными, относительными прилагательными, прилагательными цвета

5. С числительными

6. Со служебными словами

Заключение

В принципе, на этом можно закончить разговор о правописании не с разными частями речи. Это правило включает в себя множество подпунктов, каждый из которых делится ещё на несколько других - запоминать придётся действительно много. Но, с другой стороны, кое-где встречаются перекликающиеся моменты, благодаря которым, конечно, разобраться будет гораздо легче. Главное - желание, терпение и практика, а остальное придёт уже само.

Написание не с разными частями речи зависит от того, является ли не частью слова (приставкой) или отдельным словом – отрицательной частицей. Приставка не- пишется слитно со следующей за ней частью слова, частица не пишется раздельно со следующим за ней словом. Сравните, например: Не казнь страшна – страшна твоя немилость (П.); Нелёгкий жребий, не отрадный / Был вынут для тебя судьбой, / И рано с жизнью беспощадной / Вступила ты в неравный бой (Тютч.).

Трудность для пишущего заключается в разграничении частицы и приставки. Правила построены так, чтобы помочь пишущему разграничить приставку не- и частицу не и на основе этого выбрать слитное или раздельное написание.

Частица не выражает отрицание, не создавая нового слова, тогда как с помощью приставки не- создается слово, сравните: Не опытность тому причина, а расчётливость и К беде неопытность ведёт (П.).

Со словами одних грамматических разрядов не может быть написано только раздельно, со словами других разрядов – и слитно, и раздельно. Кроме того, существуют условия, определяющие только слитное написание не вне зависимости от грамматического разряда слов. Только раздельно пишется отрицание не , относящееся к целому словосочетанию.

Слитное написание НЕ

Вне зависимости от грамматической принадлежности слова отрицание не пишется слитно в следующих случаях.

1. Если после не , имеющего отрицательный смысл, следует часть слова, отдельно (без не ) в качестве самостоятельного слова не существующая, например:

Существительные: небылица, неваляшка, невежество, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь ;

Прилагательные (а также образованные от них наречия на о ): небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно ;

Глаголы: невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся ;

Наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто .

2. Если часть слова без не в самостоятельном употреблении имеет другое, не связанное с данным словом значение , например: неведение (‘неосведомленность’; ведение означает ‘сфера деятельности’, сравните: в его ведении находилось… ); недостаток (‘изъян’; достаток означает ‘зажиточность, отсутствие нужды’); несчастье (‘беда’, а не ‘отсутствие счастья’), неважный (‘плохой’; важный означает ‘гордый’ и ‘значительный’); недалёкий (‘не очень умный’; далёкий означает ‘находящийся на большом расстоянии’); недоставать (в значении ‘недостаточно’), неприятель (‘враг’). Сравните также: небывалый случай, неверный свет, невероятное событие, невозможный характер, невольная ложь, негодный мальчишка, немедленный отклик, непосредственная реакция; неровность (в значении ‘неровное место на поверхности’); недаром (в значении ‘не напрасно’).

3. В составе приставок недо- и небез- (небес- ):

недо- со значением неполноты, недостаточности по сравнению с нормой, например: недовес, недоделка, недомерок, недооценка, недочёт; недоспелый, недоразвитый; недовыполнить, недодать, недоедать, недополучить, недосказать, недосмотреть, недосолить, недоспать, недосчитаться ;

От глаголов с приставкой недо- следует отличать глаголы с приставкой до- и предшествующей частицей не (такие глаголы с частицей не обозначают не доведенное до конца действие). Сравните: Недосмотрел за ребёнком и Не досмотрел до конца пьесу; Они хронически недоедают и Он обычно не доедает свою порцию .

небез- (небес- ) со значением умеренной, но достаточно значительной степени признака, например: небезызвестный (‘довольно известный’), небезосновательный, небесполезный (‘довольно полезный’), небесплодно (‘довольно результативно’).

Раздельное написание НЕ

Отрицание не пишется раздельно в следующих случаях.

1. Со всеми формами глаголов :

а) с инфинитивом и спрягаемыми формами, например: не знать, не знаю, не знаете, не знал, не знали, не торопишься, не торопимся, не торопись, не нравится, не повезло ;

б) с краткими формами причастий, например: не использован, не накрахмалено, не откупорена, не разработаны, не закрыто, не занят, не выпито ;

в) с деепричастиями, например: не желая, не отвлекаясь, не спеша, не шутя, не успев, не встретившись .

От деепричастий с частицей не следует отличать:

а) наречие немедля (‘сразу, тотчас’), сравните: Немедля приступил к делу и Не медля с ответом, он сел за письмо ;

б) сложные предлоги несмотря на, невзирая на , сравните: Пришел, несмотря на трудности и Шел, не смотря по сторонам ; в) союз несмотря на то, что .

2. С числительными и счетными существительными , например: не один, не два, не пять, не оба, не шестой, не сто, не тысяча, не миллион .

3. С местоименными словами , например: не я, не мне, не ты, не тебя, не он, не тот, не мой, не наше, не их, не кто-нибудь, не такой, не каждый, не всякий, не столько, не так, не всегда, не везде, не своим голосом, сам не свой .

4. С прилагательными, употребляющимися только в краткой форме : не рад, не должен, не горазд .

5. С наречиями (кроме образованных от прилагательных с помощью суффикса ), а также с неизменяемыми словами, употребляющимися в роли сказуемого , например: не вблизи, не вовремя, не вполне, не вправе, не впрок, не всерьёз, не вскользь, не вчера, не досыта, не завтра, не зря, не иначе, не навек, не навсегда, не нарочно, не очень, не позади, не полностью, не сегодня, не слишком, не сверху, не сразу; не жаль, не замужем, не зазорно, не надо .

Есть немногочисленные исключения из этого правила: наречия невдалеке, некстати, незадолго, ненадолго, ненамного могут писаться и слитно, и раздельно.

6. С любыми словами, пишущимися через дефис, например: не торгово-промышленный, не научно-исследовательский, не конференц-зал, не социал-демократ, не по-товарищески, не по-русски, не по-нашему .

7. С любыми сочетаниями слов :

а) с сочетаниями, состоящими из знаменательных слов (в этих случаях отрицание относится не к тому слову, которое следует за не , а к целому словосочетанию), например: не кандидат наук, не гражданин России, не научный сотрудник, не специалист в области филологии, не прямо пропорциональный ;

б) с предложнопадежными сочетаниями, напр.: не для детей, не ради славы, не у них, не по пути, не без основания, не под властью, не по совести, не из робких, не о войне, не в духе, не в состоянии, не в своем уме, не к лицу, не под силу .

Слитное/раздельное написание НЕ

С существительными, прилагательными (полными и краткими формами и формами сравнительной степени), с наречиями на , полными формами причастий не может писаться как слитно, так и раздельно.

отрицание не пишется раздельно в следующих случаях .

1. В составе конструкций с противопоставлением : не… а, не… но, …а не… В таких конструкциях не может быть только отрицательной частицей, например:

Не счастье, а просто везенье; Сказал не правду, а полуправду (сравните: Сказал неправду ); Не любовь, а увлечение (сравните: Его нелюбовь к животным );

Не хороший человек, а скорее дурной (сравните: Нехороший он человек ); Заглавие причудливое, а не оригинальное (сравните: Неоригинальное заглавие ); Не простое яичко, а золотое (сравните: Непростой вопрос ); Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Он находчив, а не хитёр; Новый приговор не справедливее, а лишь суровее ;

Ты поступил не плохо, а ужасно; Разобраться в этом не просто, а очень просто .

Так же пишется частица не в конструкциях с противопоставлением и при отсутствии союза а , например: Это не развлечение, это урок; Не приятное – захватывающее зрелище; Не дорог подарок – дорога любовь; Он действует не энергичнее – суетливее .

Следует отличать подобные конструкции от противопоставления иного рода, при котором союзы а и но близки по значению к хотя, все-таки, тем не менее , например: Река была неширокая, но полноводная; Он некрасивый, но умный; Она невысока, но стройна; Недорогой подарок, но приятный; Некрасивый, а симпатичный; Неглупый, а скучный . Здесь не отрицается, что река была широкая, что он красивый и т.д., а утверждается, что река неширокая, что он некрасивый и т.д.

2. В составе конструкций, усиливающих отрицание:

а) со словами вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не , например: Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уникален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа ;

б) с отрицательными местоименными словами : нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т.п., например: Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры ;

в) с союзом ни… ни , например: Ни хозяевам, ни гостям не известный мужчина; Не нужный ни мне ни тебе .

Конструкции, усиливающие отрицание, следует отличать от конструкций, подчеркивающих утвердительное значение.

3. В сочетаниях едва ли не…, чуть ли не…, разве не…, не далее как…, не позже чем…, не раньше чем…

С существительными, прилагательными, наречиями на отрицание НЕ пишется слитно в следующих случая х

1. Если слово с не можно заменить близким по значению словом без не . Такая возможность говорит о том, что не – приставка, образующая особое слово, например: невмешательство (нейтралитет), неправда (ложь); несерьёзный (легкомысленный), нездоровый (болезненный), неглубокие знания (поверхностные), недружелюбный (враждебный); негромко (тихо), нередко (часто), нелегко (трудно), неблизко (далеко), немало (много).

2. Если существительные и прилагательные в сочетании с не обозначают непринадлежность к какому-либо разряду лиц или явлений , например: неврачи, нефраниузы, немарксисты, нехристиане, неспециалисты, немосквичи, нерусские, недемократы, непоэты, нетермины, неметаллы, нестихи; Нерусский взглянет без любви / На эту бледную, в крови, / Кнутом иссеченную музу (Некр.); Неврач не разберётся в этом; Неспециалистам доклад понравился; Неегиптолог его не поймёт; Нематематику не решить этой задачи; Нелингвист не напишет такой диктант; неакадемические институты, непищевые добавки, невоенные отрасли .

3. Если перед существительным с не имеется определение или предлог. Наличие этих слов является признаком того, что не с данным существительным образует единое слово, например: Уволен за невыход на работу; Во всём виновато вечное моё невезение; К нерасчётливости прибавилась и всегдашняя его нерешительностъ; Все знают о её невоспитанности; Дремлю на балах я, / До них смертельный неохотник (Гр.).

4. Если при прилагательном, а также при наречии на имеются слова очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно (довольнотаки ), достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени – слова со значением степени проявления признака, подчеркивающие утверждение , например: очень недобросовестная работа, спал очень неспокойно, стал крайне неактивен и нерасторопен, отвечал крайне невразумительно и неудовлетворительно, весьма незаурядный, весьма необдуманно, чрезвычайно неотзывчивый человек, чрезвычайно неприятно, явно нецелесообразная затея, довольно неудачный финал, достаточно непротиворечиво, вопиюще неграмотный, исключительно неблагоприятные обстоятельства, в высшей степени неприлично .

Однако такие слова, как абсолютно, совершенно , могут употребляться и в сочетаниях этого типа (подчеркивая утверждение), и при словах, пишущихся с не раздельно. Сравните, например: абсолютно (совершенно) неудачное выступление и он человек абсолютно (совершенно) не старый (возможно синонимичное сочетание вовсе не старый).

5. Если при форме сравнительной степени прилагательных и наречий имеются уточняющие наречия , например: ещё неинтереснее, гораздо некрасивее, намного неприятнее, всё недоступнее, чуточку непонятнее , а также если форма сравнительной степени употребляется в отрицательных конструкциях типа: нет ничего неудачнее, чем… или в конструкции с союзами чем… тем , например: чем незамысловатее, тем лучше; чем дальше, тем неутешительнее .

От ряда прилагательных с приставкой не- и соответствующих наречий формы сравнительной степени не образуются. К ним относятся образования с не- от слов, имеющих формы с суффиксом и -ше (например: небогатый, непростой, негромкий, нетонкий, недалеко ), с ударным суффиксом -ее (например: несильный, неясный, несложный, невесело ). Поэтому обычны написания не богаче, не проще, не громче, не дальше, не сильнее, неяснее, не веселее .

Однако очень редко формы сравнительной степени от таких образований с не- встречаются, например: Плывучий призрак сделался ещё неяснее (П.); Непроще, скрытнее его не было малого во всех Извалах (Бун.).

Во всех прочих случаях при отсутствии в контексте слов, помогающих распознать отрицание или утверждение и, следовательно, отличить частицу не от приставки не- , пишущий должен проверить, какие слова – усиливающие отрицание или подчеркивающие утверждение – возможны по смыслу в данном контексте.

При возможности подстановки слов, выражающих противопоставление или усиливающих отрицание (вовсе, отнюдь и др.), не пишется раздельно, например: Путь туда (отнюдь) не далёкий; Погода была (нисколько) не жаркая; Он (далеко) не спокоен; Они (ничуть) не виновны; Живут они (вовсе) не богато; Признаться в своей ошибке (вовсе) не унизительно; Уехал, но (отнюдь) не надолго; Может быть, (вовсе) и не плохо, что он туда не попал; Разобраться в этих правилах (ничуть) не легко .

При возможности подстановки слов, подчеркивающих утверждение (очень, достаточно и др.), не пишется слитно, например: Путь туда (очень) недалёкий; Живут они (весьма) небогато; Погода была (достаточно) нежаркая; Он (очень) неспокоен; Они (явно) невиновны; Уехал, но (очень) ненадолго; Может быть, (очень) и неплохо, что он туда не попал; Разобраться в этих правилах (весьма) нелегко .

В отличие от причастий, при любых зависимых словах (кроме слов, усиливающих отрицание) написание таких прилагательных с не остается слитным, например: несвойственная ей роль, незнакомый мне человек, неизвестные ранее стихи, непохожий на сестру мальчик, несклонный к хвастовству, в недоступных для детей местах, остров давно необитаем .

Таким образом, пишущий должен отдавать себе отчет в том, что он хочет выразить: отрицание признака – и тогда написать не отдельно от следующего слова (например: он не здоров, не важно, не редки случаи, не случайно, не существенно, не удивительно, не демократическим путём ) или утверждение признака – и тогда написать не слитно (сравните: он нездоров, нередки случаи, неважно, неслучайно, несущественно, неудивительно, недемократическим путем ). От выбора написания будет зависеть и понимание написанного читающими.

С полными формами причастий отрицание не пишется раздельно :

а) если при них имеются зависимые слова , например: человек, не гнушающийся никакими средствами; не ведающий, что творит; не заботящийся о пропитании; друзья, не видевшиеся много лет; не подтверждаемая фактами версия; не признанный современниками гений; не опознанный наземными службами объект; не связанный обязательствами; не обязанный подчиняться; не растроганный её слезами; давно не стиранное платье; с весны не крашенная крыша ;

б) в составе конструкций с противопоставлением или конструкций, усиливающих отрицание, например: это не законченная работа, а какие-то наброски; не знающий, а лишь догадывающийся; не воюющие, а мирно соседствующие страны; не уважаемый – любимый; отнюдь не успокоенный, нимало не смущённая, нисколько не обрадованный, никем не замеченный, никогда не унывающий, никем не любимый .

С полными формами причастий отрицание не пишется слитно:

а) при отсутствии зависимых слов , например: невооружённые солдаты, нераспечатанное письмо, невозвращённые ценности, неработающие пенсионеры, невоюющие стороны, нераспустившийся цветок, нереализованное преимущество, недоказанная теорема, незавершённый роман, непризнанный гений, неопознанный объект, незакрытая дверь, неполитые растения ;

б) в составе конструкций, подчеркивающих утверждение, например: крайне незаслуженное порицание, весьма необдуманный поступок, явно необоснованные требования .

Правописание НЕ и НИ с различными частями речи.

Частица НЕ – частица отрицания (не говорю, невесёлый, несправедливость,неглубоко)

Частица НИ – частица усиления (Сколько я ни говорил, мне всё равно не верили)

Правописание частицы НЕ с именами существительными

Первое, на что нужно обратить внимание, употребляется ли данное существительное

Второе, если существительное без данной частицы не употребляется,оно пишется с нею слитно: Ненастье, незабудка, ненависть, неумение, негодование, невежа.

Третье , если устанавливаем,что существительное без частицы НЕ употребляется, то обращаем внимание на признаки противопоставления.

Признак явного противопоставления – союз а.

Признаки подразумеваемого противопоставления – это усилительные отрицания

Далеко не

Отнюдь не

Вовсе не

Нет, не

Например:

Это неправда, а ложь

Это далеко не правда

Это отнюдь не правда

Нет, это не правда

Это вовсе не правда

Это неправда.

В химии изучаются металлы и неметаллы.

На конференции присутствовали литераторы и нелитераторы.

Примечание:

В пословицах и афоризмах НЕ с существительными пишется раздельно:

Жизнь прожить – не поле перейти.

Бедность не порок.

Правописание НЕ с именами прилагательными.

Правила смотри выше!

Всегда слитно:

Неумолчный шум. Нелепая история. Небрежный почерк. Неуклюжий медвежонок. Остров неприступен.

Не правильное, а ошибочное решение. Далеко не правильное решение. Нет, не правильное это решение. Вовсе не правильное это решение. Это решение неправильное. Очень нелёгкая задача. Совершенно ненужная книга. Абсолютно неинтересный фильм. Чрезвычайно неприятный случай.

Примечание № 1

Наличие пояснительных слов не влияет на написание частицы НЕ ,за исключением тех,в составе которых есть частица НИ . Такие слова требуют раздельного написания частицы НЕ, например:

Ненужная нам встреча. Никому не нужная встреча. Нелёгкая для учеников задача. Нисколько не интересный фильм. Ничуть не занимательная история.

Ещё раз проверим себя:

Не нужная, а лишняя встреча. Далеко не нужная встреча. Отнюдь не нужная встреча. Нет, не нужная эта встреча. Совершенно ненужная друзьям встреча. Совсем никому не нужная встреча.

Примечание № 2

Краткие прилагательные,имеющие полную форму,пишутся с НЕ так же, как и полные:

Вопрос неясен. Вопрос далеко не ясен. Нет, не ясен этот вопрос. Вопрос совершенно неясен.Этот вопрос никому не ясен. Этот вопрос неясен студентам. Внук вовсе не чуток к бабушке. Он не чуток, а груб к бабушке. Река неглубока.

Примечание № 3:

В пословицах и афоризмах НЕ с прилагательными пишется раздельно, например:

Собирать грибы – дело не простое.

Жизнь, увы, не вечный дар! (Пушкин)

Правописание НЕ с наречиями

Правила смотри выше!

Он поступил неосторожно. Мне вовсе не весело. Ему сейчас не легко, а трудно. Нетрудно подсчитать. Здесь совсем неглубоко. Здесь совсем неглубоко. Нет, не серьёзно он занимается. Мне нескучно.

Запомнить наречия:

не всюду не жаль не совсем

не там не скоро не сразу

не здесь не вполне не так

не всегда не зря не шутя

не впервые не иначе не оттуда

не слишком не случайно Не к спеху

не прочь не спеша Не по себе

не очень не только не по плечу

Правописание НЕ с глаголами и деепричастиями.

Всегда слитно:

недоумевать недоумевая

Невзлюбить невзлюбив

Ненавидеть ненавидя

Негодовать негодуя

Во всех остальных случаях глаголы и деепричастия, как правило,пишутся с частицей НЕ раздельно,например:

Не знаю, не видел, не приду, не придёт, не было, не считая, не понимая, не встретив, не получив и т.д.

Обоснуем выражение «как правило».

НЕ – частица

(действие, не доведённое до конца)

Приставка недо

(действие ниже нормы)

Он не доел кашу.

Не досмотрел фильм до конца.

Не дослушал песню и ушел.

Ленинградцы недоедали, недосыпали.

За ребёнком недосмотрели.

Старик недослышал.

Правописание НЕ с причастиями.

Всегда слитно:

несокрушимый

неугасимый

непобедимый

негодующий

недоумевающий

Частица НЕ с причастием пишется слитно, если оно одиночное,и пишется раздельно, если причастие с зависимыми словами, т.е. в составе причастного оборота,например:

непроверенные работы

не проверенные преподавателем работы

ненаписанная сказка

ещё не написанная сказка

Запишем ещё примеры:

Незамеченный батальон; батальон, не замеченный противникам; не заботившаяся о подругах девочка; пшеница, ещё не созревшая;несозревшая пшеница;не освещённая солнцем роса;тишина невозмущаемая;верующий и не верующий в Бога.

Примечание № 1

Не с причастиями пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом А ,например:

не исправленные, а подчёркнутые ошибки

не прочитанные, а просмотренные книги.

не отправленное, а оставленное на столе письмо .

Примечание 2

НЕ пишется раздельно с краткими причастиями, например:

Работа не закончена; письмо не отправлено; книга не прочитана; поле не мерено, овцы не считаны; рис в пирожках недоварен.

Примечание 3

Слова с суффиксами ЕМ , ИМ могут быть отглагольными прилагательными и причастиями. Если есть пояснительное слово в Т.п. ,то это будет причастие , и при наличии такого пояснительного слова будет писаться с НЕ раздельно.

Если нет пояснительного слова в Т.п ., то это прилагательное, и рассматривать его надо исходя из правила правописание НЕ с прилагательными, например:

нелюбимый ребёнок

не любимый родителями ребёнок

нелюбимый в детстве ребёнок

вовсе не любимый ребёнок

нет, не любимый это ребёнок.

Запишем ещё примеры:

Неизменяемые части речи; отнюдь не изменяемые части речи; неосязаемые результаты; совершенно неосязаемые результаты; невыносимый за скобку множитель; незаменимый на данной работе сотрудник; нерастворимый в воде элемент; не видимые простым глазом звёзды; эти методы работы неприменимы в теперешних условиях; не растворимый ни в какой жидкости элемент; ни с чем не сравнимая красота;не проницаемая ни для воды,ни для воздуха оболочка;ни в чём не различаемые детали;эти трудности ни при каких условиях не устранимы;этот остаток ни в чём не растворим.

Правописание НЕ и НИ с местоимениями и наречиями

В отрицательных местоимениях и наречиях НЕ пишется под ударениям, а НИ в безударном положении,например:

никЕм – нЕкем нигдЕ– нЕгде

ничЕм – нЕчем никогдА - нЕкогда

никогО– нЕкого никакОй

ничегО – нЕчего никудА - нЕкуда

ничтО – нЕчто ниоткУда – нЕоткуда

Если местоимение или наречие разбивается предлогом, то всё пишется раздельно,т.е. в три слова,и принцип ударения при этом сохраняется, например:

ни ради чегО - ни для когО

ни к комУ - нЕ к кому

ни с кЕм – нЕ с чем

ни о кОм – нЕ о ком

ни о чём – нЕ о чем

Запомнить:

ни один – в значении «никто»

не один раз – в значении « много»

не раз – в значении « никогда»

немало – в значении « много»

нимало не волнует - в значении «ничуть»

Правописание частицы НИ

Частица НИ пишется :

1.при глаголе для усиления его смысла, например:

Сколько ни говори а мы всё равно не поверим.

Как ни спешила она, а разговор затянулся.

Где бы мы ни плавали, всегда помним о родных берегах.

2.в отрицательном предложении для усиления отрицания при перечислении, например:

Ах, я не верю ничему: ни снам,ни сладким уверениям, ни даже сердцу твоему.

Природы блеск не возбудил в груди изгнанника бесплодной ни новых чувств,ни новых сил.

Ни шороха, ни звука не доносилось из заснувшего зала

3. в устойчивых выражениях , например: ни рыба ни мясо,ни свет ни заря,ни поздно ни рано, ни много ни мало,ни два ни полтора, ни то ни сё ,ни дать ни взять

Примечание

1.Восклицательный или вопросительный знаки в конце предложения «меняют» частицу НИ на НЕ , например:

Откуда только не получал он писем!

Где не бывал он, по каким дорогам не ходил!

И кто их не обижал?

2.В выражениях «не кто иной»,»не что иное» НЕ является частицей и пишется раздельно, если есть союз КАК ,например:

2.Учитель был не кто иной, как Дубровский.

Честолюбие не что иное, как жажада власти.

Никто иной, кроме Антона Пафнутьевича, не знал об этом.

Диктант

Страх

Я немало постранствовал по свету, подолгу бродил по степи, не встречаясь ни с кем; но сколько я ни ездил,как ни темны бывали безлунные ночи, мне ни разу не случалось сбиться с дороги. Как- то выходило так, что я всегда вовремя доезжал до жилья. Случай ли выручал меня или собственная предосторожность, как бы то ни было, но в течение ряда лет я не раз благополучно избегал опасности.

И всё-таки однажды буран застал меня в степи, и я узнал все его ужасы. Местные жители уговаривали меня, они чего только не сулили мне в случае метели: « Обожди, переночуй, нельзя ехать на ночь!» Но я был молод, неосмотрителен, очень спешил, и ничьи доводы не производили на меня никакого впечатления.

Несмотря на предупреждения, мы выехали и попали в беду. Чтобы понять, что такое буран, надо самому его пережить так же, как пережил я.

Сердце невольно замирает у самого сильного, смелого человека; кровь застывает,и не от холода,потому что стужа во время бурана никогда не бывает очень сильной, а смотришь вперед: нет дороги ни взад ни вперёд,ни огонька, ни звука. Кажется, что огромные, взлохмаченные сугробы, как страшные чудовища,окружили тебя и ты никогда уже не выйдешь из их холодного царства.

Словарный диктант

Недурной вкус; незадолго; незамужняя; незачем спрашивать; не за чем укрыться от ветра; незлобный,но придирчивый;нейдёт на ум; не идёт учиться; некстати; не меньше; не более; не менее; немудрено заметить; не мудрствующий лукаво; не навсегда; не надо; не покладая рук; несдобровать; говорил не смотря ни на кого; несмотря на жару,несолоно хлебавший,неужели, не хватает места; не хватило денег; не яркий,а бледный тон; неясный,но тёплый день; ни больше ни меньше; ни за что ни про что; ни конца ни края, ни себе ни людям, ни с того ни с сего; ни туда ни сюда, увидел не кого иного,как однокурсника, никого иного не увидел; сообщил не кому иному,как декану; никому иному нельзя доложить; здание было не чем иным,как университетом;никак невозможно;нечем заняться;небольшое, но яркое облако; лицо незлое,но бесстрастное; ничем иным это не мотивировалось; ни к чему ему всё ;нипочём;я здесь ни при чём; никем непобедимый;деревни как не бывало; я не могла там не бывать; как ни в чём не бывало; не один товарищ думал так;ни один не подумал об этом; во что бы то ни стало; бежит она,что ни есть духу;не медля ни секунды.

Л.В. ВЕЛИКОВА,
г. Москва

Тренинг: правописание не и ни с разными частями речи

Занятие 1

Правописание частицы не

Упражнение 1

Раскройте скобки.

(Не)веселый взгляд, (не)строгий судья, никому (не)известный автор, совсем (не)веселая история, (не)трудный, но запутанный вопрос, (не)боящийся темноты ребенок, (не)способный к учебе ученик, отнюдь (не)правильное решение, (не)добрый знак, (не)добрый и (не)злой волшебник, еще (не)застроенная площадка, (не)принятый на работу, (не)проверенный учителем диктант, (не)известный факт из жизни писателя, (не)подвижный в безветрие флюгер, вовсе (не)здоровый человек, совсем (не)подвижный воздух, (не)широкая, но глубокая речка, (не)дорогой, но практичный костюм, (не)большая, но удобная сумка, никем (не)проверенный путь, (не)лепая, но (не)страшная ошибка, (не)громкий, а приятный голос, (не)высокий, а низкий кустарник, юноша крайне (не)вежлив, поступил (не)по-товарищески, очень (не)красивое платье, весьма (не)удачный шаг, тропинка была (не)широка.

Упражнение 2

Допишите не слитно или раздельно, усиливая отрицание словами вовсе, далеко, отнюдь.

Не легкая служба

Случайная встреча
_ бесполезные занятия
_ настоящая игра
_ известный спортсмен
_ знакомый человек
_ приметная внешность
_ выгодный контракт
_ любопытный зверек
_ избалованный ребенок

Далеко не легкая служба

Случайный промах
_____ _ бесполезные растения
_____ _ настоящий писатель
_____ _ известный поэт
_____ _ знакомая улица
_____ _ приметная деталь
_____ _ выгодная сделка
_____ _ любопытный человек
_____ _ избалованные зрители

Упражнение 3

Раскройте скобки.

(Не)готов, (не)рад, (не)должен, (не)виноват, (не)согласен, (не)намерен, (не)чужд, (не)нужно, (не)похоже, (не)раз, (не)забудка, (не)льзя, (не)лепый, (не)победимый, (не)постижимый, (не)ряха, (не)ярче, (не)хуже, (не)лучше, (не)легче, (не)глупее.

Упражнение 4

Напишите не с глаголами слитно или раздельно.

Несдобровать, _взвидеть, _рвется, _здоровится, _взлюбить, _понять, _удостоить, _улыбнуться, _истовствовать, _избежать, _поладить, _смолчать, _желать. Он не договорил – ты чего-то _договариваешь; ему _достает упорства – малыш _достает до окна; _доучли всех мелочей – ты _доучил стихотворение до конца; представление _досмотрели до конца – няня _досмотрела за воспитанником; книгу _дочитали, суп _доварили и _досолили; _догадаться сделать; _доказать теорему; _дошили; _добрать баллов; _допущены до конкурса; _допросишься сходить в магазин; жить, _доедая и _досыпая; _достать лекарства; песня _допета.

Упражнение 5

Раскройте скобки.

(Не)распечатанное письмо, (не)встреченный мною поезд, ничего (не)понимающий щенок, песня (не)допета, полы (не)покрашены, (не)мигающий взгляд, (не)досказанная фраза, (не)много (не)доделанный, очень (не)продуманное решение, видно (не)вооруженным глазом, цветы (не)собраны, по (не)зависящим обстоятельствам, (не)подражаемый актер, (не)заклеенный конверт, (не)замужняя дама, (не)добрать нужную сумму, (не)дозрелый персик, (не) знающий усталости путник, никогда (не)разлучающиеся супруги, (не)наклеенная сестрой марка, (не)обладающий тактом юноша, вести себя (не)принужденно, вопрос (не)решен вовремя, (не)слушая никого, афиши (не)расклеены, (не)заглядывая в будущее, обед (не)готов, (не)смотря на (не)погоду; читать (не)громко, но выразительно; костер (не)погашен, (не)погашенный свет; (не)дорогая, но красивая вещь; очень (не)интересный субъект, идти (не)спеша; (не)громкий, а тихий звук; (не)имеющий слабых мест фильм.

Занятие 2

Правописание частицы ни

Частица ни употребляется:

– для усиления отрицания, выраженного глаголом с частицей не:

В письме не было ни слова о любви. В доме ни звука.

В этом предложении отрицание опущено.

Внимание! Не в сочетаниях не кто иной, как и не что иное, как пишется раздельно: Это был не кто иной, как Дед Мороз.

И она, представьте себе, увлеклась не кем иным, как этим странным человеком. Это было не что иное, как шаровая молния.

Упражнение 1

Раскройте скобки. Вставьте е или и .

(Н_)с чего веселиться, (н_)с кем (н_)спорить, (н_)перед чем (н_)останавливаться, (н_)к кому спешить, (н_)где (н_)бывать, (н_)кого спросить, (н_)зачем печалиться, (н_)за что и (н_)про что обидеть, (н_)откуда было взять, (н_)сколько (н_)волноваться, (н_)чья земля, по (н_)скольку раз спрашивать, (н_)в какую (н_)соглашаться, (н_)на кого (н_)рассчитывать, ему (н_)на кого рассчитывать, (н_)где было расположиться, (н_)во что (н_)вмешиваться, (н_)мог (н_)кого расспросить, притворяться было (н_)зачем, (н_)кого не презирать, (н_)кому было пожаловаться, (н_)с кем (н_)общался, ему все было (н_)почем, (н_)перед кем (н_)унижаться, оказаться (н_)при чем, (н_)за чем (н_)гонится.

Упражнение 2

Раскройте скобки. Вставьте е или и.

1. (Н_)на площади, (н_)в домах, (н_)на улицах поблизости (н_)требовалось больше (н_)какого света. (Ю.Олеша) 2. Мы были глубоко убеждены, что березовый сок, расфасованный в трехлитровые банки, есть (н_)что иное, как та же водопроводная вода, только подслащенная. (Т.Толстая) 3. Кем только он (н_)работал в армии. (В.Шукшин) 4. Куда (н_)оглянусь, повсюду рожь густая. (А.Майков) 5. И он уже так далеко, что (н_)крикнутъ, (н_)помочь. (А.Твардовский) 6. Силы коняге набраться (н_)откуда. (М.Салтыков-Щедрин) 7. Эллочку он (н_)разу (н_)видел за это время. (В.Шукшин) 8. И меня поразила (н_)столько ее красота, сколько (н_)обыкновенное, (н_)кем (н_)виданное одиночество в глазах! (М.Булгаков) 9. Стало совершенно ясно, что Никанор Иванович (н_)к каким разговорам (н_)пригоден. (М.Булгаков) 10. (Н_)когда (н_)разговаривайте с (н_)известными. (М.Булгаков) 11. Рассуждение это (н_)в какой степени (н_)удовлетворило председателя домоуправления. (М.Булгаков) 12. (Н_)бывать вороне коровою, (н_) летать лягушкам под облаком. (К.Чуковский) 13. Девочки смотрели на нас с испугам и, кажется, (н_)понимали (н_)слова. (Т.Толстая)
14. Короче говоря, полемизировать мне (н_)с кем и (н_)о чем. (Т.Толстая) 15. (Н_)один луч солнца (н_) проникал сквозь плетеные облака, обдававшие духотой. (В.Катаев) 16. К своему разочарованию, Петя не видел (н_)вдов (н_) плачущих ив (н_)серого неба. (В.Катаев ) 17. Мысль о присутствии чумы очень (н_)приятна с (н_)привычки. (А.Пушкин) 18. Осмотрев чумного и обещав (н_)счастному скорое выздоровление, я обратил вн_мание на двух турков, которые выводили его под руки, раздевали, щупали, как будто чума была (н_)что иное, как насморк. (А.Пушкин) 19. В Арзруме (н_)за какие деньги (н_)льзя купить то, что вы найдете в мелочной лавке первого уездного городка Псковской губернии. (А.Пушкин) 20. В рот (н_)чего (н_)возьму в вашем буфете! (М.Булгаков) 21. Растолкуй мне теперь, почему полуденный берег и Бахчисарай имеют для меня прелесть (н_)изъяснимую. (А.Пушкин) 22. Как я (н_)боялся щекотки, я (н_)вскочил с постели и (н_) отвечал ему. (Л.Толстой) 23. Человекам он был (н_)запятнанным (н_)интригами, (н_)компромиссами с властью. (Из газет) 24. Он занимался (н_)артистическими фантазированиями, а проектированием будущего архитектуры. (Из газет) 25. Это биография русского гения, родившегося как будто (н_)ко времени и как будто (н_)к месту. (Из газет) 26. Заглянул под печку, заглянул на печку – (н_)на печке, (н_)под печкой, (н_)в шкафу, (н_)под столом (н_)кого (н_)было. (Ю.Коваль) 27. (Н_)медведицы, (н_)медвежонка не было. (Ю.Коваль) 28. Например, тут был снегирь. Важный, сытый, круглый, (н_)дать (н_)взять мыльный пузырь, если ты его выдуваешь на закате солнца, когда оно красное. (В.Драгунский) 29. Лимончик внимательно к нему прислушался, посмотрел на него своим блестящим глазком и опять запрыгал, как (н_)(в)чем (н_)бывало. (В.Драгунский) 30. У него (Алеши) нет (н_)корыстолюбия, (н_)самолюбия. (А.Чехов) 31. (Н_)гонят из-за стола и (н_)укладывают спать – и на том спасибо. (А.Чехов) 32. Теперь же совесть его могла оставаться совершенно спокойной: он здесь (н_)(при)чем, такова воля Гаврика. (В.Катаев)

Занятие 3

Тест-диктант

1.
2.

Преображенский с утра был в пр_поднят_м настроени_. Сегодня стан_т извес_но что Леночка студентка. С одной стороны коне_но жаль было рас_тават_ся с квал_фицирова_ой секретаршей. Другую взять пока (не)откуда, к тому(же) он знал что нов_нькую (не)взлюб_т с первого взгляда. Далеко (не)легкое дело найти Леночк_ достойную замену. С ней он (н_)сколько (н_)волновался за свое рабоч_е расписание ей (не)надо было напом_натъ по (не)скольку раз об одном и том(же). Что (н_)сделает – все хорошо. С другой стороны девочка (н_)ост_навл_валась (н_)перед какими трудностями: днем работала вечерами зан_малась почти (н_)где (н_)бывала в эту зиму – (н_)хватало времен_. Генерал был искрен_е рад ее удач_. Преображенский увид_л лотки с цветами и отругал себя за(то) что (н_)дог_дался купить цветов (за)ран_е. Он сегодня oп_здает на работу. (Н_)чем (н_)оправда_ый поступок! Он перешел (н_)широкую но ож_вле_ую улицу и стал (н_)торопясь выбирать цветы. В одних ему (н_)доставало красок другие на его взгляд были (н_)достаточно торжестве_ы.
– Смотрите какой ш_карный букет! – вм_шалась продавщица и прот_нула Преображенскому целый сноп цветов (н_)вообразимых соч_таний завернутый в бл_стящую гофрирова_ую бумагу. – Или вот этот, еще богаче!
– Букет должен быть (не)богатый, а красивый, – сухо заметил Преображенский.
Он (на)конец нашел то что искал: (н_)большие ярко(алые) пр_таились в углу за спинами своих царстве_ых соседок свеж_е подмосковные розы. Генерал пр_поднял к_рзину с розами и почу_ствовав пр_ятную тяж_сть легонько встр_хнул ее. Тугие бутоны будто свернут_е из п_рч_вой ткан_ легли пр_хотливым веером и окр_пили водой тр_туар.
– Это вам обойдется (не)дешево! – (не)доверчиво сказала продавщица.
– Вы девушка крайне (н_)вежливы! – строго произнес Преображенский от_итывая деньги.
Довольный он двинулся дальше. Переждав поток беше_о мчащ_хся машин Преображенский вновь пер_сек улицу и посм_трев на часы охнул. (Н_)теряя больше (н_)минуты он направился к ст_ри_ому особн_ч_ку.
Леночка коне_но (н_)свет (н_)заря ездила смотреть вывешен_ые списки и теперь ждет его в своей _ранж_ре_. Она(то) всегда приходит (во)время. Генерал с удовольствием посмотрел на цветы и открыл дверь пр_емной.

Занятие 4

Тест

1. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.
2. Поставьте недостающие знаки препинания.

Как и ож_дал Преображенский Леночка была уже на работе. «Какие новости в раю? Что пели нынче с_рафимы?» – попр_ветствовал ее улыбающ_йся генерал. Но Леночка обычно ож_влен_ая сидела стран_о пр_тихшая и печальная. (Не)веселый, а горес_ный взор ее пор_зил Преображенского. Видно было (не)вооружен_ым глазом что случилось что(то) (не)доброе. Она увид_ла цветы и лицо ее иск_зилось (не)ст_рпимой болью.
Пол_жение Преображенского было (не)завидн_м. Розы были явно (н_)(к)чему. Однако Леночка (н_)прол_ла (н_)слезинк_ пока рас_казывала ему что (н_)добрала (пол)бал_а. Она рас_чит_вала на (полу)проходной (такое быва_т и на филфак_ и на мехмат_ и на многих других факультетах), но ее рас_четы не оправдались. Преображенский заикнулся было об aп_ел_яции, но aп_ел_ировать было (н_)к кому и (н_)о чем. Генерал поставил розы в угол закрыл дверь пр_емной и об_явил всем в отделе что веселит_ся не с чего, праз_ничный торт следует убрать, а в пр_емную (н_)входить. Девочк_ (не)где спрятат_ся что(бы) пережить (не)удачу. (В)прочем ута_вать провал было (не)(от)кого. Отдел был дружный и все сочу_ствовали своей младш_й кол_еге. Друзья отр_гировали (по)разному. Рас_тро_н_ый Прелюбодеев (н_)кого (н_)слушая и бормоча (что)то (не)связное тут(же) пошел утешать свою уч_ницу. Прилуцкий же постук_вая к_блуком начищен_ого до блеска ботинка вдруг стал насвистывать что(то) сердитое, а потом и (во)все пов_рнулся и (н_)слова (н_)сказав ушел проч_ в (не)извес_ном напр_влени_. Все эти дни он бегал как уг_релый добывая (не)обходимую информацию для оч_редного ра_следования. У него (н_)ост_валосъ (н_)минуты свободной что(бы) подумать о чем(нибудь) кроме поруче_ого дела. «Прекрас_ный работник но какой все(же) сухарь! Так(то) уж совсем (не)(по)товарищ_ски», – подумал (в)сер__цах Преображенский.

Какой-то вечно мрачный, злой.

(Л.Рубинштейн)

Взд_хнув он в_рнулся к себе. Надо было пр_coeд_ниться к Прелюбодееву и (во)что(бы)то (н_)стало уб_дить девочку что (не)(за)чем ра_кисать из-за (не)удач_, (в)переди у нее целая жизнь. (В)прочем, (н_)для кого (н_)секрет что подобные советы (н_)кому и (н_)когда еще (н_)помогали. В пр_емной Леночка маш_нально пер_б_рая какие(то) бумаги гов_рила Прелюбодееву что она полное (н_)чтожество, бе_мозглая кукла, (н_)(на)что (н_)способный человек. За_вление об уходе лежало на столе.
– Это очень (не)продума_ое решение, мы все вас так любим, – удруче_о говорил Прелюбодеев. – И совсем (не)важно студентка вы или нет!
– Нет, нет! Это очень важно! – горячо возр_жала Леночка. – Профе_с_онально я скоро буду (не)пр_годна потому что топчусь на одном месте. Ведь вы сами мне говорили что каждый человек интересен в развити_. (Не)(за)что меня любить.
Преображенский хотел было вмешаться но вдруг услышал как Прелюбодеев каким(то) чужим (не)знакомым ему голосом произнес:

Иногда вдруг возникает сумасшедшая мысль: «Ну что, сказать, что ли?».

(Л.Рубинштейн)

– Ежели бы я был не я, а красив_йший, умнейший и лучший человек в мире, я бы сию минуту на к_ленях просил руки и любви вашей...
– Да-да! – подхватила Леночка. – Я знаю: это Пьер говорит Наташ_! Я помню почти все сцены об_яснения в любви в русских романах. Они прекрас_ны!
«Как же, как же, – угрюмо подумал Преображенский. – Особенно хороши Одинцова с Базаровым. “Дун_те на ум_рающую лампаду!” Куда как славно!»
– А Кити и Левин? – продолжала Леночка. – Помн_те? Их молчаливый разговор на зеленом сукне карточного стола? Ведь они писали начальные буквы мелком – и все было сказано: что она любит его, что скаж_т родителям, что завтра он пр_едет делать пр_дл_жение...
«О господи! – подумал Преображенский. – Второй тр_гедии за день я (н_)вынесу». Он прошел к себе и плотно пр_творил дверь.

Можно никуда не смотреть, но все видеть.

(Л.Рубинштейн)

Занятие 5

Тест

1. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.

2. Поставьте недостающие знаки препинания.

Так кто же, как не Милиционер,
Забыв о собственном достатке,
На нарушителей порядка
Восстанет чист и правомерн!

(Д.А. Пригов)

Предстояло еще позвонить Ирине Родионовне что(бы) отменить праз_ничный ужин и убереч_ Леночку от (н_)нужных поздравлений.
– Этого еще (н_)доставало! – бушевала Ирина Родионовна. – Кого(же) тогда прин_мать? Она (н_)ба_лов (н_)добрала а нужной суммы! (Н_)чем иным ее провал (н_)об_ясниш_!
– Я знаю тебя (н_)мало лет Ирина. Ты (н_)подражаема. Ты куда звониш_ и с кем разговар_ваеш_? – перебил ее генерал забыв что это он ей позвонил.
– Все твоя (н_)подкупная чес_ность! А меня какие только мысли за это время (н_)одол_вали. И вот дождались! Я вам Шерлокам Холмсам (н_)раз говорила: «Все ср_жаетесь за букву закона а жизн_ (н_)зна_те». Звони Изабелле, Богемскому – давайте слож_мся, пусть идет на платное отд_ление. (Необходимая сумма должна быть собран_а (н_)медлен_о. Для девочк_ (н_)жаль (н_)чего, помощи ей ждать (не)(от)куда. Мы с тобой (н_)доедали, (н_)досыпали, пусть молодые пож_вут (по)другому.
– Положим Холмс ср_жался не за букву закона а за дух добра, – рас_еян_о возр_зил Преображенский.
Он думал о том, что платное отд_ление это бл_стящий выход из пол_жения. (Н_)договорив фразы он схв_тился за внезапно зазв_нивш_й сотовый. Звонил Прилуцкий. Он только что вышел из канцеляри_ пр_емного отделения и обст_ятельно (н_)спеша см_куя подробности сообщил что произошло (н_)большое (н_)доразумение. Длинный список поступивших (н_)уместился на одном листе. Фамилия Леночк_ была последней на первой страниц_ и попала на место склейк_ двух листочков. Вот такая (н_)простительная (н_)брежность, (н_)больше, (н_)меньше! (В)виду такого прои_шествия Прилуцкому выдали дубл_кат списка принятых и сейчас он едет на работу. «Гром победы разд_вайся!» – ск_манд_вал себе Преображенский и вес_ло посмотрел на буш_вавшую (до)(сих)пор трубку озвуч_н_ую голосом Ирины Родионовны.
– В ушах еще звучит наш разговор (н_)давний... – нежно пропел он ей.
– Ты что сума_шедший? – окончательно рас_ердиласъ трубка и помолчав плач_щ_м голосом спросила:
– Другие новости Костя? Скажи (н_)томи душу!
Быстро законч_в разговор Преображенский расп_хнул дверь кабинета. (Н_)знающая усталост_ Леночка уже разобрала всю почту и теперь вын_мая цветы из к_рзины мирно б_седовала с Прелюбодеевым о роман_ «Кысь» Татьяны Толстой. Преображенский с удовольствием услышал что главным героем в романе представ_те себе являет_ся язык! Прелес_но! Рядом с Прелюбодеевым Леночка к_заласъ особен_о хрупкой. Она (н_)(до)ставала ему до плеча и вставала на ц_почки что(бы) поставить вазу на высокий стел_аж. Прелюбодеев согласно к_вал головой иногда (что)то ком_ентировал помогая ей рас_т_влять (н_)ув_дающие алые розы по всей пр_емной и ост_рожно (н_)к_саясь печальных утрен_их подробностей строил планы поступления на буду_щий год. Преображенский обнял их обоих и сообщил о чудес_ной новост_ только что рас_казан_ой ему Прилуцким.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!