Как приучить ребёнка к горшку? Личный опыт: Баллада о трёх горшках. Баллада о личных счетах

Когда Виктор Пинчук говорит, что с ним сводят счеты, он абсолютно прав. Именно это и происходит, причем в самом буквальном смысле: за счетом к нему вообще лезут в карман. Виктор Михайлович считает, что четыреста с лишним миллионов долларов на прощание пополнят его семейный бюджет. Юлия Владимировна убеждена, что это немного жирно и такие деньги гораздо лучше смотрелись бы в бюджете государственном. Забавно, но в главном они совершенно солидарны: на Никопольском заводе ферросплавов Пинчуку и его партнерам делать нечего… Пора уходить. Что, собственно, и происходит. Фактически идет борьба за затяжку времени, в течение которого завод перепродадут. Известно также, кому будут продавать - двум российским бизнесменам, Виктору Вексельбергу (группа «Ренова») и Александру Абрамову («Евразхолдинг»). Кстати, на этом фоне спешных попыток сбыть завод очень умилительно смотрится организация кампаний возмущенных рабочих, не желающих терять любимого хозяина. Вообще сделка получается на редкость публичная: позиции сторон вполне ясны. Тимошенко вполне официально предупредила Вексельберга и Абрамова, что покупать акции у Пинчука не стоит - правительство все равно не признает законность покупки. Взамен им предлагается немного подождать и принять участие в приватизационном конкурсе по продаже этого же пакета, но продавцом будет уже государство. Позиции премьера усиливает и то, что среди акционеров предприятия у нее есть союзники - группа «Приват». Альянс достаточно своеобразный: отношения Игоря Коломойского и Юлии Тимошенко далеко не всегда отличались теплотой, но в данном случае их цели не противоречат друг другу. Правительству нужны ресурсы, а «Привату» - рынок сбыта продукции для своих марганцевых ГОКов. При этом приватовские структуры тоже готовы заплатить за Никопольский ферросплавный. Вряд ли перспектива платить дорого вызывает у «Привата» восторг, но очевидно, что это вариант лучше, чем существующее положение. Здесь как раз и присутствует личный момент: в свое время Пинчук сильно обидел приватовцев. В середине 90-х годов группа активно покупала акции марганцевых ГОКов (Орджоникидзевского и Марганецкого) и ферросплавных заводов, выстраивая цепочку «добыча - производство - сбыт». Этим же бизнесом, правда, в несколько меньших масштабах, занимался Константин Григоришин сотоварищи и на Стахановском ферросплавном - Анатолий Голубченко. Пинчук появился в схеме уже в самом конце, по традиционной для него схеме долевого участия. Учитывая его тогдашний прямой доступ на Банковую, он сделал предложение, от которого трудно отказаться. Принадлежащий ему «Кредит-Днепр» получил в управление госпакет НЗФ, а одна из его компаний - «Байп» - быстро и хорошо выиграла в Фонде госимущества конкурс по продаже 26%. При этом оперативное управление никопольским заводом оказалось у «Привата». Большим плюсом для Пинчука являлось то, что вся эта схема для него была абсолютно бесплатна. Купленный блокирующий пакет оплатил «Приват», получив за это его половинку. Платить же государству за право управления до недавних пор никому и в голову не приходило... Но вскоре захотелось большего - полного контроля. В результате уже в 2002 году на НЗФ вовсю шла борьба между «Приватом» (дружественные компании которого скупили примерно 26%) и структурами Пинчука, у которых было 23% «своих» плюс 50% в управлении. Причем «интерпайповцам» никак не удавалось посадить дружественного регистратора на реестр акционеров. В конце концов все произошло по откровенно силовой схеме, слегка приправленной формулировками о благе завода: собрание акционеров НЗФ сняло приватовское руководство. После чего и состоялся откровенно скандальный конкурс 2003 года по продаже госпакета Виктору Михайловичу. Условия продажи сразу были составлены так, что под них, кроме «Интерпайпа», не попадала ни одна украинская бизнес-группа плюс из-за сжатых сроков фактически исключалось участие нерезидентов. Госпакет поделили на две части и продали с интервалом в пару месяцев примерно за 80 млн. долл. (причем первоначально хотели вообще за 20 млн.). Правда, провести сделку тихо не удалось: конкурент демонстративно предлагал купить пакет за 200 млн. долл. И чиновникам из ФГИ приходилось мямлить о том, что не в деньгах счастье, а только в поисках самого лучшего собственника и светлых перспектив развития завода. И это было только начало. Позже другим государевым мужам придется объяснять, что лучезарное будущее завода требует практически полного отказа от использования украинского сырья и перехода на импортное. Это при наличии отечественного месторождения всего в 12 километрах! Из заморских краев марганцевая руда шла по давальческой схеме, что очень облегчало оптимизацию налогов и прочие радости. В результате ежегодная разница между мировыми ценами на вырабатываемые ферросплавы и объемом продаж завода составляла порядка 400 млн. долл. Понятно, что вся эта благодать не могла длиться вечно. Хотя, конечно, мало кто предполагал, что все будет так плохо. Что найдутся настолько бездушные люди, которые вот так, грубо, возьмут и скажут: «Отдай, это не для тебя, а для страны строили». И придется пытаться сбыть в дикой спешке и с большими дисконтами, всего-то в пять раз дороже, чем было куплено… Более того, на прошлой неделе завод по суду едва не вернули государству. Представляете, как его в таком случае продавать? И только в последний момент, в буквальном смысле ночью, выполнение решения суда удалось остановить. А также сорвать отправку госпредставителя на собрание акционеров завода. Впрочем, благодаря случившемуся страна узнала, что в Высшем хозяйственном суде есть судья Николай Хандурин. Что ж, в приватизационных делах это новая фамилия. НЗФ оказался лакмусовой бумажкой. К примеру, г-н Пинчук порадовал общественность тем, что «до него дошли серьезные слухи, что взятка, которая была занесена судьям, огромна беспредельно. Мне говорили, что она превышает 10 млн. долл.». Действительно, много. Хотя было бы интересно, если бы кто-то авторитетно заявил, какой уровень благодарности у нас сейчас является нормальным… Но юристы заработают в любом случае. Насколько нам известно, пинчуковский вариант судьбы завода выглядит следующим образом. Поскольку продавать акции НЗФ запрещено судом, то продавать будут компанию-победительницу конкурса 2003 года - консорциум «Приднепровье». По ряду данных, в нем сейчас поменялись акционеры и на смену резидентам Украины пришла гроздь зарегистрированных по одному адресу кипрских «элтэдэшек»- Whalom Management, Kiefer Servises, Waborn Enterprises, Lesnat Company и Darson Investments. Вот доли в них-то и продадут… Уже сообщалось, что Абрамов и Вексельберг получат по одинаковому пакету акций. Откровенным минусом схемы выглядит то, что это опять ориентация на импорт, на сей раз уже южноафриканской руды. Впрочем, до него еще надо дожить. Недавно по рынку пошла еще более интересная информация - будто оперативное управление заводом при российских владельцах будет осуществлять Константин Григоришин. За что он вроде тоже получит кусочек собственности (возможно, одну из компашек). Кстати говоря, было бы интересно, чтобы кто-то из высоких договаривающихся сторон прокомментировал слух о комиссионных «группы поддержки», которые рассчитываются из уровня 50 млн. долл. Откровенно говоря, запредельной сумма не кажется. Цена вопроса просчитывается довольно легко. Если государство продаст завод за 400-450 млн. долл., то «Приднепровью» вернут максимум 80 млн. Остальное можно считать упущенной выгодой. Так что для Пинчука и его партнеров никакой риск не является чрезмерным. Кстати, появление в сделке Константина Григоришина объясняется не только наличием у него некоторого опыта по сбыту ферросплавов. Что еще более ценно, у Григоришина сложились достаточно конструктивные отношения с СНБОУ вообще и Петром Порошенко в частности. Собственно, об этом прямым текстом говорят представители Приватбанка. Другое дело, что участие в процессе недопоступления в бюджет 2 млрд. гривен (а именно столько хотят получить от продажи НЗФ, минуя повторный конкурс) - верная политическая смерть для чиновника любого ранга. Так что любая поддержка, несомненно, будет иметь некие границы. Какие именно, покажет август, в котором будут и суды, и собрания акционеров, и вообще много чего интересного. А по осени будем считать итоги - либо экономические, либо политические.

Диссертация - бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Ковылин Алексей Владимирович. Русская народная баллада: Происхождение и развитие жанра: диссертация... кандидата филологических наук: 10.01.09.- Москва, 2003.- 241 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-10/878-5

Введение

ПЕРВАЯ ГЛАВА Становление жанра русской народной баллады XIV вв 19

1. Исторические предпосылки становления жанра русской народной баллады 19

2. Цикл баллад о девушках-полонянках 22

3. Смежные формы. «Авдотья-рязаночка» 41

4. «Козарин» 53

ВТОРАЯ ГЛАВА Развитие жанра русской народной баллады XIV - XVII вв 62

1. Старшие баллады XIV - начала XVI вв 62

2. Изменения жанровой структуры баллады в XVI веке 79

3. Цикл о злой жене 98

4. Цикл о безвремянном молодце 115

5. Историческая песня и балладная поэзия 146

6. Переработки новеллистического эпоса 168

ТРЕТЬЯ ГЛАВА Жанровые изменения русской народной баллады XVII - XIX вв 177

1. Типы циклизаций жанра русской народной баллады 177

2. Лиризация народной баллады 197

Заключение 214

Библиография 224

Введение к работе

Балладный жанр является одним из самых сложных и неизученных в русской народной поэзии. Множество исследовательских работ посвящено балладе, и тем не менее она остается наиболее противоречивой и загадочной формой для современной науки. В учебной литературе только в 1971 г. В.П. Аникин впервые ввел тему балладного жанра. До этого времени термин баллада не имел достаточного теоретического обоснования в учебных изданиях. В научном мире можно отметить возрастание интереса к изучению специфики жанра только с конца 50-х годов XX века, со времени публикации собрания

русских былин В.Я. Проппа и Б.Н. Путилова. С 60-х гг. устанавливаются специфические черты жанровой формы баллады, делаются попытки проследить истоки и судьбу жанра, исследуются старые сборники, выпускаются новые, ведется активная работа по собиранию балладных песен в регионах. Однако основные, глобальные вопросы жанра остаются неразрешенными. Что представляет собой баллада в родовом отношении, почему лирика проявляет себя в жанре крайне неравномерно и тем не менее баллада переходит в лирические формы? Как возникает народная баллада, каковы причины ее лиризации, а также трансформации в жанр литературной романтической баллады? Почему баллада является гибкой жанровой единицей, способной отразить художественные запросы нескольких исторических формаций, с XIV по XVIII - XIX вв.? Как сочетаются на конкретных исторических этапах эпическое, лирическое и драматическое начала в ее жанровой структуре, и определяет ли их присутствие общие законы создания конкретных произведений в разные периоды балладного творчества? Чем в жанровом отношении отличается баллада XV века от баллады века XVI? Какова специфика взаимодействия жанра с другими формами народной поэзии: обрядовыми, эпическими, лирическими, историческими, духовными песнями?

Мы попытаемся в нашей работе проследить эволюцию жанра русской народной баллады и ответить на поставленные вопросы. Мы не должны оставлять без внимания факт соотнесенности русской и европейской народной баллады. Под народной европейской балладой традиционно понимаются сюжетные повествовательные лирические песни эпического происхождения.

Они обладают общим содержанием и неопределенной жанровой спецификой. В трудах западноевропейских ученых былина является той же балладой, поскольку имеет сюжет, вызывает определенные эмоции, чувства и отражает частную жизнь героя. «Русские баллады, «былины» или «старины» отличаются от всех остальных баллад Европы по форме, стилю и тематике» . Поэтому представляется целесообразным изучать эволюцию жанра с учетом национальной специфики каждого балладного региона. Только собрав данные по всем балладным регионам, можно сравнить эволюционные цепочки, учесть национальные особенности - словом, провести сопоставительный анализ балладного наследия различных европейских стран и определить общую модель, жанровый вид народной европейской баллады. Данная работа посвящена русским народным балладам и является материалом для такого обобщающего исследования.

Прежде чем приступить к изучению русских народных баллад, нужно остановиться на общей модели возникновения жанра в Европе. До XX века имела широкое распространение теория возникновения баллады в условиях первобытнообщинной эпохи. Термин баллада восходит к итальянскому слову ballata (глагол ballare означает танцевать). Под балладой понимаются песни, исполняемые под музыку в танце (Ф.Б. Гаммер, А.С. Маккинзи, Р.Г. Малтон и др.) Танец понимается как раннейшая форма первобытного искусства, соответственно, баллада есть одна из самых ранних форм поэзии. «Inasmuch as dancing is the most spontaneous of all the arts, it may be regarded as the earliest». «The ballad is a song made in the dance, and so by the dance» . В России на связь балладного жанра с обрядовым творчеством указывал А.Н. Веселовский. «В начале всего развития объявится древнейший пласт хоровой, обрядовой поэзии, песни в лицах и пляске, из которых последовательно выделились лирические и эпические жанры». Баллады «выносили свою эпическую канву из хорового действия, их исполняли мимически и диалогически, прежде чем сложился их связный текст, под который продолжали плясать» . Сами же балладные песни «обособились из цикла весенних» .

В XX веке теорию происхождения баллады в первобытнообщинную

эпоху отстаивал известный ученый П.В. Линтур. Можно отметить мнение Г.А. Каландадзе, поддержавшего традицию XIX века: «Возникновение баллады

более связано непосредственно с появлением и развитием хороводных плясок,

которые ведут свое начало от древних времен» . Работы других исследователей отличаются большей осторожностью. Профессор Н.П. Андреев во вступительной статье к первому сборнику народных баллад, подготовленному В.И. Чернышевым, отмечает: «Можно думать, что какие-то песни, аналогичные балладе, существовали и раньше, но они не сохранились до нас в своем первоначальном виде». В современном значении ученый относит балладу к раннефеодальному и крепостническому периоду. Такая точка зрения господствовала на протяжении первой половины XX века. Раньше, в 1916 году, В.М. Жирмунский, очевидно, находясь под влиянием сравнительно-исторического метода А. Н. Веселовского, писал об английской народной балладе: «...в балладной форме сохранились черты, заставляющие относить возникновение этой формы к эпохе поэтического синкретизма, к хоровой песне-пляске. ...Но к балладам реальным, дошедшим до нас, эта теория не относится, в своей конкретной форме наши баллады не претендуют на такую древность» . Позже, почти полвека спустя, в своем эпохальном труде «Народный героический эпос» ученый выскажется со всей определенностью и ясностью о том, что народная баллада приходит на смену героическому эпосу одновременно с рыцарским романом в XIII - XIV вв.

Такую точку зрения следует признать перспективной, она прослеживается в подавляющем большинстве европейских и русских работ по балладе XX века. «Европейская баллада есть продукт социальных условий, которыми она определяется, с учетом точных ограничений для каждой отдельной нации» . Современная наука полагает, что баллада, как любой жанр устного народного творчества, является поэтической формой отражения действительности, в данном случае, потребностей средневекового времени. «Говоря о зарождении и расцвете баллады как жанра народной поэзии, приходится устанавливать... соответствие того или иного типа баллад определенной стадии социального развития с присущим ей мироощущением и образом мышления» . К выводу об отражении балладой конфликтов и исторических условий средневековой эпохи приводит идейно-художественный анализ конкретных балладных сюжетов.

По всей видимости, народная баллада возникает как жанр в общую эпоху средневековья во всех странах Европы и имеет ярко выраженные национальные особенности. Происхождение жанра носит характер типологический, в каждой стране балладные песни возникают как вполне самостоятельный жанр. На ранней стадии развития он тесно взаимодействует с развитыми близкими жанровыми формами, которые впоследствии могут оказать заметное влияние на весь жанровый облик национальной баллады (специалисты выделяют тип английских и шотландских баллад, скандинавские, немецкие, французские, славянские баллады, испанские романсы и др.). Следует отметить отличие, отмечаемое исследователями балладного жанра, типа славянских баллад от западноевропейских (особое положение занимает испанский регион, в котором исторически обоснованно соединились черты обоих типов). По всей вероятности, первоначально балладой называли танцевальную песню, точнее она обозначала весеннюю хороводную песню любовного содержания. Такие песни к XIII веку переходят в твердые литературные формы и имеют широкое распространение в Западной Европе. «Нельзя не заметить, что романская форма баллады, едва став народной, тут же превратилась в литературную» . «Из танцевальной песни баллада уже в XIII веке в Италии, а затем и во Франции превратилась в литературный жанр, имеющий определенную метрическую форму и чисто лирическое содержание» .

Возникновение нового, собственно балладного жанра, утверждение его эстетической платформы предполагает взаимодействие с развитыми жанровыми формами. Баллада заимствует определенный вид, форму исполнения танцевальных песен, тем самым включается в систему фольклорных жанров и художественно полно отражает новые современные конфликты. Так скандинавская баллада заимствует обычай танца и романскую стихотворную форму. Известный исследователь скандинавской балладной поэзии М.И. Стеблин-Каменский отмечает: «Балладная стихотворная форма, как и обычай танца в сопровождении пения, были представлены в ту эпоху, когда возникала баллада, вне Скандинавии, и прежде всего во Франции. ...Как обычно предполагается, из Франции же, по-видимому, еще в первой половине XII в., проник в Скандинавию, и прежде всего, в Данию и обычай танца в сопровождении пения» . В других странах баллада чаще всего не была связана

с танцем, а в славянском регионе (особенно среди южных и восточных славян) она имеет тоническое стихосложение, поскольку такую форму имели песни героического эпоса, популярные в то время и оказавшие значительное воздействие на новый жанр.

Принципиальное значение имеет вопрос о жанровой структуре баллады. В.Я. Пропп предложил определять фольклорный жанр совокупностью «его поэтики, бытового применения, формы исполнения и отношения к музыке» . В.В. Митрофанова указала на необходимость анализа идейно-тематического единства, общности сюжетов и ситуаций. Ученые отмечают сложность классификации жанра народной баллады, поскольку он не обладает четкой формой исполнения, не имеет устойчивого бытового применения (исполняются баллады преимущественно от случая к случаю, иногда - в известные праздники), а «ритмическое строение баллады открывает простор для самых своеобразных музыкальных возможностей» . По всей видимости, баллада определяется собственной жанровой спецификой, и исследователи устанавливают общие признаки балладного жанра. Баллада имеет установку на изображение мира частных людей, «мира человеческих страстей, трактуемых трагически» . «Мир баллады - это мир лиц и семей, разрозненных,

распадающихся во враждебном или безразличном окружении» . Основное внимание баллада уделяет раскрытию конфликта. «Столетиями шел отбор

типичных конфликтных ситуаций и отливался в балладной форме» . В
балладах присутствуют «острые, непримиримые конфликты,

противопоставляются добро и зло, правда и неправда, любовь и ненависть, положительные персонажи и отрицательные, причем основное место отводится отрицательному персонажу. В отличие от сказок в балладах побеждает не добро, а зло, хотя отрицательные персонажи терпят моральное поражение: они осуждаются и нередко раскаиваются в своих поступках, но не потому, что осознали их недопустимость, а потому, что одновременно с теми, кого они хотели погубить, гибнут и любимые ими люди» . Конфликт раскрывается драматически, и, надо отметить, драматизм буквально пронизывает весь балладный жанр. «Художественная специфика баллады определяется ее драматизмом. Потребностям драматической выразительности подчинены и композиция, и способ изображения человека, и сам принцип типизации

жизненных явлений. Характернейшие особенности композиции баллады: однокофликтность и сжатость, прерывистость изложения, обилие диалогов, повторения с нарастанием драматизма... Действие баллады сведено к одному конфликту, к одному центральному эпизоду, а все события, предваряющие конфликт, или излагаются предельно коротко... или совсем отсутствуют...»

Образы балладных персонажей также раскрываются по драматическому принципу: через речь и действия. Именно установка на действие, на раскрытие личной позиции в конфликтных отношениях определяет тип героя баллады. «Создателям и слушателям баллад интересны не личности. Их прежде всего волнуют отношения персонажей между собой, перенесенные, эпически

~ 25 -rr ~

копирующие мир кровнородственных и семейных отношении» . Действия героев баллад обладают универсальным значением: они определяют всю сюжетную основу баллады и имеют драматически напряженный характер, подготавливающий почву для трагической развязки. «События передаются в балладе в их самых напряженных, самых действенных моментах, в ней нет ничего, что не относилось бы к действию» . «Действие в балладе, как правило, развивается стремительно, скачками, от одной вершинной сцены к другой, без связующих пояснений, без вводных характеристик. Речи персонажей чередуются с повествовательными строками. Число сцен и персонажей сведено к минимуму. ...Вся баллада нередко представляет собой как бы подготовку к развязке» . Ученые отмечают сюжетную незавершенность жанра баллады, практически любую балладу можно продолжить или развернуть в целый роман. «Загадочность или недосказанность, проистекающая из композиционных свойств баллады, присуща балладам всех народов» . Как правило, баллада имеет неожиданную и жестокую развязку. Герои совершают поступки, невозможные в обычной, повседневной жизни, и на совершение таких действий их подталкивает художественно выстроенная цепочка случайностей, приводящая обычно к трагическому финалу. «Мотивы неожиданной беды, непоправимых случайностей, ужасных совпадений обычны для баллады» .

Наличие перечисленных признаков позволяет утверждать, что «баллады обладают настолько специфическим характером, что можно говорить о них как

о жанре» .

В настоящее время можно выделить четыре теории определения жанра баллады.

Баллада - это эпический или эпико-драматический жанр. К сторонникам такой позиции относятся Н. Андреев, Д. Балашов, А. Кулагина, Н. Кравцов, В. Пропп, Ю. Смирнов. «Баллада - эпическая (повествовательная) песня драматического характера» . Источником эмоциональности повествования является драматическое начало, авторское присутствие в балладе не выражено, а значит лирика как родовая черта жанра отсутствует. Лирическое начало понимается как прямое выражение авторского отношения к действительности, авторского

настроения.

Баллада - лирический вид поэзии. На данный момент

развития науки такую точку зрения следует считать оставленной. Ее возникновение относится к XIX веку. Считалось, что баллада в литературной форме отражает форму народную и легко соотносится с такими лирическими жанрами, как романс и элегия. Павел Якушкин, один из известных собирателей народной поэзии, писал: «Баллада так легко переходит в элегию и, наоборот, элегия в балладу, что строго разграничить их невозможно» . Они различаются разве что количеством вариантов, представленных больше в балладе. Такая теория не выдерживает серьезной критики, гораздо ранее В.Г. Белинский писал о принадлежности баллады, возникающей в средние века, к эпическим произведениям, хотя в целом ее следует рассматривать, по мнению критика, в

Исторические предпосылки становления жанра русской народной баллады

Баллада «Авдотья-рязаночка», цикл о девушках-полонянках, традиционно рассматриваются как первые образцы балладного жанра. Перед исследованием собственно балладного творчества, конкретных балладных песен нужно иметь в виду, что новый жанр восходит к более древним традициям и поэтическим формам, претерпевает достаточно долгий путь развития, чтобы выкристаллизоваться в более четкую жанровую единицу.

Баллада - безусловно, сюжетная песня. Поэтому, в первую очередь, нас будет интересовать особенности сюжетики раннего эпоса: как изменялся характер сюжетности вплоть до времени создания первых образцов балладного жанра. К сожалению, ранние формы русского эпоса, как отмечает В.Пропп, нам не известны. Однако, анализируя эпическое наследие других народов догосударственной стадии развития, В.Пропп пришел к выводу, что эпос создается в эпоху разложения первобытнообщинного строя, то есть поэтика его направлена против идеологии родового уклада общества, против мифологии как системы мировоззрения. Мифическая сюжетность раннего первобытного творчества модифицируется. В плане идейного содержания новые поэтические формы догосударственного эпоса противопоставляются идеологии рода, доминирующим сюжетом будет добывание жены в целях борьбы за новый идеал - за основание семьи. В художественной системе не могли произойти столь радикальные перемены. Новая эпическая поэзия выбирает главный элемент в поэтике мифологической эпохи и, смещая акцент его функциональности, постепенно изменяет и всю поэтическую систему. Таким элементом является образ героя, вернее его функциональность. Герой становится общественным героем, «его деятельность направлена на благо людей» , а не на достижение своих собственных целей. «...Новое понятие героизма вторгается в старую композиционную систему и начинает ее нарушать» . Постепенно изменится и вся структура песен. Сюжет о добывании жены сменится сюжетами о различных подвигах героя.

В эпоху государственного строя, в эпоху объединения племен герой снова меняет свою функциональность: он становится объединяющим центром, который связывает уже не персонажи, а различные сюжеты. Как следствие меняется композиция песен. Происходит так называемый процесс эпической циклизации: различные сюжеты объединяются вокруг главного неактивного центра (это герой - государь). Сами же сюжеты теряют былую многосоставность и посвящаются подвигам богатырей. Эпос становится многогеройным и более конкретным в плане выражения. Можно говорить о создании исторического фона в былинах, герои которых, однако, все еще связаны с наследием мифологической эпохи и подспудно отражают мифические представления народа.

Нашествие татаро-монгольских войск и длительное иго, наступившее вслед за порабощением русских феодальных княжеств, послужило переломным моментом, изменившим старое эпическое мышление певцов. Конкретные исторические события такого масштаба изменили сознание народа, появилось особое трагическое видение мира. В данную эпоху намечается потребность в создании двух основополагающих жанров в русской поэзии: былины нового образца и другой жанровой формы, впоследствии известной как «бабья старина», а сейчас - баллада. Первая линия характеризуется сохранением целостности поэтики предшествующих героических песен, однако старые сюжеты могут приобретать новые черты. В первую очередь, меняется вновь система образов: герой получает конкретную исторически мотивированную функциональность: защита родины, русской государственности; враги из мифических существ становятся более историческими. Фон таких былин является историческим, хотя законы эпической условности еще незыблемы. Второй тип произведений - это баллада. Особое трагическое видение мира или балладное мировоззрение проявляется в том, что на смену эпическому идеалу могучего богатыря приходит частный, типичный человек, иногда слабый, беспомощный перед силами внешнего зла. Поэтому не случайно излюбленным балладным героем становится женщина. Новая поэтика опирается на давнюю традицию модификации жанровой системы: сначала меняется функциональность героя. Богатырь Древней Руси превращается в тип частного человека. Соответственно изменится: и поэтическая форма новой эпической поэзии: целью уже будет не создание образа эпического героя, требующего достаточно подробного повествования, а короткое напряженное драматическое событие, изображающее частного человека во всей его беззащитности перед силами внешнего зла.

Главное, что следует отметить, новый жанр сформулировал достаточно четкий принцип: в основе лежит короткий занимательный драматически напряженный сюжет, который раскрывает полностью типического частного человека. Появляется новый тип мышления, уже радикально отошедший от наследия мифологического мировоззрения, - это сюжетное мышление. Теперь главное место занимает не герой, а сюжет, то событие, которое раскрывает неспособность к богатырству героя. Баллада открывает новые горизонты: драматическая сюжетность, обнажавшая бессилие человека в окружающем мире, более соответствует формированию типа отдельного, частного, разобщенного человека.

Жанр русской народной баллады имеет своим непосредственным предшественником песни героического эпоса, былины. Элементы старой поэтики перестраиваются, песни приобретают совершенно новый вид и звучание - так сглаживаются художественные противоречия, возникающие при использовании старой поэтики в целях создания нового образа героя. Балладный жанр ищет жанровые соответствия, он суммирует весь опыт фольклорного творчества, где подобные противоречия находили определенные решения. В качестве традиции баллада привлекает жанры сказки (смежные формы) и лирической внеобрядовой поэзии. Фольклорная традиция означает опору нового жанрового образования на художественную систему другого жанра, переработку и использование элементов одного рода произведений для удовлетворения потребностей исключительно заимствующего рода в целях более эффективного решения художественных проблем или утверждения новых жанровых открытий. Как только соответствия будут найдены, баллада вносит их в жанровую структуру, перерабатывает и формирует их новое значение.

Балладный жанр при самом возникновении в цикле о девушках-полонянках использует традицию лирических внеобрядовых песен. Героический образ полонянки опирается на традицию создания образа красной девушки. Так лирический элемент подспудно закладывается в жанровую структуру эпической баллады.

Старшие баллады XIV - начала XVI вв

От старших баллад XIV - начала XVI вв. сохранилось достаточно малое количество песен. Сюда относятся циклы об изведении невестки свекровью и об убийстве жены мужем, также продолжает развиваться цикл о девушках-полонянках. В это время балладный жанр находит новые пути своего развития. Народная баллада разрабатывает конфликты в семейной жизни, такие песни со временем становятся настолько популярными, что использование семейно-бытовой тематики сейчас рассматривается как национальная особенность русского балладного жанра. В науке круг таких песен носит термин «семейно-бытовые» баллады.

Цикл об изведении невестки свекровью является, безусловно, древнейшим и представлен балладами о князе Михаиле. Он имеет прочные внутрижанровые связи с циклом о девушках-полонянках, но в то же самое время обобщает и развивает весь накопленный опыт балладного жанра.

Цикл баллад о девушках-полонянках формирует героический женский образ, трагический по существу. Драматическая ситуация, в которой оказывается героиня, определяет трагическое значение ее образа. В балладе о князе Михаиле формируется подлинно трагический балладный образ. Именно в семейной сфере обнаруживаются такие конфликты: положение женщины в крестьянской среде, отношения со свекровью выявляют подлинно трагический образ. Тип героини модифицируется. До минимума снижается общественный героизм, который несет в себе тип девушки-полонянки, трагичность ее положения развивается в статусе жертвы. Именно статус жертвы для образа женщины полностью отражает идею балладного жанра о беззащитности частного, обособленного человека перед силами внешнего зла. Статус беззащитной жертвы максимально обостряет конфликт отношений между героями, и новый жанр строит свою поэтику на динамике такого обострения, на циклизации конфликтной ситуации. Такие обостренные конфликты, более конкретные и приближенные к реальности, чем драматические ситуации цикла о девушках-полонянках, можно без труда найти в семейной жизни.

Драматическая ситуация, формирующая тип полонянки, играет ведущую роль в становлении нового балладного героя. Приоритет драматической ситуации в формировании типа героя ведет к созданию пассивного женского образа, образа жертвы. Функциональность трагического образа невестки -жертвы максимально сужается, вплоть до простого упоминания в старших балладах. Концентрация художественных средств отражает новую поэтику жанра: важен не сам герой, его образ, важна та функция, для которой он предназначен. Образ жертвы отражает тип пассивного героя, такой герой не может проявлять себя в действии, следовательно, его роль в композиционном построении песни должна быть предельно снижена. Поэтому в старших балладах невестка, жена героя, упоминается эпизодически, хотя, несомненно, является одним из главных действующих лиц. Значение ее образа определено и устойчиво - это трагический герой, являющийся жертвой жестокости окружающего мира.

Особый интерес в плане своего формирования представляют главные действующие персонажи: князь Михайло и его мать. Мать героя в отличие от героического эпоса в старших балладах всегда имеет отрицательное значение, она называется свекровью и противопоставляется невестке, положительному образу. Образ свекрови восходит к образу врага из цикла о девушках-полонянках. Он отражает в народнопоэтической традиции образы татар, жестоких и кровавых насильников, играющих активную роль в балладах о полонянках, разрабатывающих драматическую ситуацию плена. Свекровь мыслится как враг, как проявление сил внешнего зла, поэтому ни мотивации поступков, ни наказания за разрушение семьи не будет применимо к этому образу. Эстетика балладного жанра утверждает, что зло невозможно устранить или одержать над ним полную физическую победу. Зло всегда будет активно, всегда проявляется через конкретные поступки. Расправа над безвинной невесткой будет крайне жестока и описана с максимальной конкретностью. Таким образом, образ отрицательного героя раскрывается по драматическому принципу - через его поступки, активные действия.

Образ главного героя - князя Михаилы - сохранит в себе принципы формирования героического образа девушки-полонянки. Однако его развитие будет существенно отличаться от типа героя-жертвы, хотя в дальнейшем балладный жанр создает такие варианты, где мужской и женский персонажи сближаются в статусе жертвы («Василий и Софья»). В старших балладах мужской персонаж должен представлять активный тип героя, совершать активные поступки. Это эстетика эпоса: активный герой несет ответственность за семью, он ее хозяин и глава; по таким же законам формируется этика семейной жизни русского средневекового общества.

Князь Михайло хочет предотвратить беду, о которой узнает чаще всего от эпического вестника. Отсутствующий по закону эпической условности, как в классических образцах былин, герой по возвращении активно разыскивает жену, пока не предстает перед фактом ее убийства своей родной матерью. Однако весь трагизм положения будет заключаться в том, что он бессилен перед силами внешнего зла, которые воплощает образ его злой матери. Трагизм образа князя Михайло, как трагизм образа полонянки, формирует драматическая ситуация - герой ничего не может сделать, не может исправить безысходное положение. Князь Михайло - не богатырь, он частный человек. Он понимает, что мать - воплощенное зло, против которой бессмысленно бороться, поэтому баллада заканчивается, так как драматическая ситуация полностью исчерпана.

В XV - XVI вв. на основе песен о князе Михаиле создается цикл баллад об убийстве мужем жены. Сюда входят такие песни, как «Оклеветанная жена», «Княгиня и старицы», «Рябинка», «Князь Роман жену терял», «Дмитрий и Домна». Развитие цикла об изведении невестки свекровью продолжают ранние редакции баллад «Василий и Софья» и «Дети вдовы».

Историческая песня и балладная поэзия

В XV - XVI вв. на основе песен о князе Михаиле создается цикл баллад об убийстве мужем жены. Сюда входят такие песни, как «Оклеветанная жена», «Княгиня и старицы», «Рябинка», «Князь Роман жену терял», «Дмитрий и Домна». Развитие цикла об изведении невестки свекровью продолжают ранние редакции баллад «Василий и Софья» и «Дети вдовы». В XVI веке особенно стал заметен процесс изменения художественного сознания народа. В современной науке, к сожалению, мало внимания уделяется изучению различных процессов, происходящих в национальном художественном сознании. По мнению крупнейших специалистов, только после глубочайших исследований в области народного художественного сознания следует изучать отдельные жанры как таковые. В конечном счете, изменение художественного сознания народа способствовало коренной переработке жанров фольклора и значительной модификации их конкретного содержания.

В балладном жанре формируется с XV - XVI вв. активный отрицательный женский тип героя, и с середины XVI века создаются циклы о злой жене и отравлении. Также с середины XVI века наблюдается снижение значения мужского типа героя. Добрый молодец становится лжегероем, в конечном итоге превращаясь в слабого и пассивного персонажа. Начало этому процессу отразил цикл о безвремянном молодце. Причины такой резкой перемены местами мужских и женских образов обнаруживаются в самом типе художественного сознания, складывающемся на протяжении XV - XVI вв. и наиболее ярко выразившемся во второй половине XVI века. Чтобы понять, как может изменившееся художественное сознание народа воздействовать на жанры фольклора и, прежде всего, на балладный жанр, нужно, рассмотреть внутреннюю и политическую деятельность России в этот период.

XV - XVI вв. - это период создания сильного Московского государства. В 1480 г. Московское княжество отказалось платить дань золотоордынским ханам. На рубеже XV - XVI вв. восточнославянские земли, входившие в состав Литовского княжества, стремились к воссоединению с Русским государством. Первые перешли на службу к Ивану III Верховские княжества. В начале XVI веке в результате русско-литовских войн многие территории были возвращены России, также присоединены все, ранее зависимые от Золотой Орды, княжества (последним было включено в состав Московской Руси Рязанское княжество в 1521 г.). В 1547 г. Иван IV принимает царский титул. В середине XVI века начинается освоение «Дикого поля» - земель Черноземного центра. Завоевываются Казанское и Астраханское царства. В конце века казачий отряд Ермака разгромил Сибирское ханство. К середине XVII века, всего за 70 лет, территория России распространилась вплоть до берегов Тихого океана.

Объединение Руси, создание сильного военного Московского государства, завоевание новых земель, активные войны со всеми окружающими границы России народами сформировали новый тип сознания - исторический. Это конкретное сознание государственного единства народа. В фольклоре такой процесс выразился в создании и закреплении в памяти прежде всего исторических песен.

Внутренние процессы жизни государства позволяют нам сделать вывод о формировании с середины XVI века так называемого личного сознания народа. В XVI веке русская община теряет свою независимость. С конца XV (Судебник 1497 г.) - по середину XVII века (Уложение 1649 г.) происходит закрепощение крестьян. Городское население (посадские люди) объединяется для несения государственных повинностей (создание так называемой тягловой общины). Правовое закрепление исполнительных обязанностей сословий было отражено в Соборном Уложении 1649 г. Так крестьяне прикреплялись к земле, посадские люди - к выполнению городских повинностей, служилые люди - к несению военной и государственной служб. Усиление централизованного государства имело целью упорядочение и подчинение, прежде всего, собственного населения.

Такой процесс нашел в России самую радикальную форму своего воплощения. Это террор против собственных граждан. Деятельность царя Ивана IV по выведению измены, создание опричнины и наделение ее неограниченной властью - все это способствовало закреплению людей, вселению в них страха и неуверенности за свою личную судьбу. Мы наблюдаем трагическое противоречие между внешнеполитической деятельностью Ивана IV по укреплению Московского государства и террором против собственного народа, его закрепощением и объединением в целях исполнения полагающихся повинностей. Страх за судьбу своей семьи, которая в любой момент могла быть депортирована или уничтожена опричниками, отразился в процессе изменения художественного сознания людей. Появилось личное, основанное на трагическом, балладном мировидении сознание, укрепившееся в эпоху Смутного времени - времени незначимости человеческой жизни, репрессий, крестьянских войн и борьбы против иноземных захватчиков, времени фактического безвластия быстро сменяющихся монархов.

В устной народной поэзии появление личного сознания отразилось, прежде всего, в более интенсивном процессе разграничения обрядовой и внеобрядовой лирики. Внеобрядовая лирическая поэзия корнями своими уходит в обрядовый фольклор, поэтому исследователи до сих пор не могут прийти к однозначному ответу на вопрос о времени возникновения собственно лирической песни. Преобладающая в науке точка зрения относит создание внеобрядовой лирической песни к XVI - XVII вв. (Попова Т.В., Гиппиус Е.В., Акимова Т.М., Лазутин С.Г., Земцовский И.П., Позднеев А.В.). Безусловно, следует учитывать точку зрения В.Я. Проппа, полагающего, что изучение лирических песен надо начинать с древнейших жанров обрядовой поэзии. Однако исторические процессы, происходившие в русском обществе в XVI -начале XVII вв., ускорили процесс отделения обрядовой и внеобрядовой поэзии. Здесь следует отметить, что в этот период создается определенный круг профессий, способствовавший распространению такого же определенного круга песен (ямщики (с конца XV века), бурлаки (со второй половины XVI века), разбойники (массовый характер разбои приобрели во второй половине XVII века))45.

Мы поддерживаем позицию крупнейшего исследователя в области народной лирики А.В. Позднеева, который приходит к выводу, что создание собственно лирических песен обуславливается появлением личного сознания в XVI - XVII BBW. Лирическая песня, формируясь в эпоху становления личного сознания, использует близкие по жанровым особенностям принципы организации песен обрядовой лирики. Лирическая песня только опирается на балладное мироощущение как на традицию, которая помогает становлению новой формы народной поэзии. По генезису внеобрядовая лирическая песня сформировалась не из баллады, а из форм обрядовой поэзии: причитаний, свадебной поэзии, календарных и свадебных величаний.

Типы циклизаций жанра русской народной баллады

Развитие жанра русской народной баллады в XVI - XVII вв. приводит к значительным изменениям в жанровой структуре баллады XVII -XVIII вв. Меняется тип балладного героя, уровень конфликта и значение и форма народной оценки в формировании балладных песен. Конфликт отношений сменяется конфликтом положения, ситуации, определяющей идейное содержание произведений и возможности балладных персонажей. Конфликт положения напоминает нам драматическую ситуацию, через которую определялся балладный герой в начале формирования самого жанра (цикл о девушках-полонянках). Однако между этими понятиями закладываются существеннейшие отличия.

Драматическая ситуация, утверждающая тип героической женщины, отстаивающей свою свободу и свободу родины, имела целью сформировать балладное видение мира, определить отношение типизированного частного человека к несправедливости и жестокости окружающей действительности. Конфликт положения предполагает отход от типизации образов героев. К XVIII веку балладный жанр достиг определенного предела: идейно-смысловое содержание произведений строится не только на основании старых, известных балладных сюжетов (сюжетная циклизация), но и откровенно повторяется, усиливая трагическое восприятие персонажей в финале баллады (циклизация развязки).

Напомним, конфликт отношений (XV - XVI вв.) переводится в конфликт в самом образе героя (XVI - XVII вв.). Баллада открывает заданный тип героя, именно заложенное в нем значение определяет идейную нагрузку песни. По заданному значению образов персонажей формируются циклы, наиболее полно раскрывающие тип данного героя (циклы о превосходстве, о безвремянном молодце, об отравлении и злой жене, условный цикл об умной жене). Ко второй половине XVII - началу XVIII вв. образная система балладного жанра стремится выйти за пределы заданности значения типа героя, переводя его в русло психологической интерпретации. Герой формируется в XVIII веке через самораскрытие, монологическую речь, и это позволяет ученым говорить об индивидуальности переживаний персонажей.

Через трагическое и безвыходное положение, исключительную ситуацию, в которой оказывается герой, мы наблюдаем индивидуальное раскрытие его образа. Балладный герой теряет заданность своего значения, частный человек отходит от типизации, он раскрывается индивидуально и трактуется психологически. Другое дело, что в самой индивидуальности раскрытия персонажа сохраняется львиная доля условности, которая определяется исключительностью положения и предполагает определенные шаблонные высказывания или действия героя.

Таким образом, важно отметить, что конфликт отношений сменяется конфликтом положения балладных героев. Это дает нам тип пассивного персонажа, выражающего свою позицию в финальной части баллады. Это тип трагического героя, только осознав трагичность и безысходность своего положения, такой персонаж имеет право на отстаивание своей позиции, на активные действия (ср. перерабатываемые и дополненные варианты баллад «Красная девушка из полона бежит», «Дмитрий и Домна», «Князь Михайло», «Оклеветанная жена»). Это позиция трагического выбора для балладного героя: или безропотное подчинение несправедливости окружающего мира или моральная победа добровольного ухода из жизни, раскаяния обманувших и проклятий обманутых людей.

Образ героя теряет заданное значение, может быть, еще и поэтому в это время перерабатываются старые балладные сюжеты. Так князь Михайло либо проклинает свою мать, либо бросается «во синё море Алыньско». Это не прежний персонаж старинной баллады, в новом времени требуется раскрытие индивидуального переживания. Герой трактуется психологически: его действия оправданы сложившейся ситуацией, полностью согласуются с сюжетной логикой текста. Свою роль здесь сыграли песни о трагическом образе героя, который восходит к типу равноценных героев в статусе жертвы. Они разрушают заданность типа героя, его значения и формируют психологическое его раскрытие, в основном, через конфликт положения. Можно отметить, что подобный процесс наблюдается в жанрах исторической и лирической поэзии, где герой лиризируется и его авторское раскрытие воздействует на параллельно развивающийся балладный жанр.

Баллада формирует новую трактовку старых, внешне неизмененных сюжетов уже с позиции нового, более индивидуального, можно сказать, авторского раскрытия образа героя. Так формируется авторская оценка: герой самораскрывается через поступки, позже через поступки и монолог, затем уже достаточно монологического высказывания персонажа, чтобы определить его позицию и трагедию переживаемых им чувств. Образ героя лиризируется, вся баллада может уже быть построена в форме исповеди («Девица - атаман разбойников»).

Однако лиризация образа героя - всего лишь частное проявление развития жанра народной баллады. Можно утверждать, что при общей тенденции к утверждению в жанре конфликта положения (в мещанских балладах - конфликта случая), к психологической трактовке образа героя, его определенной пассивности, к становлению авторской оценки персонажа и авторской оценки даже самого балладного произведения, интерпретируемого в морализаторском ключе, к сюжетной организации текста, при которой особое внимание уделяется развязке, существуют типы циклизаций, которые удерживают балладные песни от лиризации и придают определенную устойчивость жанровой системе в XVII - XVIII вв., частично в XIX веке.

Мы подошли к рассмотрению, пожалуй, самого неизученного вопроса в жанровой системе баллады. Известно, что балладный материал организуется в определенные циклы и только в них может существовать. Баллада не может быть рассмотрена и полностью изучена отдельно от цикла. Мы должны определить все существующие с момента формирования жанра типы балладных циклизаций, их устойчивые жанровые признаки и перспективы развития.

Строго говоря, в балладном жанре существуют два типа циклизаций. Первая из них - циклизация жанровая. Она является ведущей, основной, благодаря ее развитию баллада всегда современна и актуальна, она может модифицироваться и отражать конфликты нового времени. Вторая циклизация носит более условный характер и основной целью ставит максимальное расширение балладного материала за счет создания версий. Такая, назовем ее версионная, циклизация вторична, но она сопутствует и дополняет жанровую циклизацию со времени возникновения самого жанра. Поэтому при изучении данных типов мы должны исходить из понимания о целостности и своего рода неделимости процесса циклизирования баллады, наша задача не разграничивать, а искать внутренние связи, пути и причины взаимодополняющего развития жанровой и версионной циклизаций.

Одновременно с историческими песнями возникают баллады – эпические песни с семейно-бытовой тематикой, в основе которых лежат трагические конфликты. В центре внимания баллад – индивидуальные судьбы людей, в силу исторических или социальных условий попавших в безвыходное положение. В исторических балладах человек или члены семьи попадают в трагическую ситуацию в особых исторических условиях (нашествие врага, война). О них мы уже говорили, размышляя об исторических песнях. В любовных и семейных балладах конфликт возникает между девушкой и молодцем или же между членами семьи на почве любовных или семейных отношений, в социальных балладах причина трагического конфликта – в социальном неравенстве.

Баллады и их сюжет

Сюжеты баллад о любовных и добрачных отношениях построены на конфликтах, связанных с молодцем и девушкой, причем лишь одна баллада , «Василий и Софья», повествует о взаимной любви героев, погубленных матерью Василия. На могиле влюбленных вырастают деревья и переплетаются ветвями, символизируя победу любви над смертью. В большинстве же любовных баллад девушка гибнет от руки молодца, за которого она не хочет выйти замуж («Дмитрий и Домна», «Устинья», «Параня»), бывает обманута и гибнет или страдает («Казак и шинкарка», «Похищение девушки»). Иногда девушка кончает жизнь самоубийством, чтобы не стать женой нелюбимого (некоторые варианты баллады «Дмитрий и Домна»), будучи обманутой, топится («Обманутая девушка») или убивает ребенка («Монашенка топит ребенка»).

Семейные баллады

Самая большая и наиболее популярная группа семейных баллад – о трагических конфликтах между мужем и женой. Обычно жена гибнет от руки мужа («Князь Роман жену терял», «Муж жену губил», «Федор и Марфа», «Оклеветанная жена»). Жена губит мужа в балладах: «Жена мужа зарезала (повесила, сожгла)». Довольно большая группа баллад повествует о взаимоотношениях брата и сестры. В ряде баллад братья опекают сестру и сурово карают ее за нарушение нравственности («Король и девушка», «Алеша и сестра двух братьев»). Теме отравления брата сестрой посвящен ряд баллад, в которых сестра иногда убивает брата по ошибке или же для того, чтобы он не мешал ей встречаться с любовником. Тема инцеста (кровосмешения) встречается в балладах о брате и сестре («Охотник и его сестра», «Брат женился на сестре») и о матери и сыновьях («Дети вдовы»). В социальных балладах , как правило, социальный конфликт переплетен с семейным. Важное место среди них занимают баллады о трагическом конфликте как результате социального неравенства («Молодец и королевна», «Князь Волконский и Ваня-ключник», «Любила княгиня камер-лакея»), а также о разбойниках («Муж-разбойник», «Братья-разбойники и сестра»).

Бытовые баллады

В ряде баллад трагическое не имеет возвышенного характера, то есть связано не с высокими целями, патриотическими или нравственными подвигами, а с низкими, узко личными стремлениями, имеют бытовую основу. Муж убивает жену, узнав, что она в его отсутствие плохо вела хозяйство («Оклеветанная жена»), князь губит девушку, не отвечающую ему взаимностью, чтобы она «никому не досталась». Непримиримость противоречий вызывает острые столкновения и применение отрицательными персонажами решительных, жестоких средств. Трагическое проявляется обычно в преступлении (убийстве, отравлении, направленном против невинной жертвы). К балладе вполне может быть отнесено высказывание Аристотеля по поводу героев трагедии: «Пусть герой будет представлен таким, каким никто не пожелал бы быть». В отличие от античных трагедий, где поступки отрицательных персонажей часто объясняются волей Богов, судьбой, роком, героев баллады к злодеянию ведут такие черты характера, как мстительность, подозрительность, неумение обуздать свой буйный нрав. Трагизм в балладах зависит не только от характера персонажей, но и от обстоятельств, вызванных неустроенностью окружающего мира. Обманутая девушка вынуждена утопить родившегося ребенка, чтобы спастись от позора. Поведение людей в балладах расценивается с позиций верной, идеальной семьи – в этом проявляется моральный аспект трагического. Баллада , как и образцовая трагедия (по Аристотелю), представляет собой переход от счастья к несчастью безнравственного, отрицательного героя, и в этом также раскрывается ее моральный аспект.

Страдание и гибель положительного персонажа и раскаяние убийцы вызывает у слушателей своеобразную эмоциональную реакцию, сходную с аристотелевским катарсисом: сочувствие, сострадание, нравственное очищение, осознание бесчеловечности зла, размышления и оценку действующих лиц. В балладах не всегда прослеживается трагическая вина героя, а также не всегда объясняется, чем невинно гонимая жертва навлекла на себя ненависть злодея. Это связано со спецификой фольклора, стремящегося к предельной типизации явлений. И все же во многих балладах мы можем обнаружить трагическую вину героев. В балладе «Оклеветанная жена» разъяренный муж отрубает жене голову. Он поступает сознательно, но неумышленно, действует несправедливо, не будучи несправедливым вообще. К трагическому поступку его подтолкнуло состояние аффекта, возникшего в результате ошибочного знания. Мать Василия («Василий и Софья») желает избавиться от недостойной, с ее точки зрения, избранницы сына.

Пытаясь ее погубить, она не подозревает, что сын разделит с возлюбленной отравленное питье. Здесь проявляется новый аспект трагического: «Несправедливый не должен быть счастлив», – считал Аристотель. Подобная мысль своеобразно реализуется во многих балладах: злодей, убивая ненавистное ему лицо, невольно губит и любимого человека. Искусство трагического в балладах состоит в умении их творцов увидеть трагическое в жизни и передать его в поэтически обобщенной форме с большим эмоциональным напряжением. Своеобразное сочетание эпичности и драматизма усиливает эстетическое воздействие трагического, чему в немалой степени способствует и предельная сжатость драматических моментов. Балладе в известной мере свойственно бесстрастие, которое Пушкин считал необходимым для драматического писателя.

О событиях повествуется суровым, объективным тоном, а в самых напряженных моментах повествование прерывается диалогом или монологом. Искусство трагического ярко раскрывается в изображении отношения к страшному как к обыкновенному (хладнокровно и уверенно отравительница готовит яд; обстоятельно описано истязание снохи свекровью в бане). Именно такое отношение потрясает слушателей. Сила эмоционально-эстетического воздействия баллад заключается в искусстве трагического противопоставления жизни и смерти, дающего возможность глубже осознать радость бытия и пережить очищающее душу сострадание к гибнущему. Очень тонко отметил сущность возвышенного в трагическом немецкий философ Н. Гартман: «Не гибель добра как таковая является возвышенной, а само добро в своей гибели озарено возвышенным. И чем яснее отражается гибель в страданиях и в поражении борющегося, тем больше усиливается обаяние трагического».

Энергии света,идущие интенсивно сегодня на Землю из Непроявленного начала Начал,в клетках ДНК наполнят собою именно эти слои первопричины страданий Человека и начнут их растворять.Поэтому,чтобы ни происходило с вами,помните,это происходит лишь для того,чтобы вы своё внимание с реакций раздражения,недовольства,перевели бы осознанно на Свет- Дух Жизни-Любви внутри вас,говоря себе "все уже хорошо,ты любим(а) ,благодарю за все,что было есть и будет в жизни моей.Люблю тебя(имя своё произнесите).Благодарю." (произносить желательно шепотом,чтобы слышали клеточки организма,тела и на своем родном языке,тем самым вы передаете им энергию безусловной любви и в них растворяются стрессы,а это значит исчезают первопричины драм в жизни вашей.2018.28.06.Всем светлых мыслей,доброго дня/
Лея.

возникновение первопричин всех драм,трагедий в жизнях человека.
Когда-то на Земле давным-давно
Богиня-женщина земного полюбила человека.
Ему Богиня в сердце Дар Любви дала...
и стал тот человек Богоподобным...
и полюбил, но не ЕЕ-Богиню,
а женщину земную,
и сердце огненное ей отдал,
а не Богине.

Тогда впервые Богиня на мгновение себя забыла.
От несправедливости такой и в боли неземной
Она решила магию привлечь и сделать так,
чтобы с любимым вечно жить,
его любить и им любимой быть.
Во имя ЖИЗНИ с ним
Она от сердца отказалась,
в котором и жила ОНА-ЛЮБОВЬ,
ОНА-БОГИНЯ...

Когда же поняла, что натворила,
поздно было...
Себя навеки прокляла она...
Без сердца своего,
огня любви она уже Богиней не была,
ОНА БЫЛА лишь формой,
в жизни равнодушной и холодной.
Себя как Человека потеряла
и стала нелюдем она...
БОГИНЕЙ-женщиною быть уж не могла...
лишь стервой, бабой быть могла...

Тогда ЕЕ Душа мужскую форму избрала
и начала учить свои уроки жизни.
Хоть сердце Человеческое было в ней
и Человеком был мужчина,
внутри себя он нелюдя хранил,
ее проклятье женщине-
себе самой в том,
женском, воплощеньи,
а вместе с этим ненависть и месть себе самой
и непрощенье женщины земной.
В глубинах подсознания его
все эти сгустки змеями лежали...

Мужчина жил, беды не зная,
пока однажды на пути ему
Она не повстречалась.
Лишь только глянул он в ее глаза,
как будто молния сверкнула
и сердце обожгло.
Оно остановилось на мгновенье,
потом забилось, заметалось,
словно в клетке птица...
Он все забыл...
Он весь огнем горел
и был готов ради нее в огонь и в воду,
но... равнодушною к нему она была..

Тогда ее добиться Он решил...
Свои богатства, власть и сердце
к ее ногам Он положил...
Дары его Она спокойно приняла,
себя любить позволила за это,
но сердцем холодна к Нему была...
Ему же нежность и любовь
Ее была нужна...

Однажды на пути
Ей парень повстречался....
и... потеряла голову Она,
сгорела от любовной страсти
и все, что было в жизни у нее,
все парню отдала:
и сердце, и любовь, и нежность,
и себя, и все богатства, что Мужчина ей отдал...

Мужчина поседел от горя...
Не понимал он,
что случилось с Ней,
ведь он отдал ей все,
богатством окружил,
любил ее, лелеял и холил...
Он ожидал любви и ласки,
а получил неблагодарность,
подлость, и предательство, и ложь...

Из подсознания его
все чувства ненависти, мести,
проклятия себя
за отреченья от Любви во имя жизни с человеком,
все сгустки-змеи пробудились -
частички нелюдя из прошлых,
женских, воплощений,
и заползли в сознание его,
и ревность и обиду пробудили.

Он проклял женщину свою...
в порыве ревности слепой ее убил...
Безумными глазами он на нее взирал,
любил и ненавидел, исступленно рыдал...
Пока не осознал,
что он ее навеки потерял.
Возненавидел Он себя в тот миг
и проклял Человек себя за то,
что ЖИЗНИ он лишил другого человека
из-за того, что нелюбимым был,
а сам ее любил безмерно…

В Душе его проклятье отложилось
и ненависть к себе, мужчине...
Так в Человеке зародились частички две,
проклявшие себя нечеловек и нелюдь...

в ОДНОМ ИЗ НИХ -
ПРОКЛЯТИЕ ЛЮБВИ,
В ДРУГОМ - ПРОКЛЯТЬЕ ЖИЗНИ.
ПЕРВОПРИЧИНЫ всей боли нелюдской
и всего страдания нечеловеческого в ЧЕЛОВЕКЕ.

С тех пор из воплощенья в воплощенье
рождалася Единая Душа в различных формах.
Она уроки Жизни проходил
а и каждый раз свое СОЗНАНИЕ делила....
Пока однажды Она сама себя не повстречала.
Пока не вспомнила себя:
ЛЮБОВЬ-БОГИНЮ-ЖИЗНЬ и БОГОЧЕЛОВЕКА.

Bновь возродилась в этой жизни
Единая Душа,с тем,
чтобы все частицы вновь собрать,
очистить,воскресить,соединить...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!