Как проверить окончание имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Урок на тему: Безударные окончания имен существительных

1). Орг. момент

Прозвенел звонок – начинаем наш урок.

Ребята, какое у вас настроение?

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу и скажите: «Я желаю тебе добра. Ты желаешь мне добра. Если будет трудно, справимся вместе всегда ».

Запись числа

Перед письмом вспомним, как нужно правильно сидеть за партой:

«Сяду прямо, не согнусь, на отлично потружусь»

Откройте тетради, запишите число и классная работа

2.Минутка чистописания. Самоопределение к деятельности.

Какое время года хозяйничает сейчас на земле?

Какие ассоциации вызывает это слово? Что представляете?

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Кому принадлежат эти строки? Пушкин

С кем поэт ассоциирует зиму? Как он ее называет?(Волшебницей.)

Действительно, в зимнюю пору происходит много сказочного, волшебного. И самый волшебный праздник – Новый год.

Назовите первую букву слова волшебница.

Какие звуки обозначает буква «в»? Что можете о них рассказать?

в обозначает мягкий согласный звук.

Назовите слоги, в которых буква в обозначает твердый согласный звук.

Напишите красиво эти слоги. (ходить по классу и смотреть кто как пишет и вслух указывать на недостатки, потом одну лучшую тетрадь показать под камерой. Посмотрите, вот у … очень красиво и аккуратно написаны слоги, соблюдены размеры букв, правильно соединены буквы)

3. Словарная работа.

Мы с вами уже сказали, что зима это к…ньки, ин…й , вал…нки, п…льто, с…п…ги, вет…р, м…роз , м…тель.

А что за слова я такие назвала? Почему они называются словарными?

Из данных слов выберите и запишите:

1 вариант: те слова, называющие вещи, которые можно надеть

2 вариант: те слова, которые характеризуют погоду зимой.

А теперь, обменяйтесь тетрадями, возьмите в руки карандаши, будем проверять.

Что написал 1 вариант?, какие буквы вставили?

Что написал 2 вариант? Какие буквы вставили?

Молодцы! Справились почти без ошибок!

4. Сообщение темы и целей урока.

Из земли из избушки

По воде по дороге

На стене на празднике

Из глуши в степи

Чем похожи эти группы слов? (окончаниями е, и)

Чем отличаются группы слов? (в 1 столбике слова с ударными окончаниями

Во 2 столбике с безударными окончаниями)

Тема нашего урока «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

Чему будем учиться на уроке? (Будем проверять безударные гласные в окончании)

Какая цель урока?

Закрепить знания проверки безударных падежных окончаний имен существительных .

5. Работа над темой урока.

Что называется склонением?( Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.)

- Сколько склонений в русском языке?

Какие существительные относятся к 1 склонению? Приведите примеры

(Имена существительные мужского и женского рода, которые в начальной форме имеют окончание –а или –я.)

Какие существительные относятся ко 2 склонению? Приведите примеры

(Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и имена существительные среднего рода с окончаниями –о, -е или –ё.)

Какие существительные относятся к 3 склонению? Приведите примеры

( Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме с мягкой основой и с твёрдой основой на ж, ш.)

Вспомните алгоритм правильного написания безударного окончания существительных. Для этого давайте обратимся к учебнику на стр.37

Молодцы! Теперь мы без ошибок выполим следующее упражнение.

Итак, пишем с комментированием на месте.

Задание: вставь окончания, определи склонение и падеж.

без ошибк.., на пароход…, в пол…, около площад…, в росош…, к рощ…

Умнички! Давайте сделаем вывод, как же проверить безударные окончания имен существительных? Что для этого нужно сделать?

6. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали немножко, давайте отдохнем, а потом опять писать начнем.

7. Закрепление.

Закрепим наши знания, выполнив упражнение в рабочей тетради стр. 29, упр 44.

Вам нужно составить и записать по 2 словосочетания из слов каждой группы. Употребите глаголы в форме прошедшего времени ед.числа, в скобках укажите падеж и склонение существительных.

Скажите на какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени?

По 1му человеку к доске, с комментированием.

Дальше нам предлагают сравнить окончания сущ.2 скл и 3 скл в П.п. Что вы можете сказать? В чем особенность написаний окончаний у существительных 3го скл? Что же нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе окончаний сущ-х 2 и 3 скл?

А теперь разделимся на группы. Каждой группе дам определённое задание, которое, они в течении 5 минут должны выполнить, затем по 1 человеку о группы выступить с правильным ответом у доски.

У каждой группы на столах лежит текст, в котором в словах пропущены окончания.

1ой группе нужно найти и выписать существительные в Р.п.

2ой группе в Д.п.

3ей группе в П.п.

4ой группе в Р.п.

5ой группе в Д.п.

6ой группе в П.п.

Тексты у всех будут разные.

Время истекло, прошу 1ю группу с ответом. (выходит к доске, на слайде подчеркивает слова, и объясняет свой выбор) и т.д.

Итак, скажите мне еще раз, что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имен существительных?

Ну и последнее задание, выполнив которое, я узнаю, как точно вы поняли нашу сегодняшнюю тему, научились ли правильно записывать безударные окончания сущ-х.

Перед вами лежат листочки со словами, в которых пропущены окончания существительных, за 2 минуты, вы должны будете как можно больше и правильно вписать этих окончаний.

Время пошло. Время истекло, положили листочки на край стола, в конце урока вы мне их сдадите.

8. Домашнее задание.

Молодцы, вы сегодня все поработали на отлично! Подошло время задать вам домашнее задание.

1. повторить окончания существительных в каждом падеже.

2. учебник стр. 37, повторить алгоритм написания безудар.окончаний сущ.

3. выполнить уп. 64 на стр. 38. Здесь вам нужно воспользоваться повторенными правилами, правильно вписать окончания существительных, определить склонение, падеж и выделить окончания.

9. Итог Урока.

Чтобы подвести итог нашему уроку, я попрошу вас продолжить предложения.

Я сегодня на уроке узнал___________________

Я научился__________________________

Я повторил______________________________

Мне понравилось больше всего___________________

Я работал с______________настроением

Я испытывал затруднения, когда________________

Спасибо вам за урок!

Просмотр содержимого презентации
«безударные окончания имен существительных»





Словарная работа

К…ньки, ин…й, вал…нки, п…льто, с…п…ги, вет…р, м…роз, м…тель .


Словарная работа

К о ньки, ин е й, вал е нки, п а льто, с а п о ги, вет е р, м о роз, м е тель.


Из земли из избушки

Из глуши в постели


По воде по дороге

На стене на празднике


Из земли из избушки

Из глуши в постели

По воде по дороге

На стене на празднике


Тема урока:

Правописание

безударных

падежных окончаний

имен существительных


Склонение имён существительных

1 склонение

1 склонение

Ж.р. + М.р.

2 склонение

2 склонение

М.р. + Ср.р.

3

склонение

3 склонение

Ж.р.










Д омашнее задание

  • Повторить окончания существительных в каждом падеже.
  • Учебник стр. 37 , повторить алгоритм написания безударных окончаний.
  • Упр. 64, стр. 38

Я сегодня на уроке узнал_______________ .

Я научился_______________ .

Я повторил________________ .

Мне понравилось больше всего___________.

Я работал с _____________настроением.

Я испытывал затруднения, когда _________ .


В этой статье разберем правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.

Итак, какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания –е , –и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

1-е склонение : -ой (-ей ) памяткой , деревней .

2-е склонение : -ом (-ем ) год ом , пол ем .

Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж (как определить см.). Затем определить склонение (как определить см. ). Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

Летом ребята купались в озере.

Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж .

Озеро (оно, мое) – существительное среднего рода, имеет окончание –о , значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание –е . Итак, записываем:

Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл ., -е ) в озере .

Еще один способ проверить окончание существительного – вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке , в озере .

Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

Склонение существительного определяется по именительному падежу и об этом мы говорили в .

Родительный падеж

Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .

Окончания:

1-е склонение : -и , -ы .

2-е склонение : -а , -я .

3-е склонение : -и .

Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы – 1-е склонение .

Дательный падеж

Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

Окончания:

1-е склонение : -е .

2-е склонение : -у , -ю .

3-е склонение : -и .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру – 2-е склонение .

В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание –и , в дательном – окончание –е .

Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание –и .

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .

Окончания:

1-е склонение : -у , -ю .

2-е склонение : -а , -я .

Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю – 1-е склонение .

Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

Творительный падеж.

Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

1-е склонение : -ой (-ей ).

2-е склонение : -ом (-ем ).

3-е склонение : -ю .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой – 1-е склонение .

Предложный падеж

Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

1-е склонение : -е .

2-е склонение : -е .

3-е склонение : -и .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени – 3-е склонение .

В следующей статье мы поговорим о склонении существительных во множественном числе.

Какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания -е, -и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

1-е склонение: -ой(-ей) памяткой, деревней.

2-е склонение: -ом(-ем) годом, полем.

Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж. Затем определить склонение. Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

Пример:

Летом ребята купались в озере.

Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж.

Озеро (оно, мое) - существительное среднего рода, имеет окончание -о, значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание -е. Итак, записываем:

Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл., -е) в озере .

Еще один способ проверить окончание существительного - вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке, в озере .

Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

Склонение существительного определяется по именительному падежу .

Родительный падеж

Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .

Окончания:

1-е склонение: -и, -ы.

2-е склонение: -а, -я.

3-е склонение: -и.

Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы - 1-е склонение.

Дательный падеж

Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

Окончания:

1-е склонение: -е.

2-е склонение: -у, -ю.

3-е склонение: -и.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру - 2-е склонение.

В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание -и, в дательном - окончание -е.

Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание -и.

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .

Окончания:

1-е склонение: -у, -ю.

2-е склонение: -а, -я.

Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю - 1-е склонение.

Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

Творительный падеж.

Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

1-е склонение: -ой(-ей).

2-е склонение: -ом(-ем).

3-е склонение: -ю.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой - 1-е склонение.

Предложный падеж

Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

1-е склонение: -е.

2-е склонение: -е.

3-е склонение: -и.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени - 3-е склонение.

Русский язык всегда был и остается неотъемлемой частью культуры нашего народа. Знание правил поможет сделать речь богатой и насыщенной. Большое значение имеют самостоятельные части речи, в особенности глаголы. Изучение языка начинается в школе. Важно запомнить правила, чтобы не совершать ошибок при написании и составлении предложений. Как проверить окончание глагола? Ответ на этот вопрос будет предоставлен в статье.

Глагол в русском языке

Самостоятельная часть речи отвечает на вопросы действия предмета, обозначает состояние, выступает сказуемым. Постоянный признак - вид. Он может быть совершенным, кода действие выполнено, и несовершенным, если его еще не закончили. Все признаки, относящиеся к глаголу, учитывают при определении окончаний.

Возвратность является еще одним признаком глагола, на что указывает суффикс -ся или -сь. Он стоит после морфемы, поэтому называется постфиксом. Переходность - это признак части речи, когда глагол сочетается с местоимением или существительным. Например: люблю (что?) молоко. При непереходности действие на предмет не переходит. Возвратные глаголы всегда являются таковыми (подниматься в гору).

Спряжение - это изменение по лицам и числам. В русском языке существует I и II вид. Часть речи представлена несколькими формами, поэтому важно знать, как проверить окончание глагола. Сюда относится инфинитив (смотреть), причастие (сверкающий), деепричастием (посмотрев), спрягаемые виды (видел). Часть речи отвечает на вопрос что делать? (при несовершенном виде), что сделать? (при совершенном). В русском языке есть отглагольные формы, которые выступают второстепенными членами.

В зависимости от речевой ситуации подбирают нужные формы глаголов. Спрягаемые имеют наклонение, у инфинитива и деепричастия нет числа, в прошедшем времени и сослагательном наклонении имеют род. Формы изъявительного наклонения - время.

Что такое окончание в русском языке?

Прежде чем узнать, как проверить окончание глагола, необходимо понимать, что представляет собой морфема и для чего она служит. Часть слова, которая изменяется, выражает грамматическое значение лица и числа у глаголов. Например, «прыгаю» стоит в 1-м лице в единственном числе. «Прыгаешь» - 1-е лицо, единственное число, «прыгаете» - 2-е лицо, множественное число. Найти окончание не сложно: необходимо склонять или спрягать слово. Изменяемая часть и будет окончанием.

Личная форма тесно связана с лицом, выполняющим действия. Употребляется с существительным и местоимением, трудности возникают лишь при наличии безударной гласной. Для этого и понадобится знание того, как проверить безударные окончания глаголов в простых и сложных предложениях. В грамматике правила разрешают этот вопрос простым образом: глагол переводят в инфинитив.

Какие окончания встречаются в глаголах?

В русском языке различают спряжение I и II вида. В окончаниях ставится буква "е", если это первое; буква "и", если второе. При проверке безударных личных окончаний следует воспользоваться правилами. К первому спряжению относятся слова-инфинитивы с окончанием -ать, -еть, -ять, -уть, -ешь, -ем, -ете. Второе спряжение отличается словами, которые заканчиваются на -ить. В личной форме - окончания с безударными гласными -у (ю), -е. Например: копать - копаю - копаешь - копает - копаете - копаем - копают.

Личная форма глаголов II спряжения отличается окончаниями. К ним относится -и, -а(я), у(ю), -ишь, -им, -ите, -ат, -ят. Например, любить - люблю - любишь - любит - любите - любим - любят. Слова 2-го лица единственного числа имеют окончание с шипящей, после которой ставится мягкий знак (смотришь, смотришься).

Узнать, как проверить окончание глаголов -ешь, -ишь, можно, если обратить внимание на ударение. Правила помогут не совершать ошибок при написании слов, в которых ударение на окончание не падает. Нужно запомнить, что слова II спряжения выражаются глаголами-инфинитивами с окончанием на -ить.

Правила написания части речи с приставкой

У глаголов с приставкой такое же спряжение, как и у однокоренного слова без приставки. Это важно знать, чтобы понять, как проверить окончание глагола. Приставка притягивает на себя ударение. Слово «вылетит» образовали от слова «летит», в котором ударное личное окончание, что указывает на второе спряжение. Безударные буквы в словах с приставкой вы- проверяют, подбирая бесприставочный глагол (выспишься - спишь; выпьешь - пьешь).

Проверка правописания глаголов

Зная, как проверить безударные личные окончания глаголов, можно грамотно писать и общаться. Слова I спряжения с шипящими на конце проверяются ударением. Вместо буквы "о" пишется "е". Например: влечет, жжет.

Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ть, -ться, -тся, -чься, -тись. Чтобы отделить слова в третьем лице от инфинитива необходимо задать вопрос. В первом случае это будет - что делает? что делается?, во втором - что делать? что сделать?

  • Моему брату нравится (что делать?) учиться.
  • Он хочет (что сделать?) заняться баскетболом.

Написание повелительного наклонения происходит с мягким знаком в единственном и множественном числе: сядь - сядьте, съешь - съешьте, намажь - намажься. Исключение составляют слова ляг - лягте.

Как пишутся гласные звуки в окончаниях?

Глаголы-инфинитивы и слова в прошедшем времени имеют окончания -ую, -юю в 1-м лице. Их легко отличить по имеющемуся суффиксу -ова-, -ева- (беседовать - беседую; говорить - говорю). Слова в 1-ом лице заканчиваются на -иваю, -ываю. Если их поставить в неопределенную форму в прошедшем времени, окончание будет -и, -ы, ударение на букву -а отсутствует. Например: поливаю - поливать, нажимаю - нажимать. Такая же расстановка окончаний отличается сочетанием -еваю, -евать, ударение будет падать на букву "а" (напевать - напеваю; сочетать - сочетаю).

Не все знают, что в русском языке есть разноспрягаемые глаголы. В них безударные личные окончания могут быть обоих спряжений. В группе находятся слова "бежать", "хотеть" и "чтить". Отличаются окончания в глаголах дать и есть, если изменить лицо и число, однако они не входят в группу разноспрягаемых слов.

Написание окончаний по спряжению глаголов

Настоящее и будущее время глагола подразумевает написание различных окончаний в зависимости от спряжения. Чтобы узнать, как проверить окончание глагола -ет или -ит, нужно изучить правила написания слов, которые относятся к I или II спряжению. В первом случае это будет сочетание -ет, а во втором ставится -ит.

Определяют спряжение после соотношения определенной формы с инфинитивом. Слово «прогонит» образовано от «прогнать», а «прогоняет» - от «прогонять». Повелительное наклонение легко отличить, так как в слове есть суффикс -и-, окончание -те. В повелительном наклонении происходит побуждение к действию: «Вытри пыль. Вынеси мусор». В изъявительном наклонении необходимо определить спряжение. Если это второй вид, глагол совпадет с повелительным наклонением: «Держите крепко, и полка не упадет».

Глаголы-исключения: что нужно запомнить

В русском языке не нужно проверять личные окончания в глаголах, которые не поддаются общим правилам. Сюда относятся слова-исключения и их производные, а также слова с личным окончанием во II спряжении: гнать, держать, дышать и слышать. Важно запомнить, как проверить личные окончания глаголов, чтобы они совпадали с используемыми существительными и местоимениями. Слова ставят в 1-м, 2-м и 3-м лице: я слышу, мы слышим, ты слышишь, вы слышите, он слышит, они слышат.

Если глагол имеет другое окончание, он будет I спряжения. Например, в единственном числе глагол "хотеть". Второе спряжение, если его изменить: хочет, хотим, хочу, хотят, хотите. Производные слова пишутся: гонят, держат, дышат, слышат, вертят, видят, зависят, ненавидят, обидят, смотрят, терпят. Окончания глаголов нужно выучить наизусть и запомнить, так как они не проверяются никаким правилом.

Алгоритм выбора окончания при написании глаголов

Правописание окончаний в глаголах поддается простым правилам. Первое - определить спряжение. В слове определяют ударение, которое может быть в основе или в окончании. Если присутствует приставка вы-, обозначить спряжение можно по синониму без приставки.

Когда ударение падает на окончание, сразу определяют спряжение. Если же это основа, ставят глагол в неопределенную форму. Важную роль играют три последние буквы в слове. При написании помнят об исключениях и разноспрягаемых глаголах. Это позволит не ошибиться в трудных словах, где в процессе произношения могут быть несколько вариантов.

Применение правил и четкого алгоритма позволит правильно обозначить спряжение и выбрать окончание. После этого будет правильно выбрана буква в безударном личном окончании.

Глагол - сложная часть речи, которая не подчиняется общим правилам. Применение знаний поможет в будущем избежать ошибок.

Цели: обобщить знания о 1 склонении имён существительных, развивать умение распознавать тип склонения имён существительных, упражнять в проверке безударных падежных окончаний, обогащать словарный запас, совершенствовать логическое мышление, развивать связную аргументированную речь и устойчивость внимания.

    Мобилизующий этап.

СЛАЙД 2-3

Прочитайте слова, обращая внимание на их смысловую связь. Составьте вторую пару слов.

чемпион – медаль

отличник - … (грамота)

    Чистописание.

Буквы, которые мы будем с вами писать, вы определите сами.

1 буква: в слове грамота –это глухой согласный в корне слова;

2 буква: в слове грамота – это безударный гласный в корне слова;

    буква: в слове грамота является окончанием.

тоа ато оат ттооаа ааатттооо

    Словарная работа.

Определите ошибко-опасное место в слове (гра′мо та)

Это словарное слово. Что такое грамота?

СЛАЙД 4

Толковый словарь

2. Официальный документ. Похвальная грамота.

3. В старину: документ, письмо. Берестяные грамоты.

Устойчивые выражения (фразеологизмы)

Филькина грамота - недействительный, неправильно и безграмотно составленный документ.

Китайская грамота - о чём-нибудь совершенно непонятном.

СЛАЙД 3 берестяная грамота

Запишите однокоренные слова к слову грамота. Выделите корень, подчеркните букву, которую надо запомнить.

Грамота грамотный грамотей грамотно грамотность безграмотный неграмотный

    Изучение нового материала.

К какой части речи относится новое словарное слово? (сущ.)

Что мы можем определить в имени сущ.? (род, число, падеж и склонение)

Грамота- ед.ч., ж.р., И.п., 1 скл..

Измените по падежам слово грамота, поставьте ударение, назовите окончание. (Устно)

СЛАЙД 5

И.п. гра′мота

Р.п. гра′моты

Д.п. гра′моте

В.п. гра′моту

Т.п. гра′мотой

П.п. о гра′моте

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Тема: «Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения»

Проблема: Как проверить безударные падежные окончания имён существительных 1 склонения?

Рассмотрим таблицу из упр 169.

Поставьте ударение в словах стена (1в), зима (2в) (ударение падает на окончание)

Могут эти слова быть проверочными? (да)

Для каких существительных?(1 скл.)

Проверим по слову грамота.

Поставьте ударение в слове земля (1в), дядя (2в)?

Почему не совпадают окончания с проверочным словом?(основа на мягкий согласный, основа на твёрдый согл.)

Чему должны научиться на уроке?

Выделять окончания сущ. 1 скл..

Правильно подбирать проверочное слово для сущ. 1 скл. с безударным окончанием.

Физкультминутка.

Игра «Закончи фразу»

Если в проверяемом слове перед окончанием стоит мягкий согласный, то проверочное слово … (земля). Если в проверяемом слове перед окончанием стоит твёрдый согласный, то проверочное слово … (стена).

    Закрепление.

Индивидуальное задание по карточкам.

Упражнение

Прочитайте предложения. Ориентируясь на таблицу, определите порядок их записи. Напишите. Выделите окончания существительных 1 склонения.

пред ложе ния

Падеж имени существительного

У каждой ягод... есть свой адрес.

Душистая земляника созревает на лесной опушк... или на солнечном пригорке.

Малин... можно чаще увидеть на вырубк... или в овраге.

Кислую клюкв... вы найдёте на болоте.

За брусник... надо идти к ельнику.

Какие окончания имеют сущ. 1 скл.?

СЛАЙД 6

Чему научились сегодня на уроке?

Что нового узнали?

Какие сущ. будем проверять словом зима?

Какие сущ. будем проверять словом земля?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!