Как работает чтение вслух? Чтение вслух.

Является улучшение дикции. Упражнения по улучшению дикции позволяют научиться отчетливо произносить слова, звуки и фразы. Качество дикции, и чистоту звучания речи можно сравнить с почерком — плохой почерк трудно разобрать, а человека с плохой дикцией трудно понять.

Дикция отвечает, в основном, за произнесение согласных звуков, в то время как и чистота звучания отданы на откупгласных звуков. Звуковой поток гласных подвергается окончательной обработке согласными, чтобы затем быть переданными слушателям.

Согласные звуки несут основную информационную нагрузку. В этом легко убедиться, если из текста вынуть все гласные, и затем попробовать прочесть то, что получится. Кк првл, ткй ткст В см прчтт бз сбх прблм . Теперь попробуйте оставить одни гласные: а аио ао е ы оее оиа е ооы ое — Вы вряд ли что-то поймете.

Быстрое чтение вслух

Чтение вслух — одно из лучших упражнений для улучшения дикции. В артикуляция вредна, и сознательно подавляется. Здесь же, наоборот, приветствуется. В упражнениях по улучшению дикции у нас другие цели — улучшить нашу речь.

Кроме улучшения дикции, чтение вслух также учит легко и точно выражать свои мысли, способствует увеличению словарного запаса, улучшает яркость, эмоциональность и правильность речи.

Чтение вслух позволяет избавиться от косноязычия, запинок, оговорок и других малоприятных вещей. Литературные тексты обычно сложнее и качественнее нашей повседневной речи, и даже лучше большинства речей ораторов. Поэтому ежедневное чтение вслух позволит в скором времени говорить красивым литературным языком, словно по писанному.

Для начала важно не спешить. Всегда читайте в комфортном для себя темпе, четко проговаривая слова. Если у Вас поначалу четко выговаривать слова не получится, не расстраивайтесь. Немного практики — и у Вас будет отличная дикция. Читайте вслух выразительно, эмоционально, с ударениями и паузами.

Можете даже слегка утрировать эмоциональность, добавить немного пафоса. Это не помешает — главное, чтобы Вы не читали вслух скучно и бледно.

Артистизм — хорошее качество. Озвучивая персонажи, наделяйте их индивидуальными чертами. Текст от автора излагайте не как скучный монолог, а так, как будто Вы излагаете свои мысли, или рассказываете про то, что с Вами случилось.

Читать можно все , что угодно, но лучше всего читать грамотно изложенные материалы, содержащие полезную информацию и богатую лексику. Это могут быть познавательные статьи, рассказы, повести, стихи, научные и технические тексты. Можно совмещать обучение со чтением вслух — в этом случае от Ваших занятий будет двойная польза.

Когда Вы почувствуете себя достаточно уверенно, можете понемногу начинать увеличивать скорость чтения. Важно при этом не потерять четкость, ясность, эмоциональность и красоту изложения материала.

Чтобы читать текст вслух быстро, и без запинок, Вам придется научиться просматривать его в быстром темпе заранее. Тренируясь таким образом, Вы в скором времени сможете выхватывать целые абзацы, а затем красиво прочитывать их в слух, наполовину по памяти.

Читать вслух следует не менее, чем полчаса в день . Буквально через месяц таких упражнений Вы заметите результаты — улучшение дикции, более гладкая и правильная речь, больший словарный запас, остроумие и находчивость в ответах на вопросы слушателей.

Будет очень хорошо, если Вы перед началом занятий запишете свою речь в аудио — через какое-то время Вам будет интересно вернуться к записям. и проверить свой прогресс.

Главное правило при чтении вслух — четкая артикуляция согласных, и свободный выход воздуха на гласных. Образно говоря, гласные звуки нужно произносить, как рупор, а согласные — четко артикулировать. Не стоит напрягать голосовые связки, и говорить с каким-нибудь надрывом, от которого можно только сорвать голос.

Послушайте, как говорит диктор на телевидении . Он должен за короткое время выдать много информации, и при этом подать ее так, чтобы его поняли. Поэтому, чем быстрее диктор говорит, тем четче должна у него быть речь. Используйте это правило и в своей речи.

Скороговорки

Кроме быстрого чтения художественной и технической литературы, для улучшения дикции Вы можете использовать скороговорки. В Интернете Вы сможете их найти огромное количество. Скороговорки используют ведущие телепередач, актеры, политики. Только нужно правильно их использовать. Правильная технология следующая — сначала Вы произносите скороговорку четко и медленно, а затем повторяете, постепенно увеличивая темп.

При увеличении скорости необходимо следить за тем, чтобы четкость и плавность речи не ухудшилась.

Важно также научиться произносить скороговорки с разными интонациями: восхищения, удивления, радости, размышления.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

Словосочетание «выразительное чтение» активно начало употребляться в середине XIX века и подразумевало искусность художественного слова и дисциплину обучения этому умению детей. Выразительное чтение представляет собой мастерство отображения в слове ощущений и размышлений, которыми наполнен высокохудожественный труд, выказывание индивидуальной оценки исполнителем творчеству автора.

Выразительное чтение подразумевает декламацию на память или прочтение по книге с выдерживанием принципов литературного произношения. При этом наиболее полно выражается образная и идейная суть произведения. Выразительное чтение употребляется как приём обучения языку.

Чтение характеризуется четырьмя критериями:

  • Беглость – это быстрота прочтения. Определяет восприятие (понимание) прочитанного текста. Обычно беглость измеряется количеством прочитываемых слов или знаков в минуту.
  • Правильность подразумевает неторопливое воспроизведение без переиначивания сути литературного сочинения.
  • Сознательность – это понимание авторской идеи, осмысливание художественных методов, с помощью которых воплощена идея, уяснение собственного отношения к произведению.
  • Выразительность прочитывания образуется во время анализирования литературного произведения.

Прочесть текст выразительно означает отыскать способ посредством устной речи правдиво и точно передать замыслы и ощущения, заложенные в сочинении. Такое средство передачи – интонация.

Интонация представляет взаимодействие составляющих устной речи (темп, звучание, ударение, ритм, паузы). Составляющие поддерживают друг друга. Взаимодействие между ними порождается содержанием и эмоциями текста, целью, которую автор ставит перед чтецом.

Характеристика принципов обучения выразительному чтению

Принцип выразительного чтения – постижение художественной сути и замысла сочинения. Важно выявить, в какой степени текст ясен слушателям. Сделать чтение действенным поможет осознание задачи, цели, которая преследуется при чтении. Успех передачи произведения во многом зависит от красоты, грамотности, яркости речи чтеца. Содержание позволяет точно выявить, какие средства применять, передавая текст.

Выразительное чтение подразумевает упорную, трудоёмкую работу над средствами передачи замысла, чувств и содержания произведения. Важно правильное дыхание, отчётливость произношения звуков, навыки верной передачи эмоций посредством речи.

Выразительное чтение подразумевает употребление средств яркости, таких как:

  • Интонация.
  • Логическое ударение.
  • Пауза.
  • Темп.
  • Высота и сила голоса.

Интонация

Значимость интонации и её элементов при чтении очень велика, поэтому при формировании речевой выразительности следует особое внимание уделить развитию интонационной яркости.

Компоненты интонации:

  • Сила, которая проявляется в ударениях и обуславливает динамику устной речи.
  • Направление, предопределяющее мелодичность речи и выказываемое в следовании голоса по звукам с различной высотой.
  • Оттенок или тембр, обуславливающий эмоциональную окраску.
  • Скорость, которая выражается в продолжительном звучании речи и паузах. Предопределяет ритм и темп речи.

Декламация литературного труда преподавателем, школьником и актёром отличаются, так как условия выразительности для них различны. Актёр в совершенстве владеет голосом и другими средствами, а также имеет возможность основательной подготовки к прочтению. К школьнику предъявляются другие требования. Просматривая видео выступлений профессиональных чтецов можно научиться читать произведение с правильной интонационной окраской.

Принципы выразительного прочтения

Правила выразительного чтения представляют собой комплекс рекомендаций, помогающих быстро и эффективно развить навыки литературного чтения у школьников. Памятка по чтению направлена на вырабатывание культуры обращения с книгой, содержит рекомендации о подготовке и правильности прочтения.

Урок выразительного прочтения должен вызывать интерес к литературному творчеству, воспитывать любовь к образному слову.

Советы родителям по формированию читательского интереса у ребёнка

  • Следует приобретать для ребёнка книги, красочно оформленные с увлекательным содержанием.
  • Важна не продолжительность чтения, а периодичность. То есть лучше читать много раз по 15 минут, чем один раз полтора часа. Режим чтения для ребёнка предпочтителен щадящий – прочитал три строчки, отдохнул.
  • Для формирования привычки общения с книгой нужно читать ребёнку ежедневно.
  • Прочитанное произведение необходимо обсуждать в кругу семьи, рассказывать ребёнку об авторе.
  • Вспоминая произведение нужно немного переиначить текст, это поможет понять, хорошо ли ребёнок запомнил содержание.
  • Советуйте ребёнку произведения своего детства, делитесь впечатлениями о них.
  • Приобретайте книги понравившихся ребёнку авторов, создавайте его собственную библиотеку.

Через много лет, уже во взрослой жизни книги у ребёнка будут ассоциироваться с близкими и дорогими людьми, с теплом родного дома.

Памятка родителям

  • Чтение – это вход в мир знаний, это гарантия успеваемости ребёнка в школе.
  • Ребёнок полюбит книги только благодаря совокупным стараниям школы и семьи.
  • Ознакомьтесь с главными требованиями выразительного, беглого, осознанного чтения.
  • Рекомендательный список поможет подобрать книги для ребёнка.
  • Собственная детская библиотека позволит обмениваться книгами с друзьями, что будет способствовать повышению интереса к чтению.

Знание произведений детской литературы и творчества детских писателей и поэтов облегчает родителям выбор книг для ребёнка. Подобное знание также является незаменимой составной частью профессионализма и компетенции учителя или воспитателя, специалиста, работающего с детьми.

Ознакомить родителей и педагогов с произведениями литературного творчества детских поэтов и писателей призвана дисциплина «Детская литература с практикумом по выразительному чтению». Целью предмета является усовершенствование навыков анализирования детских литературных произведений, рассматривается значимость литературного чтения в становлении личности ребёнка.

Структура дисциплины «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» представляет собой исторический, хронологический способ преподнесения материала по литературе для детей. Также сюда входит логически обоснованный практикум по выразительному чтению.

Руководство по чтению для ученика

Памятка №1: Правила прочтения

  • Уделять чтению необходимо не менее четверти часа в день, расположившись удобно, желательно не лёжа.
  • Если читать при включённом телевизоре или музыке, понять, о чём текст будет трудно. Поэтому следует выключать телевизор, музыку, убирать все отвлекающие внимание предметы.
  • Торопиться при прочтении и концентрировать внимание на времени не нужно, иначе смысл текста или стихотворения останется непонятым и ускользнёт.
  • Необходимо делать перерывы, паузы, физкультминутки.
  • Нужно анализировать действия и поступки героев произведения, делать для себя выводы. Обсуждать прочитанное с друзьями.
  • Отмечать место, на котором чтение было прервано, положив закладку между страницами.
  • Занимательную и интересную информацию можно выписать в блокнот. В будущем она пригодится.

Памятка №2: Выразительное чтение

Выразительное чтение невозможно без понимания смысла содержания произведения.

  • Придерживаться правильного темпа и ритма при чтении. Торопливость здесь не нужна.
  • Дикция - произношение должны быть внятными, громкими, отчётливыми.
  • Обязательно делать паузы, если встречаются знаки препинания.
  • С помощью логического ударения выделять ключевые по смыслу слова литературного произведения.
  • Стихи или текст, при прочтении должны иметь эмоциональную окраску.
  • Обязательно понимание содержания читаемого стихотворения или прозы.

Памятка №3: Правильная работа с книгой

Умение правильно работать с книгой, обрабатывать информацию из печатных источников, имеет исключительное значение для учеников старших классов. Неумение действовать с книгой отразится на успеваемости в школе, так как домашние задания, работа в классе будут отнимать много времени. Такое положение дел приведёт к тому, что ученик будет уставать, при этом способность усваивать знания снижаться.

  • Нужно выработать умения правильного, беглого, осмысленного чтения.
  • Выразительное чтение. Прочитать текст или стихи, определить основной замысел творения, найти отдельные элементы в содержании и их смысловую значимость, прочитать ещё раз.
  • Определить хронологический порядок действий литературного произведения.
  • Внеклассные занятия предполагает ведение дневника прочитанных произведений, использование списка книг, рекомендованных учителем, навык записи данных о произведении с титульного листа.

Выразительная декламация стихотворения

Поэзия наилучшим образом даёт понимание ребёнку сути выразительного чтения. Когда хороший чтец декламирует давно знакомые стихи или текст, слушатели начинают понимать их по-новому. Они проникаются настроением человека, произносящего слова.

Актёры, благодаря таланту, знаниям и профессиональным навыкам читают стихи, завораживая публику. Внимательно просматривая видео выступлений известных артистов можно позаимствовать интересные приёмы чтения стихов и прозы.

Урок литературы в школе призван вызывать интерес к художественному, образному слову, воспитывать любовь к книге. Выразительное чтение – важный навык, позволяющий донести до слушателей замысел произведения, его идейное содержание. Раскрыть тончайшие нюансы чувств, переживаний ощущений героев художественного текста или стихов. Найти способ проникнуть в самое сердце слушателей читая текст, помогут видео выступлений профессиональных чтецов.

  • 13. Развитие навыков диалогической речи. Программные требования к построению диалога. Формы стимулирования диалогической речи. Общение в речевых ситуациях (наглядных, словесных, реальных).
  • 14. Развитие навыков связного высказывания. Программные требования к монологическому высказыванию. Виды работы по формированию у младших школьников монологической речи.
  • 15.Подготовка к чтению и письму по-русски. Проведение аналитико-синтетической работы над предложением, словом, слогом на основе навыков, приобретенных школьниками на уроках родного языка.
  • 16.Материалы первоначального чтения и письма слов с буквами, которые не различаются в русской и украинской графиках.
  • 17.Методика изучения букв, различающихся в русской и украинской графиках. Порядок ознакомления с буквами, его обоснование.
  • 18.Учет графических особенностей изучаемых букв русского языка, их звуковых значений в сравнении с украинским. Роль и место в учебном процессе межъязыковых аналогий и сопоставлений.
  • 19.Развитие способа чтения у школьников. Методика чтения учебного текста.
  • 20.Трудности обучения элементарному чтению и письму по-русски, пути их преодоления. Основные ошибки в элементарном чтении и письме, их устранение.
  • 21.Цели и задачи классного чтения на русском языке. Познавательное, воспитательное и развивающее значение чтения.
  • 22.Содержание и структура программы по чтению, требования к умениям.
  • 2 Класс
  • 3 Класс
  • 4 Класс
  • 23. Обзор психолого-педагогической литературы по вопросам обучения чтению младших школьников.
  • 24. Организация речевой деятельности школьников на уроках чтения. Взаимосвязь слушания, говорения и чтения – основной принцип обучения.
  • Этапы планирования вступительной беседы о творчестве писателя
  • Константин Паустовский
  • Жанровое разнообразие тренировочных текстов
  • 25. Формы чтения, специфика их использования, соотношение на уроках.
  • 27. Приёмы формирования навыков правильного и беглого чтения. Упражнения в развитии скорости чтения у младших школьников. Развитие умений читать молча.
  • Пути предупреждения ошибок при чтении
  • Развитие способов чтения
  • Упражнения для развития продуктивного способа чтения
  • 28. Развитие навыков выразительного чтения. Техника речи и чтения. Основные этапы подготовки учащихся к выразительному чтению. Способы формирования навыков выразительного чтения текста у детей.
  • Этапы подготовки к выразительному чтению
  • 29. Обучение выразительному чтению стихотворений, методика их чтения. Проведение хоровой декламации. Драматизация при чтении текстов.
  • 33. Методика обучения различным видам пересказа. Чередование пересказов на основе зрительных и слуховых восприятий. Виды творческого пересказа. Словесное рисование.
  • 35. Этапы работы над учебным текстом. Виды работы при чтении художественных текстов.
  • 36. Особенности чтения произведений различных жанров. Методика работы над загадками и пословицами.
  • 37. Использование наглядных пособий и технических средств на этапах чтения.
  • 38. Критерии и нормы оценивания навыков чтения.
  • 39. Условия формирования грамотного письма у младших школьников. Соединение графической и орфографической подготовки. Списывание как приём обучения правописанию.
  • Устные Письменные
  • 40. Виды орфографических упражнений для формирования и развития у младших школьников грамотного письма, их классификация в зависимости от характера анализаторов и методики проведения
  • Устные Письменные
  • 42.Содержание лингвонародоведческого компонента язикового образования учащихся начальной школы.
  • Ролевое поведение
  • 43.Приёмы формирования у младших школьников представлений о речевом этикете.
  • 44. Продуктивные формы воспитания культуры общения у учащихся начальной школы на уроках русского языка.
  • 46.Развитие у младших школьников представлений о лексическом значении слова, опора на знания, полученные на уроках украинского языка. Организация наблюдений над словом, его употреблением в речи.
  • 1 Класс
  • 2 Класс
  • 3 Класс
  • 4 Класс
  • 47.Методика изучения морфемного состава слова в начальных классах.
  • 4 Класс
  • 1 Класс
  • 2 Класс
  • 3 Класс
  • 49.Акустические и артикуляционные упражнения. Усвоение специфических фонем русского языка. Преодоление произносительных трудностей, связанных с интерференцией родного языка.
  • 50. Аналитико-синтетический метод как основной метод обучения языку. Роль наблюдений над языковыми фактами. Использование познавательных методов, связанных с усвоением лингвистических понятий.
  • 51. Проблемный подход к изучению фонетического, морфемного и орфографического материалов. Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка.
  • 52. Анализ учебно-методического комплекта по русскому языку (соответствие требованиям программы, качество теоретического материала, доступность формулировок, анализ тренировочных упражнений).
  • 54. Требования к знаниям и умениям речевой деятельности учащихся к концу устного практического курса. Контроль за развитием у учащихся речевых умений. Его формы.
  • 55. Цели, структура и содержание уроков устного практического курса русского языка. Их комплексный характер, специфические особенности.
  • 56. Цели и задачи начального обучения чтению и письму. Структура, содержание и требования программы. Организация речевой деятельности на уроках.
  • 57.Организация наблюдений над особенностями речи, связанными с различными условиями общения. Обучение правилам речевой этики, развитие навыков соблюдения этих правил.
  • 59.Цели, структура и содержание уроков начального обучения чтению и письму. Их типы, комплексный характер. Оборудование урока.
  • 60.Требования к знаниям и умениям речевой деятельности учащихся к концу начального обучения чтению и письму. Контроль за развитием речевых умений и навыков учащихся. Его формы.
  • 61.Анализ учебно-методического комплекта для периода начального обучения чтению и письму. Структура и содержание учебника, его соответствие программе, графическое и художественное оформление.
  • 62. Речевая направленность уроков русского языка. Организация речевой деятельности на уроках. Учет родного языка в процессе обучения.
  • 64.Виды и содержание наглядных пособий при изучении различного материала в русском и украинском языках. Дидактический материал к урокам русского языка. Использование икт на уроках языка.
  • 65.Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков по русскому языку в 3-4 классах.
  • 66.Внеклассная работа по русскому языку. Организация детских утренников, викторин, конкурсов, игр.
  • 67.Творческий опыт учителей начальных классов в организации внеклассной работы языкового и литературного направлений.
  • 29. Обучение выразительному чтению стихотворений, методика их чтения. Проведение хоровой декламации. Драматизация при чтении текстов.

    Выразительность – определение средств передачи идеи, чувств текста, задуманных автором.

    Условия выразительного чтения:

      техника речи (дыхание, дикция, соблюдение норм литературного произношения);

      логика чтения (логическое ударение, паузы);

      эмоционально-образная выразительность.

    Таблица для формирования интонационных навыков

    Темп чтения: Тон чтения:

      спокойный; - взволнованный;

      нормальный; - рассерженный;

      медленный; - испуганный;

      быстрый; - радостный;

      замедленный; - добрый;

      ускоренный. – дружественный;

    - восхищённый;

      как обычно; - равнодушный;

      тише, чем обычно; - грубый;

      громче, чем обычно; - злой;

      громко; - печальный;

      очень громко; - гневный;

      крик; - довольный;

      тихо; - тревожный;

      очень тихо (шепотом) - разочарованный

    30. у учащихся. Научные данные об уровнях развития разных сторон навыка чтения, их учет в процессе обучения русскому языку.

    Изучение состояния навыков чтения вслух

    (на знакомом тексте)

    Изучение состояния навыков чтения молча

    (на незнакомом тексте)

    Фамилия, имя уче-

    Темп чтения

    Понимание прочитанного

    Понимает

    Частично понимает

    Не понимает

    Петров С.

    Проверкустепенисформированностинавыкачтенияпроводиттолькоучитель-классовод в помещениикласснойкомнаты (привычное для детейпомещение). Происходитэто в концекаждогосеместра: с 20 по 25 декабря; с 15 по 20 мая. Детей (небольшимигруппами – до 5 человек) приглашают до уроковилиоставляютпосле них. Для проверкинавыкачтениявслухпредлагаютпрочитать текст, который ученики читали некотороевремя тому назад (знакомый текст). Шрифт проверочноготекстадолженсоответствовать шрифту учебника. Количествопрочитанныхсловсчитают по пробелам.

    П а м я т к и п о ч т е н и ю (для учащихся)

    Знакомство с новойкнигой

    1.Рассмотри обложку книги.

    3.Внимательно рассмотри иллюстрации, перелистывая книгу.

    4.Определи примерное содержание книги.

    5.Самостоятельно прочитай рассказ (стихотворение, сказку и т.д.).

    1.Как называется сказка? Кто её сочинил?

    2.Перечитай сказку и подумай: кто в сказке действует? Какие это герои?

    3.Какие события описываются в сказке?

    4.Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

    5.Найди в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

    7.Что из этой сказки запомнилось тебе больше всего? Как заучивать стихотворение

    1.Прочитай стихотворение и подумай, о чём в нём говорится.

    2.Перечитай каждое четверостишие и определи, о чём говорится в каждом из них.

    3.Перечитай первое четверостишие и пометь в нём для себя важные слова, которые несут основные мысли.

    5.Повтори медленно четверостишие (книгу держи закрытой).

    6.Проверь себя по книге (удалось ли передать те мысли и чувства героев, о 7.которых говорилось в тексте стихотворения).

    Как составить план произведения

    1.Прочитай произведение, условно наметь его части.

    2.Раздели произведение на части (одна часть отличается от другой содержанием).

    3.Прочитай первую часть, выделяя в ней главное.

    4.Озаглавь эту часть (вырази главное одним словом или предложением).

    5.Ту же работу (п.3-4) проделай по другим частям.

    6.Проведи самопроверку: прочитай план в целом и реши, отражает ли он главное и поможет ли вспомнить содержание текста. Просмотри для этого произведение ещё раз.

    Как составить пересказ произведения

    1. Раздели рассказ на части.

    2.Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.

    3.В каждой части рассказа выдели самые важные мысли (2-3 предложения).

    4.Перескажи каждую часть по плану (при затруднении заглядывай в книгу).

    Как составить краткий пересказ

    1.Прочитай текст, выделяя его основную мысль (о чём говорится в тексте).

    2.Составь свой рассказ, опираясь на основную мысль и 2-4 поясняющих её предложения.

    3.Пользуясь текстом, повтори краткий пересказ.

    4.Проверь краткость и последовательность пересказа.

    31. Организация словарно-семантической работы. Пути обогащения активного словаря учащихся. Место словарной работы на уроке русского языка. Способы семантизации слов.

    На обогащение словарного запаса учащихся программа не отводит специального времени. Но в силу того, что все в языке связано со словом или проявляется в слове, решение этой задачи совмещается с изучением всех разделов науки о языке, с обучением правописанию и с развитием связной речи учащихся. Задача учителя заключается в том, чтобы включение элементов словарной работы в урок не снижало эффективность изучения программного материала и, по возможности, способствовало усвоению этого материала.

    Изучение лингвистических понятий в школе в силу абстрактности языковых явлений может осуществляться на любом лексическом материале. Это положение предоставляет учителю большие возможности для проведения словарно-семантической работы. При этом необходимо руководствоваться следующим положением: отобранные слова группируются по микротемам и распределяются по урокам в соответствии со спецификой изучаемого материала. Слова используются как дидактический материал для всех видов работ, выполняемых на уроках.

    Работа над семантикой и актуализацией слов происходит либо до выполнения грамматического задания, если усвоение нового материала основывается на лексике, либо после. При этом вновь семантизированные слова записываются учащимися в словарики, которые и дальнейшем используются для справок при подготовке к сочинениям.

    Работа над изложениями и сочинениями включает в себя лексическую подготовку. Лексическая подготовка к изложениям и сочинениям, преобладающая в практике учителей, недостаточно эффективна, так как она обычно сосредоточена на одном уроке. Поэтому она не позволяет охватить все группы слов, которые оказываются трудными, а также необходимыми для обогащения учеников.

    Лексическая подготовка к изложениям и сочинениям дает значительный эффект, если она рассредоточивается, т. е. осуществляется на разных уроках.

    Лексическая подготовка к изложениям - это часть языкового анализа, проводимого по пересказываемому тексту. Она складывается из выяснения значений непонятных слов, подбора синонимов, анализа образно-выразительных средств и предупреждения лексических ошибок. Для первого этапа отбираются совершенно незнакомые учащимся слова и слова, которые неточно понимаются учащимися. При этом к словам подбираются синонимы, показывается их лексическая сочетаемость. На специальном уроке (непосредственно при написании изложения) рассматриваются слова, понимание значения которых связано со знанием текста: известные слова, но сновым оттенком значения, слова с переносным значением, перифразы и синонимы, значение которых определяется контекстом; сюда же относятся непонятные собственные наименования и др.

    При анализе текста изложения особенно важно обращать внимание на образно-выразительные средства, с помощью которых автор выражает главную мысль, а также свое оношение к излагаемому.Для предупреждения неоправданного повторения одних и тех же слов организуется работа над синонимами и перифразами, тесно связанными с данным контекстом.

    Лексическая подготовка к сочинениям направлена на обучение учащихся умению отбирать слова в соответствиии с темой и замыслом предстоящего высказывания с учетом того или иного функционально-смыслового типа речи, функционального стиля, с учетом смысловой лексической темы, лексико-семантических групп и синонимических рядов, над которыми велась предварительная работа на уроках русского языка. Лексическая подготовка к сочинению складывается из актуализации семантизированных слов; из подбора слов, необходимых для выражения отношения, для создания колорита стиля; из предупреждения возможных лексических ошибок и недочетов.

    Приемы семантизации слов

    Существует несколько способов толкования лексического значения слова: это логическое определение понятия, сопоставление неизвестного слова с известным (использование известных синонимов и антонимов), мотивационный анализ слова (в том числе этимологический анализ). Наряду с этим используются наглядность и контекст (словосочетания, предложения, связного целого).

    Контекст нередко создает иллюзию понимания смысла слова. Поэтому необходимо подбирать такой контекст, чтобы он позволял получать хотя бы самое общее представление о значении слова - знание о том, к какому классу предметов, явлений, процессов, качеств относится предмет, признак, действие, обозначенные данными словами. Этого нередко бывает достаточно для понимания читаемого. Для более четкого понимания смысла слова и активного пользования им опора лишь на контекст имеет ограниченное значение. Применение контекста более оправдано на уроках литературы, когда учащиеся сталкиваются в текстах произведений с устаревшей лексикой или со специальными словами.

    Узкий диапазон имеет и применение наглядности при объяснении смысла слова. Ограниченность этого способа находится в прямой связи с характером семантики слова: наглядно можно представить лишь конкретные предметы, явления и в очень незначительной степени процессы и качества. С помощью наглядных средств нельзя объяснить, ни оттенки значения слова, ни его употребление. Применение наглядности особенно оправдывает себя на уроках чтения, когда учитель знакомит детей с устаревшей лексикой.

    Значительно большее применение находит сопоставление неизвестного слова с известным, имеющемся в словарном запасе школьника и хорошо знакомом ему. Для сопоставления используются синонимы и антонимы. Сопоставление требуется и при словообразовательном анализе слова. Сущность этого способа заключается в переносе значения известного слова на неизвестное либо по сходству значений, если привлекаются синонимы, либо по противоположности, если привлекаются антонимы. Наиболее целесообразен следующий порядок работы: учитель называет синоним (антоним) и указывает то общее, что есть в значении неизвестного слова с данным словом, известным детям. После этого учащимся предлагается указать значение незнакомого слова или только оттенок значения, опираясь на смысл известного слова. Такая работа осуществляется под руководством учителя: он должен вовремя подсказать оттенки значений у нового слова, которые невозможно извлечь из смысла известного слова.

    Большое значение имеет логическое определение понятия, обозначающего предмет (явление, процесс, качество). С помощью этого способа раскрывается смысл слова, а также выявляется его родовая и видовая характеристика. Обе эти стороны раскрываемого понятия четко определяют лексическое значение слова.

    Выбор способов семантизации слова зависит, во-первых, от того, в активный или пассивный запас оно вводится; во-вторых, от типа лексического значения слова. Слова, предназначенные для введения в активный словарный запас учащегося, требуют не только разъяснения их смысла, но и раскрытия их лексической сочетаемости, а также сферы их стилистического употребления. Чтобы слово вошло в активный запас учеников, необходимо показывать его лексическую сочетаемость (валентность) и сферу стилистического употребления. С этой целью нужно в каждом конкретном случае вслед за объяснением слова показать типы слов, с которыми рассматриваемые слова вступают в семантическую связь. Отсутствие такой работы является одной из причин лексических ошибок. Подбор слов, с которыми вступает в сочетание изучаемое слово, может осуществлять как учитель, так и сами учащиеся. Ученики подбирают примеры употребления этого слова в сочетании с другими словами.

    Каждый из перечисленных способов семантизации слов имеет ограниченные возможности. Чаще всего объяснение лексического значения слова строится на основе сочетания двух и более способов, и зависит это от типа лексического значения слова: конкретное оно или абстрактное, мотивированное или немотивированное, прямое или переносное, эмоционально окрашенное или эмоционально не окрашенное, нейтральное или стилистически окрашенное. Так, для конкретных мотивированных слов с прямым значением достаточно использовать мотивационный анализ этого слова и наглядность. Абстрактные слова семантизируются с помощью логического определения и мотивационного анализа, если рассматривается производное слово.

    Смысл работы по семантизации слов мы видим не только в уяснении их лексического значения; но и в воспитании внимания школьников к незнакомым словам, которое формируется в связи с выполнением упражнений учебника и написанием изложений. Для этого используется следующая методика. Учащиеся читают текст (или слушают его чтение) с целью назвать незнакомые слова и выяснить их значение. Ими обычно являются термины и другие специальные слова; общеупотребительные слова из тех смысловых (тематических и лексико-семантических) групп, с которыми тем не менее учащиеся незнакомы; слова с переносным значением, диалектные слова и экзотизмы. Готовя урок, учитель выберет из толковых словарей разъяснение смысла подобных слов, чтобы избежать ненужной импровизации на уроке. После выполнения упражнений учащимся предлагается объяснить, как они понимают те слова, которые, по мнению учителя, не названы были как незнакомые.

    Работа в указанном направлении, организуемая регулярно, приводит к тому, что учащиеся потом фиксируют свое внимание на незнакомых словах и выясняют их значение в разных источниках.

    32. Анализ фактического и образного содержания текста в единстве с разбором художественных средств и языковых особенностей. Восприятие эмоционального содержания читаемого произведения, развитие речи и мышления учащихся.

    В дидактическойструктуреопределена система работы на обработкуфактическогосодержаниятекста.Увеличениюречевой практики и осознаниюсодержаниятекстапреждевсегоспособствуетцелесообразенанализфактическогосодержания. Вовремяэтойработыобогащаетсясловарьдетей, запоминаютсяграмматическиеформы, чтонемаловажно в узнаваемые слова при чтении, развиваютсянавыкисловоупотребления.Формированиетекстотворчихумений в работе над текстом должнобыть в центревнимания учителя. Решениюэтойзадачи в значительнойстепениспособствуетприменение таких видованализа:смысловой (ответы на вопросы, выяснениесодержательныхситуаций) ;композиционный (определениеструктурытекста) ;лексико - стилистический (разборязыковыхсредств) ;эмоционально - образный (формированиеэмоциональногоопытаребенка).Смысловойанализсопровождает все формыработы на этапевосприятия и осознания нового материала. Анализтекста по структуре (композиционный) углубляетпониманиефактическогосодержания и способствуетподготовкедетей к дальнейшемусоставлениепланаучебнойстатьи, преданию, выразительногочтения (определениеисполнительских задач, интонаций, больших и малых пауз и т.п.). Лексико - стилистический и эмоционально - образныйанализыразвиваютнавыкисловоупотребления и образной речи.Анализтекста - наиболееважный и ответственныйэтап в работе над произведением. Вовремяэтойработы в комплексерешается ряд задач:1) разбор конкретного (фактического) содержания;2) выделениеосновныхкомпонентовсюжетнойлинии (композиционныйанализ) ;3) рассмотрениепоступковдействующихлиц, их характеристика;4) определениеидейнойнаправленности (главнаямысль) . В процессевсейэтойработыприменяютсяразличныеформыработы (указаны в дидактическойструктуре) .Анализтекста и формированиенавыковчтениядолжныбытьслиты в единыйпроцесс, т.е. анализтекстанадо проводить, опираясь на чтение. Многократноеобращение к тексту, перечитываниеегоположительновлияют на развитиетехникичтения. Школьная практика свидетельствует, что ученики на уроках недостаточночитают. Своивысказывания, ответы на вопросы, выводыстроят в отрыве от чтениятекста.После детального анализафактического и образного содержаниятекстахарактеризуютсядействующиелица. Безусловно, на начальномэтапеобучения характеристику героевможно проводить только в элементарнойформе - описаниевнешнеговида (портрет) , анализ и оценкаегопоступков, мыслей, переживаний, отношения к окружающему. В обобщающейбеседедетиделаютвывод: Какимбыл герой? Какимегоможноназвать? Какие слова можноотнести к нему? (Выбратьизопорных) .

    Художественные средства:

    Эпитет - это слово или словосочетание, благодаря особой функции в тексте, помогает слову приобрести новое значение или смысловой оттенок, подчеркивает характерную черту.

    Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью объяснить один из них с помощью другого.

    Переносное значение слова - это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого.

    Чтение вслух – одно из лучших упражнений для развития речи. Почему именно вслух, а не про себя? Потому что чтение вслух – это речевая практика, чтение же про себя – молчаливое поглощение информации. Точно так же, чтобы научиться хорошо танцевать, нужно танцевать, а не только смотреть, как танцуют другие.

    Обычно написанные тексты, в отличие от произносимых речей, более качественны по структуре, кратки и не содержат ошибок и мелких просчетов, которыми изобилуют звучащие речи, так как у авторов, в отличие от ораторов, было больше времени на редактирование и улучшение текстов. Поэтому регулярное чтение вслух позволяет научиться говорить гладко, словно по писанному.

    Как правильно читать вслух? Во-первых, не торопясь, в оптимальном разговорном темпе, примерно 120 слов в минуту (читать про себя мы привыкли гораздо быстрей, так как не ограничены темпом речи). Во-вторых, четко проговаривая слова. В-третьих, выразительно и с расстановкой (с ударениями и паузами). В-четвертых, артистично озвучивая прямую речь персонажей, наделяя их определенным характером. Также очень важно произносить текст не тоном чтения, а так, как будто вы излагаете собственные мысли – читая вслух, нужно не «читать», а «рассказывать».

    Что читать? Можно всё подряд (стихи, романы, статьи, рассказы, справочники, юридические договоры, сказки детям и т.д.), но лучше те произведения, которые с вашей точки зрения красиво изложены, содержат богатый лексикон и полезную информацию.

    Сколько читать? Чем больше, тем лучше. Оптимально - полчаса в день - тогда буквально через месяц вы увидите очевидные результаты - шероховатая речь станет более гладкой, и вы будете легко подбирать нужные слова для выражения своих блестящих идей.

    Также полезно записывать читаемый текст на диктофон. Последующее его прослушивание помогает со стороны заметить некоторые нюансы речи - как достоинства, так и недостатки, которые человек обычно не замечает в процессе чтения. Такая обратная связь позволяет, корректируя речь, улучшать ее.

    Чтение вслух - отличный способ заполнить свободное время вместо того, чтобы бездарно его убивать. Вырабатывайте полезную привычку читать вслух - и ваша речь всегда будет в отличной форме и непрерывном совершенствовании.

    Много материалов для чтения вслух вы можете обнаружить в следующих разделах нашего сайта.

    Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала, что «выразительно чтение - это… первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…». (22)

    Выразительное чтение - возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.

    Основной принцип выразительного чтения - проникновение в идейный и художественный смысл читаемого.

    Выразительное чтение - одна из сторон навыка чтения. Чтение, которое правильно передает идейное содержание произведения, его образы. Признаки выразительного чтения:

    2) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

    3) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

    4) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп. (30)

    Выразительность - важное требование, предъявляемое к чтению учащихся начальных классов. Мы называем выразительным такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение. Прочитать текст выразительно, значит:

    1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем

    3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

    Программа начальных классов требует от учащихся элементарных средств выразительности: соблюдение пауз, логического ударения, верной интонационной окраски. К этому надо добавить, что основой выразительного чтения детей является стремление наиболее ясно выразить свое понимание к прочитанному.

    Большое влияние на учащихся оказывает выразительное чтение учителя. Чем выразительнее прочитал учитель, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Чтение учителя доставляет детям эстетическую радость, раскрывая благородство нравственного облика героя, вызывая глубокие эмоциональные переживания - «упражнения в нравственном чувствовании», как называл их К.Д.Ушинский. Наблюдая образцовое чтение учителя, учащиеся стремятся и сами при чтении раскрывать сове отношение к прочитанному всеми доступными им средствами.

    Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста учащимися. Естественной, правильной выразительности можно достигнуть лишь на основе вдумчивого чтения и достаточно глубокого анализа образов произведения. Это не значит, что до обобщающей беседы мы де уделяем внимания этой стороне чтения.

    Наоборот, в процессе повторного громкого чтения мы используем всякую возможность для постепенной подготовки к выразительному чтению: предлагаем правильно прочитать уже осмысленные детьми отрывки или эпизоды; обращаем их внимание на отдельные изобразительные средства, отыскивая в них логически и эмоционально важно слово, требуем соблюдения интонации, соответствующей знакам препинания, - словом, на протяжении урока помогаем учащимся овладеть необходимыми средствами выразительности.

    К чтению учителя и школьника нельзя предъявлять те же требования, что к художественному чтению артиста, владеющего, кроме специально оставленного голоса, и другими средствами выразительности, имеющего возможность длительности организованной подготовки к чтению. Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований, предложенных Л.А.Горбушиной (7):

    1. Соблюдение знаков препинания. Этот элементарный навык особенно важен для учащихся 1-2 классов.

    Дети, еще читая букварь, приучаются к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной или восклицательной интонации при соответствующих знаках в конце предложения. При этом надо воспитать в них навык связать определенный знак интонации с содержанием предложения. Недостаточно только указать, что в конце предложения стоит тот или иной знак: ученик должен осознать необходимость выразить радость, удивление или страх в зависимости от мысли предложения.

    Постепенно учащиеся усваивают типичные интонации и при других знаках препинания: запятая при однородных сказуемых, тире в бессоюзном предложении, двоеточие перед перечислением и так далее. В третьем классе учащиеся узнают о том, какие знаки препинания не требуют пауз и изменения тона. Так, не делается остановки перед обращением, стоящим в конце предложения, не выделяются пауза или одиночные вводные слова и одиночные деепричастия.

    2. Паузы логические и психологические.

    Они не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения. Логические паузы делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед словом или после его. Пауза после слова привлекает внимание слушателя к этому слову. Использование паузы также повышает значение распространенных членов предложения, помогая схватить смысл всего словосочетания.

    Психологическая пауза нужна для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию. Очень уместны паузы перед концовкой басни, в кульминационной части сказки или рассказа, а также помнить о характере небольших пауз в конце стихотворных строк, которые делаются независимо от знаков препинания и смысла слов следующей строки. Эти паузы подчеркивают ритмический рисунок стиха. Соблюдение их не допускает понижения голоса в конце строки, при котором получается глубокое «рубленное» чтение. Интонация в стихотворении распределяется по предложению, а не по строке и паузы между стихами не должна ее искажать.

    3. Ударение.

    В предложении или в сложном словосочетании одно из слов выделяется большей силой выдыхания, а иногда изменением тона голоса. Обычно это бывает наиболее важное по смыслу слово. Поэтому такое выделение слова из предложения называется логическим ударением. Неправильно считать, что ударение всегда выражается относительно большей громкостью и повышением тона. Часто ударность достигается, наоборот, понижением голоса, причем усилением выдыхания проявляется в замедленном произношении слова.

    Выразительность чтения очень повышается благодаря удачному выбору важных в логическом смысле слов и правильному выдыханию при их произношении. Недопустимо резкое усиление на слове, ускорение, отсутствие паузы при нем, - это ведет к выкрикиванию, нарушается благозвучие речи. Рекомендуется выделять ударением имена существительные, перечисляемые однородные члены, повторяющиеся слова. Если глагол стоит в конце предложения, то обычно на него падает ударение. Ударение часто бывает на качественном наречии, стоящем перед глаголом. При сопоставлении действий или качеств оба сопоставляемые слова несут на себе логическое ударение.

    Одиночное прилагательное, как и местоимение, обычно не выделяется ударением. На него иногда распространяется усиление голоса, которое делается для существительного. Если же прилагательное стоит после существительного, оно чаще всего несет в себе основной смысл предложения и подчеркивается паузами и усилением голоса. Яркие, выразительные средства (метафоры, сравнения, звуковые повторы) оттеняются в эстетических целях, чтобы подчеркнуть красоту или эмоциональное содержание художественного образа.

    4. Темп и ритм чтения.

    Темп чтения (степень быстроты произношения текста) также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения - соответствие его тему устной речи: слишком быстрое, как и чересчур замедленное, и излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп меняется, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.

    Изменение темпа является хорошим приемом характерной окраски речи при чтении диалога.

    Верный ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет собой и ритмическое чтение. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или напевность, плавность) зависит от размера, которым написано стихотворение, от чередования в нем ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом отдельном случае идти прежде всего от содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, какая картина рисуется. (28)

    5. Интонация.

    Определение интонации дано О.В. Кубасовой (), которая в это широкое понятие включает использование всех средств выразительности: ударений, пауз, темпа и ритма, которые объединяются в нераздельную совокупность с помощью эмоционально-смысловой окраски, определяемой содержанием текста или предложения. Эта окраска чаще всего передает авторское отношение к описываемым фактам: одобрение, презрение и другие эмоции и оценки. Ярче всего эта окраска проявляется в мелодике речи, то ест в понижении и в повышении голоса. Также изменения высоты голоса называются интонацией (более узкое значение). Интонация понижается в конце повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх и затем резко падает на месте знака тире, ровно повышается при перечислении определений или сказуемых, стоящих перед существительными, а также ровно снижается при обратном их соотношении. Но, кроме этих синтаксических обусловленных изменений высоты тона, огромную роль в определении выражения мыслей и чувств играет интонация смысловая и психологическая, определяемая содержанием и нашим отношением к нему.

    Вопрос об основной окраске тона обычно ставится перед детьми после полного или частичного разбора содержания, на основе освоения детьми образов, мыслей произведения. При этом недопустимо директивное определение тона: надо, мол, читать грустно или весело. Только тогда выразительность будет искренней, живой и богатой, когда мы сумеем разбудить в ученике стремление передать слушателям свое понимание прочитанного. Это возможно при условии глубокого восприятия содержания на основе анализа, после чего ставится вопрос, стимулирующий чтеца к выражению воспринятого.

    После подготовки чтения учащиеся приобретают живую, естественную окраску, интонация становится осмысленной и психологически оправданной.

    Обучение выразительному чтению - одна из главных задач начального обучения младших школьников. Умение выразительно говорить и читать формируется на протяжении всех четырех лет начального обучения. исходным моментом обучения выразительности речи и чтения является живая, разговорная речь. Развивая звуковую сторону устной речи детей, мы тем самым совершенствуем выразительность их чтения и наоборо. Разница заключается в том, что в речи отражается замысел, намерение говорящего и конструируется собственное высказывание, а при чтении передается «чужой» текст, составленный автором (писателем, поэтом) и прежде чем прочитать произведение выразительно, надо предварительно изучит его, понять содержание (идею и замысел писателя) и только после этого преподнести слушателю, прием произнести текст вслух так, чтобы он дошел до слушателя и эстетически воздействовал на него.

    Выразительная речь - устная произносимая речь, соответствующая содержанию высказывания или читаемого текста. Средство выразительности звучащей речи - интонация. При поступлении в школу дети уже владеют родным языком, имеют определенный запас слов, употребляют их в разговоре, в понятных для окружающих сочетаниях, умеют ответить на вопросы и так далее. Вместе с усвоением языка дети усваивают обычные в обиходе интонации, хотя пока все эти элементы не вычленяются ими и не осознаются, так как усвоены по подражанию, имитационным путем.

    При обучении грамоте (письму и чтению), а затем при усвоении фонетики и грамматики все элементы структуры языка постепенно осознаются, в том числе осознается и интонация как способ реализации языка в звучащей речи. Именно на этом уровне звучания достигается разборчивость и выразительность речи.

    Разборчивость речи - прежде всего ясное, четкое произношение звуков. Оно вырабатывается путем специальных дикционных упражнений. интонационная работа требует особой работы как на уроках обучения чтению, так и на уроках грамматики и правописания. Специальных часов для этого не отводится или отводится редко. Здесь следует соблюсти внутрипредметные связи, чтобы у младшего школьника сформировалась единая система представлений о языке и об интонации как явлении звучащей речи. Кроме того, на специальных упражнениях надо научить детей практически применять умение выразительно говорить и читать. В этой подготовительной работе и заключается специфика курса в начальных классах.

    Обучение выразительности речи и чтения продолжается и в средней школе, где выразительное чтение рассматривается как искусство художественного чтения в условиях школы, как один из путей повышения культуры устной речи и наглядного обучения литературе, поскольку оно ведет к углублению образного анализа художественного произведения и раскрывает мастерство писателя. В действующей программе средних и старших классов школы требуется, чтобы на каждом связном тексте учащиеся упражнялись в выразительном чтении, чтобы ни один текс на уроке не был прочитан монотонно, невыразительно. Это обязывает учителя начальных классов соответственно подготовить младших школьников к предстоящей работе по выразительному чтению и тем самым обеспечить преемственность при обучении детей в последующих классах.

    Таким образом, все эти требования, предложенные Л.А.Горбушиной, очень важны в обучении выразительному чтению в начальных классах.

    Далее необходимо рассмотреть вопрос о технике речи. С первых дней учебы необходимо знакомить детей с техникой речи - дыханием, голосом, дикцией. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Мы должны учить детей этому искусству, хотя бы на элементарной основе и на личном примере. Правильное дыхание - здоровье.

    Выразительное чтение зависит от умения читающего видеть своим голосом, его свойствами. Голос, как и дыхание, следует развивать лучший голос - естественных, средней силы и высоты, которым владеет хорошо читающий.

    Несколько слов о дикции, четком произношении звуков, слов, фраз. Хорошая дикция одинаково важна как для читающего, так и для слушающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок.

    В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности. Это интонация, логическое ударение, паузы, темп, сила и высота голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Главное средство речевой выразительности - интонация. В обыденной жизни интонация рождается непроизвольно, сама собой, так как говорящий выражает свои мысли и чувства.

    При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст. Поэтому необходимо учить детей нужной интонации.

    Рассмотрим составляющие техники речи, представленные в статье В.Г. Гуро-Фролова «Работа над выразительными средствами речи». (21)

    1. Дыхание.

    Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки. Пополнение легких воздухом происходит в перерывах между словами или фразами, там, где это требуется по смыслу речи.

    Правильный тип дыхания - смешанное реберно-диафрагматическое дыхание. Нижние доли легких наиболее емки. При глубоком вдохе они наполняются воздухом, грудная клетка расширяется и при постепенном расходовании воздуха во время чтения опадает. При этом энергично двигаются ребра и диафрагма.

    Надо научиться управлять дыханием так, чтобы оно во время чтения не мешало чтецу и не отвлекало слушателей.

    Правильное дыхание в процессе речи заключается не только в экономном расходовании воздуха, но и в своевременном и незаметном пополнении его запаса в легких (во время остановок - пауз). Во время чтения вслух плечи неподвижны, грудь слегка приподнята, низ живота подтянут.

    При неправильном грудном дыхании используется лишь часть мышц грудной клетки, причем наиболее слабая. Такое дыхание утомляет грудную клетку частыми вдохами, воздух расходуется нерационально.

    Выработка правильного произвольного дыхания требует тренировки дыхательного аппарата, установления правильного режима. Для этого требуются специальные упражнения, которые лучше проводить под руководством опытного чтеца или специалиста-преподавателя. При известном самоконтроле можно работать над своим дыханием самому.

    Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, которые называется голосом.

    Голос должен быть достаточной силы (звучности) и чистоты (благозвучности. В школе нельзя работать человеку со слабым голосом, а также с неисправимой хрипотой, сиплостью, гнусавостью. Менее существенные недочеты могут быть исправлены ил сглажены путем тренировки. Голос необходимо беречь, соблюдая определенный режим, не перенапрягать голосовые связки, разгоряченным не выходить на улицу в морозную погоду.

    Следует различать силу звука и громкость. Сила звука - объективная величина, характеризующая реальную энергию звука… Громкость - отражение в нашем сознании этой реальной силы звука, то есть понятие субъективное. Разгадка несоответствия силы и громкости звуков - в неодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различной высоты, хотя и равной силы. Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впечатление однообразия.

    На протяжении определенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте: становится по выше, то ниже. Чтобы голос легко приходил от низкого тона к высокому и наоборот, надо развивать его гибкость и диапазон. Чтец должен изучить свой звуковысотный диапазон и знать его предел.

    Надо развивать средний по высоте, обычный для чтеца голос, не требующий напряжения. Развивать голос в смысле подвижности, надо сменой его длительности (темпа). Путем упражнений вы можете добиться чувства темпа, чувства ритма. Прежде всего следует вырабатывать спокойный, ровный и плавный темп речи.

    Кроме силы, высоты и длительности, звучание голоса различается еще по своему качеству, то есть по окраске голоса - тембру.

    3. Дикция.

    Каждое слово учителя должно быть произнесено ясно, отчетливо. Ясность произношения зависит от устройства речевого аппарата и его правильной работы. К органам произношения относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, глотка, голосовые связки. Произношение слов и звуков - это результат сокращения мускулов соответствующих частей речевого аппарата (артикуляция). По указанию определенных участков центральной нервной системы говорящий произносит звуки, слова, предложения.

    В обыденной жизни мы слышим иногда речь небрежную, вялую. отдельные звуки при беглом произношении опускаются, окончания слов «проглатываются», некоторые звуки произносятся неясно или заменяются другими. Эти недостатки делают речь неразборчивой и трудно воспринимаемой.

    Ясность и чистота произношения достигается правильностью артикуляции, то есть правильностью работы речевого аппарата. Чтобы этого достичь, надо развивать гибкость и подвижность языка, губ, нижней челюсти и заднего неба, одновременно с этим устранять некоторые дефекты речи, правильно произносить звуки.

    Изучением артикуляции звуковой речи обычно занимаются на уроках русского языка в связи с работай по разделу фонетики. Первые начальные упражнения желательно проводить под руководством опытного преподавателя. Кроме того, необходимо настойчиво заниматься самостоятельно, отыскивая правильное произношение слов. (17)

    Учитель должен обязательно учитывать в обучении выразительному чтению все составляющие техники речи, так как они помогают целесообразно использовать голос.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!