Как разложить функцию. Разложение функций в степенные ряды

Начнем, пожалуй, последнюю не очень приятную и интересную, но очень важную и полезную тему в теории языка Java — массивы. Далее будет более интересный и увлекательный материал, который можно будет использовать для более практичных задач. Но, чтобы начать интересную часть явы нужно выучить неинтересную)) которая и является основой языка и без которой невозможно дальше учить программирование.

Все предыдущие темы, который мы рассматривали: , являются основами программирования. С их изучения Вы будете начинать любой другой язык программирования. Массивы тоже относятся к такой теме. На чем бы Вы не решили начать программировать, Вы вряд ли сможете обойтись без массивов. Поэтому, я советую очень хорошо освоить данный и прошлый материал, если Вы хотите преуспеть в программировании.

Теперь перейдем к массивам.

Массив — это структура данных, которая предназначена для хранения однотипных данных.

Допустим, Вам нужно создать 5 целочисленных переменных и задать им некоторое значение. Как Вы это будете делать? Не зная массивов, Вы скорее всего начнете писать вот так: int a = 2, b = 3, c = 5, d = 21, e = 2;

Имея в арсенале такой тип данных как массивы, Вы можете писать так: int a = {2, 3, 5, 21, 2};

Это очень удобно, когда имеет место обработка этих данных. Например, теперь Вам нужно к каждой переменной добавить 3. Если бы Вы использовали первый способ объявления, то такая операция заняла бы у Вас достаточно много времени. Тогда как имея в арсенале массивы и , мы можем обрабатывать огромное количество данных не прибегая к монотонному коду.

Перед тем как использовать, массив нужно:

  • Объявить;
  • Создать;
  • Инициализировать.
  • Запомните это порядок действий и никогда не нарушайте его.
    Объявление массивов:
    char s;
    String p;
    или
    char s;
    String p;
    Создание массивов:
    s = new char;
    p = new String;

    В квадратных скобках указано количество элементов массива. Это количество нельзя будет поменять потом.
    Инициализация массивов:
    после создания – поэлементно: int a = {1,2,3,4,5};
    при объявлении/создании – массив целиком: int b = new int {2, 4 ,6};.

    Если массив явно не проинициализирован, то после его создания все
    элементы равны:
    0 – в числовых массивах
    false – в boolean-массивах
    null – в массивах объектов

    Границы массивов:
    У всех массивов есть поле length – длина массива (в элементах)
    Первый элемент всегда имеет индекс 0 (не путать со значением).
    Последний элемент всегда имеет индекс length-1.

    После такого количества теории, думаю, нужно немного практики:

    public class ArraysInJava {

    int intArray; //объявление массива

    intArray = new int [ 10] ; //инициализация массива

    intArray[ 0] = 1 ; //первому элементу массива даем значение 1

    intArray[ 1] = 2 ; //второму значение 2

    intArray[ 6] = 7 ; //остальные значения массива, которым мы

    //не задали значений будут по умолчанию 0

    //соответствует значению в квадратных скобках при инициалазации.

    for (int i = 0 ; i < intArray.length ; i++ ) {

    for (int i = 0 ; i < intArray.length ; i++ ) {

    intArray[ i] = 45 ; //каждый элемент массива может быть изменен

    Результат выполнения кода:

    Мы рассмотрели одномерные массивы в Java. Сейчас пришла очередь двумерных.

    Как Вы уже могли догадаться двумерный массив — это массив массивов. Не нужно пугаться. Все намного проще, чем кажется.

    int twoDim = new int — вот так можно объявить двумерный массив с размерностью 4 на 4. Будет 4 элемента по вертикали и 4 по горизонтали. Задать значение таком массиву так же просто как и одномерному: twoDim = 3. Эта запись будет означать, что мы задали нашему элементу массива, которых находится во втором ряде (индекс начинается с 0) и 3 столбике. На рисунке это будет вот так:

    Кстати, вот пример кода:

    Многомерные массивы могут иметь сколько угодно размерностей. Объявление, инициализация и работа с ними идентична одномерным массивам. Если Вы научитесь работать с одномерными и двумерными массивами, то с трехмерными и выше проблем не будет.

    Еще пример. Точнее задание. Я хочу, чтобы Вы подумали и написали приложение, которое выводит числа в таком порядке:

    Подсказка: System.out.println(); — печатает с новой строки, тогда как: System.out.print() — печатает в той самой строке.

    Прежде, чем смотреть на решение, попробуйте написать его сами. Это очень закрепляет пройденный материал.

    Для тех, кто не осилил, предлагаю решение. Не огорчайтесь. Программирование требует времени и терпения.

    public class FormatMatrixPrint {

    int size = 5 ;

    Массивы (arrays) _ это упорядоченные наборы элементов одного типа. Элементами массива могут служить объекты простых и ссылочных типов, в том Числе и ссылки на другие массивы. Массивы сами по себе являются объектами и

    наследуют класс Object. Объявление

    int ia = new int;

    Определяет массив с именем ia, который изначально указывает на набор из трех Элементов типа int.

    В объявлении массива его размерность не указывается. Количество элементов массива задается при его создании посредством оператора new. Длина массива фиксируется в момент создания и в дальнейшем изменению не поддается. Впрочем, переменной типа массива (в нашем примере – ia) в любой момент может быть поставлен в соответствие новый массив с другой размерностью.

    Доступ к элементам массива осуществляется по значениям их номеров-индексов.

    Первый элемент массива имеет индекс, равный нулю (0), а последний – length – 1. Обращение к элементу массива выполняется посредством задания имени массива и значения индекса, заключенного в квадратные скобки, [ и ]. в предыдущем примере первым элементом массива ia будет ia, а последним – ia. При каждом обращении к элементу массива по индексу исполняющая система Java проверяет, находится ли значение индекса в допустимых пределах, и генерирует исключение типа ArraylndexOutOfBoundsException, если результат проверки ложен. 6 Выражение индекса должно относиться к типу int – только этим и ограничивается максимальное количество элементов массива.

    Длину массива легко определить с помощью поля length объекта массива (которое неявно снабжено признаками publiс и final). Ниже приведен дополненный код прежнего примера, в котором предусмотрено выполнение Цикла, обеспечивающего вывод на экран содержимого каждого элемента массива ia:

    for (int i = о; i < ia.length; i++)

    system.out.println(i + ": " + ia[i]);

    Массив нулевой длины (т.е. такой, в котором нет элементов) принято называть пустым. Обратите внимание, что ссылка на массив, равная значению null, и ссылка на пустой массив – это совершенно разные вещи. Пустой массив это реальный массив, в котором попросту отсутствуют элементы. Пустой массив представляет собой удобную альтернативу значению null при возврате из метода. Если метод способен возвращать null, прикладной код, в котором выполняется обращение к методу, должен сравнить возвращенное значение с null прежде, чем перейти к выполнению оставшихся операций. Если же метод возвращает массив (возможно, пустой), никакие дополнительные проверки не нужны – разумеется, помимо тех, которые касаются длины массива и должны выполняться в любом случае.

    Допускается и иная форма объявления массива, в которой квадратные скобки задаются после идентификатора массива, а не после наименования его типа:

    int ia = new int;

    Прежний синтаксис, однако, считается более предпочтительным, поскольку описание типа в таком случае выглядит более компактным.

    Модификаторы в объявлениях массивов

    Правила употребления в объявлениях массивов тех или иных модификаторов обычны и зависят только от того, к какой категории относится массив – к полям или Локальным переменным. Существует единственная особенность, которую важно помнить, – модификаторы применяются к массиву как таковому, но не к его отдельным элементам. Если в объявлении массива указан признак final, это значит только то, что ссылка на массив не может быть изменена после его создания, но никак не запрещает возможность изменения содержимого отдельных элементов массива. Язык не позволяет задавать каких бы то ни было модификаторов (скажем, final или уоlatilе) для элементов массива.

    Многомерные массивы

    В Java поддерживается возможность объявления многомерных массивов (multidimensional arrays) (т.е. массивов, элементами которых служат другие массивы), Код, предусматривающий объявление двумерной матрицы и вывод на экран содержимого ее элементов, может выглядеть, например, так:

    float mat = new float;

    setupMatrix(mat);

    for (int у = о; у < mat.length; у++) {

    for (int х = о; х < mat[y].length; х++)

    system.out.print(mat[y][x] + " ");

    system.out.println();

    При создании массива должна быть указана, по меньшей мере, его первая, "самая левая", размерность. Другие размерности разрешается не задавать – в этом случае их придется определить позже. Указание в операторе new единовременно всех размерностей – это самый лаконичный способ создания массива, позволяющий избежать необходимости использования дополнительных операторов new. Выражение объявления и создания массива mat, приведенное выше, равнозначно следующему фрагменту кода:

    float mat = new float;

    for (int у = о; у < mat.length; у++)

    mat[y] = new float;

    Такая форма объявления обладает тем преимуществом, что позволяет наряду с получением массивов с одинаковыми размерностями (скажем, 4 х 4) строить и массивы массивов различных размерностей, необходимых для хранения тех или иных последовательностей данных.

    Инициализация массивов

    При создании массива каждый его элемент получает значение, предусмотренное по умолчанию и зависящее от типа массива: нуль (0) – для числовых типов, ‘\u0000′ _ для char, false – для boolean и null – для ссылочных типов. Объявляя массив ссылочного типа, мы на самом деле определяем массив переменных этого типа. Рассмотрим следующий фрагмент кода:

    Attr attrs = new Attr;

    for (int i = о; i < attrs.length; i++)

    attrs[i] = new Attr(names[i], values[i]);

    После выполнения первого выражения, содержащего оператор new, переменная attrs получит ссылку на массив из 12 переменных, которые инициализированы значением null, Объекты Attr как таковые будут созданы только в процессе про хождения цикла.

    Массив может инициализироваться (одновременно с объявлением) посредством конструкции в фигурных скобках, в которой перечислены исходные Значения его элементов:

    String dangers = { "Львы", "Тигры", "Медведи" };

    Следующий фрагмент кода даст тот же результат:

    String dangers = new String; dangers = "Львы";

    dangers = "Тигры";

    dangers = "Медведи";

    Первая форма, предусматривающая задание списка инициализаторов в фигурных скобках, не требует явного использования оператора new – он вызывается косвенно исполняющей системой. Длина массива в этом случае определяется Количеством значений-инициализаторов. Допускается и возможность явного задания оператора new, но размерность все равно следует опускать она, как и раньше, определяется исполняющей системой:

    String dangers = new String { "Львы", "Тигры", "Медведи" };

    Подобную форму объявления и инициализации массива разрешается применять в любом месте кода, например в выражении вызова метода:

    printStringsCnew String { "раз", "два", "три" });

    Массив без названия, который создается таким образом, называют анонимным (anonymous).

    Массивы массивов могут инициализироваться посредством вложенных последовательностей исходных значений. Ниже приведен пример объявления массива, содержащего несколько первых строк так называемого треугольника Паскаля, где каждая строка описана собственным массивом значений.

    int pascalsTriangle = {

    { 1, 4, 6, 4, 1 },

    Индексы многомерных массивов следуют в порядке от внешнего к внутренним. Так, например, pascalsTriangle = " + arr); }

    Упрощенный вариант цикла для вывода массива таков:

    For(int inn: arr) { System.out.println("arr[" + inn + "] = " + arr); }

    Как удалить массив в Java?

    Удалить массив в Java можно так:

    Как получить длину массива в Java?

    Длину массива в Java получаем так:

    int arrLength = arr.length;

    Как получить первый элемент массива в Java?

    int firstElem = arr;

    Как получить полследний элемент массива в Java?

    int lastElem = arr;

    Как в Java задать массив переменной длины?

    Как в Java задать массив переменной длины? Никак. Когда вы определяете массив, тогда и задаёте его длину, изменить её в дальнейшем нельзя. В таких случаях используют коллекции, например: Vector, ArrayList и др.

    Итак, перемнной длина массива быть не может. Но можно использовать переменную при определении массива. Если так:

    int cd;
    int ab = new int;//Error.

    то получим ошибку, длина массива не может быть переменной.

    Надо задать значение cd:

    int cd = 10;
    int ab = new int;

    Теперь нормально. Если после определения массива изменить переменную cd, то это не повлияет на массив, т.е. его длина не изменится. Пример:

    Int cd = 10; int ab = new int; cd = 12;// Это можно arrLength = ab.length; System.out.println("ab array length = " + arrLength); //Выводит: ab array length = 10 ab=4;// А вот здесь ошибка

    Получим ошибку:

    Exception in thread "main" java.lang.ArrayIndexOutOfBoundsException: 11

    Максимальный индекс нашего массива равен 9-ти. Изменение значения переменной cd не влияет на массив, ведь он уже определен и его длина есть константа.

    Переменные можно использовать для обращения к элементам массива:

    Int var = 1;
    int elem = arr;
    var = 2;
    elem = arr;

    Массив символов в Java

    Пример массива символов в Java и его вывода:

    Char charArr = {"S", "B", "P"}; for(int inn = 0; inn < charArr.length; inn++) { System.out.println("charArr[" + inn + "] = " + charArr); }

    Как заполнить массив в Java?

    Заполнить массив можно с помощью статического метода fill.

    Массив — это множество однотипных объектов, которые имеют общее название. К каждому элементу массива возможен доступ по его индексу. Рассмотрим реальный пример. Пусть у нас есть некоторый склад, который называется a и пусть в нем есть некоторое количество ящиков, каждый из которых последовательно пронумерован. В каждом ящике лежит некоторый объект, который по своему типу совпадает с объектами в других ящиках. Пример данного склада является классическим массивом, где название склада — это название массива, ящики — это элементы массива, номера ящиков — это индексы элементов, а содержимое ящиков — это значения наших переменных. Представим, что внутри ящиков лежат лимоны, и в каждом ящике лежит определенное количество лимонов. Тогда, значения наших переменных будут показывать количество лимонов. Рассмотрим такой склад, состоящий из трех ящиков, пусть в первом ящике лежит 3, во втором 7, в третьем 273. Тогда, массив, описывающий данный склад можно изобразить следующим образом:

    Индекс Значение
    0 1 2
    3 7 273

    Индексация в массиве всегда начинается с 0. Рассмотрим некоторые операции, которые можно производить с массивом:

    Создание массива

    Тип имяПеременной;
    int a;//целочисленный массив
    char b;//массив символов
    String c;

    Выделение памяти:

    A = new int;//выделяем память под 10 элементов
    b = new char;//выделяем память под 20 элементов
    c = new String;//выделяем память под 30 элементов

    Таким образом инициализация массива выглядит следующим образом:

    Int a = new int;//инициализация массива целых чисел из 10 элементов
    char b = new char;//инициализация массива символов из 20 элементов
    String c = new String;//инициализация массива строк из 30 элементов

    Всем элементам массива после такой инициализации присваивается значение по умолчанию.
    Существует возможность сразу задать значения элементов массива, создадим массив, который будет показывать количество лимонов в ящике, как в примере выше:

    Int a = new int{ 3, 7, 273 };

    Работа с массивом

    Считывание массива:

    Import java.util.Scanner;
    public class test {
    public static void main(String args) {
    int a;//массив целых чисел
    int n;//количество элементов в массиве
    Scanner in = new Scanner(System.in);
    n = in.nextInt();
    a = new int[n];
    for(int i = 0; i Изменение значений массива:


    for(int i = 0; i Вывод массива:

    Int a;//массив целых чисел, который был как - то обработан
    for(int i = 0; i Произвольный доступ к элементу массива по индексу:

    System.out.println(a);//Выводим первый элемент массива
    a = 1;//Присваиваем второму элементу массива 1
    int temp = a;//Сохраняем значение третьего элемента массива в переменную temp

    Вот так вот выглядят основные операции с массивами. Очень часто на различных уроках по информатике просят вынести эти этапы работы с массивом в отдельные функции, но про это мы поговорим позднее. Таким образом, с помощью считывания массива, мы можем ввести некоторые значение с консоли, с помощью изменения значений, мы можем например, увеличить все значения на единицу или умножить на два, а с помощью вывода мы можем вывести текущие значения массива. Если нам требуется работать только с конкретными элементами массива, то тут мы можем воспользоваться произвольным доступом по индексу, где индекс - это любое положительное целое число, которое меньше длины массива. Текущую длину массива можно получить с помощью свойства length, оно уже применялось при выводе массива.
    Тут я опущу диалог про то, что массивы являются ссылками и работа с ними отличается от работы с обычными базовыми типами.

    Двумерные массивы

    Не всегда бывает удобно нумеровать ящики на складе с 0 до определенного числа, иногда хочется привести склад в более упорядоченный вид, например ввести ряды. Теперь каждый ящик имеет свой номер ряда и свой порядковый номер в этом ряду. Пусть на нашем складе есть девять ящиков, которые имеют содержат 1, 2 и так далее 9 апельсинов. Ящики на складе располагаются в три ряда по три ящика, тогда ситуацию на складе можно представить так.

    Как вставить математические формулы на сайт?

    Если нужно когда-никогда добавлять одну-две математические формулы на веб-страницу, то проще всего сделать это, как описано в статье : математические формулы легко вставляются на сайт в виде картинок, которые автоматически генерирует Вольфрам Альфа. Кроме простоты, этот универсальный способ поможет улучшить видимость сайта в поисковых системах. Он работает давно (и, думаю, будет работать вечно), но морально уже устарел.

    Если же вы постоянно используете математические формулы на своем сайте, то я рекомендую вам использовать MathJax - специальную библиотеку JavaScript, которая отображает математические обозначения в веб-браузерах с использованием разметки MathML, LaTeX или ASCIIMathML.

    Есть два способа, как начать использовать MathJax: (1) при помощи простого кода можно быстро подключить к вашему сайту скрипт MathJax, который будет в нужный момент автоматически подгружаться с удаленного сервера (список серверов ); (2) закачать скрипт MathJax с удаленного сервера на свой сервер и подключить ко всем страницам своего сайта. Второй способ - более более сложный и долгий - позволит ускорить загрузку страниц вашего сайта, и если родительский сервер MathJax по каким-то причинам станет временно недоступен, это никак не повлияет на ваш собственный сайт. Несмотря на эти преимущества, я выбрал первый способ, как более простой, быстрый и не требующий технических навыков. Следуйте моему примеру, и уже через 5 минут вы сможете использовать все возможности MathJax на своем сайте.

    Подключить скрипт библиотеки MathJax с удаленного сервера можно при помощи двух вариантов кода, взятого на главном сайте MathJax или же на странице документации :

    Один из этих вариантов кода нужно скопировать и вставить в код вашей веб-станицы, желательно между тегами и или же сразу после тега . По первому варианту MathJax подгружается быстрее и меньше тормозит страницу. Зато второй вариант автоматически отслеживает и подгружает свежие версии MathJax. Если вставить первый код, то его нужно будет периодически обновлять. Если вставить второй код, то страницы будут загружаться медленнее, зато вам не нужно будет постоянно следить за обновлениями MathJax.

    Подключить MathJax проще всего в Blogger или WordPress: в панели управления сайтом добавьте виджет, предназначенный для вставки стороннего кода JavaScript, скопируйте в него первый или второй вариант кода загрузки, представленного выше, и разместите виджет поближе к началу шаблона (кстати, это вовсе не обязательно, поскольку скрипт MathJax загружается асинхронно). Вот и все. Теперь изучите синтаксис разметки MathML, LaTeX и ASCIIMathML, и вы готовы вставлять математические формулы на веб-страницы своего сайта.

    Любой фрактал строится по определенному правилу, которое последовательно применяется неограниченное количество раз. Каждый такой раз называется итерацией.

    Итеративный алгоритм построения губки Менгера достаточно простой: исходный куб со стороной 1 делится плоскостями, параллельными его граням, на 27 равных кубов. Из него удаляются один центральный куб и 6 прилежащих к нему по граням кубов. Получается множество, состоящее из 20 оставшихся меньших кубов. Поступая так же с каждым из этих кубов, получим множество, состоящее уже из 400 меньших кубов. Продолжая этот процесс бесконечно, получим губку Менгера.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!