Как развить причинно-следственное мышление ребенка? Формы мышления и тимы. Ловушка причинно-следственного мышления

Системная психотерапия супружеских пар Коллектив авторов

Ловушка причинно-следственного мышления

Мюррей Боуэн, и не он один, предупреждали, что при проведении семейной терапии существует проблема попадания в русло причинно-следственного мышления. Системные теоретики, кибернетики и теоретики информатики указывали, что одной из основных черт научной революции является отказ от устаревшего понятия причинности. Однако в области алкоголизма многие по-прежнему ищут изначальную причину, пытаясь понять, является ли алкоголизм биологической склонностью, или алкоголики – это люди с оральной фиксацией, или же причиной алкоголизма данного человека является его жена, или алкоголизм вызван нашим общественным устройством. Как только терапевт становится приверженцем одного из вышеперечисленных или иных причинно-следственных объяснений алкоголизма, то он, с моей точки зрения, не способен эффективно лечить алкогольные проблемы. В то же время он должен стремиться к тому, чтобы позволить клиентам принять причинно-следственное мышление, подобное модели алкоголизма как болезни, если это поможет им разрешить проблему пьянства. Таким образом, терапевт не должен позволять себе никакого причинного понимания алкоголизма, но должен действовать так, как будто он руководствуется таковым.

Из книги Наедине с Миром автора Калинаускас Игорь Николаевич

МЕТОД ПРИЧИННО-ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ Предлагается поверить в один простой метод, способный оказать вам неоценимую помощь в работе, – метод причинно-позитивного мышления.1. Из мира следствий – в мир причин.2. Нет объективных причин для отрицательных эмоций. Каждая

Из книги Криминалистическая психология автора Образцов Виктор Александрович

9.2. США. Федеральная модель подготовки и проведения следственного опроса под гипнозом Целесообразность (нецелесообразность) опроса под гипнозомВсе начинается с анализа обстоятельств расследуемого дела. Отвлечемся пока от гипноза и попробуем ответить на некоторые

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Причинно-следственная связь, или Секс без дивчины Учение Маркса-Энгельса бессмертно, потому что оно верно. Советский лозунг Магическим влиянием обладают слова «поэтому», «потому что», «следовательно» или «следует», «вызывает», «влияет», «постольку… поскольку…», «так

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих

Из книги Измените своё мышление– и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП автора Андреас Коннира

Причинно-следственные отношения Каждый использует причинно-следственные закономерности для понимания и предсказывания событий. (Обосновано это философски, или нет - это совершенно отдельная проблема, о которой мыслители спорят многие годы.) Причина всегда должна

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

Способы повышения обоснованности выводов о причинно-следственных связях. По результатам корреляционного исследования нельзя с уверенностью говорить о характере причинно-следственных связей. Однако есть методы повышения обоснованности выводов о любых причинных

Из книги Техники семейной терапии автора Минухин Сальвадор

Вызов причинно-следственной связи событий Терапевт ставит под сомнение эпистемологию семьи, вводя представление о более длительном промежутке времени и оформляя индивидуальное поведение как часть более обширного целого. Такое вмешательство редко достигает своей цели

Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман

Из книги Если покупатель говорит «нет». Работа с возражениями автора Самсонова Елена

Из книги Скрытое управление человеком. НЛП в действии автора Ром Наталья

7. Использование «И» и причинно-следственные связывания или «Чем больше вы смеетесь, тем более позитивно вы смотрите на мир!» Следующая речевая стратегия – это группа техник. И я остановлюсь на каждой из них коротко.Это техники, которые создают плавность речи и иллюзии

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями

Из книги Беременность: только хорошие новости автора Максимова Наталья Владимировна

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

§ 7. Психология следственного эксперимента Следственный эксперимент проводится с целью проверки фактической возможности и особенностей осуществления определенного действия, события или явления в определенных условиях.Моделируя, воспроизводя соответствующие условия,

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

12.5. Психология следственного эксперимента и проверки показаний на месте Проверка показаний на месте сочетает в себе элементы ряда следственных действий. Ближе всего по своей психологической характеристике оно относится к допросу и осмотру места происшествия, в

Из книги Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

Причинно-следственные отношения Восприятие причинно-следственных отношений лежит в основе наших моделей мира. Эффективный анализ, исследование и моделирование любого рода подразумевают определение причин наблюдаемых явлений. Причинами называются базовые элементы,

Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна Владимировна

Причинно-следственное мышление

Перейдем к рассмотрению первого когнитивного стиля: мышление аналитическое, позитивное, дедуктивное. Будем называть его причинно-следственным. Его носителями являются соционические типы IL (ИЛЭ), LF (ЛСИ), FR (СЭЭ), RI (ЭИИ).
Как статики они устойчивы и четки в своей мыслительной деятельности, как эволюторы мыслят процессуально, не пропуская деталей и промежуточных звеньев, и как позитивисты строго идут к одному, единственно верному решению.

Причинно-следственный интеллект известен под синонимичными названиями формально-логическое, или детерминистическое мышление. В обоих случаях подчеркивается его жесткий характер. Речь при таком мышлении оформляется при помощи связок (союзов причины) "так как", "потому что", "следовательно". Сам ментальный процесс заключается в построении цепочек причин и следствий. Они сводят объяснение к указанию на производящие причины. Если воспользоваться примером Аристотеля, который первым указал на четыре способа объяснения явлений, то причиной существования скульптуры является скульптор, который непосредственно ее вылепил.
В научной сфере так мыслит IL (ИЛЭ), в технико-управленческой сфере — методичный LF (ЛСИ), в социальной сфере просчитывает цепочки материальных интересов FR (СЭЭ), в гуманитарной же сфере подчинен категорическому императиву RI (ЭИИ).

Открывателем этой техники мышления считается Аристотель. Основные законы формального мышления изложены им в теории силлогизма. Однако первым, кто последовательно воплотил его в практику, был Евклид, построивший знаменитую геометрию. В новое время его принципы обосновал рационалист Декарт в своем "Рассуждении о методе" (1637 г.). Затем оно окончательно оформилось в математической логике. Своего апогея причинно-следственное мышление достигло в логическом позитивизме, затем его значение к концу 20-го века стало все больше падать. Однако как массовый стереотип доказательства оно господствует и поныне.
Коснусь его преимуществ. Во-первых, оно воспринимается в социуме как самое авторитетное, убедительное, единственно правильное. В математике оно оформлено как дедуктивно-аксиоматический метод. Владение им требует большой интеллектуальной выносливости. Во-вторых, этому стилю мышления присущи большая четкость и сконцентрированность. Особой концентрацией отличается тип LF (ЛСИ). Однако и иррациональный FR (СЭЭ) рассуждает довольно здраво, выводя одно следствие из другого, что предполагает сосредоточение на цепочке шагов. Если хотя бы одно звено по какой-либо причине выпадает, то детерминисты теряют ощущение разумной объясненности и затрудняются совершать действия, так как не видят оснований для них.
Но вместе с тем причинно-следственное мышление имеет и свои недостатки. Во-первых, оно наиболее искусственное, далекое от законов функционирования живого. Его эффективность простирается на "логическое" оформление уже имеющихся результатов, конструирование рабочих механизмов, но не на принципиально новые открытия. Первый тупик, в который рискует завести формализация, — это схоластика, то есть беспредметные, хотя и логически безупречные рассуждения. Во-вторых, последовательные детерминисты, выводя целое из его частей, попадают еще в один интеллектуальный тупик — ловушку редукционизма. Этот недостаток заметили еще античные скептики, а в Новое время — Юм, который усомнился в том, что любое событие диктуется строгой причиной.
Действительно, строя длинные цепочки причин и следствий, трудно избежать опасности зацикливания, риска попасть в circulus vitiosus — порочный круг в доказательстве. В теореме о неполноте формальных систем К.Гёдель утверждает, что любая достаточно сложная система правил или противоречива, или содержит выводы, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть средствами этой системы. Этим установлены границы применимости формальной логики. Пользуясь формально-дедуктивным методом, средневековые схоласты, в частности, пытались строго доказать существование Бога. В результате замыкания причины и следствия в круг они пришли к определению Бога как мысли, которая мыслит саму себя.

Причинно-следственное мышление порождает такую психику, которая плохо защищена от дрессировки или, в крайних случаях, даже зомбирования. Умело сочетая слова и запоминающиеся действия, можно добиться контроля над поведением конкретных людей. Для интеллектуальных детерминистов, в частности, характерна сильная зависимость от событий детского возраста, которые, как в свое время открыл З.Фрейд, плохо осознаются в полной мере. Привычки у ярко выраженных детерминистов по своей жесткости сравнимы с условными рефлексами.
Стандартная военная методика ведения допроса сконструирована с учетом гарантированных причинно-следственных воздействий на психику. Она включает такие меры воздействия, как лишение сна, изменения температуры и/или влажности в камере, лишение пищи с последующей ее выдачей в качестве награды и т.п. Изоляция арестованного и постепенное навязывание ему своих инструкций рано или поздно дает свои плоды, так как со временем у неустойчиво мыслящего человека вырабатывается зависимость от следователя, ведущего допрос.
Показательно, что в экстремальных, предельно сжатых ситуациях у людей, мыслящих причинно-следственным образом, срабатывает эффект "замедленной съемки". Мышление становится особо четким, но растянутым по времени. Секунды субъективно удлиняются до минут. По этой же причине резкие встряски психики, стрессы внезапности сильно тормозят их мозговую активность вплоть до глубокого сна.
Такой моделью психики пользуется психологическая школа бихевиоризма. Ее сторонники считают, что обучение любому поведению осуществляется через дрессировку — поощрение следования правилу и наказание за его нарушение. Б.Ф.Скиннер сформулировал принцип оперантного обусловливания, согласно которому поведение живых организмов полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. Он предложил метод последовательных приближений, по которому обучаемый получает положительное подкрепление в том случае, когда его поведение становится похожим на желаемое.
Разработанная бихевиористами концепция программированного обучения также кладет в основу своих действий жестко пошаговый метод движения к цели.

Формально-логическое мышление в свое время породило причинно-следственную картину мира. Это картина мира классической физики, краеугольным камнем которой является механика Ньютона. Как парадигма она господствовала вплоть до начала 20-го века. По этим правилам функционируют жесткие системы — механизм, организм. Однако там, где происходят многофакторные процессы (психика, общество), редукционизм, объясняя сложные явления через их простые составляющие, теряет свою объяснительную силу. Кроме того, классическая парадигма слишком подвержена влиянию позитивной идеи прогресса, в то время как в истории есть немало примеров негативно-регрессивных тенденций, откатов назад, повторений уже пройденного и т.д.
Натурная модель причинно-следственного мышления — это представление информации в виде чертежа или реалистического рисунка. Они производятся с помощью прямой перспективы. Близко расположенные предметы в этой технике изображаются более крупно, а отдаленные соответственно в меньшем масштабе, пропорционально их расстоянию от наблюдателя. По такому чертежу, следуя жестким инструкциям, легко изготавливается любое изделие.
__________________________________________________________________________
Диалектико-алгоритмическое мышление

Особый интерес представляет вторая когнитивная форма: мышление синтетическое, негативное, дедуктивное. Рабочее название этого мышления — диалектико-алгоритмическое. Представителями этого мышления являются соционические типы ET (ЭИЭ), TP (ИЛИ), PS (ЛСЭ), SE (СЭИ).
Как динамики эти типы хорошо синтезируют целостные образы, как дедуктивно мыслящие они все больше усложняют их и как негативисты хорошо работают с противоречиями и парадоксами.

Существенная отличительная черта диалектического стиля — отражение мира как единства и борьбы противоположностей. В речи оно пользуется синтаксической конструкцией "если-то-иначе", прогнозирующей варианты развития процесса. В своем пределе диалектика стремится нащупать промежуточную точку динамического равновесия между крайностями. Диалектический интеллект рождается из столкновения потока и противотока мысли, сознания и бессознательного. Мыслители этого стиля отличаются выраженным стремлением к синтезу противоположностей, снятию противоречий, которые они так обостренно воспринимают.
Его преимущества очевидны: это наиболее гибкое и утонченное мышление. Оно способно легко переключаться на противоположное направление и обладает прогностичностью. Ему сопутствует эффективный тип ассоциативной памяти. Алгоритмическое мышление также хорошо решает задачи на классификацию, поскольку имеет дар распознавания сложных образов. За условиями задачи оно усматривает типичный алгоритм ее решения.
По Аристотелю, диалектико-прогностическое мышление объясняет мир на основе целевых причин. Например, причиной появления скульптуры является представление о ней в голове скульптора. Главную роль при этом играет программа, замысел создателя. Таким образом, его можно считать телеологическим, а значит, наиболее религиозным по своей сути мышлением. Многие ученые этого типа рано или поздно приходят к вере (не обязательно церковно-конфессиональной).

Исторически первым представителем диалектического осмысления мира в истории следует назвать Гераклита. Абсолютизируя динамический полюс, он придерживался мнения, что "в одну реку нельзя войти дважды", потому что на входящего во второй раз текут уже иные воды. В Новое время его теорию развернул в обширную рациональную систему Гегель. Так как диалектический интеллект по сравнению с другими формами мышления ориентирован наиболее креационистски, то он неизбежно ведет к идее творца, абсолюта, космического разума и т. п.
Два его представителя — ET (ЭИЭ) и TP (ИЛИ) обычно воспринимаются в социуме как самые интеллектуальные типы. Они образуют костяк различных интеллектуальных элит, клубов знатоков, эзотерических групп и т.п. Они же являются самыми лучшими компьютерными программистами, так как лучше других типов умеют работать с движущимися структурами — алгоритмами. Схема алгоритма состоит из блоков и стрелок, показывающих порядок переходов, ветвления и циклы. Причем главным в программе является ее динамическая часть - стрелки, а не блоки. Формула "если — то — иначе" и есть, по сути, ядро любого алгоритма.
К недостаткам диалектико-алгоритмического мышления следует отнести неустойчивость и нечеткость. Алгоритмисты страдают из-за трудности сделать выбор, принять однозначное решение. Это мышление можно скорее сравнить с симфонией, потоком переплетающихся образов, чем четко отлаженным механизмом. Еще одна его проблема — повышенная критичность, которая может быть настолько высокой, что вызывает саморазрушение, ввергает в опасность полного отрыва от реальности, а при наличии наследственной предрасположенности с определенной вероятностью ведет к расстройствам психики.

У диалектически мыслящих типов психика наиболее подвержена трансформациям. С психологической точки зрения, неустойчивая, трансформируемая психика представляет собой наиболее благодатную почву для внушаемости. Дело в том, что диалектики порой не успевают контролировать параллельно протекающие потоки мысли в голове! Нужно только синхронно подстроиться под их внутренние колебания между свободой выбора и фатализмом и усилить последний полюс. Медики знают, что небольшой, но точно выверенный по времени шок может повергнуть сердце в состояние фибрилляции. Точно так же удачно направленный сигнал приводит диалектическую психику в хаотическое состояние.
Очень подходящей психикой для внушающих воздействий обладает соционический тип ET (ЭИЭ). Для него характерны так называемые моменты импринтной уязвимости. В эти минуты срабатывает быстрое внушение — импринт, необходимой предпосылкой которого является испуг, замешательство, удивление. Табличка "нет выхода", внезапно увиденная человеком с алгоритмической психикой в момент сильного душевного смятения, может послужить пусковым крючком решения о суициде. Эксплуатируя парадоксальность мышления диалектических типов, шоковая терапия способна полностью перепрограммировать их восприятие мира, включая главные оценочные суждения.
Верный, хотя и редкий признак диалектического мышления — несчастный случай, который приводит к состояниям наподобие глубокого обморока или комы, а затем к озарению или открытию особых способностей.
Второй вариант — медленное внушение, которое, главным образом, строится на зубрежке через проговаривание и/или прослушивание. Оно сводится к многократному повторению одной и той же фразы с вариациями. Вариации при этом особенно значимы. Они работают так же, как припев в песне. Постепенно генерируется трансовое состояние — внешнее расслабление при внутренней концентрации. Чем больше монотонности, тем скорее достигается глубокий транс. Так, некоторые люди успокаиваются и быстро засыпают под монотонный "бубнеж" телевизора.

Диалектическому мышлению соответствует квантово-вероятностная картина мира, выработанная неклассической физикой. Согласно этой парадигме, жестких законов нет, есть лишь тенденции и вероятности. Квантовая механика построена на непривычном для здравого смысла принципе корпускулярно-волнового дуализма, согласно которому объекты микромира ведут себя то как корпускула (частица), то как волна. По этому поводу состоялся спор двух великих физиков 20-го века — А.Эйнштейна и Н.Бора. Первый отстаивал в качестве главного начала природы причинно-следственный детерминизм, второй — вероятностность. В итоге победил Бор. Хотя этот спор, если отвлечься от исторического контекста, не имеет смысла, ведь оба мышления дуальны друг другу. Принцип синхронистичности Юнга также лежит в русле диалектической парадигмы.
Современный британский математик Роджер Пенроуз предположил, что человеческий интеллект использует квантовую гравитацию в качестве инструмента для интуитивных озарений. Он даже написал несколько книг ("Новый мозг императора", "Тени ума") в которых доказывает, что мозг — это квантовый компьютер и логическое аристотелево мышление человеку чуждо. Если он прав, то из этого следует, что интегральный тип человека является диалектико-алгоритмическим.
Натурная модель этого мышления — двойственные изображения, периодически переходящие друг в друга. Простейшее из них — проекция на плоскость усеченной пирамиды. При долгом рассматривании она попеременно кажется то выпуклой, обращенной вершиной к наблюдателю, то углубленной, с уходящей вдаль задней стенкой.
Еще одна наглядная иллюстрация диалектического восприятия. Что вы видите на рисунке: вазу на черном фоне или два профиля на белом? Это зависит от того, что для вас будет фоном, а что фигурой. Одни видят вазу, а профили для них превращаются в темный фон, другие — наоборот, два черных профиля, а белая ваза уходит на задний план. Но как только человек увидит оба изображения, начинаются колебания внимания. Картинка как бы пульсирует: вы видите то вазу, то профили. Происходит диалектическая смена фона/фигуры. Срабатывает негативистская обратная перспектива, когда отдаленные или затемненные предметы подаются как более важные, чем расположенные близко к наблюдателю.
__________________________________________________________________
Голографическое мышление

В теории интеллекта наименее исследована третья когнитивная форма: мышление аналитическое, негативное, индуктивное. Им обладают соционические типы FL (СЛЭ), LI (ЛИИ), IR (ИЭЭ), RF (ЭСИ). Условное название этого интеллектуального стиля — голографическое, или полноописательное мышление. Термин происходит от древнегреческих слов holos — весь, целый и grapho — пишу. Основанием такого наименования послужила способность голографистов к очень плотной упаковке информации по методу "подобное в подобном".
Как статики голографисты достигают хорошей четкости мысли, как негативисты периодически поворачивают предмет мысли противоположной стороной, и как инволюторы скачкообразно меняют ракурс — угол рассмотрения или критерий суждения.

Эта интеллектуальная техника имеет много общего с голографическим принципом в физике. Голограмма (оптическая) — это статически зафиксированная картина интерференции двух лучей света — опорного и отраженного, идущих от одного источника. Голографическая техника позволяет получить объемное изображение предмета. Сама голограмма представляет собой совокупность полос и пятен, никак не похожую на запечатленный предмет. В ней оказываются наложенными друг на друга два отдельных луча света, причем это происходит так, что каждая часть голограммы несет информацию обо всем объеме.
Таким образом, за счет мысленного наложения нескольких проекций одного и того же объекта голографисты достигают эффекта объемности. Для этого они смотрят сквозь изображение и подбирают нужную дистанцию рассматривания. Голографическое мышление обслуживают следующие грамматические связки: "или — или", "либо-либо", "с одной стороны, с другой стороны". Оно активно использует принцип меню, свободного выбора точки зрения. Голографическая аппроксимация — это последовательное приближение к цели или удаление от нее, сопровождаемое сменой ракурсов. В процессе голографирования осуществляется как бы наводка на резкость.
Голографическое мышление имеет характерный скелетно-схватывающий, проницающий, "рентгеновский" характер. Оно без сожаления отсекает подробности, оттенки. Дает общее, весьма свернутое представление о предмете. Возьмите для примера два ортогональных сечения цилиндра. Горизонтальное сечение выглядит как круг, а вертикальное — как прямоугольник. Два разных проявления единого при их совмещении в уме дают переход на более высокий логический уровень понимания предмета.
Так мыслит FL (СЛЭ) в бою. Анализируя ситуацию, он упрощает ее до двух-трех проекций (фронтальной, с фланга, с тыла), но зато быстро выходит на более высокий уровень понимания. LI (ЛИИ) выпукло схватывает проблему с альтернативных сторон, мысленно поворачивая ситуацию вокруг ее смысловых осей. RF (ЭСИ), то приближая, то удаляя человека, как бы прощупывает его с разных сторон, отсекая людей, которые его могут подвести. IR (ИЭЭ) улавливает скрытые, альтернативные побуждения человека, как бы строит его психологичесую "голограмму".
Основные преимущества голографического мышления таковы. Во-первых, многоракурсность. За счет этого, как уже говорилось, достигается выпуклость, полнота описания, холистичность. Во-вторых, оно ценит простоту и четкость. Избегает вычурности, "наворотов". Особенно эффективны голографисты в кризисных ситуациях, когда надо быстро принимать решение и нет времени на взвешивание всех деталей.
Явный недостаток этого стиля мышления в том, что оно слишком грубое, не уделяет должного внимания подробностям, которые становятся значимыми, когда процесс протекает ровно. Его информационные продукты трудно распаковывать. Посторонним кажется, что в них отсутствуют промежуточные звенья, которые должны обеспечивать связность.
По Аристотелю, голографическое мышление соответствует объяснению при помощи структурных, или формообразующих причин. Аристотель называл структуру формой. Если вернуться к его примеру со скульптором, то причиной скульптуры оказывается скрытая в ней форма, которую скульптор всего лишь освобождает, отсекая лишние куски мрамора.

Смутные идеи голографического содержания высказал Лейбниц в своей "Монадологии". Его монада, в которой как в миниатюре отражается весь мировой порядок, очень напоминает голограмму. Систематически к нему обращались биологи, пытавшиеся понять причину устойчивости в природе. Вследствие взаимосвязей живой и неживой природы, возникающих на определенной территории, формируются биогеоценозы, или экосистемы. Экосистемы прежде всего характеризуются самотождественностью во времени, равновесием. В них наблюдается длительное сосуществование противоположностей без слияния (синтеза). В таких сообществах статика, следовательно, преобладает над динамикой. В этом и заключается основной закон экосистемы, называемый гомеостазом.
На базе этих идей позднее сформировалась и общая теория систем. Ее родоначальником считается австрийский биолог Л. фон Берталанфи, который ввел понятие открытой системы — такой, которая обменивается со средой веществом, энергией и информацией и за счет этого противостоит дезорганизации.
Если детерминисты объясняют поведение системы через составные части и связи между ними, то голографисты находят в ней новые качества, которые описываются дополнительными комбинаторными признаками, никак не вытекающими из ее внутренней структуры. Поэтому голографическую парадигму обобщенно можно назвать системно-экологической картиной мира.
Современная идеология "зеленых" — абсолютизация этого мышления. Это ни в коем случае не означает, что идеологи этого движения — голографические типы. Техника мышления и система декларируемых взглядов не обязательно должны совпадать! Абсолютно типичным случаем является проявление одного стиля мышления через другой. В качестве хорошего примера служат книги "квантового" психолога А. Уилсона, в которых диалектико-алгоритмическая форма наполняется многогоракурсным, голографическим содержанием.

Голографическому мышлению соответствует устойчивая, незомбируемая психика. Сравните, например, программируемость психики ЛСИ и инволюционно-зеркального ему СЛЭ. Как свидетельствует практика, степень сопротивляемости психологическому вторжению извне последнего гораздо выше. Чем же это объясняется? — Прочным мыслительным каркасом, на котором она зиждется. Полноохватностью, которую дает периодическая смена точки зрения на объект. Хорошим балансом между иммунной и нервной системами, а также основными органами чувств.
В нейро-лингвистическом программировании этот принцип используется в технике, которая называется рефрейминг. Рефрейминг — это изменение рамок, в границах которых воспринимается то или иное событие. Если мысленно поместить привычный предмет в непривычную среду, то изменится смысл всей ситуации. Представьте себе, например, тигра сначала в джунглях, затем в клетке зоопарка, затем на пороге своей квартиры. Стандартно соционический тип описывается как погруженный в свой "клуб". А если переместить его в квадру? А если он окажется среди типов с противоположным стилем мышления? Этот ряд можно неограниченно продолжать.
С помощью рефрейминга удается взглянуть на примелькавшееся свежим взглядом. Тип психики человека, который прибегает к этой технике, при этом, конечно, постоянен, изменяется лишь отношение к предмету внимания. Выигрыш от этого приема прежде всего в том, что новое видение подчеркивает те стороны ситуации, которые ранее недооценивались, позволяет отыскать новые ресурсы роста, расширяет имеющийся у вас выбор.

Физической, натурной моделью многоракурсного интеллекта является голограмма - наложение нескольких изображений таким образом, что каждое из них видно только при рассматривании под определенным углом. Смена картин происходит скачкообразно. При этом меняется не сама система, а лишь ее приоритеты. Так реализуется многокритериальность, позволяющая работать со сложной системой как с рядом простых.
Еще один натурный прототип голографического мышления — фрактальные объекты. Они открыты математиком Б. Мандельбротом в 70-х годах прошлого века. Геометрически фракталы — это фигуры с размытыми очертаниями, обладающие самоподобной внутренней структурой. Например, дерево, снежинка, береговая линия и т. п. Для них характерны многократные внутренние вложения по принципу матрешки. Как и в голограмме, небольшой фрагмент фрактала содержит информацию обо всем фрактале. Часть оказывается всегда структурно подобна целому.
Соционические объекты и есть такие фракталы. Отсюда моя голографическая концепция личности как системы типов, вложенных друг в друга Она конфликтует с господствующей плоской соционикой, которую отстаивают люди, руководствующиеся редукционистским мышлением.
____________________________________________________________
Вихревое мышление

Четвертый когнитивный стиль: мышление синтетическое, позитивное, индуктивное. В этих формах протекает мышление ES (ЭСЭ), SP (СЛИ), PT (ЛИЭ) и TE (ИЭИ). Наиболее подходящее название этого мышления — вихревое, или синергетическое.
Синергетика — это наука о том, как из хаоса рождается порядок. Слово "синергия" в переводе с древнегреческого означает согласованные действия. В настоящее время термин синергетика продолжает дискутироваться. В западных источниках ее именуют теорией хаоса или нелинейной динамикой. Для наших целей важно знать, что она занимается так называемыми диссипативными структурами — неравновесными, нелинейными, зыбкими.
Как динамики синергетики мыслят подвижно, с переливами одной мысли в другую, как позитивисты идут к одной точке притяжения, как инволюторы часто поворачивают вспять, перескакивают на предыдущий уровень, что сворачивает поток их мыслей наподобие вихря или изменяющего свои очертания облака.
TE (ИЭИ) словно в калейдоскопе видит причудливые, переливающиеся картины — то наплывающие, то отдаляющиеся. PT (ЛИЭ) мыслит очень экспериментально: ускоренно перебирает в голове множество вариантов и тестирует их на практическую пригодность. ES (ЭСЭ) инициирует социальные процессы, оставляя за собой шлейф мелких эмоциональных завихрений. Мысли "роятся" в его голове, вытесняя друг друга. SP (СЛИ) как бы "лежит в дрейфе" и ждет попутного ветра. Но как только ситуация становится благоприятной, начинается самоорганизация — его мышление быстро запускается, прокручивая поступающую информацию, выделяет наиболее и наименее удачные варианты действий.

Характеристика "вихревое" означает самоорганизующееся, движущееся подобно вихрю. Фактически протекает как быстрый перебор вариантов, их апробация и последующий отсев тех, которые не дают результата. В его основе лежит испытательность — продвижение к цели через пробы и ошибки. В определенном смысле его можно сравнить с экспериментом в лаборатории, которой является мозг человека.
Первое преимущество вихревого мышления — живость и естественность. Оно как бы имитирует те процессы, которые реально протекают в природе. Другое его преимущество — вера в успех, везучесть. Синергетиков не смущают временные неудачи и текущие ошибки. Они предпринимают попытку за попыткой, пока к ним, наконец, не приходит удача.
Наибольший недостаток этого мышления в том, что интеллектуальный поиск идет вслепую, а значит, неэкономно. Еще одна трудность — его хаотичность, стихийность. Синергетический интеллект представляет собой некое подобие цепной реакции, которая раскручивает сама себя. При этом срабатывает механизм положительной обратной связи: если вовремя не остановиться, то концентрация усилий поначалу приводит к взрыву, а затем к медленному остыванию.
Синергетический интеллект объясняет явления при помощи субстанциональных причин. Сама субстанция (вещество, субстрат) в силу естественного движения порождает явление. На примере Аристотеля, вещественная причина скульптуры — это глыба мрамора, из которого она была сделана.

Вихревое мышление оформилось в самостоятельную парадигму и оценилось социумом по достоинству позже всех, хотя оно самое близкое к природным явлениям. Известно, что в естественных условиях все процессы протекают как круговороты. В свободной экономике, например, действует "невидимая рука рынка" А.Смита: происходят циклические колебания спроса и предложения, которые и порождают естественную цену товара.
Изучая биологическую эволюцию, Ч.Дарвин открыл, что ее источником является борьба за существование и выживание наиболее приспособленных организмов. Главный двигатель такой "эволюции" как раз инволюция, так как, во-первых, фокус событий смещается на случайную изменчивость и, во-вторых, нет промежуточных звеньев между видами, они возникают не плавно, а скачком.
Действительно, биологическая самоорганизация начинается с мутаций — внезапного, непредсказуемого изменения генетического материала. Это и есть собственно инволюция, которая порождает пульсирующий хаос, тогда как закрепление и тиражирование полезных мутаций — это уже действие эволюции.
Усилить в дарвинизме инвотенденцию, подчеркнуть скачкообразность развития природы пытается так называемая концепция прерывистого равновесия. Ее авторы Гоулд и Элдридж исходят из того, что плавно-поэтапные изменения видов в естественных условиях невозможны. Чтобы выжить, нужны одновременно все органы в рабочем состоянии. Не бывает существ, у которых присутствуют полуплавники-полукрылья, полупальцы-полукопыта и т.п. По этой теории время существования вида делится на две очень неравные по продолжительности стадии. Первая стадия — это стазис, когда с видом длительное время ничего существенного не происходит. И второй период — момент перелома, когда вид очень быстро превращается в другой вид, либо вымирает.
В 20-м веке, как я уже отмечал, вихревой принцип вновь открыла и взяла на вооружение синергетика. Девиз синергетики — порядок через флуктуации. Флуктуации (локальные возмущения системы) являются аналогом биологических мутаций. Порядок в хаотическом развитии сложных социально-психологических систем соционика уловила через закон сменяемости квадр. Однако не надо забывать, что в необратимой сменяемости квадр есть множество инволюционных участков — взрывов, скачков и поворотов. Из-за этого реальная, а не теоретическая кривая эволюции получается зазубренной, петляющей. Своими очертаниями она напоминает пляшущие языки пламени горящего костра.

Этот стиль мышления придает психике такие качества, как выносливость, оптимизм. Однако психика синергетиков все-таки менее устойчива, чем у голографистов. Синергетики — типы частично программируемые, но способные сбрасывать неестественные программы. Правда, для восстановления нормальной психической жизни им нужен определенный, а иногда и длительный период проб и ошибок. Жизненные невзгоды, остановка привычного движения вперед плохо сказывается на их мышлении. Срабатывает закономерность: чем ниже скорость, тем хуже самоуправляемость, как при управлении самолетом. Если напор встречного воздуха на аэродинамические рули ослабевает, самолет гораздо хуже слушается их.
Лучшая контрмера в подобных ситуациях — положительное самопрограммирование. Оно заключается в оттеснении тревожащих мыслей на задний план и растворении их в положительном сценарии. TE (ИЭИ) перед сном представляет себе приятную картину и снимает таким образом тревожные переживания дня. PT (ЛИЭ) в воображении рисует желаемую цель во всех подробностях и как позитивист со временем выходит на нужных людей и ресурсы. ES (ЭСЭ) просто не думает об ошибках прошлого, и его настроение улучшается само собой. SP (СЛИ) ставит не первое место положительный вариант развития событий и старается уловить момент, когда можно приступать к его реализации.
Часто забывают, что синергетическая составляющая развития делает бесперспективными долгосрочные прогнозы. Американский метеоролог Э.Лоренц образно назвал это явление эффектом бабочки. Бабочка, взмахнувшая крыльями в каком-то штате Америки, может при определенном стечении обстоятельств вызвать ураган где-нибудь в Индонезии. Сложные нелинейные явления непредсказуемы, потому что крохотные начальные влияния приводят порой к огромным последствиям. В обычной жизни это же явление называют эффектом домино. Начальное падение первой костяшки удачным образом влечет за собой катастрофическое падение всего ряда. Начальные действия, совершение которых происходит по вашей воле, определяют, какой из сценариев запустится — пессимистический или оптимистический.

Этот тип мышления отражает формируемую ныне синергетическую картину мира. В рамках этой парадигмы в XVIII веке возникла гипотеза Канта-Лапласа о вихревом зарождении солнца и планет из космической пыли.
Синергетическая парадигма направлена против креационизма. Возникновение сложных систем она объясняет самозарождением, а не внешним творением. Вот характерный пример из истории науки. Гипотезу биохимика А.И.Опарина о самозарождении жизни из неживой материи — первичного "бульона" на ранних этапах существования Земли во многом подтвердил знаменитый эксперимент Стенли Миллера, выполненный в 1953 г.
Строго в рамках синергетической парадигмы представляет свое мировоззрение академик Н. Амосов. По его мнению, "эволюция мира объясняется самоорганизацией структур... чудеса возможны, но практического значения не имеют". Он искренне убежден, что материю можно воссоздать в компьютерных моделях.
Синергетика признает решающую роль случая и свободной воли в переходные моменты истории. Поэтому синергетически настроенные ученые рассматривают альтернативные варианты исторических событий. В частности, английский историк А.Тойнби смоделировал такой вариант течения античной истории — если бы Александр Македонский не умер (пессимистический вариант), как бы развивался мир тогда (оптимистический вариант)?
Натурная модель синергетического мышления — турбулентный поток. Турбулентным называется такой поток жидкости или газа, в котором происходит сильное перемешивание его движущихся слоев. Поведение такого потока нельзя предсказать. Предшествующая турбулентности ламинарная фаза потока подчиняется четкой закономерности и соответствует причинно-следственному мышлению.
Для математического моделирования естественных процессов роста обычно используют степенные функции. Такие функции описывают не арифметическую, а геометрическую прогрессию величин. Особенно часто для динамического моделирования привлекается логистическая (S-образная) кривая. Она обязательно заканчивается участком насыщения. Это значит, что самоорганизация не всесильна: дойдя до какого-то предела, она исчерпывает свой импульс движения. Далее надо либо уступить свое место внешней организации, либо затевать новый очаг самоорганизации. Синергетические типы выбирают, конечно, второе.
Синергетически, с учетом инволюции объясняет процесс рождения, роста и гибели этносов Л. Н. Гумилев. Этническая система диктует правила отбора определенного поведения людей. Личности-пассионарии (чудаки, отщепенцы, инакомыслящие…) обеспечивают общество разнообразными мутациями. Социальная система сдерживает их до тех пор, пока не ослабевает по каким-либо причинам (экономический кризис, междоусобные войны, пресыщения благами жизни и т.п.). После этого энергия нового сметает одряхлевшую систему и начинает энергично развиваться на ее месте. Но рано или поздно она состарится сама и вынуждена будет уступить место вызревшей в ее недрах очередной альтернативной системе и т. д.
Это мышление труднее всего дается людям с алгоритмическим осмыслением реальности, так как у них свободному выбору и игре случая противится телеология, судьба, особая роль программиста и т.п. Когда синергетики говорят о скрытом порядке в хаосе, они, если перевести их слова на язык соционики, констатируют, что системно-голографическое мышление, улавливающее свернутые упорядочивающие структуры, является дуальным к хаотически-вихревому.
____________________________________________
Дон - Дюм: Причинно-следственное мышление - Диалектико-алгоритмическое мышление.
Макс - Гамлет: Причинно-следственное мышление - Диалектико-алгоритмическое мышление.
Нап - Баль: Причинно-следственное мышление - Диалектико-алгоритмическое мышление.
Штир - Дост: Диалектико-алгоритмическое мышление - Причинно-следственное мышление.

Роб - Гюго: Голографическое мышление - Вихревое мышление.
Жуков - Есь: Голографическое мышление - Вихревое мышление.
Драй - Джек: Голографическое мышление - Вихревое мышление.
Гексли - Габен: Голографическое мышление - Вихревое мышление.

1. Обобщение и конкретизация

Единство обобщения и конкретизации в учении

В процессе познания изучаются отдельные конкретные явления, процессы и факты. Одновременно с этим устанавливаются и изучаются общие им свойства, качества, связи и закономерности, что приводит к определению правил, законов, общих закономерностей. Тем самым в процессе познания совершаются процессы обобщения.

В школах простая наглядность в виде показывания отдельных вещей, сообщения конкретных фактов, демонстрации единичных процессов и тому подобного без указания частных и общих отношений между ними, без стимуляции мыслительной деятельности в виде процессов обобщения с целью установления и усвоения общих свойств, общих связей и отношений, законов или обобщенных выводов и положений является плохим обучением. Правильным является такое обучение, когда учащиеся от изучения единичных конкретных явлений постоянно систематически поднимаются к изучению общего, абстрактного, когда простой интерес их, допустим, к машинам, формируется в интерес к изучению законов механики и геометрии. Или когда непосредственный интерес их, например, к наблюдению за ростом растений в экспериментальном школьном уголке природы перерастает в интерес к изучению общих законов жизни и роста растений. Строить обучение так - значит в ходе его постоянно переводить учащихся от изучения конкретного к изучению абстрактного.

Знание общих понятий и законов, правил и положений обеспечивает усвоение все новых и новых относящихся к ним единичных вещей, фактов и процессов в их качественных особенностях и закономерностях. Если же общие законы, правила или положения не раскрываются в их конкретном многообразии, не осмысливаются в виде процессов конкретизации, познание принимает бессодержательный схоластический характер.

Процессы обобщения и конкретизации представляют собою движение мысли от общего через особенное к конкретному и обратно. Это единство процессов обобщения и конкретизации обеспечивает успешное продвижение и усвоение как конкретных знаний, так и общих правил, законов и положений. Знание же общих законов, правил и выводов приводит посредством мыслительных процессов конкретизации к осмысленному изучению новых единичных фактов, вещей и процессов. Это дальнейшее изучение единичных явлений в их особенностях открывает некоторые новые общие им свойства или процессы и тем самым в дальнейших процессах обобщения приводит к более богатому и глубокому знанию общих понятий и правил, законов и положений в их общих свойствах или закономерностях. А более богатое и глубокое знание общих понятий и правил, законов или положений облегчает и одновременно поднимает на более высокую ступень изучение дальнейшего многообразия конкретных явлений.

В познании процессы обобщающего мышления протекают и развиваются в единстве с процессами конкретизации. В изучении единичных вещей и явлений всегда обнаруживается общее им всем. Ради получения и усвоения обобщенных знаний всегда изучаются и конкретные знания. Процесс конкретизации есть познание единичных и одновременно всестороннее познание и общего.

2. Формирование понятий

Процессы обобщения в виде приведения к одному виду и роду и обобщения связей и отношений вместе с процессом конкретизации приводят к содержанию понятий или к формированию понятий.

Понятие - это знание существенных и общих моментов и явлений. Существенными качествами и закономерностями вещей или явлений и их понятий являются те, которые отличают данные вещи или явления одного рода или вида от вещей или явлений другого рода или вида. Действительным содержанием понятия являются те существенные и общие моменты или черты его, которые служат для понимания явления в целом и одновременно понимания чего-либо другого в нашем опыте или дальнейшем учении. Тем самым понятия становятся действенной силой познания.

Понятие отражает лишь какую-то часть качеств и закономерностей явлений. Каждый раз нам что-то известно о данном явлении, а что-то остается неизвестным. Но человечество в своей практической и научной деятельности все более и более познает действительность. Тем самым происходит расширение, углубление и изменение содержания понятий. Понятие «металл», «атом» и др. сто лет тому назад имели одно содержание. Но за последние сто лет в связи с развитием науки и техники в связи с развитием учения о металлах и атоме эти понятия в своем содержании расширились, углубились и изменились. Следовательно, понятия развиваются и изменяются.

Вместе с этим раскрытие содержания отдельных понятий или процесс формирования понятий в процессе познания протекает во взаимосвязи с формированием многих других понятий. «…Человеческие понятия, - отмечал В.И. Ленин, - подвижны, вечно движутся, переходят друг в друга, переливаются одно в другое, без этого они не отражают живой жизни». Анализ понятий, изучение их, искусство оперировать ими требует всегда изучения движения понятий, их связи, их взаимопереходов. Каждое понятие находится в известном отношении в известной связи со всеми остальными.

Понятие являются своеобразным процессом отражения в нашем мышлении вещей и процессов материальной действительности. Понятия есть то, что живет в самих вещах и процессах. «…Понятие есть сущность предмета», - писал В.И. Ленин.

Имеются понятия предметов, качеств чувств и отношений (связей).

Выше было указано, что процесс формирования понятий протекает посредством единства процессов конкретизации и обобщения в виде приведения к одному виду или роду и обобщения отношений. В связи с этим понятия в своем содержании имеют не только не наглядные общие и существенные моменты явлений, но в каком-то объеме каждый раз представления единичных вещей и процессов. Так, понятие закона Архимеда не наглядно в своем содержании, т. к. мы не можем наглядно в виде представлений иметь в своем сознании все случаи действия этого закона при погружении тел в воду везде и всюду во времени и пространстве, хотя этот закон нам известен.

В общем, процесс формирования понятий в ходе познания - многогранный и многоактный путь все более и более широкого и глубокого раскрытия содержания понятий и усвоения этого содержания. Будучи результатом протекания процессов обобщения и конкретизации в единстве, он вместе с тем совершается посредством таких операций мышления, как абстракции, анализ, сравнение, аналогии, синтез, индукции и дедукции. Путем абстракции отвлекаются от конкретных единичных явлений некоторые признаки, особенности, которые затем подвергаются аналитическому изучению. Сравнение обеспечивает нахождение сходных и общих или различных особенностей единичных. Некоторые сходные черты или признаки синтезируются в новые общие особенности многих единичных. Догадка по аналогии или умозаключение по индукции обеспечивают процесс обобщения и определения общих и существенных моментов явления. Затем умозаключение по дедукции позволяет в процессе конкретизации относить новые единичные к определенному общему понятию.

3. Нахождение причинно-следственных связей и понятий

Все существенное находится в каких-нибудь отношениях друг к другу. Все многообразие явлений потому только и есть, что есть отношения между ними.

Одной и весьма существенной формой связей, отношений и обусловленности явлений мира между собой является причинная обусловленность, причинная форма связей и отношений.

Причинно-следственное мышление совмещает процессы обобщения и конкретизации, а также и процессы формирования понятий.

Однако причинно-следственное мышление в своих функциях не исчерпывается этим. Оно вместе с тем носит самостоятельный характер в процессах мышления, так как обслуживает еще и иную и особую мыслительную деятельность. Эта мыслительная деятельность представляет собою раскрытие причинных связей и отношений не только между отдельными понятиями одного и того же рода, но и между понятиями разных видов, а также между различными разделами знаний.

Многостороннее же причинно-следственное мышление характеризуется тем, что данная причина может вызвать ряд следствий, или данное следствие обусловливается целым рядом причин.

Логическое причинно-следственное мышление по своему характеру и объему является однозначным или многозначным. Однозначное логическое причинно-следственное мышление объясняет данное единичное явление или доказывает (подводит) определенным общим законом или правилом.

В отличие от этого многозначное логическое причинно-следственное мышление объясняет данное явление не одним, а рядом общих законов, правил или положений, и мыслительный процесс причинно-следственного характера совершается посредством целой цепи мыслительных операций в виде индукции, дедукции, классификации, аналогии и т. д.

Логическое причинно-следственное мышление вскрывает такие связи и отношения между явлениями действительности, которые носят, во-первых, постоянный характер, то есть когда соответствующие причины вызывают всегда и всюду одни и те же следствия или когда определенные следствия обнаруживаются всегда и всюду вследствие действия определенных причин.

Во-вторых, логическое причинно-следственное мышление носит обобщенный характер, так как при объяснении единичного явления имеется в виду некий общий закон или правило или в итоге наблюдения ряда единичных явлений обнаруживается некий общий закон или правило. В третьих, логическое причинно-следственное мышление носит обратимый характер. Так, «если одно из слагаемых увеличить на некоторое число, то и сумма увеличится на это же число». И обратно - «сумма увеличилась на некоторое число вследствие того, что одно из слагаемых увеличилось на это же число».

Земледелец приготовит и улучшит поле, засеет вовремя и терпеливо ждет всходов и урожая. Он оградит поле от животных, чтобы они не потоптали всходы. Каждый земледелец знает причины и следствия. Но не так в человеческих взаимоотношениях: люди не желают знать ни причин, ни следствий. Они не заботятся о всходах и хотят, чтобы все совершалось по их произволу. Люди, невзирая на все примеры, усомнятся в Космическом законе. Они весьма охотно посеют причины, но не подумают, что сорные травы будут единственным урожаем.

Следует в школах ввести беседы о причинах и следствиях. Пусть руководитель знает причину, а ученики придумают следствия. При таких беседах выявятся и качества учеников. Можно вообразить много следствий от одной причины. Лишь расширенное сознание почует, какие следствия будут соответствовать всем привходящим обстоятельствам. Не следует утешаться тем, что даже простой земледелец может учитывать урожай. Явление космических токов и мысленных битв гораздо сложнее. Пусть от детского возраста молодежь привыкает к следствиям сложным и к зависимости от пространственных мыслей. Не следует полагать, что дети должны быть ограждены от мышления.

Развитие причинного мышления совершается в ходе решения разного рода проблем, в процессе усвоения знаний по математике, физике, химии, естествознанию и другим наукам.

Обычно, нахождение причинных связей и отношений в ходе решения какой-либо проблемы начинается с аналитического рассмотрения данной проблемной ситуации или задачи с целью выделения и определения составных частей или элементов ее.

Затем в итоге сопоставления путем сравнения и аналогии составных частей задачи, а также связей и отношений между ними с соответствующими общими принципами, правилами или законами решения подобного рода проблем намечаются гипотезы решения данной проблемы или задачи.

При этом гипотезы могут возникнуть: а) ассоциативным путем по аналогии с прошлым опытом решения подобного рода задач или проблем, или б) путем переноса ранее известного на решение данной задачи или, наконец, в) могут быть вновь построены в итоге мыслительной деятельности по решению данной проблемы или задачи. Выдвинутые гипотезы подвергаются оценке. После причинного обоснования ценности и пригодности гипотез, выдвинутых для решения данной проблемы или задачи. Наиболее разнообразное и богатое варьирование решений проблемы или задачи делает принятую гипотезу наиболее вероятной. А систематические упражнения в решении многих других одного и того же рода проблем или задач обеспечивают дальнейшее развитие и дисциплинирование причинного мышления учащихся.

Развитие причинного мышления совершается также и в решении поведенческих проблем. Ведь, чтобы правильно решить какую-нибудь поведенческую проблему, человек должен путем причинного рассмотрения ситуации провести оценки мотивов за и против данного поступка. Далее он должен учесть возможные последствия после совершения данного поступка. И лишь после такого причинно-следственного рассмотрения ситуации человек принимает то или другое причинно-обоснованное решение.

В ходе многосторонней мыслительной деятельности формируется критическое мышление. Критическое мышление реализуется в критическом рассмотрении отдельных объяснений и доказательств явлений, входящих в сферу изучения и усвоения. Но всякое критическое рассмотрение есть причинно-следственное рассмотрение, есть особый момент причинного мышления. И развитие последнего является в известной мере следствием развития у учащихся критического мышления при рассмотрении и изучении отдельных элементов знаний школьного учения.

Однако критическое рассмотрение становится возможным лишь при наличии достаточного запаса знаний и опыта в соответствующей области знаний и высокого уровня развития процессов и операций мыслительной деятельности и учащихся.

Вместе с этим критическое мышление - это оценочное мышление фактов, правил, законов и т. д. в их причинных связях и обоснования, так как критическое рассмотрение их всегда строится под каким-то углом зрения, с точки зрения каких-то позиций. Умение под определенным углом зрения, в свете какой-то теории, критически рассмотреть данные факты и явления, их причинно-следственные доказательства и объяснения, является наиболее высоким этапом в усвоении учащимися знаний, а также в развитии у них причинного мышления и мышления в целом.

Причинно-следственное мышление представляет собой логическое основание, на котором строятся осознанные решения. Оно помогает выбрать правильную линию поведения и проанализировать все возможные варианты выбора. В итоге мы можем понять и взвесить возможные результаты, то есть последствия наших поступков.

При обучении детей причинно-следственному мышлению главная цель, которую должны ставить перед собой родители, состоит в том, чтобы ребята понимали связь между собственным поведением и возникающими в результате последствиями. Дети учатся управлять своим поведением по мере того, как они начинают осознавать, что хорошее поведение приводит к положительным результатам, а плохое - к отрицательным. Чтобы в будущем стать ответственными людьми, они должны владеть навыками причинно-следственного мышления и совершенствовать их до тех пор, пока они не дойдут до автоматизма.

Дети вступают в жизнь, еще не умея сознательно определять свое поведение. По мере взросления растет и их способность принимать решения; чрезвычайно важную роль в ее развитии играют родители. Разумеется, большинство родителей ставят перед собой цель вырастить своих детей способными принимать решения, основанные на здравом смысле, и самостоятельно регулировать собственное поведение. Поэтому основная роль в период между младенчеством и сознательным возрастом отводится воспитанию, а один из самых главных его аспектов состоит в том, чтобы помогать детям принимать все более сложные решения, касающиеся их поведения.

Как развить причинно-следственное мышление ребенка?

Такое мышление ребенка лежит в основе принятия осознанных решений о выборе линии поведения, позволяя понимать и достаточно уверенно предсказывать результаты своих поступков. Если я приму такое-то решение, то последствия, вероятнее всего, будут такими-то. Ознакомившись с концепцией причинно-следственного мышления, дети должны прочно ее усвоить и практиковать данную схему до тех пор, пока она не станет для них привычной. Когда эта способность дойдет до автоматизма, ребята могут считаться подготовленными к принятию осознанных решений относительно своего поведения.

Хотя дети способны научиться предсказывать возможные результаты своих действий методом проб и ошибок, они лучше и быстрее освоят данное умение, если родители, учителя и другие люди, занимающиеся их воспитанием, будут способствовать формированию и развитию у них навыков причинно-следственного мышления. Постоянное повторение этой схемы необходимо, чтобы дети поняли: любое действие будет иметь свои последствия - хорошие или плохие, - причем некоторые последствия могут быть очень серьезными.

Причинно-следственное мышление взрослых

Взрослые люди постоянно используют причинно-следственное мышление, поэтому они почти не задумываются о том, как осуществляется данный процесс. На самом деле он происходит очень быстро и почти бессознательно. Например, если мы опаздываем на назначенную встречу, то сила давления на педаль газа в машине зависит от множества причинно-следственных процессов, которые происходят на подсознательном уровне и почти не затрагивают сознания. Если дорога скользкая, то машину может занести, в результате чего произойдет авария. Если движение очень интенсивное, то для того, чтобы быстро ехать, придется часто перестраиваться из одного ряда в другой. Если другие водители будут недостаточно внимательны к моим маневрам, то может произойти столкновение. Если передо мной вдруг окажется велосипедист, то у меня будет мало времени, чтобы затормозить или объехать его. Если на дороге патруль, то это грозит мне штрафом. Если же дорога сухая, движение слабое, велосипедистов нет, а патруль отсутствует, то вероятность негативных последствий уменьшается и можно увеличить скорость.

Мы с молниеносной скоростью прокручиваем в голове нескончаемый перечень возможностей и их последствий. Вождение машины - привычное дело, однако, находясь за рулем, мы непрерывно принимаем достаточно сложные решения, для большинства из которых используется причинно-следственное мышление в контексте нашего опыта, позволяющее учитывать множество потенциальных последствий. Вождение автомобиля - это лишь один из примеров, демонстрирующих, что даже взрослому человеку каждый день приходится регулировать свое поведение. Мы постоянно жонглируем - хотя большей частью бессознательно и автоматически - сложными умозаключениями, изучая возможности и их потенциальные последствия.

Новорожденные не имеют навыков этой сложной интеллектуальной гимнастики, но они начинают принимать решения уже в самом раннем возрасте. Таким образом, задача родителей заключается в том, чтобы вовремя сформировать у малышей навыки причинно-следственного мышления и облегчить процесс принятия ими осознанных решений.

Самое подходящее время для такого обучения - это ранняя стадия развития мыслительного потенциала детей, то есть возраст примерно от двух с половиной до трех лет. В это время дети уже способны научиться регулировать свое поведение, если смогут достаточно уверенно предсказывать его последствия.

Перейдем к рассмотрению первого когнитивного стиля: мышление аналитическое, позитивное, дедуктивное. Будем называть его причинно-следственным. Его носителями являются соционические типы IL (ИЛЭ), LF (ЛСИ), FR (СЭЭ), RI (ЭИИ). Как статики они устойчивы и четки в своей мыслительной деятельности, как эволюторы мыслят процессуально, не пропуская деталей и промежуточных звеньев, и как позитивисты строго идут к одному, единственно верному решению.

Причинно-следственный интеллект известен под синонимичными названиями формально-логическое, или детерминистическое мышление. В обоих случаях подчеркивается его жесткий характер. Речь при таком мышлении оформляется при помощи связок (союзов причины) "так как", "потому что", "следовательно". Сам ментальный процесс заключается в построении цепочек причин и следствий. Они сводят объяснение к указанию на производящие причины. Если воспользоваться примером Аристотеля, который первым указал на четыре способа объяснения явлений, то причиной существования скульптуры является скульптор, который непосредственно ее вылепил. В научной сфере так мыслит IL (ИЛЭ), в технико-управленческой сфере - методичный LF (ЛСИ), в социальной сфере просчитывает цепочки материальных интересов FR (СЭЭ), в гуманитарной же сфере подчинен категорическому императиву RI (ЭИИ).

Открывателем этой техники мышления считается Аристотель. Основные законы формального мышления изложены им в теории силлогизма. Однако первым, кто последовательно воплотил его в практику, был Евклид, построивший знаменитую геометрию. В новое время его принципы обосновал рационалист Декарт в своем "Рассуждении о методе" (1637 г.). Затем оно окончательно оформилось в математической логике. Своего апогея причинно-следственное мышление достигло в логическом позитивизме, затем его значение к концу 20-го века стало все больше падать. Однако как массовый стереотип доказательства оно господствует и поныне. Коснусь его преимуществ. Во-первых, оно воспринимается в социуме как самое авторитетное, убедительное, единственно правильное. В математике оно оформлено как дедуктивно-аксиоматический метод. Владение им требует большой интеллектуальной выносливости. Во-вторых, этому стилю мышления присущи большая четкость и сконцентрированность. Особой концентрацией отличается тип LF (ЛСИ). Однако и иррациональный FR (СЭЭ) рассуждает довольно здраво, выводя одно следствие из другого, что предполагает сосредоточение на цепочке шагов. Если хотя бы одно звено по какой-либо причине выпадает, то детерминисты теряют ощущение разумной объясненности и затрудняются совершать действия, так как не видят оснований для них. Но вместе с тем причинно-следственное мышление имеет и свои недостатки. Во-первых, оно наиболее искусственное, далекое от законов функционирования живого. Его эффективность простирается на "логическое" оформление уже имеющихся результатов, конструирование рабочих механизмов, но не на принципиально новые открытия. Первый тупик, в который рискует завести формализация, - это схоластика, то есть беспредметные, хотя и логически безупречные рассуждения. Во-вторых, последовательные детерминисты, выводя целое из его частей, попадают еще в один интеллектуальный тупик - ловушку редукционизма. Этот недостаток заметили еще античные скептики, а в Новое время - Юм, который усомнился в том, что любое событие диктуется строгой причиной. Действительно, строя длинные цепочки причин и следствий, трудно избежать опасности зацикливания, риска попасть в circulus vitiosus - порочный круг в доказательстве. В теореме о неполноте формальных систем К. Гёдель утверждает, что любая достаточно сложная система правил или противоречива, или содержит выводы, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть средствами этой системы. Этим установлены границы применимости формальной логики. Пользуясь формально-дедуктивным методом, средневековые схоласты, в частности, пытались строго доказать существование Бога. В результате замыкания причины и следствия в круг они пришли к определению Бога как мысли, которая мыслит саму себя.


Прочие статьи:

Значение органов чувств и анализаторов в обеспечении равновесия в системе «организм-среда»
Безопасность жизнедеятельности направлена на защиту человека от воздействия опасных и вредных факторов. Для поддержания системы человек-среда в безопасном состоянии необходимо согласовать действия человека с элементами окружающей среды. Ч...

Хозяйственное значение
а) Экономическое значение и добывание. Песец доставляет очень ценную пушную шкурку. Песец - важный промысловый зверь и экономика многих районов зависит от успеха его промысла. По общей ценности добываемых шкурок песец занимает одно из пе...

Термостабильность макромолекул
Выделенные из термофильных организмов макромолекулы обнаруживают большую термостабильность, чем их аналоги из мезофилов. Такая повышенная термостабильность, свойственна всем макромолекулам клетки, включая ферменты главных метаболических п...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!