Как в поэме 12 блок описал революцию. Cочинение «Образ революционной эпохи в поэме А.Блока "Двенадцать"

Своеобразие поэтического мира А. А. Блока. Поэтическое творчество А. А. Блока проникнуто поиском Идеала, Красо­ты, Гармонии в несовершенном мире. «Мировой пожар» ре­волюции мыслится поэтом как очищающая и возрождаю­щая стихия. Искренняя вера в справедливое преобразование общественного мироустройства заставляла А. А. Блока при­зывать в статье «Интеллигенция и революция», которая уви­дела свет в то же время, что и поэма: «Всем телом, всем серд­цем, всем сознанием — слушайте Революцию». Как писала в своих воспоминаниях М. А. Бекетова, в то время поэт «хо­дил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами — и прислушивался к той «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству…».

Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока «Двенад­цать».

Обобщенный образ революции на страницах поэмы со­здается всей гаммой художественных средств, используемых автором. Внутренняя дисгармония чувствуется во всем: в ритмике, образах, самом стиле произведения, — все это под­чинено одной авторской цели — представить эпоху слома, хаоса. Не случайно А. А. Ахматова назвала А. А. Блока «тра­гическим тенором эпохи». Мотив ветра, гуляющего «на всем белом свете», становится лейтмотивным, придавая изобра­жаемому времени черты стихийного начала — это и есть са­ма революция. Она вбирает в себя и стихию мира природы, и стихию человеческих страстей (даже убийство Катьки яв­ляется стихийным поступком героя). Но вот останется эта стихия разрушительной или сможет преобразоваться в сози­дательное начало? Возможны ли гармония и достижение идеала через пролитие крови? Сам образ Христа становится символом нового времени, где отношения между людьми будут строиться на основе вечных ценностей, братской люб­ви. Появление в заключительной части поэмы образа Хрис­та с кровавым флагом предлагает несколько трактовок фина­ла: кровь — революция, трагедия, Христос — спасение, выс­шая справедливость. Сам А. А. Блок не давал однозначного решения финалу: «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Неужели Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К со­жалению, Христос», а затем — «Что Христос идет перед ни­ми — несомненно».

Особенности композиции и художественное своеобразие поэмы «Двенадцать».

Жанровое своеобразие поэмы связано с раскрытием эпи­ческого сюжета и реализацией в рамках произведения лири­ческих принципов композиционного строения «Двенадца­ти». Поэма представляет собой некий калейдоскоп лиц и со­бытий (из 12 главок), на фоне которых предстает судьба Петьки. Страдания и исторические потрясения, по замыслу автора, должны привести героя нового мира к преображе­нию.

Игра на контрасте цвета (черного — цвета не только зла, но и хаоса, и белого — цвета чистоты и созидающего начала) и ритма усиливает символическое значение образов в худо­жественной ткани поэмы, а включение разножанровых тем расширяет многоголосие хаотического мира, представлен­ного в поэме. Полифония становится ведущим приемом: в многоголосье звучат песни и частушки, марши и призывы, просторечье (етажи, толстозадая, жрали, нос повесил и др.) соседствует с высоким слогом (Революцьонный держите шаг! // Неугомонный не дремлет враг).

Поэма «Двенадцать» стала одним из знаковых произведе­ний своего времени и вызвала множество споров. Она стала первой попыткой поэтически осмыслить произошедший слом эпохи. Сам же автор отмечал, что не стоит увязывать поэму только с политикой: «… в январе 1918 г. я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией: например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира). Поэто­му те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги и друзья моей поэмы».

(341 слово) Поэма «12» описывает столкновение двух миров: старого и нового. Один разрушенный, холодный, безнадёжный, второй стремительный, агрессивный, одурманенный. Место действия – Петроград. Он больше не величественная столица, а чёрный насквозь продуваемый ветрами безжизненный город. Повсюду разруха, нищета и жестокость. Люди от безысходности своего положения перестают быть людьми, что подчёркивает автор, проводя аналогии «старуха – курица», «буржуй-пёс». Прошлое терпит безоговорочное поражение, его представители больше не борются за власть, теперь их единственная цель – выживание. Будущее беспощадно, оно готово спалить всё дотла и уничтожить любого, кто встаёт у него на пути. Новый мир безжалостен не только к врагам, но и к соратникам. Это явно видно в эпизоде убийства Кати: виновник подавлен случившимся, но его товарищи вместо поддержки высказывают неодобрение такой сентиментальности, демонстрируя ещё одну особенность революционного мышления – важен не человек, а идея.

Вся поэма пронизана контрастами. Блок всё время подчёркивает мировой раскол: в цветовой гамме доминируют чёрный и белый. Читатель видит то несчастную старушку и раздавленного переворотом писателя, то воодушевлённый переменами отряд из двенадцати. Контрастно и отношение к революции. Вначале мы видим представителей старого мира – они озлоблены, подавлены, разочарованы. Все эти люди живут с ощущением катастрофы, постоянно слышны фразы «Погибла Россия», «Нас погубят», «Уж мы плакали, плакали», «Предатели» и тд. Но мы также видим и другой взгляд – отношение представителей нового мира, которые наконец-то стали хозяевами жизни, они празднуют победу и упиваются властью. Для них революция – благо, навсегда изменившее их жизнь, только благодаря новой власти они вознеслись на самый верх социальной иерархии.

Так каково же отношение к революции в поэме? Думаю, для ответа на этот вопрос стоит внимательнее присмотреться к образу ветра. Именно с него всё начинается – «Ветер, ветер -На всем Божьем свете!». Анализ этих вступительных строк наталкивает внимательного читателя на мысль о том, что ветер – своеобразная метафора революции, символ стихийных перемен, преодолевающих любые преграды и затрагивающих всех без исключения. Понимание этого – ключ к осознанию отношения к событиям 1917 года в поэме. Как нельзя однозначно относиться к ветру и его силе, также нельзя односторонне судить о перевороте. Также как ветер, он — лишь внешний фактор, который по-разному влияет на людей. Кого-то ветер сшибает с ног, а кого-то напротив подгоняет двигаться дальше.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализом поэмы «Двенадцать» занимались очень многие авторы, пытаясь
«расшифровать» образы поэмы, но на наш взгляд, концепция А. Грачевой, изложенной
в статье «Поэма Блока "Двенадцать", наиболее удачна. По этой концепции восприятие Блоком революции дано в поэме не на оценочном уровне. «А. Блок никак не оценивал революцию.
Блок отнесся к ней с историческим фатализмом Толстого». К этой поэме стягиваются все нити его поэзии, это завершающий этап всего его творчества, после этой поэмы Блок уже не смог ничего написать, хотя, конечно, попытки были. Он обратился к прозе. Написал
«неудачное» начало повести «Исповедь язычника». В мировидении поэта большое место занимала стихия, он был человеком «стихийным, о том свидетельствует его поэзия». И в поэме
«Двенадцать» стихия прорвалась, и через «музыку» излилась в сложную
образность. Композиция поэмы. Само название многозначно, оно варьируется на разных уровнях: 12 глав, 12 красногвардейцев в патруле, 12 учеников у ИисусаХриста, 12 часов (полночь), когда появляется нечистая сила. Композиция напоминает срез дерева, полученного из полукругов,
полукруг - это одна глава, которая смыкается с другой, образуя круг. аналитическое
Главы соединяются по смысловому значению. Например, в первой главе звучит вопрос: «Что впереди?» - в последней главе дан ответ: «Иисус Христос». Во второй главе - у героев-красногвардейцев нет цели, а в одиннадцатой цель уже определена («Вот проснется лютый
враг». «Вперед, вперед, рабочий народ!») В третьей («Мировой пожар раздуем») - заявка на мировую революцию. В десятой - у каждого руки в крови («Али руки не в крови из-за Катькиной любви? - шаг держи революционный!»). В четвертой - для таких, как Катька, делалась революция, но для нее ничего не изменилось. В девятой - безначалие и безлюдие
(«И старый мир, как пес безродный, // Стоит за ним, поджавши хвост»). В пятой главе о Катьке, ее жизни проститутки, бесовские соблазны -ввосьмой «выходит плебс», те, для кого нет ничего святого. Центр композиции 6 и 7 главы - сердцевина - преодоление тоски
по Катьке. Такая композиция, сотканная из 12 глав, символизирующих соединение и личного начала, (жизни конкретного человека), и мировой истории, позволили реализовать идею революции, как идею разрушения и катастрофы. «Сегодня я – гений!» - так написал Александр Александрович Блок, поэт-символист, закончив работу над своим, пожалуй, главным произведением – поэмой «Двенадцать». Октябрьская революция 1917 года, которой посвящена поэма, стала событием, разделившим жизнь всех людей начала ХХ века на ДО и ПОСЛЕ. Те, кто не смог принять новую власть и ценности, установленные ею, эмигрировали из России навсегда. Те же, кто остался, должны были раз и навсегда определиться со своим отношением к тому, что произошло. Символист Блок услышал «музыку революции» и призвал всех современников последовать его примеру.

«Двенадцать» - эпическая поэма, отражающая картины реальности и напоминающая больше калейдоскоп. Сюжет довольно прост: двенадцать красноармейцев, военный патруль, поддерживают порядок в городе во время комендантского часа. Но на самом деле картины-главки, сменяющиеся, как в детском калейдоскопе, складываются в масштабную панораму постреволюционных дней.

Начинается поэма с символического образа ветра – некоей стихии, которая сметает все на своем пути, причем стихия эта всеобъемлющая: «Ветер на всем божьем свете» . Несложно угадать в этом очистительном вихре саму революцию, ведь именно ветер разгоняет остатки «старого мира»: «барыньку в каракуле» , «расстригу-попа» , старушку, напоминающую курицу, и квинтэссенцию всего старого мира – безродного пса, который плетется, поджав хвост.

Новый мир символизируют двенадцать красноармейцев – «апостолы новой веры», как принято их называть. Очень разношерстная компания, надо сказать. Из отдельных деталей складывается пугающий образ: «винтовок черные ремни» , «в зубах цигарка» , «примят картуз» , и как будто апофеоз всему – «на спину б надо бубновый туз» . Эта деталь говорит о многом: такой знак явственно указывал на каторжанина, а на каторгу, как известно, ссылали за тяжелые преступления – убийство, грабеж, насилие. Итак, апостолы новой веры имеют темное прошлое, но светлое будущее.

Поэма построена на контрасте : «черный вечер» и «белый снег» . Однако ветер как будто стирает границу между этими образами. При этом складывается вполне символическая картина. Именно образы старого мира связаны со светом: «Кругом огни, огни, огни…» А новый мир не только с черными ремнями винтовок, но и черной злобой, кипящей в их сердцах. Эту злобу автор называет «святой» , потому что она копилась столетиями, пока господствовало крепостное право – право одних людей измываться над другими.

И в то же время это «грустная злоба» . Такую оценку дает уже повествователь – герой-интеллигент, понимающий весь ужас положения, но не имеющий возможности что-либо изменить. Действительно, остается только грустить и скорбеть. Образ повествователя является сквозным. Это он видит ночной заснеженный город, по которому идут двенадцать человек. Это он увидел плакат об Учредительном собрании, и буржуя, и старушку-«курицу», и всех остальных героев старого мира. Это он чувствует настроение освобожденного народа, которому все теперь позволено, который «был никем» , но «станет всем» :

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!

На фоне подобного настроения вполне логичным выглядит убийство «толстоморденькой» Катьки, которая «с юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла» . Эта сцена – композиционный центр поэмы. Катька – звено, связующее старый мир и новый в лице Петьки, одного из двенадцати красноармейцев. И теперь, когда Петька из-за ревности к «буржую Ваньке» самолично убивает Катьку, у него развязаны руки для дальнейших преступлений. Ведь «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой» .

Есть ли будущее у тех, кто «вдаль идет державным шагом» ? Для кого теперь «свобода без креста» , а значит, никаких нравственных запретов больше нет? Ведь идут они «без имени святого» . Но в финале поэмы неожиданно возникает образ Иисуса Христа . До сих пор никто не может дать окончательной оценки этому образу в поэме. Ведь для верующих людей появление бога во главе убийц и уголовников выглядит святотатством. Но и расценить появление Христа как попытку освятить революцию тоже невозможно. Что же остается?

Сам Блок записал у себя в дневнике: «К сожалению, Христос». Ведь другого пока нет, а надо другого. Но пока - «в белом венчике из роз впереди Исус Христос» . Как символ веры, как мученик, принявший на себя все грехи человечества, которое никак не может добиться жизненной справедливости.

ХХ век — очень сложный период в истории России. Это время перелома, тяжелых, глобальных перемен. Революция 1917 года потрясла своим размахом, значительностью всю огромную страну. Никто не мог остаться равнодушным. Безусловно, откликнулась на все происходящее в России и интеллигенция. Так, в 1918 году А. Блок написал свою знаменитую поэму «Двенадцать». В период написания поэмы, Блок создал еще и поэму «Скифы», и статью «Интеллигенция и революция». В статье он призывал: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте Революцию». Сам поэт сначала восторженнопринял революция. Он видел в ней начало великих перемен, которые приведут страну к расцвету, к новой, на самом деле лучшей жизни. На мой взгляд, в поэме «Двенадцать» уже нет былой восторженности, былого восхваления революции. Это произведение показывает во многом объективный взгляд поэта на все происходящее. Блок воспринимает события этих лет как стихийное явление, которое, подобно ветру, метели, буре, не имеет цели и направления: Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем божьем свете! Для поэта революция — это природная воля, неизбежность. Столько лет копившееся недовольство в один момент вырвалось на свободу и начало уничтожать все на своем пути. Именно поэтому в начале поэмы ветер, метель, буря сметают ненавистные поэту плакатные фигуры «страшного мира «буржуазной пошлости». Гибнущий мир в поэме — это «барыня в каракуле», «буржуй», «товарищ поп», «вития», которым неуютно под ветром революции. Барыня поскользнулась, буржуй «в воротник упрятал нос», поп невеселый, вития пророчит гибель России. Но за этим он имеет в виду не всю огромную страну, а именно их старый уклад, прежнюю сытую и бессмысленную жизнь. Природная стихия четко окрашена в контрастные цвета: Черный вечер. Белый снег. Стихия человеческая же подобна природной, поэтому все людские эмоции окрашиваются в два контрастных цвета: «черная злоба» и «святая злоба». Для поэта очевидны трагические противоречия революции: борьба за «светлое будущее» происходит через грабежи, насилие, убийства, безнравственность. И все же Блок пытается осмыслить на протяжении всего произведения, несет ли революционная стихия только разрушение или способна еще и к созиданию. Во главе поэмы стоит образ двенадцати красногвардейцев. Это патруль, призванный навести революционный порядок. Но трагичность заключается в том, что эти люди сами неуправляемы. Они подобны буре, ветру, их чувства, эмоции, поступки непредсказуемы. Внешне эти «блюститель порядка» напоминают скорее уголовников: В зубах цигарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз… Но, с другой стороны, отношение к ним поэта весьма неоднозначно. Ведь это еще и простые русские ребята, одетые в рванье, готовые отдать жизнь за пока еще неясные им самим цели революции: Как пошли наши ребята В красной гвардии служить — В красной гвардии служить — Буйну голову сложить. Но поступки этих персонажей не вызывают у читателя особой симпатии: Эх, эх! Позабавиться не грех! Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба! Они грабят, мародерствуют, убивают не своих врагов, а невинных людей. В этом плане символична смерть Катьки, которую из Петруха убивает также стихийно, поддавшись минутной вспышке ревности. Блок подчеркивает трагичность этой смерти, так как убивают женщину — Богородицу, Незнакомку, Прекрасную Даму. Святыня и грех в поэме сливаются. На протяжении всего произведения красногвардейцы постоянно отрекаются от Христа: От чего тебя упас Золотой иконостас? Да и сам поэт три раза повторяет фразу: «Эх, эх, без креста!». Он видит, что герои идут «без имени святого», которое является символом нравственности, чистоты души русского человека. Но все-таки двенадцати красногвардейцам не удается полностью выкинуть Христа из своей жизни, он появляется в конце поэмы вместо ожидаемого врага: Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос. Важно то, что Христос идет поступью «надвьюжной», то есть, надстихийной. Как и две тысячи лет назад, он пришел для того, чтобы помочь всем заблудшим возродиться. В поэме мы видим, что для Блока не могло быть однозначной оценки революционных событий, однозначного их приятия. Поэт понимал неизбежность всего происходящего, но так и не смог принять жестоких, подчас безнравственных и бесчеловечных методов революции.

А. Блок — поэт, который теме родины «сознатель-но и бесповоротно» посвятил всю свою жизнь Это сквозная тема в его творчестве. Поэт радовался радостями своей страны, жил ее болями.

Блок приветствовал Октябрьскую революцию. Ее безоговорочное принятие он выразил в поэме «Двенадцать». Она стала новой и высшей ступенью творческого пути Александра Блока. Поэма написана всего за три дня. Она стала первым значительным поэтиче-ским откликом на свершившуюся революцию.

Действие «Двенадцати» происходит на фоне разгулявшейся природной стихии: «завивает ветер белый снежок», «свищет ветер», «порхает снег», «пылит пурга», «ветер, ветер — на всем божьем свете!», «ра-зыгралась чтой-то вьюга». Образы ветра и метели имеют в поэме символическое значение. Они знамену-ют собой историческую бурю событий.

Блок рисует конфликт между старым и новым ми-ром, их яростную, непримиримую борьбу. Их проти-востояние подчеркивается резким контрастом ис-пользованных цветов — черного и белого. Белый сим-волизирует новое, светлое, а черный — уходящее, ненужное, разрушаемое.

В первой главе вниманию читателя предстают представители старого мира: буржуй, писатель-ви-тия, товарищ поп, барыня в каракуле. Все они враж-дебно настроены к революции. Поэт изображает всех их иронически, подчеркивая историческую обречен-ность старого мира.

Неоднократно поэт сравнивает его с «псом безрод-ным», передавая свое отношение к происходящему в стране.

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный

Стоит за ним, поджавши хвост.

Со всеми представителями старого мира природная стихия обходится безжалостно: сбивает с ног, рвет одежду, толкает в сугроб, и это тоже символично.

Двенадцать красногвардейцев — представители и ярые защитники нового строя. Но Блок не идеализи-рует их. С одной стороны, они стоят на защите правого дела, с другой, почувствовав свободу, творят зло и без-законие:

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба —

Гуляет нынче голытьба!

Такая вседозволенность оборачивается убийством Катьки. Поведение красногвардейцев поэт объясняет тем, что они вышли из старого мира, воспитывались и росли в его недрах, а потому не могут сразу преодолеть накопленный за долгие годы негатив.

В заключительной главе возникает образ Иисуса Христа. Образ этот многозначный. До сих пор в кри-тике не утихают споры относительно финала поэмы. Одни полагают, что присутствие Христа — свидетель-ство того, что сам Бог не только на стороне револю-ции, но и во главе ее. Они указывали на связь назва-ния поэмы с легендой о двенадцати апостолах, учени-ках Иисуса, шедших за ним. Другие называют такие утверждения святотатством и в доказательство при-водят неоднократно употребленную в поэме фразу «Эх, эх, без креста!»

Поэма «Двенадцать» — своеобразный гимн рево-люции. Блок высоко оценивал собственное творение. Закончив его, в своем дневнике он записал: «Сегодня я— гений».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!