Как вызывать положительные чувства у других людей.

Ваша история была великолепна на уровне синопсиса, но в первом же драфте все эмоции и драматический накал словно растворились в словах? О том, как соблюсти баланс между действием и экспозицией в каждой сцене, рассказывает Дэвид Мэмет.

Чем больше я работаю над сценариями, тем очевиднее для меня становится, что многие сценаристы упускают из виду такой вопрос: «Как пробудить эмоции у зрителя?» Редакторы и продюсеры умоляют нас писать понятнее: постоянно приходится втискивать огромные объемы информации в очень короткие сцены. Нашим серьезным коллегам кажется, что нас нанимают, чтобы сообщать эту информацию аудитории. Однако обратите внимание - зрители смотрят кино не для того, чтобы что-то узнать. Эта информация не нужна ни вам, ни мне. И никому другому она тоже нужна не будет. Единственная причина, по которой люди включают телевизор или идут в кинотеатр - их желание увидеть драму, испытать эмоции.

Итак, что же вызывает эмоции у зрителя? Герой, преодолевающий препятствия на пути к конкретной, ярко выраженной цели.

Мы, сценаристы, должны задавать себе три вопроса о каждой сцене:
1) Кто и чего хочет?
2) Что случится, если он этого не получит?
3) Почему именно сейчас?

Эти вопросы - лакмусовая бумажка. С их помощью легко понять, насколько драматична та или иная сцена. Если сцена написана скучно, то актер ее вытянуть не сможет. Не существует волшебного порошка, который преобразит вашу скучную, ненужную затянутую или просто информативную сцену после того, как вы допишете текст.Ответственность за то, чтобы каждая сцена вызывала эмоции лежит на сценаристе, на вас.

Кто-то должен позаботиться о драматизме. Это не обязанность актеров. Это не задача режиссера. Это ваша работа.

К чему все эти экспозиционные сцены, в которых два персонажа говорят о ком-то еще? Вся эта болтовня (которой обычно заполнены первые драфты) полностью бесполезна.

Если сцена кажется скучной вам, то будьте уверены, актерам она покажется ничуть не веселее, и зрителя она утомит, а после этого нам всем придется искать новую работу.
Кто-то должен позаботиться о драматизме. Это не обязанность актеров (их задача - достоверно сыграть). Это не задача режиссера. Его задача - снять историю и уложиться при этом в график. Это ваша работа.

Каждая сцена должна вызывать эмоции. У героя должна быть простая и понятная цель, а сцена должна рассказывать о том, как он пытается добиться своей цели, но терпит очередное поражением, из-за которого он оказывается в следующей ситуации - в следующей сцене. Все эти попытки, взятые одна за другой, и составляют сюжет. Любая сцена, которая не двигает сюжет вперед и не вызывает эмоций сама по себе, либо лишняя, либо неправильно написана.

И многие из вас, вроде бы, уже согласились, но тут кто-то говорит: «Так нам нужно засовывать в сцены всю необходимую информацию или как?» А я отвечаю: «Разбирайтесь сами».

На любого идиота можно надеть галстук и научить его говорить: «Вот этот момент нужно получше прописать», - или: «Нужно дать больше информации об этом персонаже». Если вы будете писать так, чтобы все было понятно всем, вы вместе с идиотом в галстуке останетесь без работы.

Любая сцена, которая не двигает сюжет вперед и не вызывает эмоций сама по себе, либо лишняя, либо неправильно написана.

Работа драматурга - сделать так, чтобы зритель задавал себе вопрос: «Что же будет дальше?» А не объяснять ему, что только что произошло, или намекать на то, что случится.

Опять же, любой идиот может написать реплику: «Но, Джим, если мы не убьем премьер-министра в следующей сцене, Европу поглотит пламя!» Нам платят не за понимание того, какая информация нужна зрителю, чтобы следующая сцена казалось логичной, а за то, что мы умеем писать так, чтобы зрителю было интересно, что произойдет дальше.

И многие из вас, вроде бы, уже согласились, но тут кто-то еще что-то хочет сказать. А я отвечаю: «Разбирайтесь сами». Что рассказывать, а что - нет? Понять это - и есть основная задача драматурга. Способность находить этот баланс отличает вас от идиотов в галстуках. Разбирайтесь сами.

Каждый раз, прежде чем начать писать, повторите главное правило, которое нельзя нарушать: «Каждая сцена должна вызывать эмоции». Она должна начинаться, потому что у героя есть проблема, а в кульминации либо кто-то мешает исполнению планов героя, либо он понимает, что есть другой способ добиться своего.

Опишите каждую сцену одним предложением. Все сцены, которую вы обозначили, как «Вася и Маша обсуждают...», - не вызовут никаких эмоций.

Обратите внимание: наши аутлайны, как правило шикарны. Но пока сценарий проходит путь от аутлайна до первого драфта, эмоции куда-то испаряются.
Мыслите, как режиссер, а не как простой исполнитель, потому что, по сути, вы занимаетесь режиссурой. Снимать будут именно то, что вы напишете.

Вот плохие признаки: Если два персонажа в сцене разговаривают о третьем, это не сцена, а полная ерунда. Если реплика начинается со слов, «Как ты знаешь...», то есть, если персонаж говорит что-то известное другому персонажу, чтобы об этом узнал и зритель, это не сцена, а полная ерунда.

Если два персонажа в сцене разговаривают о третьем, это не сцена, а полная ерунда.

Не пишите полную ерунду. Напишите лучше обалденную трех-, четырех-, семиминутную сцену, которая двигает сюжет вперед и очень скоро вы сможете купить особняк с видом на океан и прислугой, которая там будет проводить больше времени, чем вы.

Помните, кино - визуальное искусство. Сценарии большинства сериалов похожи на радиопостановки. А в идеале, мы должны позволить камере объяснить, что герои делают, что у них в руках, что они читают, что они видят.

Притворитесь, что персонажи не умеют говорить, и вы пишете для немого кино. Тогда вы сможете вызвать переживания. Не пользуйтесь этими костылями: закадровым голосом, экспозицией, да и вообще речью. Тогда вы обнаружите, что занимаетесь новым искусством, где истории рассказываются с помощью образов (это искусство иногда называют «сценарным мастерством»).

Придется учиться. Люди с этим навыком не рождаются. Можно натренироваться, но самое главное - начать работать над ошибками. Еще одна мысль в завершение: перечитайте сцену и задайте себе вопрос: «Она вызывает эмоции? Она необходима? Она двигает сюжет вперед?» Ответьте правдиво. Если ответ «нет», перепишите или избавьтесь от нее.

Вы не обязаны знать все ответы, но вы, как и я, обязаны задавать себе правильные вопросы. Снова и снова. Пока это не станет привычкой. Мне кажется, что те вопросы, о которых я написал - правильные.

Тебя никогда не удивляло, почему мужчины с внешностью обезьяны или полные парни часто ходят за руку с эффектной длинноногой красоткой? Причем такие пары – далеко не редкость. Можно сколько угодно говорить о том, что в таких ситуациях все решают бабки или огромный половой орган, но на самом деле, не всегда все так просто. На своем опыте я могу с уверенностью сказать, что в девяти из десяти случаев на первом месте у любой женщины все-таки не материальные ценности, а эмоции женщины .

Могут ли большие деньги вызвать у дам положительные и сильные эмоции? Если ими правильно распорядиться, то бесспорно. Умение выгодно преподносить себя – это немного искусство, особенно в вопросе, чем можно удивить девушку без денег . Может ли вызвать сильные эмоции большой член? Бесспорно. Но этим мужские достоинства, которые девушку могут зацепить, не ограничиваются. Хотя, конечно, тебе будет проще соблазнить красотку, если ты катаешься на дорогой иномарке, и выглядишь как уверенный в себе качок.

Но не зацикливайся на этом, потому что на первом месте все же ее эмоции. И то, что она выбирается богатого и знаменитого, это не плюс тебе, а дань моде. Только так она сможет утвердиться в обществе, потому что испытает положительные эмоции, если завладеет популярным самцом.

Увы, парни, которые не популярны у девушек, не так цепляют. Это закон природы: она подыскивает себе лучшего самца для создания семьи, естественно она обращает внимание на то, какое положение он занимает в обществе. В этой статье я расскажу тебе, как вызвать эмоции у девушки, а значит, сделать первый шаг к ее соблазнению.

Эмоции девушек

Многие парни спрашивают, эмоциональная девушка – это какая? Глупый вопрос, потому что на самом деле, неэмоциональных девушек практически не существует. Не стоит путать жизнь на основе эмоций, которая и присуща всему прекрасному полу, с нервными срывами, капризами, ревностью и постоянным плохим настроением. Если у твоей девушки присутствует в поведении все мной перечисленное, то не стоит этим гордиться, говоря, что встречаешься с эмоциональной девушкой. По такой даме, скорее, психиатр плачет, потому что это признаки неуравновешенного человека и энергетического вампира.

Мы отличаемся от женщин тем, что ведем себя на основе не эмоций, а рассудка и здравого смысла. А потому ты можешь сколько угодно примерять свою мужскую логику, например, к маленькой девочке, но она все равно не поймет, что так поступать можно, а так нельзя. Твоя девушка – это та же самая маленькая девочка, просто большая, и она всегда будет поступать по-своему, основываясь на собственных эмоциях. А эмоции девушки переменчивы как погода.

Как вызвать эмоции у девушки и понравиться ей? Да, это неплохой вариант для соблазнения. Но и эмоции надо вызывать правильные и в нужный момент . Только так можно запасть к ней в душу, и заставить думать о тебе. Однако тут важно хотя бы немного знать и о женской психологии. Например, вы сходили с ней в кафе на первом свидании. Что останется в ее памяти? Сумма чека, названия блюд? Нет, положительные и сильные эмоции, если она их действительно там с тобой испытала.

Конечно, шик дорогого ресторана создает определенный эмоциональный фон. Но такие ухаживания создают у нее в голове и определенный твой образ, который тебе теперь придется только совершенствовать. Это означает, что каждое твое действие будет сопоставлять с тем образом идеального мужчины, который в ее сознании успел сформироваться. И если твое действие этому образу соответствует, то это вызывает положительную эмоцию.

Как вызвать у девушки эмоции?

Начнем с того, что многое для женщин зависит от невербальных знаков. Именно поэтому стоит обратить внимание на свой внешний вид, ведь в зависимости от него и сформируется первое впечатление о тебе. И очень важно, чтобы оно было положительным. Если невербальные сигналы твоего внешнего образа хотя бы частично совпадают с образом идеального мужчины у нее в голове, то у тебя определенно есть шансы. Например, ты следишь за своей фигурой и выглядишь спортивно. Чтобы она не говорила о спортсменах и своих вкусах, образ сильного мужчины точно входит в идеал мужчины любой женщины.

Не знаю, известно ли тебе, но девушка впервые минуты знакомства оценивает не твои внутренние качества, а твой внешний вид. По этой причине просто необходимо знать, как стильно одеваться мужчине, чтобы понравится девушке .
Но первого впечатления от твоего внешнего вида, чтобы ее завоевать, вряд ли будет достаточно. Конечно, ты ее зацепил, и она позволит тебе сделать следующий шаг – чтобы дополнить твой образ новыми штрихами. Именно поэтому она даст тебе свой номер, и ты ей позвонишь.

Почему у одних парней все потом заканчивается постелью, а у других дальше первого свидания или даже дальше первого созвона не доходит? Просто потому, что первые удачно дополнили свой образ, создали у нее нужные эмоции, запрос на которые есть в душе у каждой девушки. А другие, наоборот, своих новых подруг разочаровали.

Например, при первом знакомстве ты из кожи вон лез, чтобы ей понравиться и вызвать сильные положительные эмоции – просто для того, чтобы получить номер телефона. Само собой, что у не каждого получиться повторить этот фокус на первом свидания. Да многие парни уже и не парятся, думают, пришла, значит, зацепил. А ты разочаровал. Эмоции девушки как огонь, нужно подкармливать.

И еще раз о том, важно ли быть богатым и красивым. Многие парни задаются вопросом, можно ли и как вывести девушку на эмоции, если у тебя нет больших денег. На самом деле, это вовсе необязательно, хотя так конечно немного легче. Что нужно девушке? Любая барышня хотела бы видеть рядом собой молодого человека, который был бы востребован и у других женщин. То есть, часто именно это служит для нее признаком его привлекательности и конкурентоспособности.

Если мужчина нравиться другим дамам, значит, он достаточно хорош и для нее. Такой кавалер, в свою очередь, подчеркнет необычность девушки, ее привлекательность и избранность. Уже само то, что она вместе с ним, будет вызывать у нее сильные эмоции. Кстати, не всегда это должны быть именно положительные эмоции. Психологи вообще говорят, что хорошего слишком много быть не должно.

Заключение

Ну и в конце о том, как вести себя на первом свидании, чтобы вызвать у девушки эмоции:
  • Продемонстрировать или намекнуть на свою популярность у женского пола. Не слишком открыто, конечно, и без сексуального подтекста.
  • Говори о своих амбициях. Ведь ты должен сформировать в ее голове образ себя как перспективного, а если возможно, то успешного молодого человека, с которым каждая барышня рада встречаться. Конечно, если ты еще ездишь на учебу на трамвае, важно не перехвалить себя.

  • Расскажи о ситуациях, в которых ты проявил себя с лучшей стороны, например, показал в нужный момент лидерские качества. Необязательно придумывать небылицы и истории, в которых ты почти спас мир. Можно, например, просто вспомнить поход на шашлыки в лес, когда ты благодаря своей интуиции нашел дорогу или показал друзьям, как правильно разводить в лесу костер.
  • Покажи, что она интересна тебе не только как сексуальный объект, но и как личность , то есть интересуйся ее мнением по тому или иному поводу. Спроси о том, чем она сама в жизни интересуется и к чему стремиться.
  • Используй тактику «кнута и пряника». А заключается она в том, чтобы оценивать ее поведение и характер. Дай понять, что что-то из ее качеств тебе очень нравиться, а что-то нет. Такая откровенность покажет ей, что ты на ней не зациклился, и мир на ней не зациклился. У тебя вообще-то есть чувство собственного достоинства, и ты не обделен женским вниманием, а потому терпеть ее недостатки, например, капризы не собираешься.
Если хочешь узнать ещё больше секретов по соблазнению девушек

Уверенность

Примите позу уверенного в себе человека.

Вспомните случаи, когда вы чувствовали себя уверенно и соответственно поступали.

Поговорите с собой, говоря себе, что вы - великий человек, напоминая себе о вещах, которые в себе цените.

Представьте, как вы занимаетесь чем-то сногсшибательным: взбираетесь на гору или управляете самолетом.

Выделите в ситуации что-нибудь, в отношении чего вы испытываете уверенность.

Почувствуйте свой позвоночник и ощутите, что он превратился в стальной прут.

Определите для себя ясный исход подразумеваемой ситуации.

Вспомните любимую мелодию из тех, что наполняют вас уверенностью.

Подумайте о людях, вселяющих в вас уверенность, и представьте, что они, уменьшившись, расселись у вас на плече и говорят вам на ухо.

Какими же методами приобретения чувства уверенности располагаете вы?

Невозмутимость

Представьте себе спокойную, тихую воду.

Представьте, что вы находитесь в японском саду.

Глубоко вздохните, закройте глаза и устройтесь поудобнее.

Прислушайтесь к медленной, успокаивающей, гармоничной музыке, звучащей у вас в голове.

Сомкните кисти и подумайте о гармоничном единстве.

Медленно сосчитайте до десяти.

Любопытство

Спросите себя, на какие вопросы вам по-настоящему хочется получить ответ, - особенно на те, которые имеют отношение к происходящему вокруг вас в настоящий момент.

Задайте другим вопросы типа: «Как вы это делаете?» и «Как это работает?»

Измените положение тела так, чтобы оно больше подавалось вперед, больше настраивалось на ту или иную деятельность.

Подумайте о получении ответов на вопросы без того, чтобы задавать последние вслух.

Ищите ответы и паттерны в событиях, происходящих вокруг.

Веселье

Представьте, что вы обладаете сверхъестественными способностями, но не обращаете их на простых смертных.

Представьте, что все вокруг бегают в мешках.

Придумайте какую-нибудь возмутительную грубость, но не озвучивайте ее.

Сочините каламбуры и держите их при себе или произнесите вслух.

Ищите двусмысленности в словах окружающих.

Представьте ту же ситуацию в иных временных рамках - десятью годами раньше или десятью годами позже.

Представьте, что сделал бы в этой ситуации ваш любимый комический актер.

Формат для успешного поиска эмоций :

1. Уточните, что именно вы хотите почувствовать (информация об этом может появиться благодаря применению одного из трех отборочных форматов, представленных в предыдущей главе).

2. Задайте себе вопрос: «Что я могу сделать здесь и сейчас (или там и тогда), чтобы вызвать эту эмоцию?»

3. Обратившись к личной биографии, вспомните способы, ранее помогавшие вам или вашим знакомым вызывать выбранную вами эмоцию.

4. Выберите средства, которые видятся наиболее благоприятными.

5. Сделайте это. Если вас не удовлетворит результат, вернитесь к этапам 3 и 4 и выберите другие средства для получения доступа к эмоции.

Формат для техники самоякорения :

1. Идентифицируйте чувство, которое хотите испытать.

2. Вспомните, когда вы переживали эту эмоцию во всей полноте. Определившись с воспоминанием, сцепите кисти в непрочный замок (или воспользуйтесь любым другим осязательным сигналом: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами или дотроньтесь до носа).

3. Погрузитесь в воспоминание, видя то, что видели; слыша то, что слышали, и, самое главное, чувствуя то, что чувствовали.

4. Погрузившись в желаемую эмоцию, осторожно повысьте силу сцепления или касания, продолжая испытывать ее во всей полноте. Этим действием вы превратите сцепление рук или любой другой осязательный сигнал в якорь для чувства.

5. При той же силе нажима переориентируйтесь на сиюминутную обстановку, прихватив с собой эмоцию. Если эмоция исчезает, вернитесь к этапам 3 и 4, еще раз погрузитесь в воспоминание и повторите якорение.

6. Расцепите кисти и насладитесь своим ощущением. Если чувство расплывается, еще раз воспользуйтесь осязательным сигналом для повторного доступа к эмоции. Делайте это, пока не научитесь вызывать эмоцию при помощи якоря и сохранять ее, когда якоря не будет.

7. Позднее проверьте якорь, еще раз сцепив кисти или выполнив любое другое касательное действие, которые вы выбрали. Если якорь не позволяет вызвать желаемую эмоцию, повторите всю процедуру, как можно сильнее интенсифицируя воспоминание и добавляя другие, если это понадобится.

* Якорение - техника сочетания какого-то стимула, над которым вы обладаете контролем, с эмоциональным состоянием, к которому вам хотелось бы иметь доступ.
У всех нас уже стоит множество непреднамеренно установленных, однако несокрушимых якорей, на которые мы реагируем автоматически. Так, существует мелодия, неизменно возвращающая вас к какому-то особенному вечеру, или запах, возбуждающий в вас чувства, которые вы питали к некоему лицу, или нежные объятия, которые мгновенно вызывают чувство безопасности. Каждое из этих «событий» - музыка, запах, объятия - является якорем для воспоминаний и чувств, с которыми это событие было связано.

Эффективность работы якоря зависит, в основном, от его прочности .
При первом якорении эмоции сделайте ваше переживание, связанное с возвращением в ситуацию, где вы уже испытали эту эмоцию, как можно более живым и неотвязным. Вы можете усилить переживание, повысив интенсивность своих ощущений и красок вашей картины, увеличив ее яркость, подвижность, объемность, а также ускорив темп того, что слышите.

Вы можете также закрепить якорь путем повторного, неоднократного якорения эмоции. Достаточная интенсификация эмоции иногда требует поиска особенно запомнившегося эпизода из своего прошлого, который, будучи вспомнен, все еще продолжает оказывать глубокое влияние.

Если, например, вы хотите заякорить любовь к супруге (или супругу), то вам вместо того, чтобы интенсифицировать чувство любви, испытываемое в настоящее время, можно вернуться к тем незабываемым дням, когда вы впервые почувствовали влечение к этому человеку...)

Вам понадобится

  • - тесты на определение уровня развития эмоциональных реакций;
  • - иллюстрации с изображением эмоциональных состояний людей;
  • - краски и листы бумаги для рисования.

Инструкция

Научите человека узнавать эмоции. Для этого покажите несколько иллюстраций с изображением людей, испытывающих различные эмоциональные состояния. Назовите их. Часто человек не только сам не проявляет эмоции, но и не знает, как они проявляются у других людей, как называются.

Попросите сдержанного человека на основе полученного знания назвать те эмоции, которые он сам часто испытывает, даже если не проявляет их среди других людей. Если эти эмоции неприятны ему, их все равно нужно назвать. Т.о. формируется целостное представление об эмоциональном мире человека .

Предложите выразить свое эмоциональное состояние с помощью красок или музыки, стихов или мимики. Узнайте, при помощи каких средств, он выражает свои эмоции дома.

Поясните, что удерживание эмоций в себе, особенно отрицательных, – путь к заболеваниям тела, т.к. любое раздражение начинает разрушать человека изнутри. Иногда полезно бывает «выплеснуть» эмоцию, разбить старую тарелку, хлопнуть дверью или позволить себе громко закричать.

Понаблюдайте за сдержанным человеком, отметьте в его речи оговорки, которые могут отражать его истинные желания. Чаще всего, при указании людям на их оговорку, можно увидеть неконтролируемый выплеск эмоции. Но он укажет только на то, что человек сердится на себя, т.к. не удалось спрятать свое личное отношение к кому-то и оно нечаянно прорвалось наружу.

Узнайте, как в семье родители и другие родственники относятся к открытому выражению эмоциональных состояний. Если близкие люди не позволяют ему проявлять эмоции, ограничивают или даже наказывают за громкий смех или слезы, поищите вместе другие способы самовыражения. Можно предложить найти другие места, где этот человек будет принят любым.

Эмоции - это проявления чувств. Каждый человек наделен способностью ощущать то или иное чувство. Одни не скрывают своих бурных эмоций, другие стараются держать их при себе, но есть и те, кто боятся или не считают нужным открыто показывать свои чувства.

В семейных отношениях настолько все индивидуально, что каждый конкретный случай нуждается в подробном рассмотрении. Общие негласные законы счастливого брака призывают ценить друг друга, уважать личное пространство, слушать партнера и говорить с ним о насущных проблемах. Долой эгоцентризм, ревность, недоверие. Все это отлично работает, если оба партнера придерживаются таких канонов и умеют обрести взаимопонимание. Если же только один способен анализировать ситуацию и не давать первичного выхода эмоциям, то рано или поздно сосуд переполнится.

Зачастую внешнее сдерживание таких чувств, как обида, раздражение, недовольство перетекает в большой внутренний конфликт. Женщина или мужчина, могут подавлять, скрывать свои настоящие эмоции по нескольким причинам. И не всегда эта причина - мудрость. Элементарный страх перед партнером, причем разной природы. Например, боязнь показаться не в лучшем свете. К ним также можно отнести и опасение последствий (сорвется поездка, задуманная покупка, романтический вечер). И что самое печальное, настоящий страх наказания за свои проявленные и высказанные эмоции.

Нежелание ранить, испортить атмосферу в семье тоже может привести к проглатыванию обид и отдалению друг от друга. Лучше всего, когда партнеры умеют как выплескивать свои чувства, так и принять их от другого человека, подвести общий итог, сделать полезные выводы. Иногда, в семейных отношениях наоборот не хватает проявления каких-либо эмоций. Муж или жена желают чувствовать или видеть, как их половинка умеет бурно радоваться, искренне огорчаться, пусть даже сердиться и злиться. Ведь человек, чрезмерно контролирующий свои эмоции, рискует показаться черствым и равнодушным. Идеальная семейная пара, чье спокойное, тактичное и внимательное отношение друг к другу ставится в пример, на самом деле может оказаться семьей, где каждый живет сам по себе, давно не проявляя чувств к партнеру. А супружеская чета, где шумное выяснение отношений граничит с экстравагантными выходками, на поверку оказывается крепким союзом, где первый является дополнением второго.

Советы и тренинги психологов по контролю над своими эмоциями, безусловно важны. К сожалению, иногда не получается переключиться на нужную «частоту». Да и уровень восприятия той или иной ситуации у каждого свой. Так же, как и социальные факторы человека - воспитание, образованность, чувство меры, деликатность, вежливость.

Верно одно, чувства и эмоции обязательные спутники каждого человека. Негативные и положительные, они просто необходимы в жизни разумного человека. В семейных отношениях главное, чтобы чувства были искренними.

Девушка тяжело переживает расставание со своим возлюбленным. Ее обуревают эмоции, она не знает, как ей лучше поступить: то ли постараться выкинуть этого человека из памяти, то ли пересилить гордость и попробовать примириться с ним. Довольно часто уязвленная девушка хочет пробудить ревность в своем бывшем партнере. Это бывает по разным причинам: если она надеется возобновить отношения с парнем или хочет наказать человека, не оценившего ее по достоинству, заставить его горько пожалеть о расставании с ней.

Инструкция

«А нам все равно!» - помните эту песенку из старого хорошего фильма? Ваш бывший возлюбленный наверняка уверен, что вам без него плохо, что вы по ночам плачете в подушку. Постарайтесь как бы невзначай довести до его сведения, что все как раз наоборот: вы прекрасно чувствуете себя, довольны жизнью и вообще, как хорошо, что у вас теперь появилось свободное время! Можно вволю пообщаться с подругами, походить по магазинам, посетить театральную премьеру. Более того, постарайтесь несколько раз попасться ему на глаза, буквально излучая всем своим видом покой и безмятежность. Поверьте - подействует. Ваш бывший парень всерьез задумается, не свалял ли он дурака.

«На тебе свет клином не сошелся». Нет лучшего способа вызвать ревность у бывшего ухажера, чем пофлиртовать с другим . И ведь действительно - вокруг много других молодых людей, кому-то из них вы наверняка понравитесь. А вы теперь свободны и имеете на это полное право. Кто знает, может быть, этот флирт перерастет в роман или дело дойдет даже до свадьбы. В одном можете быть абсолютно уверены: ваш бывший будет чувствовать себя очень неуютно.

«Да, я могу сделать это». До сих пор, несмотря на равноправие полов, многие мужчины очень ревниво, болезненно относятся к попыткам женщин конкурировать с ними. Особенно в тех сферах, которые испокон веку считались сугубо мужской прерогативой. Если вы добьетесь успеха в какой-либо области, считайте, что весомый повод для ревности у вашего уже есть.

Существует еще целый ряд способов вызвать ревность у человека, который был вам дорог. В том числе и откровенно вызывающих, экстравагантных, граничащих с эпатажем. Но перед тем как попытаться пробудить ревность в своем бывшем возлюбленном, все-таки постарайтесь откровенно ответить себе на вопрос: «А зачем мне это надо и надо ли вообще?» Может гораздо разумнее будет просто встретиться с ним и спокойно, откровенно объясниться?

Видео по теме

Источники:

  • как заставить ревновать бывшего в 2019

Мы спрашиваем, как писать эмоционально, но, если разобраться в значении этого слова, становится сразу понятным как это «писать эмоциональные тексты». Эмоции - это состояние человека, которое проявляется в переживании важных для него ситуаций или событий. Ключевое здесь «в переживании». Могу сказать по собственному опыту, чтобы писать эмоционально, нужно именно пережить, хотя бы в голове, событие о котором пишешь.

Для того чтобы писать, а тем более писать с чувством, необходимы впечатления. Уже на их основе появляются эмоции, которые можно описывать. Из этого не следует, что писать хорошо можно только о событиях, которые происходили в собственной жизни. Но это проще. Поэтому писатели часто начинают свою деятельность именно с описания событий своей жизни.

Для того нам и дана фантазия, чтобы представить чьи-то переживания. Говоря простыми слова, только «зацепившая» нас тема даст пищу для эмоционального рассказа.

Второй важный момент в вопросе эмоциональных текстов. Необходимо различать, мы хотим передать свои собственные эмоции? Или вызвать нужные нам эмоции у читателя? Скорее второе. Потому что мы говорим не о публикации своих дневниковых записей, а о вполне конкретных текстах, конечная цель написания которых, продажа наших услуг или товаров.

А есть ли какие-то приёмы, которые позволят нам наверняка передать эмоции в тексте? Да, конечно есть.

Эмоции - это скорость. Глаголы или прилагательные

Скорость, с которой мы говорим, тоже передаёт эмоции. Мы можем говорить взволновано, с чувством, беспокойно, громко. А можем - медленно, смущённо, вяло, затыкаясь на каждом слове. Как же передать это в тексте?

Прилагательные тормозят текст, поэтому передавая эмоции с помощью этих частей речи, главное не затормозить повествование.

Конечно, всё это не означает, что писать нужно только глаголами, а о прилагательных забыть. Всё хорошо в меру и, главное, понимать, где поправить, когда вы чувствуете, что в текст топчется на месте.

Как передавать эмоции определёнными словами

1.Если всё-таки используете прилагательные , не пишите их со словом «очень», например, «очень красивый». Используйте сразу более сильное слово, в данном случае, «великолепный». Однако следите, чтобы слово это несло нужный смысл, рисовало картинку.

Очень красивый - великолепный

Очень страшный - ужасный

2.Пользуйтесь синонимами. Слов гораздо больше, чем те, которые приходят нам в голову в первый момент. В Интернете можно найти целые словари. Вот один из них, которым пользуюсь я сама: http://synonymonline.ru.

Красивый - нарядный, изящный, прелестный, обворожительный, эффектный, яркий, хороший, живописный, блестящий, видный, художественный и.т.д.

Страшный - грозный, коварный, дьявольский, уродливый пугающий, трагический, убийственный, катастрофический, бедственный, лихой, непривлекательный и т.д.

Кстати, вы заметили, что, просто читая эти слова, у вас уже появляются определённые чувства?

Ну вот, для восстановления баланса прочтите ещё и эти строки:

Надежда - перспектива, ожидание, вера, шанс, упование чаяние, предчувствие, мечта, перспектива, иллюзия, предвкушение, предчувствие.

3.Есть волшебные обороты , с помощью которых можно достучаться до сердца читателя. Об этом образно пишет Саша Карепина в своей книге «Пишем убедительно». Я приведу несколько примеров.

Добавят эмоций

Испортят ваш текст

Личные местоимения

Я прошу вас вносить оплату в срок.

Мы просим вас простить нас. Мы вели себя недостойно.

Обезличенные существительные

Администрация не несёт ответственности за оставленные вещи.

Компания приносит вам свои искренние извинения.

Просьба, прямое обращение

Пожалуйста, указывайте точный адрес, куда отправлять посылку.

Констатация фактов

Почтовый адрес необходимо указывать полностью и без ошибок.

Оценочные выражения

Я провалила работу

Мы выиграли этот конкурс

Объективный анализ фактов

Результат, к которому я стремилась, не был достигнут.

Был получен положительный результат

Активные обороты

Выполняем…

Предлагаю…

Пассивные обороты

Выполняется…

Хотелось бы предложить…

Простые слова

Объяснение

Использовать

Пользоваться

Книжные конструкции

Интерпретация

В настоящее время

Применять

Эксплуатировать

Действительный залог

Наша мастерская предлагает художественные товары.

Страдательный залог

Художественные товары предлагаются нашей мастерской.

Упоминание чувств

Я с огорчением узнала, что…

Мы обрадовались, когда услышали…

Канцелярские клише

Вследствие проведённой работы…

Выставка имеет своей целью…

Как передавать эмоции, рисуя картинку

Да, эмоции - мы можем передавать с помощью различных прилагательных, но, если их не наполнить смыслом, который понятен для читателя, они будут пусты. Например,

Каждого гостя ждёт изысканный завтрак. Мы предлагаем качественные блюда европейской кухни с тонким вкусом и неповторимым ароматом.

А если так?

Когда вы проснётесь, можете спуститься к нам в ресторан. Мы приготовим для вас чашечку кофе, свежеиспечённый багет и мягкое сливочное масло. При желании, вместо масла вы можете заказать джем или шоколадную пасту. За дополнительную плату мы приготовим для вас яичницу с беконом или овсяную кашу на молоке. Масло, яйца и молоко поставляются на нашу кухню каждое утро из собственного подсобного хозяйства.

Картинка наполняется чувствами, читая, мы представляем запах кофе и жареного бекона, а во рту уже тает хрустящий хлеб со сливочным маслом.


Разговорный стиль придаёт эмоциональную окраску тексту

Пишите живым языком. Так, как будто вы рассказываете что-то своей любимой подружке. Если не хотите вмешивать в это подруг, придумайте себе виртуального собеседника. Дайте ему имя, найдите фотографию и рассказывайте ему свои истории. Для предания тексту лёгкости используйте:

  • короткие предложения
  • обращения к читателю
  • вопросительные предложения
  • те слова, которые приняты среди тех, для кого вы пишите

Где можно использовать эмоциональные описания?

Поверьте – везде. Ведь мы уже поняли, что речь идёт не о кричащих тремя восклицательными знаками и БОЛЬШИМИ буквами предложениях:

Получите НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ результат и НЕПОВТОРИМУЮ АТМОСФЕРУ В ДОМЕ!!!

Эмоциональные, а значит человеческие описания, можно использовать даже рассказывая об условиях оплаты и доставки или о правилах группы. Ведь вам важно, что чувствует человек, читающий ваши строки? Что общаться с вами просто и приятно, либо сложно и муторно.

Сравните два варианта. Вам какой больше нравится?

«Оплата товара может осуществляться с использованием платёжных терминалов, электронных платёжных систем или с помощью банковского перевода.»

«Вы можете оплатить товар электронными деньгами, воспользоваться карточкой вашего банка и сделать онлайн-платёж, либо перевести деньги в ближайшим платёжном терминале.»

Заключение

  1. Писать эмоционально – это не значит кричать, а значит вызывать нужные чувства у читателя.
  2. Чтобы писать эмоционально нужно самому получить впечатления.
  3. Эмоции передаются не только через прилагательные, но и глаголы.
  4. Определённые слова передают определённые эмоции.
  5. Есть «волшебные» обороты, которые помогают лучше передать свои чувства.
  6. Чтобы вызвать определённые эмоции хорошо бы «нарисовать» картинку.
  7. Разговорный стиль придаёт тексты нужную эмоциональность.
  8. Эмоции, как пряные травы, их можно добавлять везде, главное не переборщить! 😉

© Анна Карелина



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!