Какая дорога самая древняя на руси. Дорожный быт пушкинской поры

ВЫПОЛНИЛ: ученик 10 класса

МОУ СОШ с. 1-Берёзовка

Марьин Иван

РУКОВОДИТЕЛЬ:

Кочеткова Наталия Николаевна,

Учитель русского языка и литературы

ПЕТРОВСК 2007

На Руси вдоль дорог во все концы

В пошлом веке звучали бубенцы.

В дождь и метель тройки неслись,

Тройки людей везли…

Из народной песни

В деревне Выра Гатчинского район Ленинградской области находится «Домик станционного смотрителя» - первый в стране музей литературных героев, созданный по повести А. С.Пушкина «Станционный смотритель», архивным документам и материалам Центрального музея связи. Это памятник ушедшего в прошлое дорожного быта России.

Музей открылся в октябре 1972 года в сохранившемся здании Вырской почтой станции. История станции началась в 1800 году, когда ее для удобства перевели из соседнего села Рождествена. В пушкинское время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей станицей от Петербурга. Она обслуживала прогон в 25 верст Гатчина – Выра. Здесь путешествующие меняли лошадей. Все почтовые станции делились тогда на четыре разряда. Выра была станицей третьего разряда (55 лошадей, без гостиницы, трактира, все постройки деревянные). Соседняя станция в Ящере, второго разряда, имела 60 лошадей, гостиницу, каменные постройки. Станций первого разряда на тракте не было.

Постепенно почтовые станции обстраивались, обрастали подсобными службами. К сороковым годам прошлого века Вырская станция представляла собой уже целый комплекс построек: два каменных корпуса, соединенных по фасаду стеной с воротами и калиткой, две деревянные конюшни, кузница, амбар, колодец окаймляли мощеный двор, образуя замкнутое каре, которое соединялось с трактом подъездной дорогой.

Здесь кипела жизнь: въезжали и выезжали тройки, суетились ямщики, ко-нюхи уводили взмыленных лошадей и выводили свежих. Смотритель в формен-ном сюртуке покрикивал на нерасторопных, проезжающие отряхивали шубы, торопясь в тепло. Звон бубенцов, храп лошадей, скрип полозьев… Как знакома была эта картина русскому человеку XIX столетия! Путешествия по почтовым трактирам, медлительные, с долгим ожиданием на станциях, превращались для современников Пушкина в событие и, конечно, отражались в литературе. Тему дороги можно встретить в произведениях А. Н.Радищева и Н. М.Карамзина, П. А.Вяземского и Ф. И.Глинки, А. С.Пушкина и М. Ю.Лермонтова:

Вот мчится тройка удалая

В Казань дорогой столбовой,

И колокольчик, дар Валдая,

Гудёт уныло под дугой.

Ф. И.Глинка

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьется пыль из-под копыт;

Колокольчик звонко плачет,

И хохочет, и визжит.

П. А.Вяземский

Гремит звонок, и тройка мчится,

За нею пыль, виясь столбом;

Вечерний звон помалу длится,

Безмолвье мертвое кругом!

Н. Анордист

Вот мчится тройка почтовая

По Волге-матушке зимой,

Ямщик, уныло напевая, качает буйной головой.

Пыль столбом крутится, вьется

По дороге меж полей,

Вихрем мчится и несется

Тройка борзая коней.

В. П.Чуевский

Пушкин много путешествовал. Около 34 тысяч верст проехал он по дорогам России. Поэт любил ездить, и если жаловался в стихах на скуку и удручающее однообразное однообразие дорожных видов («Глушь и снег… Навстречу мне/ Только версты полосаты/ Попадаются одне…»), то это была только поэтическая жалоба, литературная скорбь, не имеющая отношения к тому живому удовольствию, с каким он пускался в путь. Пушкин был на редкость легок на подъ-ем, причем любил ездить один – ямщик не в счет. Легкий, общительный, он радостно вверял себя долгому дорожному одиночеству. Ему не приедался даже известный каждым поворотом, каждым ухабом, каждой будкой, шлагбаумом, верстовым столбом Московский тракт. Теснятся мысли, образы, неиссякающая внутренняя наполненность преображает окружающее, делает его участником напряженной душевной работы. Он любил дорогу – хорошо думалось в карете, но и ему бывало скучно, томительно, отчаянно…

Об этом не только в «Зимней дороге», но и в «Дорожных жалобах», и в стихотворении:

В поле чистом серебрится

Снег волнистый и рябой,

Светит месяц, тройка мчится

По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки,

На дороге, в тьме ночной

Сладки мне родные звуки

Звонкой песни удалой…

Сотни почтовых станций довелось ему посетить, со многими смотрителями встречаться. Не менее 13 раз бывал он на Вырской станции, которую народное придание связало с повестью «Станционный смотритель».

Легенду о том, что именно здесь разыгрались события, описанные в пушкинской повести, отчасти вызвал сам поэт. Гусар Минский едет из Смоленска в Петербург Белорусским трактом, через Выру. Станция расположена близ Петер-бурга – смотритель идет искать дочь пешком. Имя станционного смотрителя – Самсон Вырин – образованно от названия деревни и почтовой станции. Из ар-хивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. Был ли прототипом пушкинского Самсона Вырина конкретный вырский смотритель, или поэт создал обобщенный образ 1649 «сущих мучеников» четырнадцатого класса, обслуживающих тогда почтовые тракты необъятной России?..

Повесть написана в 1830 году в Болдино. В ней нет названия станции, не названо и село. Но, может быть, поэт вспомнил в болдинской тиши маленькую деревню Выра, уютный домик почтовой станции, малых сердцу его обитателей, с которыми не раз доводилось встречаться по пути в Михайловское, Псков, Кишинев…

В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени. Из небольших сеней, освещенных фонарем со свечкой, - вход на «чистую половину» для проезжающих, интерьер которой воспроизводит «смиренную, но опрятную обитель» станционного смотрителя и его дочери.

Иллюстрацией к повести Пушкина является постановления «Для проезжающих на почтах», гласящие: «Станционные смотрители, которые не имеют классных чинов, в ограждение обит, пользуется по высочайшей воле 14 классом». Согласно правилам, путешествующие должны были предъявить смотрите-лю дорожную, по которой выдавали лошадей, соблюдая «Табель о рангах».

Пушкин в 1820 году имел чин 10-го класса – коллежский секретарь – и мог получить только двух лошадей.

В красном углу домика-музея – стол смотрителя. На нем бронзовый подсвечник, чернильница с гусиным пером, книга для записи подорожных. Рядом – книга подорожной А. С.Пушкина от 5 мая 1820 года, в которой говорится: «…коллежский секретарь А. Пушкин отправлен по надобностям службы к главному попечителю южного края России генерал-лейтенанту Инзову…»

Обстановка «чистой половины» воскрешает в памяти пушкинской строки. Кажется, сейчас войдет с улицы хозяин пятидесяти, свежий и бодрый, в длинном зеленном сюртуке, с тремя медалями на полинялых лентах и произнесет знако-мое: «Эй, ! Поставь самовар да сходи за сливками» - и из-за перегородки выйдет голубоглазая красавица…

А вот и та комната «за перегородкой»… Это светелка девушки из мещанского сословия. Диван, сундук для приданного, столик для рукоделия с пальцами, комод. Здесь же платье, которое шила Дуня, когда приехал ротмистр Минский, туалетик, шкатулка с вязаньем. На комоде портрет Самсона Вырина и Минского, рядом, на стене – Дуни. «Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Ею держался: что приготовить, за всем успевала».

Литература

Домик станционного смотрителя. – Л., 1985.

Русские песни и романсы. – М., 1989.

‹ А. С. Пушкин. Детство Вверх Лирика Пушкина как отражение многогранности личности поэта ›

А. С. Пушкин Рефераты и

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Дорожный быт пушкинской поры. Реферат. Краткое изложение текста уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    ВЫПОЛНИЛ: ученик 10 класса МОУ СОШ с. 1-Берёзовка Марьин Иван РУКОВОДИТЕЛЬ: Кочеткова Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы ПЕТРОВСК 2007 На Руси вдоль дорог во все концы В пошлом веке звучали бубенцы. В дождь и метель тройки неслись, Тройки людей везли… Из народной песни В деревне Выра Гатчинского район Ленинградской области находится «Домик станционного смотрителя» - первый в стране музей литературных героев, созданный по повести А. С.Пушкина «Станционный смотритель», архивным документам и материалам Центрального музея связи. Это памятник ушедшего в прошлое
    Сергей АзимовВ жизни есть огромное количество ситуаций, вещей или людей, которые нас не устраивают и уже давно. Например: - Отношения, которые давно в тягость. - Работа, которая давно надоела. - Бизнес, который приносит одни убытки. Но по неизвестным причинам мы цепляемся за борт тонущего корабля в надежде, что он, может быть, поплывет когда-нибудь, тратя на это оставшиеся нервы, время, деньги. Разумеется, если принимать во внимание установки - "терпенье и
    Как я заблудился в лесу (сочинение-рассказ) Рано утром в воскресенье мы с Романом решили пойти в лес прогуляться, а заодно и насобирать грибов. Доехали на электричке до Левковки, прошли через вспаханное поле и оказались в сосновом бору. Хотя полностью сосновым бором назвать его трудно, скорее, это смешанный лес, так как встречаются среди сосен и березы, и дубы, и рябина. Пройдя немного, увидели на поляне группку мухоморов. Крупный гриб с ярко-оранжевой шляпкой
    "...Плыл по океану рыжий остров. В море синем остров плыл гнедой..." Только в страшном сне можно представить эту картину: безбрежная гладь воды и на ней - "тыща лошадей!" Их перевозили в трюме корабля с гордым названием "Глория", что по-русски значит "слава". Но произошла трагедия: мина пробила днище корабля, и случилось это "далеко-далеко от земли". Что сделали люди? "Сели в лодки, в шлюпки влезли, лошади поплыли просто так". В начале стихотворения
    Сказочные герои в этом стихотворении взяты из "бабушкиных сказок". Какие это герои? Докажите, что поэт доброжелательно подсмеивается над детскими страхами. Ведьма, леший, змей - герои сказок, которых вспоминают детишки в ночном. Темнота пугает, и ребята быстро и умело разводят костер ("огонек"), свет от которого помогает им справиться со своими страхами. Мы чувствуем, как доброжелательно подсмеивается автор над героями стихотворения. В каких сказках встречались вы с героями стихотворения? Леший, змей и ведьма -
    Предварительные вопросы: Что общего в изображении Петербурга А. С. Пушкиным и Ф. М. Достоевским? В чём различие? В чём своеобразие конфликта “личность–государство” в “Медном Всаднике” А. С. Пушкина и в “Преступлении и наказании” Ф. М. Достоевского? В каких произведениях А. С. Пушкина тема совести стала важнейшей? Как решается проблема совести в романе “Преступление и наказание”? Сопоставьте развитие темы любви от творчества А. С. Пушкина к роману “Преступление и наказание” Ф.
    Сегодня для того, чтобы выйти в космическое пространство, необходимо проделать опасное путешествие на ракете. Чтобы вас взяли в космос, нужно хорошее здоровье, крепкие нервы и много денег. Исследователи из NASA и компания LiftPort Inc. предлагают упростить вывод крупных объектов на орбиту, используя систему, названную ими "Космическим лифтом". Вот как объясняет концепцию космического лифта доктор Брэдли Эдвардс в отчете NIAC: "Космический лифт - это лента, один конец которой присоединен к поверхности Земли, а другой

Тем из нас, кому доводилось заниматься поиском с металлодетектором в местах, где когда то были проложены дороги, хорошо известно, дело это не простое, отнимающее много сил и времени. Мне самому пришлось отмотать не один десяток километров, не смотря на наличие старых карт и современных средств навигации, в надежде как то научиться определять, где находится концентрация находок, не истаптывая эти самые десятки километров. Я не о постоялых дворах, поклонных крестах, переправах, речь о менее явных признаках. Лично для меня вывод получился однозначный – только ножками! И если значительные, крупные дороги, скажем века 19-го, ещё можно вычислить с необходимой точностью, то с более старыми дело куда сложнее.

Хорошо когда получается найти перекрёсток или возможные водопои, в ином случае остаётся включать собственную фантазию, осматривая места предположительно удобные для привалов и т.п. Так же, если удаётся определить, где точно проходила дорога, считаю необходимым поискать на расстоянии, хотя бы в несколько метров от самой дороги, причём вдоль обеих её сторон. Понимаю, сколько времени и сил это отнимет, но результат даёт.

Но моя статья собственно не о способах поиска вдоль старых дорог. Дело в том, что занимаясь своими исследованиями, я заинтересовался самой историей Русской дороги.

Надеюсь, некоторая собранная информация будет интересна и читателям нашего сайта.

Издревле, на Руси, для передвижения использовались реки. Особенно зимой такая дорога была удобна и безопасна. Весной и осенью передвижения были мало где возможны, да и летом далеко не везде разбегаешься, через топи да чащобы.

Например, когда в 1014 году князь Владимир Святославович готовился к походу на Новгород, то приказал «теребить путь и мостить мосты». Мосты в то время, это и были гати на болотах и т.п. По непроходимой грязи стелили ветки, клали брёвна. Даже в Русской правде указывалась такая мостовая пошлина. Вот откуда русское слово «мостовая».

Северную же Русь, сторону Московскую, например, называли Глухим Лесом, где путь и вовсе не найдёшь. В истории хорошо известен курьёзный случай, когда две рати, Московская и Владимирская идя на бой, друг с другом, попросту разминулись и потерялись. В итоге сечи не произошло.

Однако ближе к окончанию татаро-монгольского ига дело заметно продвинулось. Крупные центры Руси были связаны дорогами, находящимися под княжеским надзором. Хотя нельзя не признать, в общем, дорожное дело обстояло не лучшим образом. А уже великий князь Московский Иван 3 создал Ямской приказ, это было почтовое сообщение, организованное на серьёзном, государственном уровне. В правление Ивана 3 даже иностранные дипломаты отмечали высокую организацию гоньбы. А уж мы все знаем, как «любили» западные дипломаты хвалить Русь и признавать за нашими предками умение делать, что-либо не хуже, а то и значительно лучше, чем на западе.

Нам конечно особенно интересны ямы – почтовые станции и посёлки ямщиков того времени. Вычислить такое место, огромная удача для любого поисковика.

Царь Иван Грозный, значительно увеличив территорию страны, ещё сильнее развил систему почтовой гоньбы и дорог соответственно.

После Смуты, к сожалению, с дорогами стало значительно хуже.

Пришло время Петра 1. Трудно перечислить все новшества привнесённые императором. Вот лишь некоторые. Вводится должность земских комиссаров, отвечавших за состояние дорог, обязательное обременение крестьян участвовать в весенней и осенней починке дорог, появление первых верстовых столбов. Что интересно, при установке столбов, между соседними сажались молодые деревья.

При Александре1 дороги были разделены на разряды: главных сообщений (государственные); больших сообщений; губернские обыкновенных почтовых сообщений; уездных почтовых и торговых сообщений; сельские и полевые. Для покрытия затрат на их постройку ввели дорожный сбор с каждой ревизской души плюс налог с купцов.

В 1847 году был даже утверждён поперечный профиль для государственных шоссе, предусматривавший на глинистых грунтах песчаный слой толщиной в 10 дюймов; в этом дорожном нововведении Россия была первой в мире.

С 1840 по 1860 года было построено множество дорог, потом строительство заметно пошло на убыль, а с 1867 года почти совсем прекратилось.

Историей дорожного дела в советский период, разумеется, даже не интересовался. Тема уж очень объёмна. Таким образом, я в очень сжатой и общей форме изложил историю строительства дорог в России.

На самом деле, по этому вопросу существует огромное количество вполне доступных материалов. Тема будет чрезвычайно полезна и увлекательна людям не равнодушным к своей истории.

Изучая историю дорог на Руси, мне повезло познакомиться с интереснейшим человеком, который не один десяток лет увлекается путешествиями. Но не совсем обычными путешествиями. Он находит старинные дороги и проходит по ним, не зависимо от того леса там сейчас дремучие или болота. Так же разыскивает давно не существующие деревни и прочие населённые, когда то пункты, так же и храмы. Но, не копает, только фотографирует. Надеюсь, этот увлечённый и знающий человек не откажется дать интервью для посетителей нашего сайта.


08.05.2015

Хороши ли в России пути? Очень. Только по ним надо уметь передвигаться. По преданиям, Рус - Бог речных порогов (до 1998 года). После, в том же словаре «Живого великорусского языка» Даля, его стали называть чудовищем Днепровских порогов. Почему Днепровских? Мало ли на Руси порожистых рек?

А потом, есть реки очень тихие, по которым идти - удовольствие. Не такое, конечно, как по рекам порожистым на плотах. Попробуйте передвигаться в тайге, болотистой и озёрной, не по рекам. Сразу поймёте, что автомобили здесь - лишняя обуза, а лодки - самая необходимая вещь. Поддержание этих дорог в порядке очень дёшево и выгодно. Главное, ничего не делать и беречь лес, особенно вдоль берегов.

А вот что, действительно, дорого всегда было на Руси, так это дороги. Потому и назвали так: дорога - то, что дорого стоит. Да и для чего их строить, чтобы гостям из-за кордона приятнее было? Но ведь натура у них такая, попав в тайгу, начнут требовать, крекеры, чипсы, тосты, кофемашину и биде, на удивление белкам. А на русских смотрят, как на чудовищ. Мы, впрочем, не возражаем никогда. Не принято это у нас.

Только вот дороги строить, чтобы иностранцам легче было Русь завоёвывать - уж, извините. Русские так строили свои корабли, что ходить они могли и по морям, и по рекам. Нас вода ведёт. Поэтому и в древности седой, и сейчас пути наши те же. Но историки и политики испытывают пристальный интерес лишь к одному из них. В средневековье он был известен как путь «из варяг в греки».

К пути «из варяг в арабы» того же времени гуманитарии равнодушны, не то, что «из варяг в греки». Знаменательный путь. Интересно, что, кто такие греки - в мире помнят, а кто такие варяги - решительно, забыли. Вообще, у нас так варежки на Севере называют. В них теплее, чем в перчатках. Ни арабы, ни греки, понятно, варяг не носят. Но русы их могут снимать, одевать и делать. Начинался путь «из варяг в греки» в северной крепости русов.

На Севере у нас много крепостей, современных и древних. Например, Старая Ладога, на Волхове, рядом с Ладожским озером. Не одну осаду шведских и союзнических войск западных доброжелателей выдержала крепость (первая была в 1164 году), но так и осталась непобеждённой. Манипулировали ей лишь путём договоров, по смутным политическим причинам. Время это в истории России так и называют - смутным.

Крепость воинской славы русских - Орешек, в истоке Невы. Внук Александра Невского, князь Юрий Данилович основал её в 1323 году. В Великую Отечественную войну 350 бойцов из гарнизона крепости 500 дней сдерживали фашистов, оберегая Дорогу Жизни, до самого снятия блокады Ленинграда. Перейти Неву враг так и не смог. В 1702 году Пётр Великий переименовал Орешек в Шлиссельбург или Шлюсенбург, народ откорректировал - Шлюшин.

Сердоболь на Севере Ладожского озера - теперь Сортавала, из уважения к финнам. Крепость на Соловках - только предательство открыло туда путь нежеланным гостям. Выборг, построенный Гостомыслом, новгородским князем дорюриковых времён. Усть-Нарову в устье своенравной реки Норовы вспоминать не будем. Нарва теперь заграница. Зачем русским города? Такое впечатление, что им достаточно двух: город и Новгород.

У нас «Новгородов» сейчас три штуки: Великий, Нижний и Неаполь Скифский - Симферополь современный, из уважения к грекам. А, Старый город, знаете где? Не догадаетесь, в Ольденбурге, в Нижней Саксонии, из уважения к немцам. В сохранившихся средневековых текстах, византийский император, Константин Багрянородный настаивает, однако, что крепость, с которой начинался путь русских к ним в Константинополь, называлась Невоград.

Есть у нас один красивый город на севере, который потомки между Петром и Лениным поделить не могут. Нева бы всех, может, примирила? Самое трудное на этом пути было пройти пороги. И кто поджидал там русских? Невероятно, их предок, Рус - Бог речных порогов, или чудовище днепровских порогов, если кому-то так любо. Загадочный народ.


Русская дорога

На Руси долгое время было хорошо развито передвижение по воде. Это и не случайно: огромное количество озер и рек давало возможность организовать качественную перевозку пассажиров и грузов. Точную дату появления первого дорожного пути сегодня уже никто не скажет, ориентировочно это были VI-IX века. Дорога протяженностью 220 верст начиналась в Суздале и заканчивалась у Москвы-реки. В XII-XIII веках Владимир Мономах продлил ее до Киева. Дорога имела огромное значение для Руси. Только в XVII веке началось строительство дорог от Москвы. Они расходились, как лучи солнца, во все направления и соединяли столицу с другими городами. Позднее аналогичный принцип был использован и при строительстве дорог от других крупных городов.

Дорожная сеть к XVI веку разрослась настолько, что встала острая необходимость в создании органов, способных ее контролировать. В 1516 году был основан Ямской приказ - главный орган госконтроля над грузоперевозками вплоть до 1730 года. В ведении приказа находились и почтовые отправления. К концу XVI века было обустроено порядка 300 ямских дворов, или «ямов», на которых, не покладая рук, трудились ямщики. Большинство путешественников XVI-XVII веков отмечали, что, несмотря на отсутствие дорог, особенно весной, осенью и зимой, ямская служба была организована прекрасно. Так, корреспонденцию из Москвы в Новгород ямщики доставляли за неделю, а в Архангельск - за 10 дней. В день по хорошей дороге ямщики проделывали путь в 100 верст (чуть более 100 километров).

По всему протяжению дорог устанавливали верстовые столбы. На них обозначали расстояние, которое предстоит проделать путнику до ближайшего места «дозаправки»: населенного пункта или станции, где можно переночевать, сменить лошадей и пополнить запасы еды. В XVII веке царь Алексей Михайлович повелел перемерить расстояние между Москвой и своей летней резиденцией, которая располагалась в селе Коломенское. В качестве «разметки» были использованы очень длинные столбы. Отсюда и возник фразеологизм «верста коломенская» - так называют очень высоких людей худощавого телосложения.

Грунтовые дороги с бревенчатыми настилами появились только в 1705 году, что уж говорить о мощеном пути! Только в 1820 году по мощеной щебнем дороге смог проехать первый дилижанс, а спустя 4 года дорогу назвали Московским шоссе. Одной же из самых протяженных дорог в мире становится Сибирский тракт. Он пролегает практически по всей территории России. Ежегодно по нему проходило более 20 тысяч странников и 18 тысяч арестантов, а также транспортировалось более 50 тысяч тонн груза. Кстати, о заключенных: если кто-то из них во время пути сбегал, его место занимал первый попавшийся на дороге мужик, так сказать, для «полного комплекта», поэтому крестьяне старались не ездить по Сибирскому тракту.

В 1817 году Александр Первый утвердил правила устройства дорог. При ширине в 60 метров 20 метров отдавалось под проезжую часть, при этом на всем ее протяжении делали канавы. Царь повелел организовывать и придорожные аллеи, обязав крестьян посадить березы. На некоторых участках дорог, к слову, еще оставались так называемые «екатерининские» березы. Царица велела высаживать деревья, чтобы путники не сбивались с пути во время снега и непогоды. Кстати, первые дорожные налоги ввел еще Ярослав Мудрый. А вот о светофорах на Руси так никто и не услышал. Это чудо техники было впервые установлено в Ленинграде в середине января 1930 года на перекрестке Литейного и Невского проспектов. В Москве первый светофор появился на год позже.

Русская дорога, неоднократно воспетая в классической литературе, сопровождала идущих на поле брани воинов и следующих к своему последнему ночлегу арестантов. От нее зависела доставка важного сообщения, способного изменить чьи-то жизни, и благостность восприятия России иноземными путешественниками. Она, похоже, всегда была, есть и будет одной из русских бед.

Первые дороги

На Руси долгое время было хорошо развито передвижение по воде. Это и не случайно: огромное количество озер и рек давало возможность организовать качественную перевозку пассажиров и грузов. Точную дату появления первого дорожного пути сегодня уже никто не скажет, ориентировочно это были VI–IX века. Дорога протяженностью 220 верст начиналась в Суздале и заканчивалась у Москвы-реки. В XII–XIII веках Владимир Мономах продлил ее до Киева. Дорога имела огромное значение для Руси. Однако с 1238 года ее значимость «оценил» и Батый, который беспроблемно транспортировал богатства русской земли в Орду. Только в XVII веке началось строительство дорог от Москвы. Они расходились, как лучи солнца, во все направления и соединяли столицу с другими городами. Позднее аналогичный принцип был использован и при строительстве дорог от других крупных городов.

Вечные "ямы"

Дорожная сеть к XVI веку разрослась настолько, что встала острая необходимость в создании органов, способных ее контролировать. В 1516 году был основан Ямской приказ – главный орган госконтроля над грузоперевозками вплоть до 1730 года. В ведении приказа находились и почтовые отправления. К концу XVI века было обустроено порядка 300 ямских дворов, или «ямов», на которых, не покладая рук, трудились ямщики. Большинство путешественников XVI–XVII веков отмечали, что, несмотря на отсутствие дорог, особенно весной, осенью и зимой, ямская служба была организована прекрасно. Так, корреспонденцию из Москвы в Новгород ямщики доставляли за неделю, а в Архангельск – за 10 дней. В день по хорошей дороге ямщики проделывали путь в 100 верст (чуть более 100 километров). Ямщиков уже давно нет, а вот ямы, похоже, остались.

Коломенская верста

По всему протяжению дорог устанавливали верстовые столбы. На них обозначали расстояние, которое предстоит проделать путнику до ближайшего места «дозаправки»: населенного пункта или станции, где можно переночевать, сменить лошадей и пополнить запасы еды. В XVII веке царь Алексей Михайлович повелел перемерить расстояние между Москвой и своей летней резиденцией, которая располагалась в селе Коломенское. В качестве «разметки» были использованы очень длинные столбы. Отсюда и возник фразеологизм «верста коломенская» – так называют очень высоких людей худощавого телосложения.

Сибирский тракт и московское шоссе

Грунтовые дороги с бревенчатыми настилами появились только при Петре I в 1705 году, что уж говорить о мощеном пути! Только в 1820 году по мощеной щебнем дороге смог проехать первый дилижанс, а спустя 4 года дорогу назвали Московским шоссе. Одной же из самых протяженных дорог в мире становится Сибирский тракт. Он пролегает практически по всей территории России. Ежегодно по нему проходило более 20 тысяч странников и 18 тысяч арестантов, а также транспортировалось более 50 тысяч тонн груза. Кстати, о заключенных: если кто-то из них во время пути сбегал, его место занимал первый попавшийся на дороге мужик, так сказать, для «полного комплекта», поэтому крестьяне старались не ездить по Сибирскому тракту.

Ширина, разметка и светофор

В 1817 году Александр Первый утвердил правила устройства дорог. При ширине в 60 метров 20 метров отдавалось под проезжую часть, при этом на всем ее протяжении делали канавы. Царь повелел организовывать и придорожные аллеи, обязав крестьян посадить березы. На некоторых участках дорог, к слову, еще оставались так называемые «екатерининские» березы. Царица велела высаживать деревья, чтобы путники не сбивались с пути во время снега и непогоды. Кстати, первые дорожные налоги ввел еще Ярослав Мудрый. А вот о светофорах на Руси так никто и не услышал. Это чудо техники было впервые установлено в Ленинграде в середине января 1930 года на перекрестке Литейного и Невского проспектов. В Москве первый светофор появился на год позже.

Разбойники с большой дороги

О селе Поймы в Пензенской губернии лучше было знать, потому что неосведомленный человек легко попадал в неприятную историю, которая к тому же могла закончиться для него весьма плачевно. Большое село располагалось на Сибирском тракте, его жители были крепостными графа Шереметьева. О селе говорили как о месте, в котором «пошаливают», то есть грабят и убивают проезжающих. Нередко в преступлении участвовали и ямщики, которые специально завозили путников в село. Обычно жертвами становились путешественники-одиночки. Хозяин двора сначала душил гостя, а затем вместе с подельниками относил тело в один из овинов, который поджигали. Кстати, жители села никак не реагировали на пожар, а продолжали спокойно почивать в своих кроватках. Они знали, что стало причиной пожара, и готовились на следующий день к празднику, который организовывал хозяин двора. Кости же сгоревшего зарывали, и таким образом человек исчезал без следа.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!