Какая роль творчества в жизни человека. Значение творчества

Главные темы этой книги - удовольствие и творчество. Обе тесно связаны друг с другом, поскольку удовольствие обеспечивает мотивацией и энергией творческий процесс, который, в свою очередь, усиливает удовольствие и радость жизни. Жизнь с удовольствием становится творческим приключением, без удовольствия она превращается в борьбу за выживание.

Творческий подход к жизни предполагает нахождение новых, нетривиальных, изобретательных решений разнообразных ситуаций, возникающих ежедневно в жизни любого человека. Насущная потребность в новых решениях вызвана тем, что ценности и социальный этикет, которые определяли отношения и регулировали поведение людей предыдущих поколений, уже не удовлетворяют условиям современной жизни. Это очевидно, рассматриваем ли мы явления личной и семейной жизни или обращаемся к более широкой социальной или политической сфере. Новые решения, которых мы ищем, не могут быть сведены к отрицанию существующих концепций. Банальный протест не является творческим подходом и может привести лишь к хаосу, при котором поиск удовольствия и смысла чаще всего заканчивается страданием и отчаянием.

Опасность, которая нас подстерегает, состоит в заблуждении, что опыт является единственной подлинной ценностью в жизни. Очень многие люди, следующие этому убеждению, попадают в ситуации, оказывающиеся деструктивными для их здоровья и благополучия. В пользу употребления наркотиков часто выдвигается аргумент, что человек не должен ограничивать свой опыт. Неразборчивость в сексуальных отношениях оправдывается подобным же образом. Опыт сам по себе совсем необязательно способствует росту и развитию. Для этого он должен быть интегрирован в структуру личности. Он должен быть творчески ассимилирован, то есть должен расширить представление человека о себе, его способностях испытывать удовольствие и, по ассоциации с физическим ростом, способствовать росту личности. Опыт, который не был творчески ассимилирован, лишь усиливает замешательство и ослабляет чувство идентичности.

Что значит быть творческим человеком? У творческого человека самобытный, свежий взгляд на мир. Он не пытается решать новые проблемы старыми методами. Он исходит из того, что у него нет готовых решений. Поэтому он смотрит на жизнь широко раскрытыми глазами и с любопытством ребенка, мышление которого еще не закостенело, а взгляд на мир еще не утвердился. Если личность человека еще не стала жестко фиксированной, он может свободно использовать свое воображение при встрече с постоянно меняющимися обстоятельствами жизни.

Быть творческим - значит иметь развитое воображение, однако не всякий акт воображения является творческой деятельностью. Мечты, фантазии и иллюзии, которые наполняют ум и занимают мысли многих людей, нельзя назвать выражениями творчества.

Творческое воображение начинается с тонкого восприятия и принятия реальности. Оно не пытается трансформировать реальность, чтобы привести ее в соответствие с существующими у человека иллюзиями, но становится средством более глубокого постижения реальности, позволяющим человеку, столкнувшемуся с этой реальностью, обрести более интенсивный и богатый опыт. Творческий импульс начинается с воображения ребенка, но направленного при этом на реализацию потребностей взрослого. Синтез реализма взрослого человека и детского воображения является ключевым моментом любого творческого акта. В этом воплощен базовый принцип творчества, заключающийся в том, что творческий акт - это слияние двух, кажущихся несовместимыми взглядов в единое видение. Артур Кестлер, автор книги "Акт творчества", пишет: "Творческий акт, в котором происходит соединение ранее несвязанных аспектов опыта, позволяет ему [человеку] достичь высшего уровня ментальной эволюции. Это становится для него актом освобождения, - победой оригинальности над привычкой". Слияние и интеграция противоположных подходов как творческий принцип не ограничено сферой искусства или науки, но применимо к любым формам творческого выражения в жизни. Я проиллюстрирую его применимость к обычной ситуации современной жизни.

Большинство нынешних родителей испытывают затруднение в подходе к воспитанию своих детей, выбирая между дисциплиной и дозволенностью. У них нет уверенности в том, что авторитарный подход, которым успешно пользовались в прошлом их родители, будет работать сегодня. Несмотря на благие намерения, использование авторитета власти лишь провоцирует детей на сопротивление и неповиновение. Однако исключение авторитарности и вытекающая из этого установка дозволенности, по-видимому, также приводят к довольно печальным результатам. Вседозволенность для многих молодых людей сегодня становится скорее источником замешательства, чем свободы, и, как правило, способствует еще большей разобщенности поколений.

Вопрос не в том, чтобы выбрать между авторитарностью и вседозволенностью. Ни то, ни другое не является творческим подходом к построению взаимоотношений, которые должны строиться на любви. Родитель, любящий своего ребенка, желает ему счастья; он хочет, чтобы его ребенок радовался жизни.

Воспитание становится творческой деятельностью, если мы стремимся к тому, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, уважаемым и защищенным. И как любой творческий акт, такое воспитание не может следовать какой-то определенной формуле. Стремление ребенка к удовольствию и потребность в самовыражении должны находить понимание у его родителей. А это возможно лишь в том случае, если сами они свободны от чувства вины относительно удовольствия и могут выражать свои чувства искренне и открыто. Если для родителя удовольствие связано с чувством вины, его отношение дозволенности будет омрачено тревожностью, которую обязательно ощутит ребенок. Тревожность подрывает удовольствие ребенка и превращает его в беспокойное и раздражительное существо, которое нельзя успокоить расширением границ дозволенного или применением дисциплины.

Каждый родитель сталкивается с необходимостью развития новой, уникальной формы детско-родительских отношений. Это требует от него чувствительности, воображения, развитого самосознания и адекватной самооценки, всех тех качеств, которые характеризуют здорового человека и творческого индивида.

Потребность в творческом подходе актуальна не только для детско-родительских отношений, но для других сфер жизнедеятельности. С похожим замешательством мы сталкиваемся в сексуальной сфере, где обнаруживаем две альтернативы: либо старомодная мораль, либо отсутствие морали вообще. Двойной стандарт, веками определявший сексуальные отношения и поведение, рухнул под влиянием психоанализа, антибиотиков, противозачаточных таблеток, автомобилей и других сил. Отказ от него не привел, как надеялись, к сексуальному удовлетворению, а обратился сексуальным хаосом и страданием. Ни старые моральные традиции, ни новый аморальный кодекс с его принципом веселья не дают внятного ответа на проблему сексуального поведения в сегодняшнем мире. Очевидно, этого ответа в них нет. Каждый индивид должен выработать личный моральный кодекс, положив в его основу творческое отношение к любви и сексу.

Внутри структуры личности каждое стремление дополняется своей полярной противоположностью. Таким образом, чем больше удовольствия испытывает человек, тем больше могут быть его достижения. С ростом достижений усиливается и чувство переживаемого удовольствия. Полярные стремления вступают в противоречие друг с другом лишь тогда, когда они диссоциированы от функционирования человека в целом. Гонка за удовольствием оборачивается разочарованием. Еще никому, кто искал удовольствие, не удалось найти его. Аналогичным образом, достижение, не имеющее связи с жизнью человека, является напрасной тратой сил.

В здоровой личности потребность в защищенности и потребность в принятии вызова дополняют друг друга. Индивид, принимающий вызов, которыми насыщена любая форма активной жизнедеятельности, чувствует себя более защищенным, чем человек, изолирующий себя от трудностей. Уверенный в себе человек выходит в мир и тем самым укрепляет чувство внутренней защищенности, тогда как испуганный человек, который изолирует себя и воздвигает защиту от собственных страхов, усиливает свое чувство неуверенности.

Творчество и самоосознание.

Творческое слияние противоположных аспектов личности не может быть результатом сознательного усилия. Акт творчества является функцией бессознательного. Сознание может оперировать лишь теми образами, которые уже в нем присутствуют. По определению, творческий акт представляет собой формирование образа, ранее не существовавшего в уме. Это не означает, что сознание не играет никакой роли в творческом процессе. Проблема всегда воспринимается сознательно, но это не касается ее решения. Если человеку известно решение проблемы, он может быть прав, однако правильный ответ никогда не бывает творческим актом.

Творческий подход к жизни возможен лишь для человека, укорененного в бессознательных слоях личности. Творчески мыслящий человек в поисках решения погружается глубоко в источник своего чувства. Он способен на это, поскольку обладает более глубоким самоосознанием, чем обычный человек. Необходимость роста самоосознания в настоящее время становится все более очевидной. Об этом свидетельствует количество издаваемых книг по психологии и рост числа обращений за психотерапевтической помощью. И все же многие продолжают верить, что будет найдена некая формула, способная разрешить все их проблемы без необходимости в исследовании своего внутреннего мира, которое способно привести к росту самоосознания. Я уверен, что эти люди находятся на пути к депрессии, ибо крушение их иллюзий неизбежно.

Если мы сможем принять тот факт, что не существует готовых решений, тогда путь к радости будет открыт. Путь, который ведет через самоосознание и понимание личности к формированию творческого отношения к жизни.

Самоосознание, ограниченное сферой сознательного восприятия, носит весьма поверхностный характер. Более глубокое самоосознание открывает нам, что содержание сознательного восприятия находится под сильным влиянием бессознательных процессов и даже детерминировано ими. Расширяя свое сознание, опуская его в тело, мы можем узнать больше об этих процессах. Степень самоосознания человека зависит от того, насколько он соприкасается с собственным телом. Человек обладает двойственной природой. Он является не только сознательно действующим, но и бессознательно реагирующим.

Эго сильно настолько, насколько энергично и активно тело. Если тело зажато, эго находится в ослабленном состоянии. Говоря иначе, человек, который допускает свободное выражение своих бессознательных реакций, на самом деле сознателен в большей степени, чем человек, который боится своих бессознательных реакций. Таким образом, "отпуская" бессознательное, мы укрепляем сознание и функции эго. Однако этот принцип подобен улице с двусторонним движением, протяженность которой в одном направлении равна протяженности в другом. Подобно маятнику, амплитуда движений которого одинакова в обоих направлениях, человек может "отпустить" лишь столько, сколько может сознательно сдержать. Про этот принцип забывают сторонники дионисийского образа жизни, считающие, что нет ничего важнее, чем предаваться наслаждениям.

Своим акцентом на теле, удовольствии и способности "отпускать" я вовсе не умаляю значения эго, достижений и самоконтроля. Без полярности нет движения. Без движения жизнь скучна и однообразна. Если бы мы отрицали ценности, связанные с умственной деятельностью, дисциплиной и авторитетом, то уподобились бы тем, кто превозносит превосходящую ценность эго в ущерб телесности и бессознательных процессов.

Еще одна важная пара противоположностей, про которую мы уже говорили ранее, это мышление и чувство. Я пытался показать, что качество человеческого мышления определяется его чувствами. Эту полярность хорошо иллюстрирует взаимосвязь между субъективностью и объективностью. Я отметил тот факт, что подлинная объективность невозможна без достаточной доли субъективности. Человек, который не знает, что он чувствует, не может быть объективен по отношению к самому себе, и крайне маловероятно, что он будет объективен по отношению к другому. Недостаточное самоосознание обязательно будет ограничивать уровень его осознания других. В той же мере справедливо утверждать и обратное. Человек, не сознающий других, не способен в полной мере сознавать самого себя. Его невосприимчивость покрывает туманом все стороны реальности.

Способность ясно мыслить столь же важна для личности, что и способность глубоко чувствовать. Если человек чувствует замешательство, его мышление становится затуманенным, но правда и то, что спутанное мышление притупляет чувства.

Какой бы аспект личности мы ни рассматривали, везде обнаруживаются проявления того же принципа полярности. На уровне базовых ощущений он находит отражение в спектре удовольствие - боль. Это означает, что человек, подавляющей осознание боли, также подавляет свою восприимчивость к удовольствию. Объяснение весьма простое. Если человек подавляет тело, чтобы ослабить чувство боли, то тем самым он снижает способность тела к переживанию удовольствия.

В самоосознании заключен потенциал творческого выражения. Это состояние позволяет осуществлять синтез противоположностей внутри "Я", а также между "Я" и внешним миром. Любое творческое действие является отражением самоосознания, которое само по себе служит выражением творческой силы личности. Любой творческий человек самосознателен в области применения своего творческого таланта. И любой сознающий себя человек обладает творческим потенциалом в тех областях, которые охватывает осознанием.

Иногда возникает соблазн заявить, что человек - уникальное существо, способное к творчеству и самоосознанию. Но я в это не верю. Правильнее было бы сказать, что и самоосознание и творчество у человека развиты лучше, чем у других животных. Логично также предположить, что между ними существует полярная связь. Чем большим самоосознанием обладает человек, тем выше его творческие способности, и наоборот.

Утрата целостности

Двойственность человеческой природы, которая ответственна за самоосознание и творческий потенциал, является также предпосылкой для возникновения установки самоотрицания и саморазрушения. Человек, который в драме жизни выступает то как сознательно действующий персонаж, то как бессознательно реагирующий, испытывает внутреннее напряжение, когда эти две стороны его личности отделяются друг от друга. Сколько напряжения сможет выдержать личность, прежде чем нарушится ее единство, зависит от количества жизненной энергии, выполняющей роль связующей силы организма. Степень напряжения, способная привести к расколу личности с низким уровнем энергии, может быть вполне приемлема для личности с более сильным зарядом. Когда происходит раскол, один аспект личности восстает против другого, вызывая саморазрушительное поведение.

Эго является тем аспектом личности, который отвечает за сознательные действия, тогда как тело отвечает за непроизвольные реакции. Обычно эти две разные модели поведения, действие и реагирование, гармонично соединены в единое целое.

Что действительно необходимо, так это интеграция сознательного и непроизвольного, которая может произойти лишь в том случае, если каждый сознательный акт пронизан чувством и любая непроизвольная реакция воспринимается сознанием и согласовывается с ним. В этом смысл выражения "быть в соприкосновении с телом" и в этом путь к самообладанию.

Полярность двух сторон человека: "взрослый - ребенок" является основой творческой личности. С фигурой взрослого мы ассоциируем все качества эго: самосознание, достижение, рациональность, индивидуальность и культура. Ребенок символизирует качества, связанные с телом: спонтанность, удовольствие, чувство, общность и природа. Внутри каждого взрослого скрывается ребенок, которым он был когда-то. Его зрелость - не более чем поверхностный слой, который, однако, очень часто превращается в затвердевший фасад. Когда это происходит, человек теряет контакт со своим внутренним ребенком. О том, что ребенок все еще живет внутри нас, свидетельствуют случаи рецидивов детского поведения, которые происходят в те моменты, когда фасад падает под воздействием стресса. Эти вспышки ребяческого поведения являются деструктивными по своему характеру и представляют, образно говоря, гнев ребенка, которого испуганное, но обладающее властью эго держит взаперти.

В интегрированной личности взрослый и ребенок постоянно общаются друг с другом, ребенок посредством чувств, а взрослый посредством интеллекта. Каждый поддерживает и укрепляет другого: ребенок тем, что добавляет образности к реализму взрослого, который, в свою очередь, предоставляет знание, объясняющее интуитивные реакции ребенка. Утверждение, что творческий человек погружается глубоко в бессознательное в поиске художественных решений своих проблем, может быть истолковано так, будто он таким образом консультируется со своим внутренним ребенком. А поскольку ребенок идентифицирован с телом, то поддерживать коммуникацию с ребенком означает быть в контакте с телом.

Важно заметить, что почти у каждого пациента, обращающегося к психотерапии, оказывается очень мало воспоминаний о собственном детстве. В какой-то момент в процессе взросления детский опыт и связанные с ним чувства отсекаются. Переживания вытесняются из памяти. Чувства вытесняются из сознания. Этот отказ происходит, потому что ребенка приучили считать свои чувства неправильными. Он был рожден животным, свободным от любых желаний, кроме стремления к удовольствию и радости. Однако цивилизация в лице родителей потребовала от него развить контроль, стать рациональным и подчиняться авторитету. Противостояние воли родителей и воли ребенка, сопровождающее процесс воспитания, явление хорошо известное, чтобы его описывать здесь заново. В этом сражении ребенок всегда проигрывает, и его подчинение обозначает отказ от его животной сущности.

В интересах выживания ребенок оказывается вынужден подавить свои чувства и обрести навыки приемлемого поведения, альтернативы у него нет. Так он воздвигает искусственный фасад, который оказывается, структурирован в его теле и уме, то есть запечатлен в форме и движениях тела, а также в образе эго. Эго идентифицирует себя с этим образом и отделяется от тела. Приняв этот образ, индивид снова воспринимает себя невинным человеком, не подозревая о том, что в своем бессознательном он лелеет враждебные и негативные чувства, связанные с травматическими переживаниями ранних лет жизни. Подавленные эмоции проглядывают и время от времени прорываются на свободу, вынуждая создавать целую серию рационализации и самооправданий для поддержания образа. Они составляют его эго-защиты, в то время как мышечные напряжения образуют то, что Вильгельм Райх назвал "телесным панцирем".

Совершив переворот, сменив "неправильные" чувства на правильные и огородившись крепостными стенами, эго воспринимает себя полноправным хозяином своей территории, сферы сознательного "Я", потеряв при этом отступлении тело, ребенка и бессознательное. Этот образ хозяина положения, который создает эго, не что иное, как самомнение.

Телесный подход к личности позволяет непосредственно соприкоснуться с внутренним ребенком. Когда тело мобилизуется с помощью дыхания, прежде всего возникает непроизвольная дрожь, которая обычно начинается с ног и распространяется на все тело. Дрожь порой совершенно спонтанно переходит в рыдания, и пациент начинает плакать. Он может даже не знать, почему он плачет. Кажется, будто звуки прорываются изнутри, помимо воли пациента. Такие приступы плача повторятся еще не раз в процессе терапии, прежде чем в нем появятся инфантильные нотки и пациент ощутит скорбь лишенного свободы ребенка.

Любое хроническое мышечное напряжение представляет собой подавленный импульс. Сокращение мышц было направлено на то, чтобы воспрепятствовать выражению импульсов. Сдержанный импульс был негативно окрашен, что и стало основной причиной его подавления. Связанные хроническими мышечными напряжениями, в теле сдерживаются чувства гнева, страха и печали. Импульсы, высвобождаемые в процессе телесной терапии, - это плач, крики, вопли, удары, пинки, укусы и так далее. Выражение импульсов в безопасной обстановке помогает избежать их отыгрывания на других людях. При этом на поверхность всегда выходит обиженный и сердитый ребенок, которому нужно излить свои негативные чувства, прежде чем он сможет искренне выразить позитивные. Хроническая мышечная спастичность является бессознательным ограничением подвижности и самовыражения.

Параллельная работа на обоих уровнях, физическом и психологическом, позволяет пациенту идентифицировать себя с потерянным ребенком, принять его и интегрировать со своим взрослым взглядом на жизнь. Это расширяет его самоосознание и освобождает творческий потенциал.

Творческий человек с теплотой относится к ребенку, распознавая в нем родственную душу. Он радуется детям, своим собственным и чужим, поскольку каждый ребенок - это новая жизнь, приносящая свежее дыхание энтузиазма в общий поток жизни.

Никому из пациентов не удается в процессе терапии полностью разрешить свои конфликты или высвободить все напряжения. На то есть две причины. Первая заключается в том, что психологические и физические паттерны подавления настолько глубоко структурированы в личности, что не могут быть полностью устранены.

Всегда остается какой-то след. Точно так же наш опыт выгравирован в наших телах. Вторая причина в том, что травмирующий опыт индивида - это часть его жизни, и он не может быть отвергнут или проигнорирован. Однако его можно подавить или принять. Если он подавляется, то становится для человека источником проблем. С другой стороны, через его принятие и понимание человек может расширить свое восприятие и повысить чувствительность. И он может послужить исходным материалом для творческого процесса.

К счастью, пациенты не просят, чтобы их переделали заново. Они лишь хотят снова почувствовать, что жизнь может доставлять удовольствие. Когда-то у них было это чувство, поскольку именно на нем основаны их мечты о счастье. Сама мысль, что это чувство, возможно, предполагает, что оно знакомо человеку. Я не уверен, что человек мог бы выжить, если бы у него, когда он был ребенком, не было хотя бы нескольких моментов радости. Воспоминания, пусть даже очень смутные, об этих переживаниях поддерживают его дух в тяжелых ситуациях, с которыми он позднее сталкивается. Каждый пациент хочет вновь ощутить эту радость, но уже не как воспоминание, а как реальное переживание, вызванное настоящими событиями. Он хочет понять, что в прошлом привело к утрате этого чувства, и узнать, как избежать в будущем повторной потери.

Высвобождение подавленных чувств пациента и установление контакта с внутренним ребенком требует постоянной согласованной работы на психологическом и физическом уровнях. Эго-защиты, которые препятствуют принятию естественных эмоциональных реакций ребенка на удовольствие и боль, должны быть проанализированы. Хронические мышечные напряжения, которые блокируют весь диапазон эмоциональных выражений, . Этого нельзя достичь с помощью подхода, ориентированного на какой-либо один уровень. Психотерапия, аналитическая или любая другая, не предусматривающая выражение подавленных чувств, способствует усилению контроля в ущерб спонтанности и укреплению эго в ущерб телу. Если же терапевтическая работа ограничивается выражением чувств, то происходит поощрение импульсивности в ущерб интеграции.

Чувства - это спонтанные реакции организма на его окружение. Человек не в силах повлиять на свои чувства, они не подчиняются его воле или разуму. Все, что он может, - это выразить свои чувства или удержаться от их выражения, в зависимости от ситуации. Идя против своих чувств, человек изменяет самому себе. Если он отвергает свои чувства, то он отвергает себя.

Положение человека - это сочетание кажущихся противоречий, разрешение которых происходит спонтанным образом в творческом процессе жизни. Каждое человеческое существо одновременно и животное, и носитель культуры. Когда эти две противоположные силы сливаются творчески в его личности, человек становится окультуренным животным. Его культура - это надстройка, воздвигнутая на фундаменте его животной природы и предназначенная для усиления и возвеличивания этой природы. Такого слияния не происходит, если процесс передачи культуры, воспитательный процесс, сводится к попыткам модифицировать и контролировать животную сущность человека. Если модификация была осуществлена и был установлен контроль, то человек превращается в прирученное животное, чей творческий потенциал уничтожен ради достижения высокой продуктивности. Если этого сделать не удалось, то человек остается жить, терзаем яростной животной сущностью, которая часто прорывается сквозь культурный фасад в виде бунтарского и деструктивного поведения.

На самом деле попытка модифицировать животную природу человека может быть успешной лишь отчасти. Процесс приручения не оказывает существенного влияния на глубинные уровни человека, охватывая лишь поверхностный слой. За подчинением и послушанием всегда можно обнаружить скрытое сопротивление и противодействие, которые связаны с подавленными негативными и враждебными чувствами. А за открытым неприятием и возмущением большинства молодых людей скрывается уровень подчиненности, связанный с подавленными чувствами страха и отчаяния. У взрослых установка подчинения представляет собой защиту от внутренних чувств сопротивления и враждебности, в то время как внешняя непокорность является реакцией на внутреннюю установку повиновения. Ни одну из этих установок нельзя считать творческой, и ни одна из них не является свидетельством самопринятия.

Человек, который может принять ребенка внутри себя, способен наслаждаться жизнью. В нем живо чувство удивления, которое откроет перед ним дверь в новый опыт. У него достаточно возбуждения, чтобы с энтузиазмом откликнуться на этот опыт. В нем достаточно спонтанности, необходимой для самовыражения. Маленькие дети близки к радости, поскольку еще сохраняют часть невинности и веры, с которыми были рождены. Вот почему Иисус сказал: "Не будете как дети, не войдете в Царство Небесное".

Творческий человек - не ребенок. Поведение взрослых, которые пытаются быть детьми в своей погоне за весельем, нереалистично и самодеструктивно. Мотивом их ребячества является уход от действительности, а их установка - надуманна. Зрелый человек может обрести мудрость, поскольку он жил и страдал. Но, несмотря на все страдания и полученные знание о мире, он продолжает соприкасаться с ребенком, которым он был и которым в определенной степени является до сих пор. Мы становимся старше, но наши чувства по отношению к жизни, любви и удовольствию не меняются. Хотя наши способы выражения этих чувств могут быть иными, в душе мы все еще маленькие дети. В творческом человеке не существует разделения или барьера между ребенком и взрослым, между сердцем и разумом, между эго и телом.

Любая успешная терапия в одном смысле всегда заканчивается неудачей. Она заключается в том, что не удается достичь образа совершенства. Пациент сознает, что всегда будет иметь те или иные недостатки. Он знает, что его рост не завершен и что творческий процесс, начавшись в терапии, становится теперь делом его личной ответственности. Он не уносится из терапевтического кабинета на серебряном облаке. Те, с кем это случается, обречены на падение. Он чувствует, что его ноги твердо стоят на земле, он научился ценить реальность и научился творчески походить к возникающим проблемам. Он испытал радость, но также и печаль. У него остается чувство достижения самореализации, включающее в себя уважение к мудрости . Он заново обрел свой творческий потенциал.

Наша группа Вконтакте: "Психология любви"

© , Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.

Иногда считают, что творчество - это создание такого нового, которое имеет положительно общественную значимость, способствует прогрессивному развитию человечества.

Чем больше человек познаёт, анализирует, наблюдает, тем больше, шире открывается на творческий процесс - создания новых форм.

Творческие компоненты имеются везде и в составе чувственных представлений и в системе понятийных образов, как в живом созерцании, так и в эмпирическом, теоретическом познании.

Творчество помогает человеку освободить свою индивидуальность. В то время, когда включается творческий процесс, человек приобретает активность и желание действовать. Душа стремится к своей цели.

Древние считали, что творчество - это индивидуальный взгляд на вещи, способность видеть каждый предмет по-своему. Творчество способно освобождать человека от его психологических патологий. Творческое мышление требует свободы, раскрепощённости, устранения всяких внешних торможений. У каждого человека есть способность генерировать идеи и критически оценивать их. При этом чрезмерная критика сковывает мысль.

Творчество - это любовь, свобода, наполненность различными энергиями и устремление к действию.

В основе творчества лежит множество факторов, это и абстрактное и боковое мышление, и готовность памяти и способность речи, а также способность к сцеплению фактов, умение работать с информацией и воля, чтобы любой процесс доводить до конца. Если сказать коротко, то для реализации творчества остаются главными: труд, талант и умение найти себя в окружающей реальности.

Творчество связано с интуицией, она помогает принять более точное решение. Импульсы, несущие информацию идут по многочисленным каналам. Пространственная и временная суммация импульсов, связанные с ней мозаика возбуждения и торможения - есть физиологическая основа человеческого мышления. Однако обработка и суммация импульсов - это ещё не мышление. необходимо формирование пространственных и временных конфигураций импульсов в которых выделяется структурная инварианта и отсеивается шум.

Эта инварианта лежит в основе образов. С этого уровня взаимодействия открывается мышление. В силу индивидуальных особенностей психики образы физиологически создаются одинаково, но имеют различные информационно-содержательные феномены.

Творчеством можно назвать осознание своих душевных порывов, импульсов, идущих из внутреннего мира. Творчество побуждает человека жить в этом мире, но одновременно и пребывать вне его.

Творчество также имеет несколько уровней своего развития:

  1. Человек в основном реагирует на импульсы, которые происходят от внешнего мира и почти совсем не реагирует на внутренний. Внутренний мир тогда становится простым генератором потребностей. Здесь можно диагностировать узость сознания и неумение увидеть свои возможности. Этот человек способен выслушивать что-то новое, но не в состоянии это применить. Естественно и анализировать, придумывать, конструировать ему сложно, ибо это не его! Это новое! Часто такие люди испытывая жалость к себе останавливаются на каком-то этапе, и они не в состоянии увидеть себя как часть какого-то процесса.
  2. Человек понимает и видит недостатки других людей, но не в состоянии принять самого себя. У него развит порог внутреннего критика, часто это проецируется на других людей и тормозится процесс творчества. Хотя надо сказать, что чувствовать и ощущать может многое, хотя не всегда способен выразить словами. Можно добавить. что страх также является врагом творчества. Он процесс творчества вместе с излишней критикой приводит к параличу.
  3. Человек умеет наблюдать, анализировать и выделять главное в ситуациях. Он понимает, что каждый человек имеет возле себя свою реальность и не стоит судить ни о чём. Легче взаимодействует с людьми и ищет, чувствует их индивидуальность, при этом раскрывая свою, что помогает ему генерировать новые идеи и утверждаться через их реализацию. Характер такого человека характеризуется достаточно сильной волей, и такое воздействие внутренней воли помогает изменять ментальные установки. Человек открывается на собственную эволюцию и приобретает большую свободу. Мотивацией к действию всегда становятся внутренние импульсы.
  4. Человек с лёгкостью создаёт образы, любые, в каждой области, будь то математическая или гуманитарная или техническая. Эти люди ощущают свою свободу и границы её воздействия, а также открываются на любую свою мысль. Они способны понимать иллюзии других, не разрушать их замков, и при этом, сохраняя себя, свои ценности, помогают другим понять и принять себя.

"Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют." А.П. Чехов.

Творчество в нашей жизни.

" В начале сотворил Бог небо и землю."- С этих слов начинается Библия и история нашего мира, мира в котором мы живем.

В жизни каждого человека творчество занимает особое место, поскольку его проявления многогранны.Оно сыграло немаловажную роль в развитии истории, и продолжает и по сей день вершить ее. Творчество уникально тем, что оно неповторимо, не копируемо, оно индивидуально. Это состояние-высший дар для каждого разумного жителя Земли. Именно с его помощью человек может проявить свои способности, выразить мысли и чувства, рассказать о своей индивидуальности.

Другое дело, что творчество проявляется по разному. Ярче всего мы замечаем его веяние в культуре и искусстве.Для деятелей культуры: писателей, поэтов, скульпторов, артистов, музыкантов творчество играет порой самую значительную роль в жизни, отодвигая все остальное на задний план. Творчество для таких людей становится ключевой целью существования. И они это осознают и гоорят об этом. Творчество- это ничто иное, как состояние души, ее раскрытие для окружающих, и в первую очередь для себя. Художник способен выразить свой внутренний мир красками, и чем сильнее в момент творения его эмоциональное состояние, тем больше он расскажет нам о себе, и тем острее его картина привлечет всеобщее внимание.

Но нельзя говорить, что творчество является всего лишь частью культуры и искусства. На самом деле оно гораздо значительнее. Творцами можно смело назвать и тех, кто изо дня в день трудится над созданием новых проектов и технологий: ученых, архитекторов, генетиков. С помощью науки человечество делает гигантские шаги вперед. Взять, к примеру, такую точную науку, как физика, где все представлено в теоремах и формулах. Но даже здесь, среди множества чисел и расчетов, имеет место творческий подход. Когда группа ученых начинает работать над новым техническим изобретением, одним из основных вопросов является то, что именно должно быть изобретено, с какой целью, для чего это нужно, и как это будет выглядеть. И здесь, в этом аспекте, творчество проявляется наиболее ярко.

Но, если человек не является ни поэтом, ни художником, ни ученым. К примеру, он простой рабочий, грузчик или дворник. В его жизни творчество присутствует ничуть не меньше. Возможно, лишь то, что его проявления не так ярки и меннее заметны для общества в целом. Ведь даже просто для того, чтобы подарить любимой девушке букет цветов необходимо приложить чуточку фантазии. Письмо, отправленное другу, открытка, сделанная своими руками, даже замок на песке, построенный пятилетним малышом, является творчеством.

Творчество, несомненно, должно доставлять человеку удовольствие, избавлять от стрессов. Ведь лучше высказать свои обиды, гнев, разочарование на бумаге, излить все это в прозе или стихах, чем вымещать свою боль на близких. Порой эмоциональное потрясение может способствовать проявлению какого - либо творческого дара. И тогда обычные слова, написанные кривым почерком могут со временем превратится в мировую классику, а выплеснутые в порыве гнева краски на холст - стать дорогостоящим шедевром.

Таким образом, творчество необходимо настолько, что человечеству не обойтись без него. Оно как воздух помогает нам дышать, существовать, выживать и наслаждаться жизнью. Оно приходит во многом благодаря вдохновению. И чтобы человеку научится им владеть стоит прислушаться к себе и всему окружающему миру.

С самого рождения нас учат жить по определённым правилам и устоям. Даже самые либерально настроенные родители придерживаются стандартных схем и ценностей: образование, работа, семья (и дети, как следствие). Вырваться из этой схемы впоследствии не так-то просто. В подростковом возрасте, конечно, наступает период своеобразного бунтарства, но он проходит (часто даже совершенно бесследно), как проходит и сам этот возраст. Человек, что называется, взрослеет и берётся за ум. А на деле – просто принимает правила игры, начинает вписываться в систему и выполнять её условия взамен на определённые «блага»: возможность учиться, работать – одним словом, «самовыражаться».

Почему и зачем он это делает? Человеку жизненно необходимо иметь какое-то своё место и свои «зацепки». Это даёт ощущение уверенности и безопасности. Таких зацепок и систем может быть огромное множество, но самые сильные и влиятельные из них – это те, которые подкреплены связями с другими людьми: работа, друзья, семья, дети… Так легче выжить. Это поняли ещё наши предки, когда решили перейти к племенному образу жизни.

Жить в племени, в обществе – легче. Это факт. Но к этому факту также примешивается ещё и то, что, получая те самые «блага» и возможности, человек постепенно утрачивает индивидуальность, перестаёт задумываться над тем, что, как и зачем делает. «Система» сама даёт готовые ответы и сценарии, сводя на нет потребность думать.

Существует даже такая «примета» среди тех же выпускников и студентов: «если ты НЕ поступаешь в институт сразу же после школы, т. е. прерываешь процесс 10-летнего обучения – то ты навряд ли и на следующий год будешь стремиться поступить». И добавляют при этом - «…просто отвыкаешь учиться». Но дело тут не только в отвыкании. Выпадая, даже случайно, из какой-либо системы, сознание человека оказывается в экстремальных условиях, когда зацепиться за то, за что предполагалось и за что все цепляются, не получилось… И именно этот «экстрим» способствует своеобразному «пробуждению», когда вдруг приходится решать и думать самому, без системы и её готовых ответов. И тот же не поступивший, к примеру, начинает САМ задумываться: «А зачем мне вообще учиться именно на того-то, может, сначала поработать/сходить в армию/заняться тем-то…?». И появляется желание решать самому, а не просто брать готовые ответы системы и действовать по инерции.

Примерно так и получаются истинно творческие люди. Люди, не включенные в системы, не живущие по сценариям, а посему умеющие видеть и выражать собой, через себя, те стороны жизни и духа, доступ к которым остальным попросту закрыт их же собственной зависимостью.


Ведь что вообще такое - творчество?

Творчество, любое – это само по себе величайший бунт. Творческий человек избавлен от любой обусловленности; иначе его творчество будет не более чем копированием. Творческим можно быть, только являясь индивидуальностью; невозможно творить, оставаясь частью психологии толпы, системы.

Творческий человек не может следовать проторенному пути. Он должен найти свой собственный. И должен идти один - вырваться из коллективного ума, коллективной психологии.

А как обычно обстоят дела у человека, который на определённом жизненном этапе по тем или иным причинам оказывается вне нормальной системы, вне зацепок (исключительно тяжелая судьба, какое-либо серьезное потрясение, нетрадиционная сексуальная ориентация и другие)? Не получается принятия «правил игры», а, следовательно, и как такового включения в распространённые системы тоже не происходит…

Как бы сильно этот человек ни был завязан с каким-либо обществом, компанией, которые могли бы дать ему эти самые «зацепки», по сравнению с большинством он всегда один. Нет готовых сценариев, нет ничего того, что даёт ощущение безопасности и блокирует мыслительный процесс у этого большинства.

Даже совершая привычные для «обычных» людей вещи в жизни, будь то учеба, работа, дружба, любовь - да что угодно, он в силу обстоятельств своего понимания, делает, просто вынужден делать это «вне системы», как-то по-своему.

Отсюда и рождается тяга к творчеству, к творческим профессиям. К оригинальному мышлению и нестандартному подходу к привычным вещам и явлениям!

Бесспорно – нестандартное мышление уже само по себе творчество.

Александр
Задание №7
Тренинг общения

1.Уделить время для творчества. Вот так вот просто.

Творчество, почти никогда не задавался этим вопросом. В последнее время меня интересовал авиамоделизм. Мне нравиться работа с чертежами и создавать, что-то новое. Вот я и прикупил материал для изготовления модели самолета на радио управлении. Товары для творчества есть, приступим!

Есть чертежи, и есть желание. Возможность собирать модель будет только дома, а сейчас я на вахте на работе. Вот фотографии пенопласта, который я купил (держит моя дочка Ника) и фотографии чертежей и модели которая получится.
(IMG:https://pp.vk.me/c629214/v629214714/157d4/s0JMKoC7G5g.jpg)

Nursultan
Задание №7
Тренинг общения
Возвращаюсь с города Актау, вот таким я его запомнил в этот раз, как не нарисовать берег Каспийского моря. Нет под рукой хорошего фотоаппарата, немного поиграл с фильтрами
(IMG:https://pp.vk.me/c623722/v623722159/4a8ae/zQN6KDsU9n4.jpg)

Денис
Отчёт по 7-му заданию!
Тренинг общения
Давненько я не занимался своим творчеством. Помню, я еще центр детского творчества посещал. Детского! Как давно это было!

Суть моего творчества в пении, очень сильно люблю петь, раньше включал свои любимые песни и пел днями напролет, но вот как-то последние полгода, забросил это дело, по причине критики со стороны, типа, у меня нет голоса, а не туда тяну. И я, дуралей, поверил этим завистникам (говорю, именно завистникам, потому что сейчас понимаю, что они мне завидовали, что я могу петь без голоса, а они нет). Так вот, ближе к делу, сегодня пел одну из своих любимых песен, которая очень сильно берет за душу. Эмоции как всегда непередаваемые!

Но выход есть! Попробовать самому! Сегодня стал еще счастливее после того, как вспомнил то, что приносит мне массу удовольствия! Да простят меня мои соседи! Всем Счастья!

Павел
Это просто абзац, никак по-другому не назовешь.

Задание 7. Тренинг общения

Задание сделать что-то творческим мне сразу показалось не самым быстрым делом. Вначале я подумал сделать пару эскизов вида из окна (ранее окончил художественную школу, да и музыкальную тоже). Эти жанры творчества мне хорошо знакомы не только в теории.

Но как-то не очень пошло. Мой друг Алексей, который в этом тренинге тоже участвует, решил написать рассказ. Ну, это уже было действительно забавно. Так как мы, в принципе, тут немного веселимся, и этот тренинг вроде как развлечение, то я решил, что это действительно круто - что-то написать. Это и своеобразно, и ново, и небанально, и откровенно некомфортно. Поэтому действительно в какой-то степени дерзко, что не может не привлекать.

И решил сочинить сказку!

Для дополнительного бала сам текст и является подтверждением, но фото какое-то я все же вставить решил.

Я все еще сомневаюсь, что такого рода занятия мне не аукнутся боком, так как все же эта страница может читаться не только моими близкими друзьями и участниками тренинга, но и другими пользователями. Но пока мне последствия предвидеть сложно. В конечном счете, это мое лично пространство, а не анкета работодателя или наемного сотрудника. В общем, жгем!

Читайте, кому не лень. А я пока будут прибывать в состоянии и «хочется и колется». Итак, сказка!

Сразу скажу, писал за один подход, не переписывал, ничего особо не исправлял, только перечитал одни раз. Предварительно сочинив небольшую идею, в виде сказки-притчи с черным юморком. В общем, ошибок будет много! Времени и так убил часа 3-4. Творчество художника красного словца.

История одного хомяка.

Жил был в одной светлой и зеленой долине хомяк по имени Хомяк. У него было много друзей, он был в меру упитанным и неплохо преуспевал в делах сельскохозяйственных. То есть, был зажиточным таким хомяком, выращивал бобы, горох и другие, полезные и пользующиеся популярностью в их краях продукты. Жил хомяк в удобной норке на краю опушки. Вечерами любил побегать за кузнечиками и бабочками, и часто устраивал встречи с другими хомяками у себя на поляне. Бобы и горох росли сами собой, поэтому он особо не напрягался днем, а ходил, набивал бока и думал о предстоящих мероприятиях с друзьями. В одни такой прекрасный солнечный день в его голову пришла идея отметить очередной успешный сбор урожая. Да, прочие хомяки любили его за это. За то, что он устраивал интересные вечеринки. В этот раз наш хомяке решил устроить очередную зернопати, на них обычно хомяки изрядно набивали себе щеки зерном и весело катались по земле. В этот раз хомяк решил превзойти все ожидания. И пригласил на встречу всех известных в его долине хомяков. Намечалась настоящая хомякотусовка.

Накануне вечерники погода сильно испортилась. Начал дуть ветер и в воздухе пахло приближающимся дождем. К тому же, стало холодать, что хомяки не особо любят. Наш хомяк Хомяк начал негодовать, бросаться на кузнечиков на поляне, а когда прискакал в нору, раскидал зерно по всему полу. Так был недоволен наш Хомяк. Начал ныть и причитать, что погода такая плохая.

Говорит про себя: «Что же это за нехорошее дело такое творится, что за муйня такая!» (цензура, сами думайте, что за муйня будет по тексту идти) «Вот же надо было так, Дождь совсем оборзел!» Дождь был дядька суровый, но сентиментальный. Отвечал он за все, что с ветром, дождем связано на то время. Должность у него такая была дождливая.

Хомяк был не глуп и хитер бобер, хоть и хомяк. После нескольких часов нытья пошел писать жалобу в «небесную канцелярию» - то место где всякие хомячки и бобры могли связать с силами природы. В общем, накатал наш хомяк нормальную «телегу» на Дождя, за что тот, в скором времени, поимел неприятный разговор с вышестоящим руководством и был наказан. Не будем вдаваться в дела хомяковые и бюрократическую систему небесного управления, но сможем лишь предположить, что хомяк изрядно приукрасил историю с жалобой на Дождя.

Пока началось разбирательство, Дождь временно перестал исполнять обязанности. Хомяк был доволен. Вечеринка должна была пройти хорошо. Так и случилось. Хомяки погуляли, изрядно приняли зерна, в среднем по пол кг на брата, отчего наш герой заснул еще до окончания вечеринки. Друзья-хомяки поблагодарили хозяина, хотя тот их уже не слышал, и разбежались. В общем, все прошло неплохо.

Утром Хомяк вышел на поляну пожевать травки, как всегда забил щеки зерном и прочей съестной штукой, потом отдыхал. Стало жарко, тут он понял, что к нему спускается солнце. Солнце, в своей озорной манере подкралось к хомяку и говорит: «Эй, добрый хомяк, скажи, будь милостив, ты накатал жалобу на Дождя?» Хомяк утвердительно откликнулся. Солнце продолжало:

Может, спустим это дело на тормоза, а то как-то нехорошо получается. Дождь недоволен и считает, что это все лишнее и даже больше похоже на клевету.
- Пусть отвечает за свои поступки – ответил хомяк, иронично ухмыльнувшись.

Да, наш хомяк был тот еще «душка». Злился на Дождь, что-то ему мог так помешать, хотя это и была его работа. Но что больше не понравилось хомяку, что с его мнением Дождь не считался. За это он и затаил злобу. Ведь предварительно Хомяк лично просил Дождь прекратить свои дела! В общем, разговор не пошел и солнце улетело.

На следующий день стало совсем жарко. Хомяк стало немного не по себе от томящего зноя. Ему уже самому хотелось, чтобы Дождь быстрее приступил к своему делу, а то и так было несносно жарко. Свою оголтелую выходку с заявлением он считал успешной, но в душе уже Дождя мучить желания не было. «Пусть бы его там быстрее отпустили, и он начал поливать землю, старый хлыщ», - думал Хомяк. Но идти, отзывать дело, ему было как-то неудобно. Он надеялся, что его снова попросят это сделать, и вот тогда он с барского плеча даст прощение Дождю.

В обед, Хомяк, как всегда, сидел и хомячил, прибывая в своих мыслях. И тут появилось солнце.
- Ну что, Хомяк, Дождю выписали неслабых звезлюлей, может, отзовешь свое дело? – сказало Солнце, мягко улыбнувшись.
Хомяк был рад. Все, что он хотел, сбывалось. Он утвердительно кивнул. Солнце ответило: «Да кому это дело нужно, ведь пустяк, отзови дело, и все будет нормально». Тут нужно внести ясность, Хомяк наш был героем иностранного происхождения, и его кивания имели совсем другой смысл.

Может, таки отзовешь? – спросило Солнце еще раз.
Хомяк кивнул еще раз, он понимал, что его не так поняли, но по привычке его ответ снова был принят не так.
- Да ты, я смотрю, Хомяк, совсем берега попутал! – уже недовольно ответило Солнце (ему было неприятно, что хомяк себя так плохо ведет, ведь они с Дожнем неплохие друзья, и многие годы работали вместе). Солнце развернулось и полетело к себе обратно, в негодующем настроении.

Хомяк хотело уже что-то сказать вслед, но напихал за щеки столько зерна, что не мог произнести и слова. А выплевывать было совсем не интересно. Он был тот еще жлоб.
«Ладно вам. Пойду, заберу заяву. – решил хомяк. – Разговаривать еще с вами во время обеда, нет, чтобы заранее предупредить?»

Через пару часов хомяк пошел забирать телегу. Сообщил, что, мол, хоть Дождь и редкостный гад, но хомяк его готов простить и отозвать заяву. «Пусть уже работает, старая скряга» - сказал наш хомячелло. Так и было решено.

На следующий утро хомяк вышел на крыльцо своей норы, в надежде потянуться и вдохнуть свежего утреннего воздуха, но учуял только запах сухой травы и нехватки кислорода. Создавалось впечатление, что дышать просто нечем. Днем стало совсем невмоготу. В то время когда наш герой ходил за порцией специй, на рыночной площади собрались зеваки и сплетники. Многие поговаривали о текущей засухе. От одного совсем плохо одетого и, откровенно говоря, дурно пахнущего хомяка, он услышал, что Дождь подался в бега, обидевшись по какому-то поводу на всех, скрылся за Высокие Горы.

Скажем к слову, что Высокие горы были таинственным местом для хомячиного отродья, и многие хомяки побаивались тех мест. В хомячих кругах ходило немало сплетен и дивных историй насчет них.

По пути домой он слышал, что кто-то поговаривает о том, что все это из-за того что какой-то засранец накатал заяву в «небесной канцелярии. Многие хаяли неизвестного, что пришлось делать и нашему Хомяку, чтобы не выглядеть подозрительно. В итоге нашему хомяку стало немного страшно, что его вычислят и потом никакого уважения в долине ему уже не сыскать. Да и урожаю его грозил полный и лаконичный корень одного полезного растения.

Наш хомяк решил идти искать Дождя. И чтобы не рассказывать долгих истории о его походе, так как и сам автор уже изрядно подофигел, что его короткая истории уже стала совсем не короткой, а идея была совсем простая. Решил упустить все мысли и прочие рассуждения нашего Хомячины. А тем более заниматься описанием всех прелестей и прочего окружающего его пространства.

В общем, Хомяк шел к «Высоким Горам». По дороге ему встретился боб. Да, самый настоящий разговаривающий боб. Такого наш хомяк еще не встречал. Звали боба, как не странно, Бобом, как одного старого зернозависимого и закадычного друга нашего Хомяка. Боб и Хомя быстро нашли общий язык. Боб был одиноким ковбойским бобом, ну вы таких, наверняка, знаете. Такие бобы постоянно улыбаются и много разговаривают. Таков был и наш новый знакомый. В общем, во всех смыслах того слова. Самый что не наесть настоящий разговаривающий боб – БОБ.

Они решили идти вместе к «Высоким Горам». Так как бобу приятно было болтать с хомяком, а узнав о причине надвигающейся засухи, он уверенно вызвался помочь своему новому другу Хомке в его деле.

Шли они весело и болтали, хоть уже было жарко невмоготу. Тут мимо мелькнула чья-то тень. Наши герои испугались, но собрав свои страхи в кулаки, они решали посмотреть, что это было. Оказалось, что это была большая сдобная булка. Да, и булка тоже разговаривала. Булка представилась и рассказала, что любит гулять по полям и собирать грибы. В общем, булка создала впечатление доброй и миролюбивой представительницей злаковой породы. Нашим героям нечего было бояться.

У Хомяка появились некоторые вопросы. Раньше ему не приходилось встречаться с говорящими бобами, сдобными и забавными булками. Он и не догадывался, что они могут говорить.

Но тут Боб внес ясность. «Ты, Хомяк, - сказал Боб – Хомяк из 10 поколения хомяков-джедаев, у вас есть много особенных талантов, в том числе и умение разговаривать с такими, как мы».

Ничего себе! - подумал Хомяк – так, значит, я супер-герой?
- Ты - избранный! Ты Избранный! я жду тебя уже много лет, чтобы помочь тебе в решающем деле – ответил Боб
- В каком еще деле?
- Ты должен спасти долину от засухи.
- Нифига себе ирония! - подумал Хомяк.
- Такова судьба. Я помогу тебе, Хомя, тем более, ты мне реально приятен.
Булка тоже хотела помочь, но Хомяк ее одернул:
- Нам не нужны в таком ответственном деле какие-то булки. Я хомяк-джедай 10 поколения с выдающимися способностями, а это мой друг Боб, Разговаривающий Боб, который специально ждал меня тут, чтобы помочь в великом деле. А ты просто булка. Иди, гуляй дальше по своим полям.

Булке пришлось покинуть забавную компанию.
- Да ты расист – сказал Боб.
- Я не расист, я просто не люблю злаковые и овсяное печенье. В особенности ненавижу картофель. А так я ко всем отношусь одинаково.
- Ладно, идем дальше. - предложил Боб.

Долго они еще шли, но автору совсем рассказ показался долгим, поэтому упустим их добрые беседы на тему расизма и прочего, главное впечатление о Хомяке уже сложилось. (Автор продолжает свое прикладное творчество в сфере фантастических историй).

В конном счете наши герои устали, до «Высоких гор» оставалось пару часов пути. Они оказались в каменистой пустыне. Хомяк был без сил, он попросил Боба сгонять к Дождю и передать свои извинения. Боб слетал, и вернулся.

Ну как прошло? – спросил Хомяк.
- Дождь ничего не понял, я же БОБ. Только ты меня понимаешь. Ты же хомяк-джедай 10 поколения. Придется идти тебе.

Все бы ничего, но они уже сильно устали, и Боб и Хомяк лишились сил пока один ходил, а другой без толка игрался на своем мобильном в зомби-хомяков.

Выход быт только один - съесть своего верного друга Боба, который предложил положить себя на алтарь во благо великой миссии. В первый в жизни хомяка стоял такой жестокий выбор. Отведать верного друга или вернуться назад в поле, и там, подкрепившись с новыми силами пойти в горы. Но Боб сообщил, что Дождь скоро из-за обиды совсем иссякнет, выплакав себя. Поэтому времени на это нет. Пришлось хомяку смириться с ужасной судьбой Боба. (Далее творчество для детей заканчивается – примечание автора).

Перед тем, как быть съеденным, Боб дал совет: «Пообещай больше не быть таким чудаком на букву м, если бы ты не обижался попусту, то ничего бы этого не произошло. Если бы ты умел прощать, ты бы сразу дал согласие Солнцу, если бы ты не был таким жлобом, ответил бы ему во второй раз, и если бы ты не был таким горделивым заразой, то булка была бы с нами (она была большая, и откусив от нее кусок, ничего бы не стало), а еще таким ленивым, у которого бы до игры в «зомби-бобов» еще хватило сил дойти. А теперь ты вынужден есть меня. Не будь больше таким!» - с печалью сказал друг Боб.

Хомяк плакал и раскаивался, доедая останки друга, он пообещал, что больше никогда не будет таким чудаком на букву м. Через боль и страдания он понял все. В конечном счете, он добрался к Дождю, и попросил у него прощения. В долине стало все как прежде хорошо.

Мораль сей сказки такова – не будь самолюбивым кренделем! Иначе будет хуже. А если уже стало хуже, лучше все равно не быть чудаком на букву м и решить проблему, пусть и сложным путем, но пока еще приемлемым, пока не пришлось лопать знакомых.

После разговора с Дождем Хомяк уснул. Проснулся он в своем доме в обнимку со стручком бобов. Заява на Дождь еще не была отправлена в «небесную канцелярию». Это был сон. Но Хомка теперь был совсем другим хомяком. Вместо насыщенной вечеринки в тот вечер шел дождь, Хомка посадил боб, и долго с ним разговаривал. Другие хомяки посчитали его странным, но это было терпимо. Главное - он все понял! - Не будь говном!

Теперь точно конец, кто читал - тот молодец!
Фуф. Не знаю, даже перечитывать не буду. То, что с первого раза вышло, пусть так и будет. Хотя перечитал таки и немного поправил. Не судите мои произведения творчества строго, я от души!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!