Какие народы населяли иран. Иранские народы

иранские народы россии, иранские народы дагестана
Всего: приблизительно до 200 млн.
Средний Восток, Средняя Азия, Малая Азия, Южная Азия, Закавказье и Северный Кавказ, Европа, Америка

Язык

Иранские языки

Религия

Преимущественно ислам, также зороастризм, христианство, бахаизм, езидизм, иудаизм.

Входит в

Индоевропейская семья

Родственные народы

Индоарийцы, Дарды, Нуристанцы, Индоевропейцы финно-угры Тюрки

Ира́нские наро́ды , Ира́нцы (перс. اقوام ایرانی‌تبار‎ aɣvâm-e irâni-tabâr, тадж. мардумхои эронӣ; ағвоми эронӣ-табор, осет. ирайнаг адæмтæ) - группа народов общего происхождения, разговаривающих на иранских языках арийской ветви индоевропейской семьи языков. настоящее время распространены на территории Ирана, Афганистана, Таджикистана; частично на территории Узбекистана, Пакистана, Турции, Крыма, Ирака, Сирии, Омана, Китая, Азербайджана, Грузии и южной России.

  • 1 Происхождение названия
  • 2 Этногенез
  • 3 Неоднозначность термина «иранцы»
  • 4 Иранские языки
  • 5 Древние иранцы
  • 6 Современные иранские народы
    • 6.1 История формирования
    • 6.2 Список современных иранских народов
  • 7 Культура и религия
    • 7.1 Большой Иран
      • 7.1.1 Иранская культура
      • 7.1.2 Внешнее влияние и народы с иранскими корнями
      • 7.1.3 Религии
    • 7.2 Осетия
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки

Происхождение названия

Индоевропейцы

Индоевропейские языки
Анатолийские · Албанский
Армянский · Балтские · Венетский
Германские · Иллирийские
Арийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские, Дардские
Италийские (Романские)
Кельтские · Палеобалканские
Славянские · Тохарские

курсивом выделены мёртвые языковые группы

Индоевропейцы
Албанцы · Армяне · Балты
Венеты · Германцы · Греки
Иллирийцы · Иранцы · Индоарийцы
Италики (Романцы) · Кельты
Киммерийцы · Славяне · Тохары
Фракийцы · Хетты курсивом выделены ныне не существующие общности
Праиндоевропейцы
Язык · Прародина · Религия
Индоевропеистика
п·о·р

Этноним «иранцы» происходит от исторического названия «Иран» (пехл. ērān, перс. ايراﻥ‎), произошедшего от древнеиранского a(i)ryāna - арийская (земля), (земля) ариев. Ср. авест. airyana- «арийский», airyō.šayana «обиталище ариев», airyå daiŋʹhāwō - «стра́ны ариев», парф. и согд. aryān «Иран», алан. *alān «алан».

Этногенез

Происхождение ираноязычных народов связано с распадом индоиранского континуума, происходившим приблизительно в начале II тыс. до н. э. на бывшей территории древней, по всей видимости, доиндоиранской Бактриано-Маргианской культуры (Средняя Азия и Афганистан). результате появились изначально компактные общности индоариев, митаннийцев и собственно иранцев, оказавшиеся разделёнными географическими и лингвистическими барьерами. С конца II по конец I тыс. до н. э. происходит широкая экспансия ираноязычных племён из Среднеазиатского региона, в результате которой иранцы оказываются расселены на значительных территориях Евразии от запада Китая до Месопотамии и от Гиндукуша до Северного Причерноморья.

Неоднозначность термина «иранцы»

В современном употреблении словом «иранцы» чаще обозначают жителей современного Ирана, особенно персоязычных, что прежде всего связано с официальным переименованием в 1935 году этой страны из «Персии» в «Иран». Между тем сам термин «Иран» изначально употреблялся для куда более обширного региона, включающего также Афганистан и юг Средней Азии (Большой Хорасан). Для различения понятий «современное государство Иран» и «исторический Иран» для последнего употребляют выражение «Персия».

Кроме того, сам термин «Иран» связан прежде всего с персидским языком и персидской эпической традицией (см. Шахнаме). У других ираноязычных народов складывались свои обозначения на базе общего древнего этнонима, например, у предков осетин: alan < *aryāna.

Иранские языки

Основная статья: Иранские языки

Иранские языки - группа внутри арийской ветви индоевропейских языков, наиболее близки к ним языки индоарийские и дардские, происходящие с ними из одной индоиранской общности, которая распалась приблизительно в нач. II тыс. до н. э.

В результате миграций на значительные расстояния и усиливающейся изоляции иранское единство распадается в нач. I тыс. до н. э., поэтому иранская языковая группа сильно дифференцирована, и языки крайних её ветвей совершенно не взаимопонимаемы.

Для новоиранской общности характерно многовековое господство персидского разговорного и литературного языка (и его близкородственных ветвей в виде языка дари и таджикского) и подавление им остальных иранских языков, наследие чего наблюдается и по сию пору.

Древние иранцы

Скифы. Прорисовка сосуда из Куль-Обы Персидские воины. Рельеф в Персеполисе.

К концу I тыс. до н. э. иранские народы расселились на огромных территориях, включавших Иранское плато, Среднюю Азию, Гиндукушский регион вплоть до Инда, Синьцзян, Казахстан, степи к северу от Кавказа и Черного моря.

Вслед за иранскими языками древние иранские народы иногда принято делить на западных и восточных, хотя для самих древних иранцев такое деления вряд ли было актуальным, поскольку в I тыс. все иранские языки были ещё очень близки друг к другу и взаимопонятны. Гораздо актуальнее было различие по хозяйственному типу: одни иранские народы были оседлыми земледельцами или горными полуоседлыми пастухами, другие освоили кочевой образ жизни.

  • Оседлые и полуоседлые народы
    • древние персы
    • мидяне
    • парфяне
    • сагартии
    • сатагитии
    • зарангианы
    • арахозии
    • маргианцы
    • бактрийцы
    • согдийцы
    • хорезмийцы
  • Кочевые народы
    • саки
      • саки Хотана, ставшие оседлым народом.
    • массагеты
    • парны
    • скифы
    • сарматы
      • языги
      • роксоланы
      • аланы
    • эфталиты
    • хиониты

Современные иранские народы

История формирования

По сравнению с древней эпохой этническая карта современных иранских народов претерпела существенные изменения. Основными вехами здесь стали:

  • Дезинтеграция начиная с III в. н. э. мира ираноязычных кочевников в евразийских степях и постепенная ассимиляция его со стороны тюркских кочевников и славян. На Северном Кавказе и в Волго-Донских степях долго сохранялся полукочевой аланский этнос, окончательно утративший гегемонию в XIII-XIV вв. после нашествий монголов и Тамерлана. Остатком его, не подвергшимся языковой ассимиляции, являются нынешние осетины.
  • Экспансия сначала среднеперсидского, а потом и его потомка новоперсидского языка на всё пространство Большого Ирана и ассимиляция им многих местных иранских наречий. результате формируется обширная персо-таджикская общность от Хамадана до Ферганы, разговаривающая на близкородственных диалектах. Несколько обособлена оказалась только общность татов в северном Азербайджане.
  • Экспансия курдов из районов центрального Загроса в верхнюю Месопотамию и Армянское нагорье.
  • Экспансия дейлемитов из прикаспийского региона, в результате чего на запад распространяются племена зазаки и гурани, интегрированные впоследствии в курдскую общность.
  • Вытеснение языка азери в Азербайджане огузскими диалектами тюркской семьи. Остатками его являются говоры тати и талышский язык.
  • Миграция полукочевников Горгана и формирование белуджей в современном Белуджистане.
  • Экспансия пуштунов в Афганистане на запад и север.
  • Обширное, но далёкое от завершения вытеснение тюркскими наречиями таджикского языка в Средней Азии и северном Афганистане и формирование узбекской нации с сильными оседлыми иранскими традициями.

Список современных иранских народов

Дариуш Талаи, иранский музыкант с таром Пожилой таджик Пуштуны: губернаторы афганских провинций Хазарейский мальчик из Мазари-Шарифа Пашаийский юноша в национальной одежде. Белуджский крестьянин в Пакистане
  • Персы и Таджики (перс., дари فارسان، پارسان، ایرانی‌ها، تاجیک‌ها fårsån, pårsån, irånihå (īrånīhå), tåjikhå (tåjīkhå), тадж. форсон, порсон, эрониҳо, тоҷикҳо). Персы проживают в основном на территории Ирана, частично в Афганистане и Узбекистане. Таджики проживают в основном в Таджикистане, Афганистане, частично в Узбекистане. Проблема соотношения персов и таджиков, диалекты которых представляют континуум, далека от ясности, что особенно видно на примере Афганистана, в западных областях которого персоязычное население (парсиваны, фарсиваны) близко по языку, религии и традициям к персам иранских областей Хорасан и Систан, а в восточных областях персоязычное население называется «таджиками» и тяготеет к таджикам Таджикистана. При этом одним из государственных языков страны признаётся язык дари, общий для всех персо-таджиков Афганистана, но основанный на персо-таджикском диалекте Кабула. Сами персо-таджики Афганистана обычно различают себя по религии (шиизм/суннизм) и противопоставляют себя кочевникам и полукочевникам как дехкане (دهقان/دهغان), то есть оседлые земледельцы.
  • Пуштуны (пашто پښتون зап. paṣ̌tún, вост. paxˇtún мн.ч. پښتانه зап. paṣ̌tānə́, вост. paxˇtānə́), они же афганцы , восточноиранский народ, с традиционным кочевым и полукочевым бытом и разветвлённым племенным делением, проживающий в Афганистане и Пакистане.
  • Пашаи (перс. پشه‌ای‎) - (самоназвание лагманцы, пашаи) юго-восточный иранский народ, в Афганистане (в горных долинах притоков рек Кабул и Кунар) и в провинции Хайбер-Пахтунхва современного Пакистана. Численность 100 тыс. человек. Говорят на языке пашаи индоарийской ветви индоевропейской семьи. Распространены также языки дари и пушту. Пашаи большинство - мусульмане-сунниты незначительное меньшинство является мусульмане-исмаилиты.
  • Курды (курд. Kurd /کورد, курд. Kurmancî /کورمانجی) - западноиранский народ, основная территория проживания между Турцией, Ираком, Ираном и Сирией. Обладают племенным (родовым) делением и разговаривают на многочисленных диалектах, группируемых в два больших наречия: курманджи (северокурдское) и сорани (южнокрудское). Последнее значительно более дробно, часто из него выделяют также леки, келхури, фейли и др. По этническим традициям к курдам примыкают также носители резко отличных языков зазаки (народность заза ) и горани.
  • Белуджи (белудж. بلوچ balōč) - кочевой и полукочевой этнос с племенным делением. Основной территорией которого являются пакистанская провинция Белуджистан и иранский остан Систан и Белуджистан.
  • Мазендеранцы и гилянцы (мазенд. مزرونی، تاپوری mazruni, topuri, гил. گیلک giläk) - довольно многочисленные народности южного Прикаспия, языки которых не обладают в Иране никаким статусом и обычно рассматриваются как диалекты персидского языка, хотя генетически довольно далеки от него.
  • Луры и бахтиары (لر، بختیاری lor, baxtiyårī) - традиционно кочевые и полукочевые племена Западного Ирана, проживающие в горах Загроса. Разговаривают на диалектах, родственных персидскому языку.
  • Памирские народы - совокупность разнородных высокогорных этносов, разговаривающих на различных восточноиранских языках (шугнанцы, рушанцы, бартангцы, орошорвцы, хуфцы, сарыкольцы, язгулямцы, ишкашимцы, сангличцы, ваханцы, мунджанцы, йидга) Проживают в горных областях Таджикистана и Афганистана, а также Пакистана и Синьцзян-уйгурского автономного района Китая. Также к ним примыкают ягнобцы (ягноб. яғнобӣ), наречие которых представляет собой последний реликт согдийского языка.
  • Осетины (осет. ирон, дигорон) - в основном ираноязычный народ, ало-местно-кавказскими происхождения большинство осетин христиане. силу долгой изоляции значительно отличаются от всех остальных иранцев.
  • Хазарейцы (хазар. azōra) - потомки монгольских воинов, осевших в высокогорных областях Афганистана, смешавшихся с местным населением и усвоивших местный персо-таджикский диалект.
  • Чараймаки (тюрк. «четыре племени») - совокупность кочевых и полукочевых племён на западе Афганистана и востоке Хорасан, в основном тюркское происхождение.
  • Таты (тат. tat, parsi) - народ Закавказья персидского происхождения, язык которых в силу изоляции и архаичности выходит за рамки собственно персо-таджикской диалектной общности.
  • Талыши (талыш. толыш) - народ иранского происхождения, сформировавшийся на значительном кавказском субстрате с ареалом проживания на территории Ирана и Азербайджана.
  • Ясы (венг. Jászok, осет. Ястæ) - иранский народ в Венгрии. По вероисповеданию христиане-католики.

Существуют также другие локальные группы иранцев - носители отдельных «малых» языков, которые обычно этнически не отделяют себя от окружающего их иранского народа (персов, пуштунов, курдов) и часто двуязычны.

  • Носители говоров тати, распространённых островками среди иранских азербайджанцев («азербайджанские персы»).
  • Носители разнородных языков Семнана (см. Семнан)
  • Носители центральноиранских диалектов (раджи)
  • Конфессиональная общность зороастрийцев Йезда и Кермана, носители северо-западного иранского языка дари.
  • Носители диалектов Фарса и Ларестана.
  • Башкарди - народность на юго-востоке Ирана в провинции Хормозган на побережье Оманского залива (юго-западные иранские диалекты)
  • Кумзари - народность в ОАЭ, Омане и островах Ормузского пролива (юго-западные диалекты)
  • Заза и горани, носители языков прикаспийского происхождения, интегрированные в курдскую общность.
  • Ормуры и парачи - носители изолированных северо-западных диалектов, распространённых островками в Афганистане среди пуштунского и таджикского населения.
  • Ванеци - группа пуштунов с языком ванеци, сильно отличающимся от других диалектов пашто.

Кроме того, в арабских странах Персидского залива проживают персоязычные группы иранского происхождения: аджамы (Бахрейн) и хувала (ОАЭ, Кувейт, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн)

Проживающие в ираноязычных регионах иудеи являются носителями разнообразных еврейско-иранских языков

Культура и религия

Большой Иран

См. также: Паниранизм

Иранская культура

Большинство иранских народов принадлежат культурно-историческому региону Большого Ирана, культура которого складывалась с нач. II тыс. до н. э. и на протяжении I тыс. до н. э. на базе восходящих к праиндоевропейским традициях древних ариев и культуры доиндоевропейского населения Средней Азии (БМАК), Гиндукуша и Иранского плато (Элам, Манна). На протяжении всей истории значительное влияние на иранские народы оказывали межэтнические контакты с Ближним Востоком, особенно с цивилизациями Месопотамии, а в дальнейшем и греками, индоариями, тюрками и др.

Большое влияние на формирование общеиранской культуры оказал зороастризм (маздеизм) - пророческая религия, ставшая основной формой национальных верований древних иранцев. Пережитки зороастризма до сих пор заметны в традициях народов, населяющих Большой Иран, в том числе и тюркоязычных. Близкими к зороастризму были зурванистские верования. древнем ираноязычном мире также были распространены буддизм, манихейство и христианство.

Политическая культура иранцев формировалась под влиянием обширных империй, основываемых ираноязычными династиями: Ахеменидской, Аршакидской, Кушанской и прежде всего Сасанидской, в которой широко пропагандировался зороастризм и идея «Иранского царства» (пехл. Ērān-šahr).

Сасанидская держава была уничтожена непосредственно воинами арабских халифов (VII в.), что знаменовало собой начало распространения в Большом Иране ислама. Со времени завершения в целом исламизации иранцев (X в.) совпадает национальное возрождение иранской культуры и возвышения новоперсидского языка под эгидой Саманидов и последующих тюркских династий. Это время составления поэтического свода национального иранского эпоса Шахнаме, собранного из доисламских преданий, восходящих к Авесте и народным сказаниям об иранских царях и героях. Начиная с этой эпохи персидское культурное влияние распространяется на обширных пространствах мусульманского мира от Малой Азии и Румелии до Восточного Туркестана и Северной Индии. С классической персидской поэзией в иранском мире тесно связано широкое развитие суфийского движения.

Традиционная иранская культура основана на преимущественно земледельческом укладе. Земледелие в иранском регионе издавна носило интенсивный оазисный характер, с широким использованием орошения. Основной зерновой культурой является пшеница, в меньшей степени рис. Важным элементом иранской жизни также является сад. Города из административных центров (šahr(estān) - «место власти») разрастались в крупные торговые, ремесленные, религиозные и культурные поселения. Иранцев разных вероисповеданий объединяют многие общие верования и традиции, наиболее яркой из которых является встреча Нового года Новруз.

Несмотря на существование в древности различных по языку иранских народов, бо́льшая часть оседлого населения Большого Ирана (دهقان dehqɒn «крестьянин») перешла на персидский язык, распространившийся от Ферганы до Хузестана. Значительные ареалы других иранских языков сохранились только в регионах, обладающим существенным культурно-хозяйственным своеобразием. Прежде всего это высокогорные долины Памира и лесистая и увлажнённая Прикаспийская низменность, где хозяйство также основано на земледелии, а также области, где основу традиционной экономики составляет полукочевое или горное отгонное скотоводство - Курдистан, Лурестан, Белуджистан и земли пуштунов. Скотоводческие иранские народы обладают большим культурным своеобразием и часто подчиняют свою жизнь традиционным кодексам чести и общественных устоев, как Пуштунвалай у пуштунов или Марай у белуджей.

Внешнее влияние и народы с иранскими корнями

Иранская культура оказывала большое влияние на народы Ближнего Востока, Кавказа, Южной Азии, а также евразийских кочевников и их потомков в разных испостасях: в виде культуры ираноязычных кочевников, космополитичной империи Ахеменидов, национально-теократической державы Сасанидов или персо-мусульманской культуры. Взаимодействие с иными народами региона Большого Ирана и обширная ассимиляция ираноязычного населения в новых этноязыковых общностях привела к проникновению многих элементов иранской культуры в традиции неираноязычных народов. Этногенез многих тюркоязычных народов (азербайджанцы, оседлые туркмены, узбеки, уйгуры) происходил на значительном иранском субстрате. Также иранскими группами, перешедшими на индоарийские языки, считаются парсы и джаты.

Религии

Большинство современных иранских народов поделено между двумя направлениями ислама :

  • сунниты : таджики, пуштуны, белуджи, южные талыши (приверженцы суфийского ордена накшбанди), некоторая часть осетин, курды (в основном шафиитский мазхаб).
  • шииты-двунадесятники : персы, часть иранских курдов и большинство малых народов Исламской республики Иран (мазендеранцы, гилянцы, семнанцы и др.), северные талыши, таты, фарсиваны запада Афганистана (прежде всего гератцев), хазарейцы.

Другие шиитские течения представлены:

  • исмаилитами - среди памирских народов;
  • алевитами - среди народа заза
  • сектой Ахл-е Хакк - среди горани и части соседних курдов.

Некоторая часть курдов исповедует езидизм - синкретическое течение, сильно отошедшее от ислама и вобравшее в себя многие доисламские иранские верования. Зороастризм сохранился только в виде йездской и керманской общин, представители которых в Новое время расселились по другим крупным городам Ирана. настоящее время большинство зороастрийцев Ирана проживает в Тегеране. Иудаизм исповедуют ираноязычные группы персидских, горских и бухарских евреев.

  • Православное христианство - среди осетин (ираноязычный народ, проживающий на Кавказе)

Осетия

По-иному сложилась судьба другого исторического ираноязычного региона - Алании, являвшейся последним остатком мира скифо-сарматских кочевников. Интенсивные связи аланских и других сарматских племён с оазисами Средней Азии, прежде всего с Хорезмом и Согдом, населёнными родственными ираноязычными народами, не прекращались вплоть до конца I тыс. н. э., когда аланы стали всё больше сближаться с местными народами Северного Кавказа и втягиваться в орбиту влияния Византии. Остатки аланов в виде современных осетин сформировались на значительном северокавказском субстрате и фактически являются кавказским народом с традиционной северокавказской культурой, но с заметными иранскими корнями.

Отличительной особенностью осетин является исповедание православного христианства, проникавшего с византийскими проповедниками Аланской епархии начиная с VII-VIII в., но окончательно насажденного только с вхождением Осетии в состав Российской империи. Народное православие осетин насыщено элементами традиционных верований, восходящих как к кавказскому субстрату, так и к арийской религии аланов. Важную роль в культуре осетин играет общесеверокавказский Нартовский эпос, включивший значительные индоиранские элементы, восходящие к верованиям аланов и скифов.

В настоящее время идет активное сближение культур с родственными иранскими народами.

См. также

  • Большой Иран
  • Иранские языки
  • Таджики

Примечания

  1. «The Paleolithic Indo-Europeans» - Panshin.com . Retrieved 4 June 2006.
  2. Измайлова А.А Талыши (Этнокультурные процессы).
  3. E. Ehlers. AGRICULTURE in Iran
  4. M. Bazin. BĀḠ ii. General
  5. (people). Article from the Encyclopædia Britannica

    The Azerbaijani are of mixed ethnic origin, the oldest element deriving from the indigenous population of eastern Transcaucasia and possibly from the Medians of northern Persia. This population was Persianized during the period of the Sāsānian dynasty of Iran (3rd-7th century ce).

  6. Азербайджанцы в БСЭ
  7. B.S. Dhillon: History and Study of the Jats, ISBN 1-895603-02-1

Ссылки

  • Encyclopaedia Iranica

иранские народы дагестана, иранские народы мира, иранские народы россии, иранские народы севера

Иранские народы Информацию О



Историю подавляющего большинства иранских языков также невозможно проследить из-за отсутствия или недостаточности письменных памятников при том, что некоторые языки и до сих пор остаются бесписьменными или малописьменными. Уверенно можно говорить о развитии персидского языка, история которого может быть прослежена с VI ст. до Р.Х., о тесной связи с ним таджикского, а также о продолжении согдийского языка в современном ягнобском. Даже на вопрос о диалектологической принадлежности языка Авесты до сих пор нет однозначного ответа (Оранский И.М ., 1979, 33). С другой стороны, персидский язык на протяжении многих столетий оказал большое влияние на другие иранские языки и персидские заимствования нередко вытесняли из бесписьменных и малописьменных языков исконную лексику, которая теперь утрачена навсегда.

Следовательно, исследовать родственные отношения иранских языков чрезвычайно сложно. Отбор лексического материала начался еще до выхода в свет четырехтомного Этимологического словаря иранских языков (Расторгуева В.С., Эдельман Д.И . 2000-2004, Эдельман Д.И . 2011). В этой работе встретились те же трудности, с которыми столкнулись составители указанного словаря:


Приходится… мириться с неизбежными лакунами, которые объясняются либо недостаточностью известного материала того или иного языка (например, отсутствием фиксации слова в текстах вымерших языков, отсутствием словарей некоторых живых языков и диалектов), либо утратой слова в каком-либо языке при замене его инновационным собственным словом или заимствованием (Эдельман Д.И . 2005, 8).


Кроме Этимологического словаря иранских языков, для отбора лексического материала были использованы четыре тома Историко-этимологического словаря осетинского языка (А. Абаев В. И., 1958-1989), Этимологический словарь пушту (Morgenstierne Georg Valentin , 1927) и двуязычные словари таких языков: осетинский, курдский, талышский, гилянский, персидский, пушту, таджикский, дари, язгулямский, шугнанский, рушанский (с хуфским), бартангский, ягнобский, сарыкольский. Данные об основных закономерностях фонетических соответствий между иранскими языками были взяты из работ Соколова (Соколов С. Н ., 1979, 127-235), особенности талышской консонатизма учитывались по работе Миллера (Миллер В.В. , 1953, 53-57). В процессе анализа было выяснено, что искусственный язык дари, персидский и таджикский можно объединить в один язык, как имеющий общее происхождение. Общее происхождение имеют также шугнанский, рушанский и бартангский языки. Они тоже были объединенные в одну группу памирских языков. Очевидно вторую группу памирских языков составляют ваханский и ишкашимский, лексика которых не изучена из-за отсутствия словарей. Особенную трудность представляло исключение многочисленных арабских заимствований, искажающих исконные родственные связи иранских языков. Эта кропотливая работа еще не завершена, но, судя по всему, не выявленых арабизмов в разных языках не должно остаться много. Вся отобранная для исследования лексика была сведена в таблицу-словарь иранских языков, который можно найти среди других на странице Этимологические словари-таблицы , размещенной на моем сайте "Альтернативная историческая лингвистика ".

Всего для анализа в таблицу-словарь иранских языков было внесено 1776 изоглосс. 281 из них было признано общеиранскими и еще несколько – производными. Общими иранскими словами считались такие, которые встречались в большинстве иранских языков (большей частью в девяти из десяти), а также слова, общие для всех индоевропейских языков в предположении, что эти слова принадлежат общему иранскому лексическому фонду. После этого анализа было подсчитано количество общих слов в парах отдельных иранских языков. Результаты подсчетов приведены в таблице 8. Здесь по большой диагонали проставлено количество слов, взятых для анализа из каждого языка. На основании проведеных подсчетов была составная схема родственных отношений иранских языков, показанная на рисунке 36.


Таблица 8. Количество общих слов в парах иранских языков


Язык осет. ягноб курд. афг. тал. перс. памир гилян. язгул. сарык белуд
осетин. 463
ягноб. 245 596
курд. 225 273 678
афган. 206 301 366 709
талыш. 128 207 304 279 513
персид. 244 369 437 527 339 842
памир. 137 276 230 304 182 341 613
гилян. 97 184 258 266 262 363 197 464
язгулям. 115 208 178 227 128 244 327 128 457
сарыкол. 69 144 127 156 98 176 259 107 176 353
белудж 59 97 118 110 78 125 80 72 57 46 171

При построении схемы было отчетливо видно, что для некоторых языков явно недостает лексического материала. Действительно, использованные словари ягнобского, талышского, гилянского, язгулямского, сарыкольского языков были довольно малого объема. Кроме того, выяснилось, что некоторые данные о связях пары языков противоречат их связям с другими языками, потому что на древние родственные отношения наложились позднейшие взаимовлияния на новых территориях поселений в Средней Азии.


Слева: Схема родственных отношений иранских языков


Влияние персидского на другие иранские языки общеизвестно, но распространены также заимствования из таджикского и дари, а древний согдийский язык оказал определенное влияние на памирские языки, когда согдийцы продвинулись в долины Памира. Обусловленные этими влияниями заимствования почти невозможно обнаружить. Таким образом, структура древних взаимоотношений иранских языков в настоящем искажена и ее настоящий вид не может быть воспроизведен на основе современной лексики. Однако приближенная версия утраченной структуры составляется без особых усилий при некоторых условностях – там, где противоречат данные одних пар языков, на помощь приходят данные других пар. Это особенность графоаналитического метода.

То, что схема недостаточно хорошо отражает пространственное расположение некоторых иранских языков, стало очевидным при поиске соответствующих для них ареалов. При известном расположении прародины было ясно, что территория, на которой расселились иранцы в последующее время и на которой произошло членение ранее общего их языка, должна была бы находиться где-то на восток от верхнего и среднего Днепра, и именно здесь была сделана попытка размещения полученной модели родства.



Справа: Прародина иранцев и направления миграций индоевропейских племен.


Предполагаемое расположение ареалов формирования иранских языков показано на рис. 37. Расселившись,иранцы заняли большое пространство между Днепром и верхней Окой и Доном вплоть до берегов Азовского моря. Большое количество наявных здесь ареалов затрудняет размещение полученной схемы, в которой недостает многих языков. С большой долей уверенности можно говорить о размещении на карте языков верхней части схемы, принимая во внимание особое своеобразие осетинского языка, который характеризует

его особая близость к языкам европейского ареала – славянским, балтийским, тохарскому, германским, италийским, кельтским. По ряду признаков – лексических, фонетических, грамматических – осетинский язык, порывая с другими индоиранскими языками, смыкается с перечисленными индоевропейскими языками (Абаев В.И. , 1965, 3)


Принимая во внимание эту особенность можно предполагать, что ареал осетинского языка располагался по соседству с ареалами индоевропейских языков и, кроме того, предки осетин должны были дольше других иранцев оставаться в контакте с индоевропейцами, будучи последними в движении иранцев на юг. В связи с этим полученная модель родства иранских языков была расположена так, чтобы ареал осетинского языка оказался по соседству с тохарским, т.е. накладывался на в бассейне Сожа между Днепром и Ипутью. Это определяло локализацию этноформирующих ареалов остальных иранских языков. Ареал ягнобского языка должен был располагаться между Ипутью, Днепром и Десной, а ареал курдского языка – между Десной, Сеймом и верховьями Оки. При этом ареал белуджского языка следуют разместить на прародине иранцев в бассейне Жиздры между Десной, Угрой и Окой. Более-менее хорошо размещается ареал языка пушту между Днепром, Сулой и Десной и ареал талышского в верхнем течении Оскола на правом берегу Дона между реками Сосной и Тихой Сосной.

Ареал персидского языка находящийся в самом центре схемы, ограничен реками Оскол и Сейм. Юго-западная граница идет по Северскому Донцу, а далее к Сейму природный рубеж четко не выражен. При этом ареал по обоим берегам Псла оказыввается пустым. Очевидно на этих маленьких ареалах сформировались диалекты давшие начало некоторым памирским языкам, родственным шугнанскому. Ареал гилянского языка должен располагаться между Осколом и Доном. Однако его юго-восточную границу обозначить сложно, ибо она зависит от расположения ареала мазандеранского языка, который не включен в модель родства ввиду отсутствия данных. Учитывая современные места поселений мазандеранцев, их прародину можна предполагать восточнее ареала гилянцев.

В результате оказалось, что так называемые "восточноиранские" языки в действительности расположены на западе иранской территории и тянутся вдоль левого берега Днепра. Соответственно, "западноиранские" тянулись вдоль левого берега верхней Оки и правого берега Дона по соседству с поселениями финно-угров.



Рис. 37. Территория формирования иранских языков в ІІ тыс. до н.э.


На карте границы этноформирующих ареалов обозначены красными и синими точками. При этом синие точки маркируют также границу между "западными" и "восточными" иранскими языками.


Принятое размещение ареалов иранских языков подтверждают выявленные факты влияния языкового субстрата предыдущего населения.

Ввиду отсутствия данных для некоторых из современных иранских языков и их недостаточности для других особые трудности возникают с размещением ареалов для сарыкольского, язгулямского и языков памирских народов. Для группы языков, в которую мы включили шугнанский, бартангский и рушанский нет иного места как между Ворсклой и Осколом. Северский Донец, разделяющий этот ареал мог быть границей между диалектами, давшими начала каким-то языкам этой группы еще во времена пребывания иранцев в этих местах. Ареал язгулямского должен быть где-то южнее, а ареал сарыкольского, место которого на в модели родства далеко отстоит от остальных языков, должен бы был находиться в излучине Дона. Более точное его размещение зависит от связей с мазандаранским, степень которых остается под вопросом. Вдоль побережья Азовского моря имеется еще несколько ареалов, на которых могли формироваться другие иранские языки, не взятые для анализа. Возможно в одном из них ближе к прародине первой группы памирских народов была прародина предков современных ваханцев и ишкашимцев.

Размещение ареала белуджского языка по соседству а ареалом вепсов, основанное на имеющихся скупых данных его связей с другими иранскими подтверждается наличием общих слов в вепсском и белуджском языках. Например вепсскому слову naine «невестка» хорошо соответствует бел. na’ānē «дочь» при janaine «женщина». Ясно, что при дуально-родовой организации первобытного общества, когда мужчины должны были брать жены женщин из другого рода, одна и та же женщина для родителей-белуджей была дочерью, а для семьи ее мужа – невесткой. Таким образом, не только лексическая параллель, но такое свидетельство о типичных брачных союзах подтверждают соседство вепсов и белуджей. Возможно, бел. pērok "дед" соответствует вепс. per’eh "семья". К. Хяккинен считает, что фин. paksu , эст. и вепс. paks "толстый" заимствованы из иранских языков, но приводит в соответствие только бел. baz "густой, плотный" (Häkkinen Kaisa . 2007, 860). Из других иранских подобное слово обнаружено только в осетинском – bæz "тучный, жирный". Предки осетин и белуджей были соседями на прародине. Лексического материала из белуджского языка пока недостаточно, но был проведен сравнительный анализ лексики вепсского языки с другими иранскими языками. В результате этого анализа выяснилось, что наибольшее количество общих слов с вепсским имеет курдский язык – 76, далее идут осетинский – 65 общих слов с вепсским, персидский – 62, талышский – 61 слово, гилянский – 56, пушту – 45 общих слов. На карте можно видеть, что ареалы курдского и осетинского языков лежат ближе всех, если не считать ареала белуджей, к ареалу вепсского языка, и языковые контакты между населением этих ареалов также должны были быть достаточно тесными.

Вот примеры курдско-вепсских лексических параллелей, для некоторых из которых имеются также соответствия в других прибалтийско-финских языках:

курд. çerk "капля" – вепс. čirkištada "капать";

курд. cirnî "корыто" – вепс. kurn "желоб";

курд. e"ys "радость" – вепс. ijastus "радость";

курд. e"zim "прекрасный" – вепс. izo "милый", фин. ihana "чудесный, прекрасный";

курд. hebhebok "паук" – вепс. hämähouk , фин., карел. hämähäkki "паук";

курд. henase "дыхание" – вепс. heńktä , фин. hengittää , эст. hingake "дышать",

курд. hîrîn "ржание" – вепс. hirnaita , фин. hirnua , эст. hirnuma "ржать",

курд. kusm "страх" – вепс. h’ämastoitta "пугать";

курд. semer "тьма" – вепс. hämär "сумерки", фин. hämärä "сумеречный".

Последняя параллель хорошо соответствует закономерностям фонологии прибалтийско-финских языков, что может свидетельствовать о заимствовании финских слов из курдского. В этимологическом словаре современного финского языка, напротив, утверждается, что источником заимствования является древнегерманское слово, якобы представленное исландским sámur "темный, грязный" (Häkkinen Kaisa . 2007, 238). Однако в авторитетном словаре древнеисландского языка слово sámr считается заимствованным из финского (Cleasby Richard, Vigfusson Gudbrand. 1874 ). Есть также курдско-вепсские параллели, которым имеются соответствия в одном или двух других иранских языках:

курд. çeqandin "втыкать", тал. čəgətəq "колоть" – вепс. čokaita "воткнуть";

курд. xerez "скорость" – вепс. hered "скорый";

курд. miraz , тал. myrod, гил. məriz "желание" – вепс. mairiš "потребность";

курд. pirtîn "трепет" – вепс. pirpitada "трясти".

Кроме того, имеется несколько десятков слов, общих для курдского, вепсского и еще для трех или более иранских языков.

С ареалом мордовского языка граничат ареалы курдского и талышского языков. Соответственно, из всех иранских языков, кроме осетинского, талышский и курдский имеют наибольшее количество общих слов с языками мокша и эрзя – по 62. В осетинском языке таких слов 67, но часть из них происходит от времен более поздних языковых контактов между мордвой и предками осетин в скифское время. Следует при случае отметить, что приводимые здесь численные данные о связях отдельных пар языков не исчерпывают их настоящего количества и используются лишь до сравнения между собой, будучи взятыми из одной и той же представительной выборки сем. При увеличении объема выборки мы получим новые данные, которые должны сохранить свое соотношение. Примеры сепаратных связей между талышским и языками мокша и эрзя приведены в таблице 9.


Таблица 9. Мордовско-талышские сепаратные лексические связи.



Из числа возможных курдско-мордовских сепаратных связей могут быть приведены такие примеры:

курд. leyi "ручей" – мок. ляй , эрз. лей "река",

курд. çêl "корова" – мок. скал "телка", эрз. скал "корова",

курд. sutin "тереть" – мок. сюдерямс "гладить",

курд. ceh "ячмень" – мок. чуж , эрз. шуж "ячмень".

Как было показано в разделе , фракийцы, т.е. предки албанцев, поселились в между реками Тетерев, Рось и Днепр. На противоположном берегу Днепра располагались ареалы предков пуштунов и ягнобцев. Соответственно, албанский язык больше всего соответствий из всех иранских языков должен иметь в афганском (пушту). Вот некоторые примеры:

пушт. bus "мякина" – алб. byk "то же",

пушт. gah "время" – алб. kohё "то же",

пушт. ləg’ər "голый" – алб. lakurig "то же",

пушт. peca "часть" – алб. pjesё "то же",

пушт. tar. əl "вязать" – алб. thur "то же",

пушт. xwar "рана" – алб. varrё "то же",

Найдены также немногочисленные (из-за малого объема словаря) примеры языковых связей фракийцев с другими соседями – предками согдийцев и ягнобцев:

алб. hingеllin "ржать" – ягн. hinj"irast "то же",

алб. anё "берег" – ягн. xani "то же",

алб. kurriz "спина" – ягн. gûrk "то же".

Как уже указывалось, западной границей иранской области был Днепр. За Днепром в лесной и лесостепной полосе в то время должны были оставляться еще предки тохарцев, балтов, славян, германцев, кельтов, фригийцев, армян, фракийцев. Ранее мы определили ареал формирования тохарского языка между Днепром и Березиной. Следовательно, тохарцы должны были соседствовать с предками осетин. Древние языковые контакты между этими двумя народами подтверждают это. В своих работах Абаев представлял такие примеры лексических соответствий осетинского с тохарским:

тох. ānkar "клык" – осет. assyr "то же",

тох. eksinek "голубь" – осет. äxinäg "то же",

тох. aca-karm "удав" – осет. kalm "змея",

тох. káts живот – осет. qästä "то же",

тох. kwaš "село" – осет. qwä "то же",

тох. menki "меньший", лит. meñkas "малый" – осет. mingi "маленький, мало",

тох. porat "топор" – осет. färät – "то же",

тох. sám враг" – осет. son "то же" (А. Абаев В. И., 1965),

тох. witsako "корень" – осет. widag "то же".

Правда, Абаев полагал, что эти соответствия происходят от скифских времен, но на то время тохарцы должны были уже достичь Центральной Азии.

Когда же тохарцы оставили свою прародину, их ареал заняли балты, расширив свою территорию до Днепра. В это время произошло разделение балтийских языков на два диалекта – восточный и западный. На территории старой прародины балтов западнее Березины сформировался западный диалект, из которого позднее развились языки прусский и ятвяжский, а в ареале между Днепром и Березиной сформировался восточный балтийский диалект, из которого развились литовский, латышский, земгальский, куронский языки.




Карта поселений иранских и германских племен в ІІ тыс. до н.э. .


Таким образом, восточные балты вошли в прямой контакт с предками современных осетин. Конечно, это сказалось на их языке, и определенные языковые связи осетинского языка с восточнобалтийскими можно выявить. Многие из них приводит Абаев в своем историко-этимологическом словаре осетинского языка, но и их он относит к скифскому времени (А. Абаев В. И., 1958-1989), что тоже, в принципе, возможно для какой-то части из них. Примеры лексических параллелей восточнобалтийских языков с другими языками говорят о том, что древние восточные балты имели наиболее тесные контакты с предками северных германцев и осетин.

Пребывание иранцев на определенной нами территории их первоначального расселения в определенной степени подтверждается данными топонимики. на территории Украины и России в принципе довольно многочислена, но оставлена преимущественно предками современных курдов и осетин и эта тема рассматривается отдельно. Тут же подаются только данные на Google Map (см. ниже).


О миграции иранских народов в Азию см. в разделе


О миграции иранцев в Европу см. в разделе


Последние века до нашей эры в истории северокавказских народов ознаменовались продвижением в предкавказские степи вплоть до предгорий Кавказа ираноязычных кочевников-сарматов, родиной которых являлись степи Северного Прикаспия. Они стали основоположниками современных осетин. Другие кочевники, давшие начало тюркским народам Северного Кавказа, пришли сюда с Золотой Ордой. Карачаевцы и балкарцы – единственные тюркские горские народы Северного Кавказа. Другие тюркоязычные народы этого региона, ногайцы и кумыки, по происхождению и образу жизни – степняки, живущие на равнинах.

Развитие осетинского этноса

Предки осетин, аланы, встали на путь приобщения к более высокой земледельческой культуре автохтонного населения Кавказа. Сплав аланских и кавказских традиций оказался плодотворным и вызвал к жизни ту яркую материальную и духовную культуру, которую применительно ко второй половине I – началу II тысячелетия обычно называют аланской.

Развитию межкультурных связей способствовало в первую очередь выгодное расположение Алании на стыке Европы и Азии, а также международные торговые пути, проходящие через ее территорию. В X в. аланские купцы были известны в Крыму, кавказских государствах, Византии и различных странах Востока. Из Византии в Аланию ввозили керамические изделия, в том числе тарные (амфоры) и стеклянные сосуды, шелковые ткани, браслеты, перстни, бусы из полудрагоценных камней, украшения из металла и кости, предметы христианского культа, монеты. Из Крыма поставлялись амфоры с вином, стеклянные браслеты. Из Закавказья – некоторые виды стеклянных браслетов и стеклянные сосуды. Из Руси и Волжской Булгарии – мед, воск, дорогие меха и другие товары; через Русь поступал и янтарь. Прослеживаются связи алан с кочевниками Предкавказья и Причерноморья, а также с населением Центральной Европы. Из Сирии поступали стеклянные сосуды, бусы, из Ирана – керамика из белой глины, бусы из драгоценных камней. С Ближнего Востока привозился шелк, шерстяные и бумажные ткани, керамика, пряности. Из Средней Азии доставлялись шелковые ткани, украшения и керамика. Привозили товары и из далеких Индии и Китая.

В XIII в. в связи с татаро-монгольским нашествием аланы-осетины вынуждены были уйти в горы. Часть из них пересекла Главный Кавказский хребет и осела на его южных склонах. Так осетины оказались и в Закавказье. С конца XV в. возобновился процесс формирования осетинской народности, продолжавшийся до XVIII в. В 1774 г. территория нынешней Северной Осетии вошла в состав России, часть осетин снова расселилась в равнинных местах, теперь уже по соседству с образовавшимися здесь казачьими станицами.

Духовная культура осетин

Культовые и календарные обряды у всех народов Северного Кавказа еще с глубокой древности связаны с земледельческим календарем предков. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель – обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности. У земледельцев более широко отмечаются празднества, связанные с растительным миром: день весеннего равноденствия, первый выход пахарей в поле, окончание сева, созревание колосьев, уборка, молотьба. У животноводов же отмечаются выпуск в отару барана-производителя (кочкар), стрижка овец, прядение шерсти, сбивание масла, выборка сыра, выделка войлока, бурок.

Важной стороной аланского культурного наследия является фольклор. Особое место занимает выдающийся памятник духовной культуры древности, шедевр устного поэтического творчества – героический нартский эпос. Сегодня он бытует у ряда народов Кавказа – осетин, адыгов, абхазов, абазин, вайнахов; он известен также балкарцам и карачаевцам, а в уменьшенном виде отмечен у дагестанцев и в горной Грузии. Но все же нартский эпос полнее всего представлен в поэтическом творчестве осетин.

Имея столь богатую литературную традицию, в отличие от других народов Северного Кавказа, осетины еще в досоветское время обрели свою письменность и литературный язык.

В отличие от большинства народов Северного Кавказа, б?льшая часть осетин по религиозной принадлежности – православные. Христианство к предкам осетин пришло из Византии еще в VI в. Сильное влияние на христианизацию осетин оказала Грузинская православная церковь. Однако в период татаро-монгольского нашествия христианство в Осетии почти угасло, и его возрождение началось только в XVIII в. преимущественно усилиями российских миссионеров. Осетины с большим почтением относятся к святому Георгию, в культе которого тесно переплелись старые языческие представления. Некоторая часть осетин исповедует ислам, который стал проникать из Кабарды в XVII–XVIII вв. Существенное значение в культуре осетин сохраняют и некоторые древние языческие обряды.

Ираноязычные народы – таты и талыши

Кроме осетин, на Северном Кавказе проживают два других ираноязычных народа – таты и талыши. Татский и талышский языки относятся к иранской группе индоевропейской семьи. Татский язык имеет письменность на основе русского алфавита. Среди татов распространен также азербайджанский язык. В талышском имеются 2 диалекта – южный и северный, который в свою очередь является одним из литературных языков Дагестана. В 1928 г. на основе латинской графики была создана талышская письменность. В конце 1920-х – 1930-х гг. в Ленкорани на талышском языке издавалось 19 печатных изданий. В конце 1930-х гг. издание периодики на талышском языке было прекращено. Периодическая печать и литература сейчас издаются только на азербайджанском языке, который является также языком преподавания и официального общения. Талышский язык выполняет в основном функции языка семейного общения. Большинство верующих – мусульмане-шииты, но среди талышей есть и сунниты, а часть татов относят себя также к иудаистам и христианам-монофиситам.

Тюркские народы в горах и на равнинах

Карачаевцы (самоназвание кърачайлыла) и балкарцы (самоназвание таулу – «горцы») как этносы сложились в Приэльбрусье и прилегающих к нему районах Северного Кавказа, в верховьях Кубани и ее притоков (карачаевцы) и в районе притоков Терека (балкарцы). Этногенез этих народов сложен и пока наукой до конца не выяснен. Вероятно, что одними из его компонентов были аланы (среди карачаевцев до сих пор сохранилось обращение друг к другу «алан»), кипчаки (половцы), а также древние тюркоязычные булгары. Карачаевцы и балкарцы говорят на карачаево-балкарском языке тюркской группы алтайской семьи. Современная письменность – на основе кириллицы.

Верующие карачаевцы и балкарцы – мусульмане-сунниты. К балкарцам ислам стал проникать в середине ХVIII в., но только в начале ХIХ в. он окончательно укрепился в горах Карачая и Балкарии, хотя еще в течение многих десятилетий среди этих народов живы были прежние, домусульманские верования. С исламом вошли в традицию пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман). Наряду с общекавказскими танцами (лезгинка, исламей) стали распространены также ритуальные карачаево-балкарские танцы.

Основные традиционные занятия – отгонное альпийское животноводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот), а также пашенное террасное земледелие с искусственным орошением (ячмень, овес, просо, пшеница, кукуруза, картофель, огородные культуры). Животноводство продолжает оставаться главным занятием населения горной и предгорной частей. Преимущественное направление получило разведение крупного рогатого скота и овцеводство (тонкорунные мериносы и карачаевские овцы). Балкарцы занимались также горным террасным пашенным земледелием (ячмень, пшеница, овес, а также картофель и огородные культуры). Большое значение имели пчеловодство, охота.

На основе животноводства получили развитие домашние промыслы и ремесла – выделывание войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кожи. Развитыми видами народного искусства были вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитье. Многочисленные народные праздники (календарные, вывода стада на альпийские пастбища, уборки урожая и др.) сопровождались конными скачками, джигитовкой, борьбой силачей, метанием камней, играми ряженых, поднятием тяжестей и другими состязаниями.

Ногайцы – старожилы северокавказских степей. Они кочевали на обширных территориях Нижнего Поволжья и Прикаспия, а некоторые ногайские улусы доходили до Южного Урала и даже Сибири. Другая часть ногайцев, так называемая Малая Орда, или Малые Ногаи, кочевала в Предкавказье, между Манычем и Доном, и по правобережью нижней и средней Кубани. Отдельные улусы Малой Орды доходили до Терека.

Ислам проникал на Северный Кавказ не только из Закавказья, но и из Нижнего Поволжья, где в ХVI в. располагалась мусульманская Золотая Орда. В числе племен, входивших в состав Золотой Орды и принявших ислам, были и предки нынешних ногайцев.

В настоящее время ногайцы компактными массивами проживают в Ногайском, Тарумовском и Кизлярском районах Дагестана, Шелковском районе Чечни и Ногайском районе Карачаево-Черкесии, созданном в 2007 г. по результатам референдума. Кроме того, компактными группами ногайцы живут еще в нескольких районах Ставрополья.

Еще один тюркский народ – кумыки – населяет северную, равнинную часть Дагестана. Проживают они также в Чечне, несколько кумыкских селений имеется в Северной Осетии. Язык кумыков, как и ногайцев, относится к кипчакской подгруппе тюркских языков.

Кумыкский язык в течение длительного времени играл роль языка межнационального общения на Северо-Восточном Кавказе, а среди кумыков было много переводчиков. Письменность на этом языке была создана после Октябрьской революции первоначально на основе арабской графики. В 1929 г. она была переведена на латиницу, а в 1938 г. – на кириллицу. С 1918 г. на кумыкском языке появились газеты, а затем и книги. По религиозной принадлежности кумыки – мусульмане.

В конце XV в. на землях кумыков сложилось Тарковское шамхальство с центром в городе Тарки. Шамхальство играло значимую роль в политических процессах на Северо-Восточном Кавказе, а также в межгосударственных взаимоотношениях России и Ирана. В 1844 г. около бывшей столицы Тарковского шамхальства было заложено укрепление Петровское, из которого вырос современный город Махачкала.

Источники информации

1. Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XIII–XIX вв. / сост., ред. В.К. Гарданов. Нальчик, 1974.

2. Джуртубаев М.Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1991.

3. Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. М., 1989.

4. Токарев С.А. Этнография народов СССР. М., 1958.

5. Федоров Я.А. Историческая этнография Северного Кавказа. М., 1983.

Вопросы и задания

1. Какие особенности хозяйственной деятельности способствовали развитию народных промыслов у осетин? Пользуясь дополнительной литературой, подготовьте доклад о народном прикладном искусстве в Осетии.

2. Познакомьтесь с произведениями выдающегося осетинского писателя К.Л. Хетагурова. Выделите на основе прочитанного наиболее характерные черты материальной и духовной культуры осетинского народа.

3. Как традиции в национальной духовной культуре осетин связаны с особенностями традиционной хозяйственной деятельности?

4. Какие факторы природной среды оказали влияние на особенности материальной культуры тюркоязычных народов Северного Кавказа? На основе знакомства с дополнительной литературой составьте сравнительную характеристику традиций в материальной культуре и хозяйственной деятельности горных и степных тюркоязычных народов.

5. Какие элементы материальной и духовной культуры тюркоязычных народов Северного Кавказа, на ваш взгляд, связаны с исламской традицией?

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

Из книги История мировой и отечественной культуры автора Константинова С В

18. Живопись, архитектура и скульптура эпохи Возрождения. Крупнейшие живописцы Северного Возрождения Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. Проторенессанс (XIII-начало XIV вв.) – преддверие

Из книги История диджеев автора Брюстер Билл

Twisted Wheel и корни северного соула Когда в 1965 году Эдди Холланд (Eddie Holland), Ламонт Дозьер (Lamont Dozier) и Брайен Холланд (Brian Holland) сочинили довесок к исполненной группой Four Tops бомбе ‘Ask The Lonely’, они и не подозревали, насколько важным он станет для странной секты одержимых соулом

Из книги Татары [История возникновения великого народа] автора Паркер Эдуард

Torch и рождение северного соула Если Twisted Wheel служил литейным цехом для выплавки северного соула, а Catacombs - кузницей, где ему придали форму, то Torch в сонном городке Танстолл неподалеку от Сток-он-Трента стал полировочным станком, на котором этот стиль довели до блеска

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

От северного соула к нью-энерджи Северный соул стал реваншем провинциального городка. Хотя он родился в крупном Манчестере, прославившие его легендарные клубы располагались в совершенно немодных местах: Танстолле, Уигане, Блэкпуле, Клитхорпсе. Несмотря на почти

Из книги Страна Дяди Сэма [Привет, Америка!] автора Брайсон Билл

Из книги Легенды московского застолья. Заметки о вкусной, не очень вкусной, здоровой и не совсем здоровой, но все равно удивительно интересной жизни }

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!