Какие ограничения после снятия с учета нарколога. Когда ставят на учет в наркологии

  • Государственная политика
    • Правовая наркология
  • Наркоэпидемия
    • Группы самопомощи при наркомании
  • Подготовка кадров
    • Против легализации
  • Наркоконфликтология
    • Термины
  • Клуб журналистов
    • Литература о наркомании
    • Варенье - это не конфитюр или как отличить повидло от конфитюра
    • Холодные обертывания – гарант завидной красоты и стройной фигуры
    • Бронхиальная астма
    МЕДИА ПОДДЕРЖИТЕ САЙТ

    Последствия постановки на наркологический учет: юридические и внеюридические

    Отвечая посетителям, консультанты сайта Нарконет.Ру оправдывают систему наркоучета тем, что она дает возможность больным, страдающим химической зависимостью, «лечиться и получать поддерживающую терапию, регулярные обследования и наблюдения врача бесплатно».

    Вышеприведенный типичный случай служит иллюстрацией этих «выгод». И даже если предположить, что пациент, будучи поставленным на учет, получает минимум бесплатной помощи, разве нельзя было бы обеспечивать его той же поддерживающей терапией без постановки на учет? Дискриминационные и репрессивные последствия наркоучета с лихвой перевешивают ничтожные выгоды, получаемые немногими благодаря статусу «подучетного». Смотрите больше про справки для тендера на сайте - http://salex-lcc.com.ua/ru/podgotovka-dokumentov-dlya-tendera.html .

    Последствия постановки на наркологический учет следующие:

    Невозможность трудоустройства по определенным профессиям.

    Список профессий, для работы по которым необходимо предоставить справку из наркодиспансера, установлен Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиям прав граждан при ее оказании»» (последняя редакция от 23 сентября 2002 года) и включает в себя следующие виды деятельности:

    1) работа с бензолом и его производными;
    2) работа, связанная с оборотом наркотиков;
    3) работа с нефтью и другими предельными и непредельными углеводородами;
    4) фармацевтическая и фармакологическая деятельность;
    5) работа, связанная с применением взрывчатых материалов;
    6) работа, связанная с ношением оружия;
    7) спасательные службы;
    8) пожарная охрана;
    9) службы экстренной медицинской помощи;
    10) водители транспорта всех типов;
    11) работа, обеспечивающая движение поездов;

    Невозможность получения водительского удостоверения - в соответствии с п.16 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 года N 1396 (в редакции от 21 ноября 2001 года);

    Невозможность оформления лицензии на приобретение (ношение и хранение) оружия самообороны, гладкоствольного или нарезного охотничьего оружия - в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 11 сентября 2000 года N 344 «О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия»;

    Невозможность усыновления ребенка, установления над ним опеки (попечительства) - в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 года № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами попечителями) или приемными родителями»;

    Невозможность оформления вида на жительство и разрешения на временное проживание - в соответствии с п.6 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 года № 794 (в редакции от 28 марта 2008 года).

    Теоретически, за исключением последнего пункта, эти ограничения оправданы. Но формальный характер наркологического учета зачастую приводит к поражениям в правах людей, не страдающих зависимостью, много лет не употребляющих наркотики и состоящих на учете только из-за невозможности регулярного посещения наркодиспансера. Не редки ситуации, когда человек узнает о своем статусе «подучетного» случайно, при обращении за справкой о том, что он на учете не состоит. Как правило, администрация наркодиспансера не проявляет инициативы по информированию граждан о их постановке на учет и о предъявляемых в связи с этим требованиях.

    Родители, состоящие на наркологическом диспансерном учете, нередко сталкиваются с угрозой лишения или ограничения родительских прав (статьи 69 и 73 Семейного кодекса РФ). Зачастую угрозы осуществляются, что не всегда отвечает интересам ребенка, тем более когда справка из наркодиспансера служит основным, а то и единственным аргументом органа опеки и попечительства. В свою очередь, бюрократизированный российский суд - практически все гражданские дела в нем рассматриваются судьей единолично - принимает справку как основное доказательство, подтверждающее необходимость отобрания ребенка у родителей-наркоманов.

    Самым же распространенным последствием постановки на наркологический учет становится повышенное вниманием к состоящим на учете милиции и наркоконтроля. Те, чья репутация подмочена причастностью к запрещенным веществам, на ком стоит клеймо наркомана, чаще всего становятся жертвами вымогательств, провокаций, фальсификаций со стороны отдельных представителей правоохранительных органов, необоснованно задерживаются, подвергаются издевательствам и пыткам, понуждаются к «добровольному» сотрудничеству с оперативными органами. Поставленные на учет становятся самыми перспективными кандидатами в заключенные. Наркоучет, проверочная закупка, полгода в СИЗО, колония строгого режима, туберкулез, отверженность, передозировка.

    Угроза оказаться на учете препятствует обращению больных наркоманией за наркологической помощью в бесплатные бюджетные заведения. Наркоучет сделал наркоманию в России полностью латентной, а наркосцену - непрозрачной и непонятной.

    Официальное понимание этих связей отражено в обосновании к Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы»:

    «Значительное несоответствие данных официальной статистики Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и данных, полученных в результате проведения общероссийского мониторинга наркоситуации, о количестве лиц, незаконно потребляющих наркотики, свидетельствует о ненадлежащей организации учета указанной категории лиц. Основным фактором, отрицательно влияющим на несоответствие статистических данных реальному положению дел, является нежелание становиться на учет в связи с неблагоприятными правовыми последствиями, обусловленными самим фактом нахождения на учете в лечебно-профилактическом учреждении наркологического профиля.»

    Какие выводы следуют из этой констатации? Будет ли решено усилить выявляемость скрытого наркотизма (то есть ужесточить репрессивные меры) или же произойдет смена наркополитической парадигмы?

    Международная некоммерческая организация "European Cities Against Drugs" - "Европейские города против наркотиков"


    Head Office ECAD: City Hall, S-105 35 Stockholm, Sweden
    E-mail:

    Copyright © 2001 - 2015 Все права защищены

    \

    Бывает множество ситуаций, когда людей ставят на учет в наркологии. Это может быть связано с употреблением наркотиков или алкоголизмом. Но по прошествии определенного времени у многих возникает вопрос: "Как сняться с учета у нарколога?"

    Что такое постановка на учет в наркологии

    Медицинским вмешательством называется любое обследование или лечение, которое имеет диагностическую, исследовательскую, лечебную, профилактическую или реабилитационную направленность. И постановка на учет чаще всего относится к профилактическому действию.

    Снятие с учета у нарколога

    Человека ставят на учет к наркологу на один год, если подтвердится хоть один факт употребления им алкоголя. На вопрос о том, как сняться с учета у нарколога, ответ следующий: обязательное соблюдение двух условий. Во-первых, ежемесячно нужно отмечаться у нарколога. Во-вторых, в сданных анализах не должен быть выявлен алкоголь. На диспансерный учет гражданин снова может быть поставлен, если столкнется с наркологической службой. Если же диспансер посещался постоянно, то с учета снимают через три года. Это установленный срок для снятия с наблюдения больного хроническим алкоголизмом.

    Отсчет срока начинается с того момента, как человек посетил врача. Если при этом были нарушен график ежемесячных посещений, то срок постановки на учет начинает отсчитываться сначала.

    Причины снятия с учета в наркологии

    Производится снятие с учета по нескольким причинам:


    Досрочное снятие с наркологического учета

    Как сняться с учета у нарколога досрочно, если срокснятия составляет3 года? Есть и такие варианты. Досрочное снятие с учета возможно, например, через год. Для этого необходимо проконсультироваться в первую очередь с лечащим врачом. Затем потребуются справки с работы, где подтверждается, что гражданин не употребляет алкоголь. Также нелишне запастись справками соседей, которые живут рядом и могут дать положительную оценку поведению.

    Досрочное снятие возможно и при длительном отсутствии любых сведений о больном, переезде его в другой город, смерти и лишении свободы. Если гражданина, поставленного на учет, не смогли разыскать в течение года, то он снимается с учета автоматически, заочно.

    Как сняться с учета у нарколога в обычные сроки

    В связи со стойкой ремиссией снятие производится после заключения специальной врачебной комиссии, которую нужно в обязательном порядке пройти гражданину. Комиссия составляется из врачей того заведения, в котором больной был непосредственно поставлен на учет.

    В других случаях решение принимает лечащий врач, основываясь на официальных сообщениях органов или других учреждений, где за это время наблюдали больного. Как сняться с учета у нарколога, если гражданин был поставлен на него как наркозависимый? Условия снятия те же, меняется лишь срок, который составляет уже 5 лет в данном случае. Если в течение этого времени постоянные отметки были регулярны, и человек выздоровел полностью, то, опять же, на основании решения комиссии он снимается с учета. Но если были нарушения, то комиссия вправе продлить срок дополнительно.

    Как получить права, если гражданин состоит на учете в наркодиспансере

    Если гражданин был на учете в наркологическом диспансере, но уже длительное время не употребляет алкоголь и наркотики, то как сняться с учета у нарколога и получить права? Для получения прав нужно пройти обязательное медицинское освидетельствование, которое выявляет, нет ли противопоказаний для управления ТС. Но предварительно нужно все же сняться с учета у нарколога.

    Что делать, если в какой-то момент жизни гражданин случайно оказался замечен в употреблении алкоголя и наркотиков, да еще при этом побывал в наркодиспансере? Часто это первое и последнее попадание. Человек потом живет, не зная, что состоит на учете, и, соответственно, даже не думает ходить проверяться. Но приходит время получать права, и он получает отказ по той причине, что, оказывается, стоит на учете! В этом случае доказать, что он об этом и не знал все эти годы, практически невозможно. Здесь есть только два варианта: первый - дождаться конца срока, когда его снимут с учета, а уже потом получать права, второй - попробовать разрешить ситуацию с лечащим врачом, который может назначить прохождение комиссии и снять с учета раньше.

    В любом случае справку, необходимую для получения прав, никто не отменял, и только после ее наличия можно получать

    Любой наркозависимый, обратившийся за помощью в наш наркологический реабилитационный центр , проходит анонимное лечение. То есть его не включают в базу зависимых. А в государственных диспансерах, если терапия проводится бесплатно, наркоучет обязателен.

    Учет означает, что придется определенный отрезок времени по расписанию приходить к наркологу. Доктор осматривает, задает вопросы (иногда довольно личные), берет экспресс-анализы.

    Наблюдение бывает:

    1. Профилактическим. Длится год. На профучет ставят тех, кто не имеет диагноза «наркозависимость» или «алкозависимость». Таких пациентов поймали на употреблении всего раз. Например, при остановке автомобиля работниками Госавтоинспекции.
    2. Диспансерным. Длится три года. Назначается, когда есть врачебный диагноз. Раньше сроки для алко- и наркозависимых различались. При наркомании нужно было ходить к врачу пять лет, но теперь термины уравняли.

    Бывают ситуации, когда человек даже не знает о том, что внесен в реестр. Эта информация всплывает неожиданно во время медосмотра для работы или получения/обновления водительского удостоверения. Так случается, когда в наркодиспансер попадают единожды, чтобы, например «прокапаться» после запоя. Некоторые не помнят, как развивались события, что подписывали. А потом приходится расплачиваться.

    Последствия

    Состоящему на профучете или диспансерном учете запрещено:

    • водить любой транспорт: мотоциклы, автомобили, автобусы, электрички, самолеты и т. д;
    • владеть оружием;
    • служить в армии;
    • работать в охране, быть пожарным или выполнять любую другую работу, для которой нужна справка нарколога.

    Иногда делают исключения. Это определяет медкомиссия.

    Когда врачи заключат, что состояние улучшилось, и пройдёт трёх- или пятилетний термин, то все ограничения снимутся.

    Важное об учете в наркологическом диспансере!

    1. Внести данные в реестр имеет право только нарколог . Ни терапевт, ни тем более сотрудник Госавтоинспекции сделать этого не может. Необходимо письменное согласие пациента. Если вы не подписывали согласие, то можно опровергнуть постановку на наркоучет в суде.
    2. Любой вправе отказаться от наркоучета . Такой возможности нет только у тех, кто на момент определения в диспансер находился в невменяемом состоянии (например, была «белая горячка»). Однако при отказе все правовые ограничения сохранятся . То есть ходить на регулярные осмотры вы не будете обязаны, но всё равно не сможете водить, работать электриком, быть военным и т. д. Исчезнут запреты в одном единственном случае - если согласиться, исправно посещать врача и в итоге получить документ, что освобождены от наблюдения «с улучшением».
    3. Если учет окончен не из-за улучшения, а из-за непосещения или по другой причине, то социально-правовые ограничения не снимаются. Придется возобновлять учет и наблюдаться один или три года. Или доказывать медкомиссии, что «чист» на протяжении этого времени: брать справки с предприятия, заверения соседей и пр. Автоснятия или срока давности не существует .
    4. Сведения о пациенте вносят в реестр по адресу прописки. Когда человек переезжает, данные перенаправляются. Сбежать не получится !

    Проще избежать учета в наркологическом диспансере, чем потом разбирать последствия. Поэтому рекомендуем вам обратиться за помощью анонимно в наш центр «12 шагов», и тогда никто и никогда не узнает о вашей проблеме! Звоните!

  • Наркоэпидемия
    • Группы самопомощи при наркомании
  • Подготовка кадров
    • Против легализации
  • Наркоконфликтология
    • Термины
  • Клуб журналистов
    • Литература о наркомании
    • Варенье - это не конфитюр или как отличить повидло от конфитюра
    • Холодные обертывания – гарант завидной красоты и стройной фигуры
    • Бронхиальная астма
    МЕДИА ПОДДЕРЖИТЕ САЙТ

    Основания и порядок постановки на наркологический учет

    Наркологический учет без согласия гражданина незаконен. Никто не имеет права заставить пациента встать на учет.

    В этой сфере сложилась и сохраняется совершенно неправовая ситуация. С одной стороны, из действующих норм федеральных законов следует недопустимость постановки на учет без ведома и согласия гражданина. С другой стороны, на уровне подзаконных актов Минздрава продолжает применяться сомнительная, принятая еще в СССР, регламентация недобровольного учета. Подобные несоответствия в реальной жизни создают благодатную почву для манипуляций нормами со стороны недобросовестных представителей органов правопорядка и медицинских служб, что приводит к значительным нарушениям прав граждан.

    Основным актом, на котором держится вся конструкция наркологического учета, остается совместный приказ Министерства внутренних дел и Министерства здравохранения СССР от 20 мая 1988 года № 402/109 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией».

    Существуют, однако, серьезные сомнения, является ли данный документ действующим, так как одна из сторон, принявших этот межведомственный акт, официально от него отказалась: он был признан недействующим на территории РФ приказом МВД России от 30 июня 2003 года № 492 «О неприменении нормативных правовых актов МООП СССР, МВД СССР». Но руководство российской наркологии, не имея другой нормативной основы, предпочитает, по всей видимости, полагать, что совместный приказ утратил силу для органов внутренних дел, но не для системы здравоохранения, т.к. якобы остается действующим нормативным правовым актом Минздрава.

    С этим нельзя согласиться, т.к. «полуотмененным» приказом 1988 года регулируются, в основном, вопросы двойного подчинения, прежде всего - взаимодействия органов внутренних дел и органов здравоохранения, что делает одностороннее действие этого акта невозможным.

    Однако и милиция (пренебрегая собственным ведомственным приказом 2003 года) ведет себя, как будто отмененный акт действует, и органы наркоконтроля (о которых в приказе 1988 года, разумеется, нет и речи), в своей деятельности ссылаются на «мертвый» приказ советских времен. И даже на портале «КонсультантПлюс» в справке к приказу № 402/109 ничего не говорится о его отмене одной из сторон.

    Утвержденная этим приказом Инструкция обязывает ставить на учет всех, кому поставлен диагноз зависимости от психоактивных веществ, равно как и тех, кто попал в поле зрения органов как употребляющий (или даже однажды употребивший) «наркотические или другие средства, влекущие одурманивание». Инструкция предусматривает:

    Направление на медицинское освидетельствование «граждан, находящихся в состоянии неалкогольного опьянения», на основании:

    1) их выявления милицией;
    2) сообщений любых лечебных учреждений, в том числе службы «скорой помощи»;
    3) материалов производств об административных правонарушениях;
    4) информации медицинских вытрезвителей;
    5) информации следственных органов;
    6) информации работодателей в отношении работников;
    7) информации соседей в отношении соседей;
    8) информации средств массовой информации.

    «В случае доставления таких лиц непосредственно в медицинское учреждение работники последнего освидетельствуют их без направления», о результатах чего незамедлительно уведомляют орган милиции по месту выявления;

    . «незамедлительное» оформление органом внутренних дел учетных документов (при получении информации о выявленном потребителе). На лиц с диагнозом «наркомания» в милиции заводится «сторожевая карточка», на прочих - учетная карточка «списочного учета»;
    . заполнение наркологическим учреждением «контрольной карты диспансерного наблюдения» (после установления в результате освидетельствования диагноза либо факта потребления). О взятом на учет лице в 3-дневный срок уведомляется орган внутренних дел по месту жительства лица.

    Врачи наркодиспансеров, как правило, утверждают, что давно не передают информацию о поставленных на учет. Кто-то, может быть, и не передает.

    Добровольно обратившиеся за лечением в диспансер или наркологическую больницу ставятся на учет, по Инструкции, только в наркодиспансере. Если они не нарушают режим посещений, предписанный врачом, информация о них в ОВД не передается.

    Отдельно должен вестись учет снятых с учета.

    Согласно Инструкции, работники медицинского наркоучреждения и сотрудники милиции ежеквартально проводят пофамильную сверку учтенного контингента на обслуживаемой территории.

    Интересно, что взять на учет можно, при желании, практически любого человека. Согласно Инструкции, отсутствие наркотических (одурманивающих) веществ в организме на момент освидетельствования при наличии других достаточно обоснованных сведений не может служить основанием для непостановки на учет. «Подучетным» может стать и человек, о котором стало известно, что он употребил (употребляет) в целях «одурманивания» легальные психоактивные вещества (лекарственные средства или, например, растения типа Salvia Divinorum).

    Организация учета уточняется приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» и приказом Минздрава России от 31 декабря 2002 года № 420 «Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений». В приказе от 12 сентября 1988 года, ссылающемся на основополагающий приказ от 20 мая того же года, детализируются сроки нахождения на учете и необходимая частота посещения пациентом врача.

    Перечисленные ведомственные документы, служащие единственным нормативным основанием наркоучета, входят в противоречие со статьями 33 и 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее Основы) от 22 июля 1993 года (последняя редакция от 30 декабря 2008 года), в которых указано, что медицинское наблюдение (разновидностью которого является учет) может осуществляться только добровольно, с согласия пациента:

    «Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ» (статья 33).

    Согласно статье 34 Основ, недобровольное оказание медицинской помощи допускается в отношении:

    Лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих,
    . лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами,
    . лиц, совершивших общественно опасные деяния.

    Основания и порядок недобровольного вмешательства для каждого из названных случаев должен быть установлен законодательством Российской Федерации.

    Наркологическая патология не отвечает ни одному из названных условий.

    Во-первых, ни одна из форм наркомании не входит в исчерпывающий перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 715.

    Во-вторых, немедицинское употребление наркотиков также нельзя отнести к общественно опасным деяниям (в юридическом смысле, конечно). Таковыми считаются преступления (статья 14 УК РФ), а не административные правонарушения. Ответственность за потребление запрещенных веществ предусмотрена не УК, а статьей 6.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП). Также не является преступлением приобретение, хранение, изготовление наркотиков в размере, не являющимся крупным, т.е., по смыслу закона - для личного употребления (статья 6.8 КоАП). Правонарушения признаются «противоправными, виновными действиями» (статья 2.1 КоАП), а не общественно опасными деяниями.

    В-третьих, наркомания в целом не может быть причислена к тяжелым психическим расстройствам, т.е. не подпадает под действие соответствующих норм Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 22 июля 1993 года (далее - Закон о психиатрии; последняя редакция - от 22 августа 2004 года) как в части, относящейся к недобровольному освидетельствованию и принудительному лечению, так и применительно к основаниям диспансерного наблюдения без согласия гражданина (статьи 26 и 27). Тяжелым психическим расстройством Закон о психиатрии признает хроническое и затяжное расстройство с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

    Несомненно, в отдельных случаях на больных наркоманией могут распространяться указанные в Законе о психиатрии критерии. Но считать каждого наркопотребителя (например, застигнутого за случайным употреблением марихуаны) страдающим тяжелым психическим расстройством абсурдно. Если же признавать конкретного наркомана страдающим тяжелым расстройством, то и процедура такого признания должна соответствовать требованиям Закона о психиатрии. Решение о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается, по Закону о психиатрии, комиссией врачей-психиатров. Инструкция же 1988 года позволяет врачу психиатру-наркологу единолично принимать решение о постановке гражданина на учет.

    По справедливому мнению Е.И.Цымбала, «наркоманию, токсикоманию и алкоголизм следует признавать психическими расстройствами, поскольку они:

    Меняют отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку;

    Включены в разделы F10-F19 (психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ) класса V («Психические расстройства и расстройства поведения») Международной классификации болезней 10-го пересмотра;

    В их основе лежит нарушение психической деятельности - неспособность больного произвольно регулировать свое поведение адекватно объективным требованиям окружающей обстановки.»

    Таким образом, в отношении больных наркоманией, как страдающих психическим расстройством, вместо учета, должно устанавливаться диспансерное наблюдение (в том числе и без согласия больного), но только в случаях, предусмотренных статьей 27 Закона о психиатрии, согласно которой «диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями».

    Акты Минздрава СССР (упомянутые выше приказы от 20 мая и 12 сентября 1988 года) не согласуются с этими предписаниями закона, так как не содержат основного критерия - тяжести заболевания.

    Учет больных наркоманиями и динамическое наблюдение за ними, а также профилактическое наблюдение предусмотрены действующим Положением о наркологическом диспансере, утвержденным приказом Минздрава СССР от 14 августа 1985 года № 1078 (хотя данное Положение не раскрывает порядка и условий постановки на учет). Но и этот устаревший нормативный акт может применяться лишь в части, не противоречащей федеральным законам.

    Наконец, необходимость учета наркозависимых оговаривается в статье 56 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. (далее - ФЗ о наркотиках; последняя редакция - от 25 ноября 2008 года), где указывается, что «порядок медицинского наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции».

    Такой подзаконный акт, регламентирующий учет больных наркоманией, по настоящее время не принят.

    Соответственно в этой части ФЗ о наркотиках уже более 11-ти лет не работает, его статья 56 не применяется. При отсутствии же специального регулирования применяется общее отраслевое, т.е. - Закон о психиатрии. Важно подчеркнуть, что ФЗ о наркотиках, в отличие от Инструкции 1988 года, предусматривает исключительно учет больных наркоманией, а не всех лиц, допускающих или однажды допустивших употребление запрещенных психоактивных веществ. Так что «профилактический учет» противоречит, помимо прочего, и ФЗ о наркотиках, в целом отнюдь не либеральному.

    Несмотря на законодательные установления, исключающие возможность недобровольного медицинского учета, на практике граждане ставятся на учет по основаниям и в порядке морально и в правовом смысле устаревшего приказа - без информированного добровольного согласия (статья 32 Основ), а иногда и вовсе без информирования поставленного на учет о его новом статусе. Бывает, что гражданин узнаёт, что «состоит на учете», случайно.

    Даже если признать, что наркологический учет допустим в настоящее время в какой-либо форме (хотя бы на основании Положения о наркодиспансере), то лишь при соблюдении действующего федерального законодательства, с учетом иерархии правовых норм. При таких условиях наркопотребитель может быть поставлен на учет следующими двумя путями:

    1. Обратиться за лечением самостоятельно и дать согласие на постановку на учет.

    2.Будучи доставленным на медицинское освидетельствование и получив положительный результат, согласиться встать на учет.

    Но «добровольный наркоучет» - нонсенс, так как не служит целям контроля, ради которых он создавался. Поэтому добровольной постановки на учет практически не существует, если не считать таковой учет подростков по инициативе родителей или иных законных представителей. В последние годы юридические основания родительского принуждения несколько расширены: федеральными законами от 1 декабря 2004 года № 146-ФЗ8 и № 151-ФЗ9 возраст добровольного согласия человека на медицинское вмешательство для подростков, больных наркоманией, повышен с 15 до 16 лет. Необходимо отметить, что данное изменение относится только к несовершеннолетним, больным наркоманией, т.е. тем, которым поставлен соответствующий диагноз, и не распространяется на случаи освидетельствования (тестирования), а равно постановки на наркологический учет, на что, по общему правилу, требуется добровольное информированное согласие лица после достижения им 15-летнего возраста.

    Известны единичные случаи самостоятельной постановки на учет в целях получения отсрочки от призыва на военную службу. Но это случаи исключительные и не характерные.

    Существует некоторое число больных совершеннолетнего возраста, не состоящих на учете и добровольно обращающихся в государственные наркологические стационары. Это - малоимущие наркоманы, не имеющие средств на анонимное лечение. Таких пациентов также ставят на учет в наркодиспансере, но сведения о них, при соблюдении предписанного врачом режима, по Инструкции не должны передаваться милиции. Насколько это соблюдается, трудно сказать. Сами наркозависимые обычно не верят, что их обращение в наркологию останется неизвестно органам и воспринимают постановку на учет как вынужденную плату за бесплатное лечение.

    Международная некоммерческая организация "European Cities Against Drugs" - "Европейские города против наркотиков"


    Head Office ECAD: City Hall, S-105 35 Stockholm, Sweden
    E-mail:

    Copyright © 2001 - 2015 Все права защищены

    \

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!