Какие защитные механизмы считаются относительно конструктивными. Взгляд на проблему со стороны сознания

Сложные ситуации, проблемы... Кто из нас не задает себе вопросы "как быть?" и "что делать?" Задаем. И часто. И сами пытаемся как-то разрешить сложившиеся трудности. А если не получается, то прибегаем к помощи других. Нет денег — будем доставать, нет работы — будем искать. Но это все внешне. А вот с внутренними проблемами сложнее. Признаваться в них не хочется зачастую даже самому себе. Больно. И неприятно. А самоедство и самобичевание все равно не помогут.

Люди по-разному реагируют на свои внутренние трудности. Одни подавляют свои склонности, отрицая их существование. Другие — "забывают" о травмирующем их событии. Третьи — ищут выход в самооправдании и снисхождении к своим "слабостям". А четвертые стараются исказить реальность и занимаются самообманом. И все это так искренне: искренне "не видят" проблему, искренне "забывают" о причинах... Но к какому бы способу не прибегали бы люди, защищая свою психику от болезненных напряжений, помогают им в этом защитные механизмы.

Что же такое защитные механизмы?

Защитные механизмы — система таких механизмов, которые стараются свести до минимального негативные, травмирующие личность переживания. Эти переживания в основном связанны с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. Механизмы защиты помогают нам сохранить стабильность своей самооценки, представлений о себе и о мира. Так же они могут выступать в роли буферов, стараясь не допустить очень близко к нашему сознанию слишком сильные разочарования и угрозы, которые приносит нам жизнь. В тех случаях, когда мы не можем справиться с тревогой или страхом, защитные механизмы искажают реальную действительность с целью сохранения нашего психологического здоровья и нас самих как личность.

Итак, рассмотрим некоторые виды защитных механизмов.

Вытеснение — наиболее универсальное средство избегания внутреннего конфликта. Это сознательное усилие человека предавать забвению фрустрирующие впечатления путем переноса внимания на другие формы активности. Иначе говоря, вытеснение — произвольное подавление, которое приводит к истинному забыванию соответствующих психических содержаний.

Одним из ярких примеров вытеснения можно считать анорексию — отказ от приема пищи. Это постоянно и успешно осуществляемое вытеснение необходимости покушать. Как правило "анорексивное" вытеснение является следствием страха пополнеть и, следовательно, дурно выглядеть. В клинике неврозов иногда встречается синдром нервной анорексии, которой чаще подвержены девушки возраста 14-18 лет.

В пубертатный период ярко выражаются изменения внешности и тела. Оформляющуюся грудь и появление округлости в бедрах девушки часто воспринимают как симптом начинающейся полноты. И, как правило, начинают усиленно с этой "полнотой" бороться. Некоторые подростки не могут открыто отказываться от еды, предлагаемой им родителями. А по сему, как только прием пищи окончен, они тут же идут в туалетную комнату, где и мануально вызывают рвотный рефлекс. Это с одной стороны освобождает от грозящей пополнению пищи, с другой — приносит психологическое облегчение. Со временем наступает момент, когда рвотный рефлекс срабатывает автоматически на прием пищи. И болезнь — сформирована. Первоначальная причина болезни успешно вытеснена. Остались последствия. Заметим, что такая нервная анорексия — одно из трудно излечимых заболеваний.

Рационализация — это нахождение приемлемых причин и объяснений для приемлемых мыслей и действий. Рациональное объяснение как защитный механизм направлено не на разрешение противоречия как основы конфликта, а на снятие напряжения при переживании дискомфорта с помощью квазилогичных объяснений. Естественно, что эти "оправдательные" объяснения мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели истинные мотивы. Таким образом, рационализация направлена на сохранение статуса кво жизненной ситуации и работает на сокрытие истинной мотивации. Мотивы защитного характера проявляются у людей, которые, с одной стороны, вроде бы не допускают до сознания реальные мотивы, но, с другой стороны, дают этим мотивам реализоваться, но под красивым, социально одобряемым фасадом.

Самым простым примером рационализации может служить оправдательные объяснения школьника, получившего двойку. Ведь так обидно признаться всем (и самому себе в частности), что сам виноват — не выучил материал! На такой удар по самолюбию способен далеко не каждый. А критика со стороны других, значимых для тебя людей, болезненна. Вот и оправдывается школьник, придумывает "искренние" объяснения: "Это у преподавателя было плохое настроение, вот он двоек и понаставил всем ни за что", или "Я же не любимчик, как Иванов, вот он мне двойки и ставит за малейшие огрехи в ответе". Так красиво объясняет, убеждает всех, что сам верит во все это.

Проекция — подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку. Этот защитный механизм является следствием вытеснения. Благодаря вытеснению влечения подавлены и загнаны вновь внутрь. Но здесь они не перестают оказывать свое влияние. Этот внутренний конфликт сохраняется, и значит существует возможность того, что этот конфликт вырвется наружу, будет "обнародован". А бить по себе, давить свои желания — это трудно и больно. В этом случае, вытесненные у себя желания проецируются на другого. И индивид, "не замечая" своих желаний, видит их у других, горячо осуждает и негодует по поводу их наличия в другом человеке.

Проекция легче осуществляется легче на того, чья ситуация схожа с проецирующим. Так, соседка — старая дева — будет горячо осуждать распущенную молодежь (особенно девушек) с ее сексуальными пристрастиями (ведь она сама-то как раз этого-то и лишена, а желания и страсти где-то в глубине душе бродят). Но еще более горячо она осудит свою же "подружку по лавочке", такую же одинокую, как и она сама: "Характер у нее такой ужасный, что никто замуж не взял, да и подруг у нее настоящих нет, вот и кукует всю жизнь одна".

По тому же механизму проекции жена, которая на самом деле внутренне готова изменить мужу, будет ревновать его к каждой юбке. И скорее объявит мужа бабником, чем признается самой себе в своем скрытом желании заиметь роман на стороне. Не даром же самые жуткие подозревающие всех и вся собственники именно гулящие особы.

Человек, пользующийся защитным механизмом проекция, часто убежден в чужой непорядочности, хотя сам в тайне склонен к этому. Иногда жалеет, что не обманывал людей, когда была такая возможность. Склонен к зависти, к поиску негативных причин успеха коллег, окружающих. Именно про таких людей говорят: "В чужом глазу соринку замечает, а в своем и бревна не видит".

Отрицание — это попытка не принимать за реальность нежелательные для себя события. Примечательна способность в таких случаях "пропускать" в своих воспоминаниях неприятные пережитые события, заменяя их вымыслом. Как защитный механизм, отрицание состоит в отвлечении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания.

Так, многие люди боятся серьезных заболеваний. И скорее будут отрицать наличие даже самых первых явных симптомов, чем обратятся к врачу. А по сему болезнь прогрессирует. Этот же защитный механизм срабатывает, когда кто-нибудь из семейной пары "не видит", отрицает имеющиеся проблемы в супружеской жизни. И такое поведение не редко приводит к разрыву отношений.

Человек, который прибегнул к отрицанию, просто игнорирует болезненные для него реальности и действует так, словно они не существуют. Будучи уверенным в своих достоинствах, он пытается привлечь внимание окружающих всеми способами и средствами. И при этом видит только позитивное отношение к своей персоне. Критика и неприятие просто игнорируются. Новые люди рассматриваются как потенциальные поклонники. И вообще, считает себя человеком без проблем, потому что отрицает наличие трудностей /сложностей в своей жизни. Имеет завышенную самооценку.

Идентификация — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и не доступных, но желательных для себя. Этот механизм помогает усвоению социальных норм, в понимании человека человеком, в сопереживании людьми друг другу. Так, этот механизм срабатывает, когда подросток желает походить на выбранного им Героя. Поступки, черты характера Героя он идентифицирует со своими.

Известную роль играет идентификация в Эдиповом комплексе. Маленькие дети постепенно взрослеют. А самые наглядные примеры взрослых, с которых можно скопировать поведение, манеры и т.д. — это близкие. Так, девочка бессознательно старается походить на свою мать, а мальчик — на своего отца.

Регрессия — это снижение к более примитивным способам реагирования (поведенческим, эмоциональным). У человека происходит регрессия к той личности или тем психологическим структурам, которые были у него в более раннем возрасте, когда жизнь, предположительно, была более удовлетворяющей. В основном это проявляется в стрессовой ситуации. Чаще всего этот тип защиты свойственен инфантильным людям невротического типа, которые склонны к регрессии на оральную фазу психосексуального развития, т.е. на получение успокоения от еды, питья, курения, сосания чего-либо и т.д. Они стремятся вовлечь близких, окружающих людей в решение своих проблем, перекладывая ответственность за это на них как более старших.

Реактивные образования — поведение, противопоставляемое желанию. Появление реактивного образования инициируется конфликтом между желанием и запретом на его удовлетворение со стороны внутреннего "цензора". "Цензор" запрещает даже думать об этом желании, вся работа направлена на вытеснение предмета удовлетворения желания. Таким образом, появляется явная или неосознанная инверсия желания, поведение сменяется на противоположное, с обратным знаком. Примером этого является проявление "нежности" к девочкам подростками. С одной стороны такое поведение подвергается насмешкам, в то же время подростковый период — время . Именно поэтому по механизму реактивного образования любовь и нежность подростка трансформируется в поведение, внешне противоположное влюбленности, типа дергания за косички.

Изоляция — это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживании. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связывается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок в игре может разрешить ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.

Сублимация — это наиболее распространенный защитный механизм, когда мы, стараясь забыть о травмирующем событии (переживании), переключаемся на различные виды деятельности, приемлемые для нас и общества. Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество.

Интроекция — это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как происходящее внутри. Так, маленькие дети вбирают в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых в их жизни людей, выдавая в последующем это за свое мнение.

Как мы видим, механизмы защиты — это способ, с помощью которых мы защищаем себя от внутренних и внешних напряжений. Они формируются первоначально в межличностном отношении, затем становятся нашими внутренними характеристиками, то есть теми или иными защитными формами поведения. Следует заметить, что человек часто применяет не одну защитную стратегию для разрешения конфликта или ослабления тревоги, а несколько. Но несмотря на различия между конкретными видами защит их функции сходны: они состоят в обеспечении устойчивости и неизменности представлений личности о себе.

Брилинг Елена Евгеньевна, психолог

Комментировать статью "Защитные механизмы психики - для чего они нам?"

Что МОЖНО и что НЕЛЬЗЯ делать при высокой температуре у ребенка (7 золотых правил) Есть ли польза от высокой температуры? Несомненно! Лихорадка – это ответ на инфекцию, защитный механизм, помогающий организму бороться с вирусами, при повышении температуры тела в организме вырабатываются защитные факторы. 1. Как и когда сбивать температуру у ребенка Сбиваем, если выше 39 Ваша задача - снизить Т до 38.9 С в попке (38.5 С подмышечная впадина). для снижения Т используйте парацетамол...

Психология переходного возраста Рано или поздно у ребенка начинается переходной возраст, иногда он проходит довольно тихо и незаметно, но, это скорее исключение из правил. Этот период трудный не только для подростка, но и для всех членов семьи без исключений. В это время организм ребенка находится под постоянным прессом гормонов, а психика испытывает большое давление. Это давление не только физиологическое, но и эмоциональное, связанное с полным пересмотром собственных оценок себя и...

В этой статье мы будем говорить о желанной и неосложненной беременности. Думаю, что про это важно сказать в самом начале. Так как, если желанная беременность может сопровождаться психологическими сложностями, то беременность не желанная или протекающая с угрозой прерывания беременности, тем более не простое испытание для женщины. Вопрос - кому и зачем нужно психологическое сопровождение беременности? Ответ - беременной женщине, которая испытывает психологические сложности связанные своим...

Современные дети порой чувствуют себя в виртуальной реальности увереннее, чем в обычной. Нам остается только диву даваться, наблюдая за тем, как кроха, которая толком еще ни ходить, ни говорить не умеет, осваивает компьютерные игры и вездесущий интернет. Неудивительно, что родителей начинает тревожить подобное увлечение современных детей виртуальной реальностью. Тем более что на каждом углу кричат об угрозе интернет-зависимости. Как уберечь свое чадо от вредного влияния компьютера? И всегда...

1. Вытеснение Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Фрейд подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов: а)...

Многие родители сегодня специально выискивают в Интернете различные методики воспитания детей. Одни выбирают для себя экзотическую японскую методику, другие полагаются на отечественных исследователей детской психики Макаренко, Зайцева и других авторитетов, советами которых пользовались еще мамы. Но не зависимо от того, какую методику мы выбираем, хотим мы одного вырастить культурного, воспитанного, умного, а самое главное счастливого малыша. Так на чем же стоит остановить свой выбор, какая...

Исследователь Японского агентства науки и технологий Аи Каваками пытается узнать, почему люди осознанно слушают грустную музыку вместо того, чтобы избегать ее и ограждать себя от возможных негативных эмоций. Об этом он написал колонку для The New York Times, а T&P выделили в ней самое главное. Грусть - эмоция, которую мы стараемся избегать. Так почему же мы осознанно слушаем грустную музыку? Этим вопросом задаются музыкальные теоретики и философы. Грустная музыка может вызвать сильные эмоции...

«К&З»: Фрейд на склоне лет сетовал, что, несмотря на многолетнюю и обширную практику, так и не понял, чего хотят женщины. Александр Полеев знает ответ на этот вопрос? А.П.: Темный континент - так назвал Фрейд женскую психику. Она устроена гораздо сложнее мужской, и исследование ее глубин продолжается. Если говорить об интимной жизни, то представительницы прекрасного пола, как и во все времена, хотят любить, испытывать страсть и получать наслаждение. Не могу не отметить, что в последнем пункте...

Видать у меня реакция организма на стресс сильнее, чем я думала. С другой стороны сон это тоже защитный механизм психики, последствия стресса и нервной обстановки будут меньше.

Обсуждение

Решила, что - что бы ни случилось, буду отчитываться каждый день.
Вчера было не очень хорошо, но и не совсем плохо:) А все потому, что у нас 3 дня праздников, а они, как и выходные, выбивают из колеи...
з: кофе с м 3 хлебца 120 г творога
п: 500 г клубники
о?: кальмары, салат. вино белое 250г
у: орехи миндаль, кофе с молоком, яблоко
на ночь: три хлебные палочки с кунжутом кола-зеро

подробно отчитываться не буду, но была куча нарушений, завтра будет привес. Но КД вошли в пик, у меня это 2 самых тяжелых дня.

Отобранные дети: как живут маленькие жертвы ювеналов [ссылка-1] Жанна Куприянова, клинический психолог Ребенок против своей воли лишается родителей. Какие последствия это несет для его интеллектуального и личностного развития? В последнее время мы все больше слышим о случаях насильственного изъятия детей из семей. Будоражащие душу истории приходят к нам из Финляндии, Германии, США. Мы узнаем, что родителей там теперь лишают прав по смехотворным причинам, типа запрета есть сладкое. В этих...

Обсуждение

Почему так происходит? Для того, чтобы понять это, нужно разобрать, что происходит с ребенком, не лишенным материнской заботы. Мама ухаживает за ребенком, она защищает его, отвечает на его плач и улыбку, утешает, когда ему плохо. Важнейшие, базовые принципы их отношений – это стабильность и безопасность. На основе этих принципов у ребенка появляется базовое доверие сначала к матери, а затем и к людям вообще. Ведь если человек не доверяет собственной матери, он не может доверять до конца кому-либо вообще. Уверенный в собственной безопасности, ребенок может двигаться вперед, развиваться, он будет легче переносить трудности и справляться с ними. Итак, ребенок, лишенный матери, а значит и стабильных отношений, теряет чувство безопасности. Он утрачивает чувство опоры, теряет базовое доверие к людям и миру в целом. Лишенный чувства безопасности, ребенок не может гармонично развиваться.

Но самое главное, у него не формируется модель близких отношений, основанных на любви и доверии, которую он мог бы перенести потом на свои взрослые отношения и отношения со своими детьми. На ранних этапах развития у ребенка не сформированы еще ни характерологические особенности, ни способы взаимодействия с людьми, поэтому, чем раньше происходит насильственное вторжение в отношения мать – дитя, тем серьезнее последствия для личности ребенка.

Что же происходит с детьми-школьниками?
Их реакции зависят от того, как они воспринимают факт усыновления. Если их изъяли из семьи, если они воспринимают усыновление как нечто насильственное, угрожающее, унизительное, являющееся причиной потери родных родителей, то тогда у этих детей возникают очень серьезные психологические проблемы. Исследователи указывают на тяжелые эмоциональные нарушения, депрессии (у некоторых детей выявляются суицидальные намерения), повышенную тревожность и сниженную самооценку. По сути, все описанные симптомы проявляются у людей, ставших жертвами насилия и получивших тяжелую психологическую травму.

По данным американского психиатра Дэвида Бродзинского, исследовавшего детей в приемных семьях, интеллектуальные, поведенческие и эмоциональные нарушения у них встречаются в 4 раза чаще, чем у детей, растущих в своих родных семьях. Когда усыновленные дети вырастают, то они намного чаще, чем обычные дети становятся преступниками, а также среди них гораздо чаще встречаются наркомания.

Картина нелицеприятная, но, тем не менее, часто можно слышать вопрос: а что если родная семья настолько плоха, что детей даже нужно отнять? Что если родители кричат на ребенка, шлепают его? Что, если они недостаточно зарабатывают, чтобы накормить его деликатесами и красиво одеть? А такое встречается сплошь и рядом. Когда люди слышат о ювенальных технологиях, о том, что у таких-то родителей отнимают детей, они часто думают так: «Наверное, это были очень плохие родители. Наверное, детям в приюте будет лучше, ведь их там будут хорошо кормить и одевать, папа не придет домой пьяным, мама не устроит скандал». Чтобы ответить на эти вопросы, уместно снова вернуться к модели отношений мать-дитя, наличие которой является главным условием социализации человека. Да, в случае негармоничных отношений и модель формируется негармоничная, искаженная, но все-таки это модель постоянных, длительных, близких детско-родительских отношений. В случае же помещения ребенка в приют такая модель не формируется вообще. По сути, мы имеем дело с эмоциональными инвалидами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подавляющее число выпускников детских домов не могут создать семью, не могут найти постоянную хорошую работу, часто сами бросают свих детей (т.е, не могут создать постоянных устойчивых связей). Неслучайно, в США одним доводов в пользу изъятия ребенка является то, что мать или отец сами в детстве потеряли родителей.

Конечно, существуют тяжелые патологические детско-родительские отношения (например, систематические садистические истязания или сексуальное насилие), которые разрушают психику ребенка больше, чем потеря объекта привязанности. Здесь очень важно разграничить физические наказания и садистические истязания. В случае последних причинение боли и унижение становится центральной, самой главной составляющей отношений, самоцелью. В результате такого «воспитания» формируется личность с очень серьезными психическими отклонениями. Однако такие патологические отношения встречаются достаточно редко, как и всякое резкое отклонение от нормы. Во всех же остальных случаях потеря матери наносит ребенку гораздо больший ущерб, чем жизнь с весьма порой проблемными родителями. Становится понятно, почему дети сбегающие из детских домов, возвращаются к родителям (и не важно, что они являются, порой, алкоголиками или эмоционально неуравновешенными людьми). Потому что самым главным страхом, следующим после страха смерти, для ребенка является страх потери родителей.

Существует большой соблазн объяснять все описанные эмоциональные, интеллектуальные и личностные нарушения у детей из приемных семей и детских домов, генетикой. Сделать вывод, что неблагополучные, дезадаптивные дети унаследовали свои черты у своих неблагополучных родителей. Однако, симптомы поведенческих и эмоциональных нарушений встречаются и у детей, потерявших так называемых «благополучных» родителей в результате несчастных случаев

Итак, дети, потерявшие своих родных родителей, не могут впоследствии построить свои отношения с обществом, с трудом в нем адаптируются. Происходит это потому, что самые главные отношения, являющиеся базой, на которой основываются все дальнейшие отношения, та модель, на которой дети учатся любить и формировать привязанности, была атакована или разрушена (в случае с детьми, потерявшими родителей в школьном возрасте) или не успела полностью гармонично сформироваться (в случае с детьми в возрасте от нескольких месяцев до 3-4 лет). Это позволяет нам сделать вывод, что самым безопасным местом для ребенка, способствующим его гармоничному развитию, является традиционная семья, состоящая из родных родителей.

Однако, мы видим, что именно традиционная семья сейчас подвергается массированной атаке. Ювенальные технологии появились и разрабатывалась на Западе, но сейчас они пришли и к нам. Несмотря на заверения чиновников, что у нас ювенальной юстиции не будет, она, тем не менее, уже здесь. На данный момент в Госдуме рассматривается закон о социальном патронате. Это совершенно ювенальный закон, развязывающий руки чиновникам, существенно облегчающий отнятие детей у родителей. Закон этот еще не принят, но в пилотных регионах детей уже отнимают достаточно активно. Тенденция очевидна: вместо укрепления института семьи создается еще одно орудие для ее разрушения. И вот тут сам собой напрашивается вопрос: не получим ли мы в перспективе общество разрозненных индивидов, не способных любить, думать и трудиться? И долго ли протянет такое общество?

Неврозы – наиболее распространенная форма детских расстройств. Термин «невроз» предложил шотландский врач Вильям Куллен в 1776 году. До этого в практике безраздельно доминировала истерия. Невроз – греч. – нерв – нервное расстройство. Неврозы – это своего рода плата за прогресс, поскольку нагрузки на психику значительно возрастают. Дело в том, что эмоции человека изначально были направлены на мобилизацию организма и приспособление к условиям существования. Но в процессе эволюции происходит...

Обсуждение

Во многом согласна с автором статьи. Могу сказать, что действительно, очень много зависит от мамы и ее состояния. А также от тех, кто воспитывает(воспитатели, учителя, бабушки)Вот здесь можно еще узнать немного о воспитании детей: www.prozwetanie.ru/pp/2076p.php

Нет мамы! А защитные механизмы психики не успели сформироваться к новым условиям.

Не думайте, что у нас от переживаний с головой не все в порядке стало, просто наверное сработал, так сказать, защитный механизм нашей психики. Ведь мы всегда сами, лучше кого бы то ни было, знаем, как себе помочь!

Как защитный природный механизм для продолжения рода, вместе с осторожностью. Действительно, похоже на явное отклонение развития психики. Я вот подумала, а должны же быть этому серьезные причины, пожалуй...

Обсуждение

Это не он отличается эгоцентричностью, а вы нарциссизмом. Перенос на себя ваших чувств и переживаний - одно из проявлений эмпатии, СО-чувствия и СО-переживания. А вот вы-то как раз и требуете не этого, а культа своей "самости" - это мои чувства, и больше ничьи, а ты со своими ко мне не лезь.
Об этом же и говорит ваше желание все контролировать. Шуточные намеки мужа, что он чувствует себя рядом с вами "ребенком" - первые звоночки, это может привести к конфликту. впрочем, если эта ролевая модель всех устраивает, то вы так всю жизнь и проживете "я и баба, и мужик", периодически сокрушаясь, как он слаб и беспомощен, но втайне гордясь своими достижениями и пестуя их.

Им абсолютно до лампочки, что было ДО НИХ
как минимум, интересует сегодняшний день, как максимум - будущее
еще они фантазеры и мечтатели))
мне кажется, Вы с дочерью из разных групп
это нормально, просто надо отдавать себе в этом отчет))

Не успела прочитать всю ветку, так что, может, повторюсь. Мне кажется, что если неадекватное реагирование Светы относится только к этой одной, болезненной для нее области, то не стоит переживать. Я тоже думаю, что это защитный механизм психики, и не нужно мешать его работе. 16 лет - сложный возраст, а у умного ребенка - особенно. Очень болезненно воспринимается несправедливость мира вообще, а несправедливость по отношению к тебе - тем более... И иногда проще эту картину мира мысленно исправить, чем смириться с существующим положением вещей. Это просто этап душевной работы по взрослению, принятию себя

Он не выводов не делает, а срабатывает защитный механизм психики. Детки очень часто используют этот прием, закрыл глазки или спрятался за маму и вроде как страшного и неприятного нет на свете.

Обсуждение

Как жалко мальчика! Посмотрела ваши фото какой прелестный ребенок. А вам - держитесь и не отчаивайтесь! Кто знает, что будет через 2 года? И врачи могут ошибаться в своих прогнозах и чудеса на свете бывают (правда мало на всех не хватает). Нужно верить в лучшее. Во всяком случае живите счастливо сейчас, делайте все, что необходимо для ребенка. А готовить его специально ни к чему не нужно. Даже если самые плохие прогнозы оправдаются это случится не в один день, мальчик постепенно сам все поймет. Главное чтобы он чувствовал, что его по-прежнему любят. И может за это время исподволь привить ему постепенно интерес к чему-нибудь не требующему активных движений, что бы в дальнейшем ребенок мог как-то реализоваться. У вас самих должен быть позитивный настрой на будущее, каким бы оно ни было.Удачи вам.

Может, сейчас и не стоит ему ничего говорить, пока сам не спросит? В конце концов, подобное знание ни в чем не поможет ему на данный момент. Вот когда наступит время и он задумается и спросит, то сказать ему, что ученые всего мира ищут сейчас пути излечения этого заболевания. Об этом мне говорил один профессор-невропатолог. Он сказал, что не сомневается, что в ближайшие десятилетия эта проблема будет решена. Еще сказал, что поиски способов лечения ведутся во многих генных лабораториях мира. У нас - в лаборатории молекулярной диагностики Института медицинской генетики в Москве, а также в Томске и Санкт-Петербурге. Временный эфффект давала пересадка мышечных клеток эмбриона - это в США. Но радикальным способом станет генотерапия, когда в каждую мышцу вводится фрагмент гена, способного продуцировать номальный мышечный белок. Вся основная работа в этом направлении уже сделана - найден и актирован ген мышечной дистрофии, установлена его молекулярная природа, он клонирован. Так что в лабораторных условиях такое лечение уже смоделировано. Осталась нерешенной последняя задача - каким образом нормальный ген может попасть в организм человека, да так, чтобы прижиться в нем и начать полноценную работу. Пытались "внедрить" его на аденовирусе, ген приживался, но когда человек выздоравливал, то вирус уничтожался на пару с продуцирующим геном. Но ученые продолжают искать. Вы извините, я сама в этом мало что понимаю, просто пересказала вам наш разговор - возможно, вам самим это в чем-то поможет.

Психологическая защита – это неосознанные процессы, проистекающие в психике, направленные на минимизацию воздействия негативных переживаний. Защитные инструменты являются основой процессов сопротивления. Психологическая защита, как понятие впервые было озвучено Фрейдом, который изначально под ним подразумевал, прежде всего, вытеснение (активная, мотивированная ликвидация из сознания чего-либо).

Функции психологических защит заключаются в снижении противостояния, проистекающего внутри личности, снятии напряжения, обусловленного конфронтацией импульсов бессознательного и принятыми требованиями среды, зарождающимися вследствие социального взаимодействия. Минимизируя такой конфликт, предохранительные механизмы регулируют человеческое поведение, повышая его адаптационную способность.

Что такое психологическая защита?

Человеческая психика характеризуется свойством защищать себя от негативных окружающих вокруг или внутренних воздействий.

Психологическая защита личности присутствует у каждого человеческого субъекта, но рознится по степени интенсивности.

Психологическая защита стоит на страже психического здоровья людей, предохраняет их «Я» от воздействия стрессовых влияний, повышенного беспокойства, негативных, носящих разрушительный характер, мыслей, от конфронтаций, ведущих к плохому самочувствию.

Психологическая защита, как понятие появилось на свет в 1894 году благодаря известному психоаналитику Зигмунду Фрейду, пришедшему к выводу, что субъект может выказывать два различных ответных побуждения на неприятные ситуации. Он может либо их задерживать в осознанном состоянии, либо искажать такие обстоятельства, дабы снизить их размах или отклонить в ином направлении.

Все предохраняющие механизмы характеризуются двумя связывающими их чертами. Прежде всего, они неосознанные. активирует защиту самопроизвольно, не понимая, что совершает. Во-вторых, основная задача защитных инструментов заключается в максимально возможном искажении реальности или абсолютном ее отрицании, дабы субъект перестал ее воспринимать как тревожную либо небезопасную. Следует акцентировать, что часто человеческие индивиды используют одновременно несколько механизмов предохранения, чтобы оградить собственную персону от неприятных, угрожающих событий. Однако подобное искажение нельзя считать преднамеренной либо преувеличением.

При этом, невзирая на то, что все имеющиеся защитные акты устремлены на ограждение психики человека, предотвращение его впадения в , помощь в перенесении стрессового воздействия, они нередко наносят вред. Человеческий субъект не может существовать постоянно в состоянии отречения или обвинения окружающих лиц в собственных неприятностях, заменяя реальность искривленной картинкой, выпавшую из .

Психологическая защита, кроме того, может препятствовать , развитию человека. Она может стать преградой на стези успешности.

Негативные следствия рассматриваемого феномена наступают при устойчивом повторении определенного механизма защиты в сходных ситуациях бытия, однако отдельные события, хоть и схожи с теми, которые изначально спровоцировали срабатывание защиты, в прикрытии не нуждаются, поскольку сам субъект может сознательно отыскать решение возникшей проблемы.

Также защитные механизмы превращаются в разрушительную силу, когда человек применяет их несколько одновременно. Субъект, часто прибегающий к защитным механизмам, обречен быть неудачником.

Психологическая защита личности не является врожденным навыком. Она приобретается в ходе прохождения малышом. Основным источником формирования механизмов внутренней защиты и примеров их применения являются родители, которые своим примером использования защиты «заражают» собственных детей.

Механизмы психологической защиты личности

Специальная система регулирования личности, целенаправленная на предохранение от негативных, травмирующих, неприятных переживаний, обусловленных противоречиями, тревожностью и состоянием дискомфорта именуется психологической защитой, функциональная цель которой заключается в минимизации внутриличностной конфронтации, ослаблении напряжения, снятии беспокойства. Ослабляя внутренние противоречия психологические скрытые «предохранители» регулируют поведенческие реакции личности, повышая ее адаптационную способность и уравновешивая психику.

Фрейд ранее обозначил теории сознательного, бессознательного и концепцию подсознательного, где он акцентировал, что защитные внутренние механизмы являются неотъемлемой часть бессознательного. Он утверждал, что человеческий субъект часто сталкивается с неприятными раздражителями, несущими угрозу и способными породить стресс либо привести к срыву. Без внутренних «предохранителей» Эго личности подвергнется распаду, что вызовет невозможность в обыденной жизни принимать решения. Психологическая защита выполняет функцию амортизаторов. Она помогает индивидам справляться с негативом и болью.

Современная психологическая наука выделяет 10 механизмов внутренней зашиты, которые классифицируются по степени зрелости на дефензивные (например, изоляция, рационализация, интеллектуализация) и проективные (отрицание, вытеснение). Первые – являются более зрелыми. Они допускают поступление в сознание негативной либо травмирующей информации, однако интерпретируют для себя ее «безболезненным» образом. Вторые – являются более примитивными, поскольку в сознание не допускают травмирующую информацию.

Сегодня психологическими «предохранителями» считаются реакции, к использованию которых индивид прибегает неосознанно, дабы защитить собственные внутренние психические компоненты, «Эго» от тревожности, конфронтации, ощущения , вины, чувства .

Основополагающие механизмы психологической защиты дифференцируются по таким параметрам, как уровень обработки конфликта внутри, прием искажения реальности, уровень количества затрачиваемой энергии на поддержание определенного механизма, уровень индивида и тип вероятного нарушения психики, появляющегося вследствие пристрастия к определенному механизму защиты.

Фрейд, используя собственную трехсоставную модель устройства психики, высказал предположение, что отдельные механизмы возникают еще на детском возрастном этапе.

Психологическая защита примеры ее в жизни встречаются сплошь и рядом. Часто человек, чтобы не излить гнев на начальника, выливает потоки негативной информации на сотрудников, поскольку они менее значимые для него объекты.

Часто случается, что предохраняющие механизмы начинают работать неправильно. Причина такого сбоя заключается в стремлении индивида к спокойствию. Отсюда, когда стремление к психологическому комфорту начинает превалировать над желанием постигать мир, минимизируя риск выйти за грани привычного, отлаженные механизмы защиты перестают адекватно функционировать, что ведет к .

Предохраняющие защитные механизмы составляют охранный комплекс личности, но одновременно с этим могут привести ее к распаду. Каждый индивид имеет свою любимую вариацию защиты.

Психологическая защита примеры этому стремление найти разумное объяснение даже самому нелепому поведению. Так проявляется склонность к рационализации.

Однако существует тончайшая грань, пролегающая между адекватным использованием предпочитаемого механизма и нарушением равнозначного баланса в их функционировании. Неприятности возникают у индивидов тогда, когда выбранный «предохранитель» абсолютно не подходит для ситуации.

Виды психологической защиты

Среди научно признанных и часто встречаемых внутренних «щитов» выделяют около 50 видов психологической защиты. Ниже приведены основные из используемых приемов защиты.

В первый черед, можно выделить сублимацию, понятие которой определил Фрейд. Он считал ее процессом трансформации либидо в возвышенное устремление и социально нужную деятельность. Согласно концепции Фрейда, — это главный результативный защитный механизм при созревании личности. Предпочтение сублимации в качестве главной стратегии говорит о психическом созревании и сформированности личности.

Можно выделить 2 ключевые вариации сублимации: первичную и вторичную. При первой сохраняется первоначальная задача, на которую направлена личность, что выражается сравнительно прямо, например, бесплодные родители решаются на усыновление. При второй – индивиды отказываются от начальной задачи и выбирают другую задачу, достичь которую возможно на более высоком уровне психической активности, вследствие чего сублимация носит опосредованный характер.

Индивид, не сумевший приспособиться при помощи первичной формы механизма защиты, может переступить на вторичную форму.

Следующим, часто применяемым приемом, является , которое обнаруживается в непроизвольном перемещении неприемлемых побуждений или мыслей в бессознательное. Проще говоря, вытеснение – это мотивированное забывание. Когда функция этого механизма является недостаточной для снижения тревожности, подключаются иные приемы защиты, способствующие вытесненной информации представать в искаженном свете.

Регрессия представляет собой неосознанный «спуск» на ранний этап приспособления, разрешающий удовлетворять желания. Она бывает символической, частичной либо полной. Множество проблем эмоциональной направленности обладают регрессивными признаками. В нормальном своем проявлении регрессия может обнаруживаться в игровых процессах, при болезнях (например, заболевший индивид требует больше внимания и повышенной опеки).

Проекция является механизмом причисления другому индивиду или объекту желаний, чувств, мыслей, которые субъект у себя сознательно отвергает. Отдельные вариации проекции легко обнаруживаются в обыденном бытие. Большинство человеческих субъектов совершенно некритично относятся к личным недостаткам, зато легко подмечают их у окружения. Люди склонны обвинять окружающий социум в своих горестях. При этом проекция может принести вред, поскольку нередко вызывает ошибочную трактовку реальности. Данный механизм, преимущественно, срабатывает у ранимых индивидов и незрелых личностей.

Противоположностью вышеописанного приема является интроекция или включение себя. В раннем личностном созревании она играет немаловажную роль, поскольку на ее базисе постигаются родительские ценности. Механизм актуализируется вследствие потери ближайшего родственника. При помощи интроекции ликвидируются различия между собственной особой и объектом любви. Иногда или к кому-либо, негативные побуждения трансформируются в обесценивание себя и самокритику, вследствие интроекции такого субъекта.

Рационализация являет собой механизм, который оправдывает поведенческое реагирование индивидов, их мысли, чувства, которые в действительности неприемлемы. Данный прием считается наиболее распространенным механизмом психологической защиты.

Человеческое поведение обуславливается множеством факторов. Когда индивид объясняет поведенческие реакции наиболее приемлемым для собственной личности образом, то происходит рационализация. Неосознаваемый прием рационализации не нужно путать с сознательной ложью или преднамеренным обманом. Рационализация способствует сохранению самоуважения, избеганию ответственности и ощущения вины. Во всякой рационализации наличествует какое-то количество правды, но самообмана в ней присутствует больше. Этим она и небезопасна.

Интеллектуализация предполагает гиперболизированное использование интеллектуального потенциала, дабы ликвидировать эмоциональные переживания. Данный прием характеризуется тесной взаимосвязью с рационализацией. Она подменяет непосредственно переживание чувств раздумьями о них.

Компенсация является бессознательной попыткой преодолеть реально существующие либо воображаемые дефекты. Рассматриваемый механизм считается универсальным, ведь приобретение статуса – это важнейшая потребность практически каждого индивида. Компенсация бывает социально приемлемой (например, слепой человек становится известным музыкантом) и неприемлемой (например, компенсация инвалидности трансформируется в конфликтность и агрессию). Также различают прямую компенсацию (в заведомо невыигрышной сфере индивид устремлен к успеху) и косвенную (склонность утвердить собственную персону в иной области).

Реактивное образование представляет собой механизм, подменяющий побуждения для осознания неприемлемые непомерными, противоположными тенденциями. Данный прием характеризуется двухступенчатостью. В первый черед, вытесняется недопустимое желание, после чего увеличивается его антитеза. К примеру, гиперопека может скрывать чувство отвержения.

Механизм отрицания заключается в отвержении мыслей, чувств, побуждений, потребностей или действительности, которые недопустимы на уровне сознания. Индивид ведет себя, словно, не существует проблемной ситуации. Примитивный способ отрицания присущ детям. Взрослые лица чаще применяют описываемый метод в ситуациях серьезного кризиса.

Смещение представляет собой перенаправление эмоциональных реакций от одного предмета к приемлемой замене. К примеру, агрессивные чувства вместо работодателя субъекты вымещают на семье.

Способы и приемы психологической защиты

Многие именитые психологи утверждают, что способность защититься от отрицательных эмоциональных реакций завистников и недоброжелателей, умение сохранять душевную гармонию во всевозможных неприятных обстоятельствах и не отвечать на досадные, оскорбительные выпады, является характерной чертой зрелой личности, эмоционально развитого и интеллектуально сформированного индивида. Это гарантия здоровья и главное отличие успешного индивида. Именно в этом заключается положительная сторона функции психологических защит. Поэтому субъектам, испытывающим со стороны социума давление и принимающим на себя негативные психологические атаки злопыхателей, необходимо изучить адекватные приемы предохранения от отрицательного воздействия.

Прежде всего, нужно осознать, что раздраженный и эмоционально подавленный индивид не может сдерживать эмоциональные порывы и адекватно отвечать на критику.

Способы психологической защиты, помогающие справляться с агрессивными проявлениями, приведены ниже.

Одним из приемов, способствующим отталкиванию негативных эмоций является «ветер перемен». Нужно вспомнить все слова и интонации, которые вызывают наиболее болезненную интонацию, понять, что может гарантированно выбить почву, вывести из равновесия либо ввергнуть в депрессию. Рекомендуется вспомнить и ярко представить обстоятельства, когда недоброжелатель старается рассердить при помощи определенных слов, интонации или мимики. Также следует внутри себя проговорить слова, которые наиболее задевают. Можно визуализировать мимику оппонента, произносящего обидные слова.

Это состояние бессильной злости либо, напротив, потерянности, необходимо прочувствовать внутри, разобрать по и отдельным ощущениям. Нужно осознать собственные ощущения и изменения, происходящие в теле (например, может участиться сердцебиение, появится тревога, «отняться» ноги) и запомнить их. Затем следует представить себя, стоящим на сильном ветру, который сдувает весь негатив, обидные слова и выпады недоброжелателя, а также ответные отрицательные эмоции.

Описанное упражнение рекомендуется проделать несколько раз в тихом помещении. Оно поможет впоследствии гораздо спокойнее относиться к агрессивным выпадам. Столкнувшись в действительности с ситуацией, когда кто-то пытается оскорбить, унизить, следует представить себя находящимся на ветру. Тогда слова злопыхателя канут в небытие не достигнув цели.

Следующий прием психологической защиты именуется «абсурдная ситуация». Здесь человеку рекомендуется не дожидаться агрессии, выплеска обидных слов, насмешек. Нужно взять на вооружение известный фразеологизм «делать слона из мухи». Другими словами, необходимо при помощи преувеличения довести всякую проблему до абсурда. Почувствовав от оппонента насмешки или оскорбления, следует утрировать эту ситуацию таким образом, чтобы слова, последовавшие за этим, породили лишь смех и несерьезность. Таким приемом психологической защиты можно легко обезоружить собеседника и надолго отбить у него охоту обижать других людей.

Также можно представить оппонентов трехлетними крохами. Это поможет научиться относиться к их выпадам менее болезненно. Нужно себя представить воспитателем, а противников детсадовской малышней, которая бегает, прыгает, кричит. Возмущается и капризничает. Разве можно всерьез злиться на трехлетнюю несмышленую малышню?!

Следующий метод носит название «океан». Водные пространства, занимающие огромную часть суши, постоянно в себя принимают бурлящие потоки рек, однако это не может потревожить их величественную непоколебимость и спокойствие. Также и человек может брать пример с океана, оставаясь уверенным и спокойным, даже когда выливаются потоки брани.

Прием психологической защиты под названием «аквариум» заключается в представлении себя за толстыми гранями аквариума при ощущении попыток окружения вывести из равновесия. На оппонента выливающего море негатива и без конца сыплющего обидными словами, необходимо смотреть из-за толстых стенок аквариума, представляя его искаженную злостью физиономию, но, не чуя слов, ведь их поглощает вода. Следовательно, негативные выпады не достигнут цели, человек останется уравновешенным, что еще больше распылит соперника и заставит его выйти из равновесия.

Вопрос № 28 . Защитные механизмы личности и их характеристика.

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью “Я“ вырабатывает у себя так называемые «защитные механизмы». Впервые этот термин был введен в психологию известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом. Более полно концепция механизмов психологических защит представлена Анной Фрейд, в частности в ее работе "Психология Я и защитные механизмы". Она считала, что защитный механизм основывается на двух типах реакций:

    блокирование выражения импульсов в сознательном поведении;

    искажение их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.

В отечественной психологии Ф.С. Бассивный рассматривал психологическую защиту как важнейшую форму реагирования сознания индивида на психическую травму. Б.Д. Карвасарский рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений – когнитивных, эмоциональных, поведенческих – с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я – концепцию.

Психологическая защита – это естественное противостояние человека окружающей среде. Она бессознательно предохраняет его от эмоционально-негативной перегрузки. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий. Все ЗМЛ обладают двумя общими характеристиками:

    они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;

    они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Функции психологических защит , с одной стороны, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные. Если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом.

Защитные механизмы личности можно условно поделить на три группы:

I . "естественные" - входящие в нее психологические защиты опосредуют и формируют перцептивные процессы личности, особенности восприятия различной информации о себе и об окружающем мире. Общим для этой группы защит является невостребованность анализа содержания информации. Здесь главное – блокирование информации, бессознательное исключение ее из сферы сознания.

Вытеснение – Фрейд рассматривал вытеснение как наиболее прямой путь ухода от тревоги. Вытеснение представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание. Вытесняя человек перестает осознавать причины, вызывающие тревогу, а также не помнит трагических прошлых событий.

Подавление - более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожащей информации. Подавление происходит сознательно, но его причины могут осознаваться, а могут и не осознаваться. Продукты подавления находятся в предсознательном, а не уходят в бессознательное, как это можно видеть в процессе вытеснения. Одним из вариантов развития подавления является аскетизм. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим себе человеком моральным ценностям и нормам.

Аскетизм - был определен А.Фрейд, как отрицание и подавление всех инстинктивных побуждений. Данный механизм характерен в большей степени для подростков, примером которого является недовольство своей внешностью и стремление к ее изменению. Негативные переживания по этому поводу могут быть «сняты» с помощью аскетизма.

Н игилизм - отрицание ценностей. Подход к нигилизму как одному из механизмов психологической защиты основывается на концептуальных положениях Э.Фромма. Развитие человека, его личности происходит в рамках формирования двух основных тенденций: стремления к свободе и стремления к отчуждению.

II . "интегративные" – входящие в эту группу защитные механизмы связаны с бессознательной оценкой содержания неугодной для личности информации, ее изменением, неадекватностью оценки. Искажение, трансформация информации могут осуществляться различными способами с использованием: генерализации, опущения, категоризации и др. В результате действия этих защит личность начинает обладать неадекватной реальности информацией и жить в мире иллюзий.

А грессия возникает, когда человек не может преодолеть барьеры на пути к свей цели и переживает фрустрацию. Она принимает форму прямого нападения на других людей, а иногда выражается в грубости, угрозах, враждебности. Виды агрессии:

а) Прямая агрессия – как правило, обращена на других. Может проявляться в поведении (драка, убийство) или в вербальной форме (брань, сарказм, грубые замечания). Возможно обращение агрессии на себя (аутоагрессия): самообвинения, глубокое переживание вины, самоубийство, измождение себя голодом, "умерщвление плоти".

б) Косвенная (смещенная) агрессия – направлена не непосредственно на нежелательный или неприятный объект (лицо), а на доступный объект. Человек может просто "вылить" плохое настроение на первое попавшееся лицо.

в) Вымещение – ЗМЛ, направляющий негативную эмоциональную реакцию не на психотравмирующую ситуацию, а на объект, не имеющий к ней отношения. Этот механизм создает как бы "замкнутый круг" взаимовлияния людей друг на друга.

г) Пассивная агрессия . В этом случае субъект объединяет себя с внешним агрессором и "принимает на себя" его роль. Пример этой разновидности агрессии – измена, предательство или "потакание" жестокостям другого.

Десакрализация - ЗМЛ описан А. Маслоу. При десакрализации личность скептически соизмеряет и не хочет видеть свое предназначение, возможности в самореализации и самоактулизации. Путь снятия этой защиты – ресакрализация - желание и готовность посмотреть на Человека "глазами вечности".

Идеализация - связана, прежде всего, с завышенной эмоциональной самооценкой или оценкой другого лица. Идеализация связана и с процессом формирования персонального идеала. К. Хорни отмечала, что защитный механизм идеализации выполняет ряд важных для личностной стабильности функций:

Заменяет реальную уверенность человека в свои силы;

Создает условия для чувства превосходства, ощущения того, что он лучше, достойнее других; подменяет подлинные идеалы;

Отрицает наличие внутрипсихических конфликтов (отвергает все, что не входит в созданный им самим образ поведения);

Порождает в личности новую линию расколов, образовывая барьер к ее подлинному развитию, формирует отчуждение от самой себя, создает новые жизненные иллюзии – такой защитный механизм личности, который служит основанием для дальнейшего развития идентификации и самоидентификации.

П роекция - ЗМЛ, связанный с восприятием созданного личностью психического образа как объективной реальности, с помощью которого неосознаваемые персональные характеристики (влечения, потребности и др.) проецируются на другие объекты. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Трансформация - форма психологической защиты, при которой вытесненные негативные черты характера в сознании человека превращаются в позитивные.

И дентификация - осуществляется на основе эмоциональной связи с другим лицом. Она сопровождается стремлением человека походить на того, кого он любит.

И грание роли - в основе лежит установление контроля над окружающими с целью снятия с себя ответственности, получения определенной выгоды (награды), повышения собственной значимости и обеспечения собственной безопасности и спокойствия с помощью установления шаблона поведения, который не изменяется в новых условиях.

(женщина в роли Жены Алкоголика сколько бы раз не выходила замуж, все равно будет жить с алкоголиком). Играние роли позволяет человеку использовать внешний ресурс для защиты внутренней проблемы с целью обезопасить себя и даже получить определенную выгоду, когда индивид идентифицирует себя с выполняемой ролью. (Э. Берн считает, что у каждого человека есть свой набор определенных поведенческих схем (ролей), который соотносится с психическим состоянием человека (Взрослый, Родитель, Ребенок)).

И нверсия - ЗМЛ, базирующийся на проявлениях "обратных процессов". Такие тенденции проявляются в различных сферах личности – поведении, мотивации, мышлении, аффективной области. Для всех психологических защит личности, основанных на инверсии, характерно наличие тенденции фиксированного "поворота", обращение той или иной направленности психической деятельности в какую-то иную сторону, обычно прямо противоположную первоначальной. Выделяются различные виды инверсионных защитных механизмов:

1. Р еактивное образование одна из форм психической установки или привычки, противоположной вытесненному желанию, реакция на него, хотя объект, вызвавший негативные эмоции остается прежним (в отличие от проекции, где меняется сам объект), но здесь изменяется отношение к нему.

2. О братное чувство - один из способов проявления обращения влечения в свою противоположность; это процесс, при котором цель влечения преобразуется в явление с обратным знаком, а пассивность сменяется активностью.

3. Ф ормирование реакции - защита, с помощью которой вместо вытесненной в бессознательное неприятной информации проявляются и воспринимаются прямо противоположные представления. Мальчик всячески обижает девочку, к которой испытывает симпатию. Происходит это неосознанно. Не сумев добиться взаимности, мальчик испытывает чувство обиды. Он вместе с чувством симпатии вытесняется в бессознательное и вместо этого в сознании возникает чувство неприязни, которое проявляется в соответствующем поведении.

4. М артиризация - психологический механизм, с помощью которого личность добивается желаемых результатов путем драматизации ситуации, плача, стонов, припадков, вызывания жалости у окружающих, "работая на публику". Одним из примеров крайних случаев проявлений мартиризации является так называемый ложный суицид.

5. О бразование симптомов - ЗМЛ, характеризующется возникновением различных симптомов психосоматических расстройств, активирующихся во время действия психотравмирующих факторов. Например, молодой человек устраивается на работу, побеждая в большом конкурсе. Но у него нет опыта работы. Это, естественно, волнует и беспокоит его. Накануне выхода на работу еще с вечера он чувствовал себя нормально, но ночью заболело горло, поднялась температура, появился озноб – все признаки психосоматического заболевания. Но все эти симптомы исчезли, когда он пришел на работу, и там все складывалось благоприятно.

Юмор - защитный психический механизм, проявляющийся как скрытие индивидом от себя и окружающих вытесненных в бессознательное недостигнутых целей.

Э моциональное выгорание - Выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Он проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного эмоциональным перенапряжением, которое снижается за счет формирования личностью стереотипа эмоционального поведения. Нередко эмоциональное сгорание рассматривается как следствие феномена профессиональной деформации в сфере профессий человек-человек.

О бесценивание – защитный механизм личности, основанный на снижении ценности целей, достижений других людей и собственных неудач во избежание неприятных переживаний.

Р ационализация – форма психологической защиты, при которой неприемлемые для морали действия индивид объясняет ложными мотивами, которые приветствуются в обществе. При этом сохраняется самоуважение, чувство самостоятельности, и не возникает тревога

К омпенсация – механизм психологической защиты, направленный на исправление или восполнение собственной реальной или воображаемой физической или психической неполноценности. Автором описания защитных механизмов компенсации и гиперкомпенсации является А. Адлер. Ощущение неполноценности по разным причинам может стать чрезмерным. В ответ на чувство неполноценности у индивидуума появляются две формы защитных механизмов: компенсация и гиперкомпенсация. Гиперкомпенсация проявляется в том, что человек старается развить те данные, которые у него слабо развиты. Компенсация же проявляется в том, что вместо развития недостающего качества человек начинает интенсивно развивать тот признак, который у него и так хорошо развит, компенсируя тем самым свой недостаток. Этот вид компенсации называют косвенным, снижающим остроту неприятных переживаний. Одни авторы в качестве косвенной компенсации рассматривают несколько ее видов:

1. С ублимация - защитный механизм психики, с помощью которого вытесненная в бессознательное энергия нереализованной потребности превращается в другую активность путем изменения ее направленности.

2. Субституция - изменение объекта приложения энергии (не поступив в одно учебное заведение, человек поступает в другое; не получив приглашение на значимую вечеринку, устраивает свою и т.д.). Отличие субституции от сублимации в том, что здесь происходит смена объекта, способного удовлетворить влечение. Например, явление смещенной агрессии. При субституции, если человек испытывает агрессию и не может ее реализовать на объект, вызывающий ее (на этого человека), он "выльет" ее на другого человека.

3. Фасад, маска, экранирование - защита, с помощью которой личность закрывает внутреннюю пустоту внешним импозантным фасадом (не любит читать, но собирает библиотеку, приобретает дорогие вещи, машину, коттедж, стремится занимать высокие должности и т.д.), что обычно связано с деперсонализацией личности.

Интеллектуализация - ЗМЛ, основанный на вербализации человеком собственных эмоций и противоречий, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и переживания. Интеллектуализацию часто сравнивают с рационализацией, так как оба являются следствием интеллектуальных процессов. Но интеллектуализация – это нейтрализация эмоции, а рационализации – это псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы личности потерей самоуважения.

И нтроекция - ЗМЛ (ассимиляция), который включает в структуру "Я" без критической проверки и усвоения внешние стандарты, ценности, отношения, концепции с целью снижения угрозы негативных переживаний.

Р етрофлексия - ЗМЛ, способствующий прекращению индивидом попыток повлиять на окружающих путем возврата чувств назад в замкнутую внутриличностную систему и точно против себя.

III . «ретро-защиты» - эта группа объединяет те механизмы психологических защит, которые базируются и используют механизмы, возникшие в детстве, практически без их изменения. Прибегание к этому типу защит косвенно свидетельствует о некой личностной и социальной инфантильности человека, личностной незрелости.

О тступление - механизм освобождения личности от травмирующих негативных переживаний путем отказа от деятельности при невозможности достичь желаемую цель. Выход из поля деятельности сопровождается обычно отказом от активности, что может проявляться в разных формах, например, снижение (или отказ) от коммуникаций, аккумулирование поведения, способствующего символическому сведению на нет предыдущего действия, что обычно сопровождается сильным беспокойством, чувством вины и др.

Самозамыкание – ЗМЛ, близкий к отступлению, но имеющий несколько другой источник. Он связан с нонконформизмом, а не с конформизмом, как при отступлении, с направленностью "от". Связь нонконформизма с внушаемостью дает порой парадоксальный эффект – проявляется индивидуальная склонность к отшельничеству, аскетизму, нигилизму, реактивному образованию.

Д ефлексия - особый вид психологической защиты, связанный с уходом личности как от прямого контакта с собой (т.е. от своих собственных сильных переживаний), так и от контактов с окружающими.

Окаменение - защитное отсутствие внешнего проявления чувств, "онемение души" с относительной ясностью мысли, сопровождающееся нередко переключением внимания на явления окружающей действительности, не имеющих отношения к травмирующему событию. Этот механизм внешне проявляется соответствующими масками лица.

Уход в виртуальную реальность/виртуальность - механизм психологической защиты, когда индивид неосознанно избегает психотравмирующей ситуации. В литературе этот тип защиты иногда называют "страусиным". Уход от психотравмы дает личности кратковременное облегчение, но при этом существенные потребности и желания остаются неудовлетворенными, цели – не реализованными, что и составляет причину дальнейших душевных исканий и переживаний.

Комплекс Ионы - характеризуется боязнью собственного величия, уклонением от своего предназначения, бегством от своих талантов, страха успеха.

Регрессия - процесс, механизм, результат возвращения человека к ранее пройденным (возможно, детским) этапам, состояниям, формам и способам функционирования эмоциональной и интеллектуальной деятельности, объектных отношений, моделей поведения, психологических защит. З. Фрейдом выделял три вида регрессии:

1. топическую , обусловленную функционированием психического аппарата;

2. временную , при которой вновь вступают в действие прежние способы психической организации;

3. формальную , заменяющую обычные способы выражения и образного представления более примитивными.

Специфика регрессивных защитных механизмов состоит в преобладании ее пассивной позиции и свидетельствует о неуверенности в принятии собственных решений. В этом случае регрессирует именно личностное Я, демонстрируя ее слабость и приводит к упрощению (инфантилизации) или рассогласованности поведенческих структур. Примером регрессии являются примитивные механизмы :

Отрицание - Одна из наиболее распространенных форм такого поведения неприятие, отрицание, критики в свой адрес со стороны других людей. Болея человек может отрицать этот факт. Тем самым, он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать, поскольку не признавая критики в свой адрес, они не стремятся избавиться от имеющихся недостатков, подвергающихся справедливой критике.

Расщепление - З. Фрейд употреблял этот термин для обозначения своеобразного явления, когда внутри личностного Я сосуществуют две парадоксальные психические установки по отношению к внешней реальности: первая учитывает реальность, вторая – ее игнорирует.

Проективная идентификация защитный механизм, изученный М. Кляйн. Расщепление на "хорошее Я" и "плохое Я", начиная с младенческого возраста, есть попытка защитить свои хорошие части от плохих, избавиться от непереносимых качеств собственного Я, обратить их в собственных "преследователей". В повседневной жизни это может проявляться в ситуации экзамена в виде страха перед преподавателем, во враждебности представителей разных национальностей, неприятии взглядов и позиций других людей и др.

Парциальная перцепция - защитный механизм, характеризующийся тем, что субъект склонен воспринимать только то, что ему хочется, нравится, выгодно, ценностно или значимо. Остальная информация индивидом не фиксируется, формируя тем самым своеобразные ограниченные представления об окружающем мире и о себе, основанные преимущественно на "нужном" материале, "вырезая" все остальное из своего восприятия.

Двигательная активность - понижение беспокойства, вызванного запретным побуждением, путем разрешения его прямого или косвенного выражения без развития чувства вины. Двигательная активность включает непроизвольные, иррелевантные действия для снятия напряжения. Двигательная активность – защитный механизм, который предполагает и противодействие. Оно возникает в тех ситуациях и при тех защитах, когда другим людям не только приписываются собственные мотивы (проекция), но и следуют нападения. Этот механизм часто проявляется у людей с асоциальной активностью – хулиганов, насильников, бандитов и др.

Оглушение - механизм устранения конфликтов, страхов, фрустрации, связанных с психотравмой и достижения ощущения силы и спокойствия благодаря воздействию фармакологических веществ (алкоголь, наркотики и др.). Это обусловлено тем, что алкоголь и наркотики изменяют состояние сознания, вызывают приятные эмоции, успокоение и при больших дозах сигналы неблагополучия перестают доходить до сознания. Отрицательная сторона этого защитного механизма – формирование алкоголизации и наркомании, как свойства личности и организма. Человек с защитным механизмом оглушения воспринимает алкоголь или наркотики как средства, изменяющие его психическое состояние в желаемом ему направлении.

Защитные механизмы в гештальттерапии.

ЗМЛ рассматриваются как амбивалентные: и препятствия, и источники личностного роста. Проблема субъекта как личности - пережить включенным себя в социум, как часть поля, но и дифференцироваться в этом поле.

1. Патологическое слияние Я с Мы - контакт и уход с окружением невозможен или затруднен, т.к. не дифференцирует себя как целое, себя и других. Субъект не совсем осознает причины своего поведения, не ставит вопрос о причинах происходящего, говорит не “я”, а “мы”.

2. Ретрофлексия - обращение на себя - человек делает себя субъектом и объектом собственных действий, путает причины пведения, свои и чужие, обращая все на себя (напр., вину за все). Делает себе то, что на самом деле хотел бы делать другим. «Я отвечаю за все».

3. Интроекция - “проглатывание непережеванным” - это присвоение / усвоение без понимания стандартов, норм, установок, способов мышления и поведения, которые не становятся собственными, не перевариваются. Здесь есть контакт с миром, но не подлинный.

4. Проекция - разделение личности на части. Это тенденция переложить на других ответственность за то, что происходит от себя (импульсов, желаний и т.д.), стремление поместить вовне то, что принадлежит самому себе. Терапевтические возможности: групповая терапия, экстериоризировать внутренние части, а затем вновь собраться в целое. Проективная работа является условием контакта объекта с миром.

В гештальттерапии - направленность на настоящий момент, в психоанализе - анализ в прошлом, объяснение симптома.

Защитные механизмы психики – это психологические стратегии, бессознательно используемые человеком с целью защитить себя от тревоги, возникающей из-за непереносимых мыслей и чувств. Человек также неизбежно прибегает к защитным механизмам в попытке избавиться от чувства страха или вины. Защитные механизмы, как правило, не поддаются сознательному контролю, они вполне естественны и нормальны. Однако если они задействованы слишком часто, у человека развивается невроз, который может выглядеть как тревожность, фобии, навязчивые состояния или гистрионное (истерическое) расстройство.

Термин «механизм психологической защиты» был введен Зигмундом Фрейдом, который выделил и описал основные защитные механизмы. Его дочь Анна дополнила этот список еще десятью механизмами. Далее данный список расширялся другими психоаналитиками.

Рассмотрим основные защитные механизмы:

Идентификация с агрессором

Если человек боится кого-то, он может преодолеть этот страх, став похожим на того, кто представляется ему агрессором.

Одним из ярких примеров данного механизма является так называемый Стокгольмский синдром, благодаря которому жертвы идентифицируют себя с преследователями. Так, Патрисия Херст, похищенная в 1974 году американской леворадикальной террористической группировкой и перенесшая физическое, психологическое и сексуальное насилие, примкнула к группе бандитов и добровольно совершила вместе с ними ограбление. Патрисию оправдали на суде, так как она была жертвой, страдающей от Стокгольмского синдрома.

Вытеснение

Первый защитный механизм, описанный Фрейдом. Представляет собой непроизвольное вытеснение нежелательных воспоминаний, мыслей и чувств в бессознательное. Таким образом, происходит защита от непереносимого чувства тревоги, вины или стыда. Данная стратегия не является удачной в долгосрочной перспективе, так как вытесненные в бессознательное чувства все равно будут провоцировать тревогу.

Проекция

Представляет собой приписывание своих мыслей, чувств и мотивов другим людям. Как правило, на других проецируются социально неодобряемые мысли и поступки, например агрессивные или сексуальные фантазии. Человек может ненавидеть кого-то, но считать ненависть недопустимым чувством. Чтобы справиться с чувством вины по поводу ненависти, он может убедить себя в том, что тот, кого он ненавидит, тоже ненавидит его. Расхожая фраза «Все так делают» в оправдание своего нелицеприятного поступка – еще один пример проекции.

Вымещение

Вымещение является перенаправлением импульса (как правило, агрессии) на беззащитную цель, которая служит символической заменой (это может быть человек или предмет). Например, человек чувствует себя некомфортно, имея сексуальное желание, направленное на другого человека, и направляет это желание на какой-либо предмет (фетишизм). Человек, подвергающийся нападкам со стороны вышестоящего руководства, может приходить домой и бить собаку или члена своей семьи.

Сублимация

Сублимация похожа на вымещение, однако в случае сублимации эмоции перенаправляются в конструктивное, а не в деструктивное русло, например, в творчество.

Творения многих великих музыкантов и художников являются примерами сублимации. Спорт – еще один хороший способ направить свои эмоции (например, агрессию) в конструктивную деятельность. По мнению Фрейда, сублимация является основой цивилизованной жизни, а наука и искусство представляют собой сублимированную сексуальность.

Отрицание

На сознательном уровне человек отвергает события, мысли и чувства, которые не может принять. Этот механизм является весьма примитивным и опасным, так как отрицание реальности не может длиться вечно. Отрицание может действовать само по себе или в комбинации с другими защитными механизмами, которые, как правило, проявляются в более слабой форме и поддерживают отрицание.

Пример отрицания: курильщик, который отказывается признавать, что курение вредит его здоровью. При этом он может прибегать к рационализации, убеждая себя в том, что загрязненная экология наносит ему больший вред, чем его собственное действие – курение.

Регрессия

Представляет собой возвращение на одну из предыдущих стадий психологического развития под влиянием стресса. Когда человек напуган или обижен, он часто начинает вести себя как ребенок.

Ребенок, попав в стрессовую ситуацию, например, оказавшись в больнице, может снова начать сосать палец или писаться в постель. Подростки начинают глупо смеяться, общаясь с лицами противоположного пола.

Рационализация

Рационализация – это когнитивное искажение фактов с целью сделать событие или импульс менее угрожающим. Человек часто прибегает к этой стратегии как на сознательном, так и на бессознательном уровне, когда пытается придумать себе оправдания.

Для многих людей отговорки и оправдания настолько естественны и бессознательны, что они не осознают, когда и зачем они их используют. Другими словами, они готовы верить своей собственной лжи.

Реактивное формирование

Заключается в попытке человека вести себя таким образом, который является противоположностью тому, что он действительно думает или чувствует. Как правило, человек при этом не понимает своих истинных мотивов. При реактивном формировании сознательные чувства прямо противоположны бессознательным: любовь – ненависть, стыд – отвращение, потребность выглядеть и вести себя пристойно – сексуальность. Данный механизм психологической защиты, как правило, сопровождается действиями напоказ и компульсивным поведением. Примером реактивного формирования является латентный гомосексуализм, когда мужчина открыто осуждает гомосексуалистов, а на самом деле защищается от собственных бессознательных чувств к мужчинам. Жесткое гомофобное поведение призвано убедить окружающих и самого себя в своей гетеросексуальности. Другие примеры: заботливая дочь, которая пытается во всем угодить своей матери, а на самом деле испытывает к ней негативные чувства из-за несчастливого детства; скупой человек, пытающийся доказать свою щедрость и т.д.

Подготовлено по материалам: Freud, A. (1937). The Ego and the mechanisms of defense, London: Hogarth Press and Institute of Psycho-Analysis.

Freud, S. (1894). The neuro-psychoses of defence. SE, 3: 41-61.

Freud, S. (1896). Further remarks on the neuro-psychoses of defence. SE, 3: 157-185.

Freud, S. (1933). New introductory lectures on psychoanalysis. London: Hogarth Press and Institute of Psycho-Analysis. Pp. xi + 240.

Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: психика, психология, защитные механизмы, механизмы психологической защиты



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!