Каким должен быть современный лидер. Умение быстро ориентироваться в любой сложившейся ситуации

Обычно осенью и зимой начинаются так называемые сезонные заболевания в виде всевозможных респираторных или гриппозных инфекций. Вирусов на нашу с вами голову много:

  • аденовирусные инфекции,
  • респираторные синцитиальные (РС),
  • риновирусные,
  • грипп,
  • парагрипп,
  • коронавирус и т. д.

Поэтому почти никому, к сожалению, не удается избежать хотя бы одной простуды за сезон. Привычное лечение антибиотиками, к которым мы так привыкли, что и шагу ступить не можем без них, ничего не дает в плане экстренной помощи, если в клетки проник вирус. Также бесполезны (и вредны) антибактериальные препараты в качестве профилактики. Единственное возможное лечение при ОРВИ или гриппе на первом этапе- противовирусные средства .

Зима 2016 оказалась «богата» на вирусы. Сегодня только одного гриппа гуляет три вида:

  • грипп H1N1 (варианты названий: California, пандемический, свиной), тип А;
  • грипп H3 N2 (Швейцария), тип А;
  • грипп Пхукет, тип В.

Противовирусные средства можно принимать как для профилактики, так и для борьбы с вирусом, уже проникшим в организм. Они применяются в начале заболевания, обычно не более пяти дней. Лечение из-за сверхбыстрого размножения микробов нужно начинать как можно раньше. Период максимальной эффективности большинства препаратов — 1.5 — 2 суток.

Позже действие лекарств оказывается недостаточным, чтобы справиться с огромной массой вирусов, и заболевание продолжает развиваться, хотя, возможно, и с менее острыми симптомами.

Грипп коварен тем, что выздоровление от него часто бывает обманчивым:

  • иммунитет после болезни ослаблен настолько, что открываются «ворота» для других бактерий и вирусов, и начинаются осложнения;
  • больной долгое время испытывает чувство усталости, бессилия, эмоциональной подавленности, психической неустойчивости — наступает так называемая послевирусная астения.

Может возникнуть вопрос:

Отчего врачи часто назначают антибиотики?

Назначение антибиотиков может производиться во второй половине заболевания, если выздоровления не произошло:

  • долгое время держится субфебрильная (около 37°) температура;
  • не проходит кашель;
  • боль в груди и одышка;
  • заложен нос и гнойные выделения из носа и т. д.

Дело в том, что антибиотики применяются для лечения осложнений, вызванных бактериями, проникающими в ослабленный гриппом организм. Но в период острого гриппа и ОРВИ они бесполезны и, более того, вредны. Между тем, приступая к самолечению, люди в первую очередь бегут в аптеку за теми антибиотиками, которые им в прошлый раз назначил врач. Ужас не начать вовремя пить «спасительные» лекарства просто парализует народ. После недели такого самолечения выздоровления не наступает, вместо него — ухудшение. Больной бежит в еще большей панике к врачу, но время упущено — прием антивирусных уже мало что дает, и приходится лечить грипп в более тяжелой форме.

Почему антибиотики бесполезны при гриппе и ОРВИ?

Механизм существования и деления (репликации) у бактерий и вирусов совершенно различен:

  • бактерия — автономный живой организм, который может жить и размножаться вне клеток (хламидии и риккетсии размножаются только в клетках);
  • вирус — хоть и некая форма жизни, но вне живого биологического организма он быстро погибает, а его размножение возможно только в клетке.

Отработанная схема у антибиотиков различных рядов — выборочное воздействие на следующие этапы жизнедеятельности бактерий:


  • Создание клеточной стенки:
    • на разрушении бактериальных клеточных стенок основано действие пенициллинов.
  • Производство специальных белков для воссоздания копии ДНК и репликации:
    • подавление работы бактериальных белков — действие хинолоновых антибиотиков;
    • нарушение производства нуклеотидов, входящих в состав ДНК — действие сульфаниламидов.
  • Биосинтез белка посредством транскрипции (снятия РНК-копии) с ДНК при помощи рибосом:
    • эритромицин, тетрациклин, гентамицин действуют, блокируя биосинтез белков, связываясь с рибосомами бактерий.

Вирусы же размножаются совсем по-другому:

  • У них отсутствует клеточная стенка: вирус — это капсула с белковой оболочкой, внутри которой — нуклеиновая кислота с полным генетическим кодом (свои ДНК и РНК).
  • Репликацию вирусы осуществляют, внедряясь в клетку, и используя весь ее молекулярный материал: им нет нужды воспроизводить белки для своих копий.
  • Для транскрипции ДНК вирус использует рибосому клеток.

Что происходит, когда антибиотик попадает в кровь и ткани, зараженные вирусом?

Он не находит ни клеточных стенок бактерий, ни их белка, ни бактериальных рибосом, то есть лекарству не за что зацепиться, и оно оказывается совершенно беспомощным. Зато вред от применения антибиотиков никуда не девается. Самые частые вредные последствия:

  • появление грибковой инфекции;
  • нарушение кишечной микрофлоры;
  • почечные осложнения;
  • плохое воздействие на нейроны мозга и т. д.

Некоторые виды антибиотиков, приводя к переизбытку нейромедиаторов, способны даже спровоцировать эпилептические припадки.

На чем основано действие противовирусных средств

Противовирусные средства используют именно биологические особенности вирусов.


К примеру, сегодня научно доказано действие следующих противовирусных средств:

  • Озельтамивир и занамавир — препятствуют формированию вирусных частиц и выходу вируса из клетки.
  • Римантадин подавляет раннюю репродукцию вируса в клетке.
  • Ацикловир, применяемый при лечении вирусного герпеса, распознает белки-полимеразы вируса, содержащие код ДНК и выводит их из строя.

В чем сложность противовирусного лечения

Сложность противовирусного лечения касается необходимости быстрой диагностики:

  • Практикующий врач должен по симптомам быстро определить предполагаемый тип инфекции, причем времени на ожидание результата лабораторных анализов у него нет.
  • В результате этого, лечение ведется превентивно, то есть оно по сути опережает диагностику.
  • Диагностика не всегда подтверждает предварительный диагноз — в этом случае лечение оказывается неверным, а время может быть уже упущено.

Симптомы респираторно-вирусных и гриппозных инфекций

Симптомы основных ОРВИ и гриппозных инфекций собраны в нижеприведенную таблицу. (Симптомы гриппа в ней даны общие. О симптомах свиного гриппа читайте ).


Противовирусные средства, эффективные от гриппа

Для борьбы с калифорнийским (свиным) гриппом разработаны два эффективных препарата:

  • озельтамивир (Тамифлю);
  • занамивир (Реленца).

Действие обеих лекарств основано на ингибировании (блокировании) нейроаминидазы — фермента, участвующего в делении вирусов.

  • Эти противовирусные средства применяются для профилактики и лечения гриппа обеих типов: А и В.
  • Эффективность профилактики этими препаратами — от 70 до 80%.
  • Количество развития осложнений снижается на 85%.

Озельтамивир выпускается в виде капсул по 75 мг или порошка для суспензии (один флакон — 30 мг).

Порядок приема Тамифлю (озельтамивира):

  • Для лечения — одна-две капсулы два раза в день на протяжении 5 суток.
  • Для профилактики — одна капсула один-два раза в день в течение 1 — 1.5 месяца.
  • Если ребенок весит менее 40 кг, то дозировка выбирается в соответствии с весом ребенка, согласно инструкции.

Детям до года Тамифлю не назначается.

Противопоказания:

  • почечная недостаточность;
  • непереносимость компонентов лекарства.

С осторожностью назначается при беременности и кормлении грудью.

Побочные явления:

  • рвота, тошнота, диарея;
  • бронхит, инфекции верхних дыхательных путей, диспепсия;
  • головная боль, нарушения сна;
  • дерматит, крапивница;
  • синдром Стивена Джонсона, отек Квинке (редко):
  • нервно-психические нарушения (судороги, нарушенное сознание, дезориентация, депрессия, ночные кошмары, бред, попытки суицида).

Занамивир выпускается в виде порошка для ингаляций (в одной дозе — 5мг).

Порядок приема Реленцы (занамавира):

  • Лечение: по 10 мг два раза в день 5 суток.
  • Профилактика: по 10 мг один раз в день 1 — 1.5 месяца.

Занамавир применяется для лечения и профилактики гриппа у взрослых и детей старше 5 лет.

Побочные явления после приема означенных препаратов обычно редки — в 1.5% случаев.

Нарушения со стороны ЦНС и психики в основном наблюдались у детей и подростков, прошедших лечение от гриппа препаратом Тамифлю. Однако это побочное явление озельтамивира научно пока не доказано, так как подобные осложнения фиксировались и у некоторых пациентов с гриппом А, не принимавших Тамифлю.

Профилактика озельтамивиром или занамивиром производится только в случае, если здоровый человек контактировал с больным, у которого опасный штамм гриппа подтвержден лабораторно. Принимать эти средства после каждого чиха либо при гриппе или ОРВИ средней тяжести не стоит.

При гриппе группы, А традиционно используется амантадин и его производные:

  • римантадин, дейтифорин, мидантан.

Наиболее популярное и знакомое всем антивирусное средство — римантадин, выпущенное в 1961 г.


Принцип действия римантадина основывается:

  • на блокировке ионных М2-каналов, по которым вирус передает свой геном цитоплазме клеток;
  • индукции интерферона-α и интерферона-γ (об интерфероне ниже);
  • увеличении функциональности лимфоцитов.

За эти годы лекарство показало свою высокую, от 70 до 90%, эффективность.

  • Римантадин применяют при гриппе группы А, клещевом энцефалите, герпетической инфекции.
  • Так как свиной грипп H1N1 относится именно к группе А, то можно использовать римантадин для профилактики, а также для лечения легких и средних форм гриппа.
  • При гриппе типа В препарат может оказывать противотоксическое действие.

Большинство заболевших положительно отзываются о препарате, как о быстро помогающем, смягчающем симптомы гриппа и понижающем температуру. Примерно 30% отмечают, что римантадин им не помог, что можно объяснить резистентностью вирусов к препарату, выработавшейся за долгий период существования этого лекарства.

Форма выпуска римантадина:

  • таблетки по 50 мг и 100 мг;
  • сироп Альгирем (для детей 1 — 7 лет).

Способы приема:

  • Взрослые (лечение):
    • В первые сутки принимается максимальная доза — 300 мг, разделенная на несколько приемов.
    • Вторые-третьи сутки — по 100 мг два раза в день.
    • Четвертые-пятые — по 100 мг один раз в день.
  • Профилактический прием:
    • 50 мг в день в течении двух недель.
  • Дети от 7 до 10 лет:
    • По 50 мг два раза в сутки.
  • Дети от 11 до 14 лет:
    • По 50 мг три раза в день.

Прием лекарства ведется не более 5 дней.

Побочные эффекты:

  • бессонница, снижение концентрации внимания, повышенная утомляемость;
  • сухость во рту, явления гастралгии, тошнота, рвота;
  • возможны обострения хронических болезней.

Препарат противопоказан при острых заболеваниях печени и почек, тиреотоксикозе, беременности, и аллергической реакции на входящие в лекарство компоненты.

Другие противовирусные средства от гриппа и ОРВИ

Люди привыкли относиться к ОРВИ как к нечто гораздо более безопасному, нежели грипп. Однако это не так. Некоторые виды инфекций не менее опасны.

Для взрослых эта инфекция не представляет особой угрозы и протекает довольно умеренно.

Опасен РС-вирус для детей до одного года, так как способен молниеносно поражать нижние дыхательные пути и легкие. Именно от этой инфекции, а не от синдрома Рея, чаще всего возникают внезапные смерти у младенцев.


Вирус, вызывающий болезнь, принадлежит к семейству вирусов Paramyxoviridae, откуда «родом» корь, свинка и парагрипп.

Заболевший ребенок быстро начинает задыхаться. Ему необходима интенсивная поддерживающая терапия, в частности кислородная маска.

Для борьбы с РС-вирусом используются в условиях только стационара следующие противовирусные препараты, применяемые в виде ингаляторов:

  • рибаварин, ребетол, виразол;
  • пленоконарил.

Препараты блокируют деление вирусов, разрушая их РНК.

Данные средства могут вызвать осложнения в виде бронхоспазма, раздражения глаз и дерматита. Способ применения лекарства распылением приводит к возникновению побочной реакции даже у медицинского персонала.

Рибоварин и виразол также можно применять для лечения у детей острой риновирусной инфекции, поражающей в основном слизистые оболочки носа, и парагриппа.

В 2009 г. этот препарат наделал много шума, как оригинальное (и универсальное) противовирусное средство от вирусов гриппа, А и В, а также от коронавируса.

Принцип действия арбидола:

  • препятствование слиянию оболочек вируса с клеточными мембранами путем взаимодействия с гемагглютинином вируса;
  • индукция интерферона;
  • активация фагоцитарных клеток.

Выпускается в таблетках по 50 и 100 мг.

Способ приема:

По 200 мг 3 — 4 раза в день на протяжении трех-пяти дней.

Сегодня о препарате уже не слышно таких восторженных отзывов, хотя препарат по-прежнему применяется в схеме лечения гриппа, рекомендованной Минздравом. Как и большинство противовирусных средств, кому-то помогает, а кому-тот нет. Скептики отзываются о препарате так:

  • Относительно безвреден, но и пользы особой нет.
  • Разрекламирован был из-за того, что производитель якобы был тесно связан с тогдашними министрами здравоохранения, промышленности и торговли, и т. д.

Противовирусные средства на основе фактора иммунитета

Речь об интерфероне и индукторах интерферона.

Интерферон человеческий лейкоцитарный (экзогенный)

Он производится из донорской крови. Его открытие приравнено к наиболее значимым медицинским событиям.

Интерферон — неспецифический фактор иммунной системы. Этот белок вырабатывается клетками, как только в них проникает вирус. Мало того: атакованная клетка, выделяя интерферон, предупреждает другие клетки о захватчиках, и они также мобилизуются и начинают производить интерферон.

В этом и заключается универсальность защиты: интерферон защищает от всех вирусов, причем не вызывая резистентность к себе, так как напрямую с ними не соединяется. Он связывается с рецепторами клеток, и те начинают производить вещества, подавляющих деление вирусов и умерщвляющих сами клетки. В итоге те гибнут вместе с вирусами.

Таким образом интерферон действует быстрее, чем антитела, уничтожая вирусы еще на подходе, у самой границы.

Перспективы интерферона казались заманчивыми, но они так и не смогли стать универсальной и стопроцентной защитой от гриппа:

  • То ли вирусы оказались коварнее — и быстрее, чем надо делились.
  • То ли научная сенсация была немного преувеличенной.
  • То ли следует повышать чистое содержание (гомогенный состав) лекарства.

Скорее всего у интерферона есть огромный потенциал, просто пока еще до конца нереализованный, как и несомненные достоинства, позволяющие его использовать и сегодня, и в завтрашней перспективе:

  • Это самый безвредный аппарат из всех противовирусных средств, при этом имеющий и пользу.
  • Лечить им можно совсем маленьких детей.
  • Хорошо применять интерферон комплексно с другими химическими антивирусными средствами.

Интерферон используют для профилактики и при самых первых симптомах гриппа, парагриппа или ОРВИ, а затем, если болезнь все-таки началась, подключают более «тяжелую артиллерию» — например, римантадин или тамифлю.

Применяется интерферон в двух видах:

  • β-интерферон — порошок, содержащий 9.5 млн единиц интерферона.
    • Его разводят с водой и закапывают в нос либо распыляют 4 — 5 раз в день.
  • Интерферон α - 2b (виферон) — ректальные свечи:
    • свечи имеют также в составе токоферола ацетат и аскорбиновую кислоту, что стабилизирует клеточные мембраны и увеличивает противовирусную активность.

Взрослым и детям старше семи лет назначают виферон-1.

Детям до 7 лет — виферон-2.


Индуктором интерферона называется препарат, способствующий выработке экзогенного (человеческого интерферона). Это сравнительно новые препараты, и, возможно, именно за ними будущее, так как некоторые из них способны защитить от всевозможных вирусов на более позднем этапе болезни.


Индукторы интерферона производят из низко- и высокомолекулярных биологических или синтетических соединений.

Индуктор проникает в ядра и цитоплазму клеток и дает толчок к производству раннего (или позднего) интерферона.

Примеры препаратов-индукторов:


  • Амиксин — синтетический низкомолекулярный препарат их класса флуоренонов.
    • Прием начинается в первые часы.
    • В первые сутки назначают 125 мг (одну таблетку);
    • Через двое суток — еще одну таблетку, и так далее, пока не будет выпито всего шесть таблеток (полный курс)
  • Циклоферон — низкомолекулярный индуктор интерферона-α, быстро проникающий в кровь.
    • Он один из немногих препаратов, преодолевающих гематоэнцефалический барьер и вызывающий индукцию интерферона в мозге, что позволяет лечить, к примеру, вирусный менингит.
  • Ридостин — природный высокомолекулярный индуктор интерферона, получаемый из киллерных дрожжей.
    • Он обладает иммуномодулирующей активностью, стимулирует образование Т-клеток иммунной системы, деление стволовых клеток, выработку кортикостероидных гормонов.
  • Кагоцел — новый оригинальный препарат, индуктор поздних альфа- и бетта-интерферонов:
    • для профилактики гриппа достаточно применения препарата дважды в неделю (два первых дня по 2 таблетки один раз в день);
    • время начала лечения — не позднее 4 суток от начала заболевания;
    • уменьшает катаральные и воспалительные симптомы, температуру, симптомы интоксикации при гриппе, ангинах, ОРВИ, парагриппе;
    • несмотря на эффективность лекарства и малое количество побочных явлений, до сих пор ведутся споры о влиянии кагоцела на репродуктивные способности: это связано с тем, что первоначально в состав препарата входил госсипол, вызывающий необратимое мужское и женское бесплодие примерно у 20% принимающих препарат.
  • Дибазол — старый препарат, периферический вазодилататор, спазмолитическое, сосудорасширяющее средство, одновременно стимулирующий производство интерферона, что позволяет его применять и для профилактики гриппа и ОРВИ.
    • Однако дибазол не подходит гипотоникам, так как понижает давление.
  • Анаферон — гомеопатический лекарственный противовирусный препарат.
    • Активирует иммунитет через гуморальные и клеточные звенья и повышает уровень антител.
    • Способствует выработке интерферона-гамма 1-b, увеличивающего защитные свойства организма.
    • Побочные действия практически отсутствуют, что также позволяет его использовать для лечения детей.

Как бы не относились скептически к гомеопатическим средствам, но у анаферона неплохая история:

  • Он не относится к чистой гомеопатии, а считается официально производимым фармацевтической промышленностью средством.
  • Эффективность его доказана при клинических исследованиях как при лечении взрослых, так и при лечении детей младенческого возраста, к которым вряд ли можно отнести эффект «плацебо».

Детские противовирусные средства

Подводя итог к уже сказанному, можно выделить самые безопасные препараты, которые подойдут для лечения и профилактики детей от гриппа и ОРВИ:


  • виферон,
  • анаферон,
  • нурофен,
  • панадол,
  • афлубин.

У гомеопатического комплексного препарата Афлубин — ряд полезных свойств:

  • стимулирует иммунитет слизистых оболочек носоглотки и трахей;
  • понижает температуру и угнетает воспалительный процесс;
  • смягчает интоксикацию.

Афлубин помогает также бороться с суставным синдромом, часто сопровождающим детские вирусные инфекции, поэтому его можно применять и при лечении ревматоидного или инфекционного артрита.

Противовирусные препараты — не панацея

Противовирусные средства в состоянии:

  • подавить только начинающуюся простуду либо отодвинуть ее на время;
  • сократить срок болезни;
  • значительно облегчить состояние больного

Главное — это то, что ПВС помогают избежать осложнений, из-за которых собственно люди и боятся гриппа.

Но препараты не всесильны — применять их постоянно и от всех вирусов невозможно.

Лечиться нужно непосредственно тем препаратом, который реально предназначен для того типа вируса, которым заразился больной, и соответствует его состоянию:

  1. Не стоит, например, ацикловир принимать при гриппе, когда есть римантадин.
  2. Не нужно сразу пить тамифлю, если грипп протекает достаточно легко.
  3. Нельзя принимать сразу несколько химических препаратов от разных вирусов:
    • из-за «борьбы вирусов», ревниво защищающих свою территорию, пока человек болеет одним заболеванием, другой вирус ему не угрожает.

Противовирусные препараты должны назначаться лечащим врачом, как и любое лекарство.

Лучшая защита от гриппа — иммунитет

Лучшая защита — наш природный иммунитет, которому мы должны помогать:

  • полноценным питанием,
  • физической закалкой,
  • состоянием души и силой духа.


27.02.2018г. на базе муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы и молодежной политики» с. Степное был проведен ставший уже традиционным районный конкурс «Лидер-2018». Целью, которого стало формирование условий для самореализации талантливых лидеров детских, молодежных общественных объединений и органов ученического самоуправления.

В мероприятии приняли участие лидеры детских организаций и органов ученического самоуправления образовательных учреждений Степновского района. Каждый этап отбора лидеров оценивался членами жюри. В конкурсе приняли участие 9 учащихся школ района.

В конкурсе «Я, моя организация и моя Родина!», участники представляли программу деятельности своего детского общественного объединения или ученического самоуправления, показали свое умение выступать перед аудиторией. Лучшими стали Тагиднева Алина (МКОУ СОШ № 6) и Саркисов Георгий (МКОУ СОШ № 2).

Конкурс «Лицо России» дал возможность участникам проявить интеллектуальные способности, в результате, которого большее количество баллов набрали Тагиднева Алина (МКОУ СОШ № 6), Корниенко Татьяна (МКОУ ООШ № 9) и Кононенко Алёна (МКОУ СОШ № 5).

В конкурсе «Защита социального проекта» участниками были подготовлены и представлены презентации. В своих проектах участники доказали актуальность выбранной проблемы, показали алгоритм реализации своего проекта и наличие качественного результата. Лучшими оказались Тагиднева Алина (МКОУ СОШ № 6) и Саркисов Георгий (МКОУ СОШ № 2).

В вариативном блоке конкурсов «Блиц — игра» и «Катастрофа в океане» участники показали умение быстро находить решения в новой и неожиданной ситуации. Достойно проявили свои коммуникативные умения Тагиднева Алина (МКОУ СОШ № 6) и Саркисов Георгий (МКОУ СОШ № 2).

По количеству баллов места распределились следующим образом:

1 место – Тагиднева Алина (МКОУ СОШ № 6);

2 место – Епанова Людмила (МКОУ СОШ №3);

3 место – Корниенко Татьяна (МКОУ ООШ № 9).

1 место – Саркисов Георгий (МКОУ СОШ № 2);

2 место – Кацуба Пантелей (МКОУ СОШ № 7);

3 место – Кононенко Алёна (МКОУ СОШ № 5).

В заочном конкурсе, участникам необходимо было создать страничку «Вконтакте», продвинуть ее в социальных сетях, а также разместить на ней эссе на тему: «Лидер современности: ответственность за себя или за других?».

Лучше всего представить свою точку зрения и раскрыть проблему в своем эссе получилось у Тагидневой Алины (МКОУ СОШ №6), а вот создать свою страничку и рассказать о своей детской общественной организации у Ивановой Ессении (МОУ СШ №1 им. Героя Советского Союза П.И. Николаенко).

Победители были награждены дипломами и памятными призами.

Саркисов Георгий и Тагиднева Алина представят Степновский район в г. Ставрополе, 23 марта 2018г., в финале краевого конкурса «Лидер-2018».

Пожелаем Георгию и Алине успехов в финале краевого конкурса!

Оргкомитет МКУ ДО ЦВР МП

Все люди разные как богатые, так и бедные. Но если внимательно присмотреться, то всех кто сумел разбогатеть объединяет одна общая черта характера. Это личная ответственность. Я имею в виду богатых и свободных людей, чистых перед законом и своей совестью, а не тех, кто сделал состояние на откатах и других махинациях. Таких людей нельзя считать богатыми в полном смысле этого слова, несмотря на то, что денег и других ценностей у них много. Ведь главное, что может дать человеку богатство – это свобода, а такие люди не могут быть полностью свободными, поскольку живут в постоянном страхе. Они ложатся спать с мыслями, что сегодня за ними могут прийти, а смена власти для них это кошмарный сон. Их жизнь — это постоянный страх быть оттесненными от кормушки такими же, как они. Естественно, чувство ответственности для них чужое.

Люди, добившиеся богатства честным путем привыкли брать на себя ответственность за все события, которые происходят в их жизни. Они всегда готовы отвечать за себя и своих подчиненных, за состояние своего бизнеса и отношения с партнерами. Такие люди не боятся принимать решения и отвечать за их последствия. Они никогда не винят в своих неудачах других, наоборот, анализируют обстоятельства и пытаются найти ошибку. Такие люди всегда действуют, они не ждут подходящего случая, а сами создают его целенаправленными действиями. А если что-то пойдет не так, исправляют ошибку и двигаются дальше.

Полностью отвечать за свои поступки и слова это черта действительно сильного лидера. Намного легче обвинять правительство, погоду, своих подчиненных или кого-то еще. Но настоящие лидеры понимают, что их жизнь такая, какой они ее сделали. Они знают, что другие никогда не меняются и винят только себя в том, что не смогли подобрать подходящий персонал, партнеров, или же создать необходимые условия. Умные люди понимают, что когда человек отказывается брать на себя ответственность, то за него это сделают другие, а этого они допустить не могут. Настоящие лидеры никогда не позволят другим людям, обстоятельствам и ситуациям диктовать свои условия.

Богатые люди постоянно используют наемных работников, но они никогда не перекладывают на них ответственность за свои ошибки. Потому что знают, такие лидеры не нужны никому. Работники, если и будут слушаться такого человека, то только из-за страха потерять работу. Но как только у них появится другая возможность, они сразу же ей воспользуются. А любой трезвомыслящий лидер понимает, что не сможет долго находиться на своем месте, если у него нет, на кого опереться.

Каждый, кто стремится к богатству и свободной жизни должен научиться отвечать за свои поступки. Это качество как настоящего руководителя, так и любого уважающего себя человека. Только обычному рабочему необязательно брать на себя ответственность, ведь за него решает руководитель. Отвечать он должен за качество работы, которую ему оплачивают. Но даже если работник и делает что-то не так, то виноват не он, а тот, кто должен был научить его, и контролировать. К сожалению, у нас пока еще все наоборот. Обычному рабочему, чтобы сохранить свое место, очень часто приходится отвечать как и за свои ошибки, так и за проезды тех, кто над ним. Но в скором будущем, лидеры создавшие такие условия будут разочарованы. Поскольку, не желая брать на себя ответственность, они сами лишают себя ключа к богатству и счастливой жизни.

Чем бы мы в бизнесе не занимались, мы имеем дело с людьми. И эти люди, наши сотрудники, являются нашим отражением. Мы притягиваем к себе таких, какими мы сами являемся. Продуктивный человек будет притягивать продуктивных, способный - способных, бездельник (если такой у вас на найме персонала) - бездельников.

Бывают исключения, бывает так, что сам руководитель может свернуть горы, работает день и ночь и «под утро» еще умудряется оживить тех, кто к утру «сдулся». Бывает иногда так, что хочется взять в руки «автомат Калашникова» и все же в этот момент понимаешь, что причина их неудач в тебе самом. Они - это ты. Я - это они. И грех ругать их, потому что получится, что ругаешь себя, возможно, себя прошлого, и все же себя.
Как правило, мы проявляем эмоции в отношение только тех «косяков» наших сотрудников, которые когда-то допускали сами.

Ниже, инструкция, написанная мной для руководителей моей организации (немножко «приглаженная» для общего доступа). Если вам близки изложенные мной идеи, дайте прочесть эту статью вашим друзьям. Я искренне хочу сделать этот мир чуточку лучше.

Приятного чтения.

Статья:

Будет, по меньшей мере, странно описывать всю технологию работы с людьми и технологию найма персонала, когда все это уже написано и все это есть в нашем офисе.

Это у нас есть и в более простом виде: в виде адаптированных к миру бизнеса курсах Общественной организации ВАЙС.

Есть это у нас в еще-еще-еще более простом виде, и проще, по-моему, не бывает. В виде инструкций написанных мной и моими друзьями. Размер этих инструкций ДВЕ СТРАНИЦЫ. По-моему это не так много.

Так вот - инструкции нужны.
Еще нужен постоянный и быстрый наем, быстрое обучение новых сотрудников и постановка на пост, быстрый период ученичества и все это вперемежку с экзаменами, проверкой реального продукта на посту и отсеиванием не справившихся - именно в этой последовательности, не пропуская ничего.

Добавим сюда еще несколько элементов, качеств, которыми должен обладать любой руководитель, чтобы быть хорошим руководителем, и которые можно отнести к магии, к сверхестественным способностям, вашему таланту… к чему угодно, по вашему желанию.

Вот эти элементы, вот эти качества:

  1. Исполнительный директор должен ВИДЕТЬ - дано человеку или не дано! Именно ИД (исполнительный директор, далее ИД; часто это генеральный директор; любой руководитель, находящийся на верху управления организацией) и начальник отдела кадров решают, дано кандидату на работу судьбой и жизнью, например, продавать или даже не стоит пытаться. Дано ему класть кирпичи - или его и близко нельзя подпускать к кирпичам, а тем более к людям. Дано ему вести бухучет или это пустая затея заставлять именно этого «бухгалтера» заполнить декларацию из 4 строк.
  2. Больше общаться с кандидатами и штатными сотрудниками. Вникать в их процесс производства. СМОТРЕТЬ, не слушать, а смотреть - может он делать свою работу или нет. Дает он продукт или нет. ОН вообще здесь? Или здесь только тело и его умственные «машины», а парень застрял в паре световых лет отсюда. Хорошо! Он делает то, что вы хотите и в сроки, которые вы ему определили? И не важно, есть у него инструкции или нет. Вы покупаете у него результат его труда. Вас устраивает его результат? Вы готовы за такой результат заплатить из своего (вашего) кармана? Если вы не готовы заплатить из своего кармана за «такой» результат и все же, находя оправдания, платите из кармана владельца бизнеса, значит, вы вместе с этим парнем, не дающим продукта, его обворовываете. Обворовываете всех тех сотрудников, что дают продукт. Что в этом правильного?
  3. Очень важно заинтересовать человека получать продукт. Очень важно придать важность, сделать важным то, что он делает и, что он производит. Очень важно добиться от сотрудника желания разбиться в лепешку, но получить, произвести то, что вы хотите и что определено его обязанностями. Так он будет работать лучше.
  4. Еще важно своевременно платить за результаты. Самый лучший способ угробить систему оплаты в виде процентов и сделать ее ненавистной и не принимаемой - это пару раз не заплатить вовремя заработанные проценты. Вы берете и по тем или иным причинам платите всем по чуть-чуть и только оклады независимо от реального вклада человека. Вы это делаете, потому что не хватает денег и потому что всем нужны деньги, всем как-то надо жить. Я вас поздравляю! Теперь, тот парень, что принес вам деньги и не получил свои проценты, больше не будет работать и у вас совсем не будет ни денег ни людей (в том числе тех, кому не на что было жить и вы ему «помогли»; только он сбежит первым, обвинив вас в плохой работе).
  5. Если ИД сказал «уволю каждого, кто в первые две недели на должности менеджера не даст результат» - он должен уволить каждого, кто через 2 недели не дал результат (напомню - наем должен быть массовым и постоянным). Если ИД ОДИН раз этого не сделал, второй не сделал (у него свои тараканы, заставляющие его любить пролетариат; а может он коммунист; а может… я не знаю кто он), что ж - больше никто не будет работать. Зачем? ИД хороший, он пожалеет и поймет.

Нет. У такого ИД люди будут несчастными и, вскоре у него больше не будет людей. Они найдут себе того, кто с них спросит, снимет шкуру, заставит, натренирует, но добьется производства и, потом вовремя заплатит.

Люди вопят, ворчат и критикуют тех, кто их заставляет работать.

Но они сбегают от тех, кто им нравится и идут за теми, кто их ЗАСТАВЛЯЕТ ПОЛУЧАТЬ ПРОДУКТ любой ценой. В глубине души они инстинктивно понимают, что тот, кто их жестко и жестоко заставляет жить - он то, что надо. С их точки зрения, тот, кто может «повесить» соседа из-за того, что у него с утра был плохой кофе - лидер и ему надо подчиняться и за ним надо идти. Демократа, призывающего к честности и разумности, пытающегося добиться своего через этику и разум - забросают тухлыми яйцами и забудут, и он умрет нищим, в канаве, забытый даже своими друзьями. Тирану, который повесил треть нации, поставят памятники при жизни, будут покланяться, подчиняться, работать, получать деньги и будут носить его на руках. И он, тиран и негодяй, построит великую империю, будь то коммерческая организация или государство.

Я не призываю вас быть негодяями и подонками, чтобы добиваться успеха. Я прошу вас понять общество, в котором вы живете. Пока оно именно такое, каким я его описываю. Посмотрите где наши демократы сейчас. Я лично знаю Григория Явлинского, Бориса Немцова, Владимира Лукина, Бориса Надеждина, … многих видел и со многими общался, даже если это было короткое общение. Но это было неформальное общение, позволяющее понять человека. Ладно, возьмем Г.А. Зюганова. Знаете, он умница, он социал-демократ. Я провел с ним один день, в принципе, в неформальной обстановке. Почему он или демократы не у власти? Почему их больше нет (демократов) в Думе? Почему нет вообще ни какого демократического движения. Люди их не поддерживают. А кого поддерживают? За кем идут? Вы получили ответы. Вам пятерка.

  1. Распоряжайтесь людьми. Используйте людей. Переставляйте их как фигуры на шахматной доске. Двигайте их. Используйте их, в том числе в своих личных целях. Если вы их используете - они у вас есть. Если вы их не используете, они вас оплюют, поднимут восстание и найдут нового хозяина, который будет их просто использовать. Да, вот еще что. Кто-то, читая этот приказ, начнет возмущаться и вопить «как он смеет так относиться к людям!!!», «он относиться к нам как к скотам!» - ЕГО используйте в первую очередь. Разум-эмоция-сила. Не помогает разум, включайте эмоцию (сила уже наготове, вы уже готовы отрубить ему голову и он это видит), не помогает эмоция - включайте силу. Не срабатывает сила - «отрубите» ему голову - и он пойдет за вами как миленький и другие, посмотрев на это «кровавое месиво» скажут: «настоящий босс, пойду работать».
  2. Не будьте приятными и милыми со своими подчиненными. Ключевое слово ЗАСТАВЛЯЙТЕ их работать. Любой ценой добейтесь от них производства. Скандалы, вопли, акции протеста и массовые жалобы … наплевать. Статистика дохода вас спасет. И лично я (напомню, я писал это для своих руководителей), глядя на вашу высокую статистику дохода и растущий коллектив, выслушивая многочисленные жалобы, просто ухмыльнусь про себя и зевая скажу…у.у.у.., мн…, мн.. конечно…. я разберусь и… выпишу вам премию.
  3. Направляйте свое внимание и силы на тех, кто выше вас по должности и кто сильнее вас. Хотите быть сильными, усильте того, кто сильнее вас. Хотите стать могущественными - усильте могущество того, кто сильнее вас и не тратьте ни секунды на того, кто стоит и жалуется на свою несчастную жизнь. Потом, став могущественным, вы пошлете с курьером ему конфетку. А сейчас, усильте того, кто сильнее. Хотите выжить в этом сумасшедшем мире (а тот мир чокнутый) не пытайтесь загрузить проблемами и работой того, кто сильнее вас. Итак, усильте того, кто уже сильный.

Это может быть выражено в виде:

  • сделайте так, чтобы у него было больше свободного времени;
  • никогда не грузите его проблемами;
  • не делайте его не правым; возьмите его неправоту на себя: «босс, вы тут не причем, это не вы виноваты в его «смерти» (может быть и без кавычек), это я его грохнул, он посмел косо посмотреть в вашу сторону».
  • возьмите столько его работы на себя, сколько только сможете;

И изучите статью Л. Рона Хаббарда «Ответственность Лидеров», там именно об этом. И вы в опасности, имея власть или находясь рядом с тем, кто у власти. Его не посмеют пнуть, а вас посмеют. Вас будут пинать, критиковать, осмеивать и оплевывать. Вам не позавидуешь! Но вы ЛИДЕР и за вами пойдут другие.

Мир слащав! Посмотрите телевизор, особенно в выходные. Мир мил. В нем все блестит и сверкает. Но это лишь внешняя мишура, за которой скрываются жестокость и насилие. И в этом мире, как написал Хаббард, выживают только тигры и даже им приходиться трудно.

ИД обязан знать и применять изложенные выше данные и по любому поводу использовать именно их. И ИД должен знать, что если сотрудник, изучив подробные инструкции, описывающие всю его работу, и то, как он что-то должен произвести (при условии правильного обучения), требует еще каких-то инструкций, то ему уже ничем помочь нельзя. У него рак мозгов 4 степени. Отправьте его в «хоспис», т.е. увольте. По сути, наше общество - это большой «хоспис» и вы добавите в этот «хоспис» еще одного бедолагу, но зато у вас будет шанс сделать это общество немного более здоровым, если у вас рядом не будет того, кто только и делает, что вставляет палки в колеса вашей компании.

И дай нам бог - достичь наших целей и потом, получить-таки мир без войн, преступности и насилия, где способный будет процветать, и честный будет иметь права. А пока мы имеем то, что имеем.

Так что, уважаемый исполнительный директор, ЗА ДЕЛО!!!

Ссылка на мой сайт: http://legalbis.ru/
Фактический адрес компании:
143909, г. Балашиха, ул. Звездная, дом 7, корпус1,
офис 517 здание «Капитал Прок»

Знаете, что отличает начальника от подчиненного? Лидера от ведомого? Может быть отдельный кабинет с кожаным диваном? Симпатичная секретарша? Служебное авто с водителем? Высокая зарплата?

Да, точно, у начальников это все есть. А за что им такое счастье? За способность видеть цель? Умение зажигать и мотивировать других? Уверенный вид? Честность? Или за способность не просто принимать решения по достижению цели, но и брать ответственность за результаты принятых решений на себя?

А почему настоящие лидеры берут ответственность на себя?

Ведь гораздо проще либо не принимать никаких решений, либо свалить все на другого. Это же изначальное человеческое качество - нежелание отвечать за свои поступки, что и доказали Адам с супругой, дружно сваливая ответственность за принятое решение на всех, кто попал на глаза, включая Создателя.

Примечательно, что Создатель в данном случае не сказал: "ну, ладно, на первый раз прощаю, чем бы дитя не тешилось…вы еще подрастете". А знаете почему? Потому что человеческая природа такова, что человек, будь он хоть трижды честным, но если ему позволят делать все, что ему вздумается без последствий, 99,5% людей через определенное время почувствуют себя безнаказанными.

Ответственность - это та цена, которую мы платим за власть (Уинстон Черчилль)

Иллюстрация. Хочу рассказать вам историю Самсона. Про Самсона вообще-то знают многие, но все как-то больше про его шашни с Далилой и в контексте женского коварства. Но предыстория его трагедии началась именно с безответственности, которая вытекла из безнаказанности и незрелости.

Самсон был назореем. Мало для кого это слово информативно, поэтому я поясню. Назореи - это такие люди, которых посвящали на служение Богу с самого рождения. Бог давал им исключительные способности и таланты за соблюдение (помимо общения с Ним) определенных ритуалов и внешние видимые знаки. В частности, назореи не имели права:

  • Употреблять в пищу виноград и все его производные (например, пить вино и есть изюм)
  • Стричь волосы
  • Прикасаться к мертвому телу, даже если это были собственные родители
  • И это сверх того, что предписывалось обычному правоверному иудею.

Самсон обладал по своему назорейству колоссальной, нечеловеческой силой. Просто Мистер Невероятный. Что же сделал наш герой с своим даром?

  • Убил льва (втянул голову в плечи, подождал результат - сила не исчезла)
  • Через время в теле льва пчелы соорудили улей - он вытащил мед (из мертвого тела) и съел его (насторожился - сила не исчезла)
  • Задружил с филистимлянами (заклятыми врагами иудеев), пил с ними и решил жениться на одной из их женщин (изредка поглядывая на небо и поигрывая мышцами)
  • Когда филистимляне ему не угодили, ухватил челюсть мертвого (!) осла и прибил ею тех, кто подвернулся под руку (уже никуда и ни на что не взирая)

Так что ситуация с Далилой - это не вопрос легкомысленно-безумной любви, а вопрос безответственности за принятые решения. Погиб Самсон безвременно и не геройски. Сила вернулась у нему лишь на мгновение и только потому, что у Бога было свое мнение о будущем филистимлян.

Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит (Зигмунд Фрейд)

Так вот вопрос: что такое хорошо и что такое плохо?

  • не принимать никаких решений?
  • принимать любые решения и смотреть, что из этого выйдет?

Но, дорогие, это вопрос лишь принятия решения и связанного с этим риска. Это не вопросы ответственности за принятые решения. Решения мы принимаем каждый день. Не принимать никаких решений - это тоже решение. Пофигизм - это тоже решение.

Бездумность - это тоже решение. Рискуем мы каждый день: никто не знает заранее на 100%, к чему приведет то или иное действие - Аннушка уже могла разлить свое масло. Предлагать решения, проявляя творчество - здорово, пока ты уверен, что не придется отвечать за это. Кстати, поэтому начальство всегда выглядит более консервативным, чем коллектив - оно знает, что бить, случись что, начнут с него. Таким образом, лучший способ развить чувство ответственности в человеке - это предоставить ему эту ответственность.

А если не выдвигают на ответственные должности?

Секрет: отсутствие внутреннего стержня нарисовано большими буквами на лбу. Потому что ответственность - это либо страх наказания, либо зрелость - третьего не дано. И если Вы ответственны лишь потому, что за некачественную работу вас уволят, это вовсе не лидерская ответственность. Самое время пересмотреть приоритеты и сделать рефрейминг (поменять картинку в голове). Все в мире относительно.

Простой пример. Люди смотрят на цену товара (услуги, обучения и проч.) с одной из двух точек зрения: относительно содержимого своего кошелька либо относительно ценности предлагаемого. И что любопытно - цена не меняется сама по себе, но если вдруг меняется точка зрения - резко меняется отношение. Т.е. если относительно кошелька курс обучения дорог (скажем, $50), то когда понимаешь, ЧТО именно ты узнаешь из этого курса - отношение меняется. Потому что ты уже мыслишь другими категориями: категориями прибыли, а не траты.

Какое это имеет отношение к ответственности за принятое решение? Все просто. Можно принять решение не принимать никаких решений, чтобы избежать ответственности. Тогда за тебя будут решать другие. Ты ничего не теряешь и не приобретаешь. Разве что, в старости станет немного грустно, что жизнь пролетела, а ты ничего не успел. И ведь не придет в голову, что не успел, потому что не хотел успевать.

Можно начать принимать рискованные решения и брать ответственность за них. Это страшно, можно влететь...Да, можно и взлететь. Но в любом случае, победы или поражения, мы приобретаем Опыт. Самое ценное, во что можно конвертировать ускользающее время.

Мне очень нравится фраза, которую говорит один мой знакомый: "Если я буду мечтать о собственном доме и каждый день вбивать хотя бы по одному гвоздю, я не раз ударю молотком себе по пальцам, но через пять лет у меня будет свой дом и опыт строительства домов, который я смогу передать сыну. А если я буду просто мечтать про дом, через пять лет я стану просто старее".

Чтобы надпись на лбу сменилась с "Исполнитель" на "Лидер" нужно немного поработать над собой. Например, научиться признавать собственные ошибки и брать на себя ответственность за ваши решения.

Хотите научиться брить ответственность на себя за принятие решений?

Это можно начать делать так: возьмите ручку, блокнот и составьте список. Начните каждую фразу со слов: "Я несу ответственность за..." Продолжайте фразу любыми выражениями, какими бы абсурдными они вам ни казались. Постарайтесь, чтобы в вашем списке было не меньше 10 утверждений.

Смысл: привыкнуть к этому пугающему словосочетанию и научиться произносить его вслух.

  • Старайтесь браться за все, что до сих пор было для вас неизведанным. Осваивайте новые увлечения (танцы, серфинг, рисование), не бойтесь менять увлечения и интересы. Практикуйтесь в публичных выступлениях (начать можно перед детьми, родителями, кошкой, фотографией) - такой опыт для будущего лидера бесценен.
  • Только избегайте таких состязаний и видов деятельности, где вам придется сравнивать себя с окружающими. Есть риск, что
  • Радуйтесь маленьким победам, ведите Дневник Успеха. Ежедневно перед сном напишите список из, как минимум, трех, а лучше семи вещей, с которыми вам удалось справиться. Не отлично, не блестяще, а просто справиться. Потому что понятие "блестяще" у всех разное: если для сангвиника даже перевести бабушку через дорогу - блестящий поступок, то для меланхолика годовой финансовый отчет крупной компании не станет блестящим, если он не там поставил запятую.

Это упражнение не должно зависеть от того, успешным или, наоборот, бездарным выдался день. Просто выполняйте его каждый день, не пропуская ни одного. И вы увидите небо в алмазах. Это не шутка: вы очень быстро станете позитивным человеком. Перестанете зацикливаться на неудачах и начнете концентрироваться на делах и проектах, из которых вы вышли победителем. Уж поверьте мнению бывшего меланхолика-интроверта.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!