Какое государство находится на месте трои. Фото и описание

Шлиман должен быть разделить сокровища с Археологическим музеем Стамбула. Однако археолог тайно вывозит сокровища в Грецию. Безуспешные попытки продать экспонаты в один из музеев мира приводят к тому, что Шлиман передает сокровища в дар Берлину в обмен на свое почетное гражданство в городе. После окончания Второй мировой войны, в качестве трофея, они оказываются в СССР, длительное время пребывают в подвалах, а затем в 90-ые годы прошлого века перевозятся в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

На сегодняшний день учеными-исследователями на Гиссарлыке найдены следы 9 поселений-крепостей разных эпох. Пока обнаружено 9 слоев Трои:

Троя 0 или Кумтепе - поселение неолита.

Поселение Троя I занимало территорию диаметром 100 м и существовало с 3000 до 2600 гг. до н.э. Была здесь и крепость со стенами, и ворота, и башни из неотесанного камня. Пожар уничтожил все, захватив и строения из глиняных кирпичей.

В Трое II, которая существовала с 2600 до 2300 гг до н.э., Шлиманом был найден «Троянский клад» («Клад Приама», хотя ученые доказали, что находка Шлимана на тысячу лет старше событий, описанных Гомером): оружие, части украшений, фрагменты изделий из золота, меди, а также могилы-плиты доисторической и раннеисторической эпох. Огонь унес и эту часть Трои, жители которой активно занимались торговлей.

Три последующие слоя, Троя III-IV-V, своими находками говорили об упадке города с 2300 до 1900 гг. до н.э.

Шестая Троя, существовавшая с 1900 до 1300 гг. до н.э., занимала территорию диаметром уже 200 метров и представляла собой царский дворец-цитадель. Крепостные стены имели толщину 4-5 метров. Землетрясение поспособствовало уничтожению полиса в 1300 году до н.э.

Троянская война проходила в Трое VII-A. Именно этот город, датируемый 1300 - 1200 гг. до н.э., разграбили и уничтожили афиняне.

Полуразрушенная Троя VII-B, существовавшая с 1200 до 900 гг. до н. э., была оккупирована фригийцами.

Алеанские греки населяли Трою VIII, (900 - 350 гг. до н.э.) Свыше тысячи голов скота приносит здесь в жертву царь Ксеркс.

Троя IX была крупным городом с 350 г. до н.э. до 400 г. н.э. Строится храм Афины, святилище для жертвоприношений. Юлий Цезарь после приезда в Трою в 48 г. до н.э. приказывает расширить храм Афины. При Августе возводится зал совета (боулевтерион), одеон для музыкальных выступлений.

Вопрос о языке троянцев вызывал немало споров и противоречий среди ученых: среди прочих назывались речь фригийцев, язык этрусков, критское письмо. Уже в 21 веке ученые склонны утверждать, что официальным языком в Трое был лувийский язык, это подтверждает находка в слое седьмой Трои в 1995 году печати с иероглифами лувийцев.

Государство троянцев было многонациональным: Троянская война способствовала миграции населения.

Руины Трои размещены на 165 кв.м, что в 10 раз меньше, по мнению ученых, самого города.

Исторический парк и в наши дни находится в стадии раскопок: на территории можно увидеть «бездомные» колонны из мрамора, другие фрагменты древних строений.

Александр Сальников


Великий город Троя

Существовала ли Троя?


Первое, что мы знаем о Трое, так это то, что её воспел великий Гомер в своих поэмах «Илиада» и «Одиссея». Существовала ли Гомеровская Троя на самом деле? Точно на этот вопрос пока ответить невозможно. Но большинство исследователей всё-таки полагают, что она существовала. Даже сам факт того, что Троя воспета в эпических поэмах древности, скорее говорит о том, что город когда-то существовал, так как в древние времена ещё не было практики воспевания несуществующих городов и баталий. В основном сказания складывались на основе легенд или реальных событий. Сами же легенды и мифы также складывались на основе реальных событий, что, однако, не мешало приукрашивать их изрядной порцией вымысла.

К сожалению, даже находка Шлимана не даёт однозначного ответа о существовании Трои. Прав Шлиман или нет, здесь мы этот вопрос разбирать не будем, так как это уже относится к профессиональной археологии и истории. Но о том, похожа или не похожа находка Шлимана на Трою Гомера, мы всё же поговорим.

Гомер в своей поэме указывает слишком мало данных для того, чтобы точно обозначить не только местонахождение города, но и определить его величину, или узнать, сколько в нём жило людей. Но всё-таки Гомер приводит достаточно указаний, чтобы с определённой достоверностью мы могли представить этот дивный город.

Первое, что мы узнаём у Гомера о Трое, так это то, что город являлся столицей древнего обширного государства Троады и был расположен где-то недалеко от западного входа в Геллеспонт (современный пролив Дарданеллы) на северо-западном берегу Малой Азии (современная Турция). Также мы узнаём, что город имеет два равнозначных названия: Троя и Илион. Этимологию этих названий можно прочитать во многих источниках, вплоть до хеттских письменностей, поэтому останавливаться на них мы не будем. В нашем не научном, а скорее литературном исследовании мы, вслед за Шлиманом, станем предполагать, что Троя всё-таки существовала, и попробуем на основе текстов поэмы узнать, каков был сам город.

Каким был город Троя?


Прежде всего, в «Илиаде» неоднократно указывается на то, что Троя - это город с широкими улицами и площадями. В поэме мы находим много указаний на это, а также на то, что Троя была, не только широка, но и красива, то есть с красивой архитектурой. Одно из таких указаний мы видим в шестой песне:


390 Так отвечала ему. Он стремительно вышел из дома.

Прежней дорогой назад поспешил он по Трое обширной:

Светлым её площадям и по улицам дивным. К воротам

Скейским уже подходил, что вели на равнину из Трои.

Мужа увидев, к нему Андромаха в слезах подбежала,

395 Рода богатого, дочь Этиона, прекрасная видом.


Но как нам узнать, каковой именно ширины были эти улицы и площади Трои? На это вопрос можно найти некоторые подсказки в самой поэме. Например, в 18-й песне есть одно интересное место, где вождь Полидамас даёт Гектору дельный совет вернуться всем войском в Трою и переждать ночь на площади города:


«Сделайте так, как сказал! Хоть и знаю: прискорбно то сердцу.

Ночь мы на площади все проведём; ну а городу, - стены,

275 Башни высокие и крепкосбитые створы огромных,

Длинных и гладких ворот на засовах защитою будут.

Мы же с утра, на заре, стены, башни займём, ополчившись

Медным оружьем. Тогда горе тем, кто с Пелидом захочет

К нам от судов подойти и вокруг Илиона сражаться!»


Речь здесь, видимо, идёт о главной площади города. И на первый взгляд вроде бы ничего странного в этом предложении нет. Но если мы узнаем, какое количество воинов предлагает разместить на этой площади вождь Полидамас, то мы уже будем смотреть на это совершенно по-другому. Из небольшого текста в конце восьмой песни мы вполне определённо можем узнать, какой величины войско было у троянцев:


560 Так между чёрных судов и глубокопучинной рекою

Много виднелось огней войск троянских со стен Илиона.

Тысяча в поле костров там пылало. Вокруг перед каждым, -

По пятьдесят человек, освещаемых заревом ярким.

Кони их белый ячмень дружно ели и сладкую полбу,

565 Прекраснотронной Зари у своих колесниц ожидая.


Итак, в поле пылало тысяча костров, и вокруг каждого сидело по пятьдесят человек. Получается 50 тысяч воинов. Теперь задумаемся, какой же должна быть главная площадь города, чтобы на ней уместилось для ночлега 50-тысячное войско? И каким должен быть сам город?

Некоторые исследователи утверждают, что вся Троя была не более чем московский стадион «Лужники». Но «Лужники» вмещают всего лишь около 80 тысяч посадочных мест для зрителей. Это плечом к плечу. Нет, такой маленький город никак не может иметь площадь, на которой можно было бы уместить для ночлега 50 тысяч воинов, и не плечом к плечу, а свободно, с колесницами, оружием и с кострами для приготовления ужина. Пожалуй, величиной с «Лужники» мог быть лишь верхний город, акрополь Трои, который троянцы ещё называли Пергамом. Кстати, о величине акрополя Трои тоже идёт много споров.

Что находилось на акрополе Трои?


Давайте посмотрим, что же могло размещаться в акрополе Трои? Из поэмы мы знаем, что в акрополе размещались храмы богов, например храм Зевса, Аполлона, Афины. Возможно и храмы некоторых других богов, например, Геры, Посейдона, Афродиты, Ареса, всех тех богов, которые по верованиям троянцев могли влиять на повседневную жизнь людей. Вряд ли на акрополе был только один храм.

Фантазия греческого народа широко развила цикл сказаний о Троянской войне. Их последующая популярность объяснялась тесной связью с многовековой враждой эллинов и азиатов.

Арена Троянской войны – область на северо‑западном прибрежье Малой Азии, раскинувшаяся равниной до Геллеспонта (Дарданелл), далее от моря подымающаяся грядами холмов к горе Иде, орошаемая Скамандром, Симоисом и другими речками, – упоминается уже в древних мифах о богах. Её население греки называли троянцами, дарданцами, тевкрами. Мифический сын Зевса , Дардан, основал на склоне горы Иды Дарданию. Его сын, богатый Эрихтоний, владел обширными полями, бесчисленными стадами скота и коней. После Эрихтония царем дарданским был Трос, предок троянцев, младший сын которого, красавец Ганимед, был взят на Олимп прислуживать царю богов на пирах, а старший сын, Ил (Ilos), основал Трою (Илион). Ещё одного потомка Эрихтония, красавца Анхиза, полюбила богиня Афродита, родившая от него сына, Энея, который, согласно мифам, после Троянской войны бежал на запад, в Италию. Потомство Энея было единственною отраслью Троянского царского рода, уцелевшею по взятии Трои.

Раскопки древней Трои

При сыне Ила, Лаомедонте, боги Посейдон и Аполлон построили крепость Трои, Пергам. Сыном и преемником Лаомедонта был Приам, который славился богатством по всему свету. У него было пятьдесят сыновей, из которых особенно знамениты храбрый Гектор и красавец Парис. Из числа пятидесяти, девятнадцать сыновей его были рождены второю его женою Гекубой, дочерью фригийского царя.

Причина Троянской войны – похищение Елены Парисом

Причиной Троянской войны было похищение Парисом Елены, жены спартанского царя Менелая. Когда Гекуба была беременна Парисом, она видела во сне, что родила пылающую головню и что от этой головни сгорела вся Троя. Потому Париса после рождения бросили в лесу на горе Иде. Он был найден пастухом, вырос крепким и ловким красавцем, искусным музыкантом и певцом. Он пас стада на Иде, и был любимцем её нимф. Когда три богини, спорившие из-за яблока раздора о том, которая из них прекраснее, предоставили ему решение, и каждая обещала ему награду за решение в её пользу, он выбрал не победы и славу, которые обещала ему Афина , не владычество над Азией, обещанное Герой , а любовь прекраснейшей из всех женщин, обещанную Афродитой .

Суд Париса. Картина Э. Симоне, 1904

Парис был силен и храбр, но преобладающими чертами его характера были чувственность и азиатская изнеженность. Афродита вскоре направила его путь в Спарту, чей царь Менелай был женат на прекрасной Елене. Покровительница Париса Афродита возбудила в прекрасной Елене любовь к нему. Парис увез ее ночью, прихватив с собой много сокровищ Менелая. Это было великое преступление против гостеприимства и брачного права. Беззаконник и его родные, принявшие в Трое его и Елену, навлекли на себя наказание богов. Гера, мстительница за нарушение супружеской верности, возбудила героев Греции вступиться за Менелая, начав Троянскую войну. Когда Елена стала взрослою девушкою, и множество молодых героев собралось сватать ее, отец Елены, Тиндарей взял с них клятву, что все они будут защищать супружеские права того, который будет избран. Они должны были теперь исполнить это обещание. Другие присоединились к ним по любви к военным приключениям, или по желанию отомстить за обиду, нанесенную всей Греции.

Похищение Елены. Краснофигурная аттическая амфора конца VI в. до Р. Х.

Начало Троянской войны. Греки в Авлиде

Гибель Ахилла

Поэты позднейшего времени продолжали рассказ о Троянской войне. Арктин Милетский написал поэму о подвигах, совершенных Ахиллом после победы над Гектором. Важнейшим из них был бой с Мемноном, светозарным сыном далекой Эфиопии; потому поэма Арктина называлась «Эфиопидой».

Троянцы, упавшие духом после смерти Гектора – рассказывалось в «Эфиопиде» – одушевились новыми надеждами, когда пришла из Фракии на помощь им царица амазонок, Пентесилея, с полками своих воительниц. Ахейцы были снова прогнаны в свой стан. Но Ахилл ринулся в битву и убил Пентесилею . Когда он снял шлем с упавшей на землю противницы, он был глубоко взволнован, увидев, какую красавицу убил он. Терсит язвительно упрекнул его за это; Ахилл убил обидчика ударом кулака.

Затем с далекого востока пришел с войском на помощь троянцам царь эфиопов , сын Авроры, прекраснейший из мужчин. Ахилл уклонялся от боя с ним, зная от Фетиды, что вскоре после смерти Мемнона погибнет и он сам. Но Антилох, сын Нестора, друг Ахилла, закрыв собою преследуемого Мемноном отца, умер жертвою своей сыновней любви; желание отомстить за него заглушило в Ахилле заботу о самом себе. Бой между сыновьями богинь, Ахиллом и Мемноном, был ужасен; Фемида и Аврора смотрели на него. Мемнон пал, и скорбная мать, Аврора, с плачем унесла его тело на родину. По восточному сказанию, она каждое утро вновь и вновь орошает милого сына слезами, падающими в виде росы.

Эос уносит тело своего сына Мемнона. Греческая ваза начала V века до Р. Х.

Ахилл яростно гнался за бегущими троянцами до Скейских ворот Трои и уже врывался в них, но в этот миг стрела, пущенная Парисом и направленная самим богом Аполлоном, убила его . Она поразила его в пятку, которая была единственным уязвимым местом его тела (мать Ахилла, Фетида, сделала сына неуязвимым, погрузив его младенцем в воды подземной реки Стикса, но уязвимой осталась пятка, за которую она его при этом держала). Целый день ахейцы и троянцы бились из‑за того, чтобы овладеть телом и оружием Ахилла. Наконец грекам удалось унести в стан тело величайшего героя Троянской войны и его оружие. Аякс Теламонид, могучий великан, нес тело, а Одиссей сдерживал натиск троянцев.

Аякс выносит из боя тело Ахилла. Аттическая ваза, ок. 510 до Р. Х.

Семнадцать дней и ночей Фетида с музами и нереидами оплакивала сына такими трогательными песнями скорби, что и боги и люди проливали слезы. На восемнадцатый день греки зажгли великолепный костер, на котором положено было тело; мать Ахилла, Фетида, вынесла тело из пламени, и перенесла его на остров Левку (Змеиный остров, лежащий перед устьями Дуная). Там, обновленный, он живет, вечно юный, и веселится военными играми. По другим легендам, Фетида перенесла сына в подземное царство или на острова Блаженных. Есть и сказания, говорящие, что Фетида со своими сестрами собрала из пепла кости сына и положила их в золотую урну у праха Патрокла под теми искусственными холмами близ Геллеспонта, которые до сих пор считаются оставшимися после Троянской войны гробницами Ахилла и Патрокла.

Филоктет и Неоптолем

После блестящих надгробных игр в честь Ахилла предстояло решить, кто достоин получить его оружие: оно должно было быть отдано самому храброму из греков. На эту почесть предъявили права Аякс Теламонид и Одиссей. Судьями были выбраны пленные троянцы. Они решили в пользу Одиссея. Аякс нашел это несправедливым и был так раздражен, что хотел убить Одиссея и Менелая, которого тоже считал своим врагом. В темную ночь он тайком пошел из своего шатра убить их. Но Афина поразила его помрачением рассудка. Аякс перебил стада скота, находившиеся при войске, и пастухов этого скота, воображая, что убивает своих врагов. Когда помрачение прошло, и Аякс увидел, как он ошибся, им овладел такой стыд, что он бросился грудью на свой меч. Все войско было опечалено смертью Аякса , который был сильнее всех греческих героев после Ахилла.

Между тем троянский прорицатель, Гелен, попавший в плен к ахейцам, сказал им, что Трою нельзя взять без стрел Геракла. Владельцем этих стрел был раненный Филоктет , брошенный ахейцами на Лемносе. Его привезли с Лесбоса в стан под Троей. Сын бога врачевания, Асклепия, Махаон излечил рану Филоктета, и он убил Париса. Менелай подверг поруганию тело своего оскорбителя. Вторым условием, необходимым для победы греков в Троянской войне, было участие в осаде Неоптолема (Пирра), сына Ахилла и одной из дочерей Ликомеда. Он жил при матери, на Скиросе. Одиссей привез Неоптолема, отдал ему отцовское оружие, и он убил прекрасного лицом мизийского героя Эврипила, который был сын Гераклида Телефа и сестры Приама, и был прислан на помощь троянцам матерью. Ахейцы одолели теперь троянцев на поле битвы. Но Троя не могла быть взята, пока оставалась в её акрополе, Пергаме, святыня, данная прежнему троянскому царю Дардану Зевсом – палладий (изображение Афины Паллады). Чтобы высмотреть местоположение, палладия, Одиссей сходил в город, переодевшись нищим, и не был узнан в Трое никем, кроме Елены, которая не выдала его, потому что хотела вернуться на родину. Потом, Одиссей и Диомед пробрались в троянский храм и похитили палладий.

Троянский конь

Час окончательной победы греков в Троянской войне был уже близок. По легенде, известной уже Гомеру и подробно рассказанной позднейшими эпическими поэтами, мастер Эпей при помощи богини Афины сделал большого деревянного коня . Отважнейшие из ахейских героев: Диомед, Одиссей, Менелай, Неоптолем и другие спрятались в нем. Греческое войско сожгло свой стан и отплыло на Тенедос, как будто решив прекратить Троянскую войну. Вышедшие из города троянцы с удивлением смотрели на огромного деревянного коня. Герои, спрятавшиеся в нем, слышали их совещания о том, как поступить с ним. Елена обошла кругом коня, и громко звала греческих вождей, подражая голосу жены каждого. Некоторые хотели отвечать ей, но Одиссей удержал их. Некоторые троянцы говорили, что нельзя доверять врагам, и надо утопить коня в море или сжечь. Настойчивее всех говорил это жрец Лаокоон , дядя Энея. Но на глазах всего народа из моря выползли две большие змеи, обвили Лаокоона и двух его сыновей кольцами и задушили их. Троянцы сочли это наказанием Лаокоону от богов и согласились с теми, которые говорили, что надо поставить коня в акрополе, посвятить его в дар Палладе. Особенно содействовал принятию этого решения предатель Синон, которого греки оставили тут обмануть троянцев уверением, что конь предназначен греками в вознаграждение за похищенный палладий, и что когда он будет поставлен в акрополе, Троя будет непобедима. Конь был так велик, что его нельзя было протащить в ворота; троянцы сделали пролом в стене и веревками втащили коня в город. Думая, что Троянская война кончилась, они стали радостно пировать.

Взятие Трои греками

Но в полночь Синон зажег костер – сигнал дожидавшимся у Тенедоса грекам. Те поплыли к Трое, а Синон отпер дверь, сделанную в д Эос уносит тело Мемнонаеревянном коне. Настал по воле богов час гибели Трои, конец Троянской войны. Греки ринулись на беззаботно пирующих троянцев, резали, грабили и, разграбив, зажгли город . Приам искал спасения у жертвенника Зевса, но сын Ахилла Неоптолем убил его у самого жертвенника. Сын Приама Деифоб, женившийся на Елене после смерти своего брата Париса, мужественно защищался в своем доме против Одиссея и Менелая, но был убит. Менелай отвел к кораблям Елену, красота которой обезоружила его руку, поднятую поразить изменницу. Вдова Гектора, страдалица Андромаха, была отдана греками Неоптолему и нашла на чужбине рабскую судьбу, предсказанную ей мужем при последнем прощанье. Сын её Астианакс был, по совету Одиссея, сброшен Неоптолемом со стены. Прорицательница Кассандра, дочь Приама, искавшая спасения у жертвенника, была оторвана от него святотатственной рукой Аякса Малого (сына Оилея), опрокинувшего неистовым порывом статую богини. Кассандру отдали в добычу Агамемнону. Сестра её Поликсена была принесена в жертву над гробом Ахилла, тень которого потребовала её в добычу себе. Жена троянского царя Приама Гекуба , пережившая падение царского рода и царства. Она была привезена на фракийский берег и узнала там, что погиб и тот её сын (Полидор), которого Приам со многими сокровищами послал пред началом войны под охрану к фракийскому царю Полиместору. О дальнейшей судьбе Гекубы после Троянской войны легенды говорили различно; существовало предание, что она была превращена в собаку; по другому преданию, она была погребена на северном берегу Геллеспонта, где показывали её гробницу.

Судьба греческих героев после Троянской войны

Взятием Трои не кончились приключения греческих героев: на обратном пути от взятого города им пришлось испытать много бед. Боги и богини, жертвенники которых они осквернили насилиями, подвергли их тяжким судьбам. В сам день разрушения Трои, в собрании героев, разгоряченных вином, произошла, согласно «Одиссее» Гомера, большая распря. Менелай требовал немедленно плыть домой, а Агамемнон хотел до отплытия смягчить гнев Афины гекатомбами (принесением нескольких жертвоприношений, из ста волов каждое). Одни поддерживали Менелая, другие – Агамемнона. Греки совершенно перессорились, и на следующее утро войско разделилось. Менелай, Диомед, Нестор, Неоптолем и некоторые другие сели на корабли. На стоянке у Тенедоса Одиссей, который поплыл с этими вождями, поссорился с ними и возвратился к Агамемнону. Спутники же Менелая пошли к Эвбее. Оттуда благоприятно вернулись Диомед в Аргос, Нестор в Пилос, благополучно приплыли в свои города Неоптолем, Филоктет и Идоменей. Но Менелай был у скалистого Малейского мыса застигнут бурей и занесен к берегу Крита, о скалы которого разбились почти все его корабли. Сам он был унесен бурей в Египет. Царь Полиб радушно принял его в стовратных египетских Фивах, дал ему и Елене богатые подарки. Странствования Менелая после Троянской войны длились восемь лет; он был на Кипре, в Финикии, видел страны эфиопов и ливийцев. Потом боги дали ему радостный возврат и счастливую старость с вечно юной Еленой. По рассказам позднейших поэтов, Елена вовсе и не была в Трое. Стесихор говорил, что Парис похитил лишь призрак Елены; по рассказу Еврипида (трагедия «Елена »), он увез подобную Елене женщину, созданную богами для обмана его, а настоящую Елену Гермес перенес в Египет, к царю Протею, который стерег ее до конца Троянской войны. Геродот тоже полагал, что Елена не была в Трое. Греки думали, что финикийская Афродита (Астарта) – это Елена. Они видели храм Астарты в той части Мемфиса, где жили финикийцы-тиряне; вероятно из этого и возникла легенда о жизни Елены в Египте.

Агамемнон по возвращении с Троянской войны был убит собственной женой, Клитемнестрой, и её любовником, Эгисфом. Несколько лет спустя дети Агамемнона, Орест и Электра , жестоко отомстили матери и Эгисфу за отца. Эти события послужили основой для целого цикла мифов. Аякс Малый на обратном пути от Трои был убит Посейдоном за неслыханную гордость и святотатственное оскорбление жертвенника при взятии в плен Кассандры.

Больше всех приключений и невзгод при возвращении с Троянской войны претерпел Одиссей . Его судьба дала тему и сюжет для второй великой

Троянский конь — символ Трои (расположен при входе на территорию Национального исторического парка Трои)

Мифы рассказывают, что богиня раздора Эрида не была приглашена на свадьбу нимфы Фетиды с Пелеем. После чего она решила отомстить, явилась на пир незваной и бросила на стол золотое яблоко, на котором было написано: «Прекраснейшей».

Три богини - Афродита, Гера и Афина - тут же затеяли спор, кому оно должно достаться, и на роль судьи пригласили троянского царевича Париса.

Гера обещала сделать его повелителем всей Азии, Афина посулила красоту, мудрость и победы во всех битвах, а Афродита — любовь самой прекрасной женщины - Елены, жены спартанского царя Менелая.

Парис отдал яблоко Афродите. А потом он похитил Елену и увез ее в Трою.

После похищения Елены, греческие цари, союзники Менелая, по его зову собрали армию из 10 тыс. воинов и флот из 1178 кораблей и пошли походом на Трою. Главнокомандующим стал царь Микен Агамемнон.

Осада Трои, у которой было немало союзников, длилась десять лет. В сражениях погибли греческий герой Ахилл, троянский царевич Гектор и многие другие. Наконец хитроумный царь Итаки Одиссей предложил план захвата города.

Греки соорудили пустотелого деревянного коня и, оставив его на берегу, сделали вид, что отплыли. Троянцы возликовали и втащили коня, в котором спрятались греческие воины в город. Ночью греки вылезли и открыли ворота своим соратникам, которые на самом деле находились за ближайшим мысом.

Троя была разрушена и сожжена. Менелай вернул Елену и увез ее на родину. Случилось это в начале XII в. до н. э.

Троя - история, открытая мифом

Уже в глубокой древности среди народов Эллады были известны сказания о Троянской войне, ее героях и помогавших им богам — хитроумном Одиссее, отважном Ахилле, храбром Гекторе, могущественном Посейдоне, прекрасной Афродите и других.

Троя - это город-музей под открытым небом и одна из наиболее известных исторических . Историками принято считать, что именно его описывает в своих знаменитых произведениях «Одиссея» и «Иллиада» греческий поэт Гомер.

Троя находилась на севере полуострова Малая Азия, неподалеку от пролива Дарданеллы, который в древности называли Геллеспонтом. Область, где стоял этот город, так и называлась - Троада. В хеттских архивах Троя фигурирует как Таруиша.

Но в семидесятых годах девятнадцатого века знаменитый археолог Генрих Шлиман, при проведении раскопок на холме Гиссарлык наткнулся на развалины девяти городов, находящихся в разных исторических слоях земли, один за другим. После проведения тщательного анализа было установлено, что именно это место описывает Гомер, и именно здесь находится легендарная Троя.

Время жизни Гомера точно не известно. Считается, что он жил между XII и VI вв. до н. э. Право называться его родиной оспаривали семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Соломин, Родос, Аргос и Афины.

С тех пор этот город является одним из самых популярных, известных и посещаемых достопримечательностей Турции. Данный город-музей занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Троя — наверное, в мире мало тех кто не слышал имя этого легендарного города хоть раз в своей жизни, кто не слышал о знаменитом Троянском коне , который резко изменил ход Троянской войны . Начиная от «Илиады» Гомера , где описан пятьдесят один день последнего года Троянской войны , о Трое сказано и написано очень много. Троя всегда интересовала и продолжает интересовать самых различных ученых: археологов, историков, литераторов и краеведов.


Саша Митрахович 21.10.2015 15:55


Троя на карте Турции

Сказания о Троянской войне были широко известны в Греции с глубокой древности. Певцы-аэды повсюду распевали песни об этом событии. Примерно в VIII в. до н. э. было сложено несколько поэм.

До нас дошли две из них — «Илиада» и «Одиссея», автором которых считается слепой поэт Гомер. «Илиада» рассказывает о событиях, произошедших на девятом году войны, а «Одиссея» — история долгого, десятилетнего возвращения домой итакийского царя, который вспоминает о некоторых эпизодах осады и гибели Трои, в том числе и о Троянском коне.

Во времена античности «Илиаду» и «Одиссею» знали все. Их списки были в доме у всех грамотных людей, многие богачи даже держали рабов, которые читали эти поэмы наизусть. Римская литература началась с перевода «Илиады» на латынь. И все в античности были убеждены, что это повествование о действительных событиях, в которых смешались деяния богов и героев.

«Троя » и «Илион » два разные названия одного и того же могучего города в Малой Азии, у входа из Эгейского моря в пролив .

Город был расположен на древнем морском торговом пути, который соединял Эгейское море с Мраморным и Чёрным морями.

Троя занимал господствующее положение над проливом и это позволило городу стать ключевым центром торговли между Востоком и Западом в эпоху бронзы.

По словам Гомера, около города протекали река Скамандр и Симоис. Река Скамандр (тур. Карамендерес) берет начало на склонах гор Ида, которые ныне называются Каз-Даг.

Когда Троя впервые была основана, она располагалась на берегу одноименного залива. Но то, что мы видим сегодня, уже не залив, а большая равнина потому, что аллювиальные осадки рек Скамандр и Симоис постепенно накапливлись и в течение многих веков эти речные наносы практически заполнили бухту.

В наши дни развалины древней Трои находятся в Турции, в 30 км от города Чанаккале, недалеко от деревни Тевфикие.


Саша Митрахович 30.10.2015 10:36


Около 700 г. до н. э. в тех местах была основана греческая колония Новый Илион. Александр Македонский приносил там жертвы перед своим победоносным походом в Азию, Константин Великий одно время думал устроить там свою столицу, но выбрал Византий.

Многие путешественники специально ездили в Троаду, чтобы посмотреть на места, где совершались эти события. Однако шли века, Новый Илион пришел в упадок, и постепенно Троянскую войну стали считать сказкой, мифом, тем более, что в событиях участвовали боги.

Некоторые исследователи видели в «Илиаде» аллегорию на другие события, например, на эллинскую колонизацию Малой Азии. Это выглядит правдоподобным, ведь древние сказания гласят, что греки, осаждавшие Трою, каждую весну сеяли хлеб, а также постоянно грабили побережье.

Такие события действительно похожи не на карательный поход, а на экспансию, медленную и тяжелую.

На сегодняшний день местность, где располагается современная Троя , разительно отличается от той, которую описывает Гомер. Илистые наносы рек Кара Мендерес и Думрек-Су год за годом, день за днем отодвигали береговую линию, и теперь город лежит на абсолютно сухой возвышенности.

В городе-музее «Троя » безусловно есть, что посмотреть, одни руины, относящиеся к разным историческим периодам чего стоят. Посещения туристов здесь разрешены с мая по сентябрь с 8.00 до 19.00, а сентября по апрель с 8.00 до 17.00. Стоимость входного билета составляет 15 лир. Оптимальным решением для более полного ознакомления со всеми экспонатами будет нанять экскурсовода.

Одним из самых популярных и излюбленных мест города это знаменитый Троянский конь, а если быть точными, то его деревянная копия. Все желающие могут забраться и внутрь коня и почувствовать себя хитрыми и ловкими сторонниками Одиссея.

Правда, чаще всего туристов, так много, что большинство не только не могут выстоять очередь, что бы пройти внутрь троянского коня, они просто не могут, даже подойти к нему ближе чем на несколько сотен метров.

Так же интересным может стать посещение Музея раскопок, с многочисленными фотографиями, макетами и многими другими экспонатами, описывающие этапы работ по обнаружению города.

Для многочисленных любознательных туристов открыты посещения впечатляющего своими размерами и величественностью храм Афины, таинственное и мрачное святилище античных богов, концертный зал Одеон, и сохранившиеся до наших дней дома знаменитостей и богачей Трои.


Саша Митрахович 30.10.2015 10:39


Долгое время само существование Трои считалось мифом или выдумкой Гомера и точное местоположение Трои никто не знал. Географические описания, данные в «Илиаде» Гомера , заставляли некоторых учёных предположить, что руины Трои могут быть на северо-западе Малой Азии, где-то у входа в (на территории современной Турции).

В 1870 году, знаменитый археолог-самоучка Генрих Шлиман, получив разрешение от тогдашних османских властей, начал раскопку в северо-западной части холма Гиссарлык (недалеко от города Чанаккале). 31 мая 1873 года Шлиманом был обнаружен клад, который он поспешно назвал «Кладом Приама».

Позже оказалось, что это не «Клад Приама», потому что возраст клада был на тысячу лет старше, чем времена, описываемые у слепого поэта Гомера. Согласно разрешению османского правительства на право раскопок Гиссарлыка, Шлиман был обязан передать половину находок в Археологический музей в Стамбуле. Но он скрыв сокровища от турецких властей, контрабандным путем вывез их в Грецию.

В 1881 году, после безуспешных попыток продать сокровища в крупнейшие музеи мира, Шлиман передал их в дар городу Берлину, а это позволило ему стать почетным гражданином Берлина. С 1945 года Троянский клад, взятый в качестве трофея во время второй мировой войны, находится в Москве в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Многие до сих пор сомневаются в том что Шлиман открыл ту самую Трою , но так или иначе большинство ученых сегодня склоняются к тому, что Шлиман все же был прав, «Троя раскопана, и нет второй».


Саша Митрахович 30.10.2015 10:46


Современная наука насчитывает 9 основных культурных слоев Трои

  • Троя I — Самые древние археологические следы Трои датируются 2900 — 2500 гг. до н. э. Троя I была маленьким поселением и даже в самом расцвете своего существования имела в диаметре всего 100 м. Несмотря на свой скромный размер, Троя I имела крепость с массивными стенами, воротами и башнями сложенными из неотесанного камня. Это поселение просуществовало почти пять веков и, вероятнее всего, было уничтожено пожаром.
  • Троя II — Несмотря на то, что Троя I разрушилась пожаром, возникшая на месте пепелища Троя II представляет собой возрождение погибшего города. Второй культурный слой Трои (2500-2300 гг. до н.э.) один из наиболее впечатляющих археологических памятников раннебронзового века. В этом слое было обнаружено много кладов, в том числе и клад обнаруженный Шлиманом который он поспешно назвал «Кладом Приама». Все эти клады из золота, серебра, бронзы и меди говорят об активной торговой деятельности в городе. Однако, и Троя II разрушилась, но в результате внезапного нападения, о чём говорят обнаруженные следы намеренного разрушения.
  • Троя III, IV и V — Троя III, IV и V уже более крупные поселения, существовавшие с 2300—1800 гг. до н. э. На протяжении веков цитадель города разрослась, но конкретных следов развития города не наблюдаются, наоборот обнаружены следы упадка города. В этих поселениях уже наблюдаются группы небольших домов, стоящими впритык один к другому, разделенные маленькими улочками. Троя V снова была уничтожена пожаром.
  • Троя VI и VII — В этот период в Трои построен новый царский дворец-цитадель. По своему размеру новая цитадель превосходила не только старую, но и любую другую в западной Малой Азии. Сложены из обтесанного камня и усилены массивными башнями новые крепостные стены города имели в толщину от 4 до 5 м. Всё это свидетельствует о богатстве, расцвете и могуществе Трои в этом периоде. Но большие вертикальные разломы на крепостной стены в VI-ом культурном слое Трои (1800-1250 гг. до н.э.), свидетельствуют о том что произошло сильное землетрясение. После землетрясения на месте разрушенного поселения вновь начала зарождаться жизнь. Троянская война и события, упомянутые Гомером в «Илиаде» относятся либо к Трои VI либо к Трои VII (1250-1025 гг. до н.э.).
  • Троя VIII и IX — По мнению современных ученых, заброшенную после войны Трою греки заселили спустя 250 лет, то есть во времена жизни Гомера. Поначалу на месте старой Трои возникло небольшое поселение, потом город разросся. На территории Трои был храм Афины, а также святилище для жертвоприношений (900-85 гг. до н.э.). По словам Арриана (древнегреческий историк и географ), Александр Македонский совершил паломничество в Трою и посетил храм Афины. От храма Афины до нас дошло лишь несколько фрагментов алтарей и мраморные обломки. С ростом могущества Римского государства возникла легенда о том, что именно потомки троянца Энея основали Рим. Поэтому и римляне чтили Трою . Гай Юлий Цезарь приказал расширить храм Афины, после своего визита туда в 48 г. до н.э. Пришедший ему на смену Август также приказал построить в «священном Илионе» боулевтерион (зал совета) и одион для проведения музыкальных выступлений.

Саша Митрахович 30.10.2015 10:49

Троя — место действия легендарной Троянской войны, которая нашла свое отражение в древнегреческой устной и литературной традициях.

Историками до сих пор ведутся дискуссии о существовании Трои. Большинство склоняется к тому, что Троя действительно существовала, так как это подтверждают найденные на местности археологические находки: часть из них подходит под описание Трои Гомером в «Илиаде».

Трою еще называют Хисарликой (турецкое название), Илиосом или Илией, а также Илиумом (так город величал Гомер).

Мифологическая Троя

Троя — основное место действия в «Илиаде» Гомера; напомним что произведение посвящено последнему году Троянской войны, которая произошла в 13 веке до нашей эры. Война длилась 10 лет: царь Агамемнон из Микен вместе с союзниками, греческими войсками, буквально осадил город. Цель захвата состояла в том, чтобы вернуть Елену Прекрасную, жену Менелая, царя Аргоса и брата Агамемнона.

Девушка была похищена троянским принцем Парисом, так как на конкурсе красоты была удостоена милости самой , которая признала в Елене самую прекрасную из женщин живущих на земле.

Упоминания о троянской войне также встречаются в других литературных источниках: например, в стихотворениях нескольких авторов, а также в «Одиссее» Гомера. Троя и позже стали одним из самых популярных сюжетов в мифологии и классической литературе.

Гомер описывает Трою как окруженный крепкой, непобедимой стеной город. В «Илиаде» также встречаются отсылки на то, что город был укреплен высокими и крутыми стенами с зубцами на концах.

Стены, должно быть, были необычайно крепкими, так как Троя смогла выдержать 10-летнюю осаду греков. Город мог бы спастись, если бы хитроумные греки не придумали ход конем — причем в буквальном смысле: данайцы построили огромного коня, которого как будто бы передали в дар троянцам, но на самом деле воины спрятались в него, и позже смогли пробиться в город, разбив силы противника.

Из греческих мифов было известно, что стены Трои впечатляли настолько, что люди верили, будто их возвели Посейдон и Аполлон.

Археологические находки Трои

Существующий с раннего бронзового века (3000 г. до н.э.) до XII века н.э. город, который принято называть Троей, находится в 5 км от побережья, но когда-то он располагался рядом с морем.

Территория Трои была ограничена бухтой, созданной устьем реки Скаманда, и город занимал стратегически важное положение между Эгейской и Восточной цивилизациями, а также контролировал выход к Черному морю, Анатолии и Балканам — причем и на суше, и на море.

Остатки города Трои впервые были найдены Фрэнком Калвертом в 1863 году н.э., затем изучение археологических артефактов продолжил Генрих Шлиман в 1870 году.

Ученый изучал Трою на протяжении 20 лет, до самой своей смерти в 1890 г. Так, Шлиману удалось обнаружить искусственный холм высотой 20 м, который остался нетронутым с древности. Находки Шлимана содержали ювелирные изделия и сосуды из золота и серебра, которые по описаниям были похожи на те, что описывал Гомер в «Илиаде».

Однако все артефакты были датированы более ранними датами и относились, возможно, к периоду жизни греков до Троянской войны.

Раскопки продолжались в течение 20-го века н.э. и ведутся по сей день.

По последним данным на территории предполагаемого города Трои могли находиться девять различных городов. Ученые создали специальную классификацию, обозначив эти города римскими цифрами: от Трои I до Троя IX.

История Трои, по мнению историков, началась с небольшого поселка. Затем в ней появились большие здания и стены-укрепления из камня и кирпича, позже появятся крутые стены высотой 8 метров и толщиной 5 метров (видимо, о них и упоминал Гомер в «Илиаде»), город занимал территорию в 270 000 квадратных метров.

Дальнейшая судьба Трои связана с пожарами и какими-то крупными разрушениями — это подтверждают находки археологов.

Многовековое существование Трои повлияло на развитие искусств и различных ремесел в соседних городах: археологи нередко находят реплики украшений, керамических изделий и военных принадлежностей, созданных мастерами других городов по образу и подобию тех, что некогда сотворили троянцы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!