Какое население было в припяти до аварии. Животный мир в «мертвом городе»

Это реально джунгли. За 30 лет город скрылся в лесу. Ещё лет через десять начнут массово сыпаться здания. Поэтому в Припять нужно ехать именно сейчас, дальше будет только хуже. Попасть сюда нетрудно, развит даже своеобразный туризм.

Но мне удалось увидеть немного больше, и я покажу вам Зону Отчуждения с необычной стороны. Добро пожаловать в место, где СССР никогда не кончался, а радиация кое где до сих пор превышает норму в 50 000 раз.

1. Сегодня побывать в знаменитом городе-призраке может каждый. Это чуть сложнее, чем съездить в Киев, территория на 30 километров вокруг всё ещё считается закрытой Зоной, но попасть туда проще простого, причём поездка будет не опаснее, чем часовой полёт на самолёте. То, о чём я буду рассказывать в этом репортаже - мой личный опыт, у вас он может быть немного другим, но лучше действительно один раз увидеть. В Чернобыль я хотел ещё десять лет назад, но по какой-то причине откладывал, боялся радиации и не находил повода. Вывод - зря, чем дальше, тем меньше остаётся, природа берёт своё, здания разрушаются, артефакты исчезают. Итак, поехали!

2. КПП “Дитятки”. Граница между живым и мёртвым, ворота Зоны Отчуждения. Через этот пункт пропуска в Зону попадают все, кто едет в неё легально. Если вы не сотрудник атомной станции (а она работает до сих пор!), то скорее всего, единственный способ попасть в Припять это купить тур на один или два дня. Стоит это, с учётом дороги из Киева и назад, оформления документов, обеда и ночлега 100-150 долларов, причём большую часть забирает сама Зона за оформление документов. Украинцам сильно дешевле, чем иностранцам. Я же не могу порекомендовать гида, так как ездил частным образом при помощи друзей: на двоих с Дашей мы заплатили порядка 10 тысяч рублей за однодневный тур.

3. На въезде информационный и сувенирный киоск одной из туристических компаний. Какую выбрать - решайте сами, изучайте сайты и отзывы, делитесь в комментариях.

4. Есть строгие правила посещения Зоны отчуждения, а сама программа чётко расписана на бумаге. Шаг в сторону - получаешь риск выдворения за территорию. Говорят, что иногда можно от них отступать, но главное не попадать на глаза другим группам: а то и гиду сильно попадёт, и туристам мало не покажется: конкуренты с удовольствием “стучат” друг на друга.

5. Ещё одна застава, уже в 10 километрах от Чернобыльской станции. Здесь полицейские проверяют маршрутный лист, сверяются, что всё в порядке и пускают внутрь. Дальше всё и начинается. Забегая вперёд, напишу что Зона намного более живая, чем может показаться на первый взгляд, а сам Чернобыль так и вовсе обитаемый город с магазинами и кафе. Обитаемый, но очень странный. Следующий рассказ будет как раз о том, почему здесь до сих пор живут люди, и что это за жизнь после ядерной катастрофы.

6. Этот знак приветствовал посетителей в Чернобыльской атомной станции имени Ленина, сейчас буквы убрали и остался только факел. Не советую здесь останавливаться даже на минутку: поржавевшая стела с факелом - одно из самых загрязнённых мест в Чернобыльской Зоне, находится на территории Рыжего леса. Его деревья приняли на себя наибольшую дозу выброса радиоактивной пыли во время взрыва в 1986 году, их кроны окрасились в буро-красный цвет. Позже деревья погибли, а по ночам на этом месте наблюдали свечение. (по легендам и байкам, реально ничего там не светилось)

Радиация - страшная вещь, и многие боятся сюда ехать, опасаясь последствий. Беда в том, что её не видно. Прогулка в тихом на вид месте может грозить смертельной опасностью. Так что, едем дальше.

7. Въездной знак Припяти. Налево в жилую часть города, прямо или направо - к Чернобыльской АЭС. Сам город Чернобыль остался в стороне. Он к катастрофе не имеет отношения, хотя и оказался внутри Зоны после аварии. Почему же станция Чернобыльская, а не Припятская? Всегда это интересовало. Её начали строить раньше, чем город-спутник, и назвали просто по имени района, центром которого и является Чернобыль. Чтобы два раза не вставать, обсудим ещё один миф: что за название такое ЧЕРНОБЫЛЬ? Чёрная быль? Проклятие? Те, кто не верит в теории заговоров, ответят, что это просто украинское название полыни, обильно здесь произрастающего. Более впечатлительные вспомнят Священное Писание, где именно полынь является символом наказаний Господних: у древних иудеев растение упоминается как синоним отравы, горечи или проклятия. В Новом Завете, в Откровении Иоанна Богослова, “Полынью" названа упавшая звезда либо же ангел:

Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.

И вот тут можно совсем не верить в мистику, но результатом взрыва реактора стало, в том числе, загрязнение водных систем не только в окрестностях, но и во многих районах Европы. Так что думайте сами, совпадение это или нет.

8. Мы же ступаем на улицы города, наяву ставшего символами горечи и скорби.

9. Вот уже тридцать лет Припять застряла в Дне сурка. Время навсегда застыло в 1986 году, и это по-настоящему. Здесь не развалился Советский Союз, не появилось интернета и спутникового ТВ, а в магазинах такой же дефицит, как по всей стране в те же годы. Но тогда в Припяти, образцово-показательном советском городе, нехватки продуктов как раз не знали.

10. Город очень сильно зарос, за деревьями и кустами даже не разглядеть, что написано на вывеске магазина. Летом здесь совсем непролазные дебри: настоящие каменные джунгли это тут!

11. А ведь это проспект Ленина, одна из главных улиц 50-тысячного города!

12. Сдвоенное дерево проросло через канализационный люк и устремилось к небу. Дерево растёт во дворе одной из школ: мощное, густое, метров 15 в выссоту.

13. Один из главных официальных запретов - не заходить в здания. Говорят, что это опасно и они могут обрушиться в любой момент. Но невозможно оказаться здесь и гулять только по улицам!

14. Если очень захотеть, никто не помешает проникнуть в опустевшие многоэтажки. Самые интересные - 16 этажные высотки, с них открывается отличный вид. На те, что с гербами, лучше не ходить: они действительно в очень плачевном состоянии, плюс находятся в центре, там проще “спалиться”.

15. Как славно жилось в восемьдесят шестом: ни тебе домофонов, ни железных дверей! Заходи, товарищ, открыто! И кондиционеры на фасады не вешали, их просто не было. Хотя самопальным остеклением балконов уже начинали баловаться...

17. Внутри очень похожи на 16-этажки московских серий, сразу возникает странное чувство. Такие высокие жилые здания редко попадаются заброшенными на территории бывшего СССР, поэтому сразу ощущаешь, что Припять место особенное.

18. Почтовые ящики…да в некоторых домах и в жилых подъездах такие!

19. Для здания, пустующего столько лет, порядок почти идеальный. Почти во всех жилых домах целые лифты, никаких надписей на стенах - граффити можно встретить только в центре. Их сделали уже после аварии. Мне повезло найти квартиру с целыми батареями: сегодня это большая редкость, за последние 15 лет город неплохо пограбили. Но представляете, как здесь было в начале 2000х? Всё целое!

20. Люди оставляли свои квартиры на три дня, не зная что не смогут вернуться домой и спустя тридцать лет.

21. В одних квартирах целые стёкла, а в других разбиты. Но дело не в вандалах, до многих домов они просто не добрались. Ветер. Хотя мародёры ураганом прошлись по Припяти ещё лет двадцать назад, большую часть содержимого квартир унесли ликвидаторы аварии: мебель в могильник, какую-то техникуна хранение в магазины. В магазине “Радуга” до сих пор склад старых плит, сервантов и роялей.

22. Поднимаемся на верхний этаж. Проходим мимо машинной комнаты. Дверь открыта, оборудование раскурочено, но не вывезено. Из лифтового оборудования в первую очередь извлекали медную обмотку моторов. Вообще медные кабели это цель №1 для мародеров.

23. Выходим на крышу 16-этажки.

24. В хорошую погоду отсюда должен открываться вид на АЭС и Четвёртый энергоблок, но в тумане не различить даже города. Зато посмотрите, как заросли его улицы

сравните с фотографией, сделанной с точно такого же ракурса в 1995 году.

25. Продолжаем прогулку по Припяти. Одно из самых узнаваемых мест, угол магазина “Радуга” с ярко-жёлтыми телефонными будками. И одно из самых первых детских воспоминаний про чернобыльскую трагедию: в память навсегда врезалась телевизионная картинка именно с этим домом и будками. А жилое здание, где находился магазин, называли "Белым домом", потому что в нем жила вся городская элита, от директора ЧАЭС до начальника железнодорожной станции Янов. 4-х комнатные квартиры там рядовое дело.

26. Передовой советский атомоград был обильно украшен всевозможными коммунистическими лозунгаами. “Хай буде атом робiтником, а не солдатом”. Про эту вывеску тоже ходит байка, что через день после аварии какой-то шутник залез на крышу и повалил первую букву “а”, отчего надпись приобрела совершенно другой смысл. Позже всю надпись “положили” на крышу, но несколько лет назад нелегальные “самоходы" подняли буквы назад.

27. Отель “Полесье” на центральной площади Припяти, рядом с ДК “Энергетик”. Внутри мало что сохранилось. Вообще, в Припяти интереснее гулять как можно дальше от центра, там куда больше шансов встретить интересные артефакты, а не голые стены. Отель же, как и некоторые другие объекты, продолжал свою работу долгое время после аварии: здесь жили дозиметристы, следившие за уровнем радиации в городе.

28. Потрясающие неоновые вывески! Как бы хотелось своими глазами увидеть, как они работали. Если когда-нибудь изобретут машину времени, я обязательно вернусь в Припять 1985 года.

29. Граффити с медведями появилось на здании дворца культуры “Энергетик" недавно, не видел его в других отчётах. Настоящих медведей в городе так и не появилось, а вот стаи кабанов регулярно бегают по городу. Иногда заходят волки. Ещё в Припяти живёт лис Семён, он часто выходит к гостям. Почти ручной, вот его портрет. А вот домашних кошечек-собачек и след простыл. Хотя из города их не вывозили, жителям не разрешали забирать притомцев, всех любимцев пришлось оставить. Они одичали, сбились в стаи и нападали на ликвидаторов. Говорят, в какой-то момент их всех расстреляли…правда или очередной чернобыльский миф? Как знать.

30. Катастрофа произошла за неделю до одного из главных советских праздников, Дня трудящихся. Работники культуры готовились к его проведению, печатали и рисовали плакаты к демонстрации. Они так и остались стоять в углу “Энергетика”.

31. Один день для поездки в Зону это очень мало, особенно зимой, когда световой день короткий.

32. Я был в городе первый раз, и не смог запомнить названия всех объектов. Не помню, что это за здание с красивой мозаикой, то ли клуб, то ли музыкальная школа. Инфраструктура в Припяти была на высоте, в советские годы о комфорте учёных реально заботились, потому работать на ЧАЭС и жить в Припяти считалось большой удачей, сюда съезжались лучшие мозги страны.

33. Кинотеатр “Прометей”…нажмите на стрелку вправо, посмотрите, как он выглядел в 80-е. Сегодня место почти неузнаваемо. От фонтана не осталось и следа, всё заросло деревьями, а скульптуру Прометея от греха подальше перенесли на территорию атомной станции, благодаря этому она сохранилась по сей день (нажмите на стрелку ещё раз).

34. Знаменитый парк развлечений с его жёлтым колесом обозрения оказался не таким грандиозным, как я представлял. Даже разочаровал…самих аттракционов там кот наплакал, кроме колеса и автодрома есть лишь карусель и качели. Парк совсем крошечный, как бы в нём уместились все желающие? Чёртово колесо должны были открыть лишь 1 мая 1986 года, оно было подарком к празднику и так и не успело поработать. Вот ещё одна легенда. На самом деле, на колесе многие смогли прокатиться, причём не бесплатно. Ниже процитирую воспоминание одной из бывших жительниц:

Сама лично на нем каталась. И не бесплатно, покупала билет. На машинках хотелось прокатиться, но на них было не достояться – толпа огромная. А вот на колесо желающих было значительно меньше. Но женщина, которая им управляла, видимо не успела изучить инструкцию, как надо правильно рассаживать людей, потому получился серьезный казус. Труханули мы тогда здорово. Людей этот работник сажала в каждую кабинку. И, когда половина колеса была плотно заполнена, а вторая, напротив, оставалась совершенно пустой, колесо самопроизвольно резко сорвалось и начало кататься вверх-вниз, ища равновесия, до тех пор, пока загруженные кабинки не оказались в нижней части колеса. Зрелище было жутковатым, т.к. оси, на котором крепилось колесо, сильно шатались при этом. Было ощущение, что колесо упадет на бок. Некоторые пацанята, кто располагался пониже, спрыгивали во все стороны. Женщина сама очень сильно перепугалась. Отключила колесо. Когда оно остановилось, начала по-понемногу включать и высаживать сначала из каждой второй кабинки, потом еще реже, до тех пор пока всех не высадила. Нам повезло, мы еще круга 2 сделали бесплатно. Может, из-за этого инцидента оно больше и не работало, а может, недоработка какая в нем обнаружилась. Катались мы ровно за неделю до аварии, потому что я только по выходным приезжала домой в Припять, была на педпрактике в Полесском. Вот такой факт имел место быть в истории так не открывшегося парка культуры.

35. Аттракционы очень сильно “фонят”, железо собирает всю радиацию, так что не советую задерживаться в парке. Особенно стоять возле автодрома. Я не знал об этом, стоял-фотографировал, но меня одёрнули попутчики.

Позже оказалось, что парк вообще одно из самых “грязных” мест Припяти. Грязнее в центре только на площади перед ДК “Энергетик” и готелем “Полесье”.

А в микрорайонах на удивление мало радиации. Второе по заражённости место в пределах города - речная пристань. Туда мы ещё отправимся.

36. Красивые мостики через небольшой ручей по пути из парка к центральной площади.

37. В заброшенной школе было невыносимо грустно. Вроде и видел всё это десятки раз на картинках, как кто-то мелом на доске написал своё имя и класс на момент учёбы в 86-м, но за душу берёт. Дети Припяти приняли трагедию особенно близко, и некоторые из них связали свою уже взрослую жизнь с городом, снимая фильмы, проводя исследования и устраивая туры в Зону Отчуждения.

38. Немного школьных интерьеров и артефактов. Полистайте галерею.

39. Где ты теперь, Николай Коротких?

40. Третья школа находится в очень плохом состоянии, внутри стопроцентная сырость. А здание школы №1 уже обрушилось.

41. Детские противогазы на полу столовой.

42. Детали прошлого: старые дорожные знаки, ручка от дипломата и крышечка от советского кефира.

43. Припять была городом молодым во всех отношениях. Средний возраст составлял всего 25 лет, а сам город едва успел отпраздновать своё 16-летие…И как же его любили, что не могут забыть до сих пор?!

44. После аварии шли разговоры о том, что после дезактивации, возможно, в город разрешат вернуться и он снова оживёт. Его тщательно “отмывали” от радиации ликвидаторы, и многие из них поплатились за это здоровьем, а то и жизнью. Ужасная правда открылась потом: Припять и вся Чернобыльская Зона ещё очень, очень долго не будет обитаемой, как минимум до середины 21 века. Некоторые районы очищать не стали. Мы стоим на границе “чистой” зоны, дальше радиация будет сильнее.

45. Заброшенный речной вокзал. Отсюда ходили скоростные катера-“ракеты” в Киев или в белорусский Мозырь. В здании вокзала было отличное летнее кафе.

46. В полностью раздраконенном здании сохранилась красивая хитро сделанная мозаика.

47. А в автомате с газировкой остался “тот самый” гранёный стакан, из которого пили все советские люди, но никто не болел.

48. Второе супергрязное место в черте города - вот эта лестница. Фонит так, что уши трясутся, но иного способа спуститься на пристань нет...

49. Зачем я это рассказываю? Чтобы вы понимали: с одной стороны, поездка в Чернобыль в 2018 году легка и достаточно безопасна, а с другой - нужно быть осторожным и не стоит гулять самостоятельно и без дозиметра.

50. Помните деревянную пристань на архивной фотографии в галерее пять абзацев назад? Дебаркадер отнесло течением на сто метров в сторону, он сель на мель и частично затонул. Но всё ещё хорошо узнаваем...

51. За три десятка лет природа Зоны восстановилась, здесь растут большие пышные грибы и сочные ягоды. Некоторые визитёры, особенно те, кто ходили самоходом и “выживали” в Зоне несколько дней, охотно их употребляют в пищу: но на мой взгляд - не стоит.

52. А теперь пришло время нагнать настоящей жути. Здание на фото - самое страшное и опасное место во всей Припяти, это не шутка и не преувеличение. Один его вид навевает ужас. Любая заброшенная больница отпугивает, но мне трудно передать словами, что я там испытал.

53. Медсанчасть №126, единственная больница Припяти, приняла первых пострадавших в аварии: пожарные, тушившие возгорание Четвёртого энергоблока, сразу после вызова отправились сюда. В больничном подвале они сбросили с себя всю одежду, так как она была заражена. Вся форма до сих пор находится там, и даже самые отчаянные, побывавшие в подвале, охренели от увиденного и вряд ли пойдут второй раз. В воздухе летает пыль с "горячими" частицами, фон доходит до миллиона распадов в минуту (на квадратный сантиметр по бете). В комнате с остатками роб пожарных на дозиметре можно увидеть и 20, и 50 миллизивертов в час.

54. Перед входом в приёмный покой лежат новенькие, совсем не ношеные сапоги. Кто-то выбросил, и этот кто-то явно был в том самом подвале

55. Конечно, ни в какие подземелья мы не полезли, но и прогулки по первому этажу хватило.

56. Юра меряет фон возле стойки регистратуры в больнице. Счётчик Гейгера визжит, как надрезанная свинья. Показания зашкаливают - в 50 тысяч раз (!) выше нормы.

57. Так фонит подшлемник пожарного, когда-то вытащенный из зловещего подвала. Позже сюда принесли металлическую табличку и положили рядом: прикасаться к такой радиоактивной вещи, тем более переносить её с места на место было бы слабоумием и отвагой.

58. Радиация - главная причина, почему Припять до сих пор в относительно хорошей сохранности, даже среди мародёров дураков немного.
(Юра поправил: да нет конечно, просто это режимная территория, за вынос добра могут и срок впаять. Да и пешком идти от границы зоны далеко, а нелегально ехать на транспорте по закону означает подарить машину первому менту)

59. А вот и наглядная причина, почему в здания просят не заходить…Сейчас самое время, чтобы ехать в Зону. Чем дальше, тем больше город будет разрушаться, многих мест скоро просто не останется: без помощи людей, силами самой природы, они исчезнут навсегда под грудами ненужного бетона.

60. То, что осталось от книжного магазина. Это его крыша провалилась на предыдущей фотографии.

61. Обвалившаяся стена первой школы обнажила прекрасный стенд о методике партийной пропаганды.

62. Несмотря ни на что, этот мёртвый город умер не до конца. До начала двухтысячных здесь вообще кипела жизнь, предприятия Припяти работали для сотрудников атомной станции. Здесь не жили, но приезжали. А ЧАЭС лишь году прекратила вырабатывать электричество уже в 21 веке, ведь три других реактора были совершенно исправны! Их постепенно закрывали, последний, 3-й блок остановили в 2000-м по требованиям Европы.

63. Теперь в атомограде топят дровами…

64. Здесь по сей день работает прачечная сотрудников ЧАЭС: да-да, станция по-прежнему функционирует и там трудится несколько тысяч человек. Их одежду нужно обеззараживать, и лучшего места не нашлось.

65. Тут же заодно подкрашивают знаки радиационной опасности.

66. На обратном пути, уже вечером, проехали мимо самой атомной станции. В отличие от Припяти, там я ровным счётом ничего не испытал. Хотя и видел её воочию в первый раз, сама АЭС практически точная копия Десногорской в Смоленской области, я делал про неё репортаж много лет назад.

67. Так сегодня выглядит печально известный четвёртый энергоблок, где и произошёл взрыв. В прошлом году его накрыли новым саркофагом - аркой, который прослужит сто лет, и позволит за это время разобрать реактор и захоронить его по частям.

Идея закрыть развороченное жерло реактора возникла почти сразу после взрыва. Уже к ноябрю 1986 года над четвертым энергоблоком было воздвигнуто «Укрытие», более известное как «саркофаг». Старый саркофаг был, по сути, большой бетонной коробкой (на его постройку ушло 400 тыс. кубометров бетонной смеси и 7 тыс. т металлоконструкций). Воздвигнутый в спешке, он тем не менее 30 лет сдерживал дальнейшее распространение радиации от реактора. Однако его перекрытия и стены уже обветшали и начали разрушаться. Постройка второго саркофага началась в 2007 году. Планировалось, что он будет представлять собой подвижную арку, которая накроет реактор вместе со старым саркофагом, после чего можно будет заняться разборкой, дезактивацией и захоронением останков энергоблока. Изначально проект собирались завершить к 2012/13 году, но сроки сдвинулись из-за финансовых проблем. Новый саркофаг стал самой большой наземной передвижной конструкцией: Так как строить арку непосредственно над старым саркофагом было опасно, ее сооружали по частям на сборочной площадке неподалеку от электростанции. Сборка и подъем элементов первой половины арки длились с 2012 по 2014 год, к 2015-му собрали и вторую половину. После обе части были соединены в единую конструкцию. К ноябрю 2016 года монтаж был полностью завершен.

68. Недостроенные 5 и 6 энергоблоки. ЧАЭС должна была быть ещё больше…в 1986 году стройку бросили, как есть, вместе со строительными кранами, а по всему СССР срочно остановили возведение новых атомных станций: они так и стоят заброшенными на разной степени готовности.

69. Ещё один новый объект - хранилище отработанного ядерного топлива №2. Его только запустили в эксплуатацию. Ещё рядом начали строить ещё одно хранилище, где будут хранить отходы от эксплуатации Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС. Сейчас топливо вывозят в Россию, и Украина платит нам за это около 200 миллионов долларов в год.

70. Время покидать Чернобыльскую Зону. Садимся в машину и проделываем весь путь до КПП “Дитятки”. По дороге дважды проходим дозиметрический контроль: всё чисто.
Надеюсь, мой репортаж был полезен для тех, кто ещё не был в Припяти. Теперь вы точно решили, хотите туда или ни за что не решитесь на такое путешествие. Те, кто был, наверняка вспомнят знакомые места.

Это реально джунгли. За 30 лет город скрылся в лесу. Ещё лет через десять начнут массово сыпаться здания. Поэтому в Припять нужно ехать именно сейчас, дальше будет только хуже. Попасть сюда нетрудно, развит даже своеобразный туризм.

Но мне удалось увидеть немного больше, и я покажу вам Зону Отчуждения с необычной стороны. Добро пожаловать в место, где СССР никогда не кончался, а радиация кое где до сих пор превышает норму в 50 000 раз.

1 Сегодня побывать в знаменитом городе-призраке может каждый. Это чуть сложнее, чем съездить в Киев, территория на 30 километров вокруг всё ещё считается закрытой Зоной, но попасть туда проще простого, причём поездка будет не опаснее, чем часовой полёт на самолёте. То, о чём я буду рассказывать в этом репортаже - мой личный опыт, у вас он может быть немного другим, но лучше действительно один раз увидеть. В Чернобыль я хотел ещё десять лет назад, но по какой-то причине откладывал, боялся радиации и не находил повода. Вывод - зря, чем дальше, тем меньше остаётся, природа берёт своё, здания разрушаются, артефакты исчезают. Итак, поехали!

2 КПП “Дитятки”. Граница между живым и мёртвым, ворота Зоны Отчуждения. Через этот пункт пропуска в Зону попадают все, кто едет в неё легально. Если вы не сотрудник атомной станции (а она работает до сих пор!), то скорее всего, единственный способ попасть в Припять это купить тур на один или два дня. Стоит это, с учётом дороги из Киева и назад, оформления документов, обеда и ночлега 100-150 долларов, причём большую часть забирает сама Зона за оформление документов. Украинцам сильно дешевле, чем иностранцам. Я же не могу порекомендовать гида, так как ездил частным образом при помощи друзей: на двоих с Дашей мы заплатили порядка 10 тысяч рублей за однодневный тур.

3 На въезде информационный и сувенирный киоск одной из туристических компаний. Какую выбрать - решайте сами, изучайте сайты и отзывы, делитесь в комментариях.

4 Есть строгие правила посещения Зоны отчуждения, а сама программа чётко расписана на бумаге. Шаг в сторону - получаешь риск выдворения за территорию. Говорят, что иногда можно от них отступать, но главное не попадать на глаза другим группам: а то и гиду сильно попадёт, и туристам мало не покажется: конкуренты с удовольствием “стучат” друг на друга.

5 Ещё одна застава, уже в 10 километрах от Чернобыльской станции. Здесь полицейские проверяют маршрутный лист, сверяются, что всё в порядке и пускают внутрь. Дальше всё и начинается. Забегая вперёд, напишу что Зона намного более живая, чем может показаться на первый взгляд, а сам Чернобыль так и вовсе обитаемый город с магазинами и кафе. Обитаемый, но очень странный. Следующий рассказ будет как раз о том, почему здесь до сих пор живут люди, и что это за жизнь после ядерной катастрофы.

6 Этот знак приветствовал посетителей в Чернобыльской атомной станции имени Ленина, сейчас буквы убрали и остался только факел. Не советую здесь останавливаться даже на минутку: поржавевшая стела с факелом - одно из самых загрязнённых мест в Чернобыльской Зоне, находится на территории Рыжего леса. Его деревья приняли на себя наибольшую дозу выброса радиоактивной пыли во время взрыва в 1986 году, их кроны окрасились в буро-красный цвет. Позже деревья погибли, а по ночам на этом месте наблюдали свечение. (по легендам и байкам, реально ничего там не светилось)

Радиация - страшная вещь, и многие боятся сюда ехать, опасаясь последствий. Беда в том, что её не видно. Прогулка в тихом на вид месте может грозить смертельной опасностью. Так что, едем дальше.

7 Въездной знак Припяти. Налево в жилую часть города, прямо или направо - к Чернобыльской АЭС. Сам город Чернобыль остался в стороне. Он к катастрофе не имеет отношения, хотя и оказался внутри Зоны после аварии. Почему же станция Чернобыльская, а не Припятская? Всегда это интересовало. Её начали строить раньше, чем город-спутник, и назвали просто по имени района, центром которого и является Чернобыль. Чтобы два раза не вставать, обсудим ещё один миф: что за название такое ЧЕРНОБЫЛЬ? Чёрная быль? Проклятие? Те, кто не верит в теории заговоров, ответят, что это просто украинское название полыни, обильно здесь произрастающего. Более впечатлительные вспомнят Священное Писание, где именно полынь является символом наказаний Господних: у древних иудеев растение упоминается как синоним отравы, горечи или проклятия. В Новом Завете, в Откровении Иоанна Богослова, “Полынью" названа упавшая звезда либо же ангел:

Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.

И вот тут можно совсем не верить в мистику, но результатом взрыва реактора стало, в том числе, загрязнение водных систем не только в окрестностях, но и во многих районах Европы. Так что думайте сами, совпадение это или нет.

8 Мы же ступаем на улицы города, наяву ставшего символами горечи и скорби.

9 Вот уже тридцать лет Припять застряла в Дне сурка. Время навсегда застыло в 1986 году, и это по-настоящему. Здесь не развалился Советский Союз, не появилось интернета и спутникового ТВ, а в магазинах такой же дефицит, как по всей стране в те же годы. Но тогда в Припяти, образцово-показательном советском городе, нехватки продуктов как раз не знали.

10 Город очень сильно зарос, за деревьями и кустами даже не разглядеть, что написано на вывеске магазина. Летом здесь совсем непролазные дебри: настоящие каменные джунгли это тут!

11 А ведь это проспект Ленина, одна из главных улиц 50-тысячного города!

12 Сдвоенное дерево проросло через канализационный люк и устремилось к небу. Дерево растёт во дворе одной из школ: мощное, густое, метров 15 в выссоту.

13 Один из главных официальных запретов - не заходить в здания. Говорят, что это опасно и они могут обрушиться в любой момент. Но невозможно оказаться здесь и гулять только по улицам!

14 Если очень захотеть, никто не помешает проникнуть в опустевшие многоэтажки. Самые интересные - 16 этажные высотки, с них открывается отличный вид. На те, что с гербами, лучше не ходить: они действительно в очень плачевном состоянии, плюс находятся в центре, там проще “спалиться”.

15 Как славно жилось в восемьдесят шестом: ни тебе домофонов, ни железных дверей! Заходи, товарищ, открыто! И кондиционеры на фасады не вешали, их просто не было. Хотя самопальным остеклением балконов уже начинали баловаться...

16

17 Внутри очень похожи на 16-этажки московских серий, сразу возникает странное чувство. Такие высокие жилые здания редко попадаются заброшенными на территории бывшего СССР, поэтому сразу ощущаешь, что Припять место особенное.

18 Почтовые ящики…да в некоторых домах и в жилых подъездах такие!

19 Для здания, пустующего столько лет, порядок почти идеальный. Почти во всех жилых домах целые лифты, никаких надписей на стенах - граффити можно встретить только в центре. Их сделали уже после аварии. Мне повезло найти квартиру с целыми батареями: сегодня это большая редкость, за последние 15 лет город неплохо пограбили. Но представляете, как здесь было в начале 2000х? Всё целое!

20 Люди оставляли свои квартиры на три дня, не зная что не смогут вернуться домой и спустя тридцать лет.

21 В одних квартирах целые стёкла, а в других разбиты. Но дело не в вандалах, до многих домов они просто не добрались. Ветер. Хотя мародёры ураганом прошлись по Припяти ещё лет двадцать назад, большую часть содержимого квартир унесли ликвидаторы аварии: мебель в могильник, какую-то техникуна хранение в магазины. В магазине “Радуга” до сих пор склад старых плит, сервантов и роялей.

22 Поднимаемся на верхний этаж. Проходим мимо машинной комнаты. Дверь открыта, оборудование раскурочено, но не вывезено. Из лифтового оборудования в первую очередь извлекали медную обмотку моторов. Вообще медные кабели это цель №1 для мародеров.

23 Выходим на крышу 16-этажки.

24 В хорошую погоду отсюда должен открываться вид на АЭС и Четвёртый энергоблок, но в тумане не различить даже города. Зато посмотрите, как заросли его улицы: нажмите на стрелку “вправо” и сравните с фотографией, сделанной с точно такого же ракурса в 1995 году.





25 Продолжаем прогулку по Припяти. Одно из самых узнаваемых мест, угол магазина “Радуга” с ярко-жёлтыми телефонными будками. И одно из самых первых детских воспоминаний про чернобыльскую трагедию: в память навсегда врезалась телевизионная картинка именно с этим домом и будками. А жилое здание, где находился магазин, называли "Белым домом", потому что в нем жила вся городская элита, от директора ЧАЭС до начальника железнодорожной станции Янов. 4-х комнатные квартиры там рядовое дело.

26 Передовой советский атомоград был обильно украшен всевозможными коммунистическими лозунгаами. “Хай буде атом робiтником, а не солдатом”. Про эту вывеску тоже ходит байка, что через день после аварии какой-то шутник залез на крышу и повалил первую букву “а”, отчего надпись приобрела совершенно другой смысл. Позже всю надпись “положили” на крышу, но несколько лет назад нелегальные “самоходы" подняли буквы назад.





27 Отель “Полесье” на центральной площади Припяти, рядом с ДК “Энергетик”. Внутри мало что сохранилось. Вообще, в Припяти интереснее гулять как можно дальше от центра, там куда больше шансов встретить интересные артефакты, а не голые стены. Отель же, как и некоторые другие объекты, продолжал свою работу долгое время после аварии: здесь жили дозиметристы, следившие за уровнем радиации в городе.

28 Потрясающие неоновые вывески! Как бы хотелось своими глазами увидеть, как они работали. Если когда-нибудь изобретут машину времени, я обязательно вернусь в Припять 1985 года.

29 Граффити с медведями появилось на здании дворца культуры “Энергетик" недавно, не видел его в других отчётах. Настоящих медведей в городе так и не появилось, а вот стаи кабанов регулярно бегают по городу. Иногда заходят волки. Ещё в Припяти живёт лис Семён, он часто выходит к гостям. Почти ручной, вот его портрет . А вот домашних кошечек-собачек и след простыл. Хотя из города их не вывозили, жителям не разрешали забирать притомцев, всех любимцев пришлось оставить. Они одичали, сбились в стаи и нападали на ликвидаторов. Говорят, в какой-то момент их всех расстреляли…правда или очередной чернобыльский миф? Как знать.

30 Катастрофа произошла за неделю до одного из главных советских праздников, Дня трудящихся. Работники культуры готовились к его проведению, печатали и рисовали плакаты к демонстрации. Они так и остались стоять в углу “Энергетика”.





31 Один день для поездки в Зону это очень мало, особенно зимой, когда световой день короткий.

32 Я был в городе первый раз, и не смог запомнить названия всех объектов. Не помню, что это за здание с красивой мозаикой, то ли клуб, то ли музыкальная школа. Инфраструктура в Припяти была на высоте, в советские годы о комфорте учёных реально заботились, потому работать на ЧАЭС и жить в Припяти считалось большой удачей, сюда съезжались лучшие мозги страны.

33 Кинотеатр “Прометей”…нажмите на стрелку вправо, посмотрите, как он выглядел в 80-е. Сегодня место почти неузнаваемо. От фонтана не осталось и следа, всё заросло деревьями, а скульптуру Прометея от греха подальше перенесли на территорию атомной станции, благодаря этому она сохранилась по сей день (нажмите на стрелку ещё раз).







34 Знаменитый парк развлечений с его жёлтым колесом обозрения оказался не таким грандиозным, как я представлял. Даже разочаровал…самих аттракционов там кот наплакал, кроме колеса и автодрома есть лишь карусель и качели. Парк совсем крошечный, как бы в нём уместились все желающие? Чёртово колесо должны были открыть лишь 1 мая 1986 года, оно было подарком к празднику и так и не успело поработать. Вот ещё одна легенда. На самом деле, на колесе многие смогли прокатиться, причём не бесплатно. Ниже процитирую воспоминание одной из бывших жительниц:

Сама лично на нем каталась. И не бесплатно, покупала билет. На машинках хотелось прокатиться, но на них было не достояться – толпа огромная. А вот на колесо желающих было значительно меньше. Но женщина, которая им управляла, видимо не успела изучить инструкцию, как надо правильно рассаживать людей, потому получился серьезный казус. Труханули мы тогда здорово. Людей этот работник сажала в каждую кабинку. И, когда половина колеса была плотно заполнена, а вторая, напротив, оставалась совершенно пустой, колесо самопроизвольно резко сорвалось и начало кататься вверх-вниз, ища равновесия, до тех пор, пока загруженные кабинки не оказались в нижней части колеса. Зрелище было жутковатым, т.к. оси, на котором крепилось колесо, сильно шатались при этом. Было ощущение, что колесо упадет на бок. Некоторые пацанята, кто располагался пониже, спрыгивали во все стороны. Женщина сама очень сильно перепугалась. Отключила колесо. Когда оно остановилось, начала по-понемногу включать и высаживать сначала из каждой второй кабинки, потом еще реже, до тех пор пока всех не высадила. Нам повезло, мы еще круга 2 сделали бесплатно. Может, из-за этого инцидента оно больше и не работало, а может, недоработка какая в нем обнаружилась. Катались мы ровно за неделю до аварии, потому что я только по выходным приезжала домой в Припять, была на педпрактике в Полесском. Вот такой факт имел место быть в истории так не открывшегося парка культуры.





35 Аттракционы очень сильно “фонят”, железо собирает всю радиацию, так что не советую задерживаться в парке. Особенно стоять возле автодрома. Я не знал об этом, стоял-фотографировал, но меня одёрнули попутчики.

Позже оказалось, что парк вообще одно из самых “грязных” мест Припяти. Грязнее в центре только на площади перед ДК “Энергетик” и готелем “Полесье”.

А в микрорайонах на удивление мало радиации. Второе по заражённости место в пределах города - речная пристань. Туда мы ещё отправимся.

36 Красивые мостики через небольшой ручей по пути из парка к центральной площади.

37 В заброшенной школе было невыносимо грустно. Вроде и видел всё это десятки раз на картинках, как кто-то мелом на доске написал своё имя и класс на момент учёбы в 86-м, но за душу берёт. Дети Припяти приняли трагедию особенно близко, и некоторые из них связали свою уже взрослую жизнь с городом, снимая фильмы, проводя исследования и устраивая туры в Зону Отчуждения.

38 Немного школьных интерьеров и артефактов. Полистайте галерею.











39 Где ты теперь, Николай Коротких?

40 Третья школа находится в очень плохом состоянии, внутри стопроцентная сырость. А здание школы №1 уже обрушилось.

41 Детские противогазы на полу столовой.

42 Детали прошлого: старые дорожные знаки, ручка от дипломата и крышечка от советского кефира.







43 Припять была городом молодым во всех отношениях. Средний возраст составлял всего 25 лет, а сам город едва успел отпраздновать своё 16-летие…И как же его любили, что не могут забыть до сих пор?!

44 После аварии шли разговоры о том, что после дезактивации, возможно, в город разрешат вернуться и он снова оживёт. Его тщательно “отмывали” от радиации ликвидаторы, и многие из них поплатились за это здоровьем, а то и жизнью. Ужасная правда открылась потом: Припять и вся Чернобыльская Зона ещё очень, очень долго не будет обитаемой, как минимум до середины 21 века. Некоторые районы очищать не стали. Мы стоим на границе “чистой” зоны, дальше радиация будет сильнее.

45 Заброшенный речной вокзал. Отсюда ходили скоростные катера-“ракеты” в Киев или в белорусский Мозырь. В здании вокзала было отличное летнее кафе.







46 В полностью раздраконенном здании сохранилась красивая хитро сделанная мозаика.

47 А в автомате с газировкой остался “тот самый” гранёный стакан, из которого пили все советские люди, но никто не болел.

48 Второе супергрязное место в черте города - вот эта лестница. Фонит так, что уши трясутся, но иного способа спуститься на пристань нет...

49 Зачем я это рассказываю? Чтобы вы понимали: с одной стороны, поездка в Чернобыль в 2018 году легка и достаточно безопасна, а с другой - нужно быть осторожным и не стоит гулять самостоятельно и без дозиметра.

50 Помните деревянную пристань на архивной фотографии в галерее пять абзацев назад? Дебаркадер отнесло течением на сто метров в сторону, он сель на мель и частично затонул. Но всё ещё хорошо узнаваем...

51 За три десятка лет природа Зоны восстановилась, здесь растут большие пышные грибы и сочные ягоды. Некоторые визитёры, особенно те, кто ходили самоходом и “выживали” в Зоне несколько дней, охотно их употребляют в пищу: но на мой взгляд - не стоит.





52 А теперь пришло время нагнать настоящей жути. Здание на фото - самое страшное и опасное место во всей Припяти, это не шутка и не преувеличение. Один его вид навевает ужас. Любая заброшенная больница отпугивает, но мне трудно передать словами, что я там испытал.

53 Медсанчасть №126, единственная больница Припяти, приняла первых пострадавших в аварии: пожарные, тушившие возгорание Четвёртого энергоблока, сразу после вызова отправились сюда. В больничном подвале они сбросили с себя всю одежду, так как она была заражена. Вся форма до сих пор находится там, и даже самые отчаянные, побывавшие в подвале, охренели от увиденного и вряд ли пойдут второй раз. В воздухе летает пыль с "горячими" частицами, фон доходит до миллиона распадов в минуту (на квадратный сантиметр по бете). В комнате с остатками роб пожарных на дозиметре можно увидеть и 20, и 50 миллизивертов в час.

54 Перед входом в приёмный покой лежат новенькие, совсем не ношеные сапоги. Кто-то выбросил, и этот кто-то явно был в том самом подвале.

55 Конечно, ни в какие подземелья мы не полезли, но и прогулки по первому этажу хватило.

56 Юра меряет фон возле стойки регистратуры в больнице. Счётчик Гейгера визжит, как надрезанная свинья. Показания зашкаливают - в 50 тысяч раз (!) выше нормы.

57 Так фонит подшлемник пожарного, когда-то вытащенный из зловещего подвала. Позже сюда принесли металлическую табличку и положили рядом: прикасаться к такой радиоактивной вещи, тем более переносить её с места на место было бы слабоумием и отвагой.

58 Радиация - главная причина, почему Припять до сих пор в относительно хорошей сохранности, даже среди мародёров дураков немного.
(Юра поправил: да нет конечно, просто это режимная территория, за вынос добра могут и срок впаять. Да и пешком идти от границы зоны далеко, а нелегально ехать на транспорте по закону означает подарить машину первому менту )

59 А вот и наглядная причина, почему в здания просят не заходить…Сейчас самое время, чтобы ехать в Зону. Чем дальше, тем больше город будет разрушаться, многих мест скоро просто не останется: без помощи людей, силами самой природы, они исчезнут навсегда под грудами ненужного бетона.

60 То, что осталось от книжного магазина. Это его крыша провалилась на предыдущей фотографии.

61 Обвалившаяся стена первой школы обнажила прекрасный стенд о методике партийной пропаганды.

62 Несмотря ни на что, этот мёртвый город умер не до конца. До начала двухтысячных здесь вообще кипела жизнь, предприятия Припяти работали для сотрудников атомной станции. Здесь не жили, но приезжали. А ЧАЭС лишь году прекратила вырабатывать электричество уже в 21 веке, ведь три других реактора были совершенно исправны! Их постепенно закрывали, последний, 3-й блок остановили в 2000-м по требованиям Европы.

63 Теперь в атомограде топят дровами…

64 Здесь по сей день работает прачечная сотрудников ЧАЭС: да-да, станция по-прежнему функционирует и там трудится несколько тысяч человек. Их одежду нужно обеззараживать, и лучшего места не нашлось.

65 Тут же заодно подкрашивают знаки радиационной опасности.

66 На обратном пути, уже вечером, проехали мимо самой атомной станции. В отличие от Припяти, там я ровным счётом ничего не испытал. Хотя и видел её воочию в первый раз, сама АЭС практически точная копия Десногорской в Смоленской области, я много лет назад.

67 Так сегодня выглядит печально известный четвёртый энергоблок, где и произошёл взрыв. В прошлом году его накрыли новым саркофагом - аркой, который прослужит сто лет, и позволит за это время разобрать реактор и захоронить его по частям.

Идея закрыть развороченное жерло реактора возникла почти сразу после взрыва. Уже к ноябрю 1986 года над четвертым энергоблоком было воздвигнуто «Укрытие», более известное как «саркофаг». Старый саркофаг был, по сути, большой бетонной коробкой (на его постройку ушло 400 тыс. кубометров бетонной смеси и 7 тыс. т металлоконструкций). Воздвигнутый в спешке, он тем не менее 30 лет сдерживал дальнейшее распространение радиации от реактора. Однако его перекрытия и стены уже обветшали и начали разрушаться.

Постройка второго саркофага началась в 2007 году. Планировалось, что он будет представлять собой подвижную арку, которая накроет реактор вместе со старым саркофагом, после чего можно будет заняться разборкой, дезактивацией и захоронением останков энергоблока. Изначально проект собирались завершить к 2012/13 году, но сроки сдвинулись из-за финансовых проблем. Новый саркофаг стал самой большой наземной передвижной конструкцией: Так как строить арку непосредственно над старым саркофагом было опасно, ее сооружали по частям на сборочной площадке неподалеку от электростанции. Сборка и подъем элементов первой половины арки длились с 2012 по 2014 год, к 2015-му собрали и вторую половину. После обе части были соединены в единую конструкцию. К ноябрю 2016 года монтаж был полностью завершен.// gazeta.ru



68 Недостроенные 5 и 6 энергоблоки. ЧАЭС должна была быть ещё больше…в 1986 году стройку бросили, как есть, вместе со строительными кранами, а по всему СССР срочно остановили возведение новых атомных станций: они так и стоят заброшенными на разной степени готовности.

69 Ещё один новый объект - хранилище отработанного ядерного топлива №2. Его только запустили в эксплуатацию. Ещё рядом начали строить ещё одно хранилище, где будут хранить отходы от эксплуатации Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС. Сейчас топливо вывозят в Россию, и Украина платит нам за это около 200 миллионов долларов в год.

70 Время покидать Чернобыльскую Зону. Садимся в машину и проделываем весь путь до КПП “Дитятки”. По дороге дважды проходим дозиметрический контроль: всё чисто.

Надеюсь, мой репортаж был полезен для тех, кто ещё не был в Припяти. Теперь вы точно решили, хотите туда или ни за что не решитесь на такое путешествие. Те, кто был, наверняка вспомнят знакомые места. Если пост понравился, не ленитесь ставить “лайк” внизу.

При упоминании этого города у каждого возникают разные мысли. Кто — то хочет попасть сюда и просто погулять. Кто — то опечалится вспомнив ту страшную аварию на Чернобыльской АЭС, унесшую жизни тысяч людей. А у кого — то возникнет острая тоска по дому… по ушедшему… по потерянному навсегда…
Город Припять — знаменитый город атомщиков, построенный для работников Чернобыльской атомной станции. Уникальный эксперимент советского союза. Пожалуй максимально приближенное место к несбывшейся утопии построенного коммунизма. Приезжим сюда специалистам выдавали ордера на квартиру, на прилавках магазинов можно было найти даже то, чего не было в Киеве. В городе поощрялись и всячески поддерживались творческие и другие увлечения жителей. Был даже частично разрешен частный бизнес. Такая политика была абсолютно нетипичной для Советского Союза, а тем более для режимного закрытого города, и она давала плоды. Население города стремительно увеличивалось. Ежегодный прирост жителей составлял порядка полутора тысяч человек из которых более половины были новорожденные. Средний возраст населения составлял около 30 лет. Город атомщиков стремительно расширялся, шло освоение земель, строились новые дома, школы, детские сады, в планах осталась постройка просторной набережной и 6-ого микрорайона, пока не грянула страшная катастрофа…

Вместо вступления:
Спустя меньше, чем через сутки, после аварии из — за резко ухудшившейся радиационной обстановки, был срочно разработан план эвакуации города. Для этого было задействовано примерно 1200 автобусов и 200 грузовых автомобилей. Город разделили условно на 6 секторов. Были определены маршруты движения и адреса расселения жителей. 27 апреля 1986 г. в 14:00 началась полная эвакуация города. За два с половиной часа 48 тысячный город полностью опустел. Остались лишь работники станции, которые консервировали Припять, сотрудники силовых ведомств и других министерств.
К сожалению город оказался загрязнен слишком сильно. Проживание в нем, несмотря на комплекс работ по дезактивации оказалось невозможным. Вот уже на протяжении почти 28 лет город брошен и постепенно расхищается мародерами.
Жителям разрешили вернуться в квартиры за своими вещами только в конце лета 86 года. К первомайским праздникам были полностью заполнены холодильники, а у порога встречали трупы кошек и собак, оставленных на пару дней. В закрытых квартирах стоял жуткий смрад. Забирали в основном документы и личные вещи, и только те, которые разрешали взять дозиметристы. До этого времени весь город (впрочем как и Чернобыль и многие села) проходил дезактивацию: дома и асфальт отмывались, снимался и захоронялся верхний слой земли. Ликвидаторы в сопровождении дежурных милиционеров по пожарным лестницам поднимались на балконы и сбрасывали оттуда все вещи и увозили в могильники. После того как из квартир жителями были забраны свои вещи, все что, что оставалось отправлялась в могильники.

В мы проделали долгий путь к центру зоны по «западному следу» и к завершению дня заселились в пустующую квартиру неподалеку от центра Припяти. Настало время окунуться в атмосферу мертвого города. День начался с осмотра соседних квартир.

Осыпавшаяся штукатурка и отошедшие от стен обои — типичная ситуация в Припятской квартире.

Причина кроется в высокой влажности и выпадении осадков (большинство стекол в квартирах выбиты). Во время ликвидации аварии рубероид с крыш домов снимался и вывозился в могильники. Понятное дело, гидроизоляция от таких мер была нарушена. После дождя верхние этажи практически всех домов протекают, а влага просачивается на нижние. На фотографии видны большие подтеки и следы от капель на полу.

Во многих квартирах выбиты стекла. Во время ликвидации аварии все вещи скидывались прямо с окон. Многие из них не удосуживались даже открыть.

Из — за малого количества мебели (все ценное было вывезено в могильники или похищено), здесь царит атмосфера ремонта. При этом в основном остались крупногабаритные шкафы, диваны, сантехника и иногда холодильники с плитами.

Поднимемся наверх. Все выходы, как в квартиры, так и на крыши открыты. За все наше пребывание в городе я не заметил ни одного целого замка.

Вот такой унылый пейзаж открывается сверху.

Возле домов до сих пор остались предметы и вещи, скинутые когда- то из окон.

Отправляемся исследовать сам город.

Моим глазам Припять предстала по-осеннему хмурой и мрачной. Повсюду полная тишина. Нет не только обычных городских шумов, но и даже птиц. Лишь изредка ветер шумел листвой и хлопал открытыми дверьми и окнами.

Осмотр начинаем с главного стадиона. Популярное место среди туристических маршрутов, поэтому встали пораньше, чтобы не наткнуться на экскурсионную группу.

Все стадионное поле, как впрочем и большая часть открытых мест города, поросла деревьями, успевшими за 28 лет вырасти до уровня 4 ого этажа и выше.

Главный вестибюль.

Коридор под трибуной.

Стоит отметить, что на стадионном поле радиационный фон достаточно высок. В некоторых местах дозиметр показывал значение в 1000 мкр/ч.

Пока мы увлеченно исследовали стадион, где- то неподалеку послышался механический шум двигателя. Все тут же скучились, словно по команде. В следующий миг из — за угла близлежащего дома вырулили два белых фургона. Времени на раздумья не было, сработали инстинкты. В следующий миг все лежали на земле.

Тем временем фургоны подъехали еще ближе к нам и остановились в каких- то 50ти метрах. Из — за отсутствия зелени нас можно было запросто рассмотреть в низкой и редкой траве. Быстро перешептавшись, мы не стали ждать, что будет и рванули с низкого старта к ближайшему дому. Здание оказалось общежитием.

Затаившись на одном из верхних этажей, аккуратно выглянули в окно. В автобусах оказалась экскурсионная группа. Некоторые люди поглядывали в нашем направлении. Еще бы! Поехать на официальную экскурсию и увидеть «живых сталкеров»:) Выходить из здания мы не спешили и решили немного его изучить.

Неразборчивый лозунг. Все пропитано здесь былым Советским патриотизмом и гордостью.

Комната занятий.

Поднимемся на крышу.

К нашему приятному удивлению, сверху оказался отличный вид на центральный парк аттракционов. В центре — знаменитое колесо обозрения, ставшее своеобразной визитной карточкой «города — призрака».

Большинство открытых площадок в Припяти подверглись высокому уровню заражения. Это касается не только площадей и улиц, но и крыш. Как я уже писал выше, одна из причин протекания домов — «снятый» слой рубероида во время ликвидации аварии. На оставшихся кусках фон сильно превышает норму, на очищенных участках лишь в десятки.

Всего в 3 км от нас находится комплекс ЧАЭС, но из — за хмурости кажется, будто до станции километров 10.

Официальное открытие парка было запланировано на 1 мая, однако известно, что перед открытием сделали пробный запуск аттракционов. По одной из версий состоялся он 27 апреля, чтобы избежать слухов об аварии и отвлечь от мыслей об эвакуации.

А вот так вспоминает открытие парка женщина — очевидец: «Колесо обозрения тоже успело поработать до аварии. Сама лично на нем каталась. И не бесплатно, покупала билет. На машинках хотелось прокатиться, но на них было не достояться – толпа огромная. А вот на колесо желающих было значительно меньше. Но женщина, которая им управляла, видимо не успела изучить инструкцию, как надо правильно рассаживать людей, потому получился серьезный казус. Труханули мы тогда здорово. Людей этот работник сажала в каждую кабинку. И, когда половина колеса была плотно заполнена, а вторая, напротив, оставалась совершенно пустой, колесо самопроизвольно резко сорвалось и начало кататься вверх-вниз, ища равновесия, до тех пор, пока загруженные кабинки не оказались в нижней части колеса. Зрелище было жутковатым, т.к. оси, на котором крепилось колесо, сильно шатались при этом. Было ощущение, что колесо упадет на бок. Некоторые пацанята, кто располагался пониже, спрыгивали во все стороны. Женщина сама очень сильно перепугалась. Отключила колесо. Когда оно остановилось, начала по-понемногу включать и высаживать сначала из каждой второй кабинки, потом еще реже, до тех пор пока всех не высадила. Нам повезло, мы еще круга 2 сделали бесплатно. Может, из-за этого инцидента оно больше и не работало, а может, недоработка какая в нем обнаружилась. Катались мы ровно за неделю до аварии, потому что я только по выходным приезжала домой в Припять, была на педпрактике в Полесском. Вот такой факт имел место быть в истории так не открывшегося парка культуры.»

Кроме колеса в парке есть автодром, лодочки и детская карусель. От лодочек сейчас уже мало что осталось. Одна из них вытащена на середину площади — в нее сажают плюшевых мишек или кукол с оторванными ногами и делают постановочные фотографии на фоне колеса.

Радиационный фон в парке сильно превышает норму. Связано это с тем, что во время ликвидации на открытую площадку приземлялись вертолеты, участвовавшие в тушении пожара на станции.

Где- то неподалеку послышался механический шум, и мы решили отправиться в другое место.
Информационные стенды.

Рядом с парком оказалась гостиница «Полесье». В апреле 86 года в отеле находился дозиметрический пост и жили военные.

Главный вестибюль.

Лифтовой холл.

Природа захватывает дома изнутри, прорываясь сквозь толстые перекрытия.

В большинстве домов мародеры вырезали весь металл, однако в центральной части города поручни и батареи все же уцелели.

Мародеры — это проблема нынешней зоны отчуждения. Работают они, скорее всего, под прикрытием охраны зоны, т.к. результаты своих трудов вывозят в промышленных масштабах, а делать это нелегалом практически невозможно.

Поднимаемся на крышу.

Центральная площадь города. Справа здание дома культуры «Энергетик» и горисполком. На фоне две 16-ти этакжи с гербами. На одну из них мы потом залезем.

Вывеска на девятиэтажке между двумя башнями гласит: «Хай будэ атом работником, а не солдатом». Оказалось, что и мирный атом не такой уж и безобидный… Кстати, этот дом был облицован плиткой, привезенной из Тольятти, и в народе его называли Тольяттинским.

Припять — это один из уцелевших памятников советской архитектуры и стиля. Все здесь застыло в далеком 86-ом. Секционные панельные дома, просторные улицы, вывески — все это передает дух советского прошлого. Я настолько привык к назойливой рекламе крупных мегаполисов, что ходить по пустынным улицам с полным отсутствием информационного мусора, было для меня настоящим наслаждением.
Центральная улица города — проспект Ленина. В народе ее окрестили «Бродвеем».

Вид на комплекс ЧАЭС.

Выдвигаемся в сторону одной из высоток. К тому моменту, как мы спустились, на площади появилось несколько экскурсионных групп. Напрямую идти совсем недалеко, однако обходим главную площадь города окольными путями. Из — за отсутствия листвы, улицы хорошо просматриваются, и все переходы приходится делать с большими крюками, прострелы улиц же приходилось аккуратно и быстро перебегать.

Припятская яблоня. Фон чуть — чуть выше нормы.

По всему городу, тут и там мелькают знаменитые граффити — «Тени Хиросимы». Они изображают тени от сгоревших во время вспышки ядерного взрыва людей, нарисованные группой художников через 20 лет после аварии.

Тем временем на площади оказалось сразу несколько экскурсионных автобусов.

На всякий случай сильно не высовываемся.

ЧАЭС еще с одного ракурса.

Немного хроники:

В течении полугода после аварии на станции, шла опасная работа по очистки территории от завалов и строительству защитного комплекса «Укрытие», именуемого в народе как «саркофаг».

Ценой невероятных людских усилий и материальных затрат поставленная задача была выполнена в короткие сроки. После ликвидации последствий аварии были запущены остановленные 1,2 энергоблоки, а через пол года и третий. Без малого 15 лет ЧАЭС функционировала и приносила доход, позволявший осуществлять обслуживание зоны отчуждения без дополнительных дотаций извне. Однако под влиянием политиков, в том числе из Евросоюза, была разработана программа по полному закрытию станции. В декабре 2000 года была полностью прекращена генерация электроэнергии.

В апреле 2012 года началось возведение масштабного арко — образного сооружения «Укрытие — 2», которое будет надвинуто над существующим саркофагом. Высота составит 92 м, а длина пролета арки — 257 м.

Существующий саркофаг (объект «Укрытие») еще обеспечивает изоляцию и защиту от излучения, но не позволяет проводить работы по извлечению из саркофага ядерного топлива. Новое защитное сооружение должно, помимо защиты окружающей среды, как позволит начать работы по переработке радиактивных материалов, содержащихся внутри объекта «Укрытие», так и провести ремонт аварийных частей самого укрытия. Официальное название у проекта: «Новый Безопасный Конфайнмент» (New safe onfinement).

На данный момент все работы по возведению сооружения планируется завершить в 2015 году, но это только начало…

Внутри сооружения будут смонтированы роботизированные комплексы для поэтапного демонтажа конструкций энергоблока и остатков реактора вплоть до основания.

В глобальной перспективе планируется полная рекультуризация и превращение территории АЭС в чистое поле. Сколько уйдет времени на реализацию всего проекта неизвестно, но точно не одно десятилетие. Специфика работ «ювелирная» и ошибки здесь не простительны.

Ул. Курчатова.

Еще стрит- арт.

На последок сделали групповое фото на гербе. Андрей снимал сюжет на видеокамеру и, когда показывал на зуме окрестности, обратил внимание на троицу, идущую отдельно от экскурсионных групп троицу. Силуэты были в нетипичной для туриста одежде, и вроде бы, всматривались в нашу сторону. Через видоискатель было видно, что они нас рассматривают в бинокль. Спустя несколько секунд, бравые сталкеры сломя голову неслись по лестнице вниз

Мы оказались быстрее и убежали в соседний квартал. Но расслабляться не стали.
Ателье.

Все магазины в городе имели свою нумерацию.

Близится вечер и на улицах постепенно смеркается. Ночью по городу гулять нет смысла — видимость нулевая, а лишний раз мелькать фонарем не стоит, да и внимание мы к себе уже привлекли. Поэтому отправляемся к нашему сквоту.
Близится вечер и на улицах постепенно смеркается. В потемках по городу гулять лучше не стоит — видимость нулевая, а лишний раз мелькать фонарем нельзя, да и внимание мы к себе уже привлекли. Поэтому отправляемся к нашему сквоту.

По- дороге в одной из квартир, мы наткнулись на пианино. Сколько лет и сколько любопытных рук на нем пробует играть, а оно все еще в рабочем состоянии.

По прибытии на сквот, выяснилось, что воды для приготовления ужина у нас нет. Где найти чистую воду в Припяти, при этом не хапанув фонящих частиц? Не поверите! — в 10 метрах от могильника радиоактивных отходов. Отправляемся с Андреем на ее поиски.

Это — городской водопроводный узел. Его расположение нам подсказали встреченные ребята на пути в центр зоны. Еслиб не их совет, скорее всего пришлось бы бегать за водой аж до набережной р. Припять.

Это место было единственным из всего нашего похода, где вода оказалась прозрачной и не имела привкуса болотной тины.

С задачей мы успешно справились и после плотного ужина c душевными посиделками улеглись спать. Позволю себе еще раз вставить фотографию нашего сквота. Уже больно он уютный:)

Впереди нас ждет посещение некоторых известных мест Припяти: ДК «Энергетик», бассейн «Лазурный», детского садика, а также пробежка по городскому могильнику. Обо всем этом в следующем обзоре!

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-347583-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-347583-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

ПРИПЯТЬ, город (с 1979) на Украине, Киевская область (см. КИЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ), расположен на реке Припять (см. ПРИПЯТЬ (река)). Железнодорожная станция (Янов). Основан в 1970 в связи со строительством Чернобыльской АЭС. Вследствие аварии на АЭС в… … Энциклопедический словарь

- … Википедия

Город (с 1979) на Украине, Киевская обл., на р. Припять. Железнодорожная станция (Янов). Основан в 1970 в связи со строительством Чернобыльской АЭС. Вследствие аварии на АЭС в апреле 1986 население Припяти эвакуировано. Для работников АЭС и их… … Большой Энциклопедический словарь

Припеть, Прыпяць, река, пп Днепра; Украина, Беларусь. Упоминается в Повести временных лет, XII в., как Припеть; совр. русск. Припять, укр. Припеть, белор. Прыпяць. Предполагаемая первоначальная слав, форма *Припеть приток В. А. Жучкевич связывает … Географическая энциклопедия

I река в Белоруссии и Украине, правый приток Днепра. 761 км, площадь бассейна 114,3 тыс. км2. Течёт по Полесской низменности. Средний расход воды 448 м3/с. Соединена Днепровско Бугским каналом с Вислой, Огинским (не действует) с Неманом.… … Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 4 город (2765) город призрак (7) река (2073) … Словарь синонимов

Столица, крепость. См. житель, место.. ни к селу, ни к городу, съездить Харьковской губернии в город Мордасов... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. город городец, городище,… … Словарь синонимов

Сущ., кол во синонимов: 7 верхнемезенск (1) зашиверск (1) кадыкчан (1) … Словарь синонимов

У этого термина существуют и другие значения, см. Припять. Припять укр. Прип ять белор. Прыпяць … Википедия

Припять: Припять покинутый город в Киевской области Украины. Припять река в Белоруссии и на Украине. Припять село на Украине. Радиометр «Припять» РКС 20.03 См. также Припятские болота … Википедия

Книги

  • Воины Зоны , Алексей Бобл. Загадочная сила сбивает над Зоной Отчуждения армейский вертолет. Спецгруппа военных сталкеров отправляется на поиски упавшей машины, чтобы спасти ее единственного пассажира. Неожиданно на…
  • Терпение дьявола , Алексей Соколов. Сапсан, опытный сталкер Южной Зоны, правила знал. Но соблазн оказался слишком велик. Сапсан попытался продать большую партию хабара напрямую, хотя должен был принести добычу…


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!