Какое отчество было у няни александра. Дурные привычки арины родионовны и другие факты о няне пушкина, не попавшие в учебники

Имя этой женщины известно сегодня любому школьнику. Едва ли найдется человек, которой не ответит, как звали няню Пушкина Александра Сергеевича. А вот что большинство наших соотечественников знают о ее происхождении и биографии? Так вышло, что ее жизнь всегда для нас находилась в тени биографии и творчества ее же знаменитого воспитанника. Это, конечно, неудивительно. Не реализуйся Пушкин как

успешный и признанный поэт, едва ли бы мы вообще знали, кто такая Арина Родионовна. Однако же сам Александр Сергеевич не уставал повторять и подчеркивать ее важную роль в своем становлении и уже во взрослой жизни. Няня А. С. Пушкина, без сомнения, заслуживает и на свою долю признания.

Происхождение и ранние годы Арины Родионовны

Она родилась в апреле 1758 года в одной из небольших деревень Санкт-Петербургской губернии. Ее родителями были Фамилия Арины Родионовны, няни Пушкина, - Яковлева. В семье кроме нее было шестеро детей. В первый год своей жизни будущая няня А. С. Пушкина числилась крепостной, принадлежащей графу Но в 1759 окрестные земли вкупе с деревнями и населяющими их крестьянами у Апраксина выкупает Абрам Петрович Ганнибал - прадед известного русского поэта. В 1781 году Арина выходит замуж и переезжает в село Кобрино к мужу. С переездом она становится крепостной Осипа Ганнибала, деда поэта. Примерно в это время ее забирают на службу в помещичий дом,

для работ по Сперва она была няней Надежде Осиповне, матери Пушкина, А со временем и для ее детей - Александра, Ольги и Льва - стала няней. В 1972 году ее взяла бабка будущего поэта Мария Александровна в качестве няни для своего племянника Алексея. Тремя годами спустя Арина Родионовна получает в подарок от помещицкой семьи за свою безупречную службу избу в Кобрино.

Няня А. С. Пушкина

В 1879 году рождается Ольга Пушкина (старшая сестра поэта), а в 1799-м и сам будущий русский классик. На плечи Арины Родионовны, конечно, ложится новая ответственность по воспитанию этих детей. Интересно, что семейство Ганнибалов в 1807 году продает купленные когда-то земли, куда входило и село Кобрино. Однако к тому времени няня уже была прикреплена не к земле, а к хозяевам, поэтому продажа на нее не распространялась. Она переезжает с семьей в Псковскую губернию, в село Михайловское. Последующий период, пожалуй, является самой светлой страницей ее

жизни.

Образ этой женщины нередко появлялся в поэзии Александра Пушкина. Его стихи дают ей весьма полную характеристику. Сестра классика Ольга вспоминала Арину Родионовну как настоящую представительницу русских нянь, с трепетным и нежным отношением к детям. Вместе с тем няня А. С. Пушкина была привязана к своим воспитанникам не только во времена их детства, но и на протяжении всей жизни. Так, в период Михайловской ссылки Александра Сергеевича (1824-26 гг.), в которую поэта заточили на два года за вольнодумство, женщина постоянно находилась возле него, скрашивая одиночество поэта. Здесь, в Михайловском, Пушкин видел ее в последний раз в сентябре 1827 года. Спустя девять месяцев Арина Родионовна скончалась в возрасте 70 лет от роду. После чего была похоронена в Петербурге на Смоленском кладбище.

21 апреля исполнилось 257 лет со дня рождения самой известной няни нашей страны - Арины Родионовны, воспитавшей Александра Сергеевича Пушкина. Принято считать, что няня сыграла большую роль в становлении гениального поэта.

Однако, в реальности все было не совсем так, как нам рассказывали в школьных учебниках литературы. Давайте вспомним 6 малоизвестных фактов об Арине Родионовне.
Мы не знаем, как выглядела Арина Родионовна

Портрет Арины Родионовны работы неизвестного художника.
Это может показаться удивительным, но о внешности Арины Родионовны не известно практически ничего. Широко известен портрет няни работы неизвестного художника, приведенный выше. Его можно встретить даже в школьных учебниках. Но реальной внешности няни он едва ли соответствует. По крайней мере, он противоречит единственному дошедшему до нас описанию Арины Родионовны, сделанному сестрой Пушкина, Ольгой. Та писала: «Старушка чрезвычайно почтенная - лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца…». Больше никаких слов про внешность няни в истории не осталось.

Горельеф Арины Родионовны.
Существует также известный горельеф Арины Родионовны, вырезанной из кости. Его история покрыта тайной - впервые о нем стало известно в 1911 году, когда он попал в руки Максима Горького, проживавшего в то время в Италии на острове Капри. Откуда именно горельеф взялся, так и не выяснилось. Сегодня этот портрет хранится в Центральном музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.

Рисунок Пушкина, который может быть изображением Арины Родионовны в молодости и старости.
У Арины Родионовны не было фамилии
Фамилия Арины Родионовны - Яковлева, также является скорее предметом выдумки исследователей и биографов Пушкина. Настоящей фамилии у няни при жизни не было, а так как Арина Родионовна была крепостной женщиной, она в ней особо и не нуждалась. По имени отца ее иногда указывали как Родионову, хотя в доме Пушкиных няню звали именно Родионовной.
Позднее пушкиноведы окрестили ее Яковлевой - такую фамилию носил отец Арины Родионовны. Хотя более правильным в этом случае было бы назвать ее по фамилии мужа, то есть Матвеевой.
Кроме того, имя Арины Родионовны - также выдуманное. Ее настоящее, то есть данное при крещении имя, звучит как Ирина, или Иринья. Именно под ним она была записана в церковных справочниках, сообщающих о рождении и смерти. Ариной же няню прозвали уже в услужении у Пушкиных. Кстати говоря, сам поэт в своих письмах и произведениях на разу ее по имени не назвал, а писал исключительно «няня».
Арина Родионовна оказала влияние на воспитание не только Пушкина, но и всех российских детей
Особая близость между Пушкиным и Ариной Родионовной сложилась уже не в детстве поэта, а во время его двухгодичной ссылки в селе Михайловское в 1824-26 годах. В этой глуши няня жила вместе с Александром Сергеевичем и именно тогда Пушкин написал несколько своих трогательных, посвященных ей стихотворений.


Пушкин в Михайловском в изображении Николая Ге.
Они вместе коротали вечера, во время которых Арина Родионовна пела Пушкину народные песни и рассказывала сказки, что, по свидетельствам самого поэта, получалось у нее превосходно. Интересующемуся фольклором Пушкину оставалось лишь слушать и запоминать, чтобы потом составить основной корпус русских сказок, изложенных на современном литературном языке.
Почти все пушкинские сказки рождаются уже в 1830-31 годах, то есть спустя пять лет после уединения в Михайловском. Возможно, если бы не няня, мы бы не выросли на историях о царе Салтане или золотой рыбке, теперь знакомых каждому ребенку.
Арина Родионовна любила выпить
Об этом факте ее натуры принято умалчивать. Тем не менее, его правдивость не вызывает сомнений, так как находит сразу несколько различных подтверждений. Приведенное выше описание няни, сделанное Ольгой Пушкиной, заканчивается так: «…страстно любившая своего питомца, но с одним грешком - любила выпить». Об этом же писал друг Пушкина поэт Языков, с которым тот познакомился в ссылке: «…она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница».
Ну, и наконец, и само светило русской поэзии также сообщает нам именно об этом:
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
С этим фактом связан и другой, не самый приятный эпизод биографии няни. Ее муж, крестьянин Федор Матвеев, в 1801 году умер от пьянства. Возможно, сыграли в этом роль и наклонности жены.
Могила Арины Родионовны утеряна
Как уже упоминалось, Арина Родионовна всю свою жизнь была крепостной. И хотя семья Пушкиных предлагала ей вольную, та ее отклонила.
Умерла няня в 1828 году в Санкт-Петербурге. Александр Сергеевич на ее похороны не приехал - из знатных особ там присутствовал лишь его друг и муж сестры Ольги, Николай Павлищев. Исходя из социального статуса, хоронили Арину Родионовну скромно, а могила ее и вовсе осталась безымянной.
Вскоре она оказалась утеряна и точное место захоронения оставалось неизвестным вплоть до 1940 года. К этому времени было принято считать, что Арина Родионовна покоится на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. Но благодаря проверке старых церковных книг выяснилось, что реальное место ее захоронения - это Смоленское кладбище. После этого у входа на него повесили мемориальную табличку в честь няни.

Мемориальная табличка на Смоленском кладбище.
У Пушкина был еще и нянь
Во времена Пушкина в господских семьях к мальчикам было принято прикреплять не только нянек, но и «дядек». У нашего поэта также был свой дядька - Никита Козлов. Парадокс в том, что он был предан своему хозяину едва ли меньше Арины Родионовны, прошел вместе с ним весь жизненный путь, но так и остался практически безвестным. Александр Сергеевич своего дядьку не упомянул ни в одном письме, не говоря уже про свои произведения.
А ведь именно он, Никита Козлов, вместе с Сергеем Тургеневым опускал гроб с телом поэта в могилу. До этого дядька Пушкина провел с ним все трудные дни жизни поэта, начиная с самого маленького возраста, и был ему беззаветно предан. Вот такая несправедливость.

Никита Козлов несет раненого на дуэли Пушкина.
Роль Арины Родионовны преувеличена
Представление о том, что няня сыграла значительную, если не ключевую роль в воспитании поэта начало складываться уже после его смерти. Причем, наиболее навязчивым образом в сталинские времена, когда вместе с культом личности правителя в общество внедрялись и другие мифологемы.


Арина Родионовна должна была сыграть в советском представлении о воспитании Пушкина роль связующего звена поэта с народом, вопреки аристократическому происхождению. Но сам поэт о каком-либо заметном влиянии Арины Родионовны на свое воспитание ни разу не упомянул.
Биограф Пушкина Александр Анненков был одним из первых, кто начал традицию преувеличения роли Арины Родионовны. Иногда он явно противоречил высказываниям самого поэта. К примеру, Анненков писал, что няне Пушкин «обязан исправлением недостатков своего первоначального французского воспитания».
Вот что поэт писал в одном из своих писем на самом деле: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Получается, что Арина Родионовна исправляла в Михайловском недостатки своего же воспитания великого поэта в детстве. Сегодня уже трудно выяснить настоящую роль Арины Родионовны в становлении Пушкина. Но тот факт, что он ее по-настоящему любил и находил в общении с ней радость и утешение, сомнений вызвать не может. И именно за это мы можем благодарить Арину Родионовну.

Вокруг образа легендарной Арины Родионовны – няни великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина – возникло множество различных слухов и преданий. Несмотря на то, что сам знаменитый воспитанник всегда отзывался об этой уважаемой женщине с искренней любовью и признательностью, некоторые пушкинисты и современники поэта отмечали в биографии и характере няни, имя которой стало нарицательным, удивительные и даже противоречивые моменты.

Ижорка или чухонка?

Арина Родионовна (1758-1828 гг.) была крепостной крестьянкой. Она родилась деревне Лампово Петербургской губернии, неподалеку от села Суйда. Ее родители Лукерья Кириллова и Родион Яковлев вырастили семерых детей. Настоящее имя девочки было Ирина (или Иринья), но в семье ее всегда называли Ариной, так и повелось.

Несмотря на то, что официально в XVIII веке почти все крепостные крестьяне Петербургской губернии считались русскими, большинство жителей тех мест, на самом деле, являлись представителями ассимилированных финно-угорских национальностей. Окрестности Суйды населяли, в основном, ижорцы – потомки одного из племен народа, носившего название «чудь». Кроме них, на этих землях также проживали чухонцы.

У историков и пушкиноведов нет точной информации, к какой из этих финно-угорских национальностей, полностью смешавшихся с русскими и не сохранившихся, относилась Арина Родионовна. Но некоторые из сказок, поведанных ею знаменитому воспитаннику, имеют отчетливый северный колорит. Даже образ дуба, стоящего у Лукоморья, явно перекликается со скандинавскими преданиями о древе Иггдрасиль, соединяющем разные уровни мироздания.

Из семьи старообрядцев?

Некоторые историки отмечают, что в окрестностях села Суйда Петербургской губернии издавна жили семьи старообрядцев. Многие из этих людей скрывали свои религиозные взгляды, чтобы не подвергаться гонениям официальной церкви.

Помимо того, что Арина Родионовна родилась в местах традиционного поселения старообрядцев, на ее происхождение из данной среды указывают и сведения, содержащиеся в письме А.С. Пушкина к своему другу П.А. Вяземскому от 9 ноября 1826 года. Так, великий поэт пишет: «Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву «Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», вероятно, сочиненную при царе Иване. Теперь у нее попы дерут молебен…»

Тот простой факт, что Арина Родионовна знала наизусть или выучила откуда-то редкую старинную молитву, существовавшую еще до раскола православной церкви, может свидетельствовать о ее тесном общении или родстве со старообрядцами. Ведь только они так трепетно сберегали религиозные тексты, многие из которых были утрачены официальной церковью.

Крепостная без фамилии

У Арины Родионовны не было фамилии, как и у многих крепостных крестьян. Хотя ее родитель записан в церковных метрических книгах как Яковлев, а супруг как Матвеев, это были не имена, а отчества. В те времена Петр сын Ивана назывался Петром Ивановым, а внук того же Ивана не наследовал фамилию деда, а назывался по отцу – Петровым.

Впрочем, в метрической записи о рождении указана Ирина – дочь крестьянина Родиона Яковлева. Имеются в церковной книге села Суйда и сведения о венчании Ириньи Родионовой и Федора Матвеева. Эти факты сбили с толку многих исследователей, ошибочно называвших няню Пушкина в девичестве Яковлевой, а в супружестве Матвеевой.

Мать четверых детей

Некоторые люди полагают, что у Арины Родионовны не было своей семьи, и поэтому она была сильно привязана к своему воспитаннику. Однако все было не так. В 1781 году 22-летняя крестьянка вышла замуж и переехала в село Кобрино Софийского уезда, где жил ее супруг Федор Матвеев (1756-1801 гг.), который был на два года старше молодой жены.

В этом браке родились четверо детей. Старшего сына легендарной няни звали Егором Федоровым. В ревизской сказке за 1816 год он указан главой семьи, поскольку был старшим мужчиной в доме вдовствующей матери.

А супруг Арины Родионовны умер в возрасте 44 лет. Некоторые источники утверждают, что от пьянства.

Любительница выпить

Все записи А.С. Пушкина о его няне проникнуты особой теплотой и признательностью. Но некоторые люди, знакомые с этой женщиной, указывали на то, что Арина Родионовна любила время от времени опрокинуть рюмочку-другую.

Так, поэт Николай Михайлович Языков в своих воспоминаниях писал: «...она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница». Этот человек, хорошо знавший няню своего друга, отмечал, что несмотря на полноту, она всегда была подвижной и энергичной женщиной.

Довольно откровенно об Арине Родионовне отзывалась и соседка великого поэта по имению в селе Михайловское. Дворянка Мария Ивановна Осипова оставила такую запись в своих мемуарах: «…старушка чрезвычайно почтенная, вся седая, но с одним грешком – любила выпить».

Возможно, в стихотворении «Зимний вечер» А.С. Пушкина далеко не случайно появились такие строки:

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Хотя никаких других сведений о том, что эта уважаемая женщина когда-либо пьянствовала или (упаси Боже!) приобщала к спиртному своего знаменитого воспитанника, не существует.

Народная сказительница

Вряд ли кто-то из пушкинистов станет отрицать, что Арина Родионовна оказала заметное влияние на творчество великого поэта. Некоторые историки называют ее настоящей народной сказительницей – неистощимым кладезем старинных преданий, легенд и мифов.

Став взрослым человеком, А.С. Пушкин осознал, каким бесценным национально-культурным достоянием являются сказки, что наизусть знала его дорогая няня. В 1824-1826 годах, находясь в ссылке, великий поэт воспользовался моментом, чтобы еще раз послушать и записать волшебные истории о царе Салтане, о золотом петушке, о Лукоморье, о мертвой царевне и семи богатырях, а также многие другие. Автор вдохнул новую жизнь в эти сказки, привнеся в них свой литературный дар и поэтический взгляд.

В начале ноября 1824 года А.С. Пушкин писал своему младшему брату Льву Сергеевичу из села Михайловского, что он до обеда занимается сочинительством, затем ездит верхом, а вечером слушает сказки, тем самым восполняя недостатки своего образования. Вероятно, поэт имел в виду, что в начале XIX века дворяне совсем не изучали устное народное творчество.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – воскликнул поэт в письме к брату.

Как установили пушкинисты, со слов своей няни А.С. Пушкин записал также десять народных песен и несколько выражений, показавшихся ему весьма интересными.

В Российской Империи 18 века у крепостных крестьян и дворовых не было фамилий. Обычно при рождении в церковных книгах указывали имя, полученное при крещении, имена родителей и хозяев. В апреле 10 числа по юлианскому календарю (21 по григорианскому) 1758 года близ деревни Суйда Копорского уезда родилась у крепостной крестьянки Лукерьи Кириловой дочь Иринья (Ирина). Одна из семи детей Лукерьи от Родиона Яковлева, также крепостного. Так начинается история жизненного пути будущей «наперсницы глубокой старины».

Дома девочку звали Ариной (просторечная форма от имени Ирина), фамилию она получила по отцу - Родионова, а ближе к старости стала Родионовной. Однако Пушкин никогда не звал ее по имени, для него она навсегда осталась «няней», а иногда величалась ласково «мамушкой».

Принадлежала тогда деревня, в которой родилась Арина, графу Апраксину Ф.А., а в 1759 году деревни в Копорском уезде вместе с людьми были выкуплены А.П. Ганибалом, прадедом Пушкина. Жизнь крепостных никогда не отличалась, конечно же, богатством или удобством быта, в многодетных семьях процветали нищета и лишения.

В 23 года Арина вышла замуж за крепостного Федора Матвеева и получила разрешение переехать жить к нему в деревню Кобрино Софийского уезда. Здесь данные источников в вопросе, каким образом попала Арина в дворовые прислуги. По словам одних биографов, девушка была взята в хозяйский дом Марией Алексеевной, бабкой Пушкина, в качестве няни племянника Алексея. Есть данные, что числилась она и няней Надежды Осиповны, матери Пушкина. По другой версии, Арина Родионовна стала кормилицей и няней уже в доме Пушкиных, когда родилась старшая дочь Ольга, Александра Сергеевича.

С тех пор няня до конца своих дней была прикреплена к дому, вынянчила и Ольгу, и Александра, и младшего - Льва. Даже когда Пушкины, перебираясь в Москву, продали земли, няня и ее семья (а было у нее четверо детей) были откреплены от «запродажной», а за верную службу дом в Кобрино был дарован им в личное пользование.

Особенно сблизился поэт с няней во время своего изгнания в 1824-1826 годах в селе Михайловское. Она одна разделяла его , развлекала вечерами сказками, пословицами, прибаутками. Александр Сергеевич писал, что именно ее сказки он перерабатывал потом в своих произведениях. Этот период стал очень плодотворным в творчестве Пушкина. Один, лишенный радостей светской жизни, он посвящал дни поэзии, а вечера проводил в обществе Арины Родионовны.

В марте 1828 года Арина Родионовна в числе других крепостных была взята в дом Ольги Сергеевны Павлищевой (урожденной Пушкиной), старшей сестры Александра, который и стал ее последним пристанищем. Умерла няня в июне 1928 года после непродолжительной болезни в возрасте 70 лет. На похоронах «подруги дней суровых» Пушкин не присутствовал, а так как опознавательных знаков на могиле крепостных не оставляли, могила ее была утеряна.

Рождение Арины Яковлевой приходится на 10 (21) апреля 1758 г. Выросла «главная няня страны» в деревне Лампово в многодетной семье. Крепостные крестьяне Родион Яковлев и его супруга Лукерья Кириллова воспитывали семеро ребятишек. При рождении родители дали девочке имя Ирина, но дома её стали называть Ариной. В те времена крепостные не имели фамилий, и названы были по отцу, то есть фактически настоящее имя и фамилия Арины – Ирина Яковлева. Девочка познала все печальные стороны нищего голодного детства в крепостной семье.

Знакомство с семьёй поэта

В 1759 г. прадедушка Пушкина А. П. Ганнибал купил деревни вместе с людьми у графа Ф. Я. Апраксина. Жили Яковлевы очень бедно, и девушка попросилась на работу няней. В 1792 г. бабушка Пушкина М. А. Ганнибал берёт её в дом нянчить племянника Алексея. После рождения Ольги, первой внучки Марии Ганнибал, Арина переезжает в дом Пушкиных работать. Ольга была старше знаменитого брата на несколько лет, поэтому и няню они делили одну на двоих. Самыми тёплыми словами Ольга Сергеевна вспоминала Арину, как простого и преданного человека с открытой, исконно русской душой.

В возрасте 23 лет Арина вышла замуж за Фёдора Матвеева, простого крестьянина, который впоследствии скончался от пристрастия к алкоголю. Всё это время до 1811 года, до поступления юного Александра в лицей, няня провела с любимым «ангелочком», как она называла поэта. В 1818 г., когда скончалась бабушка Мария, Арина продолжает жить в семье Пушкиных в г. Петербурге, а на летнее время вместе с любимчиком Сашей отправляется в Михайловское. Няня окружает Александра заботой и любовью, чем заслуживает второе ласковое обращение: «мамушка».

Роль няни в творческой жизни поэта

В литературе А. С. Пушкин никогда не обращался к Арине по имени и отчеству, всегда ласково писал: «няня». Образ няни в легендарном произведении «Евгений Онегин» был списан именно с неё. Александр всегда очень трепетно относился к своей кормилице, писал ей нежные письма и посвящал стихотворения. Арина Родионовна была для поэта учителем, другом, опекуном. И в детские годы, убаюкивая его в кроватке, и в тяжкие годы ссылки, эта отважная женщина всегда заботилась о нём и любила всем сердцем.

Александр часто вспоминал, как любил слушать её поговорки, сказки. Удивительно, сколько их хранила в себе простая русская душа, и как она умела их рассказывать! Несомненно, именно эта женщина и помогла поэту сделать первый шаг в великое литературное творчество. Даже сам Александр признал, став известным человеком, что знакомство с народным творчеством играет огромную роль в доскональном познании русского языка. Сама судьба распорядилась так, чтобы простая женщина из народа смогла повлиять на творческое становление личности великого поэта.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!