Какой частью речи является обстоятельство. Значение обстоятельства в русском языке

Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы: где? когда? почему? как? и др.

По значению обстоятельства делятся на следующие разряды:

1. Обстоятельства образа действия. Они отвечают на вопросы как? каким образом? и обозначают качественную характеристику действия или способ его осуществления («образ действия»). Обстоятельства образа действия зависят от глагола (работали хорошо, дружно, без напряжения, вместе, вручную ): Тарантас неровно запрыгал по круглым бревёшкам: я вылез и пошёл пешком (И. Тургенев); Синея , блещут небеса (А. Пушкин).

2.Обстоятельства степени. Они отвечают на вопросы как? в какой степени? насколько ? и обозначают степень проявления признака (увеличился вдвое, немного старше, абсолютно неинтересный): Я не умолкал: мои анекдоты были умны до глупости, мои насмешки... были злы до неистовства ... (М. Лермонтов); Старушка очень полюбила совет разумный и благой... (А. Пушкин).

Обстоятельства степени могут зависеть от прилагательных, наречий, глаголов, т.е. от слов тех частей речи, которые обозначают признак.

Например, поздний (поздно, опоздал) очень, слишком, немного .

3.Обстоятельства места. Они отвечают на вопросы где? куда? откуда? и обозначают место действия или направление движения (вверху, наверху - вверх, наверх; впереди - вперёд ): У Лукоморья дуб зелёный (А. Пушкин); Язык до Киева доведёт (пословица).

4. Обстоятельства времени. Они отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? как долго? и обозначают время и продолжительность описываемых явлений и событий (вчера, когда-то, давно, с неделю, всю зиму, недолго и т. д.): Возвратясь домой , я сел верхом и поскакал в степь ... (М. Лермонтов); Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая - степной малахит (М. Светлов); Ах! Тот скажи любви конец, кто на три года вдаль уедет (А. Грибоедов).

5. Обстоятельства причины. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? и обозначают причину события (почему-то, от жары, из-за дождя, благодаря поддержке, в силу обстоятельств и т. д.): От праздности происходит умственная и физическая дряблость (Д. Писарев);
...Горничная никому ни о чём не говорила, опасаясь гнева господ (А. Пушкин).

6. Обстоятельства цели. Они отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и обозначают цель действия (пошёл за помощью; поднял воротник, загораживаясь от ветра; ради удовольствия , пришёл проститься): Я, ваш старин­ный сват и кум, пришёл мириться к вам совсем не ради ссоры ... (И. Крылов); Не вы ль сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар и для потехи раздували чуть затаившийся пожар? (М. Лермонтов).

7. Обстоятельства условия. Они отвечают на вопрос при каком условии? и обозначают условия, которые могут вызвать определённое следствие: Не зная истории культуры , невозможно быть культурным человеком... (М. Горький); Только при условии наступления на Царицын можно говорить об установлении единого командования (М. Шолохов).
В силу своей книжности обстоятельства условия малоупотребительны.

8. Обстоятельства уступки. Они отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и обозначают явления, препятствующие или не соответствующие действиям или состояниям, о которых сообщается в грамматической основе предложения.

Предложения с обстоятельствами уступки как бы противоположны предложениям с обстоятельствами причины, передающими естественное соответствие между явлениями. В предложениях же с обстоятельствами уступки говорится о явлениях, которые наблюдаются вопреки обстоятельствам: Вопреки предсказанию моего спутника , погода прояснилась и обещала нам тихое утро... (М. Лермонтов); ...Слепцов, несмотря на болезнь , не прекращал интенсивной творческой работы (К. Чуковский).

Обстоятельства могут быть выражены:

1) наречием: Голубые глаза глядят ровно, спокойно.. . (В. Короленко);
2) существительным в косвенном падеже: По праздникам спали часов до десяти.. . (М. Горький);
3) деепричастием или деепричастным оборотом: Встав с постели , Аркадий раскрыл окно... (И. Тургенев);
4) инфинитивом (только обстоятельство цели): А уж Онегин вышел вон; домой одеться едет он (А. Пушкин);
5) неделимым словосочетанием или устойчивыми сочетаниями слов: На другой день утром рано приехал Казбич (М. Лермонтов); Но скоро были мы судьбою на долгий срок разведены (А. Пушкин); На противоположной стороне оврага - немецкие окопы. Совсем рядом, рукой подать (В. Некрасов).

Обстоятельство – это один из членов предложения, который отвечает на вопросы Когда? Как? Почему? Зачем? где? с какой целью? и обозначающее меру, степень, цель, время и место действия. Они характеризуют другие составляющие предложения, как правило, глаголы. Например: Он шел играючи за мной. Здесь в роли обстоятельства выступает слово «играючи», которое относится к глаголу шел и дает ему соответствующую характеристику: шел как? играючи.

Чем выражено обстоятельство

В предложении обстоятельства могут быть выражены такими частями речи как:

  • существительное с предлогом и без: Мы идем в лес за грибами (в лес – обстоятельство (о.))
  • наречие: Хорошо бродить по свету (хорошо – о.)
  • глагол в неопределенной форме: Мы разместились у реки отдыхать и веселиться (зачем? отдыхать и веселиться – о.)
  • сравнение: Бесполезные слова так пусты, как будто в них нет смысла (на сколько? как будто в них нет смысла – о.)
  • деепричастие или деепричастный оборот: Гремят, бушуя, волны о причал (как? бушуя – о.)
  • пословицы и поговорки: Рука руку моет
  • фразеологизмы и их обороты: Вбежал на лестницу, едва дыша (как? едва дыша – о.)

Виды обстоятельств

  • обстоятельства места. Они обозначают пункт назначения, направление движения. Они дают ответы на вопросы куда? где? откуда? Везде зеленая трава.
  • времени. Говорят о времени действия. Их вопросы - с каких пор? когда? до каких пор? С детства помню запах новогодней елки вперемешку с ароматом апельсинов.
  • образа действия и степени. Говорят о качестве или способе совершения того или иного действия, о его мере. Вопросы для этих характеристик: как происходит действие? каким образом оно происходит? какиспособом? в какой мере? по какой цене? Радостно проходят дни в преддверии учебного года.Или:Бешено воя, глядят на луну голодные волки.
  • причины. Характеризуют причину того или иного действия. Вопросы таких обстоятельств -почему? отчего? зачем?
  • условия. Говорят об условии, при котором совершается действие. Вопросы - в каких случаях? при каких условиях? Любишь кататься – люби и саночки возить.
  • уступки. Действие таких обстоятельств совершается независимо от препятствий и отвечает на вопросы: несмотря на какие обстоятельства? вопреки каким событиям? Примеры: Мы работаем, несмотря на жгучие морозы.
  • цели. Их роль - обозначить цель того или иного действия. Дают ответы на вопросы от чего? зачем? для чего? с какой целью? Родители сделали все для того, чтобы дочь получила достойное образование.
  • сравнения. Служат для сравнительных характеристик. Их вопрос подобно чему? Она прошла, словно ангел, осветив всех своим сиянием.

Другие значения слова «обстоятельство»

В словаре С.И. Ожегова дается еще два определения слову «обстоятельство». Помимо части предложения, это:

  • явление, предшествующее какому-либо событию и напрямую или косвенно связанное с ним. Например: Нашим планам помешало весьма нелепое обстоятельство.
  • определенные условия, в которых кто-либо или что-либо вынуждены находиться. Например: Состоится ли поездка, будет зависеть от обстоятельств.

Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в занимает обстоятельство: связывает части текста

Вконтакте

Что обозначает

Где? (Место),

Куда? (Направление),

Когда? (Время),

Откуда? (Направление),

Почему? (Причина),

Зачем? (Цель),

и Как? (Способ).

основные вопросы

  • : думает (как?) правильно;
  • : красивый (насколько?) очень;
  • : сильно (как?) слишком.

Внимание! Примеры о

выделяют 8 видов

Важно!

Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов

  • когда?
  • в какой обстановке?

К какой части речи относится

такие части речи :

  1. : Пошел (куда?) туда, пришел (откуда?) оттуда, нашелся (где?) там.

Самым сложным для понимания является первый вариант.

Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно.

Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:

цель его употребления:

  • для определения падежа;

Обособление на письме

Весь деепричастный оборот

образуют несколько слов

Важно!

Д, значит имеет вид времени.

Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в предложении занимает обстоятельство: связывает части текста , дополняет и характеризует все члены, кроме подлежащего.

Что обозначает

Насчитывает самое большое количество значений по сравнению с другими второстепенными группами слов. Обстоятельство в предложении отвечает на определенные вопросы, которые легко запоминаются с помощью стихотворной формы:

Где? (Место),

Куда? (Направление),

Когда? (Время),

Откуда? (Направление),

Почему? (Причина),

Зачем? (Цель),

и Как? (Способ).

Здесь перечислены не все, а только основные вопросы , но они помогают понять, что такое обстоятельство, какие из частей речи оно раскрывает и поясняет:

  • глагол: думает (как?) правильно;
  • прилагательное: красивый (насколько?) очень;
  • наречие: сильно (как?) слишком.

Внимание! Примеры о бстоятельств в русском языке найти несложно. Любое распространенное сочетание слов может содержать несколько таких конструкций.

Классификация — деление на подгруппы – осуществляется по значению. Всего выделяют 8 видов , каждый из них отвечает на определенный вопрос и отличается по смыслу:

  1. Где, куда, откуда? – уточняют место расположения или направление.
  2. Когда, с каких пор, как долго? – уточняет временные параметры.
  3. Почему, отчего, по какой причине? – объясняет повод, вызывающий событие, указывает причину.
  4. Зачем, с какой целью, для чего? – какую цель преследует конкретное действие.
  5. Одна группа объединяет три характеристики: образа, меры и степени. Значение группы – качество и способ. Как, каким образом, каким способом? – что требуется для совершения, образ действия. В какой мере, насколько? В какой степени? – объем действия, его степень.
  6. Как, подобно кому (чему)? – используется сравнение.
  7. При каком условии? – объяснение условий.
  8. Вопреки чему, несмотря на что? – несмотря на какие проблемы, все произошло — уступка

Важно! Знание особенностей значения необходимо знать для правильного построения речевых оборотов.

Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов (места, времени, образа действия). Такое чаще наблюдается в текстах о природе. Их относят к отдельному типу — ситуативные или обстановки: на солнце (уменьшительно-ласкательная форма — на солнышке), в тиши (усеченная форма — в тишине), во тьме, на ветру, в тумане, в пелене. Список вопросов, которые можно поставить:

  • когда?
  • в какой обстановке?

К какой части речи относится

Роль обстоятельства могут выполнять такие части речи :

  1. Имя существительное – употребляется в речи в форме косвенного падежа, чаще требуется предлог, но можно обойтись и без него. Пример: Выступал (как?) с юмором, шел (где?) по лесу.
  2. Наречие. Наиболее часто используется для выражения обстоятельства образа действия. Отвечает на сходный вопрос: как? Пел (как?) звонко, двигался (как?) медленно.
  3. Местоимение: Пошел (куда?) туда, пришел (откуда?) оттуда, нашелся (где?) там.
  4. Деепричастие: Лежал (как? что делая?) задумавшись, двигался (как? что делая?) прыгая.
  5. Неопределенная форма глагола: Отправился (с какой целью?) прогуляться.

Самым сложным для понимания является первый вариант.

С начальных классов учителя объясняют детям, что вопрос следует задавать от самостоятельной части речи, а не от предлога, но ошибки все равно встречаются.

Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно. Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:

  • шел по (чему?) дороге. Косвенный дат. падеж – дополнение (неправильное решение).
  • шел (где?) по дороге. Обстоятельство со значением места.

Падежные вопросы можно поставить к любому имени существительному, но нужно научиться определять цель его употребления:

  • для определения падежа;
  • для уточнения роли слова в структуре предложения.

Встречаются и другие ошибки. К примеру, необходимо указать, в каком предложении обстоятельство выражено наречием. Сложность вызывают случаи, когда наречие образуется от существительного. Пример: Ночью стало страшно и холодно. Правильно поставленный вопрос подскажет ответ: Когда? Ночью. Если задать вопрос творительного падежа, то возможна ошибка. Чем в таком случае руководствоваться? Смысловым значением.

Обособление на письме

Учащиеся старших ступеней школы изучают синтаксические конструкции, которые требуют знания правил постановки запятых. Так, деепричастные обороты или одиночные деепричастия обязательно выделяются с двух сторон знаками препинания. Именно поэтому его называют обособленное обстоятельство, то есть выделенное знаками. Весь деепричастный оборот является одним членом — обстоятельством: Родственники собрались за ужином, заранее приготовив вкусные блюда.

Исключением, усложняющим изучение, является правило обособления фразеологических оборотов. Они считаются цельными выражениями, одним второстепенным членом, но не выделяются запятыми: Бежал сломя голову. Работал спустя рукава.

Распространенное обстоятельство образуют несколько слов , объединенных одним смысловым значением: Девочка, заблудившись в тайге, сильно испугалась.

Если оно состоит из одного слова, то является нераспространенным: Девочка, заблудившись, стала звать и кричать о помощи. Оба случая требуют выделения знаками с обеих сторон, поскольку в конструкции присутствует деепричастие. В этом случае можно будет задать вопросы: каким образом, как? и что делая? что сделав?

Важно! Благодаря присутствию обстоятельств речь становится ярче и выразительнее, не стоит бояться употреблять разные группы и правильно согласовывать все части текста.

Как грамотно охарактеризовать обстоятельство в предложении? Во-первых, нужно правильно поставить вопрос, во-вторых, разобрать все предложение по членам. Начинать следует с определения разряда, а затем части речи.

Примеры заданий и порядок выполнения работы

Задание 1. охарактеризуйте виды обстоятельств в предложении: Несколько месяцев назад мы узнали об особых случаях написания слов.

Узнали (когда?) несколько месяцев назад. Обозначает определенный перио д, значит имеет вид времени.

Определяем, какой частью речи является каждое слово: «несколько» – неопределенное местоимение, «месяцев» – форма род. пад. имени сущ., «назад» – наречие.

Задание 2. Охарактеризуйте виды обстоятельств: Несмотря на усталость, путники решили идти дальше.

«Решили идти» (несмотря на что?) несмотря на усталость – обособленное обстоятельство, выражено существительным с предлогом (производным). Вид – уступки. Роль в тексте – дополнительное уточнение характера действия.

Обстоятельство в русском языке, примеры

Обстоятельство в русском языке

Вывод

В течение школьного курса знания постепенно расширяются, все чаще в сочинениях и речи учащиеся используют обстоятельственные конструкции, так как это помогает сделать речь яркой, выразительной и богатой. Предложения с использованием образных выражений демонстрируют начитанность и понимание особенностей русского языка.

Сравните предложения:

1. Дети вернулись домой.

2. Дети вернулись домой из похода.

3. Дети вернулись домой из похода вечером.

Можно ли сказать, что в третьем предложении содержится самая полная и точная информация: куда и когда вернулись дети, где они были?

(Да, можно. Есть уточнение - вернулись ИЗ ПОХОДА ВЕЧЕРОМ.)

Прочитаем текст. Заменим вопросами, подходящими по смыслу словами.

Слова для справок: неподвижно, с охоты, по алее, из гнезда, медленно, на дорожку.

1. Я возвращался (откуда?) и шёл(где?)сада.

2. Собака бежала (где?)

3. Я взглянул (куда?) и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.

4. Он упал (откуда?) и сидел (как?).

5. Моя собака (как?) приближалась к нему.

Правильный ответ:

1. Я возвращался(откуда?) с охоты и шёл(где?)по аллее сада.

2. Собака бежала впереди меня.

3. Я взглянул(куда?) на дорожку и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.

4. Он упал (откуда?) из гнезда и сидел (как?) неподвижно.

5. Моя собака (как?) медленно приближалась к нему.

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, цель, способ, меру, степень действия (признака) и отвечает на вопросы где? когда? зачем? почему? как? и др. Например: Дни поздней осени бранят обыкновенно (А. Пушкин). Обстоятельства чаще относятся к сказуемому, реже - к другим членам предложения. Способы выражения обстоятельств:

1. наречие:

Глядишь вокруг - и на душе легко, И зреет мысль так вольно, широко, И сладко песнь в честь Родины поется. (И. Никитин)

2. существительное в косвенном падеже с предлогом и без него: Ночью над рекой опустился туман (К. Паустовский);

3. инфинитив (со значением цели): Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов);

4. сравнительный оборот: Что ж так имя твое звенит, словно августовская прохлада? (С. Есенин);

5. деепричастие (деепричастный оборот): Ручей, бурля, бежит к ручью (А. Фет);

6. цельное словосочетание: Семь раз отмерь, один раз отрежь (Пословица);

7. фразеологический оборот: ...спешу к вам голову сломя (А. Грибоедов).

Основные виды обстоятельств

По значению обстоятельства делятся на следующие группы:

1. Обстоятельства места . Обозначают место, путь движения и т. д. Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и др. Примеры: Повсюду зеленели травы (И. Тургенев); И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам... (А. Грибоедов).

2. Обстоятельства времени . Обозначают время действия. Отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? и др. Примеры: С утра дом Лариных гостями весь полон (А. Пушкин).

3. Обстоятельства образа действия и степени . Обозначают качество или способ совершения действия, меру, степень действия (признака). Отвечают на вопросы как? каким образом? каким способом? в какой мере? насколько? в какую цену? и др. Примеры: Печально склоняется ива у братских солдатских могил (М. Дудин). Как-то Сережа упал во дворе, ссадил колени в кровь и пришел домой плача (В. Панова). До станции оставалось с версту (М. Лермонтов). Каждый такой кусок весит сотни пудов (В. Гаршин). Дерзок он был до сумасбродства (И. Тургенев).

4. Обстоятельства причины . Обозначают причину совершения действия или возникновения признака. Отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине? и др. Примеры: Отчего волна морская так мне дорога? (А. Жаров); Нескошенные травы так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова (К. Паустовский); Ему стало стыдно из-за его сомнений (И. Тургенев).

5. Обстоятельства условия . Обозначают условие, при котором может совершиться действие. Отвечают на вопросы при каком условии? в каком случае? Примеры: Что было бы с ней в случае моей болезни! (А. Чехов); Не посеяв, не жди урожая (Пословица); Не увидевши горького, не узнаешь и сладкого (Пословица).

6. Обстоятельства уступки . Указывают на то, что действие совершается, несмотря на препятствия. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? Примеры: Вопреки моему желанию они познакомились (В. Гаршин); Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на преданность друзей (И. Тургенев); Работа, несмотря на ранний час, уже шла вовсю (В. Набоков).

7. Обстоятельства цели . Обозначают цель совершения действия. Отвечают на вопросы зачем? для чего? для какой цели? Примеры: Мария Трофимовна делает все, что в ее силах, для украшения и обогащения земли (К. Паустовский); Ради его спасения было отдано все: счастье, любовь, была отдана жизнь (К. Паустовский).

8. Обстоятельства сравнения . Обозначают сравнение. Отвечают на вопрос подобно чему? Примеры: Как очарованное, дремлет на возвышении село (Н. Гоголь); Снег лежал волнами и блестел как сахар (Л. Толстой); Мой спутник мурлычет, точно кот, какую-то песню (М. Горький); Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень (М. Горький).

Обстоятельство в предложение обозначается пунктиром с точкой. Чтобы легко запомнить вопросы обстоятельств, можно выучить считалочку: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

1. Прочитаем записанные парами вопросы и ответы. Определим, к какому члену предложения они заданы. Найдём лишнюю пару. Объясним, почему она лишняя.

1. Проливной дождь шёл (когда?) Проливной дождь шёл ночью.

2. (Где?) набухли почки? На тополях набухли почки.

3. Дети поедут (когда? куда?) Дети поедут завтра за город.

4. Сухой камыш шуршит (почему? по какой причине?) Сухой камыш шуршит от ветра.

5. Дорожка шла к аллее (откуда?) Дорожка шла к аллее от беседки.

6. Вера любит (какое?) мороженое? Вера любит шоколадное мороженое.

7. Охотники грелись (где?) Охотники грелись у костра.

8. Мальчик читает (как?) Мальчик читает выразительно.

Вопросы: где? когда? по какой причине? как? откуда? заданы к обстоятельствам.

А лишняя пара - это предложение про Веру, потому что шоколадное отвечает на вопрос какое? (является определением).

2. Давайте сделаем разбор предложений:

1. Вечером у озера громко квакали лягушки.

(Кто?) лягушки - это подлежащие.

(Что делали?) квакали - это сказуемое.

Квакали (где?) у озера - это обстоятельство места.

Квакали (как?) громко - это обстоятельство образа действия.

Квакали (когда?) вечером - это обстоятельство времени.

2. Сова вылетает на охоту ночью.

(Кто?) сова - это подлежащие.

Сова (что делает?) вылетает - это сказуемое.

Вылетает (куда?) на охоту - это обстоятельство места.

Вылетает (когда?) ночью - это обстоятельство времени.

3. Громко барабанит дятел в лесной тишине.

(Кто?) Дятел - это подлежащие.

Дятел (что делает?) барабанит - это сказуемое.

Барабанит (как?) громко - это обстоятельство образа действия.

Барабанит (где?) в тиши - это обстоятельство места.

В тиши (какой?) лесной - это определение.

Раздавались (где?) за рекой - это обстоятельства места.

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

1. Институт открытого образования ().

Найдите и подчеркните в предложениях обстоятельства.

1) Она ушла в лес.

2) Гроза прекрасна ночью.

3) Он сидел, сложа руки.

4) Я не ходила в школу из-за болезни.

5) Я пришла в школы учиться.

Поставьте правильно вопрос к обстоятельствам. Определите, какого они вида.

1) Мы въехали в город.

2) Мы прождали их около восьми часов.

3) От усталости я не мог говорить.

4) В санатории все приготовлено для лечения отдыхающих.

5) При старании можно добиться успеха.

6) На улице, несмотря на мороз, было многолюдно.

7) Голова у нее острижена, как у мальчишки.

Добавьте в предложения обстоятельства по смыслу, определите их вид.

1) Капитан приказал продолжить движение, несмотря на (что?)

2) Петр пришел в библиотеку (для?)

3) Мокрые ступени оказались мокрые, как (что?)

4) Они готовы на все ради (чего?)

5) Порт будет закрыт в случае (чего?)

*Напишите по два предложения на каждый вид обстоятельств.

Русский язык - сложный предмет. Ведь в нем существуют не только части речи со своими принципами написания, но и члены предложений. Если главные члены - подлежащее и сказуемое - даются детям легко, то со второстепенными возникает немало проблем. Особенно это касается обстоятельств, которые нередко путают с дополнениями. Попробуем разобраться с этим вопросом.

Общие сведения

Обстоятельства в предложении - важный член, который позволяет сохранять колорит нашей речи и обогащает ее. Попробуйте убрать его из любого предложения и убедитесь в этом сами. Например:

  1. Он ударил по столу кулаком. 2. Он ударил по столу кулаком со всей силой.

В первом предложении недостаточно экспрессии, нам не понять, как действовал человек. Второе предложение, благодаря введенному словосочетанию «со всей силой», показывает уже состояние действующего лица.

Давайте теперь выясним, что такое обстоятельство в русском языке . Начнем рассуждения с правила .

Итак, обстоятельством по определению в русском языке принято называть второстепенные члены предложения, которые связаны со сказуемым и обозначают признак действия. Они отвечают на следующие вопросы: где? куда? откуда? как? зачем? и почему? Подчеркиваются обстоятельства пунктирной линией с точками.

Ученикам нужно также знать, чем выражено обстоятельство . Знакомство с данным членом начинается в 4 классе по любой программе, но ученики получают общие сведения. Начиная с 5 класса, информация расширится после изучения новых частей речи, знакомства с устойчивыми словосочетаниями.

Дети должны понимать, что выражаться обстоятельства могут:

Виды обстоятельств

Нередко детям дается задание охарактеризовать виды обстоятельств. Это не совсем легкий вопрос, потому что нужно иметь большой багаж знаний. Помощь в выполнении задания оказывают таблицы , имеющиеся в каждом учебнике русского языка. Нужно только умело ими пользоваться.

Итак, давайте разберемся с видами обстоятельств в русском языке. Всего их насчитывается восемь.

Место и время

Этот разряд обстоятельств указывает на место, где происходит действие. Чаще всего к второстепенному члену задают вопросы: где? куда? откуда? Выражаются они наречием или существительными с предлогами или без них. Например. (Где) Кругом, куда ни глянь, синело море.

Нередко обстоятельство обозначает время действия . К слову можно задать вопросы:

  • когда?
  • как долго?
  • с каких пор?
  • на какое время? и так далее.

В этом случае члены предложения выражаются наречием, существительным или деепричастием:

  1. Бабушка (когда?) от восхода солнца до заката хлопотала по дому.
  2. Новую школу в селе Александровка сдали (когда?) в начале 2017 года.
  3. Солнце (в какое время), уходя за горизонт, окрасило небо в багрянец.

Образ действий, мера и степень

Это еще один представитель разряда обстоятельств . Их задача - выражать признак действия определенным образом или в какой-то степени. Вопросы:

  • каким образом?
  • сколько раз?
  • в какой степени?

Они могут выражаться наречиями, существительными в косвенной форме с предлогами или без них, деепричастиями и деепричастными оборотами. Они чаще всего зависят от глагола, но иногда ими управляют наречия, прилагательные, указывающие на степень качества:

Причина и цель

Член предложения, в этом случае может обозначать причину, по которой происходит действие. Он отвечает на вопросы:

  • почему?
  • отчего?
  • по какой причине?

Варианты предложений:

  1. (По какой причине) Из-за аварии на перегоне, поезд застрял в поле на десять часов.
  2. (Почему?) По милости бабушки у Дашутки появились новые друзья.
  3. В саду (Отчего?) от аромата цветов было душно.
  4. Мы выехали из дома рано, (почему?) чтобы успеть до жары.

Наличие такого второстепенного члена предложения указывает на цель действия. Выражаются начальной формой глагола, существительным в косвенном падеже или наречием. Задаваемые вопросы: для чего? с какой целью?

Если член предложения выражен начальной формой глагола, то перед ним можно поставить союз «чтобы». Например: Маргарита зашла в магазин купить хлеб. Зашла (с какой целью?) - купить хлеб. Перефразируем предложение: зашла в магазин, чтобы купить хлеб.

Сравнения

Нередко необходимо сравнить какие-то предметы, более точно назвать основные характеристики. Вот тут и приходят на помощь обстоятельства сравнения. Они отвечают на вопросы существительных. Вопрос ставится один - как? Перед обстоятельством часто стоят слова «словно», «будто».

Например:

  1. Зеленые глаза подружки сияли, (как?) словно изумруды.
  2. Рябь на реке в лучах заходящего солнца переливалась, (как?) будто фольга.

Условия и уступки

Выражается существительным с предлогом или без него, а также деепричастным оборотом. Этот вид обстоятельств в речи употребляют редко, поскольку это книжные обороты. Обозначает условия, при которых действия могут быть совершены, отвечает на вопрос: при каких условиях? Например: В полицию звонят (при каком условии) в случае возникновения опасности для жизни.

Эти второстепенные члены, выражающие уступку, появляются в предложениях, если нужно обозначить явления, которые препятствуют или не соответствуют действию, состоянию, но все равно происходят как бы вопреки происходящему.

К таким членам предложения задают вопросы: несмотря на что? вопреки чему? Могут выражаться существительными. Обязательное условие - наличие слов-помощников: хотя, несмотря ни на что, вопреки.

Примеры:

  1. Вопреки плохому прогнозу погоды, мы все равно отправились на рыбалку.
  2. Хотя мама меня отругала, я все равно на нее не рассердился.
  3. Несмотря на невыносимые условия содержания, декабристы всегда оставались настоящими людьми.

Специально заучивать таблицу нет нужды. Нужно только понять суть второстепенных членов, их значение, тогда и трудностей с определением видом не будет.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!