Какой завет заключил бог с авраамом. Авраам

ЗАВЕТ С АВРААМОМ
Роберт Рейберн (С незначительными сокращениями)
http://sermons.faithtacoma.org/Genesis/genesis29.htm

Быт.15.1-21

Эта глава посвящена завету Бога, заключенному с Авраамом, или, лучше сказать, возобновлению завета, который Бог уже заключил с ним. Обетования, которые Он делает Аврааму, раскрываются только сейчас. Уже в Быт.12 Он обещал Аврааму детей; затем в Быт.13.16 Он повторяет это обещание более четко и определенно. Еще одно повторение или продление срока действия Завета Бога с Авраамом предстоит в Быт.17.
Сейчас я хочу показать вам, насколько важна эта история для понимания Библии и христианской веры. В Библии есть определенные моменты, которые являются окончательными и решающими и служат определению природы и характера библейской вести и всей истории. Перед нами один из таких моментов, и если вы понимаете Священное Писание в целом, вы должны понять, что этот Завет играет ту роль, которую он будет играть во всем Писании.
Позвольте мне попытаться продемонстрировать окончательную, формирующую роль этого завета Бога с Авраамом, особенно как он описан в Быт.15, для всего смысла христианской веры, как он дан в Писании.
1. Во-первых, завет с Авраамом организует всю остальную историю спасения.
Вся дальнейшая библейская история будет описывать судьбу завета Бога с Его избранным народом. Иначе говоря, история спасения в Новом Завете – это отношения, которые Бог установил со Своим народом. Но завет с Авраамом – это первый и основной образ этого Завета. Все, что следует далее – это просто развертывание, развитие и исполнение этого Завета, который Бог заключил с Израилем.
Когда мы думаем о Завете Бога с Его народом, мы более склонны представлять себе Израиль на горе Синай, дарование Закона, вхождение в землю обетованную и так далее. Но все это не что иное, как развитие изначального завета с Авраамом, как ясно из Быт.15.7, 13-16. В Исх.2.24, в частности, сказано, что Бог пришел вывести Израиль из Египта, когда он страдал от угнетения в этой чужой стране, когда Он вспомнил Свой завет с Авраамом. Позже, в Исх.6.3, Господь сказал Моисею, что Он избавит Израиль из Египта в силу Своего обетования Аврааму, ибо Израиль есть потомство Авраама.
Завет, заключенный Богом с Израилем на Синае, нигде не называется новым или другим заветом, ибо это просто обновление и усиление завета Бога, уже давно заключенного с Авраамом. Обетования первого завета – взаимоотношения с Богом, множество потомков и земля Ханаанская – в точности те же, которые занимают центральное место в завете, заключенном чрез Моисея.
Израиль на Синае и в пустыне стоит в завете Божьем, заключенном с Авраамом. Более того, завет, который Бог позже заключит с домом Давида, описанный в 2 Цар.7, лишь служит первому завету, заключенному с Авраамом. Этот завет дает средства, через которые обетование Божие Аврааму будет исполнено. В завете с Давидом Бог обещал вечного Наследника его престола, Великого Царя, Который будет царствовать в Царстве Божием навеки. В Пс.72 этот обетованный Царь, Помазанник, Мессия описывается так, что мы узнаем, что «все народы будут благословлены чрез Него, и они будут называть Его благословенным». Иными словами, Божие обетование Аврааму, что чрез него благословятся все народы земли, ныне исполнено в Царстве грядущего Царя, Который, конечно же, есть Иисус Христос, Семя Авраама.
Именно поэтому рождение Господа было возвещено таким образом, что в нем сразу же увидели исполнение завета, заключенного Богом с Авраамом. В Лк.1.69-75, в песне Захарии, мы читаем: «благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей». Это прямое упоминание о клятве в Быт.15. Мария аналогично заключает свое благословение в Лк.1.54-55: Он «воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века».
Иисус Христос и Его спасение, завоевание народов мира для Христа и собирание всех святых в небесной стране – вот то, что Бог имел в виду в завете, заключенном с Авраамом. Все, что Бог обещал после Авраама во всей остальной Библии – это просто исполнение этого обетования. Новый Завет ясно дает понять, что святые Ветхого Завета, Авраам и его потомки, хорошо знали, что завет Бога с ними – это в конечном счете не обетование небольшой страны в восточном Средиземноморье, но спасение и вечная жизнь в лучшей, небесной стране, для которой Ханаан был лишь прототипом или символом.
Завет, заключенный Богом с Авраамом, таким образом, есть организующий и, таким образом, объединяющий принцип всего библейского Откровения. Вера Нового Завета – одна с верой Авраама, и Новый Завет говорит об этом предельно ясно. Его обетование – то же, что и у святых Ветхого Завета. В Библии есть только одно Евангелие, одно спасение, одна весть, один Завет, и его изначальная и окончательная форма – это завет Божий с Авраамом. Как христиане мы верим в одну Весть во всей Библии от начала до конца.
2. Во-вторых, завет Божий с Авраамом раскрывает спасение как общение с людьми ради их личных отношений со Святым и Вечным Богом.
Это имеет огромное значение для всего использования Богом Завета как раскрытия пути спасения. Это также делает спасение вопросом личных отношений с Богом. Это не то же самое, что другие мировые религии, которые учат той или иной форме заслуг или поклонения, предлагаемого Богу, чтобы получить от Него некую пользу. Это и не американская гражданская религия, которой следует огромное большинство наших сограждан. Они верят, что Бог есть и что Он может поощрять и наказывать, и что Он делает то, что считает нужным. И все же для них Он немногим больше, чем Санта-Клаус, который приходит раз в год. Они не имеют ни мысли, ни понятия о личном познании Бога, Творца неба и земли, и личных отношениях с Ним. О жизни в общении, в дружбе с Богом, в Завете с ним они ничего не знают. Спасение для них, как и для приверженцев других религий – это вопрос о том, как далекий от них Бог будет судить об их жизни, прожитой вдалеке от Него.
Но Бог заключил завет с Авраамом и пообещал ему и его потомству не только будущую жизнь на небесах, но и жизнь здесь, в этом мире. Тем самым Авраам был введен в жизнь с активным, личным познанием Истинного Бога, Всевышнего, Который стал Аврааму Отцом и Другом, Его щитом и наградой. И далее в истории этого завета происходит диалог между простым человеком и Великим Богом, вопросы и ответы, обетования и клятвы. Бог обращается к Аврааму, и Авраам верит Слову Божию, обращенному к нему.
Вся Библия описывает именно этот путь ко спасению. Знать Бога – это и значит спастись. Грешники приходят к Нему за прощением, приходят получить вечную жизнь с помощью личных отношений доверия и верности, которые Бог устанавливает с ними, и они, в свою очередь, поддерживают с Ним. Бог, будучи Всевышним, снисходит к нам, чтобы идти с нами в личных, близких взаимоотношениях, установленных с такими грешными и малыми существами, как мы. И это отличает христианскую веру и жизнь от всех других религий и вероисповеданий в мире. Это первая и основополагающая уникальность нашей веры, ибо как христиане мы верим, что Бог приближается ко греховным мужчинам и женщинам, открывает им Себя и спасает их только через личное общение с Ним Самим.
3. В-третьих, завет Бога с Авраамом закрепляет веру как человеческую сторону спасения и отношений с Богом.
Вы знаете о важности веры, которую Павел приводит против фарисеев в доказательство того, что грешники оправданы, введены через прощение грехов в правильные отношения со Святым Богом и приняты Им не через их дела и даже не через предполагаемое послушание Закону, а по вере, через доверие ко Христу, Который исполнил Закон совершенным образом для Своего народа и от его имени.
Во всем своем великом доказательстве оправдания грешников Павел отсылает к Быт.15.6 как к тому, чему Библия учила с самого начала. Мы находим этот ход мысли в Рим.4.12 и далее в Гал.3.6. В каждом случае Павел проводит контраст между реальной жизнью с Богом – через веру в Его обетование и через исполнение во Христе этого обетования – с тем, что естественные люди думают о спасении и с тем, как его представляли себе фарисеи, а именно, что наш путь состоит в том, что мы должны сделать кучу дел и добавить наше усердие к тому,что делает Бог. Вздор, говорит Павел. Во-первых, мы не подчиняемся закону Божию! Мы грешники насквозь и никогда не делаем хорошие вещи в нашей жизни с надлежащим усердием. Бог судит не только наши действия, но и наши мотивы. Наш грех является гораздо более всеобъемлющей и серьезной проблемой, чем большинство людей об этом думает. Александр Уайт однажды заметил о Генри Драммонде, сентиментальном викторианском проповеднике, который по сути вырезал сердце Евангелия из проповеди своему поколению: «Проблема в том, что он не знал о грехе ничего» (Gammie A. Preachers I have Heard. L.,1945. P.12).
И это проблема огромного множества сегодняшних людей. Они воображают, что они могут угодить Богу тем, что они воспринимают как добрые дела, и не понимают, что их «добрые дела» могут проклясть их тысячу раз.
Но, более того, Павел утверждал, что оправдание грешника всегда основано на его вере, а не на делах, потому, что он был уверен, что то, что Бог заговорил с ним и сделал для него – это не то, что человек может сделать сам. Он ссылается на Быт.15.6. Интересно, сколько раз Павел цитировал этот стих в годы своей публичной проповеди? Наверное, в наши дни на юбилейном банкете на вопрос «Какой ваш любимый стих из Библии?» он ответил бы: Быт.15.6.
Авраам был праведен в глазах Бога потому, что он верил Ему, и когда много веков спустя пришел Спаситель и умер за грехи Авраама, праведность Христа вменилась ему, как если бы он никогда не был грешником и не грешил – ибо для любого грешника прощение есть дар от Бога. За истекшие 4000 лет никто не спасался никак иначе.
Конечно, христианин тоже должен стремиться соблюдать закон Божий и жить чистой, святой и послушной жизнью. Но он делает это не для того, чтобы заработать свой путь на небеса – ибо он знает, что никогда не смог бы этого сделать – но для того, чтобы быть честным в своем общении с Богом, чтобы любить Бога, Который так возлюбил его, чтобы явить свою благодарность Богу за Его дары. Авраам был послушен – не во всем и не всегда, конечно – но его вера Богу привела его к делам ради Бога, он вел жизнь в служении Богу и любви к Нему, и любой христианин в любое время призван к тому же самому.
4. Наконец, завет Бога с Авраамом показывает, что спасение происходит только по суверенной воле и инициативе Бога.
Чтобы никто не думал, что Бог и Авраам вместе решили заключить завет между собой, как если бы они были в некотором смысле равными партнерами, весь акцент в Быт.15, как и везде, падает на инициативу Бога. «Слово Господне к Аврааму». «Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать вам эту землю...» «Я сделаю это для вас». Бог всегда говорит о том, что Он дает, Он устанавливает отношения, которых раньше не было. И так в Библии везде и всегда. "Овцы Мои слушаются голоса Моего, и они идут за Мною", Господь Иисус сказал. "Никто не может придти ко Мне, если Отец Небесный не привлечет его". Так было с Авраамом и так с вами и со мной.. Наше спасение Бог совершает от начала до конца. Даже вера Авраама есть дар ему от Бога, через Дух Святой, и Библия учит этому везде.
Позже некоторые раввины стали учить, что Бог избрал Израиль потому, что это был единственный народ, который согласился соблюдать Его Закон. Но если бы было так, Бог сделал бы плохой выбор, ибо все последующее повествование Библии подтвердило, что народ не смог исполнить Закон. Тем не менее Бог продолжал быть верным завету с Авраамом и продолжает поднимать людей, мужчин и женщин, которые любят Его и поверили Его слову, и последовали Его заповедям. Но это делает Бог, а не человек. Бог дал завет с Авраамом, Он его сотворил и сохранил, и Он дает Своему Завету развернуться в ходе истории.
Поэтому, когда речь идет о спасении, мы монергисты, а не синергисты. Мы верим, что спасение односторонне, а не двусторонне, что это не результат сотрудничества Бога и человека. Сотрудничество никогда не происходило бы, любовь никогда не возникла бы, вера никогда не возникла бы, если бы Бог не действовал первым и не создавал любовь и веру в греховных сердцах. Этого еще не говорится в Быт.15, но это явно подразумевается, но в дальнейшем, с развертыванием библейского повествования, это станет ясно, и основные элементы веры будут излагаться все более детально.
Другими словами, завет с Авраамом – это первая в Библии существенная весть о спасении, о том, что это такое, как оно приходит к человеку, и что он или она должны с ним делать. И поскольку Иисус Христос есть Один и Тот же вчера, сегодня и навеки, Завет, который Он заключил со Своим народом, изначально был заключен с Авраамом.
Один из вас на прошлой неделе дал мне книгу – новую биографию Кристофера Лава, пуританина, пресвитерианского проповедника, который был казнен, как ни больно в этом признаться, тоже пуританами, которые восхищались его жизнью и проповедями, но сочли его предателем из-за его политических взглядов.
Лав вырос в неверующей семье. Ему было 15 лет, когда он услышал первую в своей жизни проповедь. Когда он пошел к проповеднику, это было просто любопытство. Но услышанная проповедь изменила всю его жизнь. Слово Божие пришло к нему. Он вернулся домой, зная, что он грешник в мире, который принадлежит святому Богу. Результат был настолько впечатляющим, что отец отказался отпустить его в церковь еще раз и запер Кристофера на чердаке, опасаясь, как бы он не ушел из дома. И он был прав, ибо юноша бросил в окно веревку, спустился и пошел в церковь. На этот раз Бог встретился с ним, его сердце было изменено, он возродился и уверовал во Христа. Он стал пилигримом, как и Авраам. Его отец был раздражен, что сын уходил из дома вечером, когда его родители уже спали, чтобы встречаться с друзьями-христианами. Как в Уре за 1800 лет до Рождества Христова, в Кардиффе в 1632 году Бог пришел к нему – не в видении, а в проповеди, но по сути это было то же самое.
Бог создал Себе друга, Он ввел в Свой завет еще одного грешника, так же, как это происходило всегда. В случае с Кристофером Лавом произошло то, что со всем народом Божьим в Завете: Бог установил отношения с грешным человеческим существом, которое ответило Ему в вере. Так было во дни Авраама, и так происходит и с нами. Видите ли вы себя в этом завете Бога с Авраамом? Есть ли у вас доверие к Слову Божию и личная дружба с Богом? В завете ли вы с Ним? Сделал ли Он Себя вашим Другом? Вы должны согласиться не меньше чем на это, чтобы войти в правильные отношения с Ним! Господи, сделай меня Своим другом! Возьми меня в Свой Завет! Дай мне истинную веру в Тебя и в Иисуса Христа! Я не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. Такова молитва мужчин и женщин, которые приблизились ко спасению и вечной жизни в дружбе с Богом.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn

Ниже я описала гибель первого мира. Люди, живущие в том мире (до потопа), после смерти попадали в ад, где существует смерть вторая. Из Библии мы видим, что Бог создал землю, для того, чтобы люди жили и размножались. На земле существует смерть первая, а в аде смерть вторая. Человек состоит из тела, души и духа. Тело смертно, а дух вечен. Дух это разум и сознание. Смысл жизни человека на земле заключается в повышении уровня своего сознания (духовный уровень). На том свете существует ад, рай, Царство Небесное и Новое небо и новая земля. Попав в рай, люди становятся бессмертными. Где бы люди не проживали, они всегда должны стремится повысить свой духовный уровень. Если человек живёт по законам Бога, значит уровень его сознания достиг сознания людей, проживающих в рае. А для этого нужно правильно понять о том, что написано в Библии. Я кратко объясню главное.

Продолжение. Библия. Ветхий завет. Бог дал людям разные языки. Бог заключил завет с Авраамом, отцом евреев.

1 На всей земле был один язык и одно наречие.
2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.
9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
10 Вот родословие Сима: Сим был ста лет и родил Арфаксада, чрез два года после потопа;
11 по рождении Арфаксада Сим жил пятьсот лет и родил сынов и дочерей.
12 Арфаксад жил тридцать пять лет и родил Салу.
13 По рождении Салы Арфаксад жил четыреста три года и родил сынов и дочерей.
14 Сала жил тридцать лет и родил Евера.
15 По рождении Евера Сала жил четыреста три года и родил сынов и дочерей.
16 Евер жил тридцать четыре года и родил Фалека.
17 По рождении Фалека Евер жил четыреста тридцать лет и родил сынов и дочерей.
18 Фалек жил тридцать лет и родил Рагава.
19 По рождении Рагава Фалек жил двести девять лет и родил сынов и дочерей.
20 Рагав жил тридцать два года и родил Серуха.
21 По рождении Серуха Рагав жил двести семь лет и родил сынов и дочерей.
22 Серух жил тридцать лет и родил Нахора.
23 По рождении Нахора Серух жил двести лет и родил сынов и дочерей.
24 Нахор жил двадцать девять лет и родил Фарру.
25 По рождении Фарры Нахор жил сто девятнадцать лет и родил сынов и дочерей.
26 Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана.
27 Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота.
28 И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском.
29 Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски.
30 И Сара была неплодна и бездетна.
31 И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там.
32 И было дней жизни Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране.

(Люди первого мира жили до 1000 лет. Из этой главы мы видим, что жизнь людей нашего мира постепенно сокращается).

Культура (всё, что сделано человеком) человечества постепенно повышалась. Авраам Еврей верил в единого Бога и Бог заключил с ним завет, по которому отдал в вечное пользование земли Палестины (Бытие 12, 13).

Бытие 13:14-18 - И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу;
15 ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки,
16 и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет;
17 встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее.
18 И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.

Бытие 15:12-21 - 12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.
13 И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,
14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом,
15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй;
16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.
17 Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными.
18 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата:
19 Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев,
20 Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов,
21 Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев.

У Авраама родился сын Исаак (Бытие 21). Смерть Авраама.

Бытие 25 -Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет;
8 и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему.
9 И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре,
10 на поле, которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его.

Бог заключил с Исааком завет, по которому отдал его потомству земли Палестины.

Бытие 26:1-6 -1 Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар.
2 Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе,
3 странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему;
4 умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные,
5 за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.
6 Исаак поселился в Гераре.

У Исаака родились двое сыновей.
Бытие 25:19-34 - 19 Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака.
20 Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина.
21 И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.
22 Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа.
23 Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему.
24 И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее.
25 Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав.
26 Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились.
27 Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.
28 Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова.
29 И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый.
30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.
31 Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство.
32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?
33 Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову.
34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.

Бог заключил завет с Иаковом, внуком Авраама, по которому завещал земли Палестины его потомкам. Бог дал Иакову имя - Израиль.

Бытие 35 - 9 И явился Бог Иакову по возвращении его из Месопотамии, и благословил его,
10 и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль.
11 И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих;
12 землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию.
13 И восшел от него Бог с места, на котором говорил ему.
14 И поставил Иаков памятник на месте, на котором говорил ему Бог, памятник каменный, и возлил на него возлияние, и возлил на него елей;
15 и нарек Иаков имя месту, на котором Бог говорил ему: Вефиль.

У Израиля (Иакова) было 12 сыновей.
Бытие 35 - 22 Сынов же у Иакова было двенадцать.

23 Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим, по нем Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон.
24 Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин.
25 Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим.
26 Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии.
27 И пришел Иаков к Исааку, отцу своему, в Мамре, в Кириаф-Арбу, то есть Хеврон где странствовал Авраам и Исаак.
28 И было дней жизни Исааковой сто восемьдесят лет.
29 И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью; и погребли его Исав и Иаков, сыновья его.

Бытие 37:1 Иаков жил в земле странствования отца своего, в земле Ханаанской.
2 Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до отца их.
3 Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду.
4 И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно.
Далее говорится, что братья решили его убить, но в последний момент передумали и продали его хозяину каравана, который шёл в Египет.

Бытие 39:1 Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей.
2 И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина.
3 И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех.
4 И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его.
5 И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле.
6 И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем.
7 И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною.
8 Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки;
9 нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?
10 Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею,
11 случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было;
12 она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон.
13 Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках ее и побежал вон,
14 кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом,
15 и он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою, и побежал, и выбежал вон.
16 И оставила одежду его у себя до прихода господина его в дом свой.
17 И пересказала ему те же слова, говоря: раб Еврей, которого ты привел к нам, приходил ко мне ругаться надо мною.
18 но, когда я подняла вопль и закричала, он оставил у меня одежду свою и убежал вон.
19 Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему, говоря: так поступил со мною раб твой, то воспылал гневом;
20 и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице.
21 И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы.
22 И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем.
23 Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех.

До фараона дошли слухи, что Иосиф умеет разгадывать сны. Он приказал, чтобы его привели к нему. Иосив разгадал сон.
Бытие 41:29 Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской;
30 после них настанут семь лет голода, и забудется все то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю,
31 и неприметно будет прежнее изобилие на земле, по причине голода, который последует, ибо он будет очень тяжел.
32 А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие.
33 И ныне да усмотрит фараон мужа разумного и мудрого и да поставит его над землею Египетскою.
34 Да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть с земли Египетской;
35 пусть они берут всякий хлеб этих наступающих хороших годов и соберут в городах хлеб под ведение фараона в пищу, и пусть берегут;
36 и будет сия пища в запас для земли на семь лет голода, которые будут в земле Египетской, дабы земля не погибла от голода.
37 Сие понравилось фараону и всем слугам его.
38 И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?
39 И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты;
40 ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя.
41 И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою.
42 И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему;
43 велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою.
44 И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской.
45 И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И пошел Иосиф по земле Египетской.
46 Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. И вышел Иосиф от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской.
47 Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти.
48 И собрал он всякий хлеб семи лет, которые были плодородны в земле Египетской, и положил хлеб в городах; в каждом городе положил хлеб полей, окружающих его.
49 И скопил Иосиф хлеба весьма много, как песку морского, так что перестал и считать, ибо не стало счета.
50 До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского.
51 И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что говорил он Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего.
52 А другому нарек имя: Ефрем, потому что говорил он Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего.
53 И прошли семь лет изобилия, которое было в земле Египетской,
54 и наступили семь лет голода, как сказал Иосиф. И был голод во всех землях, а во всей земле Египетской был хлеб.
55 Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод, то народ начал вопиять к фараону о хлебе. И сказал фараон всем Египтянам: пойдите к Иосифу и делайте, что он вам скажет.
56 И был голод по всей земле; и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам. Голод же усиливался в земле Египетской.
57 И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле.

То, что Бог вступил в отношения с Авраамом исключительно по Своему изволению, было очевидно уже во время Его первого обращения к патриарху. Это не было кроткое предложение покинуть землю отцов в обмен на благословение. Напротив, слово Божие звучало как торжественное повеление: “пойди из земли твоей, от родства твоего” (Быт. 12:1).

Так же властно прозвучали Его слова при учреждении заветной печати обрезания. Бог провозгласил Аврааму: “Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; И поставлю завет Мой между Мною и тобою.” (Быт. 17:1, 2). Ничто в этих повествованиях не наводит на мысль о “соглашении” или “договоре”. Господь Бог полновластно утверждает условия Своего завета с Авраамом.

Безусловно, самый замечательный отрывок в патриархальных повествованиях, имеющих непосредственное отношение к понятию завета — это загадочное описание церемонии заключения Авраамова завета в 15 главе Книги Бытия. Этот рассказ со всей определенностью указывает, что по своей сути завет — это “узы на крови, которыми Бог по изволению Своему связывает Себя с творением”.

Этот этап исполнения Божьего обязательства совершить искупление уместнее всего определить как “завет обетования”. Бог всевластно подтверждает заветные обетования Аврааму.

Формальное заключение завета с Авраамом

Причиной формального заключения Божьего завета с Авраамом стал вопрос патриарха, вызывающий глубокое сочувствие. Авраам спрашивает в тревоге: “Владыка Господи, по чему мне узнать, что я буду владеть ею?” (Быт.15:8). Авраам верит Божьему слову. Но он просит твердой уверенности.

Бог даровал Аврааму великодушные обетования. Но патриарх старел. Жена его оставалась бездетной. Во дни Авраама было принято принимать разумные меры на случай бездетности родителей. Г931 Можно было “усыновить” одного из тех, кто служил семье. Такой приемный “сын” становился законным наследником.

Следовало ли бездетному Аврааму толковать обетование Божие таким образом, что ему придется прибегнуть к этой предусмотренной законами процедуре? Неужели его наследником неминуемо станет “этот Елиезер из Дамаска” (ст. 2, 3)?

Господь недвусмысленно возвещает о Своих намерениях. Никто иной, кроме сына чресл Авраамовых, не унаследует данных ему обетований (ст. 4).

Но как мог Авраам увериться в этом? Если ли способ подтвердить слово обетования?

Господь милостиво дает патриарху такое подтверждение, скрепляя узы завета соответствующим обрядом. Он повелевает Аврааму представить Ему определенных животных (ст. 9). В дальнейших пояснениях патриарх не нуждается. Он хорошо знает этот ритуал. По обычаям своего времени Авраам рассекает животных пополам и располагает куски друг против друга. Птиц он умерщвляет, но не рассекает.

В это время, говорит повествование, жертвенное мясо привлекает хищных птиц, которые пытаются склевать приготовленную Авраамом жертву. Патриарх считает необходимым вмешаться и отгоняет их (ст. 11).

Когда Авраам впадает в провидческий сон, Бог поясняет ему ход событий, которые должны предшествовать полному осуществлению Его обетований. Авраам не должен отчаиваться. Он не должен беспокоиться из-за отсрочки в исполнении обетований. Бог позволяет ему охватить взглядом историю, которая в конечном итоге приведет семя Авраамово к владению землей обетованной. Это видение побуждает патриарха терпеливо ждать.

В течение 400 лет потомков Авраама будут угнетать в чужой стране. По окончании этого срока они выйдут из земли с большим имуществом. И, наконец, вступят в землю обетованную (ст. 13, 14).

Зачем такой длительный период лишений и испытаний? Почему Аврааму самому немедленно не вступить во владение обетованной землей?

Только милосердие Божие к грешному человечеству дает подобающий ответ на этот вопрос. Такое промедление объясняется благодатью Божьего долготерпения к нынешним обитателям той земли. Поскольку “мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась” (ст.16), потомкам Авраама придется вынести 400 лет изгнания с земли обетованной.

В заключение этих пророчеств Авраам становится свидетелем поистине потрясающего зрелища. “Дым как бы из печи” и “пламя огня” проходят между рассеченными животными (ст.17).

Что же означает этот поражающий воображение обряд? Почему видимые знаки Божественного присутствия проходят “между рассеченными животными”?

Все поясняет следующее предложение: “В этот день заключил Господь завет с Авраамом” (ст.18). Рассечение животных и прохождение между их частями означает “заключение” (буквально “рассечение”) завета.

Рассекая животных и проходя между их частями, участники завета дают клятву верности в жизни и в смерти. Эти действия означают, что участники завета призывают на себя проклятие в том случае, если нарушат его. Они заявляют, что если нарушат свои заветные обязательства, то пусть их тела будут рассечены на части, как тела ритуальных животных.

Внебиблейские аналогии подтверждают, что подобные обрядовые действия при заключении завета означают именно призывание на себя проклятия. Недавно стали известными несколько примеров символического заклания животных при заключении завета. Один сирийский текст, относящийся к восемнадцатому-семнадцатому векам до рождества Христова, представляет собой запись соглашения, по которому некто Абба-АН дарует некий город Яримлиму: “Абба-АН связан с Яримлимом клятвой, и он перерезал горло овцы.” Другие тексты, принадлежащие к культуре Мари и датируемые восемнадцатым веком до Р.Х., упоминают о заклании осла при заключении завета. Похоже, что само выражение “закалать осла” выступало в роли специального термина, обозначавшего заключение завета.

Поскольку клятва верности до смерти являлась неотъемлемой частью церемонии заключения завета, то при этом стороны связывали себя “узами на крови.” Стороны, которые вступали в завет, принимали на себя в этих отношениях обязательства жизни и смерти.

В случае Авраамова завета Бог-Творец связывает Себя со Своим творением-человеком торжественной клятвой на крови. По Своему изволению Всемогущий принимает на Себя обязательство исполнить данные Аврааму обетования. Это Божье обязательство призвано избавить Авраама от сомнений. Бог торжественно дал обетование и скрепил его клятвой, призывающей проклятие на нарушителя. Исполнение слова Господня несомненно.

О. Палмер Робертсон,

Христос Божьих заветов, Copyright 1980, ISBN: 0-87552 — 418 – 4, Перевод Елены Бога, Редактор Елена Шустова

Священная история выделяет тему взаимоотношений человека и Бога, описывая реальные события и в то же время обнажая религиозный смысл исторического факта. Все эпизоды Священной истории, о которых говорилось ранее, свидетельствуют о действенности первородного греха в природе человека. Однако непосредственно вслед за грехопадением и осуждением Адама Бог дает обетование о грядущем спасении рода человеческого . Он не только наказывает Адама и Еву, но и, обращаясь к ним, говорит о том времени, когда семя жены сотрет главу змия. Таково первое обетование о Спасителе мира, который, родившись от женщины, одержит победу над диаволом и спасет от его власти род людской.

Заметим, что Бог не говорит: “Я сотру главу змия”, - но говорит: семя жены сотрет главу змия. Это означает, что в битве с мировым злом и в новом обретении человечеством рая будет участвовать не только Бог, но и человек своим личным усилием .

Другими словами, соучастие людей в деле спасения так же необходимо, как и действие Божественного всемогущества. Дабы зримо явить людям эту истину, Бог избирает человека по имени Авраам, жившего в Месопотамии, в городе Уре Халдейском на территории современного Ирака. Об этом городе известно не только из Библии, но и из других исторических источников.

Авраам жил за две тысячи лет до Рождества Христова, то есть примерно четыре тысячи лет назад, во времена глубокой древности. Бог, избирая Авраама, желает восстановить религиозную связь с людьми, разрушенную грехопадением Адама и Евы и преступлениями последующих поколений, вновь обнаруживая Свое присутствие в человеческой истории. Он обращается к Аврааму с призывом и обещанием:

“Иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое” (Быт. 12. 1–2).

И Авраам совершает на первый взгляд весьма нелогичный поступок: он оставляет насиженное место, свой дом и вместе со всем семейством, скотом и иным достоянием отправляется в трудное путешествие через пустыню в землю Ханаанскую, которую указал ему Господь.

Ханаан - это приблизительно нынешняя Палестина. Авраам следует туда, не имея для того никаких иных причин и оснований, кроме доверия к Богу. И в ответ на эту веру, на это сыновнее послушание Господь дает Аврааму великое обетование. Он заключает с Авраамом завет - первый союз человека с Богом, получивший наименование Ветхого, или древнего, завета. Бог обещает Аврааму благоденствие и многочисленное потомство (в то время у Авраама не было детей), а в ответ требует от Авраама веры и послушания. И Авраам верит Богу.

Господь же испытывает веру Авраама, и весьма сурово. Однажды в семье Авраама происходит радостное событие: наконец-то рождается ребенок. Авраам дает ему имя Исаак. Ребенок возрастает, подавая своей семье радость и надежду, что через него действительно осуществятся Божественные обетования. Но когда Исаак достигает отрочества, Бог призывает Авраама принести Ему в жертву сына. Можно себе представить, сколько надежд Авраам связывал с Исааком. Ибо ведь и самый завет - союз Бога с человеком - основывался на том, что Авраам станет родоначальником многочисленного народа. И вдруг Бог, словно забыв о завете с Авраамом, искушает его, говоря: “Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение…” (Быт. 22. 2).

Как же отвечает Авраам на этот призыв Бога? Он берет своего отрока, седлает осла и поднимается на высокую гору. Там складывает жертвенник, приготовляет дрова для всесожжения, разводит огонь и, связав Исаака, возводит его на жертвенник. И когда Авраам заносит над головой сына своего нож, готовясь нанести смертельный удар, Бог останавливает его руку.

Итак, Авраам явил всецелую верность Богу - вплоть до готовности отдать на смерть долгожданного своего сына. И Бог благословляет Авраама потомством, на котором почило особое Божие благословение, ибо в наследниках Авраама надлежало жить вере в единого Бога.

Кто же он, Авраам, - праведник, мудрец, ученый, философ? Нет, он был простой кочевник, ничем не выделявшийся из среды людей, живших в одно с ним время, ни культурой, ни языком, ни знаниями, ни обычаями. Даже с точки зрения этической Авраам мало чем отличался от своих соплеменников и современников, ибо жил по законам выпавшего ему времени: у него были жена и наложница, рабы и скот. До того, как он был отмечен Богом, это был человек не лучше и не хуже других, один из многих. Но Бог избирает именно этого человека. И Авраам оказывается способным ответить на Божественный призыв.

Авраам вошел в общение с Богом, тем самым как бы совершив деяние, обратное поступку Адама. Ибо если Адам отказался от Бога и от союза с Ним, то Авраам заключил союз с Богом. Адам решил строить свою жизнь помимо Бога в стремлении самостоятельно достичь Его славы, уповая при этом на магическую силу природы, символом которой стал запретный плод. Авраам же во имя верности своему завету с Богом нашел в себе силы пожертвовать единственным сыном. Разумеется, в Аврааме не в полной мере восстанавливается то, что было разрушено в Адаме. Авраам - это человек, унаследовавший греховную человеческую природу. Его праведность соседствует со слабостью. И тем не менее, несмотря на свои слабости и грехи, именно он вступил на путь Богообщения и на этом пути достиг истинного величия, став праведником ветхозаветной Церкви, отцом всех верующих людей.

Бог, устанавливая завет-союз с людьми через Авраама, не нарушает при этом свободы человека. Свободою как Божественным даром продолжает владеть каждый смертный. Однако участие в завете-союзе предполагает соблюдение совершенно конкретных условий: Бог преподает свое благословение людям, дарует им поддержку и помощь в ответ на их веру в Него и на послушание Ему .

История Авраама впервые вводит читающего Библию в круг вопросов, связанных с очень важной религиозной проблемой, - проблемой веры. Вера есть непременное условие пребывания человека в завете-союзе с Богом. Человек может находиться в общении с Богом, может надеяться на Божию помощь, если имеет веру и послушание Богу.

Адаму выпало стать первым ослушником Божественной воли; Авраам свободно и сознательно подчинил себя воле Божией, пронеся верность Богу через самые суровые испытания. “Подвигом веры” называл святитель Василий Великий готовность человека без колебания и сомнения принимать всякое слово Божие, даже если оно на первый взгляд противоречит здравому смыслу. Именно этот подвиг совершил Авраам.

“Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет… Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака… Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить” (Евр. 11. 8, 17, 19).

История Авраама весьма поучительна: она помогает понять каждому, что и его отношения с Богом, его личный завет-союз с Творцом также могут проходить полосу испытаний и трудностей, разочарования и недоумений. В самом деле, многим ли из нас удавалось прожить жизнь, ни разу не возроптав в сердце своем: “Господи, как же Ты попускаешь совершаться подобной несправедливости по отношению ко мне (или к моим ближним)?” И нередко в недоумении и бессилии восклицаем: “Где же Бог?”

Однако следует помнить, что даже в тяжких испытаниях и скорбях не должна помрачаться вера в Бога, ибо в ней - единственное наше спасение. И, быть может, история Авраама, чья покорность воле Божией простиралась до готовности принести в жертву возлюбленного своего сына, поможет и нам в испытаниях жизни сохранить доверие к спасительному Промыслу Божию, послушание Отцу Небесному и упование на Его неизреченную милость.

5. Божий завет с Авраамом

Через Ноя и его жену, и через их сыновей, Сима, Хама и Иафета , земля была вновь заселена после потопа. По мере увеличения числа потомков Ноя, увеличивалось на земле и зло. Как будто не было вовсе потопа, и не существовал завет Божий с землей. Не приходится сомневаться в том, что повсюду было распространено идолопоклонство. Несомненно, человек полагался больше на себя, нежели на Бога.

На обширных равнинах Месопотамии люди собрались вместе, чтобы построить себе город и башню. Они использовали для этого кирпичи и земляную смолу, как использовали их люди и веками спустя . Их целью было возвеличивание себя, но не Бога:

"Построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли" (Бытие 11:4).

Странная ирония проглядывала в этой ситуации. Люди объединились. Но, увы, они объединились вокруг себя и своих грехов, но не вокруг Бога и Его праведности. Эта новая их инициатива вновь грозила уничтожить Божественный свет и живую надежду на Его обетования. Бог начал действовать. Казалось, что то , что Он сделать, только способствовало увеличению человеческих проблем. В какой-то степени это так. Бог так смешал их языки, что на этот момент общение между ними стало невозможным. Грех не поможет распространяться на подобие лесного пожара. Как защитные противопожарные рвы препятствуют распространению огня, так и смешение языков способствовало сдерживанию или, по крайней мере, препятствовало консолидации всего мира вокруг греха, что сделало бы выживание праведности почти невозможным. Поэтому "рассеял их Господь по всей земле; и они перестали строить город" (Бытие 11:8).

Посредством этих уникальных мер Бог приготовил почву для времени, когда Он смог бы дать еще более величайшие обетования для избранных Им, чем те, которые Он сделал до этого. Эти обетования находились в пренебрежении на протяжении веков. К счастью, они явились существенной частью веры Христадельфиан с самого начала. Мы верим, что они являются решающими в понимании цели Божией. Давайте посмотрим на их содержание и на обстоятельства, при которых они были даны.

Около 2000 лет до нашей эры в Халдейском городе Ур, что в Месопотамии (современный Ирак), жил человек по имени Аврам . Позднее его имя было заменено на Авраам , и этим именем, для простоты, мы и будем пользоваться. Самым замечательным аспектом его жизни была его вера в Бога, хотя он и жил в городе, где преобладал культ обожествления Луны.

Еще в 19 веке были образованные люди, отрицавшие существование этого Халдейского города. Они не знали такого места, а значит, оно и не существовало! Такой подход к Писанию совершенно неприемлем. Что Библия говорит, есть истина, и мы должны быть подготовлены к принятию ее. Мы можем время от времени сталкиваться с проблемами, с которыми сталкивались, например, люди 19 века, когда они не имели никаких сведений о существовании библейского города Ур. Тем не менее, им следовало бы довериться Библии. Она вполне достойна доверия, что доказывается время от времени вновь и вновь. Археологи раскопали много городов в Месопотамии и теперь уверены в местонахождении города Ур. Стали известны его размеры, образ жизни, науки и ремесла и идолопоклонства. Музеи многих городов мира, хранят экспонаты из этого города и некоторые из них имеют мировую известность.

Жизнь Авраама в городе Ур подходила к концу. Он должен был распрощаться со всем, что его в нем связывало, и уже никогда в него не вернуться. Бог избрал его для великой цели, которой предстоит осуществиться во Христе и Царстве Божием. Следующее есть первое обетование Бога, данное Аврааму:

"Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я у кажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные" (Бытие 12:1-3).

Эти обетования следует читать вновь и вновь. Они подробны, уникальны и удивительны. В их исполнении лежит исполнение первого великого обетования, над которым мы уже размышляли. Посмотрим на основные аспекты обетования, данного Аврааму:

(1) Обетование включает некую землю. Библия не оставляет никаких сомнений, что земля эта - земля Израиля, известная прежде, как земля Ханаанская (пожалуйста прочтите Деяния 7:3-5 и Евреям 11:8,9).

(2) Согласно обетованию должно возникнуть новая нация. В первое время это была нация израильская (см , например, Исход 2:24,25), которая позднее стала называться иудейской. Но, что более важно, должна появиться (что подразумевает обетование) еще более великая нация. Она будет состоять из множества одухотворенных верующих всех национальностей, которые поверили в обетование, данное Аврааму, зная, что все это, несомненно, состоится в Господе Иисусе Христе (см. 1 Петра 2:9-19 и Галатам 3:7).

(3) Авраам сам будет благословлен и имя его будет великим. И даже до такой степени, что Бог позволил называть Себя Богом Авраама. Имя Авраама упоминается в Новом Завете более семидесяти раз, часто С амим Господом Иисусом Христом, и это более, чем о любом другом персонаже Ветхого Завета.

(4) В Аврааме благословятся все народы. Помимо прочего, это относится к благословениям, которые придут через Господа Иисуса Христа, семя Авраамово , через которое все люди, независимо от их расы, могут получить спасение (см. Галатам 3:26-29 и Откровение 5:9,10). Здесь вторая сторона аспекта этого обетования. Когда Христос будет царствовать над всей землей, все народы испытают даруемые Им благословения.

Земля обетованная

Необходимо отметить, что большая часть развития аспектов обетования произошла после смерти Авраама. Как же мы узнаем, что он лично будет вовлечен в их исполнение, и испытает благословения, содержащиеся в них? Мы можем быть в этом уверены, потому что обетования были раскрыты более подробно для самого Авраама в последующих откровениях (кстати, Авраам сам был пророком согласно Бытие 20:7). Вот один из примеров развития обетования, данного Аврааму, когда он проживал один в земле Ханаанской :

"Возведи очи твои, и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к западу. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки" (Бытие 13:14,15).

Здесь земля Ханаанская обещана Аврааму лично, и в этом нет никаких сомнений, так как мы находим подтверждение этому в Новом Завете:

"Переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете; и не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему…" (Деяние 7:4,5).

"Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования… и все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства" (Евреям 11:8,9,39,40).

Бог не мог бы выразить яснее, чем Он это сделал, что Его обетование касалось земли Израиля, которую Аврааму предстояло наследовать. Но оно, это обетование, до сих пор не исполнилось. Авраам умер, не получив обещанного . Остается единственно возможное объяснение: исполнение его относится к будущему. Более того, земля обетованная обещана Аврааму навеки. Следовательно, Авраам должен снова жить на земле и жить вечно, для того чтобы исполнилось Божие благословение. И он будет жить вечно!

И залог этому ни кто иной, как С ам Господь Иисус, который объявил, что Авраам, вне всякого сомнения, будет воскрешен из мертвых (Матфей 22:31,32). Когда Христос вернется на землю, Авраам получит от Него дар вечной жизни и вступит тогда в права наследования, которые имели своим центром Израиль, но затем были распространены на всю землю (Римлянам 4:13). По этой причине Христос заявил:

Вы (неверующие иу деи) "увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием" (Лука 13:28,29).

Аврааму было 75 лет, когда он пришел в землю Ханаанскую , и в которой жил затем, как странник. Он до сих пор был бездетным и обращался к Богу с молитвами относительно его будущего семени. Бог отозвался, предложив Аврааму взглянуть на звезды:

"Посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков" (Бытие 15:5).

Повтор обетования вызвал соответствующую реакцию Авраама:

"Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность" (Бытие 15:6).

Вера не есть смутная надежда или слепота, не знающая доверия. Она есть абсолютная уверенность в Божьих обетованиях и их исполнении. Доверьтесь Богу; Он никогда не обманет. Праведность есть то отношение, через которое человек связан с Богом, как только человек раз и навсегда признается в своей полной неспособности спасти себя, в то же время безоговорочно веря, что Бог исполнит С вои обетования. Это показано с предельной ясностью в Господе Иисусе Христа, в котором Божие спасение одинаково обещано и гарантировано.

Аврааму многое еще предстояло понять. Бог повторил ему С вое обетование:

"Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение" (Бытие 15:7).

Авраам спросил: "Почему мне узнать, что я буду владеть ею?" Ответ был удивительным и поучительным. Аврааму было приказано приготовить жертву, предназначенную Богу, но ему не пришлось ее принести. Он разложил ее перед Богом и ждал, отгоняя при этом хищных птиц. Как только зашло солнце, на Авраама напал крепкий сон и со сном ужас и мрак великий. Именно тогда Бог заговорил с ним. Все это описано в книге Бытие 15:13-20, где Бог показал наперед историю Авраамовых потомков. Затем Авраам увидел огонь, пламя которого прошло между частями приготовленных в жертву животных. Не было ничего необычного в практике тех дней, когда стороны, заключавшие договор, приготавливали жертвы и над ними произносили торжественные клятвы, проходя при этом между частями жертвенных животных (мы можем увидеть это в книге Иеремии 34:18,19). Но в случае с Авраамом была существенная разница. Здесь была представлена, так сказать, только одна сторона, заключавшая завет, и эта сторона была представлена С амим Богом, символически показанным пламенем огня:

"В этот день заключил Господь завет с Авраамом" (Бытие 15:18).

Эти обетования были вполне определенными, ибо их выполнение зависело целиком от Бога. И видение было Божиим заверением для С воего раба. В то же время Авраам получил урок, что их выполнение лежит далеко в будущем. И случится это только после его смерти. Авраам наследует землю только посредством воскрешения из мертвых.

Авраам продолжал временно проживать в земле Ханаанской . Он все еще оставался бездетным, хотя прошло уже 24 года как он пришел в указанную ему землю. Он и его жена Сарра уже пережили всякую надежду иметь ребенка. Сарра была бесплодна. К этому времени Аврааму было уже 99 лет, а его жене около 90. Но разве есть что-нибудь невозможное для Бога? Бог снова обратился к Аврааму и вновь повторил ему С вои обетования с предельной ясностью:

"Завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов… и поставлю завет Мой между Мною и тобою… завет вечный в том, что Я буду Богом твоим… и дам тебе… всю землю Ханаанскую , во владение вечное" (Бытие 17:4-8).

Именно в это время Бог ввел обряд обрезания, который с тех пор существует у евреев. И еще Бог сказал, что Сарра будет иметь ребенка! При этом известии, как Авраам, так и Сарра , были переполнены удивления, но тем не менее они верили Богу:

Авраам "не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу, и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное" (Римлянам 4:20,21).

"Верою и сама Сарра (будучи неплодна ) получила силу к принятию семени и не по времени возраста родила; ибо знала, что верен Обещавший" (Евреям 11:11).

Таким образом, родился Исаак, второй из великих патриархов. Авраам подходил к своему последнему и величайшему испытанию. Исаак был для него самым дорогим существом, потому что, как ему казалось, все обетования Бога концентрируются вокруг этого ребенка. Да и Бог сказал ему: "В Исааке наречется тебе себя" (Бытие 21:12).

Можем ли мы представить себе чувства Авраама, когда Бог сказал ему, чтобы он привел своего сына в назначенное место, и там принес его в жертву? Его отцовский инстинкт подвергся мучительному переживанию. Более того, что же станет с обетованиями Божьими? Мы знаем, как поступил Авраам и его мысли при этом; об этом нам рассказывает Библия. Он пошел исполнить то, что ему сказал Бог, и при этом был уверен, что вернется обратно с живым сыном:

"Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: "в Исааке наречется тебе семя"; ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование" (Евреям11:17-19).

Бог испытал Авраама до самых крайних пределов. В некотором смысле Бог как бы спрашивал Авраама, чьим сыном является Исаак, кому он в действительности принадлежит? Ответ был только один, - он принадлежит Богу. Конечно, Бог не желал смерти Исаака (он и не умер в действительности), но Он хотел увидеть, как проявит себя зрелая вера Авраама через его желание вернуть Исаака обратно Богу. И именно тогда Авраам получил окончательные обетования:

"Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли" (Бытие 22:16-18).

Обетованное Семя

Среди бесчисленного и благословенного семени Авраама должно быть одно особое, то есть какая-то одна особенная личность. Эта становится ясным через слова: "овладеет семя твое городами врагов своих" (стих 17). Авраам, веривший первому обетованию, данному в саду Едемском , увидел соответствия между тем, что было сказано ему и тем, что лежало в основе первого обетования. Его семя одержит победу над врагом. Избавитель придет через него и в то же время, как учил его постоянно Бог, работа будет Божия.

Нас не оставляют в сомнениях насчет самых сокровенных размышлений Авраама и проницательности его видения, ибо Иисус говорит нам:

"Авраам… рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался" (Иоанн 8:56).

Через свой мучительный опыт, когда он взял своего единственного сына и привел в назначенное место, на котором в последующие века вырос город Иерусалим и на котором был возведен храм, Авраам познал, что избавление придет, потому что "Бог усмотрит Себе агнца" (Бытие 22:8). Наконец, он имел полную картину: наследие придет через спасение через веру, и спасение придет через искупительную жертву, которую выберет С ам Господь Бог. Жертвоприношение и жертвы должны были являть собой существенную часть в поклонении Богу, которые Он предопределил совершать Израилю. Мы отложим комментарий на эту тему и о значении этого до более подходящего момента в нашем повествовании.

Будет еще другой "единородный сын", который придет в Иерусалим и будет принесен в жертву, ибо Бог не пощадит С воего единственного Сына, но отдаст Его ради спасения нас всех.

Обетования, данные Аврааму, были повторены Исааку (Бытие 26:2-8) и его сыну Иакову (Бытие 28:3,4,15). Они есть то, посредством чего все истинные верующие могут извлечь для себя благо через веру и крещение в Господа Иисуса Христа. Будет еще и другие обетования, как раскрывает Писание, но все эти дальнейшие обетования Божии имеют своим основанием обетования, данные Аврааму, через которые все народы получат благословение во Христе.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!