Карабахский конфликт: даты, события. Карабахский конфликт: Истоки, причины, последствия

Война в Нагорном Карабахе по масштабности уступает чеченской: в ней погибло около 50000 человек, однако по продолжительности этот конфликт превосходит все кавказские войны последних десятилетий. Итак, сегодня стоит вспомнить, почему на весь мир стал известен Нагорный Карабах, суть и причины конфликта и какие последние новости известны из этого региона.

Предыстория войны в Нагорном Карабахе

Предыстория карабахского конфликта весьма продолжительна, но вкратце ее причину можно выразить так: азербайджанцы, которые являются мусульманами, издавна стали спорить за территорию с армянами, которые являются христианами. Современному обывателю сложно понять суть конфликта, поскольку убивать друг друга из-за национальности и религии в 20-21 веке, да, равно как и из-за территории – полный идиотизм. Ну не нравится тебе государство, в границах которого ты оказался, собери чемоданы, да езжай в Тулу или Краснодар помидорами торговать – там всегда тебе рады. Зачем война, зачем кровь?

Совок виноват

Когда-то при СССР Нагорный Карабах был включен в Азербайджанскую ССР. По ошибке или не по ошибке, не важно, но бумага на землю была у азербайджанцев. Наверное, можно было бы договориться мирно, сплясать коллективную лезгинку и угостить друг друга арбузом. Но не тут-то было. Армяне на захотели жить в Азербайджане, принимать его язык и законодательство. Но и сваливать в Тулу торговать помидорами или в свою Армению не очень-то собирались. Аргумент у них был железный и вполне традиционный: «тут жили диды!».

Азербайджанцы отдавать свою территорию тоже не захотели, у них там тоже жили диды, да еще и бумага на землю была. Поэтому они поступили точно так же, как Порошенко в Украине, Ельцин в Чечне и Снегур в Приднестровье. То есть, ввели войска для наведения конституционного порядка и защиты целостности границ. Первый канал, назвал бы это бандеровской карательной операцией или нашествием голубых фашистов. Кстати, на стороне армян активно воевали всем известные рассадники сепаратизма и войн – российские казаки.

В общем, начали азербайджанцы стрелять в армян, а армяне – в азербайджанцев. Армении в те годы Бог послал знак – Спитакское землетрясение, в котором погибло 25000 человек. Ну вроде как, взяли бы армяне, да уехали на освободившееся место, но они все равно очень не хотели отдавать землю азербайджанцам. И так они стреляли друг в друга почти 20 лет, подписывали всякие соглашения, переставали стрелять, а потом снова начинали. Последние новости из Нагорного Карабаха все равно периодически пестрят заголовками о перестрелках, убитых и раненых, то есть, большой войны хоть и нет, но она тлеет. Вот в 2014 году при участии минской Группы ОБСЕ, вместе с США и Францией начат процесс по урегулированию этой войны. Но и это особо не принесло плодов – точка продолжает оставаться горячей.

Наверное, каждый догадывается, что есть в этом конфликте и российский след. Россия действительно давно могла бы урегулировать конфликт в Нагорном Карабахе, но ей это невыгодно. Формально она признает границы Азербайджана, но помогает Армении – так же двулично, как в Приднестровье!

Оба государства от России очень зависят и терять эту зависимость российское правительство не хочет. В обеих странах расположены российские военные объекты – в Армении база в Гюмри, а в Азербайджане – Габалинская РЛС. С обеими странами имеет дела российский Газпром, закупая газ для поставок в ЕС. А коль выйдет одна из стран из-под российского влияния, так вполне сможет стать самостоятельной и богатой, чего доброго еще в НАТО вступит или гей-парад проведет. Россия поэтому очень заинтересована в слабых странах СНГ, вот и поддерживает там смерть, войну и конфликты.

Но как только власть поменяется, Россия объединится с Азербайджаном и Арменией в рамках ЕС, во всех странах наступит толерантность, мусульмане, христиане, армяне, азербайджанцы и русские обнимут друг друга и будут ездить друг к другу в гости.

Пока же процент ненависти друг к другу у азербайджанцев и армян просто зашкаливает. Заведите себе аккаунт в ВК под армянином или азером, пообщайтесь, и просто поразитесь, насколько там серьезный раскол.

Хочется верить, что может хоть через 2-3 поколения эта ненависть спадет на нет.

Нагорный Карабах (армяне предпочитают использовать старинное название Арцах) - небольшая территория в Закавказье. Изрезанные глубокими ущельями горы, переходящие на востоке в долины, небольшие быстрые реки, леса внизу и степи выше по склонам гор, прохладный климат без резких перепадов температур. Издревле эта территория была заселена армянами, входила в состав разных армянских государств и княжеств, на её территории находятся многочисленные памятники армянской истории и культуры.

В то же время с XVIII века сюда проникает значительное тюркское население (термин «азербайджанцы» тогда ещё не был принят), территория входит в состав Карабахского ханства, которое управлялось тюркской династией, и большинство населения которого составляли тюрки-мусульмане.

В I-ой половине XIX века в результате войн с Турцией, Персией и отдельными ханствами всё Закавказье, включая Нагорный Карабах, отходит к России. Несколько позже оно было разделено на губернии без учёта этнического признака. Так Нагорный Карабах в начале XX века входил в состав Елизаветпольской губернии, большая часть которой была заселена азербайджанцами.

К 1918 г. Российская империя в результате известных революционных событий распалась. Закавказье стало ареной кровавой межэтнической борьбы, до времени сдерживаемой российской властью (Стоить отметить, что во время предыдущего ослабления имперской власти во время революции 1905—1907 гг., Карабах уже становился ареной столкновений между армянами и азербайджанцами.). Новообразованное государство Азербайджан претендовал на всю территорию бывшей Елизаветпольской губернии. Армяне, составлявшие большинство в Нагорном Карабахе, желали либо быть независимыми, либо присоединиться к Армянской республике. Ситуация сопровождалась военными столкновениями. Даже когда оба государства, Армения и Азербайджан, стали советскими республиками, между ними продолжался территориальный спор. Он был решён в пользу Азербайджана, но с оговорками: большая часть территорий с армянским населением была выделена в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) в составе Азербайджанской ССР. Причины, по которым союзное руководство приняло именно такое решение, неясны. В качестве предположений выдвигается влияние Турции (в пользу Азербайджана), большее влияние азербайджанского «лобби» в союзном руководстве по сравнению с армянским, желание Москвы сохранить очаг напряжённости, дабы выступать верховным арбитром и т.д.

В советское время конфликт тихо тлел, прорываясь то петициями армянской общественности за передачу Нагорного Карабаха Армении, то мерами азербайджанского руководства по ползучему вытеснению армянского населения из прилегающих к автономной области районов. Гнойник прорвался, как только союзная власть ослабела в ходе «перестройки».

Конфликт в Нагорном Карабахе стал знаковым для Советского Союза. Он явственно показал нарастающую беспомощность центрального руководства. Он впервые продемонстрировал, что Союз, казавшийся в соответствии со словами своего гимна нерушимым, можно разрушить. В некотором роде именно нагорно-карабахский конфликт стал катализатором процесса распада Советского Союза. Таким образом, его значение выходит далеко за пределы региона. Трудно сказать, каким путём пошла бы история СССР, а значит и всего мира, если бы Москва нашла силы быстро урегулировать этот спор.

Конфликт начался в 1987 г. с массовых митингов армянского населения под лозунгами воссоединения с Арменией. Азербайджанское руководство при поддержке союзного однозначно отвергает эти требования. Попытки урегулирования ситуации сводятся к проведению собраний и изданию документов. В этом же году появляются первые беженцы-азербайджанцы из Нагорного Карабаха. В 1988 г. проливается первая кровь - двое азербайджанцев гибнут в столкновении с армянами и милицией в населённом пункте Аскеран. Информация об этом инциденте приводит к армянскому погрому в азербайджанском Сумгаите. Это - первый случай массового этнического насилия в Советском Союзе за несколько десятилетий и первый удар похоронного колокола по советскому единству. Далее насилие нарастает, увеличивается поток беженцев с обеих сторон. Центральное правительство демонстрирует беспомощность, принятие реальных решений отдаётся на откуп республиканских властей. Действия последних (депортации армянского населения и экономическая блокада Нагорного Карабаха со стороны Азербайджана, провозглашение Нагорного Карабаха частью Армянской ССР со стороны Армении) раскаляют обстановку.

Азербайджанские беженцы из района Нагорно-Карабахского конфликта, 1993 год.

С 1990 г. конфликт перерастает в войну с применением артиллерии. Активно действуют незаконные вооружённые формирования. Руководство СССР пытается применить силовые меры (преимущественно против армянской стороны), но уже поздно - сам Советский Союз прекращает существование. Независимый Азербайджан провозглашает Нагорный Карабах своей частью. НКАО провозглашает независимость в границах автономной области и Шаумяновского района Азербайджанской ССР.

Война длилась до 1994 г., сопровождаясь военными преступлениями и большими жертвами мирного населения с обеих сторон. Многие города были обращены в руины. С одной стороны в ней участвовали армии Нагорного Карабаха и Армении, с другой - армии Азербайджана при поддержке добровольцев-мусульман из разных стран мира (обычно упоминают афганских моджахедов и чеченских боевиков). Закончилась война после решительных побед армянской стороны, установившей контроль над большей частью Нагорного Карабаха и прилегающими районами Азербайджана. После этого стороны согласились на посредничество СНГ (в первую очередь, России). С тех пор в Нагорном Карабахе сохраняется хрупкий мир, иногда нарушаемый перестрелками на границе.

Война закончилась, но проблема далека от решения.

Азербайджан твёрдо настаивает на своей территориальной целостности, соглашаясь дискутировать лишь об автономии республики. Армянская сторона столь же твёрдо настаивает на независимости Карабаха. Основное препятствие для конструктивных переговоров - взаимное ожесточение сторон. Натравливая народы друг на друга (или, по крайней мере, не препятствуя разжиганию ненависти), власть попала в ловушку - теперь им самим невозможно сделать шаг навстречу другой стороне, не будучи обвинёнными в предательстве.

Четвёртый корпус санатория «Шуша». В этом корпусе в 1988 году размещался полк 3217 ВВ для обеспечения порядка и мира в Нагорном Карабахе.

Глубина пропасти между народами хорошо прослеживается по освещению конфликта обеими сторонами. Не присутствует и намёка на объективность. Стороны дружно умалчивают невыгодные для себя страницы истории и безмерно раздувают преступления противника.

Армянская сторона делает упор на исторической принадлежности края Армении, на незаконности включения Нагорного Карабаха в состав Азербайджанской ССР, на право народов на самоопределение. Живописуются преступления азербайджанцев против мирного населения - такие как погромы в Сумгаите, Баку и т.д. При этом реальные события приобретают явно преувеличенные черты - как например рассказ о массовом людоедстве в Сумгаите. Поднимается связь Азербайджана с международным исламским терроризмом. С конфликта обвинения переходят на устройство азербайджанского государства вообще.

Азербайджанская сторона, в свою очередь, упирает на давние связи Карабаха с Азербайджаном (вспоминая тюркское Карабахское ханство), на принцип нерушимости границ. Также поминаются преступления армянских боевиков, при полном забвении своих. Указывается на связь Армении с международным армянским терроризмом. Делаются нелестные выводы о мировом армянстве в целом.

В такой обстановке действовать международным посредникам чрезвычайно трудно, в особенности учитывая факт, что и сами посредники представляют различные мировые силы и действуют в разных интересах.

Основной международной группой, пытающейся урегулировать конфликт, является так называемая Минская группа ОБСЕ под председательством России, Франции и США.

В целом группа предложила на выбор три плана урегулирования - пакетный, поэтапный и план всеобъемлющего урегулирования на основе концепции «общего государства». Согласно последнему «Нагорный Карабах является государственным и территориальным образованием в форме Республики и образует общее государство с Азербайджаном в его международно признанных границах» (Цитируется по Джилавян А. «Карабахский бум». // «Независимая газета» от 23.02.2003). Предполагалось предоставление Нагорному Карабаху широкой автономии, включая право на прямую внешнеэкономическую деятельность, право на силы безопасности (фактически, армию), собственную конституцию и эмиссию собственных денежных знаков. Границы республики устанавливались в пределах НКАО, граница между Нагорным Карабахом и Азербайджаном объявлялась открытой. Бюджет Карабаха должен был формироваться из собственных источников.

Подобная автономия подозрительно напоминала независимость, и Азербайджан отверг план, в то время как Армения и НКР его приняли.

Свой план предложили США в 2006 г. в лице сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы. Он основывался на следующих принципах:

Армянские силы оставляют оккупированные азербайджанские территории за пределами бывшей НКАО;

Нормализуются дипломатические отношения между Арменией и Азербайджаном;

На данных территориях размещаются международные миротворческие силы;

На территории Нагорного Карабаха проводится референдум о независимости.

Несмотря на видимую выгодность, данный план вызвал много вопросов уже у армянской стороны.

Во-первых, оккупированные районы создают «пояс безопасности» вокруг НКР. На них находятся стратегически важные высоты, позволяющие простреливать территорию непризнанной республики.

Во-вторых, территория Лачинского и Кельбаджарского районов, которую армяне также должны оставить согласно плану Брайзы, вклиниваются между Нагорным Карабахом и Арменией. Отдав их, карабахские армяне рискуют оказаться в окружении.

В-третьих, Армения стимулировала переселение на территории указанных двух районов. Как быть с переселенцами?

В-четвёртых, армян интересует состав миротворческих сил и их реальная способность удержать стороны от насилия.

Азербайджанцев не устраивает отсутствие в плане обязательства возврата беженцев, а также неясность в проведении референдума - будут ли учтены голоса азербайджанцев, оставивших Карабах в результате конфликта?

Таким образом, и этот план не смог примирить стороны.

Несколько раз руководители Армении и Азербайджана встречались лицом к лицу для обсуждения проблемы. Так было в 2001 г. в Париже, а затем в Ки-Уэсте (США) и в 2006 г. в Париже (замок Рамбуйе). Но и в этих случаях никаких договорённостей достичь не удалось.

В последнее время вновь всколыхнулась надежда на подвижки в решении конфликта. Аналитики связывают возросшую активность сторон с Пятидневной войной в Южной Осетии, изменившую расклад сил на Кавказе (прежде всего роль России) и наглядно продемонстрировавшей, чем могут закончиться «замороженные» конфликты. С конца 2008 г. Россия предпринимает меры по сведению сторон за столом переговоров. В ноябре России удалось добиться на переговорах в Подмосковье подписания Декларации о неприменении силы. В документе говорится о готовности сторон «способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе и установлению в регионе обстановки стабильности и безопасности путем политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта на принципах и нормах международного права» . Была также достигнута договорённость о проведении в июне 2009 г. прямых переговоров между президентами Армении и Азербайджана. Активность проявляет также ещё один региональный игрок - Турция, выступавшая ранее с крайне проазербайджанских позиций. В прошлом году Турция впервые пошла на некоторые контакты с армянской стороной.

Празднование 20-летия дня независимости Нагорно-Карабахской республики/ Руководсто Нагорного Карабаха, Армении, духовенство. 2 сентября, 2011 г.

В то же время стороны заявляют о своей решимости отстаивать принципиальные позиции - целостность Азербайджана и независимость Нагорного Карабаха, соответственно. Учитывая несовместимость данных позиций, не очень понятно, о чём будут говорить президенты в июне. Возможно, этот конфликт будет разрешён только, когда сменятся поколения и ослабнет накал ненависти между народами.

Кому выгодна новая армяно-азербайджанская война? В Нагорном Карабахе начались масштабные боевые действия. В ночь на 2 апреля 2016 года войска Азербайджана начали наступление по всей линии соприкосновения с вооруженными силами Армении и Нагорно-Карабахской республики.

Идут бои с применением артиллерии, таков и авиации. Обе стороны обвиняют друг друга в эскалации конфликта, однако характер боевых действий азербайджанской стороны свидетельствует о заранее спланированной операции. Застарелый конфликт между двумя народами региона: христианами-армянами и родственными туркам азербайджанцами-мусульманами вспыхнул с новой силой.

Почему конфликт невыгоден Армении

Возобновление Нагорно-Карабахского конфликта наиболее невыгодно Армении, которую ранее вполне устраивал статус-кво. Конфликт конца 80-х начала 90-х кончился в ее пользу. Поддержание конфликта в замороженном состоянии могло тянуться как угодно долго. Фактически территория находилась под армянским контролем. Армении незачем было провоцировать Азербайджан. После поражения в Нагорном Карабахе в 90-х Азербайджан значительно усилил и модернизировал свою армию. Помогли деньги от продажи нефти и газа, таким ресурсом Армения не обладает.

По численности армии, количеству населения, в том числе резервистов, экономическому потенциалу Азербайджан превосходит Армению и Нагорно-Карабахскую республику вместе взятые. Это означает, что война означает для Армении риск поражения. Кроме того, Армения вынуждена будет принять тысячи беженцев, (Азербайджану принимать некого, т.к. азербайджанцев в Нагорном Карабахе не осталось), что ляжет тяжелым грузом на социальную систему страны.

Опасности для Азербайджана

Для Азербайджана текущая геополитическая ситуация – далеко не самая благоприятная для начала войны, что связано с союзническим отношениями России и Армении. Единственное, на что Азербайджан может надеяться, - невмешательство в конфликт России, если боевые действия не выйдут за пределы Нагорного Карабаха. В случае конфликта с Россией, Азербайджан обречён на поражение как Грузия в 2008 году. Но риск превращения размороженного конфликта в полномасштабную региональную войну очень высок.

Почему война невыгодна России?

Из крупных геополитических игроков возобновление конфликта наиболее невыгодно России. Россия – гарант мира на Южном Кавказе и союзник Армении по ОДКБ. В случае войны между Армений и Азербайджаном Россия обязана помочь Армении, если та обратится к ней с такой просьбой. Однако в последние годы Россия, сохраняя хорошие отношения с Арменией, сблизилась и с Азербайджаном до такой степени, что начала туда поставлять оружие. Президент Азербайджана Ильхам Алиев в прошлом году демонстративно не приехал на саммит Восточного партнерства ЕС, а в парламент Азербайджана был внесен законопроект о расторжении многих прежних договорённостей с США. Война означает крушение всей прежней архитектуры международных отношений, которую Россия кропотливо выстраивала в регионе.

На территории Армении расположены российские военные базы. В случае эскалации войны Россия может быть в нее втянута, что также не в интересах этой страны, занятой войной в Сирии и конфликтом на Украине. Как минимум от активной политики в Сирии придется отказаться.

Опасности для Турции

Турция как региональный игрок могла бы получить некоторые выгоды от конфликта на севере. В первую очередь это заставило бы Россию меньше внимания уделять сирийской проблеме, что усилило бы позиции самой Турции в этом вопросе. Кроме того, Азербайджан началом боевых действий подорвал собственные отношения с Россией, а значит, ему не останется ничего иного, независимо от исхода войны, как сближаться с Турцией. Показательно, что ранее министр иностранных дел Турции Чавушоглу заявил, что его страна поддержит «освобождение оккупированных территорий Азербайджана», т.е. агрессию против Нагорного Карабаха.

В то же время война, если она выйдет за границы Карабаха несет риски и для Турции. Турция будет вынуждена начать оказывать помощь Азербайджану. Учитывая гражданскую войну в курдских районах самой Турции, это отвлечёт внимание Анкары от Сирии.

Почем война выгодна США

Единственная страна, которая заинтересована как в размораживании конфликта в Нагорном Карабахе, так и в превращении его в полномасштабную войну, куда могут быть втянуты и Россия, и Турция – это США. После того как выяснилось, что Россия ухитрилась вывести одни войска из Сирии, но при этом при помощи других взять Пальмиру, США активизировали попытки по выведению России из игры. Кровавый конфликт в непосредственной близости от российских границ лучше всего подходит на эту роль. США также заинтересованы и в ослаблении роли Турции в сирийском вопросе. Тогда они смогут в полной мере использовать курдский фактор.

Если Россия поддержит Армению, то США смогут окончательно получиться контроль над Азербайджаном. Если Россия не поддержит Армению, это будет использовано как аргумент для переориентации страны на США. В отличие от Турции, США взаимодействуют с обеими сторонами конфликта и в любом случае не останутся в проигрыше.

Во время вторжения в Нагорный Карабах президент Азербайджана Ильхам Алиев находился в Вашингтоне. Накануне он встретился в вице-президентом США Джо Байденом. Это было последнее высокопоставленное лицо, с которым говорил Алиев, перед тем как его армия начала наступление. Во время встречи президент Азербайджана подчеркнул, что позиция Барака Обамы как Президента страны-сопредседателя - США о недопустимости существующего статус-кво имеет большое значение

Позже Алиев заявил, что приветствует мирное разрешение конфликта, но на основе урегулирования территориальной целостности Азербайджана. Поведение Алиева свидетельствует о том, что он получил поддержку со стороны внешних сил, в первую очередь США. Ранее 15 марта он совершил визит в Анкару, где этот вопрос тоже, скорее всего, обсуждался.

Показательно, что США не поспешили осудить начало Азербайджаном боевых действий либо как-то повлиять на находящегося в Вашингтоне президента этой страны. Что касается Турции, президент этой страны – Реджеп Эрдоган, выразил свои соболезнования Алиеву в связи с гибелью азербайджанских военнослужащих. Министр обороны Турции Исмет Йылмаз заявил о «справедливой позиции» Азербайджана и выразил Баку решительную поддержку. Объективно, война может ударить и по интересам этой державы, но нынешнее турецкое руководство многократно доказало, что может идти на поводу у США вопреки собственным реальным интересам.


Армянские солдаты на позициях в Нагорном Карабахе

Нагорно-карбахский конфликт стал одним из этнополитических конфликтов второй половины 1980-х годов на территории тогда еще существовавшего СССР. Распад Советского Союза привел к широкомасштабным структурным сдвигам в сфере этнонациональных отношений. Противостояние национальных республик и союзного центра, вызвавшее системный кризис и начало центробежных процессов, реанимировали застарелые процессы этнического и национального характера. Государственно-правовые, территориальные, социально-экономические, геополитические интересы переплелись в один узел. Борьба некоторых республик против союзного центра в ряде случаев обернулась борьбой автономий против своих республиканских «метрополий». Такими конфликтами были, например, грузино-абхазский, грузино-осетинский, приднестровский конфликты. Но самым масштабным и кровопролитным, переросшим в фактическую войну двух независимых государств, стал армяно-азербайджанский конфликт в Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО), позже Нагорно-Карабахской Республике (НКР). В данном противостоянии сразу возникла линия этнического противостояния сторон, и сформировались противоборствующие стороны по этническому признаку: армяне-азербайджанцы.

Армяно-азербайджанское противостояние в Нагорном Карабахе имело давнюю историю. Стоит отметить, что территория Карабаха была присоединена к Российской империи в 1813 г. в составе Карабахского ханства. Межнациональные противоречия привели к крупным армяно-азербайджанским столкновениям в 1905-1907 и 1918-1920 гг. В мае 1918 г. в связи с революцией в России, появилась Азербайджанская Демократическая Республика. Однако армянское население Карабаха, чья территория вошла в состав АДР, отказалось подчиняться новым властям. Вооруженное противостояние продолжалось вплоть до установления Советской власти в данном регионе в 1920 г. Тогда части Красной армии совместно с азербайджанскими войсками сумели подавить армянское сопротивление в Карабахе. В 1921 г. решением Кавбюро ЦК ВКП(б) территория Нагорного Карабаха была оставлена в пределах Азербайджанской ССР с предоставлением широкой автономии. В 1923 г. районы Азербайджанской ССР с преимущественно армянским населением были объединены в Автономную область Нагорного Карабаха (АОНК), которая с 1937 г. стала называться Нагорно-Карабахской автономной областью (НКАО). При этом административные границы автономии не совпадали с этническими. Армянское руководство время от времени поднимало вопрос о передаче Нагорного Карабаха Армении, но в центре было принято решение установить статус-кво в регионе. Социально-экономическая напряженность в Карабахе перерастала в массовые беспорядки в 1960-х годах. При этом карабахские армяне чувствовали себя ущемленными в культурных и политических правах на территории Азербайджана. Однако и азербайджанское меньшинство как в НКАО, так и в составе Армянской ССР (не имевшее собственной автономии) выдвигало встречные обвинения в дискриминации.

С 1987 г. в регионе усилилось недовольство армянского населения своим социально-экономическим положением. Звучали обвинения в адрес руководства Азербайджанской ССР в сохранении экономической отсталости региона, в ущемлении прав, культуры и идентичности армянского меньшинства в Азербайджане. Кроме того, существующие проблемы, ранее умалчивавшиеся, после приход к власти Горбачева быстро стали достоянием широкой гласности. На митингах в Ереване, вызванных недовольством экономическим кризисом, звучали призывы передать НКАО в состав Армении. Националистические армянские организации, зарождающееся национальное движение подогревали протесты. Новое руководство Армении было открыто оппозиционным местной номенклатуре и правящему коммунистическому режиму в целом. Азербайджан же, в свою очередь, оставался одной из самых консервативных республик СССР. Местные органы власти, возглавляемые Г.Алиевым, подавляли всяческое политическое инакомыслие и оставались до последнего верными центру. В отличие от Армении, где большая часть партийных функционеров выразила готовность сотрудничать с национальным движением, азербайджанское политическое руководство смогло удержать власть вплоть до 1992 г. в борьбе с т.н. национально-демократическим движением. Однако руководство Азербайджанской ССР, государственные и правоохранительные органы, использовавшие старые рычаги воздействия, оказались не готовы к событиям в НКАО и Армении, спровоцировавшим, в свою очередь, массовые выступления в Азербайджане, создавшие условия для неконтролируемого поведения толпы. В свою очередь Советское руководство, опасавшееся, что выступления в Армении по присоединению НКАО, может привести не только к пересмотру национально-территориальных границ между республиками, но и способно привести к неконтролируемому развалу СССР. Требования карабахских армян и общественности Армении рассматривалось им как проявления национализма, противоречащих интересам трудящихся Армянской и Азербайджанской ССР.

В течение лета 1987 – зимы 1988 гг. на территории НКАО проходили массовые протесты армян, требовавших отделения от Азербайджана. В ряде мест эти протесты перерастали в столкновения с милицией. В то же время представители армянской интеллектуальной элиты, общественные, политические, культурные деятели пытались активно лоббировать воссоединение Карабаха с Арменией. Собирались подписи среди населения, отправлялись делегации в Москву, представители армянской диаспоры за рубежом пытались привлечь внимание международной общественности к чаяниям армян к воссоединению. В то же время азербайджанское руководство, заявившее о неприемлемости пересмотра границ Азербайджанской ССР, проводило политику использования привычных рычагов, чтобы вернуть контроль над ситуацией. В Степанакерт была направлена большая делегация представителей руководства Азербайджана, республиканской партийной организации. В группу входили также руководители республиканского МВД, КГБ, Прокуратуры и Верховного суда. Эта делегация осудила «экстремистско-сепаратистские» настроения в регионе. В ответ на эти действия в Степанакерте был организован массовый митинг о воссоединении НКАО и Армянской ССР. 20 февраля 1988 г. сессия народных депутатов НКАО обратилась к руководству Азербайджанской ССР, Армянской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передачи НКАО из состава Азербайджана в состав Армении. Однако азербайджанские власти и Политбюро ЦК КПСС отказались признать требования облсовета НКАО. Центральные власти и в дальнейшем заявляли, что перекройка границ является неприемлемой, а призывы к вхождению Карабаха в состав Армении были объявлены происками «националистов» и «экстремистов». Сразу же после обращения армянского большинства (азербайджанские представители отказались принимать участие в совещании) облсовета НКАО об отделении Карабаха от Азербайджана, началось медленное сползание к вооруженному конфликту. Появились первые сообщения об актах насилия на межнациональной почве в обеих этнических общинах. Взрыв митинговой активности армян вызвал ответную реакцию азербайджанской общины. Дело дошло до столкновений с применением огнестрельного оружия и участием сотрудников правоохранительных органов. Появились первые жертвы конфликта. В феврале в НКАО началась массовая забастовка, продлившаяся с перерывами до декабря 1989 г. 22-23 февраля уже в Баку и других городах Азербайджана прошли стихийные митинги в поддержку решения Политбюро ЦК КПСС о недопустимости пересмотра национально-территориальной структуры.

Поворотным пунктом в развитии межнационального конфликта стал погром армян в Сумгаите 27-29 февраля 1988 г. По официальным данным, погибло 26 армян и 6 азербайджанцев. Похожие события произошли и в Кировабаде (ныне Гянджа), где вооруженная толпа азербайджанцев напала на армянскую общину. Однако компактно проживавшие армяне сумели дать отпор, что привело к жертвам с обеих сторон. Все это происходило при бездействии органов власти и правопорядка, как утверждали некоторые очевидцы. В результате столкновений из НКАО потянулись потоки беженцев-азербайджанцев. Также появились и армянские беженцы после событий в Степанакерте, Кировабаде и Шуше, когда митинги за целостность Азербайджанской ССР перерастали в межэтнические столкновения и погромы. Начались армяно-азербайджанские столкновения и на территории Армянской ССР. Реакцией центральных органов власти стала смена партийных руководителей Армении и Азербайджана. 21 мая в Степанакерт были введены войска. По утверждению азербайджанских источников, азербайджанское население было изгнано из нескольких городов Армянской ССР, в НКАО в результате забастовки чинились препятствия местным азербайджанцам, которых не пускали на работу. В июне-июле конфликт принял межреспубликанскую направленность. Азербайджанская ССР и Армянская ССР развязали так называемую «войну законов». Верховный президиум АзССР признал неприемлемым постановление облсовета НКАО о выходе из состава Азербайджана. Верховный Совет Армянской ССР дал согласие на вхождение НКАО в состав Армянской ССР. В июле в Армении начались массовые забастовки в связи с решением Президиума ЦК КПСС о территориальной целостности Азербайджанской ССР. Союзное руководство фактически встало на сторону Азербайджанской ССР по вопросу сохранения существующих границ. После ряда столкновений в НКАО 21 сентября 1988 г. были введены комендантский час и особое положение. Митинговая активность на территории Армении и Азербайджана привела к вспышкам насилия в адрес мирного населения и увеличила количество беженцев, образовавших два встречных потока. В октябре и первой половине ноября напряжение нарастало. Многотысячные митинги проходили в Армении и Азербайджане, на внеочередных выборах в Верховный Совет Республики Армянской ССР победили представители партии «Карабах», занимавшие радикальную позицию по присоединению НКАО к Армении. Приезд в Степанакерт членов Совета Национальностей Верховного Совета СССР результата не принес. В ноябре 1988 г. накопившееся недовольство в обществе по результатам политики республиканских властей в отношении сохранения НКАО вылилось в многотысячные митинги в Баку. Смертный приговор одного из подсудимых по делу погромов в Сумгаите Ахмедова, вынесенный Верховным Судом СССР, спровоцировал волну погромов в Баку, перекинувшуюся на весь Азербайджан, особенно в города с армянским населением – Кировабад, Нахичевань, Ханлар, Шамхор, Шеки, Казах, Мингечаур. Армия и милиция в большинстве случаев не вмешивалась в происходящие события. Одновременно начались обстрелы пограничных сел на территории Армении. В Ереване также было введено особое положение и запрещены митинги и манифестации, на улицы города были выведены боевая техника и батальоны со специальным вооружением. На это время приходится наиболее массовый поток беженцев, вызванный насилием как в Азербайджане, так и в Армении.

К этому времени в обеих республиках начали создаваться вооруженные формирования. В начале мая 1989 г. армяне, жившие к северу от НКАО, стали создавать первые боевые отряды. Летом того же года Армения ввела блокаду Нахичеванской АССР. В качестве ответной меры Народный фронт Азербайджана ввел экономическую и транспортную блокаду Армении. 1 декабря ВС Армянской ССР и Национальный совет Нагорного Карабаха на совместном заседании приняли постановления о воссоединении НКАО с Арменией. С начала 1990 года начались вооруженные столкновения – взаимные артиллерийские обстрелы на армяно-азербайджанской границе. При депортации азербайджанскими силами армян из Шаумянского и Ханларского районов Азербайджана впервые были использованы вертолеты и БТР. 15 января Президиум ВС СССР ввел чрезвычайное положение в НКАО, в приграничных с ней районах Азербайджанской ССР, в Горисском районе Армянской ССР, а также на линии государственной границы СССР на территории Азербайджанской ССР. 20 января в Баку были введены внутренние войска для предотвращения захвата власти Народным фронтом Азербайджана. Это привело к столкновениям, в результате которых погибло до 140 человек. Армянские боевики стали проникать в населенные пункты с азербайджанским населением, совершая акты насилия. Участились боевые столкновения боевиков с внутренними войсками. В свою очередь подразделения азербайджанского ОМОНа предприняли акции по вторжению в армянские села, что привело к гибели мирных жителей. Азербайджанские вертолеты начали обстреливать Степанакерт.

17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум о сохранении СССР, который поддержало руководство Азербайджанской ССР. В это же время армянское руководство, принявшее 23 августа 1990 г. декларацию о независимости Армении, всячески препятствовало проведению референдума на территории республики. 30 апреля началась так называемая операция «Кольцо», проводившаяся силами азербайджанского МВД и внутренними войсками СССР. Целью операции было объявлено разоружение незаконных вооруженных формирований армян. Эта операция, однако, привела к гибели большого количества мирного населения и депортации армян из 24 населенных пунктов на территории Азербайджана. До распада СССР происходила эскалация армяно-азербайджанского конфликта, росло число боестолкновений, стороны использовали различные виды вооружения. С 19 по 27 декабря был произведен вывод внутренних войск СССР с территории Нагорного Карабаха. С распадом СССР и выводом внутренних войск из НКАО, ситуация в зоне конфликта стала неконтролируемой. Начиналась полномасштабная война Армении против Азербайджана за выход НКАО из состава последнего.

В результате раздела военного имущества Советской армии, выведенной из Закавказья, наибольшая часть вооружения досталась Азербайджану. 6 января 1992 г. была принята декларация о независимости НКАО. Начались полномасштабные боевые действия с использованием танков, вертолетов, артиллерии и авиации. Боевые подразделения армянский вооруженных сил и азербайджанский ОМОН поочередно нападали на села противника, неся большие потери и нанося урон гражданской инфраструктуре. 21 марта было заключено временное недельное перемирие, по окончании которого 28 марта азербайджанская сторона предприняла самое крупное с начала года наступление на Степанакерт. Нападавшие использовали систему «Град». Однако штурм столицы НКАО закончился безрезультатно, азербайджанские силы понесли большие потери, армянские военные заняли изначальные позиции и отбросили противника от Степанакерта.

В мае армянские вооруженные формирования атаковали Нахичевань, территорию азербайджанского эксклава, граничащюю с Арменией, Турцией и Ираном. Со стороны Азербайджана были произведены обстрелы территории Армении. 12 июня началось летнее наступление азербайджанских войск, продолжавшееся до 26 августа. В результате этого наступления под контроль вооруженных сил Азербайджана на короткое время перешли территории бывших Шаумяновского и Мардакертского районов НКАО. Но это был локальный успех азербайджанских сил. В результате контрнаступления армян, у противника были отбиты стратегические высоты в Мардакертском районе, само азербайджанское наступление выдохлось уже к середине июля. В ходе боевых действии использовалось вооружение и специалисты бывших ВС СССР, в основном азербайджанской стороной, в частности авиация, зенитные установки. В сентябре-октябре 1992 г. азербайджанская армия предприняла неудачную попытку по блокированию Лачинского коридора – небольшого участка территории Азербайджана, находившегося между Арменией и НКАО, контролировавшегося армянскими вооруженными формированиями. 17 ноября началось развернутое наступление армии НКР на азербайджанские позиции, которое внесло решительный перелом в войне в пользу армян. Азербайджанская сторона надолго отказалась от проведения наступательных операций.

Стоит отметить, что с самого начала военной фазы конфликта обе стороны стали обвинять друг друга в использовании в свих рядах наемников. Во многих случаях эти обвинения подтверждались. В составе вооруженных сил Азербайджана сражались афганские моджахеды, чеченские наемники, в числе которых были известные полевые командиры Шамиль Басаев, Хаттаб, Салман Радуев. В Азербайджане действовали также турецкие, российские, иранские и предположительно американские инструктора. На стороне Армении сражались армянские добровольцы, приехавшие из ближневосточных стран, в частности из Ливана и Сирии. В составе сил обеих сторон действовали также бывшие военнослужащие Советской Армии и наемники из бывших союзных республик. Обе стороны использовали вооружение со складов вооруженных сил Советской Армии. В начале 1992 г. Азербайджану досталась эскадрилья боевых вертолетов и штурмовики. В мае того же года началась официальная передача вооружения 4-й общевойсковой армии Азербайджану: танки, БТР, БМП, артустановки, включая «Град». К 1 июня армянской стороне достались танки, БТР, БМП и артиллерия также из арсенала Советской Армии. Азербайджанская сторона активно использовала авиацию и артиллерию в бомбардировке населенных пунктов НКАО, основной целью которой был исход армянского населения с территории автономии. В результате налетов и обстрела гражданских объектов было отмечено большое количество жертв среди мирного населения. Однако армянская ПВО, изначально достаточно слабая, сумела противостоять авианалетам азербайджанской авиации в связи с увеличением количества зенитных установок у армян. К 1994 г. в составе вооруженных сил Армении появились первые самолеты, в частности благодаря помощи России в рамках военного сотрудничества по СНГ.

После отражения Летнего наступления азербайджанских войск армянская сторона перешла к активным наступательным действиям. С марта по сентябрь 1993 г. армянским войскам в результате боевых действий удалось взять ряд населенных пунктов НКАО, контролировавшихся азербайджанскими силами. В августе –сентябре российский посланник Владимир Казимиров добился временного прекращения огня, продленного до ноября. На встрече с российским президентом Б. Ельциным президент Азербайджана Г.Алиев заявил об отказе от решения конфликта военным путем. В Москве состоялись переговоры между азербайджанскими властями и представителями Нагорного Карабаха. Однако в октябре 1993 г. Азербайджан нарушил перемирие и предпринял попытку наступления на юго-западном участке НКАО. Это наступление было отбито армянами, которые перешли в контрнаступление на южном участке фронта и к 1 ноября заняли ряд ключевых районов, изолировав от Азербайджана части Зангеланского, Джебраильского и Кубатлинского районов. Армянская армия, таким образом, заняла районы Азербайджана севернее и южнее непосредственно НКАО.

В январе-феврале состоялось одно из самых кровопролитных сражений на завершающей стадии армяно-азербайджанского конфликта – битва за Омарский перевал. Эта битва началась с наступления в январе 1994 г. азербайджанских сил на северном участке фронта. Стоит отметить, что боевые действия велись на опустошенной территории, где не осталось гражданского населения, а также в тяжелых погодных условиях, на высокогорье. В начале февраля азербайджанцы подошли вплотную к городу Кельбаджар, занятому годом ранее армянскими силами. Однако развить первоначальный успех азербайджанцам не удалось. 12 февраля армянские части перешли в контрнаступление, и азербайджанским силам пришлось отступить через Омарский перевал на исходные позиции. Потери азербайджанцев в этой битве составили 4 тыс. человек, армян 2 тыс. Кельбаджарский район остался под контролем сил обороны НКР.

14 апреля 1994 совет глав государств СНГ по инициативе России и с прямым участием президентов Азербайджана и Армении принял заявление с четкой постановкой вопроса о прекращении огня как неотложной потребности урегулирования в Карабахе.

В апреле-мае армянские силы в результате наступления на Тер-Терском направлении вынудили азербайджанские войска отступить. 5 мая 1994 г. по инициативе Межпарламентской Ассамблеи СНГ, парламента Киргизии, Федерального Собрания и Министерства иностранных дел РФ была проведена встреча, по итогам которой представители правительств Азербайджана, Армении и НКР подписали Бишкекский протокол с призывом прекратить огонь в ночь с 8 на 9 мая 1994 года. 9 мая полномочный представитель президента России в Нагорном Карабахе Владимир Казимиров подготовил «Соглашение о бессрочном прекращении огня», которое в этот же день в Баку подписал министр обороны Азербайджана М.Мамедов. 10 и 11 мая «Соглашение» подписали соответственно министр обороны Армении С.Саргсян и командующий армией НКР С.Бабаян. Активная фаза вооруженного противостояния закончилась.

Конфликт был «заморожен», по условиям достигнутых договоренностей сохранилось статус-кво по итогам боевых действий. В результате войны была провозглашена фактическая независимость Нагорно-Карабахской Республики от Азербайджана и ее контроль над юго-западной частью Азербайджана вплоть до границы с Ираном. Сюда вошла и так называемая «зона безопасности»: пять прилегающих к НКР районов. При этом так же пять азербайджанских анклавов контролируются Арменией. С другой стороны, Азербайджан сохранил контроль над 15% территории Нагорного Карабаха.

По различным оценкам, потери армянской стороны оцениваются в 5-6 тыс. человек убитыми, в том числе среди мирного населения. Азербайджан потерял в ходе конфликта от 4 до 7 тыс. человек убитыми, при этом основная часть потерь приходится на войсковые формирования.

Карабахский конфликт стал одним из самых кровопролитных и масштабных в регионе, уступая по количеству использованной техники и людским потерям только двум чеченским войнам. В результате боевых действий был нанесен сильный ущерб инфраструктуре НКР и прилегающих районов Азербайджана, вызвал исход беженцев, как из Азербайджана, так и из Армении. В результате войны по взаимоотношению азербайджанцев и армян был нанесен сильный удар, атмосфера вражды сохраняется и по сей день. Между Арменией и Азербайджаном так и не установились дипломатические отношения, а вооруженный конфликт был законсервирован. В результате одиночные случаи боевых столкновений продолжаются на линии разграничения противоборствующих сторон и в нынешнее время.

Ивановский Сергей

Конфликт между Азербайджаном с одной стороны, а также Арменией и НКР с другой обострился 2 апреля 2016 года: стороны обвинили друг друга в обстрелах приграничных территорий, после чего завязались позиционные бои. По данным ООН, в ходе боёв погибли не менее 33 человек.

Нагорный Карабах (армяне предпочитают использовать старинное название Арцах) – небольшая территория в Закавказье. Изрезанные глубокими ущельями горы, переходящие на востоке в долины, небольшие быстрые реки, леса внизу и степи выше по склонам гор, прохладный климат без резких перепадов температур. Издревле эта территория была заселена армянами, входила в состав разных армянских государств и княжеств, на её территории находятся многочисленные памятники армянской истории и культуры.

В то же время с XVIII века сюда проникает значительное тюркское население (термин «азербайджанцы» тогда ещё не был принят), территория входит в состав Карабахского ханства, которое управлялось тюркской династией, и большинство населения которого составляли тюрки-мусульмане.

В I-ой половине XIX века в результате войн с Турцией, Персией и отдельными ханствами всё Закавказье, включая Нагорный Карабах, отходит к России. Несколько позже оно было разделено на губернии без учёта этнического признака. Так Нагорный Карабах в начале XX века входил в состав Елизаветпольской губернии, большая часть которой была заселена азербайджанцами.

К 1918 г. Российская империя в результате известных революционных событий распалась. Закавказье стало ареной кровавой межэтнической борьбы, до времени сдерживаемой российской властью (Стоить отметить, что во время предыдущего ослабления имперской власти во время революции 1905-1907 гг., Карабах уже становился ареной столкновений между армянами и азербайджанцами.). Новообразованное государство Азербайджан претендовал на всю территорию бывшей Елизаветпольской губернии.

Армяне, составлявшие большинство в Нагорном Карабахе, желали либо быть независимыми, либо присоединиться к Армянской республике. Ситуация сопровождалась военными столкновениями. Даже когда оба государства, Армения и Азербайджан, стали советскими республиками, между ними продолжался территориальный спор. Он был решён в пользу Азербайджана, но с оговорками: большая часть территорий с армянским населением была выделена в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) в составе Азербайджанской ССР.




Причины, по которым союзное руководство приняло именно такое решение, неясны. В качестве предположений выдвигается влияние Турции (в пользу Азербайджана), большее влияние азербайджанского «лобби» в союзном руководстве по сравнению с армянским, желание Москвы сохранить очаг напряжённости, дабы выступать верховным арбитром и т.д.

В советское время конфликт тихо тлел, прорываясь то петициями армянской общественности за передачу Нагорного Карабаха Армении, то мерами азербайджанского руководства по ползучему вытеснению армянского населения из прилегающих к автономной области районов. Гнойник прорвался, как только союзная власть ослабела в ходе «перестройки».

Конфликт в Нагорном Карабахе стал знаковым для Советского Союза. Он явственно показал нарастающую беспомощность центрального руководства. Он впервые продемонстрировал, что Союз, казавшийся в соответствии со словами своего гимна нерушимым, можно разрушить. В некотором роде именно нагорно-карабахский конфликт стал катализатором процесса распада Советского Союза. Таким образом, его значение выходит далеко за пределы региона. Трудно сказать, каким путём пошла бы история СССР, а значит и всего мира, если бы Москва нашла силы быстро урегулировать этот спор.

Конфликт начался в 1987 г. с массовых митингов армянского населения под лозунгами воссоединения с Арменией. Азербайджанское руководство при поддержке союзного однозначно отвергает эти требования. Попытки урегулирования ситуации сводятся к проведению собраний и изданию документов.

В этом же году появляются первые беженцы-азербайджанцы из Нагорного Карабаха. В 1988 г. проливается первая кровь – двое азербайджанцев гибнут в столкновении с армянами и милицией в населённом пункте Аскеран. Информация об этом инциденте приводит к армянскому погрому в азербайджанском Сумгаите. Это – первый случай массового этнического насилия в Советском Союзе за несколько десятилетий и первый удар похоронного колокола по советскому единству. Далее насилие нарастает, увеличивается поток беженцев с обеих сторон. Центральное правительство демонстрирует беспомощность, принятие реальных решений отдаётся на откуп республиканских властей. Действия последних (депортации армянского населения и экономическая блокада Нагорного Карабаха со стороны Азербайджана, провозглашение Нагорного Карабаха частью Армянской ССР со стороны Армении) раскаляют обстановку.

С 1990 г. конфликт перерастает в войну с применением артиллерии. Активно действуют незаконные вооружённые формирования. Руководство СССР пытается применить силовые меры (преимущественно против армянской стороны), но уже поздно – сам Советский Союз прекращает существование. Независимый Азербайджан провозглашает Нагорный Карабах своей частью. НКАО провозглашает независимость в границах автономной области и Шаумяновского района Азербайджанской ССР.

Война длилась до 1994 г., сопровождаясь военными преступлениями и большими жертвами мирного населения с обеих сторон. Многие города были обращены в руины. С одной стороны в ней участвовали армии Нагорного Карабаха и Армении, с другой – армии Азербайджана при поддержке добровольцев-мусульман из разных стран мира (обычно упоминают афганских моджахедов и чеченских боевиков). Закончилась война после решительных побед армянской стороны, установившей контроль над большей частью Нагорного Карабаха и прилегающими районами Азербайджана. После этого стороны согласились на посредничество СНГ (в первую очередь, России). С тех пор в Нагорном Карабахе сохранялся хрупкий мир, иногда нарушаемый перестрелками на границе, но проблема далека от решения.

Азербайджан твёрдо настаивает на своей территориальной целостности, соглашаясь дискутировать лишь об автономии республики. Армянская сторона столь же твёрдо настаивает на независимости Карабаха. Основное препятствие для конструктивных переговоров – взаимное ожесточение сторон. Натравливая народы друг на друга (или, по крайней мере, не препятствуя разжиганию ненависти), власть попала в ловушку – теперь им самим невозможно сделать шаг навстречу другой стороне, не будучи обвинёнными в предательстве.

Глубина пропасти между народами хорошо прослеживается по освещению конфликта обеими сторонами. Не присутствует и намёка на объективность. Стороны дружно умалчивают невыгодные для себя страницы истории и безмерно раздувают преступления противника.

Армянская сторона делает упор на исторической принадлежности края Армении, на незаконности включения Нагорного Карабаха в состав Азербайджанской ССР, на право народов на самоопределение. Живописуются преступления азербайджанцев против мирного населения – такие как погромы в Сумгаите, Баку и т.д. При этом реальные события приобретают явно преувеличенные черты – как например рассказ о массовом людоедстве в Сумгаите. Поднимается связь Азербайджана с международным исламским терроризмом. С конфликта обвинения переходят на устройство азербайджанского государства вообще.

Азербайджанская сторона, в свою очередь, упирает на давние связи Карабаха с Азербайджаном (вспоминая тюркское Карабахское ханство), на принцип нерушимости границ. Также поминаются преступления армянских боевиков, при полном забвении своих. Указывается на связь Армении с международным армянским терроризмом. Делаются нелестные выводы о мировом армянстве в целом.

В такой обстановке действовать международным посредникам чрезвычайно трудно, в особенности учитывая факт, что и сами посредники представляют различные мировые силы и действуют в разных интересах.

Стороны заявляют о своей решимости отстаивать принципиальные позиции – целостность Азербайджана и независимость Нагорного Карабаха, соответственно. Возможно, этот конфликт будет разрешён только, когда сменятся поколения и ослабнет накал ненависти между народами.






Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!