Карамзин повесть бедная лиза значение повести. «Повесть Карамзина «Бедная Лиза» и новая эпоха русской литературы

Повесть "Бедная Лиза", отзывы о которой собраны в этой статье, принадлежит перу Михаила Карамзина. Это классическое произведение жанра сентиментализма. Было написано в 1792 году.

Сентиментальная повесть

О повести "Бедная Лиза" по отзывам можно составить полноценное впечатление. Она рассказывает о девушке Лизе, которая живет неподалеку от Симонова монастыря вместе с престарелой матерью.

После того как умер ее отец, который был весьма зажиточным, семья быстро обеднела. Вдова слабела с каждым днем и вскоре совсем не смогла работать. Лизе приходилось трудиться, не щадя своей молодости и красоты.

В книге "Бедная Лиза" Карамзин (отзывы о ней были преимущественно положительными) описывает ее занятия. Она вязала чулки, собирала цветы и ягоды, которые продавала на рынке.

В Москве

В отзывах о рассказе "Бедная Лиза" читатели отмечают, что торговать она ходила в Москву. Как-то раз она отправилась продавать ландыши. На улице она повстречала молодого и привлекательного человека. Он щедро предложил ей рубль вместо пяти копеек за букет. Не стал настаивать, но пообещал, что отныне будет покупать у нее цветы всегда, чтобы она рвала их только для него.

В отзывах о книге "Бедная Лиза" Карамзина читатели отмечают, что Лиза - очень искренняя девушка. Дома она обо всем рассказала матери. А на другой день нарвала самых красивых ландышей, но в этот раз молодой человек ей не встретился. Цветы она выбросила в реку и грустная вернулась домой.

На следующий день незнакомец уже сам пришел к ее жилищу. Гостя встретила старушка, он ей показался приятным и воспитанным человеком. Оказалось, что его звали Эраст. Он подтвердил, что в будущем собирается покупать цветы у Лизы. Причем ей необязательно ходить в город, он сам будет за ними приезжать.

Эраст

Важную роль в отзывах о произведении "Бедная Лиза" играет Эраст. Выяснилось, что он богатый и знатный дворянин. С добрым сердцем, но при этом ветреный и слабовольный. Он жил рассеянно, заботясь только о своем удовольствии. При этом часто жаловался и хандрил.

Непорочная красота главной героини повести "Бедная Лиза", в отзывах это отмечается особо, поразила и привлекла его. Ему стало казаться, что в этой девушке он нашел то, что давно уже не мог отыскать.

Молодые люди начали встречаться. Практически каждый день у них бывали продолжительные свидания. Чаще всего они виделись на берегу реки, реже в березовой роще. Иногда проводили время под тенью столетних дубов. Время от времени они обнимались, но объятия их были чисты и непорочны.

Так шли дни и недели. В книге "Бедная Лиза" Карамзина, в отзывах это отмечали многие, все было описано так, что казалось, ничего не может помешать их будущему счастью.

Правда, однажды Лиза пришла на свидание грустной и печальной. Эраст выяснил, что к ней пришел свататься жених, сын местного богатого крестьянина. Матушке он понравился, она согласна, чтобы Лиза вышла за него замуж. Эраст принялся утешать девушку, убеждая, что как только мать ее умрет, он обязательно заберет ее к себе. Они станут счастливы, все оставшееся время будут жить неразлучно.

Лиза в ответ напомнила ему, что они никогда не смогут быть вместе. Свадьбы им не видать, ведь она - простая крестьянка, а Эраст - представитель видного и знатного дворянского рода. О повести "Бедная Лиза" в отзывах читатели отмечают, что этот факт чрезвычайно печалил главную героиню. Ведь воссоединиться со своим возлюбленным Эрастом было для нее главной мечтой.

Эраст стал возражать. Он начал убеждать ее, что самое главное в человеке душа. Для него важнее всего ее чувствительность и невинность, а не происхождение. Из-за этого она всегда будет близка его сердцу. Услышав это, Лиза немедленно бросилась к нему в объятья.

Далее Карамзин пишет, что в тот же миг она рассталась со своей непорочностью. Анализируя это произведение, многие в отзывах отмечают, что это кульминационный эпизод повести. После него события развиваются по наклонной к развязке.

Расстроенная Лиза

Заблуждение, которое охватило Лизу, вскоре прошло. На его место пришли страх и удивление. Во время прощания с Эрастом девушка горько плакала.

Свидания их продолжились. Но проходить они стали совершенно по-другому. Лиза перестала быть для Эраста тем символом непорочности, который так привлекал его в ней. На место платоническим отношениям пришли чувства, которыми он совсем не мог гордиться. Причем они были для него не новы. Уже давно изведанные и ничем не привлекательные. Лизе эта перемена сильно бросалась в глаза, ее это всерьез печалило.

Эраст уходит на службу

На одном из свиданий Эраст сообщил Лизе, что его призывают на службу. Ему предстоит отправиться в армию, а значит, они расстанутся на неопределенный срок. При этом он обещал ее любить, как и раньше, а возвратившись больше с ней не расставаться.

Лизе тяжело далась эта разлука. Каждое утро она просыпалась с надеждой о своем светлом будущем, постоянно думая об Эрасте. Так прошло около двух месяцев.

Как-то Лиза отправилась в Москву. В городе она случайно увидела на улице Эраста, который проехал мимо нее в богатой карете. Он вышел возле шикарного дома, хотел уже подняться на крыльцо, как ощутил себя в объятиях главной героини.

Эраст вмиг побледнел, а затем, не говоря ни слова, отвел ее в свой кабинет и тщательно запер дверь. Он объявил Лизе, что в его жизни все изменилось, он теперь помолвлен.

Девушка не успела опомниться, как Эраст позвал слугу, приказав, чтобы тот проводил ее со двора.

Гибель Лизы

Оказавшись на улице, Лиза побежала куда глаза глядят. Она не могла поверить в предательство любимого человека. В итоге она пришла на берег глубокого пруда, оказалась под сенью дубов, где провела так много времени со своим возлюбленным.

Вдалеке она увидела соседскую девочку, которая брела по дороге. Лиза подозвала ее, отдала все деньги, которые были у нее при себе, велела отдать матери, поцеловать от нее и простить свою бедную дочь. В следующий миг она бросилась в воду. Спасти ее уже никто не смог.

Мать Лизы, узнав о смерти дочери, скончалась на месте. Эраст женился, но прожил несчастливую жизнь. Он действительно служил в армии, как и сказал Лизе, но не сражался с врагом, а играл в карты. В итоге спустил все состояние. Чтобы поправить свои дела, ему пришлось жениться на богатой вдове.

Лиза, пришедши домой, рассказала матери, что с нею случилось. «Ты хорошо сделала, что не взяла рубля. Может быть, это был какой-нибудь дурной человек…» – «Ах нет, матушка! Я этого не думаю. У него такое доброе лицо, такой голос…» – «Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не, брать даром. Ты еще не знаешь, друг мои, как злые люди могут обидеть бедную девушку! У меня всегда сердце бывает не на своем место, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образ и молю господа бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти». – У Лизы навернулись на глазах слезы; она исцеловала мать свою.

На другой день нарвала Лиза самых лучших ландышей и опять пошла с ними в город. Глаза ее тихонько чего-то искали. Многие хотели у нее купить цветы, но она отвечала, что они непродажные, и смотрела то в ту, то в другую сторону. Наступил вечер, надлежало возвратиться домой, и цветы были брошены в Москву-реку. «Никто не владей вами!» – сказала Лиза, чувствуя какую-то грусть в сердце своем. – На другой день ввечеру сидела она под окном, пряла и тихим голосом пела жалобные песни, но вдруг вскочила и закричала: «Ах!…» Молодой незнакомец стоял под окном.

«Что с тобой сделалось?» – спросила испугавшаяся мать, которая подле нее сидела. – «Ничего, матушка, – отвечала Лиза робким голосом, – я только его увидела». – «Кого?» – «Того господина, который купил у меня цветы». Старуха выглянула в окно. Молодой человек поклонился ей так учтиво, с таким приятным видом, что она не могла подумать об нем ничего, кроме хорошего. «Здравствуй, добрая старушка! – сказал он. – Я очень устал; нет ли у тебя свежего молока?» Услужливая Лиза, не дождавшись ответа от матери своей – может быть, для того, что она его знала наперед, – побежала на погреб – принесла чистую кpинку, покрытую чистым деревянным кружком, – схватила стакан, вымыла, вытерла его белым полотенцем налила и подала в окно, но сама смотрела в землю. Незнакомец выпил – и нектар из рук Гебы немог бы показаться ему вкуснее. Всякий догадается, что он после того благодарил Лизу и благодарил не столько, словами, сколько взорами. Между тем добродушная старушка успела рассказать ему о своем горе и утешении – о смерти мужа и о милых свойствах дочери своей, об ее трудолюбии и нежности, и проч. и проч. Он слушал ее со вниманием, но глаза его были – нужно ли сказывать где? И Лиза, робкая Лиза посматривала изредка на молодого человека; но не так скоро молния блестит и в облаке исчезает, как быстро голубые глаза ее обращались к земле, встречаясь с его взором. – «Мне хотелось бы, – сказал он матери, – чтобы дочь твоя никому, кроме меня, не продавала своей работы. Таким образом, ей незачем будет часто ходить в город, и ты не принуждена будешь с нею расставаться. Я сам по временам могу заходить к вам». – Тут в глазах Лизиных блеснула радость, которую она тщетно сокрыть хотела; щеки ее пылали, как заря в ясный летний вечер; она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою. Старушка о охотою приняла сие предложение, не подозревая в нем никакого худого намерения, и уверяла незнакомца, что полотно, вытканное Лизой, и чулки, вывязанные Лизой, бывают отменно хороши и носятся долее всяких других. – Становилось темно, и молодой человек хотел уже идти. «Да как же нам называть тебя, добрый, ласковый барин?» – спросила старуха. – «Меня зовут Эрастом», – отвечал он. – «Эрастом, – сказала тихонько Лиза, – Эрастом!» Она раз пять повторила сие имя, как будто бы стараясь затвердить его. – Эраст простился с ними до свидания и пошел. Лиза провожала его глазами, а мать сидела в задумчивости и, взяв за руку дочь свою, сказала ей: «Ах, Лиза! Как он хорош и добр! Если бы жених твой был таков!» Все Лизино сердце затрепетало. «Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами…» – Лиза не договорила речи своей.

Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», – думал он и решился – по крайней мере на время – оставить большой свет.

Обратимся к Лизе. Наступила ночь – мать благословила дочь свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось: Лиза спала очень худо. Новый гость души ее, образ Эрастов, столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась просыпалась и вздыхала. Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света. Но Лиза все еще сидела подгорюнившись. Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу. – Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели. Лиза устремила на него взор свой и думала: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом, – и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое: ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: „Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей“. Он взглянул бы на меня с видом ласковым – взял бы, может быть, руку мою… Мечта!» Пастух, играя на свирели, прошел мимо и с пестрым стадом своим скрылся за ближним холмом.

У «Бедной Лизы» действительно счастливая судьба. Повесть принадлежит к числу произведений, которые знаменуют собой литературную эпоху, и в этом ее значение для истории литературы. Написанная почти 200 лет назад, она не знала за эти два века ни забвения, ни утраты читательской любви.

Одна из характернейших черт великих произведений русской литературы заключается в том, что при простоте внешнего сюжета они поднимают сложнейшие, глубинные вопросы жизни. Таковы «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Анна Каренина» Л. Н. Толстого…

Сюжет «Бедной Лизы», как справедливо отметил сам автор, весьма незамысловат. Крестьянка Лиза и дворянин Эраст полюбили друг друга, но вскоре Эраст покинул свою возлюбленную, чтобы жениться на богатой вдове и тем поправить свое состояние. Брошенная девушка с горя утопилась в пруду.

Эта повесть имела больший успех, чем все написанное Карамзиным ранее. «„Бедная Лиза“ твоя для меня прекрасна!» — так отозвался о повести Петров, нелицеприятный и суровый критик.

Прежде всего «Бедная Лиза» подкупала читателя тем, что она рассказывала о русской жизни, о современности. Обычно в повестях писали, что действие происходит в неопределенном «одном городе», «одной деревне», а тут хорошо знакомый каждому москвичу Симонов монастырь, все узнавали березовую рощу и луг, где стояла хижина, окруженный старыми ивами монастырский пруд — место гибели бедной Лизы… Точные описания придавали особую достоверность всей истории. К тому же автор подчеркивал правдивость своего рассказа: «Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль!» Даже то, что Лиза продавала лесные цветы, было новой чертой быта: в одной из статей Карамзин сообщает, что торговать букетами таких цветов начали в Москве лишь за год-два до создания повести.

За Лисьим прудом укрепилось название Лизин, он на долгое время стал местом паломничества чувствительных читателей. Путеводитель по Москве 1827 года наряду с Сухаревой башней, Красными воротами и другими московскими достопримечательностями рекомендует посетить Лизин пруд.

Приходили к пруду не только чувствительные девушки, но и мужчины: Погодин передает слова профессора Цветаева, «что и он хаживал на Лизин пруд, с белым платком в руках, отирать слезы».

Это сейчас, много лет спустя, «Бедная Лиза» кажется чуть ли не изящной игрушкой, но в свое время она воспринималась иначе: это было остросовременное и социально звучащее произведение. Тема и образы «Бедной Лизы» прямо перекликаются со страницами тогда только что преданной запрещению и изъятию даже у частных лиц книги Радищева.

В главе «Едрово» «Путешествия из Петербурга в Москву» рассказывается о том, как в этой деревне автор встретил крестьянскую девушку Анюту, которая не может выйти замуж за любимого человека, потому что ему надо заплатить 100 рублей за разрешение жениться, а ни у него, ни у Анюты таких денег нет. Автор предлагает Анюте и ее матери эти деньги, но они отказываются.

Образ матери Анюты перекликается с образом матери Лизы, которая решительно отказывается брать у Эраста настойчиво предлагаемую им «в десять раз дороже назначаемой ею цены» плату за вытканное Лизой полотно. Кроме того, имеются мелкие совпадения в деталях, словах: например, у Анюты отец умер, оставив крепкое хозяйство, отец Лизы тоже был «зажиточный поселянин», и здесь и там в доме не осталось мужчины-работника; Лиза у Карамзина говорит: «Бог дал мне руки, чтобы работать», жених Анюты, также отказываясь принять деньги в подарок, заявляет: «У меня, барин, есть две руки, я ими и дом заведу». Связь между «Бедной Лизой» и «Путешествием из Петербурга в Москву» несомненна.

Принципиальное различие между произведениями Радищева и Карамзина заключается в том, что в «Путешествии из Петербурга в Москву» тема раскрывается средствами публицистики, в «Бедной Лизе» — средствами художественными. Радищев называет явление и дает ему объяснение с точки зрения социальной и экономической, Карамзин его изображает. У того и другого способа есть свои достоинства, но для условий русской действительности художественная литература имела особое значение. Очень хорошо ее роль в общественной жизни определил Н. Г. Чернышевский. Он назвал ее «учебником жизни».

Бедная Лиза (сборник) Николай Карамзин

(Пока оценок нет)

Название: Бедная Лиза (сборник)

О книге «Бедная Лиза (сборник)» Николай Карамзин

Николай Михайлович Карамзин (1766–1826) – писатель, историк и просветитель, создатель одного из наиболее значительных трудов в российской историографии – «История государства Российского» основоположник русского сентиментализма.

В книгу вошли повести «Бедная Лиза», «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена», а также сборник очерков «Письма русского путешественника».

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Бедная Лиза (сборник)» Николай Карамзин в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Бедная Лиза (сборник)» Николай Карамзин

Она бросилась в его объятия-ивсейчаснадлежало погибнуть непорочности! – Эраст чувствовал необыкновенное волнение в крови своей – никогда Лиза не казалась ему столь прелестною – никогда ласки ее не трогали его так сильно – никогда ее поцелуи не были столь пламенны – она ничего не знала, ничего не подозревала, ничего не боялась – мрак вечера питал желания – ни одной звездочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения. – Эраст чувствует в себе трепет – Лиза также, не зная отчего – не зная, что с нею делается… Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где – твоя невинность?

Отец Лизин был довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь.

«Ты должен, молодой человек, – сказал он, – ты должен известить меня о происшествиях света, мною оставленного, но еще не совсем забытого. Давно живу я в уединении, давно не слышу ничего о судьбе людей. Скажи мне, царствует ли любовь на земном шаре? Курится ли фимиам на олтарях добродетели? Благоденствуют ли народы в странах, тобою виденных?» – «Свет наук, – отвечал я, – распространяется более и более, но еще струится на земле кровь человеческая – льются слезы несчастных – хвалят имя добродетели и спорят о существе ее». – Старец вздохнул и пожал плечами.

Чтобы живо чувствовать всю дерзость человеческого духа, надобно быть на открытом море, где одна тонкая дощечка, как говорит Виланд, отделяет нас от влажной смерти, но где искусный пловец, распуская парусы, летит и в мыслях своих видит уже блеск золота, которым в другой части мира наградится смелая его предприимчивость. «Nil mortalibus arduum est» – «Нет для смертных невозможного», – думал я с Горацием, теряясь взором в бесконечности Нептунова царства.

Поэт проповедует философию «мучительной радости», называет сладостным чувством меланхолию, которая есть «нежнейший перелив от скорби и тоски к утехам наслажденья».

Герои Карамзина – словно люди, потерпевшие кораблекрушение, выброшенные на суровый и дикий берег, одинокие на безлюдной земле.

Белинский писал: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество… повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта».

Карамзин глубоко убежден, что человечество идет по пути прогресса, что именно XVIII в. благодаря деятельности великих просветителей – ученых, философов и писателей – приблизил людей к истине. Заблуждения бывают, но они, как «чуждые наросты, рано или поздно исчезнут», ибо человек обязательно придет «к приятной богине-истине». Усвоив просветительскую философию своего времени, Карамзин считает, что «просвещение есть палладиум благонравия». Просвещение благодетельно для людей всех состояний.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!