Карл роджерс краткая биография. Биография карла роджерса

Карл Рэнсом Роджерс – американский психолог, ставший известным, благодаря разработанной «Я –концепции».

Разработки Роджерса уникальны тем, что подходят не только одной индивидуальной личности, но и могут быть применимы по отношению к целой группе людей (рабочий коллектив, группа подростков).

Также в 1947 году он возглавил психологическую ассоциацию Америки. Фундаментальные работы Роджерса остаются актуальными и пользуются интересом со стороны молодых учёных в настоящее время.

Детство

В семье Роджерсов было шестеро детей. Карл был четвёртым ребёнком, появившимся на свет в январе 1902 года. Местом рождения стал штат Иллинойс, Оук парк. Его отец был инженером, достаточно богатым и успешным человеком, поэтому семья не испытывала денежной нужды.

В 12 лет семейство решило сменить место жительства, остановив свой выбор на Чикаго. Там и прошла юность будущего психолога. Отец был ярым протестантом, что сказалось на воспитании детей. Атмосфера детства, по воспоминаниям Карла, связывалась у членов семьи со строгостью и религиозными воззрениями отца.

Несмотря на финансовую независимость, нельзя уверенно сказать, что семья была счастлива и дружна. Все испытывали некоторую зависимость. Родители любили и заботились о своих чадах, но, тем не менее, не желали отходить от религиозных принципов.

Интерес к знаниям

Карл плохо сходился с ровесниками, поэтому друзей не имел. Всё свободное время он посвящал изучению литературы различного рода, читал всё, что попадалось под руку, включая энциклопедии и словари. Школьные годы также прошло в одиночестве. Мальчику приходилось тратить много времени на дорогу, поэтому общение с одноклассниками сводилось до минимума.

Роджерс учился блестяще, особенно хорошо ему давались естественные науки и английский язык. В юношеские годы Карл много работал на ферме, что и стало следствием любви к природе. Он наблюдал за растениями, животными, письменно фиксируя сделанные выводы. Подросток читал много литературы, посвящённой сельскому хозяйству.

Зрелость

Учась в колледже, в числе 10 студентов отправился на Восток. В Пекине проходила конференция "Всемирная студенческая христианская федерация". После шестимесячного прибывания там, его взгляды на религию изменились.

Вернувшись домой, Карл получил степень бакалавра по истории. Окончив университет, женился на Хелен Элиот и отправился в свадебное путешествие в Нью-Йорк. В городе ему понравилось. Он учился в семинарии, но на втором году перешел в Учительский колледж Колумбийского Университета.

В 1928 г получил степень магистра, а в 1031г степень доктора клинической психологии. Сначала он увлекался проблемами детской психологии, писал книги, но потом заинтересовался психотерапией.

Теория личности, разработанная Роджерсом

Данная теория создана в рамках Гуманистической теории и обладает всеми её характерными признаками. Основополагающей мыслью является концепция о том, что каждый человек стремится реализовать себя и раскрыть свои потенциальные возможности. «Я-концепция» предполагает восприятие человеком себя сквозь призму отношений и взаимодействий с миром.

Концепция включает в себя не только оценку самого себя, но и представления о том, каким человек хотел бы себя видеть. Ключевым моментом в самореализации является внимание социума и его одобрение. Поэтому на пути к самосовершенствованию человек становится зависим от положительных и негативных оценок общества.

Первостепенную роль в развитии индивидуума играют родители, так как они являются авторитетом. Если родные люди уважают ребёнка, как личность, и всячески поддерживают, то развитие будет происходить в соответствии с заложенным потенциалом. Если же встречаются противоречия и недопонимание (например, «Я не буду к тебе хорошо относиться, если ты будешь плохо себя вести»), то ребёнок станет искать поддержки в социуме, всячески стараясь привлечь внимание и получить одобрение.

В зависимости от того, какое внимание человек получил от окружающих, Роджерс выделяет два типа личности:

  • полноценно функционирующая;
  • неприспособленная.

Первый тип характеризуется открытостью, доверием, позитивным мышлением. Второй, напротив, применяет защитные механизмы и не стремится пойти на контакт. Нарушение «Я-концепции» приводит к различным психическим расстройствам и не способствует гармоничному развитию личности.

Последние годы

Последние 10 лет Карл Роджерс применял свои идеи в политических вопросах. Умер 4.02.1987 года.

  • В юношеские годы Роджерс хотел стать фермером.
  • После конференции в Пекине, посвящённой христианству, Роджерс усомнился в божественности Христа, тем самым став независимым от религиозных воззрений родителей.
  • В юности психолог занимался разведением ночных бабочек.

РОДЖЕРС, КАРЛ (Rogers, Carl) (1902–1987), американский психолог, психотерапевт, один из основоположников гуманистического направления в психологии, основатель недирективного, клиенто-центрированного (ориентированного на клиента) подхода.

Родился 8 января 1902 в Оук-Парке (шт. Иллинойс). Был четвертым из шести детей Уолтера Роджерса и Джулии Кашинг. По словам Роджерса, это была замкнутая семья со «строгой, бескомпромиссной религиозно-этической атмосферой, где преклонялись перед добродетелью упорного труда». Мальчик рос застенчивым и чувствительным. Благодаря навыкам беглого и правильного чтения, в 1909 был принят сразу во второй класс школы (в этой же школе учился Э.Хемингуэй, а его отец преподавал естествознание). Тогда же Роджерс познакомился с Хелен Элиот, ставшей затем его женой. Когда ему исполнилось 12 лет, семья купила ферму. Там Роджерс увлекся разведением и изучением ночных бабочек, читал труды по сельскому хозяйству и получал первые представления о практических и научных методах исследования.

Поступил в 1919 в университет шт. Висконсин на сельскохозяйственный факультет, но, готовясь к будущей духовной профессии, занялся историей и получил по ней степень бакалавра.

В 1922 Роджерс в составе делегации Молодежной христианской ассоциации полтора года провел в Китае. В книге (On Becoming a Person , 1961) Роджерс писал: «Я увидел, как страшно ненавидели друг друга французы и немцы, хотя сами по себе они были очень приятными людьми». Он разочаровался во взгляде на человека через призму какой бы то ни было конфессии. Взгляд Роджерса оказался шире и гуманистичнее религиозного, что отразилось как на его теории, так и на практической деятельности. Долгие годы Роджерс находился под влиянием семьи, которая настаивала на духовном поприще, и только будучи уже зрелым человеком, он смог освободиться от ее давления и выбрать свой путь. Это осложнило его отношения с родителями, но способствовало профессиональному становлению. Свобода от давления авторитетов сделала возможным разработку оригинального направления в условиях критики со стороны профессионалов.

В 1924 поступил в теологическую семинарию г.Юнион, славящуюся либеральными взглядами. Там участвовал в студенческом кружке, большинство студентов которого «отказались от религии», в том числе и Роджерс. Он искал область знания, где «свобода его мысли ничем не будет ограничена», и увлекся психологией. Посещал лекции Колумбийского педагогического университета, занимался философией образования под руководством У.Килпатрика, стал клиническим психологом в детской клинике. Был интерном в институте помощи детям (занимался диагностикой и консультированием клиентов по вопросам развития ребенка). После интернатуры Роджерс 12 лет работал психологом в Обществе предотвращения жестокого обращения с детьми с несовершеннолетними преступниками и детьми из малообеспеченных семей. Во время этой работы складывались его собственная теория и методы – клиенто-центрированный подход. В 1939 вышла книга Клиническое лечение трудного ребенка (Clinical Nreanment jf Problem Child ). С этим периодом совпало ранее детство сына и дочери Роджерса. В книге Взгляд на психотерапию. Становление человека Роджерс пишет, что благодаря жене, становился все более понимающим родителем, и они вместе гордятся тем, что могут «интимно, по-настоящему» общаться с уже взрослыми детьми и их супругами.

В 1940 Роджерса пригласили в государственный университет шт. Огайо на должность профессора. В этом же году была опубликована его статья Процесс терапии (The Processes of Therapy , 1940), вызвавшая полемику. В 1942 вышла книга Консультирование и психотерапия (Counselling and Psychotherap y, 1942), в которой был изложен и разработан подход к новому направлению психотерапии, известному как «недирективное консультирование».

В 1945 при Чикагском университете Роджерс открыл консультативный центр, где на практике применял направление терапии, «центрированной на клиенте». Отражением этой работы стала книга Клиент-центрированная терапия (Client-Centered Therapy: Its Current Practice, Implications, and Theory , 1951). Работая в Чикагском университете, избирался президентом Американской ассоциации прикладной психологии (1945–1946), Американской психологической ассоциации (1946–1947), Американской академии психотерапевтов (1956–1957).

С 1957–1961 в Висконсинском университете Роджерс вел курсы психиатрии и психологии. Новых подход к преподаванию изложен в работе Свобода учиться (Freedom to Learn: A View of What Education Might Become , 1969).

В 1961 выходит самая известная книга Роджерса Взгляд на психотерапию. Становление человека (On Becoming a Person , 1961), в которой он обобщает свой терапевтический опыт за 10 лет.

В 1964 работал в Западном институте поведенческих наук г.Ла-Хоя (La Jolla), а с 1968 там же руководил Центром по изучению личности.

С 1950-х Роджерс – один из ведущих представителей гуманистического направления – «третьей силы» в психологии (А.Маслоу). В 1960-е годы Роджерс стал лидером движения, получившего название «групп встреч» (групповой психотерапии). Известна его книга Карл Роджерс о группах встреч (Carl Rogers on Encounter Groups , 1970) ( ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ). В 1970-ые Роджерс, используя метод групповой психотерапии, пытался решать проблемы международных и этнических конфликтов. Он проводил лекции и группы встреч во многих странах мира (Мексика, Австрия, Бразилия, Великобритания, Германия, Испания, Италия, Япония, Южная Африка, Швейцария и др.), в т.ч. в 1986 посетил СССР, что оказало большое влияние на развитие психотерапии и психологического консультирования в России.

Карл Роджерс заменил понятие «пациент» понятием «клиент», что значительно изменило акцент в психотерапии. Пациент – больной, который не может знать причину беспокойства и способы лечения, ему необходима помощь профессионала-психотерапевта. Клиент же – активный участник психотерапевтического процесса. Клиент знает себя лучше, чем терапевт, и поэтому терапевт следует за клиентом, «отражая» как в зеркале, его чувства и представления для того, чтобы клиент мог увидеть и понять себя. Терапевт «демонстрирует безусловное принятие клиента как человека, который способен самостоятельно строить свою жизнь». Они вместе ищут решение проблемы, какой она видится клиенту.

Такой подход основан на гуманистическом представлении о человеке: принципе ценности и уникальности человеческой личности, имеющей природное позитивное начало, и принципе самореализации. Ядро человека – «позитивная, продвигающаяся вперед, конструктивная, реалистичная, достойная доверия» сущность. Движение вперед (стремление к сохранению и укреплению достигнутого и к жизни-процессу (но не к завершениям и стабильным состояниям)) является естественным. Опираясь на существующие на тот момент теории и свой практический опыт К.Роджерс создает теорию личности. В течение жизни человек приобретает опыт, складывающийся из переработанных восприятий (символизированный опыт). Такой опыт уникален, индивидуален и в полной мере доступен только самому человеку. Он образует «феноменальное (перцептивное) поле», являющееся для индивида реальностью, на которую реагирует его организм. Таким образом, восприятие играет решающую роль в определении поведения. Некоторая часть перцептивного поля образует систему «Я» в результате взаимодействия (в особенности оценочного) со средой и с другими людьми. Система представлений о себе и окружающей среде – «Я-концепция». На поведение человека влияет организм и «Я-концепция». Если сенсорные и висцеральные (относящиеся к внутренним органам) опыты организма (тенденции) допускаются к осознанию и согласуются со структурой «Я», то личность – интегрированная (целостная), конгруэнтная («Я-концепция» соответствует опыту) и тенденция к реализации себя осуществляется.

Если вновь получаемый человеком опыт не соотносится с его представлениями о себе или о мире, то он может восприниматься как угрожающий. «Я-концепция», стремясь к самосохранению, или не допускает этот опыт до восприятия и осознания (отрицание), или искажает, при этом поддерживается ошибочная «Я-концепция». Чем больше искаженного и отрицаемого опыта, тем более ошибочна структура, и тем больше опыта воспринимается ею как угроза. Угроза и защита, повторяясь одна за другой, ведут к росту несоответствия структуры «Я» и опыта, растет уязвимость личности, напряжение и тревога. Это приводит к невротизации личности – уходу от своей индивидуальности, отказу от актуализации, к закрытости для нового опыта и изменений.

Опыт, не соответствующий «Я-концепции», может не восприниматься угрожающим, перерабатываться, ассимилироваться и включаться в структуру «Я». Формирование и изменение «Я-концепции» происходит как в ходе обычного развития, так и в психотерапии, где условием для таких перемен клиента необходима атмосфера понимания и принятия. Эмпатическое поведение, безусловное позитивное принятие терапевта, «отзеркаливающего», по выражению Роджерса, клиента, помогают росту позитивности и конгруэнтности «Я-концепции» и раскрытию тенденции к актуализации ().

Умер Роджерс в Ла-Хое (шт. Калифорния) 4 февраля 1987. За несколько дней до этого его семье пришло уведомление о том, что его выдвинули на получение Нобелевской премии, но он об этом уже не узнал.

Основные труды, кроме указанных в статье: Person to Person (with Stevens ). Boston, 1961; Becoming Partners: Marriage and Its Alternatives . N.Y., 1972; Carl Rogers on Personal Power: Inner Strength and Its Revolutionary Impact . N.Y., 1977; A way of Being . Boston, 1980; The Carl Rogers Reader. Edited by H.Kirschenbaum and V.L. Henderson. Boston, 1989; Dialogues . Edited by H.Kirschenbaum and V.L. Henderson. Boston, 1989.

Елена Подольная

Карл Рэнсом Роджерс (8.01.1902, Оук-Парк,Иллинойс - 4.02.1987, Ла-Хоя, Калифорния) - выдающийся американский психолог и психотерапевт. Один из основоположников гуманистической психологии, основатель одного из самых значимых направлений современной психотерапии и психологического консультирования, которое известно как недирективная терапия (40-е гг.), клиенто-центрированнная терапия (50-60-е гг.) и, наконец, личностно-центрированная терапия.
1919 - К. РОДЖЕРС становится студентом Висконсинского университета, где сначала изучает сельскохозяйственные науки, а затем историю. Переехав в Нью-Йорк, в 1922г. поступает в теологическую семинарию (Union Theological Seminary), откуда переходит в Учительский колледж (Teachers College) при Колумбийском университете, где получает подготовку в области педагогической и клинической психологии.
1928 - удостаивается степени магистра и в 1931г. - степени доктора (Ph.D.) клинической психологии.
1928-1939 - работает клиническим психологом в Центре изучения детей, созданном при Обществе по предотвращению жестокости в обращении с детьми (Рочестер, штат Нью- Йорк). Опыт работы в Рочестере был подытожен в первой книге Роджерса Клиническое лечение проблемного ребенка (1939).
1940-1945 - профессор клинической психологии Университета штата Огайо. В 1942г. выходит вторая его книга: Психологическое консультирование и психотерапия.
1945-1957 - профессор психологии Чикагского университета и директор университетского Центра психологического консультирования. В 1951г. публикует одну из своих важнейших книг - Клиенто-центрированная терапия: современная практика, значение и теория.
1957-1963 - профессор факультетов психологии и психиатрии Висконсинского университета. В 1961г. выходит в свет самая известная из работ Роджерса - О становлении личности, где автор обобщает опыт своей психотерапевтической работы за десятилетие: 1951-1961гг.
1964-1968 - работает в Западном институте поведенческих наук в Ла-Хоя (Калифорния). С 1968г. до последних дней - руководитель Центра по изучению личности (Ла-Хоя).
Президент Американской ассоциации прикладной психологии (1945-1946), Американской психологической ассоциации (1946-1947), Американской академии психотерапевтов (1956-1957).
Роджерс - автор 16 книг и более двухсот статей. Его работы переведены более чем на 60 иностранных языков.
Впервые в истории психотерапии стал производить аудиозапись (тогда еще фонографическую) психотерапевтических сессий в исследовательских и дидактических целях. В 1942г. опубликовал в книге Психологическое консультирование и психотерапия полный текст психотерапевтических встреч с одним из своих пациентов - Случай Герберта Брауна. Первым из психотерапевтов стал рассылать коллегам транскрипты аудиозаписей своих консультаций с целью ознакомления их со своей психотерапевтической практикой и получения обратной связи. После появления магнитофонной аудиозаписи Американская академия психотерапевтов разослала по всему миру многие тысячи копий аудиокассет с записями роджеровских психотерапевтических сессий.
1950-80 - К. Роджерс - один из лидеров так называемой «третьей силы» в психологии (в терминологии А.Маслоу) - движения гуманистической психологии. Один из лидеров - в развитии и распространении практики интенсивной групповой работы, известной под названием группы встреч. Книга Карл Роджерс о группах встреч, вышедшая в 1970г., стала мировым бестселлером.
1970-80 - реализовал фантазию Дж.Морено о проведении малых и больших групп для разрешения международных и этнических конфликтов.
В последнее десятилетие своей жизни К. Роджерс работает с огромными аудиториями по всему миру: читает лекции, проводит группы по разрешению конфликтов, группы встреч, многочисленные публичные демонстрации своих психотерапевтических сессий. С 1977 по 1985гг. он совершил пять туров в Мексику, четырежды приезжал в Австрию, трижды посетил Бразилию, Великобританию и Германию, дважды - Испанию и Италию, а также Швейцарию, Финляндию, Ирландию, Венгрию, Венесуэлу, Южную Африку и Японию.
В сентябре-октябре 1986г. совершает свое последнее международное турне - трехнедельный визит (вместе с Рут Санфорд и Фрэном Мэйси) в Советский Союз (в Москву и Тбилиси). К. Роджерс был первым из психотерапевтов с мировым именем, который щедро делился своим чуть ли не 60-летним профессиональным опытом и своим лучезарным личным обаянием с коллегами в Москве. И он действительно говорил с нами «как личность, исходя из контекста своего личностного опыта и личностного знания», в отличие от огромного числа своих коллег, которые предпочитают говорить безлично (читай: скромно, от третьего лица или от лица истины), исходя из контекста безличного (читай: объективного) опыта и безличных (читай: объективных) знаний. Не такова ли традиция так называемого научного дискурса?
1987 - февраль. За несколько дней до смерти семьей К. Роджерс было получено уведомление о представлении Карла Роджерса к Нобелевской премии. Но он об этом уже не узнал.
Теория личности Роджерса выросла из его клинической практики. В центре ее стоит учение о «Я» (Self). По Роджерсу, существуют две системы регуляции поведения: организм и «Я». Основная тенденция организма - актуализировать, сохранить и усилить себя. Организмом принимаются такие способы поведения, которые согласуются с «Я» личности. «Я» личности формируется во взаимодействии организма со средой и в общении с другими людьми. Оно выделяется как особая область в поле опыта индивида, которая складывается из системы восприятий и оценки человеком своих собственных черт и отношений к миру. Самооценки могут быть не только непосредственными, но и заимствоваться от других людей, при этом они, как правило, оказываются искаженными и не допускают проверки в реальном опыте индивида. Система «Я» стремится к внутренней самосогласованности.
Когда структура «Я» ригидна, то опыт, который не согласуется с ней, воспринимается как угроза личности и либо (при своем осознании) подвергается искажению, либо вовсе отрицается.
Психологически, однако, он не перестает от этого существовать для личности. Стремясь во что бы то ни стало удержать неадекватное представление о себе, личность вынуждена при этом придавать ему еще большую жесткость, что в свою очередь ведет к тому, что все большая часть ее реального опыта подвергается искажению и отчуждается от личности. Развивающийся таким образом лавинообразный процесс отчуждения личности приводит к потере контакта с реальностью, а в некоторых случаях к тяжелым психическим
расстройствам личности, при которых возникает необходимость во вмешательстве психотерапевта.
Личностно-центрированная терапия и преследует цель прежде всего перестроить структуру «Я» личности, придать ей гибкость, «качество процесса», в результате чего личность становится «открытой» по отношению ко всему реальному жизненному опыту и как бы вновь обретает себя.
Проведение такого рода терапии предполагает, по Роджерсу, прежде всего, что терапевт способен войти в глубокий личностный контакт с пациентом, воспринимая его как личность, обладающую безусловной ценностью, вне зависимости от его состояния, поведения и чувств, но также, что и сам пациент способен почувствовать хотя бы отчасти это безусловное положительное отношение терапевта, готовность терапевта до конца принять и понять его.
Приводим список основных работ К.Роджерса: Rogers C.The Clinical Treatment of the Problem Child.- Boston: Houghton Mifflin, 1939; Rogers C. Counseling and Psychotherapy: New Concepts in Practice. - Boston: Houghton Mifflin, 1942;
Rogers C. Client-Centered Therapy: Its Current Practice, Implications and Theory. - Boston:
Houghton Mifflin, 1951; Rogers C.On Becomong a Person.- Boston: Houghton Mifflin, 1961; Rogers C. Person to Person (with B.Stevens).- Moab Utah: Real People Press, 1967; Rogers C. Freedom to Learn: A View of What Education Might Become. - Columbus OH: Charles Merril, 1969;
Carl Rogers on Encounter Groups.- New York: Harper and Row, 1970;
Rogers C. Becoming Partners: Marriage and Its Alternatives. - New York: Delacorte Press, 1972; Carl Rogers on Personal Power: Inner Strenght and Its Revolutionary Impact. - New York:
Delacorte Press, 1977; Rogers C. A way ofBeing. - Boston: Houghton Mifflin, 1980;
The Carl Rogers Reader.Edited by H.Kirschenbaum and V.L.Henderson.- Boston: Houghton Mifflin, 1989;
Carl Rogers: Dialogues. Edited by H.Kirschenbaum and V.L.Henderson.- Boston: Houghton Mifflin, 1989.
r.S.: В связи с юбилеями К.Роджерса и Ж.Лакана небезынтересно отметить, что вследствие своих антропологических позиций (взглядов на природу человека) первый из них олицетворяет крайний полюс оптимистического гуманизма, а второй - полюс трагического агуманизма.
Роджерс достаточно четко эксплицировал свои антропологические воззрения: «Однажды становится ясно, что единственный смысл исповедуемых мною взглядов таков: человек по сути своей добр и движим в направлении самореализации, если только ему предоставляется такая возможность» (Rogers, 1969, p.290).
Что касается Лакана, то в тексте своего второго семинара он утверждает: «Гегель достиг пределов антропологии. Фрейд за эти пределы вышел. Открытие его состоит в том, что всего человека в человеке не найти. Фрейд не гуманист» (Лакан, 1999, с.108). А в другой работе добавляет: «Эпитет "агуманный" , которым некто почел возможным мои мысли охарактеризовать, не вызвал у меня ни малейшего огорчения - напротив, новизна, заключенная в этой категории, скорее, польстила мне тем, что я ее рождению послужил поводом» (Лакан, 1997, с. 182). Страна:

США

Научная сфера:

Роджерс считал свой метод универсальным, то есть, применимым и эффективным в работе с самыми разными типами клиентов - как для групп (учебных классов, трудовых коллективов), так и для индивидуальной работы (школьников, родителей, ветеранов), для людей разных культур, видов деятельности, религиозных взглядов. В частности, метод применим для разрешения конфликтов - как внутриличностных, так и межличностных и межгрупповых. Клиент-центрированная терапия Роджерса способна решать широкий диапазон практических задач, с которыми сталкиваются клиенты: профессиональные проблемы, проблемы в супружеских отношениях, психосоматические расстройства и т. д. В течение последних лет терапевты наблюдали за тем, как успешно проходит с отдельными клиентами, с всё «более и более глубокой продолжительностью, всё глубже затрагивая и преобразуя саму организацию личности». Возвращаясь к статистике, можно добавить приведённые автором данные: «если десять лет назад консультант, использующий недирективный подход, в среднем проводил с каждым клиентом 5-6 обследований (очень редко 15), то сегодня, благодаря клиентцентрированному подходу - 15-20 собеседований (изредка цифра доходит до 100)». Произошло это, по мнению Роджерса, благодаря возросшему мастерству консультанта.

Карл Роджерс особо подчёркивал эффективность клиентцентрированной терапии в игровом взаимодействии с проблемными детьми. В работе по данной области, согласно позиции автора, вербальная коммуникация нередко сведена к минимуму, а в некоторых случаях, мы наблюдаем даже полное её отсутствие. Самым же важным моментом здесь является групповая терапия (кстати она даёт хороший эффект не только при работе с проблемными детьми, но и со взрослыми). Эффект её заключается в наблюдении за действиями партнёра как за наглядным близким примером.

Биография

Карл Роджерс, четвёртый из шестерых детей, родился 8 января 1902 года в Оук парк, штат Иллинойс, в преуспевающей семье строгого протестанта, фундаменталиста (fundamentalist). Роджерс прекрасно учился, много и с удовольствием читал, любил заниматься самоанализом. Он не увлекался ни спортом, ни шумными играми и практически не имел друзей. «Все, что сегодня я мог бы назвать близкими межличностными отношениями, в тот период полностью отсутствовало». Чтобы оградить детей от «пагубного влияния города и окрестностей», родители Роджерса переехали на ферму близ Глен Эллин, штат Иллинойс, когда он учился в средней школе. Карл делал блестящие академические успехи и серьезно интересовался наукой. Период его учёбы в Университете Висконсина оказался весьма полезным и наполненным смыслом.. Со второго курса он стал готовить себя к духовной карьере. В следующем, 1922 году, он поехал в Китай, чтобы присутствовать на конференции Всемирной Студенческой Христианской Федерации в Пекине, а затем с целью изучения языка отправился в путешествие по западному Китаю и другим странам Азии. Поездка смягчила его фундаменталистские религиозные установки и предоставила первую возможность обрести самостоятельность. «После этого путешествия сформировалась моя система ценностей, а мои цели и философия стали вполне определенными и отличными от взглядов, которых придерживались мои родители и которых ранее придерживался я»‘’К.Роджерс’’. В 1924 году он женился на Хелен Эллиотт, которую знал ещё со средней школы. Обе семьи возражали против возвращения Роджерса к учёбе после женитьбы. Они надеялись, что вместо этого он будет искать работу. Но Роджерс твердо решил продолжить образование. Супруги переехали в Нью-Йорк, где Роджерс поступил в аспирантуру Теологической семинарии. Позднее он решил совершенствоваться в области психологии в Педагогическом колледже Колумбийского университета. Сделать этот выбор ему отчасти помог студенческий семинар, где он получил возможность проверить свои усиливающиеся сомнения по поводу религиозных обязательств. Впоследствии, проходя курс психологии, он был приятно удивлен открытием, что человек, интересующийся вопросами консультирования, может получать деньги, работая с людьми, которым необходима помощь, и при этом не зависеть от церкви. Начал он в Рочестере, штат Нью-Йорк, в центре детского воспитания. Роджерс работал с детьми, которые направлялись к нему разными социальными организациями. «Я не был связан ни с каким университетом, никто не стоял за моей спиной и не предъявлял претензий к моим методам работы… Организациям было все равно, как я работаю, они лишь надеялись, что хоть какая-то польза от меня будет»‘’К.Роджерс’’. Пока он находился в Рочестере, с 1928 по 1939 год, изменилось его понимание процесса психотерапии. В конечном счете, он поменял формальный прямой подход на то, что впоследствии назовет клиенто-центрированной терапией. «Мне стало приходить в голову, что вместо демонстрации своей учености и эрудиции, нужно полагаться на пациента, дать ему возможность самому направлять процесс терапии»‘’К.Роджерс’’. В Рочестере Роджерс написал книгу «Клинический уход за проблемным ребёнком» (The Clinical Treatment of the Problem Child, 1939). Книга была принята хорошо, и он стал профессором Университета в Огайо. По этому поводу Роджерс сказал, что, заняв высокую должность, он смог избежать давления, которому подвергаются ученые, стоящие на нижних ступенях академической лестницы, давления, которое душит новаторство и творчество. Находясь в Огайо, Роджерс сделал первые магнитофонные записи терапевтических сеансов. Записывать терапевтические сеансы считалось немыслимым, но, поскольку Роджерс не принадлежал к терапевтическому обществу, он мог проводить свои исследования самостоятельно. Результаты этих исследований и его преподавательская деятельность навели Роджерса на мысль написать официальную работу о психотерапевтических отношениях «Консультирование и психотерапия» (Counseling and Psychotherapy, 1942). Несмотря на мгновенный и широкий успех книги, её появление не было отмечено ни в одном из основных психиатрических и психологических изданий. Более того, в то время как его занятия пользовались огромной популярностью среди студентов, Роджерс был «изгоем на своем собственном факультете штата Огайо, имел самый маленький офис, вынужден был вести курсы только в свободные часы и практически не имел единомышленников» . В 1945 году Чикагский университет предоставил ему возможность организовать собственный психотерапевтический центр. Роджерс был его директором до 1957 года. Он уделял все больше внимания доверию, что нашло отражение в демократической политике принятия решений центра. Если пациентам можно доверить решение вопросов, связанных с их собственным лечением, то уж персоналу тем более можно доверить принятие решений, касающихся обстановки, в которой он работает. В 1951 году Роджерс опубликовал книгу «Клиенто-центрированная терапия» (Client-Centered Therapy), которая содержала его первую терапевтическую теорию и теорию личности. В книге приводились некоторые исследования, подтверждавшие его выводы. ‘’Он предлагал считать в процессе лечения главной действующей силой пациента, а не психотерапевта". Этот новый взгляд на психотерапевтические отношения подвергся значительной критике, поскольку резко отличался от традиционного. Терапевтический процесс, где лечением управляет пациент, поставил под сомнение один из основных бесспорных постулатов, согласно которому психотерапевт знает все, а пациент - ничего. Значение такого подхода в других областях Роджерс подробно разъясняет в книге «Становление человека» (On Becoming a Person, 1961). Опыт работы Роджерса в Чикаго был крайне интересен и принес ему большое удовлетворение. Правда, он потерпел и неудачу, которая по иронии судьбы положительно отразилась на его профессиональных взглядах. Работая с крайне тяжелой пациенткой, Роджерс настолько углубился в её проблемы, что был вынужден взять трехмесячный отпуск, так как находился на грани нервного срыва. Вернувшись, он прошел курс лечения с одним из своих коллег. После этого случая отношения Роджерса с клиентами стали более свободными и непосредственными. До самой своей смерти в 1987 году, в возрасте 85 лет, Роджерс оставался в центре изучения личности. В последние десять лет жизни он применил свои идеи к политическим ситуациям и вел успешные симпозиумы по разрешению конфликтов и гражданской дипломатии в Южной Африке, Австрии и бывшем Советском Союзе. В конце жизни Роджерс заинтересовался измененными состояниями сознания, так называемым "внутренним пространством - сферой психологических сил и психических возможностей человека. Также он стал более открытым и эмоциональным. Об этих переменах он сказал так: «Я говорю теперь не просто о психотерапии, но о точке зрения, философии, понимании жизни, о пути существования, одной из целей которого является рост - человека, группы, общества».

Точка зрения Роджерса на природу человека

Точка зрения Роджерса на природу человека сформировалась так же, как у Фрейда, на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. Он признавал, что главный толчок его идеям дал интерес к людям, которым требовалась профессиональная помощь: «Из отношений с этими людьми, из часов, проведенных с ними, я почерпнул большинство моих догадок о значении терапии, о динамике межличностных отношений, о структуре и функционировании личности». В результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля. Такая точка зрения отчетливо соотносится с верой Руссо в доброту, свойственную природе человека, - убежденностью в том, что человек, если дать ему возможность раскрыть врожденный потенциал, будет развиваться оптимально и эффективно. Роджерс утверждал, что христианство культивировало представление, что люди от природы злы и грешны. Он также утверждал, что этот негативный взгляд на человечество был ещё усилен Фрейдом, нарисовавшим портрет человека, движимого ид и бессознательным, которые могут проявить себя в инцесте, убийстве, воровстве, сексуальном насилии и других ужасающих действиях. В соответствии с этой точкой зрения люди коренным образом иррациональны, несоциализированы, эгоистичны и деструктивны по отношению к себе и другим. Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой. Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другим. Сознавая, что такую точку зрения на природу человека можно посчитать не более чем наивным оптимизмом, Роджерс замечал, что его заключения основаны на почти 30-летнем опыте психотерапевта. Он заявлял: ‘’Я понимаю, что поскольку человеку присущ внутренний страх и беззащитность, он может вести и ведет себя недопустимо жестоко, ужасно деструктивно, незрело, регрессивно, антисоциально и вредно. Все же одним из впечатляющих и обнадеживающих переживаний является для меня работа с такими людьми и открытие весьма позитивных тенденций, которые существуют в них очень глубоко, как и во всех нас.’’ Резко расходясь с фрейдовской традицией, Роджерс постулировал естественное развитие людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей. «Поэтому, когда такой фрейдист, как Карл Меннингер (Karl Menninger), говорит мне (в дискуссии по этому вопросу), что он воспринимает человека как „врожденное зло“ или, более точно, „врожденное деструктивное“, я могу только покачать головой в изумлении». Итак, Роджерс имел глубокое, почти религиозное чувство уважения к природе человека. Он утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости. Следует заметить, что подобный взгляд на природу человека является лейтмотивом всей теории Роджерса и точно отождествляется с гуманистическим направлением в персонологии. Хотя и Роджерс, и Маслоу разделяли мнение, что люди имеют фактически неограниченный потенциал для самосовершенствования, их теории содержат три ключевых различия. Прежде всего, Роджерс полагал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения, в то время как Маслоу, с другой стороны, придерживался мнения, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей. В отличие от Роджерса, Маслоу не подчеркивал феноменологию человека. Во-вторых, теория Роджерса в основном была сформулирована благодаря его работе с людьми, имеющими психологические проблемы. В самом деле, Роджерс сконцентрировал внимание на терапевтических условиях, которые способствовали самоактуализации человека и перенесению того, что он извлек из терапии, в общую теорию личности. Маслоу, напротив, никогда не занимался терапией и настаивал на том, чтобы психология переключила внимание с изучения аномалий на изучение психически здоровых людей. И наконец, Роджерс выявлял определенные формы развития, способствующие склонности человека к совершенствованию врожденного потенциала, а в теории Маслоу процессы развития, регулирующие движение человека к полной самоактуализации, фактически игнорировались. Работы Маслоу посвящены почти исключительно взрослым, хотя он все же признавал, что люди подвержены фрустрации потребностей в определенные «критические стадии» жизненного цикла. Несмотря на эти явные теоретические различия, и Роджерс, и Маслоу полагали, что люди в основном стремятся вперед и при подходящих условиях полностью реализуют свой врожденный потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье.

Основные мысли

  • - Философские взгляды Роджерса всегда оставались гуманными и оптимистичными, поскольку его интересы вытекали из индивидуальной психотерапии и групповой терапии, работы в социальных, образовательных и правительственных учреждениях.
  • - В клиент-центрированной терапии главной направляющей силой должен быть клиент, а не терапевт. Роджерс двигался от клиент-центрированного подхода к подходу, центрированному на человеке. Отчасти на Роджерса повлиял его опыт работы в различных образовательных учреждениях. Он убедился в том, что его разработки нашли широкое применение в различных социальных и политических системах.
  • - Люди определяют самих себя, проводя наблюдения и оценивая свой опыт. Реальность - частное дело человека, и только сам человек может её осознать.
  • - «Я» - это подвижный процесс, а не неизменная сущность. Роджерс верил, что люди способны расти и развиваться, а позитивные изменения - часть естественного и закономерного прогресса.
  • - Насколько идеальное «я» отличается от актуального или реального «я», настолько это отличие мешает здоровью личности и развитию. Человек может чувствовать неудовлетворенность, дискомфорт и испытывать невротические трудности, если это несоответствие чересчур велико.
  • - Стремление к улучшению здоровья и самоактуализации является частью человеческой природы. Оно - главный мотивирующий фактор для людей, которым не мешают проблемы прошлого или убеждения, ограничивающие их поведение.
  • - Термины соответствие и несоответствие отражают степень совпадения между коммуникацией, опытом и его осознанием. Замечания постороннего наблюдателя и самого человека будут совпадать в ситуации с высоким соответствием. Большинство симптомов, описываемых в литературе по психопатологии, могут быть лучше поняты с помощью определения несоответствия.
  • - Как только человек осознает несоответствие между своей «я»-концепцией и опытом, он начинает естественным образом стремиться его ликвидировать.
  • - Роджерс полагает, что потребность в позитивном отношении или в любви универсальна. Требование признания заслуг - базовое препятствие для реалистичного мышления и точного восприятия. Оно создает несоответствие между «я»-концепцией и «я».
  • - Четыре базовых элемента создают фундамент выгодных и осмысленных отношений: постоянное выполнение обязательств, выражение чувств, отсутствие специфических ролей, способность соучаствовать во внутренней жизни другого.
  • - Здоровый человек осознает свои эмоции, независимо от того, выражены они или нет. Когда они не доводятся до сознания, то восприятие и реакция на переживание, их вызвавшее, могут быть искажены.
  • - Полноценно функционирующая личность - это личность, находящаяся в процессе изменения. Такой человек свободно реагирует и свободно воспринимает собственную реакцию на ситуацию, такой человек стремится к осуществлению самоактуализации.
  • - В терапии, центрированной на личность, подразумевается равенство отношений, отсутствующее в отношениях доктор-пациент. Именно сам человек в этой терапии делает все для того, чтобы разрешить свои проблемы с минимальным вмешательством терапевта.
  • - Терапия для Роджерса - это взаимоотношения, зависящие отчасти от ментального здоровья терапевта, который должен способствовать проявлению здоровых тенденций клиента.
  • - Базовые теоретические концепции, применяющиеся в индивидуальной терапии, могут быть использованы и при работе с группой. Прежде чем члены группы создадут обстановку доверия, в группе проходит период неуверенности, беспокойства и неудовлетворенности происходящими процессами. Чем дольше члены группы работают вместе, тем сильнее нарастает эмоциональное напряжение, но одновременно увеличивается и терпимость членов группы друг к другу.
  • - Свою теорию исцеляющей силы открытой коммуникации Роджерс применял на встречах групп людей разных национальностей и стран; на этих сессиях он искал разрешения конфликтов, возникающих на международном и межнациональном уровне.

Ключевые понятия

  • Безусловное позитивное отношение (Unconditional positive regard). Забота о человеке, не требующая никаких личных наград, не являющаяся собственнической. Такое отношение создает условия для того, чтобы человек был тем, кем он является в действительности, независимо от его характера. Безусловное позитивное отношение отличается от позитивной оценки, сдерживающей поведение человека, когда он наказывается за одни действия и вознаграждается за другие.

Значение личности (Personal power). Широко распространенное название личностно-центрированного подхода. Оно включает локус силы принятия решений и контроля.

  • Межличностное понимание (Interpersonal knowing). В роджерсианской психотерапии под этим понятием подразумевается практика эмпатического понимания. Цель его - понять опыт другого человека так, как он его сам переживает, соблюдение объективной корректности при этом не требуется.
  • Неконгруэнтность(Incongruence). Нежелание или неспособность к точной коммуникации, неспособность к адекватному восприятию или и то, и другое. Несоответствие имеет место при различиях между опытом, коммуникацией и пониманием.
  • Объективное понимание (Objective knowing). Понимание на социальном уровне. С его помощью в условиях объективной реальности проверяются гипотезы, спекуляции и предположения.
  • Поле опыта (Field of experience). Уникальная для каждого человека субъективная реальность, содержащая события его жизни и доступная пониманию. Поле опыта может соответствовать или не соответствовать объективной реальности. Это личный отдельный внутренний мир человека, он субъективен, избирателен и несовершенен.
  • Полноценно функционирующая личность (Fully functioning person). Человек, полностью осознающий свое реальное «я». Такой человек характеризуется следующими чертами: он открыт опыту, живёт настоящим, доверяет своим интуитивным суждениям и внутренним импульсам. Уверенность человека в способности принимать решения относится ко всей личности в целом, а не только к «интеллекту».
  • Группы встреч или Инкаунтер-группы (Process of encounter). В группах, которыми Роджерс руководил или где он выступал наблюдателем, применялась следующая последовательность действий. Группа начинает с топтания на месте, проявляет начальное сопротивление исследованию личности и выражению чувств. Люди обмениваются своими чувствами относительно прошлого. Сначала чаще всего выражаются негативные чувства. Если группе удается сохранить единство, становится явной личностно-значимая информация. Непосредственно выражаются как позитивные, так и негативные чувства. По мере того как люди проявляют все больше эмоций и реагируют на них, в группе развивается исцеляющая способность. В результате обратной связи с группой и её одобрения люди принимают и одобряют самих себя.
  • Конгруэнтность(Congruence). Состояние гармонии между коммуникацией, опытом и пониманием. Если то, что человек выражает (коммуникация), то, что происходит (опыт), и то, на что человек обращает внимание (осознание), почти совпадают, следовательно, такой человек обладает высокой степенью соответствия.
  • Субъективное понимание (Subjective knowing). Понимание того, ненавидит ли человек, любит, получает удовольствие или презирает другого человека, событие или собственный опыт. Подобное понимание может быть усовершенствовано с помощью осознания своих внутренних физических ощущений. Это способность понимать происходящее в той мере, чтобы действовать, опираясь на намеки, следовать интуиции, не используя очевидных доказательств.
  • Тенденция к самоактуализации (Self-actualizing tendency). Часть процесса, характерного для всех живых существ. У человека она выражается в стремлении активизировать и использовать все способности организма. Самоактуализация - единственный мотив, постулированный в системе Роджерса.
  • Требование признания заслуг (Condition of worth). Тип поведения и аттитюдов, отрицающих какой-то аспект «я». Человек считает данное требование необходимым, чтобы завоевать любовь и приобрести ощущение собственной ценности. Такая ограниченность мешает свободному поведению человека, препятствует его зрелости и полноценному осознанию себя. Оно приводит к несоответствию и в конечном итоге к ригидности личности.
  • Эмпатическое понимание (Empathic understanding). Способность точно воспринимать чувства других людей. Необходимый элемент в цикле «я»-коррекции и «я»-развития, который помогает людям преодолеть внутренние барьеры и облегчить их психологический рост.
  • «Я»-идеальное (Ideal self). Оптимальная «я»-концепция человека. Как и само «я», она постоянно изменяется. Она может служить идеалом, к которому человек стремится, но в то же время может препятствовать развитию, если сильно отличается от актуальных ценностей и реального поведения.

Цитаты

«…Человек принадлежит к определенному виду и имеет видовые характеристики. Одна из них, я считаю, заключается в том, что он неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях»

«Многочисленные проблемы возникают, когда мы пытаемся оправдать ожидания других, вместо того, чтобы определить наши собственные.»

«Каждый из нас состоит из двух отдельных частей, отчаянно пытающихся соединиться в одно интегрированное целое, в котором различия между душой и телом, чувствами и интеллектом были бы стёрты.»

«Люди, не верящие в человеческую доброту, редко сталкиваются с её проявлениями.»

«С чего Вы взяли, что Вас кто-то должен любить? Где это написано?!»

«Мне мало симпатична довольно распространенная концепция о том, что человек в основе своей иррационален, а следовательно, если его импульсы не контролировать, они могут привести к разрушению его внутреннего Я и причинить вред окружающим. Поведение человека отличается абсолютной рациональностью: он двигается к целям, которых старается достичь, по хитроумной и упорядоченной системе. Трагедия для большинства из нас заключается в том, что защиты, которые мы сами себе выстраиваем, не дают нам осознать эту рациональность, из-за чего мы думаем, будто двигаемся в одну сторону, а на самом деле двигаемся в другую»

См. также

Литература

  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб. : Питер Пресс, 1997. - 528-573 с.
  • Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М .: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.
  • Ярошевский М. Г. Психология в ХХ столетии. Теоретические проблемы развития психологической

науки. - М .: Политиздат, 1974. - 305-319 с.

  • Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М .: Педагогика-Пресс, 1997. - 440 с.
  • Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность. Теории, упражнения, эксперименты.

Ссылки

  • Биография и работы Карла Роджерса (рус.)
  • Биография Карла Роджерса (англ.)
  • Карл Роджерс - теории личности (англ.)
  • К.Роджерс. О становлении личностью: психотерапия глазами психотерапевта (рус.)

Карл Роджерс, четвертый из шестерых детей, родился 8 января 1902 года в Оук парк, штат Иллинойс, в преуспевающей семье строгого протестанта, фундаменталиста (fundamentalist). Ребенок рос под влиянием убеждений родителей, их отношения к жизни и его собственного толкования их представлений:

«Я думаю, отношение к людям за пределами нашей большой семьи можно представить следующим образом: поведение других людей сомнительно и не одобряется членами нашей семьи. Многие из них играют в карты, ходят в кино, танцуют, пьют, курят, занимаются другими неприличными делами. Лучше всего просто их терпеть, ибо они не знают, что творят, держаться от них подальше и жить со своей семьей» (1973а, р. 3).

«Возможно, ласково подавляющая семейная атмосфера стала впоследствии причиной того, что у троих из шести детей на определенном этапе жизни развилась язва» (Rogers, 1967, р. 352).

Роджерс прекрасно учился, много и с удовольствием читал, любил заниматься самоанализом. Он не увлекался ни спортом, ни шумными играми и практически не имел друзей. «Все, что сегодня я мог бы назвать близкими межличностными отношениями, в тот период полностью отсутствовало» (1973а, р. 4). Чтобы оградить детей от «пагубного влияния города и окрестностей» (Kirschenbaum, 1980, р. 10), родители Роджерса переехали на ферму близ Глен Эллин, штат Иллинойс, когда он учился в средней школе. Карл делал блестящие академические успехи и серьезно интересовался наукой.

«Сейчас я понимаю, что был особенным, одиночкой с ничтожно малой возможностью найти свое место в мире людей. Практически я не умел себя вести в человеческом обществе. Мои фантазии в тот период были довольно причудливыми и, вероятно, могли показаться шизоидными, но, к счастью, с психологами я никогда не общался.» (1973а, р. 4).

Период его учебы в Университете Висконсина оказался весьма полезным и наполненным смыслом. «Впервые в жизни за пределами своей семьи я нашел настоящую человеческую близость» (1967, р. 349). Со второго курса он стал готовить себя к духовной карьере. В следующем, 1922 году, он поехал в Китай, чтобы присутствовать на конференции Всемирной Студенческой Христианской Федерации в Пекине, а затем с целью изучения языка отправился в путешествие по западному Китаю и другим странам Азии. Поездка смягчила его фундаменталистские религиозные установки и предоставила первую возможность обрести самостоятельность. «После этого путешествия сформировалась моя система ценностей, а мои цели и философия стали вполне определенными и отличными от взглядов, которых придерживались мои родители и которых ранее придерживался я» (1967, р. 351).

В 1924 году он женился на Хелен Эллиотт, которую знал еще со средней школы. Обе семьи возражали против возвращения Роджерса к учебе после женитьбы. Они надеялись, что вместо этого он будет искать работу. Но Роджерс твердо решил продолжить образование. Супруги переехали в Нью-Йорк, где Роджерс поступил в аспирантуру Теологической семинарии. Позднее он решил совершенствоваться в области психологии в Педагогическом колледже Колумбийского университета. Сделать этот выбор ему отчасти помог студенческий семинар, где он получил возможность проверить свои усиливающиеся сомнения по поводу религиозных обязательств. Впоследствии, проходя курс психологии, он был приятно удивлен открытием, что человек, интересующийся вопросами консультирования, может получать деньги, работая с людьми, которым необходима помощь, и при этом не зависеть от церкви.

Начал он в Рочестере, штат Нью-Йорк, в центре детского воспитания. Роджерс работал с детьми, которые направлялись к нему разными социальными организациями. «Я не был связан ни с каким университетом, никто не стоял за моей спиной и не предъявлял претензий к моим методам работы... Организациям было все равно, как я работаю, они лишь надеялись, что хоть какая-то польза от меня будет» (1970, р. 514-515). Пока он находился в Рочестере, с 1928 по 1939 год, изменилось его понимание процесса психотерапии. В конечном счете, он поменял формальный прямой подход на то, что впоследствии назовет клиенто-центрированной терапией.

«Мне стало приходить в голову, что вместо демонстрации своей учености и эрудиции, нужно полагаться на пациента, дать ему возможность самому направлять процесс терапии» (Rogers, 1967, р. 359).

В Рочестере Роджерс написал книгу «Клинический уход за проблемным ребенком» (The Clinical Treatment of the Problem Child, 1939). Книга была принята хорошо, и он стал профессором Университета в Огайо. По этому поводу Роджерс сказал, что, заняв высокую должность, он смог избежать давления, которому подвергаются ученые, стоящие на нижних ступенях академической лестницы, давления, которое душит новаторство и творчество.
Находясь в Огайо, Роджерс сделал первые магнитофонные записи терапевтических сеансов. Записывать терапевтические сеансы считалось немыслимым, но, поскольку Роджерс не принадлежал к терапевтическому обществу, он мог проводить свои исследования самостоятельно. Результаты этих исследований и его преподавательская деятельность навели Роджерса на мысль написать официальную работу о психотерапевтических отношениях «Консультирование и психотерапия» (Counseling and Psychotherapy, 1942).

Несмотря на мгновенный и широкий успех книги, ее появление не было отмечено ни в одном из основных психиатрических и психологических изданий. Более того, в то время как его занятия пользовались огромной популярностью среди студентов, Роджерс был «изгоем на своем собственном факультете штата Огайо, имел самый маленький офис, вынужден был вести курсы только в свободные часы и практически не имел единомышленников» (Kirschenbaum, 1995, р. 19).

В 1945 году Чикагский университет предоставил ему возможность организовать собственный психотерапевтический центр. Роджерс был его директором до 1957 года. Он уделял все больше внимания доверию (trust), что нашло отражение в демократической политике принятия решений центра. Если пациентам можно доверить решение вопросов, связанных с их собственным лечением, то уж персоналу тем более можно доверить принятие решений, касающихся обстановки, в которой он работает.

В 1951 году Роджерс опубликовал книгу «Клиенто-центрированная терапия» (Client-Centered Therapy), которая содержала его первую терапевтическую теорию и теорию личности. В книге приводились некоторые исследования, подтверждавшие его выводы. Он предлагал считать в процессе лечения главной действующей силой пациента, а не психотерапевта. Этот новый взгляд на психотерапевтические отношения подвергся значительной критике, поскольку резко отличался от традиционного. Терапевтический процесс, где лечением управляет пациент, поставил под сомнение один из основных бесспорных постулатов, согласно которому психотерапевт знает все, а пациент - ничего. Значение такого подхода в других областях Роджерс подробно разъясняет в книге «Становление человека» (On Becoming a Person, 1961).

Опыт работы Роджерса в Чикаго был крайне интересен и принес ему большое удовлетворение. Правда, он потерпел и неудачу, которая по иронии судьбы положительно отразилась на его профессиональных взглядах. Работая с крайне тяжелой пациенткой, Роджерс настолько углубился в ее проблемы, что был вынужден взять трехмесячный отпуск, так как находился на грани нервного срыва. Вернувшись, он прошел курс лечения с одним из своих коллег. После этого случая отношения Роджерса с клиентами стали более свободными и непосредственными.

В 1957 году Роджерс перешел в Висконсинский университет, в Мэдисон, где занимался сразу и психиатрией, и психологией. Этот период был для него довольно сложным с профессиональной точки зрения, поскольку возник конфликт с кафедрой психологии. Роджерс чувствовал, что его свобода учить и свобода студентов учиться ограничиваются. «Я довольно терпимый человек, живу сам и позволяю жить другим людям, но когда они не дают жить моим студентам, это уже становится серьезной проблемой» (1970, р. 528).

«Я часто благодарил судьбу за то, что в период, когда я крайне нуждался в помощи, я обучал терапевтов, которых по праву можно назвать личностями, не зависящими от меня, тем не менее всегда готовыми предложить мне эту помощь» (Rogers, 1967, р. 367).

Свое растущее негодование Роджерс высказал в работе «Современные положения об обучении в аспирантуре: Страстное заявление» (Current Assumptions in Graduate Education: A Passionate Statement, 1969). Несмотря на то что работа была отклонена от публикации «Американским психологом» (The American Psychologist), она моментально распространилась среди аспирантов и получила у них огромный неформальный успех еще до того, как, в конце концов, вышла в свет.

«Темой моего заявления было следующее: при подготовке психологов мы проводим неинтеллигентную, неэффективную и пустую работу, нанося вред и нашей науке, и обществу» (1969, р. 170). Вот утверждения, которые критиковал Роджерс:

«1. Студенту нельзя доверять управление процессом своего научного и профессионального обучения.
2. Оценка - это обучение; обучение - это оценка.
3. Что преподносится на лекции, то и изучает студент.
4. Все истины психологии уже известны.
5. Выдающиеся ученые выросли из послушных учеников» (1969, р. 169-187).

Неудивительно, что вскоре, в 1963 году, Роджерс переехал в Ла Джолла, штат Калифорния, в недавно основанный Западный научный институт поведения. Через несколько лет он помог создать центр изучения личности - общество, куда входили психологи, психотерапевты, врачи, педагоги.

Влияние Роджерса на процессы обучения стало настолько явным, что он написал о них книгу, где дал подробную характеристику методов обучения, которые защищал и активно внедрял. Работы «Свобода учиться» (Freedom to Learn, 1969) и «Свобода учиться для 80-х» (Freedom to Learn for the 80"s, 1983) содержат его четкие положения, касающиеся природы человека.

Работа Роджерса с группами стала результатом лет, проведенных в Калифорнии, где он мог свободно экспериментировать, изобретать и проверять свои идеи без вмешательства различных социальных и академических институтов. Результаты исследований он собрал в работе «Карл Роджерс о группах встреч» (Carl Rogers on Encounter Groups, 1970).

«Что я подразумеваю под личностно-центрированным подходом? Он представляет собой основной предмет всей моей профессиональной жизни, который постепенно становился ясным благодаря опыту, взаимодействию с людьми и исследованиям. Я улыбаюсь, когда вспоминаю названия, которые я давал этому предмету в течение своей карьеры - недирективное консультирование (nondirective counseling), клиенто-центрированная терапия (client-centered therapy), студент-центрированное обучение (student-centered teaching), центрированное на группе руководство (group-centered leadership)» (1980a, р. 114).

Одним из направлений отхода Роджерса от психотерапии было исследование тенденций и ценностей в браках. Его работа «Вступление в партнерство: Брак и его альтернативы» (Becoming Partners: Marriage and Its Alternatives, 1972) представляет собой исследование преимуществ и недостатков различных видов взаимоотношений.

Через несколько лет, вернувшись к психотерапии, Роджерс объединил свою работу в группах с попытками ввести новшества в образовательную систему. Вместе с членами центра изучения личности он вел группы для факультета и студентов учебного колледжа Иезуитов, Католической школьной системы (от начальных уровней до колледжа), одновременно проводя консультации для школьных систем Луизвилля и Кентукки (Rogers, 1974b, 1975a, 1975b).
Ободренный своими успехами, Роджерс отошел от клиенто-центрированной терапии, которая являлась главным фактором в его карьере, и сосредоточил внимание на личностно-центрированных ситуациях и на их значении для различных политических и социальных систем. Результаты проделанной работы он представил в книге «Карл Роджерс о могуществе личности» (Carl Rogers on Personal Power, 1978).

В статье, написанной в возрасте 85 лет, Роджерс поделился своей радостью в связи с растущим воздействием этой книги: «Два документа, поступившие вчера, могут служить простейшим примером. В одном говориться о публикации 165 статей по личностно-центрированному подходу в период с 1970 по 1986 год. Поразило то, что эти 165 статей были написаны и опубликованы в Японии! В другом сообщается о крупной конференции в Бразилии, посвященной клиенто-центрированному/личностно-центрированному подходу» (1987b, p. 150).

До самой своей смерти в 1987 году, в возрасте 85 лет, Роджерс оставался в центре изучения личности. В последние десять лет жизни он применил свои идеи к политическим ситуациям и вел успешные симпозиумы по разрешению конфликтов и гражданской дипломатии в Южной Африке, Австрии и бывшем Советском Союзе (Macy, 1987; Rogers, 1986b, 1987a, Swenson, 1987).

В конце жизни Роджерс заинтересовался измененными состояниями сознания, так называемым «внутренним пространством - сферой психологических сил и психических возможностей человека (1980b, p. 12). Также он стал более открытым и эмоциональным. Об этих переменах он сказал так: «Я говорю теперь не просто о психотерапии, но о точке зрения, философии, понимании жизни, о пути существования, одной из целей которого является рост - человека, группы, общества» (1980а, р. 9).

«Понятно, что наш опыт содержит нечто трансцендентное, духовное, неподдающееся описанию. Я вынужден признать: как и многие другие, я недооценивал важность этого таинственного, мистического измерения» (Rogers, 1984).

Роджерс обобщает свою собственную жизненную позицию цитатой из Лао-Цзы, китайского философа VI века до н. э., которого считают старшим современником Конфуция:

«Если я не вмешиваюсь в дела людей, они заботятся о себе сами;
Если я не командую людьми, они действуют сами;
Если я не читаю людям проповеди, они совершенствуются сами;
Если я не навязываю людям свои взгляды, они становятся самими собой.» (1973а, р. 13).

В день смерти Роджерса пришло письмо, извещающее о том, что он выдвинут на Нобелевскую премию - замечательный венец его долгой карьеры (Dreher, 1995).

«В процессе своей работы я ни разу не сталкивался с каким-либо особо выдающимся человеком... не было ни одного, кому я вынужден был бы пойти наперекор или кого хотел бы превзойти» (Rogers, 1970, р. 502).

В вашем браузере отключен Javascript.
Чтобы произвести расчеты, необходимо разрешить элементы ActiveX!


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!