Казанские и сибирские татары: чем отличаются эти народы . Как отличить казанских татар от сибирских Как они появились сибирские татары

Ряд немусульманских народов Сибири (хакасы , шорцы , телеуты) по сей день используют термин "тадар" в качестве самоназвания, хотя не рассматриваются как часть татарской нации и не осознают себя таковой.

  • Тоболо-иртышская (включает заболотных(ясколбинских) , тоболо-бабасанских, курдакско-саргатских, тарских, тобольских и тюменско-туринских ясколбинских татар);
  • Барабинская (включает барабинско-туражских, любейско-тунусских и теренинско-чойских татар);
  • Томская (включает калмаков, чатов и эуштинцев).

Территория проживания и численность

Сибирские татары исторически проживали на обширных равнинах к востоку от Уральских гор до реки Енисей в степной, лесостепной и лесной зонах. Исконные сёла сибирских татар расположены чересполосно с сёлами других этносов преимущественно в Аромашевском , Заводоуковском , Вагайском , Исетском , Нижнетавдинском , Тобольском , Тюменском , Уватском , Ялуторовском , Ярковском районах Тюменской области; Большереченском , Знаменском , Колосовском , Муромцевском , Тарском , Тевризском , Усть-Ишимском районах Омской области; Чановском районе (аулы Тебисс , Кошкуль, Малый Тебисс, Тармакуль, Белехта), Кыштовском,Венгеровском,Куйбышевском Колыванском районе Новосибирской области, Томском районе Томской области, по нескольку сёл имеется в Свердловской , Курганской и Кемеровской областях. Значительно сибирскотатарское население в городах указанных областей, а за пределами РФ общины сибирских татар есть в Центральной Азии и Турции (село Богрюделик в провинции Конья).

По сообщению послов сибирского хана Едигера , прибывших в Москву в 1555 г., количество «чёрных людей» без знати в ханстве составляло 30 700 человек. В грамоте Ивана Грозного об обложении их данью приводится цифра 40 000 человек: По итогам Первой всероссийской переписи в Тобольской губернии в 1897 году сибирских татар насчитывалось 56 957 человек. Это последние известия о подлинной численности сибирских татар, так как дальнейшие переписи происходили с учётом численности татар-переселенцев из других регионов России. Нельзя не упомянуть и о том, что многие сибирские татары всячески уклонялись от переписи, полагая, что это очередная попытка царского правительства заставить их платить ясак (налог) . Тем не менее, в 1926 г. на территории нынешней Тюменской области насчитывалось 70 000 татар, в 1959 г. - 72 306, в 1970 г. - 102 859, в 1979 г. - 136 749., в 1989 г. - 227 423, в 2002 г. - 242 325 (из них родилось в Тюменской области 125000 человек). Всего же, по результатам Всероссийской переписи населения , в 2002 году в вышеназванных областях (их территория соответствует основной территории исторического Сибирского ханства), проживало 358 949 татар , из которых 9289 идентифицировали себя как сибирские татары. Наибольшее число респондентов идентифицировали себя как сибирские татары в Тюменской и Курганской областях - 7890 и 1081 человек соответственно. Всего же, по данным переписи 2002 года, в России проживало 9611 сибирских татар . В то же время, в ряде публикаций численность коренных сибирских татар оценивается от 190 до 210 тысяч человек . Столь значительное расхождение в данных может быть объяснено тем, что вопрос самоидентификации является среди сибирских татар предметом дискуссии. Часть из них разделяют официальную точку зрения о том, что являются частью единой татарской нации и считают свой родной язык восточным диалектом литературного татарского , другие считают себя представителями отдельного народа с самобытным языком и культурой .

Этногенез и этническая история

Часть сибирских татар вышло из среды средневековых кыпчаков , принимавших участие в формировании многих тюркских народов. В процессе своего длительного и сложного этнического развития сибирские татары контактировали с группами угорского происхождения, самодийцами, кетами, народами Саяно-Алтая, Средней Азии и Казахстана .

Наиболее близки к сибирским татарам этногенетически - казахи и башкиры , тюрки Саяно-Алтая. Связано это с тесными этногенетическими контактами этих этносов в обозримом прошлом.

Сравнительно достоверные данные об этногенезе, как считается в науке, можно получить с эпохи неолита (6-4 тыс. лет до н. э), когда начинают складываться племена. Эта эпоха характеризуется обитанием на территории Западной Сибири племён угорско-уральского происхождения, контактировавшими с племенами Прикаспийской Средней Азии . В середине 2-го тысячелетия до н. э. в Сибирь проникают ираноязычные племена. Рубеж и начало новой эры характеризуются формированием древнетюркского этноса в Сибири. Тюркские племена хунну обитали в Западной Сибири уже во -III вв. н. э. В - вв. западносибирскую лесостепь заселяют значительные массы тюрков, пришедшие из районов Алтая и Центрального Казахстана . В XIII в. в Прииртышье появляются кыпчаки , вытесненные из южных степей войсками Чингисхана . В этот период начинается активный уход угорского населения на север, часть которого остаётся и вливается в состав тюркского населения. Всё это время не прерываются контакты местного сибирско-тюркского населения с этносами Средней Азии , поскольку границы владений среднеазиатских государственных объединений доходили до территории Прииртышья. Так к -XVI вв. складывается этническое ядро сибирских татар. В XIII в. территория проживания сибирских татар входила в состав Золотой Орды . В XIV в. возникает Тюменское ханство со столицей Чимги-Тура (совр. Тюмень), в конце -XVI вв. - Сибирское ханство со столицей в Искере (близ современного Тобольска) .

Несмотря на многие общие культурные сходства сибирских, волго-уральских и астраханских татар , антропологи всё же выделяют сибирский тип как отдельный этнос. С тех пор как Татарстан стал центром и средоточием татарской культуры, влияние поволжских татар на все остальные группы татар привело к тому, что усилился процесс культурной консолидации всех подгрупп татар. Книги, фильмы, газеты, выпускаемые в Татарстане и доступные по всей России, концерты творческих коллективов из Татарстана в татарской диаспоре, неизбежно привели к нивелировке местных различий. Тем не менее, в среде сибирских татар сильно чувство близости с казахами и отличия от (астраханских и волжских) татар. Они, однако имеют, в основном, дружественные отношения с другими татарами.

Язык и письменность

Сибирскотатарская литература

Религия

Духовная культура

Ценностные ориентиры сибирских татар базируются на религиозных (исламских) канонах, нерелигиозных представлениях и их проявлениях в обычаях и обрядности. К религиозным обрядам можно отнести следующие (проводятся при участии муллы) - обряд имянаречения (пала ататыу), бракосочетание (негэ), похороны (кумеу), поминальный обряд (катым), зарок (телэу) - проводится по значимым событиям жизни с закланием жертвенного животного, исламские календарные праздники - пост рамазан (ураса), курбан (корманнык) и др. Все религиозные обряды проводятся практически по одному сценарию - разница лишь в чтении муллой различных молитв. Накрывается стол с традиционным набором блюд (лапша, пироги, лепёшки, баурсаки, урюк, изюм, чай), собираются уважаемые люди, родственники, мулла читает необходимые молитвы, всем раздаётся милостыня (кэйер), трапеза.

Народные праздники и обычаи включают в себя элементы доисламских верований сибирских тюрков. К народным праздникам относится амаль (восточный новый год в день весеннего равноденствия). В селе проводится коллективная трапеза, раздаются подарки (предметы разбрасываются с высокой постройки), участники играют в игры. Сегодня почти забыт древний праздник карга путка («воронья (грачиная) каша»). У сибирских татар в доисламский период ворона считалась священной птицей. Он проводился во время прилёта грачей, то есть перед началом посевных работ. Жители села собирали по подворьям крупу и другие продукты, варили кашу в большом котле на всех участников, развлекались, а остатки трапезы оставляли в поле .

Также традиционно, сибирские татары в засушливое лето проводят мусульманский обряд "Молитва о ниспослании дождя", где сельчане во главе с мусульманским духовенством проводят этот обряд заклания жертвенного животного в засушливую погоду с просьбой к Всевышнему о дожде либо, наоборот, в дождливую о прекращении осадков для возможности продолжения сельскохозяйственных работ (в основном заготовки сена).

В виду того что Ислам в среду Сибирских татар пришел через Бухарских суфийских шейхов, среди сибирских татар сохранилось уважительное отношение к этим шейхам. Так называемые "Астана" - захоронения шейхов, почитаются сибирскими татарами и более того у каждой "Астаны" имеется свой "хранитель", который следит за состоянием "Астаны", а местное население проезжая рядом с "Астаной" всегда остановится у могилы шейха и прочитав молитвы передает вознаграждение от прочитанного пророку Мухаммаду (Мир ему и благословение), его семье, сподвижникам, аулия (друзьям Аллаха), всем шейхам, мусульманам и себе.

К духовному наследию сибирских татар относится фольклор . В жанровом отношении он разнообразен. Из лиро-эпических произведений известны дастаны (народные поэмы) («Идегей»), прозаические - сказки (йомак), пословицы (лагап), поговорки (эйтем). Музыка (кроме плясовой) основана на пентатонике, поэтому сибирские татары поют песни (йыр), общие с татарскими и башкирскими. Музыкой сопровождаются такие жанры фольклора как баиты (пэйет) - стихи, посвящённые трагическим случаям жизни, мунаджаты (моначат) - религиозные песнопения, частушки (такмак). Народные танцы отличаются громким отбиванием ног (как в испанском фламенко). Из традиционных музыкальных инструментов известны курай (точнее коурай)(род свирели), кубыз (точнее комыз) (язычковый музыкальный инструмент), тумра (род домбры), тум (барабан).

Материальная культура

По крою и расцветке старинная верхняя одежда сибирских сродни среднеазиатской и Саяно-Алтайской, (с уйгуро-китайским отворотом), женские платья - башкирским (с несколькими рядами оборок по подолу), костюмы начала XX века и позже подвержены татарскому влиянию.

Кухня сибирских татар разнообразна и основывается на мучных, рыбных, мясных и молочных блюдах. Ели мясо всех домашних животных и птиц, кроме свинины , из диких животных - зайчатину и лосятину . Из конского мяса делали колбасы (казы), в том числе и копчёные. Кроме того, вялили мясо. Излюбленные первые блюда - супы и бульоны: мясной суп - аш, мясной бульон - шурба, уха - палык шурба, разные виды лапши - онаш, салма, супы с клёцками - умац и йорэ, пшённый - тарык урэ, перловый - куцэ урэ, рисовый - корец урэ. В качестве вторых блюд употребляются пишпармак - томлёное в печи мясо с бульоном, картофелем, луком и кусочками тонко раскатанного теста, а также различные изделия из теста: большой закрытый мясной пирог - пэлец (из различных видов мяса), большой закрытый рыбный пирог - эртнек. Известно большое количество выпечки: пресные лепёшки - кабартма, пэтер и йога, пшеничный и ржаной хлеб , большой закрытый или открытый пирог со сладкой начинкой из калины (палан пэлец), клюквы и брусники (цея пэлец), пирожки с различными начинками - капшырма, самса, пэрэмец, множество видов паурсаков - кусочков теста, приготовленных в кипящем масле или жире (сур паурсак, сансу и др.), блюда наподобие блинов - коймок, халва - алюва, хворост (коштел). Употребляли каши, талкан - блюдо из молотых зёрен ячменя и овса, разведённых в воде или молоке.

Поскольку территория проживания сибирских татар - болотистые, озёрные места, одним из популярных видов сырья для приготовления пищи является рыба (кроме бесчешуйных видов и щуки, которые запрещены исламом). Рыба варится в виде ухи, запекается в печи, жарится на сковороде как отдельно на масле, так и в бульоне с картофелем, а также вялится, сушится, солится. Кроме того, популярно мясо водоплавающей дичи. В виде приправы во всех видах мясных и рыбных блюд используется большое количество лука. Помимо мясных блюд, как один из основных видов продуктов животноводства, популярны молочные продукты: май - масло , (эремцек, эцегей) - творог , катык - особый вид простокваши (кефира), каймак - сметана , сливки , курт - сыр . Наиболее распространёнными напитками были чай , некоторые виды шербета , известно употребление кумыса и айрана .

Из дикорастущих ягод на сладкое приготавливалась пастила (как)

Со второй половины ХХ в. в рационе сибирских татар начали появляться овощи.

Традиционное хозяйство, ремёсла

Известно о занятии сибирских татар мотыжным земледелием ещё до вхождения Сибири в состав России. Традиционные культуры - ячмень , овёс , просо , позже - пшеница , рожь , гречиха , выращивался лён (йетен), огородничество не характерно плоть до начала ХХ в. Овощи покупались.

Скотоводство - основное занятие сибирских татар в прошлом, на селе и сейчас. В хозяйстве выращивали лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, в редких хозяйствах разводили верблюдов для торговли в южных странах. После весенних полевых работ табуны лошадей выпускались на вольную пастьбу. Овец стригли 2 раза в год. Сено заготавливается летом на индивидуальных и общинных покосах. До сих пор популярны рыболовство и охота. Основная рыба - карась (табан), а отстреливаются водоплавающая птица, лось , косуля , пушной зверь. Известно о ловле медицинских пиявок .

Определённое значение имели и имеет сейчас торговля, а в прошлом извоз - перевозка купеческих грузов на своих лошадях, отхожие промыслы (работы по найму в сельском хозяйстве, на казённых лесных дачах, лесопильных и других заводах). Продукты животноводства и земледелия обрабатывались как для внутреннего потребления, так и для торговли. Зерно мололи на муку и крупу на ветряных мельницах (йел тирмэн), а также с помощью ручных орудий (кул тирмэн). Масло взбивалось в специальной маслобойке - кобо. Известно о выжимании конопляного масла.

Ремёсла в основном были связны с внутренним потреблением. Шкуры домашнего скота и дичи выделывались вручную. Из шкур шились тулупы, обувь. Из пера птицы набивались подушки и перина. Козий пух и овечью шерсть пряли, вязали из пуха шали для себя и на продажу, а из шерсти - в основном носки. Лён обрабатывали для пошива одежды. Мастера (оста) вязали сети (ау), неводы (йылым) и производили другие приспособления для ловли рыбы, а также капканы на животных. Имеются данные об изготовлении верёвок из липового лыка , плетении коробов из ивовых прутьев, изготовлении берестяной и деревянной посуды, лодок, телег, саней, лыж. В северных районах собирали кедровые шишки .

Современные сибирские татары, живущие в городах, работают во всех сферах производства, обслуживания и образования, а на селе сохраняются традиционные занятия, как животноводство (с производством молочных продуктов для внутреннего потребления и для продажи, обработкой пуха и шерсти), охота, рыболовство, сбор дикоросов (ягод, грибов, кедровых шишек для продажи).

Социальная организация

В период Сибирского ханства и ранее у сибирских татар существовали родо-племенные отношения с элементами территориальной общины. В XVIII - начале XX вв. у сибирских татар существовали 2 формы общины: община-волость и община-селение. Функции общины-волости сводились в основном к фискальным и представляли собой этническую и сословную общность. Община-селение представляла собой поземельную единицу с присущими ей регулированием землепользования, хозяйственными функциями, функциями управления. Управление велось демократическими сходами. Проявлением общинной традиции является обычай взаимопомощи .

Немаловажной у сибирских татар была роль тугума. Тугум - группа родственных семей, берущих начало от одного предка. Роль тугума заключалась в регулировании семейных, хозяйственно-бытовых отношений, исполнении религиозных и народных ритуалов. Важной была роль и религиозной общины, регулировавшей определённые отношения в общине в целом.

Известные сибирские татары

См. также

Примечания

  1. http://www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/results-inform.php Перепись 2010
  2. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2002 года - Национальный состав населения
  3. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2002 года - Перечень вариантов самоопределения национальности с численностью
  4. Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1973-1982.
  5. Сибирские Татары Институт Истории АН РТ 2002 г., 2002
  6. Д.М.Исхаков. Татары. Краткая этническая история Казань: Магариф, 2002.
  7. Томилов Н.А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. Томск, 1978; Народы Сибири, М.-Л., 1956 (библ. на с. 1002);
  8. Бояршинова З. Я., Население Западной Сибири до начала русской колонизации, Томск, 1960.
  9. Багашев А. И. Таксономическое положение тоболо-иртышских татар в системе расовых типов Западной Сибири // Проблемы антропологии и исторической этнографии Западной Сибири. Омск, 1991.
  10. Хить Г. Л., Томилов Н. А. Формирование татар Сибири по данным антропологии и этнографии//методологические аспекты археологических исследований в Западной Сибири. Томск, 1981
  11. Валеев Ф. Т. Сибирские татары. Казань, 1993.
  12. Национальный состав населения по субъектам Российской Федерации
  13. CИБИРСКИЕ ТАТАРЫ Историческая справка
  14. http://www.islam.ru/pressclub/vslux/narodedin/
  15. Писатели сибирских татар решили стать отдельным этносом | В России и СНГ | Новости | Ислам и мусульмане в России и в мире
  16. Исхакова, Валеев - Проблемы возрождения национального языка сибирских татар
  17. Сагидуллин М. А. Тюркская этнотопонимия территории проживания сибирских татар. М., 2006.
  18. Тумашева Д. Г. Диалекты сибирских татар: опыт сравнительного исследования. Казань, 1977.
  19. Ахатов Г. Х. Диалекты западносибирских татар. Автореф. дис. на соиск. учен. степени докт. филолог. наук. Ташкент, 1965.
  20. Томилов Н. А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI - начале ХХ вв. Новосибирск, 1992.
  21. Творчество народов Тюменской области. М., 1999.
  22. Бакиева Г. Т. Сельская община Тоболо-Иртышских татар (XVIII - начало XX в.).Тюмень-Москва, 2003.

Литература

  • Ахатов Г. Х. Некоторые вопросы методики преподавания родного языка в условиях восточного диалекта татарского языка. - Тобольск, 1958.
  • Ахатов Г. Х. Язык сибирских татар. Фонетика. - Уфа, 1960.
  • Ахатов Г. Х. Диалект западно-сибирских татар. - Уфа, 1963.
  • Ахатов Г. Х. Диалекты западносибирских татар. Автореф. дис. на соиск. учен. степени докт. филолог. наук. Ташкент, 1965.
  • Ахатов Г. Х. Татарская диалектология. Диалект западно-сибирских татар. - Уфа, 1977.
  • Ахатов Г. Х. Татарская диалектология (учебник для студентов высших учебных заведений). - Казань, 1984.
  • Бакиева Г. Т. Особенности развития судебной системы у сибирских татар в XVIII - начале XX в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии (издание ИПОС СО РАН), 2009, № 9. - С. 130-140.
  • Бакиева Г. Т.

Сибирские татары (самоназвание - сибтат, сибиртар, сыбыртар, себер татарлар, татарлар, себер татар, татар) - коренной народ Западной и Южной Сибири. Субэтнос татар. Ряд немусульманских народов Сибири (чулымцы, хакасы, шорцы, телеуты), "татар" или "тадар" в качестве самоназвания, хотя не рассматривают себя как часть татарской нации, как таковой.

По расовым признакам сибирские татары относятся к южносибирскому, западносибирскому и центральноазиатскому расовому типам. Этногенетические процессы средневековья и более поздних периодов антропологически сближают сибирских татар с жителями Средней Азии (сартами), казахами, башкирами. Дерматоглифический материал позволяет отнести сибирских татар к кругу метисных европеоидно- монголоидных форм со значительным преобладанием монголоидного компонента.

По итогам Первой всероссийской переписи в Тобольской губернии в 1897 году сибирских татар насчитывалось 56 957 человек. Это последние известия о подлинной численности сибирских татар, так как дальнейшие переписи происходили с учетом численности татар-переселенцев из других регионов России. Нельзя не упомянуть и о том, что многие сибирские татары всячески уклонялись от переписи, полагая, что это очередная попытка царского правительства заставить их платить ясак (налог). По результатам Всероссийской переписи населения, в 2002 году на территории Сибири проживало 358 949 татар, из которых лишь 9289 идентифицировали себя как сибирские татары, всего же по данным переписи в России проживало 9611 сибирских татар. Такая большая разница объясняется, возможно, тем, что многие не делают разделения "татар" и " сибирских татар", относя себя к более широкому этносу.

Большинство сибирских татар сосредоточены в местах исторического проживания. Исконные села сибирских татар расположены преимущественно в Аромашевском, Заводоуковском, Вагайском, Исетском, Нижнетавдинском, Тобольском, Тюменском, Уватском, Ялуторовском, Ярковском районах Тюменской области, Большереченском, Знаменском, Колосовском, Муромцевском, Тарском, Тевризском, Усть-Ишимском районах Омской области , Чановском районе, Кыштовском, Венгеровском, Куйбышевском и Колыванском районах Новосибирской области , Томском районе Томской области .

Происходжение

Сравнительно достоверные данные об этногенезе сибирских татар можно вести с эпохи неолита (6-4 тыс. лет до н.э.). Тогда на территории Сибири в районе между нижней Обью и Уральскими горами проживали племена угорско-уральского происхождения: самодийцев (ненцев), ближайших родственников селькупов, хантов и манси. Для ненцев в антропологическом плане свойственно сочетание признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам, причем тенденция увеличения доли монголоидности с запада на восток.

В конце 1-го тысячелетия до нашей эры после поражения от Китая часть тюркских племен хунну мигрировала на запад до юга Западной Сибири, Средней Азии и Казахстана, смешавшись с аборигенным населением. В большинстве же ненцы вынуждены были отойти к побережью Северного Ледовитого океана. В VI-IX века западносибирская лесостепь входит в состав Тюркского каганата . Примерно в XIII веке в Западную Сибирь началась миграция из центральных районов Казахстана и с Алтая древних тюркских племен, в первую очередь кипчаков (в европейских и византийских источниках - куманы, в русских источниках - половцы), проживавших от Иртыша до Волги ("Дешт-и-Кыпчак"). И вновь часть проживавших здесь народов вынуждена была сместиться к северу, оставшиеся смешалась с тюркскими племенами.

Так к XV-XVI веку складывается этническое ядро сибирских татар. В XIII веке территория проживания сибирских татар входила в состав Золотой Орды. В XIV веке возникает Тюменское ханство со столицей Чимги-Тура (современная Тюмень), в конце XV-XVI веке - Сибирское ханство со столицей в Искере (близ современного Тобольска).

Сам же этноним "татар" имеет далеко не восточно-европейское происхождение, как утверждает официальная советская историография. Как пишет В.П.Васильев со ссылкой на китайский источник: "Вышедшее из Маньчжурии под давлением киданей - воинственных полукочевников - одно отдельное племя, поселившееся у Иньшаня, прозвалось датанями (татарами), это имя сделалось известном в Китае при Танской династии" (начало VII века). Во время владычества киданей история застает их на северо-запад от дансянов, тугухунцев и тукюэ" - от гор Иньшань в сторону Алтая и Джунгарии.

В 870 году летописцами отмечаются совместные с тюрками шато боевые действия древних татар против китайцев. В.П.Васильев поясняет, что тюркские племена, обитавшие в степи Шато (Джунгария, территория современной провинции Синьцзянь на северо-западе Китая), в VIII-IX веках мигрировали на восток, "на северную сторону хребта Иньшань". Те же племена описываются и у Л.Н.Гумилева, он называет шатосцев "тюрками шато, последними потомками среднеазиатских хуннов". К этому же времени история относит и появление в этой местности татаней. В IX веке история уже не упоминает о шатосцах в этих местах. Напротив, при Киданьской династии здесь появляются дадане (татары). Следовательно, оба рода смешались друг с другом, и были оттеснены натиском киданей и тангутов царства Ся, далее на север и на запад, и уже при Чингиз-хане, совершив, по выражению В.П.Васильева, "круговое вращение" своей миграции, татары Чингиз-хана пришли с запада (со стороны Шато-Джунгарии) снова на восток Евразии, где "поколение татар при Чингисхане стало царственным".

Таким образом, примерно в VII-VIII веке на пространствах Центральной Евразии от Иньшаня до Джунгарии и далее до Алтая, Урала и Волги и далее, шло "смешение" и расселение тюркских родов. Главную роль в образовании нового этноса играли древние татары, вышедшие ранее из Маньчжурии, тюрки шато и частично уйгуры.

Следует также отметить, что соплеменники Чингиз-хана, как следует из работ В.П.Васильева и Л.Н.Гумилева, еще "в XI-XII веках назывались татары".

Язык

Сибирскотатарский язык относится по большинству фонетико-грамматических показателей к языку кыпчакско-ногайской подгруппы кыпчакской группы западнохуннской ветви тюркских языков. В лексике и грамматике имеются элементы языков карлукской группы, кыпчакско-булгарской и киргизо-кыпчакской подгрупп. Такое взаимопроникновение элементов языков разных групп и подгрупп в рамках тюркских языков характерно практически для всех тюркских языков. В фонетике прослеживаются явления тотального оглушения звонких согласных, связанные с угорским субстратом. Для языка характерно цоканье и йоканье во всех позициях слова. На морфологическом уровне отмечается широкое употребление причастий и деепричастий, употребление древнетюркской лексемы бак (смотреть). Профессор Г. Х. Ахатов считает, что "цоканье" у сибирских татар сохранилось от половцев.

Сибирскотатарский язык имеет ряд диалектов и говоров: тоболо-иртышский диалект с тюменским, тобольским, заболотным, тевризским, тарским говорами, барабинский диалект, томский диалект с эуштинско-чатским и орским говорами. Отсюда и происходят названия "барабинские татары ", "орские чаты" и прочие.

Со времени проникновения в Сибирь ислама и до 20-х годов XX века сибирские татары, как и все мусульманские народы, пользовались письменностью, основанной на арабской графике, которая в 1928 году была заменена латиницей, а в 1939 году - кириллицей. Письменным языком для сибирских татар является татарский литературный язык, основанный на грамматических законах языка казанских татар. Родной язык сибирских татар - устойчивое явление. Он широко используется ими в коммуникативной сфере и не имеет тенденции к активному нивелированию с другими языками. В то же время городское сибирскотатарское население переходит на русский язык, что относится только к языку, но не самосознанию.

Религия

Большинство сибирских татар являются мусульманами, исповедуя ислам суннитского толка. Ценностные ориентиры сибирских татар базируются как на исламских канонах, так и на нерелигиозных представлениях и их проявлениях в обычаях и обрядности. Народные праздники и обычаи включают в себя элементы доисламских верований сибирских тюрков.

Материальная культура

Сибирские татары называли свои села аулами, а в прошлом юртами, а города - тора, кала. Cреди томских татар до революции сохранились термины улус и аймак. Многие названия сибирскотатарских селений связано c местоположением (названия рек, озер), а также имеем основателя. Все названия сибирскотатарских селений имеют сибирскотатарское и русское официальное название, которое, собственно, тоже является тюркским.

Раньше почти все села сибирских татар располагались на берегу водоема. С сооружением дорог появились притрактовые селения. Центральная часть села обычно без строгой планировки располагалась на возвышенной части, где имелась мечеть с присущим сибирскому региону архитектурным обликом (деревянная срубная постройка с довольно приземистым минаретом над входной зоной). Кладбище располагалось неподалеку от села. Могилы имели четырехугольные срубовидные оградки. На могильном холме женщины ставилось два деревянных столба - в изголовье и у ног. На могиле мужчины - один столб с полумесяцем.

Из строений известны срубные постройки, глинобитные, дерновые и кирпичные жилища, землянки и полуземлянки. В XVII - XVIII веках сооружались низкие срубные юрты с небольшими дверями, без окон, в которые свет проникал через отверстие в плоской земляной крыше. Поздние бревенчатые пятистенные дома имели двускатную или четырехскатную крышу, крытую деревянными досками, и имели глухие ограды по всему периметру хозяйства. Некоторые имели двухэтажные срубные дома, а в городах зажиточные купцы и промышленники - каменные дома. Немногие дома с внешней стороны украшались узорами, расположенными на наличниках окон, карнизах, воротах усадеб. В основном это был геометрический орнамент, лишь иногда в узорах прослеживались изображения животных, птиц и людей, так как это запрещалось исламом.

Во внутреннем убранстве дома главенствующее положение имели нары - урын, застеленные тканными безворсовыми паласами - келэм. На нарах устанавливался невысокий круглый столик для принятия пищи, спали на нарах же, застелив их перинами (тушэк) из пера птицы. По краю нар стопками укладывались одеяла (йурган), подушки (йастык), сундуки. Нары заменяли всю необходимую мебель. Так же в домах были столики на очень низких ножках, полки для посуды. Лишь у богатых сибирских татар встречалась и другая мебель, например шкафы и стулья. Отапливались жилые дома печами (мейец) - русскими с топкой, плитой и духовой частью для приготовления пищи и только отопительными с топкой. Второй этаж двухэтажного дома не отапливался. Одежда развешивалась на деревянной жерди под потолком (мауыл). Окна прорезались небольшими и занавешивались занавесками (тэрэс пэртэ). Подворье разделялось на дворовую (кура, ишегалт) и хозяйственную - скотную части (мал кура). Имелся погреб со льдом, который заготавливали зимой, для хранения мясных изделий.

Современные сибирскотатарские села имеют квартальную планировку. Во многих построены мечети различного архитектурного плана. Этнического колорита современные села не имеют за исключением наличия мечети, кладбища с полумесяцами на могилах, которые имеют деревянные, железные оградки и памятники из железа или камня.

Повседневная одежда мужчин и женщин состояла из шаровар и рубашки. Поверх рубашки надевались чекмень (цикмэн) или камзол (камсул), представлявшие собой приталенный стеганный с длинными рукавами и карманами род пиджака ниже колен из шерстяной ткани. Женский чекмень отличался от мужского большим расширением к подолу. Праздничные платья сибирских татарок шились с оборками (пормэ) и нагрудными украшениями (исеу). Праздничной мужской одеждой являлся халат (йэктэ, цапан). Из обуви известны кожаные сапоги (атыу, царык), кожаные туфли (царык паш), калоши, зимой - валенки. Головные уборы мужчин - тюбетейки (кэбэц), шапки на меху (такыя). Женщины носили налобную повязку (сарауц), а поверх нее шаль или платок. Обязательным атрибутом женских украшений были накосники (цулбы), браслеты (пелэклек) в основном из серебра. Зимняя одежда состояла из стеганых пальто (кортэ), овчинных тулупов (тун), шуб.

По крою и расцветке старинная верхняя одежда сибирских сродни среднеазиатской и Саяно-Алтайской, (с уйгуро-китайским отворотом), женские платья - башкирским (с несколькими рядами оборок по подолу), костюмы начала XX века и позже подвержены татарскому влиянию.

Кухня сибирских татар разнообразна и основывается на мучных, рыбных, мясных и молочных блюдах. Ели мясо всех домашних животных и птиц, кроме свинины, из диких животных - зайчатину и лосятину. Из конского мяса делали колбасы (казы), в том числе и копченые. Кроме того, вялили мясо. Излюбленные первые блюда - супы и бульоны: мясной суп - аш, мясной бульон - шурба, уха - палык шурба, разные виды лапши - онаш, салма, супы с клецками - умац и йорэ, пшенный - тарык урэ, перловый - куцэ урэ, рисовый - корец урэ. В качестве вторых блюд употребляются пишпармак - томленое в печи мясо с бульоном, картофелем, луком и кусочками тонко раскатанного теста, а также различные изделия из теста: большой закрытый мясной пирог - пэлец (из различных видов мяса), большой закрытый рыбный пирог - эртнек. Известно большое количество выпечки: пресные лепешки - кабартма, пэтер и йога, пшеничный и ржаной хлеб, большой закрытый или открытый пирог со сладкой начинкой из калины (палан пэлец), клюквы и брусники (цея пэлец), пирожки с различными начинками - капшырма, самса, пэрэмец, множество видов паурсаков - кусочков теста, приготовленных в кипящем масле или жире (сур паурсак, сансу и др.), блюда наподобие блинов - коймок, халва - алюва, хворост (коштел). Употребляли каши, талкан - блюдо из молотых зерен ячменя и овса, разведенных в воде или молоке.

Поскольку территория проживания сибирских татар - болотистые, озерные места, одним из популярных видов сырья для приготовления пищи является рыба (кроме бесчешуйных видов и щуки, которые запрещены исламом). Рыба варится в виде ухи, запекается в печи, жарится на сковороде как отдельно на масле, так и в бульоне с картофелем, а также вялится, сушится, солится. Кроме того, популярно мясо водоплавающей дичи. В виде приправы во всех видах мясных и рыбных блюд используется большое количество лука. Помимо мясных блюд, как один из основных видов продуктов животноводства, популярны молочные продукты: май - масло, (эремцек, эцегей) - творог, катык - особый вид простокваши(кефира), каймак - сметана, сливки, курт - сыр. Наиболее распространенными напитками были чай, некоторые виды шербета, известно употребление кумыса и айрана.

По данным переписи 2010 г., в России насчитывается более 5 миллионов татар. У казанских татар существует собственная национальная автономия в составе Российской Федерации - республика Татарстан. Сибирские татары национальной автономией не обладают. Но среди них есть те, которые хотят называть себя именно сибирскими татарами. Около 200 тысяч человек в ходе переписи заявили об этом. И такая позиция имеет под собой основание. Один из главных вопросов: считать ли татар единым народом или же союзом близких этнолингвистических групп? Среди татарских субэтносов помимо казанских и сибирских татар выделяются также татары-мишари, астраханские, польско-литовские и другие.

Нередко даже общее название - «татары» - многими представителями этих групп не принимается. Казанские татары долгое время называли себя казанцами, сибирские - мусульманами. В русских источниках XVI века сибирских татар именовали «бусормане», «татаровя», «сибирские люди». Общее название у казанских и сибирских татар появилось стараниями российской администрации в конце XIX века. В российской и западноевропейской практике татарами долгое время называли даже представителей народов, к ним не относившихся.

Сейчас многие сибирские татары приняли официальную точку зрения, что их язык является восточным диалектом литературного татарского, на котором говорят поволжские татары. Однако есть и противники такого мнения. По их версии, сибирско-татарский - это самостоятельный язык, относящийся к северо-западной (кыпчакской) группе языков, он имеет собственные диалекты, которые подразделяются на говоры. Например, тоболо-иртышский диалект включает тюменский, тарский, тевризский и другие говоры. Не все сибирские татары понимают литературный татарский. Однако именно на нем ведется преподавание в школах и именно его изучают в университетах. При этом дома сибирские татары предпочитают говорить на своем языке.

Происхождение

Существует несколько теорий происхождения татар: булгаро-татарская, тюрко-татарская и татаро-монгольская. Сторонники того, что поволжские и сибирские татары - это два разных народа, придерживаются в основном булгаро-татарской версии. Согласно ей, казанские татары - это потомки булгар, тюркоязычных племен, живших на территории Булгарского государства.

Этноним «татары» пришел на эту территорию с монголо-татарами. В XIII веке под натиском монголо-татар Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды. После ее распада начали образовываться независимые ханства, самым крупным из которых стало Казанское.

В начале XX века историк Гайнетдин Ахметов писал: «Хотя традиционно счи­­тается, что Булгары и Казань - суть два государства, сме­нившие одно другое, но при тщательном историческом сравнении и изучении легко выяснить их прямую наследственность и в какой-то степени даже тождественность: в Ка­занском ханстве жил тот же тюрко-булгарский народ».

Сибирских же татар определяют как этнос, сформировавшийся из сложного сочетания монгольских, самодийских, тюркских, угорских компонентов. Сначала на территорию Сибири пришли предки ханты и манси, за ними начали проникать тюрки, среди которых были и кыпчаки. Именно из среды последних сформировалось ядро сибирских татар. По мнению некоторых исследователей, некоторая часть кыпчаков мигрировала дальше на территорию Поволжья и смешалась также с булгарами.

В XIII веке в Западную Сибирь пришли монголо-татары. В XIV веке возникло первое государственное образование сибирских татар - Тюменское ханство. В начале XVI века оно вошло в состав Сибирского ханства. На протяжении нескольких веков происходило также смешение с народами, жившими в Средней Азии.

Этносы казанских и сибирских татар сложились примерно в одно и то же время - около XV века.

Внешность

Значительная часть казанских татар (до 60%) внешне выглядят как европейцы. Особенно много светловолосых и светлоглазых людей среди кряшен - группы крещеных татар, также проживающих на территории Татарстана. Иногда отмечают, что внешность поволжских татар сформировалась в результате контактов с финно-угорскими народностями. Сибирские татары более похожи на монголов - они темноглазые, темноволосые, скуластые.

Сибирские и казанские татары - в основном мусульмане-сунниты. Однако у них сохранились и элементы доисламских верований. От сибирских тюрков, например, сибирские татары надолго унаследовали почитание воронов. Хотя тот же обряд «вороньей каши», которую варили перед началом посевных работ, сейчас почти забыт.

У казанских татар существовали обряды, во многом перенятые у финно-угорских племен, например, свадебные. Старинные похоронные ритуалы, ныне уже полностью вытесненные мусульманскими традициями, брали начало в обрядности булгар.

В значительной мере обычаи и традиции сибирских и казанских татар уже смешались и унифицировались. Это произошло после того, как в Сибирь мигрировали многие жители покоренного Иваном Грозным Казанского ханства, а также под воздействием глобализации.

Хозяйство и быт западносибирских татар до Октябрьской революции

До революции у сибирских татар основные отрасли хозяйства были довольно разнообразны. Люменские татары, проживающие в лесостепных районах, были в основном земледельцами; живущие по берегам озер занимались рыболовством; проживающие в этом же районе выходцы из Бухары, захватившие богатые пастбища, занимались коневодством и вели караванную торговлю со Средней Азией. В их руках до постройки Сибирской железной дороги находилась перевозка грузов. Часть тюменских татар уходила в города, где становилась ремесленни­ками и наемными рабочими.

Наиболее распространенным занятием для сибирских татар было земледелие, бытовавшее у них уже в конце XVI в. Основной формой земледелия была залежная система. Поле обрабатывалось деревянной сохой (сабан), деревянной, с железными зубьями, бороной. Сеяли ячмень, рожь, овес. С начала XX в. распространились посевы пшеницы. Жали серпами. Молотили деревянными цепами.

Периодически высокий подъем весенних вод Иртыша и его прито­ков мешал во-время обрабатывать пашню; разлившиеся весенние воды губили озимые посевы, как, например, у заболотных татар, живущих на небольших сухих островах. Не имея запаса семян для вторичного посева, татары оставались без хлеба на следующий год. Особенно тяжела была обработка пашни у барабинских татар, наделы которых в болотистой Барабинской степи расположены на вытянутых гривах, замкнутых озер­ными и болотистыми впадинами, требовавшими мелиорации. Тех­ника земледелия, позволяющая обрабатывать большие участки земли, была усвоена от русских переселенцев, которые сыграли крупную про­грессивную роль в дальнейшем развитии земледелия у татар. Пахотные земли основной массы трудящихся татар к концу XIX - началу XX в. были вкраплены мелкими участками в земли богатых татар и русских крестьян. Разбросанные отдельными мелкими наделами среди лесов, болот и покосов, они находились иногда за десятки километров от селе­ний. Пришлое татарское население, например переселенцы из Казани, было совсем лишено прав на землю и арендовало ее у богатых татар.

Формально пахотная земля принадлежала всему селению (юрту) в целом и делилась по количеству душ, с учетом ее качества (чернозем­ная, песчаная, заболоченная) и отдаленности от селения (приусадебная, средняя, дальняя). Наделы определялись на несколько лет. Не обрабаты­ваемая систематически земля передавалась «обществу». По закону наделами могли пользоваться только те татары, которые исправно вносили подати и исполняли разные повинности. На деле же лучшие и наиболее значи­тельные угодья находились в руках богачей, сосредоточивавших у себя луч­шие наделы самыми различными путями, а также у служилых людей, мона­стырей (Знаменский, Успенский) и духовенства. Беднякам доставались худшие и дальние наделы, которые они либо сдавали в аренду тем же богачам, либо отказывались от них, так как обработка таких наделов была им не под силу из-за отсутствия сельскохозяйственного инвентаря, семян и т. д. С рождением в семье ребенка-мальчика на его долю выде­лялся надел (а равно и пай в рыбном и охотничьем промысле), девочкам ничего не полагалось. В начале XX в. в кулацких хозяйствах появились в незначительном количестве сельскохозяйственные машины (жатки, молотилки, сеялки). Богачи применяли наемный труд.

Среди заболотных татар было распространено рыболовство, занима­лись они также и охотой. На озерах и больших реках орудиями лова были сети (ау), невода (елъп). Зимой невод тянули через ряд специальных прорубей лошадьми посредством ворота. Применялись переметы с покуп­ными крючками на волосяных поводках. С лодки ловили на блесну, «дорожку», осенью били острогой щуку.

На мелких реках поперек русла ставили «запоры» из тонких прутьев, переплетенных мочальной веревкой, с одной стороны у берега делались котцы, в открытый конец которых входила рыба и оставалась в лаби­ринте; ее черпали оттуда примитивными сачками (салбу) из срезанной ветки с развилиной и натянутым на нее куском старой сети.

Делали так называемые копанцы - канавы, идущие из озера, длиной 1 км и больше. В них устанавливали загородь со свободным входом только с одной стороны. В поисках свежей воды рыба устремлялась в копанец, откуда ее черпали сачками.

Из корзинных ловушек татарам известны верши (чёта). Ставили их в устьях рек, опуская на дно с помощью жерди и козел. Фитили, одно­крылые и двухкрылые, ставились в протоках и тростниках. Рыбу ловили круглый год. Угодья находились формально в общинном пользовании. Улов делился поровну между всеми участниками лова. Выловленная рыба в основном шла для потребления, частично улов продавался скуп- щикам-торговцам.

Охота на пушных зверей была распространена главным образом у татар, живущих в таежной и, меньше, в степной полосе. В болотистых районах охотились на водоплавающую птицу. Тюменские татары про­мышляли илецкую белку, которая высоко ценилась. Охотились татары, кроме белки, на крота, куницу, соболя, колонка, выдру, лисицу, зайца, горностая (барабинские татары), россомаху, на крупных животных: медведя, лося, козулю, волка (барабинские татары); из птиц - на раз­личные виды уток, огромные стаи которых водятся в болотных зарослях и на глухих озерах Заболотья и Барабинской степи, на тетеревов (коса­чей); добывали также рябчиков, куропаток, гусей и других птиц, в изо­билии обитающих в Обь-Иртышском бассейне.

Охотничий сезон начинался с первым снегом. Охотились пешкома зимой на лыжах; исключение составляли охотники Барабинской степи у которых распространена была верховая охота, особенно на волков. Уходили на промыслы на несколько недель. Главным орудием охоты служило ружье. Почти у всех охотников были собаки - сибирские лайки, обученные ходить на зверя и птицу. На пушных зверей применя­лись различные самодельные ловушки. Крупных зверей (лося, оленя) добывали самострелами (айя), которые устанавливали на трех кольях или пнях. Заболотные татары на лосиной тропе в расщепы наклоненного дерева на определенной высоте укрепляли острый нож или копье, маски­руя его травой. Лось напарывался на нож. Заболотные охотники ходили на медведя с рогатиной, поднимая его зимой из берлоги, весной добывали живых медвежат и выращивали их дома. При охоте на птиц повсеместно уже применялось ружье центрального боя, хотя у Заболотных татар местами били уток из лука.

Шкурки пушного зверя продавали скупщикам. Мясо водоплавающей дичи потребляли сами, из перьев делали подушки и перины, широка распространенные у татар. Мясо медведей и лосей также шло в пищу, а лосиную кожу скупали торговцы.

Барабинские татары до самого начала XX в. летом кочевали. Богатые хозяйства имели сотни голов рогатого скота (лошадей, коров, овец), который обслуживался наемными работниками. Бедняцкие хозяйства скота имели мало или вовсе не имели его. На этой почве происходила эксплуатация бедноты богачами. В каждом селении были свои выгонные земли. Выгон обычно огораживался с началом посева (май) и открывался после уборки полей (конец сентября). Стадо охраняли пастухи. В смешан­ных по национальному составу селениях татары пользовались отдель­ным выгоном.

Заготовка сена с лугов Западно-Сибирской низменности и Барабин­ской степи обеспечивала полностью зимний корм скота. Покосы формально распределялись, как и пашня, по наличным душам, делясь на участки по качеству лугов (луговые, дубровные, болотные) и по отдаленности от селения. Фактически лучшие покосы сосредоточивались у крупных скотовладельцев.

Траву косили косами-литовками, высушенное сено свозили в копны на волокушах; оно стояло в копнах до зимы, и по мере надобности его подвозили на санях. Бедняки сдавали свои покосы в аренду. Богатые увеличивали свои покосы за счет дешевой аренды, нанимали бедноту выкашивать их.

Продукты скотоводства - кожа, мясо - скупались торговцами-бу- харцами и вывозились гужевым транспортом на ярмарки. Обозы некото­рых бухарских торговцев составляли до 500 подвод. Они вывозили мил­лионы штук кож. Устраивались ежегодные ярмарки в разных местах (Ембаево-Тюменский район, Тобольск, Тармакуль-Барабинская степь), где сбывалась местная продукция татар.

Молоко сбывалось на маслобойные заводы. Владельцы их собирали у татар молоко через скупщиков, часто задерживавших расчеты. Это вызывало недовольство татар, иногда принимавшее форму открытого выступления против владельцев заводов. Одно такое выступление - в Уленкуле в 1915 г. - кончилось увозом оборудования завода. Ското­водству наносили большой урон частые эпизоотии (сибирской язвы и др.), борьба с которыми не велась.

К подсобным занятиям татар относилось производство кулей в районах липовых лесов, например у заболотных татар. Весной заготовлялось мочало из липовой коры. Месяца полтора мочили кору в реке у берега.

придавив ее грузом, затем снимали верхний покров, перевозили на лодках в селение, сушили и получали мочало. Разделив его на волокна, ткали рогожи (на ткацком станке русского типа), из которых шили кули. На станке работали вдвоем, обычно взрослый и подросток. В день делали до 15 кулей. Их продавали приезжим купцам. Из лыка плели также веревки.

Из лесных промыслов у татар (тобольских) существовал издавна кедровый промысел, служивший в урожайные годы большим подспорьем в хозяйстве. Кедровники распределялись по участкам: собирали орех в августе-сентябре семьями в 3-4 человека.

Отдельные татарские хозяйства Томской губернии занимались пасеч­ным пчеловодством.

Значительную роль в хозяйстве некоторых групп сибирских татар играл извоз. Кроме уже упоминавшихся бухарцев, извозом занимались татары, живущие вблизи больших трактов (Москва-Иркутск). Возили разные товары на ярмарки, из Тюмени в Тару, Тобольск, Омск, Ишим и т. д. Перевозили продукты животноводства: кожи, шерсть, мясо, масло. Зимой возили дрова с лесосек к пристаням. Барабинские татары работали с лошадьми на лесозаготовках в верховьях Оби, тоболь­ские татары из Нижних Аримзян также занимались перевозкой лесо­материалов. В конце XIX в., в связи с постройкой Сибирской железной дороги, извоз сократился. Часть татар, работавших ранее в извозе, стала грузчиками (тюменские, тарские).

В районах расселения татар большую роль в качестве средств сообще­ния! играли естественные водные магистрали. Грунтовые дороги весной, при разливе рек, и осенью, во время дождей, были непроходимы. На населении лежала обязанность исправлять мосты на дорогах, делать гати, держать перевозы. Зимой дороги были лучше, и с Заболотными татарами, например, живущими в 65 км от Тобольска, сообщение было возможно только зимой по замерзшему болоту; летом они совершенно были отрезаны.

По рекам передвигались на лодках, которые, по рассказам заболот- ных татар, научились делать от остяков (долбленки) и от русских (ке­дровки). Долбленка делалась из осины, а досчатая лодка - из кедра. Управляется долбленка однолопастным веслом и вмещает не более двух человек. Она и до сего времени распространена у заболотных татар. На дальние расстояния, иногда очень значительные, ездили в кедровках - больших вместительных лодках с 2 парами весел. По сухопутью грузы перевозили летом на телегах, где это было возможно, а зимой на санях или дровнях.

Татарские селения располагались на больших расстояниях друг от друга. Они носили название юрт (тобольские, тюменские), аулов (ба­рабинские) и были расположены обычно на берегах рек или озер. Харак­терные черты старинных селений татар - отсутствие определенной планировки, кривые узкие улицы, наличие тупиков, разбросанность и т. д. Селения были обычно небольшие. В каждом селении имелась мечеть с минаретом, кладбище-роща, где строго охранялись деревья. В селениях позднейшего времени прослеживается линейный план; здесь сказалось влияние русских крестьян, принесших с собой свои навыки планировки деревень. В селениях почти не было деревьев, отсутствовали палисадники.

Жилищем являлись срубные, покрытые тесом, а у барабинских татар дерном* избы. У богачей встречались и каменные дома, главным образом в селениях бухарцев близ городов Тюмени и Тобольска. Жилища барабинцев резко отличались: у них были плетневые дома, обмазанные глиной, напоминавшие украинские хаты, но с плоской крышей из дерна. У старинных татарских домов имелось большое высокое открытое крыльцо, на которое входили по лестнице или по бревну с зарубками. До послед­него времени сохранились двухэтажные старинные дома. Нижний этаж в этих домах служил зимним помещением, верхний - летним. Внутрен­него сообщения между этажами нет: во второй этаж вела наружная крутая, иногда без перил, лестница, оканчивающаяся площадкой, также без перил. В редких случаях в доме были сени. Вдоль одной из стен жи­лого помещения устраивались нары, на которые во время еды ставили низкий круглый или четырехугольный столик. На нарах обычно стояли сундуки с имуществом, на них же были сложены перины, положены подушки. Нары застилали ковриками или цыновками своего произ­водства. Здесь обедали, спали, работали. В переднем углу на нарах принимали гостей. В некоторых домах нары задергивались на ночь зана­веской. Над нарами, на горизонтальной перекладине, была развешана сложенная одежда. В комнате у дверей ставился медный кувшин и таз для омовения перед едой.

Раньше дома отапливались чувалом, сделанным из вертикально стоящих тонких жердей, обмазанных глиной, с прямой, широкой и еле выступающей над плоской крышей трубой. Дрова ставили в чувал вертикально, топили его весь день. В конце XIX в. к чувалу стали при­страивать очаг со вмазанным чугунным котлом для варки пищи. Для выпечки хлеба устраивали особые печи на открытом воздухе из сырцо­вых кирпичей.

К надворным постройкам принадлежали: загон для скота, сделанный из жердей (на зимнее время загон крылся крышей, летом стоял откры­тым), деревянный амбар для хранения продуктов, сетей, инвентаря, баня, устроенная по-черному, т. е. без трубы (дым выходил через дверь и через отверстие в крыше).

В период полевых работ и сенокоса делали в поле из прутьев шалаши, покрытые сеном и дерном. Шалаши были куполообразные и двухскат­ные. В одежде татар в конце XIX в. еще сохранялись некоторые нацио- нальные особенности, в большей степени у сельских жителей, в меньшей- у городских. Характерным мужским костюмом был бешмет (бишмят)- кафтан, длиной ниже колен, с большим стоячим воротником, сборками и короткой талией. Украшением его были пуговицы, пришиваемые по­парно на коротеньких шнурках. Бешмет надевался на ситцевую цвет­ную нательную рубашку. Носили широкие и короткие шаровары, заправ­ленные в сапоги; кроме бешмета, летней одеждой служил более короткий камзол. Зимой носили шубы из овчин, без воротника, крытые сукном, нанкой или дабой. Поверх шубы носили кожаный пояс, украшенный металлическими бляхами и пряжкой, или пестрые шерстяные пояса.

Голову мужчины обычно брили и носили круглую, с плоским околы­шем шапочку-тюбетейку (аракчин). На нее надевали суконную или вой­лочную шапку летом и меховую зимой. Татары, побывавшие в Мекке (хаджи), имели право носить зеленые чалмы. Муллы носили белую чалму.

Мужская обувь состояла из шерстяных чулок и кожаных сапог, на которые надевались кожаные галоши с язычком на подъеме. В зимнее время носили обычно валенки. Заболотные татары по условиям местности носили бродни - высокие мягкие кожаные сапоги на мягкой подошве, прикреплявшиеся к поясу кожаными ремешками. Обильно смазанные несколько раз дегтем, такие сапоги не пропускают воду.

Женщины носили широкую рубашку с разрезом посредине спереди и низким мягким стоячим воротником. Праздничная одежда у наиболее зажиточных была из шелковых полосатых и пестрых материй, привезен­ных из Средней Азии. Воротник у рубашки обшивался красным сукном, вышитым золотом и серебром и украшенным пуговицами, блестками, монетами. Обычная рубашка делалась из ситца. Под верхней носили еще холщевую или миткалевую рубаху, поверх которой надевали без­рукавку - камзул. Женский камзул обшивался кругом позументом, лентой или шнуром фабричного изготовления. Камзул всегда делался на подкладке из легкой материи.

Женщины носили шаровары шире мужских, завязывая их под коле­нями. При выходе на улицу надевали пальто с низким воротником, полу- прилегающее к талии. Зимний халат выстегивался ватой и был с опуш­кой из меха, чаще всего бобра или котика. Женская обувь - многоцвет­ные сафьяновые сапоги - была заимствована от казанских татар. Ичиги носили всегда с галошами.

Девушки причесывались гладко, заплетая волосы в две косы. Замуж­ние женщины вплетали в косы ленту с нашитыми на нее монетами. Ста­ринным головным убором служил колпак (колфак). Он надевался непо­средственно на волосы и являлся праздничным убором девушек и жен­щин. Колпак имел вид мешка, закругленного на конце, часто - вяза­ный, и вышивался шерстью, серебряной ниткой, бисером, жемчугом. При надевании его на голову свободный конец закидывался набок или назад. Начиная с середины XIX в. колпаки исчезли из быта, и в на­стоящее время их можно встретить лишь хранящимися в сундуках.

Обычно женщины носили платки. В день свадьбы невесте надевали повязку (сарауц) на лоб, завязанную сзади, поверх ее надевался шелко­вый платок. Сарауц бывал бархатный с вышивкой, носили его замужние. Носили также маленькие бархатные шапочки, покрытые платком или тюлем. Барабинские татарки раньше, согласно мусульманским законам, закрывали лицо платком при выходе на улицу.

Богатые татарки носили тяжелые, трубчатой формы, серебряные и золотые нагрудные украшения тонкой ювелирной работы, которые считались одновременно и амулетами. На обратной стороне пластины были написаны арабские изречения, предохраняющие якобы от злых духов. В ушах носили серьги, на руках браслеты, кольца, на шее бусы, в волосы вплетали ленты с монетами. Детям иа одежду нашивали монеты, пуговицы, бляшки.

Женщины употребляли белила и румяна. От бухарцев было заим­ствовано окрашивание ногтей в желтый цвет (мятой гвоздикой) или в красный (свежими листьями бальзамина), было распространено черне­ние зубов.

Классовые различия у татар проявлялись в одежде главным образом в качестве и стоимости ее материала. У богачей одежда, обувь, украшения были дороже и лучше.

Постепенно татары заимствовали более удобную одежду от русского населения, утрачивая тем самым своеобразие своей национальной одежды, от которой сохранились лишь отдельные элементы.

В пищу сибирские татары употребляли в основном растительные продукты (хлебные злаки), рыбу, в меньшей степени молочные и мяс­ные (конина, баранина, дичь). Основным питанием татар, живших по Иртышу, Тоболу и их притокам, в прежнее время были рыба и рыбий жир. Пищу готовили женщины, летом - веет да на улице. Хлеб выпекался также в уличных печах. Любимым национальным блюдом была лапша, сваренная на мясном бульоне или на воде. Из других мучных изделий были распространены пресные лепешки, оладьи, пирожки четырех­угольной формы с творогом, мясом, а позднее с картофелем; пельмени, блины, а также и большие пироги с запеченной внутри рыбой были обя­зательны на национальных праздниках. Часто готовили алюва из пше­ничной муки, заваренной молоком и приправленной топленым маслом. Другое мучное блюдо - затуран - приготовлялось из поджаренной на масле муки, варилось в чайном отваре и подавалось к столу с молоком. Обычным угощением в праздники был баурсак - кусочки теста, сварен­ные в кипящем масле. При подаче на стол их смазывали медом и посы­пали сахаром. Перечисленные блюда чаще всего готовились в богатых и зажиточных домах, а бедняки питались проще и однообразнее.

Крупу обдирали в деревянной ступе деревянным пестом. Из нее варили кашу в чугунном котле, вмазанном в плиту. Любимым блюдом была уха (шурба), особенно часто распространенная в районах, где развито рыбо­ловство. Рыбу употребляли в вареном виде. Стерлядь ели сырую, немного подсолив. Чебаков жарили без масла на сковороде, подливая воду.

Из мясных блюд любимым была баранина, употребляемая на праздниках и при угощении гостей. Свинина запрещалась религией. В охотничьих районах широко пользовались разной дичыо: утками, куропатками, рябчиками, глухарями, перепелками, гусями. Из дичи варили суп. Гусей жарили на вилках иад огнем, причем вытапливаемый жир стекал в чашку. Из крупных животных потребляли в вареном виде мясо лося, медведя.

Из напитков, кроме чая, пили квашеное молоко (катык) и кумыс (барабинские татары). В кумысе мариновали иногда (вместо уксуса) огурцы.

Женщины раньше ели отдельно от мужчин, чаще всего после них. На свадьбах и праздниках угощение мужчин и женщин устраивалось отдельно в разных домах.

Основную массу татар составляли ясачные крестьяне, обложенные тяжелой податью. К началу XX в., в условиях развивающегося капита­лизма, значительно увеличилось количество бездворной и безземельной бедноты, не имевшей собственной запашки и скота. В основе этого про­цесса было неравномерное распределение как земельных наделов у татар, занимавшихся земледелием, так и скота у скотоводов и утрата трудовым населением своих незначительных наделов и скота.

Обычно крестьянская татарская семья состояла из 5-7 человек. Члены семьи повиновались во всем главе семьи - отцу.

Богатые татары имели, согласно мусульманскому обычаю, до четырех жен, которые жили в разных домах. Жена была во всем подчинена мужу. Она была не только ограничена в правах, но и связана целым рядом религиозных запретов. При похоронах на кладбище ходили только муж­чины, женщинам запрещалось посещение мечетей, кладбищ. Они должны были ходить с закрытым лицом, не показываться посторонним мужчинам. На национальных праздниках, в домашнем быту женщины находились отдельно от мужчин. Женщин не отдавали в школы (мяктябэ), они обу­чались лишь начальной грамоте в школах при мечетях {медресе), учила их жена муллы. Путь к дальнейшему образованию л^енщине был закрыт. Показания женщин в судах должны были подтверждаться мужчиной.

Девушек выдавали замуж ипогда 13 лет. Невеста не должна была видеть жениха до свадьбы. От жениха к отцу невесты приходили две свахи, сговаривались о размерах калыма, и жених переезжал в дом тестя (коин, ата) и жил там до уплаты калыма. У барабинских татар калым часто выплачивался после свадьбы. Многие бедняки не в состоянии были уплатить калым, доходивший до 300-500 руб. и оставались неже­натыми.

Имение после умершего делилось на равные части между сыновьями, дочерям давалась половина части сыновей. Если сыновей не было, дочери получали половину имущества, остальное поступало родственникам. Мать и отец имели разные права на наследство, матери полагалась одна треть, остальное отдавалось отцу.

По религии сибирские татары были мусульманами (суннитами). Их главное духовное лицо - ахун - жил в с. Ембаево (Тюменский район), где владел большими земельными наделами. Однако у сибирских татар сохранялись и доисламские верования. Широко распространена была вера в духов - «хозяев». Главными из них были: «хозщш» дома, «хо­зяева» воды, «хозяин» леса."У-многих татар существовал культ деревьев (березы или сосны). Сохранялись жертвоприношения. При засухе все жители селения выходили в поле и закалывали лошадь, корову или теленка, а иногда овцу, прося бога о ниспослании дождя. Затем располага­лись против солнца, варили убитое животное и угощали всех собрав­шихся, ^ВъёденйБШ > "кости бросали в воду. В дни поминовения покойников в жертву приносили петухов. Для защиты от молнии, грома, злых духов, болезней носили на шее амулеты: медвежьи клыки и когти. Амулеты подвешивались и к детским колыбелям.

Народное искусство у сибирских татар было представлено преиму­щественно устным народным творчеством. Основные виды фольклора тобольских и тюменских татар - сказки, песни (четверостишия), лирические песни, плясовые песни (скороговорки; такмак) обычно юмористического характера, пословицы и загадки, героические песни и сказания о богатырях, исторические песни [байты). Последние следует рассматривать уже как литературные произведения, так как их сочиняли и записывали на бумаге грамотные татары. Попав в народную массу, исторические песни приобретали устную форму, изменялись, дополнялись и бытовали уже как фольклорные произведения. На развитие фольклора отрицательно влияло мусульманство, которое вытесняло оригинальное народное творчество и распространяло вместо него общемусульманские легенды и песни.

Несмотря на то что музыка и пляски осуждались мусульманской религией, у тобольских и тюменских татар сохранились национальные музыкальные инструменты: курай - дудка из полого стебля с несколь­кими прямоугольными отверстиями на его тонком конце; кобыз - языч­ковый инструмент с вибрирующей стальной или медной пластинкой. Женщинам разрешалось играть на этих инструментах только в присут­ствии ближайших членов семьи, но не при посторонних

Изобразительное искусство татар бытовало в основном в виде вышивки на одежде. Вышиванием, как и шитьем одежды, занимались женщины. Вышивали на полотенцах и на одежде геометрический орнамент. Осо­бенным искусством отличались вышивки на женских бархатных повяз­ках и шапочках. Переднюю часть этих головных уборов вышивали шел­ком, серебром, золотом, бисером, жемчугом, цветной шерстью. Сюжеты вышивок - цветы, растения.

Народное образование среди сибирских татар ограничивалось сель­скими духовными школами при мечетях - мектэб. Царское правитель­ство не было заинтересовано в просвещении «инородцев», а муллы пре­пятствовали обучению в светских школах, которых было немного - одна-две на уезд. В районе расселения барабинских татар школ было еще меньше, грамотными были лишь единицы.

Мектэб строились на частные средства богачей или за счет «общества»; учителя содержались также на указанные средства. Ученики обучались 4-5 лет и не всегда выучивались читать и писать. Преподавание велось муллой, носило чисто религиозный характер и сводилось к заучиванию арабского текста Корана. Мальчики и девочки учились отдельно. Уче­ники платили за обучение хлебом и деньгами. Детей бедняков заставляли прислуживать богачам. Практиковались телесные наказания палками

Всем нам наверняка приходилось слышать, что татары - сибирские, казанские или крымские - это народность, которая достаточно давно населяет территории нашей необъятной родины. На сегодняшний день некоторые из них ассимилировались, и теперь их достаточно сложно отличить от славян, но есть и те, которые, несмотря ни на что, продолжают чтить традиции и культуру своих предков.

Данная статья направлена на то, чтобы дать как можно более точную характеристику такому представителю многонационального русского народа, как русский татарин. Читатель узнает много новой, а иногда и вообще уникальной информации об этих людях. Статья будет весьма интересной и в познавательном плане. Недаром ведь на сегодняшний день обычаи татар считаются одними из самых древних и необычных на планете.

Общая информация о народе

Татары в России представляют собой народность, которая густо населяет центральную европейскую часть нашего государства, а также Приуралье, Поволжье, Сибирь и Дальний Восток. За пределами страны они встречаются в Казахстане и Средней Азии.

Согласно мнению ученых-этнографов, их приблизительная численность на данный момент составляет 5523 тыс. человек. Если говорить в целом про данный народ, татары, стоит отметить, могут разделяться по своему этно-территориальному признаку на три основные категории: волго-уральские, астраханские и сибирские.

Последние, в свою очередь, как правило, называют себя сибиртатарларами, или сибиртарами. Только на территории России их проживает приблизительно 190 тыс. человек, а еще около 20 тыс. можно встретить в некоторых странах Средней Азии и в Казахстане.

Татары сибирские. Этнические группы

Среди данной народности выделяют следующие :

  • тоболо-иртышскую, включающую в себя курдакско-саргатских, тюменских, тарских и ясколбинских татар;
  • барабинскую, в которую входят барабинско-туражские, теренинско-чойские и любейско-тунусские татары;
  • томскую, состоящую из калмаков, эуштинцев и чатов.

Антропология и язык

Вопреки распространенному мнению, в антропологическом плане татары считаются крайне неоднородными.

Все дело в том, что, скажем, татары сибирские по своему физическому облику очень близки к так называемому южно-сибирскому типу, принадлежащему к огромной Татары, постоянно проживающие в Сибири, а также те, которые населяют Приуралье и Поволжье, разговаривают на собственном татарском языке, что принадлежит к кыпчакской подгруппе весьма распространенной тюркской группы (алтайская языковая семья).

Их литературный язык некогда сформировался на основе так называемого среднего диалекта. По мнению специалистов, письменность, называемую тюркской руникой, вполне можно отнести к одной из самых древнейших на планете.

Культура сибирских татар и предметы национального гардероба

Далеко не всем известно о том, что еще в самом начале прошлого века местные жители татарских поселений не носили нижнего белья. Во взглядах на этот счет русские и татары значительно отличались друг от друга. Нательной одеждой последним служили довольно просторные штаны и рубахи. Как мужчины, так и женщины поверх надевали национальные бешметы, представляющие собой очень обширные кафтаны с длинными рукавами.

Также весьма популярными считались камзолы, которые изготавливались, как с рукавами, так и без них. Особое предпочтение долгое время отдавалось специальным местным халатам-чапанам. Их татарские женщины шили из прочной домотканой материи. От зимних стуж такие наряды, конечно же, не спасали, поэтому в холодное время года из сундуков доставались теплые пальто и шубы, называемые на местном языке тонами или тунами соответственно.

Где-то на рубеже веков в моду вошли русские дохи, полушубки, тулупы и армяки. Так одевались мужчины. А вот женщины предпочитали наряжаться в щедро украшенные народными узорами платья. Кстати, считается, что казанские татары ассимилировались скорее, чем сибирские. По крайней мере, сейчас первые в плане одежды практически ничем не отличаются от коренных славян, в то время как последние держатся весьма обособленно, и модными у них до сих пор считаются те, кто придерживается национальных традиций.

Как устроено традиционное жилище данного народа

Удивительно, но русские и татары, долгое время прожившие рядом, имеют совершенно разное представление о строительстве так называемого домашнего очага. В течение многих веков свои поселения последние называли юртами и аулами. Такие деревни в большинстве случаев располагались по берегам озёр и рек.

Нельзя не отметить, что местные градоначальники распоряжались и тщательно следили за тем, чтобы все улицы, будь то города или скромной деревеньки, располагались прямолинейно, пересекаясь строго под прямым углом. Казанские татары, к слову сказать, данного принципа никогда не придерживались. У них центр населенного пункта представлял собой практически ровный круг с расходящимися во все стороны улочками-лучиками.

Дома татар, проживающих в Сибири, до сих пор находятся по обе стороны дороги, и только в некоторых случаях, например у водоема, наблюдается односторонняя застройка. Избы были деревянными, а вот мечети, как правило, строились из кирпича.

На общем фоне всегда выделялись почтовые станции, училища, многочисленные магазины и лавки, а также кузни.

Татарское жилище достаточно редко украшается какими-либо узорами. Лишь иногда можно встретить нанесенные на оконные наличники, карнизы домов или ворота целой усадьбы. И это далеко не случайно. Изображать животных, птиц или тем более человека запрещалось исламом.

Что же касается внутреннего убранства, то даже сейчас современные татары Москвы, Питера и других крупных городов нашей страны очень часто украшают свои дома и квартиры столиками на низких ножках и затейливыми полками для посуды.

Хозяйственная деятельность

Во все времена традиционным занятием данной группы татар являлось земледелие. Оно существовало в традиции народа еще до прихода русских. Его особенности до сих пор определяются географией места проживания. Например, в самой южной части Сибири преимущественно выращивали просо, пшеницу, овес и рожь. На северных же территориях в большом почете было и продолжает оставаться озерное и речное рыболовство.

Скотоводством можно заниматься на лесостепных участках либо же на степных солонцах, которые во все времена славились своим разнотравьем. Если позволяла территория, и растительность региона была относительно буйной, татары сибирские, в отличие от тех же татарских, всегда разводили лошадей и крупный рогатый скот.

Рассказывая о ремеслах, нельзя не упомянуть кожевенное дело, изготовление особо прочных веревок, сделанных из специального липового лыка, плетение коробов, вязание сетей и практически массовое производство как для собственных нужд, так и для обмена берестяной посуды, лодок, телег, лыж и саней.

Верования представителей данной народности

Еще с 18-го века в российской Сибири большинство татар являются мусульманами-суннитами, и на сегодняшний день их религиозный центр находится в городе Уфе. Самыми главными и широко отмечаемыми праздниками считаются Курбан-байрам и Ураза-рамазан.

Практически сразу после прихода русских существенная часть татар приняли христианство и стали исповедовать православие. Однако нельзя не отметить, что такие представители данной народности, как правило, отрывались от своей исторически этнической группы и продолжали ассимилироваться с русским населением.

Еще приблизительно до второй половины 19-го века в деревнях массово существовали служители различных древнейших языческих культов, процветал шаманизм, а местные знахари лечили больных. Встречались и жертвоприношения, во время которых использовался бубен и особая колотушка в виде лопатки.

Кстати, нельзя не отметить, что шаманами могли быть как мужчины, так и женщины.

Поверья, мифы и легенды

Своими верховными божествами сибирские татары считали кудая и тангри. Также верили и в существование злого подземного духа айна, который приносил неприятности, болезни и даже смерть.

Мифы свидетельствуют и о специальных духах-идолах. Их, согласно поверью, нужно было изготавливать из березовой коры и веток, после чего оставлять в специальном месте в лесу, чаще всего в дуплах деревьев. Считалось, что они могли защитить целую деревню от напастей.

Нередко бывало и так, что таких вот деревянных божков приходилось приколачивать к крышам домов. Они должны были оберегать всех домочадцев.

Считалось, что духи умерших могут напасть на деревню, поэтому местные жители время от времени изготавливали из ткани специальных кукол-курчаков. Их необходимо было держать в плетеных корзинах под разлапистыми деревьями недалеко от кладбища.

Особенности национальной кухни

Нельзя не отметить, что даже сегодня татары Москвы, Питера, Казани и Уфы с огромной гордостью хвастают деликатесами и изысками своей кухни. Что же в ней такого особенного? Да, собственно говоря, ничего особенного, кроме, пожалуй, того факта, что буквально все тут на самом деле является очень вкусным.

В своей пище сибирские татары предпочитают использовать в основном мясные (свинину, лосятину, крольчатину и птицу) и молочные (айран, сливки, масло, сыры и творог) продукты.

Огромной популярностью пользуются супы. Сейчас посетители модных татарских ресторанов с удовольствием заказывают шурпу или весьма своеобразный мучной суп, а также национальные первые блюда из пшена, риса или рыбы.

Традиционные каши на основе молока или воды готовятся с добавлением ячменя или овса.

Татары - известные любители мучного. При первой же возможности стоит попробовать их лепешки, пироги и блюда, чем-то отдаленно напоминающие наши блины.

Социальная организация сибирских татар

Во времена правления у данного народа существовали так называемые родоплеменные отношения с присутствующими в них элементами территориальной общины. Изначально таких общин было две: селение и волость. Управление обществом проводилось при помощи демократичных сходов. Кстати, взаимопомощь у этого народа - это далеко не редкость, а обычный порядок вещей.

Нельзя не упомянуть и о существовании тугума, который представлял собой целую группу семей с установленными между ними Этот административный орган, как правило, использовался для регулирования как семейных, так и хозяйственно-бытовых отношений, а также руководил исполнением различного рода народных и религиозных обрядов.

Система современного татарского образования

В целом на сегодняшний день данный вопрос считается одним из самых насущных. Нет ничего удивительного в том, что сибирские татары прилагают массу усилий, чтобы приобщить своих малышей к национальным традициям и многовековой культуре.

Несмотря на это ассимиляция все равно идет полным ходом. Только небольшая часть татар имеет возможность отправить своих детей на лето в деревни к бабушкам и дедушкам, и тем самым дает им шанс принять участие в народных празднованиях или попрактиковаться в языке. Огромная доля подростков остается в городах, давно разговаривает только на русском языке и имеет весьма смутные представления о культуре своих предков.

В местах массовых поселений татар, как правило, выходят газеты на их родном языке, несколько раз в неделю; как по радио, так и по телевидению транслируется цикл передач на татарском. В некоторых школах, правда, в основном сельских, проводятся специализированные уроки.

К сожалению, получить высшее образование на в России невозможно. Правда, с прошлого года в университетах была введена новая специальность «татарский язык и литература». Считается, что будущие учителя, закончив данный факультет, смогут преподавать язык в татарской школе.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!