Казанские татары и монголы разные народы. Кто такие татары и монголы? Куда же делись монголы

"Если кто пожелает описать татар, то ему придется описать множество племен, ибо это общее имя они носят только по их вере, сами же суть различные племена, далеко отстоящие друг от друга..."

Сигизмунд Герберштейн

Большинство отечественных историков, рассматривают форму власти установленную Джучиевым Улусом Монгольской империи над Русскими землями как, "монголо-татарское иго" 1 . Хотя некоторые исследователи полагают что "ига" вовсе не было, а сложился симбиоз или военный союз Золотой Орды и Руси 2 . Тем не менее, для обозначения такой формы власти, бытовавшей в различных регионах и эпохах, в европейской исторической науке чаще всего используются термин и понятие "иго". Данная традиция имеет давнюю историю.

В значительной степени это, обусловлено тем, что "иго" - очень древний индоевропейский корень. Он присутствует во многих индоевропейских языках: санскрите, зендском (авестийском), греческом, латинском, готском, хеттском, древневерхненемецком, новоперсидском, литовском, кимрском, ирландском, английском и армянском. Особенно широко представлен он у славян: словенский, чешский, полабский, польский, болгарский, сербский и русский языки, а также встречается в финском зыке.

Первоначальное значение слов с корнем "иго" восходит к связывающему, скрепляющему, или стягивающему что-либо средству. При дальнейшем развитии большинства индоевропейских языков, некоторые слова с таким корнем продолжают сохранять в основном близкие значения. Так, например, в санскрите это: ярмо, пара, натягивать, стягивать, напрягать, род, поколение. В польском - перекладина у саней, упряжка, тягловое животное, а также в топонимах: Jgo - Iomi. В латыни это ярмо, югерь, десятина земли, напрягать, или в названии города - Iguvium. В греческом языке - упряжка, тягловое животное. В хеттском, литовском и финском языках: ярмо, узда, хомут 3 .

Слово "иго" встречается в древнерусских письменных источниках до монгольского нашествия. Так в Остромировом Евангелии XI в. оно означает: бремя забот, обязанностей и нравственную ношу ниспосланную свыше. В более поздней религиозной литературе и летописях XI-XVII вв. слов "иго" имело очень много близких смысловых значений 4 . Оно означало: средство, которым связывают, скрепляют что-либо, связь, узы 5 ; хомут, ярмо, узда 6 ; шея 7 ; бремя, тягость, поклажа 8 ; ноша забот и обязанностей, нравственная тягость, ниспосланная свыше 9 ; господство, угнетение, рабство, неволя, гнет управления, власть чужеземных завоевателей 10 ; а также иго Христово или монашеская жизнь 11 .

Примечательно что, в значении рабство, работное иго, рабское иго, власть чужеземных завоевателей - термин "иго" фигурирует только с XII в., используясь в Поучениях Ильи Архиепископа Новгородского и в других источниках 12 . Во второй половине XV в. также упоминается "работное иго" Ивана III Васильевича над Новгородом 13 . При Петре I , в 1691 г., запорожские казаки считали себя находящимися под "московским игом" 14 . Однако следует подчеркнуть, что в русских летописях термин "иго" или "татарское иго", обозначающее власть Золотой Орды над Русскими землями, не встречено. То есть тогда, этот термин и понятие в русской церковной литературе не использовалось. Они впервые появятся гораздо позже, в иных регионах и государствах.

По-видимому, "татарское иго", впервые стали употреблять в польской исторической литературе конца XV - начала XVI вв. В это время на границах Западной Европы активную внешнюю политику проводит молодое Московское государство, освободившееся от вассальной зависимости золотоордынских ханов. В соседней Польше проявляется повышенный интерес к истории, внешней политике, вооруженным силам, национальным отношениям, внутреннему устройству, традициям и обычаям Московии. Поэтому неслучайно, что впервые словосочетание "татарское иго" использовал в Польской хронике (1515-1519 гг.) Матвей Меховский, профессор Краковского университета, придворный врач и астролог короля Сигизмунда I. Автор различных медицинских и исторических сочинений, восторженно отзывался об Иване III, сбросившем "татарское иго", считая это его важнейшей заслугой, и видимо, глобальным событием эпохи 15 .

Позже, термин "татарское иго" упоминается также в записках о Московской войне 1578-1582 гг., составленных статс-секретарем другого короля Стефана Батория - Рейнгольдом Гейденштейном. Даже Жак Маржерет, французский наемник и авантюрист, офицер на русской службе и далекий от науки человек, знал, что понимается под "татарским игом". Широко использовался данный термин другими западноевропейскими историками XVII-XVIII вв. В частности, с ним были знакомы англичанин Джон Мильтон и француз Де Ту 16 . Таким образом, впервые термин "татарское иго", вероятно, был введен в оборот польскими и западноевропейскими историками, а не русскими или российскими.

Увод татаро-монгольскими завоевателями пленных из Галицко-Волынской Руси.

Миниатюра из венгерской хроники. 1488 г.

В. Н. Татищев не употреблял данное словосочетание, возможно потому, что при написании "Истории Российской" преимущественно опирался на ранние русские летописные термины и выражения, где он отсутствует. И. Н. Болтин уже применял термин "татарское владычество" 17 , а М., М., Щербатов считал, что освобождение от "татарского ига" было огромным достижением Ивана III 18 . Н. М., Карамзин находил в "татарском иге" как отрицательные - ужесточение законов и нравов, замедление развития просвещения и науки, так и положительные моменты - становление самодержавия, фактор объединения Руси 19 .

Другое словосочетание, "татаро-монгольское иго", также, скорее всего, происходит из лексикона западных, а не отечественных исследователей. В 1817 г. Христофор Крузе издал Атлас по Европейской истории, где впервые ввел в научный оборот термин "монголо-татарское иго" 20 . Хотя, этот труд и был переведен на русский язык только в 1845 г., но уже в 20-е годы XIX в. отечественные историки начали использовать эту новую научную дефиницию 21 . С этого времени термины: "монголо-татары", "монголо-татарское иго", "монгольское иго", "татарское иго" и "ордынское иго", традиционно широко распространяется в отечественной исторической науке. В наших энциклопедических изданиях, под монголо-татарским игом на Руси XIII-XV вв., понимается: система властвования монголо-татарских феодалов, с помощью различных политических, военных и экономических средств, имеющая целью регулярную эксплуатацию завоеванной страны 22 .

Таким образом, в европейской исторической литературе, термином "иго" обозначается господство, угнетение, рабство, неволя, или власть чужеземных завоевателей над побежденными народами и государствами . Известно что, Древнерусские княжества были подчинены Золотой Орде экономически и политически, а также платили дань. Золотоордынские ханы активно вмешиваются в политику русских княжеств, которую они старались жестко контролировать. Иногда, взаимоотношения Золотой Орды и Русских княжеств характеризуются как "симбиоз", или "военный союз" направленный против стран Западной Европы и некоторых азиатских государств, сначала мусульманских, а после распада Монгольской империи - монгольских 23 .

Однако следует отметить что, если теоретически так называемый "симбиоз", или "военный союз", какое-то время и мог существовать, то он никогда не был равноправным, добровольным и стабильным. Кроме того, даже в эпохи развитого и позднего средневековья, кратковременные межгосударственные "союзы" обычно оформлялись договорными отношениями. Таких, равноправно-союзнических, взаимоотношений между раздробленными русскими княжествами и Золотой Ордой не могло быть, поскольку ярлыки на правление Владимирским, Тверским, Московским князьям выдавали ханы Улуса Джучи. Русские князья были обязаны по требованию ханов выставлять войско для участия в военных походах Золотой Орды. Кроме того, используя русских князей и их войско, монголы совершают карательные походы против других непокорных русских княжеств. Ханы вызывали князей в Орду, чтобы одним выдать ярлык на княжение, а неугодных казнить или помиловать. В этот период Русские земли фактически находились под властью или игом Улуса Джучи. Хотя, иногда внешнеполитические интересы золотоордынских ханов и Русских князей, по разным обстоятельствам, могли в чем-то совпадать. Золотая Орда - это "государство-химера", в котором элиту составляют завоеватели, а низшие слои - покоренные народы 24 . Монгольская золотоордынская элита установила власть над половцами, аланами, черкесами, хазарами, булгарами, финно-угорскими народами, а также поставила в жесткую вассальную зависимость Русские княжества. Поэтому, можно полагать что, научный термин "иго" вполне приемлем для обозначения в исторической литературе характера власти Золотой Орды установленной не только над Русскими землями.

Вместе с тем, следует подчеркнуть что, до сих пор медиевисты используют и трактуют термины: "монголо-татары" и "татары" очень широко. Порой ими обозначаются не идентичные исторические явления. Это произошло из-за того что, достаточно рано эти термины стали использоваться как этнонимы, политонимы, лингвоиды и конфессионимы. Древняя этническая и дополитическая история монголов и татар связана с регионами далекими от Восточной Европы. Известно, что этнонимы, даваемые данному этносу другими народами, нередко существенно отличаются по смыслу и содержанию от их самоназваний. Так например китайские историки X-XII вв. отделяют татар (Да-Да, Татань, Те-дань и др.) от монголов, отмечая что, монголами татары стали называть себя лишь в XIII вв 25 . В официальной монгольской средневековой истории монгол и татар также не смешивали, считая их совершенно разными народами 26 . "Монголы" и "татары" это, прежде всего собственные этнические самоназвания древних племен, внешние признаки и собственные имена, или эндоэтнонимы и лингвоиды, одновременно обозначавшие всех людей проживавших внутри определенных этносоциальных потестарных образований.

Данные термины европейцы стали позже использовать, прежде всего, как политонимы и этнонимы, для обозначения армии Монгольской империи устремившейся в Восточную Европу, а затем распространили на новое государственное образование - Улус Джучи и его народонаселения. При этом, европейцы распространяли самоназвания двух разных родоплеменных групп на все племена, входившие в состав армии завоевателей. Однако, используемые европейцами самоназвания этнических групп, отражали лишь незначительную часть действительного этнического характера армии Чингисхана. Они не соответствовали основному этническому составу народонаселения Золотой Орды. Таким образом, в ходе нашествия, монголы и татары оказались достаточно далеко от своей первоначальной этнической прародины, но их этнические самоназвания стали использоваться также как политонимы, ассоциируясь у соседей с новым государственным организмом - Улусом Джучи.

В начале XIII в. китайцы, арабы и европейцы уже именуют монголами и татарами один и тот же народ 27 . Армянские историки XIII в. не только называли его монголами, татарами, тугарами, но также объединяли эти два разных этнонима в один мугал - татары 28 . П. Карпини и Г. Рубрук, хотя также называли их монголами (монгалами и моалами) и татарами, но, тем не менее, верно считали, что монголы подчинили себе татар 29 . Так получилось, что в большинстве европейских источников XIII-XVI вв. закрепилось только лишь один термин - "татары" 30 . Например, русские летописи XIII-XV вв. не содержат слова "монголы". Здесь во время "Батыева погрома" (1237-1241 гг.) фигурируют татары, таурмены (таумены, торкмене, тортмене) и печенеги (печенези), а в XIV-XVI вв. сохранилось только название "татары", реже "татарове" 31 . После распада Золотой Орды, в Западной Европе и в России, название татары сохранилось как своеобразный этноним. При этом, им стали обозначать совершенно различные тюркские и другие народы, как проживавшие на территории бывшей Золотой Орды и Монгольской империи, так и в СССР 32 .

Однако, жителей бывшей Волжской Булгарии, также входившие в состав народонаселения Золотой Орды, русские летописи XIII-XIV вв. не относили к татарам. С середины XIV – до конца XVII вв., население этого региона традиционно именовалось болгарами или казанцами, а Казань считалась булгарским городом 33 . Только после распада Золотой Орды летописцы автоматически переносят этноним "татары" на новые государственные образования, с соответствующим уточнением: казанские, астраханские, крымские, ногайские и др. В середине XVI в. С. Герберштейн писал, что название "татары" объединяет различные племена, находящиеся друг от друга на большом расстоянии, и употребляется из-за того, что у них одна вера 34 . Иными словами, термин "татары" стал конфессионимумом, обозначая и ассоциируясь с мусульманством. То есть, полагалось что, все мусульмане - татары.

Сами жители Казани не любили, когда их называли татарами. Кроме того, в XIII-XV вв. население бывшей Волжской Булгарии, в русских летописях иногда называли "бесерменами" - искаженное от "мусульмане" 35 . Только с XVI в. население Казанского ханства стали все чаше именоваться татарами, что окончательно закрепилось в XVIII в 36 . Возможно, здесь существенную роль сыграла внешняя политика, проводимая казанскими ханами по отношению к Московии. Поэтому, на Руси рассматривали Казанское ханство, как одного из наследников традиционно антирусской политики Золотой Орды 37 . Также, допускают что название "татары", населению бывшей Волжской Булгарии и Казанского ханства, пытались навязать русские священники и чиновники XVIII - XIX вв. Тем не менее, жители этого региона до конца XIX в. считали себя болгарами, и лишь в конце XIX - начале XX вв. приняли название "татары" 38 . Большинство отечественных историков, достаточно обоснованно, считают нынешних казанских татар прямыми потомками волжских булгар 39 .


В XIV-XVI вв. термин "татары" употреблялся как минимум в трех разных значениях. 1. Улус Джучи (Золотая Орда) - как государство татар, название которого происходит от правящего татарского клана (арабские авторы, европейские путешественники, русские летописи, народный эпос "Идигей"); 2. Татары, как слой военно-феодальной знати многих племен, подвластных Золотой Орде, выводивших свое происхождение от социально-престижных татар (арабские авторы, европейские путешественники и купцы, Рашид-ад-дин); 3. Татары, как кочевой преимущественно тюркоязычный народ (арабские авторы, европейские путешественники, русские летописи, народный эпос "Идигей") 40 .

Тем не менее, термин "татары" во всех случаях несет в себе и этническое содержание. В Европе даже до XIX в. татарами называли все народы от Волги до Китая, Японии, Тибета и Ледовитого океана 41 . В России XIX - начала XX вв. так именовали многие народы, в основном тюркоязычные: кавказские татары (азербайджанцы), минусинские или абаканские (хакасы), поволжские, сибирские, крымские, семипалатинские (часть казахов), таранчинские татары (уйгуры) и ряд других народов Северного Кавказа и Сибири. В настоящее время этноним "татары" закрепился за татарами Среднего Поволжья и Приуралья, крымскими и сибирскими татарами (туринские, тюменские, ишимские, ялуторовские, иртышские, тобольские, тарские, бухарские, чацкие, аринские, барабинские, томские татары) 42 .

Особенно широкое распространение термин "монголо-татары" получает только в ходе активного научного изучения истории Евразийских государственных образований эпохи Золотой Орды. Попытки ликвидировать кажущееся несоответствие между хорошо известными этнонимами, топонимами и политонимами как "монголы" и "Монголия", а также постоянно встречающимися в средневековых источниках терминами "татары" и "Татария" привели к появлению странного по своему содержанию словообразованию "монголо-татары". Внешне оно вроде бы примиряет историко-географические традиции средневековья и новейшего времени.

Так, В. Н. Татищев употреблял два термина: "монголы" и "татары" 43 . М. М. Щербатов использовал три: "татары", "монголы", "мунгалы", а также впервые предложил их всех именовать "моголистанскими татарами" 44 . Вслед за ним эти названия использовал И. Н. Болтин 45 . Ведя речь о "монголах" и "татарах", Н. М., Карамзин полагал, что название "татары" распространялось русскими на завоевателей, поскольку большая часть монгольского войска состояла именно из татар 46 .

Как уже отмечалось выше, впервые термин "монголо-татары" применил Христофор Крузе в 1817 г. 47 , а из российских исследователей вероятно П. Наумов. Хотя исследователь справедливо заметил, что завоевателями были не татары, а монголы. Причиной того, что их называли татарами явилось то, что монголы по мере приближения к странам Западной Азии и Руси были усилены местными татарами, Т. е. тюркскими народами 48 . С тех пор термин "монголо-татары" достаточно широко употребляется в исторической науке.

В средневековой этнической истории монгольских и тюркских племен Средней, Центральной и Восточной Азии много запутанного и спорного. Поэтому, следует согласиться с исследователями полагающими, что вопрос о том, какие племена из перечисленных у Рашид-ад-дина и китайских историков являются тюркскими, или монгольскими, в настоящее время вряд ли разрешимый. В значительной степени это затруднено тем, что название племен, титулов и личные имена у народов этого региона сильно перемешаны в результате заимствований 49 . Тем не менее, существует несколько версии о происхождении монголов и татар.

Согласно одной из них, монголы (Мэньву) являются частью отуз-татар (северных шивейцев), родственны токуз-татарам (южным шивейцам), и происходят от черноречных мохэсцев, близких хисцам, уйгурам, тукюэсцам, киданям, кумохам и другим племенам тунгусо-манчжурского происхождения. Иными словами, монголы и татары - племена тунгусо-манчжурского происхождения 50 . По другой версии, монголы и татары - монголоязычные племена, в современном понимании, родственные кумохам, каям, киданям, кераитам, найманам, меркитам, ойратам, мангытам и др 51 . Третий вариант предполагает, что татары - племя тюркского происхождения 52 .

Кроме того, имеются еще гипотезы о том, кто от кого произошел, монголы от татар или наоборот. Некогда существовало древнее племя монголов и так же именовался один из родов у татар, который стал правящим и дал впоследствии название Монгольской империи Чингиза 53 . Этноним "монголы" (мэнгу) очень древнего происхождения, но встречается в источниках очень редко. По другой гипотезе, монголы не смешивались с татарами (Да-Да) и первыми образовали империю Чингиза 54 . Существующие разногласия между историками по этим вопросам объясняются противоречивостью, а иногда тенденциозностью сведений, сообщаемых древними авторами 55 .

Следует согласиться с исследователями, полагающими, что когда один народ приобретает перевес над другим, то над родами последнего старались поставить родственников или знаменитых лиц из числа завоевателей. Поэтому имена этих начальников служили поводом к перемене названия всего поколения (рода-племени). Но правители не могли изменить повседневный язык у побежденных. Названия племен, приведенные Рашид-ад-дином, скорее всего, произошли от личных имен.

Поэтому, между тремя главными народами, поселившимися в Средней, Центральной и Восточной Азии (маньчжуры, монголы и тюрки), встречаются сходные названия поколений и родов, говорящих на разных языках. Кочевые племена и народы, перемещавшиеся на этом огромном пространстве, оставили повсюду следы своего существования в виде этнонимов и топонимов. Если бы монгольский язык появился только с народом, во главе которого стал Чингис, то вряд ли он мог сделаться общим для племен, кочевавших от Буир-Нора до Иртыша, и от Байкала до Великой Китайской стены. В названиях: найманы, ойраты, тумэнь, дэрбэт и других племен, видны чисто монгольские этнонимы. Поэтому, можно даже допустить, что сам Чингисхан не владел языком, который ныне называется монгольским. Однако он дал имя своим подданным и этому языку.

Кроме того, многие личные имена монголов (Чингис, Угэдэй, Темучин, Мухури и др.) принадлежат неизвестному языку. Народы этого огромного региона с древности говорили на языках, близких к нынешним: на востоке - к маньчжурским, в центре - к монгольским, и на западе - к тюркским. Как народам востока и запада удавалось быть владетелями центра, так и народам центра доставалось господствовать над востоком и западом. Все это приводило к формированию некоторых своеобразных оттенков в наречиях одного языка, а также оставило свои следы в сходстве названий многих племен 56 . Язык дахуров и солонов представляет нечто среднее между монгольским и маньчжурским, а калмыцкий так отличен по звукам, хотя и сходен по корням с монгольским, что монголы его не понимают. Названия племен, титулов и личные имена у народов этого региона сильно перемешаны в результате заимствований 57 .

Не зависимо от того, сформировались ли этнонимы "монголы" и "татары" на основе монгольского языка, тунгусо-маньчжурского (что более вероятно) или даже из тюркского, названия рода и племени в данном регионе часто не соответствовало его действительной этнической принадлежности. Тем не менее, монголы и татары X-XII вв., были родственными племенами, говорившие на одном языке, имевшие одинаковые обычаи и внешний вид 58 . Монгольский язык и монголоязычные племена существовали издавна, но не назывались именем "монголы" 59 . Вместе с тем, татары - это тюркское племя (VI-VIII вв.) 60 , с названием тюркского происхождения 61 , подчинившее в VI-XII вв. многие монголоязычные образования, которые в X-XIII вв. стали также именоваться татарами. Монголы же (мэнгу) - это тунгусо-маньч­жур­ское племя 62 , жившее в IX-X вв. среди других монголоязычных племен, растворившееся в них, но оставившее им свое название и правящий род, который стал господствовать в XI-XIII вв.

Монгольский хан с супругой на троне в присутствии придворных. Иллюстрация из "Истории" Рашид-ад-Дина. Иранская миниатюра Тебризской школы. Около 1330 г.

В Средней, Центральной, Восточной Азии и на Дальнем Востоке этнонимы обозначают не только конкретные народы, племена и роды. Они также служат собирательным наименованием для более крупной группы племен, образующих определенное культурное или политическое единство, даже если входящие в него племена разного этнического происхождения. Поэтому, средневековые авторы XI - середины XII вв., рассматривали монголов как часть татар, так как до середины XII в. военно-политическое господство в регионе принадлежало последним. В середине XII в. наоборот, татар стали считать уже частью возвысившихся к тому времени монголов 63 . В XI-XII вв. монголы воевали с татарами, киданями, чжурчженями, китайцами. Род или племя Мэньву, стало во главе монголоязычных племен, образовав государство "Хамаг Монгол Улус" или государство всех монголов. В первой половине XII в. монголы одерживали победы над чжурчженями и татарами, но силы были неравные и с 60-х годов XII в. начались поражения, которые привели к распаду этого монгольского государства.

В 80-е годы XII в. Темучин возглавил борьбу за восстановление монгольского государства и повел войну со старыми врагами. Возможно, он действительно состоял в родстве с царским родом "Монгол", если его отец Есугей-богатур был племянником Амбагай-хана и внуком Хабул-хана, правителей Монгольского государства 64 . Китайцы считали Темучина "черным татарином", но по монгольской легенде он происходит из монгольского племени - тайджиют 65 . Однако есть мнение, что Темучин не мог быть прямым продолжателем исчезнувшей династии Мэньву, поскольку его отец служил простым десятником - офицером в войске Монгольского государства 66 . Так или иначе, но именно Темучину удалось объединить многие монголоязычные и тюркские племена. Он принял ханский титул и стал называть себя Чингисханом. По мнению китайского автора Мэн-Хуна, монголы в начале XIII в., при Чингисхане, уже не знали, откуда взялось название "монгол".

Допускается, что принять название "монголы" Чингисхана научили и убедили чжурчженские чиновники, поскольку раньше существовал народ Мэнгу, который побеждал чжурчженей и татар и имел своих императоров. Однако, Мэнгу был, потом сильно разгромлен и его царская династия пресеклась. Чингисхан объявил себя преемником этой династии, мстителем за разгром государства, восстановил его название и название рода "монголы" 67 . При создании своей империи Чингисхану пришлось долго воевать с шестью татарскими племенами, победив которые он приказал всех их перебить. Несмотря на это, значительная часть татар осталась в живых, вошла в состав монгольской армии империи Чингисхана. Многие татары стали потом великими и уважаемыми эмирами 68 . Поэтому, народонаселение державы Чингисхана в других странах именовалось не только монголами, но и татарами, хотя правящая верхушка была монгольской.

Причину этого явления хорошо показал Рашид-ад-дин: "...При всей вражде и раздоре кои царили в их (татар) среде, - они уже в глубокой древности... были покорителями и владыками большей части монгольских племен и областей, выделяясь своим могуществом и полным почетом... Из-за их (татар) чрезвычайного величия и почетного положения, другие тюркские роды при всем различии их... стали известны под их именем и все назывались татарами. И те различные роды полагали свое величие и достоинство в том, что себя относили к ним (татарам) и стали известны под их именем, вроде того, как в настоящее время, вследствие благоденствия Чингисхана и его рода, поскольку они суть монголы, - разные тюркские племена, подобно джалаирам, татарам, ойратам, онгутам, кераитам, найманам, тангутам и прочим, из которых каждое имело определенное имя и специальное прозвище, - все они из-за самовосхваления называют себя тоже монголами, несмотря на то, что в древности они не признавали этого имени. Их теперешние потомки, таким образом, воображают, что они уже издревле относятся к имени монголов и именуются этим именем, а не так, ибо в древности монголы были лишь одним племенем из всей совокупности тюркских степных племен... Так как внешность, ...прозвание, язык, обычаи и манеры их были близки у одних с другими и хотя в древности они имели небольшое различие в языке и в обычаях, - ныне дошло до того, что монголами называют народы Хитая (Северный Китай) и Джурджия (предки современных маньчжуров), нангясов, уйгуров, кипчаков, туркмен, карлуков, калачей, всех пленных и таджикские народности, которые выросли в среде монголов. И эта совокупность народов для своего величия и достоинства признает полезным называть себя монголами. Перед этим, тоже вследствие силы и могущества татар, был такой же случай и по этой причине еще и поныне в областях Хитая, Хинда и Синда, в Чине и Манчине (Центральный и Южный Китай), в странах киргизов, келаров и башкир, в Дешт-и-Кыпчаке, в северных от него районах, у арабских племен, в Сирии, Египте и Марокко..., все тюркские племена называют татарами..." 69 Таким образом, очень многие племена, жившие в среде монголов или татар, или находившиеся под их властью стали именоваться и ассоциироваться с монголами и татарами, перенимая на себя их славу и известность.

Господствующее ядро народонаселения державы Чингисхана, составляли монголы, монголоязычные и тюркские племена, в том числе и татары, значительная часть которых незадолго перед этим была истреблена. В империи также проживали и вошли в армию Чингисхана: джалаиры, суниты, меркиты, карлауты, ойраты, онгуты, кераиты, найманы, тангуты, уйгуры, кидани и бекрины. Из них вышли многие военачальники и чиновники 70 . В количественном отношении они составляли гораздо большую часть населения державы, чем татары, сыграв в ее истории ничуть не меньшую роль последних.

Г. Рубрук сообщает, что в своих завоевательных походах Чингисхан ставил передовыми отрядами татар, поэтому другие народы стали так называть всех завоевателей, хотя большая часть их погибла в походах 71 . Как известно, монголы формировали передовые отряды не только из татар, а также из других покоренных народов, посылая их в наиболее опасные места - на убой 72 . Хотя венгерские миссионеры сообщают, что татары, покорив какой-либо народ или государство "обязывают тех людей впредь именоваться татарами" 73 , но это не подтверждается другими источниками.

В средневековой Европе и на Востоке, ряд авторов и священников находили, прежде всего, религиозно-мифологическое обоснование причинам появления монголов и татар. Они связывали их с легендарными народами Гог и Магог в христианской традиции, Яджудж и Маджудж - в мусульманской. Якобы, за грехи и жестокость, Александр Македонский изгнал их на край света. При этом, европейцы часто переосмысливали этноним "татары", интерпретируя его как "выходцы из Тартара", то есть из Ада. Благодаря трудам многих известных ученых XIII в.: Матвея Парижского, Роджера Бэкона и др., такой подход хотя и постепенно, но достаточно глубоко внедрилось в общественное сознание европейцев. Поэтому, на Западе тогда даже стали считать "татар" слугами сатаны, демонами и людоедами, посланными людям за их грехи 74 .


Изображение зверств монголов из хроники Матвея Парижского (середина 13 века).

Александр Македонский строит стену против народов Гог и Магог (миниатюра из Сербской Александрии)

Тем не менее, в армянской рукописи 1248 г. сообщается, что татары, это "народ стрелков", называемых "острыми" и "легкими", или "тур" и "ар". Отсюда получилось слово "татары". Некоторые армянские авторы считали татар потомками "скифов-варваров" 75 . Слово "татары" также выводилось от "тартыр": тянущий, влекущий, человек, который тянет и переводилось как "царь царей" 76 . Сочинивший в XVII в. "Родословное древо тюрков" Абул-Гази, полагал что, первоначальное "татар" было именем одного из тюркских ханов, а затем стало названием народа 77 . Н. М. Карамзин связывал происхождение слова "татары" с названием якутского идола, вместо которого выявилось несколько схожее слово "сята" у якутов и "дьяда" у эвенков 78 . Исследователи также считают, что "татар", означавшее в Персии и Турции "гонец" и "курьер" 79 , образовалось из двух слов: "тау" (гора) и "тар"-"тор" (жить), жители гор и горцы 80 . Этноним "татары" сопоставлялся с персидским словом "тептер" или "дэфтер" (тетрадь) - занесенный в список "колонист" и "переселенец" 81 . Но его происхождение относится к XVI - XVII вв 82 . По другому мнению, слово "татары" ("та-та" и "да-да"), в китайском языке обозначало: "грубые", "варвары", "дикие" и "кочевники". Потом же им стали пользоваться арабские и персидские авторы 83 . Н. Я. Бичурин выводил этноним "татары" от тунгусо-маньчжурского слова "татань", или шалаш 84 .

Более аргументированным представляется мнение Д. Е. Еремеева, с которым согласны многие авторитетные исследователи. Данный автор считает этноним "татары" тюркоязычным, поскольку он оканчивается на "ар", что встречается и у других тюркских народов: болгар, мадьяр, авар, хазар, сувар, мишар, кабар, кангар и др. "Ар" в персидском языке означает "человек", "мужчина". От него происходит тюркское "эр"/"ир" в том же значении. Слово "тат" - одно из названий древнего иранского населения. По М. Кашгари, татами тюрки называют тех, кто говорил на персидском языке "фарси" (иранском). Потом тюрки стали так именовать уйгуров, китайцев и вообще всех чужеземцев и соседние тюркские племена 85 . Скорее всего, этноним "татары" - тюркско-иранского происхождения. Название "монголы" (мангу), вероятно, происходит от тунгусо-маньчжурского слова "мангу" (река, вода) и означает "речные жители" 86 .


Татары в национальных костюмах.

В Улус Джучи ушло немалое количество завоевателей с семьями, имуществом и скотом. Однако, целью этого грандиозного военного перемещения милитаризованного общества было завоевание, поэтому его нельзя считать переселением. В Улус Джучи, было выделено 4000 воинов коренных монгольских племен: сайджиют, кингит и хушин. Большая часть войск Токты и Баяна, в конце XIII - начале XIV вв., состояла из этих племен, а потом к ним прибавились войска русских, черкесов, кипчаков, маджаров, и других покоренных народов. Из-за распрей между родственниками в Монголии, некоторые коренные монголы переселились в Улус Джучи 87 . Джучи получил в свой улус 9000 юрт 88 , что составляет, примерно, 30 000 воинов 89 . Но все эти сведения относятся к 20-м годам XIII., т. е. еще до похода на Русь, когда "Улус Джучи" еще не стал самостоятельным государством. В нашествиях на Русь, скорее всего, участвовало 120-140 тысяч воинов, 75 % которых были выходцами из покоренных монголами народов.

Источники не позволяют сделать достаточно точный и бесспорный вывод, сколько монголов, татар и воинов других племен осталось жить в Восточной Европе, или вернулось назад в Монголию. Известно, что в состав войск золотоордынского хана Токты в конце XIII в. входили части из племени кыят (10 000 человек), а в войсках Ногая было большое количество мангыт. В Золотой Орде еще встречаются племена конгурат, и алчи-татар. Все они, кроме алчи-татар, - коренные монгольские племена 90 . Подтверждением этого, служат названия аристократических родов Золотой Орды и государств, образовавшихся после ее распада: мангит (мангыт, мангут), барын (баарин), аргын (аркулат?), кыят (кият), найман, ширин, кунграт (кунгират) 91 . Сведения о том, что в Золотой Орде получили некоторое распространение такие религии как несторианство и буддизм, в форме ламаизма, являются косвенным свидетельством проживания здесь представителей таких покоренных монголами племен, как уйгуры, кереиты (кераиты), онгуты, тангуты, кара-китаи (кидани), найманы, меркиты (мергиты), чжурчжени и других более мелких этносов 92 .

Основное же эксплуатируемое население Золотой Орды, с этнической точки зрения, представляло собой довольно пестрый конгломерат покоренных народов: волжские булгары, русские, ясы, черкесы, хазары, половцы (кипчаки) и др. Золотоордынские города, созданные руками жестоко эксплуатируемых ремесленников из Хорезма, Северного Кавказа, Руси и других покоренных государств, в XIII - начале XIV вв. переживали бурный экономический рост 93 . Однако, большинство населения Золотой Орды составляли, жившие здесь до прихода завоевателей, номады половцы (кипчаки), в среде которых уже в XIV в. начинает растворяться часть завоевателей. Такое положение охарактеризовано Эл-Омари: "...В древности это государство было страной кипчаков, но, когда им завладели татары, то они (кипчаки) сделались их подданными. Потом они (татары) смешались и породнились с ними (кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар) и все они стали точно кипчаки, как будто они одного (с ними) рода... " 94 .

Насколько быстро шел процесс тюркизации завоевателей видно из того факта, что уже в XIV в. в Золотой Орде сложился и был широко распространен тюркский, или западнотюркский - кипчакский литературный язык. При Берке-хане, в качестве официального языка звучит, в основном, тюркская речь. Ярлыки Тохтамыша (1382 г. и 1393 г.) и Кутлуг-Тимура написаны на среднеазиатско - тюркском и кыпчакском языках. В XIII веке дипломатическая переписка иногда еще велась на монгольском языке. Так, в ряде арабских источников, указывается, что в 1283 г. к египетскому султану прибыли послы от золотоордынского хана Туда-Менгу с посланием, написанном на монгольском и арабском языках. Однако, монгольский язык применялся все реже и в XIV веке исчез из обихода совсем. Тюркский же язык народов Поволжья и Урала, включал очень много огузских элементов и сложился прежде всего на кипчакско - огузской основе, отличавшейся от Среднеазиатской чагатайской. Кроме того, живая повседневная речь жителей золотоордынских городов Поволжья, содержала большое количество огузских элементов.

В складывание золотоордынского литературного языка, значительный вклад, внесли деятели культуры из городов низовий Сырдарьи. Некоторые элементы среднеазиатского тюркского языка были привнесены выходцами из Хорезма, игравшими в Золотой Орде существенную роль. От переписчиков, которыми обычно были уйгуры, в этот язык попало некоторое количество уйгурских слов. Тем не менее, в целом литературный язык Золотой Орды сложился на кыпчакской основе. Официальные и деловые бумаги писались на разных языках, в том числе и на кыпчакском. В Новом Сарае и других ордынских городах, встречено вещи с надписями на данном или близком к нему тюркском языке. Итальянский финансист XIV века Ф. Пеголотти, в своем руководстве для купцов, ведущих дела в Золотой Орде, советуют иметь переводчиков, знающих команский (половецкий) язык. Важным свидетельством о преимущественном распространении половецкого языка, не только среди кочевого, но и городского населения, служит "Codex Cumanicus", или половецкий словарь, составленный в конце XIII в. для иностранных купцов, торгующих в Золотой Орде 95 .

Основным населением в степной части Золотой Орды оставались прежние кыпчакские (половецкие) племена. Поэтому, большинство степных курганов сохраняют в золотоордынскую эпоху обряд и набор вещей, характерных именно для половцев. Пришлые монголы оставили некоторые собственные погребения и группы курганов, не внеся существенных изменений в этнический состав народонаселения степей. Появились некоторые новые черты погребального обряда: захоронения с северной ориентировкой, подбойные могилы, вырезанные из листовой бронзы идольчики, головные уборы типа описанной у П. Карпини шапки-бокки. Все эти черты пришлого восточного этноса не образуют устойчивого комплекса признаков и растворены среди половецких погребений. Монгольское завоевание вызвало определенное перераспределение кочевого населения Дешт-и-Кыпчак. Например, массы черных клобуков переселились из районов реки Роси на Волгу. Значительно увеличилось кочевое население степей Нижнего Поволжья, в связи с переносом сюда основных городских центров Золотой Орды. Вместе с тем, ряд локальных признаков, сложившихся в половецкой степи до монгольского завоевания, сохранился и развивался в XIII-XIV вв.. Так основное родоплеменное и этническое деление восточноевропейских и западноказахстанских степей, на западно-половецкую, восточно-половецкую и гузскую повторилось в делении Улуса Джучи на Улус Бату (Восточная Европа), Улус Шибана (Сибирь и Казахстан) и Улус Орду (Приаралье). Частично сохранилась и старая социальная структура половецкого общества 96 .

Оставшееся в Восточной Европе собственно монгольское золотоордынское население, было сравнительно немногочисленным, растворилось в массе половцев, слабо изменив их этнический и расовый состав 97 . Более выраженная примесь монголоидного элемента обнаруживается лишь в Заволжье 98 . Постепенно, вместе с ростом и исламизацией городов, постоянным пополнением их населения за счет тюрков-кочевников, возрастают непосредственные контакты монгольской аристократии с представителями других этносов и языковых групп, расовых и антропологических типов. Это подтверждается антропологией. Так, например, по материалам некрополя Водянского городища (Бельджамен / Бездеж), чем выше социальное положение покойника, тем больше он имеет монголоидных признаков и наоборот. Однако к концу XIV в. процесс смешения монгольской аристократии зашел так далеко, что значительное число ее лиц уже относится к переходному или смешанному монголоидно-европеоидному антропологическому типу 99 . В итоге, к концу XIV в. большинство завоевателей монголов, уже утратило основные черты своего этнического, расового, языкового и культурного своеобразия.

В целом, монгольское завоевание, благодаря которому образовалась и существовала Золотая Орда, хотя существенно и не изменило этнический состав народонаселения Восточной Европы, но этнополитическая ситуация в регионе стала совершенно иной. Поэтому, некоторые исследователи, утверждают, что в Золотой Орде уже почти сложилась единая татарская народность, окончательно оформившаяся только после ее распада. Хотя имеются заметные этноязыковые различия между ее некоторыми более поздними этнографическими группами. В культуре, языке и происхождении крымских, казанских, астраханских и ногайских татар, а также казахов и узбеков, действительно больше общего, чем различий 100 . Тем не менее, достаточно аргументированной представляется иная точка зрения о том, что в Золотой Орде не сложилось единой татарской народности, с общей культурой и этническим самосознанием 101 .

Народонаселение, завоеванное монголами и вошедшее в состав Золотой Орды, также частично перемешалось, или было ассимилировано соседями. Некоторые племена "впитав" в себя монгольскую аристократию, возродились под новыми названиями, но в старых и традиционных географических регионах своего компактного проживания. По этим традиционным этнополитическим, хозяйственно-культурным и экономическим центрам консолидации, затем и распалась Золотая Орда: Крымское (крымские татары - потомки половцев, хазар, готов), Казанское (казанские татары - потомки волжских булгар) и Астраханское (астраханские татары - потомки половцев, кипчаков, хазар, алан, ясов) Ханства, а также ногайская Орда (ногайские татары - потомки мангытов, половцев и других тюркских народов). Распад и дробление Золотой Орды, как раз, и является показателем активизации процесса обособления культуры отдельных тюркских народностей, начало которому, вероятно, было положено монгольским завоеванием. Образование Золотой Орды привело затем к этнической регенерации ряда тюркских народов Восточной Европы и Средней Азии под новыми названиями.

Таким образом, термин "иго" в значении господство, угнетение, рабство, неволя, власть чужеземных завоевателей над побежденными подходит для обозначения политической и экономической зависимости Русских княжеств, Волжской Болгарии, а также кочевников Восточной Европы - от Золотой Орды. Словосочетание "монголо-татары" произошло от названий двух племен - монголов и татар. При Чингисхане, название "монголы" сделалось официальным, возродив имя правящего рода или племени, к тому времени уже не существовавшего. Монголами и татарами стали называться все племена и народы, входившие в державу Чингисхана. Кроме того, так их именовали соседние народы, находившиеся в XII-XIII вв. под властью монголов или татар. В этнонимике перенос названия правящего и господствующего рода или племени на все государство, встречается довольно часто. Также часто случается, что за каким то народом постепенно закрепляется не собственное самоназвание, а другое боле распространенное среди его соседей. Это произошло и в данном случае.

В Золотой Орде, сами завоеватели монголы, составляли незначительную часть народонаселения, постепенно утратившего свои основные этнические, расовые, языковые, культурные и религиозные черты. Название "монголы", применительно к основной части населения в Золотой Орд, не использовалось, а соседние народы именовали его "татарами". В этническом плане, Золотую Орду нельзя считать монгольским или татарским государством, поскольку эти этносы не могли быть в нем преобладающими. Основу золотоордынского народонаселения составляли половцы-кипчаки, волжские булгары, буртасы, башкиры, ясы, черкесы, хазары, русские и переселенные из Средней Азии тюрки.


Суриков Василий Иванович (1848-1916): Головы татар (старика и молодого). 1893

В Улусе Джучи правила монгольская династия и аристократия. Золотая Орды не была государством, выросшим путем саморазвития какого-либо одного народа. Это искусственное государственное образование, сложившееся путем насильственного захвата чужих земель и существовавшее за счет жестокой эксплуатации покоренных народов. В экономическом отношении Золотая орда "... представляла собой симбиоз кочевого и оседлого населения. Южнорусские и северокавказские степи представляли монголам и тюркам обширные пастбища для табунов и скота" 102 .

Несмотря на то, что в соседних государствах народонаселение Золотой Орды называли татарами, тогда Волжская Булгария, Нижнее Поволжье и Предкавказье, Крым, Хорезм и Восточноевропейские степи были заселены не татарами, а в основном другими племенами и народностями, покорёнными Монгольской империей. Это были племена, говорившие преимущественно на тюркских языках: "В западной части Золотой Орды тюркский элемент был представлен, главным образом, кипчаками (половцами), а также остаточной частью хазар и печенегов. К востоку от среднего течения Волги, в бассейне реки Камы, жили оставшиеся булгары и полутюркизированные угры (башкиры). К востоку от нижней Волги мангыты (Ногай) и другие монгольские кланы правили рядом тюркских племен, таких, как кипчаки и огузы, большинство из которых смешалось с иранскими аборигенами. Численное превосходство тюрков делало естественным то, что монголы постепенно должны были тюркизироваться, а монгольский язык, даже внутри правящих классов, уступил место тюркскому" 103 . Внутри этого государства шел интенсивный процесс слияния этносов в новые этнические образования, а также их консолидации вокруг городских центров культуры 104 . По этим наиболее крупным политическим, экономическим центрам и распалась в середине XV века Золотая Орда, просуществовавшая около 200 лет. Ее распад инициировал этническое возрождение и самостоятельность целого ряда тюркских народов Евразии. Термин "монголо-татары " не отражает этнический состав народонаселения Золотой Орды. Фактически это государство нельзя называть татарским, поскольку это не соответствует его этническому составу, а также официальному статусу - Улус Джучи.

Из книги " Религия в Золотой Орде" Малов Н.М., Малышев А.Б., Ракушин А.И.

Директор Института истории им. Марджани АН РТ, директор научных программ казанского центра федерализма и публичной политики Рафаэль Хакимов предложил свой небольшой экскурс в историю возникновения двух народов на российском портале «БИЗНЕС Online» .

Татары vs Монголы

Всегда рабыня, но с родиной царей на смуглой груди
И с государственной печатью взамен серьги у уха.
То девушка с мечом, не знавшая зачатья,
То повитуха — мятежей старуха.
Ты поворачиваешь страницы книги той,
Где почерк был нажим руки морей.
Чернилами сверкали ночью люди,
Расстрел царей был гневным знаком восклицанья,
Победа войск служила запятой,
А полем — многоточия, чье бешенство не робко,
Народный гнев воочию
И трещины столетий — скобкой.

Велимир Хлебников. Азия. 1921

Нет никакого влияния ни на татар, ни на русских. Если речь идет о татарском влиянии на русских, то легко перечислить русские имена татарского происхождения, легко выстроить сотни заимствований в языке, причем в таких ключевых сферах, как финансы, хозяйство, торговля. Невозможно отрицать нашествия, невозможно отрицать такой важнейший период в русской истории, как время правления ханов Золотой Орды.

Можно этот период назвать «игом» или протекторатом над русскими княжествами, но существование такого периода трудно отрицать, к тому же не все там было так уж плохо, как описывают порой историки. Во всяком случае, трудно себе представить возникновение Российской империи без такого важного этапа, как получение навыков в рамках великой государственности под названием Золотая Орда. Не было другого способа научиться управлять будущим громадным государством. Орда внесла свою лепту, обучив русских имперским навыкам, одновременно много татар ушло на русскую службу в Московию.

Путаница у историков начинается с распространения современного этнонима на прошлые события, причем в поиске древних корней порой доходят до неандертальцев, пытаясь даже первобытным людям придать этнические признаки. До сих пор спорят о том татары мы или булгары, хотя вначале надо спросить: а кто такие булгары?

Окажется, что булгары — это не этноним, а политоним, относящийся к союзу различных племен с различным самоназванием: сувары, буртасы, барсилы, баранджары, огузы и т.д. Возникает вопрос: мы барсилы или буртасы? Вроде бы не огузы. На сувар претендуют чуваши. У барсил взяли в качестве герба их тамгу «белого барса». Пожалуй, и булгары оставили свой след, ведь они были доминирующим племенем, давшим свое имя государству, как варяжское племя русов дало имя русским, а дунайские болгары оставили свое имя ославянившейся Болгарии.

Зададимся вопросом о происхождении самих булгар, что прояснит многие вещи в этнической истории татар. В действительности корни булгар уходят к хунну/гуннам, как и у татар. Одни корни, один язык, одна история. В традиции тюрков, начиная с хунну, живших на севере нынешнего Китая, было деление иерархии племенных вождей на «правых» (западных) и «левых» (восточных).

В результате войны 155 года с сяньбийцами одна часть ганьсуйских тюрков ушла в горы Алтая и к Иртышу, другая в 158 году ушла на территорию между Волгой и Уралом. Их стали называть гуннами. Они спровоцировали Великое переселение народов.

«Во второй половине V века, — пишет Лев Гумилев, — хуннский этнос исчез в четырех районах, не похожих друг на друга ни по природным условиям, ни по населению, ни по культуре. Точнее, погибли четыре народа, в которых хунны присутствовали как необходимый компонент... Акациры смешались с сарагурами и породили древних болгар, ганьсуйские хунны вошли в состав орды тюркютов Ашина; чуйские племена поддерживали величие западно-тюркютского каганата и выделили из своей среды героическое племя тюрков-шато, в Х веке вновь овладевшее Китаем. Наконец, хунны, оставшиеся в Ордосе, Шэньси и Шаньси, смешались с табгачами и разделили судьбу империи Тоба-Вэй».

Для нас существенно отметить два крыла: западное — болгары и восточное — ганьсуйские тюрко-татары. Ганьсу (сегодня провинция Китая) граничит с Синьцзяном, Монголией, Внутренней Монголией и Тибетом.

Относительно самого раннего периода писаной истории не всегда возможно определенно говорить об этнической принадлежности племен, но совершенно очевидно, что сложилось две политические доминанты: Татары и Монголы.

Азиатские легенды гласят, что в седьмом колене от Тюрка родились два близнеца: Татар и Монгол, которым отец их Или-хан разделил «Тюркистан»: первому дал восточную половину, а второму западную. Это можно считать вымыслом, сказкой, но такое деление настойчиво повторяют летописцы.

Выдающийся историк Н.Я. Бичурин, профессор Казанского императорского университета, замечает: «Персидский историк Хондемир, почитая Тюрка главою двух Домов — Татар и Монгол, господствовавших в Монголии, называет Монголию Тюркистаном... Тюркский историк Абюль-кази-хан хотя производит монголов от Тюрка, но нынешние тюркские племена, т.е. говорящие татарским языком, почитает не одного племени с монголами». Такое деление на Татар и Монгол повторяется также в китайских хрониках.

В источниках не столько говорится об этносах, сколько об истории конкретного Дома или племени, или даже правлении конкретного вождя, кагана, хана и т.д.

Бичурин, опираясь на многочисленные китайские источники, пишет: «Уже в начале третьего столетия, когда Хунны сильно потрясли Срединное царство, китайцы узнали, что монголы незадолго пред тем временем находились под верховною властью двух единоплеменных Домов, хунну и Дун-ху. Хунну, по азиатским историкам Дом Могул-хана, царствовал в западной половине Монголии: орда его стояла под Хангаем (близ Орхона); владения его простирались от Калгана к северу за Байкал, к западу до Тарбагатайских гор. Дун-ху, по азиатским историкам Дом Татар-хана, господствовал в восточной Монголии... Потомки обоих сих Домов взаимно возвышались и упадали, и сим образом в двух линиях попеременно господствовали в Монголии тринадцать столетий».

Итак, в источниках речь идет о Доме Могул-хана и Доме Татар-хана, т.е. о династиях, а не этносах и нет прямых указаний на каком языке они говорили. То, что в хуннской державе говорили на тюркском, это бесспорно, поскольку целый ряд племен до сегодняшнего дня сохранили свое самоназвание и тюркский язык. И лучшим подтверждением служит пример с булгарами, чье тюркское происхождение не подвергается сомнению.

В любом случае можно утверждать, что среди хуннских племен было распространено татаро-монгольское двуязычие.

Для нас существенно отметить наличие двух самостоятельных историй монголов. «С падением Дома Кидань пресеклась первая монгольская династия Хунну, продолжавшаяся в родовых поколениях с 1894 года до Р.Х. до 1115 года по Р.Х., — пишет Бичурин. — Место его, после краткого промежутка (31 года) заступил Дом Монгол, доныне продолжающийся в поколениях монгольских князей».

Если первую историю монгол трудно отделить от татарской истории, более того ее чаще называют просто татарской, то вторая половина связана с историей халха-монгол и для нас не представляет особого интереса. Важно также отметить, что ганьсуйские татары оказали серьезное влияние на исторические события в Уйгурском каганате, Восточном Туркестане и Монголии, но со временем центр исторических событий переместится на территорию Алтая, где они слились с другими татарами.

Различные татарские племена активно участвовали в образовании Тюркского каганата, в частности, поддерживали дипломатические отношения с Китаем благодаря близости Ганьсу к китайской границе. Летописи неоднократно упоминают «отуз-татар», «токуз-татар». В Терхинской надписи сообщается, что «когда писались эти письмена — о мой хан! — то присутствовали именитые моего Небесного хана, восьмиплеменные татары, семнадцать аз’ских буюруков, сенгуны и тысячный отряд из (народа) тонгра, уйгурский народ вместе с моими тегинами». Истеми-каган в 557/558 гг. раздвинул границы Тюркского Эля до берегов Волги, так что нынешняя территория Татарстана стала частью каганата.

Примерно в это же время западное крыло гуннов в лице болгар создавали государства на Азове, Волге и Дунае. После поражения Аттилы часть болгар вернулась на Волгу, к своим же родственным тюркским племенам и вместе с ними образовала Волжско-Камскую Болгарию. Когда на месте Тюркского каганата появляется империя Чингизхана, то она оказывается собранной опять-таки из тех же самых тюрко-монгольско-татарских компонентов, но при доминировании династии чингизидов.

Порой недоуменно спрашивают: «Если татары и булгары один народ, почему тогда Бату разрушил город Болгар?». А разве братья никогда не воевали? Вспомните Каина и Авеля. Разве кровное родство останавливало кого-либо от братоубийственной войны? А междоусобица русских князей была столь ожесточенной, что татары могли бы у них поучиться.

Татары точно также воевали со своими братьями кыпчаками, в частности с князем Бачманом. В то же время этнические различия не останавливали от союза половцев (кыпчаков) с русскими. Кстати, упорное сопротивление булгар и кыпчаков войскам Бату объясняется тем, что все они одинаково владели татарской тактикой сражения в конном строю, они имели то же оружие и те же навыки, поскольку были по существу одним народом, но из разных племен. Так, что булгары и татары, как западное и восточное крыло хуннов/гуннов вновь воссоединились в Волжско-Камской Болгарии, а затем Золотой Орде как носители единой татаро-болгарской цивилизации, а не какой-то особой булгарской культуры. Выражаясь в современных терминах, булгары всегда были лишь субэтносом татарского народа.

У современных историков постоянно фигурируют монголы, которые завоевали Волжско-Камскую Болгарию и русские земли. Любопытно, что источники настойчиво говорят о татарах, а наши ученые и публицисты их столь же настойчиво называют монголами. Такое переписывание «татар» на «монгол», видимо, нужно для того, чтобы отделить историю татаро-монгольских завоеваний от современных татар, «пощадить» самолюбие татар, свалив всю вину на монголов. Современные татары, конечно же, не средневековые татарские племена, но это вовсе не значит, что они не имеют никакого отношения к ним. Нет нужды одну ложь прикрывать другой ложью.

Если реально было не татарское, а именно монгольское нашествие, то спрашивается, куда же делись эти самые монголы, ведь их полчища не просто прошли огнем и мечом, но и долгие столетия оставались на нашей земле? Где же следы их пребывания? Почему ДНК-анализ Y хромосомы не выявляет среди татарского населения монгольской гаплогруппы. Как же так, ни один монгольский воин не взял себе в жены ни татарской, ни русской, ни финно-угорской девушки? Кто в это поверит? Они что давали обет безбрачия? Только у ханов жен было десятками (минимум четыре) и наложниц сотнями.

Как называли всех тюрков и монголов?

«Слава богу, что на вранье нет пошлин! Ведь куда бы какое всем было разорение». Денис Иванович Фонвизин

Посмотрим, как было на самом деле и почему возникает смешение терминологии. В Средние века (точнее VIII - X вв.) в период возвышения татар китайские и арабские летописцы упоминают три большие группы татар по признаку ведения хозяйства: белых (земледельцы), черных (скотоводы) и диких (охотники) татар.

Татар, живших ближе к Великой стене, китайцы называли «образованными» или «спелыми», поскольку они были хлебопашцами. В состав так называемых «черных татар», обитавших в степях Монголии входили два крупных племени кераитов и монгол. А потому, если в источниках встречается самоназвание кераит или монгол, это вовсе не означает, что они не татары. Монголы, входившие в состав «черных» татар и современные халха-монголы — разные народы.

«Дикие» татары жили в лесах ближе к Байкалу и занимались охотой. У них не было хана, а потому для китайцев они были не «спелыми», «сырыми», мы бы по-татарски сказали: «чип-чи».

Кстати, Чингизхан по материнской линии происходит от хори-туматов, одной из бурятских ветвей, а буряты в Средние века считались частью «диких татар», хотя не совсем ясно на каком языке говорили. Не случайно Рашид ад-дин, один из наиболее осведомленных летописцев, пишет: «В древности монголы были (лишь) одним из племен из всей совокупности тюркских степных племен».

Татарские племена размножались и делились, приобретая новые самоназвания, с которыми и остались в памяти. Порой их называли обобщенно «Татар», но временами упоминались только племенные названия.

Так, например, Рашид ад-дин особо выделяет шесть татарских государств: «Татарских племен, что известны и славны и каждое в отдельности имеет войско и своего государя, — шесть, идущих в таком порядке: татары-тутукулйут, татары-алчи, татары-чаган, татары-куин, татары-терат, татары-баркуй. Племя тутукулйут — самое уважаемое из татарских племен».

Отметим одну деталь в тексте знаменитого летописца, которая существенна для понимания средневековой ментальности. «Есть такой обычай, — продолжает Рашид ад-дин, — что всякий человек, который происходит из этого племени, если он будет мужчина, его называют — тутукулитай, если же он будет женского пола, то называется — тутукуличин. Происходящие из племени алчи-татар называются алчитай и алчин; из — племени куин-татар, — куитай и куинчин, из племени терат — терати и тераучин».

Следовательно, в летописях может встречаться только самоназвание самого племени или же может указываться и тот племенной союз, из которого он вышел. Если в летописях ничего не говорится о татарах, то это не значит, что их не было, в то же время, если речь идет о Татарах вообще, то туда могут включать не только родственные тюркские, но и зависимые (например, монгольские) племена. Игнорирование этого обстоятельства приводит к путанице в толковании исторических событий.

Важно отличать также самоназвание народов и племен от имени правящей династии, что может внести путаницу в используемые этнонимы. Именно вследствие такой путаницы самоназвание племени Чингизхана было перенесено на всю империю, а затем стало использоваться в качестве этнонима, выходящего за рамки собственно халха-монголов.

Китайский дипломат и разведчик Мэн-хун, представитель императорской ставки у татар, хорошо знавший Чингизхана и его соратников в «Записках о монголо-татарах» (1219 г.) пишет: «(Это) поколение происходит от шато’сцев и составляет особенный род. Они разделяются на три вида: черных, белых и непокорных (диких)». Под Шато китайцы имели в виду территорию между уйгурами и ганьсуйцами. «Князь Субутай, — продолжает Мэн-ху, — происходит от белых татар... Нынешний император Чингиз, его полководцы, министры и главнейшие чиновники, все принадлежат к черным татарам... Главнокомандующий всех войск, канцлер всех провинций, великий князь Мухури — черный татарин». Для большей убедительности Мэн-ху отмечает про Мухури: «Я сам при свиданиях с ним слышал, как он называл себя всякий раз татарским человеком».

Из летописей, число которых легко преумножить, становится ясно, что до появления Чингизхана на территории Большого Алтая и Монголии доминировали татары. Рашид ад-дин свидетельствует: «Из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды, при всем различии их разрядов и названий, стали известны под их именем и все назывались татарами». Для Рашид-ад-дина монголы становятся известными в IX - Х вв. До возвышения монгол в эпоху Чингизхана господствовал политоним «татар», который распространяли на все тюркские и, возможно, также и монгольские племена.

«Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью». Николло Макиавелли

Возвышение Чингизхана привело к росту авторитета его конкретного племени «монгол», что стало названием династии, а не этническим признаком. Плано Карпини, побывавший в 1246 г. в Монголии, пишет в своем отчете: «Начинается история Монголов, именуемых нами Татарами». Здесь нет никакой ошибки, он хорошо знал правителей империи. Для него существовала династия Монголов, правившая многочисленными татарскими племенами.

Появление Монгольской империи связано с возвышением именно конкретного племени Чингизхана. Не случайно в Золотой Орде нередко фигурировал термин «Дом Бату», под которым имелись в виду многочисленные джучиды с женами. Теперь становится понятной, почему все летописи — китайские, арабские, европейские — упорно Монгольскую империю называют Татарией, а народ татарами и почему татарский, а не монгольский язык в Средние века выполнял функцию лингва франка.

Я переплыл залив Судака.
Я сел на дикого коня.
Я воскликнул:
России нет, не стало больше,
Ее раздел рассек, как Польшу.
И люди ужаснулись.
Я сказал, что сердце современного
русского висит, как нетопырь.
И люди раскаялись.
Я сказал:
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Я сказал:
Долой Габсбургов! Узду
Гогенцоллернам!
Я писал орлиным пером. Шелковое,
золотое, оно вилось вокруг
крупного стержня
Я ходил по берегу прекрасного озера,
в лаптях и голубой
рубашке. Я был сам прекрасен.
Я имел старый медный кистень
с круглыми шишаками.
Я имел свирель из двух тростин и рожка
отпиленного.
Я был снят с черепом в руке.
Я в Петровске видел морских змей.
Я на Урале перенес воду из Каспия
в моря Карские.
Я сказал:
Вечен снег высокого Казбека, но мне
милей свежая
парча осеннего Урала.
На Гребенских горах я находил зубы ската
и серебряные
раковины вышиной с колесо фараоновой
колесницы.

Велимир Хлебников. Конец 1909 - начало 1910

Продолжение следует.

Татаро-монголы создали самую большую в истории империю. Их государство простиралось от Тихого Океана до Чёрного моря. Куда же исчез народ, контролировавший четверть земной суши?

Монголо-татар не было

Монголо-татары или татаро-монголы? Никто из историков или лингвистов не ответит на этот вопрос с точностью. По той причине, что монголо-татар никогда не было.

В XIV веке монголы, завоевавшие земли кипчаков (половцев) и Русь, стали смешиваться с кипчаками, кочевым народом тюркского происхождения. Половцев было больше, чем чужаков-монголов, и несмотря на политическое главенствование, монголы растворились в культуре и языке завоеванного ими же народа.

«Все они стали похожи на кипчаков, словно принадлежали к тому же роду, ибо монголы, поселившись в земле кипчаков, вступали с ними в браки и оставались жить на их земле», - утверждает арабский историк.

На Руси и в Европе в XIII-XIV веках татарами называли всех кочевников-соседей Монгольской империи, в том числе и половцев.

После разрушительных походов монголов слово «татары» (на латыни – tartari) стало своего рода метафорой: чужеземные «татары», молниеносно атаковавшие врагов, были будто бы порождением ада – Тартара.

Монголов сначала отождествляли с «людьми из ада», затем – с кипчаками, которыми они были ассимилированы. В XIX веке российская историческая наука решила, что «татары» — это тюрки, воюевавшие на стороне монголов. Так получился курьёзный и тавтологичный термин, представляющий собой слияние двух названий одного и того же народа и дословно означающий «монголо-монголы».

Порядок слов был обусловлен политическими соображениями: после образования СССР было решено, что термин «татаро-монгольское иго» слишком радикализует отношения между русскими и татарами, и их решили «спрятать» за монголами, которые в СССР не входили.

Великая империя


Монгольский правитель Темучин сумел победить в междоусобных войнах. В 1206 году он принял имя Чингисхан и был провозглашен великим монгольским ханом, объединив разрозненные кланы. Он провёл ревизию армии, разделив солдат на десятки тысяч, тысячи, сотни и десятки, организовал элитные подразделения.

Знаменитая конница монголов могла перемещаться быстрее любого другого рода войск в мире – в сутки она проходила до 80 километров.

Монгольское войско на протяжении многих лет разоряло многие города и деревни, попадавшиеся им на пути. Вскоре в Монгольскую империю вошли Северный Китай и Индия, Средняя Азия, а затем и части территорий Северного Ирана, Кавказа, Руси. Империя простиралась от Тихого океана до Каспийского моря.

Развал самого большого государства мира


Завоевательные походы передовых отрядов доходили до Италии и Вены, но полномасштабного вторжения в Западную Европу так и не произошло. Внук Чингисхана Батый, узнав о смерти Великого хана, вернулся со всем войском назад, чтобы избрать нового главу империи.

Еще при жизни Чингисхан разделил свои колоссальные земли на улусы между своими сыновьями. После его смерти в 1227 году, величайшая империя мира, занимавшая четверть всей суши и составлявшая треть всего населения Земли, оставалась единой в течение сорока лет.

Однако вскоре она начала распадаться. Улусы отделялись друг от друга, появились уже независимые империя Юань, государство Хулагуидов, Синяя и Белая Орда. Монгольскую империю разрушили административные проблемы, внутренняя борьба за власть и неспособность контролировать громадное население государства (порядка 160 миллионов человек).

Еще одной проблемой, возможно, самой основной, стал пёстрый национальный состав империи. Дело в том, что монголы не доминировали в своем государстве ни в культурном, ни в численном планах. Продвинутые в военном плане, знаменитые всадники и мастера интриг, монголы не смогли удержать свою национальную идентичность в качестве главенствующей. Покоренные народы активно растворяли в себе завоевателей-монголов, а когда ассимиляция стала ощутимой, страна превратилась в раздробленные территории, на которых, как и прежде, проживали разные народы, так и не ставшие единой нацией.

Несмотря на то, что в начале XIV века империю попытались пересоздать как конгломерат независимых государств при главенстве великого хана, долго она не протянула. В 1368 году в Китае проходит восстание красных повязок, в результате которого империя исчезает. Только спустя век, в 1480 году, будет окончательно снято монголо-татарское иго на Руси.

Распад

Несмотря на то, что империя уже развалилась на несколько государств, каждое из них продолжило дробление. Особенно это затронуло Золотую Орду. За двадцать лет там сменилось больше двадцати пяти ханов. Некоторые улусы хотели получить независимость.

Русские князья воспользовались замешательством междоусобных войн Золотой Орды: Иван Калита расширил свои владения, а Дмитрий Донской разбил Мамая в Куликовской битве.

В XV веке Золотая Орда окончательно распалась на Крымское, Астраханское, Казанское, Ногайское и Сибирское ханства. Правопреемником Золотой Орды стала Великая или Большая Орда, которую также раздирали междоусобицы и войны с соседями. В 1502 году Крымское ханство захватило Поволжье, в результате чего Большая Орда прекратила своё существование. Остальные земли были поделены между другими осколками Золотой Орды.

Куда же делись монголы?


Есть несколько причин исчезновения «татаро-монголов». Монголы были культурно поглощены завоеванными народами, поскольку легкомысленно относились к культурной и религиозной политике.

Кроме того, монголы не являлись большинством в военном отношении. Американский историк Р. Пайпс пишет о численном составе армии Монгольской империи: «Покорившее Русь войско возглавлялось монголами, однако ряды его состояли в основном из людей тюркского происхождения, в обиходе известных под именем татар».

Очевидно, монголы были окончательно вытеснены другими этносами, а их остатки смешались с местным населением. Что же до татарской составляющей неверного термина «татаро-монголы» — многочисленные народы, жившие на землях Азии и до прихода монголов, называемые европейцами «татары», продолжили там жить и после развала империи.

Однако это не значит, что кочевые монгольские воины исчезли насовсем. После распада империи Чингисхана возникло новое монгольское государство – империя Юань. Ее столицы были в Пекине и Шанду, а во время войн империя подчинила себе территорию современной Монголии. Часть монголов была в дальнейшем изгнана из Китая на север, где и закрепилась на территориях современных Внутренней (входящем в состав Китая автономном районе) и Внешней Монголии.

Татаро-монголы создали самую большую в истории империю. Их государство простиралось от Тихого Океана до Чёрного моря. Куда же исчез народ, контролировавший четверть земной суши?

Монголо-татар не было

Монголо-татары или татаро-монголы? Никто из историков или лингвистов не ответит на этот вопрос с точностью. По той причине, что монголо-татар никогда не было.

В XIV веке монголы, завоевавшие земли кипчаков (половцев) и Русь, стали смешиваться с кипчаками, кочевым народом тюркского происхождения. Половцев было больше, чем чужаков-монголов, и несмотря на политическое главенствование, монголы растворились в культуре и языке завоеванного ими же народа.

«Все они стали похожи на кипчаков, словно принадлежали к тому же роду, ибо монголы, поселившись в земле кипчаков, вступали с ними в браки и оставались жить на их земле», - утверждает арабский историк.

На Руси и в Европе в XIII-XIV веках татарами называли всех кочевников-соседей Монгольской империи, в том числе и половцев.

После разрушительных походов монголов слово «татары» (на латыни – tartari) стало своего рода метафорой: чужеземные «татары», молниеносно атаковавшие врагов, были будто бы порождением ада – Тартара.

Монголов сначала отождествляли с «людьми из ада», затем – с кипчаками, которыми они были ассимилированы. В XIX веке российская историческая наука решила, что «татары» - это тюрки, воюевавшие на стороне монголов. Так получился курьёзный и тавтологичный термин, представляющий собой слияние двух названий одного и того же народа и дословно означающий «монголо-монголы».

Порядок слов был обусловлен политическими соображениями: после образования СССР было решено, что термин «татаро-монгольское иго» слишком радикализует отношения между русскими и татарами, и их решили «спрятать» за монголами, которые в СССР не входили.

Великая империя

Монгольский правитель Темучин сумел победить в междоусобных войнах. В 1206 году он принял имя Чингисхан и был провозглашен великим монгольским ханом, объединив разрозненные кланы. Он провёл ревизию армии, разделив солдат на десятки тысяч, тысячи, сотни и десятки, организовал элитные подразделения.

Знаменитая конница монголов могла перемещаться быстрее любого другого рода войск в мире – в сутки она проходила до 80 километров.

Монгольское войско на протяжении многих лет разоряло многие города и деревни, попадавшиеся им на пути. Вскоре в Монгольскую империю вошли Северный Китай и Индия, Средняя Азия, а затем и части территорий Северного Ирана, Кавказа, Руси. Империя простиралась от Тихого океана до Каспийского моря.

Развал самого большого государства мира

Завоевательные походы передовых отрядов доходили до Италии и Вены, но полномасштабного вторжения в Западную Европу так и не произошло. Внук Чингисхана Батый, узнав о смерти Великого хана, вернулся со всем войском назад, чтобы избрать нового главу империи.

Еще при жизни Чингисхан разделил свои колоссальные земли на улусы между своими сыновьями. После его смерти в 1227 году, величайшая империя мира, занимавшая четверть всей суши и составлявшая треть всего населения Земли, оставалась единой в течение сорока лет.

Однако вскоре она начала распадаться. Улусы отделялись друг от друга, появились уже независимые империя Юань, государство Хулагуидов, Синяя и Белая Орда. Монгольскую империю разрушили административные проблемы, внутренняя борьба за власть и неспособность контролировать громадное население государства (порядка 160 миллионов человек).

Еще одной проблемой, возможно, самой основной, стал пёстрый национальный состав империи. Дело в том, что монголы не доминировали в своем государстве ни в культурном, ни в численном планах. Продвинутые в военном плане, знаменитые всадники и мастера интриг, монголы не смогли удержать свою национальную идентичность в качестве главенствующей. Покоренные народы активно растворяли в себе завоевателей-монголов, а когда ассимиляция стала ощутимой, страна превратилась в раздробленные территории, на которых, как и прежде, проживали разные народы, так и не ставшие единой нацией.

Несмотря на то, что в начале XIV века империю попытались пересоздать как конгломерат независимых государств при главенстве великого хана, долго она не протянула. В 1368 году в Китае проходит восстание красных повязок, в результате которого империя исчезает. Только спустя век, в 1480 году, будет окончательно снято монголо-татарское иго на Руси.

Распад

Несмотря на то, что империя уже развалилась на несколько государств, каждое из них продолжило дробление. Особенно это затронуло Золотую Орду. За двадцать лет там сменилось больше двадцати пяти ханов. Некоторые улусы хотели получить независимость.

Русские князья воспользовались замешательством междоусобных войн Золотой Орды: Иван Калита расширил свои владения, а Дмитрий Донской разбил Мамая в Куликовской битве.

В XV веке Золотая Орда окончательно распалась на Крымское, Астраханское, Казанское, Ногайское и Сибирское ханства. Правопреемником Золотой Орды стала Великая или Большая Орда, которую также раздирали междоусобицы и войны с соседями. В 1502 году Крымское ханство захватило Поволжье, в результате чего Большая Орда прекратила своё существование. Остальные земли были поделены между другими осколками Золотой Орды.

Куда же делись монголы?

Есть несколько причин исчезновения «татаро-монголов». Монголы были культурно поглощены завоеванными народами, поскольку легкомысленно относились к культурной и религиозной политике.

Кроме того, монголы не являлись большинством в военном отношении. Американский историк Р. Пайпс пишет о численном составе армии Монгольской империи: «Покорившее Русь войско возглавлялось монголами, однако ряды его состояли в основном из людей тюркского происхождения, в обиходе известных под именем татар».

Очевидно, монголы были окончательно вытеснены другими этносами, а их остатки смешались с местным населением. Что же до татарской составляющей неверного термина «татаро-монголы» - многочисленные народы, жившие на землях Азии и до прихода монголов, называемые европейцами «татары», продолжили там жить и после развала империи.

Однако это не значит, что кочевые монгольские воины исчезли насовсем. После распада империи Чингисхана возникло новое монгольское государство – империя Юань. Ее столицы были в Пекине и Шанду, а во время войн империя подчинила себе территорию современной Монголии. Часть монголов была в дальнейшем изгнана из Китая на север, где и закрепилась на территориях современных Внутренней (входящем в состав Китая автономном районе) и Внешней Монголии.

Есть свидетельства, что до эпохи Чингисхана большинство монгольских кочевников обладали европеоидными чертами. Даже у самого Чингисхана, по описаниям, были светлые волосы, глаза и борода. Но в процессе завоевания монголы смешивались с народами покоренных ими земель, что способствовало формированию новых этносов. В первую очередь, это собственно монголы, затем крымские, сибирские и казанские татары, башкиры, казахи, киргизы, частично узбеки, туркмены, осетины, аланы, черкесы. Затем уральские ханты и манси, сибирские коренные народы - буряты, хакасы, якуты. В генотипе всех этих народов присутствуют черты, которые принято называть монголоидными. Не исключено также, что кровь монголо-татар течет в современных японцах, китайцах, корейцах. Впрочем, исследователи считают, что у тувинцев, алтайцев и хакасов, к примеру, тип внешности ближе к европеоидному, чем у восточных народов. И это может служить косвенным подтверждением «европеоидности» предков монголо-татар. Есть также версия, что и многие европейские нации имеют монгольские корни. Это болгары, венгры и даже финны.

На территории России есть народ, представители которого считают себя прямыми потомками Чингисхана, - это калмыки. Они утверждают, что их предки были чингизидами – элитой при дворе Чингисхана. Некоторые калмыцкие роды якобы происходят от самого Чингисхана или же его ближайших родственников. Хотя, по другой версии, калмыцкая конница просто служила чингизидам. Но кто может теперь сказать наверняка?

Таким образом, потомки монголо-татар могут быть рассеяны не только по всей Азии, но и Европе. Национальность – вообще понятие достаточно условное.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!