Кем был григорий распутин на самом деле. Григорий распутин - биография, женщины, царская семья и убийство

Григорий Ефимович Распутин (Новых, 1869-1916) - общественный деятель конца XIX - начала XX века, получивший известность как целитель, «старец», способный излечивать людей от тяжелых недугов. Был близок семье последнего императора, особенно его супруге Александре Федоровне. В 1915-1916 годах оказывал непосредственное влияние на принятие политических решений, принимаемых в стране. Его имя окутано ореолом тайн и загадок, а историки так и не могут дать точную оценку Распутину: кто это - великий прорицатель или шарлатан.

Детство и юность

Григорий Распутин родился 9 (21) января 1869 года в селе Покровка Тобольской губернии. Правда, в разных источниках встречаются иные года, например, 1865 или 1872 год. Сам Григорий никогда не добавлял ясности в этот вопрос, так и не назвав точную дату рождения. Его родители были простыми крестьянами, всю жизнь отдавшими работе на земле. Григорий оказался их четвертым и единственным выжившим ребенком. С раннего детства мальчик много болел и часто пребывал в одиночестве, будучи не в силах играть со сверстниками. Это сделало его замкнутым и склонным к уединению. Именно в детские годы Григорий стал ощущать свою избранность перед Богом и привязанность к религии. В родном селе школы не было, поэтому мальчик рос безграмотным. Но он многое умел в труде, часто помогая отцу.

В 14 лет Распутин серьезно заболел и, находясь на грани жизни и смерти, сумел выкарабкаться из тяжелого состояния. По его словам, чудо произошло благодаря Матери Божьей, которая вмешалась и способствовала его исцелению. Это еще больше укрепило веру в религию и мотивировало неграмотного юношу выучить тексты молитв.

Превращение в целителя

После того как Распутину исполнилось 18 лет, он отправился в паломничество в Верхотурский монастырь, но в монахи так и не постригся. Через год он вернулся на малую родину и вскоре женился на Прасковье Дубровиной, которая впоследствии родит ему троих детей. Заключение брака не стало препятствием к паломничеству. В 1893 году он отправился в новое путешествие, посетив греческий монастырь на горе Афон и Иерусалим. В 1900 году Распутин побывал в Киеве и Казани, где познакомился с отцом Михаилом, связанным с Казанской духовной академией.

Все эти визиты вновь убедили Распутина в своей богоизбранности и дали повод посвятить окружающих в свой исцеляющий дар. Возвратившись в Покровское, он старался вести жизнь настоящего «старца», но до настоящего аскета ему было далеко. Кроме того, его религиозные воззрения мало стыковались с каноническим православием. Все дело в могучем темпераменте Григория, который не мог обойтись без женщин, вина, музыки и танцев. «Бог есть радость и веселье» , - не раз утверждал Распутин.

В небольшое сибирское село потянулись люди со всей страны, жаждущие найти исцеление и избавление от болезней. Их не смущала безграмотность «старца» и полное отсутствие у него медицинского образования. Но неплохие актерские способности позволяли Григорию убедительно изображать народного врачевателя, используя в своих манипуляциях советы, молитвы и убеждения.

Приезд в Санкт-Петербург

В 1903 году, когда страна находилась в предреволюционной ситуации и было совсем неспокойно, Распутин впервые посетил столицу Российской империи. Формальный повод был связан с поиском средств, необходимых для постройки храма в родном селе. Впрочем, этому есть и еще одно объяснение. Во время работы на поле Распутину явилось видение Богоматери, рассказавшее ему о серьезном недуге цесаревича Алексея и настоявшее на скором приезде целителя в столицу. В Петербурге он знакомится с ректором духовной академии епископом Сергием, к которому он обратился за помощью из-за отсутствия денег. Он сводит его с духовником императорской семьи архиепископом Феофаном.

Лекарь наследника престола

Знакомство с Николаем II произошло в очень непростое для страны и царя время. Повсюду проходили забастовки и акции протеста, накалялось революционное движение, пошла в наступление оппозиция, а российские города накрыла волна терактов. Переживающий за судьбу страны император находился на эмоциональном подъеме, и на этой почве он и познакомился с сибирским провидцем. Вообще, весь революционный хаос был для Распутина прекрасной основой для проявления себя. Он исцеляет, предсказывает, проповедует, зарабатывая себе колоссальный авторитет.

Хороший актер Распутин произвел сильное впечатление на Николая и членов его семьи. Особо верила в дар Григория Александра Федоровна, которая надеялась на его способность избавить единственного сына от болезни. В 1907 году здоровье Алексея заметно ухудшилось, и царь дал разрешение на приближение Распутина. Как известно, мальчик страдал тяжелейшим генетическим заболеванием – гемофилией, которая связана с неспособностью крови сворачиваться и как следствие – частыми кровоизлияниями. Он не сумел справиться с болезнью, зато помог вывести цесаревича из кризиса и стабилизировать его состояние. Невероятным образом Григорию удавалось останавливать кровь, в чем была абсолютно бессильна традиционная медицина. Он нередко повторял: «Наследник будет жив, пока жив я».

Дела о хлыстовстве

В 1907 году на Распутина поступил донос, согласно которому он обвинялся в хлыстовстве - одной из разновидностей религиозного лжеучения. Расследование дела проводили священник Н. Глуховецкий и протоиерей Д. Смирнов. В своих выводах они сослались на доклад специалиста по сектам Д. Березкина, который уповал на недостаточность материалов вследствие ведения дела людьми, не разбирающимися в хлыстовстве. В итоге дело было отправлено на доследование и вскоре «развалилось».

В 1912 году интерес к этому делу проявила Государственная дума, и Николай II приказал возобновить расследование. На одной из встреч Родзянко предложил императору навсегда удалить сибирского крестьянина. Но новое следствие, возглавляемое Тобольским епископом Алексием, высказало иное мнение и назвало Григория настоящим Христианином, ищущим христовой правды. Конечно, далеко не все поверили в это и продолжали считать его шарлатаном.

Светская и политическая жизнь

Освоившись в столице, Распутин вместе с излечением Алексея с головой погружается в светскую жизнь, знакомясь с верхами петербургского общества. Особенно без ума от «старца» были светские дамы. Например, баронесса Кусова откровенно заявляла о готовности ехать за ним даже в Сибирь. Пользуясь доверием императрицы, Распутин через нее оказывает давление на царя, продвигая на высокие государственные посты своих друзей. Не забывал он и о своих детях: его дочери по высочайшей протекции учились в одной из петербургских гимназий.

Город стали наводнять слухи о подвигах Распутина. Поговаривали о его сумасшедших оргиях и кутежах, пьяных дебошах, погромах и взятках. В 1915 году из-за тяжелой ситуации на фронте царь покинул Петербург и уехал в ставку русской армии в Могилев. Для Распутина это был серьезный шанс еще больше укрепить свое положение. Немного наивная императрица, оставшаяся на делах в столице, искренне желала помочь мужу, стараясь полагаться на советы Распутина. Через него принималось решение о военных вопросах, снабжении армии и назначении на государственные посты. Известен случай, когда Распутин принял решение о наступлении русской армии, которое закончилось полным крахом и гибелью тысяч солдат в болотной трясине. Окончательно подорвала терпение царя молва о тайной близости императрицы и Распутина, чего в принципе не могло быть по определению. Тем не менее это стало поводом для политического окружения царя подумать об устранении столь одиозной фигуры.

Как раз в это время из-под пера целителя выходит книга «Мои мысли и размышления», в которой он представил читателю свои воспоминания о посещении святых мест и размышления на религиозную и морально-этическую тематику. В частности, автор уделяет немало времени представлению своего мнения о любви. «Любовь – большая цифра, пророчества прекратятся, а любовь никогда», - утверждал «старец».

Заговор

Активная и неоднозначная деятельность Распутина претила многим представителям тогдашнего политического истеблишмента, отвергавшим сибирского выскочку как инородный элемент. В окружении императора образовался круг заговорщиков, вознамерившихся расправиться с неугодным персонажем. Во главе группы убийц стояли: Ф. Юсупов - представитель одного из богатейших семейств и муж племянницы царя, двоюродный брат императора, великий князь Дмитрий Павлович, и депутат IV Государственной думы В. Пуришкевич. 30 декабря 1916 года они пригласили Распутина во дворец Юсуповых под предлогом встречи с племянницей императора, слывшей одной из красивейших женщин страны.

В предложенные яства Григория был подсыпан опасный яд цианид. Но он действовал слишком медленно и не вызвал ожидаемого эффекта. Тогда Юсупов решил прибегнуть к более действенному методу и выстрелил в Распутина, но промахнулся. Тот побежал от Феликса, но наткнулся на его подельников, которые своими выстрелами серьезно ранили целителя. Однако, даже находясь в тяжелом состоянии, он попытался спастись и предпринял попытку бегства. Но его поймали, а затем сбросили в холодную Неву, предварительно крепко связав и упаковав в мешок с камнями. По настоянию Александры Федоровны тело Григория было поднято со дна реки, тогда и выяснили, что Распутин очнулся в воде и боролся за жизнь до последнего, но, обессилев, захлебнулся. Поначалу Распутин был похоронен около часовни императорского дворца в Царском селе, но после прихода к власти Временного правительства в 1917 году его труп эксгумировали и сожгли.

Григорий Распутин - поистине одна из самых мистических и загадочных личностей, которая так прочно впечатана в страницы истории Российской империи. До сих пор не утихают споры о его влиянии на царскую семью, да и на ход истории в целом. Одни историки называют великого «старца» шарлатаном и самозванцем, другие верят в его святость и силу, третьи поговаривают о магии и гипнозе…

Что же, попытаемся и мы разобраться кем на самом деле был Гришка Распутин - духовным наставником и другом царя или вражеским «засланным», обрекшим царскую семью на погибель.

Юность Распутина

Жизнь Григория Распутина полна загадок и противоречий. Даже год рождения старца точно не известен, в разных исторических источниках он колеблется от 1864 до 1869 годов.

Григорий Распутин родился в селе Покровское Тобольской губернии, в семье крестьян Ефима и Анны Распутиных. Семья была зажиточная по тем временам, имела много земли и полный двор скота.

Детей в этой семье рождалось много, но немногие доживали до совершеннолетия. Да и Григорий рос болезненным ребенком, не способным к тяжелому труду. Грубоватая внешность и крупные непривлекательные черты лица выдавали в нем крестьянина. Зато уже тогда присутствовала в нем какая-то загадочная сила и магнетизм, которые так манили юных красавиц к его особе.

И глаза у него были необычные, «колдовские и манящие своим гипнотическим взором, словно дьявольские черные глаза»…

Когда пришло время жениться, Григорий выбрал себе невесту из соседнего села по имени Прасковья, женщина пусть и не очень красивая, но зато работящая.

Ведь с Гришки в хозяйстве совсем толку не было. Она родила Распутину троих детей: Димитрия, Матрену и Варвару.

Распутин и царская семья

Всех историков и биографов Распутина до сих пор интересует главный вопрос, - каким образом необразованный грубый мужлан смог сблизиться с царской семьей и даже влиять на политические решения Николая II. Он стал посредником между простым народом и царем. А ещё Григорий Распутин, обычный крестьянин без медицинского образования, был просто чудо-врачом для цесаревича Алексея, который болел редкой генетической болезнью гемофилией. Этого простого человека обожала сама Александра Федоровна, для которой Гриша считался и проповедником, и психологом в одном лице. Он был с ними честен и искренен, любил всю царскую семью и стал настоящим другом и защитником всей династии. Но возникает логический вопрос - как простолюдин смог заполучить доверие Николая II и всей его четы? Как ему удалось приблизиться и внедрится в императорскую резиденцию и душу? С этим мы сами и попробуем разобраться.

Приехав в 1903 году в культурную столицу России город Санкт-Петербург, некий Григорий Распутин начинает распространять о себе слухи как о целителе и провидце, а его таинственная и даже пугающая внешность были этому доказательством. Так как жена царя Александра Федоровна в 1904 году родила сына с врожденной гемофилией, весь двор искал спасителя для страдающего от постоянных приступов цесаревича Алексея. Таким чудо-спасителем и стал простолюдин со сверх возможностями Григорий Распутин.

Болезнь единственного наследника тщательно скрывалась от народа поэтому странную связь обычного и немного странного крестьянина и императора всея Руси никто не понимал и трактовал так, как ему хотелось. Например, недоброжелатели твердили в один голос твердили, что между таинственным Распутиным и императрицей есть любовная связь. Но почему же молчит Николай второй? И на этот вопрос есть ответ. Дело в том, что Григорий владел гипнозом и мог просто успешно им пользоваться. А в придачу царь был немного наивен и слабохарактерен в отличие от своей жены с огненным нравом.

Говорят, что хитрого и остроумного Распутина царская пара использовала как связного между ними и еврейскими банкирами, через которых они вывозили свои капиталы в европейские страны.

Ясно одно, что все члены царской семьи считали Распутина «Божьим человеком» и нисколько не сомневались в нём и его возможностях. Для всех Романовых он был настоящим другом, спасителем и своим человек. А было ли это так на самом деле неизвестно.

Распутин и религия

Американский историк Дуглас Смит (Douglas Smith) прозвал Распутина «сумасшедшим монахом». Хотя автор книги «Распутин: вера, власть и сумерки Романовых» считает, что он был честен в своей вере, служил добру и искренне верил в Иисуса, а не дьявола (как многие склоны думать и подозревать). Только вот русская церковь по какой-то непонятной причине официально не признавала Григория как прихожанина, считая его большим грешником, отрекшимся от христианской веры. Почему? Ведь все мы знаем, что перед богом все едины и вправе вымаливать свои прегрешения перед лицом Бога в лоне церкви? Неужели виной всему связь с царской семьей или непривлекательная, грубая внешность? Но любовь и настоящее обоготворение царской семьи сделали Григория Ефимовича настоящим праведником и в глазах российского народа. Все члены династии Романовых вместе с нательными крестиками носили образ Распутина нарисованный на медальончиках и свято верили в его святость.

После насильственной смерти своего наставника императрица Александра Федоровна объявила Григория настоящим мучеником и даже издала маленькую книжечку под названием «Новый мученик». Она свято считала, что чудотворец и божий человек после таких мук обязан перейти в лик святых, но церковь не дала на это своего согласия. Это отнюдь не помешало людям считать Распутина своим божественным идолом. После вести о трагической смерти старца народ набирал в реке Неве воду считая ее священной. Ведь она была окроплена кровью самого Григория Распутина. Кто же он, старец умеющий творить чудеса? Пророк, видящий будущее или обычный шарлатан, пьяница и бабник? К сожалению, не на все вопросы можно найти ответы…

Святой дьявол или грешный ангел?

На войне как на войне - все средства хороши, а победителя, как говорят, не судят. У Распутина было очень много врагов и один из них иеромонах Илиодор, который в своем грозном памфлете осквернил Григория, создав ему образ хитрого и порочного шарлатана, пьяницы, извращенца и лжеца. В то время верили лозунгам, не искали правду, не докапывались к истине и достоверности. А такая искаженная интерпретация личности друга царской семьи была лишь на руку приверженцам революционной России, желающим расправится с устаревшим царизмом и его представителями. Автор книги Фюлёп-Миллер Рене под названием «Святой дьявол» постарался донести своему читателю, что Григорий Распутин не был абсолютным злом или добром. Он был, как и все - человеком со своими слабостями, желаниями, положительными и отрицательными чертами. А ещё он был полон энергии и позитива. Его имя помнят и знают на протяжении уже более 100 лет. Отчасти такую службу сослужили ему враги и недоброжелатели, а это означает, что его боялись, любили, ненавидели и уважали.

Женщины, вино и бес в ребро

В самом ли деле женщины не могли устоять перед магическим взором Григория Распутина или все романы и оргии ему приписывали враги? Связь старца с женщинами легкого поведения не задокументирована, поэтому это утверждение можно не принимать всерьез. Дочь Григория Матрена писала в своей книге мемуаров: «Вспомню признание отца: «Для меня что к бабе прикоснуться, что к чурбану», то есть она утверждает, что отец не чувствовал к женщинам влечения или страсть. Он любил их душой, понимал и ценил. Распутин умел выслушать и поддержать в трудную минуту, а женщины за эту доброту и понимание платили Григорию своей склонностью и любовью. Психотерапевтом он был отменным, а вот любовником едва ли. Женского внимания у него было предостаточно, только вот недоброжелатели трактовали его не в положительную сторону. Некоторые женщины искали в его разговорах утешения, другие - любви, третьи - исцеления, а многим попросту было любопытно. Хотя Распутин не был девственником, но и Казановой тоже. Обычный человек с обычными и естественными потребностями, только по мнению некоторых для Распутина они были под запретом.

Григорий Распутин и политика

Благодаря большой склонности к его неординарной личности самой императрицы и мягкотелому нраву царя, Распутин «совал свой длинный нос» и в политические дела страны, что очень нравилось царскому двору. Свои рассуждения и политические советы он давал, конечно же, Александре Федоровне, которая впоследствии влияла и на царя. Святой Гришка, считая, что ему все дозволено, влезал даже в самые важные и ответственные дела правительства, например, стратегию российской армии против немецких войск. Распутина нельзя назвать настоящим политиком, а вот отличным манипулятором - это уж точно, ведь ему все сходило с рук.

Причины гибели, зависть или месть за обман

Самого преданного и близкого соратника царской четы ждала нелегкая судьба и еще более трагическая и загадочная смерть. За что ярый бунтовщик и приверженец республиканских лозунгов Феликс Юсупов ненавидел безобидного старца Распутина, что даже решил его ликвидировать вместе со своими подельниками? Версий много, но самые распространенные таковы:

Версия 1: Юсупов был не очень традиционной сексуальной ориентации, хотя и имел красавицу-жену княгиню Ирен. Он обратился к Распутину, чтобы он отвадил его от этой омерзительной привычки. Но у старца ничего не вышло, и Феликс решил отомстить.

Версия 2: Григорий имел большое влияние на царскую семью, а также магически их защищал. Чтобы ослабить защиту царя, Распутина решили убрать первым, как известно, что через год царская семья тоже была убита.

На самом деле это было политическое убийство, которое вошло в историю как самое жестокое и бессмысленное.

Мифы и реальность

Сам убийца Феликс Юсупов рассказывал о том, как заманил свою жертву в Юсуповский дворец на Мойке. Далее вместе с остальными заговорщиками в лице поручика Сухотина, великого князя Дмитрия Павловича, Пуришкевича и доктора Лазоверта совершили это гнусное преступление. Сначала был цианистый калий, провидец очень любил сладкое и не мог отказаться от очередной порции пирожных с вкусным кремом, но яд не подействовал и тогда в ход пошло оружие. Григорий Распутин умер от трех смертельных ран, одна из которых пришлась в голову. Это показало вскрытие, которое проводил профессор Косоротов и именно он развенчал миф, что в реку Неву Григория бросили еще живым, по его мнению это было совершенно невозможно.

Кто же он на самом деле, божий человек или слуга люцифера? Почему-то все видят в этом человеке мистическую и даже потустороннюю личность. Но на мой взгляд, он был простым, обычным человеком, который решил воспользоваться прекрасной возможностью и великолепным умением манипуляции и даже гипноза, чтобы устроить свою жизнь немного лучше и комфортнее. Но разве это преступление? А все слухи и мифы вокруг него это уже дело людской молвы и безудержной фантазии русского народа. Ну, а насчет внешности Распутина, так это на вкус и цвет, ведь все мы очень разные!

Святой и черт, «Божий человек» и сектант, мужик и придворный: казалось, нет конца определениям, характеризующим Распутина. Центральной и доминирующей особенностью его личности была, без сомнения, двойственность натуры: «старец» был способен играть необыкновенным мастерством одну роль, а затем полную ее противоположность. И именно благодаря противоречиям, заложенным в его характере, он стал великолепным актером.

Медиумическая интуиция вкупе с типичной для крестьян хитростью превращали Распутина в существо со сверхъестественными возможностями: ему всегда удавалось обнаружить в человеке его уязвимую сторону и извлечь из этого для себя выгоду. Когда «старец» прочно утвердился в Александровском дворце, он сразу выявил слабости императорской четы; он никогда не льстил им, обращался к ним только на «ты», называя их «мама» и «папа». В общении с ними он позволял себе всяческую фамильярность и понял, что его стоптанные сапоги, крестьянская рубаха и даже неухоженная борода оказывали неотразимое притягательное воздействие на августейших покровителей.

Перед императрицей играл роль «старца», которая ей была больше всего по душе; как во время большого театрального представления, он демонстрировал свой талант на подмостках Александровского дворца. Не имело никакого значения, что в императорской резиденции мог оказаться лжесвятой, развратник или сектант; важным было лишь то, что Александра Федоровна хотела видеть и слышать. Все остальное - как она думала - было не что иное, как низость, клевета и злоба тех, кто мечтал отдалить ее от этого «святого человека».

Мир, в котором жила императрица, был довольно незатейливым и ограниченным, и Распутин со своей интуицией быстро понял, каким образом можно завоевать ее расположение. Окруженная якобы просвещенными, но на самом деле до мозга костей развращенными придворными, Александра Федоровна решила, что встретила в лице этого невежественного крестьянина единственного, кто способен приблизить ее и царя к народу. Этот человек, посланный ей самим Богом и приехавший из русской деревни, соединял в себе мужика и святого; то, что Распутин обладал даром врачевания, являлось в глазах императрицы еще одним проявлением его святости. Все это происходило в отдалении от окружающего мира, в резиденции, похожей на древнерусский терем.

И действительно, в Александровском дворце жили почти одни только женщины; императрица, ее вездесущие подруги, четыре дочери, а также великое множество воспитательниц, гувернанток и горничных. Как и во времена древнерусских теремов, женщин из семьи Николая II не должны были видеть лица мужского пола, кроме близких родственников, представителей церкви и высокопоставленных сановников. Александра Федоровна не считала присутствие Распутина чем-то недопустимым, поскольку «старец» был для нее святым человеком и выражал непосредственно волю Всевышнего.

Распутин не жил в Александровском дворце, но когда его там принимали, ему предоставлялась полная свобода: он входил в комнаты юных княжон в любое время суток, целовал всех женщин, утверждая, что апостолы тоже так делали в знак приветствия, и всегда находил объяснение своему поведению. Распутин был по своей натуре человеком грубым, примитивным и пошлым, но, попадая во дворец, он превращался в «старца», к которому с надеждой обращались Александра Федоровна и ее дочери; он был их путеводной звездой, которая просвещала их и указывала верное направление в сложном водовороте жизни. Нужно лишь следовать его советам, говорил Распутин, и он сможет помочь императорской семье преодолеть все постигшие ее беды: благодаря своему дару провидца он перенесет ее по ту сторону судьбы и самого божественного Провидения.

«Старец» прекрасно понимал, что стал необходим императорской чете. К тому же он обладал непреодолимым магнетическим воздействием, и самые различные люди уже испытали, оказавшись не в силах сопротивляться, гипнотические чары его взгляда. Возможно, именно таким образом Распутин останавливал кровотечение маленького цесаревича, хотя так никогда и не удастся точно установить его методы «лечения». Все происходило в присутствии одних лишь родственников и слуг, и никто - даже из тех, кто знал тайну Романовых, - не мог выступить в качестве свидетеля.

Не следует преувеличивать роль Распутина в государственных делах, поскольку в действительности у него не было никакой конкретной программы: «старец» был сущим дьяволом в психологии, но полным профаном в политике. Драматические события начались во время войны, когда , а Александра Федоровна должна была сама вместе с Распутиным контролировать обстановку в бушующем Петрограде. Несомненно, «старцу» удалось навязать императору угодных ему, Распутину, людей, повлиять на назначение новых министров: и действительно, с того момента министры стали сменять один другого с головокружительной быстротой, и все они находились под пятой у Распутина. Однако в то время вся государственная машина пребывала в таком прискорбном состоянии, и к тому же наблюдалась такая нехватка подходящих людей, что нет оснований утверждать, что без прямого вмешательства «старца» дела пошли бы лучше.

Настоящим завоеванием Распутина были его близкие отношения с императорской четой, дружеские и доверительные; все остальное пришло позднее, как естественное следствие этой близости, которой удостоился лишь он один, «Божий человек». Распутин - врачеватель или же Распутин - политический советник государя ничто по сравнению с Распутиным - «старцем», преданным императорской семье: именно он был настоящим наставником для Романовых. Только он был в силах облегчить душевные страдания тех, кому история взвалила на плечи слишком тяжелую ношу. Феномен Распутина зародился в умах самих этих людей, и его появление стало возможным именно из-за слабого характера Николая II в сочетании с мистической экзальтированностью Александры Федоровны. Другими словами, царь с царицей сами распахнули двери перед мошенником, достойным последователем многочисленных шарлатанов, наводнявших русский двор в прошедшие века.

Этот распутный мужик, как таковой, для них никогда и не существовал: Распутин был лишь проекцией воображения двух смятенных существ, подавленных серьезностью происходящих событий и по своей природе склонных к иррациональности. Во все времена монархи любили окружать себя льстецами и посредственными личностями, но, в отличие от шутов ушедших эпох, Распутин предстал в виде «святого», обладавшего к тому же сверхъестественной силой. Итак, Николай и Александра бессознательно включились в игру, способную удовлетворить их духовные запросы, но эта домашняя игра превратилась в трагедию всей страны.

Вне стен Александровского дворца Распутин вновь становился самим собой: пьяницей, любителем проституток, особенно охотно прибегавшим к насилию по отношению к женщинам. Фанфарон и бахвал, он кичился своими успехами при дворе и, изрядно выпив, рассказывал скабрезные подробности, иногда выдуманные им самим. Его дом был местом встречи самых различных людей: великие князья, священство, дамы высшего света и простые крестьянки шли к нему, чтобы добраться до государя. И все без исключения просили царской милости и заступничества.

Но, что бы Распутин ни делал, он всегда соблюдал все меры предосторожности, чтобы в Царском Селе оставался незапятнанным тот образ святого человека, который ему удалось создать, что и было настоящим секретом его успеха. Благодаря своей изворотливости и упорству этот мужик умел защищать завоеванные позиции; к тому же здесь он не встречал особых трудностей, так как Александра Федоровна была неспособна признать, что у него есть хоть одна отрицательная черта. Императрица всегда отвергала все рассказы о неблаговидном поведении Распутина, считая их выдуманными и клеветническими, и не могла поверить, что у «ее старца» может быть и другое лицо. Ко всему прочему этот неграмотный мужик был ей совершенно необходим, поскольку он олицетворял собой традиционный триумвират русской нации: царь, церковь и народ.

Когда Распутин чувствовал, что существует реальная угроза его карьере, он делал ставку в первую очередь на вечные страхи и глубокую религиозность Александры Федоровны. Он пускал в ход психологический шантаж, описывая в мрачных тонах будущее ее и ее близких; он также убеждал царицу, что они не смогут выжить без него, и эти предсказания звучали как похоронный звон по царю и его династии.

Григорий Распутин – известная и неоднозначная личность в отечественной истории, споры о которой ведутся уже целое столетие. Его жизнь наполнена массой необъяснимых событий и фактов, связанных с приближенностью к семье императора и влиянием на судьбу Русской империи. Одни историки считают его безнравственным шарлатаном и мошенником, а другие уверены, что Распутин был настоящим провидцем и целителем, что позволило ему приобрести влияние на царскую семью.

Родился Распутин Григорий Ефимович 21 января 1869 года в семье простого крестьянина Ефима Яковлевича и Анны Васильевны, проживавших в селе Покровское Тобольской губернии. На следующий день после рождения мальчика крестили в церкви с именем Григорий, что означает «бодрствующий».

Гриша стал четвертым и единственно выжившим ребенком у родителей – его старшие братья и сестры умирали еще в младенчестве из-за слабого здоровья. При этом он также с самого рождения был слабеньким, поэтому не мог вдоволь играть со сверстниками, что и стало причиной его замкнутости и тяги к уединению. Именно в раннем детстве Распутин ощутил привязанность к Богу и религии.


При этом он старался помогать отцу пасти скот, ходить в извоз, убирать урожай и участвовать в любых земледельческих работах. Школы в Покровском селе не было, поэтому рос Григорий безграмотным, как и все односельчане, но выделялся среди других своей болезненностью, за что его считали ущербным.

В 14 лет Распутин серьезно заболел и был почти при смерти, но внезапно его состояние стало улучшаться, что, по его словам, случилось благодаря Матери Божьей, исцелившей его. С того момента Григорий стал глубоко познавать Евангелие и, не умея даже читать, смог заучить тексты молитв наизусть. В тот период у крестьянского сына проснулся дар прозорливости, уготовивший ему впоследствии драматичную судьбу.


Монах Григорий Распутин

В 18 лет Григорий Распутин совершил первое паломничество в Верхотурский монастырь, но решил не брать монашеский обет, а продолжить странствование по святым местам мира, дойдя до греческой горы Афон и Иерусалима. Тогда ему удалось завязать контакты со многими монахами, странниками и представителями духовенства, что в будущем историки связали с политическим смыслом его деятельности.

Царская семья

Биография Григория Распутина изменила свое направление в 1903 году, когда он прибыл в Петербург, и перед ним открылись дворцовые двери. В самом начале своего приезда в столицу Российской империи «опытный странник» не имел даже средств к существованию, поэтому обратился к ректору духовной академии епископу Сергию за помощью. Он познакомил его с духовником царской семьи архиепископом Феофаном, уже наслышанном к тому времени о пророческом даре Распутина, легенды о котором ходили по всей стране.


С императором Николаем II Григорий Ефимович познакомился в тяжелое для России время. Тогда страну охватили политические забастовки, революционные движения, направленные на свержение царской власти. Именно в тот период простому сибирскому крестьянину удалось произвести на царя мощное впечатление, вызвавшее желание у Николая Второго часами беседовать со странником-провидцем.

Таким образом «старец» приобрел колоссальное влияние на императорскую семью, в особенности, на . Историки уверены, что сближение Распутина с императорской семьей произошло благодаря помощи Григория в лечении сына и наследника престола Алексея, больного гемофилией, перед которой в те времена была бессильна традиционная медицина.


Существует версия, что Григорий Распутин был для царя не только целителем, но и главным советником, так как имел дар прозорливости. «Божий человек», как называли крестьянина в царской семье, умел заглядывать в душу людей, раскрывать императору Николаю все помыслы ближайших царевых приближенных, которые получали высокие посты при Дворе только после согласования с Распутиным.

Кроме этого Григорий Ефимович участвовал во всех государственных делах, стараясь предохранить Россию от мировой войны, которая, по его убеждению, принесла бы народу неисчислимые страдания, всеобщее недовольство и революцию. Это не входило в планы разжигателей мировой войны, которые устроили заговор против провидца, направленный на устранение Распутина.

Заговор и убийство

Прежде чем совершить убийство Григория Распутина, противники пытались уничтожить его духовно. Его обвиняли в хлыстовстве, колдовстве, пьянстве, развратном поведении. Но Николай II не желал принимать во внимание никаких доводов, так как свято верил старцу и продолжал все государственные тайны обсуждать с ним.


Поэтому в 1914 году возник «антираспутинский» заговор, инициаторами которого стали князь , великий князь Николай Николаевич младший, который позже стал главнокомандующим всеми военными силами Российской империи в период Первой мировой войны, и Владимир Пуришкевич, являвшийся в то время действительным статским советником.

С первого раза убить Григория Распутина не удалось – он был тяжело ранен в селе Покровском Хионией Гусевой. В тот период, пока он находился на грани между жизнью и смертью, Николай II принял решение участвовать в войне и объявил мобилизацию. При этом он продолжал советоваться с выздоравливающим провидцем о правильности своих военных действий, что снова не входило в планы царских недоброжелателей.


Поэтому было принято решение довести заговор против Распутина до конца. 29 декабря (по новому стилю) 1916 года старца пригласили во Дворец князя Юсупова для встречи с известной красавицей, княжьей женой Ириной, нуждавшейся в знахарской помощи Григория Ефимовича. Там его стали угощать отравленной ядом едой и напитками, но цианистый калий не убил Распутина, что заставило заговорщиков застрелить его.

После нескольких выстрелов в спину старец продолжал бороться за жизнь и даже смог выбежать на улицу, пытаясь скрыться от убийц. После непродолжительной погони, сопровождавшейся стрельбой, целитель упал на землю и был подвержен жестокому избиению преследователями. Затем измученного и забитого старца связали и бросили с Петровского моста в Неву. По данным историков, оказавшись в ледяной воде, Распутин умер только через несколько часов.


Николай II поручил расследование убийства Григория Распутина директору Департамента полиции Алексею Васильеву, который вышел на «след» убийц знахаря. Через 2,5 месяца после смерти старца император Николай Второй был свергнут с престола, а глава нового Временного правительства приказал поспешно прекратить следствие по делу Распутина.

Личная жизнь

Личная жизнь Григория Распутина также таинственна, как и его судьба. Известно, что еще в 1900 году во время паломничества по святым местам мира он женился на такой же как он крестьянке-паломнице Прасковье Дубровиной, ставшей его единственной спутницей жизни. В семье Распутиных родилось трое детей – Матрена, Варвара и Дмитрий.


После убийства Григория Распутина жена и дети старца подверглись репрессиям со стороны советской власти. Их считали в стране «злостными элементами», поэтому в 1930-е года все крестьянское хозяйство и дом сына Распутина были национализированы, а родственники знахаря были арестованы органами НКВД и высланы в спецпоселения на Север, после чего их след полностью потерялся. Вырваться из рук советской власти удалось лишь дочери , которая после революции эмигрировала во Францию, а после переехала в США.

Предсказания Григория Распутина

Несмотря на то, что советская власть считала старца шарлатаном, предсказания Григория Распутина, оставленные им на 11-ти страницах, после его смерти тщательно скрывались от общественности. В своем «завещании» Николаю Второму провидец указывал на совершение в стране нескольких революционных переворотов и предупреждал царя об убийстве всей императорской семьи по «заказу» новых властей.


Также Распутин предсказывал создание СССР и его неизбежный распад. Старец предугадал, что Россия победит Германию во Второй мировой войне и станет великой державой. При этом он предвидел терроризм в начале XXI века, который начнет процветать на Западе.


В своих предсказаниях Григорий Ефимович не обошел вниманием и проблемы ислама, четко указав на то, что в ряде стран образуется исламский фундаментализм, который в современном мире именуют ваххабизмом. Распутин утверждал, что в конце первого десятилетия 21 века власть на Востоке, а именно в Ираке, Саудовской Аравии и Кувейте, будет захвачена исламскими фундаменталистами, которые объявят США «джихад».


После этого, согласно предсказаниям Распутина, возникнет серьезный военный конфликт, который продлится 7 лет и станет последним в истории человечества. Правда, Распутин предрек во время этого конфликта одно большое сражение, во время которого с обеих сторон погибнет не менее, чем по миллиону человек.

Современный писатель-историк Юрий Рассулин рассуждая о личности старца Григория говорит: «Объяснить парадоксальное сочетание в одном человеке, /Григории Распутине/ святости и порока не представляется возможным – кто-то из свидетелей лгал. Кто же: иудей Арон Симанович с отрекшимся от Бога и Его Святой Церкви Сергеем Труфановым или Святые Царственные Мученики и Страстотерпцы; извращенец Феликс Юсупов с сатанисткой Жуковской или монахиня Мария – она же верная фрейлина Императрицы Анна Александровна Танеева (Вырубова)? Весь вопрос вновь упирается в то, кому верить? Каждый волен сам сделать свой выбор…

Григорий Распутин – вот причина всех бед с точки зрения многих. Слишком многие поверили грязной молве. Через скверные, гадкие помыслы, которые роились в головах представителей русского интеллигентного общества, а оттуда перекинулись в души простых людей, был осквернен священный образ Государя в мыслях и чувствах сынов Русского Народа. На взаимоотношения Русского Народа с Богом легла тень предательства Богопомазанника Царя. Оскорблению подвергнута не только Семья Святых Венценосцев, но и весь Русский Народ, одним из представителей которого, приближенным Царем, был и есть Григорий Новый (Распутин). Хулится и Имя Божие, ведь на молитве, Григорий Ефимович Именем Божьим исцелял Царевича Алексея, помогал и другим людям, и свидетельств тому сохранилось предостаточно.

И до тех пор, пока глубочайшее заблуждение относительно его личности и его роли в русской истории не устранено, по-прежнему остается повод предъявлять Русским Самодержцам претензии и вносить в умы русских людей недоумение в связи с событиями того рокового для России исторического периода. В обвинениях, вновь звучащих сегодня в адрес русского крестьянина, не трудно рассмотреть застарелое желание предъявить счет Николаю II и Государыне Александре Феодоровне. Через клевету о Григории Распутине-Новом ставится под сомнение достоинство их царского служения и высота их христианского подвига. Тем самым, вновь наносится оскорбление памяти святых Венценосцев. Такого ли покаяния ждет от нас Господь? Правда должна восторжествовать. Иначе напрасно нанесенное оскорбление и безвинно пролитая царская кровь будет вопиять к Небу об отмщении. И это будет продолжаться до тех пор, пока грех не будет подвергнут духовному уврачеванию, т. е. покаянию.

Кто был на самом деле Григорий Распутин, коротко и ясно ответила Ольга Владимировна Лохтина на допросе в Чрезвычайной Следственной Комиссии. На вопрос следователя: – Вы считаете Распутина каким человеком? – она ответила прямо:
– Я его считаю старцем.
– Что это значит?
– Старец – который опытом прошел всю жизнь и достиг всех христианских добродетелей».

Для многих как тогда, так и сегодня показания Лохтиной не покажутся убедительными. Что ж из того, что взбалмошная женщина что-то там сказала. Никто не хотел и не хочет ей верить. Действительно, генеральшу Ольгу Владимировну Лохтину, покинутую всеми и изгнанную из дома за преданность Григорию Распутину, не воспринимали всерьез. Большинство считали ее сумасшедшей, реже относились, как к юродивой. Да, конечно, можно не поверить Лохтиной, и она ошибалась. Но все дело в том, что именно так относились к Григорию и Святые Царственные Мученики. Святым Царственным Мученикам тоже не поверим? А Богу? Ведь Григорий Новый (Распутин) свидетельствовал о Боге и направлял людей к Богу, творил чудеса, пророчествовал, исцелял. Да, исцелял, и разве бесовской силой? А многократные исцеления Григорием Новым Цесаревича Алексия, засвидетельствованные современниками, тоже бесовской силой? Значит, Наследник Русского Престола исцелен от неизлечимого, смертельного недуга дьяволом? Так получается в соответствии с показаниями лгуна Юсупова, жида Симановича, сексуально озабоченной Жуковской, расстриги Труфанова, предводителя революционной Думы Родзянко, социал-революционера Пругавина и тех, кто, безудержно и безумно стремясь затесаться в их компанию сегодня, продолжает верить именно им, а не Святым Царственным Мученикам.

Не случайно в предыдущем абзаце употреблено слово «верить». Действительно, вопрос о Распутине – есть вопрос веры, веры в Бога, веры в святость Царственных Мучеников и Страстотерпцев, веры в Их Друга и молитвенника, и лишь затем в слова и показания. Если мы верим, что Господь прославил Русских Венценосцев, верим в Их святость, значит, и любим Их, и доверяем Им, доверяем Их мнению, тем более в вопросах, имеющих решающее значение для судеб православной Державы Российской и Русского Народа, в вопросах, имеющих принципиальный характер. А получается так, что вопрос об исторической роли Григория Ефимовича Распутина-Нового в судьбе России и отношение к его личности как раз и есть вопрос не второстепенный, а именно принципиальный. Почему?

Ответим откровенно. Потому, что, если мы считаем Григория Распутина негодяем, то неизбежен вывод: Царь и Царица – преступники, т. к. проявили преступную слепоту, недопустимую для Их положения, приблизили к себе человека, руководимого дьяволом, что обернулось тяжелейшей трагедией для вверенного Им Богом народа и гибелью православной Державы Российской. Именно такую трактовку исторических событий до сих пор пытаются навязать нам силы, погубившие и Русского Царя, и Русское Самодержавие. Что может быть страшнее этого обвинения? Если Распутин негодяй, с неизбежностью следует признать, что все, кто предал Государя, вовсе не предатели, а радетели о благе Отечества, спасатели. Их протест против неудовлетворительного, более того преступного, с их точки зрения, царствования последнего Императора правомерен и справедлив, а понесенные ими притеснения со стороны верховной царской власти возводят их в ранг гонимых во имя народного блага. Все переворачивается с ног на голову, возникает полная бессмыслица в трактовке событий царствования Николая II и исчезает основание для причисления Царя и Царицы к лику святых.

Возможен и третий вариант, который, наряду с признанием святости Царской Семьи, подразумевает оправдание тех, кто вынужденно оказался в оппозиции к Русским Венценосцам, включая некоторых членов императорской фамилии. В основе этой точки зрения лежит несколько странное допущение того, что Русские Самодержцы, безусловно, святы, но, очутившись в духовном плену «политического авантюриста», «шарлатана» и «гипнотизера», оказались не способны управлять Государством Российским и были совершенно дезориентированы в политических вопросах. Такое утверждение несет в себе необъяснимое противоречие. Как может сочетаться святость и покорность льстивому, чуждому православию и враждебному Богу духу сектантства? И в чем причина – в их духовной слепоте, пленении их воли, и кем? Проходимцем, развратником, хлыстом, противником Православной веры!? Но отсюда следует, что вера Царя и Царицы была суетна, если она принесла столь горькие плоды для всей Русской земли. Это допущение является страшным для каждого православного, кто любит умученную Царскую Семью и непоколебимо верит в их святость.

Но, быть может, пережитый ужас трагических событий революции заставил Царя Николая и Царицу Александру перед лицом смерти осознать свою ошибку и раскаяться в ней, страшной ценой заплатить за свое ослепление, а Господь мучительной смертью очистил их после несомненного раскаяния? Но таких свидетельств нет. Есть свидетельства обратные, что все члены святой Царской Семьи до конца своих дней продолжали верить своему Другу, свято хранили память о нем.

Как две разнородные среды, не способные смешиваться всегда будут иметь видимую границу, разделяющую, допустим, воду от масла, так и сведения о Григории Распутине четко разделяются между собой по характеру утверждения на две группы. На основании первой группы свидетельств , праведной жизни человек, подвижник. Вторая же группа свидетельств приводит к выводу о том, что тот же человек – проходимец, мошенник, развратник и т. д. Но так у Бога не бывает. Одно с другим не сочетается. Не может древо худое приносит плоды добрые. Если человек молитвенник, и молитва его обладает чудодейственной силой, а это есть ни что иное, как дар Божий, проявления благодати, действия Духа Святаго в человеке, возможно ли, чтобы такой человек был блудником или прелюбодеем?

Если верить противникам Григория Ефимовича Распутина-Нового, Господь попускал торжествовать страшному, циничному беззаконию, совершаться совращению и блудодеянию, прикрываемым разговорами о вере и Именем Божьим на протяжении многих лет. И это происходило в таких невероятных масштабах, что оторопь берет, по-видимому, от одного только списка соблазненных жертв, если бы таковой удалось представить на суд человеческий. Конечно, можно было бы привести длинное философское рассуждение на тему неоднозначности, запутанности и противоречивости человеческой природы, что «правда с кривдой испокон века в одном колесе по белу свету катится». Но, как воскликнул однажды Григорий Ефимович: «А Бог, как же Бог!?» Ведь утверждать, что Божественная благодать была заключена в грязном, порочном, оскверненном блудодеянием, зловонном сосуде, не есть ли это хула на Духа Святаго?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!