Китай в годы "культурной революции". Хунвэйбины

Отгрузка продукции юридическим лицам осуществляется в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с рекомендациями ФС РАР от 25.06.18 уведомляем: алкогольная продукция может быть приобретена непосредственно в . ООО "Бутик Вайнстайл", ИНН:7713790026, лицензия: 77РПА0010390 от 05.11.2014
г.Москва, Ленинский пр-кт, д.52
ООО "Ритейл Вайнстайл", ИНН:7716816628, лицензия: 77РПА0012148 от 26.04.2016
г.Москва, Ленинградское ш., д.72, этаж 1, помещ. IVа, комн. с 1 по 5
ООО "Стор Вайнстайл", ИНН 9717017438, лицензия: 77РПА0012229 от 08.06.2016
г.Москва, ул. Люсиновская, д. 53, этаж 1, помещение VI
ООО "Ред Вайнстайл", ИНН 9717049616, лицензия: 77РПА0012971 от 23.03.2017
г.Москва,шоссе Энтузиастов,д.74/2,этаж 1, помещение V
ООО "Грин Вайнстайл", ИНН 9718061246, лицензия: 77РПА0013267 от 04.08.2017
г.Москва,Старая Басманная улица,д.25,стр.1,этаж первый, помещение 1, комнаты с 1 по 9
ООО "Найс Вайнстайл", ИНН 7716856204, лицензия: 77РПА0013269 от 04.08.2017
г.Москва,Садовая-Сухаревская улица,д.13/15,цоколь, помещение VII, комнаты с 1 по 3
ООО "Роуз Вайнстайл", ИНН 9718046294, лицензия: 77РПА0013315 от 24.08.2017
г.Москва,проспект Мира,д.70,этаж 1, помещение № IV, комнаты с 1 по 4
ООО "Вайнстайл", ИНН 7715808800, лицензия: 77РПА0010437 от 14.11.2014
г.Москва, Складочная ул., д.1, стр.1

Дегустационные заметки

Цвет

Вино темно-фиолетового цвета.

Вкус

Вино со щедрой, шелковистой, танинной структурой и сложным переплетением множества вкусовых оттенков. Характеризуется нотами спелых слив, нюансами кофе и шоколада.

Аромат

Ароматический букет вина изобилует нотами темных фруктов, тонами кофе мокко и нюансами жареных кофейных зерен.

Гастрономические сочетания

Вино составит превосходную пару разнообразным мясным блюдам и сырам.

"The Bean" Coffee Pinotage — красное сухое вино, для изготовления которого производитель использовал виноград сорта Пинотаж, произрастающий в Западном Кейпе. Главная идея создания вина заключалась в том, чтобы создать вино с тонами темных фруктов и кофейными нюансами. После ферментации вино выдержали в обожженных французских дубовых бочках, что обеспечило ему необходимые органолептические свойства.

О производителе

Винодельня Mooiplaas расположена на одной территории с частным природным заповедником среди величественных гор и плодородных долин Стелленбош, примерно в 40 км на восток от Кейптауна. Хозяйство занимает площадь в 243 га, виноградники — 100 га, а заповедная зона — 70 га. Одной из самых ярких особенностей хозяйства является неровная местность. Эти топографические контрасты приводят к интересным различиям в микроклимате, что, несомненно, отражается на урожае.

Муиплааз — традиционная винная ферма с богатой историей. Здесь Тильман и Луис Росс производят ряд экологически чистых вин. Само же производство основано на традиционных методах виноделия.

"Чтобы производить премиальные вина, вы должны следовать классическому подходу", — говорит Луис Росс. "Используйте лучший виноград с лучших виноградников с минимальными отклонениями от нормы во время приготовления. Это обеспечит вас уникальными и выразительными винами. Мы считаем, что вино должно быть аутентичным, элегантным, хорошо сбалансированным и структурированным, демонстрировать вибрацию и полноту вкуса. Оно должно добавлять радости в жизнь!"

Движение "хунвейбинов"

Силой используемой в борьбе против ревизионизма стала молодежь, прежде всего, студенчество и учащиеся средних школ. За этим стоял точный политический расчет воспользоваться житейской неопытностью и нетерпеливостью молодых людей, в определенной степени ощущавших безвыходность ситуации, когда партия превратилась в корпорацию, существующую по собственным внутренним законам, главный из которых - сохранить обретенное положение и сопутствующие ему привилегии. Нельзя исключить и некоторых романтических мотивов, связанных с надеждой на то, что молодежь, не обремененная постами и прагматическими соображениями, сможет стать той силой, которая способна осуществить революционно-утопические замыслы. (19, с. 34)

"Председатель Мао - наш командир. Мы подчиняемся приказам великого командира и должны внимательно слушать председателя Мао. Тогда культурная революция будет развиваться гладко и нас ждут великие победы. Мы хотим уничтожить старые мысли, культуру, привычки и старые обычаи класса эксплуататоров. Дайте нам избавиться от вредителей. Дайте разрушить все препятствия". (34, с. 190)

Указания Линь Бяо всё разрушить озвучивается по всему Китаю.

Вывески, которые хунвейбины считают буржуазными, они снимают и уничтожают. Меняют названия улиц, старее указатели срывают и разбивают молотками. С людьми поступают так же, как и с вещами.

Когда начались протесты хунвейбинов, началась новая волна обысков и конфискаций. (48)

Линь бяо: "Председатель Мао учит нас тому, что творя революцию мы должны полагаться на себя. Освободиться, подняться во весь рост и учиться, кем бы вы небыли - революционными учителями и студентами из Пекина или из других частей страны мы призываем вас уничтожить все буржуазные идеи и возвысить пролетарскую мысль. Возвысить мысль Мао Дзедуна! Да здравствует коммунистическая партия Китая! Да здравствует побеждающая мысль Мао Дзедуна! "Первые "красные охранники" (хунвейбины) появились в высших и средних заведениях столицы в начале лета 1966 г. Могло показаться, что это стихийное движение молодежи, направленное против руководства партийных комитетов, профессоров и преподавателей, настроенных недостаточно лояльно по отношению к Председателю ЦК КПК. На самом деле хунвейбиновское движение было инспирировано сверху теми, кто входил в наиболее близкое окружение Мао Цзэдуна. Первая листовка (дацзыбао), направленная против ректора Пекинского университета Лу Пина, который пользовался поддержкой горкома партии, опубликованная в Пекинском университете в конце мая, была инспирирована женой Кан Шэна. Именно она подала эту мысль секретарю парткома философского факультета университета Не Юаньцзы. Вскоре хунвэйбиновское движение охватило и другие учебные заведения столицы. (25, с. 82)

Критика, которой подвергали руководство учебными заведениями, распространилась на региональное партийное руководство, в первую очередь связанное с идеологической работой. Происходила массовая смена руководителей провинциальной печати. В Пекин для усиления позиций "левых" были введены дополнительные воинские части. Летом 1966 г. "культурная революция" достигла большого размаха: в учебных заведениях устраивались массовые судилища, во время которых партийных работников, известных профессоров не только подвергали критике, принуждая сознаваться в несовершенных преступлениях, но и унижали, обряжая в шутовские колпаки, и просто избивали. Появились и первые жертвы. Разгрому подверглись не только партийные комитеты, но и органы китайского комсомола. С самого начала движению хунвейбинов был придан организованный характер по типу военных структур. Армия принимала самое непосредственное участие в его развитии, создавая специальные пункты по приему хунвейбинов, центры связи, снабженные транспортными средствами, типографским оборудованием, финансами. К каждой группе из 20-30 человек прикреплялся военнослужащий, призванный обучать их военной дисциплине и осуществлять контроль. Для распространения столичного опыта "красным охранникам" было разрешено разъезжать по стране за государственный счет на всех видах транспорта. За период с осени 1966 г. по весну 1967 г. только по железной дороге было перевезено больше 20 млн. участников хунвэйбиновского движения, на что использовалось около 30% всего железнодорожного транспорта. В такой обстановке состоялся очередной XI пленум ЦК КПК (август 1966 г.). В его работе уже не участвовали члены ЦК, репрессированные к этому времени, и их место заняли представители "массовых революционных организаций". В ответ на доклад Лю Шаоци, который не вызвал поддержки Мао Цзэдуна, последний опубликовал собственную дацзыбао, озаглавленную "Открыть огонь по штабам". Имя главного руководителя "буржуазного штаба", против которого направлена листовка, еще не называлось открыто, однако присутствующим было понятно, кто именно имеется в виду. Пленум поддержал Мао Цзэдуна в развертывании "культурной революции", вновь объявил его "идеи" руководящей идеологией партии, произвел смену руководства. Лю Шаоци, Чжоу Эньлай, Чжу Дэ, Чэнь Юнь утратили посты заместителей председателя партии, сохранить этот пост удалось только Линь Бяо. В результате принятых решений фактически перестал действовать секретариат ЦК, возглавляемый Дэн Сяопином, а власть в центре безраздельно оказалась в руках Мао Цзэдуна и его сподвижников. Осенью 1966 г. Пекин был наводнен хунвэйбинами, съезжающимися со всех концов страны. Здесь была организована серия митингов, в которых в общей сложности участвовало более 10 млн человек, перед которыми выступали высшие руководители страны во главе с Мао Цзэдуном. На одном из митингов, обращаясь к молодежи, на счету которой были издевательства, а часто и пытки тех, кого считали противниками Мао Цзэдуна, разгром партийных комитетов, Мао Цзэдун заявил: "Я решительно поддерживаю вас!" (19, с. 65)

В декабре 1966 г. в городах стали создаваться отряды "бунтарей" (цзаофаней). В них входила рабочая молодежь, перед которой была поставлена задача распространить "культурную революцию" за пределы учебных заведений на предприятия и в организации, что позволило бы охватить все общественные структуры.

Первые хунвейбины появились 29 мая. Это были двенадцати-тринадцатилетние ученики средних школ, носившие на рукавах хлопчатобумажные красные повязки с желтыми знаками "Хун Вей Бин". Их первым делом была атака против университета Цинь-хуа. Вскоре к ним присоединились дети разных возрастов, студенты и, самое важное, члены Молодежного союза КПК, которые, с одобрения Мао, взбунтовались против своего официального руководства, и чьи банды завладели улицами. В начале лета вся система образования замерла, так как преподаватели и учителя в ужасе разбежались (те, кому посчастливилось не быть схваченным и "перевоспитанным").

Позже на Западе появилось некоторое непонимание Культурной революции. Она представлялась как бунт интеллектуалов. В действительности все было совсем наоборот. Это была революция неграмотных и полуграмотных против интеллектуалов или, как их еще называли, "очкариков". Это была ксенофобия, направленная против тех, кто "считал, что за границей луна полнее".

Руководство страны знало, что хунвейбины избивают людей. Тем не менее, постоянно говорилось, что люди должны учиться у хунвейбинов и приветствовать их. Подразумеваемое разграничение между уничтожением буржуазных идей и устранением носителей этих идей быстро забывается. В течении следующих недель десятки тысяч человек в Пекине получили обвинение и были избиты до полусмерти, сотни погибли. Этот дух всячески подпитывался и поддерживался в первый год "культурной революции". Армии, как и милиции было приказано не трогать. Мао сказал - пусть юные поборники совершают собственные ошибки, учатся на них и сами исправляются. Мы не должны стоять у них за спиной указывая и критикуя. Китай медленно, но верно погружается в хаос. Журналистам запрещали фотографировать казни и избиения. А в газетах писали только о хороших событиях и помещали снимки аплодирующих толп. Жертв из высокопоставленных чиновников публично унижают на массовых собраниях, которые проводятся на футбольных стадионах. Им на шею вешают плакаты с их перечёркнутыми именами, как простым преступникам ожидающим казни. (13, с. 80)

Первое "дацзыбао" в Пекине, адресованное университетским властям и полное нападок против них, было расклеено преподавательницей по философии Ние Юанцу.

На дацзыбао можно было прочесть: "Почему вы так боитесь дацзыбао? Это борьба не на жизнь, а на смерть против Черной банды!" За одну неделю 10000 студентов развесили 100000 дацзыбао "размером с дверь", где иероглифы часто достигали высоты четырех футов. Фразы повторялись: "Вам это так не пройдет... наше терпение исчерпано". Тогда же начались и первые насилия. Беснующиеся уличные банды отрезали девушкам длинные волосы, рвали юношам брюки, пошитые по заграничной моде. Парикмахерам было запрещено делать прически типа "конский хвост", в ресторанах приказано было готовить более простые меню, в магазинах не продавать косметику, юбки с разрезами, темные очки, шубы и, прочие шикарные товары. Разбивали неоновые рекламы. По улицам жгли огромные костры, на которых уничтожали запрещенные товары, среди: них (как было показано на выставке "конфискованных товаров") находились рулоны шелковой и парчовой ткани, золотые и серебряеык украшения, шахматы, старинные сундуки и шкафы, игральные карты, ночные сорочки, фраки, цилиндры, пластинки с джазом и всевозможные произведения искусства. Хунвейбины позакрывали чайные, кафе, независимые частные театры и все частные рестораны, не разрешали работать странствующим музыкантам, акробатам, артистам, запретили свадьбы и похороны, запрещено было также держаться за руки и запускать воздушных змеев. В Пекине были разрушены древние стены, закрыт парк Бей Хан и Национальная галерея изящных искусств. Библиотеки были перевернуты вверх дном и закрыты, а книги сожжены. Но, хотя некоторые библиотеки еще и оставались открытыми, мало кто осмеливался их посещать. Десять лет спустя, Дэн сказал, что во время Культурной революции из восьмисот инженеров в Научно-исследовательском институте цветных металлов только четверо отваживались посещать институтскую библиотеку.

Не было власти, которая могла бы противостоять этим действиям. Когда собственники магазинов и другие пострадавшие прослойки обращались в полицию, им напоминали "Решение ЦК КПК о большой пролетарской культурной революции" (1 августа 1966), которое гласило: "Единственный метод - это самоосвобождение масс... верьте массам, рассчитывайте на них и уважайте их инициативность.... Не бойтесь беспорядков... Пусть массы самообразовываются... Не принимайте никаких мер против университетских студентов, учеников в средних и начальных школах...". Даже партийных лидеров, пытавшихся обуздать хунвейбинов, водили по улицам в колпаках и с плакатами, какие обычно в наказание носили ленивые ученики.

После того, как движение набрало скорость, насилие стало обыденным, а потом и повсеместным явлением. Лидеры хунвейбинов, вероятно, вышли из самых низких социальных слоев. Некоторые из них были просто уличными карманниками и хулиганами, щеголявшими толстыми кожаными ремнями с медными пряжками. Их дацзыбао призывали: "Сварить его в масле", "Размозжить его собачью голову" и тому подобное. Женщинам и мужчинам, причисленным к "духам и чудовищам", "плохим элементам", и "контрреволюционерам" брили головы. Позднее в каких-то отрывках из "политических дебатов" можно было прочитать: "Конечно, он капиталист. У него есть гарнитур из дивана и двух кресел". Сотни тысяч частных домов были разбиты и ограблены по этой причине. Но хунвейбины нападали и на государственные учреждения и заставляли чиновников передавать им архивы, угрожая разоблачить их как "орудия ревизионистов". Министерством иностранных дел завладела банда бывшего мелкого чиновника Яо Дэн-шана. Он отозвал всех послов, за исключением одного, понизил их в должности и отправил исполнять мелкие поручения. Его ноты другим государствам были написаны в стиле хунвейбинских дацзыбао и были вежливо возвращены с просьбой, чтобы в дальнейшем все письма подписывались председателем совета министров Чжоу. Но и Чжоу, будучи всегда спокойным центром китайской жизни при всех театральных постановках Мао, теперь, похоже, тоже был в опасности. Хотя хунвейбинам не разрешалось убивать никого из людей верхушки, все-таки многие погибли в тюрьме. Самого Лю оставили умереть (1973 г.) на собственных нечистотах на ледяном полу бетонной камеры. А на более низком уровне смертельные случаи приобретали все более катастрофический характер. Было убито около 400000 человек. (44, с. 29)

Между тем, Цзян Цинь управляла миром культуры и выступала на многолюдных митингах, изобличая капитализм (о котором заявила, что он уничтожил искусство), джаз, рок-н-ролл, стриптиз, импрессионизм, символизм, абстрактное искусство, модернизм - "одним словом декадентство и гнусность, которые отравляют и развращают умы людей". Ее речи с трибун были построены на манер шефа тайной полиции Кан Шэна, с которым ее часто видели.

Во второй половине 1966 года практически все главные культурные организации Китая были подчинены ее армейской организации. Были сведены все старые счеты, некоторые еще с 30-х г.г., в мире театра и кино. Ведущие директора, сценаристы, поэты, актеры и композиторы обвинялись в "раболепии перед иностранцами", в похвалах "второсортным иностранным дьяволам", в "высмеивании Боксеров" (на которых тогда смотрели, как на культурных героев), и в изображении обыкновенных китайцев как "проституток, курильщиков опиума, обманщиков и женщин с семенящей походкой", создавая, таким образом, "комплекс неполноценности у нации". "Боксеры" - члены тайного антиколониального общества, которые подняли в 1900 г. "Боксерское восстание". Она дала распоряжение хунвейбинам "искоренить Черную линию", "сорвать маски", уничтожить фильмы, песни и пьесы "линии национального унижения" и "вытащить на белый свет" членов "Черной банды". (31, с. 383) Двенадцатого декабря 1966 г. многие "враги общества", бывший мэр Пекина и все директора театров и кино, чьи пути когда-либо пересекались с Цзян Цинь, были заставлены маршировать на Стадионе Рабочих перед 10 000 человек, с тяжелыми деревянными плакатами на шеях. Одним из самых страшных аспектов Культурной революции было отношение к женам, которых подвергали более жестоким унижениям, чем их мужей. Десятого апреля 1967 г., например, супругу Лю вытащили перед 300000 человек в университетском городке Цинь-хуа, одетую в облегающее вечернее платье, в туфлях на высоком каблуке, в английской соломенной шляпке и с бусами из пинг-понговых шариков с нарисованными на них черепами. Толпа скандировала: "Долой рогатых дьяволов и змеиных богов!" Отряды Цзян Цинь захватили радио и телевизионные станции, газеты и журналы; они отбирали камеры и пленки, переворачивали студии вверх дном в поисках улик, конфисковывали фильмы и выпускали их перередактированными, запрещали доступ к сценариям, суфлерским экземплярам и музыкальным партитурам. Большинство художников не смело подписываться под картинами своими именами, а вместо этого использовали лозунг "Десять тысяч лет жизни председателю Мао". "Приказываю, - сказала Цзян Цинь, - с молотом в руках атаковать все старые правила". Она посещала репетиции Центрального филармонического оркестра и прерывала их, принуждая главного дирижера Ли Те-луна яростно вопить: "Вы бьете меня молотом!" Она заставляла композиторов писать произведения, которые сначала пускались в "массы", а потом переделывались с учетом их реакции. Она жаловалась, что должна "бить их молотом", чтобы заставить подчиниться и преодолеть "иностранное влияние". Кое-кто из ее последователей воспринял ее слова буквально и размозжил руки одному пианисту, учившемуся на Западе. Молоты, кулаки, удары и бой были знаками революционного искусства. Занявшись балетом, Цзян Цинь запретила держать пальцы рук в "форме орхидеи", а также открытые кверху ладони, отдавая предпочтение кулакам и резким движениям, подчеркнуто изображающим "ненависть к классу землевладельцев" и "решимость отомстить". (21, с. 190) Запретив в 1966 г. практически все формы артистических проявлений, Цзян Цинь отчаянно пыталась заполнить пустоту. Написанных произведений было немного: две оркестровые пьесы, концерт для фортепиано "Желтая река" и симфония Ша Чиа-пин, четыре оперы и два балета - все восемь были названы ян-пан си или "образцовым репертуаром". Была также одна скульптурная серия, названная "Двор сборщиков арендной платы", и несколько картин, самая известная из которых - портрет Мао в синей робе, изучающего условия труда в шахте в начале 20-х годов. Фильмов снимали мало, из-за "саботажа" (жаловалась она позже); ее актерам и актрисам давали "плохие гримерные", не давали теплой еды, а на ее сценах и съемочных площадках часто отключали электричество.

Культурная революция была прежде всего попыткой изменить образ мысли людей искоренить старое мышление и сопутствующее ему поведение. Бывших помещиков и капиталистов заставляли носить рубахи с надписью "буржуазный элемент" их принудительным переобучением занималась воинствующая молодёжь. Одной из самых популярных среди повстанцев фраз Мао была "без разрушения нет созидания" - сначала разрушайте, а потом, на оставшемся фундаменте вырастет что-то новое. А потом мир должен был стать лучше, но конечно этого не произошло. Всё стало намного хуже. Многовековая история Китая ещё не знала разрушений по масштабу равных тем, что учинили хунвейбины. По всей стране до Тибета они разоряли и сравнивали с землёй монастыри. Самые важные памятники, такие, как запретный город охранялись по приказу Чжоу Эньлая. В остальном ударным войскам Мао предоставляли полную свободу действий. Мао считали олицетворением правды. Всё, что он говорил принимали на веру. Одно предложение председателя Мао стоило десяти тысяч фраз любого другого человека. Если кто-то осмеливался сомневаться, задавать вопросы - такого человека тут же могли счесть опасным, подобным дикому зверю и он обычно в буквальном смысле в живых оставался недолго. Все идеи противоречащие мыслям Мао и предметы олицетворяющие их требовалось уничтожить. По всей стране закрывают церкви, уничтожают религиозные символы. На месте статуй девы Марии появляются портреты Мао. Одна форма поклонения заменяется другой. Это не просто культ личности лидера, а полноценная религия. Каждый день все китайцы должны обращаться за наставлениями к работам Мао. От простых рабочих железной дороги до высокопоставленных чиновников, каждый китаец должен был постоянно демонстрировать, что его сердце преисполнено любви к Мао. Но государство оказалось в состоянии застоя. С начала 1967 г. В городах и провинциях Китая на смену бывшим партийным организациям теперь провозглашённым оплотом ревизионизма приходят новые органы власти - так называемые "революционные комитеты", которые состоят из солдат, рабочих и партийных ветеранов слепо преданных Мао. В 1967 году грандиозная чистка затеянная Мао затронула и высшие эшелоны партийной власти. Маршал Пэн Дэхуай был соратником Мао с 1928 года и до тех пор, пока не осмелился критиковаль политику большого скачка председателя. Теперь же он стал объектом гонений. Чжан Вентянь - преджественник Мао, занимавший пост генерального секретаря ЦК партии в 30х годах тоже не избежал обвинений. В апреле Лю Шаоци обвинили в том, что он отступник и изменник скрывающий своё истинное лицо. Освободили от всех занимаемых постов внутри и вне партии. В фабрикации дела против Лю Шаоци, Цзян Цинн сыграла ведущую роль на ряду с главой комитета безопасности Кан Шеном. Его тайная полиция собрала улики не только против Лю, но и против других высших партийных деятелей попавших в немилость к Мао. (28, с. 293)

Вслед за упоением 1966 года, когда Мао переплыл реку и культ его личности достиг своего апогея, Китай стал сползать к гражданской войне. Пятого февраля 1967 г. приспешники Мао в Шанхае основали "коммуну" - знак, что он еще вздыхает по политике "Большого скачка". В основе коммуны стояли докеры, в частности 2500 воинственных рабочих Пятой погрузо-разгрузочной зоны, которые за один день (в июне 1966 г.) написали и развесили 10000 дацзыбао. 532 рабочих этой зоны отказались вступить в коммуну. Против них были написаны дацзыбао, и в наказание их заставили надеть высокие колпаки и носить позорные дацзыбао с надписями "Деревня из четырех семейств" и "Антипартийная клика". Дома их были разграблены, а самих приговорили к "символической" смерти, которая легко могла превратиться в настоящую. Предназначением Шанхайской коммуны было дать сигнал к основанию других коммун в Китае. Но рабочие не откликнулись на это. В действительности они часто оказывали сопротивление нападениям хунвейбинов на их фабрики. Даже в Шанхае городские власти организовывали "Алые дружины" против хунвейбинов. Обе стороны имели большое количество громкоговорителей, из которых с утра до вечера неслись оглушительные боевые лозунги: "Февральское взятие власти незаконно", "Приветствуем февральское взятие власти". Совершались похищения, истязания и побоища с применением велосипедных цепей и кастетов, "войска" перебрасывались из одного конца города в другой. В университетах формировались частные армии. "Батальон Чин-каншан" из университета Цинь-хуа, "элитная группа" крайне левых вели постоянные сражения против "духов и чудовищ", используя бамбуковые копья, самодельное оружие и бронированные машины. Были и другие подразделения: Пять-Один-Шесть, коммуна Новая Пейта, коммуна института геологии "Алеет восток" и фракция "Небо" из Института по аэронавтике. Им подражали на фабриках и в неуниверситетских городах.

С отходом Китая назад к организованным военным действиям банд и военной диктатуре начало развиваться нечто похожее на феодальную анархию. В июле 1967 г. в Вухане произошел так называемый "бунт". В действительности это было крупномасштабное сражение между рабочими-хунвейбинами и консервативной группой рабочих, известной под названием "Миллион героев". Командир местной армейской части встал на сторону "Героев". Для восстановления мира был послан Чжоу Энь-лай. К счастью ему удалось бежать и спасти себе жизнь. Двух его сопровождавших поймали и пытали. В результате Цзян Цинь выдвинула лозунг "Обижай с умом, а защищай силой" и раздала хунвейбинам большое количество оружия.

Насилие достигло своего апогея к концу лета 1967 г. Как обычно, в такой момент Мао обеспокоился тем, что натворил, и одновременно тяготился бесконечной неразберихой. Вероятно, он сказал Цзян Цинь прекратить все это. И в сентябре она объявила, что насилие должно быть лишь словесным, а пулеметы нужно использовать только тогда, когда это "абсолютно необходимо". Те, кто не подчинились, были обвинены в том, что "держат крепость в горах". Атаки против британского посольства и его персонала были делом "ультралевых, подстрекаемых кликой Шестнадцатого мая". Мао тоже взялся за дело. "Ситуация развилась быстрее, чем я ожидал, - сказал он перед Центральным комитетом. - Я не буду в обиде, если Вы на меня пожалуетесь". Он досадовал, что министр иностранных дел Чэнь И похудел на 12 кг в результате допросов хунвейбинов: "Я не могу показать его иностранным гостям в таком состоянии". "Молодым поджигателям" и "дьяволятам" велел вернуться в школы. Разогнал Шанхайскую коммуну. "Сейчас Китай похож на страну, разделенную на восемьсот княжеств", - жаловался он. (10, с. 414)

В ноябре 1968 года в Пекине собирается центральный комитет коммунистической партии, чтобы готовиться к тому дню, когда Мао решит, что хаос продолжается уже достаточно долго. Линь Бяо выступает с программной речью. Цзян Цинн и другие члены левого крыла партии неофициально намечены на определённые посты в бюро. По итогам рповедённого голосования Лю Шаоци находящийся под домашним арестом навсегда исключён из партии. На его место Мао назначает Линя. И не только своим заместителем, но и преемником. Хунвейбинов выполнивших поставленные Мао задачи отсылают раболать в сельскую местность. Перед отъездом они клянутся ему в верности. Родители революционеры бесконечно преданные председателю Мао отправляют своих детей в сельскую местность работать крестьянами. И многих из них ждало горькое разочарование. В бедных районах условия жизни были хуже, чем они могли себе представить. Мао Дзедун отправил всех студентов в сельские регионы и вот тогда они увидели, что десятки миллионов крестьян в китайских деревнях влачили жалкое существование. Они жили в ужасных условиях. И бывшие хунвейбины начали сомневаться в превосходстве социализма над другими системами и в итоге окончательно в нём разочаровались. Через пол года Мао наконец смог созвать съезд партии. Первый за 11 лет, на котором объявил, что Культурная революция успешно завершена. В новом партийном уставе Линь Бяо был назван ближайшим соратником Мао. Такой чести ранее не удостаивался не один из коллег председателя. Мао чувствовал, что наконец создал устойчивую политическую преемственность. Представители армии ставшие в ходе "культурной революции" ведущей политической силой в стране заняли ключевые посты. В своей заключительной речи - последнем публичном обращении Мао выражает удовлетворение тем, как сложились события. (6, с. 350)

За 10 лет "Культурной революции" было арестовано 4 млн. 200 тысяч человек; более 7730000 человек умерли неестественной смертью, более 135000 человек казнены как контрреволюционеры; более 237000 человек были убиты; более 7030000 человек были искалечены в вооруженных нападениях; более 71200 семей полностью распались. В сфере науки Китай заплатил высокую цену за невежественную политику партийного руководства, за его некомпетентность и недоверие к ученым. Появился серьезный дефицит широко образованных и хорошо подготовленных ученых в возрасте до 50 лет, которые могли бы стратегически определять развитие китайской науки и были бы признаны мировым научным сообществом. Таким образом, произошел очень большой разрыв между китайской наукой и наукой развитых стран. В ходе "культурной революции" сократилось промышленное производство, снизилась добыча угля, снизился объём железнодорожных перевозок, сократилось производство стали, химических удобрений. Финансовые доходы уменьшились, а расходы возросли. Разрушение традиционной культуры принесло обществу немыслимые материальные потери. "Бунтари" и "хунвейбины" уничтожили значительную часть культурного наследия китайского и других народов. Были уничтожены тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов и т. д. Были уничтожены почти все монастыри и храмы в Тибете, сохранившиеся к началу "культурной революции". Культурная революция коснулась и христианства и католицизма. Было убито 8840 священников, 39200 сосланы в трудовые лагеря.

В понедельник, 16 мая, исполнилось 50 лет с начала Великой пролетарской культурной революции в Китае. 10 лет буйства молодежных банд - хунвейбинов (студентов-«красногвардейцев») и цзаофаней (молодых рабочих-«бунтарей») - стоили стране 100 миллионов пострадавших и почти 2 миллионов убитых. «Культурная революция, запущенная по инициативе национального лидера и использованная в своих целях реакционерами, переросла в хаос, ставший катастрофой для партии, страны и народа, - говорится в программной статье ведущей партийной газеты «Жэньминь жибао», опубликованной к юбилею. - Компартия Китая признала, проанализировала и исправила ошибки, допущенные партийными чиновниками и лидерами государства, а также перегибы на местах». Один из таких перегибов - массовый каннибализм в уезде Усюань Гуанси-Чжуанского автономного района, история, которую на Западе регулярно вспоминают, в России почти не знают, а в КНР считают выдумкой. «Лента.ру» попыталась разобраться, что в этой истории правда, а что ложь.

Перековавшийся хунвейбин

«Глубокой ночью убийцы ходили на цыпочках, чтобы найти свою жертву, резали ее и вытаскивали сердце и печень. Поскольку они были неопытны и испуганы, то по ошибке взяли легкие и должны были вернуться снова на место убийства. Наконец, сварили органы, кто-то принес из дома водку, кто-то - специи… Несколько человек при гаснущем огне под кастрюлей ели молча и торопливо...»

Так описывает события, происходившие в третий год революции в уезде Усюань, китайский диссидент Чжэн И. Он сам был хунвейбином и в рамках программы «Ввысь в горы, вниз в села» добровольцем отправился в провинцию, чтобы нести крестьянам свет знаний и правильной идеологии.

После «культурной революции» Чжэн И решил стать писателем. Опубликовал несколько повестей и рассказов, но вскоре его затянула в жернова политическая борьба, приведшая в 1989 году к известным событиям на площади Тяньаньмэнь. Чжэн оказался в рядах проигравших. Три года он скрывался от полиции и спецслужб, затем перебрался в тогда еще британский Гонконг, оттуда на Тайвань и в США.

Там бывший хунвейбин издал сперва на китайском, а затем и на английском книгу «Алый мемориал», сразу ставшую бестселлером. Была даже сформирована группа по выдвижению Чжэна на Нобелевскую премию по литературе. Чжэн И утверждал, что в начале 1980-х он неоднократно посещал уезд Усюань, где собирал материалы - официальные документы, рассказы очевидцев, слухи и легенды - о происходившем там в годы «культурной революции». Больше всего Чжэна интересовал практиковавшийся тогда каннибализм. Эти материалы и легли в основу прославившей его книги.

Маленькая гражданская война

В 1968-м молодежные банды бесчинствовали по всей стране, убивая преподавателей и «классовых врагов», громя учреждения культуры и университеты. Все чаще травля инакомыслящих вырождалась в обычные межклановые разборки: отряды хунвейбинов в Кантоне сражались за контроль над городом, применяя артиллерию. Мао Цзэдун, сам санкционировавший разгул террора, вынужден был бросить против «красногвардейцев» армию и отряды народной милиции: город Гуйлинь пришлось брать штурмом, и там были перебиты почти все хунвейбины.

Своя маленькая гражданская война шла и в уезде Усюань Гуанси-Чжуанского автономного района. С одной стороны - хунвейбины из «Группы 22 апреля», с другой - провинциальная партийная бюрократия, которую поддерживал 1-й политкомиссар военрайона Гуанси Вэй Гоцин. В распоряжении Вэя были местные силовики и авторитет власти, а «красногвардейцы» сделали ставку на террор.

Первые стычки произошли в январе 1968-го: «летучие отряды» хунвейбинов атаковали «оппозиционеров и уклонистов», забивая их до смерти палками и кулаками, отрезая головы, закапывая заживо, топя и даже взрывая. В одном из городов действовала женская банда несовершеннолетних, называвших друг друга «сестрами» и бравших псевдонимы по числу убитых - «Сестра Шесть», «Сестра Девять» и так далее.

15 апреля в уезде был создан местный Революционный комитет хунвейбинов, и тогда же были зафиксированы первые случаи каннибализма. По словам Чжэна, эпидемия антропофагии «распространялась подобно чуме».

Сердце, печень, пенис

14 мая 1968 года группа из 11 человек во главе с братьями Вэй напала на некоего Чэнь Гожуна, убила его большим ножом и вырезала печень, разделив ее между 20 членами банды. В том же месяце хунвейбины - ученики средней школы - забили до смерти учительницу географии Ву Шуфан, под дулом пистолета заставили ее коллегу вырезать у убитой печень и сердце, зажарили и торжественно съели. Вскоре людоедство взяла на вооружение и противоположная сторона.

Чжэн выделил три стадии нарастания эпидемии каннибализма: начальную, когда органы тайно изымались у убитых, фазу подъема, когда поедание плоти приобретало все большую открытость, совершалось при свете дня, на площадях, под развевающимися красными флагами с партийными лозунгами, и, наконец, фазу массового безумия, когда людоедство уже воспринималось как норма.

Чтобы дойти до третьей стадии, жителям Усюани потребовалось совсем немного времени. Уже в июне случаи каннибализма отмечались во всей провинции. В дни массового психоза ели не только сердце, но и другие части тела, включая даже ступни ног. Иногда человеческое мясо подавалось под вино и пиво, блюда из него сервировались в столовой революционного комитета.

Жертвами становились бывшие помещики, «правые уклонисты», разжалованные чиновники и «контрреволюционеры». Далеко не всегда каннибализм был вызван идеологической ревностью: так, Чжэн приводит историю о том, как учитель-мужчина, узнав о том, что сердце молодой женщины способствует излечению болезней, обвинил одну из своих учениц в контрреволюционности, добился ее казни и затем тайно вырезал нужный орган.

Жертвы «культурной революции», ставшие лидерами КНР

Во время «культурной революции» в общей сложности были репрессированы около пяти миллионов членов Компартии Китая, а также членов их семей. Будущий лидер КНР Дэн Сяопин был снят со всех постов и направлен простым рабочим на тракторный завод в провинцию. Его сына хунвейбины пытали и выбросили из окна третьего этажа, в результате чего он на всю жизнь остался инвалидом. Нынешний лидер КНР Си Цзиньпин как сын опального чиновника был отправлен на «трудовое перевоспитание» в бедную провинцию Шэньси. По словам Си, там он на собственной шкуре узнал, чем живет простой народ.

Тех, кто отказывался есть человечину, карали - исключали из школ, отстраняли от работы. Те же, кто демонстрировали крепость духа и плоти, получали продвижение по партийной линии - так, одна из учительниц, Ван Вэньлю, благодаря каннибализму стала зампредседателя местного революционного комитета. Она пытала своих жертв и поедала потом их репродуктивные органы.

Деревня защищается

Эпидемия перекинулась и на деревню. Крестьянам было не до внутрипартийной борьбы: люди припоминали друг другу старые обиды. Один из людоедов, пожилой И Ваньшэн, в 1980-х так описывал Чжэну происходившее: «Я не скрываю, что убил сына местного помещика. Я убил его ножом. Первый нож оказался слишком тупым, и я выбросил его. Другим ножом мне удалось распороть ему живот. Но когда я попытался вытащить сердце и печень, его кровь была слишком горячей - она обожгла мне руки, и мне пришлось охладить их в воде. Когда я вынул его органы, я разрезал их на куски и поделился с жителями деревни». Свои действия И Ваньшэн объяснил тем, что бывший помещик во времена великого голода закрыл амбары, и его односельчане побирались по соседним деревням.

Психоз каннибализма охватил не всех. Чтобы избавить людей от мук совести, власти одной из деревень решили устраивать общую раздачу пищи из котла, где варились вместе куски свинины и человечины. Те, кто не хотел есть людскую плоть, могли утешать себя тем, что им попадается исключительно свинина; остальные радовались, что поедают мясо классовых врагов.

Безумие удалось остановить лишь в июле благодаря местному партийному ветерану Ван Цзуцзяню. Пользуясь старыми связями в верхушке КПК, он послал весточку в Пекин. Китайские власти были в шоке. На запрос Вэй Гоцин подтвердил сведения Вана и попросил прислать дополнительные войска, чтобы расправиться с людоедами. По личному распоряжению премьера Чжоу Эньлая, в Усюань были направлены войска, покончившие с хунвейбинами и положившие конец разгулу каннибализма. Большинство зачинщиков были казнены, в уезде воцарилось долгожданное спокойствие.

Фото: книга «Красный рядовой репортажа» Ли Чжэньшэня

Чай для убийц

В 1983 году, когда страсти улеглись, провели закрытое расследование. Было установлено, что из 220 тысяч жителей Усюани за первое полугодие 1968-го погибли 528 человек. Официально зафиксировано 76 случаев каннибализма. Чжэн И ссылается на документы расследования, согласно которым у 56 жертв были съедены сердце и печень, у 13 - гениталии. 18 человек обглодали «до ступней», у семи вырвали внутренности, пока они еще были живы. Некоторые погибшие попали в несколько категорий сразу. Всего было выявлено около 200 каннибалов, 91 исключили из партии, 34 приговорили к различным срокам - от 2 до 14 лет, еще около 100 понесли различные наказания, в основном административные.

В целом наказания были довольно мягкими: по версии Чжэн И, местные власти не желали ворошить прошлое, тем более что многие из партийных лидеров уездного уровня сами были замешаны в людоедстве или покрывали его. К примеру, уже упомянутую Ван Вэньлю лишили партбилета и сняли со всех постов, но дальнейших репрессий не последовало, так как следствию не удалось доказать, что она поедала репродуктивные органы своих жертв. В основном же была сделана ставка на согласие и примирение: так, трое бывших хунвейбинов, до смерти запытавших в 1968 году дошкольника, сына классового врага (его привязали к грузовику и тащили за машиной на веревке), в сопровождении местного партийного чиновника пришли в дом к его матери и принесли свои глубочайшие извинения. Закончилось все совместным чаепитием.

Как утверждает Чжэн, посещавший регион через два десятилетия после описываемых событий, ему удалось собрать имена и фамилии 56 жертв каннибализма, всего же их было около 100 человек. Количество людоедов в Усюани Чжэн И оценивает в 10-20 тысяч человек.

Чжуаны и методология

Почти сразу работа Чжэна подверглась критике со стороны западных ученых. Его ругали за то, что исследование не соответствует научным критериям. Слишком много в «Алом мемориале» крови, спекуляций и необоснованных предположений, слишком явно бывший хунвейбин декларирует свою главную цель - осудить коммунизм как идеологию (в итоге работу Чжэна подняла на щит и тиражирует, к примеру, секта «Фалуньгун», хотя Чжэн И прямо утверждает, что ответственность за случившееся несут исключительно местные партийные лидеры, действовавшие без санкции Пекина).

Многих смущает и подход Чжэн И к источникам - он валит в одну кучу документы, интервью, слухи и сплетни, не делая между ними различия по степени достоверности. В итоге трудно отделить зерна от плевел. Удивление вызывает и творческий метод - Чжэн пытается создать впечатление, что писал свое расследование по горячим следам, хотя в реальности после описываемых событий к тому моменту прошло уже 15 лет. Литературный критик Ган Юэ и вовсе назвал книгу «чисто художественным произведением, несмотря на претензии автора на научную достоверность и точность данных».

К тому же Чжэн И злоупотребляет любительской антропологией, объясняя события в Усюани традициями проживающего там национального меньшинства - чжуанов, некогда практиковавших ритуальный каннибализм. Непонятно, почему внезапно чжуаны, давно смешавшиеся с титульным большинством Китая - ханьцами, должны были вернуться к давно забытым традициям предков. Критики напоминают, что большинство эксцессов пришлось на городские районы и пригороды, где активно действовали хунвейбины, а в этнических чжуанских деревнях подобные случаи фиксировались сравнительно редко. Более того, чжуаном был политкомиссар Вэй Гоцин, положивший конец разгулу каннибализма.

Ложь и провокация

В свою очередь КПК категорически отрицает каннибализм в Усюани. Привычное «власти-то скрывают!» здесь вряд ли может служить объяснением: после «культурной революции» в КНР прошли многочисленные процессы над виновными в «перегибах», те, кто пытал и убивал невинных, известны чуть ли не поименно. Признаны и случаи массовых расправ в Усюани. Достоянием гласности в ходе внутрипартийной борьбы стали самые жуткие эпизоды расправ с неугодными. Трудно понять, почему именно каннибализм, о котором пишет Чжэн И, оказался фигурой умолчания.

Отечественные китаисты занимают в этом вопросе взвешенную позицию: не отрицая, что подобное, в принципе, могло иметь место, они отмечают, что людоедство нигде не носило массового характера, как утверждает Чжэн. Ни одного сообщения о каннибализме в Усюани не появлялось в те годы ни в китайской, ни в зарубежной печати, хотя о других расправах хунвейбинов и цзаофаней с неугодными, а затем - армии с хунвейбинами и цзаофанями, китайские СМИ подробно информировали население.

Недавние попытки Agence France Presse подтвердить информацию Чжэна закончились в целом неудачей: агентство организовало экспедицию в Усюань, но большинство местных жителей заявили корреспондентам, что ничего не слышали и не знают о людоедстве в уезде в годы «культурной революции».

Лишь один чиновник, сказавший, что участвовал в расследовании 1983 года, сообщил репортерам, что следственная комиссия установила 38 случаев каннибализма. Когда этот неназванный источник пытался инициировать кампанию по преданию материалов гласности, местные партийные руководители Гуанси-Чжуанского автономного района написали коллективное письмо в Пекин, потребовав от правдолюба публично опровергнуть клевету, покаяться и выступить с самокритикой. Сделать это он отказался, взамен направив составленную из материалов расследования книгу в одно из китайских издательств. Если она в ближайшее время, как предполагают французские репортеры, выйдет из печати, то в споре о каннибализме в Усюани может быть наконец поставлена точка.

Изложение материалов советской печати 1967-1968 г.г. из архивов автора. Сейчас это кажется невероятным, но это было.

«Мао видел себя тореадором, а Хрущева - быком».
Ян Минфу

ДАЦЗЫБАО, ХУНВЭЙБИНЫ, ЦЗАОФАНИ

Так называемая «культурная революция» в Китае может быть определена по своим внешним признакам как движение, возникшее по приказу, отданному находящейся у власти группой миллионам подростков, освобождённым от занятий, чтобы они занялись сжиганием книг, пластинок, разрушением древних произведений искусства, чтобы они метали громы и молнии против классической оперы, выступали против коммунистической партии Китая, против многих её руководителей в различных местах страны и против Коммунистического союза молодежи Китая, который был распущен.

В июне 1965 года прекратил занятия Пекинский университет. Были развешены первые «дацзыбао» (буквально: «газета больших иероглифов») – рукописные плакаты на разноцветной обёрточной бумаге. Студентов призывали «разгромить» партком и ректорат.
Группы студентов, пошедших за погромными лозунгами, стали ударной силой начавшейся кампании. Неугодных профессоров и преподавателей вытаскивали на улицу. Их «преступления» состояли зачастую в том, что виновные требовали от студентов «побольше заниматься лабораторными работами и меньше заседать на собраниях».
Процедура «наказаний» поражала жестокостью: преподавателей, в том числе женщин и убелённых сединами профессоров, протаскивали с дурацкими колпаками через толпу беснующихся недоучек, заставляли стоять, склонив голову с оскорбительными надписями на груди, оплёвывали и избивали их.
Пекинский университет стал «экспериментальным полем». То, что началось на территории его городка, было быстро распространено на остальные вузы и школы Пекина, а затем и других городов Китая.

В августе 1965 года была объявлена резолюция XI пленума ЦК КПК с призывом вести борьбу против тех, кто «пробрался в партию, но идёт по капиталистическому пути». Группа Мао Цзе-дуна, добившаяся принятия этой резолюции, сочла, что руки у неё развязаны. Было создано новое формирование «хунвейбин» - «красная охрана», в которую первоначально принимались в результате специального отбора только студенты и школьники.
Первым лозунгом хунвейбинов был призыв уничтожать «старые культуру, идеологию, традиции и привычки». Практически это свелось к уничтожению сокровищ древней китайской культуры и погрому интеллигенции. Разбиты или срыты многие древние памятники, ценные старинные книги шли на макулатуру. Отряды хунвейбинов проводили обыски, выискивая крамольную литературу и конфискуя имущество тех, кого объявляли классовыми врагами. Стихийно вспыхивавшее сопротивление подавлялось при участии армии.

Разгул насилия как бы подготовлял хунвейбинов для решения главной задачи – разгрома партийного и государственного руководства. Лично Мао Цзе-дуну приписывают брошенный в это время призыв: «Открыть огонь по штабам», то есть, говоря другими словами, подвергнуть разгрому руководящие партийные и государственные органы в масштабе всей страны .

Конкретное руководство этой беспрецедентной в истории борьбой против социалистической государственности осуществляли Военный комитет ЦК, возглавляемый Линь Бяо, и группа по делам культурной революции при ЦК КПК. Руководители группы: жена Мао Цзе-дуна Цзян Цинн, а также произведённые в ходе «культурной революции» в ранг членов Политбюро Чэнь Бода и Кан Шэн.
К тем, кто встал на сторону Мао Цзе-дуна был адресован призыв «захватывать власть», ибо именно они оказались в меньшинстве. Упор поэтому был сделан на последний аргумент – вооружённую силу армии, уже давно воспитывавшуюся в духе фанатической преданности лично Мао Цзе-дуну. Разгул защищённых штыками молодчиков, захватывающих власть, стали называть «бунтом», освятив его таким образом готовой цитатой из коллекции высказываний Мао Цзе-дуна: «Бунт – дело правое». Так возник новый термин – «цзаофани», или «бунтари», «смутьяны». Их «бунт» сводился к разгрому партийного и государственного аппарата и самосуду над неугодными .

Национализм явился одним из компонентов «культурной революции». Антисоветская пропаганда приняла невиданные размеры.
В Шанхае был снят хунвейбинами с постамента памятник Пушкину, а постамент заклеен листовками, восхваляющими Мао Цзе-дуна.
Под флагом борьбы с «ревизионизмом» хунвейбины сбили гербы союзных республик СССР со здания промышленной выставки (в 1954 году там помещалась советская выставка, а затем здание было передано КНР), сорвали эмблемы Общества китайско-советской дружбы.
В Шанхае хунвейбины сбили вывеску со здания Дворца китайско-советской дружбы и вывесили свою надпись: «Дворец борьбы с ревизионизмом».

СРЫВ ВИЗИТА СОВЕТСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ В КИТАЙ

15 ноября 1966 г. был прерван визит делегации Общества советско-китайской дружбы в Китайскую народную республику. К сожалению, делегация с первых дней визита оказалась поставленной в чрезвычайно трудные условия, вокруг неё нагнеталась враждебная атмосфера.

7 ноября, в 49-ю годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции, делегация посетила Пекинский университет. В ходе беседы в Пекинском университете были допущены клеветнические высказывания о каких-то «советских ревизионистах», нападки на КПСС и советский народ. Советская делегация выразила протест и покинула помещение, где проходила беседа.
Во дворе университета вокруг делегации была устроена антисоветская демонстрация, раздавались злобные провокационные выкрики по адресу Советского Союза и его руководителей. Всё это поощрялось и направлялось официальными лицами. «Хунвейбины» не давали делегации возможности выехать с территории университета.
Советская делегация вышла из машин и отправилась пешком к воротам университета. Вокруг злобствовала толпа молодчиков. Встав поперёк дороги, они преградили путь.
Советские делегаты запели пролетарский гимн «Интернационал». Тогда кто-то дал команду окружающей делегацию толпе запеть «Алеет восток» и советские делегаты ещё раз убедились в том, как сегодня великому пролетарскому гимну противостоит эта культовая песенка.

В период визита на Гуанджоу, во время посещения делегацией ярмарки, с китайской стороны опять были допущении антисоветские заявления и выкрики. Поведение китайских представителей убеждало, что они вовсе не заинтересованы в укреплении дружбы между советским и китайским народами.
Один из выступающих с китайской стороны позволил себе чудовищное утверждение, будто Советский Союз нанёс большой ущерб Китаю. Он заявил далее буквально следующее: «Китайский народ не может этого забыть и простить, так же как советский народ не может забыть и простить преступлений гитлеровских фашистов».

Заявленные советской делегацией протесты не принимались во внимание. В этих условиях у советской делегации не было иного выхода, как заявить о том, что она прерывает поездку и возвращается в Пекин.
Руководящие деятели Общества китайско-советской дружбы не только не осудили враждебные действия в отношении советской делегации, но и взяли их под защиту. Более того, они обрушились с новыми нападками на нашу партию, на политику Советского Союза, угрожая членам делегации.

Делегация констатировала, что в сложившейся обстановке она вынуждена прервать визит и возвратиться на Родину.

ПРОВОКАЦИЯ В ПОРТУ

8 декабря 1966 года китайские власти порта Дальний незаконно задержали советский теплоход «Загорск» и держали его под арестом до 28 декабря.
Как это произошло? 8 декабря стоявший у причала порта Дальний теплоход «Загорск» окончил погрузку и, завершив все необходимые формальности, готовился к выходу в море. В 16 часов 10 минут на борт теплохода поднялись два китайских лоцмана, которые дали команду отшвартоваться и повели «Загорск» к выходу из гавани. Ни капитан, ни другие члены экипажа не вмешивались в действия китайских лоцманов до того момента, когда в непосредственной близости от ворот порта лоцманы неожиданно скомандовали повернуть теплоход. Выполнение этой команды привело бы к столкновению «Загорска» с молом, что угрожало серьёзной аварией и даже гибелью судна.

Капитан воспользовался своим правом, которое позволяет ему в положении, угрожающем судну, взять командование на себя. Приказание было отменено, теплоход продолжал движение к выходу из порта. Взбешённый лоцман приказал остановить машину. Капитан отменил и это его распоряжение: судно уже находилось у самого створа двух подпортовых молов и останавливать его было опасно. Тогда лоцман подскочил к телеграфу, у которого стоял старший помощник капитана, и повернул ручки на «стоп». Старпом спокойно снял его руку с рукояток телеграфа и дал «малый вперёд». Когда портовые ворота остались за кормой капитан судна приказал бросить якорь.
Когда судно было поставлено на якорь, на борт прибыли вооружённые китайские охранники и представители портовых властей, которые запретили судну следовать дальше, пытались силой ворваться в штурманскую рубку теплохода, чтобы захватить карты и судовые документы.
Дорожа интересами дружбы между китайским и советским народами, наши моряки проявили выдержку и терпение, стремясь урегулировать инцидент. Капитан подробно рассказал представителям портовых властей о случившемся.
Чиновники вопреки фактам заявили в ответ, что судну, дескать, не угрожала опасность. Они обвинили советских моряков в невыполнении приказания лоцмана остановить машину и заявили, что разрешение покинуть порт «Загорск» получит лишь в том случае, если капитан напишет объяснение, в котором признает, что… «нарушил суверенитет Китая».
Около пяти часов представители портовых властей вымогали нужную им бумажку. Но ничего не добившись, вынуждены были удалиться.

Перед их отъездом капитан сообщил агенту, обслуживающему советские суда, что утром ему нужен катер для связи на берегу с советским посольством.
- Поднимите флаг (даблю) и я вышлю катер, - ответил агент фирмы.
- Но ведь это же сигнал о том, что нужен врач, - удивился капитан.
- Не беспокойтесь, у нас свои сигналы.

Утром подняли флаг. Но лишь в полдень к теплоходу подрулил катер, На нём прибыл… врач. Капитан тут же приказал поднять флаги, которые по международному коду означают вызов агента. Агент явился 4 часа спустя.
Столько же капитану и третьему механику пришлось дожидаться, пока их примет заместитель капитана порта. Наш капитан ещё раз сообщил ему о сути происшедшего инцидента и заявил устный протест, который тут же был безапелляционно отклонён. Возвратившись на судно, капитан «Загорска» составил письменный протест и через агента передал его портовым властям.
10 декабря в 2 часа ночи агент возвратил протест, сообщив, что он не принят.

Через два дня, когда прибыл представитель советского посольства, состоялась ещё одна встреча с заместителем капитана порта. В конце концов китайские чиновники вынуждены были признать, что капитан теплохода поступил правильно, отменив команду лоцмана «лево на борт». Но теперь они стали утверждать, что советские моряки не выполнили команду лоцмана, который якобы требовал подать на выводящий катер кормовой буксир. Их не смущало то обстоятельство, что катер даже не приближался к корме судна.

Несмотря на обращения капитана к администрации порта, обращение советского посольства в Пекине в Министерство иностранных дел КНР, представитель МИД КНР, умышленно раздувая надуманные обвинения в адрес советских моряков, заявил, что теплоход «Загорск», дескать, «нарушил суверенитет Китая».

На борту днём и ночью дежурили вооружённые китайские солдаты.
Однажды к теплоходу без всякого разрешения пришвартовался военный катер. Из динамика на его борту громко разносилась бравурная музыка. Вахтенный штурман попросил объяснить причину такого поведения. С катера закричали:
- Наша территория, где хотим, там и причаливаем!
Команда катера стала истерически выкрикивать оскорбительные слова в адрес советских моряков. Через несколько минут все находившиеся на военном катере вытащили из карманов красные книжечки и около полутора часов хором распевали цитаты из произведений Мао Цзе-дуна.

17 декабря с советской стороны был заявлен протест посольству КНР в Москве в связи с незаконным арестом теплохода «Загорск» и выдвинуто требование о немедленном освобождении. Однако китайская сторона не только не предприняла никаких мер по освобождению судна, но даже не дала ответа на это заявление.
В связи с этим советская сторона вновь заявила решительный протест против ареста советского теплохода. Лишь после этого китайские власти были вынуждены 24 декабря отпустить советский теплоход «Загорск».

Судну пришлось изменить маршрут. Пока теплоход стоял 20 дней в порту Дальний, задерживаемый китайскими властями, Охотское море сковали льды. Министерство морского флота СССР оставило за собой право предъявить соответствующим властям КНР требование о возмещении ущерба, вызванного незаконным задержанием в течение длительного времени теплохода «Загорск».

Симпатии к советскому народу, к КПСС, прошлые и настоящие, объявляются в Китае контрреволюционным преступлением. Особенно разнузданный характер антисоветская кампания приобрела в январе-феврале 1967 года. .

Владимир Высоцкий на провокационные действия китайских властей времён "культурной революции" откликнулся песней, в которой были такие куплеты:
Вот немного посидели,
А теперь похулиганим
Что-то тихо, в самом деле -
Думал Мао с Ляо Бянем.
Чем еще уконтрапупишь
Мировую атмосферу?
Вот мы покажем крупный кукиш
США и СССР-у.
И ведь главное, знаю отлично я,
Как они произносятся,
Но что-то весьма неприличное
На язык ко мне просится.
Хун-вей-бины.
*уй-венбины - ведь это ж неприлично.

БЕСЧИНСТВА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

25 января 1967 года в полдень около семидесяти китайских граждан – это были главным образом китайские студенты, возвращающиеся через Москву в КНР, и сотрудники китайского посольства в Москве – прибыли на Красную площадь и стали в очередь желающих посетить Мавзолей В.И.Ленина.
Когда китайские граждане подошли к Мавзолею, их представитель возложил венок у входа. Однако затем они стали грубо нарушать установленные всем известные правила посещения Мавзолея В.И. Ленина. Китайские граждане выстроились вдоль Мавзолея, перепрыгнув через ограждения, достали книжечки цитат Мао Цзе-дуна и стали хором выкрикивать его «изречения». (Как впоследствии стало известно из заявления МИД КНР, китайские граждане заведомо пришли на Красную площадь не для того, чтобы почтить память великого вождя пролетарской революции – Ленина, а прославлять Мао Цзе-дуна).
Таким образом, они создали беспорядок, мешая другим посетителям пройти в Мавзолей. Советские люди, стоявшие вслед за китайской группой, терпеливо ждали. Находящиеся обычно в дни посещения Мавзолея около него два-три милиционера, наблюдающие за порядком, предложили китайским гражданам либо пройти в Мавзолей, либо освободить проход и не задерживать очередь.
В ответ на это законное требование китайские граждане стали ещё громче выкрикивать цитаты Мао Цзе-дуна и требовать, чтобы советские люди присоединились к их декламации. Свои требования они подкрепляли выкриками, толчками, явно провоцируя беспорядок.
Чтение цитат сменилось сплошным истерическим криком китайских граждан. И в этот момент один из них ударил по лицу женщину, стоявшую в очереди. Это послужило как бы сигналом для всей группы китайских граждан. Они стали набрасываться на советских людей, наносить удары.

Хулиганство китайских граждан – бесчинства, нападения на советских людей, драка и выкрики – продолжалось несколько минут. Советские люди, находившиеся на Красной площади, продемонстрировали большую выдержку и спокойствие. Сами, без помощи милиции, они, взявшись за руки, образовали живую цепь и вытеснили китайскую группу на несколько метров от Мавзолея в сторону собора Василия Блаженного. После этого советские люди отошли в сторону, а китайские граждане, поняв, что провокация не увенчалась успехом, вынуждены были сесть в автобусы и уехать с Красной площади.

Организаторы бесчинств на Красной площади собрали в китайском посольстве митинг, на котором выступил Временный Поверенный в делах КНР в СССР, выразивший своё «восхищение» уголовно-наказуемыми действиями хулиганов. Более того, Временный Поверенный в делах КНР угрожал, что советские люди «заплатят за нашу кровь».

Следующий акт постыдного спектакля, который был разыгран китайскими представителями в Москве, состоялся при отъезде группы китайских студентов на Ярославском вокзале. Они появились на вокзале с марлевыми наклейками и пластырями на щеках, пятнами йода на лицах. По отзывам очевидцев, они были раскрашены с использованием пудры, туши и губной помады. Однако под поспешно наложенным гримом нельзя было обнаружить никаких признаков царапин, синяков, порезов и опухших мест…

Продолжением антисоветской истерии, организованной китайскими властями, послужила «торжественная» встреча прибывших самолётом в Пекин девяти участников провокации на Красной площади в Москве, а также 49 китайских студентов из других стран. В своей речи на аэродроме заместитель премьера Госсовета, министр иностранных дел Чэнь И расхваливал «революционные заслуги» хулиганов.

По Пекину разъезжали грузовики с громкоговорителями, через которые непрерывно передавалась фальшивая версия фактов, связанных с хулиганскими выходками китайских студентов на Красной площади в Москве.

ШАБАШ У СОВЕТСКОГО ПОСОЛЬСТВА

Вслед за провокационными выходками китайских граждан в Москве началась новая волна бесчинств у здания советского посольства в Пекине.

26 января вечером около тысячи хунвейбинов устроили у ворот советского посольства бесчинства и демонстрации. Организованные колонны хунвейбинов изо всех районов города с лозунгами против Советского Союза, против политики КПСС и Советского правительства стекаются к посольству СССР. Ворота и ограда посольства, торгового представительства СССР исписаны злобными антисоветскими высказываниями. Среди этих надписей есть, например, такие: «Кто против Мао Цзе-дуна, тому размозжим голову», «Советские ревизионисты – враги китайского народа».
В скопище хунвейбинов кричали: «Мы ждём момента, чтобы отомстить вам, мы спустим с вас шкуру, распорем вам вены, сожжем ваши трупы и развеем по ветру ваш прах».

Шабаш хунвейбинов и «отрядов смуты» (цзаофаней) вокруг советского посольства в Пекине принимает самые изуверские формы. Из мощных громкоговорителей раздаются гнусная брань и кровожадные призывы к расправе над советскими людьми.
Бесчинствующая толпа обманутых «антисоветской пропагандой» китайских граждан устраивает вокруг советского посольства оргии с кострами, на которых сжигаются изображения советских людей. На территорию посольства бросают различные горящие предметы, создающие опасность возникновения пожара.

29 января Министерство иностранных дел СССР вручило посольству КНР в СССР ноту, в которой сообщалось о следующем.
Против советского посольства в Пекине 26 января 1967 года вновь начались антисоветские действия организованных групп китайских граждан. В адрес посольства и правительства СССР раздаётся грубая брань, клевета, враждебные выкрики и угрозы. Бесчинствующие толпы, заблокировав въезд на территорию посольства, препятствуют проезду служебных автомашин, обливают их краской, бьют по ним палками, приводят автомашины в негодное состояние.
Разнузданные хулиганы не дают советским людям выйти из ворот посольства, а посетителям – пройти на его территорию. Создана обстановка, в условиях которой посольство лишено возможности нормально осуществлять свою деятельность.
Ни у кого не возникает сомнений в том, что бесчинства, происходящие у советского посольства в Пекине в последние дни, не только поощряются, но и организовываются китайскими властями.
Советская сторона оставляет за собой право принять необходимые меры в случае, если китайские власти не создадут нормальных условий для деятельности советского представительства.

30 января у посольства СССР в КНР после небольшого ночного перерыва возобновились антисоветские бесчинства.
Автомашины с громкоговорителями, через которые передаются антисоветские речи и провозглашаются антисоветские призывы, теперь располагаются не только у центрального входа в посольство, но и вокруг всей его территории. Они почти не умолкают ни днём, ни ночью.
Угрозы по адрес советских людей можно слышать не только у ворот посольства. Ими сопровождается появление советских граждан в городе. Останавливающиеся на улицах китайской столицы автомашины, в которых следуют советские люди, исписываются и заклеиваются лозунгами антисоветского содержания.

2 февраля 1967 года. Шестой день советское посольство в Пекине осаждено беснующимися толпами хунвейбинов и цзаофаней. Через громкоговорители, установленные на автомашинах, передаются антисоветские речи и провозглашаются антисоветские призывы. Дикторы зачитывают «смертные приговоры» хунвейбинов работникам посольства.
В этот же день около 11 часов утра у управления китайского Гражданского флота были задержаны советские дипломаты и сотрудники других советских учреждений в Пекине. Они были отпущены только на следующие сутки около 3 часов ночи после энергичных протестов с советской стороны. В течение 16 часов они подвергались оскорблениям, шантажу и угрозам, а в отношении некоторых из них была применена физическая сила; машины советского посольства были обезображены до неузнаваемости.
У посольства СССР в Пекине по-прежнему продолжается дикий разгул хулиганствующих молодчиков.

ИСТЕРИЯ НА АЭРОДРОМЕ ПЕКИНА

Хулиганы не только чинят препятствия и создают невыносимые условия для деятельности посольства СССР, но и препятствуют эвакуации советских женщин и детей из Пекина.

«Бойцы отрядов Мао Цзе-дуна» всячески мешали эвакуации. Они оскорбляли советских дипломатов, оформлявших документы и багаж отъезжающих. Здание Пекинского аэропорта было увешано злобными антисоветскими лозунгами и плакатами. Один из огромных плакатов на аэродроме гласил: «Призываем всех не допускать погрузку на советские самолёты!».
В аэропорту советских дипломатов в течение многих часов держали в окружении, не давая сесть. Оскорблению подверглись также дипломатические работники других социалистических стран. Хулиганы всеми силами старались спровоцировать драку.

Когда отъезжающие поднимались в самолёт, из толпы неслось: "Собаки", "Подлецы", "Убирайтесь домой", "Смерть советским ревизионистам", "Долой советских ревизионистов".

В ответ на неоднократные резкие протесты посольства СССР и требования безотлагательно принять необходимые меры по пресечению бесчинств и обеспечению безопасности советских людей, официальные представители китайского МИД отвечали грубым отказом.
8 февраля 1967 года из Пекина вылетели последние две группы семей советских работников.
Не добившись своей цели – сорвать отъезд советских семей из Пекина, - организаторы антисоветской истерии свою злобу решили выместить на наших дипломатах при возвращении их с аэродрома. Разбушевавшаяся толпа блокировала автобус, в котором находился 21 советский работник. 12 часов они не могли вырваться из окружения и вернуться в посольство. 34 других советских работника, тоже возвращавшихся с аэродрома и подвергшихся нападкам хулиганов, вынуждены были укрыться в посольстве одной из социалистических стран.

9 февраля МИД СССР вручило посольству КНР в Москве ещё одну ноту, в которой потребовало немедленного прекращения принятых китайскими властями произвольных мер, направленных против советского посольства в Пекине и свободы передвижения его сотрудников.
11 февраля в полдень на центральном городском стадионе «Гужень» состоялся антисоветский митинг, который транслировался по радио и телевидению. С речами, изобилующими злобными выпадами против КПСС и СССР, выступили Чжоу Эньлай и Чэнь И. На митинге была провозглашена «победа» над «советскими ревизионистами». В чём она заключалась, никто не сказал – ни премьер, ни министр, ни хунвейбины, ни цзаофани, выступавшие с истерическими речами. Чжоу Эньлай целиком и полностью одобрил все хулиганские выходки и бесчинства хунвейбинов, а хунвейбиновская печать изображала хунвейбинов «героями».
11 и 12 февраля у советского посольства ещё продолжалась хунвейбиновская вакханалия, хотя накал её заметно ослабевал.
13 февраля впервые за последние недели у посольства не было бесновавшихся толп. Изредка к нему подходили отдельные группы.
14 февраля во второй половине дня от посольства ушла последняя машина с громкоговорителями.

По материалам советской прессы за 1967-68 г.г.:
1. «Известия»
2. «Комсомольская правда»
3. «Неделя»
4. «Правда»
5. Сообщение ТАСС
6. «Тюменская правда»
7. Яковлев М. 17 лет в Китае (1981 г.).


Но ближе к современной действительности. Обязательно сходите на выставку в Манеже под названием "От великих потрясений к великой победе. 1914 - 1945." Как пишет мне на сайт мой знакомый прозорянин: "Сегодня с огромным удовольствием посетил выставку в Манеже. Впечатление потрясающее от впервые увиденного, как теперь называют, интерактивного показа исторических материалов с огромным количеством фотографий, высказываний видных политиков, священников, биографов, художников и кинематографов".

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Хунвейбины (или «красные стражи» в дословном переводе с китайского) — это участники, созданного в годы Культурной Революции в Китае движения, направленного на ликвидацию капиталистических порядков, космополитизма и государственной измены.

Почти все тоталитарные режимы использовали молодёжь в качестве своей опоры, пользуясь неопытностью большинства подростков. Не был исключением и режим Мао Цзэдуна. Отряды хунвейбинов составляли молодые люди в возрасте от 12 до 20 лет. Однако если гитлерюгенд в Третьем Рейхе или комсомол в Советском Союзе эпохи Сталина не играли серьёзной роли в политических процессах, то хунвейбины стали основной ударной силой Мао Цзэдуна, не имевшего в подчинении такой развитой и могучей структуры, как например, НКВД. В 1950-60-е годы, после провала «Большого скачка» и начала кампании десталинизации в СССР, Мао Цзэдун ощутил существенный удар по своему авторитету.

Для того чтобы избавиться от своих политических противников, в 1966 году Великий Кормчий начал Культурную революцию, ключевая роль в которой была отведена хунвейбинам. Чтобы молодые люди могли полностью посвятить себя политической борьбе, указом Мао Цзэдуна по всей стране на несколько месяцев прекратили работу все учебные заведения. Получившие полную власть в свои руки «красные стражи» начали:

  • физически уничтожать врагов Мао, которыми были, преимущественно, интеллигенты, священнослужители и зажиточные крестьяне. Первыми от рук хунвейбинов пострадали школьные учителя и преподаватели высших учебных заведений. После того как Мао Цзэдун объявил о том, что многие региональные ячейки компартии также недостаточно лояльны по отношению к нему, начались погромы в местных администрациях и убийства мелких чиновников;
  • развешивать на стенах домов и в школах «дацзыбао» — прокламации с угрозами в адрес всех непокорных;
  • врываться в дома в поисках улик, подтверждающих причастность хозяев к подрывной антикоммунистической деятельности;
  • громить магазины, аптеки, библиотеки, рестораны, учебные заведения и музеи;
  • уничтожать всё, что, по мнению хунвейбинов, могло относиться к предметам роскоши;
  • нападать на прохожих в одежде западного кроя или с причёсками на западный манер;
  • вести политическую пропаганду;
  • бороться со всем, что на их взгляд, перечило коммунистическим взглядам: проведением праздников и похорон, развлечениями;
  • сжигать книги и уничтожать произведения искусства.

Все действия хунвейбинов признавались законными и всячески поощрялись властями.

Ликвидация хунвейбинов

Хунвейбины превращали Китай в руины и уничтожали лучших людей своего времени. Очень быстро «красные стражи» потеряли свой интерес к политике, возникали отдельные шайки, занимавшиеся грабежом и насилием. Также среди лидеров движения началась внутренняя борьба за власть: по одну сторону баррикад встали дети бедняков, а по другую — выходцы из семей партийных чиновников.

Подростковый бунт стал утомлять не только простых китайцев, но и сторонников Мао. Великий Кормчий боялся потерять контроль над молодёжью и уже в 1967 году стал предпринимать первые шаги для сворачивания движения. К тому же хунвейбины уже исчерпали себя и выполнили ту функцию, которую на них изначально возлагал Мао Цзэдун. Теперь молодёжные отряды были для него лишь помехой на пути восстановления порядка. Часть хунвейбинов отказались подчиняться указу о роспуске своих организаций, поэтому Мао Цзэдун начал применять против мятежной молодёжи регулярную армию. Многие хунвейбины были расстреляны или отправлены в ссылки.

И по сей день в Китае и заграницей остаётся немало бывших хунвейбинов, в юности охотно учинявших расправы над врагами Великого Кормчего. Некоторые из них, например, отличница Культурной Революции в Сон Биньбинь, до смерти забившая свою школьную учительницу, а ныне — преподавательница Массачусетского университета; сегодня утверждают, что искренне раскаиваются в своих поступках. Впрочем, поскольку руководство современного Китая постепенно отказывается от культа Мао и проводит новые, более либеральные идеи через СМИ, подобные публичные покаяния вряд ли можно рассматривать, как нечто большее, чем часть политической пропаганды. Некоторые же из бывших хунвейбинов гордятся своим прошлым. Несмотря на то, что многим из них глубоко за 60, они добровольно помогают милиции патрулировать улицы, продолжая чувствовать себя верными слугами режима.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!