Китайский поэт ли бо краткая биография. ДУ ФУ: биография, коротко о жизни и творчестве: ЛИ БО

ЛИ БО
(705-762)

С 618 года в Китае начинается правление династии Тан, которое длилось практически триста лет. В итоге объединения враждующих меж собой княжеств было сотворено сильное правительство.

До того времени неслыханная широта общения с наружным миром содействовало знакомству с различными до сего времени незнакомыми для Китая религиозными взорами. Эта широта содействовала религиозному терпению, а совместно с ним и свободе выражения воззрений.
Обычное почтение к литературе получила практического нрава: одним из основных предметов на экзаменах на чиновничьи должности была поэзия. Поэзия всячески поощрялась часто правителями страны, которые сами писали стихи. В политику и литературу пришли выходцы из семей средних и мелкопоместных землевладельцев, которые выросли в деревнях и были более близки к народу, чем древняя аристократическая вершина. Это не могло не воздействовать на литературу.

Миропонимание танского литератора намного расширился. Актуальный опыт поэта уже не ограничивался родным поселком и недалеким городком, а обхватывал огромную страну с неодинаковыми критериями жизни в различных ее уголках. Поэт, который все почаще был муниципальным бюрократом, и собственной службой, и творчеством обязан был участвовать в жизни страны.
Когда мы обращаемся к танской литературы, сначала мы говорим о лирическую поэзию. Она продолжила и развила величавые заслуги прошедшего и поднялась на невиданную высоту.

Преодолевая внутреннюю пустоту и красоту стихов V — VI веков, 1-ые танськие поэты хотя и были носителями этих пороков, но на их творчество уже легла печать нового: будущая простота формы и глубина поэтической мысли.
В танськие времена переживали собственный расцвет 5 — и семисловные стихи с двухрядной строфой, с обусловленным чередованием тонов, с единой рифмой. Они дали огромную возможность применению в поэзии разговорной речи. Новшество танской поэзии смешивалось с традиционностью изобразительных средств и высказывалось не только лишь в открытии новейшей, но — нередко — в углублении обычной темы. Горы и реки, залог и месяц, путник, ветла и весна — все это было и развивалось в китайской поэзии с древности, и все это приобретало в течение веков новейшую расцветку. В движении поэзии от возвышенности к обыденности и конкретности отразился тот генеральное направление поэзии танского времени, на котором были достигнуты самые большие ее победы.
Сначала танской поэзии стояли такие выдающиеся мастера, как Ван Бо, Лу Чжао-линь, Чэнь Цзи-ан, Мэн Хао-жань, Гао Ши и другие. Не считая «тихой» поэзии тех пор была и другая — поэзия битв и странствий, которая изображала человека в буйных, бурных обстоятельствах. Любой из этих различных поэтов так либо по другому предшествовал творчества собственных превосходных современников — Ли Бо и Ду Фу.

Ли Бо, узнаваемый поэт старого Китая, родился в 701 году, был родом из сегодняшней провинции Сычуань. Китайские биографы изображают Ли Бо превосходным безумцем, который черпает свое вдохновение в бокале с вином, в обществе других поэтов, которые образуют поэтическую содружество поначалу из 6 членов («6 мудрейших из Букового потока»), а потом из восьми («Восемь бессмертных Винной чаши»). Такие общества в ту эру игрались роль литературных школ. Еще в молодом возрасте поэт грезил помогать людям, и поэтому он выбрал необыкновенный путь для юного человека его поколения: не сдавал экзаменов, ушел из дома, жил в стороне от людского жилища, путешествовал, увлекался одиночеством. Ему было 40 лет, когда правитель позвал его в собственный дворец и одарил званием ханьлинь, что на данный момент мы бы считали академической степенью. Ли Бо оставался поэтом, независящим в убеждениях и поступках, а это не совпадало с придворными правилами. Через три года Ли Бо покинул столицу ради новых путешествий и встречи с поэтами Ду Фу, Гао Ши и другими. Тех пор произошел бунт Ань Лу-шаня, и через Лушань, где тормознул поэт, проходили войска Ли Линя, младшего брата правителя Су-цзуна. Ли Бо согласился пойти к нему на службу, когда Ли Лень посягнул на престол, и поэта как его приверженца, был брошен в кутузку, а потом сослан в дальний Єлан. Позже его простили, возвратили среди дороги. Через пару лет после этих событий, в 762 году, Ли Бо погиб в доме собственного родственника Ли Ян-бина, которому мы должны сборником произведений поэта. Осталось более дев’ятьсот его стихов.

Ли Бо выделялся посреди современников собственной необычностью. Он превозносил храбрых путников, защищал обездоленных и ощущал себя победителем, который не знает препядствий. Другие поэты огорчались бедами, пеняли на будничные неурядицы. Ли Бо еще в юношеском возрасте откинул от себя эти мелочные волнения и жил в непрерывном поэтическом горении, постигал в самом для себя целый мир и поэтому не страшившийся одиночества.
Сила образов стихотворений Ли Бо поражала его современников. Как поэт он находится в самой гуще, в самом тесноватом скопище народа, и его можно созидать отовсюду, и сам он лицезреет весь современный ему мир — ничто не способно укрыться от его взора. Ли Бо писал все, что находилось в кругу танской поэзии. В его «пограничных» стихах мы находим мужество, строгость и очаровательный лиризм, ощущаем романтику похода, но он пишет смелые стихи против войн, их было огромное количество в 40-50-е годы VIII века. Создатель пятидесяти 9 стихотворений «Старого», он ассоциирует себя с Конфуцием и обличает неправду. В его творчестве можно проследить связь с старой народной поэзией. Свои стихи он строил, успешно распространяя пределы правил, давал подсказку новым поэтам пути продвижения вперед, восстанавливая китайское стихосложение, приближая словарь поэзии в словаре жизни. Независимость Ли Бо была логичным развитием эталона свободы, он был уверен в собственной миссии поэта-пророка, поэта-учителя, и она добивалась от него полной самоотдачи. Поэт был величавым, но в отношении к людям не имел и тени тщеславия: его поглощают людские заботы, он дает людям утешение, просвещает их, учит сочувствию.

Лирические мотивы Ли Бо характерны для всей древнекитайской поэзии. В поэзии Ли Бо, известного стилиста собственного времени, это — воспевание вина, цветов, луны, дружбы, природы в целом.


Ли Бо или Ли Бай или Ли Тай-бо (701-762) — китайский поэт времён династии Тан.

Известный как Бессмертный поэт (варианты перевода — «поэт-святой», «гениальный поэт»), Ли Бо принадлежит к числу самых почитаемых поэтов в истории китайской литературы. Он оставил после себя около 1100 произведений (включая около 900 стихотворений).

В ночной тишине Цзиньлина
Проносится свежий ветер.
Один я всхожу на башню,
Смотрю на У и на Юэ.
Облака отразились в водах
И колышут город пустынный,
Роса, как зерна жемчужин,
Под осенней луной сверкает.
Под светлой луной грущу я
И долго не возвращаюсь.
Не часто дано увидеть,
Что древний поэт сказал.
О реке говорил Се Тяо:
"Прозрачней белого шелка", -
И этой строки довольно,
Чтоб запомнить его навек.
("На Западной башне в городе Цзиньлин читаю стихи под луной", перевод А. Ахматовой)

Западный мир познакомился с его работами благодаря вольным переводам японских версий стихов Ли Бо, сделанным Эзрой Паундом, а на русский его переводили Николай Гумилёв, Анна Ахматова и другие.

Ли Бо известен своим неуемным воображением, эпатирующей манерой поведения, глубокой философичностью и яркими образами даосов в своей поэзии, а также, по распространённым преданиям, своей любовью к спиртному. Как и Ду Фу, он много времени проводил в путешествиях.

Ли Бо родился в семье богатого торговца. Существует довольно много различный версий, по поводу того, в какой местности родился поэт. На сегодняшний день значительная часть исследователей предполагает, что Ли Бо возможно родом из области прежнего Туркестана (Тюркского каганата), в близи современного города Токмак (Токмок), на севере Киргизии.

Впоследствии его семья переехала в Цзянъюй (Цзянъю) (ныне называется также), провинция Сычуань) когда ему было 5 лет. Его происхождение не могло предоставить ему больших возможностей в эпоху династии Тан.

Несмотря на сильное желание стать чиновником, он не стал готовиться к экзаменам на государственную службу. Вместо этого, в возрасте 25 лет, он отправился в путешествие по Китаю, ведя себя как своенравный вольнодумец, что противоречило общепринятому образу благородного человека по Конфуцию. Позднее Ли Бо был представлен ко двору императора и получил должность в Академии Ханьлинь.

На посту придворного поэта Ли Бо провел менее двух лет, а затем покинул двор по собственному желанию. Впоследствии путешествовал по Китаю до конца жизни. Осенью 744 года, а также в последующие годы встречался с Ду Фу. Во время восстания Ань Лушаня был вовлечен в мятеж против императора и осужден как «государственный преступник», . После разгрома восстания был сослан в Елань, но официального прощёния так и не получил до самой смерти.

Я стою... У яшмовых ступеней
Иней появляется осенний.
Ночь длинна-длинна... Уже росой
Увлажнен чулок мой кружевной.
Я к себе вернулась и, печальна,
Опустила занавес хрустальный.
Но за ним я вижу: так ясна
Дальняя осенняя луна!
("Тоска у яшмовых ступеней", перевод Ю. Щуцкого)

Ли Бо - один из самых почитаемых китайских поэтов. Да что там китайских - его имя ставят в один ряд с Данте и Петраркой, Гете и Шиллером, Пушкином и Шекспиром.

Гениальный безумец Ли Бо черпал свое вдохновение в вине. Отказался от службы, уехал в горы, собрав шесть единомышленников - Шесть воспаривших у ручья в бамбуковой роще (или Шестеро беспечных из бамбуковой долины). Компания проводила время за разговорами за чаркой вина. Позже их стало восемь - Восемь пьяных бессмертных (или Восемь винных сяней).


Как говорили современники:

У поэта Ли Бо на доу вина -
Сто превосходных стихов.

Потом были долгие годы странствий и недолгая служба при дворе императора. Ли Бо был изгнан из дворца за то, что не явился к повелителю, так как был сильно пьян:
В Чанъане на рынках знают его
Владельцы всех кабаков.
Сын Неба его пригласил к себе -
Он на ноги встать не смог.

И снова странствовал, писал стихи:
Плывут облака
Отдыхать после знойного дня,
Стремительных птиц
Улетела последняя стая.
Гляжу я на горы,
И горы глядят на меня,
И долго глядим мы,
Друг другу не надоедая
* * *
Я - цзюйши из Цинляня, изгнанный сянь.
В кабаках хороню свое имя вот уже тридцать лет.
А тебе, правитель Хучжоу, чего же и спрашивать?
Я - будда Цзиньсу, его воплощение.

Под луной одиноко пью
(пер. А.И. Гитовича)
Cреди цветов поставил я
Кувшин в тиши ночной
И одиноко пью вино,
И друга нет со мной.

Но в собутыльники луну
Позвал я в добрый час,
И тень свою я пригласил -
И трое стало нас.

Но разве, - спрашиваю я, -
Умеет пить луна?
И тень, хотя всегда за мной
Последует она?

А тень с луной не разделить,
И я в тиши ночной
Согласен с ними пировать,
Хоть до весны самой.

Я начинаю петь - и в такт
Колышется луна,
Пляшу - и пляшет тень моя,
Бесшумна и длинна.

Нам было весело, пока
Хмелели мы втроем.
А захмелели - разошлись,
Кто как - своим путем.

И снова в жизни одному
Мне предстоит брести
До встречи - той, что между звезд,
У Млечного Пути.

По легенде, Ли Бо утонул в реке Гуси, притоке Янцзы, вывалившись пьяным из лодки, когда пытался поймать отражение луны в воде - достойная смерть великого поэта!

Поэт Ли Бо, любующийся луной, 13в.

Здесь о Ли Бо больше:

Ли Бо, (второе имя – Ли Тай-бо) (701-762) китайский поэт

Родился в современной провинции Ганьсу, но детство и юность провёл в Сычуани. Писать начал в юности, привлёк внимание выдающихся поэтов. Однако экзамены, необходимые для занятия должности чиновника, сдавать отказался.

В 26 лет покинул дом и отправился странствовать. Вплоть до 738 он ходил по стране и писал стихи, воссоздавая в них картины гор, водопадов, бамбуковых рощ.

Когда ему исполнилось 40 лет, император с почётом принял его у себя во дворце, даровав высшее учёное звание. Поэта призвали на службу в Чанъань. При дворе Ли Б о не ужился и в 744 покинул столицу.

В Лояне он познакомился с поэтом Ду Фу, странствовал вместе с ним. Стихи этого периода полны возмущения против грубости и заносчивости знати. Поселился вблизи от Ду Фу и Гао Ши. Их беседы и встречи украсили мировую литературу.

В 756 мятеж полководца Ань Лу-шаня заставил императора вновь обратиться за помощью к Ли Бо. Это принесло поэту одни несчастья: входя в свиту младшего брата императора Ли Линя, он оказался замешан в готовящемся перевороте. Поэту грозила казнь, но его сослали в Елан. Пока он добирался до места ссылки, прошло три года, и поэт был прощён.

Ли Бо или Ли Бай или Ли Тай-бо (701-762) — китайский поэт времён династии Тан.

Известный как Бессмертный поэт (варианты перевода — «поэт-святой», «гениальный поэт»), Ли Бо принадлежит к числу самых почитаемых поэтов в истории китайской литературы. Он оставил после себя около 1100 произведений (включая около 900 стихотворений).

Западный мир познакомился с его работами благодаря вольным переводам японских версий стихов Ли Бо, сделанным Эзрой Паундом, а на русский его переводили Николай Гумилёв, Анна Ахматова и другие.

Ли Бо известен своим неуемным воображением, эпатирующей манерой поведения, глубокой философичностью и яркими образами даосов в своей поэзии, а также, по распространённым преданиям, своей любовью к спиртному. Как и Ду Фу, он много времени проводил в путешествиях.

Ли Бо родился в семье богатого торговца. Существует довольно много различный версий, по поводу того, в какой местности родился поэт. На сегодняшний день значительная часть исследователей предполагает, что Ли Бо возможно родом из области прежнего Туркестана (Тюркского каганата), в близи современного города Токмак (Токмок), на севере Киргизии.

Впоследствии его семья переехала в Цзянъюй (Цзянъю) (ныне называется также), провинция Сычуань) когда ему было 5 лет. Его происхождение не могло предоставить ему больших возможностей в эпоху династии Тан.

Несмотря на сильное желание стать чиновником, он не стал готовиться к экзаменам на государственную службу. Вместо этого, в возрасте 25 лет, он отправился в путешествие по Китаю, ведя себя как своенравный вольнодумец, что противоречило общепринятому образу благородного человека по Конфуцию. Позднее Ли Бо был представлен ко двору императора и получил должность в Академии Ханьлинь.

На посту придворного поэта Ли Бо провел менее двух лет, а затем покинул двор по собственному желанию. Впоследствии путешествовал по Китаю до конца жизни. Осенью 744 года, а также в последующие годы встречался с Ду Фу. Во время восстания Ань Лушаня был вовлечен в мятеж против императора и осужден как «государственный преступник», . После разгрома восстания был сослан в Елань, но официального прощёния так и не получил до самой смерти.

Ли Бо умер в Даньту (ныне провинция Аньхой Аньхуэй). Принято считать, что он умер от болезни легких в доме своего дяди в Данту. По легендарной версии, утонул в реке Гуси, притоке Янцзы, вывалившись из лодки в состоянии опьянения, когда пытался поймать отражение луны в воде, а затем взлетел на небо. Существует также версия о смерти от отравления ртутью в результате употребления даосских эликсиров долголетия.

Творчество и наследие

Ли Бо приписываются около 1000 стихотворений, но достоверность этого во многих случаях вызывает сомнения. Наиболее известны его работы в жанре юэфу, эмоциональные и часто фантастические. Также его часто связывают с даосизмом: это важный элемент его произведений. Хотя в своем «Духе старины» (Гу фэн) он часто принимает точку зрения конфуцианца-моралиста, и многие его стихотворения достаточно традиционны для тогдашней культуры.

Как и о большинстве гениев (таких как Моцарт), существует множество легенд о том, насколько легко давалось Ли Бо поэтическое творчество, говорили, что сочиняет он с невиданной скоростью и без последующей правки.

Его любимый размер — стих из 5 и 7 слов, им написано более 160 произведений. Ли Бо черпал вдохновение в размышлениях о чистой Древности, а также в наблюдениях за природой и человеческой жизнью. Обладая недюжинным воображением, Ли Бо мог создавать изящные примеры полного использования элементов китайского языка.

Его произведения впечатляют не только из-за начитанности и эрудиции автора (как у Ду Фу), а еще и за счёт неудержимой фантазии и отождествления читателем себя со свободномыслящей личностью автора.

Ли Бо известен на Западе благодаря работам Эзры Паунда, музыке Густава Малера, а также переводам Ханса Бетге, которыми и пользовался Малер. На русском языке его произведения выходили в переводах Н.Гумилева, А.Ахматовой, А. И. Гитовича, В. М. Алексеева, а такжеЛ.3.Эйдлина, Л. Е. Бежина.

В честь Ли Бо назван кратер на Меркурии.

Литература

  • Поэзия эпохи Тан (7 — 10 вв.): Перевод с китайского. /Ред. Р. Делюсин, Т. Редько, В. Сорокин и др.; сост. и вступ. ст. Л. Эйдлина. — М.: Худож. лит., 1987. — 479 с.
Сорокин В. Ф., Эйдлин Л. З.: Китайская литература. М., 1962
  • Книга о Великой Белизне. М., 2002 (сост. и пер. С.Торопцева)
  • Ли Бо. Дух старины. М., 2004 (сост. и пер. С.Торопцева)
  • Ли Бо. Пейзаж души. С-Пб., 2005 (сост. и пер. С.Торопцева)
  • Чуский Безумец Ли Бо. М., 2008 (сост. и пер. С.Торопцева)
  • С. А. Торопцев. Жизнеописание Ли Бо — Поэта и Небожителя. М., 2009.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!