Классный час лето с пользой. Классный час на тему: Разработка классного часа "Безопасность летнего отдыха"

НатальяАльбертовна Лепилкина

Классный час . Тема : «Зачем нужны каникулы .

(для учащихся 3-4 классов )

Лепилкина Н. А.

учитель начальных классов

г. Санкт - Петербург ГБОУ лицей 126

Цель : - развитие рефлексии школьника с помощью специального

Создать атмосферу учебного сотрудничества и большей

вовлеченности учащихся в учебный процесс ;

Развитие учеников как самостоятельно мыслящей,

действующей личности;

Ход работы. Первый блок.

Разговор начался с вопроса о том, зачем нужны каникулы .

- Зачем человеку каникулы ?

Задумывался ли кто-нибудь?

Затем, чтоб …

Фразу дети заканчивают сами, называя то действие, которое совершалось в каникулы .

Кто бы хотел рассказать о своих каникулах ?

Детям было предложено сначала пообщаться в группе, узнать о летних впечатлениях своих друзей и рассказать о своих впечатлениях.

Одновременно были воспроизведены правила общения в группе, порядок

высказываний и выслушивания каждого.

После этого дети выбирают одного человека от группы, который обобщил выступления членов группы и в двух словах рассказал классу о том , кто как провёл свой летний отдых. Так каждый смог познакомиться с летними событиями своих одноклассников . В процессе сообщения каждой из групп выступающие могут говорить сначала о себе, а потом о других. Эта ситуация выводит на разговор о внимательном отношении друг к другу. Далее учитель предложил детям подобрать слово, которое бы характеризовало каникулы с их точки зрения .

Каникулы ! Каникулы !. пора!

Каждой группе был выдан листок, где они за определённое время, обсуждая, записали характеристику своего эмоционального состояния летом. Вот что может получиться :

Радостная пора;

Пора отдыха;

Интересная пора;

Любимая пора;

Пора солнца и т. д.

Затем один человек из группы зачитывал свой список слов и разъяснял смысл понятия, которое в него вкладывается. «Для нас каникулы были …порой… »

Попутно учащиеся просили разъяснения некоторых характеристик лета. «Что вы имели в виду, когда говорили?» , «Что значит … пора?» .

Например :

Почему нервная пора?

Лето нервная пора не для детей, а для родителей. Ведь они переживают за своих детей, ведь дети дома одни, вдруг что-то натворят.

Был сделан вывод, что каникулы – весёлая пора для детей и переживаний для родителей. Одно и то же время бывает разным для разных людей. Учителем задается вопрос :

А можно ли было сделать так, чтобы для всех было хорошо?

Далее учитель предлагает ученикам выразить все свои ощущения, чувств, настроение в виде цветной ромашки. Дети работают индивидуально на альбомных листках красками. Желающие объяснили свою гамму цветов и последовательность листьев в ромашке. Каждый цвет связан с определёнными событиями в жизни ученика и вытекающими из них настроениями. Таким образом рассказать о себе ученикам оказалось намного проще, чем отвечать на вопрос – как ты провёл каникулы ?

Затем учитель предлагает детям взглянуть на лето в другой форме :

На доске вырос волшебный сад. Почему волшебный? Деревья в нём особенные. Одно «радостное» , другое «грустное» , «удивительное» , «задумчивое» , «счастливое» .

Но они без листьев! Сейчас попробуем «надеть» листья. Вспомните все те события лета, настроения и мысли. Выберите то дерево, куда бы вы хотели наклеить свой листочек, на котором опишете событие, вызывающие у вас соответствующие чувства.

Дети приклеивают свои листочки, кто-то «одевает» сразу два дерева.

Первый этап рефлексии был закончен оценкой мотивации детей, где детям было предложено оценить себя по пяти линейкам.

1. Моё желание идти в школу.

2. Родители заставляют идти в школу.

3. Иду в школу за знаниями.

4. Иду играть и бегать.

5. Общаться с одноклассниками и друзьями .

После этого детьми были отмечены все уровни. (см. фото)

Настрой детей на учебную деятельность определился для всех и каждого. Учитель благодарит учащихся за работу , а дети друг друга.

Второй блок можно провести в один день с первым блоком или на следующий день. Этот блок в большей степени связан с содержательной стороной каникул . Предложен вопрос :

Можно ли лето назвать лето полезной порой и почему?

Учитель просит детей, используя пантомиму, показать, что нового они научились делать летом. Все отгадывали.

А есть вопросы, которые «мучают» вас? На какие вопросы хотели бы получить ответ?

Все желающие проговорили свои вопросы. Вопросы свидетельствовали о том, что ученикам ещё много предстоит узнать. Весь набор вопросов был разделён на три блока. Учитель вместе с детьми выделил задачи на обучение в новом учебном году. Для этого сначала в группах, а потом вместе на доске записываем :

ХОЧУ ЗНАТЬ :

1. Когда возникла наша планета

2. Хочу лучше знать русский язык

3. Последнюю цифру

ХОЧУ УМЕТЬ :

1. Решать задачи

2. Лучше писать тестовые работы

3. Писать грамотно

ХОЧУ СТАТЬ :

1. Грамотным

2. Сильным

4. Полицейским

Из всего списка в каждом столбце выделяются самые реальные и существенные на сегодняшний день для нас задачи. «Содержательную» рефлексию проводится и по предметам. Она позволит выявить уровень знаний класса по предмету , успехи, на которые можно опереться при продолжении курса, трудности, которые нужно преодолеть .

Эта рефлексия летних каникул – эмоционально-личностного и содержательного состояния, настроила детей на новый учебный год и помогла учителю уточнить программу собственных педагогических дейсвий.

Тема: Безопасность на летних каникулах

Цель: обобщить знания учащихся по правилам поведения на летних каникулах.

Задачи:

1. Убедить детей в необходимости ведения здорового образа жизни.

2. Расширить знания детей о правилах безопасности.

3. Развивать внимание, мышление и речь.

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Форма проведения: тематический классный час, этическая беседа.

Оборудование: картинки с изображением дорожных знаков, ситуации возникновения пожара.

Ход классного часа:

    Вступительное слово

Здравствуйте дорогие ребята, я очень рады вас видеть! Лето – наверняка ваше любимое время года. Даже есть такая поговорка: лето – это маленькая жизнь.

Как вы думаете, что на свете всего дороже? (Жизнь) Как вы понимаете это слово? Что с ним связано? (Здоровье) А что влияет на наше здоровье?

Д: Питание, спорт, профилактика вредных привычек, соблюдение правил безопасности, правильный отдых.

Что такое безопасность? Какое отношение имеет это слово к здоровью? Вы уже догадались, о чем пойдет речь на нашем классном часу? (Да, о правилах безопасности на летних каникулах)

Ребята вы совершенно правы. Давайте мы сегодня поговорим о том, что поможет вам сохранить свое здоровье во время летних каникул.

    Основная часть

    Ребята, давайте проверим, как вы умеете разгадывать загадки. (Давайте)

1.Все ест, не наедается, а пьет – умирает. (Огонь)

2.Плывет электроход то взад, то вперед. (Утюг)

3. В маленьком амбаре держат сто пожаров. (Спички)

4.Без ног бежит, без огня горит, без зубов, а кусается. (Электрический ток)

Какие вы молодцы, правильно отгадали все наши загадки. Ребята, а какие вы знаете правила безопасности, которые помогут вам избежать пожара?

Д: Нельзя оставлять утюг, газовую печку и электроприборы включенными и без присмотра; нельзя трогать оголенный провод самому, а позвать взрослого; не зажигать фейерверки в помещении.

    Ребята, а вы когда-нибудь слышали о солнечных ожогах?

Д: Да, нет.

Что такое солнечный ожог?

Д: Это ожог, полученный в результате долгого пребывания на солнце.

Вы все правильно сказали. Ведь солнечные ожоги вовсе не так безобидны, как думают многие. А для того чтобы избежать таких ожогов, необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

    Одеваться в легкую одежду

    На голову надевать шляпу, кепку или панаму

    Нельзя находиться под прямыми солнечными лучами с 12:00 до 16:00

    Скажите, что вы знаете о таком насекомом, как клещ?

Д: Он маленького размера, пьет кровь, переносчик многих инфекции опасных для человека.

Вы так много знаете. Я хочу рассказать вам о технике безопасности, которая поможет вам избежать укуса клеща.

    Не следует без особой необходимости залезать в непроходимые чащи низкорослого кустарника, таких как: малина, ольха, орешник.

    Перемещаясь по лесной дороге, не срывайте веток, т.к. этим действием вы стряхиваете на себя большое количество клещей.

    Ноги должны быть полностью прикрыты

    Спортивные штаны, трико (желательно с гладкой поверхностью) должны быть заправлены в штаны

    Обязательно наличие головного убора

    Длинные волосы желательно спрятать под головной убор

    После похода по лесу, необходимо проверить (стряхнуть) как верхнюю одежду, так и нижнее белье.

    Осмотреть все тело

    Обязательно расчесать волосы мелкой расческой. Если вы обнаружили ползущего клеща, его необходимо сжечь. Помните, клещи очень живучи, раздавить его невозможно.

Если вы обнаружили клеща, который уже впился вам в кожу:

    Ни в коем случае не дергайте его самостоятельно, так как вы можете оторвать тело от головы (голова может существовать отдельно от тела)

    Для удаления клеща, необходимо залить его камфорным или растительным маслом, через 10 -15 минут аккуратно вытащить клеща пинцетом.

    Место укуса смазать зеленкой или йодом.

    Скажите, бывали ли с вами случаи, когда к вам подходили незнакомые люди?

Д: Да, нет.

А что вы делали в таких ситуациях?

Д: Отходил в сторону, не разговаривал с этим человеком.

И правильно делали. Предлагаю вам назвать несколько правил, которые помогут вам не стать жертвой мошенников.

Д: Нельзя открывать дверь не знакомым людям; если кто- то пытается залезть в квартиру, то надо звонить 02; нельзя доверять незнакомым людям, которые якобы пришли по просьбе родителей. Можно разговаривать с теми людьми, которых представил папа или мама.

Какие вы молодцы, назвали столько много правил. А сейчас я вам предлагаю обсудить несколько ситуаций.

    Если на улице к тебе обратился незнакомый человек, как ты с ним будешь разговаривать?

    Незнакомая женщина предлагает проводить тебя домой и говорит, что она твоя тетя. Что ты ей ответишь?

    Что ты будешь делать, если незнакомый человек предлагает сесть тебе в машину и поехать с ним на съемки «Ералаша»?

    Если к тебе обратился незнакомый молодой человек, он говорит, что его к тебе прислала мама за ключами, а сама ждет тебя у подъезда, а он забыл, где ты живешь, что надо сделать?

    Правильно. Ребята поднимите руку те, кто из вас ездил с родителями на море, реке или бывал в лагере?

Дети поднимают руки.

Расскажите, что вам говорили родители или вожатые перед тем, как вы шли купаться?

Д: Не надо заплывать за буйки. Если стало не хорошо во время купания, то сразу вылезть на берег. Не заходить в воду без взрослых. Не купаться в местах с глубоким дном. Не купаться в местах, где бьют родники. Почувствовав озноб, быстро выйти из воды и растереться сухим полотенцем. При судорогах не теряться, стараться держаться на воде и позвать на помощь.

    Наверняка у многих из вас есть велосипед. Конечно, велосипед приносит большую пользу для нашего здоровья. Он укрепляет мышцы, как тела, так и сердца, так же улучшает дыхательные процессы. Но нельзя забывать, что велосипед может быть и опасным. Чтобы с вами ничего не случилось, следует помнить некоторые правила:

    Надо использовать шлем, наколенники, налокотники, защиту ладоней – перчатки.

    Следите, чтобы велосипед был исправлен

    Обратите внимание на защиту цепи

    Следует ездить на специально отведенной дорожке.

Существуют специальные дорожные знаки, которые помогут вам определить, где можно ездить на велосипеде, а где нельзя. Посмотрите на доску. Вот этот знак показывает: что дорожка, где установлен этот знак, предназначена только для велосипедистов. Следующий знак показывает, что эта дорожка для пешеходов и велосипедистов. А этот знак, который запрещает движение велосипедов.

    Сейчас наступает лето, а вместе с ним пора вкусных и сладких ягод. И мало кто из вас удерживается от соблазна съесть не мытую ягоду. А вы знаете, к чему может привести поедание не мытых ягод?

Д: К тому, что может заболеть живот; может стошнить.

А также может привести к развитию различных кишечных инфекций. Необходимо помнить, что в жаркое время года продукты питания быстро портятся, а срок их хранения сокращается. Чтобы избежать пищевого отравления не забывайте о профилактике:

    Всегда надо мыть руки перед едой и после посещения туалета

    Пользоваться только кипяченой водой

    Тщательно промывать овощи и фрукты

    Пить только кипяченое молоко

    Приготовленные блюда хранить только в холодильнике и не более 2-х суток

Ребята расскажите, что нового вы сегодня узнали?

Дети рассказывают о новых знаниях.

На этом наш классный час заканчивается. Всем спасибо и до скорых встреч. Желаем вам весело, активно, а главное безопасно провести свои летние каникулы.

Разработка классного часа для младших школьников «Лето в загадках»

Цель : обобщить представления детей о лете, расширить знания о лекарственных растениях; развивать внимание, мышление, воображение.

Оборудование: у учителя — распечатки таблиц с названиями лекарственных растений для каждого ученика; у учащихся — тетрадь в клетку, ручка.

Учитель . Сегодня мы поговорим о наступающем лете — самом любимом времени года всех школьников! Наш разговор будет построен в виде цепочки загадок на данную тему, а также — заданий к ним.

Что такое лето? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. У каждого человека возникают свои ассоциации, лишь только он услышит это слово. Давайте поиграем в игру «Ассоциации», чтобы ярче представить себе картину лета.

Дети по очереди в быстром темпе называют ассоциации, возникающие у них при слове «лето». Например: солнце, каникулы, пляж, свобода, поход, бабушка, лагерь, ягоды, арбуз, дача, море...

Вспомним некоторые природные особенности, свойственные лету. Разгадав загадку, быстро (желательно с помощью какого-либо символа) зарисуйте отгадку, чтобы затем, глядя на рисунки, восстановить слова-отгадки.

Утром падаю всегда —

Не дождинка, не звезда —

И сверкаю в лопухах

На опушках и лугах. (Роса)

Прыгунка и скакунка

Подарило солнце.

Прыгунок и скакунок

Прыг-скок, прыг-скок

Со стены на потолок,

С потолка в оконце. (Солнечный зайчик)

Над лесами, над рекой

Семицветный мост дугой.

Если б мог я встать на мост —

Я б достал рукой до звезд! (Радуга)

Нахмурится, насупится,

В слезы ударится —

Ничего не останется. (Туча)

Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает? (Дождь)

Был крупинкой золотой —

Стал зеленою стрелой.

Солнце летнее светило

И стрелу позолотило. (Колос)

На кургане, на поляне

Сидит курочка с серьгами.

Кто мимо пройдет —

Всем по коробу дает. (Ягоды)

Невелик и коренаст,

Поглядеть решил на нас,

Приподняв с утра под елками

Лист с прилипшими иголками. (Гриб)

Учитель просит, используя выполненные учащимися в тетрадях рисунки, записать слова-отгадки. Проверка.

За что школьники любят лето? Прежде всего за то, что наступают... Вы уже, наверно, догадались:

Год закончился учебный,

Все заботы позади.

Лето! Игры, лес, рыбалка,

Приключенья впереди! (Каникулы)

А это значит, что вас ждут разнообразные спортивные и интеллектуальные игры, туристические походы, рыбалка, поездки к родственникам, отдых на море или в оздоровительном лагере, масса неожиданностей и приключений! Отгадайте загадки.

Стукнешь о стенку — а я отскочу,

Бросишь на землю — а я подскочу.

Я из ладони в ладони лечу,

Смирно лежать я никак не хочу. (Мяч)

Нагнут меня ребятки —

И дождь пойдет на грядки. (Лейка)

По воде идет, Крыльями упирается,

Водой умывается. (Лодка)

Сижу верхом не на коне,

А у туриста на спине. (Рюкзак)

Зубастые, а не кусаются. (Грабли)

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой,

Умещается в кармане,

А ведет нас за собой. (Компас)

Наклонилась над рекой —

Уговор у них такой:

Обменяет ей река

Окунька на червяка. (Удочка)

На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков. (Шахматы)

Примечание. По ходу учитель записывает от гадки на доску.

А теперь попробуйте разделить отгадки на че тыре группы.

Самостоятельная работа в тетрадях.

Проверка.

Ответ. 1. Мяч, шахматы — игры. 2. Лейка, грабли — садовый инвентарь. 3. Лодка, удочка — рыболовное снаряжение. 4. Рюкзак, компас — туристическое снаряжение.

А вот еще одна загадка:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню — земляникой,

Таню — костяникой,

Машеньку — орешком,

Петю — сыроежкой. (Лес)

Лес — отличное место отдыха. Он привлекает к себе любителей собирать грибы, ягоды, приверженцев туристических походов, рыболовов, охотников, просто желающих побродить по его полянкам, чтобы полюбоваться цветами, послушать пение птиц. Лес встречает нас непривычной тишиной, свежим, настоянным на ароматных травах воздухом, столь полезным для нашего организма...

Давайте проведем игру под названием «Рисуем лес». Она заключается в том, что каждый из вас по очереди будет выходить к доске и мелом рисовать только один какой-либо предмет живой или неживой природы, присущий лесу. В результате у нас должна получиться большая картина под названием «В лесу». Подсказки разрешаются. Повторять предметы можно. Постарайтесь включить свою фантазию на полную мощь!

Входе игры участники комментируют свои рисунки.

В заключение отмечаются самые оригинальные предметы.

Ваших отгадок ждут следующие загадки:

Белая корзинка,

Золотое донце.

В ней лежит росинка

И сверкает солнце. (Ромашка)

Белые горошки

На зеленой ножке. (Ландыш)

Не пустили в огород —

Оттого она и жжет. (Крапива)

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких. (Репей)

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его — сережки.

На земле лежат листки —

Маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг,

Лечит раны ног и рук. (Подорожник)

Дайте общее название этой группе отгадок. (Лекарственные растения).

В давние времена сила, заключенная в лекарственном растении, казалась людям, из-за недостатка знаний в области медицины, волшебной, колдовской. Они верили, что существуют травы, которые способны не только вылечить человека, но и указать, где запрятан клад, лишить памяти, приворожить любимого. Со временем наука смогла объяснить, какую пользу приносит то или иное растение, от каких болезней оно помогает, а фантастические вымыслы об их колдовской силе навсегда остались в прошлом. Благодаря ученым мы знаем, что, например, ромашка помогает при воспалении: ее настоем промывают гнойные раны, полощут горло при ангине. Ландыш — лекарство для больного сердца. Крапива избавляет от кровотечений. Репей помогает волосам стать густыми и красивыми. Подорожник останавливает кровотечение, помогает при ушибах, нарывах и укусах насекомых.

Лето — пора сбора лекарственных растений. Наверняка ваши бабушки, живущие в сельской местности, не пропустят этот момент. И вы тоже можете им помочь в этом. Только следует помнить, что собирая лекарственные травы, нужно всегда оставлять часть их неприкосновенными, чтобы сохранить эти ценные растения на будущее.

А сейчас, используя направление стрелок в таблице, расшифруйте еще несколько названий целебных трав.

Дети получают распечатки таблиц.

Ответ. 1. ВАЛЕРИАНА. Снимает нервное возбуждение, способствует лучшему пищеварению. 2. ЗВЕРОБОЙ. Используется при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, при повышенной раздражительности, бессоннице. 3. ПУСТЫРНИК. Успокоительное средство, «сердечная» трава. 4. ДУШИЦА. Успокаивает нервную систему, усиливает аппетит.

Какие еще лекарственные растения вы знаете?

В заключение я предлагаю вам самим придумать загадку о лете.

Самостоятельная работа, запись загадки в тетрадь. Проверка, обсуждение.

Занятие окончено . Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...»

Классные часы о лете проводятся перед летними каникулами, либо по их завершению. Перед началом каникул актуально поговорить с учениками о безопасных правилах поведении в воде, на дорогах, в лесу. После — обсудить, как они прошли, и что ожидает школьников в новом учебном году.

Цели и задачи классного часа на тему «Лето»

  • Формировать навыки безопасного поведения школьников в общественных местах, в транспорте, на отдыхе.
  • Развивать сообразительность, наблюдательность и осторожность.
  • Помочь адаптироваться школьникам к переходу от летних каникул к учебным будням и наоборот.
  • Создать праздничную атмосферу.

Какие темы выбрать для проведения классного часа о лете?

  • Здравствуй, лето!
  • Вот оно какое, наше лето!
  • Безопасное лето.
  • Лето пришло.
  • Пролетело лето как комета.
  • С тоской о лете.

Литературно-музыкальная составляющая классного часа

Если классный час ориентирован на празднование прихода лета, не обойтись без соответствующей музыки и поэзии. Разумеется, учащиеся должны быть главными героями этого мероприятия.

Музыкальное наполнение:

  • Летние каникулы (в исполнение ВИА «Веселые ребята»);
  • Песенка про лето («Вот оно какое наше лето…»);
  • Танцует лето;
  • Пришло лето;
  • Летний день (Сергея Прокофьева).

Литературное наполнение:

  • А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»;
  • А.К. Толстой «Крымские очерки» (отрывки про описание природы летом);
  • А. Блок «Летний вечер»;
  • И.А. Бунин «На пруде»;
  • Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело»;
  • А.Н. Майков «Летний дождь».

Стоит также подобрать загадки про лето, а пословицы и поговорки пусть найдут и подготовят школьники.

Для классного часа о безопасном лете необходимо подготовить плакаты «Пожар на природе», «Осторожно: клещи!», «Правила поведения на воде», «Правила дорожного движения».

В какой форме провести классный час о лете?

Разговор о безопасных летних каникулах лучше сделать в форме устного журнала. Каждая страница такого журнала — новый этап проведения мероприятия. Это может быть теоретическая часть, игры на усвоение правил безопасности, викторина.

К классному часу про лето учащиеся могут выпустить собственную газету, включить туда свои статьи, рисунки, загадки.

Классный час, который проводится после летних каникул, можно проводить в форме презентации, где школьники представляют свои работы на тему «Как я провел каникулы»: это могут быть рассказы, рисунки, мультимедийные презентации.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!