Классный час "международный день грамотности". Классный час к международному дню распространения грамотности для начальной школы с презентацией

Совсем недавно прозвенел первый школьный звонок, остался позади , и ученики разных возрастов сели за парты, чтобы начать или продолжить тяжелый путь в страну Знаний. А уже 8 сентября весь мир будет отмечать еще одну дату, связанную с образованием — Международный день распространения грамотности.

История и традиции

Своим возникновением праздничный день обязан министрам образования различных стран (России, Америки, Франции и др.), которые полвека назад — в 1965 году — собрались в Тегеране на Всемирную конференцию, чтобы обсудить проблему безграмотности населения планеты. К тому моменту ситуация складывалась плачевная: 44% только одних взрослых людей по всему миру оставались неграмотными. 19 сентября члены завершившейся конференции подготовили свыше 80 рекомендаций, среди которых значилось учреждение дня грамотности. И уже через год впервые отмечался Международный день грамотности 8 сентября.

Постепенно в праздновании этого дня появились свои традиции. На мировом уровне помимо ежегодных конференций, проводимых в штаб-квартире Юнеско, вручаются премии в размере 20 тысяч долларов имени короля Сечжона и Конфуция за распространение грамотности.

И конечно, в разных уголках мирах происходит открытие различных учебных центров, выставок, кинопоказов. Проводятся мастер-классы, открытые уроки, конкурсы и т. п.

В России День грамотности только-только набирает популярность. Например, с 2011 года существует акция, ставшая уже международной, «Тотальный диктант». В школах, университетах и других учебных заведениях День грамотности также стал одним из главных. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным.

Мероприятие для классного часа

Наиболее часто в учебных заведениях выбирается такая форма мероприятия к Международному дню грамотности, как классный час. Правда, еще чаще он сводится к короткому монологу учителя о необходимости учиться. Но для того чтобы у учеников (особенно после 12—13 лет) действительно появилось желание стать грамотным человеком, нужна более интересная мотивация, нежели просто «лекция».


Грамотность, функциональная, делает человека интересным, успешным. К такой личности будут тянуться люди. И сейчас у вас есть выбор: приложить все усилия, чтобы достичь этой высоты или остаться тем, над чьими словами будут смеяться. И помните, что главное на пути к свету — саморазвитие и самообразование.

Мероприятие вне школы

Составить к празднованию Международного Дня грамотности сценарий можно и самостоятельно: не все же возлагать на плечи школ! Да и многие уже давно нигде не обучаются, но отпраздновать 8 сентября желают. Помимо краткой исторической справки, включите в сценарий интересные конкурсы и игры — праздник все-таки!


Можно добавить в сценарий и различные игры на литературную тему, написание сложных диктантов или просмотр подходящего фильма (например, короткометражки «Влюбить в себя с помощью негативных эмоций»).

Праздник пройдет не только весело, но и с пользой: кто-то вспомнит правила русского языка или даты истории, а кто-то поймет, что быть грамотным — это действительно здорово, и начнет свой нелегкий путь к знаниям!

Международный день грамотности

8 сентября - Международный день грамотности (International Literacy Day) - один из дней, отмечаемых в системе Организации Объединённых Наций.

В 1965 году в Тегеране состоялась Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности, открытие её состоялось 8 сентября. На этой конференции было предложено учредить Международный день грамотности, который должен быть направлен на распространение грамотности по всему миру. В 1966 году ЮНЕСКО приняла решение поддержать предложение конференции, и с тех пор Международный день грамотности отмечается ежегодно 8 сентября.

В системе ООН констатируют: грамотность имеет важнейшее значение для приобретения всеми детьми, молодёжью и взрослыми важнейших жизненных навыков, дающих им возможность противостоять вызовам, с которыми они могут столкнуться в жизни. Кроме того, реализация права на образование способствует искоренению нищеты.

Однако грамотность для всех - детей, молодёжи и взрослых - ещё не до конца достигнутая цель. Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным.


Сегодня каждый первоклассник

И чтение предметом страсти

Частенько людям может стать.

Учитесь без ограниченья,

Стремитесь грамотнее стать,

Чтобы плоды трудов ученья

Могли вы с гордостью вкушать.



Мы забываем про реальный мир, Очередную книгу открывая, И в мир художественный проникаем, И попадаем на войну иль пир.
Мы в тишине страницами шуршим. Нам так близка история героя! И плачем о судьбе, ему же вторя, И радуемся жизни вместе с ним.
Лист за листом… На каждый слов игра Выходит в ряд, шепча о разных судьбах, О добрых или злых, но всё же людях, Из-под писательского щедрого пера.

На каком известном памятнике г.Москвы надпись содержит 5 орфографических ошибок?


В Москве (Лубянский проезд, д. 27) находится памятник Кириллу и Мефодию. Чтобы к нему попасть, нужно доехать до Славянской площади. Скульптор В. В. Клыков создал этот памятник в 1992 г.

Равноапостольные святые Мефодий и Кирилл были выдающимися просветителями своего времени, создателями славянской азбуки.

Памятник, им посвящённый, представляет собой фигуры двух братьев, которые держат в руках Святое Писание и крест. Надпись на постаменте сделана на старославянском языке: «Святым равноапостольным первоучителям славянским Мефодию и Кириллу. Благодарная Россия».


И

сследовав надпись, лингвисты обнаружили пять грамматических ошибок. В имени «Мефодий» и в слове «апостол» написана «О» вместо «омеги». В имени «Кирилл» должна быть буква «и» вместо «і». Но больше всего возмущения вызвали две ошибки в слове «Россия»: вместо «и» должно быть «і», а вместо «о» должна быть «омега».

Невероятно, ведь этот памятник – символ славянской письменности – и содержит такие орфографические ошибки! Многие считают этот курьёзный случай довольно забавным.

Зачем нужны правила орфографии?


Буква - одно, а звук - это уже другое. Казалось бы, такие простые орфографические правила, а сколько неприязни они вызывают у школьников! Читается «барада», но писать необходимо «борода». Хотелось бы написать: «Тилифон ни работаит», но нужно писать так: «Телефон не работает». Так возникают ошибки. А следом за ошибками возникают разные огорчения... К чему же в орфографии эта сложность? Было бы проще писать точно так, как говорят? Ответы на эти вопросы можно найти в научных работах и больших учебниках, где объясняется, как и почему именно так правильно писать по-русски.

В нашей великой стране большое количество областей, а в нашем языке множество местных говоров, различных диалектов. Такие близлежащие города, как Санкт-Петербург и Москва, и те говорят по-разному: москвичи произносят «скуШНА», а ленинградцы – «скуЧНА». В некоторых областях даже сейчас можно услышать «кликни Ванькю», «испей кваскю»... В некоторых местах жители до сих пор произносят «онно» вместо «одно», «на нно» вместо «на дно».

Говоров так же много, как и областей, а русский язык один-единственный. Чтобы все русские люди могли легко понимать друг друга и чтобы газеты и книги можно было читать с одинаковой простотой и в Астрахани, и в Нижнем Новгороде, и под Санкт-Петербургом, необходимо, чтобы везде функционировало одно и то же общерусское правописание - единая орфография.

Что бы вы сказали, прочитав в собрании сочинений Пушкина такие строки:

Бахат ы славин Качюбей,

Иво луха ниабазримы...?

Понять их было бы непросто. И можно уверенно сказать, что «писание по слуху» только отяжелило бы ваш труд, а изучение грамоты было бы практически немыслимым: пришлось бы взамен одного русского правописания учить сотни региональных - для каждой области в отдельности. Наиболее рациональное решение - остановиться на единой общей орфографии.


Как лучше запомнить написание словарных слов?


Что же такое «словарные слова»? Это целая группа «непослушных» слов, правописание которых зачастую не подчиняется ни одному правилу русского языка. Эти слова невозможно проверить, поэтому их приходится заучивать.

Словарные слова нужно знать наизусть, как таблицу умножения, только они занимают не половину тетрадного листа, а огромный словарь. Для эффективного запоминания словарных слов специалисты разработали перечень заданий:

1. Прочесть словарное слово и определить его значение (на помощь придёт толковый словарь).

2. Провести орфографическую работу над словом (поставить ударение, красным цветом выделить «спорную» букву, сделать разбор по составу, разделить слово на слоги).

3. Подобрать как можно больше однокоренных слов, синонимов и антонимов, а также придумать словосочетания и предложения, в состав которых будет входить данное слово.

4. Занести слова в орфографический словарик.

5. Составить небольшой рассказ с группой словарных слов.

6. Образовать множественное число из единственного, и наоборот, образовать из данного слова другую часть речи.

7. Записать слова с различными приставками и предлогами (шёл-ушёл, суббота-в субботу).

8. В завершении провести самодиктант и взаимопроверку.

Внимание: сенсация! Оказывается, слово «окно» может подсказать, какую букву следует писать на конце наречия. Не верите – убедитесь сами: слева – с окна , влево – в окно , досуха – до окна , насухо – на окно , издавна – из окна , заново – за окно .
Как объяснить эту словесную магию? Дело в том, что все подобные наречия образованы от кратких форм прилагательных. А в древнерусском языке краткие прилагательные изменялись, как существительные среднего рода. Так что здесь наречные суффиксы -А и -О – это бывшие (или, как говорят лингвисты, застывшие) окончания соответствующих падежей.


Как легко запомнить написание слов и правила?

«Словесные матрёшки»

Словно матрёшки бывают слова: Пишешь одно – получается два. Присмотрись – увидишь сразу: Кобра спрятана внутри дикобра за.
Разумеется, в реальной жизни кобра к дикобразу никакого отношения не имеет. Добродушный зверёк с длинными иглами на спине получил название из-за устрашающей внешности. Дикобра з – это буквально зверь дикого образа. Кобра здесь – результат случайного соседства конечной буквы первого корня с начальными буквами второго.
А в итоге получилось, что одно слово спрятано внутри другого, как меньшая матрёшка в большей. Научитесь находить такие «словесные матрёшки» – правописание многих трудных слов станет простым. А ещё это увлекательная игра.
В
озьмём для примера слово «режиссёр». Легко перепутать последовательность непроверяемых букв: сначала Е, потом И. Но ведь «словно матрёшки бывают слова»!
И вот из большей матрёшки «режи ссёр» выглядывает меньшая – «ежи ». Заметьте, что она не только веселит нас своим неожиданным появлением, но и помогает запомнить правописание «большей матрёшки».

Как легко запомнить правило?


Рисунки-помощники


П
равило можно нарисовать. А если рисовать правило, то надо отразить в зрительных образах его существенные, решающие признаки. Покажем это на примере пунктуационного правила «Употребление запятой перед одиночным союзом И». Хозяин символизирует подлежащее, собаки - сказуемые, а поводки - смысловую связь между главными членами предложения. Наиболее решающей здесь является именно смысловая связь. Если оба сказуемых обозначают действия или признаки одного хозяина-подлежащего, то они однородны и при наличии между ними союза И разделяющая запятая не нужна (Дверь открылась и заскрипела).

Иное дело, когда каждая собака-сказуемое служит своему хозяину-подлежащему (Дверь открылась, и заскрипела половица). Здесь во избежание кровопролитного конфликта части сложного предложения разделяются запятой. В
последнем случае снова собак две, а хозяин один. Однако только одна из них служит хозяину-подлежащему, только одну из них связывает с хозяином поводок смысловой связи. Вторая же символизирует главный член односоставного предложения. Значит, их тоже необходимо разделить запятой (Дверь открылась, и сразу потеплело).

Неграмотный – тот жеслепой.

Всюду его ждут неудачи и несчастья.


Самые сложные слова


Компания «Яндекс» назвала наиболее сложные слова, встречающиеся в поисковых запросах. По итогам августа 2013 года из 10 тыс. самых используемых в поиске слов чаще всего ошибки делались в словах «комментарий» (27%) и «девчонка» (26%). Далее следуют «жёсткий», «масляный» (по 25%). По 24% набрали «агентство» и «программный». «Рассчитать», «баннер» получили по 23%.


«Наибольшие сложности у пользователей вызывают русские слова с двойными и непроизносимыми согласными, а также слова, заимствованные из других языков», - так говорят в «Яндексе».

Механизм выявления и исправления ошибок в «Яндексе» устроен таким образом, что сверяет написание запроса по частоте и сочетаемости слов со словарями и статистикой употребления слов на крупных сайтах, например «Википедии». Часто речь идёт не о безграмотности пользователей, а о вариативности норм написания. Например, слово «шопинг». Чаще всего пользователи запрашивают вариант с двумя буквами «п». Поисковая система не определяет такие запросы как неправильные и просто считает верным тот вариант написания, который встречается чаще.

Кроме того, правила автоматического исправления могут противоречить словарным нормам. Например, «Таиланд» в 85 случаях из 100 пишут в поиске через «й», и с недавних пор поиск «Яндекса» перестал исправлять эту ошибку - по запросу «Тайланд» он ищет оба варианта написания.

И, безусловно, надо понимать, что самый надёжный источник, помогающий вам решить вопрос о правильном написании слова, - это орфографический словарь.

Словари – наши друзья и помощники

Уважаем Государь По прозванию Словарь. Даже Пушкин, я об этом Достоверно говорю, Не однажды за советом Обращался к словарю. Он связует новь и старь, И тебе всегда, как другу, Оказать готов услугу Русской речи Государь По прозванию Словарь!


Весёлые правила


Жи и Ши
Жи и Ши - Ты не спеши - С буквой И всегда пиши. Ча и Ща Встречай, прощай - С буквой А не забывай. Чу и Щу - Лечу, кричу,

Корни с чередованием

гор- и –гар-


Я на солнышке лежу, Загораю иль горю? -гар- иль -гор-, -зар- иль -зор- - Как писать, я не пойму.
Виной солнечный удар, С ударением корень -гáр-, Без него в корне "о": Загорáю, но загáр.
Корень -зар-, наоборот, Ударение не берёт. Есть заря, нет двух зóрь - Хочешь верь, не хочешь - спорь. Словно ветер, вою: ууууу.

БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ
Чтоб проверить безударный, Надо слово изменить, Ударение поставить, Точно звук звучать заставить.
Будут близкими слова. С ударением в слогах: «Зимовать» проверим «зимы», «Зимний» тоже подойдёт, «Речка», «реки» и «речной» Побегут вслед за «рекой». Ставь всегда без промедления Нужный слог под ударение. Подбирать учись слова Для проверки ты всегда И не сделаешь ошибок В данном слове никогда.

П

олезные интернет-ресурсы



Занимательные факты

Третьим после "Декрета о мире" и "Декрета о земле", выпущенным большевиками, был "Декрет об орфографии".


Известный датский прозаик Ганс Христиан Андерсен до конца дней писал с многочисленными грамматическими и орфографическими ошибками, особенно тяжело дело обстояло со знаками препинания. И Андерсен тратил огромные деньги на то, чтобы нанять людей, которые переписывали его сказки перед тем, как отнести их в издательство.

Абдул Кассим Исмаил - великий визирь Персии (10 век) -всегда находился рядом со своей библиотекой. Если он куда-то отправлялся, то библиотека следовала за ним. 117 тысяч книжных томов перевозились четырьмястами верблюдами, причём книги, т.е. верблюды, располагались в алфавитном порядке.

Немцы изобрели Lernstift Pen – шариковую ручку со встроенным электронным устройством, которое распознаёт все движения руки пишущего, анализирует их на правильность и, если замечает ошибку, сообщает о ней легкой вибрацией и негромким жужжанием. Такая технология гарантирует быстрый отклик со стороны пишущего и даёт ему возможность быстро исправиться. Можно включить один из двух режимов: либо вы проверяете текст на наличие грамматических и орфографических ошибок, либо пытаетесь исправить почерк и неправильное начертание символов.

Занимательные факты

Какое правило русского языка нарушает

героиня «Иронии судьбы» Надя?


Для запоминания употребления глаголов «одеть» и «надеть» существует известное мнемоническое правило: «Одевают Надежду, а надевают одежду». Забавно, что в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» главная героиня Надя, учительница русского языка, произносит фразу с оговоркой: «Моё платье, я забыла одеть праздничное платье».

Кто употреблял «(о)албанский язык» в начале 20 века?


В 1916 году футурист Зданевич написал пьесу без соблюдения нормативных правил орфографии и с применением «(о)албанскава изыка». Появившийся в 2000-е годы язык падонков, орфография которого построена по схожим принципам, иногда называется и «(о)албанским языком», но совпадение с опытом Зданевича случайно.

380 лет назад был издан первый букварь

Первое московское пособие для обучения грамоте - букварь - издал в 1634 г. печатник Василий Фёдорович Бурцов-Протопопов, который в 1633-1642 гг. ведал технической частью Московского печатного двора и именовался «подьячим азбучного дела». До этого основной книгой, по которой шло обучение грамоте, была «Псалтирь» (книга библейских псалмов). Сохраняя принципы построения пособия, автор поместил сразу же после обращения к учащимся гравюру с дерева, живо изображающую классную комнату и наказание розгами провинившегося или нерадивого ученика. Эта гравюра знаменует вторжение в печатную книгу светского мотива. В дальнейшем, в XVII и в начале XVIII в., иллюстрирование азбук бытовыми сценами из жизни школы становится традицией. Во втором издании вначале помещены вирши о целях и методах учения. Это одно из самых ранних печатных поэтических произведений русских авторов. В стихах содержится наставление ученикам, рассказывается о том, каким сокровищем является знание грамоты.



Сытинская "Русская азбука в картинках"

Москва. Издание И.Д. Сытина. 1911. «Русская азбука в картинках»

П
редставленная выше «Русская азбука в картинках» является типичной для букварей, которые рассылал во все уголки России известный издатель И.Д. Сытин. Он выпустил миллионы экземпляров дешёвых учебников, общеобразовательных и школьных пособий, популярных книг для народного чтения, библиотечек для самообразования. Яркие, красочные, ясные по содержанию картинки, простой, доступный текст, отсутствие сложных методических приёмов обучения - вот что характеризует сытинские буквари и азбуки.

Весёлые «запоминалки»

Удвоенные согласные

Количество С в слове искусство : 1/2.
На первом месте – одно, на втором – два.

Н и НН в словах

МошеННик у тружеНика одну Н украл!

Чередующиеся гласные в корне слова

Соб и р а ть, ст и р а ть, зад и р а
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ир а ,
Значит, в корне буква И .



..

Юлия Файзулина
Сценарий мероприятия «Международный день грамотности»

Цель : - познакомить детей с праздником «Днем грамотности » ;

Способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы;

Способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.

Развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.

Оборудование :

Жетончики

Мультимедиа аппаратура

Ход мероприятия

Вед : Здравствуйте, ребята! Сегодня 8 сентября международный день распространения грамотности . Как вы думаете что это за праздник? И почему его стали праздновать?

(ответы детей)

Вед : празднование этого дня - это возможность привлечь внимание к тому, что более 15% людей земного шара остаются безграмотными .

Вед : Николай Михайлович Карамзин – великий русский писатель говорил - ….

Ребята, а вы знаете что такое грамотность ?

(ответы детей)

Вед : грамотность – это степень владения человеком навыками письма и чтения.

Как вы думаете какого человека можно назвать грамотным ?

(ответы детей)

Вед : традиционно «грамотным » человеком считается тот, кто умеет читать и писать или только читать на каком – либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам и правилам грамматики и правописания . Людей умеющих только читать называют полуграмотными .

Вед : Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике.

Я предлагаю вам немного поиграть

Слайд 10., слайд 11.

Игра «Я работаю волшебником»

Ребята получают задания : превратить имена существительные в имена прилагательные женского рода единственного числа. (Кидаю мяч)

Стол – столовая

Мебель – мебельная

Диван – диванная

Земляника – земляничная

Молоко – молочная

Кошка – кошачья

Книга – книжная

Двор – дворовая

Цвет – цветная

Цветок – цветочная

Дерево – деревянная

Игра «Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (кни.) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (. га) .

Ру – кА, баха, сский, Но – та, га. Сок. Готь. Вость,

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно, Ле – на, с, нта, вый, стница,

Игра «Угадай-ка!»

Учитель бросает мяч ребёнку и называет фразеологические обороты. Ученики ловят мяч и объясняют значение. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Например : кожа да кости – худой; дырявая память – забывчивый; на всех парусах – быстро. Перемывать косточки – обсуждать; хоть кровь из носу – обязательно; рукой подать – близко; как рыба в воде – уверенно.

Водить за нос

Значение. Обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного.

Всыпать по первое число

Значение. Сурово наказать, отругать кого-либо

Какао – ср. р.

Тюль - м. р.

Тополь – м. р

Ночь – ж. р

Кружево – ср. р.

Рояль –м. р лошадь ж. р пианино – ср. р

кофе - м. р

трель – ж. р

сирень – ж. р

какаду – м. р.

слайд 14. Как называют жителей городов?

В Москве – москвичи

В Ленинграде- ленинградцы

В Екатеринбурге – екатеринбуржцы

В Омске – омичи

В Томске – томичи

В Хабаровске – хабаровчане

Во Владимире – владирцы

В Новгороде – новгородцы

Вед : подсчитаем жетончики награждение победителей.

Публикации по теме:

"ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ" В ноябре в нашем МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 21" прошел "День здоровья". В этот день в нашем ДОУ был день.

Сценарий праздника «Международный день чая» «15 декабря - День чая!» Ведущая. Дорогие ребятишки! Взрослые и малышки. Спасибо, что дела свои отложили. В зал наш светлый поспешили. Чтоб.

Сценарий мероприятия «День чая» Сценарий мероприятия «День чая» Выполнила: Воспитатель Детского сада №67 «Подснежник: Коногорова Людмила Александровна г. Улан-Удэ.

Сценарий мероприятия «День матери» Перечень мероприятий ко Дню Матери группа №2 «Никого роднее мамы в целом мире нет» 1. Беседа «Чем можно порадовать маму» 2. Словесная игра.

Сценарий мероприятия «День Победы» Цель проведения праздника - воспитание патриотизма, уважения к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны, чувства любви.

Сценарий мероприятия в День открытых дверей с детьми младшего дошкольного возраста «День сказки» Цель: Осуществить взаимодествие с семьями воспитанников. Задачи: создать условия для участия родителей в образовательном процессе группы;.

День грамотности.

(конкурсная программа для учеников 1-4 классов)

Цели: познакомить детей с праздником «Днем грамотности», способствование развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы.

1 .Учитель: С каждым годом все большее количество людей учится читать и писать, в мире сейчас свыше 4 миллиардов человек считаются грамотными. Но еще более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а около 100 миллионов детей не ходят в школу.

Что же такое грамотность? "Грамотностью называют умение человека осмысленно читать и писать простые тексты на родном языке. Для ребенка минимальной степенью грамотности считается регулярное посещение начальной школы" (Большая советская энциклопедия).

Международный день грамотности - один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года

1-чтец

Грамотность всегда важна,

Это нам не ново:

Одну букву изменил -

И другое слово.

С грамотности Днём, друзья,

Вас хочу поздравить,

Пожелать вам запятые

В нужном месте ставить.

Чтобы не было сомнений,

Как же правильно писать,

И в хорошем настроении

Постоянно пребывать.

2 .Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным.
Менее 50 стран обеспечивают всеобщий доступ к начальному образованию.
Около 20 % взрослого населения мира неграмотны.

Ликвидация безграмотности в СССР началась с 1918 года. Тогда массово стали открывать школы для подростков, а также неграмотных взрослых. Были созданы спецкурсы, занимающиеся подготовкой учителей для работы с неграмотным население. К 30-м годам проблема неграмотности перестала носить острый социальный характер, к 40-м годам задача ликвидации неграмотности была почти решена, а уже в 50-е годы СССР стал практически полностью грамотной страной.

Напомним, что каждый год Международный день грамотности проходит под разными девизами. В этом году девиз Международного дня грамотности – The Power of Literacy (переведём его на русский язык, перефразируя Френсиса Бэкона, так: «Грамотность – сила!» Чтобы современного человека можно было причислить к категории грамотных людей, ему не достаточно уметь только считать и писать. В наше время необходимо быть всесторонне развитой личностью.

2-чтец

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти:

Прочти, пожалуйста! Прочти!

Не надо умолять сестрицу:

Ну, почитай еще страницу!

Не надо звать.

Не надо ждать.

А можно взять

3 .Грамотность является одним из прав человека, средством расширения личных свобод и возможностей, а также инструментом развития индивидуального человеческого потенциала и общества в целом. Возможности получения дальнейшего образования также определяются уровнем грамотности.

Грамотность лежит в основе базового образования для всех, она является обязательным условием для искоренения нищеты, ограничения роста населения, достижения гендерного равенства и обеспечения устойчивого развития, мира и демократии. Программа «Образование для всех» (ОДВ) основана на распространении грамотности, и для этого есть веские причины.

Качественное базовое образование дает учащимся навыки, необходимые в последующей жизни и для дальнейшего обучения. Грамотные родители с большей вероятностью отдадут своих детей в школу. У грамотного человека больше возможностей для получения непрерывного, продолжающегося образования, а грамотные общества обладают лучшими механизмами адаптации к возникающим проблемам развития.

3-чтец

Грамотным быть -

Хорошо,

А неграмотным -

Ужасно!

Если в школу

Не ходить,

Можно стать

Совсем

Несчастным!

4.ГРАМОТА , грамата ж. уменье читать и писать; иногда одно только первое, уменье читать. Народ говорит: знать грамоти . || Граматой назыв. всякое царское письмо, писание владетельной особы; ныне рескрипт; || свидетельство на пожалование лицу или общине прав, владений, наград, отличий. || Народ зовет граматой или граматкой всякое письмо или записку, и даже всякий клок бумажки. Живи в тиши, а к нам граматки пиши . Пишет граматки, да просит памятки. Грамоте учиться, всегда пригодится. Грамота тверда, да язык шепеляв . По старой памяти, что по грамате . По грамоте осекся, цифирь не далась. И сам тому не рад, что грамоте горазд. Грамота не соха. Живая грамота, устная речь. Мертвая грамата (крепость) не на вольного

Азбука наука, а ребятам бука (мука).

Выбирай книгу, как выбираешь друга.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Золото добывают из земли, а знания из книг.

Испокон века книга растит человека.

Книга не пряник, а к себе манит.

Книга не самолет, а за тридесять земель унесет.

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

Мир освещается солнцем, а мир знаньем.

Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.

С книгами знаться – ума набраться.

Хорошая книга – лучший друг.

5. Самые древние русские книги, дошедшие до нашего времени, относятся к XI столетию. Но рукописные книги, конечно, существовали и раньше. Они пришли к нам вместе с принятием христианства. Руси требовались грамотные люди. В то время дети учились читать и писать в церковноприходских школах по книгам, которые были на Руси: Апостол, Евангелие и Псалтирь. Вот как пишет поэтесса Н.Кончаловская:

5чтец.И в старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глаголы

И учитель для науки

По субботам всех порол.

Вот какой чудной в начале

Наша грамота была!

УЧИТЕЛЬ: Посвящение в читатели первоклассников.(дарят буклеты)

Загадки для первоклассников:

1. Тридцать три сестрички –

Ростом невелички.

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет. (Буквы.)

2 .Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш, авторучка.)

3 .Языка не имеет,

А у кого побывает,

Тот много знает. (Книга.)

4 .У стены большой и важный

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф.)

5. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

Конкурсная программа.Презентация.

Литература:

1.В.И.Даль. Пословицы русского народа. Москва: И. «ЭКСМО»,2007г.

2.Мой школьный праздник: сценарии, конкурсы, викторины.- Донецк: И. «Донеччина»,2006г.

3.Презентация «Международный День Грамотности» и «Конкурсная программа»

© Depositphotos

Международный день грамотности - это один из дней, который отмечается во всем мире под эгидой Организации Объединенных Наций. Главная цель этого события - активизировать усилия международного сообщества по распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО, как инструмента расширения прав и возможностей всех людей.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Какие частые ошибки в разговорной речи ты допускаешь? © Depositphotos

Уже более чем полвека назад, с 1966 года, ЮНЕСКО официально стала отмечать Международный день грамотности 8 сентября. Дата выбрана не случайно. За год до этого в Тегеране состоялась Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности, которая и рекомендовала активизировать усилия общества по распространению грамотности среди населения Земли.

В 2002 году Генеральная Ассамблея ООН объявила Десятилетие грамотности Организации Объединенных наций, которое проходило в период с 2003 по 2012 гг. под девизом "Грамотность для всех". ЮНЕСКО выступал координатором для стимулирования и активизации в международном масштабе мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Международный день грамотности - значение грамотности

Международный день грамотности 2018 © Depositphotos

Что означает грамотность ? Это не только умение и писать на самом примитивном уровне. По определению ЮНЕСКО, грамотность для человека приравнивается к свободе.

Одно из значений слова "грамотность" - это владение целым комплексом общественно-необходимых знаний и, навыков, которые позволяют людям сознательно участвовать в социальных процессах, а также свободно общаться на разных языках и в разных культурах в современном мире.

Можно было бы предположить, что в наш XXI век, время развития новейших информационных технологий, проблема безграмотности совершенно неактуальна. Но, по данным ЮНЕСКО, на сегодня свыше 260 миллионов детей не ходят в школу, и практически каждый девятый взрослый человек в мире неграмотен!

Проблема заключается и в том, что многие дети и подростки в мире, несмотря на то, что они получают образование, не соответствуют должному уровню, по которому их можно считать грамотными в условиях нынешнего сложного и постоянно развивающегося мира.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Мероприятия, приуроченные к Международному дню грамотности

Программы ЮНЕСКО по повышению грамотности предоставляют людям сведения о защите окружающей среды, о гигиене, о вреде наркотиков, а также учат использовать и применять информационные технологии. С этой целью разработаны многочисленные программы: "Гуманитарное образование", "Образование и права человека", "Образование и информационные технологии", "Образование, наука и техника" и др.

Ежегодно Международный день грамотности посвящен разным тематикам: "Грамотность и здоровье", "Грамотность расширяет личные возможности", "Значение грамотности для женщин", "Грамотность и мир", "Читая прошлое, пишем будущее" и др. Так Международный день грамотности 2018 года проходит под девизом "Грамотность и развитие навыков".

Также в Международный день грамотности ЮНЕСКО присуждает людям денежные премии в размере 15000 долларов за наиболее эффективные инициативы по борьбе с неграмотностью. Прежде всего, это проекты в странах Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, в Арабских Эмиратах, Китае. Обычно наибольшее число неграмотных людей составляют бедные слои населения, женщины и подростки.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!