Методическая разработка для среднего звена школы (для старшеклассников – на ), посвященная международному Дню грамотности. Праздник отмечается в соответствии с Календарем образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, на 2018/19 учебный год (Минобрнауки РФ, 27 апреля 2018 года). Разработки могут быть использованы при проведении внеурочных занятий, классных часов и тематических уроков. В основу сценария положены: Методические рекомендации по работе со словарями на уроках русского языка. А. Д. Дейкина, О. Н. Левушкина, Н. А. Нефедова «РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ». М., 2016.
Международный день грамотности один из международных дней, отмечаемых под эгидой Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», прошедшей в Тегеране 1965 году. 8 сентября - день торжественного открытия этой конференции. Главная цель данного Дня - активизировать усилия международного сообщества по Распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО, как инструмента расширения прав и возможностей отдельных лиц, общин и сообществ.
С 1967 года ЮНЕСКО объявлен 8 сентября – Международным днем распространения чтения и грамотности. В этот день в разных странах мира различные государственные и общественные здания украшаются плакатами с фотографиями известных людей, читающих книги, газеты и журналы; выдающихся деятелей культуры, харизматических лидеров, известных спортсменов и т.д.
В первую сентябрьскую неделю открываются книжные выставки и ярмарки, проводятся конкурсы и викторины, конференции и семинары. В нашей стране День чтения и грамотности отмечается с 2000 года в Москве, в г. Реж Свердловской области, Екатеринбурге, где прошли «Крапивинские чтения», посвященные замечательному детскому писателю В.П. Крапивину, уроженцу этого города.
В середине 70-х годов ХХ века, когда начинали отмечать этот день, «быть грамотным» означало умение читать и писать. Затем стали говорить об академической и функциональной грамотности. Первая нужна для того, чтобы учиться, а вторая – чтобы пользоваться чтением и письмом каждый день в жизни.
Всемирная Организация Здравоохранения включает показатель грамотности в 12 наиважнейших показателей, определяющих здоровье нации. ООН считает грамотность и продолжительность жизни одинаково важными
Характеристиками жизни народа. Международный валютный фонд подсчитал, что экономическое развитие страны начинается тогда, когда уровень грамотности превышает 40%. А по данным ЮНЕСКО в мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Это страны, в которых ведутся войны, страны «третьего мира».
- 1 В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.
- 2 Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет, Бразилия, Китай.
- 3 В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.
- 4 1989 году в Республике Корея была учреждена награда короля Сечжона за работу в этой области. Лауреатам вручается премия в размере 20 тысяч долларов США.
- 5 Мировая статистика показала, что больший процент неграмотных (37% взрослых) проживает в Индии.
Викторина (для учащихся 5-8 классов)
Всем участникам раздаются листы красной и зеленой бумаги. Ведущий зачитывает некоторое утверждение о языке или литературе, которое может быть правдивым или ложным. Если участник считает, что ведущий сказал правду – он поднимает зеленый лист. Если не согласен с ведущим – красный лист. Правильным ответом в каких-то случаях может быть «ДА», в каких-то – «НЕТ». Все правильно ответившие выходят в следующий тур, неправильно ответившие – выбывают. И так до тех пор, пока не останется 1 (возможно 2) победитель.
Образец: ведущий утверждает: Строгая литературная норма запрещает говорить «двое девочек». Правильный ответ: «ДА». Все поднявшие зеленый лист идут дальше, поднявшие красный лист (т. е. несогласные с утверждением) выбывают.
Викторина 1 Нормы языка (орфоэпия, лексика, фразеология, грамматика)
- 1 Ударение мы созвОнимся правильное. НЕТ
- 2 Слово шампунь мужского рода. ДА
- 3 Пальто мы надеваем, а вот наушники мы одеваем. НЕТ
- 4 На реке Волге – это правильное сочетание для литературного языка. ДА
- 5 Адресант – это получатель сообщения. НЕТ
- 6 Потемкинские деревни – так называют очень глухие, заброшенные места, что-то
- далекое и невзрачное. НЕТ Так говорят о том, что устроено, оборудовано для
- создания видимости благополучия.
- 7 Приставка квази… означает «мнимый, ненастоящий». ДА Например, квазиученый – это не настоящий ученый. Квази – то же, что «псевдо».
- 8 В слове бутИк ударение на И сохраняется и в косвенных падежах. Например, правильно открытие бутИка. ДА
- 9 Конституция России гарантирует нам свободу вероисповЕдания. ДА
- 10 Я коллекционирую брелОки – так можно сказать ДА
- 11 Перманентный – это временный, непостоянный. НЕТ Это непрерывный,
- постоянный.
- 12 Восьмистами пятьюдесятью шестью – именно так надо склонять числительное. НЕТ
Викторина 2 Нормы правописания (орфография, пунктуация)
- 13 В словах гра(м/мм)ота и гра(м/мм)атика пишется разное количество букв М. ДА
- 14 В слове одува(н?ч)ик нет мягкого знака ДА
- 15 Открыть окно насте(ж?) – а здесь уже мягкий знак есть. ДА После шипящих на конце наречий пишется Ь, исключения – уж, замуж, невтерпеж.
- 16 В слове серебря(н/нн)ый пишется одна буква Н. ДА
- 17 Московский (г/Г)осударственный (у/У)ниверситет – все слова должны быть написаны с большой буквы НЕТ
- 18 Если в предложении сначала слова автора, затем прямая речь, то после слов автора перед прямой речью ставится тире. НЕТ
- 19 Город Александров Владимирской области. Правильно писать под городом Александровым НЕТ
- 20 Сделать и(с/з?под)тишка – здесь ведь нужен дефис. НЕТ
- 21 Диплом выдан Анастасие – это правильное написание НЕТ
- 22 Доступ к (И/и)нтернету – в этом сочетании слово Интернет/интернет может быть написано и с большой, и с маленькой буквы ДА
- 23 В слове хлорофи(л/лл) на конце – две буквы Л. ДА
- 24 Сочетание экс Советский Союз пишется в три слова. ДА
- Викторина 3 Художественная литература
- 25 «У лукоморья дуб зеленый…» – знаменитые строки из «Евгения Онегина». НЕТ «Руслан и Людмила»
- 26 День русского языка отмечается в день рождения Александра Сергеевича Пушкина. ДА
- 27 «Не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?» Это крылатое выражение
- – из фильма «Кавказская пленница». НЕТ «Берегись автомобиля».
- 28 «Географ глобус пропил» – так называется один из романов автора текста
- Тотального диктанта 2015 года Евгения Водолазкина. НЕТ Это Алексей Иванов.
- 29 О путешествии на фрегате «Паллада» нам рассказал Иван Александрович Гончаров. ДА
- 30 «Человек в футляре» – знаменитая пьеса Антона Павловича Чехова. НЕТ Рассказ.
- 31 «Все несчастные семьи похожи друг на друга» – знаменитые крылатые слова Льва Николаевича Толстого из романа «Анна Каренина». Все верно? НЕТ
- 32 У Онегина такое же имя, как у Базарова. ДА Евгений
- 33 В «Похождениях бравого солдата “Швейка” идет речь о событиях Первой мировой войны, не Второй. ДА.
- 34 Знаменитое антисталинское стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны» принадлежит перу Анны Андреевны Ахматовой. НЕТ Осип Мандельштам.
- 35 «Наш скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя» – эти слова принадлежат поэту-декабристу Александру Одоевскому. ДА.
День грамотности.
(конкурсная программа для учеников 1-4 классов)
Цели: познакомить детей с праздником «Днем грамотности», способствование развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы.
1 .Учитель: С каждым годом все большее количество людей учится читать и писать, в мире сейчас свыше 4 миллиардов человек считаются грамотными. Но еще более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а около 100 миллионов детей не ходят в школу.
Что же такое грамотность? "Грамотностью называют умение человека осмысленно читать и писать простые тексты на родном языке. Для ребенка минимальной степенью грамотности считается регулярное посещение начальной школы" (Большая советская энциклопедия).
Международный день грамотности - один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года
1-чтец
Грамотность всегда важна,
Это нам не ново:
Одну букву изменил -
И другое слово.
С грамотности Днём, друзья,
Вас хочу поздравить,
Пожелать вам запятые
В нужном месте ставить.
Чтобы не было сомнений,
Как же правильно писать,
И в хорошем настроении
Постоянно пребывать.
2
.Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным.
Менее 50 стран обеспечивают всеобщий доступ к начальному образованию.
Около 20 % взрослого населения мира неграмотны.
Ликвидация безграмотности в СССР началась с 1918 года. Тогда массово стали открывать школы для подростков, а также неграмотных взрослых. Были созданы спецкурсы, занимающиеся подготовкой учителей для работы с неграмотным население. К 30-м годам проблема неграмотности перестала носить острый социальный характер, к 40-м годам задача ликвидации неграмотности была почти решена, а уже в 50-е годы СССР стал практически полностью грамотной страной.
Напомним, что каждый год Международный день грамотности проходит под разными девизами. В этом году девиз Международного дня грамотности – The Power of Literacy (переведём его на русский язык, перефразируя Френсиса Бэкона, так: «Грамотность – сила!» Чтобы современного человека можно было причислить к категории грамотных людей, ему не достаточно уметь только считать и писать. В наше время необходимо быть всесторонне развитой личностью.
2-чтец
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
Ну, почитай еще страницу!
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять
3 .Грамотность является одним из прав человека, средством расширения личных свобод и возможностей, а также инструментом развития индивидуального человеческого потенциала и общества в целом. Возможности получения дальнейшего образования также определяются уровнем грамотности.
Грамотность лежит в основе базового образования для всех, она является обязательным условием для искоренения нищеты, ограничения роста населения, достижения гендерного равенства и обеспечения устойчивого развития, мира и демократии. Программа «Образование для всех» (ОДВ) основана на распространении грамотности, и для этого есть веские причины.
Качественное базовое образование дает учащимся навыки, необходимые в последующей жизни и для дальнейшего обучения. Грамотные родители с большей вероятностью отдадут своих детей в школу. У грамотного человека больше возможностей для получения непрерывного, продолжающегося образования, а грамотные общества обладают лучшими механизмами адаптации к возникающим проблемам развития.
3-чтец
Грамотным быть -
Хорошо,
А неграмотным -
Ужасно!
Если в школу
Не ходить,
Можно стать
Совсем
Несчастным!
4.ГРАМОТА , грамата ж. уменье читать и писать; иногда одно только первое, уменье читать. Народ говорит: знать грамоти . || Граматой назыв. всякое царское письмо, писание владетельной особы; ныне рескрипт; || свидетельство на пожалование лицу или общине прав, владений, наград, отличий. || Народ зовет граматой или граматкой всякое письмо или записку, и даже всякий клок бумажки. Живи в тиши, а к нам граматки пиши . Пишет граматки, да просит памятки. Грамоте учиться, всегда пригодится. Грамота тверда, да язык шепеляв . По старой памяти, что по грамате . По грамоте осекся, цифирь не далась. И сам тому не рад, что грамоте горазд. Грамота не соха. Живая грамота, устная речь. Мертвая грамата (крепость) не на вольного
Азбука наука, а ребятам бука (мука).
Выбирай книгу, как выбираешь друга.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Золото добывают из земли, а знания из книг.
Испокон века книга растит человека.
Книга не пряник, а к себе манит.
Книга не самолет, а за тридесять земель унесет.
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
Мир освещается солнцем, а мир знаньем.
Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.
С книгами знаться – ума набраться.
Хорошая книга – лучший друг.
5. Самые древние русские книги, дошедшие до нашего времени, относятся к XI столетию. Но рукописные книги, конечно, существовали и раньше. Они пришли к нам вместе с принятием христианства. Руси требовались грамотные люди. В то время дети учились читать и писать в церковноприходских школах по книгам, которые были на Руси: Апостол, Евангелие и Псалтирь. Вот как пишет поэтесса Н.Кончаловская:
5чтец.И в старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголы
И учитель для науки
По субботам всех порол.
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
УЧИТЕЛЬ: Посвящение в читатели первоклассников.(дарят буклеты)
Загадки для первоклассников:
1. Тридцать три сестрички –
Ростом невелички.
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет. (Буквы.)
2 .Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш, авторучка.)
3 .Языка не имеет,
А у кого побывает,
Тот много знает. (Книга.)
4 .У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф.)
5. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга.)
Конкурсная программа.Презентация.
Литература:
1.В.И.Даль. Пословицы русского народа. Москва: И. «ЭКСМО»,2007г.
2.Мой школьный праздник: сценарии, конкурсы, викторины.- Донецк: И. «Донеччина»,2006г.
3.Презентация «Международный День Грамотности» и «Конкурсная программа»
Классный час:
«Международный день распространения грамотности».
Цели занятия:
Прививать любовь к русскому языку, развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету.
Воспитывать чувство патриотизма, толерантности;
Расширять кругозор учащихся.
Задачи занятия:
Формирование полного ответа на вопрос;
Формирование умения работать в группе.
Способствовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;
Побуждать учащихся к самосовершенствованию.
Оформление: Плакаты с высказываниями о русском языке, карточки.
1.Всупительное слово учителя:
– У В. Берестова есть замечательное стихотворение, которое я знаю с детства:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
- Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, почитай еще страницу!
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!
Согласитесь, лучше про необходимость быть грамотным человеком, пожалуй, и не скажешь!
Сегодня для вас, ребята, прозвенел первый школьный звонок. Ученики разных возрастов сели за парты, чтобы начать или продолжить тяжелый путь в страну Знаний. А уже 8 сентября весь мир будет отмечать еще одну дату, связанную с образованием - Международный день распространения грамотности.
Поэтому наш классный час имеет название «Международный день распространения грамотности.
2.История и традиции.
Своим возникновением праздничный день обязан министрам образования различных стран (России, Америки, Франции и др.), которые полвека назад - в 1965 году - собрались в Тегеране на Всемирную конференцию, чтобы обсудить проблему безграмотности населения планеты. К тому моменту ситуация складывалась плачевная: 44% только одних взрослых людей по всему миру оставались неграмотными. 19 сентября члены завершившейся конференции подготовили свыше 80 рекомендаций, среди которых значилось учреждение дня грамотности. И уже через год впервые отмечался Международный день грамотности 8 сентября.
Постепенно в праздновании этого дня появились свои традиции. На мировом уровне помимо ежегодных конференций, проводимых в штаб-квартире Юнеско, вручаются премии в размере 20 тысяч долларов имени короля Сечжона и Конфуция за распространение грамотности.
И конечно, в разных уголках мирах происходит открытие различных учебных центров, выставок, кинопоказов. Проводятся мастер-классы, открытые уроки, конкурсы и т. п.
В России День грамотности только-только набирает популярность. Например, с 2011 года существует акция, ставшая уже международной, «Тотальный диктант». В школах, университетах и других учебных заведениях День грамотности также стал одним из главных. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность - не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным.
Совсем недавно прозвенел первый школьный звонок, остался позади , и ученики разных возрастов сели за парты, чтобы начать или продолжить тяжелый путь в страну Знаний. А уже 8 сентября весь мир будет отмечать еще одну дату, связанную с образованием — Международный день распространения грамотности.
История и традиции
Своим возникновением праздничный день обязан министрам образования различных стран (России, Америки, Франции и др.), которые полвека назад — в 1965 году — собрались в Тегеране на Всемирную конференцию, чтобы обсудить проблему безграмотности населения планеты. К тому моменту ситуация складывалась плачевная: 44% только одних взрослых людей по всему миру оставались неграмотными. 19 сентября члены завершившейся конференции подготовили свыше 80 рекомендаций, среди которых значилось учреждение дня грамотности. И уже через год впервые отмечался Международный день грамотности 8 сентября.
Постепенно в праздновании этого дня появились свои традиции. На мировом уровне помимо ежегодных конференций, проводимых в штаб-квартире Юнеско, вручаются премии в размере 20 тысяч долларов имени короля Сечжона и Конфуция за распространение грамотности.
И конечно, в разных уголках мирах происходит открытие различных учебных центров, выставок, кинопоказов. Проводятся мастер-классы, открытые уроки, конкурсы и т. п.
В России День грамотности только-только набирает популярность. Например, с 2011 года существует акция, ставшая уже международной, «Тотальный диктант». В школах, университетах и других учебных заведениях День грамотности также стал одним из главных. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным.
Мероприятие для классного часа
Наиболее часто в учебных заведениях выбирается такая форма мероприятия к Международному дню грамотности, как классный час. Правда, еще чаще он сводится к короткому монологу учителя о необходимости учиться. Но для того чтобы у учеников (особенно после 12—13 лет) действительно появилось желание стать грамотным человеком, нужна более интересная мотивация, нежели просто «лекция».
Грамотность, функциональная, делает человека интересным, успешным. К такой личности будут тянуться люди. И сейчас у вас есть выбор: приложить все усилия, чтобы достичь этой высоты или остаться тем, над чьими словами будут смеяться. И помните, что главное на пути к свету — саморазвитие и самообразование.
Мероприятие вне школы
Составить к празднованию Международного Дня грамотности сценарий можно и самостоятельно: не все же возлагать на плечи школ! Да и многие уже давно нигде не обучаются, но отпраздновать 8 сентября желают. Помимо краткой исторической справки, включите в сценарий интересные конкурсы и игры — праздник все-таки!
Можно добавить в сценарий и различные игры на литературную тему, написание сложных диктантов или просмотр подходящего фильма (например, короткометражки «Влюбить в себя с помощью негативных эмоций»).
Праздник пройдет не только весело, но и с пользой: кто-то вспомнит правила русского языка или даты истории, а кто-то поймет, что быть грамотным — это действительно здорово, и начнет свой нелегкий путь к знаниям!
ГБОУ СОШ 542 Педагоги – организаторы: Лузакова Н. М., Василюк З. Д.Сценарий к Международному дню грамотности
для детей младшего школьного возраста.
(для детей с ограниченными физическими возможностями)
Слайд 1 – заставка.
Ведущий 1 - Здравствуйте, ребята. Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает день грамотности, поэтому он и называется Международным.
Ведущий 2 - Много народов существует на земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.
Ведущий 1 - Несмотря на это, статистика подтверждает, что в настоящее время более 15% населения земного шара является безграмотным. Это каждый пятый человек или 160 млн. жителей Даже в странах достаточно высокоразвитых все еще остаются люди, не владеющие в полной мере навыками письма и чтения.
Ведущий 2 - Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения – у них нет такой возможности.
Ведущий 1 - Как вы думаете, зачем надо ходить в школу?
( Ответы детей )
Ведущий 2 – Вы правильно считаете, мы учимся в школе для того, чтобы получать образование и быть грамотными людьми.
Ведущий 1 - Грамотность – это необходимая составляющая жизни человека. Результат в ликвидации безграмотности будет достигнут полностью, когда все люди на Земле будут образованными.
Ведущий 2 – Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике. Мы переходим к конкурсной программе. Первый конкурс называется
« Добавь букву». (В презентации, слайд 2).
Необходимо добавить 1 букву в середине в начале, или в конце слова, чтобы получилось новое слово:
Газ – глаз; порт – спорт; банк – банка.
Слайд 3 – заставка.
Ведущий 1 – Следующий конкурс
« Замени первую букву» .
( Произносится слово, ученики должны заменить первую букву, чтобы получилось новое слово ).
бочка – дочка – ночка – почка – точка - кочка речка - печка Рейка – лейка
Майка – зайка – гайка – лайка
Игровые упражнения:
1 - «Скажи одним словом»
Шестьдесят минут-…(час).
Густой частый лес- …(чаща).
Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).
Сосуд
с
ручкой
и
носиком
для
кипячения
воды
или
заваривания
чая
- …(
чайник
)2
Военнослужащий, стоящий на посту, (постовой)
Ребенок, любящий сладкое, (сладкоежка)
Очень смешной фильм. (комедия)
2 - «Скажи по другому»
Игрушка
для
елки
-…(
елочная
игрушка
)
Герой
сказки
- … (
сказочный
герой
)
Сок
яблока
-… (
яблочный
сок
)
Суп
из
молока
-…(
молочный
суп
)
Варенье
из
клубники
-… (
клубничное
варенье
)
Каша
из
гречки
-… (
гречневая
каша
)
Вода
из
речки
-… (
речная
вода
)
Скважина
в
замке
-…(
замочная
скважина
)
Мука
из
пшеницы
-… (
пшеничная
мука
)
и
т
.
п
.
Конкурс «Литературный»
«Из какого произведения эти фразы?»
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;…»
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит. …
А. С. Пушкин « У лукоморья дуб зеленый»
«Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!»
Русская народная сказка «Морозко».
« Малыш тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно становилось все громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек».
Анна Эмилия Лингрен « Три повести о Малыше и Карлсоне»
«Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я была совсем маленькой»
Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк, «Серая Шейка»
Игра «Доскажи словечко».
1. Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал... (конем)
2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, ... (карандаш)
3. Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей она пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная... (картошка)
4. По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет
А прохожие глядят во все глаза
Очень длинная у девочки... (коса)
5. В яме спит зимою длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется... (медведь)
6. В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка)
7. Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от (труда).
Следующий конкурс «Найди рифму»
( В презентации, слайды с 4 по 7 )
Каждому классу раздается листочек с рифмами – одна правильная, другая - нет. Нужно подобрать правильную рифму.
4 класс - Все мы, грамотные люди, Очень счастливо живем, ? (Если слово где-то будет, Без труда его прочтем!)
Ведущий 1 – Ребята, как вы думаете, хорошо уметь читать?
(ответы детей).
3 класс –
Чтение стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать»
Как
хорошо
уметь
читать
!
Не
надо
к
маме
приставать
,
Не
надо
к
бабушке
идти
:
-
Прочти
,
пожалуйста
!
Прочти
!
Не
надо
умолять
сестрицу
:
-
Ну
,
почитай
еще
страницу
!
Не
надо
звать
.
Не
надо
ждать
.
А
можно
взять
И
почитать
!
В
.
Берестов
Задание для 3 класса.
Науки пусть нас в путь ведут,
Нам силы новые дают,
Чтоб каждый грамоте был рад,
? ……………………………………..(Чтоб мир расцвёл, как пышный сад!)
2 класс
Желаем грамоте царить
По миру так, чтоб стало жить
На этом свете веселей!
?......................................................(Чтоб разум был ещё светлей!)
1 класс
Надо грамотными быть,
Надо знания ценить,
Надо вечно нам учиться,
?.................................................... (Надо опытом делиться!)
Ведущий 1
Молодцы, ребята, вы правильно справились с трудными заданиями. В нашем зале нет ни одного ученика, похожего на героя мультфильма «В стране невыученных уроков», который предлагаем посмотреть. (просмотр мультфильма )
В конце награждение классов похвальными листами за активное участие в конкурсно-развлекательной программе, посвященной Международному дню грамотности.