Классный час на тему: Классный час о ВОВ. Классный час ко Дню Победы

Классный час по теме

"Дети и Великая Отечественная война"

Внеклассная работа

Цель:

Формирование у школьников патриотической позиции.

Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в ВОВ.

Задачи: рассказать учащимся о роли детей в годы войны.

Форма: классный час.

Методы: рассказ-беседа.

Оборудование: фотографии, песни военных лет. Рассказы и стихи советских писателей, фрагмент из фильма.

Ход занятия

Ребята, 9 мая наша страна отмечает 71 годовщину Великой Победы, сегодня наш классный час посвящен Великой Отечественной войне и детям которые помогали во время войны взрослым приблизить этот День Победы.

Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,-
Это значит - против нас.

На рассвете 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину, прервав мирный труд русского народа. Началась Великая Отечественная война

(«Священная война»).

Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые (мужчины и женщины) уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных.

Дома остались старики, женщины и дети. Дети сразу повзрослели, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. А какие дела могли делать дети?

(показать фотографии детей военных лет.)

Вот фото мальчика. Ему 12-13 лет. Он небольшого росточка, а стоит на 2-х ящиках у сложного станка. Он работает на заводе, который делает снаряды для фронта. Он заменил своего отца или брата, который ушел на фронт воевать с немцами. А ящики ему подставили, так как он не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с немцами, но ему мало лет, его не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым.

(1 ученик читает рассказ.)

Рассказ о мальчике.

Женя 13 летний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка.

Сегодня он возвращался домой немного раньше обычного. Дело в том, что во время работы мальчик упал и больно ударился головой. А упал он потому, что на какое-то мгновение силы оставили мальчика. То ли из-за того, что он почти ничего не ел, то ли из-за того, что совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжёлая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина.

Но к этому моменту почти все мужики ушли воевать. Цех, выпускавший раньше детские самокаты, теперь производил патроны для ружей. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А ещё у него была мечта, чтоб попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.

(2 ученик рассказывает стихотворение)

Л. Твардовский. РАССКАЗ ТАНКИСТА.

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,


А как зовут его, забыл его спросить...
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит - не выглянуть из башен,-
И не поймёшь, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился,- столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка: -
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт.- Влезай сюда, дружище! -
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали.- Вот здесь.- И с разворота
Заходим в тыл, и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал-
Был трудный бой.
Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Вот так мальчик помог взрослым в бою на улицах города.

Ребята, посмотрите на фотографию .

Что здесь изображено? Как вы думаете?

У стога сена сидит пожилой человек (можно сказать, старик), а рядом с ним подросток, они с оружием. Вглядитесь в их глаза, посмотрите какие у них напряженные взгляды. О чем это говорит? Они из партизанского отряда, сидят в засаде, внимательно смотрят на дорогу, ждут врага. Чтобы уничтожить во время немцев, не дать пройти им на нашу землю.

А кто такие партизаны?

Этодиверсанты, взрывающие вражеские заводы, железные дороги на территориях захваченных врагом, живущих в лесу в землянках.

(Песня «Землянка»)

Ребята о чем говорят эти фотографии?

Дети полностью старались заменить своих взрослых родных, помогали на заводах, на фабриках, в партизанских отрядах.

Но не все дети могли работать на заводах, воевать в партизанских отрядах.

Чем еще могли помочь дети во время войны?

Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то его любит и ждет!

Вот послушайте письмо мальчика своему папе на фронт:

«Дорогой папа! Я очень хочу попросить чтобы тебя, чтобы ты громил фашистов чтo есть мочи и поcкoрee возвращался домой живым, а то мама часто плачет. Мы с ней очень соскучились. А я всегда думаю о тeбe. Я горжусь, что ты - солдaт, и что у тебя есть oрдeн и медали, и что ты защищаешь всех нас oт фашистов! Ждем тебя.

Твой сын Женя.

А солдаты с фронта присылали письма и фотографии своим родным.

Вот эти письма. Эти треугольники служили и конвертом и листом бумаги, на котором было написано письмо.

Посмотрите, какие были раньше фотографии, это черно-белые снимки небольшого размера.

(Фрагмент из фильма о войне "В бой идут одни старики")

Почти четыре года длилась Великая Отечественная война, но наш народ мужественно сражался и дал отпор врагу.

(Отрывок. С.Михалков «Быль для детей». Читает 3 ученик)

Дни бежали и недели,
Шёл войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.
Не расскажешь даже в сказке,
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски
Под Москвой и под Орлом.
Как, на запад наступая,
Бились красные бойцы-
Наша армия родная
Наши братья и отцы…

Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы
Здравствуй, воин-победитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник, мой спаситель -
Красной Армии солдат!

(Песня " День Победы")

Майский день сорок пятого

Глядя в синий простор небосвода,
Вспоминать мы не можем без слёз
,
Тот, который Победу принёс.

Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне.
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.

Без потерь нет ни роты, ни взвода,
Ну а те, кто остался в живых,
Майский день сорок пятого года
Сохранили для внуков живых.

Счастье Родины – мир и свобода,
Нерушимы они, как гранит.
Майский день сорок пятого года
Наша память надежно хранит!

Мы с вами должны всегда помнить о тех людях, взрослых и детях, которые отстояли для нас мир!

КРОССВОРД

    Название города-крепости, мужественно оборонявшейся в первые дни войны.

    Диверсант, взрывающий вражеские заводы, железнодорожные полотна на территории, захваченной врагом.

    Военная машина с башней и пушкой.

    Столица СССР.

    Военный, охраняющий границу государства.

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа № 40» г. Сыктывкара

ЦИКЛ КЛАССНЫХ ЧАСОВ

по теме

ДЕТЯМ О ВОЙНЕ

Методическая разработка

учителя начальных классов

О.А.Пенкиной

Сыктывкар

2017

Детям о войне.

Цикл классных часов.

План:

1.Первые бои. Первые герои.

2.Дети и война.

3.Сыны и дочери полка.

4. Военные награды.

5. Память.

Пояснительная записка.

Давно не слышно грохота снарядов,

Не плачут дети, потеряв родных.

Но то, что было, забывать не надо,

О прошлом помнить – важно для живых.

Более пятидесяти лет прошло со дня Победы над фашистской Германией. Во всех городах, посёлках и самых маленьких селениях помнят о той войне. Каждая вторая семья проводила на фронт кого-то: отца семейства, любимого сына, брата, а иногда и мать, сестру, дочь. Многие из них не вернулись. Страшнее всего было получить треугольник письма с официальным сообщением, что горе постучалось в семью…Нельзя забывать о подвигах тех солдат, что своей жизнью приблизили великую победу и дали возможность жить всем нам.

Важное место в патриотическом воспитании подрастающего поколения имеют знания о войне. В доступной форме следует рассказывать школьникам о значимых датах, о совершённых подвигах, знакомить с именами героев СССР, о наградах СССР, полученных во время войны. Рассказы о тех годах должны быть представлены дозировано, с иллюстративным сопровождением. По возможности привлекать с рассказами о родственниках, переживших войну, родителей обучающихся. Собрать материал из книг, из сохранённых архивов родных, в классах организовать выставку книг о войне для детей Работа должна проводиться регулярно и демонстрироваться наглядно на стендах и в классных уголках. Завершением такой работы может служить традиционный концерт к 9 мая, выход к памятникам солдатам с возложением цветов, рисование орденов и медалей по шаблонам, коллективное письмо ветерану.

Первые бои. Первые герои.

Цели и задачи:

1.Познакомить обучающихся с военными датами.

2.Дать понятие о подвиге.

3.Воспитывать уважение к прошлому нашей Родины.

Цели раздела,

слайда

Действия учителя

Действия обучающихся

1.Введение в тему.

Цель: подготовить обучающихся к восприятию новой информации

Любите ли вы слушать сказки?

А какие сказки вам больше всего нравятся? Про животных, про волшебство?

А я хочу сегодня познакомить вас с интересным человеком, который умеет рассказывать не сказки, а то, что было в жизни на самом деле. Зовут его дедушка Иван Иванович. Давайте познакомимся с ним.

Любим!

Разные.

Слайд №1.

Картинка старика Ивана Ивановича.

Здравствуйте, ребятишки!

Мне очень нравится встречаться с такими умными и любознательными детьми. Могу и я вам сказки разные рассказывать, но вы их и сами можете найти в библиотечных книгах. А вот мои истории вам никто не расскажет. Будете слушать?

Здравствуйте!

Да.

Основная часть.

Цель:

Рассказать обучающимся об основных, наиболее понятных им сражениях.

Слайд № 2,3,4,5,6

Было это давно, много лет назад. в 4 часа 30 минут немецкие войска нарушили границы нашей Родины. Началась . Наш народ не ждал её, не готовился к боям. В первые месяцы советская армия потеряла огромное количество солдат и военной техники. Мы отступали, но отступали, геройски защищая свою страну.

Первыми дали отпор врагу защитники Брестской крепости. Силы были неравными, немцы могли быстро выиграть этот бой. Но у них ничего не вышло, наши солдаты даже в одиночку сражались до последнего патрона. Сами немцы удивлялись, как это у них получается, ведь не осталось у защитников крепости ни еды, ни воды, снарядов, но никто не сдался в плен добровольно! Помимо крепости гитлеровцы 9 дней не могли взять Брестский вокзал. Железнодорожники, милиция и пограничники (около 100 человек) ушли в подвалы и ночами совершали вылазки на перрон, расстреливая немецких солдат. Бойцы питались печеньем и конфетами из буфета. В итоге немцы затопили подвалы вокзала водой.

Брестской крепости присвоено звание с вручением и медали « ». С крепость является . На её территории выстроен ряд монументов в память героям, работает музей обороны Брестской крепости.

Слайд №7,8,9,10

Не страшно вам слушать? Тогда я дальше буду вам рассказывать о подвигах наших бойцов.

А немцы рвались к Москве, мечтали, что 7 ноября пройдут с парадом своих войск по нашей Красной площади. И это могло бы у них получиться, только вот советский народ не хотел отдавать свою родину врагам. 16 ноября 1941 года немецкие войска пошли в наступление под Дубосеково. Группа истребителей танков 316-й стрелковой дивизии, состоящая из 28 человек во главе с политруком Василием Клочковым, в течение четырех часов под шквальным огнем артиллерии и бомбежками с воздуха сдерживали танки и пехоту врага. Они отразили несколько атак противника и уничтожили 18 танков из 50. Многие из них погибли, но план немцев не удался!
Вы можете посмотреть об их подвиге фильм «28 панфиловцев", прочитать книгу Владимира Паршинина «28 панфиловцев. «Вела Россия, а отступать некуда – позади Москва!»».

Ребята, может, вы сами знаете какие-то битвы за нашу Родину?

Нет.

Не знаем. Расскажите, пожалуйста.

Расскажу. Только давайте вспомним, о каких битвах вы сегодня уже узнали.

Защита Брестской крепости;

Оборона Москвы.

Слайд №11,12,13,

14,15,16

Молодцы! Запомнили. Тогда я вам расскажу ещё об одной битве, страшной, долгой, героической. Это битва за Ленинград.

Началась она в июле 1941 года, а закончилась в августе 1944 года. Если бы немцы выиграли это сражение, то могли бы нашу армию разгромить с моря. Немцы взяли город в кольцо. Со всех сторон окружили его и не давали возможности подвозить жителям продукты. Кроме того, с наступлением холодов нечем было обогревать город. Наступило голодное и холодное время. Жители города получали продуктовые карточки, по которым получали маленький кусочек хлеба. Если карточки терялись – это было страшное горе, люди умирали от голода. Девочка Таня Савичева оставила после себя дневник, в котором записывала, что происходило в семье в это время, как один за другим умирали её родные.

Но город не сдался врагам, хотя те не раз, и не два предлагали жителям сдаться.

Санкт- Петербург.

Рефлексия.

Цель:

Закрепить полученные знания,

объявить тему следующего классного часа.

Слайд №17

Ребята, а как вы думаете, можно ли сказать, что защитники этих мест совершали подвиги? А что такое, по-вашему, подвиг? Хотите, мы об этом поговорим в следующий раз?

А сегодня давайте вспомним, о каких сражениях вы услышали?

(выбрать из предложенного ряда)

Можно, потому что они умирали, но не предали никого.

Защита Брестской крепости, городов Москва и Ленинград

Дети и война.

Цели и задачи:

1.Познакомить обучающихся с жизнью детей в военное время.

2.Дать понятие о долге и ответственности.

3.Воспитывать интерес к истории страны.

Цели раздела,

слайда

Действия учителя

Действия обучающихся

Введение в тему.

Цель:

Вспомнить то, о чём говорили на прошлом классном часе; определить тему нового по предложенным иллюстрациям.

Слайд №1

Слайд №2, 3,4,5,6,7,8,9

- Ребята, в прошлый раз к нам приходил старый солдат. Как его звали?

Верно. А про какие битвы он вам рассказывал? Давайте я вам немножко помогу: на слайде будут даны названия битв, вы будете выбирать те, про которые точно слышали от нашего гостя.

(битва за Берлин, битва за Москву, оборона Брестской крепости, Курское сражение, битва за Ленинград).

Молодцы. А сейчас я вам покажу несколько иллюстраций, а вы попробуете догадаться, о чём или о ком сегодня расскажет вам Иван Иванович.

Совершенно верно.

Иван Иванович.

битва за Москву,

оборона Брестской крепости,

битва за Ленинград)

дети, война,

дети и война

Основная часть.

Цель:

Познакомить обучающихся с жизнью обычных детей во время войны, о подвигах, совершённых их ровесниками.

Слайд № 10,11,12,13,14,15,16.

Ребята, скажите пожалуйста, вы хорошо сегодня спали? А где вы спали, в своей кровати? А мамы вас утром кормили? Вкусно?

А вот когда началась война, дети лишились возможности и спать спокойно в своих кроватях, и есть вкусно, да и мама видели редко. Те, кто не ушёл на войну, работали на победу. Что это значит? Это значит, что фабрики и заводы стали работать целыми днями, чтобы как можно больше сделать оружия для наших солдат; в сёлах и деревнях выращивали хлеб, чтобы накормить в первую очередь солдат. Школы не работали. Дети не имели возможности играть, как прежде. Им пришлось рано повзрослеть. Как? Я расскажу вам о детях, которые хотели играть, ходить в школу, спать в своей кровати, вкусно кушать и чтобы рядом были родители. Но им пришлось совершить подвиг, за который они получили заслуженную награду. Пятеро пионеров-героев были даже удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Александр Чекалин.

Коротко о каждом:

Лёня Голиков

Когда пришла война, он окончил семь классов. Леонид был разведчиком. Он участвовал в 27 боевых операциях. На счету Лени Голикова 78 убитых немцев, он разрушил 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами.

Марат Казей

Мальчик отказался от эвакуации и остался в строю. За смелость и отвагу в боях его наградили орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Юный партизан погиб, подорвавшись на гранате. Мальчик сам подорвал себя, чтобы не сдаваться в плен и не навлечь беду на жителей близлежащей деревни.

Володя Дубинин

Пионер-герой был членом партизанского отряда в Керчи . Вместе с еще двумя ребятами он носил боеприпасы, воду, питание партизанам, ходил в разведку. В 1942 году мальчик вызвался помочь взрослым товарищам - саперам, которые разминировали подходы к каменоломням. Мина подорвалась, а вместе с ней один из саперов и Володя Дубинин . Мальчика похоронили в братской могиле партизан. Его посмертно наградили орденом Красного Знамени.

Аркадий Каманин

Самый молодой лётчик Второй мировой войны. Он начал летать в 14 лет. Воевал на нескольких фронтах: Калининском, 1-ом Украинском , 2-ом Украинском. Аркадий летал в штабы дивизий, на командные пункты полков, передавал питание партизанам. Первую награду подростку вручили в 15 лет - спас пилота, разбившегося на нейтральной полосе штурмовика Ил-2.

Вилор Чекмак

У мальчика было врожденное заболевание сердца, но он пошел на войну. 15-летний подросток ценой своей жизни спас Севастопольский партизанский отряд. Будучи в дозоре, он заметил приближение врага. Предупредив отряд, один принял бой. Вилор отстреливался, а когда кончились патроны, подпустил врагов к себе и подорвал себя вместе с фашистами гранатой.

Петр Клыпа

21 июня 1941 года Петя вместе с другом Колей Новиковым , смотрели кино в Брестской крепости. Утром мальчики собирались отправиться на рыбалку. Штурм крепости начался 22 июня в третьем часу ночи. Вскочившего с постели Петю взрывом отбросило на стену. Он потерял сознание, а когда пришёл в себя, тут же схватился за винтовку. В следующие дни обороны Петя ходил в разведку, таскал боеприпасы и медицинские препараты для раненых, выполнял трудные и опасные задания, участвовал в боях.

Хорошо спали. Конечно, в своей кровати. Да, мама готовит вкусно.

Давайте встанем и хором прочитаем их имена:

Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик,

Зина Портнова, Александр Чекалин.

Рефлексия.

Цель:

Закрепить знания о детях-героях войны,

Дать задание к следующему классному часу.

Слайд №17

Ребята, вот я вам сейчас рассказывал про детей, которые не пожалели своей жизни, чтобы нам с вами хорошо жилось. Вы запомнили их имена – вот они, на доске, их можно прочитать, а про самих детей найти книги в библиотеке. Но мне хочется, чтобы и вы мне рассказали что-нибудь про войну.

Но можете узнать. Давайте договоримся: на следующий классный час вы приготовите отрывки о детях, которых называли «сыны полка». Я вам подскажу, где и что взять, вы найдёте, прочитаете, а потом будете рассказывать мне и друг другу. Договорились?

Мы не знаем.

Да!

Сыны и дочери полка.

Цели и задачи:

1.Дать представление о том, кто такие «сыны и дочери полка».

2. Рассказать об участии в боевых действиях детей.

3.Воспитывать стремление к самостоятельности, ответственности.

Цели раздела,

слайда

Действия учителя

Действия обучающихся

Введение в тему.

Цель:

Повторить изученное на прошлых классных часах, подготовиться к проверке задания по теме нового классного часа.

Слайд №1

Добрый день, мои дорогие ребята! Я уже успел соскучиться по вам. А вы?

Вы помните, о чём мы договаривались?

Верно. Мне очень хочется послушать, что нового вы узнали. Ну, кто из вас самый смелый? Кто первым расскажет свою историю?

И мы скучали!

Мы должны были подготовить рассказы о детях, которые воевали рядом со взрослыми и назывались «сынами и дочерьми полка»

Основная часть.

Цель:

Познакомить детей с событиями военной поры посредством пересказа полученной информации

Слайд №2,3,4

Слайд №5,6,7,8,9

Видео

Слайд № 10,11,12,13,14

Рассказы о «сынах и дочерях пока».

Во время Великой Отечественной войны в рядах Красной армии служило более 3500 фронтовиков младше 16 лет. Их называли "сыновьями полка", хотя были среди них и дочери.

Сын полка ( Дочь полка ) - ребёнок, обеспечиваемый необходимым для его жизни . Он может быть зачислен в списочный состав воинского и поставлен там на довольствие или же такие дети «…содержались в за счёт основного состава, и сведения о них, как правило, не отражались в учётной документации» . Термин получил широкое распространение в в годы .

Володя Тарновский

На фотографии запечатлен мальчик, оставляющий автограф на стене Рейхстага. Это 15-летний Володя Тарновский, который попал в действующую армию в 1943 году, когда советские войска освободили его родной Славянск. Председатель сельсовета рассказал о мальчике капитану стрелковой бригады, и тот предложил Володе пойти в армию.

Сначала он был обычным посыльным, но вскоре стал ходить на боевые задания вместе со старшими товарищами.

Свою первую награду Володя Тарновский получил за форсирование Днепра и спасение офицера. В 14-летнем возрасте Володя Тарновский стал разведчиком. Медаль "За отвагу" уже ефрейтор Тарновский получил после захвата "языка

После войны Владимир Тарновский закончил школу с золотой медалью, а затем Одесский институт инженеров морского флота.

Валерий Лялин

На флоте сыновей полка называли юнгами. Валерий, или как его называли Валька, Лялин во флот попал в весной 1943 года. Свой подвиг Валька совершил в сентябре 1943 года, когда морякам-черноморцам было поручено освободить Новороссийский порт от боносетевого заграждения. Капитан запретил юнге участвовать в операции, но он тайно проник на корабль. На подходе к причалам в мотор попали осколки снаряда. Юнга Лялин стал ремонтировать один мотор, в это время заглох и второй. Снаряды рвались, большая часть команды погибла, ранило и капитана. Вдруг Валька доложил, что починил правый мотор. Десантников высадили и отправились в обратный путь. Капитан а ранили, его место в рубке занял юнга Лялин. Он довел катер до мыса, за которым был вход в Геленджикскую бухту.

Сережа Алешков (Алешкин)

Одним из самых юных бойцов в годы войны был Сережа Алешков. В шестилетнем возрасте он лишился матери и старшего брата Летом 1942 года в деревню пришли немцы, и партизаны спешно уходили в леса. Маленький Сережа споткнулся и запутался в кустах, его нашли разведчики. Майор Михаил Воробьев забрал мальчика с собой и стал для него вторым отцом. Позднее он официально усыновил Серёжу.

Мальчика в полку полюбили, одели, обули – найти сапоги 30-го размера в действующей армии – задача не из легких! Серёжа не мог принимать участие в боевых операциях, но старался помочь своим старшим товарищам: приносил пищу, подносил снаряды, патроны, а в перерывах между боями пел песни, читал стихи, разносил почту. Серёжа участвовал в обороне Сталинграда, дошел до Польши. И однажды спас жизнь своему командиру и, по совместительству, названному отцу. Во время фашистского налёта бомба угодила в блиндаж командира, взрывом завалило выход. Мальчик сначала попытался самостоятельно разобрать завал, но понял, что не справится, под бомбежкой побежал за подмогой. Пока солдаты разбирали бревна и вытаскивали своего командира, Сережа стоял рядом и рыдал… Как-то на Днепре, наблюдательный мальчик заметил двух мужчин в скирде соломы и немедленно доложил об этом командованию. Так удалось схватить двух немцев с рацией, которые пробирались в тыл, чтобы скорректировать огонь артиллерии…

Валя Таран

13-летняя санитарка уже на территории Германии спасла от взрыва госпиталь в городе Бернау. Она вовремя заметила заложенную взрывчатку. А начала служить санитаркой Валя еще в 10-летнем возрасте, в Керчи.

Мария Щербак

14-летняя пулеметчица так и вообще воевала на равных со всеми.

Александр Колесников

12-летний мальчик, сбежавший на фронт в 1943 году, стал разведчиком в танковой роте, неоднократно пробирался в тыл врага со специальными заданиями. Он сумел отыскать замаскированную железнодорожную ветку, по которой гитлеровцы поставляли технику и боеприпасы, и обозначить ее условными знаками для наших бомбардировщиков. А уже на обратном пути пробрался в немецкий поезд и прямо на ходу заложил в него взрывчатку, успев спрыгнуть в последний момент. Поезд, нагруженный боеприпасами, взлетел на воздух вместе с мостом.

Ребята, так рассказали нам о «сынах и дочерях полка» люди, воевавшие с ними рядом. А вот писатели и поэты рассказали нам о них в своих книгах, стихах и фильмах. Например, Валентин Катаев написал прекрасную повесть «Сын полка», по ней сняли фильм; а поэты Александр Твардовский и Сергей Михалков написали стихи.

Десятилетний человек С. Михалков

Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе,
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе…
Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу – прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.
В нетопленной, разбитой бане
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!
Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече,
Выть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза.

А второе стихотворение мы послушаем в исполнении школьника.

Рефлексия.

Цель:

Закрепить знания о понятии «сыны и дочери полка», литература и искусство о «сынах и дочерях полка»

Ну, вот мы и закончили сегодняшний классный час. Скажите, можно ли назвать героями этих ребят? Почему?

А как вы думаете, они получали награды тоже как взрослые или у них были детские награды?

В следующий раз я расскажу вам о наградах. Какие они бывают и за что их дают. А кроме того вы узнаете, что наградить можно не только человека!

Да, они герои. Они воевали вместе со взрослыми и как взрослые.

Наверное, как у взрослых.

Военные награды.

Цели и задачи:

1.Дать представление о наградах.

2. Знакомство с героями-людьми и городами-героями.

3.Воспитывать чувство гордости за подвиги во время войны.

Цели раздела,

слайда

Действия учителя

Действия обучающихся

Введение в тему.

Цель:

Подготовить обучающихся к восприятию нового материала, проверить ранее изученное.

Добрый день, дорогие мои друзья! Вот я и снова к вам зашёл, как и обещал. Прошлый раз я вам рассказал… А о ком я вам рассказал, напомните!

Точно! Не буду спрашивать их имена, а вот спросить, что они делали, очень хочется.

А вы помните, награждали их или нет?

Помните, чем их награждали? Коробкой конфет? Новой рубашкой? Обувью?

Молодцы! Сегодня я вам расскажу, какие награды Родина давала своим самым смелым бойцам, и кто ещё получал награды, кроме людей.

О сынах и дочерях полка.

Они помогали взрослым сражаться с немцами, ходили в разведку, взрывали военную технику.

Награждали.

Медалями и орденами.

Основная часть.

Цель:

Рассказать о наградах, о тех, кого награждали, за что; города-герои.

Слайд №1-16

Слушайте, мои любознательные друзья.

Во время войны люди совершали множество подвигов. Подвиг – это такое дело, которое не всегда можно сделать, потому что не умеем, потому что страшно, потому что хочется остаться живым. Но были люди, которые не задумывались о страхе, о смерти. Они понимали, что могут это сделать и делали. Кто-то оставался живым, кто-то умирал. Вот за такие подвиги и были им даны награды: медали и ордена.

Посмотрите, какие они разные. И дело не в том, что одни красивее других, дело в том, за какой подвиг они выданы.

Например: подвиг Алексея Демьяновского .

Это был 1942-й. Алексей помогал пулеметчику: подносил патроны, следил за обстановкой. Ему было 17. И это был его первый бой. В этом же бою пулеметчика сразил немецкий снайпер. Алексея поставили первым номером, дали солдата вторым номером, и солдат стрелял дальше. Чаще всего, если человек участвует в боях близко к противнику, больше трех суток он там не продержится. Алексею удалось продержаться, его тяжело ранило в ногу. Оттуда отправили в госпиталь. За то, что продержался, за то, что сдерживал противника, он и получил свою медаль «За отвагу».

Гвардии техник-лейтенант Алексей Аганичев бесперебойно снабжал дивизион боеприпасами. В период зимних боев 1942-43 года тов. В бою вел себя смело и решительно. 17.08.43 года Аганичев доставлял боеприпасы в пункт назначения, его колонна подверглась сильному артиллерийскому обстрелу противника, в результате чего была выведена осколками снаряда одна автомашина. Но Аганичев взял машину на буксир, вывел с района обстрела и своевременно доставил боеприпасы на, что дало возможность своевременно отразить контратаки противника.
Алексей создал с шоферов своего взвода ремонтную бригаду и своевременно производит ремонт и восстановление автотранспорта.
За бесперебойную доставку боеприпасов на огневые позиции, за содержание автотранспорта в боевой готовности, за храбрость в бою Алексей Аганичев удостоен правительственной награды - ордена "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА".

Но я вам сказал, что не только люди удостаивались наград, но и …

Давайте-ка вспомним, как называлась крепость, которая в самом начале войны не желала сдаваться врагу.

Верно. Молодцы! Так вот, именно Брестская крепость получила звание «крепость-герой».

Давайте посмотрим в таблицу, на которой записаны все города-герои.

1 .Ленинград (ныне )

В каждом из этих городов-героев есть музеи боевой славы. Но это – тема нашего следующего классного часа.

Брестская крепость.

Рефлексия.

Цель:

Запомнить, за что люди получают награды, какие они бывают.

Слайд №17

Ну, мои дорогие, скажите-ка мне, чем награждали людей за подвиг во время войны?

Могут ли получать награды не люди?

Медалями и орденами.

Да. У нас есть города-герои и крепость-герой Брест.

Память.

Цели и задачи:

1.Объединить все знания о войне, полученные на классных часах.

2. Вспомнить, кто сражался во время войны; какие награды получал.

3. Воспитывать чувство уважения к ветеранам войны, гордость на наш народ.

Цели раздела,

слайда

Действия учителя

Действия обучающихся

Введение в тему.

Цель:

Стимулировать желание вспомнить материал, полученный на предыдущих классных часах.

Слайд №1,2

Здравствуйте, ребята!

Иван Иванович сегодня не пришёл. Он уже довольно старый человек, прошёл всю войну, теперь часто болеет. Но он прислал вам очень необычное письмо. Я его вам сейчас прочитаю:

« Дорогие ребята!

Мне было очень приятно встречаться с вами всё это время. Я старался рассказывать вам только правду. Надеюсь, что вы сможете ответить на вопросы, которые сейчас вам будут задавать.

Желаю успехов в учёбе, мирной жизни, хорошего настроения.

Ваш Иван Иванович»

Обучающиеся слушают письмо.

Основная часть.

Цель:

Повторить изученное, закрепить знания о войне.

Слайд №3

Ребята,

    я вам буду задавать необычные вопросы. Ответы на них есть на простенках, на партах, на иллюстрациях.

    мы посмотрим мультфильм и попробуем определить, кто какую награду получит

    на заготовках создадим награду для Ивана Ивановича.

Готовы?

    Когда началась война

    С кем мы воевали

    Подвиг – это плохой поступок или очень хороший

    Выберите, кто был на войне: «дедушка полка, сын полка, мама полка, дочь полка»

    Посмотрите на картинку и скажите, какой город защищают солдаты

    Что могли делать на войне дети: плакать, смеяться, взрывать поезда, ходить в разведку, рисовать картинки

    Что давали за подвиг: буханку хлеба, орден, отпуск, медаль, пять в тетрадь.

А теперь будем смотреть мультфильм «Партизанская Снегурочка».

Кого и чем мы могли бы наградить?

Да.

Девочку. За смелость. Орденом и медалью.

Рефлексия.

Цель:

Закрепить полученные знания через рисование медали, ордена.

Определить, какие чувства возникают при прослушивании этой информации и рисовании.

Слайд № 4,5,6,7,8

А теперь вы мне скажете, какое у вас настроение после встреч с Иваном Ивановичем?

Интересны вам были сведения, которыми он с вами поделился?

Какие чувства вы испытываете:

    хочется плакать

    гордость за наших солдат

    уважение к ветеранам

А сейчас я вам предлагаю нарисовать орден нашему ветерану. Шаблон я вам приготовила. А что вы нарисуете в центре – это только ваша задумка.

(Эту работу можно дать на дом, собрать готовые рисунки, организовать выставку и написать коллективное письмо ветерану со словами благодарности)

Нам он понравился, мы его ждали.

Он очень интересно рассказывал.

Гордость за наших солдат

Тема: Великая Отечественная война

Цель: дать понятие о великой отечественной войне.

Задачи:

  • рассказать о некоторых моментах ВОВ;
  • дать понятие о детских концлагерях;
  • развивать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к ветеранам войны.

Оборудование: костюмы для сценки, красные гвоздики, презентация

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Играет «Школьный вальс».

Учитель: Была ясная тёплая погода. В школах проходили выпускные балы. Десятиклассники прощались со школой и готовились выйти в огромный мир. Все были счастливы и веселы, ничто не предвещало войны.

2слайд. Солдат, 22июня, 4 часа утра.. 1941 год
3 слайд. Люди слушают сообщение. Голос Левитана.
4 слайд. Священная война на магнитофоне, а на экране кадры военных событий.

Учитель (на фоне музыки). 22 июня 1941 года на нашу Родину напала немецко-фашистская Германия. В то время в Германии правили фашисты во главе с Гитлером – жестоким и беспощадным поработителем других народов. Вместе со своими генералами он составил план быстрого захвата Советского Союза.

Фашисты были уверены в своей непобедимости. И действительно. Они завоевали много других стран и имели очень хорошее вооружение, технику, поэтому могли атаковать нашу землю с моря. С воздуха и на суше. Они хотели разгромить наши армию и флот, уничтожить большие города вместе с их жителями. А тех, кто уцелеет, сделать своими послушными рабами.

Первыми приняли удар наши пограничные войска. Все они показали беспримерное мужество, сражаясь до последней капли крови. Особенно отличились защитники Брестской крепости.

Чтец:

Война... Суровее нет слова.
Война... Печальнее нет слова.
Война... Священнее нет слова
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть … и нет…

Чтец:

На нашу милую и горделивую,
На нашу Родину счастливую
На наш родимый, мирный край,
Напал фашистский негодяй!
Он осквернил всё дорогое,
Где только подлая нога
Ступала фрица-негодяя
Там пепел, смерть и нищета.

Учитель: 4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей!

на слайде: 4 года 1418 дней «20 000 000 человек»

Учитель: Люди умирали. Погибали на полях сражения от пуль и осколков снарядов. Умирали от ран в госпиталях. А ещё умирали не только военные люди, но и простые мирные. Немцы сжигали целые деревни вместе с людьми. Всех жителей села или деревни собирали в один большой сарай, закрывали двери, обливали сарай бензином и поджигали. Там сгорали живыми Старики, которые не могли уже идти на войну, женщины, и даже дети всех возрастов. Другие деревни они полностью расстреливали, а дома сжигали. Фашисты не щадили никого.

Варвары

1. Они с детьми погнали матерей
И ямы рыть заставили,
А сами, они стояли – кучка дикарей
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят,
И медными глазами окинул обреченных...
Мутный дождь шумел в листве соседних рощ,
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
2. Нет! – этого я не забуду дня!
Я не забуду никогда, вовеки!
Я слышал, плакали как дети реки
И с яростью рыдала мать – Земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучи вышло на поля;
В последний раз детей поцеловало...
В последний раз...
3. Гудел осенний лес,
Казалось, что сейчас он обезумел.
Гневно бушевала его листва, сгущалась мгла вокруг...
Я слышал, мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый;
Детей внезапно охватил испуг,
прижались к матерям, цепляясь за подолы...
И выстрела раздался резкий звук, прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной...
4. Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья еще не старой женщины,
Она смотрела, ужаса полна...
Как не лишиться ей рассудка?
Все понял, понял все малютка...
"Спрячь, мамочка меня! Не надо умирать!"
Он плачет, и как лист, сдержать не может дрожи...
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать.
Прижала к сердцу против дула прямо...
5. "Я жить хочу! Не надо, мама! Пусти меня, пусти!
Чего ты ждешь?"
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается как нож...
6. "Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно...
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы живым тебя не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно..."
И он закрыл глаза...
И заалела кровь на шее лентой извиваясь,
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни, и одна любовь...
7. Гром грянул, ветер свистнул тучи,
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез – горячих и горючих,
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты столько горя видела людского,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз такой позор и варварство такое!
8. Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними священной правды знамя,
Омой его Земли кровавыми слезами,
И пусть лучи его пронзят!
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно...
Кровь наших матерей...

Учитель: Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.

Чтец:

Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!

Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы
Дети и война!

Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,
Стволы их станут трубами органа,
И в дружном хоре голоса сольют
Под мирным небом в песне мира страны!

Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдины злобы и вражды растают!
Дружить давайте, дети всей земли!
Пусть наша дружба с нами вырастает!

Учитель : В начале войны фашисты были сильнее. Поэтому они захватили большое пространство и подошли к сердцу нашей родины Москве. Враги окружили кольцом блокады прекрасный город на Неве Ленинград (Санкт- Петербург). Девятьсот дней и ночей в окружённом городе защищались ленинградцы, но врага в город не пустили.

Слайд: Ленинград и цифры 900 дней

900 дней продержался в блокаде город-герой Ленинград. "Ленинградские дети"... До какого-то момента они были как все дети, смешливыми, веселыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их (как до войны коллекционировали марки и конфетные фантики). А потом они становились самыми тихими на земле детьми. Они разучились шалить, даже улыбаться и смеяться, даже плакать. За время блокады (окружения) в этот город не въезжали машины, поезда. Фашисты перекрыли все въезды в город. Туда не привозили продукты питания, бомбы и снаряды повредили трубы, и в дома не поступали тепло и вода. Люди жили в невыносимых условиях.

СЦЕНКА.

Сценку показывают мальчик и девочка. Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой.

Сестра:

Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет?
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат ремонтирует табуретку.

Брат:

А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко.

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила,
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны.

Брат:

Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.

Учитель: Да, нечего было есть. Взрослому работающему человеку давали 250 граммов в день, тем кто не работал и детям по 125г хлеба из смеси опилок и муки в день.

Слайд с хлебом.

Учитель: Люди умирали от голода. Умирали целыми семьями. Голод и страшные морозы зимой человек не выносил.

Слайд. Дневник Тани Савичевой.

Учитель: Его нашли в одной из квартир после освобождения Ленинграда. Но были и ещё другие страшные места, где уничтожали русских людей – это концлагеря.

Учитель: С началом войны немцы стали организовывать концлагеря или ЛАГЕРЯ СМЕРТИ. Там уничтожали советских людей. Фашисты захватывали города, сёла, деревни. Как уже было сказано, либо расстреливали, либо сжигали людей, либо увозили в лагерь. Те, кто мог работать, работали там, на тяжелейшей работе без еды, а те, кто не умели работать или были не пригодны для работы – это женщины и дети, подвергались страшным пыткам. На них ставили опыты, ведь им было не жалко, если русский погибал. У детей выкачивали кровь для немецких солдат. Людей сжигали в печах.

Слайд: ребёнок, печи, горы трупов. Песня «Бухенвальдский набат»

Учитель: Война отучила этих детей плакать. Когда поезд разбомбили, люди попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Люди и дети в то время четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно.

Учитель: Да, много горя принесла война. В каждом доме были погибшие, земля была залита кровью. Но наш народ выдержал. Советские солдаты прогнали фашистов с нашей земли и гнали их до самого дома. И тогда немцы поняли, что справиться с таким сильным народом невозможно. И они сдались, признали своё поражение. И 9 мая объявили о победе советского народа над немецкой Германией.

Слайд с салютом.

Звучит музыка «День победы».

Учитель : Солдаты возвращались домой. Радовались, что остались живы, но никто не забывал тех, кто не вернулся домой. Тех, кто не сможет больше радоваться жизни.

Чтец:

И у мёртвых, безгласных
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас.
На земле на поверки
Выкликают не нас.

Нам свои боевые
Не носить ордена,
Вам – всё это, живые.
Нам – отрада одна:
Что не даром боролись
Мы за Родину-мать.
Пусть не слышен наш голос,
Вы должны его знать

Ученик:

Четыре года жизни – год за годом,
Четыре года смерти – день за днем,
Во имя мира всем земным народам
Бежали, опоясаны огнем.
Все, что свершили, – памятно и свято.
Навеки будут рядом, без конца –
Могила Неизвестного солдата и
Счастье победившего бойца!

Учитель : День Победы отмечается как большой всенародный праздник, он принес нашему народу мир, а детям - спокойное детство. В этот день память погибших чтят минутой молчания. Давайте и мы, стоя, склонив голову, молча почтим память тех, кто отдал свою жизнь за нас, за мир на земле.

Расул Гамзатов «Нас двадцать миллионов»
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Нет, не исчезли мы в кромешном дыме,
Где путь, как на вершину, был не прям.
Еще мы женам снимся молодыми,
И мальчиками снимся матерям.

А в День Победы сходим с пьедесталов,
И в окнах свет покуда не погас,
Мы все от рядовых до генералов
Находимся незримо среди вас.

Есть у войны печальный день начальный,
А в этот день вы радостью пьяны.
Бьет колокол над нами поминальный,
И гул венчальный льется с вышины.

Мы не забылись вековыми снами,
И всякий раз у Вечного огня
Вам долг велит советоваться с нами,
Как бы в раздумье головы клоня.

И пусть не покидает вас забота
Знать волю не вернувшихся с войны,
И перед награждением кого-то
И перед осуждением вины.

Все то, что мы в окопах защищали
Иль возвращали, кинувшись в прорыв,
Беречь и защищать вам завещали,
Единственные жизни положив.

Минута МОЛЧАНИЯ
Музыка……..

Учитель . Каждый день Великой Отечественной войны, прожитый на фронте и в тылу врага, – это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верных Родине.
Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.
Прошу всех встать!

Слайд с вечным огнём.


День Победы - дня дороже нету.
День Победы - самый главный день!
В этот день на зависть всей планеты
Все награды, Родина, надень!

В цветы все улицы одеты,
И песни звонкие слышны.
Сегодня праздник - День Победы,
Счастливый, светлый день весны!

Вздохнули полной грудью люди.
Конец войне! Конец войне!
И многоцветные салюты
Сверкали долго в вышине!

Гром торжества могучим валом
Катился по краям родным,
Отечество салютовало
Отважным воинам своим!

Они отчизну защищали,
Бесстрашно шли на смертный бой,
Чтоб дети в счастье вырастали
В стране свободной и родной!

В цветы все улицы одеты,
Смеется и ликует май!
В тот самый первый День Победы
Цветы дарили нашим дедам,
Бойцам, что мир несли в наш край.
Учитель: Символом ДНЯ ПОБЕДЫ является гвоздика. Полыхающие красным пламенем гвоздики словно напоминали прохожим: за Победу было пролито немало крови, отдано немало жизней…И эти гвоздики даря тем, кто завоевал для нас эту победу и свободу – ветеранам. И тем, кто не вернулся с полей сражения – возлагают к памятнику и вечному огню.

Ученик : Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас.

В каждой семье живёт память о тех, кто воевал или трудился в годы Великой отечественной войны.

Не забывайте о ветеранах. Будьте к ним внимательны, говорите о них с любовью и благодарностью.

Ученик

Я хочу, чтоб все смеялись,

Чтоб мечты всегда сбывались,

Чтобы детям снились радостные сны,

Чтобы утро добрым было,

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире больше не было войны!

Ученик

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

(Звучит фонограмма песни «День Победы».)

Ученик

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.


«Поклонимся великим тем годам….»

Цель: Формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.

Задачи: - познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ;

Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

Воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Предварительная подготовка заключается в том, что необходимо заранее раздать ученикам стихи для чтения наизусть и дать задания по группам подготовить рассказы о пионерах-героях.

Ход занятия.

Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый. (слайд 1) Выступление 2 класса

1 чтец: Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….

Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,

Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.

Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,

Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,

Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается...

2 чтец: Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Учитель . На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.

3 чтец:

Июнь… Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

4 чтец: Июнь… Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45- м, в мае.

5 чтец: Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам.

Обшарили немецкие бинокли.

6 чтец: Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной,

Всего, каких – то 5 минут осталось.

1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!

2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!

3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!

4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!

5. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней. Помните!

Учитель: - Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Учащиеся рассуждают.)

Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы. (слайд 4)

Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий, могучий народ!

Выходил он: свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну!

(слайд 5-10)

На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети.

Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными в госпиталях. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Жестокое слово-война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли -

Мы просто дышали войной. (А.Иоффе)

Вот только некоторые строки из воспоминаний детей тех лет.

Рассказы учеников о пионерах-героях.

(слайд 11-14) Великая Отечественная Война унесла жизни многих юных ребят, которые погибли, защищая Родину. Один из них - Леня Голиков.

В Псковской области, в деревне Лукино, жил мальчик Леня Голиков. Когда началась война, ему было всего 15 лет.

Фашисты захватили его деревню, начали творить бесчинства, пытались установить свой «новый порядок». Вместе со взрослыми Леня ушел в партизанский отряд, чтобы бороться против фашистов. Партизаны нападали на вражеские колонны, взрывали поезда, уничтожали немецких солдат и офицеров.

Немало боевых дел было у юного партизана Лени Голикова. Но одно было особенным.

В августе 1942 года Леня находился в засаде недалеко от дороги. Вдруг он увидел, что по дороге едет роскошная немецкая машина. Он знал, что на таких машинах перевозят очень важных фашистов, и решил во что бы то ни стало остановить этот автомобиль. Сначала посмотрел, нет ли охраны, подпустил поближе машину, а затем бросил в нее гранату. Граната разорвалась рядом с автомобилем, и тут же из нее выскочили два здоровенных фрица и побежали к Лёне. Но он не испугался и начал стрелять по ним из автомата. Одного он сразу уложил, а второй начал убегать в лес, но Лёнина пуля догнала и его. Один из фашистов оказался генералом. При нем нашли важные документы и сразу же отправили их в Москву. Оказывается, Лёня добыл ценнейшую информацию - чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию, карты-схемы минных полей и другие важные бумаги военного характера. Звание Героя он получил посмертно. Январской ночью 1943 года он погиб в неравном бою.

Валя Котик 12 лет .

С августа 1943 года юный патриот - разведчик шепетовского партизанского отряда имени Кармелюка.

В октябре 1943 года юный партизан разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Он также участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов, склада.

29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, он поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою.

16 февраля 1944 года в бою за город Изяслав Каменец-Подольской ныне Хмельницкой области 14-летний партизанский разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался.

Марат Казей

В годы Великой Отечественной войны, находясь на временно оккупированной немецко-фашистскими войсками территории Белоруссии, 12-летний Марат Казей в ноябре 1942 года вступил в партизанский отрядВ декабре 1943 года в бою на Слуцком шоссе Марат Казей добыл ценные документы неприятеля – военные карты и планы гитлеровского командования.
Неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах.
11 мая 1944 года при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Лошанского сельсовета Узденского района Минской области юный партизан был обнаружен фашистами, которые взяли его «в кольцо». 14-летний патриот отстреливался до последнего патрона и, не желая сдаваться в плен, гранатой подорвал себя и окруживших его врагов. Похоронен в родной деревне.

З а проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Казею Марату Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Зина Портнова ей было 14 лет.

В июне 1941 года девочка на школьные каникулы приехала в деревню Зуя, возле станции Оболь Витебской области. После вторжения фашистов на территорию советского Союза Зина оказалась на оккупированной территории

Зине Портновой удалось устроиться работать в столовую для немецкого личного состава. Поработав немного там, она осуществила жестокую, однако очень эффективную операцию – отравила пищу. Более 100 немцев пострадали. В ответ на это фашисты обрушили на город волну массового террора. Во время разбирательств, Зина, желая довести немцам свою непричастность, сама попробовала отравленный суп. Чудом уцелела. Портновой, дабы избежать ареста, пришлось к партизанам уйти.

В августе 1943 г. Зина становится разведчицей партизанского отряда. Девушка участвует в подрывах эшелонов.

При допросе в гестапо Зина выхватила пистолет следователя и мгновенно застрелила его. На эти выстрелы прибежали два гитлеровца, которых девушка тоже застрелила

Учитель: Но конечно, самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина – мать. (слайд15)

Знаю, в сердце у тебя тревога-

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, всё ты смотришь на дорогу.

По которой я ушёл когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи.

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет.

Тебя вспоминаю такую родную,

Такую хорошую – слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру,

И пусть между нами сейчас километры,

Ты здесь, ты со мной, родная моя!

Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой

Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром - снова в бой!

Будем мы фашистов гнать.

Береги, сыночек, мать,

Позабудь печаль и грусть -

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья.

Твой отец.

Учитель: Женщины не только трудились в тылу. . Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки. (слайд 16, 17)

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком снаряда солдат.

Шепчет сестричка:

"Давай, поддержу,

Рану твою я перевяжу!"-

Всё позабыла: слабость и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла.

Ведущий. Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!

Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.

Минута молчания.

И, всё-таки наступил в войне переломный момент и началось освобождение оккупированных территорий. Очистив от фашистов территорию нашей страны, наши воины освободили от фашистского ига народы Европы.

Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами героев. (слайд 19)

Мы здесь с тобой не потому, что дата,

Как злой осколок память жжёт в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защищал тебя на поле боя.

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя -

Великой Армии простой солдат.

Тысячи россиян в памятные дни приходят на Пискарёвское кладбище в Санкт- Петербурге, на Мамаев Курган в Волгограде,(слайд 20) на Сапун- гору в Севастополе, к памятнику сожжённым жителям деревни Красуха в Псковской области и к другим священным местам. Подвиг Советской Армии – освободительницы чтят не только в нашей стране. В Германии в Трептов – парке стоит памятник Воину – освободителю. Это Солдат- победитель, к груди которого доверчиво прильнула спасённая им немецкая девочка. (слайд 21)

На рубеже весны четвёртой,

В награду за года тревог,

В дыму и прахе распростёртый

Берлин лежал у наших ног!

Не умолкает гром орудий.

Бушует пламя в дымной мгле,

И говорят друг другу люди-

Есть справедливость на Земле!

Сокрушая железо и камень,

Он врага беспощадно разил!

Над Германией победное знамя,

Знамя правды своей водрузил!

Он прошёл через пламя и воду,

Он с пути не свернул своего.

Слава, слава народу – герою!

Слава Армии славной его!

И в Берлине, в праздничную дату,

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник- Советскому солдату,

С девочкой спасённой, на руках.

Он стоит, как символ нашей славы.

Как маяк, светящийся во мгле,

Это он – солдат, моей державы,

Охраняет мир на всей Земле!

Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши дед

Врага сумели победить.

Идут колонны ровным строем,

И льются песни там и тут,

А в небе городов-героев

Сверкает праздничный салют! (слайд 25)

В этот день в каждом городе нашей страны проходят торжественные митинги. И в первых рядах идут ветераны – те, кто прошёл войну.(слайд 2)

Носите ордена
И в праздники и в будни.
На строгих кителях
И модных пиджаках.

Носите ордена,
Чтоб видели все люди
Вас, вынесших войну

На собственных плечах.

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

(Выступление 4 класса)

ученик:

Мы хотим, чтоб люди мирно жили,
Чтоб дети разных стран всегда дружили,
Чтоб леса, поля зеленели,
Чтобы птицы в небе звонко пели.

ученик:

Мы – дети свободной и мирной страны.
Народ наш великий не хочет войны.
И матери наши, и наши отцы –
За мир, за свободу, за счастье борцы.

Как танк сумел гранатой подорвать
И как ходил в атаку из окопа,
Как Белоруссию пришлось освобождать
И как с боями шли через Европу.
Как побеждали в тех они боях
И как Берлин солдаты наши брали,
Как над рейхстагом водрузили флаг,
И как в тот день все люди ликовали.

Ученик:

А мой прадедушка погиб под Сталинградом.
Он был артиллерист.
Они сражались до последнего снаряда,
А после отбивались, как могли.
И в братской похоронен он могиле,
И вечный там огонь теперь горит,
И памятник большой соорудили –
Красивый мрамор и гранит.
И на граните имена солдат,
Которые в могиле той лежат.
Прадедушкино имя в списке том.
И свежие цветы всегда кругом.

Ученик:

Моя прабабушка не воевала,
Она в тылу солдатам помогала.
У нас в тылу работали заводы,
Там собирали танки, самолеты,
Снаряды делали и пули отливали,
Одежду, сапоги изготовляли,
Для самолетов бомбы, ружья для солдат,
Орудья и, конечно провиант.
Без мужественных тружеников тыла
Страна бы наша никогда не победила.
Их тоже часто награждали,
И ордена давали, и медали.

Ученик:

А сколько человек погибло в той войне!
Почтить их нужно памятью достойной.
И подвиги российского солдата
На веки вечные запомнить надо!
Сегодня мы героев вспоминали,
Что нашу землю от фашистов отстояли.
Велик их подвиг, вечна слава их.
Они живут и будут жить в сердцах людских!

Ведущий: Память о войне – это, прежде всего – память о людях. Пройдут года, десятилетия, немало ярких и важных событий произойдет в жизни народа, но легендарный подвиг – Победа в Великой Отечественной войне – навсегда останется в нашей памяти.

Чтец:

Слава Вам, храбрые,
Слава, бесстрашные!
Вечную славу поёт Вам народ,
Доблестно жившие,
Смерть сокрушившие,
Память о Вас никогда не умрёт!

Классный час в начальной школе "Они сражались за Родину"

"Они сражались за Родину. Подвиг семьи Степановых" - классный час в начальной школе.

70-летию Великой Победы посвящается.


Ступченко Ирина Николаевна, учитель начальных классов первой категории.
Цель: знакомство с семьёй Степановых.
Задачи:
пробудить в душе ребенка любовь к Родине и желание быть ее Защитником;
развивать у учащихся умение слушать предложенный материал классного часа, умение осмыслить его и выделить главную мысль.
воспитывать нравственно-эстетические чувства, любовь к Родине, своему народу;
накапливать исторические факты о подвигах русского народа, защите своего Отечества.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация, фотографии семьи Степановых, цветы, фонограмма песни «Вставай, страна огромная…», запись - стук сердца, хронометр.
Описание: данный классный час приурочен к празднованию 70-летия Великой Победы и может быть использован педагогами как начальной, так и старшей школы.
Ход классного часа.
1. Вступительное слово учителя.


- Великая наша Родина - земля Русская! Ты удивляешь и радуешь нас своими красотами: и реками, и озёрами, городами и сёлами, лесами и горами, равнинами и полями. Всё есть у тебя!
Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет, ничего, дороже Отчизны
Именно Защитникам Отечества и посвящен наш сегодняшний классный час.


2. Основная часть.
Учитель.
9 мая 2015 года в 70-й раз прогремит салют Победы.


А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
Последним мирным днём 1941 года была суббота 22 июня. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Лишь продолжали дышать жаром домны, дымили трубы, по железным дорогам мчались грузовые и пассажирские поезда…


Тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь, свой выпускной бал.
Звучит фонограмма песни «Вставай, страна огромная».


Ученик 1. 4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей! 20 миллионов за 1418 дней. Вдумайтесь в эти цифры! Какой ценой завоёвано всему человечеству право на жизнь, радость, любовь, труд…
Ученик 2. Тысячи и тысячи боевых подвигов совершили наши люди на фронте и в тылу. Об этих подвигах надо помнить всегда.
Учитель. Героическая судьба семьи Степановых – один из ярчайших примеров верного служения народу, символ массового героизма и стойкости советских людей.
Подвиг братьев Степановых велик.


Судьба этой семьи поистине удивительна. Это была крестьянская семья, вырастившая 9 сыновей. И все они отдали свои жизни за свободу и счастье Родины. Один погиб ещё на заре Советской власти, замученный белогвардейцами. Второй пал на Халхин-Голе, выполняя свой воинский интернациональный долг. Остальные, не жалея жизни, сражались с фашистами в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов.
Ушли сыновья на войну…


Всех своих сыновей Епистиния Фёдоровна Степанова запомнила уходящими. Ушли в бессмертие.
3.Чтение строк из писем братьев Степановых.


Ученик 3.
Вначале приходили письма: «Крепко бьём фашистских гадов…», «Даём фрицам перцу!», «Береги себя, мама!»…
«…Шлю я Вам красноармейский горячий привет. Я за Вас буду стойко защищать нашу необъятную Родину!» (Филипп).
«…Если суждено будет погибнуть, то знайте, что мы погибли за счастье советских людей…» (Александр).
«…Не плачь, мама, не убивайся, ты должна гордиться своими сыновьями» (Иван).
В одном из писем с фронта Иван прислал матери стихи:
Чтец. Помню, мама, детство наше
В далёком хуторе глухом,
Как мы делили горе наше
Над речкой в домике своём.
Семью весёлую, большую,
Друзей, соседей полон дом,
Баян и скрипку удалую,
Их нежный звон и патефон.
Я детство наше не забуду,
Его счастливые времена
И долго-долго помнить буду
Тебя я, мама, ты у нас одна…»
Ученик 4. Послушайте строки из воспоминаний о том, как ждала мать своих сыновей


Учитель. А потом стали приходить «похоронки» (включается запись- стук сердца)

На Павла, Филиппа, Илью…
«Ваш сын пал смертью храбрых в бою за честь и независимость нашей Родины».
Александр расстрелян белогвардейцами в возрасте 17 лет.
Фёдор погиб в бою с японскими захватчиками на Халхин-Голе в возрасте 27 лет.
Василий 2 ноября 1943 года во время выполнения задания командования партизанского отряда «За Родину» был схвачен фашистами и брошен в тюрьму. Его жестоко пытали, но он держался стойко. Через 2 недели он был расстрелян гитлеровцами на окраине г. Никополя в возрасте 35 лет.
Павел пропал без вести на Брянском фронте в возрасте 23 лет.
Илья погиб в танковом бою на Курской дуге в возрасте 26 лет.
Иван расстрелян гитлеровцами в возрасте 28 лет.
Александр - Герой Советского Союза. Погиб в боях на Днепре в возрасте 20 лет.
Филипп замучен в фашистском концлагере в 35 лет.
Николай умер от ран, полученных на фронте в возрасте 60 лет.


За героизм и мужество они были отмечены наградами Родины, а младший посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.


Ученик 5 В городе Тимашевске Краснодарского края стоит памятник удивительной женщине-матери, которая выростила таких мужественных и сильных сыновей. И имя этой женщины - Епистиния Степанова.


Каждый год люди, которым не безразлична судьба всей нашей Родины несут цветы, подарки и свечи к памятнику, чтобы ещё раз почтить память этой удивительной женщины и её сыновей.
Ученик 6. 20 миллионов жизней, вы только представьте – если по каждому из 20 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 32 года!
Чтец.
Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
(Минута молчания. Хронометр)
Учитель
Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте люди никогда
Об этом не забудем.
Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!