Клинопись где зародилась. Шумерская письменность - история - познание - каталог статей - роза мира

Всемирно-историческое значение имело изобретение шумерами письма. Шумеры начали писать в конце 4 тыс. до н.э., т. е. значительно раньше египтян. В Красном храме Урука, датированном примерно 3300 г. до н.э., была обнаружена табличка с текстом, в котором было использовано около 700 знаков. Эта табличка является, по всей видимости, первым в мире памятником письменной культуры.

До появления письменности существовали цилиндрические печати, на которых вырезались миниатюрные изображения, а затем такая печать прокатывалась по глине. Эти круглые печати представляли собой одно из величайших достижений месопотамского искусства.

Письмо возникло как практическая необходимость для торговой деятель­ности, хозяйственных записей и подсчетов . Самые ранние письмена выполнялись в виде пиктограмм, или примитивных рисунков, выполненных тростниковой палочкой на табличках из сырой глины. Затем глиняные «дощечки» высушивали на солнце или обжигали в печи (если обозначения были особо важными и предназначались для длительного хранения). Первые такие таблички – памятные записки, списки товаров, рецепты (записки экономического характера). Догадаться о значении большинства пиктограмм, применявшихся около 3300 г. до н. э., не составляет труда. Лучистая звезда обозначала небо или, в дальней­шем, божество. Чаша, без сомнения, пере­давала слово «пища». В некоторых случаях можно легко расшифровать сочетания символов: стоящие вместе пиктограммы «большой» и «человек» означают «царь».

Первый шаг к абстрактным символам был сделан в начале 2 тыс. до н. э., когда пиктограммы стали «ло­житься на ребро», что могло быть связа­но с тем, что шумерские писцы стали пе­реворачивать таблички, чтобы иметь воз­можность писать слева направо, а не свер­ху вниз, как раньше. Но каковы бы ни бы­ли реальные причины такого «переворота», сам факт говорит о том, что символы по­степенно стали утрачивать связь с конкрет­ным изображаемым объектом.

Письменные символы претерпели еще более существенные изменения, когда пис­цы сменили заостренную тростниковую па­лочку для рисования на мягкой глине на стиль с клинообразным концом, что привело к изменению письма, которое получило название «клинописи» от лат. “cuneus”, что в переводе означает «клин». Древние писцы прилагали все усилия, чтобы их рисунок мак­симально походил на изображаемый предмет, и с этой целью при­меняли всевозможные виды клинообразных оттисков . Затем все клинья, используемые для изображения знака, были разделены на несколько классов: вертикальный, горизонтальный и наклонный.

Так возникла клинопись на глиняных «дощечках» . Она распрост­ранилась по всей Передней Азии, и более двух тысяч лет ею пользо­вались народы, говорившие на различных языках. Особенно про­дуктивно клинопись использовалась в вавилонской и ранней персидской письменности.

Около 1800 г. до н.э. писцы упростили написание многих клинописных символов, заменив их еще более условными знаками, которые имели лишь отдаленное сходство с прежними пиктограммами.

*Слайды: Нa примере избранных шумерских зна­ков на таблице справа можно проследить эволюцию шумерской письменности на протяжении 1500 лет - преобразование ранних пиктограмм в систему абстрактных символов.

Предписание в нижнем правом углу гласит: «Пропустите через сито, а затем перемешайте растолченные черепаховые панцири, ростки нага-си, соль и горчицу. Затем промойте поврежденные участки пивом хорошего качества и горячей водой и вотрите смесь. Подождите немного и снова протрите с маслом, после чего поставьте припарку из толченой сосновой коры».

Эпос о Гильгамеше

Благодаря изобретению письменности перед историками раскрылись многие стороны прошлого. Т.к. в письменных источниках сохраняются образцы литературы, историк может судить о менталитете людей того времени.

Величайшим памятником древней шумерской литературы является "Сказание о Гильгамеше". Оно сохранилось на клинописных табличках, одна из которых происходит из Ниппура. Гильгамеш по преданию был царем и удачливым полководцем из Урука примерно в 2700 г. до н.э..

Цикл эпических песен о Гильгамеше связан в основном с идеей человеческого бессмертия, причем на протяжении всей поэмы Гильгамеш отчаянно пытается победить смерть. Гильгамеш наде­лен силой и мужеством, обеспечившими ему победу в борьбе со львом. Вместе со своим спутником Энкиду Гильгамеш отправляет­ся в кедровый лес, чтобы сразиться с лесным правителем Хумбабу. Но главная его цель - поиск мудрости, счастья, бессмертия. Аккад­ский эпос содержит также описание путешествия Гильгамеша по ту сторону жизни за бессмертием. Он разыскивал Утнапишти, кото­рый пережил потоп. В Шумере часто случались наводнения, когда обе реки - Тигр и Евфрат - широко разливались. Возможно, ката­строфическое наводнение, когда обе реки сомкнулись между собой, и именуется потопом в народной памяти. В Дильмуне, райской стране шумеров, Утнапишти помог Гильгамешу найти «растение (жемчужину?) вечной молодости», дающее бессмертие, однако на обратном пути домой он потерял этот драгоценный корень и признает неизбежность своей судьбы.

Религия шумеров

Примерно к 2250 г. до н.э. в Шумере уже сложился целый пантеон богов, олицетворявших различные элементы и силы стихий. Этот пантеон являлся основой шумерской религии. Так зародилась теология.

По поверьям шумеров, землей управляют боги, а люди были созданы, чтобы им служить. Этот мотив шумерского эпоса много позже нашел свое отражение в Библии, в Ветхом Заве­те. Изначально у каждого города был свой собственный бог. Вероятно, в этом сказывались политические изменения в отношениях между городами, но в конце концов боги организовались в некую иерархию.

Каждому из богов была отведена своя роль и своя область деятельности: здесь были бог воздуха, бог воды, бог земледелия. Богиня Инанна(у аккадцевИштар) являлась богиней плотской любви и плодородия, но одновременно – богиней войны, олицетворение планеты Венера. Во главе иерархии стояли 3 высших бога мужского пола:

· Ану – отец богов, бог неба;

· Энлиль (у аккадцев Эллиль, Белом) – бог воздуха;

· Энки (у аккадцев Эйл, Эа) – бог мудрости и пресной воды, он был учителем, дарующим жизнь (вода=жизнь), и поддерживал порядок, созданный Энлилем.

Поскольку урожаю, в особенности зерновых, постоянно угрожали то засуха, то наводнение, то саран­ча, а беды эти происходили, согласно поверьям, по воле богов, шу­меры стремились их умилостивить . Этой цели служил сложнейший ритуал богослужений в их храмах - земных жилищах богов. Совер­шались ритуальные поклонения царю и главным богам шумерского пантеона . Каждому из божеств посвящался свой храм, который ста­новился центром города-государства. В Шумере были заложены и утвердились основные черты храмового зодчества Месопотамии .

Падение Шумера

Вторжение амореев . Мари . После 2000 г. до н. э. в битве с эла­митами, пришедшими из Персии, могущественное государство шу­меров пало. Затем последовало вторжение семитских племен - амореев - из северной Сирии. Амореи обосновались в Месопота­мии и построили богатые, цветущие города-государства.

Из всех городов особенно выделялся большой аморейский го­род Мари , построенный в среднем течении Евфрата. В результате раскопок был найден город со строгой, близкой к современной планировкой - длинные проспекты, дворцы на площадях, пер­пендикулярно пересекающиеся улицы, прекрасные скульптуры, богатые кладбища, стены, украшенные фресками.

Большой дворец Мари

Большой дворец Зимри-Лима, который правил в Мари с 1780 по 1760 гг. до н.э., был сооружен до 2100 г. до н.э. и через несколько столетий подвергся перестройке. Он состоял из более чем 260 помещений и дворов на нижнем этаже, остальные находились выше.

Центральным элементом дворца был двойной тронный зал, датирующийся временем ассирийского царя Шамши-Адада, который умер в 1780 г. до н.э., тем не менее основные составляющие дворца были заложены еще при Зимри-Лиме.

Наряду с общественными помещениями и частными жилыми комнатами, во дворце находились многочисленные ремесленные мастерские, где пряли и изготавливали полотно, шерстяную одежду, одеяла и драпировки, делали вещи из кожи, краснодеревщики инкрустировали дерево алебастром и перламутром. Значительное количество работников этих мастерских были рабами.

Кроме того, во дворце имелись царская сокровищница и другие хранилища.

Наиболее важным открытием в Мари был архив, в котором найдено более 20 000 табличек. Записанные на них тексты связаны с различными сторонами жизни города. Среди них многочисленные документы по официальному делопроизводству, дипломатическая и частная переписка, например о здоровье членов царской семьи.

Хаммурапи

В начале 2-го тысячелетия до н. э. возник­ло новое объединение Месопотамии с центром в городе Вавилоне . Вавилон расположен на берегу Евфрата в 90 км к югу от современного Багдада. Название города переводится как "ворота богов".

После падения государства Ур в 2000 гг. до н.э. Вавилоном управляет аморитская (западные семиты) династия. При Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.) Вавилон становится политической и религиозной столицей южной Месопотамии.

Первоначально вассал ассирийского царя Шамши-Адада I, благодаря превосходным дипломатическим маневрам и успешным военным кампаниям с соперничающими городами-государствами (Урук, Иссин, Ларса, Эшнуна и Мари), Хаммурапи превратил Вавилон в господствующую державу Месопотамской равнины и регионов, расположенных севернее (Мари и Ашшур). Благодаря тому, что в эпоху Хаммурапи складываются характерные особенности вавилонской культуры, в истории Вавилона она получила название классической. Кроме того, при Хаммурапи было возведено много храмов и каналов. Его влияние к концу жизни (он умер в 1750 г. до н.э.) возрастает настолько, что Вавилон получает статус естественной столицы южной Месопотамии.

Законы Хаммурапи. Хаммурапи был величайшим законодателем в истории челове­чества. Подобно пророку Моисею, он дал своему народу и вместе с тем человечеству свод законов. Он был высечен на каменной стеле, которую нашли в Сузах (теперь она хранится в Лувре).

*Слайд: Сверху на моноли­те, где выбиты законы Хаммурапи, имеется изоб­ражение самого царя. Царь стоит в почтительной позе, выслушивая, что говорит ему бог правосу­дия - Шамаш. Шамаш сидит на своем троне и держит в правой руке атрибуты власти, а вокруг плеч у него сияет пламя. Шамаш приказывает Хаммурапи выполнить его волю совершенно так же, как Яхве в Библии повелевает Моисею.

Ко­декс Хаммурапи поражает уровнем юридической мысли, существо­вавшей за 15 столетий до появления римского права. В 282 разделах знаменитого кодекса законов Хаммурапи содержатся законы по разным тематикам: рабство, собственность, торговля, семья, заработная плата, развод, оплата медицинского обслуживания и многое другое.

Многие законы были заимствованы у шумеров, но примене­ние и толкование юридических норм было более детализирован­ным и более разработанным юридически.

Оговаривались даже такие частные случаи: «Если мужчина во время нападения или вторжения был взят в плен или увезен в дальние страны и долго там находился, и тем временем другой мужчина взял его жену и она родила ему сына, то в случае, если муж вернется, он получает назад свою жену». Или закон об обеспечении жен:

«Если муж отвернет свое лицо от своей первой жены... и она не поки­нет дом, тогда женщина, которую он взял как любовницу, будет ему вто­рой женой. Он должен продолжать содержать также свою первую жену».

Согласно кодексу Хаммурапи, многие преступления - воров­ство, супружеская неверность, ложное обвинение, лжесвиде­тельство - карались смертной казнью. Строгие наказания предус­матривались, например, в таких случаях: если пациент по невнимательности или неумению врача терял один глаз, врачу от­секали руку; если рушился дом; то его строитель приговаривался к смертной казни или крупному денежному штрафу.

Хаммурапи провел религиозную реформу. Шумерские боги продолжали почитаться, но главным вавилонским богом по пове­лению царя стал Мардук. (Мардук, в шумеро-аккадской мифологии центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилона, сын Эйя (Энки) и Домкины (Дамгальнуны). Письменные источники сообщают о мудрости Мардука, о его искусстве врачевания и заклинательной силе; бога называют "судьей богов", "владыкой богов" и даже "отцом богов"). Он был богом всей империи Хаммурапи.

Возвышение Ассирии.

После смерти Хаммурапи его империя распалась. Сам Вавилон стал жертвой разбойничьего набега хет­тов, затем - касситов, пришедших из Персии. Они властвовали над Вавилоном вплоть до завоевания его ассирийцами - семит­ским народом, проживавшим издревле в верхнем течении Тигра.

Начиналось возвышение Ассирии, торговлю которой на севере страны долгое время сдерживали и контролировали хетты. Но в 1200 г. до н. э. царство хеттов распалось. Ассирия вышла на про­сторы Средиземноморья и захватила земли вплоть до территории современной Турции. Успехам завоевательных походов Ассирии способствовало применение железного оружия , в чем ассирийцы намного превосходили все соседние народы, и высокий уровень военного искусства , обеспечиваемый особой маневренностью войск. Нашествия ассирийцев были жестокими и кровавыми. Ветхий Завет рассказывает, что они применяли специальные машины для осады крепостных стен и «штурмовые козлы».

Ассирийский царь Саргон II (722-705 гг. до н.э.) выстроил новую величественную столицу - Дур-Шаррукин (ныне Хорсабад), что значит Крепость Саргона. Дворец стоял на высоком искусственно насыпанном холме. В 713 г. до н. э. Саргон II при строительстве своей столицы, Дур-Шаррукина (совр. Хорсабад, Ирак), окружил город сплошной кирпичной стеной, оставив в ней семь проходов (ворот). По бокам у входа во дворец стояли огромные статуи крылатых быков с человеческими головами. Это шеду - стражи, охраняющие дворцовые врата; они как будто зорко смотрят на проходящих мимо. Каждый, кто подходил ко дворцу, уже издали видел шеду спереди - голову, грудь и две ноги. Стоило пройти дальше и посмотреть на шеду сбоку, как начинало казаться, что бык шагнул вперед, двинув переднюю ногу. Ассирийский скульптор добился этого, сделав быку... пять ног! Поэтому спереди видны две ноги, а сбоку - четыре. А если бы не пятая нога, то в профиль бык казался бы треногим.

Но, пожалуй, самыми интересными и по-настоящему художественными произведениями искусства были ассирийские рельефы, украшавшие стены дворцов. Ассирия была могущественной военной державой, походам и завоеваниям не было конца, поэтому и на дворцовых рельефах изображены в основном военные сцены, прославлявшие царя-полководца. Все сцены переданы так живо, с таким мастерством, что сразу не бросается в глаза ни условное изображение человеческой фигуры (всегда в профиль), ни одинаковые черты лица почти у всех людей, ни слишком сильно подчеркнутая мускулатура рук и ног (этим художник хотел показать мощь ассирийского войска). На многих рельефах изображена царская охота, главным образом на львов. Животные изображены удивительно точно и правдиво.

Сын Саргона Синаххериб (705-680 гг. до н.э.) перенес столицу государства в Ниневию . Здесь археологи обнаружили многочисленные скульптуры, в том числе крылатых быков, нашли фрески и рельефы по камню, изображающие битвы Синаххериба с врагами. Синаххериб разграбил, сжег и разрушил Вавилон в 689 г. до н.э. Об этом событии сообщается на стеле, покрытой клинопис­ным письмом.

Сын Синаххериба - Асархаддон (680-669 гг. до н.э.) - в 671 г. захватил Египет и восстановил Вавилон в прежнем величии. Появились многочисленные новые памятники ассирийской куль­туры, однако прежние, шумерские и вавилонские, были при этом безвозвратно утрачены.

В 701 г. до н.э. ассирийские войска осадили Иерусалим, и иудейский царь Хискил был вынужден выплатить дань. Об этом сообщается в Ветхом Завете. Надписи на дворце Синаххериба про­славляют ассирийского царя как победителя, который будто бы запер царя евреев, «как птицу в клетке». Однако в действительно­сти Синаххерибу не удалось покорить и разграбить богатый Иеру­салим: помешала разразившаяся там эпидемия чумы.

Одновременно с завоевательными походами ассирийцы уделяли много внимания строительству и искусству . Рельефы во дворцах с изображением охоты и батальных сцен необычайно выразитель­ны. Ассирийцы были также превосходными инженерами-строите­лями . Построенные ими водопровод, двор­цы, техника для осады городов, внутреннее убранство дворцов, множество скульптур - все это поражало воображение.

Для украшения интерьеров дворца Ашшурбаниппала в Нине­вии (VII в. до н.э.) специально были доставлены золото и слоновая кость из Египта, серебро из Сирии, лазурь и полудрагоценные камни из Персии, кедровое дерево из Ливана.

*Слайд: В нижней части фрагмента, на триумфальной колеснице под зонтиком стоит могущественный царь Ашшурбанипал (правил в 669-631 гг. до н. э.). Традиционно, фигура царя имеет больший размер, нежели все остальные персонажи. Царь держит в руке нераспустившийся бутон, что является частью ассирийской судебной церемонии.

После смерти Ашшурбанипала его великая империя просущество­вала только пятнадцать лет. Причинами ее крушения была

Невозмож­ность защищать необъятные границы государства,

Восстания порабо­щенных народов, а также

Моральное разложение огромной армии, занявшейся грабежами. В Ветхом Завете пророк Наум предвещает ги­бель Ниневии: «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство» (Ветхий Завет. Книга пророка Наума, 8:1.). Пророчество сбылось. В 612 г. до н. э. столица Ассирии Ниневия пала под натиском вавилонян и индийцев . Ассирийская им­перия была поделена между двумя победителями. Началась новая эпо­ха возвышения Вавилона и распространения его культуры.

Нововавилонское царство .

Новый расцвет Вавилона произошел в эпоху правления Навуходоносора II (605-562 гг. до н. э.). Спустя тысячелетие после Хаммурапи он сделал попытку сравняться с ним в величии. И это ему частично удалось. Руины Вавилона до сих пор поражают своими грандиозными размерами.

Греческий историк Геродот описывал в своей «Истории» Ва­вилон как город, который богатством и роскошью превосходил все города мира. Больше всего поразила его воображение городская стена Вавилона . По свидетельству Геродота, ее ширина была та­кой, что на ней могли свободно разъехаться две колесницы, запря­женные четверками лошадей! На протяжении более чем двух ты­сячелетий эти слова Геродота считались преувеличением и подтвердились лишь в 1899 г. во время раскопок Вавилона, пред­принятых немецким археологом Р. Кольдевеем. Он раскопал двой­ные крепостные стены шириной по 7 м и протяженностью 18 км , окружавшие центр города. Пространство между стенами было за­полнено землей. Здесь могла проехать четверка лошадей! Через каждые 50 м к стенам примыкали сторожевые башни.

Ворота Иштар

Из восьми ворот, посвященных главным из почитаемых в Ва­вилоне богов, самыми великолепными были двойные ворота бо­гини любви Иштар . Через них проходила "дорога процессий" - важная магистраль, которая связывает храм Мардука и храм новогоднего празднества во внешней части города.

*Слайд: В конце XIX - начале XX вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы (в натуральную величину) и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина. Ворота были двойными, связывали обе оборонительные стены внутреннего города и достигали высоты 23 м. Все сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука - быка и фантастического существа сирруш (вавилонский дракон). Этот последний персонаж (которого называют также вавилонским драконом) сочетает в себе признаки четырех представителей фауны: орла, змеи, неустановленного четвероногого и скорпиона. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким и праздничным. Строго выдержанные интервалы между животными настраивали зрителя на ритм торжественного шествия.

Трижды они были перестроены при Навуходоносоре II, причем лишь при последней перестройке они были украшены изображениями этих животных. В этот период кирпичи были покрыты глазурью. Животные были окрашены в желтый и белый цвета, в то время как фон был ярко-голубым. Кроме того, ворота сторожили мощные колоссы в виде быков и драконов.

От ворот Иштар начиналась Священная дорога, предназначен­ная для праздничных процессий . Считалось, что по этому пути шествовал сам бог Мардук. Дорога процессий была вымощена круп­ными плитами. Достигавшая в ширину 16 м, Дорога процессий на протяжении 200 метров была окружена стенами из глазурованного кирпича, с которых на участников процессии смотрели 120 львов, изображенных на голубом фоне.

Дорога вела к святилищу Мардука - Эсагиле , величественному храмовому комплексу , в центре которого возвышался колоссаль­ный 90-метровый зиккурат Этеменанки (краеугольный камень зем­ли и неба), знаменитая Вавилонская башня, состоящая из семи тер­рас, окрашенных в разные цвета . На вершине стоял выложенный синим обливным кирпичом храм Мардука.

Эте­менанки был святыней и гордо­стью государства и воплощал дерзновенные помыслы людей, стремящихся приблизиться к небу . Именно с ним связана библейс­кая легенда о вавилонском столпотворении . Она рассказывает о том, как Бог, увидев город и башню, которую строили сыны человечес­кие, понял, что люди, говорящие на одном языке и делающие что-то сообща, не будут иметь препятствий ни в чем. Разгневавшись, он сошел на землю и смешал языки, так что люди перестали понимать друг друга и рассеялись по всей земле. Даже развалины Этеменан­ки, разрушенного в IV в. до н. э. войсками персидского царя Ксер­кса , потрясли Александра Македонского своим величием.

Славу Вавилона составил и красочный дворец Навуходоносора II со знаменитыми «висячими садами». Еще в древности сады были названы чудом свет. Они представляли собой искусственные террасы, сложенные из сырцового кирпича разного размера и опи­равшиеся на каменные уступы. На них помещалась земля с раз­ными экзотическими деревьями. Висячие сады были достопри­мечательностью дворца вавилонского царя Навуходоносора II (605-562 до н.э.). Жаль, что они не сохранились до наших дней. раскинувшимися на сводча­тых террасах, соединенных с системой колодцев и водостоков.

Вавилоняне были торговым народом: они плавали не только по своим рекам - Тигру и Евфрату, - но и пересекали Персидс­кий залив, доставляли из Индии лазурит, ткани, продовольствие, торговали с Малой Азией, Персией, Сирией. Сохранились тысячи табличек с долговыми расписками и различными счетами, дого­ворными документами (например, на фрахт судов).

Одним изсамых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры было создание библиотек и архивов.

Еще в древнейших городах Шумера - Уре и Ниппуре в течение многих веков писцы (первые образованные люди и первые чиновники) собирали литературные, религиозные, научные тексты и создавали хранилища, частные библиотеки . Одна из самых больших библиотек того периода - библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (669 - ок. 633 до н.э.), содержавшая около 25 тыс. глиняных табличек с записью важнейших исторических событий, законов, литературных и научных текстов. Это была действительно библиотека: книги размещались в определенном порядке, страницы были пронумерованы. Существовали даже своеобразные каталожные карточки, где излагалось содержание книги с указанием серии и количества табличек каждой серии текстов.

Вавилонские ученые и жрецы знали астрономию, составляли карты звездного неба, наблюдали движение планет, умели предсказывать солнечные и лунные затмения.

В 539 г. до н. э. Вавилон пал под натиском персов. Библейский пророк Даниил рассказывает о том, как царь Валтасар (сын Навуходоносора II) пировал во дворце, утопавшем в богатстве и роско­ши, а в это время лучники царя Кира сумели отвести воды Евфра­та, по обмелевшему руслу пройти в город и ворваться во дворец. Как повествует пророк, в большом царском дворце на внутренней стене неожиданно появились начертанные таинственной рукой слова: «Мене, Мене, Текел, Упарсин». Вскоре все было кончено. Дворец был захвачен войсками Кира. Для управления Месопота­мией были назначены его наместники. Хотя персы не разрушили Вавилон, а превратили его в свою столицу, часть населения города была перебита, а остальные разогнаны. Персидское владычество длилось почти 200 лет.

В 321 г. до н. э. Александр Македонский разбил войска персов. Он поставил цель дать Вавилону новую блестящую жизнь, однако из-за его внезапной смерти этот замысел остался неосуществлен­ным. Город пришел в упадок, и жители покинули его.

Сохранившиеся руины величественного Вавилона и теперь на­поминают нам о той цивилизации в центре Месопотамии, которая на протяжении трех тысячелетий создавала культурные ценности, составившие основу многих последующих цивилизаций. Именно там впервые в истории появилась школа, был составлен первый в истории человечества календарь, создана первая письменность. Воз­никли многие науки - астрономия, алгебра, медицина. Появился величественный эпос. Родилась первая легенда о воскресении из мертвых. Была сложена первая любовная песнь, написаны первые басни. В Месопотамии была разработана первая система законности. Одним словом, здесь началась духовная жизнь человечества.

Тип: силлабо-идеографическая

Языковая семья: не установлена

Локализация: Северная Месопотамия

Время распространения:3300 г. до н. э. — 100 г. н. э.

Шумер, одна из древнейших цивилизаций Ближнего Востока, существовала в конце IV — начале II тысячелетия до н. э. в Южном Двуречье, области нижнего течения Тигра и Евфрата, на юге современного Ирака.

Первые поселения на этой территории стали появляться уже в VI тысячелетии до н. э.

Откуда в эти земли пришли шумеры, среди которых растворились местные земледельческие общины, до сих пор не выяснено.

Их собственные предания говорят о восточном или юго-восточном происхождении. Древнейшим своим поселением они считали Эреду — самый южный из городов Двуречья, ныне городище Абу-Шахрайн.

Родиной же всего человечества шумеры называли остров Дильмуи, отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе.

Наиболее ранняя шумерская письменность представлена на текстах, найденных в шумерских городах Урук и Джемдет-Насра, датированных 3300 г. до н.

Шумерский язык до сих пор продолжает оставаться для нас загадкой, поскольку и сейчас не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей. Археологические материалы позволяют предположить, что шумеры создали Убайдскую культуру на юге Двуречья конца V — начала IV тысячелетия до н. э. Благодаря возникновению иероглифической письменности шумеры оставили множество памятников своей культуры, запечатлев их на глиняных табличках.

Сама клинопись была письмом силлабическим, состоящим из нескольких сот знаков, из которых наиболее употребительными были около 300; в их число входили более 50 идеограмм, около 100 знаков для простых слогов и 130 для сложных; были знаки для цифр по шестидесятичной и десятичной системам.

Шумерская письменность развивалась на протяжении 2200 лет

Большинство знаков имеют по два и несколько чтений (полифонизм), так как нередко рядом с шумерским они приобретали и семитическое значение. Порой они изображали смежные понятия (например, «солнце» — bar и «светить» — lah).

Само изобретение шумерской письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации. Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой. Ее заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках.

На рубеже IV—III тысячелетий до н. э. мы имеем бесспорные доказательства того, что население — Нижней Месопотамии было шумерским. Широко известная история о Великом потопе впервые встречается именно в шумерских историко-мифологических текстах.

Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились у шумеров очень рано: среди записей, датируемых XXVI в. до н. э., уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны.

[

Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на Древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.

Впоследствии письменность утрачивает рисуночный характер и трансформируется в клинопись.

Клинописью в Месопотамии пользовались почти три тысячи лет. Однако потом она была забыта. Десятки веков клинопись хранила свою тайну, пока в 1835 году необычайно энергичный англичанин Генри Роулинсон — английский офицер и любитель древностей — не расшифровал ее. Однажды ему сообщили, что на отвесной скале в Бехистуне (близ города Хамадан в Иране) сохранилась надпись. Это оказалась одна и та лее надпись, выполненная на трех древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом известном ему языке, а потом сумел разобраться и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи.

В математике шумеры умели считать десятками. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту — на 60 секунд, год — на 12 месяцев, а окружность — на 360 градусов.

На рисунке вы видите, как за 500 лет иероглифические изображения числительных превратились в клинописные.


Шумерская клинопись

Шумерская письменность, которая известна ученым по сохранившимся клинописным текстам XXIX–I веков до н. э., несмотря на активное изучение, до сих пор во многом остается тайной. Дело в том, что язык шумеров не похож ни на один из известных языков, поэтому не удалось установить его родство с какой-либо языковой группой.

Первоначально шумеры вели записи с помощью иероглифов – рисунков, обозначавших конкретные явления и понятия. В дальнейшем происходило совершенствование знаковой системы шумерского алфавита, которое привело к формированию клинописи в III тысячелетии до н. э. Это связано с тем, что записи велись на глиняных табличках: для удобства письма иероглифические символы постепенно преобразовались в систему клинообразных штрихов, наносившихся в разных направлениях и различных сочетаниях. Один клинописный символ обозначал слово или слог. Письменная система, разработанная шумерами, была заимствована аккадцами, эламитами, хеттами и некоторыми другими народами. Именно поэтому шумерская письменность сохранялась гораздо дольше, чем просуществовала сама цивилизация шумеров.

По данным исследований, единая письменная система в государствах Нижней Месопотамии применялась уже в IV–III тысячелетиях до н. э. Археологам удалось найти немало клинописных текстов. Это мифы, сказания, обрядовые песни и хвалебные гимны, басни, поговорки, споры-диалоги и назидания. Изначально шумеры создали письменность для хозяйственных нужд, однако вскоре стала появляться и художественная литература. Самые ранние культовые и художественные тексты датируются XXVI веком до н. э. Благодаря произведениям шумерских авторов получил развитие и распространение жанр сказания-спора, ставший популярным в литературе многих народов Древнего Востока.

Существует мнение, что шумерская письменность распространилась из одного места, являвшегося в то время авторитетным культурным центром. Многие данные, полученные в ходе научной работы, позволяют предполагать, что этим центром мог быть город Ниппур, в котором находилась школа для писцов.

Археологические раскопки развалин Ниппура впервые начались в 1889 году. Много ценных находок было сделано в ходе раскопок, которые производились вскоре после Второй мировой войны. В результате были обнаружены развалины трех храмов и большая клинописная библиотека с текстами, посвященными самым различным вопросам. Среди них был так называемый «школьный канон Ниппура» – произведение, предназначавшееся для изучения писцами. В него входили сказания о подвигах великих героев-полубогов Энмешарра, Лугальбанды и Гильгамеша, а также другие литературные произведения.


Шумерская клинопись: вверху - каменная табличка из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала; внизу - фрагмент диоритовой стелы, на которой записан кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи


Обширные клинописные библиотеки были найдены археологами и на развалинах многих других городов Месопотамии – Аккада, Лагаша, Ниневии и др.

Одним из важных памятников шумерской письменности является «Царский список», найденный в ходе раскопок Ниппура. Благодаря этому документу до нас дошли имена шумерских правителей, первыми из которых были герои-полубоги Энмешарр, Лугальбанда и Гильгамеш, и сказания об их деяниях.

Предания рассказывают о споре Энмешарра с правителем города Аратта, расположенного далеко на Востоке. Легенда связывает изобретение письменности именно с этим спором. Дело в том, что цари по очереди загадывали друг другу загадки. Никто не сумел запомнить одну из хитроумных загадок Энмешарра, из-за чего и возникла потребность в ином способе передачи информации, чем устная речь.

Ключ к расшифровке клинописных текстов был найден совершенно независимо друг от друга двумя исследователями-любителями Г. Гротенфендом и Д. Смитом. В 1802 году Гротенфенд, анализируя копии клинописных текстов, найденных на развалинах Персеполя, заметил, что все клинописные знаки имеют два основных направления: сверху вниз и слева направо. Он пришел к выводу, что тексты следует читать не в вертикальном, а в горизонтальном направлении слева направо.

Так как изучаемые им тексты были надгробными надписями, исследователь предположил, что они могут начинаться примерно так же, как и более поздние надписи на персидском языке: «Такой-то, великий царь, царь царей, царь таких-то мест, сын великого царя…» В результате анализа имеющихся текстов ученый пришел к выводу, что в надписях различаются те группы знаков, которые должны, согласно его теории, передавать имена царей.

Кроме того, вариантов первых двух групп символов, которые могли бы означать имена, было всего два, причем в некоторых текстах Гротенфенд обнаружил оба варианта.

Далее исследователь заметил, что в некоторых местах начальная формула текста не укладывается в его гипотетическую схему, а именно в одном месте отсутствует слово, обозначающее понятие «царь». Изучение расположения знаков в текстах позволило сделать предположение, что надписи принадлежат двум царям, отцу и сыну, причем дед царем не был. Так как Гротенфенду было известно, что надписи касаются персидских царей (по данным археологических исследований, в ходе которых были обнаружены эти тексты), он пришел к выводу, что, скорее всего, речь идет о Дарии и Ксерксе. Соотнося персидское написание имен с клинописным, Гротенфенд сумел расшифровать надписи.

Не менее интересна история исследования «Эпоса о Гильгамеше». В 1872 году сотрудник Британского музея Д. Смит занимался расшифровкой клинописных табличек, найденных при раскопках Ниневии. Среди сказаний о подвигах героя Гильгамеша, который на две трети был божеством и лишь на одну треть – смертным человеком, ученого особенно заинтересовал фрагмент легенды о Великом потопе:

так говорит герою Утнапишти, переживший потоп и получивший от богов бессмертие. Однако далее в рассказе стали встречаться пропуски, куска текста явно недоставало.

В 1873 году Д. Смит поехал в Куюнджик, где ранее были обнаружены развалины Ниневии. Там ему посчастливилось найти недостающие клинописные таблички.

Изучив их, исследователь пришел к выводу, что Утнапишти – не кто иной, как библейский Ной.

Рассказ о ковчеге, или корабле, который заказал Утнапишти по совету бога Эа, описание страшного стихийного бедствия, обрушившегося на землю и истребившего все живое, кроме тех, кто поднялся на корабль, удивительно совпадает с библейским рассказом о Великом потопе. Даже голубь и ворон, которых после окончания ливня выпускает Утнапишти, чтобы выяснить, отхлынули воды или еще нет, есть и в библейском сказании. Согласно «Эпосу о Гильгамеше», бог Энлиль сделал Утнапишти и его жену подобными богам, то есть бессмертными. Они живут за рекой, отделяющей мир людей от потустороннего мира:

Доселе Утнапишти был человеком,

Отныне же Утнапишти и жена его нам, богам, подобны;

Пусть живет Утнапишти при устье рек, в отдаленье!

Гильгамеш, или Бильга-мес, имя которого нередко переводится как «предок-герой», герой шумерского эпоса, считался сыном героя Лугальбанды, верховного жреца Кулабы, правителя города Урук, и богини Нинсун.

Согласно «Царскому списку» из Ниппура, Гильгамеш 126 лет правил Уруком в XXVII–XXVI веках до н. э.



Гильгамеш со львом. VIII в. до н. э.


Гильгамеш являлся пятым царем первой династии, к которой принадлежали его отец Лугальбанда и Думузи, супруг богини любви и войны Инанны. Гильгамеш для шумеров не просто царь, но полубог, обладающий сверхчеловеческими качествами, поэтому его деяния и продолжительность его жизни значительно превосходят соответствующие характеристики последующих правителей Урука.

Имя Гильгамеша и имя его сына Ур-Нунгаля были обнаружены в перечне правителей, принимавших участие в строительстве и общешумерского храма Туммаль в Ниппуре. С деятельностью этого легендарного правителя связывается и возведение крепостной стены вокруг Урука.

Известно несколько древних сказаний о подвигах Гильгамеша. В сказании «Гильгамеш и Агга» повествуется о реальных событиях конца XXVII века до н. э., когда воины Урука одержали победу над войсками города Киш.

В сказании «Гильгамеш и гора бессмертного» рассказывается о походе в горы, где воины под предводительством Гильгамеша побеждают чудовище Хумбабу. Тексты двух сказаний – «Гильгамеш и небесный бык» и «Смерть Гильгамеша» – сохранились плохо.

Также до нас дошло сказание «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир», в котором нашли отражение представления древних шумеров об устройстве мира.

Согласно этому сказанию, в саду богини Инанны росло волшебное дерево, из древесины которого богиня предполагала сделать себе трон. Но на дереве поселились птица Анзуд – чудовище, вызывавшее грозу, и демон Лилит, а под корнями – змея. По просьбе богини Инанны Гильгамеш победил их, а из дерева изготовил для богини трон, ложе и волшебные музыкальные инструменты, под звуки которых танцевали юноши Урука. Но женщины Урука вознегодовали на шум, и музыкальные инструменты провалились в царство мертвых. Слуга правителя Урука, Энкиду, отправился за музыкальными инструментами, но не сумел вернуться назад. Однако по просьбе Гильгамеша боги позволили царю поговорить с Энкиду, который рассказал ему о законах царства мертвых.

Сказания о деяниях Гильгамеша стали основой аккадского эпоса, клинописные записи которого были обнаружены при раскопках Ниневии в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала, датированной второй половиной II тысячелетия до н. э. Существует также несколько отличающихся версий, записи которых были найдены при раскопках Вавилона и на развалинах Хеттского царства.

Тот текст, который был обнаружен в Ниневии, по легенде, был записан со слов урукского заклинателя Синлике-унинни. Сказание записано на 12 глиняных таблицах. Отдельные фрагменты этого эпоса были найдены в Ашшуре, Уруке и Султан-Тепе.

Дерзость и сила царя Урука заставила жителей города обратиться к богам за защитой от его произвола. Тогда боги создали из глины силача Энкиду, который вступил в единоборство с Гильгамешем. Однако герои стали не врагами, а друзьями. Они решили предпринять поход в горы за кедрами. В горах обитало чудовище Хумбаба, которого они победили.

Далее рассказывается о том, как богиня Инанна предложила Гильгамешу свою любовь, но он отверг ее, упрекая за неверность прежним возлюбленным. Тогда по просьбе богини боги посылают исполинского быка, который стремится уничтожить Урук. Гильгамеш и Энкиду побеждают и это чудовище, но гнев Инанны становится причиной смерти Энкиду, который внезапно теряет силы и умирает.

Гильгамеш горюет о погибшем друге. Он не может смириться с тем, что и его ждет смерть, поэтому отправляется на поиски травы, дающей бессмертие. Странствия Гильгамеша похожи на путешествия многих других легендарных героев в иной мир. Гильгамеш минует пустыню, переправляется через «воды смерти» и встречается с мудрым Утнапишти, пережившим потоп. Тот рассказывает герою, где можно отыскать траву бессмертия – она растет на дне моря. Герою удается ее добыть, но по пути домой он останавливается у источника и засыпает, а в это время траву проглатывает змея – поэтому змеи меняют кожу, тем самым обновляя свою жизнь. Гильгамешу приходится расстаться с мечтой о физическом бессмертии, но он верит, что слава о его деяниях будет жить в памяти людей.

Интересно отметить, что древним шумерским сказителям удалось показать, как меняется характер героя и его мировосприятие. Если вначале Гильгамеш демонстрирует свою силу, полагая, что никто не сможет противостоять ему, то по мере развития сюжета герой понимает, что жизнь человека кратка и быстротечна. Он задумывается о жизни и смерти, переживает горе и отчаяние. Гильгамеш не привык смиряться даже перед волей богов, поэтому мысль о неизбежности собственного конца вызывает у него протест.

Герой предпринимает все возможное и невозможное, чтобы вырваться из тесных рамок предначертанного судьбой. Пройденные испытания заставляют его понять, что для человека это возможно лишь благодаря его деяниям, слава о которых живет в легендах и преданиях.

Еще одним письменным памятником, выполненным клинописью, является свод законов вавилонского царя Хаммурапи, датированный приблизительно 1760 годом до н. э. Каменная плита с высеченным на ней текстом законов была найдена археологами в начале XX века при раскопках города Сузы. Немало копий кодекса Хаммурапи было найдено и при раскопках других городов Месопотамии, например Ниневии. Кодекс Хаммурапи отличается высокой степенью юридической проработанности понятий и суровостью наказаний за различные преступления. Законы Хаммурапи оказали огромное влияние на развитие права в целом и на своды законов разных народов в более поздние эпохи.

Однако кодекс Хаммурапи не был первым собранием шумерских законов. В 1947 году археолог Ф. Стиль при раскопках Ниппура обнаружил фрагменты законодательного свода царя Липит-Иштар, датированные XX веком до н. э. Кодексы законов существовали в Уре, Исине и Эшнунне: они, вероятно, были взяты за основу разработчиками кодекса Хаммурапи.


| |

Тип : силлабо-идеографическая

Языковая семья : не установлена

Локализация : Северная Месопотамия

Время распространения :3300 г. до н. э. - 100 г. н. э.

Родиной же всего человечества шумеры называли остров Дильмуи, отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе.

Наиболее ранняя представлена на текстах, найденных в шумерских городах Урук и Джемдет-Насра, датированных 3300 г. до н.

Шумерский язык до сих пор продолжает оставаться для нас загадкой, поскольку и сейчас не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей. Археологические материалы позволяют предположить, что шумеры создали Убайдскую культуру на юге Двуречья конца V - начала IV тысячелетия до н. э. Благодаря возникновению иероглифической письменности шумеры оставили множество памятников своей культуры, запечатлев их на глиняных табличках.

Сама клинопись была письмом силлабическим, состоящим из нескольких сот знаков, из которых наиболее употребительными были около 300; в их число входили более 50 идеограмм, около 100 знаков для простых слогов и 130 для сложных; были знаки для цифр по шестидесятичной и десятичной системам.

Шумерская письменность развивалась на протяжении 2200 лет

Большинство знаков имеют по два и несколько чтений (полифонизм), так как нередко рядом с шумерским они приобретали и семитическое значение. Порой они изображали смежные понятия (например, «солнце» - bar и «светить» - lah).

Само изобретение шумерской письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации. Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой. Ее заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках.

На рубеже IV-III тысячелетий до н. э. мы имеем бесспорные доказательства того, что население - Нижней Месопотамии было шумерским. Широко известная история о Великом потопе впервые встречается именно в шумерских историко-мифологических текстах.

Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились у шумеров очень рано: среди записей, датируемых XXVI в. до н. э., уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны.

Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на Древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.

Впоследствии письменность утрачивает рисуночный характер и трансформируется в клинопись.

Клинописью в Месопотамии пользовались почти три тысячи лет. Однако потом она была забыта. Десятки веков клинопись хранила свою тайну, пока в 1835 году необычайно энергичный англичанин Генри Роулинсон - английский офицер и любитель древностей - не расшифровал ее. Однажды ему сообщили, что на отвесной скале в Бехистуне (близ города Хамадан в Иране) сохранилась надпись. Это оказалась одна и та лее надпись, выполненная на трех древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом известном ему языке, а потом сумел разобраться и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи.

В математике шумеры умели считать десятками. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.

На рисунке вы видите, как за 500 лет иероглифические изображения числительных превратились в клинописные.

Видоизменение числительных шумерского языка из иероглифов в клинопись

В 1849 году английский археолог и исследователь сэр Генри Остин Лейард посетил руины древнего Вавилона в южной Месопотамии (территория между реками Тигр и Ефрат). Именно там он обнаружил первые экземпляры клинописных табличек, ставших одной из самых спорных загадок археологии.

В этих невероятно древних текстах записаны сказания, которые имеют сходство с библейскими рассказами, сказания о создании божеств и ссылку на потоп и гигантский ковчег. Специалисты провели десятилетия, пытаясь расшифровать эти сложные символы древнейшей цивилизации шумеров. Одним из наиболее интересных аспектов клинописи является переход от оригинальных пиктограмм и иероглифов шумерского языка к клиновидным письменным формам аккадского и ассирийского языка.

Американский исследователь и автор книг Захария Ситчин на основе своих переводов клинописи выдвинул идею, что древняя цивилизация шумеров контактировала с внеземными цивилизациями с далёких звёздных систем. Так Ситчин приписывает начало Месопотамии событиям, связанным с посещением Земли человекоподобной расой Аннунаками (пришедшие с небес). Когда, согласно теории большого удара, 12-я планета Нибиру столкнулась с планетой Тиамат, образовались Земля, Луна и множество астероидов. Аннунаки с Нибиру выжили и посетили Землю.

За время раскопок было найдено множество табличек с клинописью, относящихся к шумерской цивилизации

Боги среди нас

Один из элементов на глиняных клинописных табличках, который горячо обсуждается в археологии, это природа аннунаков. Мифы и рассказы об аннунаках можно найти во многих других текстах, таких как книга Бытия в иудейской и Библия в христианской религии. Там имеются схожие метафоры, но только изменены имена и названия. Создание «неба и земли» из «водной бездны», «Адам и Ева», созданные по образу и подобию высшего существа, «Ноев ковчег» — все эти истории могут быть метафорами, поддерживающими такую теорию о происхождении нашего вида. Но, если эти глиняные клинописные таблички, написанные более 3000 лет до н. э., старше Библии, то насколько правдивы эти мифы?

Существует целая теория, что планета Нибиру была реальностью, и аннунаки были могущественной расой инопланетян, обладавшей знаниями и возможностями для генетического экспериментирования и манипулирования. Они и создали людей путём генной инженерии для своих целей. Одним из аргументов выдвигается тот факт, что около 10 000 лет назад вполне вероятной была глобальная катастрофа (возможно ядерная). Это привело к значительной потере человеческого населения, как будто кто-то нажал кнопку сброса для всей цивилизации, и человеческие существа вынуждены были снова начать своё развитие с нуля. Возможно «Ковчег» был космическим кораблём, на котором смогли сохранить небольшой процент населения для последующего восстановления общества. Был ли «Ковчег» метафорой инопланетного корабля или фактической деревянной лодкой? Сторонники идей Ситчина придерживаются мнения, что это были метафоры, которыми древние люди смогли описать неизвестные им технологии, используемые могущественными существами.

Многие артефакты Шумер демонстрируют сверхсуществ с крыльями

Так где же они теперь?

Возникает вопрос: «Если наш вид был результатом генетических экспериментов инопланетных существ, то где же они сейчас?». Почти 31 000 древнейших глиняных табличек и их фрагментов в настоящее время размещены в Британском музее. Многие из них до сих пор расшифровываются и переводятся. Тексты, нанесённые на них, носят фрагментарный характер, имеют неполный смысл, вырванный из контекста, и поэтому, имеют неоднозначное трактование.

Клинопись является примером того, как в течение нескольких тысяч лет изменялась письменность цивилизаций, живших в Месопотамии. От клиновидных углублений до пиктограмм и иероглифов. Сложно даже сказать было ли это орнаментом или несло смысловую нагрузку. Непонятно в какую сторону это читать и где начинается и оканчивается слово. Существует множество неоднозначных трактовок и правил для перевода.

Пример шумерской клинописи

На примере клиновидной письменности видно, что пишущий эффективно использовал инструмент, и быстро нажимал по мягкой глиняной табличке справа налево. С развитием языков, развивалась и система письменности. Между 4 000 лет до н.э. и 500 г. до н.э. менялись значения слов, что отражало влияние семитских народов, которые завоёвывали Месопотамию. В пиктографическом письме, в зависимости от контекста, любой символ мог иметь несколько различных значений. Со временем количество символов было снижено с 1500 до примерно 600 знаков.

И почему именно Земля?

Ситчин исследовал возможные причины присутствия здесь на Земле расы аннунаков. Он пришёл к выводу, что эти существа впервые посетили Землю, вероятно, 450 000 лет назад, когда Нибиру вошла в солнечную систему. В Африке они нашли полезные ископаемые, в частности золото. Аннунаки были экспедицией на Землю с планеты Нибиру, а люди нужны были им в качестве рядовых работников.

Захария Ситчин с макетом одной из табличек Шумеров, на которой изображена солнечная система включая планету Нибиру

После того как Ситчиным была предложена эта теория, она была признана многими учёными, как просто нелепая. Теоретики отказывались признавать идею Ситчина из-за отсутствия эмпирических доказательств, и с его переводами клинописи на глиняных табличках многие эксперты были не согласны. Некоторые же учёные считают, что переводы Ситчина можно использовать для других табличек, в контексте имён и историй древних людей. Исследователь Майкл Теллингер считает, что на самом деле есть доказательства добычи древними людьми золота в Южной Африке. А в переводах Ситчиным шумерских текстов есть ссылки на достопримечательности и мегалитические сооружения, которые не могли построить люди при древних технологиях.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!