Княгиня ольга век правления. Княгиня ольга - биография, информация, личная жизнь

В истории было немало случаев, когда женщина правила государством настолько успешно, что оно становилось гораздо сильнее и величественнее, чем было ранее. Одной из них стала Ольга, княгиня Киевская. Историкам всего мира известно о жизни и деятельности этой удивительно сильной женщины довольно мало, но то, что удалось узнать, показало, что она очень мудрая и сильная правительница. Главное, что она сделала для Киевской Руси, - сделала ее сильнейшим государством в мире.

История и происхождение

Точная дата рождения великой княгини неизвестна. В истории можно найти только фрагменты ее биографии. Многие ученые склоняются к тому, что родилась она примерно в 890 году. Этот вывод был сделан на основании записей Степной книги, в которой говорится о том, что дожила она до 80 лет, а эта дата известна довольно точно - 969 год. Место ее рождения также остается неизвестным. Некоторые историки склоняются к тому, что женщина родилась:

  • в Пскове;
  • в Изборске.

Как появилась княгиня Ольга, биографию которой сегодня можно прочесть только благодаря летописям монаха Нестора, ходит много легенд. Одна из них о том, как Ольга впервые встретилась с Игорем, князем, правившим Киевом. Она была родом из простой семьи и зарабатывала тем, что перевозила через реку людей. Князь Игорь охотился в тех местах, и ему нужно было срочно переправиться на другой берег. Он обратился к юноше-перевозчику. Но уже в лодке он пригляделся и понял, что перед ним стоит не юноша, а прекрасная и хрупкая женщина.

Он решил попробовать соблазнить красавицу, но получил достойный отпор. На этом встреча и закончилась. Но когда великому князю пришло время жениться, он вспомнил о гордой красавице из Пскова, которая запала ему в душу. Он нашел ее и заключил брак.

Но есть и другая легенда, согласно которой будущая княгиня Ольга носила имя Прекраса. Родом она была из богатого и знатного семейства князя Гостомысла, проживавшего в Витебске. А свое имя, под которым ее знает мир, она получила только после свадьбы с Игорем. Нарекли ее в честь князя Олега, который был воспитателем Игоря.















Долгое время супруги жили отдельно друг от друга. Она управляла Вышгородом, а он - Киевом. У Игоря было еще несколько жен. А общий ребенок у пары появился только спустя 40 лет после свадьбы. Это был Святослав, который в дальнейшем продолжит дело матери и отца.

Месть за смерть мужа

В 945 году князь Игорь отправился собирать дань с древлянских земель, где и был предательски убит. Святославу в то время было всего три года, и управлять государством он не мог. Поэтому на трон села его мать Ольга. Вся Великая Русь перешла под ее управление. Но древляне не захотели мириться с тем, что будут платить дань женщине.

Они решили женить на Ольге своего князя Мала и таким образом заполучить власть над русскими землями. Но не учли они того, что женщина была не только красива , но и очень умна. Она заманила древлянское посольство в большую яму и приказала засыпать ее. Так они были похоронены заживо. Не менее жестокой оказалась правительница и к следующим послам. Для них была истоплена баня, а когда они вошли в нее, двери были заперты, а стены подожжены. Все визитеры сгорели заживо. Это была жестокая месть за смерть ее любимого.

Но это было только началом жестокого наказания. Она отправилась в древлянские земли для того, чтобы справить поминальный обряд на могиле мужа. С собой она взяла нескольких воинов . На обряд были приглашены и знатнейшие древляне. Во время ужина княгиня опоила их сонным зельем, а затем приказала стражникам порубить всех пришедших. «Повесть временных лет» рассказывает о том, что на том ужине было убито более 5 тысяч древлян.

В скором времени Ольга вместе с сыном отправилась военным походом на древлян. Ее войско обступило стены их столицы - Искоростеня. Княгиня приказала принести ей с каждого двора по три голубя и по три воробья. Жители исполнили это в надежде на то, что это принесет освобождение и избавит их от кровопролития.

Но правительница приказала привязать к лапкам птиц пучок горящей сухой травы и отпустить их. Голуби и воробьи прилетели в свои гнезда, и город был сожжен. Сгорела не только столица древлян, но и множество ее жителей. Только это смогло успокоить кровоточащее сердце княгини.

Политика великой княгини

Как правительница, Ольга во многом превзошла своего великого мужа. Она провела множество реформ во внутренней политике. Но и внешняя политика не осталась в стороне. Она смогла покорить многие восточные племена. Все киевские земли были поделены на области, во главе которых княгиня поставила тиунов - управляющих. Она провела и налоговую реформу, что привело к строгой величине полюдья, которое должны были приносить на погосты. Именно она стала первой из русских правителей, которые организовали каменное строительство. Во время правления были возведены каменный дворец и загородный княжеский дом.

Основным курсом внешней политики стало сближение с Византией. Но при этом княгиня стремилась к тому, чтобы ее владения остались полностью свободными от власти Константинополя. Подобное сближение привело к тому, что русские войска успешно помогали Византии в борьбе с ее врагами. Реформы княгини Ольги имели огромное значение для дальнейшего становления Руси.

Крещение и принятие христианства

Во все времена население Руси поклонялось многим богам. Они исповедовали язычество. А первым правителем, который принес христианство на русские земли, стала как раз Ольга. Княгиня крестилась ориентировочно в 957 году, согласно летописям и дошедшим до сего дня источникам. Произошло это во время ее дипломатической поездки в Царьград - Константинополь.

Согласно сообщению летописца Нестора, когда Ольга посещала Византию, ее императору очень понравилась русская княжна и он решил на ней жениться. Но женщина решила все сделать по-своему. Она сказала, что негоже христианскому правителю заключать брак с язычницей. Поэтому ему нужно ввести ее в свою веру, тем самым став ее крестным отцом.

После совершения обряда она получила имя Елена. Император вновь сделал ей предложение, но женщина ответила, что он не может быть ей мужем, потому как он стал для нее отцом, а она его дочерью по крещению. Понял тогда Константин, что его обманули, но сделать уже ничего не смог.

По возвращении на родину княгиня решила начать распространять христианство на Руси. Но славяне противились этому. Даже ее сын Святослав отказался принять христианство, решив, что над ним будут смеяться дружинники. Дальнейшее распространение вера получила при Владимире, князе Киевском.

Последние годы жизни и память

Интересен сам факт того, что женщина правила страной в те жестокие времена, когда представительницы слабого пола даже не имели права сидеть за одним столом с мужчинами. Но за годы правления Ольги было сделано настолько много нужного для Руси, что она и по сей день чтится как самая сильная и мудрая княгиня. Она смогла прославиться в веках не только своими политическими делами, но и своей жестокостью к врагам.

Только после принятия крещения княгиня стала немного мягче. Страной она правила почти до самой своей смерти, потому как, согласно докладам летописцев, ее сын постоянно был в походах и ему некогда было поддерживать порядок в своем княжестве.

Умерла великая княгиня в 969 году в возрасте 80 лет. Сегодня она канонизирована церковью и считается покровительницей всех тех, кто хочет быть независимым и свободным. Ей возносят молитвы в те моменты жизни, когда нужна помощь в войнах или борьбе с врагом.

В истории она осталась гордой правительницей, верной одному своему мужу. Недаром и сегодня о ней пишут сочинения в школе, поклоняются ей в храмах.

Точного описания великой княгини нет. Но картинки, которые удалось сохранить с тех времен, передают красоту этой удивительной женщины. Также краткий ее портрет можно составить по описанию в «Повести временных лет», которая передает житие князя Игоря и княгини Ольги, пусть и кратко, но доступно для того, чтобы понять, какой вклад они внесли в развитие земли Русской и почему Ольге присвоено звание равноапостольной.

Сегодня память великой Киевской княгини увековечена:

  • в живописи;
  • в кинематографе;
  • в литературе.

В более развернутом литературном изложении ее биография выглядит так. В далеком 945 году жил-был князь Игорь. И была у него жена. Князь был дюже жадный и как-то решил дважды налоги собрать с одного юридического лица. Лицо обиделось и коварно убило сборщика налогов. Ольга узнала об этом, и история мести ее была зафиксирована в «Повести временных лет» талантливым летописцем.

Поскольку нехорошие древляне пожелали взять вдову в жены своему собственному князю, то послали к ней делегацию со свадебным предложением. Первую делегацию Ольга похоронила заживо, вторую сожгла аналогичным способом, третью коварно напоила и велела воинам поубивать. Прямо мороз по коже от простого изложения фактов… А если еще и вспомнить заключительный акт драмы, когда княгиня сожгла дотла столицу древлян, то и вовсе не самая приятная личность встает перед нашими глазами.

И, тем не менее, Ольга была канонизирована святой церковью. Разумеется, не за свое ревностное соблюдение языческих обрядов мести, а за то, что она стала первой правительницей страны, принявшей христианство. Официальная версия гласит, что вышеописанная месть оказалась не по силам женщине, что убиенные являлись ей в ночных кошмарах, пока один мудрый священник не посоветовал ей принять христианство, описав все плюсы обряда покаяния. Ольга послушалась, съездила в центр тогдашнего христианства — Константинополь, что в Византии (ныне Стамбул), обрела крестного отца в лице императора Константина Багрянородного, прониклась идеями веры и стала ее явной поборницей, что успешно приблизило всеобщую христианизацию Руси в 1000 году. Очень «причесанный» персонаж получился… Что же на самом деле известно об этой удивительной женщине?

В первую очередь — кто она по происхождению? История противоречит сама себе, выдавая разные версии, самая распространенная из которых — что Ольга была норманнской княжной по имени Хельга и что она была воспитанницей Олега («Вещий Олег», тот самый, что погиб от укуса змеи). В Летописях говорится, что именно Олег «привел» Ольгу в жены Игорю, своему воспитаннику, в 903 году. Доказательством этой теории можно считать тот факт, что Ольгу весьма уважали варяжские дружины, ведь не было отмечено ни одного заговора против нее внутри государства.

Возможно, она была славянкой из Пскова по имени Прекраса. Переименовалась благодаря Олегу, который (перекликаясь с предыдущей версией) привел ее к Игорю. В пользу Пскова (как и Изборска) говорит тот факт, что из всех городов русских именно они были одарены Ольгой средствами более всех других.

Карамзин считает ее женщиной из простого (незнатного) русского рода. Служила она перевозчицей на реке, и однажды пассажиром ее стал сам князь Игорь. Понравилась ему девушка, да не сумел склонить ее к свиданию в кустах, за что сильно зауважал и решил немедленно жениться. Красивая сказка, но очень сомнительная. Первые Рюрики были настолько полны желания создать знатный род Рюриковичей, что неравный брак был не в их интересах.

Однако все легенды сходятся на одном: Ольга была «пришлой», не киевлянкой. Возможно, именно поэтому ей удалось так лихо прибрать власть к рукам — в нашей стране издавна наблюдается гораздо большее уважение к «пришлым», нежели к «своим». Вспомним хотя бы Екатерину II.


Ничего не знаем мы и о возрасте Ольги. Когда она могла родиться? Во сколько лет могла она быть выдана за Игоря? В каком возрасте родила она своего единственного (?) сына Святослава? Одни историки считают датой ее рождения 925 год. Приятно, конечно, считать ее молодой и красивой вдовой 20-ти лет, когда в 945 году она столь жестоко мстила за погибшего мужа. В пользу этой версии говорит и дата рождения Святослава — 942 год. Правда, тогда разница в возрасте супругов получается в районе 40 лет (дата рождения князя Игоря тоже неизвестна, но мы знаем, что он принял престол от князя Олега в 882 году, и явно уже был способен управлять государством).

Однако «Повесть Временных Лет» говорит, что князь Олег привел своему воспитаннику Игорю жену в 903 году, что автоматически увеличивает возраст Ольги на 25 лет, как минимум. Могла ли родить ребенка женщина, которой под пятьдесят? В принципе, все возможно… Тогда разница в возрасте между супругами не так велика, хотя и в этом случае эпитет «старый муж» не кажется неуместным. И душевные порывы в сторону христианства имеют более устойчивое основание. К тому же ничего не известно о личной жизни княгини Ольги после смерти мужа. Оставили бы молодую вдову в покое? А вот в 40 лет женщина считалась уже вышедшей в тираж старухой — до новых ли браков ей? Хотя история невинного флирта с императором Константином и изложена в «Повести Временных Лет», но сам император почему-то никоим образом не вспоминает о нем в своих мемуарах, хотя по версии летописца влюблен был настолько, что предложил Ольге замужество, хотя и имел вполне законную супругу на тот момент.


Хочется верить в любовь, которая связывала Ольгу и Игоря. Не хочется думать, что она начала мстить столь страшно, руководствуясь лишь политическими соображениями. Гораздо романтичнее видеть перед собой ослепленную горем женщину, которая ради любви опускается до мести. К тому же (!) Игорь жил во времена, когда многоженство было нормальным явлением — и, тем не менее, ничего неизвестно о его «гареме». Опять же надеюсь, что исключительно по романтическим соображениям он не брал себе дополнительных жен.

Получается, что о первой знаменитой русской женщине нам известно только то, что рассказал нам безымянный летописец, создавший «Повесть временных лет» значительно позже описываемых им событий. Не потому ли образ княгини Ольги столь притягателен?

На самом деле о биографии княгини Ольги говорить можно лишь с натяжкой – об обстоятельствах жизни первой русской правительницы известно очень мало. Сейчас ее принято восхвалять за христианское миссионерство. Но этот факт в то время почти не имел значения для жизни государства, а вот наличие у Ольги хитрости, ума и расчетливой жестокости – имело, и большое.

Князь Игорь и Ольга

Год рождения и происхождение Ольги неизвестны. В качестве ее родины чаще всего называют Псков, но Ольга явно не была славянкой (Ольга (Хельга) – скандинавское имя). Противоречий здесь нет. Вариантов же года рождения – множество, от 893 до 928 года, и все основаны на скудных данных письменных источников.

То же касается происхождения. Наиболее распространенный вариант – Ольга была дочерью малознатных варягов. Более «патриотичная» версия – она происходила из знатного славянского рода, имела местное имя, а скандинавское получила от князя Олега, решившего сделать ее своей невесткой. Существует и предположение, что Олег был отцом Ольги. С ним соседствует версия, что вещий князь сам хотел жениться на умной псковитянке, да отказался от этой идеи из-за огромной разницы в возрасте.

Брак Ольги и Игоря, по наиболее распространенной версии состоялся в 903 году, причем невесте было то ли 10, то ли 12 лет. Но эта версия сплошь и рядом подвергается сомнениям.

Согласно Житию, князь Игорь познакомился с Ольгой случайно, на охоте, стал склонять ее к похоти, но девушка устыдила его. Впоследствии, выбирая невесту, Игорь вспомнил о ней и решил, что лучшей жены ему не найти.

Странно выглядит и принятое многими историками утверждение, что Святослав (будущий князь) был старшим ребенком Ольги. Да, дети более старшего возраста в источниках не упомянуты. Но там редко упоминаются девочки, а уровень детской смертности в те времена легко достигал ¾ от числа рожденных. Так что Святослав легко мог оказаться первым из выживших или даже первым выжившим мальчиком, и иметь полдюжины старших сестер.

Ольга, княгиня Киевская

Но не оспаривается факт, что в 945 году, когда Игоря за жадность , Святослав «едва мог пробросить копье меж конских ушей», то есть был не старше 7-8 лет. Поэтому Ольга стала фактическим правителем русского государства.

Жуткие отмщения древлянам, описанные в «Повести временных лет», почти наверняка являются вымыслом, и тем лучше. Но остается фактом, что Ольга сумела добиться подчинения племенных князей центральной власти – они признали ее авторитет, и на некоторое время междоусобные стычки прекратились. В заслугу киевской княгине следует поставить и налоговую реформу, установившую точные размеры дани, места и сроки ее уплаты – Ольга сделала правильные выводы из судьбы своего мужа.

Фактом является и . Зафиксированы заключенные ею международные торговые договоры (обычно продление уже заключенных мужем, но и это важно), а также визит в Византию (примерно в 955 году). Отношения с этой могущественной империей много значили для Руси, и византийские источники дают Ольге блестящие характеристики.

Княгиня продолжала заниматься внутренней политикой и тогда, когда сын «вошел в возраст». Святослав почти не бывал дома и интересовался только войной. Поэтому Ольга была его соправительницей до самой своей смерти в 968 году.

Крещение княгини Ольги

Святая княгиня Ольга стала первым правителем на Руси, принявшим христианство. За огромные заслуги в деле распространения веры в Христа Церковь признает ее равноапостольной. Крестилась правительница во время пребывания в Византии. Согласно «Повести временных лет» крещение княгини Ольги произошло в Константинополе в 955 году, а крестным отцом ее стал сам император Константин VII Багрянородный (который, по той же «Повести») хотел даже жениться на ней. Вместе с тем, многие историки считают, что на деле крещение произошло в 957 году, а крестил Ольгу император Роман II, сын Константина.

Примечательно, что святая княгиня Ольга почитается не только всеми православными, но и католиками.

Он считает, что Ольга принимает христианство из побуждений души, в соответствии с чертами её характера. Между тем крещение Ольги можно рассматривать и как расчётливый политический ход. Она становится одной из немногих, кто принимает новую веру среди язычников. Этот шаг позволил впоследствии вывести Русь на новый уровень и установить дипломатические отношения с такими государствами, как Византия, Болгария, являвшимися в то время православными.

Именно это поступок выделяет княгиню Ольгу как уникальную личность в истории. Мстительность, мудрость, хозяйственность, ловкость, верность - вот достоинства, которые отмечены в русской летописной традиции и которые она сохранила на протяжении всего правления.

«Повесть временных лет» указывает дату крещения Ольги - 955 год, во время поездки в Царьград (Константинополь). Поездка имела, несомненно, дипломатические цели, и княгиня, вновь проявив свою хитрость, обводит царя Византии вокруг пальца. По летописи Константин хотел, чтобы она стала его женой, но Ольга просит его стать ее крестным, что делает невозможным женитьбу на ней. «Перехитрила ты меня, Ольга», - говорил Константин. «И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил её, назвав своею дочерью». Так по летописи стала Ольга христианкой, и окрестили её Еленой.

Историки обратили внимание на два эпизода в летописи: место и дату крещения и побуждения княгини к принятию новой веры. О поездке княгини Ольги в Константинополь до сих пор не смолкают споры. Так А.В. Назаренко в своей статье назвал возможные даты этого события. Он не оспаривает общепризнанную дату - 955 год, но анализируя данные о присутствовавших на этом приёме персон, в частности детей Романа II, сына императора Константина, по преданию окрестившего Ольгу, приходит к выводу, что поездка могла состояться и двумя годами позднее, а именно осенью 957 года.

С.М. Соловьёв тоже вносит поправку на дату, говоря о крещении княгини: «В 955 году, по счету летописца, вернее в 957, отправилась Ольга в Константинополь и крестилась там при императорах Константине Багрянородном и Романе и патриархе Полиевкте».

Н.М. Карамзин пишет, что в 955 году «Ольга захотела быть христианкою и сама отправилась в столицу Империи и веры греческой... Там патриарх был её наставником и крестителем, а Константин Багрянородный - восприемником от купели. Император … сам описал для нас все любопытные обстоятельства ее представления. Когда Ольга прибыла во дворец, за нею шли особы княжеские, … многие знатные госпожи, послы российские и купцы, обыкновенно жившие в Царьграде. …после чего император на свободе беседовал с нею в тех комнатах, где жила царица. В сей первый день, 9 сентября, был великолепный обед в огромной так называемой храмине Юстиниановой, где императрица сидела на троне и где княгиня российская в знак почтения к супруге великого царя стояла до самого того времени, когда ей указали место за одним столом с придворными госпожами».

Рассматривая эпизод приёма Ольги в Византии, замечаешь, что предание подчёркивает важность этого события, особое положение княгини среди греческой знати и уважение её как полноправного правителя. Летопись восхваляет Ольгу, как возвышал её и император Константин при описании приёма княгини в Царьграде.

Место крещения также точно не указано, то ли Константинополь, то ли Киев, в котором к середине X в. уже был христианский храм. Историка С.М. Соловьёва эта проблема похоже волновала.. Он пишет, что над христианами насмехались на Руси, но преследований по религиозным мотивам не было. Княгиня Ольга могла спокойно креститься и в Киеве, и в Царьграде, но утаить это от людей она не смогла бы, да, видимо, и не хотела.

Другим не менее важным эпизодом является то, что заставило Ольгу принять христианство. С.М. Соловьёв пишет: «О побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и принять его именно в Константинополе, не находим ничего ни в известных списках нашей летописи, ни в известиях иностранных. Очень легко могло быть, что Ольга отправилась в Царь - город язычницею, без твердого еще намерения принять новую веру, была поражена в Константинополе величием греческой религии и возвратилась домой христианкою». Рассуждая о том, почему Ольга так легко приняла новую веру, в отличие от мужей-воинов русских, он считает, что именно её природная мудрость дала ей понять превосходство греческой веры над русской.

Окрестившись, Ольга старается обратить в христиан и свою семью, сыновей, но Святослав воспротивился желанию матери. Н.М. Карамзин пишет, что «юный, гордый князь не хотел внимать её наставлениям. Напрасно сия добродетельная мать говорила о счастии быть христианином. …Святослав ответствовал ей: «Могу ли один принять новый Закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?» Напрасно Ольга представляла ему, что его пример клонил бы весь народ к христианству. Юноша был непоколебим в своём мнении и следовал обрядам язычества; не запрещал никому креститься, но изъявлял презрение к христианам и с досадою отвергал все убеждения матери, которая … должна была наконец умолкнуть и поручить Богу судьбу народа российского и сына».

У историка С.М. Соловьёва есть такая мысль: «Ольга, по свидетельству летописи, часто говорила ему: «Я узнала бога и радуюсь; если и ты узнаешь его, то также станешь радоваться», Святослав не слушался и отвечал на это: «Как мне одному принять другой закон? Дружина станет над этим смеяться». Ольга возражала: «Если ты крестишься, то и все станут то же делать». …не насмешек дружины боялся он, но собственный характер его противился принятию христианства. Он не послушался матери, говорит летописец, и жил по обычаю языческому (творил норовы поганские). Эта самая невозможность отвечать … матери должна была раздражать Святослава, о чем свидетельствует и летопись, говоря, что он сердился на мать. Ольга даже ожидала больших опасностей со стороны язычников, что видно из ее слов патриарху: «Народ и сын мой в язычестве; дай мне бог уберечься от всякого зла!»

Летопись не опровергает это. В данных отрывках показано отношение князя Святослава к христианству и раскрывается ещё одна черта характера Ольги - материнская теплота и тревога за детей. У В.Н. Татищева появляется ещё один персонаж - Глеб, младший брат Святослава. По Иоакимовской летописи, Святослав казнит его за веру христианскую, уже после смерти княгини: «Он же настолько рассвирепел, что и единственного брата своего Глеба не пощадил, но разными муками томя убивал». Судя по всему, братья различались между собой по характеру: Глеб был смиренным, Святослав же нет. К сожалению, других сведений о самом Глебе обнаружить не удалось.

Помимо этого, В.Н. Татищев пишет, что крещение Ольги - «пятое кресчение». Это может говорить о том, что летописцы показывали важность принятия новой веры князьями ещё до принятия христианства всей Русью.

2.5. Последние годы жизни и смерть княгини Ольги.

В летописи говорится, что последние годы жизни Ольга проводит в Киеве с детьми Святослава, сам же князь в Переяславце на Дунае, где поселился после завоевания обширных земель и их присоединения к русской земле. Именно это время совпадает с вторжением печенегов на Русь, и Ольга оказывается заточённой в крепости, ожидая помощи Святослава. К этому времени княгиня уже была больна, но князь, тем не менее, оставляет её одну.

Эти сведения есть также в труде С. М. Соловьёва: «…по преданию, он сказал матери своей и боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - там средина Земли моей; туда со всех сторон свозят все доброе: от греков - золото, ткани, вина, овощи разные от чехов и венгров - серебро и коней, из Руси - меха, воск, мед и рабов». Ольга на это отвечала ему: «Ты видишь, что я уже больна, куда же это ты от меня уходишь? Когда похоронишь меня, то иди куда хочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакались по ней сын, внуки и люди все плачем великим. Ольга запретила праздновать по себе тризну, потому что при ней был священник, который и похоронил ее».

Н.М. Карамзин ничего не пишет о смерти княгини, эпизод о сражении Святослава с печенегами завершается итогами правления Ольги на Руси, а также указывается дата её смерти - 969 год.

Итак, княгиня Ольга, согласно преданию, представлена совершенно уникальным человеком, выдающейся исторической личностью. Летопись восхваляет и возвышает её деяния и приписывает ей высшие достоинства, которые ценились русским народом и христианством. Естественно, обычай мести раскрывает её как язычницу, но переход в христианство становится огромным событием для становления русского народа на истинный путь. «Предание нарекло Ольгу Хитрой, церковь - Святой, история - Мудрой», - писал Н.М. Карамзин. Роль её личности в истории неоспорима: образ княгини Ольги становится примером верности, тревоги и материнского тепла. Учёные выделяют её хозяйственность и расчётливость, что было так важно и в политической жизни.

Она была похоронена в земле по христианскому обряду. Её внук, князь Владимир Святославич Креститель, перенёс мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «светящееся яко солнце» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.

Скорее всего, в княжение Ярополка (970 - 978) княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля. Официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее -- до середины XIII века. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов.

В 1547 году княгиня Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.


Имя великой княгини Ольги упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся женщинах Древней Руси. Её мужем был князь Игорь. Сменивший Олега на киевском княжеском престоле Игорь подобно его предшественнику изображён в древнерусских летописях во многом как легендарная личность. Вещий Олег приходился родственником и опекуном молодому князю.

Легенда XVI века передаёт сказание о том, как однажды киевский князь Игорь охотился в лесах у Пскова. Здесь он встретил на своём пути реку и увидел стоявший у берега чёлн. Перевозчиком оказалась девушка Ольга. Игорь попросил перевезти его, он был поражён её умом. Когда же он, «некие глаголы претворяше к ней», получил отпор на свои «стыдные словеса», девушка отказала Игорю столь искусно, воззвав к его княжеской чести, что Игорь не только не обиделся, но, согласно легенде, тут же посватался к ней.

Биография Ольги в большей её части загадочна. Даже само появление её на исторической сцене различные летописи датируют по-разному. В «Повести временных лет» под 903 годом читаем: «Игорь вырос и собирал дань после Олега, и слушались его, и привели ему жену из Пскова именем Ольгу». А в Новгородской первой летописи младшего извода в недатированной части, но непосредственно перед статьёй 920 года, сказано, что Игорь «привёл себе жену из Плескова, по имени Ольгу, была она мудрой и смышлёной, от неё родился сын Святослав».

Русская православная церковь причислила Ольгу к лику святых, богословы создали её Краткое и Пространное житие. Житие считает Ольгу уроженкой псковского села Выбуто, дочерью незнатных родителей. Напротив, известная в пересказе В. Н. Татищева поздняя Иоакимовская летопись выводит Ольгу от новгородского князя, или посадника - легендарного Гостомысла. Вряд ли можно сомневаться в том, что она была из знатной семьи, а не крестьянской девушкой.

Девушка пленила Игоря красотой, благонравием и скромностью. Любовь к юной Ольге ослепила Игоря, который, не раздумывая, пожелал взять её в жёны, предпочтя другим, более родовитым невестам.

О времени, месте рождения и происхождении самого Игоря нам ничего с достоверностью не известно. Рождение в Новгороде на Волхове около 879 года вызывает сомнение, поскольку в момент похода Игоря на Константинополь, в 941 году, ему должно было быть от 20 до 25 лет.

Поход Игоря на Константинополь в 941 году отмечен «Повестью временных лет» и упоминается в византийских историографических сочинениях. Но вызывает сомнение сорокалетнее (!) бесплодие Ольги. Весьма сомнительно, что Игорь женился на Ольге в 903 году и в течение 39 лет не имел детей, как и тому, что он взял её в преклонные годы не первым для себя браком. Скорее всего, к моменту рождения Святослава оба они, Ольга и Игорь, были молоды и полны сил.

Кончина Олега побудила древлянские племена к восстанию. Нестор следующим образом описывает вступление Игоря на киевский княжеский престол: «После смерти Олега стал княжить Игорь… И затворились от Игоря древляне по смерти Олега». В следующем году, по свидетельству Нестора, «пошёл Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше прежней».

Жаждавшие захватить власть в Киеве древляне замыслили убить Игоря и ждали удобного случая, чтобы расправиться с ним.

Но прежде чем столкнуться в смертельной схватке с вождями племенного союза древлян, князь Игорь предпринял под 941 год поход на Константинополь.

Ольга обладала даром предвидения - она чувствовала опасность, грозившую мужу, и изо всех сил старалась уберечь его от беды. Пророческий сон приснился ей, когда князь Игорь собирался в поход на Константинополь. Ольге привиделись сожжённые ладьи, мёртвые воины, чёрные вороны, кружившие над полем брани… Поражение дружины Игоря представлялось неизбежным.

Встревоженная Ольга пыталась остановить мужа, рассказав о дурных знаках, которые видела во сне, но он не сомневался в скорой победе.

Пророчество княгини сбылось, и войско было разбито. Впоследствии князь Игорь всегда прислушивался к словам Ольги, не раз предсказывавшей ему победу или поражение в ратных делах, следовал её мудрым советам.

Супруги жили счастливо. Вернувшись из похода на Константинополь, князь Игорь стал отцом: родился сын Святослав.

В 944 году князь организовал новый поход на Византию. На этот раз дело кончилось подписанием мирного договора.

Летопись Нестора под 945 годом повествует: «И пришла осень, и стал он (Игорь) замышлять поход на древлян, желая взять с них ещё больше дани. В тот год сказала дружина Игорю: „Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, да и ты добудешь, и мы". И послушал их Игорь - пошёл к древлянам за данью, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, [то] поразмыслив, сказал своей дружине: „Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё". И отпустил дружину свою домой, а сам с малою частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что [Игорь] идёт снова, держали совет с князем своим Малом: „Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока не убьют его. Так и этот, если не убьём его, то всех нас погубит". И послали к нему, говоря: „Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их Игорь. И древляне, выйдя из города Искоростеня против Игоря, убили Игоря и дружину его, так как было её мало. И погребён был Игорь, и есть могила его у Искоростеня, в Деревской земле, и до сего времени».

Настоящее погребение зверски убитого Игоря, по прадедовским обычаям языческой веры, не состоялось. Между тем в соответствии с народными поверьями покойник, которого не похоронили согласно обычаю, блуждал среди людей и тревожил их.

Следуя языческим традициям, княгиня Ольга надеялась, что безжалостная месть за смерть мужа исцелит её душу от страданий. Она поклонялась умершему супругу, который, по древним славянским верованиям, и в загробной жизни продолжал следить за своим родом и оказывать ему покровительство.

В годы замужества Ольга обрела ту самую «мудрость», которая позволила ей выдвинуться после смерти князя Игоря в правительницы Русского государства.

Минуло полгода после смерти Игоря, как вдруг весной следующего, 945 года верхушка древлянского союза племён решила восстановить дружеские отношения с Киевом и направила послов к Ольге с предложением выйти замуж за древлянского князя Мала.

Ольга ответила послам, что они могут привести сватов в ладьях к её терему (передвижение посуху в ладьях имело у восточных славян двойной смысл: и оказание почести, и обряд похорон). Наутро доверчивые древляне последовали её совету, а Ольга приказала их сбросить в яму и живыми закопать. Памятуя о мучительной смерти казнённого древлянами мужа, княгиня коварно поинтересовалась у обречённых: «Добра ли вам честь?» Послы ей будто бы ответили: «Пуще Игоревы смерти» (греческий историк Лев Дьякон сообщал, что «Игорь привязан был к двум деревам и разорван на две части»).

Второе посольство «мужей нарочитых» было сожжено, а вдова отправилась на землю древлян якобы для того, чтобы «створить трызну мужу своему». Когда войска встретились, юный Святослав, сын Ольги и Игоря, начал битву, метнув копьё в неприятеля. Пущенное детской рукой, оно не долетело до вражеских рядов. Однако опытные полководцы ободрили своих воинов примером юного князя. Здесь её «отроки» напали на «упившихся» после тризны древлян и перебили их множество - «иссекоша их 5000», как утверждает летопись.

Овладев Искоростенем, Ольга «сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а других людей убила, заставила платить дань… И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок даней и налогов. И существуют места её стоянок и охот до сих пор».

Но княгиня на этом не успокоилась. Через год, продолжает свой рассказ Нестор, «отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге - оброки и дани. Ловища её сохранились по всей земле и свидетельства о ней, и места её, и погосты…»

Сказание о мести Ольги отчасти, вероятно, легенда. Обман, жестокость, коварство и другие действия княгини, мстящей за убийство мужа, прославляются летописцем как высший, справедливый суд.

Месть за гибель мужа не избавила Ольгу от душевных мук, а скорее добавила новые терзания. Покой и исцеление обрела она в христианстве, смирившись со своей участью и отказавшись от желания уничтожить всех врагов.

Отказалась Ольга и от брачного союза с византийским императором Константином Багрянородным, храня верность памяти мужа.

В 964 году Ольга уступила престол совершеннолетнему сыну. Но «възрастъший и възмужавший» Святослав длительное время находился в походах, и во главе государства по-прежнему оставалась его мать. Так, во время печенежского нашествия на Киев в 968 году Ольга возглавила оборону города. Предание нарекло княгиню хитрой, церковь - святой, а история - мудрой.

Судя по летописи, Святослав испытывал к матери почтительное уважение до самой её смерти. Когда она стала совсем больной, по её просьбе он вернулся из похода и был с матерью до её последнего часа.

Накануне своей кончины - все летописи датируют её 969 годом - «Ольга завещала не совершать по ней тризны (составной части языческого обряда похорон), так как имела при себе священника втайне».

Многое из того, что задумала, но не смогла осуществить Ольга, было продолжено её внуком, Владимиром Святославичем.

По-видимому, язычник Святослав запретил публичное отправление христианского культа (молебны, водосвятия, крестные ходы), выдвинул на первое место «норовы поганьские», то есть языческие.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!