Когда читается великий покаянный канон андрея критского. Правила чтения канона на утрени

Если сравнить любой известный нам канон с остальным литургическим наследием Церкви, окажется, что многие богослужебные тексты будут иметь куда более солидный возраст. Например - псалмы. Большинство из них появились во времена царя Давида, а это - X век до Р.Х. Не менее древние - так называемые библейские песни, которые представляют собою гимны, возносимые Богу пророками Ветхого Завета. Самым старым памятникам этой группы - более трех тысяч лет. И даже Евхаристия в своей центральной части восходит к пасхальным иудейским текстам, сложившимся еще до вавилонского плена - то есть за шесть столетий до прихода Христа.

На фоне столь почтенных долгожителей каноны выглядят совсем юными, но в ходе развития церковного богослужения именно им суждено было занять центральное место во многих литургических чинах. К примеру, канон является смысловым ядром современных утрени, повечерия и полуночницы, не говоря уже о молебнах и келейных молитвенных правилах. И все это - благодаря трудам святого Андрея, который в VII столетии смог создать структуру, наиболее полно отвечающую сакральным потребностям верующего.

Дело в том, что христианство имеет, если можно так выразиться, два уровня религиозной жизни - ветхозаветный и новозаветный. Первый включает в себя богатейшие традиции израильского народа, которые были благоговейно приняты первыми христианами и переосмыслены в духе Евангелия. Второй уровень - это тот благодатный опыт, который Церковь стяжала уже после пришествия Христа. Но если Израиль Ветхий имел очень яркую культуру, породившую огромное разнообразие священных текстов, то Израилю Новому нужно было некоторое время искать уникальные формы выражения своего духовно-мистического опыта. И они были найдены.

Одной из них стали тропари. Первые упоминания о них относятся ко II веку. Это небольшие песнопения, которые во время богослужения чередовались с молитвами и текстами из Священного Писания, передавая суть празднуемого в этот день новозаветного события или церковной даты. Самые древние из дошедших до нас тропарей - «Свете Тихий», «Под Твою милость», «Христос воскрес из мертвых». Они благополучно пережили все исторические эпохи и стали одним из основных элементов наших служб. Седален, ипакои, светилен, кондак, стихира, катавасия - все это не что иное, как тропари, приобретшие тот или иной смысловой окрас и функцию.

И вот, имея в своем распоряжении такую форму молитвенного текста, как тропарь, Андрей Критский совершил небольшую литургическую революцию. До него уже предпринимались попытки создать особый жанр духовных поэм, исполняемых в храмах во время молитвословий. Но эта традиция не прижилась, и ветхозаветные тексты (псалмы, гимны) надолго оставили за собой лидирующие позиции. Святитель пошел иным путем: он не стал изобретать нечто необычное, а использовал всем знакомый тропарь, придав ему при этом новое звучание. Этого удалось добиться очень просто - тропари с подачи Андрея Критского постепенно стали автономными элементами, не связанными напрямую с ветхозаветными песнопениями. Вернее, связь осталась, только теперь она была больше смысловой, чем технической.

В итоге родился канон - цикл тропарей, объединенных общей тематикой. Поскольку первое время традиция исполнения ветхозаветных песен оставалась в силе, каноны присоединялись к ним. Песен всего десять. Одна из них - «Величит душа Моя Господа» - имеет самостоятельный припев, поэтому общее число гимнов, к которым присовокуплялись тропари канона, равно девяти. Прошли века, большинство гимнов исполняться перестали, а вот тропари - остались. В качестве отголоска этого переломного момента до нас дошла привычка разбивать каноны на «песни» - в память о тех самых песнях Священного Писания, к которым привязывался канон в древности.

Сейчас тропари могут объединяться и в две, и в три, и в четыре, и в восемь, и в девять песней. Каждая из них начинается ирмосом - небольшим куплетом-запевкой, который повторяет главную мысль всей песни. Обычно в каноне восемь частей - вторая имеет великопостный характер, и вне постового периода ее опускают. Как правило, песни довольно короткие - от двух до четырех тропарей на каждую. Но есть и каноны-гиганты, которые в каждом из своих девяти блоков содержат десять, пятнадцать, а иногда и более двадцати тропарей.



Самый большой - конечно, Канон святого Андрея. Он - полный, в нем присутствуют все девять песней, а в каждой из них - до тридцати тропарей. Это поистине монументальный шедевр, и его разбор займет не одну страницу. Поэтому остановимся лишь на некоторых наиболее важных моментах.

Первое, что бросается в глаза - это обращенность Канона не только к Богу, но и к самому молящемуся. Читая покаянные тропари, человек словно беседует сам с собою, со своей душой и совестью, анализируя прожитую жизнь и сокрушаясь о тех ошибках, которые были им совершены. Критский цикл - не просто вопль. Это еще и попытка отрезвить свой ум и настроить его на покаянный лад.

Для этого святой Андрей использует довольно распространенный прием. Он приводит примеры из Священного Писания - примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Примеры того, до каких глубин человек может пасть, и до каких высот вознестись. Примеры того, как грех может поработить душу, и как душа может одержать победу над грехом.

Особое внимание заслуживает и то, что автор Канона использует большое количество символов, которые, с одной стороны, очень поэтичны, а с другой - весьма точно передают суть поднимаемых проблем. Например, в тексте часто встречается слово «бессловесный». У современного читателя оно больше ассоциируется с неумением или даже невозможностью говорить, однако в древности бессловесным называли того, кто непричастен Христу. Бог Слово, Логос - таково одно из имен Сына Божия. Всякая вещь на земле, освященная Его благодатью, становится «словесной», причастной Слову, исполненной подлинного смысла. Наоборот же, если кто-то или что-то лишается связи с Господом, то превращается в «бессловесную» тварь, которая по мере удаления от своего Создателя теряет первозданную красоту и форму.


Кстати, такие привычные выражения, как «красота», «слава», «украшение», «доброта» - все они тоже наполняются святым Андреем очень глубоким содержанием. Это не просто некие эстетические понятия, а целая нравственная система, которая полностью соответствует богословскому наследию Православия. И человеку, который читает Канон, совсем необязательно иметь за спиной семинарию, чтобы понять те простые вещи, которые хочет донести до сердца критский пастырь…

Преподобный Андрей строит очень простую и ясную схему: Человек изначально создан Богом для радости и соучастия в Своем Божественном бытии. Он облек Адама и Еву в духовные благодатные одежды, одарил их различными талантами, поставил перед ними высокую цель богоподобия. Но человек, обманутый дьяволом, добровольно избирает другой путь - путь ухода от Бога и создания такого мира, в рамках которого Творцу попросту нет места. Потом, по прошествии некоторого времени, люди начинают понимать, к чему привело их своеволие, но что-либо изменить они уже не в силах, поскольку утратили те благодатные способности, которыми были наделены до падения. И теперь, находясь в падшем состоянии, человек взывает к своему Создателю: «Облекся я одеянием стыда, как листьями смоковницы, во обличение самовольных страстей моих».

Весь Великий Канон пропитан слезами покаяния - подлинного, немаскарадного, живого. Примечательно, что сам процесс духовного преобразования человека Андрей Критский мыслит в категориях, очень далеких от понятий «вины», «воздаяния» или «наказания». Плач души, гениально сформулированный автором Канона, содержит в большей мере не слово «прости», а слова «исцели», «очисти», «исправь», потому что восточная традиция всегда понимала одну страшную истину: Сколько бы ни исходило из уст Божьих формальное прощение, но без ликвидации греховной поврежденности человеческой природы, без устранения той самой «наготы» и «безобразия», о которых и говорит преподобный Андрей, невозможно настоящее спасение человека. Наоборот, спасение достигается не простым исполнением заповедей и механическим творением добрых дел, а возвращением к Богу и облечением в те самые благодатные одежды, которые однажды были утрачены нашими прародителями.

Великий Канон читается два раза в посту - в первую и пятую седмицу. Первый раз он словно напоминает нам о том, чем же на самом деле является покаяние в понимании святых отцов, а во второй раз - ближе к Страстной - верующим дается возможность сравнить: к чему они шли, и к чему смогли прийти за несколько недель молитвенного подвига. Стало ли их покаяние действительно такой переменой жизни, которая влечет за собою изменение и образа мышления, и поведения, и мироощущения. Покаяние, по мысли создателя Канона, не статическое самосозерцание и самобичевание, а активное делание, путешествие, в котором возможно только одно направление - вперед и вверх.


К сожалению, в условиях современного ритма, особенно в крупных городах, работающий человек не всегда имеет возможность посетить удивительные службы с пением Канона Андрея Критского. Но интернет имеется у многих, и найти этот удивительный текст не составляет особой трудности. Причем, не только в богослужебной редакции, но и в переводе на обычные литературные языки. Канон важно хоть раз в жизни вдумчиво прочесть каждому, кто так или иначе связывает себя с христианской традицией в целом и с Православием в частности. Он поистине говорит удивительные вещи.

Самая главная из них - это утверждение, что Бог всегда находится рядом, и что расстояние между Ним и человеком измеряется не земными понятиями «долга», «греховности» или «достоинства», а простой любовью, верой и надеждой на великое милосердие Создателя. На то самое милосердие, которое и падших возводит, и больных исцеляет, и грешников очищает, возвращая им первозданную красоту и величие.

МОИСЕЕНКОВ Александр


* * *
Я в этой церкви слушала Канон
Андрея Критского в день строгий и печальный.
И с той поры великопостный звон
Все семь недель до полночи пасхальной
Сливался с беспорядочной стрельбой.
Прощались все друг с другом на минуту,
Чтоб никогда не возвратиться…
/1920-е годы/

Анна Ахматова

Православные верующие люди знают святого Андрея Критского как великого подвижника благочестия и молитвенника перед Богом. Своей жизнью праведник показал пример кротости, смиренномудрия и добродетели. Богослужебная жизнь Церкви и сейчас сохраняет, пожалуй, главный письменный труд святого – Великий покаянный канон.

Первая седмица Великого поста

Великий покаянный канон представляет собой выдающееся литургическое произведение, составленное из 250-ти покаянных тропарей, отображающих молитвенное обращение согрешившего человека к Богу с искренним раскаянием. В текстах молитвословий канона приводятся библейские ветхозаветные прообразы, показывающие всю глубину возможной греховности человека.

Чтение этого канона положено Церковью на время святого Великого поста. На первой седмице Четыредесятницы (в первые четыре дня) этот канон читается священником во время вечернего богослужения. Священник читает канон в центре храма в начале великопостного повечерья. Между тропарями произведения положены земные поклоны.

Все литургическое произведение святителя Андрея Критского на первой седмице поста разделяется на четыре части.

Четверг пятой седмицы Великого поста

Во время великопостного богослужения покаянный канон Андрея Критского вычитывается полностью в храме в четверг пятой недели Четыредесятницы, когда Церковь чтит память святой преподобной Марии Египетской. С учетом того, что богослужебный день начинается с вечера накануне события, покаянный канон читается на утрени четверга в среду вечером пятой недели.

Богослужение этого дня получило особое именование – Мариино стояние. Когда Церковь почитает выдающийся покаянный подвиг святой Марии Египетской, Великий канон святителя Андрея как нельзя лучше подходит для молитвенного раскаяния человека в своих прегрешениях.

Православные литературные труды вмещают в себя неиссякаемый источник, позволяющий общаться с Богом. Одним из видов церковного словесного искусства считается канон.

Отличие канона от акафиста

Молитва - невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.

Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.

Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?

Слово «канон» имеет два значения:

  1. Принятые Церковью и взятые за основу Православного учения книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, собранных воедино. Слово греческое, приобретенное из семитских языков и изначально означающее палочку или линейку для измерения, а потом появилось и переносное значение - «правило», «норма» или «список».
  2. Жанр церковного гимна, воспевания: непростое по строению произведение, направленное на прославление святых и церковных праздников. Входит в состав утренних, вечерних и всенощных богослужений.

Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь . В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.

Только пасхальный канон является исключением из правил - его поют целиком.

Читайте о канонах:

Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и св. Андрей Критский.

Акафист - в перевод с греческого означает «неседальная песнь», богослужебное песнопение особого хвалебного характера, которое направлено на прославление Христа, Богородицы и святых. Начинается с основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков).

При этом икосы заканчиваются таким же припевом, что и первый кондак, а все остальные - припевом «аллилуя».

Чтение канона

Что объединяет канон и акафист

Определенное правило служит объединением этих двух жанров песнопений. Построение произведений осуществляется по закрепленной схеме.

В состав канона входят девять песен, которые начинаются ирмосом и заканчиваются катавасией. Обычно в нем 8 песен. Вторая исполняется в Покаянном каноне Андрея Критского . Из 25-ти строф состоит акафист, в котором поочередно чередуются кондаки и икосы.

Кондаки не многословны, икосы - обширные. Строятся они парно. Читаются строфы по одному разу. Запева перед ними нет. Тринадцатый кондак - молитвенное непосредственное послание к самому святому и читается три раза. Затем еще раз читается первый икос, а за ним первый кондак.

Отличие между каноном и акафистом

В составлении канонов в основном упражнялись святые отцы.

Акафист мог выйти из под пера простого мирянина. Прочитав такие произведения, высшее духовенство принимало их во внимание и давало ход для дальнейшего признания и распространения в церковной практике.

Читайте об акафистах:

После третьей и шестой песни канона, священником произносится малая ектения. Затем читают или поют седален, икос и кондак.

Важно! По правилам возможно одновременное чтение нескольких канонов. А чтение нескольких акафистов одновременно невозможно, да и строфы это произведения не разделяются напряженным молением всех присутствующих.

Читают каноны на молебнах. Их чтение благословляется и в домашних условиях. Акафисты не включают в цикл утренних, вечерних, всенощных богослужений. Заказывают акафисты на молебны, а также читают дома. Каноны четко определяются Уставом церкви. Акафист прихожанин выбирает сам, и батюшка читает его на молебне.

Каноны исполняют на протяжении всего года.

Акафисты неуместно читать во время Великого поста , ведь торжественное и радостное настроение произведения не может передать тихий и спокойный настрой великопостных дней. Каждая песня канона повествует о каком-то библейском событии. Прямой ссылки может и не быть, но второстепенное присутствие той или иной темы обязательно чувствуется. Акафист считается простым для восприятия. Его лексика легко воспринимаема, синтаксис прост, а текст раздельный. Слова акафиста идут из глубины сердца, текст его - лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.

Акафист - благодарственная , хвалебная песнь, своего рода ода, поэтому лучшее чтение для него тогда, когда хотят поблагодарить Господа или святого за помощь.

Как читать канон

Во время домашнего чтения канона берут традиционное начало и окончание молитв. И если эти произведения читаются вместе с утренним или вечерним правилом , то никаких других молитв дополнительно читать не нужно.

Важно: Нужно читать так, чтобы уши слышали произносимое устами, чтобы содержимое канона ложилось на сердце, с ощущением присутствия живого Бога. Читать со вниманием, сосредотачиваясь умом на читаемом и, чтобы сердце внимало мысли, устремленные к Господу.

Самыми читаемыми в домашних условиях канонами считаются:

  1. Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу.
  2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
  3. Канон Ангелу Хранителю.

Эти три Канона читаются при подготовке человека к Таинству Причащения . Иногда эти три канона объединяют в один для простоты и легкости восприятия.

Святитель Андрей Критский. Фреска церкви святителя Николая. Афонский монастырь Ставроникита, 1546 год

Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.

Самый великий и значимый канон - Канон Святого Андрея Критского. Он - полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это действительно колоссальный шедевр.

Весь покаянный смысл произведения - это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Человек настолько погружается в свои переживания при чтении канона, будто направляет свой взор внутрь своей души, говорит сам с собой, со своей совестью, прокручивает события своей жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.

Критский шедевр - не просто зов и призыв к покаянию. Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.

Для усиления этого ощущения автор использует популярный прием. Он берет за основу Священное Писание: примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Показывает, что всё в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе с Господом можно его одолеть.

Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны по отношению к поднимаемым проблемам.

Великий Канон - это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души - не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.

Важно! В первую и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон. На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста спрашивает о том, как душа поработала и ушла от греха. Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.

Но современный ритм жизни, особенно в больших городах, не всегда позволяет работающему человеку побывать на богоугодных службах с пением Канона Андрея Критского. К счастью, найти этот удивительный текст не трудно.

Хоть раз в жизни желательно каждому прочесть вдумчиво это творение, которое поистине может перевернуть сознание человека, даст возможность ощущения того, что Господь всегда рядом, что нет между Ним и человеком расстояний. Ведь любовь, вера, надежда не измеряется никакими мерками.

Это милость, которую Бог дарит нам каждую минуту.

Посмотрите видео о трех православных канонах

Кано́н (греч. κανών - правило, норма ), в православном богослужении - жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвящённое прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Также канон читается на молебнах.

Все 9 песен канона используются в богослужении только в Великом каноне св. Андрея Критского, а также в канонах вселенской родительской субботы и отцов, в подвиге просиявших. В остальных случаях число песен ограничивается 2, 3, 4 или 8 песнями. Восьмипесенными называются каноны, в которых опускается вторая песнь. Трёх- и четырёхпесенные каноны, употребляемые в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы, называются соответственно «трипеснцами» и «четверопеснцами»; каноны из двух песен именуются «двупеснцами».

В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь тропари по мелодико-ритмической модели ирмоса. В славянских переводах греческая стихотворная метрика не может быть скопирована, поэтому ирмос поётся, а тропари читаются (хотя есть канон Боголюбской иконе Божией Матери, творение Патриарха Сергия, написанный гекзаметром). Исключение составляет пасхальный канон, который поётся целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов.

Если канон поется, то, как и каждый ряд песнопений, поется попеременно обоими ликами так, чтобы все стихи библейских песней (если таковые имеются) и все тропари с ирмосами в каждой песни были распределены между ликами поровну, почему число этих стихов и тропарей всегда бывает четное.

Как ни разнообразны напевы канонов на воскресной утрене, но такой большой поток песен (15 х 8 = 120) был бы не по силам самому неутомимому вниманию, если бы этот поток был беспрерывен. Ввиду этого в нем делается два больших перерыва, которыми канон делится на 3 (священное число) части. Так как канон должен иметь по идее 9 песен, то для этих «междопесний» выбрано место «по» (άπό τής); - от, с, после) 3-й и 6-й песни. Междопесние (μεσώδιον), чтобы доставить отдых от пения канона и оживить внимание слушателей, должно дать что-нибудь совершенно противоположное по характеру канону. Канон есть хвалебная песнь с особенно сложной мелодией. Междопесние и дает вместо хвалы - молитву, вместо песни - чтение, вместо сложного напева - более простой. Таким образом, междопесние на каноне состоит из 3 частей: молитвы, чтения и пения. Так как части, на которые делится канон междопесниями, аналогичны кафизмам, то - частнее - этому составу междопесний придан тот же вид, какой имеют перерывы между кафизмами, т. е. они состоят из малой ектении, седальнов или заменяющих их кондаков с икосами и чтения.



Так как канон, основу которого составляют ветхозаветные песни, рассматривается как нечто аналогичное кафизмам, то на междопесниях его за малой ектенией следует по 3-й песни седален и чтение, а по 6-й песни кондак с икосом, и также чтение. От этого нормального порядка на воскресной утрене делается отступление ввиду того, что кроме воскресного кондака и икоса нужно на каноне спеть еще кондаки и икосы Минеи. Так как по 6-й песни канона устав не дозволяет петь более одного кондака и икоса, то минейный кондак, подразумевается - и икос (о чем прямо говорит Общая Минея), переносится на 3-ю песнь, а после них поется седален Минеи, Слава и ныне Богородичен, каким в Минее всегда снабжается седален. Ни Типикон, ни даже Общая Минея, дающая устав для соединения с воскресной службой двух святых, не указывают, что петь по 3-й песни при двух святых, случающихся в воскресенье, может быть, потому, что само собою разумеется, что надо петь обоим кондаки, икосы и седальны по 3-й песни. Так указано делать в Типиконе под 8 сентября (если попразднство в воскресенье).

Устав предписывает (Типикон, гл.2, 11) каждый день соединять на утрени несколько канонов (но не более трех в дни будничные, и не более четырех в дни воскресные и праздничные).

  1. Канон состоит из 9-ти песней (2-я песня поется только во время Великого Поста). Каждая песнь состоит из ирмоса (первой строфы, «зачина», с греческого переводится как "связь", т.к. ирмос связывает в единое целое последующие строфы (тропари) и задает им определенный музыкальный ритм и молитвенный настрой) и 4-6 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше). Ирмос (зачин) касается какого-то события ветхозаветной истории (до Рождества Христова), а тропари говорят о событии или лице, которому посвящен сам канон, причем между ирмосом и тропарями имеется глубинная связь, ветхозаветное событие воспринимается как прообраз празднуемого.
  1. Слова «Песнь 1» и т.д. не читаются, а в каждой песне сначала хором пропеваются ирмосы на один из 8 гласов, а затем последовательно читаются тропари с особыми припевами - стихами, содержащими в себе обращение к Богу, Божией Матери или святым, память которых празднуется. Как правило, припев указывается перед первым тропарем первой песни канона.
  1. По 3-й, 6-й и 9-й песни – малая ектения (священник + хор) – читается, чтобы как-то переключить внимание с канона. Также этим самым церковь призывает верующих молиться и за самих себя.
  1. По 3-й песни после ектении – седален или ипакой (чтец или певчие) - читается или поется. Если седален составной (состоит из двух или трех тропарей), то «Слава, и ныне: » или раздельно «Слава: » и «и ныне: » читаются в указанных в тексте местах. Если случается два святых или два празднества, то после 3-й песни пред седальном поются или читаются еще кондак и икос одного святого или праздника, а кондак и икос другого - после 6-й песни. Например, в воскресенье: после 3-й песни - кондак и икос и седален святому из минеи, а после 6-й - кондак и икос воскресные. Если по 3-й песне читаются кондак и седален с богородичным, или кондак, икос и седален с богородичным, то "Слава" произносится не перед седальном, а вместе с "и ныне" перед богородичным.
  1. Как и канон, междопесния все усиливаются в торжественности. Ввиду этого по 6-й песни положен не седален, а кондак и икос , - песни, близкие по напеву к седальнам, именно, тропарного напева, более торжественного, чем седальный. Этим вводится в утреню новый, доселе не употреблявшийся на бдении вид церковной песни, занимающий в ряду песнопений второе место - после тропаря.

Итак, по 6-й песни – кондак или кондак с икосом (чтец). Перед кондаком и икосом принято трижды прочитать «Господи, помилуй ». Сами кондак и икос читаются последовательно. Слова «седален», «кондак» и «икос» при молитвенном прочтении канона не читаются. В субботы, при заупокойном служении, поются (или читаются) кондак: "Со святыми упокой..." и икос: "Сам един еси...".

  1. Из среды других песен устав выделяет прежде всего, естественно, 8-ю песнь, как заключительную между ветхозаветными, ближайшую к новозаветным и по времени составления, и по духу. Обособление ее от других производится тем, что заканчивающее каждую песнь (как и каждый псалом) малое славословие здесь формулируется иначе, именно так, чтобы оно было близко по образу выражения к тексту песни, чтобы оно выливалось как бы из уст самих отроков-исповедников. Так как каждый стих песни начинается словом «благословите», то вместо «Слава Отцу» песнь имеет на конце «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа». "

По 8-й песни перед пением катавасии поется: "Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки" и затем ирмос катавасии. На восьмой песни необходимо подать кадило.

«Всегда по конце 8-я песни, егда хощем начати 9-ю песнь (следовательно, столько же из-за

предстоящей 9-й песни, еще важнейшей, чем 8-я), творим вси метание (поклон, в воскресенье, конечно, малый, какие далее определенно требуются на песни Богородицы)

единоравно (все одновременно) глаголюще: Хвалим, благословим, покланяемся Господеви»

  1. Пред 9-ю песнью диакон, стоя с кадилом пред иконой Богоматери, возглашает: "Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим", лик поет песнь Богородицы («величит душа моя Господа…», (Лк.1:46-55), поет хор) и припев, прославляющий Богородицу («Честнейшую Херувим…»), после каждого стиха (песни открывают 9-ю песнь канона). Песнь Богородицы с припевами называется "Честнейшая". В двунадесятые праздники вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. Праздничные припевы на 9-й песни помещаются все вместе в Псалтири (и Малой, и Следованной) и в Ирмологионе, а отдельно - на ряду в службе.

Песнь Богородицы выделяется из ряда не только других песней канона, но из всего бдения и тем, что только здесь устав прямо требует поклонов, приглашая и этим выразить свое богопочтениеввиду близкого окончания службы, ее праздничных песен, но ввиду запрещения в воскресные дни коленопреклонения - только малых: «Творим же и поклоны малыя» (разумеется: на каждом стихе). Этим не исключаются такие же поклоны и в других местах службы, но только не считаются там столь необходимыми, как здесь, или вообще почему-то не указываются (может быть, по недосмотру)

Песнь Богородицы с припевом поется так:

Священник : Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим

Лик : Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем

Лик

Лик : Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди

Лик : Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова

рождшую, сущую Богородицу Тя величаем

Лик : Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся

Лик : Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова

рождшую, сущую Богородицу Тя величаем

Лик : Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.

Лик : Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова

рождшую, сущую Богородицу Тя величаем

Лик: Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся

отпусти тщи.

Лик : Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова

рождшую, сущую Богородицу Тя величаем

Лик : Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму

и семени его даже до века.

Лик : Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова

рождшую, сущую Богородицу Тя величаем

"Честнейшая" относится не к концу восьмой песни, а предваряет девятую, поэтому в указаниях

обычно пишут "На 9-й песни "Честнейшую" не поем.

  1. Исполняемое по чину «Бог Господь» песнопение «Свят Господь» служит подготовлением к светильну, который занимает здесь, по 9-й песни канона, такое же положение, какое занимает по 3-й песни седален, а по 6-й кондак. Если кондак превосходит торжественностью седален, то самое место светильна в заключении канона, после такой песни, как 9 песнь, заставляет ждать от него еще большей торжественности. Светилен, действительно, занимает исключительное положение на богослужении. Это нигде более не повторяющаяся песнь утрени. Как показывает самое название его (светилен, φωταγωγικόν), он воспевает Бога как свет и Подателя света

Итак, по 9-й песни и малой ектении – ексапостиларий (светилен) – поет хор (или читает чтец). Светилен ищется по номеру воскресного Евангелия. Если есть - на "Славу" светилен святого из Минеи, на "И ныне" - богородичен воскресного светильна. В воскресенье перед светильном дьякон возглашает стих: "Свят Господь Бог наш". Светилен - самая торжественная часть среди седальна и кондака (т.е. наименее торжественен – седален после 3-й песни, более торжественен – кондак после 6-й песни, и самый торжественный – светилен после 9-й песни). В великие праздники светилен, как и тропарь, поется трижды.

  1. Перед последним тропарем («Богородичен») каждой песни объединенного канона обычно читается (или поется) не припев, а т.н. малое славословие: «» (обозначаемое «Слава, и ныне: »); по устоявшейся практике «Слава: » («И ныне: » («») - перед последним (Богородичным), а, к примеру, в каноне к Причащению перед последним тропарем читается «Пресвятая Богородице, спаси нас ».На восьмой песни вместо "Слава" читается: "Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа " , "и ныне" же читается как обычно.
  2. Если объединяется несколько канонов , то обычно порядок такой: хор поет ирмос первой песни первого канона, затем читаются тропари первой песни первого канона до богородичного тропаря (каждому тропарю предшествует припев первого канона),затем читается припев Богородичного тропаря ("Пресвятая Богородице, спаси нас"), затем читается Богородичный тропарь ("Богородичен"); потом читаются тропари первой песни второго канона (с припевами второго канона), также перед Богородичным тропарем читается Богородичный припев, и так далее. При этом ирмосы второго и последующих канонов в общем случае не пропеваются (поются только ирмосы песен первого канона). (Хотя бывают дни, когда поются ирмосы и второго канона. Например, канон, читаемый на утрене праздника Пятидесятницы - он состоит из двух канонов, и для каждого канона пропевается ирмос. Т.е. поется ирмос, читается первый канон, потом поется ирмос второго канона и читается второй канон. Также бывает, что во втором каноне есть вторая песнь, а в первом - нет. Например, объединенный канон на утрене Троицкой родительской субботы. Тогда после первой песни поется ирмос второй песни второго канона и читается вторая песнь второго канона.)

В последнем каноне перед последним тропарем каждой песни (т.н. «Богородичен», хотя бывает и не

Богородичен) обычно читается не припев, а «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь » (обозначаемое «Слава, и ныне: »); по устоявшейся практике «Слава: » («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ») читается перед предпоследним тропарем, а «И ныне: » («И ныне и присно и во веков. Аминь ») - перед последним (Богородичным), а, к примеру, в каноне к Причащению перед последним тропарем читается «Пресвятая Богородице, спаси нас ». (в повсеместной практике Богородичен опускается, и после «Слава и ныне» сразу идет катавасия. Иногда и катавасия опускается, и сразу поется ирмос следующей песни, хотя все это неправильно).

Итак, если подходить строго к чтению канонов, надо читать Богородичны всех канонов. Перед Богородичным читать припев "Пресвятая Богородице, спаси нас". Т.е. допустим, в первом каноне написано "Слава" - тропарь - "И ныне" - Богородичен, и канонов несколько. Тогда вместо "Слава" читается припев первого канона (например, "Помилуй мя, Боже, помилуй мя"), затем тропарь, затем вместо "И ныне" - "Пресвятая Богородице, спаси нас", затем Богородичен. Т.е. "Помилуй мя, Боже, помилуй мя" - тропарь - "Пресвятая Богородице, спаси нас" - Богородичен - второй канон. Просто обычно на практике это все опускается, и тропари читаются до "Слава", "Слава" не читается - сразу идет переход на второй канон. Потом, когда все каноны прочитаны, в последнем каноне, дойдя до "Славы", читают сразу "Слава и ныне", хотя по правилам надо было прочитать "Слава" - тропарь" - "И ныне" - Богородичен.

Но бывает и так, что объединяется два канона, и в указаниях четко сказано, что для первого канона читать Богородичны (например, всенощное бдение в субботу перед неделей жен- мироносиц, когда читается канон Пасхи с Богородичными в соединении с каноном женам-мироносицам). Тогда оба Богородичных первого канона идут с припевом "Пресвятая Богородице, спаси нас", т.е. вместо "Слава" - Богородичен1 - "И ныне" - Богородичен2 (как написано в каноне), читается "Пресвятая Богородице, спаси нас" - Богородичен1 - "Пресвятая Богородице, спаси нас" - Богородичен2, а затем сразу припев второго канона и второй канон (в приведенном примере: "Святые жены-мироносицы, молите Бога о нас" - тропарь1 - ...).

Также бывает, что второй канон тоже читается с ирмосом (см. описание выше) - это указано в богослужеб. указаниях. Например, для второго канона может быть сказано: "со ирмосом", или "ирмосы обою канонов". Тогда певчие будут петь и ирмосы второго канона.

  1. После заключительного тропаря каждой песни объединенного канона (иногда после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песней) хором поется катавасия (в переводе "схождение") – соответствующий ирмос канона, определяемого Уставом в зависимости от дня. Катавасия - это ирмосы, для пения которых Уставом положено сходиться певцам обоих ликов (клиросов) на середину храма. В праздники Рождества Христова, Богоявления, Пятидесятницы, Успения Пресвятой Богородицы, а также Благовещения, случившегося в неделю Ваий, катавасиею служат "ирмосы обою канонов кийждо лик свой ирмос"; таким образом, в эти дни певцам не назначено сходиться вместе. В самые великие праздники катавасия состоит в повторении на­чального ирмоса, в меньшие праздники, и в том числе в воскресенье, ката­васией служит ирмос другого, сродного или близкого, праздника, в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она бывает только после важнейших песней - 3, 6, 8 и 9, наконец, в пост катавасия иногда и заменя­ет собою ирмос, т. е. ирмос поется только в качестве катавасии. Катавасия после каждой песни канона, называемая рядовою, положена: в дни воскресные, в праздники двунадесятые и в их отдания и в дни святых с бдением, полиелеем и великим славословием, а также в субботы: мясопустную и пред Пятидесятницею. Катавасия же после 3-й. 6-й, 8-й и 9-й песней канона поется в дни святых шестеричных и в дни непраздничные. Если катавасия читается после каждой песни канона, она называется "рядовая"
  2. Фраза «Канон на N стихов» определяет кол-во тропарей (включая ирмос) в каждой песни. Если недостает тропарей, надо удваивать первый тропарь (как самый важный).

Пример: допустим,есть канон, каждая песнь которого состоит из ирмоса и двух тропарей, и написано, что канон нужно читать на 14, при этом указано, что ирмосы дважды. Это значит, что сначала два раза пропеваются ирмосы (как правило, двумя клиросами по очереди. На практике обычно поется один раз), потом шесть раз читается первый тропарь, потом шесть раз - второй. Причем последний (второй) тропарь каждой песни канона (если совмещено несколько канонов, то последний (второй) тропарь последнего канона) читается так:

прочитывается 4 раза, затем "Слава:", затем еще раз читается этот же тропарь, потом "И ныне", и в заключение этот тропарь читается еще раз, итого получается 6 раз.

13. Поются обычно только ирмосы и притом большею частию одного первого канона. Если же иногда и

второго, - то в таком случае и про второй канон сказано: "со ирмосом", или "ирмосы обою канонов".

14. Тропари обычно читаются (в Пасхальную седмицу поются и тропари).

  1. В дни пения Цветной Триоди (от недели апостола Фомы и до недели Всех Святых) поются ирмосы

(по два раза) из Триоди Цветной. Находящиеся в Типиконе для этих дней выражения: "канон праздника со ирмосы на 8", "кондак праздника" и проч. указывают не на праздник Пасхи, а на бывшее пред этим особое празднование воскресного дня, например, апостола Фомы, мироносиц, расслабленного, самаряныни и проч., или на праздник Преполовения, Вознесения и проч. Отсюда, например, указание Типикона и Цв. Триоди в понедельник 3-й седмицы по Пасхе на утрени: "канон праздника со ирмосы на 8" означает, что в этот день на утрени нужно петь ирмосы и читать тропари канона мироносиц, помещенного в последовании недели (воскресенья) мироносиц; в самую неделю ирмосы этого канона не поются, а читаются лишь его тропари.

  1. Припевы

Почти повсеместная практика, по крайней мере русская, заменяет стихи песней (песни написаны в Ирмологионе), исключая Великий пост, особыми припевами к канону; так, к воскресному канону употребляется припев: «Слава, Господи, святому воскресению Твоему», к Крестовоскресному: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и воскресению», к Богородичному канону и Богородичным тропарям в первых двух канонах «Пресвятая Богородице, спаси нас», к канонам святым из Минеи: «Святый - лик и имя - моли Бога о нас». Несмотря на широкое распространение такой практики, трудно подыскать для нее какое-либо оправдание. Возможен ли припев лучше таких, например, стихов библейских песней: «Воскреснут мертвии и возстанут иже во гробех и возвеселятся иже на земли» (Ис. 26, 19) или: «И да взыдет из нетления живот мой к Тебе, Господи Боже мой» (Иона. 2, 7), или, наконец, все стихи 8-й песни с окончанием в каждом «Господа пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3, 57 и д.)? Притом небиблейские припевы делят канон на очень неравномерные части, благодаря тому, что в одном каноне бывает по 2, по 3 одинаковых припева (а третий Богородичен). Наконец, не всегда можно составить ритмический припев; вообще, так как богослужебные книги почти не указывают припевов (указывают иногда только для канонов повечерия), то здесь открывается широкое поле для произвола каждого чтеца и для непризванного творчества. Но ввиду того, что практика припевов слишком давняя и широкая и мало надежды на скорое восторжествование в этой области требований Типикона, мы укажем здесь освященные самыми богослужебными книгами припевы и сделаем несколько указаний относительно составления их. (Где к канонам припеваются стихи библ. песней, эти указания будут пригодны для молебнов).

Кроме приведенных припевов воскресного канона и Богородичного (второй указывается Октоихом для повечерия, см. 1 гл., неделя), богослужебные книги дают еще следующие припевы: «Христос воскресе из мертвых», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (Страстная седмица, см. Триодь и Тип., повечерие Недели ваий), «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» (воскресная полунощница, см. Октоих 1 гл., неделя), «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» (см. Триодь и Типикон, повечерие понед. 1 седм. поста), «Преподобнии отцы, молите Бога о нас» (см. Триодь и Тип., суббота сырная), «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас», «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас» (Триодь, повечерие среды 1 седм. поста), «Священномучениче Евфимие, моли Бога о нас» (26 декабря), "Вси святии земли Русския, молите Бога о нас" (в Неделю всех русских святых). Эти образцы показывают, что припев должен состоять из 2 строф приблизительно одинаковой длины, как например:

Преподобне отче Андрее,

Моли Бога о нас.

Таким правилом и надо руководиться при составлении припевов. Следовательно, при двух и более святых уже не нужно именовать их. Равным образом не нужно обременять первую строфу присоединением к имени святого его прозваний, не только таких безразличных для его славы, как «Тирон» (= новобранец), «воин», «градарь», но и почетных: «Великий», «Богослове», «Златоусте», «Чудотворче». Не требуется также нескольких обозначений святости святого, т. е. подле «преподобный» ставить еще «святой», почему не говорится «святый священномучениче N», а просто «священномучениче». На этом основании могут быть допустимы следующие припевы для разных ликов свв.: «Святии Архангели и Ангели молите Бога О нас», «Святый апостоле N моли Бога о нас», «Святии апостоли м…», «Св. пророче N м…», «Св. пророцы м…», «Святый мучениче N м…», «Святая мученице N м…», «Святии мученицы м…», «Священномучениче N м…», «Преподобномучениче N м…», «Святителю отче N м…», «Святии отцы м…» (нескольким святителям), «Преподобие отче N м…», «Преподобная мати N м…», «Преподобнии отцы м…», «Св. праведный N м…», «Св. праведная N м…». Составление же припевов для некоторых святых представляет большие затруднения (требуется более двух строф). Так например, Иоанну Крестителю («Св. Пророче и Предтече Господень Иоанне м…», равноапостольным («Святии равноапостольнии N и N м…»), князьям («Святый благоверный княже N м…»). Реестр этих припевов можно дополнить еще следующими: для праздников Господских, их пред- и попразднств: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», Богородичных: «Пресвятая Богородице, спаси нас», для триодных канонов: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» (исключая 1. и 3-ю Неделю поста, где «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!