Когнитивная депривация у детей. Депривация и ее влияние на человека

Депривация – это психо-эмоциональное состояние, которое описывается в психологии, как возникающее из-за ограничения или продолжительного лишения возможности удовлетворения базовых потребностей личности.

Есть много видов депривации в психологии, но все они имеют схожие проявления. Личность, которая не имеет возможности в полной мере удовлетворить свои потребности, становится тревожной, ее начинают беспокоить страхи. Она становится пассивной, теряет интерес к жизни. Это состояние может сопровождаться неожиданными всплесками агрессии.

Уровень депривации у каждой личности может быть разными. «Степень поражения» зависит от нескольких факторов:

  1. Вариант воздействия депривационного раздражителя, степень его «жесткости».
  2. Устойчивость конкретного индивида, опыт преодоления схожих состояний.

Частичное ограничение базовой потребности оказывает на личность не такое отрицательное влияние, как ее полное отсутствие. То, как быстро человек справиться с этим состоянием также зависит от того, в какой степени удовлетворены его остальные потребности.

Депривация и фрустрация – это 2 родственных понятия. Их главное отличие – уровень воздействия на личность. Депривация наносит ей больший вред, нередко приводит к полному разрушению.

При депривации человек лишается того, с чем он еще не был знаком: материальные ценности, опыт общения и т.д. А вот при фрустрации личность лишается того, что у нее было, с чем она хорошо знакома и в чем остро нуждается: еда, социальные блага, физического здоровья и т.д.

Причины депривации

Депривация не возникает просто так. Более того, она может появиться только у людей, которые внутренне к ней предрасположены. В первую очередь, она проявляется у людей с внутренним «вакуумом» ценностей. В психологии это описывается следующим образом. Если человек длительное время лишался чего-то, то со временем он теряет способность следовать правилам, нормам и ценностям, которые имеют место быть в обществе. Чтобы нормально существовать, индивид должен уметь подстраиваться под те условия окружающей среды, в которую он попадает. Если он этого не умеет делать, он чувствует внутренний дискомфорт. Выход из ситуации – формирование новых идеалов и ценностей.

Виды депривации

Есть несколько критериев классификации понятия «депривация». По степени поражения различают 2 вида депривации:

  1. Абсолютная депривация . Это полное отсутствие доступа к различным благам и возможности удовлетворения базовых потребностей.
  2. Относительная депривация . По этим понятием подразумевается субъективное переживание несовпадения ценностных возможностей и личных ожиданий.

По характеру неудовлетворенной потребности различают такие виды депривации:

  1. Сенсорная депривация . При этом виде депривации человек лишается возможности удовлетворять свои потребности, связанные с органами чувств. Сенсорная депривация делится также на зрительную, слуховую, тактильную, осязательную. Ученые также выделяют сексуальную депривацию, когда у человека долго отсутствуют отношения интимного характера.
  2. Патернальная . Депривация характерна для детей, которые растут в неполноценной семье.
  3. Социальная . Этот вид депривации характерен для людей, которые находятся в местах лишения свободы, длительный период находятся на лечении, воспитанников интернатов и т.п.
  4. Двигательная . Депривация развивается в результате ограничения движений. Это может быть связано с инвалидностью, болезнью, специфическими жизненными условиями. Двигательная депривация приводит не только к психическим, но и физическим нарушениям.

Отдельного рассмотрения требует сенсорная и социальная депривация.

Сенсорная депривация

Под этим понятием подразумевается полное или частичное лишение органов чувств возможности реагировать на внешние воздействия. Самый простой вариант — это использования повязки на глаза или затычек для ушей, которые ограничивают возможности зрительного и слухового анализатора. В сложных случаях этой депривации «отключается» сразу несколько анализаторов. Например, вкусовой, обонятельный, зрительный и осязательный.

Сенсорная депривация приносит организму не только вред, но и пользу. Она часто используется в нетрадиционной медицине, психологических экспериментах, в психологии. Короткие периоды депривационного состояния улучшают работу подсознания, стабилизируют работу психики.

Длительное ограничение работы сенсорных анализаторов часто провоцирует тревожность, беспокойство, галлюцинации, асоциальное поведение, депрессии — такие последствия депривации.

Эксперимент с сенсорной камерой

В прошлом столетии ученые решили провести интересный эксперимент по исследованию сенсорной депривации. Они изобрели специальную камеру, которая ограждала испытуемых от воздействий внешней среды. Участники эксперимента располагались в камере горизонтально. После помещения им перекрывали доступ ко всем звукам. Это делалось с помощью своеобразного однотипного шума. Глаза закрывались темной повязкой, а руки — помещались в картонные муфты. Длительность эксперимента не была заранее определена, но проведя ряд исследований ученые выяснили, что больше трех дней человек не может находиться в таких условиях. Подобные ограничения провоцируют галлюцинации, снижают умственные способности.

Пищевая депривация

Особый вид сенсорной депривации — пищевая депривация. В отличие от других нарушений этого рода, она не всегда вызывает отрицательные эмоции и переживания. Неприятные ощущения появляются только у тех, кто лишается пищи не по своей воли. Люди, которые практикуют лечебное голодание, с каждым днем чувствуют себя лучше, у них появляется легкость в организме, повышается жизненная активность.

Сенсорная депривация у детей

В детском возрасте сенсорная депривация проявляется в виде ограничения или лишения возможности эмоционального контактирования с близкими людьми. Если малыш оказывается в больнице или интернате, он нередко испытывает сенсорный голод. Подобные изменения отрицательно сказываются на любом ребенке, но особенно чувствительны к ним дети раннего возраста. Малыши должна получать достаточно ярких и положительных впечатлений. Это способствует формированию способности анализировать информацию, поступающую извне, тренировке соответствующих структур головного мозга, развитие в психологии.

Социальная депривация

Если личность лишается возможности полноценно контактировать с социумом, это провоцирует определенное состояние психики, которое в последствии может стать причиной развития патогенных симптомов и синдромов. Социальная депривация может быть вызвана различными факторами. В психологии выделяют несколько форм этого состояния:

  • добровольная депривация;
  • принудительная депривация;
  • вынужденная депривация;
  • добровольно-вынужденная депривация.

Вынужденная депривация наступает в случае, если человек или группа людей оказывается в условиях, оторванных от социума. Эти обстоятельства не зависят от воли или желания личности. Примером такой депривации может стать трагедия на море, после которой команда корабля оказывается на необитаемом острове.

Принудительная депривация возникает в случае изоляции человека, вопреки его желаниям. Пример такой ситуации — люди, которые находятся в местах лишения свободы, воспитанники интернатов, солдаты срочной службы. Добровольная депривация происходит в тех случаях, когда личность ограничивает удовлетворение потребности в общении по собственному желанию. К таким людям относятся сектанты, монахи. Пример добровольно-вынужденной депривации — воспитанники спортивной школы.

Для взрослого человека последствия социальной депривации не такие катастрофические, как для детей. Ограничение в общении отрицательно сказывается на эффективности жизнедеятельности ребенка и его психическом развитии.

В отдельную группу ученые выделяют эмоциональную, материнскую, отцовскую депривиацию и депривацию сна. Рассмотрим их подробнее.

Эмоциональная депривация

Эмоции и чувства играют в жизни человека немаловажную роль. Под их влиянием происходит формирование личности. Эмоциональная сфера помогает человеку приспосабливаться к различным жизненным изменениям. Благодаря эмоциям человек осознает свое место в жизни. Они оказывают влияние на познавательную сферу, формируют восприятие, мышление, память, развивают сознательность.

Если личность лишена возможности удовлетворять эмоциональную сферу, то ее познавательная область становится бедной и ограниченной в следствии депривации. Это отрицательно сказывается на нормальном психическом развитии. Благодаря психологическим исследованиям было выявлено, что существенное влияние на отношение ребенка к жизни оказывает желание родителей иметь в семье малыша.

Следующий важный этап в развитии личностной сферы — ранний детский возраст. Если в это время малыш окружен вниманием, получает достаточное количество положительных эмоций, то эмоциональная депривация у него вряд ли возникнет, в психологии не произойдет изменений. А вот если все наоборот — то ребенок склонен к депривационным нарушениями. Есть риск возникновения подобных отклонений и в том случае, если малыш постоянно находится в эмоционально изменчивой среде.

Личность, которая в детстве была обделена позитивными эмоциями, во взрослом возрасте часто переживает чувство одиночества, тоски, у нее развивается комплекс неполноценности в психологии.

Недостаток эмоций сказывается и на физическом развитии — малыш развивается с опозданием, его медицинские показатели не дотягивают до нормы. Но если ребенок попадает в нормальную среду, показатели резко меняются в положительную сторону. Яркий пример такого «исцеления» — дети из детских домов, которые попадают на воспитание в полноценные семьи.

Нормальный, полноценный сон — это залог хорошего самочувствия и здоровья. Если по каким-то причинам человек лишен возможности высыпаться, это сказывается на его физическом и психическом состоянии. Когда речь идет о единичном случае, то отрицательного воздействия на здоровье он не окажет. А вот когда человек лишается полноценного сна регулярно, то у него развиваются депривационные нарушения.

Во время ночного отдыха вырабатывается гормон радости. Если человек не высыпается, нарушается работа его эндокринной системы, замедляются обменные процессы. Такой вид депривации приводит к набору массы, депрессии, головным болям.

Что еще происходит с человеком, который лишается полноценного сна?

  • 1 день без сна — ухудшение реакции, упадок сил;
  • 2 дня без сна — нарушение двигательной активности, снижение умственных реакций;
  • 3 дня без сна — появление невыносимых головных болей;
  • 4 дня без сна — подавление воли, возникновение галлюцинаций. Это самая опасная форма депривации, после которой в организме происходят серьезные и необратимые процессы. Возникает угроза человеческой жизни.

Интересный факт. Ученые доказали, что лишения человека сна может приносить ему не только вред, но и пользу. В результате многочисленных исследований было выяснено, что лишение человека определенной фазы сна помогает ему избавиться от затяжного депрессивного состояния. Несмотря на парадоксальность, это явление имеет простое объяснение.

Лишение сна — это стресс для организма. В этот состоянии начинается выработка катехоламинов — специальных гормонов, отвечающих за эмоциональный тонус. Благодаря шоковой психотерапии появляется интерес к жизни, человек начинает проявлять активность. Прибегать к таким методам лечения самостоятельно врачи не рекомендуют. Оно должно проходить под контролем врача.

Материнская депривация

Потеря матери или длительное лишение общения с ней приводит к возникновению материнской депривации, которая негативно сказывается на личностном развитии малыша. Отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка и такие ситуации:

  1. Женщина слишком рано выходит на работу
  2. Мать уезжает в длительную командировку, сессию
  3. Разлука с матерью после тяжелых родов
  4. Ребенка очень рано отдают в детский сад
  5. Маму и ребенка разлучают вследствие заболевания

Перечисленные ситуации относятся к открытой депривации. Есть еще и скрытая форма, при которой фактически мама находится со своим ребенком, но между ними есть психологическое напряжение. По каким причинам появляется такая депривация? В психологии выделяют такие причины:

  1. Чрезмерное увлечение матерью научной литературой и «правильными» методами воспитания. Женщина абсолютно не обращает внимание на индивидуальные особенности малыша, не слушает свою интуицию.
  2. Враждебные или напряженные отношения между отцом и матерью.
  3. Наличие у матери проблем со здоровьем, в следствие чего она не может выделить достаточное время и полноценно ухаживать за малышом.
  4. Рождение в семье детей-погодок. Мать находится в постоянном напряжении, поэтому не может обеспечить полноценный уход за малышом.

В группу риска входят дети, рожденные в результате нежелательной беременности. Это отрицательно влияет на отношении матери к ребенку, который всегда подсознательно это чувствует. Важным периодом в развитии малыша является ранний возраст — от 0 до 3-х лет. В это время для полноценного развития детской психики важен контакт с матерью. В противном случае возникает внутренняя агрессия, депрессивное состояние. Во взрослом возрасте такой ребенок не сможет строить нормальные отношения с окружающими людьми. Есть теория, что материнская психическая депривация является причиной аутизма.

Отцовская депривация

Отец должен заниматься воспитанием ребенка не меньше, чем мать. Лишения малыша эмоционального контакте с папой приводит к возникновению отцовской депривации. Какие ситуации могут привести к ее появлению?

  • отсутствие положительных эмоциональных отношений отца и ребенка, несмотря на физическое присутствие мужчины в доме;
  • уход отца из семьи;
  • реализация амбиций отцом ребенка;
  • нарушение ролевых позиций в семье. В этом случае отец перенимает на себя материнские функции и наоборот.

Как сказывается отцовская депривация на детском развитии? Ребенок неправильно идентифицирует свою половую принадлежность, становится несостоятельным и эмоционально уязвимым. Это сказывается и на способности правильно выстраивать отношения с людьми, невозможности правильно и грамотно выстроить отношения с собственными детьми.

Лишение ребенка возможности удовлетворять базовые потребности отрицательно сказывается на развитии головного мозга, формировании когнитивных функций. Малыш растет несобранным, неуверенным в себе. Он редко улыбается, выражает свои эмоции. Его физическое и психическое развитие замедляется, формируется неудовлетворенность собой и собственной жизнью.

В результате психологических исследований было выявлено, что для нормального, полноценного развития малыша нужно обнимать и целовать как минимум 8 раз в день.

У взрослых депривация возникает на фоне пережитого депривационного состояния в детстве, это оставляет отпечаток в психологии. Он чувствует себя ненужным, не может найти свое место в жизни, переживает депрессию, постоянное чувство тревоги. Выйти из подобного состояния можно, но необходима длительная психотерапевтическая работа со специалистов.

Помощь людям, которые перенесли депривацию

Коррекционная и психотерапевтическая работа имеет несколько этапов и направлений. Только тщательная и последовательная проработка каждого этапа поможет справиться с негативными последствиями, которые возникают вследствие депривации.

Направления работы:

  1. Работа с самооценкой, оздоровление отношений с людьми. Человек учится видеть положительные стороны жизненных ситуации, тщательно анализировать их и адекватно оценивать.
  2. Работа с личной уязвимостью. Человек учится воспринимать ситуацию без лишних эмоций, обучается рассудительности, видеть причинно-следственные связи.
  3. Работа с идентификацией чувств. Личность учится взаимодействовать с другими людьми, выражать эмоции, разбираться в чувствах других людей.

Работа с человеком, который столкнулся с депривацией, может проходить индивидуально либо в группе. Психотерапевт подбирает техники и методики работы, ориентируясь на то, какая депривация имела место быть в жизни человека, ее длительность и степень влияния на психику. Корректировать последствия самостоятельно нежелательно, чтобы ситуация еще больше не усугубилась.

Депривация – это состояние психики индивидов, спровоцированное потерей возможности ублажения основополагающих жизненных потребностей и нужд, например, половое влечение, прием пищи, сон, жилище, общение дитя с родителем, или утратой благ, жизненных условий, привычных для конкретного индивида. Представленный термин произошел от англоязычного понятия, которое означает лишение или потерю. При этом данный термин обладает негативным смыслом, яркой отрицательной направленностью и в себе несет не просто потерю, а именно лишение нечто очень значимого и жизненно необходимого.

Депривация это в психологии означает недостаток сенсорных побудителей и социальных мотивов, лишение индивида общественных контактов, живых ощущений и впечатлений. Понятие «депривация» является родственным (хотя и не тождественным) термину « » со стороны содержательно-психологического смысла. Депривированное состояние в сравнении с фрустрационной реакцией значительно более тяжелое, болезненное, нередко даже личностно разрушающее состояние. Оно выделяется максимально высоким градусом жесткости и постоянства. В разнообразных бытовых ситуациях и жизненных обстоятельствах совершенно разные потребности могут оказаться депривированными.

Виды депривации

Депревированные состояния обычно подразделяются в зависимости от неудовлетворенной потребности.

Наиболее часто выделяют именно 4 разновидности данного состояния психики, в частности: стимульную или сенсорную, когнитивную, эмоциональную и социальную. Большинство авторов придерживается именно нижеприведенной классификации.

Сенсорная или стимульная психическая депривация представляет собой понижение количества сенсорных мотивов либо их ограниченная вариативность и модальность. Нередко сенсорная депривация может описываться термином «обедненная среда», другими словами, среда, в которой субъект не получает необходимое количество зрительных стимулов, слуховых импульсов, осязательных и прочих побудителей. Эта среда может сопутствовать детскому развитию, а может включаться в обыденные ситуации взрослого .

Когнитивная депривация или депривация значений возникает вследствие чересчур изменчивого, хаотичного устройства внешнего мира, который не имеет четкого упорядочения и конкретного смысла, что не дает возможности постигать, предугадывать и управлять происходящим извне.

Когнитивную депривацию еще называют информационной. Она препятствует формированию адекватных форм окружающего мира. Если индивид не получает нужные данные, представления о взаимосвязях, наличествующих между предметами или событиями, то он создает «ложные связи», вследствие чего у него появляются ошибочные убеждения.

Эмоциональная депривация заключается в недостаточности возможностей установления к какой-либо личности интимно-эмоционального отношения или распад связи, если она ранее была создана. С данным видом состояния психики могут сталкиваться индивиды в разном возрасте. Зачастую к детям применяют термин «материнская депривация», тем самым акцентируя важность для малышей эмоциональной связи с родительницей, дефицит или разрыв которой ведет к цепочке нарушений психического здоровья крох. Так, к примеру, депривация детей сирот состоит в разлуке с родителями и может быть, как материнской и патернальной, то есть отцовской.

Социальная депривация или депривация идентичности состоит в ограничении возможностей для освоения независимой социальной роли.

Социальной депривации подвержены малыши, живущие в детских домах либо обучающиеся учебных заведениях закрытого типа, взрослые лица, изолированные от социума или имеющие ограничение в контактах с другими индивидами, пенсионеры.

В обычной жизни перечисленные виды депривации могут переплетаться, объединяться, являться следствием другой.

Кроме вышеперечисленных видов депривации, существуют также и другие. К примеру, двигательная депривация возникает тогда, когда индивид сталкивается с проблемой ограничения в движениях вследствие перенесения травмы либо болезни. Данный вид состояния не относится к психическому, но оказывает сильное воздействие на психику личности.

Помимо видовой классификации, выделяют формы проявления депривации – явные или скрытые. Очевидный характер имеет явная психическая депривация (например, пребывание личности в социальной изоляции, продолжительное одиночество, нахождение малыша в детском доме), то есть в культурном разумении это видимое отклонение от устоявшейся в социуме нормы. Скрытая или частичная является не такой явной. Она зарождается при внешне благоприятных обстоятельствах, которые все же не предоставляют возможности удовлетворения фундаментальных потребностей для индивидов.

Таким образом, депривация это в психологии представляет собой многоаспектное явление, которое затрагивает различные области человеческой жизни.

Депривация сна

Дефицит или полное лишение возможности удовлетворения основополагающей потребности во сне. Возникнуть из-за расстройства сна вследствие наличия болезни, как результат осознанного выбора или по принуждению, например, в качестве пытки. Нередко при помощи сознательного лишения сна успешно поддаются терапии депрессивные состояния.

Человеческие индивиды не могут постоянно не спать. Однако ему по силам свести этот процесс к минимуму (например, до пары часов в сутки) – частичная депривация сна.

Тотальная депривация сна представляет собой процесс лишения сна в течение как минимум нескольких суток.

Также существуют определенные методики применения депривации в качестве лечения. Однако по сей день существует множество споров по поводу полезности применения депривации в качестве терапевтического средства. Так, к примеру, она приводит к уменьшению секреции соматотропного гормона, который отвечает за переработку калорий в мышечную массу. При его дефиците калории трансформируются не в мышечную ткань, а в жировую.

Депривация сна характеризуется наличием нескольких основных этапов. Начальный этап, длительность которого составляет от одних до шести суток, и характеризуется постоянной борьбой индивида со сном. Люди пытаются погружаться в сон на довольно короткий промежуток времени (не более двух часов). И главным тут является не сорваться, сохраняя психологическое спокойствие. С этой целью индивиды стараются разнообразить свою деятельность, заняться чем-то ранее неизведанным и интересным. При выборе нового дела предпочтение отдают не монотонному, а более активному занятию. Нужно понимать, что в течение начального этапа индивидов может преследовать нервное напряжение, эмоциональные расстройства, плохое самочувствие. По окончанию начального этапа плохое самочувствие уходит. Следующим этапом, длительностью до десяти дней, является шоковая терапия. Второй этап характеризуется расстройствами сознания: человеческие особи будут казаться роботами, могут наблюдаться нарушения в восприятии окружающей реальности, в когнитивной сфере также могут появляться сбои. К примеру, индивид может забыть, что случилось мгновение назад, или путать прошлое и настоящее. Возможна легкая . Данный этап характеризуется постоянной бессонницей, к которой уже организм адаптировался. Работа всех систем обостряется, а процессы ускоряются. Наблюдается более отчетливое восприятие мира, обостряются чувства. Если продолжать и дальше лишать себя сна, то наступит третий этап, который считается довольно опасным для здоровья индивидов. И знаменуется он возникновением зрительных .

Сегодня врачи успешно применяют методику депривации сна для выведения людей из глубочайшей . Суть метода заключается в постепенном изменении цикличности сна: уменьшении количества времени пребывания во сне и увеличении периода бодрствования.

Депривация сна, как полагает большинство медиков, избирательно воздействует на определенный участки мозга, отвечающие за впадение людей в депрессивные состояния.

Сенсорная депривация

Частичное либо абсолютное лишение одного анализатора или нескольких органов чувств воздействия извне называется сенсорной либо стимульной депривацией. К самым простым искусственным средствам, вызывающим состояние утраты восприятия, относятся ушные затычки или повязка на глаза, убирающие либо уменьшающие воздействие на зрительный или слуховой анализатор. Существуют и более сложные механизмы, отключающие одновременно несколько анализаторных систем, например, обонятельную, осязательную, вкусовые и температурные рецепторы.

Стимульная депривация с успехом применяется в различных психологических экспериментах, нетрадиционной медицине, БДСМ играх, медитациях и в качестве пыток. Расслабляющим эффектом обладают короткие периоды депривации, так как запускают внутренние процессы подсознательного анализа, упорядочивания и сортировки информации, самонастройки и стабилизации психической деятельности. Между тем длительное лишение внешних побудителей может спровоцировать чрезмерное беспокойство, галлюцинации, депрессивное состояние и асоциальное поведение.

Ученые из университета Мак-Гилла в пятидесятых годах двадцатого столетия предлагали добровольцам пробыть максимально длительный период времени в специальной камере, ограждающей их от внешних импульсов. Испытуемые располагались в небольшом замкнутом пространстве в лежачем положении, в котором все звуки перекрывались однообразным шумом мотора кондиционера. Их руки были вставлены в специальные картонные муфты, а глаза закрыты затемненными очками, пропускающими лишь слабый рассеянный свет. Выдержать данный эксперимент большинство испытуемых было неспособно дольше 3 дней. Это связано с обращением человеческого сознания, лишенного привычных внешних раздражителей, в глубины подсознательного, из которого начинали всплывать довольно причудливые и самые невероятные образы и ложные ощущения, напоминающие испытуемым индивидам галлюцинации. Подобные мнимые восприятия пугали испытуемых, и они требовали завершить эксперимент. Данное исследование позволило ученым заключить, что сенсорная стимуляция для нормального развития и функционирования сознания является жизненно необходимой, а лишение сенсорных ощущений ведет к деградации мыслительных деятельности и самой личности. Неизбежными последствиями длительной стимульной депривации будут нарушения когнитивной сферы, а именно памяти, внимания и мыслительных процессов, тревожность, расстройства цикличности сна и бодрствования, смены настроения от депрессивного состояния до эйфории и наоборот, неспособность отличать явь от галлюцинаций.

Дальнейшие исследования показали, что возникновение перечисленной симптоматики обуславливается не фактом депривации, а отношением личности к утрате сенсорных восприятий. Само лишение воздействия извне на анализаторы взрослому индивиду не страшно – это всего лишь изменение условий среды, к которому человеческий организм легко адаптируется путем осуществления перестройки функционирования.

Так, к примеру, пищевая депривация совсем не обязательно будет сопровождаться страданиями. Неприятные ощущения появляются только у тех индивидов, которым голодание непривычно либо их насильно лишают пищи. Люди, сознательно практикующие лечебное голодание, на третий день ощущают легкость в организме и легко могут перенести десятидневное голодание.

Сенсорная и эмоциональная депривация детей раннего возраста проявляется в дефиците возможностей для установления эмоционально-интимного отношения к определенному лицу либо в разрыве устоявшейся связи. Дети, оказавшиеся в детском доме, интернате или больнице, нередко оказываются в обедненной среде, вызывающей сенсорный голод. Подобная среда вредна для индивидов любого воз­раста, но на малышей она действует особенно губительно.

Многочисленные психологические исследования доказали, что необходимым условием нормального формирования мозга в раннем возрастном периоде является наличие достаточного количества внешних впечатлении, поскольку именно в ходе поступления в мозг разнообразной информации из внешней среды и дальнейшей ее пере­работки происходит тренировка анализаторных систем и соответству­ющих структур мозга.

Социальная депривация

Полное отсутствие или снижение возможности общаться с окружающими людьми, жить, взаимодействуя с обществом, является социальной депривацией. Нарушение личностных контактов с социумом может спровоцировать определенное состояние психики, которое служит патогенным фактором, вызывающим развитие ряда болезненных симптомов. Возникновение нарушений обусловлено социальной изоляцией, уровень жесткости которой бывает различным, что в свой черед устанавливает меру жесткости ситуации депривации.

Выделяют несколько форм социальной депривации, которые разнятся не только лишь по уровню ее жесткости, но по лицу, которое является инициатором. То есть существует определенная личность, которая устанавливает депривационный характер отношений индивида либо группы лиц с широким социумом. В соответствии с этим выделяются нижеприведенные варианты социальной депривации: вынужденная, принудительная, добровольная и добровольно-вынужденная изоляция.

Вынужденная изоляция наступает тогда, когда индивид либо группа лиц оказываются в силу непреодолимых обстоятельств оторванными от социума. Такие обстоятельства не зависят от их воли или от воли общества. К примеру, команда морского судна, попавшая вследствие крушения на необитаемый остров.

Принудительная изоляция наблюдается, когда социум изолирует индивидов не зависимо от их стремлений и желаний, а зачастую и вопреки ним. Примером подобной изоляции выступают заключенные, находящиеся в условиях исправительных учреждений или закрытые социальные группы, нахождение в которых не подразумевает ограничения в правах и не предполагает понижение социального статуса личности (солдаты срочной службы, воспитанники детских домов).

Добровольная изоляция происходит тогда, когда индивиды по собственному желанию дистанцируются от общества (например, монахи или сектанты).

Добровольно-вынужденная изоляция наступает тогда, когда достижение определенной значимой для индивида либо группы лиц цели подразумевает необходимость существенно сузить собственные контакты со знакомым окружением. Например, спортивные школы-интернаты.

Человек является наиболее совершенным созданием на планете Земля, но при этом в период новорожденности и в младенчестве является самым беспомощным существом, поскольку какие-нибудь готовые формы поведенческого реагирования у него отсутствуют.

Депривация детей раннего возраста ведет к снижению их успешности в понимании социума и затруднениям в построении коммуникаций с отдельными субъектами и социумом в целом, что в дальнейшем существенно повлияет на эффективность их жизнедеятельности деятельности.

Кроме этого, нахождение в учреждениях закрытого типа не остается без губительных последствий для детской развивающейся психики.

Социальная депривация детей сирот резко активизирует формирование нежелательных личностных черт, таких как: инфантилизм, неуверенность в себе, иждивенчество, отсутствие самостоятельности, заниженная самооценка. Все это тормозит процесс социализации, ведет к дисгармоничности социального развития детей сирот.

Депривация детей

Дефицит каких-либо условий, предметов или средств, удовлетворяющих материальные нужды, духовные и психические потребности, в условиях постоянной нехватки может быть хроническим, то есть хроническая депривация. Кроме этого, она может быть периодической, частичной или спонтанной и зависит от продолжительности утраты.

Длительная депривация детей задерживает их развитие. Недостаток социальных стимулов и сенсорных раздражителей в процессе детского формирования ведет к торможению и искажению умственного и эмоционального развития.

Для полноценного формирования малышей необходимы многообразные побудители различной модальности (слуховые, тактильные и др.). Их дефицит порождает стимульную депривацию.

Неудовлетворительные условия для обучения и усвоения различных навыков, беспорядочное устройство внешней среды, не дающее возможности постигать, предугадывать и управлять происходящим извне, порождает когнитивную депривацию.

Общественные контакты с взрослым окружением и в первый черед с матерью обеспечивают формирование личности, а их дефицит приводит к эмоциональной депривации.

Эмоциональная депривация влияет на крох следующим образом. Дети становятся вялыми, у них снижается ориентировочная активность, они не стремятся к движению, неизбежно начинается ослабление физического здоровья. Также наблюдается задержка в развитии по всем основным параметрам.

Материнская депривация не утрачивает губительную силу собственного воздействия на всех этапах детского взросления. Вследствие материнской депривации искажается отношение маленькой личности к самой себе, может наблюдаться неприятие ребенком собственного тела или аутоагрессия. Кроме этого ребенком утрачиваются возможности установления полноценных взаимоотношений с другими лицами.

Ограничение возможностей осуществления социальной через усвоение определенных социальных ролей, а также посредством приобщения к общественным идеям и целям приводит к социальной депривации.

Выраженный результат замедления или нарушения в развитии малышей, который наступает вследствие какой-либо формы депривации, носит название госпитализм.

На фоне изучения детей, которые испытывают трудности в социальном, ителлектуальном, межличностом развитиии выделяются группы детей, у которых причины личностных и ителлектуальных проблем вызываются депривационными условиями воспитания и развития.

Термин «депривация» сегодня широко используется в психологии, дефектологии и медицине. В обиходной речи означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. К факторам, влияющим на возникновение ряда психологических проблем у детей относятся лишения и потери.

Лишение - отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворение потребностей. Различают внешние и внутренние лишения

2. В. Оклендер. Окно в мир ребенка. Руководство по детской психиатрии. М., 1997.

3. И. А. , Н. В. Фурманова. Психолгия депривированного ребенка. М., Гуманитарное изд. Центр Владос, 2000

4. П. Т. Хоментаускас Семья глазами ребенка М. 1997

Депривация – близкое по характеристикам к состояние. Возникает при длительной невозможности или ограниченности удовлетворения актуальных для личности . Состояние депривации относится к . Она способна создать необратимые психические изменения. Депривация отличается по формам, видам, проявлениям и последствиям.

Депривация часто скрывается или не осознается человеком, маскируется. Внешне и условия ее жизни могут выглядеть благополучными, но при этом внутри человека бушует , ощущается дискомфорт. Длительная депривация создает хроническое напряжение. Как результат – затяжной стресс.

Депривация похожа на фрустрацию, но между ними существуют 2 главных отличия:

  • депривация не так заметна самой личности, как фрустрация;
  • депривация возникает при длительном и полном лишении, фрустрация – реакция на конкретную неудачу, неудовлетворенную потребность.

Например, если у ребенка отнять любимую игрушку, но дать другую, то он испытает фрустрацию. А если совсем запретить играть, то это депривация.

Чаще всего речь идет о психологической депривации, например, при лишении любви, внимания, заботы, социальных контактов. Хотя и биологическая депривация встречается. Она может быть угрожающей физическому и психическому (ее самоактуализации, ) и неугрожающей. Последняя больше похожа на фрустрацию. Например, если ребенку не купят мороженое, то он испытает неугрожающую депривацию, а вот если он систематически будет голодать – угрожающую депривацию. Но если то же мороженое является для ребенка символом чего-либо, например, родительской любви, и он вдруг не получит его, то это вызовет серьезные личностные изменения.

Появление и выраженность депривации во многом зависят от индивидуально-личностных особенностей человека. Например, социальную изоляцию два человека могут воспринять и перенести по-разному, в зависимости от ценности общества для каждого и выраженности потребности в социальных контактах. Таким образом, депривация – субъективное состояние, не повторяющееся одинаково у разных людей.

Виды депривации

Депривацию рассматривают и классифицируют в зависимости от потребностей. Принято выделять следующие виды:

  1. Сенсорная депривация. Подразумевает такие условия развития ребенка или жизненные ситуации взрослого человека, в которых среда имеет ограниченный или чрезвычайно изменчивый набор внешних стимулов (звуки, свет, запахи и так далее).
  2. Когнитивная депривация. Среда имеет чрезмерно изменчивые или хаотичные внешние условия. Личность не успевает их усвоить, а значит, не может предугадывать события. Из-за недостатка, изменчивости и неадекватности поступающей информации у человека формируется ошибочное представление о внешнем мире. Нарушается понимание связей между вещами. Человек выстраивает ложные взаимосвязи, имеет ошибочные представления о причинах и следствиях.
  3. Эмоциональная депривация. Предполагает разрыв эмоциональной межличностной связи или интимно-личностного общения либо невозможность установки социальных близких взаимоотношений. В детском возрасте этот вид депривации отождествляют с материнской депривацией, под чем подразумевается холодность женщины в отношениях с ребенком. Это опасно психическими нарушениями.
  4. Социальная депривация, или депривация идентичности. Речь идет об ограниченных условиях для усвоения какой-либо роли, прохождения идентичности. Например, социальной депривации подвергаются пенсионеры, заключенные, ученики закрытых школ.
  5. Кроме того, встречается двигательная депривация (например, постельный режим вследствие травмы), образовательная, экономическая, этическая и другие варианты.

Это теория. На практике один вид депривации способен трансформироваться в другой, могут проявляться одновременно несколько видов, один вид может возникнуть как следствие предыдущего.

Депривации и их последствия

Сенсорная депривация

Одна из наиболее изученных форм. Например, давно подтверждены изменения в сознании летчиков, пребывающих в длительных полетах. Монотонность дней и одиночество угнетает.

Пожалуй, про сенсорную депривацию снято больше всего фильмов. История с одиноко выживающим на острове человеком почему-то очень любима сценаристами. Например, вспомним фильм «Изгой» с Томом Хэнксом в главной роли. Картина очень точно передает психологические изменения человека, оставшегося на длительный период в одиночестве и ограниченных условиях. Один друг-мячик чего стоит.

Более простой пример: каждый человек знает, как угнетает монотонная и одинаковая работа. Тот самый «день сурка», о котором многие любят говорить.

К основным последствиям сенсорной депривации относится:

  • изменение направленности и снижение возможности сосредоточения;
  • уход в мечты и фантазии;
  • потеря чувства времени, нарушенная ориентация во времени;
  • иллюзии, обманы восприятия, галлюцинации (в данном случае это вариант , помогающего сохранить психическое равновесие);
  • нервное беспокойство, чрезмерное возбуждение и двигательная активность;
  • соматические изменения (часто головные боли, ломота в мышцах, мушки в глазах);
  • бред и паранойя;
  • тревога и страхи;
  • другие личностные изменения.

Обобщенно можно обозначить 2 группы реакций: повышенная возбудимость на фоне общей подавленности, то есть острое реагирование на ситуации (в обычных условий те же события не вызывали такой бурной реакции) и снижение тяги к интересным ранее вещам, чрезмерно спокойное и апатичное реагирование. Возможен третий вариант реакций – изменение вкусовых предпочтений и эмоциональных отношений на противоположные (раздражает то, что нравилось).

Это что касается изменений в эмоциональной сфере, но нарушения из-за депривации касаются и когнитивной сферы:

  • Ухудшение и расстройства в области словесно-логического мышления, опосредованного запоминания, произвольного внимания и речи.
  • Нарушения в перцептивных процессах. Например, человек может утратить способность видеть в трехмерном пространстве. Ему может казаться, что стены движутся или сужаются. Человек ошибочно воспринимает цвета, формы, размеры.
  • Повышенная внушаемость.

Как мы понимаем, сенсорный голод может с легкостью возникнуть в повседневной жизни. Очень часто именно сенсорный голод путают с обычным голодом, недостаток впечатлений компенсируется едой. Переедание и ожирении – еще одно последствие сенсорной депривации.

Не все изменения носят строго отрицательный характер. Например, повышенное активное побуждает к креативности, что полезно в поиске путей выхода из сложной ситуации. Вспомним те же фильмы про выживающих на необитаемом острове. Да и в принципе любой выход проснувшегося творчества снизит риск психических расстройств.

У в силу врожденной потребности во внешних раздражителях сенсорная депривация вызовет большие нарушения, нежели у . Также люди с устойчивым типом психики проще переживут этот вид депривации. Людям с истероидными и демонстративными будет сложнее пережить сенсорную депривацию.

Знание индивидуально-личностных особенностей людей и предположения об их реакции на сенсорную депривацию важно для профессионального отбора. Так, работа в экспедициях или условиях полета, то есть сенсорной депривации, подойдет не всем.

Двигательная депривация

При длительной ограниченности в движениях (от 15 дней до 4 месяцев) наблюдается:

  • ипохондрия;
  • депрессия;
  • необоснованные страхи;
  • неустойчивые эмоциональные состояния.

Происходят и когнитивные изменения: снижается внимание, замедляется и нарушается речь, затрудняется запоминание. Человек становится ленив, избегает умственной деятельности.

Когнитивная депривация

Недостаток информации, ее хаотичность и неупорядоченность вызывают:

  • скуку;
  • неадекватные представления личности о мире и своих возможностях жизни в нем;
  • ошибочные выводы о событиях мира и окружающих людях;
  • невозможность продуктивно действовать.

Неведение (информационный голод) будит страхи и тревоги, мысли о невероятном и неприятном развитии событий в будущем или недоступном настоящем. Отмечаются признаки депрессии и нарушения сна, потеря бдительности, снижение работоспособности, ухудшение внимания. Не зря говорят, что нет ничего хуже неведения.

Эмоциональная депривация

Распознать эмоциональную депривацию сложнее других. Как минимум, потому что проявляться она может по-разному: кто-то испытывает страхи, страдает депрессией, замыкается в себе; другие компенсируют это чрезмерной общительностью и поверхностными отношениями.

Особенно остро последствия эмоциональной депривации заметны в детском возрасте. Возникает задержка когнитивного, эмоционального и социального развития. Во взрослости эмоциональная сфера общения (рукопожатия, объятия, улыбки, одобрение, восхищение, похвала, комплименты и так далее) нужна для психологического здоровья и равновесия.

Социальная депривация

Речь идет о полной изоляции личности или группы людей от общества. Возможны несколько вариантов социальной депривации:

  • Вынужденная изоляция. Ни сама личность (или группа людей), ни общество не хотели и не ждали этой изоляции. Она зависит только от объективных условий. Пример: крушение самолета или корабля.
  • Принудительная изоляция. Инициатором выступает общество. Пример: тюрьмы, армия, детские дома, военные лагеря.
  • Добровольная изоляция. Инициатором выступает личность или группа людей. Пример: отшельники.
  • Добровольно-принудительная изоляция. Личность сама ограничивает социальные контакты ради достижения поставленной цели. Пример: школа для одаренных детей, суворовское училище.

Последствия социальной депривации во многом зависят от возраста. У взрослых людей отмечаются такие последствия:

  • тревога;
  • страх;
  • депрессия;
  • психозы;
  • ощущение постороннего;
  • эмоциональное напряжение;
  • эйфория, похожая на эффект от приема наркотиков.

В целом последствия социальной депривации схожи с таковыми у сенсорной депривации. Однако последствия социальной депривации в группе (человек постепенно привыкает к одним и тем же лицам) несколько отличаются:

  • раздражительность;
  • несдержанность;
  • быстрая утомляемость, неадекватная оценка событий;
  • уход в себя;
  • конфликты;
  • неврозы;
  • депрессии и суицид.

На когнитивном уровне при социальной депривации отмечается ухудшение , замедление и нарушения речи, потеря цивилизованных привычек (манеры, нормы поведения, вкусы), ухудшение абстрактного мышления.

Социальную депривацию испытывают изгои и отшельники, мамы в декрете, старики, только что вышедшие на пенсию, работник в длительном больничном отпуске. Последствия социальной депривации индивидуальны, как и срок их сохранения после возвращения человека к привычным условиям жизни.

Экзистенциальная депривация

Связана с потребностью найти себя и свое место в мире, познать , разобраться в вопросах смерти и так далее. Соответственно, экзистенциальная депривация отличается по возрастам:

  • В подростковом возрасте экзистенциальная депривация возникает в ситуации, когда окружение не позволяет подростку реализовать потребность во взрослости.
  • Молодость обусловлена поиском профессии и созданием семьи. Одиночество и социальная изоляция – причины экзистенциальной депривации в этом случае.
  • В 30 лет важным является соответствие жизни внутренним планам и личности.
  • В 40 лет человек оценивает правильность своей жизни, самореализацию, исполненность личного предназначения.

Экзистенциональная депривация может наступить независимо от возраста, в силу личных причин:

  • смена социального статуса (в положительную или отрицательную сторону);
  • разрушение смыслов, невозможность достижения цели;
  • быстрая смена жизненных условий (тоска по прежнему порядку);
  • тоска из-за серого однообразия жизни (чрезмерная стабильность);
  • чувство утраты и грусти при достижении столь желанной цели после долгого и трудного пути (а что дальше делать, как жить без мечты).

Образовательная депривация

Речь идет не только о полной педагогической запущенности, но и об условиях обучения, не соответствующих индивидуально-личностным особенностям ребенка, невозможности полноценного раскрытия потенциала и самореализации. В результате теряется мотивация к обучению, падает интерес, возникает нежелание посещать занятия. Формируется отвращение к учебной деятельности в широком смысле слова.

В рамках образовательной депривации можно выделить эмоциональную (игнорирование потребностей и особенностей ребенка, пресечение индивидуальности) и когнитивную (формальная подача знаний).

Образовательная депривация часто переходит в культурную или служит ее предпосылкой. Культурная депривация берет начало в семье, где образование не имеет ценности.

Депривация в современном мире

Депривация бывает очевидной и скрытой. С первой формой все просто: физическая разлука, заключение в камере и так далее. Примером скрытой депривации является изоляция в толпе (одиночество в толпе) или эмоциональная холодность в отношениях (брак ради детей).

В современном мире от депривации не застрахован никто. Ту или иную ее форму и вид может спровоцировать экономическая и социальная нестабильность общества, информационная война или контроль информации. Депривация тем сильнее дает о себе знать, чем больше ожидания человека (уровень притязаний) расходятся с реальностью.

Безработица, бедность (во многом субъективный показатель), урбанизация могут негативно отражаться на психике людей. Очень часто начинающиеся депривации и состояние фрустрации компенсируются защитным механизмом – уходом от реальности. Потому так популярна виртуальная реальность, компьютеры.

Выученная беспомощность – еще одна болезнь современного общества. Своими корнями она тоже уходит в депривацию. Люди пассивны и во многом инфантильны, но для кого-то это единственный вариант сохранить равновесие в нестабильной обстановке или ограниченных возможностях. Пессимизм – еще одна реакция на длительную депривацию.

Преодоление депривации

Преодолевать депривацию можно разными путями: деструктивными и конструктивными, социальными и асоциальными. Например, популярен уход в религию, увлечение и психологией, освоение . Не менее популярен уход в мир интернета и фантазий, книг, фильмов.

При сознательном и профессиональном подходе коррекция депривации предполагает подробное изучение частного случая и создание антидепривационных условий. То есть, например, при сенсорной депривации насыщение среды событиями и впечатлениями. При когнитивной – поиск информации, ее усвоение, коррекция имеющихся образов и стереотипов. Эмоциональная депривация устраняется налаживанием общения с людьми, построением отношений.

Работа с депривациями требует строго индивидуального психотерапевтического подхода. Важен срок депривации, индивидуально-личностные особенности человека, его возраст, вид депривации и форма, внешние условия. Последствия одних деприваций поддаются коррекции проще, на исправление других уходит много времени или констатируется необратимость психических изменений.

Послесловие

К слову сказать, феномен депривации находится ближе, чем мы думаем, и она имеет не только отрицательную сторону. Ее умелое применение помогает познавать себя, добиваться состояния измененного сознания. Вспомните техники йоги, релаксации, медитации: закройте глаза, не двигайтесь, слушайте музыку. Все это элементы депривации. В малых и контролируемых дозах, при умелом использовании депривация позволяет улучшать психофизиологическое состояние.

Эта особенность используется в некоторых психотехниках. С помощью управления восприятием (можно проводить только под контролем психотерапевта) личности становятся доступны новые горизонты: , неизвестные ранее ресурсы, повышенные адаптивные способности.

Изучение причин, особенностей, последствий тех или иных видов депривации уже само по себе показывает направления ее профилактики и коррекции.

Различные виды депривации нередко воздействуют на человека в комплексе. В частности, мы уже показывали ранее, что человек в условиях полярной экспедиции переживает и социальную, и сенсорную, и когнитивную, а часто и эмоциональную депривацию. Поэтому понятно, что в большинстве случаев помощь людям с такими проблемами тоже должна носить комплексный характер.

С другой стороны, последствия разных видов депривации часто оказываются сходными, затрагивают одни и те же личностные структуры, что затрудняет диагностику истинных причин нарушений. Поэтому оказание психологической помощи предполагает тщательное изучение условий жизни человека и учет всех факторов, вызвавших актуальное состояние.

Общая стратегия работы с лицами, переживающими депривационные последствия, может рассматриваться как компенсация дефицита необходимых стимулов.

Так, профилактика и коррекция сенсорной депривации требует организации грамотной сенсорной среды, привнесения в жизнь человека достаточного количества сенсорных раздражителей. Особенно это требование актуально для детей, чей мозг еще находится в процессе созревания.

Богатство сенсорной среды не менее важно и для взрослого. Современный человек большую часть времени проводит в помещениях. В этом плане особую роль приобретает эстетика этих помещений, в том числе цветовые решения. Известен случай, когда один английский фабрикант окрасил свои цеха «немарким» черным цветом, что вызвало эпидемию нервных заболеваний среди работниц. На другом предприятии после того, как стены были выкрашены светло-зеленой краской и покрыты черными полосами, рабочие стали жаловаться на головную боль, вялость, повышенную утомляемость .

Белый цвет всегда считался символом медицины. Но исследования показали, что царящая белизна вокруг – белые стены, белая мебель, белые халаты – утомляет, раздражает, то есть вызывает симптомы сенсорной депривации. Поэтому сейчас, вопреки многолетней традиции, цветовая гамма в медицинских учреждениях значительно расширилась, врачи работают уже не в белой, а в зеленой или голубой униформе.

В качестве компенсации последствий сенсорной депривации большую роль может играть музыка. Исследования показывают, что в условиях сенсорной депривации значительно повышается эмоционально-эстетический отклик на воздействие музыкальных произведений; испытуемые рассказывают, что музыка вызывает у них наслаждение, дает возможность эмоционально разрядиться .

Музыка – хорошее средство профилактики сенсорной депривации в условиях монотонной работы, однообразия окружающих стимулов.

Нельзя недооценивать и роль обоняния в жизни человека. Запахи вызывают у человека различные ассоциации, оживляют эмоциональные переживания, влияют на протекание психических процессов. Часто запахи воздействуют незаметно, но тем не менее эффективно. Исследования показывают, что, например, запахи лаванды, мяты, шалфея способствуют снижению утомляемости и повышению работоспособности, улучшению зрения и оперативной памяти. Так, в одном из экспериментов был создан специальный прибор, дозирующий данные запахи, который опробовался на диспетчерах аэропорта. В результате рабочий день диспетчеры заканчивали бодрыми, сохранившими запас сил.

Распространение ароматерапии подтверждает огромную роль запахов в регуляции эмоций, активности, интеллектуального тонуса и т. д. Использование подобных стимулов играет особую роль в условиях дефицита других сенсорных раздражителей.

В настоящее время разработчики предлагают в целях общего улучшения психического состояния использование так называемых сенсорных комнат. Воздействие спокойных тонов цветового спектра, дополненное релаксирующей музыкой, имитацией звуков природы (например, дождя или пения птиц), ароматерапией, – все это способствует нормализации эмоционального фона, релаксации, повышению работоспособности ит.п.

Есть исследования, говорящие о том, что сенсорная стимуляция значительно повышает творческий потенциал.

В одном из экспериментов, проведенных в университете Нью-Йорка, большая группа студентов находилась в аудитории, где подвергалась различным видам стимуляции:

Зрительной (на стенах висели осветительные приборы, которые давали вспышки всех цветов радуги);

Слуховой (звучала музыка на струнных и ударных инструментах);

Тактильной и проприоцептивной (менялось положение откидывающихся кресел, они вибрировали и подогревались);

Вкусовой (студентам были выданы конфеты);

Обонятельной (распространялся запах пахучих масел). Испытуемые перед «сеансом раздражения» и после него должны были сделать рисунки. Оценивались такие характеристики рисунков, как: «открытость», «свобода экспрессии», «глубина перспективы», «эмоциональность» и «оригинальность» .

Выяснилось, что после сеанса у 78 % испытуемых возросла «открытость» рисунка, у 58 % – свобода экспрессии, у 51 % – глубина перспективы, у 66 % – сила эмоционального воздействия, у 31 % – оригинальность. У 13 % испытуемых отмечалось увеличение всех пяти характеристик, у 36 % – четырех, у 61 % – трех, у 81 % – двух и у 95 % – одной.

Организаторы эксперимента пришли к выводу, что сенсорная стимуляция может способствовать повышению творческого потенциала и что в реальной жизни необходимо создавать условия, аналогичные лабораторной сенсорной стимуляции.

Таким образом, создание ситуаций «антидепривации», то есть привнесение необходимых сенсорных стимулов, не только является профилактикой и коррекцией депривационных последствий, но и оказывает более широкое влияние на психическое состояние человека – эмоциональную сферу, работоспособность, креативность и т. д.

К сенсорной депривации близка когнитивная. Лучшая профилактика последней – избегание информационного дефицита, то есть получение новых впечатлений, приобретение знаний из различных источников, общение с разными людьми (профилактика информационной истощаемости партнеров по общению). Иначе говоря – привнесение необходимого количества информационных стимулов, позволяющих выстраивать адекватные когнитивные модели окружающего мира. А также – владение способами построения этих моделей.

Профилактика и коррекция эмоциональной депривации – полноценное эмоциональное общение, которое особенно актуально на ранних стадиях развития, но играет большую роль и в жизни взрослого.

Ранее мы уже упоминали о том, что Э. Берн говорил о необходимости постоянных «поглаживаний». При этом различные игры и времяпрепровождение, которые занимают большую часть жизни человека, считал подменой реальной жизни. Только настоящая близость, по его мнению, может удовлетворить все виды голода – сенсорный, структурный и жажду признания.

Хотя последствия эмоциональной депривации в первые годы жизни довольно устойчивы и в дальнейшем с трудом поддаются коррекции, ситуация тем не менее не считается фатальной. Основной путь здесь видится исследователями в специально организованном субъектно-ориентированном общении взрослого с ребенком в адекватной возрастному периоду форме .

Последствия социальной депривации во многом определяются возрастом человека и длительностью его изоляции от общества. Ребенок, проведший ранние годы своей жизни в обществе животных, практически не имеет шансов обрести подлинно человеческие особенности психики.

Социальная депривация часто сопровождается сенсорной или эмоциональной (в условиях закрытых образовательно-воспитательных учреждений, например) и, следовательно, предполагает комплексные меры по ее предотвращению и коррекции.

Поскольку социальная депривация нередко связана с работой в замкнутых профессиональных группах (в экспедициях, на полярных станциях и т. п.), большую роль в ее профилактике играют такие меры, как грамотный подбор экипажа с учетом психологической совместимости, рациональная организация жизни – чередование труда и отдыха, возможность заниматься хобби, спортом и т. д.; наличие собственного пространства, возможность побыть одному и др.

Человек, находящийся длительное время вдали от общества, теряет многие социальные навыки, а также круг социальных связей. В этом случае речь идет не только о формировании специфических особенностей психики, но и о снижении «инструментальных» возможностей вхождения в общество. Поэтому в реадаптации таких людей необходима не только собственно психологическая помощь, но и оказание социальной поддержки: устройство на работу и т. п.

Еще сложнее обстоит дело с маскированной депривацией.

В этом случае причины могут оставаться скрытыми, замещаться другими, лежащими на поверхности, в связи с чем работа может вестись долго и неэффективно.

Выше уже было написано о том, что истоки многих видов депривации, особенно экзистенциальной, лежат в особенностях устройства современного общества. Надеяться на изменение общественного устройства вряд ли приходится. Развитие общества скорее приводит к появлению все новых и новых видов депривации. Поэтому основная стратегия профилактики и терапии экзистенциальной депривации связана с развитием человека как субъекта своей жизни. Понимание своих сущностных мотивов, принятие ответственности на себя за свое развитие, самостоятельное выстраивание своей жизни – все это уменьшает зависимость от внешних депривирующих факторов.

2. Депривация как лечение

Депривация может рассматриваться не только как всецело негативное явление. Она используется как средство достижения определенных целей.

Так, известные камеры Дж. Лилли применяются в целях релаксации, борьбы со стрессами. Человек лежит на поверхности теплой воды, наполненной определенным составом. Влияние внешних раздражителей – звуковых, температурных и др. – сведено к минимуму. Полежав так в темноте минут десять, человек перестает чувствовать воду и воздух вокруг. Ему начинает казаться, что он парит в вакууме. В условиях ослабленной гравитации мышцы расслабляются, в крови понижается количество адреналина, уходят чувства страха, тревоги. Такой метод релаксации приобретает все большую популярность.

Некоторые специфические виды депривации могут использоваться в целях нормализации психических состояний. В качестве лечения эндогенных депрессий в медицине используется такой метод, как депривация сна .

Больных под контролем врача на некоторое время лишают сна, либо продолжительность сна специально дозируется. Использование метода обосновывается следующим образом. Организм человека функционирует в соответствии с биологическими ритмами, получившими наименование циркадных ритмов. Так, режим сна – бодрствования подчинен 24-часовому суточному ритму. В этом же ритме происходят изменения частоты сердечных сокращений, температуры тела, артериального давления и т. д. В состоянии депрессии нормальный ритм многих периодически протекающих процессов оказывается нарушенным.

Предполагается, что рассогласованность, десинхронизация циклически протекающих биохимических и физиологических процессов является одним из патогенетических механизмов развития эндогенных депрессий. Лечебный эффект депривации сна при депрессиях объясняется тем, что при искусственном изменении порядка следования важных биологических ритмов восстанавливается их согласованность, они ресинхронизируются. Возможно также, что определенную роль играет и неспецифическое стрессорное воздействие лишения сна.

Влияние депривации на психическое состояние человека известно давно. Практика ограничения связей человека с внешним миром в той или иной степени широко использовалась на протяжении истории человечества. Феномен отшельничества является, по сути, разновидностью социальной депривации. Устраняя контакты с людьми, а также приток информационных, сенсорных, эмоциональных стимулов, человек достигал весьма необычных состояний, как физических, так и душевных.

Техники медитации, йоги, других восточных духовных практик содержат в себе элементы депривации (закрытые глаза, тихая однообразная музыка, неподвижная поза). Депривация при этом может быть направлена на получение оздоровительного эффекта, то есть на улучшение общего физического и психического состояния, а также являться средством расширения сознания. Позитивный эффект депривации в данном случае обусловлен следующим. Константность восприятия, являясь необходимой приспособительной функцией, одновременно ограничивает и сужает потенциальный диапазон восприятия. Ограничение одной или нескольких модальностей восприятия акцентирует внимание человека на иных, ранее недоступных, слабоосознаваемых стимулах. Подобное смещение позволяет человеку открыть в себе новые ресурсы, повышает адаптивные и творческие возможности. В последнее время элементы подобных техник все чаще используются в психотерапии.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!