Кольцо царя соломона. о страстях и спасении от них

Два человека совершили грех. Увидел это Господь и сказал архангелу Гавриилу, что через три года должны созреть плоды «посеянных» ими поступков и что Гавриилу надлежит отдать им их.

Люди, совершившие грех, как-то прознали, что их ожидает, и, надеясь избежать воздаяния, решили сбежать в дальние страны, где они и жили всё это время.

Прошло три года, и архангел Гавриил отправился в путь, чтобы отдать этим людям то, что сами они взрастили. Прилетел он в страну, где они раньше жили, смотрит и не видит их. Вернулся он назад к Господу и рассказал, что не нашёл он тех людей. А Господь ему и говорит:

Ты поднимись повыше и ищи не по имени и роду деятельности, а по содеянным ими грехам, а как найдёшь согрешившую душу, так сразу и отдашь ей заслуженное.

Так и сделал Гавриил, поднялся повыше и посмотрел на души людей. И вот, совершенно не там, где он ожидал, увидел он одну из душ, которую искал, а в ней и прежний грех. Спустился архангел на землю и отдал человеку заслуженное им. А вторую душу, как ни старался он, но так и не смог найти. Где он только не искал, и на дне морском, и в горах, и в пустынях, и даже к смерти наведывался, но её как будто и след простыл. Вернулся он грустный к Господу и рассказал о своей неудаче. Улыбнулся Господь и мягко сказал:

Не печалиться тебе надо, а радоваться.

Радоваться? Чему? Тому, что я не выполнил твоего наказа? - спросил архангел.

Тому, что не нашёл ты того греха, а значит человек тот изменился и изжил его, так что теперь некому получать плоды, им посеянные, - ответил Господь.

Да как же так, - взмолился Гавриил, - это же несправедливо! Раз один получил по заслугам, значит, и другой должен пожать то, что сам и посеял, не оставаться же ему ненаказанным.

Не карать мы должны, а учить и воспитывать. То, что люди считают наказанием, не является таковым, а есть лишь следствие нарушения естественного закона. Но когда люди не усваивают урока через радость и счастье, то приходится применить другой метод обучения - через боль и страдание, которые воспринимаются наказанием. А когда они усваивают свой урок, то и «наказание» как средство обучения уже не нужно. Пойми, не он совершил грех, а зло, живущее в нём, его совершило, а раз ты не видишь его прежнего греха, значит, душа его омылась любовью и очистилась, поэтому некому получать воздаяние… Пойди брось эти плоды в мой огонь, и пусть они сгорят в нём.

Господи, ты хочешь, чтобы я бросил эти нечистоты в твой священный огонь и тем самым осквернил его? - спросил Гавриил.

Ничего не ответил на это Господь, а только улыбнулся. А архангел решил не спорить и бросил греховные плоды в огонь. А огонь от этого только ярче засветился.

Необычайна книга пророка Ионы, память которого наша Церковь празднует 5 октября. Книга крошечная, содержательная. Судьба пророка Ионы впечатляет. Господь в Новом Завете особо помянул Ионино трехдневное пребывание во чреве кита и чудесное возвращение пророка в новую жизнь на земле. Подобно этому и Христос был во гробе и вошел в жизнь – воскрес.

Диакон Павел Сержантов

Между тем, пророческий путь святого Ионы не назовешь образцовым. Он предстает читателю как бы «пророком поневоле», под давлением высших обстоятельств.

В чем заключалось дело пророков? Миссия ветхозаветных пророков часто обличительная, святой Иона не исключение. Непростое дело – обличать. Бытовые обличения чужих грехов, привычное осуждение, так называемая борьба за справедливость и людские свары – правды Божией не творят. У пророков обличение получалось особенное, благодатное.

Что же произошло с Ионой и его обличениями?

Несправедливо помилованный город

Господь посылает Иону духовно окормлять стан врагов , в город Ниневию. С пророчеством о скорой погибели города, если ниневитяне не покаются перед Богом. Весть о скором уничтожении города была для Ионы понятной: заслужили. А вот проповедовать врагам покаяние и отвести от них заслуженную погибель – дело совсем другое.

Иона поверил Божию откровению и… не стал исполнять Божию волю. Пусть исчезнет Ниневия, поделом ей! На корабле он отправился в противоположную от Ниневии сторону. Тогда гнев Божий обрушился на пророка, море поднялось страшным штормом. Во время бури выяснилось: Иона догадывается, кому адресовано это несчастье.

Для того чтобы море успокоилось, пророк предлагает корабельщикам бросить его за борт, на верную смерть. То есть пророк против того, чтобы за его поступки отвечали другие люди, и он готов за свой поступок умереть (но проповедовать врагам не готов). Иона опять рассудил справедливо.

Корабельщики поначалу отказываются выбросить за борт Иону. Буря не унимается, люди хотят жить, и пророк все-таки оказывается в бушующей стихии. Его целиком заглатывает какое-то крупное морское животное. Оно названо китом. По поводу чего неверующие подтрунивают над Библией: «Кит – внешне большой, только глотка у него маленькая. Кит физически не может проглотить человека. Автор Библии это не знал. Он не был всеведущим Богом. Книгу пророка Ионы писал просто малоосведомленный человек».

Что ответить? Подтрунивать над книгой Ионы могут лишь малоосведомленные люди. С таким же успехом можно гордо отчеканить: «Все библейские истории с «сиклями» (шекелями) – сплошная небывальщина. Ветхозаветный сикль пересчитывается на какое-то грандиозное количество материальных ценностей. Погуглите, почем ходит шекель в государстве Израиль и убедитесь, что про библейские шекели писали малоинформированные авторы».

Любой из нас понимает, что слово «шекель» в Ветхом Завете и в современном иврите – одно и то же, но количество серебра на 1 шекель выпадает не одно и то же. Курсы валют меняются. Названия животных тоже меняются. Со словом «кит» аналогично. Слово одно, но сейчас мы им называем совсем не то животное, которое имел в виду автор книги Ионы. И сходная история с названиями других животных в Библии, с названиями многих растений и драгоценных камней…

Вернемся к тому моменту, как Иона во чреве кита молится праведному Богу, принимая свою судьбу. Бог возвращает ему жизнь, поручение остается в силе. Теперь пророк отправляется в Ниневию – всё по справедливости опять.

Любовь выше самой благородной справедливости

Святой Иона проповедует покаяние заклятым врагам. Горожане услышали эту проповедь. Пророк покинул город и поселился поблизости, он может видеть, как на город – придет или не придет Божий гнев. Произошло то, чего пророк ожидал и не желал (потому что несправедливо). Ниневитяне исполнились страхом Божьим, смирили себя постом. И Господь помиловал город!

Миссия пророка закончена. Однако душа его неспокойна. Господь ему дает некое утешение по поводу Ниневии. Но не в той справедливости, которая автоматически воздает по заслугам.

На жарком южном солнцепеке пророк неожиданно находит для себя желанную тень, за ночь выросла большая тыква. Тыква? Нас это не удивит, если мы вспомним, что встреченные в древних книгах названия растений могут означать совсем не то, к чему мы привыкли сейчас. Если хотите можно тыкву в кавычки взять. Как только пророк оценил облегчение от палящих лучей, которое принесла «тыква», она засохла.

Под палящими лучами пророку стало тяжело, подступила неотвязная печаль. К хорошему быстро привыкаешь. Господь снова обращается к нему:

«Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота? » (Иона 4:10,11)

Любовь идет дальше справедливости. Она возвышается до того, чтобы пожалеть и сохранить жизнь. Господь жалеет Ниневию. И пророка Иону тоже жалеет. Учит его состраданию к людям, даже – любви к врагам. Легко ли было в старозаветные времена Ионе от Бога принимать такое возвышенное пророчество?

Ассоциативная связь между добродетелью и благополучием,
пороком и наказанием настолько прочна в нашем сознании,
что, когда на ум приходит одна составляющая такой пары,
вслед за ней невольно возникает и другая.
Поэтому удачу мы безотчетно расцениваем
как вознаграждение достоинств, а разнообразные
жизненные беды - как наказание за грехи.

Франц Хайдер

ВЕРА В СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР - социально-психологический феномен, состоящий в глубоком безотчетном убеждении, что мир устроен гармонично и каждый человек получает в жизни то, чего заслуживает своими личностными качествами и своим поведением. В мировой социальной психологии данное понятие получило статус научного термина и в качестве такового рассматривается во многих энциклопедиях и словарях. Как и большинство социально-психологических явлений, данный феномен в той или иной мере присущ практически каждому, однако человек неискушенный не отдает себе в нем отчета, вследствие чего возникают искажения в самосознании и межличностном восприятии.
Представьте себе такую весьма типичную для наших будней картинку. Проходя по переулку, вы замечаете неряшливого, неопрятного человека неопределенного возраста, который роется в мусорном баке. Какие чувства вы испытаете к нему? Вряд ли это будет симпатия. Своим видом, своим поведением этот человек демонстрирует крайнюю степень падения, жизненного краха и... своей полной никчемности. Будь он умен, порядочен, деловит, то и выглядел бы иначе и нашел бы более достойное занятие, чем рыться в помойке.
А может быть, в такое жалкое положение его привели какие-то непереносимые жизненные испытания? Но эту мысль почти любой из нас спешит отбросить, рассуждая примерно так. Моя жизнь - тоже не сахар, хватает в ней разных испытаний. Но я же их выдерживаю! И в отличие от этого ничтожества у меня есть дом, семья, какая-никакая работа, и всего этого я добился благодаря моим достоинствам. Правда, судьба могла бы быть ко мне и щедрее - ведь я заслуживаю большего. Но всё еще впереди! Когда-нибудь и на мой лотерейный билет выпадет джекпот и компенсирует прошлые недостачи!
(Кстати, если вести речь о лотерее в буквальном смысле этого слова, то одним из движущих мотивов ее участников выступает именно вера в справедливый мир, в необходимость компенсации предшествующих недостач. При этом мы даже не задумываемся о глубоком аморализме этого предприятия. Ведь в чем его суть? Миллионы наивных обывателей, поддавшись на нереалистичные посулы, отдали свои деньги шайке жуликов, которые их бессовестно присвоят. Что может при этом означать мой выигрыш? Что жулики для придания видимости приличия свой афере маленькой частью украденного поделятся со мной, фактически сделав меня своим подельником. Порядочному человеку надо бы чураться этой авантюры, как чумы. Но почему же не иссякают очереди к лохотронам удачи? Каждому верится, что потеряют свои деньги лишь жалкие неудачники, а уж его-то судьба наконец вознаградит по заслугам. «Ведь вы этого достойны...» О том, что шальной выигрыш не заслужен, еще не заявил ни один «счастливчик»!)
Психологическое объяснение данного феномена интуитивно кажется вполне понятным. Вера в справедливый мир служит своеобразным защитным механизмом сознания. Если признать, что жизнь непредсказуема, полна случайностей, добродетель в ней не всегда вознаграждена, а нередко бывает и попрана, то можно ли любить такую жизнь, строить светлые планы, лелеять надежды и ждать их осуществления? Если со мною, человеком безусловно хорошим, может ни с того ни с сего случиться что угодно, то где найти силы, чтобы это пережить? Нет уж, лучше поверить в мораль, активно насаждаемую нашей культурой посредством всевозможных назидательных историй - от детских сказок до поп-сериалов: добро обязательно побеждает зло, добродетель торжествует, а порок всегда бывает наказан.
Характерно, кстати, что художественные произведения, в которых описывается нелепая гибель положительных героев, например - классический фильм 60-х «Беспечный ездок», находят признание лишь у тонко чувствующей и мыслящей части аудитории, нигде и никогда не составляющей большинства.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина рукоделия "Chik-Chik". Вышивки с бисером и без (вышивка весна), с 3D рисунком, живопись, мольберты, мозаика, самодельные магниты, подушки (вышивки), картины со стразами, деревянные и пластиковые пяльцы и многое другое. Доставка курьером по Москве, пункты самовывоза в других городах России, доступные цены, скидки на оптовые закупки, гарантия качества. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://chik-chik.ru.

Впервые «гипотеза справедливого мира» была высказана американским социальным психологом Мелвином Лернером в 1965 г. В ходе популярных в ту пору экспериментов по межличностному восприятию Лернер подметил закономерность, никому ранее не бросившуюся в глаза. В его опытах роли испытуемых произвольно распределялись экспериментатором, причем по условиям одного из опытов одни испытуемые получали от других наказание электрическим током - хотя и не опасное, но довольно болезненное и неприятное. В другой серии условия были сложнее: заранее объявлялось, что роли будут меняться, так что наказуемый и экзекутор поменяются местами. Лернера интересовало, как неприятности, доставляемые людьми друг другу, повлияют на их взаимную оценку.
В ходе последующих опросов выяснилось, что жертва, лишенная возможности «дать сдачи» и принужденная терпеливо сносить наказание, оценивалась по большинству личностных параметров весьма невысоко. В ситуации «восстановления справедливости» тот же самый человек заслуживал гораздо более высоких оценок, выглядел более симпатичным. Лернер заключает: «Вид невинной жертвы, лишенной возможности восстановить справедливость, побуждает людей принижать ее привлекательность, дабы как-то согласовать, привести в соответствие ее участь и ее качества».
Не потому ли нам так неприятен вид нищих, убогих, увечных, неизлечимо больных?
Кто-то, наверное, с негодованием отвергнет этот упрек. Что ж, если вид чужого несчастья вызывает у вас не презрение, а скорее сострадание, то значит такая психологическая особенность, как вера в справедливый мир, присуща вам в исчезающе малой степени, что, наверное, следует признать вашим достоинством.
Американские исследователи Зик Рубин и Летиция Энн Пиплау, разработали специальную шкалу веры в справедливый мир, по которой это качество может быть измерено у любого человека. Впоследствии эта шкала была усовершенствована и детализирована. По результатам ее использования можно заключить, что вера в справедливый мир, подобно многим другим социально-психологическим характеристикам - таким, как, скажем, конформность или готовность к подчинению, присуща разным людям в разной мере, хотя вряд ли найдется хоть кто-то, кто был бы ее абсолютно лишен.
С этической точки зрения эта особенность, вне сомнения, может быть оценена как негативная. Следствием ее является снижение чувства личной ответственности, пассивная терпимость к страданию, безразличие к несправедливости. В крайних случаях она может даже вести к институционализации несправедливости, узакониванию дискриминации (история знает немало таких примеров, когда вместо борьбы с бедностью принимались законы против бедных, - почитайте хотя бы Диккенса!)
Кроме того, вера в заслуженность любой судьбы делает человека уязвимым перед неожиданными неприятностями. Верно замечено: фраза «С нами такого случиться не может!» должна лидировать в списке последних прижизненных слов. Человек, убежденный, что ничем объективно не заслужил «кары», склонен к неоправданному риску и в то же время недостаточно внимания уделяет предосторожностям и профилактике каких бы то ни было бед.
Однако парадоксальным образом вера в справедливый мир с психологической точки зрения имеет и свою позитивную сторону. Установлено, что люди с высокими показателями по соответствующей шкале менее уязвимы для стресса, менее склонны к депрессии, более оптимистичны.
Или, может быть, просто более толстокожи?..
Здравомыслящему человеку очевидно: вера в справедливый мир - наивная иллюзия, ибо реальный мир просто переполнен абсурдной несправедливостью. Это ли не повод впасть в уныние, а то и наложить на себя руки?
Осмелюсь предложить жизнеутверждающий ответ, который сам черпаю в классических строках, перечитываемых всякий раз, когда жизнь с немотивированной жестокостью снова и снова ставит этот горестный вопрос.

Сергей СТЕПАНОВ
ЛИТЕРАТУРА

Dalbert, C. (1992). Belief in a just world as a source of subjective well-being. Paper presented at the 25th International Congress of Psychology in Brussels, Belgium.
Lerner M.J. (1980). The Belief in a Just World: A Fundamental Delusion. New York: Plenum Press.
Lipkus, I. M., Dalbert, C., Siegler, I. C. (1996). The importance of distinguishing the belief in a just world for self versus for others: Implications for psychological well-being. Personality and Social Psychology Bulletin, 22, 666-677.
Messick, D. M., Bloom, S., Boldizar, J. P. & Samuelson, C. D. (1985). Why we are fairer than others. Journal of Experimental Social Psychology, 21, 480-500.
Rubin, Z. & Peplau, L. A. (1975). Who believes in a just world? Journal of Social Issues, 31, 65-90.

Экономика общественных активистов: богатыми должны становиться социально активные и полезные люди.

Экономика заслуг - неортодоксальная экономика, придуманная несколько лет назад Русланом Абдикеевым из России. После периода работы в крупных корпорациях Абдикеев пережил личный кризис, из которого вынес амбициозную теорию о новом справедливом обществе.

В экономике заслуг материальные блага в обществе распределяются не рынком или государством, а прямо пропорционально общественным заслугам.

Экономику заслуг Абдикеев расплывчато называет «вектором». По его словам, она не противостоит установленной экономической системе, а лишь пытается откорректировать действительный способ распределения ресурсов между государством, бизнесом и обществом. Ее кредо: «Чем больше пользы ты приносишь обществу, тем больше пользы получаешь для себя».

В реализованной экономике заслуг богатыми должны становиться социально активные и полезные люди. И наоборот: за каждым богатством должна стоять польза, социальный подвиг и признание; соответственно, так исчезнет зависть к богатым. Эгоисты, нигилисты и маргиналы, по-видимому, становятся бедными.

Как кажется, у идеи экономики заслуг есть два источника родом из середины прошлого века. Первый - меритократия, утопическая вера в правление самых способных. Описывая экономику заслуг, Абдикеев говорит: «Лучшие вещи достаются тем, кто их заслужил». Надо признать, финансовые элиты в традиционной экономике наверняка мыслят таким же образом.


Руслан Абдикеев, основатель проекта Cloudwatcher.ru, продвигает практику экономики заслуг в России

Второй источник экономики заслуг - социология 60-70-х годов, которая поработала над дроблением старого экономического понятия «капитал». Были описаны «человеческий», «культурный», «социальный» капиталы. Под ними подразумевались, в частности, авторитет человека, его образованность, способность к нетворкингу, полезность для общества. Считалось, что в вакууме все новые формы капитала способны перетекать в экономическую выгоду для носителя. В реальности, конечно, так происходит не всегда.

Соответственно, экономика заслуг пытается сбалансировать экономические и неэкономические капиталы: социально значимые действия с материальными выгодами, полезные дела со скидками в гастрономе, интересы корпораций с лайками на Фейсбуке.

На деле теоретическое детище Руслана Абдикеева воплощено в проекте Cloudwatcher - лаборатории социальных инноваций. Cloudwatcher популяризирует социальную активность, реализовывает социальные проекты, наводит мосты между гражданскими активистами, бизнесом и властями.

В 2009 году Cloudwatcher создал социальную биржу «Взаимопомощь» - систему сбора и предоставления гуманитарной помощи. Благодаря ей смогли получить поддержку уже 2,5 млн. человек. Также Cloudwatcher работает с социальными предпринимателями и курирует социальную сеть для волонтеров «Мир добрых дел».

Но самым интересным изобретением лаборатории Cloudwatcher является идея Банка заслуг. Эта программа способствует реализации социально полезных проектов, начисляя бонусы участвующим волонтерам. Программа имеет два направления: корпоративный банк для сотрудников компаний и территориальный банк для жителей городских кварталов, которые согласились на участие.

Благодаря пилотным проектам Cloudwatcher уже был реализован ряд инициатив. С помощью программы «Детское счастье» были собраны украшения и швейные материалы для детей из детского дома в селе Спас, программа «Я помню! Я горжусь!» в прошлом году поздравляла ветеранов с 9 мая.

Функционирование территориального банка заслуг было испытано жителями московского микрорайона Щербинка. Последние достижения проекта: проведение жителями Щербинки мастер-класса по витражной росписи, праздник для детей в школе «Алые паруса», рисование на снегу баллончиками для граффити. Сотрудникам корпораций, которые принимали участие в инициативах, ровно как и волонтерам Щербинки, начислялись « лепты» - валюта экономики заслуг. В корпорациях лепты конвертируются в премии, а в Щербинке лепту можно обменять на услугу или товар.

Как и с любой альтернативой, с экономикой заслуг полезно считаться. Тем более, за ней уже сейчас следует деятельность, сочетающая пользу как для берущих, так и для дающих. Cмотрите лекцию «Какими станут деньги будущего?» от CloudwatcherTV при участии Руслана Абдикеева.

Каждому по заслугам


Давным-давно жил царь. И был он таким злым, что все называли его Злющим. Народ молил Бога, чтобы этот царь умер, а на его место пришел бы другой, подобрее.

Однажды царь приказал всем прийти во дворец. Люди дрожали от страха, не зная, что еще он придумал. Когда все собрались, царь встал и сказал:

Я знаю, что причинил вам много зла, мои подданные, и поэтому вы меня не любите. Но обещаю вам отныне стать добрым. Хочу жить с моим народом в мире и согласии!

И стал он добрым, как и обещал. Послал в каждый город, в каждую деревню новых наместников, которые пеклись о нуждах народа. Велел починить дороги, навести мосты, уменьшил подати, а разбирая тяжбу, выслушивал обе стороны, не отдавая предпочтение богатому или сильному, как делал раньше.

Все стали любить царя и восхищаться им. Наконец один из царедворцев набрался смелости и спросил:

Дорогой царь, скажи нам, пожалуйста, почему раньше ты был таким злым, а теперь стал таким добрым? Что заставило тебя так резко перемениться?

И царь сказал:

Вопрос твой - разумный, и я на него отвечу. Шел я однажды по лесу и увидел, как пес за лисицей гонится. Поймал он свою жертву, впился ей в ногу и рвал зубами до тех пор, пока не отгрыз. Лиса выла от боли. Так она и осталась хромой до конца своей недолгой жизни. А пес вернулся к себе в деревню.

По дороге проезжал всадник Увидев свирепого пса, перепачканного кровью, он швырнул в него камень и перебил ему спину. Пополз пес на обочину, а всадник во весь опор помчался дальше, безжалостно пришпоривая коня и нисколько не считаясь с тем, что дорога неровная и каменистая. Вдруг конь оступился и, падая, сбросил с себя седока. Тот отлетел в сторону и сломал ногу. И вот, увидев все это, сказал я себе: «Бог каждому воздает по заслугам. На добро отвечает добром, на зло - злом».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!