Комаров Петр Степанович - дальневосточный поэт. Биография Петра Комарова

] Сборник. Составление и предисловие Н. Крюкова. Художник А. Кретов. Оформление П. Сацкого.
(Москва: Издательство «Советская Россия», 1982)
Скан, OCR, обработка, формат Djv: Евгений Попов, 2015

  • СОДЕРЖАНИЕ:
    Петр Комаров и его стихи. (Предисловие Н. Крюкова) (3).
    СТИХОТВОРЕНИЯ
    Старые сказки (20).
    Апрель (21).
    Трактор (22).
    Сенокос (24).
    Деревенский спектакль (25).
    В избе-читальне (26).
    «Помнишь, как мы уходили из дома...» (27).
    «Проходит осень мимо нас...» (28).
    «На острова, на дальний плес...» (29).
    Последний (30).
    Снегопад (32).
    Тайга (33).
    Зарядка (35).
    Охотник (36).
    У границы (37).
    Покорители Тукурингра (38).
    Ночь на Амуре (40).
    «Ты давно глядишь на улицу...» (41).
    Яхта (42).
    Раздумье (43).
    Когда поют петухи (45).
    В степи (46).
    На плотах (47).
    Галоши (48).
    Между прочим (50).
    На яхте (52).
    Рыболов (53).
    Утренние стихи (54).
    В дозоре (56).
    Запев «57
    Часовой (59).
    Долг (60).
    Дружба (62).
    «Осыпаются листья, и реже...» (63).
    Самолеты в небе (64).
    Лувен (66).
    Ботаник (68).
    Урожай (69).
    Сентябрь (70).
    Зея 72
    Женьшень (74).
    Ушагоу (76).
    Полковник (79).
    Мать (81).
    Кабаяси (83).
    Ожидание (86).
    Бойцы (90).
    Соловей-соловушка (96).
    Озеро Ханка (99).
    Дальний берег (100).
    Хехцир (101).
    Ледоход на Уссури (103).
    Лесник (104).
    Начало города (106).
    «Мне все знакомо здесь, у светлого ручья...» (107).
    «Мы сидели с тобой у реки...» (108).
    В лесной стороне (109).
    Шалаш в тайге (111).
    Хинганский родник (112).
    Баллада о зверолове (114).
    Зима в Эвенкии (116).
    Эвенкийский мотив (117).
    Геологи на привале (119).
    «Картавой бессмыслицы галок...» (120).
    Пейзаж (121).
    Мечта (122).
    Горлинка (123).
    Золотая просека (124).
    Грибная пора (127).
    «Милые руки пожав до хруста...» (128).
    «Что же делать, моя недотрога?..» (129).
    «Бывает так: сказав однажды «здравствуй»...» (130).
    Звезды (131).
    К оружью, патриот! (132).
    Святая месть (133).
    Рядом с тобой (136).
    Тебе, Москва! (137).
    «Широких дорог многоверстьем...» (138).
    Мы с тобой, Ленинград! (140).
    Сердцем - к сердцу (141).
    Проводы (142).
    Красноармейцу Пашкову, вставшему из могилы (144).
    Комиссар Комаров (146).
    Чайка (147).
    Сын 148
    Бойцам, на фронт! (149).
    Полушубок (150).
    Твоя кровь (152).
    Возмездие (153).
    Пушкин (159).
    Последний подарок (161).
    Усадьба Морица (164).
    Исповедь (166).
    Ответ Ивана Сидорова Адольфу Гитлеру (168).
    «Языковод» (170).
    Как пруссак попал впросак (171).
    На немецком шоссе (173).
    Хлопец (175).
    В бурном океане (178).
    Сталинградские клещи (180).
    Диспетчер (181).
    Первый из удэге (183).
    Мститель (184).
    Родина (185).
    Кедр (186).
    Березка (188).
    В эти дни говорит страна (189).
    Советские девушки (190).
    Надпись на подарке (191).
    Аэроград (192).
    Амурсталь (194).
    Энский завод (196).
    Ночной цех (197).
    Награда (198).
    Ходит слава по заводу (200).
    Пути тысячеверстные легли (202).
    На краю России (203).
    В заливе Счастья (205).
    «Слышу голос - нету отголоска...» (207).
    «Как стих, без единой запинки...» (208).
    Дзот в степи (209).
    Военно-полевая дорога (210).
    Вечер на полевом стане (211).
    Комбайнер (212).
    Зерновой двор (213).
    Осень в деревне (214).
    «Беспутные ветры степей...» (215).
    «Облокотясь на подоконник...» (216).
    Топтугары (218).
    Сарана (220).
    В родном селе (223).
    Таежный колхоз (225).
    В амурском лимане (227).
    Приамурье (228).
    На Волочаевской сопке (230).
    «Камень. Редколесье. Солонцы...» (231).
    Олень-цветок (232).
    Глухарь (234).
    «Утка быстрая в небе лиловом...» (238).
    Иволга (239).
    «Мы лишь по книгам землю изучали...» (240).
    Мой город (241).
    Таежные гравюры (243).
    Над Шантарскими островами (244).
    Тигролов (245).
    Две реки (247).
    «Этот день по-осеннему мглист...» (248).
    «Ты вчера был моим соседом...» (249).
    9 августа 1945 года (250).
    За Амуром ходило горе (251).
    Санчагоу (253).
    Сунгарийские болота (254).
    Дорога на Дуньхуа (255).
    Фарфоровая ваза (256).
    Колодец (257).
    На допросе (258).
    Китайчата (260).
    Вечер на Сунгари (262).
    Мудрец (263).
    Ночной пейзаж (264).
    «Среди маньчжурской этой шири...» (265).
    Нингута (266).
    Вечерняя школа русского языка в городе Нинани (268).
    Харбин (269).
    Харбинские миниатюры (271).
    Песня без слов (272).
    Перед рассветом (273).
    У Желтого моря (274).
    На чужбине (275).
    «Не рвите на клумбах китайского сада...» (277).
    На сопках Маньчжурии (278).
    Мейлин (280).
    У солдатской могилы (281).
    Амур после грозы (283).
    3 сентября 1945 года (284).
    Курганы (285).
    Чахар (286).
    Степной бивак (287).
    Солдат шел через пустыню (288).
    «Мы проходили по следам Козлова...» (291).
    Баллада о мертвом городе (292).
    «Все пески да пески окрест...» (294).
    Туманган (295).
    Кореянка (296).
    Старик (297).
    Луна (298).
    Изыскатели (299).
    Скала «Ай-я-яй» (301).
    Пробный поезд (303).
    Медвежий угол (305).
    Сихотэ-алинский перевал (306).
    «Таежный воздух зноем напоен...» (307).
    «Да, мы не раз географа помянем...» (308).
    «Мы с обрыва с тобой смотрели...» (309).
    Пчелы (310).
    В поздний час (311).
    «На мертвых травах снег лежит давно...» (312).
    «Когда бы я не был знаком...» (313).
    Звезда Героя (314).
    «Уже без малого два года...» (315).
    Комбайны вышли со двора (316).
    «Костром бивачным чай пропах...» (317).
    В свадебную пору (318).
    Россия (319).
    В порту (321).
    Советская Гавань (323).
    У рыбачьего костра (325).
    «Степной вагон. Мерцанье свечек...» (326).
    Лето (327).
    Речка (329).
    На рассвете (330).
    На птицеферме (331).
    Учетчик (334).
    На островах (335).
    «Сыростью повеяло из рощи...» (336).
    «Как будто в берлоге медведица...» (337).
    «За кустами краснотала...» (338).
    Лесная музыка (339).
    Ружье (340).
    Кабарга (341).
    Черный заяц (342).
    Барсук (343).
    Следопыт (344).
    Серый щепок (345).
    Охотник (347).
    Рыбаки (349).
    Первый урок (351).
    В шахтерской семье (353).
    Юнга (354).
    Красуля (356).
    Моя коллекция (357).
    Почтальон (358).
    Золотые руки (359).
    Птичьи голоса (360).
    Сойка (361).
    Веселое новоселье (362).
    Рабочий год (364).
    Леса шумят (366).
    Бархатное дерево (367).
    Говорят, что есть поляна (368).
    Дуб 369
    Сборщик желудей (370).
    Суховей (371).
    Новоселье (372).
    ЛЗС 373
    Клен (374).
    Надпись на книге (375).
    «Прощанья и встречи с цветами в охапке...» (376).
    «Когда к вам в сердце чистое...» (377).
    Зеленый пояс (379).
    «Сторонка родная, где прожиты годы...» (380).
    ПОЭМЫ
    Вискала. (Нивхская сказка) (382).
    Серебряный кубок. (Амурская легенда) (394).
    Владимир Атласов. (Главы исторического романа) (401).
    Живая вода. (Из поэмы «Держи-корень») (424).

Аннотация издательства: Настоящее издание предлагает читателю избранные стихотворения и поэмы известного советского поэта лауреата Государственной премии СССР Петра Степановича Комарова (1911-1949). Основное содержание его поэзии - советский Дальний Восток, красочная природа этого богатейшего края, его мужественные люди.
Книгу открывает статья о жизни и творчестве поэта.

Ирина ДОБРОВОЛЬСКАЯ

«Творческое горение»

Петр Комаров - классик дальневосточной литературы

Открытие и освоение дальневосточных земель было по плечу лишь людям смелым и честным, любознательным, готовым к преодолению любых препятствий, к сотрудничеству с аборигенами и народами соседних государств.
В книге «Особый район России» губернатор Хабаровского края Виктор Иванович Ишаев дал такое определение дальневосточного характера: «Понятие «дальневосточный характер» - не просто словесный штамп. Дальневосточный характер, складывавшийся десятилетиями, существует в действительности и подразумевает мужество, выносливость, широту души, а трудности его закаляют». Именно такой характер явил и жизнью своей, и творчеством наш земляк поэт-классик Петр Степанович Комаров (1911–1949 гг.)
Русские мореплаватели, государственные деятели, казаки, крестьяне, ищущие на востоке земли для вольного хлебопашества, составили основу населения Дальневосточного региона, которое освоило богатый, но малонаселенный край. И Петр Комаров, патриот родного края, посвятил первопроходцам немало своих произведений.
В легенде «Серебряный кубок» поэт знакомит читателей с потомком албазинских казаков: он передает сегодняшним молодым людям кубок, принадлежавший самому Василию Даниловичу Пояркову, который в середине XVII века возглавлял отряд, достигший впервые Амура. Пожилой казак с вдохновением рассказывает о счастливых событиях прошлого:

И сразу забыты мороз и туман,
Ночлег по-звериному - в яме.
Казаки кричат: «Погляди, атаман,
Какая река перед нами!»
Вздымается солнце, и пар над рекой
Колеблется в розовых клубах.
Встал в лодке Поярков и машет рукой:
«Подайте серебряный кубок!
Другое ему назначенье дано -
Быть вечной утехой народу.
Но нынче, казаки, я пью не вино,
А эту холодную воду.

Поэт ведет речь и о Ерофее Павловиче Хабарове, также державшем когда-то в руках заветный кубок. Хабаров основал Албазинский острог на Амуре. Ему приходилось отражать нападение маньчжурской армии, стремящейся уничтожить казацкий отряд и поработить дауров, доброжелательно относящихся к русским.
Победы предков стали для дальневосточников примером служения Родине.

Ушел албазинец дорогой своей…
Он знал, что ни грозы, ни бури
Во веки веков для его сыновей
Не будут страшны на Амуре.

Петр Комаров мечтал написать исторический роман в стихах об освоении Камчатки Владимиром Владимировичем Атласовым, но безвременная кончина не позволила осуществить творческие планы. Читатели познакомились лишь с отдельными главами этого произведения. Но то, что написано, читается, как говорят, на одном дыхании.
Образы землепроходцев, мореплавателей, ученых, писателей, лучших людей России, способствующих освоению Дальнего Востока, показаны Комаровым не только в поэмах - они проходят через все его творчество. Это Василий Поярков и Ерофей Хабаров, Витус Беринг и Владимир Арсеньев, Иван Гончаров и Геннадий Невельской - истинные сыны России.
Поэт с гордостью пишет о том, что он живет в городе, носящем имя великого Хабарова:

Есть слово древнее - хабар.
У русских воинов сначала
Оно удачу означало.
И от чертогов до хибар
Был славен воинский хабар.
Пусть я удачу назову
Сегодня как-нибудь иначе,
Но сам я в городе удачи -
В родном Хабаровске живу.

…Преображался дикий берег.
И сам Геннадий Невельской
Уже входил в пролив морской.

Поэт относится к Геннадию Ивановичу Невельскому с благоговением. В стихотворении «В заливе Счастья» он пишет:

Шапку сняв на твоем берегу,
Я напомню тебе пилигрима,
Но прибрежного кустика мимо,
Как чужой, обойти не смогу…
Может, также стоял день-деньской
Не сказав ни единого слова,
У Петровской косы Невельской,
Чья звезда поднимается снова.

Капитан Невельской, настоящий профессионал и патриот, человек высоконравственный, при поддержке губернатора Н. Н. Муравьева добился больших успехов в деле исследования и освоения Дальнего Востока.
О трудностях в деятельности Невельского и о радости его, связанной с победой, поэт Комаров пишет ярко и реалистично:

Он сюда пробирался не зря,
И легенда рождалась в народе,
Как нарушил он волю царя
И суровый запрет Нессельроде.
Сколько писем, доносов, угроз
Он оставил тогда без вниманья,
Чтобы знамя России взвилось
Над волною в Амурском лимане!
Ни жилья за спиной, ни дымка.
Только ветер шалит над заливом.
Двадцать лет стерегли моряка,
Но тогда он был самым счастливым.

Виссарион Григорьевич Белинский: «Чем выше поэт, тем оригинальней мир его творчества. И не только великие, даже просто замечательные поэты тем и отличаются от обыкновенных, что их поэтическая деятельность ознаменована печатью самобытного и оригинального характера». Именно таков дальневосточный поэт Петр Комаров, чья жизнь и творчество - от родного края, родному краю и его людям.
Выходец из рабочей семьи, приехавшей на Дальний Восток в 1918 году в поисках лучшей доли, в четырнадцать лет он вступил в комсомол, в тридцать два года - в партию, служил в Красной армии, активно работал корреспондентом в региональной периодической печати (газеты «Набат молодежи», «Тихоокеанская звезда», журнал «На рубеже» и др.). В 1943–1946 годах руководил Хабаровским отделением Союза советских писателей. Исколесил самые глухие уголки края, чем основательно подорвал свое здоровье. Он не кривил душой, когда восхищался работой трактористов, лесников, энтузиастов городских новостроек, колхозников, участников художественной самодеятельности: он знал и понимал своих земляков, писал о них честно и вдохновенно.
Его оптимистическая лирика и сегодня создает приподнятое настроение у читателей, помогая преодолевать жизненные трудности. Поэт находит точные слова, чтобы показать радость колхозников, получивших высокий урожай:

Поля желтеют вдалеке -
Необозримые, густые.
Как в половодье на реке,
Здесь ходят волны золотые.
Невольно вслушаешься ты
В осенний шум родной сторонки:
Комбайн стучит до темноты,
Бегут колхозные трехтонки…
И мы при встрече каждый раз
Их долгим взглядом провожаем…
Ну, что же, осень, - в добрый час:
Ты к нам явилась с урожаем.

Подобным же пафосом проникнуто стихотворение «Сентябрь», в котором доверительно ведется речь о благополучии в колхозе:

Все уродило в этот год!
Кривые ветки нагибая,
В саду висит прозрачный плод.
Кряхтят в пути от урожая
Колеса медленных подвод.
Их обгоняя, вдоль реки
Бегут, бегут грузовики…

Стихотворение «Начало города» является как бы поэтической иллюстрацией к книге Веры Кетлинской «Мужество», где реалистично, но вместе с тем с элементами романтики ведется речь о строительстве Комсомольска-на-Амуре. Строить город в начале 1930-х годов, при большом недостатке техники, было очень трудно. Но невзгоды преодолевались молодежью, которая чувствовала себя счастливой, понимая, что ее труд необходим Родине…

Я припомнить всего не смогу
Про костры на ночном берегу,
Про тайгу, что шумела вчера,
И про первый удар топора.
Это - черные гари во мгле
И постель на промокшей земле,
Это - наш балаган у реки
И зеленые тучи мошки.
Было страшно идти, не солгу,
В нелюдимую эту тайгу…
К нашей песне прислушайся ты,
Что прошла сквозь цинговые рты.
В новый город нас песня вела,
Чтобы ты в нем счастливо жила.

Поэт писал и о культурной революции, которая не только покончила с элементарной безграмотностью в стране, но и приобщила миллионы людей к высокому искусству. В эти годы повсеместно появлялись школы, рабфаки, библиотеки, клубы, высшие учебные заведения.
В поэтической зарисовке «Деревенский спектакль» Комаров показывает с элементами юмора деревенских зрителей, которые с удовольствием смотрят в клубе спектакль земляков-комсомольцев. Пусть пока это сценическое представление не совсем удачно, но согрело души.

В тесном зале сидят мужики,
Бабы с шумной своей мелюзгою -
Шутят вслух, поправляют платки
И подсолнечной сыплют лузгою.
Громким смехом встречают того,
Кто на сцене игрой отличился.
«Ванька, Ванька-то, язви его,
Погляди - королем нарядился!..»
Может, наш комсомольский спектакль
Был сегодня не очень хорошим, -
Этот вечер запомнится так,
Как другие мы вспомнить не сможем.

Бо́льшая часть жизни Петра Комарова пришлась на время Великой Отечественной войны. Он был очень болен, и на фронт его не пустили. Но стремясь быть максимально полезным отчизне, Комаров создал стихи высокого эмоционального накала, которые помогали верить, воевать, работать, выстоять. Уже названия этих произведений говорят об их направленности: «К оружию, патриот!», «Святая месть», «Тебе, Москва», «Вандалы», «Мы с тобой, Ленинград», «Родина», «Мститель», «Красноармейцу Пашкову, вставшему из могилы», «Сын», «Возмездие» и др.
Поэт призывал бойцов Красной армии к беспощадной борьбе с озверевшим врагом:

В твой дом родной и твой очаг
Стучит прикладом лютый враг.
Он у твоих стоит ворот.
К оружию патриот!
Расчеты варвара грубы:
Он - господин, а все рабы.
У нас же с ним один расчет:
К оружию патриот!
Родная мать, в твоих детей
Фашистский целится злодей.
Но - смерть за смерть! - сказал народ.
К оружию, патриот!

Комаров в годы войны пишет также сатирические фельетоны, подписи к плакатам, которые вывешивались в окнах на главной улице Хабаровска и вошли в книгу «Как пруссак попал впросак» (1942 г.)
В 1945 году поэт в качестве корреспондента ТАСС принимал участие в военных действиях Первого Дальневосточного фронта. На основании впечатлений о завершающем этапе Второй мировой войны были созданы циклы «Маньчжурская тетрадь», «Монгольские стихи», «Корейские мотивы».
Война с Японией в 1945 году по продолжительности была короткой, менее месяца: у Советской армии был к тому времени опыт ведения современной войны, и она даже в тяжелых условиях горной местности одерживала победы с минимальными потерями и в кратчайшие сроки. К тому же китайское и корейское население, оккупированное японскими милитаристами, встречало советских воинов как освободителей.
Комаров с гордостью пишет о славных воинах своей Родины, одержавших победу над фашизмом и ускоривших окончание Второй мировой войны:

А ветер шумит,
Сгибая дубки молодые,
И прежние песни поет -
Да мы-то уже не такие!
Мы только вчера
Прошли всю Европу с тобою,
На Дальний Восток из Берлина пришли,
Готовясь к последнему бою.

Внимательно слушают жители города Нинани русского пехотинца, как любимого учителя, открывающего правду жизни:

С краткой речью в городе Нинани
Русский пехотинец выступал,
Слушали солдата горожане,
Переполнив невысокий зал.
Правду открывая в каждом звуке,
На мгновенье замерли сердца.
А потом восторженные руки
Над толпою подняли бойца.
Для толпы, ликующей в то время,
Человека не было милей.
Я подумал: так из академий
В старину несли учителей.

Стихотворение «3 сентября 1945 года» передает радость дружественных народов мира, завершивших Вторую мировую войну:

Над нами ветров беспорядок
И флагов почетный парад,
И яркими вспышками радуг
Цветные ракеты горят!
От самого древнего деда
До младшего внука в семье
Великое слово победа
Сегодня у всех на уме.

Петр Комаров не мог не показать в своем творчестве героизм тружеников тыла, в том числе, конечно же, земляков, - без которого невозможна была бы великая победа.
Такие стихи, как «Аэроград», «Пути тысячеверстные легли», «Энский завод», «Ночной цех», «Награда», «Ходит слава по заводу», «Амурсталь», «Советские девушки», «Надпись на подарке», стали хрестоматийными.
Правда о героическом труде людей ради победы над врагом и будущего счастья и сегодня не оставляет читателей равнодушными. Голодные, в холоде, люди работали сутками, хорошо понимая необходимость своей работы. Общая цель сплотила народ так, что все мелочное, низкое оставалось в стороне. Доброта, взаимная выручка отличали тружеников тыла. Вот строки из стихотворения Комарова «Ночной цех»:

Всю жизнь горели за спиной
Огней кочующие вехи,
И ветерок тайги ночной
Был между нами в гулком цехе.
Среди огней терялась мгла.
Весь цех гудел не остывая,
Как будто рядом пролегла
В тайге дорога фронтовая…
И каждый думал в этот миг:
Пока опасность над страною,
Ты и в работе - фронтовик,
Ты и в труде - участник боя.

Навсегда осталось в дальневосточной поэзии стихотворение «Амурсталь». Его создание связано с конкретным фактом вступления в строй металлургического завода в Комсомольске-на-Амуре в феврале 1942 года.

Ты многое вспомнишь,
И сердце забьется,
В груди застучит горячей.
Кому еще столько
Не спать доведется
Суровых амурских ночей?
И подвиг товарищей
В памяти будет,
Его позабудешь едва ль.
Советские люди,
Бесстрашные люди -
Вот это и есть Амурсталь!..
Ты многое вспомнишь:
Декабрьские бури
И снежный морозный февраль,
И линию фронта
На самом Амуре -
Вот это и есть Амурсталь!

В 1950 году циклы стихов Петра Степановича Комарова «Маньчжурская тетрадь», «Новый перегон» и «Зеленый пояс» были удостоены Государственной премии - увы, посмертно.
Большим достоинством Петра Комарова является неповторимость изображения дальневосточной природы. Поэт был влюблен в роскошную, разнообразную природу родного края. Хорошо об этом сказала Юлия Шестакова: «Природа в стихах Петра Комарова всегда осязаема, зрима, конкретна. Для него не существует просто трав, просто деревьев, просто птиц - он всегда может точно назвать их… Даже неодушевленные элементы пейзажа и просто общие, а то и отвлеченные понятия он часто раскрывает через живое. Меткие сравнения помогают создавать запоминающиеся образы».
Стихи Петра Комарова о природе нашей, о связи человека с живым его окружением - прекрасны, многие стали хрестоматийными.
Сердце какого дальневосточника не дрогнет, когда он обратится к стихотворению «Приамурье»:

Край далекий - с лесами да сопками,
С поздней жалобой птиц, - это ты
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты…
Выйдешь в поле - весна над равниною
Из цветов вышивает узор,
Вереницу следит журавлиную
Голубыми глазами озер…

Читатель заряжается энергией любви поэта, словно бы сам сочинил эти строчки:

Я бы ветры вдохнул твои с жаждою,
Я бы выпил ручьи до глотка,
Я тропинку бы выходил каждую, -
Да моя сторона велика.
Как посмотришь - не хватит и месяца
Обойти и объехать ее.
Только в песне да в сказке уместится
Приамурье мое!..

Друг поэта Анатолий Гай сказал точно: «Творческое горение - эти два слова как нельзя лучше определяют короткую и яркую жизнь Петра Комарова как поэта и человека. Вся его поэзия - до последней строки - была мужественной, бодрой и жизнедеятельной».

Пётр Степанович Комаров родился 12 июля 1911 г. в деревне Боево Крестецкого уезда бывшей Новгородской губернии (теперь это Ленинградская область). Отец – рабочий Кулотинской брезентной фабрики, много лет отдавший на предприятии частного владельца вредному цеху, решил переселиться на Дальний Восток. Ранней весной 1918 г. он со всем семейством прибыл сначала в город Свободный, затем с Суражевской пристани подался в зазейские места.

Татьяна Семёновна – мать будущего поэта, малограмотная женщина, знавшая и нужду, и горе, припоминала, каким был её младший сын. В девять лет Петя уже стал помощником у неё: воды ли принести, дров ли – он тут как тут. Любил на дворе копаться: то дрова в поленницу сложит, то удилища готовит. На уху рыбы налавливал запросто. Отец его научил. И на пашню брал с собой. Любил он слушать рассказы отца об охоте, когда случалось бывать с ним в лесу или на пашне. Кажется, все книги, какие были в его распоряжении, Пётр перечитал.

В те годы у него была уже заветная тетрадь со стихами. Его стихотворения часто были непосредственным откликом на события сельской жизни. С 1926 г. Пётр Комаров стал печататься в газете «Молодая гвардия», затем – в «Набате молодежи». После окончания ШКМ Свободненский райком комсомола направил его в Благовещенский сельскохозяйственный техникум. Он и там хорошо учился, но агрономом не стал.
Из техникума, который он так и не закончил, Далькрайком комсомола отозвал Петра для работы в редакции молодежной газеты. В редакции шла боевая, увлекательная до самозабвения работа. Часто выпадали командировки. Ездить по районам было интересно, это раздвигало границы познания. Накопленные в разных поездках впечатления потом вольются пленительными образами в его лучшие стихи.

В октябре он получил из горвоенкомата повестку, и через несколько дней был призван в армию. Служить Комарову пришлось в Приморье. На слётах военкоров выступал со своими стихами. Руководил литературным объединением, созданным при редакции газеты. В Хабаровск Пётр Комаров вернулся зимой, накануне нового, 1936 года. Знакомые двери в редакции «Тихоокеанского комсомольца» (так стала называться молодежная газета) были для него открыты. Ему предложили должность заместителя редактора. Начиналась новая полоса жизни.

В эти годы Комаров стал выступать со своими стихами по просьбе читателей. Ездил к морякам Краснознаменной Амурской флотилии, был на погранзаставах. Поездки вдохновляли. Так появилось у него стихотворение «В дозоре», давшее потом название коллективному сборнику молодых поэтов. Шёл 1937 год, по всей стране разворачивалось страшное действие, ставшее реальной, жизненной трагедией нашего народа. Был взят, уведён из редакции и отправлен в неведомые круги ада [литератор] Е. И. Титов. Затем в радиокомитете арестовали П. Г. Кулыгина. Репрессирован был И. И. Шабанов. Все трое – члены Союза советских писателей, участники I съезда. Несколько раз Петра Комарова вызывали на допрос. Потом он был уволен из редакции молодежной газеты «... за утрату бдительности и связь с врагами народа...».

В сороковые годы, в самом их начале, творческая судьба Петра Комарова складывалась обнадёживающе. Вышел первый сборник его стихотворений «У берегов Амура» (Дальгиз, 1940), небольшая книжка в темно-синем переплете, куда вошли произведения, отобранные им с достаточной требовательностью, она получила благоприятные отзывы в дальневосточной прессе. Работал он в редакции журнала «На рубеже», возобновившего свой выход, стихи печатались на Дальнем Востоке и в Сибири; он … выступал на встречах с читателями то на погранзаставах, то у железнодорожников.

Комаров неоднократно бывал в Комсомольске-на-Амуре, писал о мужестве и бесстрашии молодых строителей нового города. Помогал овладевать поэтическим мастерством молодым начинающим литераторам.

Между тем болезнь напоминала о себе, требовала спокойного домашнего режима, но Комаров не хотел расслабляться, он работал с полной нагрузкой и этим, несомненно, вредил своему здоровью.
Когда началась Великая Отечественная война, … он тоже хотел попасть в действующую армию, добивался этого упорно, послал заявление, обосновал свою просьбу тем, что может быть полезным в редакции фронтовой газеты. Но получил отказ: «Кому-то надо работать в тылу». Он нужен был здесь. С самых первых дней поэт ощутил себя в одном строю с теми, кто работал для фронта, для победы. Сотрудничая в краевом отделении ТАСС, он чаще, чем кто-либо другой из поэтов, печатался в «Тихоокеанской звезде», был активным корреспондентом армейской газеты «Тревога», выступал по радио со своими стихами... Оперативность его была исключительной; когда он только успевал …

В Хабаровске появилось «Окно» плаката и сатиры «Удар по врагу». Возникло оно по инициативе писателей. Н. Рогаль, П. Комаров, Д. Нагишкин вместе с художниками В. Высоцким, И. Горбуновым, В. Павчинским безотказно, в основном по ночам, работали над выпуском «Окон». Меткие, порой остроумные и разящие подписи к рисункам и карикатурам делал в стихах Пётр Комаров. На страницах краевых газет всё чаще стали печататься стихи поэта, пронизанные тревогой за судьбу Родины, они выражали справедливый гнев и ненависть народа к фашистским захватчикам: «Вандалы», «Старик», «Святая месть» и другие.
В те годы периодически обострялась тяжелая болезнь Петра Степановича. Врачи категорически запрещали ему предпринимать поездки, командировки. С большим трудом, преодолев немалое сопротивление и начальства, и врачей, Пётр Комаров добился назначения в действующую армию. Вместе с писателем Николаем Задорновым – корреспондентом ТАСС, … они проделали довольно большой путь с войсками 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов.

Со временем [Великой Отечественной войны] связан расцвет его таланта. Выходят одна за другой его книги: сборник стихов «Время бесстрашных» (1941), сатирические стихи «Как пруссак попал впросак» (1942), сборник стихов «С востока на запад» (1943). В 1944 г. читатели познакомились с его рассказами «Загадка кривой протоки», в 1945 г. сразу вышли его четыре сборника в разных издательствах, в том числе и в Москве. Среди них – «Хинганский родник».

Государственной премии были удостоены циклы стихов Петра Комарова, созданных в последние годы: «Зелёный Пояс», «Маньчжурская тетрадь» и «Новый перегон». К сожалению, Пётр Степанович не дожил до этого дня. Он умер 30 сентября 1949 года.

Дата смерти: Гражданство: Род деятельности: Годы творчества: Направление: Жанр: Язык произведений: Дебют: Премии: Награды: Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Могила Петра Комарова на Центральном кладбище Хабаровска.

Пётр Степанович Комаро́в (1911-1949) - русский советский поэт .

Биография

Улицу Садовую Центрального района Хабаровска в 1951 году переименовали в ул. П. С. Комарова , также ул. Комарова есть в Свободном .

Именем Петра Комарова был назаван пассажирский пароход (пр. 737), работавший в 1960-1970-х на линии Уфа-Казань (ныне списан и утилизирован).

Награды и премии

  • Сталинская премия третьей степени (1950) (посмертно) - за циклы стихотворений «Маньчжурская тетрадь», «Новый перегон» и «Зелёный пояс»
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

С середины 1980-х годов в городе Свободный в память поэта проводятся ежегодные Комаровские чтения.

Поэмы

  • «Вискала» (Нивхская сказка), апрель - май 1939 г.
  • «Серебряный кубок» (Амурская легенда), декабрь 1943 г.
  • «Владимир Атласов» (Главы исторического романа), незавершенное произведение, 1944-1945 г.
  • «Держи-корень», 1947-1949 г.

Библиография

  • Комаров П. Стихотворения и поэмы. - М.: Художественная литература, 1977. - 50 000 экз.
  • Комаров П. С. (1911-1949) - певец советского Дальнего Востока: Библиографическая памятка. Сост. Е. И. Богатова. Писатели советского Дальнего Востока, лауреаты Сталинских премий. Хабаровская краевая библиотека. - Хабаровск, 1951. - 38 с.
  • Литературный путеводитель. Хабаровские писатели: судьба и творчество. Библиография, проза, поэзия. Под общ. ред. М. Ф. Асламова. К 70-летию Хабаровской краевой писательской организации. - Хабаровск: Кн. изд., 2004. - 326 с., стр. 209-212.

Напишите отзыв о статье "Комаров, Пётр Степанович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Комаров, Пётр Степанович

– Нет... Я не могу его вспомнить... Неужели такое возможно? – уже почти испуганно сказала она.
– А вашего сына? Вы можете вспомнить? Или братика? Ты можешь вспомнить своего братика? – обращаясь сразу к обеим, спросила Стелла.
Мама и дочь отрицательно покачали головами.
Обычно такое жизнерадостное, личико Стеллы выглядело очень озабоченным, наверное, никак не могла понять, что же такое здесь происходит. Я буквально чувствовала напряжённую работу её живого и такого необычного мозга.
– Придумала! Я придумала! – вдруг счастливо заверещала Стелла. – Мы «оденем» ваши образы и пойдём «погулять». Если они где-то есть – они нас увидят. Правда же?
Идея мне понравилась, и оставалось только мысленно «переодеться» и пойти на поиски.
– Ой, пожалуйста, а можно я с ним побуду, пока вы не вернётесь? – упорно не забывала своего желания малышка. – А как его зовут?
– Пока ещё никак, – улыбнулась ей Стелла. – а тебя?
– Лия. – Ответила малышка. – А почему всё-таки вы светитесь? Мы один раз видели таких, но все говорили, что это ангелы... А кто же тогда вы?
– Мы такие же девочки как ты, только живём «наверху».
– А верх – это где? – не унималась маленькая Лия.
– К сожалению, ты не можешь туда пойти, – пыталась как-то объяснить, попавшая в затруднение Стелла. – Хочешь, я тебе покажу?
Девчушка от радости запрыгала. Стелла взяла её за ручку и открыла перед ней свой потрясающий фантастический мир, где всё казалось таким ярким и счастливым, что не хотелось в это верить.
Глаза у Лии стали похожими на два огромных круглых блюдца:
– Ой, красота-а кака-ая!....А это что – рай? Ой ма-амочки!.. – восторженно, но очень тихо пищала девчушка, как будто боясь спугнуть это невероятное видение. – А кто же там живёт? Ой, смотрите, какое облако!.. И дождик золотой! А разве такое бывает?..
– А ты когда-нибудь видела красного дракончика? – Лия отрицательно мотнула головой. – Ну, вот видишь, а у меня бывает, потому что это мой мир.
– А ты тогда, что же – Бог??? – Но ведь Бог не может быть девочкой, правда же? А тогда, кто же ты?..
Вопросы сыпались из неё лавиной и Стелла, не успевая на них отвечать, засмеялась.
Не занятая «вопросами-ответами», я стала потихонечку осматриваться вокруг и совершенно поразилась открывающимся мне необыкновенным миром... Это был и в правду самый настоящий «прозрачный» мир. Всё вокруг сверкало и переливалось каким-то голубым, призрачным светом, от которого (как должно было бы) почему-то не становилось холодно, а наоборот – он грел каким-то необыкновенно глубоким, пронизывающим душу теплом. Вокруг меня, время от времени, проплывали прозрачные человеческие фигуры, то уплотняясь, то становясь прозрачными, как светящийся туман... Этот мир был очень красивым, но каким-то непостоянным. Казалось, он всё время менялся, точно не зная, каким бы остаться навсегда...
– Ну что, ты готова «погулять»? – вырвал меня из моих мечтаний бодрый Стеллин голосок.
– А куда пойдём? – очнувшись, спросила я.
– Пойдём искать пропавших! – весело улыбнулась малышка.
– Милые девочки, а вы всё же разрешите мне постеречь вашего дракончика, пока вы будете гулять? – ни за что не желая его забыть, потупив свои круглые глазки, попросила маленькая Лия.
– Ну ладно, стереги. – Милостиво разрешила Стелла. – Только никому не давай, а то он ещё малыш и может испугаться.
– Ой, ну что-о вы, как можно!.. Я его буду очень любить, пока вы вернётесь...
Девчушка готова была просто из кожи лесть вон, только бы получить своего невероятного «чудо-дракона», а это «чудо» дулось и пыхтело, видимо стараясь изо всех сил понравиться, как будто чувствовало, что речь идёт именно о нём...
– А вы когда ещё придёте? Вы очень скоро придёте, милые девочки? – в тайне мечтая, что мы придём очень нескоро, спросила малышка.
Нас со Стеллой отделила от них мерцающая прозрачная стена...
– С чего начнём? – серьёзно спросила озабоченная не на шутку девчушка. – Такого я никогда не встречала, но я ведь здесь ещё не так давно... Теперь мы должны что-то делать, правда же?.. Мы ведь обещали!
– Ну, давай попробуем «надеть» их образы, как ты и предлагала? – долго не думая, сказала я.
Стелла что-то тихонько «поколдовала», и через секунду стала похожа на кругленькую Лию, ну а мне, естественно, досталась Мама, что меня очень рассмешило... А надевали мы на себя, как я понимала, просто энергетические образы, с помощью которых мы надеялись найти нужных нам, пропавших людей.
– Вот это есть положительная сторона использования чужих образов. А существует ещё и отрицательная – когда кто-то использует это в плохих целях, как та сущность, которая надела на себя бабушкин «ключ», чтобы могла меня бить. Это мне всё Бабушка объясняла...
Забавно было слышать, как эта малюсенькая девчушка профессорским голоском излагала такие серьёзные истины... Но она и впрямь относилась ко всему очень серьёзно, несмотря на её солнечный, счастливый характер.
– Ну что – пошли, «девочка Лия»? – уже с большим нетерпением спросила я.
Мне очень хотелось посмотреть эти, другие, «этажи» пока ещё хватало на это сил. Я уже успела заметить, какая большая разница была между этим, в котором мы находились сейчас, и «верхним», Стеллиным «этажом». Поэтому, было очень интересно побыстрее «окунуться» в очередной незнакомый мир и узнать о нём, по-возможности, как можно больше, потому что я совсем не была уверена, вернусь ли сюда когда-то ещё.
– А почему этот «этаж» намного плотнее чем предыдущий, и более заполнен сущностями? – спросила я.
– Не знаю... – пожала своими хрупкими плечиками Стелла. – Может потому, что здесь живут просто лишь хорошие люди, которые никому не делали зла, пока жили в своей последней жизни. Поэтому их здесь и больше. А наверху живут сущности, которые «особенные» и очень сильные... – тут она засмеялась. – Но я не говорю про себя, если ты это подумала! Хотя бабушка говорит, что моя сущность очень старая, больше миллиона лет... Это ужас, как много, правда? Как знать, что было миллион лет тому назад на Земле?.. – задумчиво произнесла девочка.

Пётр Комаров родился 12 (25) июля 1911 года в деревне деревне Боево Крестецкого уезда Новгородской губернии (ныне деревня в Окуловском муниципальном районе Новгородской области). Поначалу семья переехала в один из промышленных районов Петрограда, затем, в 1918 году, на Дальний Восток, в село Поповку Мазановского района Амурской области. Учился в школе крестьянской молодежи в городе Свободный, затем в Благовещенском сельскохозяйственном техникуме. В 1925 году вступил в комсомол. В 1929 году Далькрайкомом ВЛКСМ был направлен в Хабаровск для работы в редакции газеты «Набат молодежи» (впоследствии - «Молодой дальневосточник»). Стихи писать начал очень рано, первые публикации появились в 1926 году. В 1930-х годах печатался в газетах «Тихоокеанская звезда», «Амурская правда»; в журнале «На рубеже» (впоследствии - «Дальний Восток»), членом редколлегии которого он стал в 1939 году.

Первый сборник стихов П. С. Комарова «У берегов Амура» вышел в Хабаровске в 1940 году.

В годы Великой Отечественной войны возглавлял Хабаровское отделение ТАСС, публиковал патриотические стихи, сатирические фельетоны. Во время войны вышли сборники его стихов: «Время бесстрашных» (1941), «Как пруссак попал впросак» (1942), «С востока на запад» (1943), «Хинганский родник» и «Золотая просека» (1945)

В 1945 году в качестве корреспондента ТАСС П. С. Комаров участвовал в военных действиях 1-го Дальневосточного фронта. На основании этих впечатлений им были написаны три цикла стихов: «Маньчжурская тетрадь», «Монгольские стихи», «Корейские мотивы», которые вошли во многие сборники П. C. Комарова.

Напряженный труд Петр Степанович Комаров, поэт и журналист, несмотря на крайне плохое состояние здоровья, сочетал с активной общественной деятельностью. 17 ноября 1947 года трудящиеся г. Комсомольска-на-Амуре выдвинули его кандидатом в депутаты Хабаровского краевого совета по Комсомольскому избирательному округу.

В 1943-1946 годах П. С. Комаров руководил Хабаровским отделением СП СССР, с момента возобновления выпуска в Хабаровске литературно-художественного журнала «Дальний Восток» бессменно состоял членом его редакционной коллегии. В эти годы были созданы циклы стихов: «Зеленый пояс», «Новый перегон», стихи-миниатюры для детей о таежных жителях, сборники прозаических рассказов.

Награды и премии

  • Сталинская премия третьей степени (1950) (посмертно) - за циклы стихотворений «Маньчжурская тетрадь», «Новый перегон» и «Зелёный пояс»
  • медаль «За победу над Японией»
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

С середины 1980-х годов в городе Свободный в память поэта проводятся ежегодные Комаровские чтения.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!