Комментарии. Значение восемнадцатое брюмера луи бонапарта в большой советской энциклопедии, бсэ

Мой преждевременно скончавшийся друг Иосиф Вейдемейер [Во время Гражданской войны в Америке занимал пост военного начальника округа Сент-Луис. (Примечание Маркса.)] собирался издавать в Нью-Йорке с 1 января 1852 г. политический еженедельник. Он попросил меня написать для этого издания историю coup d"etat. В соответствии с этой просьбой я писал для него еженедельно до середины февраля статьи под заглавием: «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». Тем временем первоначальный план Вейдемейера потерпел неудачу. Вместо этого он весной 1852 г. начал издавать ежемесячный журнал «Die Revolution», первый выпуск которого и состоит из моего «Восемнадцатого брюмера». Несколько сот экземпляров этого сочинения проникли тогда в Германию, не поступив, однако, на настоящий книжный рынок. Один корчивший из себя крайнего радикала немецкий книготорговец, которому я предложил взять на себя сбыт моего сочинения, с неподдельным моральным ужасом отверг такую «несвоевременную затею».

Из сказанного видно, что предлагаемое сочинение возникло под непосредственным впечатлением событий и что его исторический материал не выходит за пределы февраля (1852 года). Настоящее его переиздание вызвано отчасти спросом на книжном рынке, отчасти настояниями моих друзей в Германии.

Из сочинений, которые появились почти одновременно с моим и посвящены тому же вопросу, заслуживают внимания только два: «Наполеон Малый» Виктора Гюго и «Государственный переворот» Прудона.

Виктор Гюго ограничивается едкими и остроумными выпадами против ответственного издателя государственного переворота. Самое событие изображается у него, как гром среди ясного неба. Он видит в нем лишь акт насилия со стороны отдельной личности. Он не замечает, что изображает эту личность великой вместо малой, приписывая ей беспримерную во всемирной истории мощь личной инициативы. Прудон, со своей стороны, стремится представить государственный переворот результатом предшествующего исторического развития. Но историческая конструкция государственного переворота незаметным образом превращается у него в историческую апологию героя этого переворота. Он впадает, таким образом, в ошибку наших так называемых объективных историков. Я, напротив, показываю, каким образом классовая борьба во Франции создала условия и обстоятельства, давшие возможность дюжинной и смешной личности сыграть роль героя.

Переработка предлагаемого сочинения лишила бы его своеобразной окраски. Поэтому я ограничился только исправлением опечаток и устранением ставших сейчас уже непонятными намеков.

Заключительные слова моего сочинения: «Но если императорская мантия падет, наконец, на плечи Луи Бонапарта, бронзовая статуя Наполеона низвергнется с высоты Вандомской колонны» - уже сбылись.

Полковник Шаррас открыл атаку па культ Наполеона в своем сочинении о походе 1815 года. С тех пор, и особенно в последние годы, французская литература с помощью оружия исторического исследования, критики, сатиры и юмора навсегда покончила с наполеоновской легендой. За пределами Франции этот резкий разрыв с традиционной народной верой, эта огромная духовная революция, мало обратила на себя внимания и еще меньше была понята.

В заключение выражаю надежду, что мое сочинение будет способствовать устранению ходячей - особенно теперь в Германии - школярской фразы о так называемом цезаризме. При этой поверхностной исторической аналогии забывают самое главное, а именно, что в Древнем Риме классовая борьба происходила лишь внутри привилегированного меньшинства, между свободными богачами и свободными бедняками, тогда как огромная производительная масса населения, рабы, служила лишь пассивным пьедесталом для этих борцов. Забывают меткое замечание Сисмонди: римский пролетариат жил на счет общества, между тем как современное общество живет на счет пролетариата. При таком коренном различии между материальными, экономическими условиями античной и современной борьбы классов и политические фигуры, порожденные этой борьбой, могут иметь между собой не более общего, чем архиепископ Кентерберийский и первосвященник Самуил.

Печатается по: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 16, с. 374–376

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ 1885 ГОДА

Потребность в новом издании «Восемнадцатого брюмера» спустя тридцать три года после его первого появления доказывает, что это произведение до сих пор нисколько не утратило своего значения.

И действительно, это был гениальный труд. Непосредственно после события, которое точно гром среди ясного неба поразило весь политический мир, которое одни проклинали с громкими криками нравственного негодования, а другие принимали как спасение от революции и как кару за ее заблуждения, события, которое, однако, у всех вызвало только изумление и никем не было понято, - непосредственно после этого события Маркс выступил с кратким, эпиграмматическим произведением, в котором изложил весь ход французской истории со времени февральских дней в его внутренней связи и раскрыл в чуде 2 декабря естественный, необходимый результат этой связи, причем для этого ему вовсе не понадобилось относиться к герою государственного переворота иначе, как с вполне заслуженным презрением. Картина была нарисована Марксом с таким мастерством, что каждое сделанное впоследствии новое разоблачение доставляло только новые доказательства того, как верно была отражена в ней действительность. Такое превосходное понимание живой истории современности, такое ясное проникновение в смысл событий в тот самый момент, когда они происходили, поистине беспримерно.

Но для этого требовались такое глубокое знание французской истории, какое было у Маркса. Франция - та страна, в которой историческая классовая борьба больше, чем в других странах, доходила каждый раз до решительного конца. Во Франции в наиболее резких очертаниях выковывались те меняющиеся политические формы, внутри которых дви1алась эта классовая борьба и в которых находили свое выражение ее результаты. Средоточие феодализма в средние века, образцовая страна единообразной сословной монархии со времени Ренессанса, Франция разгромила во время великой революции феодализм и основала чистое господство буржуазии с такой классической ясностью, как ни одна другая европейская страна. И борьба поднимающего голову пролетариата против господствующей буржуазии тоже выступает здесь в такой острой форме, которая другим странам неизвестна. Вот почему Маркс с особым предпочтением изучал не только прошлую историю Франции, но и следил во всех деталях за ее текущей историей, собирая материал для использования его в будущем. События поэтому никогда не заставали его врасплох.

К этому присоединилось еще другое обстоятельство. Именно Маркс впервые открыл великий закон движения истории, закон, по которому всякая историческая борьба - совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой-либо иной идеологической области - в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем и их столкновения между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена. Этот закон, имеющий для истории такое же значение, как закон превращения энергии для естествознания, послужил Марксу и в данном случае ключом к пониманию истории французской Второй республики. На этой истории он в данной работе проверил правильность открытого им закона, и даже спустя тридцать три года все еще следует признать, что это испытание дало блестящие результаты.

С этим файлом связано 95 файл(ов). Среди них: 0_8b4df_7aa5d240_XL.jpg , P_Tolyatti_-_Razoblachenie_antikommunizma_v_Italii.djvu , 2.jpg , Belorusy_TI_Vvedenie_v_izuchenie_yazyka_i_narod.pdf , I_I_Mints_-_Istoria_Velikogo_Oktyabrya_-_1-y_tom.djvu , Borovoy_A_A_-_Obschestvo_i_lichnost_v_anarkhistsk.pdf , Korablev_-_Oktyabrskaya_revolyutsia_Voprosy_i_otve.djvu , Parizhskie_kommunary_o_religii_i_tserkvi_NAB.djvu и ещё 85 файл(а).
Показать все связанные файлы
К. МАРКС

Содержание:

Предисловие Ф.Энгельса к третьему немецкому изданию 1885 года

Предисловие К.Маркса ко второму изданию 1869 года

Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ 1885 ГОДА

Потребность в новом издании "Восемнадцатого брюмера" спустя тридцать три года после его первого появления доказывает, что это произведение до сих пор нисколько не утратило своего значения.

И действительно, это был гениальный труд. Непосредственно после события , которое точно гром среди ясного неба поразило весь политический мир, которое одни проклинали с громкими криками нравственного негодования, а другие принимали как спасение от революции и как кару за ее заблуждения, события, которое, однако, у всех вызвало только изумление и никем не было понято, - непосредственно после этого события Маркс выступил с кратким, эпиграмматическим произведением, в котором изложил весь ход французской истории со времени февральских дней в его внутренней связи и раскрыл в чуде 2 декабря естественный, необходимый результат этой связи, причем для этого ему вовсе не понадобилось относиться к герою государственного переворота иначе, как с вполне заслуженным презрением. Картина была нарисована Марксом с таким мастерством, что каждое сделанное впоследствии новое разоблачение доставляло только новые доказательства того, как верно была отражена в ней действительность. Такое превосходное понимание живой истории современности, такое ясное проникновение в смысл событий в тот самый момент, когда они происходили, поистине беспримерно.

Но для этого требовались такое глубокое знание французской истории, какое было у Маркса. Франция - та страна, в которой историческая классовая борьба больше, чем в других странах, доходила каждый раз до решительного конца. Во Франции в наиболее резких очертаниях выковывались те меняющиеся политические формы, внутри которых двигалась эта классовая борьба и в которых находили свое выражение ее результаты. Средоточие феодализма в средние века, образцовая страна единообразной сословной монархии со времени Ренессанса, Франция разгромила во время великой революции феодализм и основала чистое господство буржуазии с такой классической ясностью, как ни одна другая европейская страна. И борьба поднимающего голову пролетариата против господствующей буржуазии тоже выступает здесь в такой острой форме, которая другим странам неизвестна. Вот почему Маркс с особым предпочтением изучал не только прошлую историю Франции, но и следил во всех деталях за ее текущей историей, собирая материал для использования его в будущем. События поэтому никогда не заставали его врасплох.

К этому присоединилось еще другое обстоятельство. Именно Маркс впервые открыл великий закон движения истории, закон, по которому всякая историческая борьба - совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой-либо иной идеологической области - в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем и их столкновения между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена. Этот закон, имеющий для истории такое же значение, как закон превращения энергии для естествознания, послужил Марксу и в данном случае ключом к пониманию истории французской Второй республики. На этой истории он в данной работе проверил правильность открытого им закона, и даже спустя тридцать три года все еще следует признать, что это испытание дало блестящие результаты.

Ф. Э.

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ 1869 ГОДА

Мой преждевременно скончавшийся друг Иосиф Вейдемейер [Во время Гражданской войны в Америке занимал пост военного начальника округа Сент-Луис. (Примечание Маркса.)] собирался издавать в Нью-Йорке с 1 января 1852 г. политический еженедельник. Он попросил меня написать для этого издания историю coup d"etat. В соответствии с этой просьбой я писал для него еженедельно до середины февраля статьи под заглавием: "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта". Тем временем первоначальный план Вейдемейера потерпел неудачу. Вместо этого он весной 1852 г. начал издавать ежемесячный журнал "Die Revolution", первый выпуск которого и состоит из моего "Восемнадцатого брюмера". Несколько сот экземпляров этого сочинения проникли тогда в Германию, не поступив, однако, на настоящий книжный рынок. Один корчивший из себя крайнего радикала немецкий книготорговец, которому я предложил взять на себя сбыт моего сочинения, с неподдельным моральным ужасом отверг такую "несвоевременную затею".

Из сказанного видно, что предлагаемое сочинение возникло под непосредственным впечатлением событий и что его исторический материал не выходит за пределы февраля (1852 года). Настоящее его переиздание вызвано отчасти спросом на книжном рынке, отчасти настояниями моих друзей в Германии.

Из сочинений, которые появились почти одновременно с моим и посвящены тому же вопросу, заслуживают внимания только два: "Наполеон Малый" Виктора Гюго и "Государственный переворот" Прудона.

Виктор Гюго ограничивается едкими и остроумными выпадами против ответственного издателя государственного переворота. Самое событие изображается у него, как гром среди ясного неба. Он видит в нем лишь акт насилия со стороны отдельной личности. Он не замечает, что изображает эту личность великой вместо малой, приписывая ей беспримерную во всемирной истории мощь личной инициативы. Прудон, с своей стороны, стремится представить государственный переворот результатом предшествующего исторического развития. Но историческая конструкция государственного переворота незаметным образом превращается у него в историческую апологию героя этого переворота. Он впадает, таким образом, в ошибку наших так называемых объективных историков. Я, напротив, показываю, каким образом классовая борьба во Франции создала условия и обстоятельства, давшие возможность дюжинной и смешной личности сыграть роль героя.

Переработка предлагаемого сочинения лишила бы его своеобразной окраски. Поэтому я ограничился только исправлением опечаток и устранением ставших сейчас уже непонятными намеков.

Заключительные слова моего сочинения: "Но если императорская мантия падет, наконец, на плечи Луи Бонапарта, бронзовая статуя Наполеона низвергнется с высоты Вандомской колонны" - уже сбылись.

Полковник Шаррас открыл атаку па культ Наполеона в своем сочинении о походе 1815 года. С тех пор, и особенно в последние годы , французская литература с помощью оружия исторического исследования, критики, сатиры и юмора навсегда покончила с наполеоновской легендой. За пределами Франции этот резкий разрыв с традиционной народной верой, эта огромная духовная революция, мало обратила на себя внимания и еще меньше была понята.

В заключение выражаю надежду, что мое сочинение будет способствовать устранению ходячей - особенно теперь в Германии - школярской фразы о так называемом цезаризме. При этой поверхностной исторической аналогии забывают самое главное, а именно, что в Древнем Риме классовая борьба происходила лишь внутри привилегированного меньшинства, между свободными богачами и свободными бедняками, тогда как огромная производительная масса населения, рабы, служила лишь пассивным пьедесталом для этих борцов. Забывают меткое замечание Сисмонди: римский пролетариат жил на счет общества, между тем как современное общество живет на счет пролетариата. При таком коренном различии между материальными, экономическими условиями античной и современной борьбы классов и политические фигуры, порожденные этой борьбой, могут иметь между собой не более общего, чем архиепископ Кентерберийский и первосвященник Самуил.

Лондон, 23 июня 1869 г. Карл Маркс
Печатается по: Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 16, с. 374-376

ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА ЛУИ БОНАПАРТА

Часть I

Гегель где-то отмечает, что все великие всемирно-исторические события и личности появляются, так сказать, дважды. Он забыл прибавить: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса. Коссидьер вместо Дантона, Луи Блан вместо Робеспьера, Гора 1848 - 1851 гг. вместо Горы 1793 - 1795 гг., племянник вместо дяди. И та же самая карикатура в обстоятельствах, сопровождающих второе издание восемнадцатого брюмера!

Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых. И как раз тогда, когда люди как будто только тем и заняты, что переделывают себя и окружающее и создают нечто еще небывалое, как раз в такие эпохи революционных кризисов они боязливо прибегают к заклинаниям, вызывая к себе на помощь духов прошлого, заимствуют у них имена, боевые лозунги, костюмы, чтобы в этом освященном древностью наряде, па этом заимствованном языке разыграть новую сцену всемирной истории. Так, Лютер переодевался апостолом Павлом, революция 1789 - 1814 гг. драпировалась поочередно то в костюм Римской республики, то в костюм Римской империи, а революция 1848 г. не нашла ничего лучшего, как пародировать то 1789 год, то революционные традиции 1793 - 1795 годов. Так, новичок, изучивший иностранный язык, всегда переводит его мысленно на свой родной язык; дух же нового языка он до тех пор себе не усвоил и до тех пор не владеет им свободно, пока он не может обойтись без мысленного перевода, пока он в новом языке не забывает родной.

При рассмотрении этих всемирно-исторических заклинаний мертвых тотчас же бросается в глаза резкое различие между ними. Камилль Демулен, Дантон, Робеспьер, Сен-Жюст, Наполеон, как герои, так и партии и народные массы старой французской революции осуществляли в римском костюме и с римскими фразами на устах задачу своего времени - освобождение от оков и установление современного буржуазного общества. Одни вдребезги разбили основы феодализма и скосили произраставшие на его почве феодальные головы. Другой создал внутри Франции условия, при которых только и стало возможным развитие свободной конкуренции, эксплуатация парцеллированной земельной собственности, применение освобожденных от оков промышленных производительных сил нации, а за пределами Франции он всюду разрушал феодальные формы в той мере , в какой это было необходимо, чтобы создать для буржуазного общества во Франции соответственное, отвечающее потребностям времени окружение на европейском континенте. Но как только новая общественная формация сложилась, исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина - все эти Бруты, Гракхи, Публиколы, трибуны, сенаторы и сам Цезарь. Трезво-практическое буржуазное общество нашло себе истинных истолкователей и глашатаев в Сэях, Кузенах, Руайе-Колларах, Бонжаменах Констанах и Гизо; его настоящие полководцы сидели за конторскими столами, его политическим главой был жирноголовый Людовик XVIII. Всецело поглощенное созиданием богатства и мирной конкурентной борьбой, оно уже не вспоминало, что его колыбель охраняли древнеримские призраки. Однако как ни мало героично буржуазное общество, для его появления на свет понадобились героизм, самопожертвование, террор, гражданская война и битвы народов. В классически строгих традициях Римской республики гладиаторы буржуазного общества нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии. Так, одним столетием раньше, на другой ступени развития, Кромвель и английский народ воспользовались для своей буржуазной революции языком, страстями и иллюзиями, заимствованными из Ветхого завета. Когда же действительная цель была достигнута, когда буржуазное преобразование английского общества совершилось, Локк вытеснил пророка Аввакума.

Таким образом, в этих революциях воскрешение мертвых служило для возвеличения новой борьбы, а не для пародирования старой, служило для того, чтобы возвеличить данную задачу в воображении, а не для того, чтобы увильнуть от ее разрешения в действительности, - для того, чтобы найти снова дух революции, а не для того, чтобы заставить снова бродить ее призрак.

B 1848 - 1851 гг. бродил только призрак старой революции, начиная с Марраста, этого republicain еп gants jaunes, переодетого в костюм старого Байи, и кончая авантюристом, скрывающим свое пошло-отвратительное лицо под железной маской мертвого Наполеона. Целый народ, полагавший, что он посредством революции ускорил свое поступательное движение, вдруг оказывается перенесенным назад, в умершую эпоху. А чтобы на этот счет не было никакого сомнения, вновь воскресают старые даты, старое летосчисление, старые имена, старые эдикты, сделавшиеся давно достоянием ученых антикваров, и старорежимные, казалось, давно истлевшие, жандармы. Нация чувствует себя так же, как тот рехнувшийся англичанин в Бедламе, который мнил себя современником древних фараонов и ежедневно горько жаловался на тяжкий труд рудокопа, который он должен выполнять в золотых рудниках Эфиопии, в этой подземной тюрьме, куда он заточен, при свете тусклой лампы, укрепленной на его собственной голове, под надзором надсмотрщика за рабами с длинным бичом в руке и толпящихся у выходов варваров-солдат , не понимающих ни каторжников-рудокопов, ни друг друга, потому что все говорят на разных языках. "И все это приходится выносить мне, свободнорожденному бритту", - вздыхает рехнувшийся англичанин, - "чтобы добывать золото для древних фараонов". "Чтобы платить долги семейства Бонапарта", - вздыхает французская нация. Англичанин, пока он находился в здравом уме, не мог отделаться от навязчивой идеи добывания золота. Французы, пока они занимались революцией, не могли избавиться от воспоминаний о Наполеоне, как это доказали выборы 10 декабря. От опасностей революции их потянуло назад к египетским котлам с мясом, - и ответом явилось 2 декабря 1851 года. Они получили не только карикатуру на старого Наполеона, - они получили самого старого Наполеона в карикатурном виде, получили его таким, каким он должен выглядеть в середине XIX века.

Социальная революция XIX века может черпать свою поэзию только из будущего, а не из прошлого. Она не может начать осуществлять свою собственную задачу прежде, чем она не покончит со всяким суеверным почитанием старины. Прежние революции нуждались в воспоминаниях о всемирно-исторических событиях прошлого, чтобы обмануть себя насчет своего собственного содержания. Революция XIX века должна предоставить мертвецам хоронить своих мертвых, чтобы уяснить себе собственное содержание. Там фраза была выше содержания, здесь содержание выше фразы.

Февральская революция была неожиданностью для старого общества, она застигла его врасплох, и народ провозгласил этот внезапный удар всемирно-историческим событием, открывающим новую эру. 2 декабря февральская революция исчезает в руках ловкого шулера, и в результате уничтоженной оказывается уже не монархия, а те либеральные уступки, которые были отвоеваны у нее вековой борьбой. Вместо того чтобы само общество завоевало себе новое содержание, лишь государство как бы оказывается возвращенным к своей древнейшей форме, к бесстыдно-примитивному господству меча и рясы. На февральский coup de main 1848 года отвечает декабрьский coup de tete 1851 года. Как нажито, так и прожито. Однако протекшее между этими событиями время не прошло даром. В течение 1848 - 1851 гг. французское общество усвоило, - по способу сокращенному, потому что он был революционным, - уроки и опыт, которые при правильном, так сказать методическом, ходе развития должны были бы предшествовать февральской революции, будь она чем-то более серьезным, чем простое сотрясение поверхности. Кажется, что общество очутилось теперь позади своего исходного пункта, на самом же деле ему приходится еще только создавать себе исходный пункт для революции, создавать положение, отношения, условия, при которых современная революция только и может принять серьезный характер.

Буржуазные революции, как, например, революции XVIII века, стремительно несутся от успеха к успеху, в них драматические эффекты один ослепительнее другого, люди и вещи как бы озарены бенгальским огнем, каждый день дышит экстазом, но они скоропреходящи, быстро достигают своего апогея, и общество охватывает длительное похмелье, прежде чем оно успеет трезво освоить результаты своего периода бури и натиска. Напротив, пролетарские революции, революции XIX века, постоянно критикуют сами себя, то и дело останавливаются в своем движении, возвращаются к тому, что кажется уже выполненным, чтобы еще раз начать это сызнова , с беспощадной основательностью высмеивают половинчатость, слабые стороны и негодность своих первых попыток, сваливают своего противника с ног как бы только для того, чтобы тот из земли впитал свежие силы и снова встал во весь рост против них еще более могущественный, чем прежде, все снова и снова отступают перед неопределенной громадностью своих собственных целей, пока не создается положение, отрезывающее всякий путь к отступлению, пока сама жизнь не заявит властно:

Hie Rhodus, hie salta!
Здесь роза, здесь танцуй!

Впрочем, всякий мало-мальски наблюдательный человек, даже и не следивший шаг за шагом за развитием событий во Франции, должен был предчувствовать, что этой революции предстоит неслыханный позор. Достаточно было послушать самодовольное победное тявканье господ демократов, поздравлявших друг друга с благодатными последствиями, ожидаемыми от второго воскресенья мая 1852 года. Второе воскресенье мая 1852 г. стало в их головах навязчивой идеей, догматом, подобно дню второго пришествия Христа и наступления тысячелетнего царства у хилиастов. Слабость всегда спасалась верой в чудеса; она считала врага побежденным, если ей удавалось одолеть его в своем воображении посредством заклинаний, и утрачивала всякое чувство реальности из-за бездейственного превознесения до небес ожидающего ее будущего и подвигов, которые она намерена совершить, но сообщать о которых она считает пока преждевременным. Эти герои, старающиеся опровергнуть мнение о своей явной бездарности тем, что они взаимно выражают друг другу свое сочувствие и сплачиваются в особую группу, уже собрали свои пожитки и, захватив авансом свои лавровые венки, как раз собирались учесть на бирже свои республики in parlibus, правительственный персонал для которых втихомолку, со свойственной им невзыскательностью, был уже ими предусмотрительно организован. 2 декабря поразило их, как удар грома среди ясного неба. И народы, которые в периоды малодушия охотно дают заглушить свой внутренний страх самым громким крикунам, на этот раз, быть может, убедились в том, что прошли те времена, когда гоготание гусей могло спасти Капитолий.

Конституция, Национальное собрание, династические партии, синие и красные республиканцы, африканские герои, гром трибуны, зарницы прессы, вся литература, политические имена и ученые репутации, гражданский закон и уголовное право, liberte, egalite, fraternite и второе воскресенье мая 1852 г. - все исчезло, как фантасмагория, перед магической формулой человека, которого даже его враги не считают чародеем. Всеобщее избирательное право, казалось, продержалось еще одно мгновение только для того, чтобы перед глазами всего мира составить собственноручно свое завещание и заявить от имени самого народа: "Все, что возникает, достойно гибели".

Недостаточно сказать, по примеру французов, что их нация была застигнута врасплох. Нации, как и женщине, не прощается минута оплошности, когда первый встречный авантюрист может совершить над ней насилие. Подобные фразы не разрешают загадки, а только иначе ее формулируют. Ведь надо еще объяснить, каким образом три проходимца могут застигнуть врасплох и без сопротивления захватить в плен 36-миллионную нацию.

Резюмируем в общих чертах фазы, через которые прошла французская революция от 24 февраля 1848 до декабря 1851 года.

Вот три несомненных главных периода: февральский период; от 4 мая 1848 до 28 мая 1849 г. - период учреждения республики, или Учредительного национального собрания; от 28 мая 1849 до 2 декабря 1851 г. - период конституционной республики, или Законодательного национального собрания.

Первый период, от 24 февраля, т. е. от падения Луи-Филиппа, до 4 мая 1848 г., т. е. до открытия заседаний Учредительного собрания, - февральский период в собственном смысле слова , - можно назвать прологом революции. Характер этого периода выразился официально в том, что созданное им экспромтом правительство само объявило себя временным. Подобно правительству, все, что было предпринято, испробовано и высказано в этот период, выдавало себя лишь за нечто временное. Никто и ничто не дерзало признать за собой право на постоянное существование и на действительное дело. Все элементы, подготовившие или определившие собой революцию: династическая оппозиция, республиканская буржуазия, демократическо-республиканская мелкая буржуазия, социалистическо-демократические рабочие - все эти элементы временно получили место в февральском правительстве.

Иначе и быть не могло. Февральские дни первоначально имели целью добиться избирательной реформы, которая расширила бы круг политически привилегированных внутри самих имущих классов и свергла бы исключительное господство финансовой аристократии. Но когда дело дошло до действительного столкновения, когда народ поднялся на баррикады, когда национальная гвардия заняла позицию пассивного выжидания, армия не оказала серьезного сопротивления и монархия была обращена в бегство, то учреждение республики стало подразумеваться как бы само собой. Каждая партия истолковывала ее по-своему. Пролетариат, завоевавший республику с оружием в руках, наложил на нее свою печать и провозгласил ее социальной республикой. Так намечено было общее содержание современной революции - содержание, находившееся в самом удивительном противоречии со всем тем, что возможно было осуществить сразу, непосредственно, из данного материала, на достигнутой массой ступени развития, при данных обстоятельствах и условиях. С другой стороны, притязания всех остальных элементов, содействовавших успеху февральской революции, были удовлетворены предоставлением им львиной доли в правительстве. Вот почему ни в каком другом периоде нельзя найти более пестрой смеси напыщенных фраз и фактической неуверенности и беспомощности, более восторженного стремления к новшествам и более прочного господства старой рутины, более обманчивой видимости гармонии общества в целом и более глубокой отчужденности его элементов. В то время как парижский пролетариат еще был в упоении от открывшейся ему великой перспективы и всерьез предавался дискуссиям по социальным проблемам, старые общественные силы сгруппировались, сомкнулись, опомнились и нашли неожиданную опору в массе нации - в крестьянах и мелких буржуа, устремившихся разом на политическую сцену, после того как пали преграды, существовавшие при Июльской монархии.

Второй период - от 4 мая 1848 до конца мая 1849 г. - это период учреждения, основания буржуазной республики. Непосредственно после февральских дней не только династическая оппозиция была застигнута врасплох республиканцами, а республиканцы - социалистами, но и вся Франция была застигнута врасплох Парижем. Открывшее свои заседания 4 мая 1848 г. Национальное собрание, которое было избрано нацией, представляло нацию. Это Собрание было живым протестом против требований февральских дней и должно было низвести результаты революции до буржуазных масштабов. Тщетно пытался парижский пролетариат, сразу разгадавший характер этого Национального собрания, через несколько дней после его открытия, 15 мая, силой прекратить его существование, разогнать его, снова разложить на составные части органическую форму, в которой ему угрожал оказывающий противодействие дух нации. День 15 мая, как известно, привел лишь к удалению с общественной арены, на все время рассматриваемого нами цикла, Бланки и его единомышленников, т. е. действительных вождей пролетарской партии.

За буржуазной монархией Луи-Филиппа может следовать только буржуазная республика, т. е. если, прикрываясь именем короля, господствовала небольшая часть буржуазии , то отныне будет господствовать, прикрываясь именем народа, вся буржуазия в целом. Требования парижского пролетариата, это - вздорные утопии, которым надо положить конец. На это заявление Учредительного национального собрания парижский пролетариат ответил июньским восстанием, этим грандиознейшим событием в истории европейских гражданских войн. Победительницей осталась буржуазная республика. На ее стороне стояли финансовая аристократия, промышленная буржуазия, средние слои, мелкие буржуа, армия, организованный в мобильную гвардию люмпен-пролетариат, интеллигенция, попы и сельское население. Парижский пролетариат имел на своей стороне только самого себя. После победы над ним свыше трех тысяч повстанцев было убито, пятнадцать тысяч сослано без суда. Со времени этого поражения пролетариат отходит на задний план революционной сцены. Он снова пытается пробиться вперед каждый раз, когда кажется, что в движении наступил новый подъем, но эти попытки становятся все слабев и приносят все более ничтожные результаты. Как только какой-нибудь из стоящих выше него общественных слоев приходит в революционное брожение, пролетариат вступает с ним в союз и таким образом разделяет все поражения, последовательно претерпеваемые различными партиями. Но эти последующие удары становятся все слабее по мере того, как они распределяются по все большей поверхности общества. Более выдающиеся вожди пролетариата в Собрании и в прессе один за другим делаются жертвой суда, и их место занимают все более сомнительные личности. Часть пролетариата пускается на доктринерские эксперименты, создание меновых банков и рабочих ассоциаций - другими словами, в такое движение, в котором он отказывается от мысли произвести переворот в старом мире, пользуясь совокупностью заложенных в самом старом мире могучих средств, а пытается осуществить свое освобождение за спиной общества, частным путем, в пределах ограниченных условий своего существования и потому неизбежно терпит неудачу. Пролетариат, по-видимому, не в состоянии ни обрести свое прежнее революционное величие в самом себе, ни почерпнуть новую энергию из вновь заключенных союзов, пока все классы, с которыми он боролся в июне, не будут так же повергнуты, как и он сам. Но пролетариат, по крайней мере, пал с честью, достойной великой всемирно-исторической борьбы; не только Франция - вся Европа дрожит от июньского землетрясения, между тем как последующие поражения вышестоящих классов покупаются такой дешевой ценой, что побеждающей партии приходится прибегать к наглым преувеличениям, чтобы вообще придать им характер событий, причем эти поражения становятся тем позорнее, чем дальше побежденная партия отстоит от пролетарской.

Поражение июньских повстанцев, правда, подготовило, расчистило почву, на которой могло быть возведено здание буржуазной республики, но в то же время оно показало, что в Европе дело идет не о споре на тему: "республика или монархия", а о чем-то другом. Это поражение обнаружило, что буржуазная республика означает здесь неограниченное деспотическое господство одного класса над другими. Оно показало, что в странах старой цивилизации с развитым разделением на классы, с современными условиями производства и с духовным сознанием, в котором благодаря вековой работе растворились все унаследованные по традиции идеи, что в таких странах республика означает вообще только политическую форму революционного преобразования буржуазного общества, а не консервативную форму его существования, как, например, в Соединенных Штатах Северной Америки, где классы хотя уже существуют, но еще не отстоялись и в беспрерывном движении постоянно обновляют свои составные части и передают их друг другу , где современные средства производства не только не сочетаются с хроническим перенаселением, а, наоборот, восполняют относительный недостаток в головах и руках и где, наконец, лихорадочное, полное юношеских сил движение материального производства, которое должно освоить новый мир, не дало ни времени, ни случая покончить со старым миром призраков.

Все классы и партии во время июньских дней сплотились в партию порядка против класса пролетариев - партии анархии, социализма, коммунизма. Они "спасли" общество от "врагов общества". Они избрали паролем для своих войск девиз старого общества: "Собственность, семья, религия, порядок", и ободряли контрреволюционных крестоносцев словами: "Сим победиши!" Начиная с этого момента, как только одна из многочисленных партий, сплотившихся под этим знаменем против июньских повстанцев, пытается в своих собственных классовых интересах удержаться на революционной арене, ей наносят поражение под лозунгом: "Собственность, семья, религия, порядок!" Общество оказывается спасенным каждый раз, когда суживается круг его повелителей, когда более узкие интересы одерживают верх над более общими интересами. Всякое требование самой простой буржуазной финансовой реформы, самого шаблонного либерализма, самого формального республиканизма, самого плоского демократизма одновременно наказывается как "покушение на общество" и клеймится как "социализм". Под конец самих верховных жрецов "религии и порядка" пинками сгоняют с их пифийских треножников, среди ночи стаскивают с постели, впихивают в арестантскую карету, бросают в тюрьму или отправляют в изгнание, их храм сравнивают с землей, им затыкают рот, ломают их перья, рвут их закон - во имя религии, собственности, семьи и порядка. Пьяные толпы солдат расстреливают стоящих на своих балконах буржуа - фанатиков порядка, оскверняют их семейную святыню, бомбардируют для забавы их дома - во имя собственности, семьи, религии и порядка. В довершение всего подонки буржуазного общества образуют священную фалангу порядка и герой Крапюлинский вступает в Тюильрийский дворец в качестве "спасителя общества".

Значение ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА ЛУИ БОНАПАРТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА ЛУИ БОНАПАРТА

брюмера Луи Бонапарта", произведение К. Маркса, в котором на опыте классовой борьбы во Франции в 1848-51 развиваются важнейшие положения исторического материализма, теории и тактики классовой борьбы пролетариата. Работа была написана в Лондоне в декабре 1851 - марте 1852 под непосредственным впечатлением государственного переворота во Франции, произведённого 2 декабря 1851 Луи Бонапартом [Маркс рассматривает этот переворот как карикатуру на переворот, осуществлённый Наполеоном Бонапартом 9 ноября (18 брюмера) 1799; отсюда - название книги]. Она была опубликована в мае 1852 в Нью-Йорке в издававшемся соратником Маркса И. Вейдемейером журнале "Revolution".

В этом произведении Маркс продолжает рассмотрение истории Революции 1848 во Франции, начатое в его предшествующей работе "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.", даёт чёткую периодизацию истории революции, анализирует все перипетии политической жизни Франции революционных лет под углом зрения их конечного результата - бонапартистского переворота. Маркс рассматривает бонапартистский переворот как следствие резкого обострения классовых антагонизмов буржуазного общества, усиления контрреволюционности буржуазии, которая из страха перед пролетариатом отказалась от такой непосредственной формы своего господства, как буржуазная республика, и ради сохранения эксплуататорского строя передала власть в руки реакционной клики авантюристов. Показывая, что бонапартизм является диктатурой наиболее контрреволюционных элементов буржуазии, Маркс вскрыл его отличительные черты: политику лавирования между классами, кажущуюся самостоятельность государственной власти, грубую демагогию, прикрывающую защиту интересов эксплуататорской верхушки и сочетающуюся с политическим террором; всесилие военщины, продажность и коррупцию, использование преступного мира, шантажа, подкупа и других грязных средств. Уже на опыте первых месяцев бонапартистского режима Маркс вскрыл присущие ему внутренние противоречия и предсказал неизбежность его краха.

Большое внимание Маркс уделяет положению самого многочисленного в те годы класса французского общества - крестьянства - и анализу причин, заставивших крестьян отдать свои голоса Луи Бонапарту. Маркс вскрывает двойственную социальную природу крестьянина, подчёркивая, что наряду с консервативными устремлениями, которые Бонапарту удалось временно использовать, крестьянин обнаруживает и революционные тенденции, стремление вырваться из традиционных условий существования. Если предрассудки толкнули крестьянина к Бонапарту, то рассудок, осознание им своих интересов должны привести его к единству действий с рабочим классом. "Крестьяне, - пишет Маркс, - поэтому находят своего естественного союзника и вождя в городском пролетариате, призванном ниспровергнуть буржуазный порядок" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 211). При этом Маркс подчёркивает, что в лице крестьян "... пролетарская революция получит тот хор, без которого её соло во всех крестьянских странах превратится в лебединую песню" (там же, с. 607). Этот вывод Маркса является развитием сформулированной им уже в "Классовой борьбе во Франции..." (написана в 1850) идеи союза рабочего класса с крестьянством под руководством рабочего класса.

Подчёркивая, что революции являются могучим ускорителем общественных процессов, Маркс показывает в своей работе некоторые существенные различия между буржуазными и пролетарскими революциями. В то время как первые "скоропреходящи, быстро достигают своего апогея", пролетарские революции представляют собой не кратковременную вспышку, а длительную полосу коренных преобразований. Они "постоянно критикуют самих себя", им свойственны стремление безбоязненно вскрывать и исправлять свои ошибки, неудержимая тяга к движению вперёд.

Огромное теоретическое значение имеет выдвинутое Марксом положение об отношении пролетарской революции к буржуазному государству. В этой работе Маркс на основе опыта революций 1848-49 впервые формулирует вывод о необходимости слома победившим пролетариатом старой государственной машины. Прослеживая на примере Франции возникновение и развитие военно-бюрократического государственного аппарата, Маркс указывает, что "все перевороты усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее" (там же, с. 206). "Этот вывод, - отмечал В. И. Ленин, - есть главное, основное в учении марксизма о государстве" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 28).

В "В. б. Л. Б." Маркс обосновывает также ряд других положений исторического материализма: об отношении между базисом и надстройкой, между идеологическими и политическими представителями того или иного класса и самим классом, о роли политических партий и роли личности в истории и т.д.

"В. б. Л. Б." выдержало множество изданий на различных языках. Со 2-го немецкого издания (1869, Гамбург) содержит предисловие К. Маркса, а с 3-го (1885, Гамбург) - также и предисловие Ф. Энгельса. На русском языке работа впервые издана в 1894 в Женеве; вошла в 1-е изд. (т. 8) и 2-е изд. (т. 8) сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, в избранные произведения: К. Маркса в 2 томах (т. 2 - 1935, 1937, 1938, 1940), К. Маркса и Ф. Энгельса в 2 томах (т. 1 - 1948, 1949, 1952, 1955), К. Маркса и Ф. Энгельса в 3 томах (т. 1 - 1966). В виде отдельной книги "В. б. Л. Б." выдержало в СССР к 1 июля 1970 53 издания на языках народов СССР и иностранных языках общим тиражом 1 млн. 398 тыс. экз.; из них на рус. яз. 16 изданий общим тиражом 1 млн. 31 тыс. экз.

Б. А. Крылов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА ЛУИ БОНАПАРТА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛУИ
    (Louis) или Луидор (Louisd"or, собств. "золотой Людовик") - впервые появившаяся в 1640 г. французская золотая монета, сначала с крестом, при …
  • ЛУИ
    ЛУ́И ФИЛИПП (Louis-Philippe) (1773-1850), франц. король в 1830-48. Из младшей (Орлеанской) ветви династии Бурбонов. Возведён на престол после Июльской рев-ции …
  • ЛУИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛУ́И БОНАПАРТ (Louis Bonaparte) (Луи Наполеон Бонапарт), см. Наполеон III …
  • ВОСЕМНАДЦАТОЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВОСЕМН́АДЦАТОЕ БРЮМЕРА VIII года (по респ. календарю франц. рев-ции), гос. переворот 9-10.11.1799 Наполеона Бонапарта, заменивший режим Директории воен. диктатурой в …
  • ФРАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • СОЧИНЕНИЯ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА
    К. Маркса И Ф. Энгельса. Собирание, публикация, распространение и изучение литературного наследия основоположников научного коммунизма - одно из важнейших условий …
  • РЕВОЛЮЦИЯ 1848 ВО ФРАНЦИИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    1848 во Франции, буржуазно-демократическая революция, свергнувшая буржуазную Июльскую монархию и установившая Вторую республику во Франции (1848-52). Революция была вызвана как …
  • БОНАПАРТЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Оставляя в стороне многоразличные генеалогические изыскания относительно фамилии Б., обязанные своим происхождением желанию польстить великому императору французов и называвшие его …
  • ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
    Содержание: I. Место Ф. революции в европейской истории. ? II. Основные причины Ф. революции. ? III. Общий ход событий с …
  • ФРАНЦИЯ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • БОНАПАРТЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Оставляя в стороне многоразличные генеалогические изыскания относительно фамилии Б., обязанные своим происхождением желанию польстить великому императору французов и называвшие …
  • ЖИЗНЬ С ЛУИ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-09-08 Time: 06:28:21 * Андерсон, три круга! * Я всё слышал! * Твою маму я тоже люблю, но за …
  • МАРКС в Новейшем философском словаре:
    (Marx) Карл (1818-1883) - немецкий социолог, философ, экономист. Изучал право, философию, историю, историю искусств в Бонне и Берлине (1835-1841). Докторская …
  • МАРКС в Словаре постмодернизма:
    (Marx) Карл (1818-1883) - немецкий социолог, философ, экономист. Изучал право, философию, историю, историю искусств в Бонне и Берлине (1835- 1841). …
  • ПОРТ-ЛУИ в Справочнике Городов и столиц мира:
    МАВРИКИЙ Порт-Луи-столица Республики Маврикий и административный центр округа Порт-Луи. Это главный порт страны на Индийском океане, а также ее крупнейший …
  • ЛУИ-ФИЛИПП
    Король Франции в 1830-1848 гг. Сын герцога Орлеанского Луи-Филиппа и Аделаиды Бурбон- Пентьеврской, Ж.: с 1809 г. Мария Амелия, дочь …
  • ЛУИ-ФИЛИПП в биографиях Монархов:
    Король Франции в 1830—1848 гг. Сын герцога Орлеанского Луи-Филиппа и Аделаиды Бурбон- Пентьеврской, Ж.: с 1809 г. Мария Амелия, дочь …

  • во время войны Франции против 1-й антифранцузской коалиции европейских держав 1792-97. В апреле 1796 французская армия Наполеона Бонапарта разбила сардинские …
  • ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА в Большом энциклопедическом словаре:
    VIII года (по республиканскому календарю Французской революции) государственный переворот 9-10 ноября 1799 Наполеона Бонапарта, заменивший режим Директории военной диктатурой в …
  • НАПОЛЕОНОВСКИЕ ВОЙНЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    войны, войны Франции в период консульства (1799-1804) и империи Наполеона I (1804-14, 1815). Велись в интересах французской буржуазии, стремившейся установить …
  • ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОХОД БОНАПАРТА 1796-97 в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    поход Бонапарта 1796-97, боевые действия французских войск под командованием генерала Наполеона Бонапарта против австро-сардинских войск в Северной Италии во время …
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    материализм (материалистическое понимание истории), марксистская теория развития общества и методология его познания. Предметом И. м. является общество как целостная и …
  • ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    брюмера VIII года республики (по республиканскому календарю Великой французской революции), государственный переворот 9-10 ноября 1799, совершённый Наполеоном Бонапартом, приведший к …
  • БЮРОКРАТИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (буквально - господство канцелярии, от франц. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - сила, власть, господство), специфическая форма социальных …
  • СЕНТ-ЛУИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Saint-Louis) — гор. в сев.-амер. шт. Миссури, пятый по населенности в Сев.-Амер. союзе, торговая метрополия в области Миссисипи, на зап. …
  • НАПОЛЕОН I в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I император французов, основатель династии Бонапартов (см.), одна из замечательнейших личностей во всемирной истории. Второй сын корсиканского дворянина Карло-Мариа Буонапарте, …
  • СЕНТ-ЛУИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Saint-Louis) ? гор. в сев.-амер. шт. Миссури, пятый по населенности в Сев.-Амер. союзе, торговая метрополия в области Миссисипи, на зап. …
  • НАПОЛЕОН I в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? император французов, основатель династии Бонапартов (см.), одна из замечательнейших личностей во всемирной истории. Второй сын корсиканского дворянина Карло-Мариа Буонапарте, …
  • ЛУИ ФИЛИПП в Словаре Кольера:
    (Louis Philippe) (1773-1850), король Франции, родился 6 октября 1773 в Париже, старший сын Луизы Бурбонской и герцога Орлеанского. Впоследствии отказался …
  • ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ТЕРМИДОРИАНСКИЙ КОНВЕНТ И ДИРЕКТОРИЯ в Словаре Кольера:
    К статье ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Термидорианская реакция. Формы "революционного" правительства сохранялись до октября 1795, так как Конвент продолжал обеспечивать исполнительную …
  • БОНАПАРТ, ЛУИ в Словаре Кольера:
    (Bonaparte, Louis) (1778-1846), младший брат императора Франции Наполеона I, король Голландский. Родился 2 сентября 1778 в Аяччо (Корсика). Наполеон следил …
  • ПРИЗРАКИ МАРКСА в Словаре постмодернизма:
    ("Spectres de Marx") - книга Деррида, опубликованная на французском языке в 1993, переведена на английский и опубликована в США в …
  • СОВЕТ СТАРЕЙШИН
    - одна из двух палат французского законодательного корпуса, созданного конституцией III года республики (1795). избирался на основе цензового и двухстепенного …
  • СОВЕТ ПЯТИСОТ в Однотомном большом юридическом словаре:
    - одна из двух палат французского законодательного корпуса (другая - совет старейшин), созданного в 1795 г. (конституцией III года республики). …
  • КОНСУЛЬСТВО в Однотомном большом юридическом словаре:
    1) звание и должность консула; 2) то же, что и консульское представительство; 3) период управления консулов в Древнем Риме; 4) …
  • КОНСУЛЫ в Однотомном большом юридическом словаре:
    1) в Древнем Риме два высших должностных лица, избиравшихся на один год. обладали высшей гражданской и военной властью. в эпоху …
  • ДИРЕКТОРИЯ в Однотомном большом юридическом словаре:
    1)(исполнительная директория) - правительство (из пяти директоров) французской республики в ноябре 1795 - ноябре 1799 гг. конец д. положил государственный …
  • СОВЕТ СТАРЕЙШИН
    - одна из двух палат французского Законодательного корпуса, созданного Конституцией III года республики (1795). Избирался на основе цензового и двухстепенного …
  • СОВЕТ ПЯТИСОТ в Большом юридическом словаре:
    - одна из двух палат французского Законодательного корпуса (другая - Совет старейшин), созданного в 1795 г. (Конституцией III года республики). …
  • КОНСУЛЬСТВО в Большом юридическом словаре:
    - 1> звание и должность консула; 2> то же, что и консульское представительство; 3> период управления консулов в Древнем Риме; …
  • КОНСУЛЫ в Большом юридическом словаре:
    - 1> в Древнем Риме два высших должностных лица, избиравшихся на один год. Обладали высшей гражданской и военной властью. В …
  • ЛИОНСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЕПАРХИЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лионская епархия Римско-католической Церкви. Римо-католические архиепископы Лионские были графами Лиона и провинции Лионне, примасами Южной …
  • ЛАНГРСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лангрская епархия Римско-католической церкви. История Лангрской епархии восходит ко II веку. Она была одной из …
  • НАПОЛЕОН III в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
материализма, теории и тактики классовой борьбы пролетариата. Работа была написана в Лондоне в декабре 1851 - марте 1852 под непосредственным впечатлением государственного переворота во Франции, произведённого 2 декабря 1851 Луи Бонапартом [Маркс рассматривает этот переворот как карикатуру на переворот, осуществлённый Наполеоном Бонапартом 9 ноября (18 брюмера) 1799; отсюда - название книги]. Она была опубликована в мае 1852 в Нью-Йорке в издававшемся соратником Маркса И. Вейдемейером журнале «Revolution».

В этом произведении Маркс продолжает рассмотрение истории Революции 1848 во Франции , начатое в его предшествующей работе «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», даёт чёткую периодизацию истории революции, анализирует все перипетии политической жизни Франции революционных лет под углом зрения их конечного результата - бонапартистского переворота. Маркс рассматривает бонапартистский переворот как следствие резкого обострения классовых антагонизмов буржуазного общества, усиления контрреволюционности буржуазии, которая из страха перед пролетариатом отказалась от такой непосредственной формы своего господства, как буржуазная республика, и ради сохранения эксплуататорского строя передала власть в руки реакционной клики авантюристов. Показывая, что бонапартизм является диктатурой наиболее контрреволюционных элементов буржуазии, Маркс вскрыл его отличительные черты: политику лавирования между классами, кажущуюся самостоятельность государственной власти, грубую демагогию, прикрывающую защиту интересов эксплуататорской верхушки и сочетающуюся с политическим террором; всесилие военщины, продажность и коррупцию, использование преступного мира, шантажа, подкупа и других грязных средств. Уже на опыте первых месяцев бонапартистского режима Маркс вскрыл присущие ему внутренние противоречия и предсказал неизбежность его краха.

Большое внимание Маркс уделяет положению самого многочисленного в те годы класса французского общества - крестьянства - и анализу причин, заставивших крестьян отдать свои голоса Луи Бонапарту. Маркс вскрывает двойственную социальную природу крестьянина, подчёркивая, что наряду с консервативными устремлениями, которые Бонапарту удалось временно использовать, крестьянин обнаруживает и революционные тенденции, стремление вырваться из традиционных условий существования. Если предрассудки толкнули крестьянина к Бонапарту, то рассудок, осознание им своих интересов должны привести его к единству действий с рабочим классом. «Крестьяне, - пишет Маркс, - поэтому находят своего естественного союзника и вождя в городском пролетариате, призванном ниспровергнуть буржуазный порядок» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 211). При этом Маркс подчёркивает, что в лице крестьян «... пролетарская революция получит тот хор, без которого её соло во всех крестьянских странах превратится в лебединую песню» (там же, с. 607). Этот вывод Маркса является развитием сформулированной им уже в «Классовой борьбе во Франции...» (написана в 1850) идеи союза рабочего класса с крестьянством под руководством рабочего класса.

Подчёркивая, что революции являются могучим ускорителем общественных процессов, Маркс показывает в своей работе некоторые существенные различия между буржуазными и пролетарскими революциями. В то время как первые «скоропреходящи, быстро достигают своего апогея», пролетарские революции представляют собой не кратковременную вспышку, а длительную полосу коренных преобразований. Они «постоянно критикуют самих себя», им свойственны стремление безбоязненно вскрывать и исправлять свои ошибки, неудержимая тяга к движению вперёд.

Огромное теоретическое значение имеет выдвинутое Марксом положение об отношении пролетарской революции к буржуазному государству. В этой работе Маркс на основе опыта революций 1848-49 впервые формулирует вывод о необходимости слома победившим пролетариатом старой государственной машины. Прослеживая на примере Франции возникновение и развитие военно-бюрократического государственного аппарата, Маркс указывает, что «все перевороты усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее» (там же, с. 206). «Этот вывод, - отмечал В. И. Ленин, - есть главное, основное в учении марксизма о государстве» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 28).

В «» Маркс обосновывает также ряд других положений исторического материализма: об отношении между базисом и надстройкой, между идеологическими и политическими представителями того или иного класса и самим классом, о роли политических партий и роли личности в истории и т.д.

««Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» » выдержало множество изданий на различных языках. Со 2-го немецкого издания (1869, Гамбург) содержит предисловие К. Маркса, а с 3-го (1885, Гамбург) - также и предисловие Ф. Энгельса. На русском языке работа впервые издана в 1894 в Женеве; вошла в 1-е изд. (т. 8) и 2-е изд. (т. 8) сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, в избранные произведения: К. Маркса в 2 томах (т. 2 - 1935, 1937, 1938, 1940), К. Маркса и Ф. Энгельса в 2 томах (т. 1 - 1948, 1949, 1952, 1955), К. Маркса и Ф. Энгельса в 3 томах (т. 1 - 1966). В виде отдельной книги ««Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» » выдержало в СССР к 1 июля 1970 53 издания на языках народов СССР и иностранных языках общим тиражом 1 млн. 398 тыс. экз.; из них на рус. яз. 16 изданий общим тиражом 1 млн. 31 тыс. экз.

Б. А. Крылов.

Статья про слово "«Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 8239 раз

Работа Карла Маркса «18 брюмера Луи Бонапарта» уже давно признана классикой политического анализа. Она была написана под непосредственным впечатлением государственного переворота во Франции, произведенного 2 декабря 1851 года Луи Бонапартом. Маркс рассматривает этот переворот как карикатуру на переворот, осуществленный Наполеоном Бонапартом 9 ноября (18 брюмера) 1799. Отсюда и название книги. Но суть дела не в этом. На примере переворота, осуществленного Луи Бонапартом, Маркс прекрасно показал, что всяческие попытки повторить то, что «носило славный характер» в прошлом, в настоящем выглядит не иначе, как фарс.

/>

Да простит нам читатель столь длинное вступление, но оно нам необходимо для того, чтобы понять, сколь скуден ум тех, кто вопреки предостережениям Гераклита, прозванного греками «Темным», по-прежнему пытается в одну и ту же реку вступить дважды. В нашей статье речь пойдет об очередном «новшестве», которое пытаются внести в многострадальный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" наши прогрессивные и от этого неугомонные депутаты Госдумы. В частности депутаты предлагают в крупных городах России создать внутригородские муниципальные образования в пределах границ городских районов. К ним отойдут некоторые вопросы местного значения. Предположительно, в их полномочия будет входить решение наиболее близких к населению вопросов.

Если сии поправки будут приняты, то на примере Саратова система местного самоуправления получит следующую конфигурацию: в городе сформируется шесть внутригородских муниципальных образований (по числу районов города), которые будут иметь свои представительные органы. Городская Дума, в свою очередь, будет формироваться из районных депутатов, а главу города будут избирать депутаты из своего состава. Администрацией по-прежнему будет руководить сити-менеджер, назначаемый на конкурсной основе.

Вам это ничего не напоминает? Спросите у более старших товарищей, как была устроена местная власть в Саратове этак в году 80-м. Они вам расскажут, что она была точно такой, какой ее хотят видеть сегодня инициаторы данных поправок. Недалекие умом инициаторы пытаются возродить СССР, точнее систему органов местного самоуправления, которая была в период советской власти. Тут много ума не надо. Бери старую схему и применяй ее к новым реалиям. Будет ли при этом она работать - не столь важно. В данной статье мы покажем, что эта задумка является утопией, способной не организовать, а дезорганизовать систему местных органов власти. Но обо всем по порядку.

Если кто забыл, то мы напомним, что в Советском Союза все (том числе и самые низовые) органы власти были не только подконтрольны КПСС, но и самым тесным образом с этой правящей партией переплетены. Вот почему мы считаем, что возрождение прежней системы местного самоуправления невозможно без учреждения новой партии, созданной по типу КПСС.

Если взять городской уровень, то начиная с районного звена параллельно районным советам народных депутатов существовали районные партийные организации, которые стояли над этими советами. Сами советы делились на законодательные и исполнительные - райсовет и райисполком соответственно. В каждом районе города был районный комитет партии. Секретарь райкома КПСС, как правило, становился и председателем райсовета. Особо подчеркнем, что без партии советы работать не могли. Они представляли собой сиамских близнецов, разделить которых было невозможно без летального исхода для обеих половинок.

Когда КПСС почила в бозе, следом за ней приказали долго жить и советы всех уровней. И дело не в том, что советы не могли существовать без партии. Дело в том, что они изначально создавались, как органы подконтрольные, подотчетные, зависимые от органов партийных. Поэтому наш первый тезис можно сформулировать так: если возрождать прежнюю (районную) систему местного самоуправления, то необходимо возрождать и что-то очень похожее на КПСС.

Полагаем, что сложностей с этим не будет. Сложности возникнут с другой стороны, с той, о которой авторы поправок, скорей всего, даже и не думали.
Снова напомним нашим читателям, что в Саратове, впрочем, как и во всей РСФСР советы, в том числе и районные, существовали до октября 1993 года. Если кто-то полагает, что они могли бы существовать и поныне, если бы Борис Ельцин их не упразднил своим Указом, то смеем утверждать, что сие мнение ошибочно.

Дело в том, что имея идеологическую (руководящую и направляющую) платформу в виде райкома КПСС, районные советы имели и очень мощную материальную (финансовую) платформу в виде наиболее мощных советских предприятий, расположенных на территории районов того же города Саратова.

Самыми богатыми, по меркам тех времен, были советы двух районов города... вы, наверное уже догадались, что назывались они Заводским и Ленинским. Райсоветы тех далеких лет больше походили на органы, которые занимались мелким благоустройством, как то рассаживанием клумб, озеленением, покраской лавок и заборов, а также организацией праздничных мероприятий, связанных с очередной годовщиной Великого Октября и Первомаем. Занимались они организацией выборов, ну и прочей мелочевкой.

Львиную долю расходов по содержанию жилья, коммунальных служб, социального сектора, инфраструктуры и прочая и прочая несли на своих плечах предприятия города. Например, в заводском районе это были САЗ, Зуборезный завод, СПЗ, СПО «Нитрон», НПЗ, не считая предприятием масштабом поменьше. Это были доноры районного бюджета, при этом не прямые, а опосредованные, поскольку, как мы уже отмечали, львиную долю ЖКХ и проч. обеспечивали сами предприятия.

Напомним, что советское предприятие - это производственно-социальный комплекс, на балансе которого, не считая производства, стояло почти все: водоканал, коммуналка, жилье, школы, детские сады, дома культуры, базы отдыха, даже парки и скверы. Самостоятельно районные советы ничего не могли сделать. Они не были к этому подготовлены. У них не было ничего из того, что сегодня, например, находится на балансе городской администрации. Ни техники, ни специалистов, ничего. Всем этим занимались предприятия.

Райсовет у рядового советского обывателя чаще всего ассоциировался с райсобесом. Здесь можно было стать на очередь на получение квартиры, да и то, если ты не трудился на таком гиганте, как САЗ или «Нитрон». Иными словами, помощь могли получить, так сказать, «бесхозные» жители, кто не трудился на гигантах советской индустрии. Наш второй тезис гласит: для возрождения прежней системы районных советов надо возрождать и гиганты советской индустрии. Например, такие, как САЗ, СПО «Нитрон», СПЗ (в масштабах производства образца этак 1985 года), НПЗ, Завод тяжелых зуборезных станков, ну и далее по списку.

Еще раз подчеркнем, что советы всех уровней были ликвидированы указом Ельцина скорее формально. Без партии и советского типа производства, они существовать не могли. Крах отечественной промышленности, отказ предприятий содержать, так, называемую, социалку привел к тому, что районные советы утратили свою материальную платформу и были упразднены не только, как политические элементы в системы управления, но и как элементы, лишенные материально-технической (бюджетной базы).

Поэтому инициаторам поправок надо будет подумать над тем, как нам возродить доноров райсоветов, но поскольку, например, САЗ уже не восстановить (фарш невозможно прокрутить назад, и мясо из котлет не восстановишь), содержать такие советы будет не на что, полномочий у них (из-за отсутствия денег) будут сугубо номинальные и они повиснут бесполезной гирей на теле и без того скудного бюджета города Саратова.

Кстати, о бюджете. После такой реформы его надо будет «размазывать» по шести районам, а иначе зачем учреждать райсоветы, если не дать им денег!

Как будем «размазывать», всем сестрам по серьгам, или же с учетом количества жителей в каждом районе? В Ленинском, например, проживает около 270 тыс. саратовцев, а во Фрунзенском около 30 тыс. Так что же всем по миллиарду, или все-таки с учетом площадей и числа жителей? Вопрос отнюдь не риторический.

Формально эти жалкие 10 млрд (или чуть больше, не в этом суть) рублей из городского бюджета можно поделить на шесть. Выйдет по 1 млрд с копейками на район, но и это еще полбеды. Ведь с разделением бюджета надо будет делить и инфраструктуру. Водоканал, дороги, энергетика, социалка и т.д. За все теперь будут отвечать районные власти. Но если на 1 млрд руб. Фрунзенский район еще как-то сможет выкрутиться, то Заводской и Ленинский загнутся окончательно и бесповоротно. Или же райсоветы будут созданы, а вот бюджет будет консолидирован? Но тогда начнется такая борьба за мир, т.е. за бюджет, что камня на камне не окажется!

Конечно, нас здесь можно обвинить в утрированном подходе, но мы не обидимся и перейдем к третьему тезису, который будет звучать так: без денег эта реформа обречена на провал, без денег, но с разделением городского самоуправления на шесть райсоветов, это самое управление будет парализовано.

Вот почему мы считали и продолжаем считать, что реформировать местное самоуправление надо не с воссоздания старых структур, которые работали в другой системе координат, а с создания материальной базы местного самоуправления. Но, судя по всему, инициаторы сих поправок ограничились только бюрократическими вопросами, оставив вопрос о материальной и финансовой базе на усмотрение и без того нищих и погибающих российских городов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!