Конец 20 го века. Россия в начале XX века

В 1903 г. Уилбор и Орвилл Райты построили аэроплан «Флайер». Самолет был оснащен бензиновым двигателем, а его первый полет совершился на высоту 3м и длился в течении 12 секунд. В 1919 г. была открыта первая воздушная линия из Парижа в Лондон. Максимально допустимое количество пассажиров было , а длительность полета составляла 4 часа.

Радиоэфир

В 1906 г. вышла в эфир первая радиопередача. Канадец Редженалд Фессенден играл на скрипке в радиоэфире, а его выступление принималось на кораблях за тысячи миль. К началу 1960-х гг. появились первые карманные радиоприемники, работающие на батареях.

Первая Мировая Война

В 1914 г. , в которой принимали участие 38 стран. В военных действиях участвовали Четверной союз (Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария) и блок Антанты (Россия, Англия, Франция, Италия и др.) Конфликт произошел между Австрией и Сербией из-за убийства австрийского наследника престола. Война более 4-х лет, и в сражениях погибло более 10 млн. солдат. Блок Антанты одержал победу, но экономика стран за время военных действий пришла в упадок.

Русская Революция

В 1917 г. в России началась Великая Октябрьская Революция. Был свергнут царский режим и расстреляна императорская семья Романовых. На смену царской власти и капитализму пришел социалистический строй, который предлагал создать равенство для всех трудящихся. В стране установилась диктатура пролетариата, а классовое общество было ликвидировано. Появилось новое тоталитарное государство - Российская Социалистическая Федеративная Республика.

Телевидение

В 1926 г. Джон Бэрд получил телевизионное изображение, а в 1933 г. Владимир Зворыкин добился лучшего качества воспроизведения. На экране 25 раз в секунду обновлялись электронные изображения, благодаря чему возникали движущиеся образы.

Вторая Мировая Война

В 1939 г. началась Вторая Мировая Война, в которой принимали участие 61 государство. Инициатором военных действий стала Германия, которая напала сначала на Польшу, а позже на СССР. Война длилась 6 лет и унесла 65 миллионов жизней. Наибольшие потери в ходе войны выпали на долю СССР, но благодаря несокрушимому духу Красная Армия одержала победу над фашистскими оккупантами.

Ядерное оружие

В 1945 г. впервые было применено : на японские города Херасиму и Нагасаки американские вооруженные силы сбросили ядерные бомбы. Таким образом США стремились ускорить окончание Второй Мировой войны с Японией. Погибли сотни тысяч жителей, а результаты бомбардировки имели катастрофические последствия.

Компьютеры и Интернет

В 1945 г. два американских инженера Джон Эккерт и Джон Моукли создали первую электронно вычислительную машину (ЭВМ), которая весила около 30 тонн. В 1952 г. к ЭВМ был подключен первый дисплей, а первый персональный компьютер был создан компанией Apple в 1983 г. В 1969 г. была создана система Интернет для обмена информацией между научными центрами США, а к началу 1990 гг. интернет превратился во всемирную сеть.

Полет в космос

В 1961 г. советская ракета преодолела земное притяжение и совершила первый полет в космос с человеком на борту. Трехступенчатая ракета была построена под руководством Сергея Королева, а управлял космическим кораблем русский космонавт Юрий Гагарин.

Распад СССР

В 1985 г. в Советском Союзе началась «Перестройка»: появилась система, на смену жесткой цензуре пришла гласность и демократия. Но многие реформы привели к экономическому кризису и обострению национальных противоречий. В 1991 г. в Советском Союзе произошел переворот, и СССР распался на 17 отдельных независимых государств. Территория страны сократилась на четверть, а США стали единственной в мире сверхдержавой.

· Россия пережила три революции:

· -1905 года; -Февральскую и Октябрьскую 1917 г.,

Русско-японскую войну 1904-1905 гг.

· -Первую мировую войну 1914-1918гг.,

Гражданскую войну

Трагическая история литературы 20 века

В 20-е годы уехали или были изгнаны писатели, составлявшие цвет русской литературы: И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелев и др.

Воздействие цензуры на литературу: 1926 год- конфискован журнал «Новый мир» с « Повестью непо-гашенной луны» Б.Пильняка.

В 30-е годы писателя рас-стреляют.

С начала 30-х годов начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны или погибли в лагерях Н.Клюев,И.Бабель, О.Мандельштам и многие другие.

С начала 30-х годов появилась тенденция приведения литературы к единому методу - социалистическому реализму. Одним из представителей стал М.Горький.

Литература конца 19 – начала 20 веков

· В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной. Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов.

· (отражение реальности, жизненной правды)

26) Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” - один из выдающихся образцов русской драматургии первой четверти XIX века. "Грибоедов новатор не только в постановке актуальных социально-политических проблем, в переосмыслении сюжета комедии, но и в изображении характеров героев и в создании типов, в использовании особого языка и стиля. Стиль комедии Грибоедова основан на живом разговорном языке, причем это язык московский. Громоздкий александрийский стих прежних комедий, необходимый для высоких жанров, Грибоедов заменил вольным ямбом, благодаря которому темп получил возможность замедляться и ускоряться в зависимости от длины строки, что создает эффект, пафос живой речи (“Гляди в окно: Молчалин на ногах давно”).

Предполагается, что у каждого героя в классицистической комедии должна быть речевая маска. Некоторые из гостей на балу и Скалозуб ее имеют, речь же остальных разнится сильно. Грибоедов хотел создать литературный и поэтический язык, поэтому все его герои говорят хорошо и остроумно: (афоризмы есть не только у Чацкого (“Свежо предание, да верится с трудом”), но и у Софьи (“Счастливые часов не наблюдают”), и у Лизы (“Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”). Гончаров в статье “Мильон терзаний пишет: “Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут, как и сам рассыпанный в них острый и едкий, живой русский ум, который Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибудь, в свой замок, и он рассыпается там злобным смехом”.

Новаторство Грибоедова заключается еще и в том, что он обогащает и психологически переосмысляет характеры героев и средства, при помощи которых эти характеры создаются. Грибоедов пишет комедию, развязку которой невозможно назвать ни трагической, ни счастливой, имеющую открытый финал, комедию, в которой нет однозначно положительного героя. Его комедия далека от произведений классицизма и романтизма, хотя и многое взяла у классицистов и романтиков. По словам Гончарова, “комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия.. . какая едва ли найдется в других литературах.

27) Биография Куприна была насыщена разнообразными событиями, которые давали писателю богатую пищу для его литературных трудов. Повесть «Поединок» уходит корнями в тот период жизни Куприна, когда он приобретал опыт военного человека. Куприн закончил кадетский корпус и Московское Александровское военное училище. Со временем нарядная сторона офицерского бытия обернулась своей изнанкой: однообразными занятиями «словесностью» и отработкой ружейных приемов, попойками в клубе да пошлыми интрижками.Однако именно эти годы дали возможность Куприну всесторонне изучить провинциальный военный быт.Работа над повестью «Поединок» в 1902 - 1905 годах была продиктована желанием осуществить давно задуманный замысел - «хватить» по царской армии, этому сосредоточению тупости, невежества, бесчеловечности.
Все события повести происходят на фоне армейской жизни, ни разу не выходя за ее рамки. Армия - это оплот самодержавия, и если в ней есть недостатки, то их надо стремиться устранять. Осознать все эти недостатки,весь ужас армейской действительности предстоит главному герою подпоручику Ромашову. Проблемы,затронутые Куприным,в повести:
непонимание большинством солдат своих командиров,проблема «рукоприкладства» ,
бедственное положение рядовых,модель крепостнического строя в русской армии,
участь тех людей, которые пытаются идти против системы.

Проблема «рукоприкладства» очень отчетливо фигурирует в данной повести. Это апофеоз социального неравенства.А телесные наказания для солдат были отменены только в 1905 г. Но в данном случае речь уже идет не о наказании, а об издевательстве: «Унтер-офицеры жестоко били своих подчиненных за ничтожную ошибку в словесности, били в кровь, выбивали зубы, разбивали ударами по уху барабанные перепонки, валили кулаками на землю». Моральный мир каждого, кто попадает в армию, коренным образом меняется и не в лучшую сторону.

Еще меньше зависти вызывает участь простых солдат. Ведь у них нет даже элементарного права выбора: «Нельзя бить человека, который не может тебе ответить, не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить голову». Солдаты должны все это терпеть и не могут даже пожаловаться, ведь они прекрасно знают, что тогда им будет.
Вдобавок к тому, что рядовые подвергаются систематическому избиению, их еще и лишаются средств к существованию: то малое жалование, которое они получают, они почти все отдают своему командиру.Уйдя официально от крепостнического строя 40 лет назад и положив на это огромное количество человеческих жизней, Россия в начале века имела модель такого общества в армии, где офицерство - это эксплуататоры-помещики, а простые солдаты - это рабы-крепостные. Армейская система разрушает сама себя изнутри. Она не выполняет в достаточной степени ту функцию, которая на нее возложена.
Тех же, кто пытается пойти против этой системы ожидает очень не легкая судьба. Фактически, в одиночку бороться с такой «машиной» бесполезно, она «поглощает всех и вся». Даже попытки осознать происходящее повергают людей в шок: Назнанский, постоянно болеющий и ушедший в запой (очевидно, пытаясь тем самым скрыться от довлеющей действительности), наконец, сам герой повести Ромашов. Для него с каждым днем все более заметными становятся вопиющие факты социальной несправедливости, все уродство системы. Он, со свойственной ему самокритичностью, находит и в себе также причины подобного положения вещей: он стал частью «машины», смешался с этой общей серой массой ничего не понимающих и потерянных людей. Ромашов пытается от них отгородиться.
Анализируя положение хлебниковых в русской армии, образ жизни офицерства и ища пути выхода из подобной ситуации, Ромашов приходит к мысли, что армия без войны - это абсурд, и, следовательно, для того, чтобы не было этого чудовищного явления «армия», а его не должно быть, надо, чтобы люди поняли ненужность войны.

28)Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма - «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений - от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов - подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

Категория музыки - вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. В первом, общефилософском значении, музыка для них универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха.Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.

29) Анна Андреевна Горенко (Ахматова) – одна из наиболее известных русских поэтесс XX века, литературный критик и переводчица. Родилась 11 (23) июня 1889 года в дворянской семье в Одессе. Когда девочке был 1 год, семья переехала в Царское село, где Ахматова смогла посещать Мариинскую гимназию. Она была настолько талантлива, что ей удалось освоить французский язык, слушая, как учительница занимается со старшими детьми. Во время проживания в Петербурге, Ахматова застала частичку эпохи, в которой жил Пушкин и это наложило отпечаток на её творчество.

Её первое стихотворение появилось в 1911 году. За год до этого она обвенчалась с известным поэтом-акмеистом Н. С. Гумилевым. В 1912 году у писательской четы появился на свет сын – Лев. В этом же году вышел в свет её первый сборник стихов под названием «Вечер». Следующий сборник «Чётки» появился в 1914 году и был распродан внушительным тиражом. Основные черты творчества поэтессы сочетали отличное понимание психологии чувств и личные переживания по поводу общенародных трагедий XX века.

У Ахматовой была довольно трагичная судьба. Несмотря на то, что она сама не находилась в заключении или изгнании, многие близкие ей люди были подвергнуты жестоким репрессиям. Так, например, первый муж писательницы, Н. С. Гумилёв, был казнен в 1921 году. Третий гражданский муж Н. Н. Пунин был трижды арестован, погиб в лагере. И, наконец, сын писательницы, Лев Гумилёв, провел более 10 лет в заключении. Вся боль и горечь утрат была отражена в «Реквиеме » (1935-1940) - одно из наиболее известных произведений поэтессы.

Будучи признанной классиками XX века, Ахматова долгое время подвергалась замалчиванию и травле. Многие её произведения не публиковались из-за цензуры и были запрещены десятилетиями даже после её смерти. Стихотворения Ахматовой переведены на многие языки. Поэтесса пережила тяжелые годы во время блокады в Петербурге, после чего была вынуждена уехать в Москву, а затем эмигрировать в Ташкент. Несмотря на все трудности, происходившие в стране, она не покинула её и даже написала ряд патриотических стихотворений.

В 1946 году Ахматов наряду с Зощенко была исключена из Союза писателей по приказу И. В. Сталина. После этого поэтесса преимущественно занималась переводами. В это же время её сын отбывал наказание, как политический преступник. Вскоре работы писательницы постепенно начинали приниматься боязливыми редакторами. В 1965 году вышел в свет её итоговый сборник «Бег времени». Также, она была удостоена итальянской литературной премии и звания почетного доктора Оксфордского университета. Осенью того же года у поэтессы случился четвертый инфаркт. В результате этого 5 марта 1966 года А. А. Ахматова скончалась в кардиологическом санатории в Подмосковье.

30)Мертвые души:

Поэма имеет кольцевую «композицию», которая отличается своеобразием и не повторяет подобной композиции, скажем, романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» или гоголевской же комедии «Ревизор».

Композиция всего задуманного произведения подсказана Гоголю бессмертной «Божественной комедией» Данте: первый том - «ад» крепостнической действительности, царство мертвых душ; второй - «чистилище», третий - «рай». Этот замысел остался неосуществленным. Написав первый том, писатель не поставил точки, она осталась за горизонтом неоконченного произведения. Не смог Гоголь провести своего героя через чистилище и показать русскому читателю грядущий рай, о котором мечтал всю жизнь.

Выбранный сюжет предоставил Гоголю «полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». В поэме огромное количество действующих лиц, представлены все социальные слои крепостной России: приобретатель Чичиков, чиновники губернского города и столицы, представители высшей знати, помещики и крепостные крестьяне. Значительное место в идейно-композиционной структуре произведения занимают лирические отступления, в которых автор касается самых острых общественных вопросов, и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра.

Главные герои:Чичиков, Манилов, Коробочка,Ноздрев, Собакевич,Плюшкин Чиновники города N:Губернатор, Председатель палаты, Прокурор Полицеймейстер, Почтмейстер

Другие герои:Петрушка, Селифан,Феодулия Ивановна Собакевич,Каретник Михеев, Степан Пробка, Елизавет Воробей, Мижуев (зять Ноздрева) Дочь губернатора.

Главная тема поэмы - это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России.Однако этим замыслам не суждено было осуществиться.

Смех в поэме «Мертвые души» - беспощадное орудие зла. Сам Гоголь, оценивавший главную черту своего таланта, видел ее в способности «озирать всю громаднонесущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы». Белинский писал, что комизм Гоголя является следствием «грустного взгляда на жизнь, что в его смехе много горечи и горести». Вот почему произведения Гоголя - это «сначала смешно, потом грустно»

«Мертвые души» - одно из тех произведений, где авторское присутствие чрезвычайно важно. Гоголь не просто изображает жизнь, он активно высказывает свое отношение к тем или иным ее сторонам, дает характеристики героям и всему жизненному укладу, размышляет о проблемах, которые на первый взгляд не имеют отношения к сюжету поэмы, но которые для автора важны. Это и есть авторская позиция.

· 31) Максим Горький. Пьеса «На дне»: жанр, композиция, сюжет. Правда жизни и философскийсмысл.
Жанр–социально-философскаядрама
Сюжет - Действие пьесы происходит в ночлежном доме, который принадлежит Михаилу Ивановичу Костылёву. Населяют его люди с самого дна социума: бедняки, воры, проститутки, чернорабочие. Некоторые отчаянно пытаются выбраться, другие опускают руки. Отношения между ними сложные, постоянно вспыхивают склоки. Василиса, супруга Костылёва, влюблённая в вора Ваську Пепла, подговаривает его убить своего мужа. Васька Пепел влюблён в младшую сестру Василисы - Наталью. Другие постояльцы «дна»: Сатин (картёжник и шулер) и Актёр (бывший театральный актёр), Барон (дворянин, промотавший всё состояние) - совершенно опустившиеся и надломленные люди. Рабочий Клещ пытается выручить денег на лечение своей смертельно больной жены.
В середине действия в ночлежке появляется странник Лука. Он жалеет и успокаивает постояльцев, обещает им примирения с действительностью. Лука предлагает Ваське и Наталье уйти и искать своё будущее. Василиса, ревнуя, постоянно избивает свою сестру. Назревавший конфликт заканчивается дракой постояльцев, во время которой Пепел случайно убивает Костылёва. Его арестовывают. В самый напряжённый момент после драки Лука исчезает, оставив тех, кто ему поверил, без надежды. Жена Клеща умирает, и тот остаётся без денег и без надежд. Актёр, услышав об уходе Луки, кончает жизнь самоубийством. Узнав о том, что Актёр удавился, Сатин говорит: «Эх… испортил песню… дурак!»
Правда жизни и философский смысл -
Впервые в русской драматургии так реалистично и беспощадно была показана жизнь социальных низов, "дна". Жизнь обитателей костылевской ночлежки так страшна и беспросветна, что заставляет читателей содрогнуться. На "дне" происходит страшное - морально и физически гибнут люди, каждый из которых достоин лучшей доли. Невозможно представить положения более трагичного, чем то, в котором оказались герои пьесы. Все они жертвы уродливых и жестоких порядков, царящих в обществе, жертвы социального зла. Несчастливое стечение жизненных обстоятельств - и человеку не под силу выправить судьбу, не подняться, и тогда одна дорога - на "дно".
Разными путями попали в ночлежку герои пьесы, теперь же у них одна судьба, страшная и неотвратимая. Многие из них мечтают о добре, красоте. Это Настя, Клещ, Анна. Другие смирились с существующим положением вещей, они равнодушны даже к преступлениям, однако умеют судить обо всем верно и бессознательно тоскуют о лучшем и достойном. И эти униженные, одинокие, глубоко несчастные,отвергнутые обществом люди ведут бесконечные споры о категориях философских, таких, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, гордость, честность, совесть, терпение, смерть. Все это интересует их в связи с еще более важной социальной и философской проблемой: что такое человек, для чего явился он на землю, в чем подлинный смысл его бытия?
Все участники споров встают перед вопросом: что лучше - истина или сострадание, правда или ложь во спасение. Проповедник лжи во спасение, странник Лука, выполняет в пьесе роль утешителя. Автор разоблачает философию Луки. Сама действительность, правда жизни опровергает ложь Луки, не только утешающую, но и оправдывающую и примиряющую, что уж никак не приемлемо для человека достойного. Так считает автор, и поэтому Лука уходит в третьем акте: "Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!" - так говорит противопоставленный Луке Сатин, выступающий в качестве резонера.
Человек силен правдой, какой бы она ни была. Философия Луки нужна только слабым, не имеющим уже сил бороться за свою судьбу. В пьесе звучат гордые слова о человеке: "Человек - вот правда! Человек! Это -великолепно! Это- звучит... гордо!". Эти слова резко контрастируют со страшной участью обитателей ночлежки. И это неизбежно порождает сложнейшие вопросы: почему происходит так, что люди попадают на "дно"? Что делать, чтобы жизнь каждого была бы достойна великого звания - Человек? Такие глубокие социально-философские проблемы ставит автор в своей пьесе.
Пьеса заканчивается трагически, потому что ее героям, попавшим на "дно", уже не подняться к свету, не возродиться к достойной жизни. Но близко духовное пробуждение обитателей "дна", растет их стремление к лучшему. Так звучит в пьесе горьковское слово - и осуждение мрака, и надежда на свет.

История 20 века была насыщена событиями самого разного характера - были в ней и великие открытия, и великие катастрофы. Государства создавались и разрушались, а революции и гражданские войны вынуждали людей оставлять родные места, чтобы отправиться в чужие края, но спасти при этом жизнь. В искусстве двадцатый век тоже оставил неизгладимый след, полностью его обновив и создав совершенно новые направления и школы. Были великие достижения и в науке.

Всемирная история 20 века

XX век начался для Европы с событий весьма печальных - случилась русско-японская война, а в России в 1905 году случилась первая, хоть и окончившаяся провалом, революция. Это была первая в истории 20 века война, в ходе которой применялось такое оружие, как миноносцы, броненосцы и тяжелая дальнобойная артиллерия.

Эту войну Российская империя проиграла и понесла колоссальные человеческие, финансовые и территориальные потери. Однако на вступление в мирные переговоры русское правительство решилось только когда из казны на войну было потрачено более двух миллиардов рублей золотом - сумма и сегодня фантастическая, а в те времена просто немыслимая.

В контексте всеобщей истории эта война была всего лишь очередным столкновением колониальных держав в борьбе за территорию ослабевшего соседа, а роль жертвы выпала слабеющей Китайской империи.

Русская революция и ее последствия

Одни из наиболее значимых событий 20 века, безусловно, была Февральская и Октябрьская революция. Падение монархии в России вызвало целую череду неожиданных и невероятно мощных событий. За ликвидацией империи последовало поражение России в Первой мировой войне, отделение от нее таких стран, как Польша, Финляндия, Украина и стран Кавказа.

Для Европы революция и последовавшая за ней Гражданская война тоже не прошли бесследно. Прекратили свое существование также Османская империя, ликвидированная в 1922 году, Германская империя в 1918. Австро-Венгерская империя просуществовала до 1918 года и распалась на несколько независимых государств.

Однако и внутри России спокойствие после революции наступило не сразу. Гражданская война продолжалась до 1922 года и закончилась созданием СССР, распад которого в 1991 году станет еще одним важным событием.

Первая мировая война

Эта война стала первой так называемой окопной войной, в которой огромное количество времени уходило не столько на продвижение войск вперед и захват городов, сколько на бессмысленное ожидание в окопах.

Кроме того, в массовом порядке применялась артиллерия, впервые было применено химическое оружие и придуманы противогазы. Другой важной особенностью стало использование боевой авиации, формирование которой происходило фактически во время боевых действий, хотя школы авиаторов были созданы за несколько лет до ее начала. Вместе с авиацией создавались и силы, которые должны были с ней бороться. Так появились войска противовоздушной обороны.

Развитие информационных и коммуникационных технологий также нашло свое отражение на поле боя. Информация стала передаваться из штаба на фронт в десятки раз быстрее благодаря строительству телеграфных линий.

Но не только на развитии материальной культуры и технологиях сказалась эта ужасная война. Нашлось ей место и в искусстве. Двадцатый век для культуры стал тем переломным моментом, когда многие старые формы были отвергнуты, а им на смену пришли новые.

Искусство и литература

Культура накануне Первой мировой войны переживала небывалый подъем, который вылился в создание самых разных течений как в литературе, так и в живописи, скульптуре и кино.

Пожалуй, самым ярким и одним из наиболее хорошо известных художественных направлений в искусстве был футуризм. Под этим названием принято объединят ряд течений в литературе, живописи, скульптуре и кинематографе, которые возводят свою генеалогию к известному манифесту футуризма, написанному итальянским поэтом Маринетти.

Наибольшее распространение, наряду с Италией, футуризм получил в России, где появились такие литературны сообщества футуристов, как "Гилея" и ОБЭРИУ, крупнейшими представителями которых Были Хлебников, Маяковский, Хармс, Северянин и Заболоцкий.

Что касается изобразительного искусства, то живописный футуризм имел в своем фундаменте фовизм, заимствуя при этом многое также и у популярного тогда кубизма, который появился на свет во Франции в начале века. В 20 веке история искусства и политики связаны неразрывно, ведь многие авангардные писатели, живописцы и кинематографисты составляли собственные планы переустройства общества будущего.

Вторая мировая война

История 20 века не может быть полной без рассказа о самом катастрофичном событии - Второй мировой войне, которая началась года и продлилась до 2 сентября 1945. Все ужасы, сопутствовавшие войне, оставили неизгладимый след в памяти человечества.

Россия в 20 веке, как и другие страны Европы, пережила множество ужасных событий, но ни одно из них не может сравниться по своим последствиям с Великой Отечественной войны, которая была частью Второй мировой. По самым разным данным, количество жертв войны в СССР достигало двадцати миллионов человек. К этому числу относят как военных, так и гражданских жителей страны, а также многочисленных жертв блокады Ленинграда.

Холодная война с былыми союзниками

В боевые действия на фронтах Мировой войны были втянуты шестьдесят два суверенных государства из семидесяти трех существовавших на тот момент. Боевые действия велись в Африке, Европе, на Ближнем Востоке и в Азии, на Кавказе и в Атлантическом океане, а также за Полярным кругом.

Вторая мировая война и холодная война последовали одна за другой. Вчерашние союзники стали сначала соперниками, а позже и врагами. Кризисы и конфликты следовали один за другим на протяжении нескольких десятилетий, пока Советский Союз не прекратил своего существования, тем самым положив конец конкуренции двух систем - капиталистической и социалистической.

Культурная революция в Китае

Если рассказывать историю двадцатого века в терминах государственной истории, то она может звучать как длинный список войн, революций и нескончаемого насилия, применяемого зачастую по отношению к совершенно случайным людям.

К середине шестидесятых годов, когда мир еще не до конца успел осмыслить последствия Октябрьской революции и гражданской войны в России, на другом конце континента развернулась очередная революция, вошедшая в историю под названием Великой пролетарской культурной революции.

Причиной Культурной революции в КНР принято считать внутрипартийный раскол и опасения Мао потерять доминирующее положение внутри партийной иерархии. В результате было принято решение начать активную борьбу с теми представителями партии, которые были сторонниками мелкой собственности и частной инициативы. Все они были обвинены в контрреволюционной пропаганде и либо расстреляны, либо отправлены в тюрьмы. Так начался массовый террор, длившийся более десяти лет, и культ личности Мао Цзэдуна.

Космическая гонка

Освоение космоса было одним из наиболее популярных направлений в двадцатом веке. Хотя сегодня для людей уже стало привычным международное сотрудничество в сфере высоких технологий и освоения космического пространства, в то время космос был ареной напряженного противостояния и жесточайшей конкуренции.

Первым рубежом, за который бились две сверхдержавы, была околоземная орбита. И США, и СССР имели к началу пятидесятых годов образцы ракетной техники, которые послужили прототипами для ракет-носителей более позднего времени.

Несмотря на всю скорость, с которой работали американские ученые, первыми груз на орбиту вывели советские ракетчики, и 4 октября 1957 года на орбите Земли оказался первый созданный человеком спутник, который совершил вокруг планеты 1440 витков, а затем сгорел в плотных слоях атмосферы.

Также советские инженеры первыми запустили на орбиту первое живое существо - собаку, а позже и человека. В апреле 1961 года с космодрома Байконур стартовала ракета, в грузовом отсеке которой находился космический корабль Восток-1, в котором был Юрий Гагарин. Мероприятие по выводу первого человека в космос было рискованным.

В условиях гонки освоение космоса могло стоить космонавту жизни, так как спеша опередить американцев, русские инженеры приняли ряд довольно рискованных с технической точки зрения решений. Однако и взлет и посадка оказались успешными. Так СССР выиграл очередной этап соревнования, получившего название Космическая гонка.

Полеты к Луне

Проиграв первые несколько этапов в освоении космоса, американские политики и ученые приняли решение поставить перед собой более амбициозную и трудную задачу, на которую Советскому Союзу могло попросту не хватить ресурсов и технических наработок.

Следующим рубежом, который нужно было взять, стал полет к Луне - естественному спутнику Земли. Проект, получивший название "Аполлон", был инициирован в 1961 году и ставил своей целью осуществление пилотируемой экспедиции на Луну и высадку на ее поверхность человека.

Какой бы амбициозной эта задача ни казалась к моменту начала проекта, но она была решена в 1969 году с высадкой Нила Армстронга и Базза Олдрина. В общей сложности в рамках программы были совершены шесть пилотируемых полетов к земному спутнику.

Поражение социалистического лагеря

Холодная война, как известно, закончилась поражением социалистических стран не только в гонке вооружений, но и в экономическом соревновании. Среди большинства ведущих экономистов существует консенсус о том, что основными причинами распада СССР и всего соцлагеря были экономические.

Несмотря на то что на территории некоторых стран распространен ресентимент относительно событий конца восьмидесятых, начала девяностых годов, для большинства стран Восточной и Центральной Европы освобождение от Советского доминирования оказалось крайне благоприятным.

В списке самых важных событий 20 века неизменно содержится строчка с упоминанием падения Берлинской стены, служившей физическим символом разделения мира на два враждебных лагеря. Датой крушения этого символа тоталитаризма считается 9 ноября 1989 года.

Технический прогресс в XX веке

Двадцатый век был богат изобретениями, никогда прежде технический прогресс не шел с такой скоростью. Сотни очень значимых изобретений и открытий были сделаны за сто лет, но некоторые из них достойны особого упоминания в силу их чрезвычайной важности для развития человеческой цивилизации.

К изобретениям, без которых немыслима современная жизнь, безусловно, относится самолет. Несмотря на то что люди мечтают о полете на протяжении многих тысячелетий, осуществить первый в истории человечества полет удалось лишь в 1903 году. Это фантастическое по своим последствиям достижение принадлежит братьям Уилбуру и Орвилу Райтам.

Другим важным изобретением, имеющим отношение к авиации, стал ранцевый парашют, сконструированный петербургским инженером Глебом Котельниковым. Именно Котельников получил патент на свое изобретение в 1912. Также в 1910 году был сконструирован первый гидросамолет.

Но, пожалуй, самым страшным изобретением двадцатого века была ядерная бомба, однократное использование которой повергло человечество в ужас, не прошедший и по сей день.

Медицина в XX веке

Одним из главных изобретений 20 века считается также технология искусственного производства пенициллина, благодаря которой человечество получило возможность избавиться от множества инфекционных заболеваний. Ученым, открывшим бактерицидные свойства грибка, был Александр Флеминг.

Все достижения медицины в двадцатом веке неразрывно были связаны с развитием таких областей знания, как физика и химия. Ведь без достижений фундаментальной физики, химии или биологии невозможно было бы изобретение рентгеновского аппарата, химиотерапии, лучевой и витаминной терапии.

В XXl веке медицина еще более плотно связана с высокотехнологичными отраслями науки и промышленности, что открывает поистине завораживающие перспективы в борьбе с такими болезнями, как рак, ВИЧ и многими другими трудноизлечимыми заболеваниями. Стоит отметить, что открытие спирали ДНК и ее последующая расшифровка также позволяют надеяться на возможность излечивания наследуемых заболеваний.

После СССР

Россия в 20 веке пережила много катастроф, среди которых были войны, в том числе и гражданские, распад страны и революции. В конце века случилась очередное крайне важное событие - Советский Союз прекратил свое существование, а на его месте образовались суверенные государства, некоторые из которых погрузились в гражданскую войну или в войну с соседями, а некоторые, как страны Балтии, довольно быстро вступили в Европейский союз и начали строительство эффективного демократического государства.

На рубеже двух веков российский капитализм стал перерастать в свою высшую стадию — империализм. Буржуазные отношения, став господствующими, требовали ликвидации пережитков крепостничества и создания условий для дальнейшего прогрессивного развития общества. Уже сложились основные классы буржуазного общества — буржуазия и пролетариат, причем последний был более однороден, связан одними и теми же невзгодами и трудностями, сконцентрирован в крупных промышленных центрах страны, более восприимчив и мобилен по отношению к прогрессивным новшествам. Необходима была лишь политическая партия, которая могла бы объединить различные его отряды, вооружила бы его программой и тактикой борьбы.
В начале XX века в России сложилась революционная ситуация. Происходило размежевание политических сил страны на три лагеря — правительственный, либерально-буржуазный и демократический. Либерально-буржуазный лагерь представляли сторонники т.н. «Союза освобождения», ставившие своей задачей установление в России конституционной монархии, введение всеобщих выборов, защиту «интересов трудящихся» и т.д. После создания партии кадетов (конституционных демократов) «Союз освобождения» прекратил свою деятельность.
Социал-демократическое движение, появившееся в 90-х годов XIX века, представляли сторонники Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), в 1903 г. разделившейся на два движения — большевиков во главе с В.И.Лениным и меньшевиков. Кроме РСДРП сюда входили эсеры (партия социалистов-революционеров).
После смерти императора Александра III в 1894 г. на престол вступил его сын Николай И. Легко поддающийся посторонним влияниям, не обладающий сильным и твердым характером, Николай II оказался слабым политиком, чьи действия во внешней и внутренней политике страны ввергли ее в пучину бедствий, начало которым положило поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. Бездарность русских генералов и царского окружения, пославших в кровавую бойню тысячи русских
солдат и матросов, еще больше накалила обстановку в стране.

Первая русская революция

Крайне ухудшившееся положение народа, полная неспособность правительства разрешить насущные проблемы развития страны, поражение в русско-японской войне стали главными причинами первой русской революции. Поводом к ней стал расстрел демонстрации рабочих в Петербурге 9 января 1905 г. Этот расстрел вызвал взрыв негодования в широких кругах российского общества. Вспыхнули массовые беспорядки и волнения во всех районах страны. Движение недовольства по-степенно приняло организованный характер. К нему присоединилось и российское крестьянство. В условиях войны с Японией и полной неготовности к таким событиям у правительства не хватило ни сил, ни средств для подавления многочисленных выступлений. В качестве одного из средств снятия напряженности царизм объявил о создании представительного органа — Государственной думы. Факт пренебрежения интересами масс с самого начала поставил Думу в положение мертво-рожденного органа, так как полномочий у нее практически не было.
Такое отношение властей вызвало еще большее недовольство как со стороны пролетариата и крестьянства, так и со стороны либерально настроенных представителей российской буржуазии. Поэтому к осени 1905 г. в России были созданы все условия для назревания общенационального кризиса.
Теряя контроль над ситуацией, царское правительство пошло на новые уступки. В октябре 1905 г. Николай II подписал Манифест, даровавший россиянам свободу печати, слова, собраний и союзов, что закладывало основы российской демократии. Этот Манифест внес раскол и в революционное движение. Революционная волна потеряла свою широту и массовость. Этим можно объяснить поражение Декабрьского вооруженного восстания в Москве 1905 г., которое являлось высшей точкой развития первой русской революции.
В сложившихся условиях на первый план вышли либеральные круги. Возникли многочисленные политические партии — кадеты (конституционные демократы), октябристы (Союз 17 октября). Заметным явлением было со-здание организаций патриотического направления — «черносотенцев». Революция шла на спад.
В 1906 г. центральным событием в жизни страны стало уже не революционное движение, а выборы во II Государственную думу. Новая Дума не смогла противостоять правительству и была разогнана в 1907 г. Так как манифест о роспуске Думы был обнародован 3 июня, государственный строй в России, продержавшийся до февраля 1917 года, получил название Третьеиюньской монархии.

Россия в Первой мировой войне

Участие России в Первой мировой войне было обусловлено обострением российско-германских противоречий, вызванных образованием Тройственного союза и Антанты. Убийство в столице Боснии и Герцеговины городе Сараеве наследника австро-венгерского престола стало поводом для начала военных действий. В 1914 г. одновременно с действиями германских войск на западном фронте русское командование предприняло вторжение в Восточную Пруссию. Оно было остановлено германскими войсками. Зато в районе Галиции войска Австро-Венгрии потерпели серьезное поражение. Итогом кампании 1914 г. стало установление равновесия на фронтах и переход к позиционной войне.
В 1915 г. центр тяжести боевых действий был перенесен на Восточный фронт. С весны по август русский фронт по всей своей протяженности был взломан германскими войсками. Русские войска были вынуждены оставить Польшу, Литву и Галицию, понеся тяжелейшие потери.
В 1916 г. ситуация несколько изменилась. В июне войска под командованием генерала Брусилова прорвали австро-венгерский фронт в Галиции на Буковине. Это наступление было остановлено противником с большим трудом. Военные действия 1917 г. происходили в условиях явно назревшего политического кризиса в стране. В России произошла Февральская буржуазно-демократическая революция, в результате которой пришедшее на смену самодержавию Временное правительство оказалось заложником прежних обязательств царизма. Курс на продолжение войны до победного конца привел к обострению ситуации в стране и к приходу к власти большевиков.

Хронология истории России в XX-м веке включает в себя массу печальных и трагических проишествий.
Так, коронация последнего императора Российской Империи Николая II, прозванного в народе «царём-тряпкой», начинается с катастрофической давки на Ходынском поле, приведшей к многочисленным жертвам. После прихода к власти в 1894 году, в 1904-м он начинает «маленькую победоносную» войну с Японией, в последствии позорно проигранную Российской стороной. В 1914 году Россия вступает в Первую Мировую Войну, которая в дальнейшем окажет на страну самое катастрофическое влияние.

Уже в 1917 году осуществляется Октябрьская революция, в ходе которой император отказывается от трона, а в 1918 году, по распоряжению большевиков, расстреливается, вместе со всей царской семьёй.

Воздвигнутое в ходе революции правительство страны, под руководством Ленина, заключает со странами-участниками конфликта Брестский мир, под тяжкими и даже грабительскими для страны условиями, и таким образом РСФСР выходит из войны.
Некоторые части населения страны и даже целые регионы выступают против большевистской власти. Наступает гражданская война между сторонниками советского правительства и их оппонентами. Эта война полностью развалила остатки и без того слабой после участия в ПМВ экономики страны.
Страна фактически лежала в руинах, преобладал массовый голод и увеличение преступности. В данных обстоятельствах Владимир Ленин начинает программу по восстановлению экономики страны после тяжелейшего послевоенного упадка — так же известную как НЭП (Новая Экономическая Политика). В данный же период, в 1922 году, образуется государство СССР, в которое поначалу входили четыре республики.

В 1922 г, когда Владимир Ленин уже был неспособен управлять делами государства из-за болезни, государство возглавляет Иосиф Сталин. Он запускает несколько масштабнейших государственных программ, таких как индустриализация и коллективизация, с целью проведения крупнейших экономических преобразований в стране в кратчайшие сроки, и переводит экономику страны на полное государственное регулирование.
С 1934 года Сталин проводит массовые внутрипартийные чистки, апогей которых приходится на 1937 г. было Репрессировано абсолютное большинство оппозиционных группе Сталина деятелей, в т.ч. революционных прокоммунистических лидеров.

В 1941 г. начинается масштабнейший военный конфликт за всю историю России в двадцатом веке — Великая Отечественная Война, продлившаяся четыре года, закончившаяся победой СССР и военной капитуляцией Германии. Советский Союз при этом потерял более 27 миллионов человек.

Несмотря на то, что Советский Союз больше всех пострадал от Второй Мировой войны, он полностью восстановил экономику страны менее чем за десять лет.
Середина двадцатого столетия - это период управления СССР Никитой Хрущевым, а так же время очередного критического конфликта, теперь уже с Соединёнными Штатами. После окончания WW2 наступает крупнейшее перестраивание мировых связей, основное участие в которых принимали как раз СССР и США, что известно как «холодная война», а после «Карибского кризиса» мир едва не был поставлен на порог ядерной катастрофы,
Во время управления страной Михаилом Горбачёвым начинается период перестройки - крупнейших изменений во всех сферах внешней и внутренней политики СССР.

В 1991 году Советский Союз распадается, образуется новое государство — Российская Федерация, президентом которой избирается Борис Николаевич Ельцин.
20-й век для России завершается чеченскими войнами, дефолтом, девальвацией рубля, а так же избранием Владимира Путина в 1999-м году.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!