Конфликт оказал большое влияние на. Влияние конфликта на организацию и его разрешение

Говоря о понятии воображения, надо сказать, что оно имеет неразрывную связь с такими психическими процессами, как восприятие, память и мышление. Но существенно отличается от них. И, принимая во внимание высказывание Л.С. Выготского относительно отличия воображения от других форм психической деятельности, важно заметить, что воображение не повторяет в тех же сочетаниях и формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением.

По мнению В.А. Ситарова, воображение состоит в мысленном отходе за границы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению событий, освежает полученный в прошлом опыт и уже имеющуюся информацию в новом контексте познания.

Воображение отражает субъективный мир человека, его видение окружающего мира. В особенности актуальна работа воображения в тех ситуациях, когда для осуществления мыслительных операций не достает количества информации, тогда с помощью воображения мы находим решения и выход из сложившейся ситуации, путем прогнозирования промежуточных и конечных результатов своей деятельности.

В.А. Ситаров дает ему следующее определение:

Воображение - это психический процесс создания образов предметов, продуктов деятельности, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание в условиях неопределенности наличной проблемной ситуации.

М.В. Гамезо предлагает похожее определение воображения, основываясь на сравнении его с другими психическими функциями:

Воображение (фантазия) - это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать. Воображение отражает реальный мир, но в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Оно отличается от образной памяти (представления), так как это принципиально новый образ, динамичный, и акт запоминания и сохранения при этом отсутствует. Воображение отличается от мышления, так как протекает в образной форме, а мышление в понятиях. Оно связано с мышлением, так как возникает в проблемной ситуации и представляет собой аналитико-синтетическую деятельность мозга (расчленяются старые объекты на части и объединяются в новый образ, например "русалка").

Подобные суждения о понятии и сущности воображения выдвигали: С.Л.Рубинштейн, Р.С. Немов, А.Г. Маклаков, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Е.И. Николаева, В.П. Ермаков, Г.А. Якунин, А.Г. Литвак и другие исследователи).

Далее, говоря о физиологическом аспекте воображения, хочется привести пример, который описывает Л.С. Выготский. Говоря о работе коры больших полушарий головного мозга, Л.С. Выготский сравнивает работу головного мозга с колеёй, оставленной колесом на земле, которая в последствие облегчает движение. Сущность этого примера заключается в том, что мозг, сохраняя наш прежний опыт, облегчает воспроизведение этого опыта в будущем. Но если бы работа мозга заключалась только в воспроизведении информации, человек не смог бы приспособиться к постоянно изменяющимся условиям.

Ввиду этого, Л.С. Выготский выделяет следующую функцию - комбинирующую или творческую.

Комбинирующая деятельность мозга основывается на сохранении в мозгу следов от прежних возбуждений, но суть этой функции заключается в том, что имея следы возбуждений, мозг комбинирует их в новые сочетания, которые не встречались в его действительном опыте.

Такая деятельность человека, основанная не только на воспроизведении его прежнего опыта, но и на создании чего-то нового, называется творческой.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, называют воображением или фантазией.,

Рассматривая этот вопрос, А.Г. Маклаков связывает процесс воображения с регуляцией органических процессов организма и движения. Ввиду того, что физиологические механизмы воображения связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

Далее, А.Г. Маклаков отмечает, что воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, представление о вкусном обеде вызывает обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки "ожога" на коже. С другой стороны, воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека. Например, стоит представить, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мозг как целое оказывает регулирующее воздействие на все органы человеческого тела. В свою очередь воображение, как и другие психические процессы, оказывает значительное влияние на работу многих систем человеческого организма. А значит, воображение играет огромную роль в формировании личности и жизни человека в целом.

В своем очерке Л.С. Выготский выделяет несколько форм связи воображения с действительностью, что, по его мнению, поможет лучше понять механизм воображения и его связь с творческой деятельностью.

Во-первых, воображение основано на прежнем опыте человека, состоящего из образов действительности.

Далее Л.С. Выготский формулирует первый и, по его словам, самый важный закон о том, что творческая деятельность воображения зависит от богатства и разнообразия прошлого опыта человека, представляющий собой материал, из которого создаются построения фантазии. Поэтому чем богаче опыт человека, тем шире материал, которым располагает его воображение.

Во-вторых, Л.С. Выготский выделяет высшую форму связи фантазии с реальностью - связь конечного продукта воображения с реальным явлением. Эта форма связи возможна благодаря чужому или социальному опыту. Иными словами, если никто не наблюдал описанного явления, то при этом правильное представление оказалось бы невозможным.

Третей формой связи между деятельностью воображения и реальностью, которую выделяет автор, является эмоциональная связь. Сущность этой связи заключается в том, что образы и впечатления, имеющие общую эмоциональную окраску, объединяются, даже если они не имеют сходства. В этом случае чувства влияют на воображение, но есть и обратная связь, при которой воображение влияет на наши эмоции. Например, игра актеров, их переживания нас тревожат и заставляют задуматься, поставить себя на их место. То есть даже если мы знаем, что все это является вымышленным, в нас возникают чувства, переживаемые в реальности.

Сущность четвертой формы связи заключается в том, что продуктом фантазии может стать предмет, не соответствующий предмету реально существующему. Такой продукт может быть создан из нескольких элементов, которые взаимодействуя, образуют качественно новую вещь, которая с момента своего появления начинает воздействовать на другие вещи в окружающем мире.

Связывая эти четыре формы, можно сделать вывод о том, что механизмами творческой деятельности человека являются не только мысли и чувства, но и их непосредственная связь и взаимодействие.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что многие исследователи, изучая воображение, придерживаются положений, представленных Л.С. Выготским, как основополагающих. Это говорит о том, что Л.С. Выготский внес колоссальный вклад в изучение воображения и психологии в целом. Он рассмотрел воображение и его роль в психике человека весьма подробно, заостряя внимание на всех аспектах данной функции. Но исследования не стоят на месте, ведь вопросы о механизмах и физиологических основах воображения остаются не до конца изучены. За последнее время мы больше узнали о физиологических аспектах воображения, о структурах центральной нервной системы, с которыми оно связано. Это позволяет проводить дальнейшие исследования, как в общей, так и специальной психологии, опираясь на предоставленный учеными опыт и знания в этой области.

Напомним, в чем состоит принципиальный подход конфликтологии к разрешению конфликтов: конфликт может быть управляем, причем управляем таким образом, что его исход будет иметь конструктивный характер.

Признание возможности конструктивного управления конфликтами не снимает того, что в отдельных случаях трудности практической реализации этой возможнос­ти могут восприниматься как непреодолимые. Например, Л. Гринхелг, обсуждая про­блемы управления организационными конфликтами, считает, что конфликт может рассматриваться как неуправляемый, если:

Одна или обе стороны могут желать продолжения конфликта;

Эмоциональные отношения сторон таковы, что конструктивное взаимодей­ствие невозможно;

Конфликт есть «верхушка айсберга», и его разрешение не имеет значитель­ного влияния на глубокие антагонистические корни (Greenhalgh, 1986).

Л. Крисберг указывает на три главных фактора, делающих конфликты трудно раз­решимыми:

1) участники рассматривают свои интересы как взаимоисключающие и воспринимают конфликт как борьбу;

2) различия в восприятии сути конфликта связаны либо с изначальными рас­
хождениями в ценностях сторон, либо с разной интерпретацией сути проис­ходящего;

3) институализация конфликта, которая его определенным образом «консерви­рует»; в качестве примера автор приводит экологические конфликты, обо­стряющиеся всякий раз, когда нарушается ранее достигнутое равновесие
(Социальный конфликт, 1998, № 4, с. 5).

В области международных отношений также могут быть приведены примеры кон­фликтных ситуаций, «неразрешаемость» которых связана с заинтересованностью влиятельных участников конфликта в его продолжении и извлечении выгоды, на­пример из войны.

Если же конфликт признается принципиально управляемым, то возникает вопрос, какие особенности конкретного конфликта могут иметь существенное влияние на его протекание и исход. По мнению Дарендорфа, успешное урегулирование конфликтов определяют следующие факторы:

1) признание участниками самого факта конфликта, признание существующих
разногласий, а также права сторон на свои позиции;

2) направленность работы с конфликтом на регулирование самих проявлений кон­фликта, предполагающее отказ от бесполезных попыток устранения причин;

3) организация конфликтных групп в целях манифестации конфликтов;

4) согласие сторон относительно соблюдения определенных правил игры, что, собственно, и делает возможной эффективную коммуникацию между ними (Дарендорф, 1994, с. 145-146).

Авторы сборника по проблемам конструктивного управления конфликтами, про­анализировав разные точки зрения, выделяют ряд фундаментальных, по их мнению, факторов, оказывающих влияние на конструктивный или деструктивный характер развития конфликта. К ним относятся: характер проблем, затронутых конфликтом; характеристики конфликтующих сторон; степень сходства-различия между сторона­ми; факторы ситуации; навыки управления конфликтом; стратегии поведения в конф­ликте (Constructive Conflict Management 1994).


Характер проблем, затронутых конфликтом . По мнению Дойча, такие харак­теристики конфликта, как тип проблемы, жесткость стоящих проблем и величина конфликта, имеют большее значение для конструктивного или деструктивного разви­тия конфликта, чем само его конкретное содержание.

Одни типы проблем считаются потенциально более доступными конструктивно­му разрешению, чем другие. Если конфликт затрагивает проблемы власти, статуса, ценностей, обладания ресурсами, тенденция к соперничеству сторон и деструктивно­му развитию ситуации будет более вероятной. Сложность проблемы снижает вероят­ность соглашения (Kelly
H., et al., 1970). В описанных нами видах конфликтов с точки зрения затрагиваемых ими противоречий ценностные конфликты являются наиболее трудно регулируемыми, а успешность работы с конфликтами интересов за­висит от их совместимости/несовместимости.

Жесткость стоящих проблем может определяться объективными ограничениями (например, недостаточными ресурсами) или субъективным восприятием конфликта его участниками как более жесткого, чем диктует реальность, например, в силу особой значимости предмета конфликта для кого-то из них.

Величина конфликта, по Дойчу, равна предполагаемому различию в результа­тах, получаемых стороной при ее выигрыше или при выигрыше в конфликте другой стороны (Deutsch, 1994). Выигрыш понимается как получение удовлетворяющего результата. Речь идет о том, что а данном конфликте «поставлено на карту», то, как соотносятся возможный выигрыш и проигрыш каждой из сторон. Чем больше конф­ликт, тем менее он доступен конструктивному разрешению. При этом он имеет тен­денцию к расширению, если стороны представлены крупными социальными единица­ми; если затрагиваются существенные и глобальные вопросы; если конфликт за­трагивает принципы и т. д.

В целом, заключает Дойч, «конфликты "здесь-и-теперь"», которые локализованы в терминах отдельных, ограниченных действий и их последствий, легче разрешаются конструктивно, чем конфликты, которые определяются в терминах принципов, пре­цедентов или прав, где проблемы растянуты во времени и пространстве и за частными действиями восходят к общим законам личностей, групп, рас или другим большим социальным единицам или категориям» (р. 19).

Характеристики конфликтующих сторон. Обычно к факторам, оказывающим влияние на развитие конфликта, по мнению С. Бордман и С. Горовиц, относят такие индивидуальные характеристики, как атрибутивные тенденции, потребность во влас­ти и контроле, личную кооперативную или конкурентную ориентацию, способность личности к генерированию возможных альтернатив решения и др. Индивидуально-психологические характеристики часто дополняют указанием на тендерные и этни­ческие особенности (Boardman, Horwitz, 1994, р. 6).

В конфликтах, с которыми работает психолог, особенности их участников при­обретают большое значение. Если даже межгосударственные конфликты несут на себе отпечаток личности лидеров противостоящих сторон, то в межличностных конфликтах личностные характеристики участников играют решающую роль. Они уже затрагивались в связи с проблемами восприятия конфликтов и конфликтного взаимодействия. А как тендерные и этнические особенности могут сказываться на потенциально конструктивном или деструктивном развитии и исходе конфликтов?

Описание тендерных особенностей едва ли не более всех других страдает от сте­реотипных представлений и предрассудков. И может быть, самой большой пробле­мой становится то, что, по справедливому замечанию Д. Майерса, «члены группы, в отношении которой действуют стереотипы, принимают эти стереотипы» (Майерс, 1997, с. 442).

По мнению Ниренберг и Росс, авторов книги «Женщины и искусство перегово­ров», женщины часто полагают, что переговоры требуют черт поведения, которыми они не обладают (и даже могут не хотеть обладать), например, агрессивностью и склонностью к соперничеству. Однако в действительности ценности, традиционно приписываемые женщинам, - забота о других, создание с ними общности, внима­ние к языку тела, гибкость, поиск альтернатив - все это является существенными элементами в успешных переговорах. «Женщины часто воспринимают эти качества как незначимые или, хуже того, как показатель слабости. Однако именно эти черты все более признаются как важные в деловом мире» (Nierenberg, Ross, 1985, р. 14).

Рубин, говоря об особенностях традиций, связанных с разрешением конфлик­тов, указывает на такой важный фактор, как необходимость «сохранить лицо», кото­рый означает, что люди в конфликте будут стремиться избежать того, чтобы пока­заться слабыми или глупыми в глазах других и в своих собственных. Учитывая свой двадцатипятилетний опыт работы в области переговорной практики, Рубин полага­ет, что «сохранение лица» является важным для культуры Соединенных Штатов, а также таких стран, как Япония или Корея. Трудно сказать, насколько его значение универсально. Также нельзя с уверенностью говорить о его одинаковой значимости для женщин и мужчин (Rubin, 1989).

Креч и Крачфилд пишут о таком психологическом параметре, как терпимость к несогласию. Абстрактные представления о значимости свободы слова, по их дан­ным, приобретают большее значение для людей с ростом интеллекта, широты знаний, увеличением уровня образования и т. д. Доминирование потребностей более низкого уровня коррелировало со склонностью к догматичным и ограниченным взглядам. Однако в конкретных ситуациях, сталкиваясь с иными позициями, человек часто входит в противоречие со своими абстрактными представлениями и отвергает воз­можность свободного проявления других взглядов (Психологическое самообразова­ние, 1992).

Сказанное, видимо, относится ко многим особенностям человека, которые, взя­тые сами по себе, еще не дают возможности прогнозировать его поведение в ситуации конкретного взаимодействия с тем или иным партнером.

Степень сходства-различия между сторонами. Этот фактор, как правило, интерпретируется через социокультурный контекст. Общий контекст позволяет нам «говорить на одном языке», что облегчает процесс коммуникации и понимания. Считается, что интергрупповые различия усиливают социальные противоречия.

Факторы ситуации. К ним обычно относят общий климат, могущий ослаблять или ужесточать конфликт, наличие социальных норм регулирования, историю от­ношений сторон, наличие третьих сил, заинтересованных в усилении или уменьше­нии конфликта, и т. д.

Семейный конфликт, связанный с конкретными разногласиями супругов, потен­циально будет легче поддаваться конструктивному урегулированию, если он возни­кает на общем благоприятном фоне, чем при наличии материальных и бытовых труд­ностей, проблем с воспитанием ребенка и т. д. Значительное влияние при этом, как уже отмечалось, будут оказывать «третьи лица» - ближайшее окружение или иные заинтересованные люди. По мнению специалистов, конфликты в области межгосу­дарственных отношений могут стать более длительными из-за наличия третьих сил, заинтересованных в своем присутствии в данном регионе. Наконец, можно привес­ти немало примеров внутренних конфликтов в стране или, например, в деятельнос­ти власти, которые трудно поддаются урегулированию или не решаются вовсе из-за отсутствия соответствующих норм регулирования подобных ситуаций.

Навыки управления конфликтом. К ним конфликтологи, в основном, отно­сят коммуникативные навыки и навыки принятия решений - конструктивные при­емы и техники активного слушания, ведения диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов, видения перспективы и др. Эффек­тивная коммуникация - решающий инструмент конструктивного управления кон­фликтами.

  • Житникова Мария Евгеньевна , студент
  • Санкт-Петербургский государственный экономический университет
  • КОНФЛИКТ
  • ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТА
  • КОНСТРУКТИВНЫЙ КОНФЛИКТ
  • ДЕСТРУКТИВНЫЙ КОНФЛИКТ

В статье поднимается вопрос влияния конфликта на организацию и рассмотрены методы его разрешения.

  • Методы разрешения конфликтов на примере ОАО «ВАЗ-экспресс-сервис»
  • Конфликт интересов на государственной гражданской службе: теория, вопросы
  • Совершенствование формирования фонда капитального ремонта в многоквартирных домах
  • Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России

Многие считают, что предотвращение конфликта, его устранение – это залог благоприятного климата в организации для ее процветания. Но В.Зигерт и Л.Ланг в своей книге «Руководить без конфликтов» утверждают, что конфликты не всегда отрицательно влияют на деятельность организации. Негативное, плохое и деструктивное влияние оказывает поведение участников конфликта в конфликтной ситуации.

Общественная жизнь невозможна без столкновения жизненных позиций, мнений, целей и идей отдельных людей или больших и малых групп. Расхождения интересов и противоречия постоянно возникают в коллективе, которые зачастую перерастают в конфликт. Необходимо обладать навыками и умениями управлять этими процессами, которые смогут предупредить возникновение негативного плана конфликтов.

Актуальность данной темы достаточно велика, как теоретическая ее часть, так и практическая. Проблематика конфликта пользуется большим спросом при разрешении конкретных ситуаций, в которых происходят столкновения интересов нескольких сторон. Столкновение мнений, точек зрения и позиций чаще всего явление общественной и производственной жизней. Для того, чтобы выработать правильную стратегию поведение в конфликтных ситуациях, необходимо знать о сути конфликта и как правильно придти к согласию. Знание конфликта способствует повышению культуры общения и делает жизнь человека устойчивей в психологическом отношении.

В настоящее время руководителям разных уровней не хватает конфликтологической культуры, знания о конфликтах и о том, как их мирно разрешить. Многие руководители не используют в разрешении конфликтов мирные и конструктивные методы, которые приводят к ситуации «выигрыш-выигрыш», а используют силовые методы.

Влияние конфликта на организацию

В зависимости от конкретной ситуации, может быть произведена реструктуризация, может произойти распад или обновление персонала, кадровые изменения, можно найти «крайнего» сотрудника или нескольких лиц, на которых будет возложена вина за все проблемы и попытаются уволить, запугав тем самым другие.

Чаще всего люди, думая о конфликте, ассоциируют его с агрессией, враждебным отношением, угрозами и т.д. Из-за этого сложилось мнение, что конфликты всегда нежелательны и их необходимо избегать, либо немедленно разрешить. Иногда конфликт может навредить целям организации или индивидуальным потребностям. Но бывает, когда конфликты могут помочь выявить разнообразие точек зрения или дать дополнительную информацию, помогающей выявить больше альтернатив.

Это может сделать процесс принятия решения группой более эффективным или дать людям возможность выразить свое мнение и удовлетворить личные потребности во власти и уважении. Также это может привести к наиболее эффективным осуществлениям стратегий, планов и проектов, так как обсуждения различных мнений по данным вопросам проводится до их фактических исполнений.

Конфликты могут быть функциональными и привести к повышению эффективности организации. В другом случае конфликты могут быть дисфункциональными и привести к снижению эффективности деятельности организации или личной удовлетворенности.

Поэтому существует разделение последствий конфликтов на конструктивные и деструктивные согласно классификации Н.А. Кислякова., Т.Е. Березкина и Д.Д. Вачуг.

Конструктивные конфликты обычно предполагают возможность рационального преобразования в организации, устраняя, таким образом, свой собственный объект, и таким образом может принести большую выгоду, способствуя ее развитию. А если конфликт не будет иметь никакого основания на самом деле, это он будет деструктивным, так как сначала система отношения между людьми разрушается, а затем вызывает разрыв в ходе производственных процессов.

Конструктивные конфликты обычно возникают на основе различия в целях, объективно учитывая характер выполняемой работы.

Наличие положительных свойств конфликта, иногда служит причиной того, что такие конфликты искусственно вызываются для получения положительного эффекта.

Нужно иметь в виду, что любые конструктивные конфликты, если их не преодолеть, становится разрушительным. Люди начинают показывать друг другу личные антипатии, ругаться, унижать других, чтобы навязать свою точку зрения, отказаться от решения актуальных проблем.

Во многих отношениях трансформация конфликта от конструктивного к деструктивному, как и вообще возникновение определенных типов конфликтов, связана с личностными особенностями участников.

Можно говорить о деструктивных методах, если в их результате конфликт перешел в кризис вместо поступательного развития.

В свою очередь, сам конфликт можно назвать разрушительным, если не получилось избежать кризиса. Но каждый конфликт является конструктивным в своей природе в качестве инструмента развития.

Можно говорить и о «нежелательных конфликтах». Это конфликт из-за различий, которые не являются значимыми для реализации конкретных проектов, но приводят к потере ресурсов организации в целом.

Но все же, сказать, что конфликт помогает или мешает деятельности организации, возможно, только после его завершения.

Как разрешить конфликтную ситуацию в организации

Разрешение конфликта - это совместная деятельность участников конфликтной ситуации, которая направлена на прекращение противодействий и решения проблемы, приводящей к столкновению.

Нерешенные проблемы, неправильные представления о намерениях другого человека, эскалация негативности, и общее отсутствие прогресса. Так что главное простое решение, когда вы стали участником конфликта или управляете конфликтом между другими участниками – это разговаривать.

Будьте спокойны. Конфликт обычно порождают сильные эмоции и даже гнев, но, в таком состоянии, вы вряд ли будете особенно рациональным или в настроении для компромисса.

Всегда показывайте уважение. Насколько бы вы были не согласны с кем-то, атакуйте аргументами, а не переходите на личности. Как Нельсон Мандела объяснил в своей автобиографии «Долгий путь к свободе»: «Я победил моих оппонентов, не опозорив их".

Дебаты или обсуждение. Так, часто конфликт создается или поддерживается из-за отсутствия реальных дебатов или дискуссий. Мы делаем предположения о точке зрения другого человека и готовности к компромиссам, что может быть абсолютно неверным. Мы избегаем дискуссий или дебатов или из-за боязни конфликтов или если мы беспокоимся о "потере".

Просто удивительно, как часто мы не согласны со словами и как изменение слов может изменить то, как люди рассматривают ситуацию. Вместо того, чтобы критиковать коллегу по работе из-за "ошибки", возможно, вы могли бы пригласить его, чтобы обсудить "возможность обучения".

Многие конфликты создаются или усугубляются отсутствием доверия. Для того, чтобы укрепить доверие необходимо время и доказательство доброй воли. Каждое действие в организации завит от других действий, поэтому повысить уровень доверия в компании является крайне необходимым фактором.

Посредничество - это процесс, в котором нейтральная сторона консультируется с лицами, участвующими в конфликте, для того, чтобы убедиться, что проблема может быть рассмотрена как облегчение разрешения. Посредник может просто слушать и задавать вопросы, или предложить другие способы смотреть на проблему или даже возможные решения.

Обратиться к процедуре примирения. Это тот же процесс посредничества, в котором, как правило, пытаются найти решение, предложив «третий путь».

Главным принципом успешного решения любого конфликта является восприятие его участниками конфликта как проблемы, которую они могут решить сообща. В таком случае все стороны конфликта останутся в выигрыше, так как будут способны найти решение, которые приемлемо для всех. Этот принцип легок в теории, но зачастую сложен на практике.

Список литературы

  1. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж.Х. Организации: поведение, структура, процессы. М., 2008
  2. Кошелев А.Н., Иванникова Н.Н. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления. М., 2007.
  3. Курбанбаева Д.Ф., Шматко А.Д. Разработка механизма государственного стратегического управления социально-экономическим развитием страны // Журнал правовых и экономических исследований. 2011. № 4. С. 22-27.
  4. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996.
  5. Цой Л.Н. Организационный конфликтменеджмент. М., 2007.
  6. Шматко А.Д. Разработка комплекса мероприятий по развитию инновационного предпринимательства в научно-технической сфере //Журнал правовых и экономических исследований. 2011. № 3. С. 19-22.

Среди факторов, оказывающих влияние на развитие конфликта, большое значение имеют индивидуальные особенности личности конфликтующих сторон (темперамент, характер, атрибутивные тенденции, потребность во власти и контроле, личная кооперативная или конкурентная ориентация, способность личности к генерированию возможных альтернатив решения и др.) Большое влияние на развитие межличностного конфликта оказывают навыки личности управления конфликтом и стратегии поведения в конфликте.

Рассматривая роль внутренних условий как детерминанты конфликт­ности личности, надо отметить, что именно они существенно влияют на восприятие реальности и особенно наличествующих противоречий.

К примеру, в процессе совместной деятельности возникло какое-то про­тиворечие. Кто-то решил его устранить путем согласований, кто-то вос­принял его как несущественное и не стал ничего предпринимать, кто-то воспринял его как угрожающее, но не стоящее тех затрат и усилий, кото­рые сопряжены с взаимодействий, а кто-то, восприняв его также как угрожающее, решил во чтобы то ни стало бороться, чтобы его устранить, даже не рас­сматривая других вариантов поведения. Каждая форма отношения к про­тиворечию и соответственного поведения зависит от конкретных внут­ренних условий.

Последний случай как раз и соответствует действию внутренних условий конфликтной личности. Именно противоборство ей видится как единственный способ разрешения противоречия, дру­гие просто не рассматриваются или априорно оцениваются как неэф­фективные.

Различные стратегии поведения личности в межличностном конфликте с основными характеристиками корпоративности и напористости:

· соперничество - сопровождающееся открытой борьбой исключительно за свои интересы;

· сотрудничество - направленное на поиск взаимовыгодного ре­шения проблемы;

· компромисс-урегулирование - осуществляемые путем взаимных уступок;

· избегание - заключающееся в стремлении ухода из ситуации любой ценой;



· приспособление - сглаживание противоречий при готовности поступиться своими интересами.

Исходя из анализа содержания данных стратегий поведения следует, что для конфликтной личности в целом наиболее характерным является стратегия соперничества. Компромиссы и сотрудничество они рассматривают как временное явление или «тактическую хитрость», избегание не приемлют.

На развитие конфликта оказывает большое влияние тип личности конфликтующих сторон в целом. В данном контексте можно представить здесь одну из известных типологий Э. Фромма , точно описывающую три типа отношения к жизни, обществу и нравственным ценностям, которые могут быть легко сопо­ставлены со склонностью к конфликтам и манерой поведения в них:

· «мазохист-садист» - склонный к агрессии, направленной на объект, который считает причиной своих неудач, стремящийся поставить других в зависимость от себя;

· «разрушитель» - склонный к выраженной агрессивности и стрем­лению к устрашению, иногда к повышенной тревожности;

· «конформный автомат» - склонный уступать требованиям, под­чиняться обстоятельствам, усваивать способ поведения боль­шинства.

Данное обобщенное системное описание конфликтной личности обычно производит удручающее впечатле­ние, поэтому хотелось бы подчеркнуть - в нем, как в модельной схеме, обобщены практически все характеристики разных конфликтных личностей. В жизни именно таких людей, скорее всего, вряд ли можно встретить. Реально конфликтные личности имеют существенно мень­ший «набор» этих впечатляющих негативных качеств. От этого «на­бора» зависят уровень и направленность их конфликтности, которая может быть разной. Рассмотренные типы конфликтной личности - наглядное тому свидетельство. В то же время данное обобщенное систем­ное описание конфликтной личности позволяет упорядочить инфор­мацию о конфликтной личности как психологическом феномене и повысить эффективность решения практических задач. Подводя ито­ги, хотелось бы заметить, что в данную модель включена информация, только соответствующая логике приведенного системного описания, поэтому возможно, что часть имеющейся психологической информа­ции оказалась в силу этого невостребованной. Чтобы ее использовать, необходимо применять другие формы системного описания, но это пер­спективные задачи.

Заключение

Межличностные конфликты как ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми характеризуются теми же признаками, что и любые конфликты: наличие значимых для сторон противоречий; необходимость их разрешения для нормализации отношений сторон и их эффективного взаимодействия; действия сторон, направленные на преодоление возникших противоречий, реализацию собственных интересов и т. д.

Таким образом, межличностный конфликт – это ситуация, в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

Межличностные конфликты имеют свои функции: информационную; интеграционную; инновационную. Предметом межличностного конфликта чаще всего бывают личная неприязнь, психологическая несовместимость, неприят­ные черты характера, зависть, скрываемая конкуренция, а возможно, и система весьма специфических внутренних условий личности.

Обобщение пред­ставленных выше типологий конфликтной личности позволило выявить ее общие черты: це­леустремленность, настойчивость в достижении цели, внутренняя организованность, высокая напористость, независимость, самоуверен­ность, своенравность, нетерпимость, демонстративность, непостоян­ство, недоверчивость, завистливость, вспыльчивость, грубость, бесце­ремонность. Если исходить из психологической сущности акцентуаций, то некоторые из них можно также отнести к характерологическим осо­бенностям конфликтной личности: психопатия, истероидность, паранойяльность, маниакальность и др.

Список литературы

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: Юнити - Дана, 2002. - 591 с.

2. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.

3. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. М., 2000. - 319 с.

4. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер,2001.-360 с.

5. Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Идеяпресс, 2000. – 208 с.

6. Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты. М.: Экономика, 2000.-183с.

7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2006.-240с.

8. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск: Амалфея, 1996. - 280 с.


Тест № 1
Тема: Общие вопросы теории социального конфликта
Какому классику теории конфликтов принадлежит высказывание: «Общества отличаются друг от друга не наличием или отсутствием конфликта, а различным отношением к нему со стороны власти... Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую воз-можность, получает этот ритм себе в противники»:
а) К. Боулдинг;
б) Л. Козер;
в) Р. Дарендорф.
Какие из перечисленных ниже, недостающих людям ценностей приводят к конфликту:
а) власть;
б) нереализованные взгляды, установки;
в) материальные блага;
г) социальный престиж.
Какое положение является верным:
а) чем общество беднее, тем чаще в нем возникают конфликты;
б) в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликт - явление весьма редкое.
Как называется крайняя форма, которую принимают внутренние и внешние конфликты:
а) забастовки;
б) бунт;
в) протест;
г) война.
Какая стадия конфликта является собственно конфликтом:
а) скрытая;
б) напряженности;
в) антагонизма;
г) несовместимости.
Конфликт - это:
а) отсутствие согласия между членами общности по поводу коллективных устремлений;
б) межличностное и межгрупповое соперничество за лучшие профессиональные позиции;
в) столкновение людей или групп, в котором они стремятся оттеснить и даже уничтожить друг друга.
Какой тип стратегии поведения властей при урегулировании конфликтов считается более приемлемым для общества:
а) отрицание наличия конфликта;
б) репрессии;
в) коренное разрешение конфликта;
г) урегулирование конфликта до исчезновения его взрывоопасности.
Когда воспринимаемые сторонами причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе, то такой конфликт относится к типу:
а) ложного;
б) смещенного;
в) скрытого.
При каком из двух типов конфликтов существует большая вероятность нарушения социальной стабильности:
а) горизонтальном;
б) вертикальном.
Способствует ли урегулированию конфликтов ставка исключительно на институт большинства:
а) да;
б) нет.
Относятся ли понятия «конкуренция» и «конфликт» к понятиям одного смыслового
ряда:
а) да;
б) нет.
Современная теория конфликта исходит из ряда посылок:
а) конфликт присущ человеку, как и всем животным;
б) конфликт происходит из-за разделения людей на классы;
в) конфликт - есть напряженность, деформация внутри системы, социальное бедствие;
г) конфликт функционален для социальных систем, созидателен.
Что является универсальным источником всех экономических конфликтов:
а) деньги;
б) власть;
в) престиж;
г) нехватка средств к существованию.
Социобиологическая теория конфликта выводит его причину из:
а) социального неравенства людей;
б) несовершенства человеческой психики;
в) естественной агрессивности человека вообще.
Как связаны между собой уровень развития общества и уровень его конфликтно
сти:
а) они не связаны друг с другом;
б) чем общество беднее, тем больше в нем конфликтов;
в) чем выше уровень развития, тем выше уровень притязаний.
Можно ли рассматривать конфликт как способ лучшего узнавания друг друга и
сближения:
а) да;
б) нет.
Какие проявления политического кризиса полнее раскрывают его суть:
а) массы открыто выражают свое недовольство политикой верхов;
б) кризис правительства;
в) кризис политического деятеля;
г) паралич власти;
д) кризис политической партии.
Конфликты, требующие для своего разрешения изменения социальной системы, ведут к:
а) расколу общества на непримиримые группы;
б) революции и гражданской войне.
Конфликт, который в силу объективных причин должен иметь место, но не актуализируется, называется:
а) ложным;
б) латентным;
в) неверно приписанным.
К деструктивным функциям конфликта можно отнести:
а) представление о другой стороне как о враге;
б) увеличение враждебности между конфликтующими сторонами;
в) содействие переоценке прежних ценностей и норм;
г) вскрытие противоположных интересов и определение необходимых изменений.
Состояние общества, при котором нарушен допустимый предел неустойчивости, называется.
Какое утверждение является более верным:
а) конфликт есть нормальное общественное явление;
б) конфликт - форма социальной патологии.
Позитивные функции конфликта:
а) разрядка напряженности;
б) коммуникативно-информационная;
в) продуктивная конкуренция.
Причины возникновения конфликта:
а) депривация;
б) неадекватность восприятия;
в) семантические трудности в общении;
г) недостаток информации.
Предмет, находящийся на пересечении интересов различных субъектов, стремящихся к единоличному контролю над ним, - это:
а) объект конфликта;
б) предмет конфликта.
Возможность беспредметного конфликта:
а) исключена;
б) реальна в ряде случаев.
К простой форме патологической конфликтности относят:
а) бойкот;
б) саботаж;
в) протест.
Сложными формами патологической конфликтности являются:
а) словесная и физическая агрессия;
б) травля;
в) революция;
г) война.
К методам ненасильственного протеста и убеждения относятся:
а) лозунги, карикатуры и символы;
б) письма поддержки или протеста;
в) отказ от почестей;
г) отлучение от церкви.
Двойственный характер функций конфликта определяется:
а) наличием четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов;
б) сложностью оценки последствий конкретного конфликта;
в) различиями в оценках конфликта со стороны его участников.
Тест № 2
Тема: Участники и динамика конфликта
Что является решающим в определении роли и функции участника конфликта:
а) его материальное положение и культура;
б) задачи, стоящие перед ним;
в) его интересы и позиции.
В какой степени ранг и значения конфликта зависят от ранга его участников:
а) абсолютной;
б) зависимость есть, но не безусловная;
в) зависимости нет.
Чем роль посредника в конфликте отличается от роли судьи:
а) посредник не является центральной фигурой;
б) посредник не обладает никаким статусом;
в) посредник не наделен властью выносить определенное решение.
Какая дилемма выбора модели поведения более типична для конфликта:
а) «стремление - стремления»;
б) «избегание - избегания»;
в) двойное «стремление - избегание»
Какие факторы способствуют искажению восприятия конфликта:
а) алкогольное опьянение;
б) немотивированная агрессивность;
в) психическое заболевание.
Эскалация противоборства характерна для какой стадии конфликта:
а) латентной;
б) открытой;
в) завершающей.
Имеем ли мы дело с начавшимся конфликтом, если только одна сторона действует, ущемляя интересы другой:
а) да;
б) нет.
Для какой стадии развития конфликта более характерны «рефлексивные игры»:
а) латентной;
б) открытой;
в) завершающей.
К какому виду действий относится изоляция противника:
а) наступательному;
б) оборонительному.
Для какого типа эскалации характерны потеря объекта конфликта и переход к более глубоким противоречиям:
а) «генерализация»;
б) «укрупнение».
Какого участника конфликта можно однозначно определить как заинтересованного в развитии конфликта?
а) подстрекатель;
б) посредник;
в) противоборствующая сторона.
Тот, кто планирует конфликт, называется:
а) судья;
б) организатор;
в) пособник.
Возможна ли ситуация, при которой подстрекатель не осознает свою роль в развитии конфликта?
а) да;
б) нет.
В конфликте большее социальное значение имеет:
а) направленность конфликта;
б) ранг участников.
Имитация ролей участников конфликта - это:
а) возможные действия до и после конфликта как выражение субъективных интересов;
б) закономерное и объективное развитие конфликта.
Ролевое поведение участников конфликта сводится к усилиям:
а) расширить свои права;
б) подчиниться влиянию другого.
Установка - это:
а) расхождение между ожиданиями и реальностью;
б) готовность действовать определенным образом.
На развитие конфликта большее влияние оказывают:
а) негативные эмоции;
б) позитивный настрой;
в) количество участников.
Существует прямая зависимость восприятия ситуации в конфликте и выбора модели поведения от следующего фактора:
а) уровня образования;
б) психического состояния.
Последовательность чередования этапов развития конфликтной ситуации:
а) обязательна;
б) не обязательна.
Выбор агрессивной модели поведения в конфликте, как правило, происходит в случае, когда:
а) выгода от противостояния воспринимается сильнее, чем опасность;
б) цель воспринимается трудно достижимой и отдаленной.
Применение угрозы в конфликте - это выражение:
а) тактики;
б) цели.
К оборонительным действиям относят:
а) повреждение собственности;
б) удержание спорного объекта.
Внутренние изменения конфликта характеризуются:
а) сменой предмета и формы взаимодействия;
б) сменой объекта и стратегии.
Фоновая напряженность является:
а) характеристикой эскалации конфликта;
б) неотъемлемым элементом общественных отношений.
Прохождение второго порога эскалации характеризуется потерей возможности контроля:
а) за противником;
б) себя и ситуации.
Обострение конфликта характерно для какого этапа:
а) последней стадии эскалации конфликта;
б) завершения конфликта.
Социальная напряженность характерна для какого вида конфликтов?
а) любого социального конфликта;
б) межгруппового конфликта.
Предъявление требований к другой стороне, на которые она отвечает действиями по сохранению статус-кво - эта модель эскалации называется:
а) нападение - защита;
б) нападение - нападение.
30. Существует ли зависимость поведения участников от принятых ими ранее решений в конфликтной ситуации?
а) нет прямой зависимости;
б) эта зависимость есть.
Тест № 3
Тема: Предупреждение и прогнозирование конфликтов
Какие факторы затрудняют совместную деятельность:
а) психологический;
б) нравственный;
в) правовой.
Вмешательство посторонних в конфликт допускается, когда:
а) действия посторонних регламентируются соответствующими законами;
б) конфликт выходит за рамки личных отношений и становится социально значимым.
Предупреждение конфликта возможно:
а) до начала противоборства;
б) до появления деструктивных последствий действий сторон;
в) на любой стадии развития конфликта.
Преодоление дезорганизующих общественную жизнь факторов, последовательная забота о всех членах общества, повышение культуры - это необходимая деятельность, способствующая предупреждению конфликтов. К какому уровню воздействия она относится:
а) социальному;
б) психологическому.
Возможно ли предотвратить конфликт, воздействуя на мотивацию его членов:
а) да;
б) нет.
Как называется такой метод предупреждения конфликтов, как вовлечение возможного противника (соперника) в свое дело:
а) методом сохранения репутации партнера;
б) методом практической эмпатии;
в) методом согласия.
В каких пределах допускается подчеркивание превосходства одного партнера над дру-гим:
а) ограничений нет;
б) в пределах здравого смысла;
в) не допускается вообще.
Институциализация отношений предполагает:
а) четкие нормативные механизмы;
б) распределение социальных ролей в рамках общего интереса;
в) создание социально-психологической атмосферы максимального комфорта для всех участников.
От чего зависит эффективность применения нормативных механизмов в предупреждении конфликтов:
а) от отношения людей к ним;
б) от неукоснительного следования им;
в) от силы возможного наказания за нарушение норм.
Что способствует позитивной сублимации конфликта, а также ослабеванию остроты конфликтной ситуации:
а) статус сторон;
б) уместный юмор;
в) авторитет противоборствующих сторон.
Эффективности прогнозирования развития ситуации способствуют навыки:
а) аналитические, коммуникативные, психологической корреляции;
б) управления и анализа.
Склонность к прогнозированию обусловлена привычками:
а) рационализации, соизмерения целей и ресурсов, выявления мотивов деятельности;
б) использования собственного опыта и воздействия на окружающих.
Результативность прогнозирования определяется:
а) наличием многоплановой информации о ситуации;
б) возможностью отбора необходимой информации.
Сбор и обработка информации относится к какому этапу прогнозирования:
а) выявление симптомов;
б) анализ информации;
в) моделирование.
Метод анализа «от простого к сложному» называется:
а) дедуктивным;
б) индуктивным.
Более ресурсоемкой является деятельность по:
а) предупреждению конфликтов;
б) разрешению конфликтов.
Какой тип участников конфликта потенциально более склонен к деятельности по ликвидации деструктивного потенциала социальных противоречий:
а) организатор;
б) посредник.
Факторы, способствующие склонности личности к предупреждению конфликтов:
а) наличие свободного времени;
б) заинтересованность в сохранении хороших отношений;
в) опыт участия в конфликте.
Качества, способствующие предупреждению конфликтов:
а) стремление к превосходству;
б) властолюбие;
в) терпимость.
На каком уровне наиболее эффективна деятельность рядового гражданина по преду-преждению конфликтов:
а) макроуровне;
б) микроуровне;
в) межличностных отношений.
Предупреждение конфликтов на макроуровне:
а) невозможно;
б) сводится к минимизации деструктивного потенциала социальных противоречий.
Субкультура насилия характеризуется:
а) склонностью и оправданием насилия над личностью;
б) нетерпимостью к инакомыслию;
в) атмосферой взаимопонимания и доверия.
Каким образом соотносится увеличение разрыва между образом и качеством жизни элиты и масс с проблемой социальных конфликтов в обществе:
а) не связано с ней напрямую;
б) приводит к возникновению конфликтов;
в) препятствует возникновению конфликтов.
Причины социальных конфликтов:
а) отсутствие обеспечения заданий ресурсами;
б) баланс прав и обязанностей;
в) наличие жестких критериев оценки результатов деятельности.
Ситуация, при которой работник находится одновременно в оперативном подчинении нескольким руководителям:
а) абсолютно не влияет на качество его работы и соответствует принципам совре-менного менеджмента;
б) безобидна, если в должностной инструкции определен порядок и последовательность его подчинения;
в) полностью ненормальная ситуация.
Если начальник не знает имен своих подчиненных и имеет склонность к превентивным «разносам», - это является характеристиками какого типа управления?
а) авторитарного;
б) хаотичного;
в) либерального.
Если в порочные круги управления вовлечено более чем три рабочих места, - это сви-детельство:
а) наличия совместной ответственности;
б) невозможности совместной ответственности.
Привычка руководителя игнорировать современные принципы управления в сложной ситуации:
а) позволяет ему более гибко решать проблемы;
б) ведет к возникновению конфликтов.
Сбалансированность взаимодействия как условие предупреждения конфликтов - понятие:
а) объективное;
б) субъективное.
Конфликтоустойчивость личности определяется:
а) эмоционально-волевыми качествами;
б) нравственными принципами;
в) мотивацией;
г) стереотипами поведения.
Тест №4
Тема: Методы разрешения конфликтов
1. Одним из методов урегулирования конфликтов является уход от него. Что из перечисленного можно считать уходом:
а) индифферентное поведение;
б) переход на чисто деловые отношения;
в) молчание.
Стиль реагирования в конфликте, построенный на уменьшении одной из сторон собственных притязаний, сглаживании противоречий, называется:
а) уклонением;
б) компромиссом;
в) приспособлением.
Подход, позволяющий всесторонне обсудить конфликт и найти решение, предполагает:
а) сглаживание конфликта;
б) обострение конфликта до открытой конфронтации.
Какие из перечисленных ниже методов разрешения конфликта относятся к стратегическим:
а) планирование социального развития организации;
б) сглаживание конфликта;
в) материальное и моральное вознаграждение за труд;
г) скрытые действия.
Метод ухода от конфликта неприменим в случаях:
а) тривиальности проблем конфликта;
б) страха перед противоположной стороной;
в) важности проблемы;
г) давления более важных обстоятельств.
В случаях несущественных расхождений интересов, в условиях привычной модели дей-ствия сторон наиболее эффективным методом является:
а) метод «скрытых действий»;
б) метод «быстрого решения»;
в) метод сглаживания;
г) метод «силы».
Определите, каких шагов требует стратегия «выиграть - выиграть»:
а) использовать конкуренцию;
б) установить потребности другой стороны;
в) использовать власть путем принуждения;
г) разработать варианты решений, удовлетворяющие потребности каждого.
Какая стратегия поведения в конфликте делает из оппонентов партнеров:
а) «выиграть - выиграть»;
б) «выиграть - проиграть»;
в) уход от конфликта;
г) подавление конфликта.
«Метод силы» применяется в следующих случаях:
а) когда необходимо быстрое, решительное действие;
б) для выработки интегративного решения;
в) когда более сильная сторона осознает свою правоту;
г) при наличии времени для поиска альтернативы.
Сигналами конфликта в межличностных отношениях являются:
а) напряжение;
б) недоразумение;
в) дискомфорт;
г) кризис;
д) инциденты.
Какие из нижеперечисленных действий являются формами ухода от конфликта:
а) молчание;
б) демонстративное удаление;
в) затаенный гнев;
г) депрессия;
д) игнорирование обидчика;
е) едкие замечания по «их» поводу;
ж) переход на «чисто деловые отношения».
В каких конфликтных ситуациях «метод ухода» оправдан:
а) «минимальный выигрыш от его разрешения;
б) издержки на разрешение конфликта превышают выигрыш.
По отношению к конфликту можно занимать позицию:
а) игнорирования;
б) силового решения;
в) компромисса.
Какие из них ориентированы на выработку альтернативных стратегий разрешения конфликта?
Подкуп, кулуарные переговоры, обман характерны для какого метода разрешения конфликта:
а) «сглаживания»;
б) «быстрого решения»;
в) «скрытых действий».
К базовым тактикам управления конфликтом относятся:
а) сотрудничество;
б) соперничество;
в) приспособление.
Метод компромисса применяется в случаях:
а) важности цели конфликта для обеих сторон;
б) ограниченности ресурсов;
в) нежелательности исхода «выигрыш - проигрыш».
Сотрудничество неприменимо в случаях:
а) полной неопределенности ситуации;
б) соблюдения принципа обязательности конфликтующих сторон.
Юридическим конфликтом признается любой конфликт, в котором:
а) спор не связан с правоотношениями сторон;
б) субъекты, мотивы их поведения либо объект конфликта обладают правовыми признаками;
в) спор влечет юридические последствия.
К признакам юридического конфликта относится:
а) конфликт, который разрешается органом, уполномоченным на это государством;
б) решение, принятое по конфликту, обязательное для сторон.
К парламентским формам разрешения конфликтов относятся:
а) согласование правовых актов;
б) парламентские дебаты;
в) конфликты в законотворческом процессе;
г) судопроизводство.
Основные способы разрешения конфликта в парламенте:
а) навязывание своей воли другим участникам;
б) компромисс;
в) консенсус.
К юридическим средствам разрешения конфликта относятся:
а) бездействие;
б) судебное и арбитражное рассмотрение дел;
в) конституционные процедуры.
Конституционный суд разрешает конфликты:
а) между депутатами парламента;
б) по поводу незаконного голосования за отсутствующих депутатов;
в) между государственными органами Федерации и ее субъектов.
Согласование правовых актов возможно в следующих формах:
а) признание акта недействительным;
б) внесение в него поправок или дополнений;
в) издание нового акта.
В гражданском праве существует:
а) презумпция вины нарушителя;
б) презумпция невиновности;
в) другие подходы к определению вины.
Наиболее результативный путь разрешения конфликта:
а) сглаживание противоречий;
б) устранение противоречий между интересами субъектов.
Основными способами устранения противоречий, лежащих в основе конфликта, являются:
а) силовое, в том числе военное, решение конфликта;
б) устранение объекта конфликта;
в) раздел объекта конфликта между сторонами;
г) компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;
д) перенос отношений сторон в другую плоскость и выявление у них общего интереса.
Арбитражный суд рассматривает:
а) трудовые споры;
б) наследственные дела;
в) экономические споры между предпринимателями.
Формами завершения юридического конфликта являются:
а) меры государственного принуждения;
б) примирение сторон;
Силовые приемы как способ разрешения конфликта:
а) недопустимы ни при каких условиях;
б) могут быть оправданы, если мирные средства оказались неэффективными;
Формами применения силы являются:
а) физическое поражение людей;
б) оттеснение толпы;
в) задержание зачинщиков;
г) установление санитарных зон.
Тест №5
Тема: Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов
Какой из перечисленных ниже методов урегулирования конфликтов признается универсальным:
а) уход от конфликта;
б) переговоры;
в) откладывание разрешения конфликта;
г) примирение сторон через посредника.
Конструктивное разрешение конфликта зависит от:
а) адекватности его восприятия;
б) открытости общения;
в) атмосферы сотрудничества;
г) использования силы;
д) ориентации на разовый выигрыш.
Если участник конфликта берет на себя ответственность за свою реакцию поведения, избегает обвинений в адрес других, то шанс на то, что он сосредоточит свое внимание на обсуждении проблемы, а не побочных вопросах:
а) убывает;
б) возрастает;
в) остается неизменным.
Переговоры проходят через различные фазы:
а) подготовительную;
б) первоначального выбора позиции;
в) финальную.
Какая фаза переговоров не названа? .
Наличие опыта выступает одним из существенных компонентов эффективности переговоров. Опытные участники переговоров больше времени отдают:
а) поиску альтернатив;
б) диагностике;
в) тактикам;
г) поиску цели.
Какие из перечисленных ниже требований относятся к посреднику на переговорах:
а) в своих действиях он подчеркнуто нейтрален;
б) переговоры - предмет его самореализации;
в) он не должен подгонять дискутирующих;
г) имеет административную власть в выработке решений;
д) он задает вопросы уточняет их, выдвигает предложения обеим сторонам для преодоления разногласий;
е) он отвечает за конкретное соглашение.
К особенностям арбитража относятся:
а) участие третьего лица в переговорах незначительно;
б) действия третьего лица доминируют;
в) участие третьего лица в переговорах воспринимается сторонами как доброволь-ное;
г) решение выносится на публичное обсуждение.
Можно ли рассматривать конфликт в сфере производства как способ сигнализации администрации со стороны работников о своих потребностях:
а) да;
б) нет.
Разница между манипуляцией и открытым влиянием не всегда бросается в глаза. Что из перечисленного ниже относится к манипуляции:
а) информация, расходящаяся с желанием влияющей стороны, не оглашается;
б) объекту влияния предоставляются все факты;
в) объекту влияния предоставляется свобода выбора;
г) объекту влияния не предоставляется возможность свободного выбора.
Люди не всегда придерживаются этических норм на переговорах. Что из перечисленного ниже можно использовать как контрмеры в таких случаях:
а) согласиться обсудить это позднее;
б) попросить перерыва;
в) пропускать некоторые враждебные замечания мимо ушей;
г) использовать враждебные замечания в положительных целях;
д) раскрыть их тактику, показав, что Вы ее поняли;
е) прибегнуть к юмору.
Какие виды деятельности имеют отношение к переговорам:
а) достижение реальных результатов;
б) требование подчинения;
в) поддержание конструктивного климата;
г) использование авторитета власти;
д) процедурная гибкость.
Успешные переговоры предполагают исход:
а) «выиграть/проиграть»;
б) «выиграть/выиграть»;
в) другой исход.
Посредничество предполагает, что третья сторона:
а) выносит рекомендации, обязательные к исполнению;
б) имеет жесткий контроль над процессом переговоров, но не над их содержанием;
в) отказывается от права принимать решения или рекомендации.
Механизмами разрешения конфликта являются:
а) разрешение конфликта самими участниками;
б) вмешательство третьей стороны.
В социальных конфликтах крупного масштаба роль третьей стороны могут играть:
а) государство;
б) правительственная организация;
в) отдельные лица, обладающие международным авторитетом.
Волевое прекращение конфликта может обеспечивать:
а) посредник;
б) консультант;
в) третейский судья.
Руководитель (администратор, менеджер) в урегулировании конфликта чаще всего выступает в роли:
а) консультанта;
б) посредника;
в) арбитра.
При урегулировании конфликтов по вертикали руководителю целесообразнее выступать в роли:
а) наблюдателя;
б) помощника;
в) арбитра.
Роль посредника для руководителя эффективна в ситуациях:
а) конфликта по горизонтали;
б) резкого обострения взаимоотношений;
в) конфликта по вертикали.
Если целью переговоров является желание одной из сторон выиграть время для наращивания своих ресурсов, то такие переговоры выполняются функцию:
а) коммуникативную;
б) информационную;
в) отвлечения внимания.
В случае, когда уступки одной стороны в ходе переговоров значительно превышают уступки другой, принятое решение относится к типу:
а) компромиссного;
б) асимметричного.
Главными показателями успешности переговоров являются:
а) высокая субъективная оценка переговоров обеими сторонами;
б) подписание сторонами договора;
в) выполнение сторонами взятых на себя обязательств.
Договор, заключенный в устной форме, не имеющий характера официального договора, представляет собой:
а) протокол о намерениях;
б) соглашение;
в) джентльменское соглашение.
Прекращение действия договора обозначается термином:
а) пролонгация;
б) пакт;
в) денонсация.
Нужны ли переговоры, если противоречие можно преодолеть на основе законодательных или иных нормативных актов:
а) да;
б) нет.
Переговоры могут быть:
а) индивидуальными (между двумя участниками);
б) требующими обращения к третьему лицу;
в) групповыми (командными).
В качестве результатов переговоров выступают следующие акты:
а) договор;
б) спор;
в) пакт;
г) конвенция.
Возможностями оправдания расторжения договоров являются:
а) непосильные обязательства;
б) заключение договора под давлением или угрозой;
в) заключение договора в результате обмана.
Предметом переговоров является:
а) сам конфликт;
б) список взаимопринятых предложений из пакетов предложений участников.
30. Переговоры представляют собой:
а) перетягивание каната каждой стороной;
б) стремление к торжеству собственной позиции;
в) процесс взаимосогласованных действий с целью установления меры соответствия и меры несоответствия позиций.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!