Конспект художественная литература в средней группе. Конспект открытого занятия в средней группе по художественной литературе «Как коза избушку построила

Дата публикации: 20.04.16

Программное содержание:

Познакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Воспитывать у детей интерес к занятиям и желание заниматься.

Интеграция образовательных областей.

К- развивать умение определять место звука [Ж] в слове и соотносить его с буквенным изображением.

С- Развивать у детей умение выражать свои эмоции в речевой разминке

«Хнык» (неприязнь, неудовольствие) при произнесении стихотворного текста.

Оборудование: интерактивная доска: игра «Давайте познакомимся», «Угадай загадку», «Где живет звук?», «Хнык»игрушки: мышка, белка, заяц, волк.

Картинки для ковролина: зайчик, жук, рак.

Методические приемы:

На интерактивной доске появляется девочка Анжела.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анжела. А как зовут Вас?

Проводится игра « Давайте познакомимся».

Какие красивые у вас имена. Очень приятно с вами познакомиться. Ребята, давайте с вами поиграем. У меня есть сундучок, но он непростой, а волшебный. В нем живут интересные предметы. А, чтобы узнать, что там лежит, вам нужно отгадать загадки. Вы знаете, что такое загадки?

Ответы детей.

Загадка- это короткое, но точное описание какого-то предмета. Я хочу вам рассказать об одном предмете, который лежит в волшебном сундучке:

Маленький рост

Длинный хвост

Серенькая шубка

Острые зубки. (Ответы детей.)

На интерактивной доске появляется изображение мышки.

Воспитатель:

Это мышка. Что есть у мышки? О чем говорилось в загадке? Ответы детей: маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.

На интерактивной доске появляется изображение Анжелы и детям загадывается следующая загадка.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Ответы детей)

На интерактивной доске появляется изображение белки.

Воспитатель спрашивает у детей:

А как вы догадались, что это белка? Что говорится о ней в загадке?

Где она живет? В какой шубке она ходит? Что грызет?

На интерактивной доске появляется изображение Анжелы и загадывается следующая загадка.

Что за зверь лесной:

Встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы-

Уши больше головы. (Ответы детей)

На интерактивной доске появляется изображение зайца.

Воспитатель:

Правильно, это заяц. А что есть у зайчика? О чем вы услышали в загадке? Ответы детей.

Молодцы! Давайте вспомним, что такое «загадка»? Загадка- это маленький рассказ, в котором предмет не называется, а говорится о том какой он, то есть описывается этот предмет. Давайте мы с вами попробуем придумать и составить свои загадки.

Воспитатель показывает предметы и строит предложения так, чтобы в нем было сравнение, например:

Зайчик пушистый, как что? (как комочек пуха, как шубка, как кошка).

Жук жужжит (как пчела, как моторчик).

Птичка летает (как вертолет, как бабочка).

У черепахи домик твердый (как камень).

Воспитатель: Жу-жу, жу-жу

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

И звук «Ж» все твержу.

Кто это? (ответы детей). Что за песенку поет жук? Дети: ж-ж-ж-ж-ж. На интерактивной доске появляется изображение жука.

Воспитатель вместе с детьми определяют, где живет этот звук и показывают его на схеме.

На интерактивной доске появляется изображение Анжелы.

Ребята, у меня есть подружка, которая всегда плачет и ее прозвали-ревушка, капризуля, плакса.

Воспитатель:

А я, ребята знаю, почему она всегда плачет. У нее в глазах поселился маленький вредный человечек, которого зовут «Хнык».

На интерактивной доске появляется «Хнык».

Давайте мы поможем подружке Анжелы изгнать этого человечка из детских глазок.

Хнык, Хнык, Хнык.

Как ты в глазки к нам проник?

Вредный, вредный и плаксивый,

Уходи отсюда живо!

Дети плакать не привыкли,

Уходи отсюда, Хнык!

На интерактивной доске появляется Анжела.

Спасибо вам, ребята! Теперь моя подружка - ревушка, плакать никогда не будет. Спасибо вам. Досвидания.

Воспитатель:

Ребята, что же интересного и нового вы узнали? Чему научились? В какие игры мы с вами играли? Кто нам сегодня помогал? (ответы детей).

Теперь мы с вами можем сами придумывать загадки и загадывать их своим друзьям.

Я, Бузулукова Валентина Леонидовна, работаю в МАДОУ «ДС КВ №16» г.Усинска с 1986 года.

Имею высшее дошкольное педагогическое образование. Стаж педагогической работы 28 лет.

Увлекаюсь чтением художественной и педагогической специальной литературы. Люблю путешествовать. Живу по принципу: «Дорогу осилит идущий» .

Уважаемые педагоги. Предлагаем Вам конспект занятий по художественной литературе в средней и подготовительной группах. Подготовила материал педагог высшей квалификационной категории Бузулукова Валентина Леонидовна.

Программное содержание:

  • Учитьдетей понимать образное содержание сказки, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки с помощью мнемодорожки. Замечать и понимать образные слова и выражения в тексте.
  • Развивать мышление, творческое воображение, речь детей.
  • Воспитывать сочувствие к сказочным персонажам, попавшим в беду.

Ход занятия:

1. Беседа. Дети, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. А это что такое? Это письмо. От кого же это письмо? От волшебницы зимы. А тут что- то есть. Смотрите, листочки. А что мы с ними будем делать, вы узнаете, когда ответите на мои вопросы. Дети, а какое сейчас время года? Зима. Чем зима отличается от других времен года? Зимой есть снег. Какой бывает снег? Белый, пушистый, холодный, мокрый. Какие бывают снежинки? Легкие, пушистые, узорные, маленькие. Дети, а Вам нравится зима? Да, нравится. А скажите мне, что хорошо, когда на улице зима? Что плохо, когда на улице зима? А знаете ли вы сказки о зимнем времени года? Назовите их. (Зимовье, Лисичка-сестричка и серый волк, Снегурочка, Снежная Королева, Зимняя сказка) .

Посмотрите на эту картинку, к какой она сказке: «Зимняя сказка» . Где был медвежонок? Он сидел на пеньке, на опушке леса. Считал снежинки, ел их. Они ему очень нравились. Сколько снежинок он съел? 300. Это много или мало? (Много) . Когда они подлетали к медвежонку, что делали? Привставали на цыпочки. Что говорили? «Здравствуй, медвежонок» . Что он отвечал? «Очень приятно» . Почему они были заколдованные? Они не таяли у него в животе и оставались такими же пушистыми. Они с ним разговаривали. Что же с ним случилось? Он съел много снега и заболел. Кто ухаживал за Медвежонком? Ежик. Он лечил Медвежонка. Давал ему пить еловый отвар, прикладывал к животу травки.. Почему ежик ухаживал за Медвежонком? Он был добрый. И еще почему? Медвежонок был его другом. А если бы ежик не помог Медвежонку, чтобы с ним было? А мог ли медвежонку помочь кто-то другой? (составление мнемодорожки) .

Кем Медвежонок себя представлял, когда болел? Снежинкой. Давайте и мы превратимся в снежинок, и полетаем.

2. «Физминутка» под музыку.

3. А теперь давайте поиграем в сказку. Драматизация отрывка из сказки. О какой сказке мы сегодня говорили?: «Зимняя сказка» Козлова.

А как вы думаете, нужно ли помогать своим близким, друзьям или просто людям, которые попали в беду?

4. А теперь возьмите листочки, которые прислала Вам Волшебница – зима, и раскрасьте того героя, который Вам больше понравился. Покажите свои рисунки нашим гостям.

5. Итог занятия.

Дети, какое занятие сегодня было? Ознакомление с художественной литературой. Что мы делали на занятии? Говорили о зиме. Играли в игру «хорошо-плохо» , называли сказки о зиме, беседовали по сказке «Зимняя сказка» вам понравилось занятие? – Да. На этом наше занятие заканчивается.

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе

Тема:

Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза» .

Придумывание сказки «Снежок и березка» .

Программное содержание:

  • Учить детей запоминать стихотворение и выразительно читать его наизусть. Интонацией передавать нежность, любование картиной зимней природы.
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
  • Учить придумывать сказку на тему «Снежок и березка» .

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций к стихотворению, наблюдение на улице зимних пейзажей, рассматривание иллюстраций о зиме.

Ход занятия:

1. Дети, сегодня у нас будет занятие по ознакомлению с художественной литературой. Мы будем заучивать стихотворение С. Есенина «Береза» , придумывать сказку «Снежок и березка» .

Посмотрите, кто к нам пришел? Да, правильно – это лесные звери и птицы. Осенью они собираются пойти в лесную школу. А как готовиться к школе они не знают, не умеют. Как заучивать стихотворение, придумывать сказки, в какие игры играть, какие задания выполнять? И просят нас им в этом помочь. Поможем лесным читателям подготовиться к школе? Да, поможем.

Дети, какое сейчас время года? – Правильно – зима. Какие зимние месяцы вы знаете?

Какая погода бывает зимой? Да верно. Зимой часто идет снег, дует холодный ветер, бывают метели, сильные морозы, но бывают и теплые дни. Зимой один день не похож на другой. Если метет метель, хмурое небо, воет вьюга, каким тогда кажется снег? А деревья? Им холодно и неуютно зимой. А когда погода морозная, тихая, солнечная, что можно сказать о снеге? А какие деревья?

2. Физминутка:

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь
Мы снежинки – балеринки
Мы танцуем день и ночь.

Станем вместе мы в кружок-
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли.
Дети показывают эти действия.

О красоте зимней природы написано много стихотворений.

3. Послушайте стихотворение С. Есенина «Береза» .

Выразительное чтение стихотворения.

Как вы думаете, любит ли поэт родную природу?

Как же вы догадались, что очень любит?

А вы заметили, как выразительно говорит о снеге поэт в своем стихотворении (Кайма, кисти, серебро, бахрома) .

В стихотворении есть такие строчки:

И горят снежинки
В золотом огне
Что значит горят?
Выразительное чтение стихотворения еще раз.

Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?

4. Чтение стихотворения детьми.

Обращаю внимание детей на иллюстрации о зиме. Рассматриваем иллюстрации, определяем, какой из этих пейзажей подошел бы к стихотворению «Береза» .

Дети, а сейчас, я вам предлагаю нарисовать березу такой, какой вы ее себе представляете.

5. Дети рисуют.

А сейчас мы с вами будем придумывать сказку на тему: «Снежок и березка» . В сказке все может быть: деревья могут говорить и дружить со снегом. Постараюсь, чтобы ваша сказка получилась небольшой интересной и законченной.

Как-то снег, пролетая мимо березки, увидел, что березка стоит грустная и печальная. И он решил узнать, в чем дело. Березка рассказала ему о том, как ей становиться холодно в самые сильные морозы и вьюги, и одиноко без своих подруг березок. Снежок решил ей помочь, он позвал своих подруг – снежинок, и они укутали ее своим теплым снегом. А чтобы ей не было так грустно, и одиноко позвали к ней в гости других березок.

Жила-была на лесной полянке березка. Все время она была одна, и решила березка поискать себе друзей. Думала она, думала, с кем бы ей подружиться. Однажды пошел снег, и вокруг нее стали кружиться снежинки. Они как будто танцевали вокруг нее. Березка заговорила со снежинками. И с тех пор березка и снежинки друзья.

Дети, что мы делали сегодня на занятии?

Программное содержание:

  • Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам.
  • Развивать память, выразительность речи.
  • Воспитывать желание слушать сказки и испытывать от этого удовольствие, желание самим рассказывать отдельные эпизоды.

Предварительная работа:

Рассказывать детям сказки, рассматривать к ним иллюстрации. Разучить стихотворения. Приготовить фланелеграф с картинками к сказке, маски к игре-драматизации, русскую шаль, сундучок, фею с волшебной палочкой, игрушки.

Ход занятия

Воспитатель:

— Здравствуйте, дети! Посмотрите, перед нами на столе сюрприз. Сюрприз спрятан под скатертью. А скатерть просто так нам не открыть, нужно сказать волшебные слова!

Дети читают волшебное стихотворение:

Столик, столик, послужи,

Нам сюрприз покажи,

Всё что ты покажешь,

Мы потом расскажем!

Дети с помощью волшебной палочки открывают скатерть.

Воспитатель: Ой, какой сундучок под скатертью! Давайте, мы вместе его откроем, и узнаем, что же там внутри!

Из сундука воспитатель достаёт русскую шаль.

— Дети, посмотрите какой красивый, большой нарядный платок! Его ещё называют шаль! А кто такие платки и шали носит?

Дети: Бабушки!

Воспитатель: Я накину на плечи эту шаль, и, превращусь в сказочницу! А затем узнаю, проверю, вспомните ли вы сказки, которые мы с вами когда-то читали!

Воспитатель просит одного из детей достать из сундучка игрушки. Ребёнок достаёт курочку с яичком.

Воспитатель: Из какой сказки эти герои?

Дед бил, бил, не разбил!

Баба била, била, не разбила! (золотое яичко)

Дети: Русская народная сказка «Курочка Ряба».

Следующий ребёнок достаёт из сундучка персонажей сказки.

Воспитатель:

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся!

Я коза, на лугу была,

Ела травку шёлковую,

Пила воду студёную….

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

С копыт – на зщелёную травку!

Дети: Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

Достают ещё иллюстрации с персонажами.

Воспитатель: Жила в лесу старая Медведица и было у неё два маленьких сына. И решили сыновья-медважата пойти по свету, поискать счастья. Собрала их медведица в дорогу и наказала жить в дружбе и согласии. Долго они шли и увидели под соснами ….. –

— Что увидели медвежата?

Дети: головку сыра!

Как заканчиватся сказка?

Дети: Медвежата жадничали и им достался крошечный кусочек! А Лиса наелась досыта!

Воспитатель:

Правильно! Медвежата жадничали и остались ни с чем! А как называется эта сказка?

Дети: «Два жадных медвежонка»!

Воспитатель : Эту сказку детям рассказывают в другой стране – в Венгрии! Это венгерская сказка!

Дети вытаскивают следующих персонажей. («Лиса и Коза»)

Воспитатель:

Сидела Лиса в яме и не могла выбраться наверх. В это время подошла Коза, которая бродила в поисках воды. Лиса ей рассказала, что в степи зной и жара, а в яме прохладно и водичка под боком.

Из какой это сказки?

Дети : Казахская народная сказка «Лиса и Коза».

Коррекционная разминка для самораслабления, зрительная ориентировка в окружающем пространстве.

Стихотворение читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами, под спокойную музыку:

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем –

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко…, ровно…, глубоко…

Напряжение улетело…

И расслаблено всё тело.

Будто мы лежим на траке,

На зеленой мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки тёплые у нас…

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Хорошо нам отдыхать…

Но пора уже вставать!

Крепче кулочки сжимаем!

Их повыше поднимаем!

Потянулись!…..Улыбнулись!…. (Дети открывают глаза)

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз!

А теперь по кругу смотрим,

Что бы лучше видеть мир!

Воспитатель: Как называется следующая сказка, вы узнаете от Полины:

Шёл, шёл медведь и устал, и говорит:

Сяду на пенёк, съем пирожок!

А Машенька отвечает: Вижу, вижу!

Не садись на пенёк, не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке! (показывает детям иллюстрацию)

Дети: Это русская народная сказка «Маша и Медведь»!

Воспитатель: В этой сказке две избушки: одна ледяная, светлая, другая деревянная, тёмная (показывает иллюстрацию)

Дети: Русская народная сказка «Лиса, Заяц и Петух»!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами вспомнили, что сказки могут быть написаны народом и передаваться из уст в уста. И такие сказки называются «народные».

Физминутка:

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Стоп!…Сели!…

Травку покушали,

Тишину послушали!

Выше, ….выше, …высоко!

Прыгай на носках легко!

Дети выполняют энергичные движения плечами, приседания, прыжки на месте.

Воспитатель: Дети, посмотрите, что осталось на дне сундука!

Выкладывает маски для игры-драматизации.

Дети рассматривают.

Воспитатель : Из какой сказки эти маски?

Дети: «Как коза построила избушку»!

Воспитатель: Дети, а давайте мы с вами сыграем в эту сказку!

Воспитатель начинает предложение, дети продолжают, заканчивают его.

— Жила когда-то Старуха-говоруха, и была у неё Коза с козлятами. Утром люди встанут и за работу принимаются, а Старуха всё на печки полёживает. Только к обеду она поднимается, поест, попьёт, поговорит с прохожими и сама с собой. А Коза с козлятами в хлеву заперты – ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать!

Вот как-то раз и говорит Коза своим козлятам: «Козлятушки-детушки, не житьё нам у Старухи-говорухи!

Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.

Как только выпустила Старуха Козу с козлятами из хлева – они побежали.

Прибежали в лес и стали искать место, где бы избушку построить.

Подошла коза к яблоньке:

Коза: Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими веточками избушку построить?

Яблонька: Не строй подо мной избушку! Яблоки с меня упадут, твоих козляток ушибут! Ступай ещё куда-нибудь!

Воспитатель: Пошла Коза к дубу.

Коза: Дуб, дубок! Можно мне под тобою избушку построить?

Дуб: Не строй подо мной избушку. По осени с меня жёлуди упадут, твоих козляток ушибут! Сама горевать будешь!

Воспитатель: Пошла Коза к осине.

Коза: Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?

Осина: Мои листочки и днём и ночью шумят, твоим деткам спать не дадут. Найди место другое!

Воспитатель: Нечего делать, отправилась Коза с козлятами дальше. Пришли они к шиповнику.

Коза: Шиповник, шиповник! Можно под тобою избушку построить?

Закачался шиповник: Что ты, что ты, Коза! Будут твои козлятки прыгать-скакать, всю шёрстку свою повыдерут! Ступай Коза дальше, ищи местечка получше!

Воспитатель: Пришла Коза к берёзе.

Коза: Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?

Воспитатель: Качнула берёзка ветками, отвечает:

Берёза : Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку!

Воспитатель: Обрадовалась Коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.

Воспитатель:

У каждого зверя домик есть свой!

С тёплой печкой, высокой трубой!

В нём они принимают гостей!

С друзьями на свете жить веселей!

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Воспитатель: Дети, посмотрите, что-то под берёзкой лежит!

Дети : это мешочек!

Воспитатель: А мешочек не пустой! Что здесь? Кто здесь?

Дети: Зайчик!

Воспитатель : А зайчик не простой! Поющий! Теперь он будет жить у нас в группе, радовать нас песенками, а мы будем читать ему сказки!

Конспек итогового занятия

по художественной литературе

Тема: «Много разных сказок, знаем мы ».

Средняя группа «Светлячок».

Воспитатель: Кузьмина М.В.

с.Самарское 2011г.

Цель:

1. Учить узнавать сказку по заданию.

2.Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

3. Вспомнить порядок появления героев в сказках.

4. Развивать умение действовать согласованно.

5. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Воспитывающие задачи:

1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству..

Оборудование:

Мягкая игрушка котенка, скалка, искусственная елка, снежинки, столы, стульчики.

Ход занятия: Звучит негромкая музыка.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Сегодня к нам в гости пришел маленький котенок.

Он очень любит рассказывать сказки, и ему очень интересно, знаете ли вы ребята сказки, стихотворения?

Дети. Да. Знаем.

Воспитатель. Давайте порадуем нашего гостя и расскажем стихотворение, в котором идет речь, про кота.

Дети: рассказывают стихотворение : «Как у нашего кота».

Воспитатель: молодцы ребята

Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Воспитатель. Ребята мы с вами читали книгу «Золотые сказки».

Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил народ.

Воспитатель: Верно. Приглашаю вас в путешествие по народным сказкам.

Воспитатель. В круг вставайте дружно,

За руки нам взяться нужно, только вместе, только дружно.

Мы на месте покружились, в сказке чудной очутились.

(Дети имитируют движения)

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, что это?

Дети: Скалочка.

Воспитатель: Ребята, а в какой сказке идет речь про скалочку.

Дети: Лисичка – со скалочкой.

Воспитатель: Что в этой сказке случилось.

(Ответы детей)

Воспитатель. В круг вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славно семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

Воспитатель. Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы говорите отгадки

Маленькая, серенькая, а хвостик, как шило. (Мышка)

Летом серый, а зимой белый. (Заяц)

У кого из зверей
Хвост пушистее и длинней?
(Лиса)

Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(Волк)

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

Воспитатель : Ребята, скажите, эти все животные в какой сказке все встретились?

Дети: «Рукавичка».

Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте вспомним эту сказку.

(Дети по очереди рассказывают сказку. Один начинает, второй продолжает и т.д.)

Воспитатель. Ребята давайте мы с вами расскажем еще один стих.

«Как на горке снег, снег». Кто написал это стихотворение?

Дети : Токмакова.

(Дети рассказывают стихотворение).

Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите и у нас есть елочка, а под елочкой шкатулка. Интересно, что там.

(Дети открывают шкатулку, достают снежинки.)

Воспитатель: Давайте украсим нашу елочку снежинками.

(Дети украшают елочку снежинками).

Верить в сказку – это счастье.

И тому, кто верит

Сказка обязательно

Отворит все двери.

Давайте попрощаемся с нашим гостем, ему очень понравилось, как вы рассказывали сказки. И он вам приготовил угощения.

(Дети прощаются, воспитатель раздает угощения).

Дошкольное образовательное учреждение ясли – сад № 273 г. Донецка

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

ДНР 83095, г. Донецк, Кировский район, ул. Коммунаров, д. 46, тел. 277 – 05 – 19

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Тема:« Картинку мира формирует изобразительное искусство».

Тема занятия: « Игровые диалоги по сюжету русской народной

сказки «Репка».

Воспитатель: О.В. Пинчук.

г. Донецк. 2016

Занятие по художественной литературе

Игровые диалоги по сюжету русской народной сказки

«Репка»

Программное содержание: развивать у детей интерес и любовь к сказкам, желание услышать её ещё раз. Учить вслушиваться в текст, понимать основной смысл, вникать в смысл художественного текста, рассуждать, делать простые выводы, высказываться по поводу прочитанного. Развивать понимание детьми литературных текстов. Создавать ситуации творческого воспроизведения детьми отдельных сказочных эпизодов (с использованием преобразованных ситуаций, сохраняющих смысл событий). Включать детей в рассуждения при решении задач на поиск главного смысла. Учить детей придумывать и разыгрывать небольшие эпизоды в кукольном театре, способствовать творческому переносу данного опыта в самостоятельную игровую деятельность. Учить отгадывать загадки, понимать смысл загадок. Развивать воображение детей, способность восстанавливать в памяти сказочный сюжет и прогнозировать его развитие. Создавать условия для развития диалога, отражающих смысл сказочных событий. Расширять представления детей о том, что сказки бывают не только народные, но и авторские. Инициировать творческую активность детей при передаче сказочных образов в двигательных этюдах. Развивать воображение: умение придумывать разные варианты сказочных событий и другие окончания сказки. Привлекать детей к совместному с воспитателем рассказыванию сказки, воспроизведению сюжета в игровых действиях с нарисованными картинками. Обогащать изобразительную деятельность детей литературными образами и сюжетами.

Материал: шапочка Колобка, макет дорожки разделённой на четыре цвета (синий, жёлтый, красный, зелёный). Жёлтый – репка, красный – рукавичка, зелёный – ёлка. Большая из картона рукавица, геометрические фигуры, по точкам нарисованная репка, цифры 1 -2 -3, нарисованные рисунки героев сказки «Репка», иллюстрации диких животных и сказочных героев.

Словарь: репка, рукавичка, колобок, Жучка, внучка, сказочные герои, книжка, автор, писатель, библиотека, сказка, народные, авторские.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, изготовление сказочных героев, рассматривание иллюстраций по сказкам, книжек. Рисование, лепка героев сказок, театр на столе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Из далека – далёка

Пролетала птичка.

Уронила пёрышко

На наше крылечко.

Утром в садик я пришла,

И то пёрышко нашла,

О детках своих вспоминала.

За такую вашу ласку,

Нам пёрышко подарила сказку,

сказка эта живёт в книжке.

Вы найдите поскорей,

Расскажите нам быстрей.

А чтоб найти эту сказку

Попробуйте отгадать загадку:

Мурка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабу,

Баба за деда

Спряталась крепко

Большая… (Р Е П К А)

БЕСЕДА С ДЕТЬМИ:

Воспитатель: - Где живут сказки?

Дети: - В книжках.

Воспитатель: - А книжки?

Дети: - На полках, библиотеке.

Воспитатель: - Какие бывают книжки?

Дети: - Большие, средние, маленькие.

Воспитатель: - Кто пишет книжки для детей?

Дети: - Детские писатели, сочиняет народ.

Воспитатель: - Найдите самую большую книжку, среднюю, маленькую.

(дети выполняют задание)

Воспитатель: - Вот книжка, в которой спряталась наша сказка. Послушайте внимательно.

СКАЗКА « РЕПКА»

За окошком снег идёт, баба с дедом снег метёт. Накатали снежный ком. На сметане замесили, круглый бок, скок, скок покатился … (КОЛОБОК).

Встретил он в лесу домишко, нашел в нём приют. Жители леса в нём дружно живут: заяц, норушка, лисица и волк, только медведь раздавил… ТЕРЕМОК.

Покатился по лесочку, варежку нашел в снежочке: тёплую, большую. Закатился, он в неё, оказалось, там тепло. Жили в ней норушка, лягушка – попрыгушка, серенький зайчонок, лисичка со скалочкой, серый волк со смекалочкой. Пробегала Жучка, позвала внучку. Дед с бабой торопились и к норушке обратились. Потянули за чубок, оказался КОЛОБОК.

Воспитатель: - Это сказка « Репка» ?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Потерялась наша сказка,

Мы готовы ей помочь.

По дорожке мы пойдём,

Всех героев мы найдём.

Кто поможет, подскажи?

Эту сказочку найти?

Он румяный и душистый,

Круглый, мягкий, золотистый.

Но попался, дурачок

Он лисе на язычок. (КОЛОБОК)

Выбегает мальчик в шапочке Колобка

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На сметане замесили,

На окошке охладили,

Круглый бок, скок, скок

Покатился…(КОЛОБОК)

КОЛОБОК Я румяный и душистый

Круглый, мягкий, золотистый

Помогу я вам ребята

Эту сказочку найти.

Воспитатель: - Помоги нам Колобок разобрать сказку – путаницу.

Вот наша дорожка, а на ней четыре зоны: синяя, желтая, красная, зеленая. На каждой зоне указатели, каждый указатель определяет задание. Желтая зона – РЕПКА, красная зона – РУКАВИЧКА, зеленая зона – ЛЕС. У меня есть волшебный шарик, он поможет нам выполнить задание.

Воспитатель: - Шарик, какой? (круглый, объемный, катится).

С помощью считалки дети выбирают, кто будет дуть на шарик, чтобы он докатился до зелёной зоны (до красной, до желтой). Поочередно выполняя все три задания.

Воспитатель: - Колобок, ты знаешь считалку?

Колобок: - Да.

Ехал Фунтик на тележке,

Раздавал он всем орешки,

Кому два, кому три,

Командиром будешь, ты.

1 ЗАЛАНИЕ (зелёная зона) «ЛЕС»

Дидактическая игра « Кто живёт в лесу?»

Цель: учить называть диких животных, закрепить понятие «дикие животные», уметь узнавать по характерным признакам.

2 ЗАДАНИЕ (красная зона) «РУКАВИЧКА»

Дети выбирают задание с помощью волшебного шарика в следующей зоне «РУКАВИЧКА» .

СЧИТАЛКА

Один, два, три, четыре, пять,

Мы опять идем искать.

Помоги нам шар волшебный,

Нашу сказку отыскать.

Дидактическая игра «Сложи геометрические фигуры»

Цель: учить называть геометрические фигуры: квадрат, круг, овал, треугольник.

Называть цвет, форму, величину. Уметь складывать несложные картинки, узоры, предметы, животных т. д..

Дети проговаривают слова

Шарик, шарик, помоги,

Героев сказки собери.

Дети называют, кого они выложили.

Воспитатель: - Из какой сказки эти герои?

Дети: - Из сказки «РЕПКА»

3 ЗАДАНИЕ (желтая зона) «РЕПКА»

СЧИТАЛКА (смотри второе задание)

Дидактическая игра «Карта, найди овощ»

Цель: учить детей соединять точки, проводить линии, по кругу не отрывая руки; уметь видеть и называть нарисованный предмет, учить работать в коллективе.

Дети рассказывают о том, что увидели после соединения точек.

Воспитатель: - Из какой сказки эта сказочная героиня?

Дети: - Из сказки «РЕПКА»

Дети находят в мешке запрятанную «РЕПКУ», а в репке письмо:

« В волшебном сундучке ты найдешь то, без чего не может жить сказка. Нарисуй и покажи.

4 ЗАДАНИЕ «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК».

В сундучке дети находят листы А – 4, гуашь (зелёная, оранжевая, коричневая, серая, желтая), губки, нарукавники, перчатки.

Дети рисуют сказочных героев и показывают театр по сказке «РЕПКА».

В конце занятия дети под музыку «Буратино длинный нос» вспоминают всех сказочных героев.

Итог занятия.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!