Конспект логопедического занятия по устранению акустической дисграфии. Конспект логопедического занятия по предупреждению и преодолению акустической и оптической дисграфии Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии

Конспект логопедического занятия по предупреждению и устранению дисграфии и дислексии
1 класс

Лексическая тема «Весна».
Задачи:
1. Учить чтению слов, написанных разными шрифтами.
2. Закрепление умения составления предложений с союзом А.
3. Развитие пространственной ориентировки, используя зеркальные буквы; развитие логического мышления, памяти, зрительного и слухового внимания, общей и мелкой моторики, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, связной речи.
4. Воспитание языкового чутья, привитие интереса к нормам литературного произношения и правилам русского языка, чуткого и бережного отношения к природе.

Ход занятия

Приветствие. Какое сегодня число? день недели?

Показывается глобус. Беседа с детьми: «Кто знает, что это за предмет? Это наша планета, только маленькая. Посмотрите, как она вертится. (Дети по очереди крутят глобус.) Времена года на планете меняются. Вот здесь зима. А здесь в это время лето. А какое время года сейчас у нас?»
Сегодня мы с вами поговорим о весне и как всегда будем учиться правильно говорить, читать и писать.
Знаковое письмо
- Назовите весенние месяцы? Какое сегодня число? Давайте вспомним стихотворение «Апрель», с которым мы познакомились на прошлом занятии.
а) хором
б) индивидуально

Игра «Слово рассыпалось»
На реке и треск, и гром.
Это значит ледолом.
На реке лёд идёт,
Это значит (Ледоход)
- Ледоход принёс нам вот такие льдинки. На них написаны буквы.
1. Зачеркните те льдинки, на которых буквы написаны неправильно.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2.Соберите буквы в слово. С каждым словом составьте предложение.
Е,Н,В,А,С П,Л,А,Р,Ь,Е Л,Е,Н,С,О,Ц

Игра «Найди птичку» (таблица)
Беседа о птицах, обводка и показ слова на доске.
«Теперь весна-красавица
Зовёт со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов»
- Кто это такие? Как мы называем их? Что вы знаете о перелётных птицах? Найдите в таблице названия птиц.

Игра «Внимательные глазки»
- Что делают птицы, когда возвращаются из дальних стран? Правильно, вьют (строят) гнезда из веточек, сухой травы, палочек. А мы сейчас с вами из палочек будем выкладывать буквы.
- Постройте из палочек на столе все буквы, которые изображены на картинке.
- Вначале покажите на доске и обведите указкой контур найденной буквы. Назовите слова, которые её содержат.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Подвижная игра «Веснянка»
- А сейчас я вам предлагаю пройти на ковёр, встать в круг и поиграть в игру «Веснянка».
Солнышко, солнышко, Идут по кругу, взявшись за руки.
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу друг за другом на носочках.
Прилетели сто грачей, Бегут, взмахивая крыльями.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки.

«Цветы»
- Весна всегда связана с появлением цветов. Расскажите стихотворения, которые вы выучили о первых весенних цветах. Старайтесь правильно произносить звуки, говорить четко и выразительно.

1-й ребёнок. Я расскажу стихотворение о подснежнике.
Я родился!
Я родился!
Снег пробил,
На свет явился!

2-й ребенок. А моё стихотворение о мать-и-мачехе.
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелёк.
Распустился у реки
Солнечный цветок.

3-й ребёнок. Я буду рассказывать стихотворение о простреле.
На проталинке прострел-
Как пучок лиловых стрел.
На мохнатых стебельках
Капли солнышка в цветках.

4-й ребенок. А я хочу рассказать о ветренице.
На снежинки похожи цветочки,
Как снежинки, белы и легки,
Как снежинки, изящны, прекрасны,
Ветерка дуновенью подвластны.

Зашифрованное письмо
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят.
а) индивидуально
б) хором
Уточнение значения слова караваном.
Караваном - группа следующих друг за другом птиц.
Пальчиковая гимнастика «Капель»
Снег в лесу.
Сугробов много
Но слышна синицы трель.
С крыши, прямо на дорогу
Звонко капает (Капель)
- Давайте с вами выполним пальчиковую гимнастику «Капель». Ритмично стучим по столу подушечками, начиная с большого пальца.
Кап, кап, кап,
Звенит капель.
Приближается апрель.
Работа в тетрадях
- Рисование спирали.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Запись четверостишия.

Изографы

Весной можно пойти в поход в весенний лес, в тундру. Что можно взять с собой мы и узнаем с помощью изографов. А изографы - это, как мы знаем, рисунки, составленные из букв. (Дерево, лист, яблоко, сумка, часы, лампа)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Составление предложений с союзом А
В самый первый день весны
В самый-самый первый
На опушке у сосны,
Распустилась (Верба).
- Весной появляются на деревьях листочки. Посмотрим на картинку. Листья, с каких деревьев вы видите?
- Какой лист находится в верхнем левом углу? – в правом нижнем?
- Теперь составим предложения, в которых есть союз а.

(У Серёжи лист берёзы (березовый лист), а у Лены лист клёна (кленовый лист). В левом верхнем углу берёзовый лист, а в нижнем правом – кленовый.
Берёзовый лист маленький, а кленовый большой.)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

4. Итог занятия.
Допишите буквы и прочитайте слово, которое у вас получилось.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
О чем мы сегодня говорили и чем занимались на занятии?

апрель 2012 г. Учитель-логопед Л.М. Тугова
я а
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·А
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·й
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·’
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ё
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·љ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ж
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ї
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ћ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·E
·E
·E
·E
·E
·E
·E
·E
·E
·E
·E
·E
·E
·E
·E
·E
·E
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·(
·(
·(
·(
·(
·(
·(
·(
·(
·(
·(
·(
·(
·(
·(
·(
·(
·(
·(
·(
·(
·(
·(
·(
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

Логопедическая тема: родственные слова. Лексическая тема: домашние животные и их детеныши. Грамматическая тема: единственное и множественное число имен существительных.

Цель: научить находить и образовывать родственные слова. Задачи:

Образовательные:

Расширение и активизация слов но теме: «Домашние жи­вотные и их детеныши»;

Развитие умения изменять имена существительные по чис­лам;

Развитие умения образовывать уменьшительно-ласкатель­ную форму имени существительного;

Закрепить знания детей о корне слова. Коррекционные:

Развитие логического мышления;

Развитие связной речи. Воспитательные:

Развитие функции контроля и самоконтроля;

Формирование усидчивости.

Оборудование: карточки с изображением домашних живот­ных и их детенышей, карточки с загадками.

Ход занятия:

Вводная часть.

1. Организационный момент. Приветствие. Знакомство с детьми. Основная часть.

2. Игра «Кто, чей малыш».

Сейчас мы немного с вами поиграем. У меня есть живот­ные, которых вы должны угадать.

О Острые ушки,

На лапках подушки,

Нос, как щетинка,

Дугою спинка,

Днем спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит, на охоту ходит. 1: С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, Хвост колечком. О Голодна - мычит, Сыта - жует, Всем детям молока дает и С подстриженной гривой,

Скачет ретиво. О С бородою, а не старик, С рогами, а не бык. Не конь, а брыкается, Доят, но не корова, С пухом, а не птица. П Вместо хвостика - крючок, Вместо носа - пятачок. Пятачок дырявый, А крючок вертлявый. П Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку. О Кто ни в жару, ни в стужу,

Не снимает шубу.

Выставляю на доску картинки с изображением домашних животных.

Ребята, эти животные потеряли своих малышей. Давай­те поможем найти их. Ну-ка, вспомним: у собаки - кто дете­ныш? (Выставляется картинка с изображением щенка.)

Правильно - щенок. А во множественном числе? Аналогично определяются детеныши остальных живот­ных.



3. Работа в тетрадях.

Запишите у себя в тетрадях пары слов, так как я это де­лаю на доске.

Образец: кот - котенок - котята

овца - ягненок - ягнята и т.д.

- Скажите, кем приходятся друг другу кот - котенок, свинья - поросенок и т.д.? (Родственниками.)

Теперь возьмите карандаши и выделите корни у всех слов.

Верно, а теперь посмотрите внимательно на те пары слов, которые вы записали и скажите, какие из них являются родственными?

Почему? (У них один корень.)

Как еще по-другому можно назвать родственные слова? (Однокоренные.)

Вывод: однокоренные слова являются родственными и имеют общий корень.

4. Игра «Подбери слово».

А теперь нужно вспомнить, кто что ест. Посмотрите на доску.

Кролик грызет кость Корова жует желудями Лошадь ест капусту Собака грызет морковь Кот лакает траву Коза ест овес Свинья лакомится молоко

- Посмотрите внимательно и соедините стрелочками, кто что любит.

Молодцы, а теперь запишите полученные предложения в тетрадь.

А сейчас немного поиграем. Я вам говорю слово, а вы по очереди подбираете к ним родственные слова: кость.

Аналогично с остальными словами (желуди, капуста, мор­ковь, трава, овес, молоко).

5. Работа с текстом.

На доске записан текст:

Летом мы отдыхали в деревне удеда. Мы ему помогали по хозяйству.Маша доила корову. Петя пас овец. А я кормил кота и собаку. А вечером дед катал нас налошади.

Прочитайте текст, а выделенные слова замените на лас­ковые.

Запишите текст в тетрадь так, как вы его прочитали, выделите корни у подчеркнутых слов. Заключительная часть.

6. Подведение итогов.

Что мы сегодня делали на занятии.

Спасибо, до свидания.

Приложение 2

Конспект занятия по устранению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза

Логопедическая тема: Распространение предложений пу­тем введения определения и дополнения.

Грамматическая тема: согласование слов в предложении в роде, числе и падеже.

Цель: учить детей распространять двусоставное предложе­ние путем введения определения и дополнения.

Задачи:

Образовательные:

Учить составлять схемы предложений и предложений по схеме;

Учить выделять главные члены предложения;

Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;

Коррекционные:

Совершенствовать навык анализа и синтеза предложения;

Развивать логическое мышление;

Развивать слуховое внимание, память, умение работать по алгоритму. Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность;

в формирование функций контроля и самоконтроля.

Оборудование: предметные картинки, карточки с предло­жениями, карточки со схемами предложений, наборное полот­но, карточки со словами.

Ход занятия:

Вводная часть.

1. Организационный момент.

(На столах у детей лежат картинки: белка, солнышко, кошка, девочка, яблоко.)

Здравствуйте, ребята. Первыми сядут те, кто к слову-предмету придумает слово-действие. Основная часть.

2. Развитие логического мышления.

Ребята, что выращивает садовник в саду?

Правильно, а мы сегодня будем выращивать предложе­ния. Отгадайте загадку:

У косого нет берлоги, Не нужна ему нора, От врагов спасают ноги, А от голода кора.

Кто это?

Верно, это заяц. Придумайте предложение из двух слов

3. Упражнение на распространение двусоставного предло­жения.

На доску помешается картинка с изображением зайца.

Ребята, кто изображен на картинке?

Заяц что делает?

Запишите в тетрадь предложение: Заяц убегает.

- Составьте схему этого предложения.

Теперь ответьте на мои вопросы. Заяц убегает от кого?

Какой заяц убегает от лисы?

Трусливый заяц убегает, от какой лисы?

4. Работа со схемой предложения.

Логопед раздает детям карточки с двусоставными предло­жениями и схему распространенного предложения. Предложения: Белка грызет.

Солнышко греет.

Ручей журчит.

Кошка ловит.

Девочка чистит.

Ребята, вырастите свое предложение соответственно

Прочитайте, что у вас получилось.

А теперь запишите в тетрадь.

5. Развитие анализа и синтеза предложения. Логопед «нечаянно» роняет карточки.

Ой, ребята, какая я неуклюжая. Помогите мне, пожалуйста, собрать карточки (принесла, зайчонка, робкого, маленького Катя)

- Прочитайте, какая у кого карточка и постройтесь в предложение, будто вы живые слова.

Затем предложение выставляется на наборном полотне.

Назовите главные слова в этом предложении.

А теперь составьте схему предложения.

6. Подбор предложений к схемам.

Я вам раздам карточки с предложениями и схемы пред­ложений. Вы должны будете подобрать правильно схемы к предложениям.

Предложения: Мама связала сыну красивый свитер. Интересную книгу читает брату сестра. Лена показала Игорю маленького котенка. Рыбаки поймали в сеть крупную рыбу. Маленькая девочка моет паркетный пол. Заключительная часть.

7. Подведение итогов.

Чем мы занимались на занятии? Что выращивали?

О ком мы составляли предложения?

8. Оценка деятельности учащихся.

Тема занятия: Грибы

Цель: Звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Звукобуквенный анализ и синтез.

Задачи занятия:

    Совершенствовать знания о звуке и букве, твердости и мягкости согласных, повторить гласные и согласные

    Совершенствовать звукобуквенный анализ.

    Совершенствовать умение определять мягкость согласных звуков

    Развивать правильный темп чтения.

    Способствовать развитию механической памяти в процессе работы с предложением.

    Повторить правила правописания большой буквы в предложении (начало предложения, имена).

    Совершенствовать умение определять на слух и зрительно слова, комментировать значения слов, составлять предложения со словами.

    Совершенствовать знания о грамматическом значении слов в предложении (определение какой частью речи являются слова)

Оборудование: карточки с заданиями

Ход занятия

1. Орг. момент

Записать тему и перечень рассматриваемых вопросов на занятии.

2. Прочитай предложения перевертыши, запиши предложения по памяти. Подчеркни в предложениях гласные одной чертой, согласные двумя, объясни правила правописания большой буквы в словах. Определи количество слов в предложениях.

ГРИБЫ РАСТУТ ОСЕНЬЮ.

ГРИБ ИМЕЕТ ПЛОДОВОЕ ТЕЛО.

БЕЛЫЕ ГРИБЫ РАСТУТ В ЕЛЬНИКАХ.

3. Найдите и подчеркните буквы, которые могут обозначать мягкость согласного звука.

А, и, о, э, ь, ю, ы, я, ё, у, е, ъ

6. Работа со словом. Подчеркните слова, где букв больше, чем звуков:

Гриб, лисичка, мальчик, подберезовик;

Кочка, дрозд, груздь, соловей;

Якорь, пальто, путь, воробей;

Уголь, ясень, кровать, сентябрь, дверь, ястреб.

7. Определите, какие буквосочетания не являются словами, выпишите слова и объясните их значение. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков. Составьте и запишите два предложения с любыми прочитанными словами.

Мал – мял, мыл – мил, мол – мёл, мул – мюл,

Сам - сям; семь – сэмь, сын – син, сон – сён;

Вам – вял, вал –вял, выл – вил, вол –вёл, вул – вюл;

Там –тям, тут – тют, так – тяк, тук – тюк

8. Физкультминутка. Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Звукобуквенный анализ слов, определение грамматического значения слов

- мухомор, медведь, моховик, ель, Уля, Юля;

- сиреневый, белоснежный, ядовитый, маленький;

Бежать, льет, собирать, отъезжать, ябедничать;

Навстречу, вверх, кругом, быстро, вперёд, вокруг

9. Выбери правильный ответ.

1. Сколько звуков в слове груздь

2. Сколько звуков и сколько букв в слове лось.

а) 4 буквы, 4 звука б) 4 буквы, 3 звука

3. На письме звуки обозначаются ……………..

4. Звуки бывают …… ……. и ………………..

5. Согласные звуки [ж], [ш], [ц] всегда …………

6. В слове гриб букв ….., звуков …….

10. Итог занятия

Чем занимались на уроки. Оценки за работу.

Анализ занятия. Тема занятия соответствует этапу логопедической работы. Поставленные логопедические и педагогические задачи соответствуют теме. Поставленные задачи реализованы. Все этапы взаимосвязаны между собой, логичны. Использованные методы и приёмы (наглядные, словесные) соответствуют поставленным задачам и помогают их реализовать. Вопросы, инструкции чёткие, понятные.

2. Конспект занятия по преодолению артикуляционно-акустической дисграфии

Тема занятия: Осень

Цель: Дифференциация звуков и букв [с–ш] на письме.

Задачи занятия:

    Уточнение и сравнение артикуляции звуков “С-Ш”,

    Закрепление правильного произношения их в речи,

    Совершенствование навыков дифференциации букв на письме,

    Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов со звуками “С-Ш”,

    Развитие мелкой моторики, фонематического слуха, развитие памяти.

Оборудование: магнитофон, артикуляционные профили, горох, слоговые таблицы, карточки с наклеенной из бархатной бумаги буквой, цифры

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ В 5 КЛАССЕ

Логопедическая тема РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА Лексическая тема ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ Грамматическая тема Единственное и множественное число существи- тельных. Цель Научить подбирать родственные слова.

Задачи Образовательные:

    расширение и активизация слов по теме «Домашние животные и их детеныши»; развитие умения изменять существительные по числам; развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного; закрепить знания детей о корне слова.
Коррекционные:
    развитие логического мышления; развитие связной речи.
Воспитательные:
    развитие функции контроля и самоконтроля; формирование усидчивости.

ОБОРУДОВАНИЕ карточки с изображением домашних животных и их детенышей, карточки с загадками.

Ход занятия

Вводная часть

1.Организационный момент Приветствие. Знакомство с детьми. Основная часть 2.Игра «Кто чей малыш» - Сейчас мы немного с вами поиграем. У меня есть животные, которых вы должны угадать.

Острые ушки,

На лапках подушки

Нос, как щетинка,

Дугою спинка

Днем спит, на солнышке лежит,

Ночью бродит, на охоту ходит.

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

Голодна мычит,

Сыта – жует,

Всем детям молока дает.

С подстриженной гривой,

Скачет ретиво.

С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык.

Не конь, а брыкается,

Доят, а не корова,

С пухом, а не птица.

Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пяточек,

Пяточек дырявый,

А крючок вертлявый.

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловка,

Любит морковку.

Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу.

Выставляю на доску картинки с домашними животными.

- Ребята, эти животные потеряли своих малышей. Давайте поможем найти их. Ну-ка вспомним: у собаки – кто детеныш?

Правильно – щенок. А во множественном числе? (Остальные так же выполняются) 3.Работа в тетрадях. - Запишите у себя в тетрадях пары слов, так как я это делаю на доске. Образец: кот – котенок – котята овца – ягненок – ягнята и.т.д. - Теперь возьмите карандаши и выделите корни у всех слов. - Верно, а теперь скажите какие из них являются родственными. Почему? (У них один корень) - Как еще можно по - другому назвать родственные слова? (Однокоренные) ВЫВОД: однокоренные слова являются родственными и имеют общий корень. 4.Игра «Подбери слово» - Теперь нужно вспомнить, кто что ест. (запись на доске) 5.Игра «Третий лишний» На доске вывешиваются листы со словами, дети должны определить, какое слово является лишним. 6. Игра «Горка» Даны только корни, нужно заполнить пустые клетки, чтобы получились однокоренные слова. чёрн.. стар.. чёрн… стар… чёрн…. стар….

7. Работа с текстом На доске записан текст: Летом мы отдыхали в деревне у деда. Мы ему помогали по хозяйству. Маша доила корову. Петя пас овец. А я кормил кота и собаку. А вечером дед катал нас на лошади. - Прочитайте текст, а подчеркнутые слова замените на ласковые.

Запишите текст в тетрадь так, как вы его прочитали, выделите корень у подчеркнутых слов.

Заключительная часть.

8. Подведение итогов - Что мы сегодня делали на занятии? - Спасибо, до свидания.

МБОУ «СОШ № 4»

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УСТРАНЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

В 5 КЛАССЕ.

Составила:

Учитель - логопед

Шпирная В. Н.

С. Раевский 2014год

Гостева О.П., учитель-логопед.

Цель: учить детей различать звуки [Г] – [К] в слогах, словах и предложениях и правильно обозначать их буквой на письме.

  • Развивать фонематические процессы;
  • Учить дифференцировать парные согласные [Г] – [К] на слух и с опорой на зрительные и кинестетические ощущения;
  • Развивать память, внимание, мышление;
  • Знакомить с традиционными праздниками.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Ребята, какой праздник скоро наступит?

Новый год.

Правильно. И мы все очень любим и ждем этот замечательный праздник. Почему вам так нравится этот праздник? (дети отвечают)

Сегодня к нам в гости пришел Кот. (На экране появляется изображение кота). Он тоже готовится встречать Новый год. Поможем ему организовать праздник? Отправляемся в гости к коту.

2. Целеполагание.

Каким звуком различаются слова год и кот ?

Звуками [Г] и [К].

Сегодня мы будем учиться слышать и различать звуки [Г] и [К].

3. Объяснение нового материала.

Это парные согласные звуки. Давайте рассмотрим их преграду. (дети с помощью индивидуальных зеркал рассматривают преграду звуков [Г] и [К]).

Кончик языка находится внизу, спинка поднята наверх и смыкается с нёбом. Затем смычка взрывается. В момент произнесения можно почувствовать толчок выдыхаемого воздуха на тыльной поверхности руки. При произнесении звука [Г] положение органов артикуляции такое же, только вибрируют голосовые связки.

Итак, преграда звуков [Г] и [К] одинаковая, поэтому они называются парными. Различаются они только тем, что при произнесении звука [Г] голосовые связи работают (мы это можем почувствовать, если приложим ладонь к шее), а при произнесении звука [К] голосовые связки не работают. Или если мы плотно-плотно прижмем ладони к ушкам и произнесем звук [Г], то мы услышим, как в голове “звенит колокольчик”. Звук [Г] – звонкий. А если мы произнесем звук [К]), то “колокольчик не зазвенит”. Звук [К]-глухой.

Дадим характеристику звукам [Г] и [К].

Звук [Г] – согласный. Потому что он не поется, у него есть преграда. (На экране появляется опорная картинка - изображение забора).

Звук [Г] твердый. На экране появляется опорная картинка – синий кружок.

Звук [К] – согласный. Потому что он не поется, у него есть преграда. (На экране появляется опорная картинка - изображение забора).

Звук [К] твердый. На экране появляется опорная картинка – синий кружок.

Посмотрите на экран. Звуки [Г] и [К] различаются только по глухости/звонкости.

4. Различение звуков [Г] и [К] в слогах.

Итак, ребята, мы с вами попали в дом Кота. Первым делом, надо помочь коту разобрать конфеты и груши. Прочитайте слоги, которые написаны на конфетах и грушах. Предметы, на которых написаны слоги с буквой Г, мы сложим в корзину. А предметы, на которых написаны слоги с буквой К, мы положим в коробку. На экране появляется слайд с заданием. Дети выполняют это же задание на своих карточках.

5. Различение звуков [Г] и [К] в словах.

Кот очень рад вашей помощи. Но теперь поможем ему разобрать овощи и фрукты к новогоднему столу. Слова, в которых есть звук [Г] мы “положим” в погреб, а слова в которых есть звук [К] мы положим в корзинку. На экране появляется слайд с этим заданием. Дети выполняю его на карточках.

Слова: огурцы, капуста, редиска, груша, горох, морковь, виноград, свёкла, тыква, картофель, гранат, лук.

6. На новый год Кот решил пригласить к себе гостей. Но сам подписать пригласительные он не может. Давайте поможем коту, для того посчитаем место звуков [Г] и [К] в словах. Дети с помощью звуковых линеек определяют место звуков [Г] и [К] в словах. На экране показан слайд с картинками.

Кот приглашает к себе в гости: куклу, Незнайку, кукушку, котенка, Георгия, гагару.

Слова: кукла (1;3), Незнайка (7), кукушка (1;3;6), котенок (1;7), Георгий (1;5), гагара (1;3).

7. Физминутка “Кот Мурлыка”

Кот Мурлыка, кот Царапка
Учит деток танцевать
Ну-ка левой, ну-ка правой,
Раз-два-три-четыре-пять!

8. Поможем Коту украсить елку к новому году. Разделите слова на слоги. Соедините картинки с верхней веточкой елки, если в слове один слог, со средней веточкой – если в слове два слога, с нижней веточкой, слова в которых три слога и “положите” игрушку под елку, если в слове четыре слога.

Слова: гриб, свечка, шарик, снежинка, ангел, снегурочка,колокольчик.

9. Работа с предложениями. Проделки деда-буквоеда.

Кот решил рассказать своим гостям поговорки. Но дед-Буквоед съел некоторые буквы. Помогите коту восстановить все поговорки. Вставьте пропущенные буквы Г и К. (На экране появляется слайд с заданием. Дети выполняют задание на крточках)

Помо_у, помо_у, а пришло время – не мо_у!

За _лупой _оловой и но_ам плохо!

Нет дру_а - ищи, а нашел – бере_и.

Не _овори – не умею, а _овори – научусь.

А_ов _орм, та_ов и _онь.

Ому пиро_и да пыш_и, а _ому синя_и да шиш_и.

Рабочие ру_и не знают с_у_и.

8. Итог занятия.

Какие звуки мы сегодня учились различать?

Звуки [Г] и [К].

Чем они похожи и по каким признакам мы можем их различить?

У звуков [Г] и [К] одинаковая преграда. Различаются они по глухости и звонкости.

9. Рефлексия.

Ребятки, вам понравилось наше занятие?

Что вам понравилось больше всего?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!