Конспект нод по обучению грамоте " звук и буква к, к ". Составление предложений по картинкам

ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по развитию фонетико-фонематической стороны речи

«Формирование представлений о звуках «З»-«ЗЬ».

(старшая группа компенсирующей направленности).

Подготовила и провела

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Сироткина Снежана Валерьевна

пгт. Рощинский

Пояснительная записка

Образовательная область «Познание»


  1. Обобщение знаний о звуках и буквах русского языка.

  2. Закрепление знаний о звукобуквенных связях.

  3. Расширение предметного словаря, словаря признаков.

  4. Развитие фонематического слуха, внимания.

  5. Закрепление навыка грамматически правильного оформления речевого высказывания.

  6. Развитие связной монологической речи.
Образовательная область «Коммуникация».

Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:


  1. Развитие умения свободного общения с взрослыми и сверстниками.

  2. Развитие умения вести диалог с логопедом и сверстниками в различных формах и видах деятельности.

  3. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.
Образовательная область «Физическая культура».

Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям по физическому развитию:


  1. Закрепление умения выполнять упражнения ритмично, в указанном темпе.

  2. Закрепление умений выполнения пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, физкультминутки.

  3. Развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.
Оборудование и материалы , используемые на занятии: индивидуальные схемы для звукобуквенного и слогового анализа. Индивидуальные картинки с животными, зеркала, пособие «Су-Джок»; интерактивная доска, проектор, пособие «Звуковые замки», игра «Зоопарк».

Формы организации НОД : грамматические игры на интерактивной доске; индивидуальная работа с раздаточным материалом; работа в условиях проблемной ситуации; обобщающая беседа.

Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживались мотивация и интерес. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяло сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Занятие состояло из этапов, к каждому из которых давались четкие инструкции.

ХОД ЗАНЯТИЯ:


  1. Орг. Момент.
Под музыкальное сопровождение дети входят в зал, встают в круг, приветствуют гостей.

Проводится психогимнастика: релаксация, настрой на занятие.

« Говорим всегда красиво, четко и неторопливо.

Повторяем обязательно, что учили на занятии».


  1. Формирование представлений о звуках и буквах.

- Ребята, все дети любят играть. А вы? Сегодня мы будем играть в очень интересные игры. А сказки вы любите? А кто помнит сказку о волшебной стране звуков, в которой много разных волшебных звуковых замков?
Дети подходят к доске с вывешенными замками и рассказывают о них.
- Это красный замок. В нем живут гласные звуки. Они умеют петь и обозначаются красным цветом.

- Это синий замок. В нем живут твердые согласные звуки, обозначаются синим цветом.

-Это зеленый замок. В нем живут мягкие согласные звуки, обозначаются зеленым цветом.

- Правильно, молодцы. А можем мы увидеть звуки?

-Нет. Звуки мы слышим и произносим.


  1. Развитие силы голоса и плавности длительного выдоха.
- А давайте вспомним, как мы умеем пропевать гласные звуки.

Дети вместе с логопедом пропевают гласные звуки (угадывая звук по артикуляции логопеда), меняя силу голоса и длительность выдоха и сопровождая пение движениями.

АААААА… (руки медленно поднимаются над головой)

А! (руки в замок, приседают)

4. Самомассаж биологически активных точек. Пальчиковая гимнастика.

Дети, сидя на ковре в кругу, выполняют упражнения самомассажа и гимнастики с Су-Джоком.

«Руки растираем и разогреваем.

И теплом своим лицо мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли.

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки.

А теперь погладим пальчиками щечки.

Щечки растираем, чтобы надувались.

Губки растираем, чтобы улыбались.

Тянем подбородок вниз и его сгибаем.

А потом по шейке ручками стекаем».

«Есть у меня один дружок, а зовут его Су-Джок.

Я сожму его скорей, станут пальчики сильней.

Станут пальчики сильней, а головушка умней!»
5. Развитие моторики артикуляционного аппарата. Проведение артикуляционной гимнастики с зеркалами. Логопед читает текст и показывает движения. Сидя за круглым столом, дети выполняют движения по тексту:

Толстые внуки приехали в гости,

с ними худые – лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись

и целовать они всех потянулись.

Утром проснулись в улыбочку губы,

чистили мы свои верхние зубы,

вправо и влево, внутри и снаружи,

с нижними зубками тоже мы дружим.

Губы сожмем мы и рот прополощем.

И самоваром пыхтим, что есть мочи.

Блюдца поставим, блины нам положат.

Дуем на блинчик, не в щеки, не мимо.

Блинчик жуем, завернем и прикусим.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

На нос подуем, мы чай остудили.

Дедушка сделал для внуков качели,

все мы на них покачаться успели.

После качелей мы в прятки играли:

прятались на чердаке и в подвале.

Дедушка скачет на лошади ловко.

Звонкие вязнут на глине подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки

И на опушке мы видим грибочки.
6. Знакомство со звуками «З-Зь».

Работа у интерактивной доски. Дети рассматривают картинку леса.

Затем логопед ставит детей в условия проблемной ситуации – узнать, какие новые звуки будут изучаться на занятии.

Дети с закрытыми глазами, стоя полукругом спиной к интерактивной доске слушают звук большого комара в лесу и маленького комарика. Угадывают, что новыми звуками на занятии будут звуки «З» и «Зь». Дают характеристику этим звукам.

Звук «З» - твердый согласный, звонкий.

Звук «Зь» - мягкий согласный, звонкий.

7. Определение наличия звука в слове .

С опорой на картинки на экране доски. Игра «Четвертый-лишний».

- Ребята, внимательно посмотрите на картинки и определите, в названии какой из них нет звуков «З» и «Зь».

1. Зонт, самолет, коза, арбузы.

2. Корзина, зебра, апельсин, земляника.

3. Зима, жираф, забор, зубы.

Дети определяют и сами проверяют правильность выполненного задания.

8. Дифференциация звуков по твердости-мягкости в словах.

Игра «Зоопарк».

На мольберте пустые клетки животных.

-Ребята, посмотрите, что это?

-Зоопарк.

-Мне кажется, что в нем очень неинтересно и грустно. Как вы думаете, почему?

-Клетки животных пустые.

-А хотите, чтоб в этом зоопарке стало весело и интересно и детям и взрослым?

- Посмотрите, какой у меня есть замечательный чудесный мешочек. В нем разные картинки с животными.

Дети выбирают себе картинки.

- Обратите внимание, все клетки разные по цвету – есть зеленые, есть синие. Как вы считаете, почему?

Ответы детей.

Определив твердость-мягкость звука в названии животных, дети заселяют их в соответствующие клетки.

9. Физкультинутка. «Зеленая песенка».

«В зеленом, в зеленом, зеленом лесу.

Зеленый листок, как флажок я несу.

Зеленая шишка под елкой молчит.

Зеленая песенка где-то звучит.

Зеленый кузнечик в зеленой траве

Играет зеленую песенку мне!»

10. Определение места звука в слове.

Дети садятся за столы. С опорой на наглядность вместе с логопедом они определяют место звука в словах: зубр, газета, замок, зима.

-Вам надо определить, где находится звук в слове – в начале, середине или в конце, и выложить соответствующую схему. Не забудьте уточнить, какой это звук по твердости-мягкости.
11.Определение количества слогов в словах.

- Ребята, положите перед собой слоговые домики. Кто помнит названия животных, которых мы с вами расселяли в клетки зоопарка?

Дети вспоминают названия, делят слова на слоги методом прохлопывания и поднимают соответствующий домик.

12. Знакомство с буквой.

Логопед показывает букву «З» детям и просит подумать, на что похожа эта буква.

Ответы детей.

Рассматривание различных стилизованных изображений буквы на экране доски.

Прописывание буквы пальчиком каждым ребенком на интерактивной доске (под музыкальное сопровождение).

13. Итог занятия.

Ребята, вам понравились игры, в которые мы сегодня играли? А какая игра больше всего понравилась? С какими звуками вы познакомились?

Вы все молодцы, были сегодня старательными и внимательными.

Литература:
1. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996 г.

2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет.2009 г.

3. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. "Исправляем произношение". 2010

4. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

5. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004.

6. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. 7. Крупенчук О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. - Литера, 2008

8. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002.

9. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

Екатерина Кондрашова
Конспект НОД «Звук [А] и буква А»

Конспект №3 Тема : «Звук А и буква А »

Цель звука А ;

Определении места звука в слове ;

Знакомство с буквой А ;

Штриховка.

Оборудование : предметные картинки со звуком А , рабочие тетради, ручки.

Ход занятия.

1.0рг. момент

2. Характеристика звука А :

Какой звук повторяется в этих словах? (А)

Характеристика

Проговаривание звука хором , индивидуально.

3. Выделение звука

5. ФКМ «Аист»

Аист отвечает : После - правою ногой,

6. Знакомство с буквой А .

-Звуки

А есть буквы . Буквы - это знаки , которые обозначают звуки .

Буквы мы пишем и читаем .

Показ буквы А . Это буква А , она обозначает гласный звук А .

- Буква А состоит из трёх элементов.

- Разучивание стихотворения : А- начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко :

Ноги ставит широко.

букву А , заштриховываем её .

8. Итог : Кто запомнил,что такоё буквы ? Какую букву изучали ?

Какоё звук она обозначает ?

Конспект №3 Тема : «Звук А и буква А »

Цель : -закрепить навык чёткого произношения звука А ;

Определении места звука в слове ;

Употребление существительных в косвенных падежах ед. числа.

Знакомство с буквой А ;

Штриховка.

Оборудование : предметные картинки со звуком А , рабочие тетради, ручки.

Ход занятия.

1.0рг. момент : Вспомнить времена года, их основные приметы.

2. Характеристика звука А :

Какой звук повторяется в этих словах? (А)

Характеристика (гласный, т. к. мы его можем петь)

Проговаривание звука хором , индивидуально.

3. Выделение звука А в словах по предметным картинкам.

На крышу поставили телевизионную. антенну.

Солдаты стреляют из. автомата.

Дети рисуют красками в. альбоме.

Мама варит варенье из. алычи.

5. ФКМ «Аист»

Проговаривают слова и выполняют движения.

Аист, аист длинноногий, Снова - правою ногой,

Покажи домой дорогу. Снова - левою ногой,

Аист отвечает : После - правою ногой,

Топай правою ногой, После - левою ногой,

Топай левою ногой. Вот тогда придёшь домой.

6. Знакомство с буквой А .

-Звуки , это то, что мы слышим и произносим.

А есть буквы . Буквы - это знаки , которые обозначают звуки .

Буквы мы пишем и читаем .

Показ буквы А . Это буква А , она обозначает гласный звук А .

- Буква А состоит из трёх элементов.

- Разучивание стихотворения : А- начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко :

Ноги ставит широко.

7. В тетрадях обводим по контуру букву А , заштриховываем её .

8. Итог : Кто запомнил,что такоё буквы ? Какую букву изучали ?

Какоё звук она обозначает ?

Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.

Задачи:

  • Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка.
  • Выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова.
  • Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
  • Упражнять в составлении простых двух, трёхсловных предложений и выкладывании схем к ним.
  • Познакомить с буквой Х , составлять слова из букв.
  • Закреплять навык произношения звуков [х], [х′] в стихотворениях и скороговорках.
  • Развивать внимание, память, мышление, моторику.
  • Предупреждать переутомление детей.

Интегрируемые образовательные области:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная.

Материал демонстрационный: игрушка Хрюша; картинки демонстрационные (халат, хобот, мухоморы, мухи, петух, подсолнух, холодильник, художник, хлеб, сухари); буквы; карточки для чтения слогов; цветные схематичные обозначения звуков.

Материал раздаточный: пеналы с обозначениями для звукового анализа слов и построения предложений; кассы букв; зеркала; бархатные листы бумаги для ниткописи; буквы для игры «Живые буквы».

Ход НОД

Организационный момент

Психогимнастика

— Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

Сообщение темы занятия.

Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.

— Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.

– Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука [к]). Вы согласны с ним?

— Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? (Звук [х]).

Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и [х′]. Звук [х′] — братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.

Характеристика звука.

Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…

— Посмотрите в зеркало, как правильно произносится звук [х]:

— губки и зубки свободны;

— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;

— горлышко «молчит».

Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).

Развитие фонематического восприятия.

— Давайте поучим Хрюшу отличать звук [х] от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук».

Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х

Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх

Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.

Упражнение «Пропой песенки».

Чтение и пропевание прямых и обратных слогов со звуком [х].

Игра «Добавь звук», который потерялся из слов.

Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….

Игра «Замени первый звук» в слове на звук [ х].

Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

Произнесение «Х» в словах.

— Хрюша хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?

Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).

— В каком месте слова слышится звук [х]?

Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (УТКА)

Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).

— Какая картинка здесь лишняя? (утка)

— Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему?

Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.

Художник, сухари, тарелка, холодильник.

— А теперь будем исправлять слова, которые Хрюша не научился правильно произносить.

На стекле сидит мута. (Нет, муха). Картину рисует тудожник. (Художник). Вот саффар. (сахар). У слона фобот. (хобот).

— У нашего Хрюши есть друг хомячок Хомка. Давайте сделаем зарядку вместе с ним.

Физминутка.

Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

Знакомство с буквой «Х».

— На что похожа буква «Х»?

Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.

Печатание её пальцем на столе, на спине соседа.

Ниткопись буквы «Х».

Звуковой анализ слов.

Давайте покажем Хрюше и Хомке, как мы умеем выполнять звуковой анализ слов. Девочки выкладывают из кружочков, а потом из букв разрезной азбуки слово «мухи», а мальчики слово «пихта».

(Анализ слов: — Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Звонких? Глухих? Твердых? Мягких?)

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

Муха – мухи, пихта – пихты.

Составление предложений из 2 – 3 слов со словами «муха» и «пихта». (Вспомним, как обозначается схематично «предложение», «слово-предмет» , «слово-действие»)

Муха летит. Пихта растёт.

Игра в подгруппе «Слово рассыпалось».

Составим слова из букв.

(Звуковое сопровождение – вой ветра). — Слова рассыпались. Составим слова из букв. Посмотрите, с обратной стороны буквы есть значок. Соберитесь в подгруппы по значкам и составьте свои слова.

1 подгруппа: пух. 2 подгруппы: мох. 3 подгруппа: ухо. 4 подгруппа: Хома.

Игра «Живые буквы».

Составим слово: уха, хатка, эхо, ухват, мухи.

Проговаривание звуков [х], [х′] в скороговорках, стихотворениях.

Хорошо хвалить, хихикать,
Худо – хвастаться и хныкать.
Хохлатые хохотушки, хохотом хохотали:
Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

Упражнение «Подарки для Хрюши».

(С опорой на картинки).

— Ребята давайте подарим Хрюше подарки с его любимым звуком в названиях. Например: — Я подарю Хрюше холодильник, для того чтобы он хранил в нем продукты. (Дети составляют предложения)

Итог занятия.

НДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром»детский сад №25 г.Соликамск.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста 5 — 6 лет с использованием ИКТ. Тема: «Звуки [Н] [Нь] .Буква [ЭН]»

Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста 5 — 6 лет с использованием ИКТ

Образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие

Формы организации: групповая.

Цель : знакомство с понятиями “звук[Н],[НЬ] буква [ЭН], дифференцировать понятия – “звук” и “буква”.

Задачи:

Развивающая:

Развивать умение детей придумывать слова на заданный звук.

Обогащать представления о том, что имена людей пишутся всегда с большой буквы.

Закреплять зрительный образ буквы, посредством лепки из пластилина.

Образовательная :

Познакомить детей с буквой «ЭН» (заглавной и строчной) и звуками, которые она обозначает «Н» и «НЬ».

Формировать навык слогового чтения.

Учить детей слышать звуки «Н», «НЬ» в словах.

Воспитательная:

Воспитывать инициативность и активность детей.

Методы и приемы:

словесные : объяснение, закрепление, напоминание, использование художественного слова, обобщения, поощрение.

наглядные : демонстрация слайдов (презентации), наглядных пособий.

практические : моделирование графической модели (лепка буквы).

игровые: создание игровой ситуации.

Оборудование и материалы:

Проектор, с презентация по теме НОД.

Коврограф Ларчик В.Воскобовича с приложением буквами в кармашках для размещения на каврографе.

Раздаточный материал: разноцветный пластилин, доска, губка (на каждого ребёнка).

Предварительная работа: дидактическая игра «Придумай слово с заданным звуком»; рассматривание азбуки в картинках; разучивание физкультминутки; индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.

Приложение: Развивающая предметно — пространственная среда: буквари, азбука, вагончики с буквами гласными и согласными.

Литература : Крылова Н.М. Старшая группа научно — методическое пособие для специалистов дошкольного образования/Перм.гос.пед.универ. -2-е изд, Пермь, 2008.

Интернет источники

Регламент: 20 минут

Ход НОД.

Организационный момент. Мотивация.

Слайд №1

Незнайка: Я забыл буквы, которые мы учили.

Воспитатель: Ребята, покажите и назовите буквы, которые мы уже знаем.

Слайд №2

Незнайка : Почему буквы в вагоне все красные? (потому что это гласные буквы). Назовите их.

Слайд»3

А в этом вагоне, какие буквы? (согласные). Назовите согласные буквы.

Сегодня мы с вами познакомимся с новой согласной буквой и звуками, которые она обозначает. Слушайте внимательно.

Слайд №4

Я буду называть слова, а вы послушайте, с какого звука начинаются слова? (ноябрь, носки, нос, носорог). Правильно со звука [Н]. Этот звук звучит твёрдо или мягко? (воспитатель ещё раз произносит слова). Звук звучит твёрдо — [Н]. Давайте произнесём все вместе твёрдый звук [Н].

Слушайте внимательно. (небо, нитки,). С какого звука начинаются эти слова? Со звука [НЬ]. Это звук твёрдый или мягкий? (мягкий). Давайте произнесём все вместе мягкий звук [НЬ].

Как вы думаете, эти звуки [Н] — [НЬ] гласные или согласные? Какие преграды встречает воздух при произнесении этих звуков? (зубы, язык). Эти звуки согласные.

Слайд №5

На письме эти звуки обозначаются буквой [ЭН]. Посмотрите на эту букву. На что она похожа? (воспитатель показывает карточку с буквой).

Слайд № 6

В красном или синим вагоне поедет буква [ЭН]?

Дети: В синем вагоне, эта буква согласная.

Слайд №7

С какого звука начинается Незнайкино имя? Произнесём – Незнайка. С мягкого звука.

Слайд№8 Незнайка

Посмотрите как пишется его имя (написано имя Незнайка). Что вы ещё заметили? В имени 2 буквы, одна большая, а другая маленькая. Правильно, ребята. В русском языке есть правило – все имена всегда пишутся с большой, заглавной буквы. Придумайте имена, которые начинаются на букву [ЭН]? (Нина, Наташа, Настя, Никита,Надежда и т.п.)

Основная часть

А теперь присаживайтесь, слушайте сказку.

Жила была [ЭН] была она согласная. Очень она любила, когда к ней приходили гласные. Они очень дружили. Звуку «Н» очень хотелось петь, но без гласных звуков никак не получалось. Тогда гласные звуки решили: «будем ходить к звуку [Н] по очереди в гости и учить его петь. Рядом с нами любой запоёт (работа со схемой на каврографе В.Воскобовича) .

Пришёл в гости дружок [А] Встал перед [Н] вот так: [АН]. Попробовали петь, не получается. А вы попробуйте. Тогда они поменялись местами: получилось… Читаем вместе [НА]

Воспитатель: Получилась песенка? (Да) Обрадовался звук «Н» и пригласил звук «У»

(так же со звуками [О], [Ы])

Воспитатель: Какой звук [Н] не пригласил? (звук [И]). Обиделся звук [И], но пришёл в гости. Встал рядом [НИ]. Звук [НЬ] стал ласковый, мягкий. Произнесите [НЬ] мягко звучит.

Воспитатель: Давайте скажем слоги с твёрдым звуком [Н] (на, но, ну, ны). А теперь с мягким звуком [НЬ] (ни, ня, нё, ню).

Незнайка: Я ребята совсем запутался, какой мягкий, какой твёрдый.

Слайд №9

Воспитатель: А вы ребята, вместе с Незнайкой, посмотрите и найдите слова с мягким звуком [НЬ].

Слайд №10

А теперь с твёрдым [Н]. Молодцы.

Физкультминутка

Наш Незнайка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Слайд №11

Воспитатель: Ребята, чтоб наш Незнайка лучше запомнил [Н], предлагаю её слепить. Выберите любой цвет, возьмите доску, губку. Обтираем губкой руки. Насколько частей нужно разделить пластилин, чтоб получилась буква [Н]? (на три). Две части, будут какими, длинными или короткими? (две одинаковые длинные), а одна будет какая? (короткая). Молодцы! Приступаем к лепке, подарим Незнайку букву, чтоб он её запомнил.

В завершение лепки, дети подходят к Незнайке и дарят вылепленную букву.

Заключительная часть .

Воспитатель: С какими звуками и буквой мы познакомились? Какая эта буква? (согласная). Какие два звука обозначает? Что понравилось? Что было для вас сложно? Ребята, мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы, вы очень старались, были активными, умными и внимательными.

Тема недели: «Домашние животные». Тема НОД : «Знакомство с буквой «С»

Интеграция образовательных областей:

  • Познание
  • Коммуникация
  • Здоровье

Технологии:

Коррекционно-образовательные: совершенствовать навыки звуково-го анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова).

Коррекционно-развивающие: учить правильно произносить звук [С], выделять его в начале, середине и в конце слов.

Продолжать формировать понятие «согласный звук».

Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие.

Развивать мелкую моторику, длительный плавный выдох, зрительное внимание, память, мышление.

Материал:

магнитная доска, предметные картинки на звук «С», карточка из азбуки буква «С», синие фишки, тетради, цветные карандаши, мяч, карточки для определения места звука в слове для каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Организационный момент /вступительная беседа/
- Ребята, какое сейчас время года?
- Сколько всего зимних месяцев?
- Назовите их?
- Какой сейчас месяц?
- А какой сегодня день?

2. Психогимнастика
Логопед:
«На улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте, изобразим, как мы лепим снеговика /имитация движений/. Поработали, отогрелись, расслабились».

3. Сообщение темы занятия
- Послушайте, пожалуйста, загадки, если вы их отгадаете, то узнаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся.

Заворчал живой замок

Лег у двери поперек.

Какой первый звук в этом слове?/«с»/
- В каком положении губы? /улыбка/
- Где находится язычок? /язык широкий, за нижними зубами/.

Посмотрите на экран нашего компьютера.

4. Характеристика звука (слайд 3)
- Звук «с» согласный, твердый.

Каким символом обозначаем согласный твердый звук?
- Какие желтогрудые птицы зимуют вместе с нами?

5. Упражнение на дыхание
- Ребята, представьте, что подул сильный ветер, обжигающий лицо. СССС /выдыхают твердый звук «с»/». Когда лопается колесо и выходит воздух, то раздается такой звук «ССС».
6. Рассматривание картинок на звук «С» (Слайд 5)

Дети называют картинки и определяют место звука в словах.

7. Игра с мячом «Эхо»
- Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги» .
«с», «а» — «са»;
«с», «и» — «си»;
«с», «у» — «су»;
«с», «о» — «со».

8. Раскрась картинки, в названии которых есть звук «С» (работа в тетрадях)

9. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки дети

Маша кашей всех кормила. мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу Загибают по одному пальчику на левой руке.

Кошке - в чашку,

Жучке - в плошку,

А коту - в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала. Сдувают «крошки» с ладошки.

10. Знакомство с буквой «С» (слайд 7)

- Послушайте стихотворение про букву «С»:

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

На что похожа буква «С»?

Давайте сложим ее из пальцев.

Найдите букву «С» в своих тетрадях в правом верхнем углу. Каким цветом ее нужно раскрасить? Раскрашивайте. Обведите ее пальчиком, напишите в воздухе по очереди всеми пальцами обеих рук.

11. Рассматривание слайдов 8,9

12. Составление предложений по картинкам

Санки, автобус, миска, собака.

13. Итог занятия

Прислала

Учитель-логопед

Стелла Данелян



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!